Фразеологические сращения, единства, сочетания и выражения. Фразеологические сочетания

1.2 Фразеологические сращения.

В.В.Виноградов рассматривал фразеологизм как явление, прежде всего семантическое и выделил в составе фразеологизмов фразеологические сращения и фразеологические единства. Фразеологические сращения отличаются от фразеологических единств большей сте­пенью семантической спаянности, слитности своих компонентов. Основным лингвистическим фактором, определяющим степень семантической спаянности компонентов значения фразеологизма, является отсутствие или наличие образ­ной мотивированности их значений. Ю.П. Солодуб дает следующее определение: фразеологические сращения - это фразеологизмы, целостное обобщенно-переносное значение ко­торых никак не мотивировано ЛЗ вошедших в их состав компонен­тов[ Солодуб Ю.П.,1997, с 114]

Например:

A skeleton in the cupboard – ‘семейная тайна; неприятность, скрываемая от посторонних’; the real McCoy-‘ отличная вещь, нечто весьма ценное;

Grin like a Cheshire cat - ‘ ухмыляться во весь рот’; Peeping Tom-‘ человек с нездоровым любопытством, тайно следящий за другими’;

При наличии образной мотивированности значения у того или иного фразеологизма мы очень четко воспринимаем его лекси­ческие компоненты как отдельные слова, осознаем роль каждого из них в создании целостного обобщенно-переносного значения всего фразеологического единства.

При отсутствии образной мотивированности значения того или иного фразеологизма его компоненты в значительной степени утрачивают свои лексические свойства, при этом в какой-то мере стираются даже реальные границы, их разделяющие, они образу­ют некий единый «сплав», представляющий собой план выраже­ния соответствующего фразеологического сращения [ Солодуб Ю.П.,1997, с 115].

1.3 Фразеологические единства.

Наряду с фразеологическими сращениями исследователи выделяют фразеологические единства. Фразеологические единства - это фразеологизмы, целостное обобщенно-переносное значение которых может быть образно мо­тивировано на основе ЛЗ компонентов, вошедших в их состав [ Солодуб Ю.П.,1997, с 114].

Например:

to pour oil on the flame(s)-‘ подливать масло в огонь’, to tear one’s hair- ‘ рвать на себе волосы, (to live) a cat and dog life-‘ жить как кошка с собакой’.

Их высокая коннотативность обусловлена фразеологическим об­разом, или внутренней формой, т.е. наглядным представлением, той «картинкой», на основе которой осмысливается и восприни­мается само целостное обобщенно-переносное значение. Теорети­чески наличие идентичных по своим значениям и внутренним формам фразеологизмов можно объяснить определенной общ­ностью образно-понятийных ассоциаций, возникающих в различ­ных языках и у разных народов в результате сходства их жизнен­ного опыта; немаловажную роль при этом могут играть культур­ные реалии, в какой-то мере отражающие общие пути развития этих народов. Наглядными примерами могут служить следующие фразеологические единства: to carry coals to Newcastle -‘ заниматься бесполезным и ненужным делом’ - семантически идентичен с фразеологизмом в русском языке -‘ ездить в Тулу со своим самоваром’; when pigs fly-‘ букв, когда полетят свиньи т.е. никогда’- семантически идентичен с фразеологизмом в русском языке -‘когда рак на горе свистнет (а рыба запоет)’.

Перечисленные выше фразеологические единства совер­шенно идентичны по своим значениям и сти­листической окраске (чаще всего они принадлежат к разговорному стилю литературного язы­ка, но могут быть употреблены и в просторечии). Идентичными по мотивирующим их значение фразеологическим образам они, од­нако, не являются: каждый имеет неповторимый, специфичес­ки национальный характер (это значит, что одним из важных компонентов структуры их фразеологического значения является этнокультурный) [ Солодуб Ю.П.,1997, с 117].

1.4 Фразеологические сочетания.

Согласно классификации А.В.Кунина помимо фразеологических единств и сращений он выделяет и фразеологические сочетания.

Фразеологические сочетания - обороты, в которых у одного из компонентов фразеологически связанное значение, проявляется лишь в связи со строго определенным кругом понятий и их словесных обозначений[Кунин 1996,с 22].

При этом для такого ограничения, подчеркивал В.В. Виноградов, как будто нет оснований в логиче­ской или вещной природе самих обозначаемых предметов, дейст­вий, явлений. Эти ограничения создаются присущими данному языку законами связи словесных значений. Подобные сочетания эквивалентами слов не являются, так как у каждого их компонента различные значения.

Например: to keep one’s distance-‘ знать свое место; держаться в стороне, подальше; держаться на почтительном расстоянии; to keep one’s ears open-‘ держать ухо востро, быть на стороже, начеку’; to keep oneself to oneself- ‘ быть замкнутым, необщительным, предпочитать одиночество; держаться особняком, сторониться людей, замкнуться в себе’.

В выше перечисленных примерах слово to keep нельзя заменить на любое другое близкое по значению слово т.к. это приведет к несочетаемости слов и искажению значения фразеологизма.

Лингвисты отмечают, что в современной фразеоло­гии сложилась тенденция к использованию термина «фразеологи­ческая единица» в самом широком смысле: он охватывает все объекты фразеологии как лингвистической науки - фразеологические сращения, фразеологические единства и фразеологические соче­тания. Термин «фразеологизм» (фразеологический оборот) упот­ребляется обычно только по отношению к фразеологическим сра­щениям и фразеологическим единствам как их своеобразный тер­минологический гипероним. Очень часто (в работах зарубежных лингвистов) встречается еще один терминологический гиперо­ним - идиома - идиомы (этот термин В.В.Виноградов приме­нял в только по отношению к фразеологическим сращениям)[ Солодуб Ю.П.,1997,c 116 ].

Таким образом, фразеологическая единица в самом широком смысле вызывает определенные трудности при переводе.


2.Проблемы перевода фразеологизмов.


И не задумываемся о том, какой труд приложил переводчик для максимально достоверной передачи смысла оригинала литературного произведения.Перевод художественных текстов осложнен высокой смысловой загруженностью, и переводчику, зачастую, приходится создавать текст на другом языке заново, а не воспроизводить его с другого языка. На восприятие текста влияет многое: культура, подтекст, национальные...

Исходного текста и текста перевода, что невозможно без проведения разнообразных переводческих трансформаций. 2. Лингвокультурологический аспект фразеологизмов как объекта перевода 2.1 Свойства личности в аспекте ее семантических характеристик (на материале фразеологизмов) Анализ деятельности субъекта в предметном мире показывает, что понятийный аппарат рассмотренных теорий менее...

К положительным моментам развития фразеологии в немецком языкознании относится стремление отдельных ученых-лексикографов – уточнять семантику и структуру фразеологических единиц немецкого языка. Систематизация фразеологического материала представлена в немецком языкознании тремя разновидностями: а) классификация структурно-семантической классификацией, наиболее полно описанной Ф.Зейлером; б) ...

Авторская речь и речь героев неповторимо своеобразны, как-то по-особому выразительна, метка и образна. Чем достигается данный эффект? Анализ ряда произведений В. М. Шукшина показал, что этому в немалой степени способствует использование фразеологических оборотов в речи автора и его героев. Фразеологические обороты - это яркое стилистическое средство сделать речь сильной и красочной, образной и...

Изучения любого языка начинается с изучения письменности, затем учат произношение звуков и, наконец, все это слагается в слова. И если на первых порах правила образования фраз заучить становится легко, и, в принципе, можно запомнить некую закономерность, с помощью которой в языке образуются части речи, то камнем преткновения всегда останутся они - фразеологические единства, или, проще говоря, - идиомы, которые выучить можно только путем долгой зубрежки и никак иначе.

Для чего нужны фразеологические единства

Впрочем, не нам, русскоговорящим людям, жаловаться на невозможность понять на другом языке, поскольку у русских людей всегда найдется эдакое «красное словцо», которое полностью описывает текущую ситуацию.

Русский язык считается одним из самых сложных в изучении из-за наличия множества времен, спряжений глаголов, способов образований новых частей речи, но вот самое убийственное - это как раз таки идиомы, те самые фразеологические сращения, единства. Посоперничать с богатством крылатых выражений русский язык может разве что с китайским.

Идиомы употребляются в речи с целью украсить ее, сделать более интересной, реже - чтобы придать определенную эмоциональную окраску. Не всегда даже сами носители языка знают, откуда произошло то или иное выражение, но всегда с удовольствием используют в своей речи устойчивые выражения.

Чтобы понять, что значат некоторые выражения в каком-либо языке, нужно поближе познакомиться с менталитетом этого народа, изучить их привычки и повадки, правила жизни. И тогда, возможно, вся эта каша из слов станет более понятной.

Что такое фразеологизмы и идиомы?

Сложнее всего объяснить нелогичное сочетание слов детям, ведь в их понятии мир логичен и последователен, а значит, фразеологические единства - это что-то выпадающие из привычного хода событий, и надо найти этому объяснение.

Для начала следует разобраться со всей этой путаницей: фразеологические сращения, фразеологические единства и фразеологические выражения - все это одно и то же или между ними все-таки есть различия? Да, на самом деле между ними для лингвистов и филологов различия чуть ли не колоссальные, а для простых людей все это - идиомы. Но если объяснять вкратце, то:

  • Фразеологическое сращение - это неделимое сочетание слов, поскольку если эти слова разделить, то теряется общий смысл всей фразы. Иначе говоря, соединяясь между собой, слова образуют совершенно новый, переносный смысл.
  • Фразеологическое единство - в отличие от первого варианта, в этом случае слова все же употребляются в своем прямом значении, и фразу, в принципе, возможно понять, даже переведя ее на другой язык: аллегорический образ все же просвечивается.
  • или выражения характеризуются тем, что у них есть одно постоянное слово, которое может сочетаться с другими переменными. Проще говоря, это метафорическое выражение своих чувств, которое как раз таки более понятно из всего вышеперечисленного.

Примеры фразеологизмов

С подбором идиом у любого человека не возникает никаких проблем. Все знают устойчивые выражения «валять дурака», «бить баклуши», «из рук вон», «с бухты-барахты», «согнуть в три погибели», «всыпать по первое число» и так далее. Эти сращения неделимы сами по себе, отсоединить эти слова друг от друга - значит разрушить саму каноничность высказывания. Примеры таких фраз встречаются в повседневной жизни настолько часто, что русскому человеку совершенно не режет ухо употребление таких сочетаний, зато иностранцу очень долго придется объяснять, кто такой дурак и почему его надо валять.

Всем знакомы выражения «плыть по течению», «грызть гранит науки», «ловить на живца», «буря в стакане воды», «не покладая рук» и так далее. Это уже фразеологические единства. Примеры таких выражений встречаются даже чаще идиом. И поскольку они не режут слух носителям языка, порой мы этого даже не замечаем.

Сочетания и единства

Немного сложнее все с фразеологическими сочетаниями, поскольку тут действительно потребуется фантазия для того, чтобы понять человека. Русские люди, например, очень любят «сгорать» от своих чувств, будь то стыд, обида или любовь. Или вот еще: ну не понять иностранцу, куда все-таки русские несут бред или околесицу. То есть в этих выражения есть постоянное слово, которое используется в переносном значении, и второе переменное слово.

Как видно из описания, фразеологические единства и фразеологические сочетания понять иностранцу порой гораздо легче, а вот со сращениями способ борьбы только один: заучивать их наизусть. И желательно лишний раз не интересоваться у русского, что такое «лепта», «баклуши» или «аршин» - он и сам, честно говоря, не знает.

Народный фольклор

Взгляд на мир у многих поколений формируется путем передачи информации от родителей к детям, и так на много поколений вперед. Стихотворения, песни, сказки, былины, скороговорки, пословицы и поговорки - все это устное народное творчество, причем у каждого народа оно свое. Изучая культуру предков, зачастую гораздо проще понять, как в то время вели себя и думали над чем-либо люди, и так же легче понять, где премудрости тех времен нашли себе место в современной науке.

Фразеологические единства есть не что иное, как те же самые поговорки, которыми люди разговаривали раньше. В. И. Даль, например, любил путешествовать по деревням и увековечивать такие выражения, записывать их и пояснять. И отчасти это его заслуга, что многие выражения сохранились и по сей день.

Чем же

Тем, что, как правило, несут в себе определенному поучительную мораль, заключенную в одном предложении. То есть предложение можно перефразировать, заменить или упустить некоторые слова, сохранив при этом смысл - оно не является единым целым, в отличие от поговорок, слова в которых неизменны. Именно поговорками зачастую описывали ситуации, выражали эмоции, да и просто общались на Руси.

Откуда берутся крылья

Большинство идиом и устойчивых выражений известно еще с тех времен, когда Россия была Русью, а Киев - матерью городов русских, но нельзя отрицать, что сильное влияние на словарный запас оказывают и классические писатели, крылатые фразы которых так полюбились людям.

Самое известное русское произведение, откуда позаимствовано множество выражений - это «Горе от ума» Грибоедова. Всем знакомы фразы: «свежо предание», или возглас «Карету мне, карету!», или же «Сюда я больше не ездок». Но мало кто знает, что все это взято из великого русского произведения. Нередко и само название пьесы используют как фразеологизм.

Выражения из произведений Пушкина, Толстого, Булгакова и многих других классиков настолько плотно вошли в речь, что уже потеряли свои корни. Оттого-то она и классика, что знакома всем.

Говоря о крылатых фразах, невозможно не упомянуть и советское кино, когда многие книги к тому же и экранизировались. Достаточно вспомнить «Золотого теленка»! «Утром деньги - вечером стулья», - может сказать русский человек и и даже не подумает о том, как воспринимаются фразеологические единства такого рода иностранцами. Кому-то это может показаться наглостью, но мы-то поймем отсылку к Остапу Бендеру и даже вместе посмеемся.

Фразеология в повседневности

Многие из нас даже не задумываются, почему мы используем те или иные выражения и где растут ноги у этих высказываний. Фразеологические единства, примеры которых любой русский человек вспомнит незамедлительно, на самом деле отражают менталитет, обычаи и мышление народа.

Для примера можно рассмотреть отличие двух устойчивых фраз в русском и в английском языке: «Сделай или умри!» - говорят англичане. В то же время русский человек скажет наоборот: «Умри, но сделай», что означает бесстрашие перед смертью.

Или другое выражение: «отдать последнюю рубаху», которое говорит о привычке жертвовать всем ради благополучия других людей.

Русское сердце

Заслуживают внимания и фразеологизмы, в которых затронуто сердце. «Разбить сердце», «от всего сердца/от всей души», «сердце замирает», «сердце кровью обливается» и так далее. Дело в том, что в большое внимание уделяется внутреннему миру человека. Издавна считается, что в груди живет душа, в самом сердце скоплены все чувства и самое сокровенное.

Фразеологическое единство «положа руку на сердце» возникло из-за обычая класть руку на грудь, когда кто-то говорит искренне. Этот жест говорит о том, что человек буквально открывает перед другим свое сердце и таким образом подтверждает истину своих слов. Вспомните обычай давать клятву на Библии, при этом ведь на нее кладут руку. Но что делать, если книги под рукой нет? Положить руку на то, что свято для человека в такой же мере, как упомянутая книга. Поэтому он и кладет руку на сердце.

Фразеологизмы в английском языке

Не только русский язык порой вводит в сочетанием несочетаемого, - фразеологические единства в английском языке тоже присутствуют. Некоторые из них связаны с историей, другие - с менталитетом и привычками англичан.

Самое распространенное английское выражение, пожалуй, звучит так: "Every cloud has a silver lining". Как и в случае с русским, перевести это дословно даже не стоит пытаться. Стоит просто запомнить, что это выражение звучит как подбадривание, мол, «все не может быть настолько плохо».

Англичане любят поедать слова. Прямо так и говорят: "To eat one"s words", что очень похоже по смыслу на русское «забрать слова обратно». Многие выражения в английском языке часто имеют аналоги в русском, и наоборот, поэтому понять некоторые фразеологические единства как русским, так и англичанам легко.

Китайские фразеологические единства

Соперничать с русским языком в плане численности различных выражений может разве что китайский язык. В нем, как известно, около тысячи иероглифов и в разы больше слов. В одном жители Поднебесной похожи на русских совершенно точно: и по сей день в их родном языке сохранились выражения, придуманные еще в прошлые века далекими предками. Китайцы относятся к истории своего народа очень бережно, а потому и союзные фразеологические единства в китайском языке, несмотря на то, что грамматика с тех времен значительно поменялась, сохранились и по сей день.

Отличительной особенностью емких высказываний в китайском является то, что такие фразы там, как правило, состоят из двух частей: первая - само вторая часть - пояснение того, что имеется в виду. Например: 守株待兔 - «ждать у моря погоды», «уповать на судьбу». Для переводчиков китайского особенно интересно переводить такого рода фразеологизмы, поскольку они формировались еще тогда, когда даже письменность была другой.

Слова в языке сочетаются друг с другом и образуют словосочетания. Свободными сочетаниями слов в предложении занимается синтаксис, раздел грамматики. Однако есть и такие сочетания слов, которыми интересуется лексикология, это не свободные сочетания слов, а лексикализованные,т.е. как бы стремящиеся стать одним словом, одной лексемой, хотя и не потерявшие еще формы словосочетания.

Сравним два словосочетания, где налицо определяемое существительное и согласованное с ним определение-прилагательное: железная скамья и железная дорога; первое из них – свободное, это сочетание двух полнозначных слов, где ясно, действительно это скамья, и она железная; т. е. «сделанная из железа». В этом сочетании общее значение складывается из суммы значений отдельных слов; мы можем заменять их синонимами без потери смысла: металлическая скамья, железная лавка, металлическая лавка; можем прилагательное заменить существительным с предлогом: скамья из железа; можем заменить основное слово производным: железная скамейка, железная скамеечка; можем изменить порядок слов: скамья железная (например, в перечне: скамьи деревянные, скамьи железные и т. п.). Но, например, никак не можем сказать деревянная железная скамья, потому что она сделана из железа, а не из дерева. Совершенно иное дело железная дорога; ни одной из перечисленных операций мы не можем произвести, получится бессмыслица, так как железная дорога – это не дорога, сделанная из железа, а единое понятие вида транспорта. Поэтому нельзя сказать ни металлическая дорога, ни железный путь, ни дорога из железа, ни железная дорожка, ни дорога железная1. Железная дорога – несвободное, лексикализованное сочетание, где дорога – не «дорога», а железная – не «железная», поэтому нас нисколько не смущает такое предложение: «Пионеры построили деревянную железную дорогу», так же как нас не смущают красные чернила, розовое белье, черная белка и т. п.

В предложении такие лексикализованные сочетания являются одним членом, например: «В Новогиреево можно проехать железной дорогой или трамваем», где и трамваем, и железной дорогой – одинаково обстоятельства; ср. также: «Он работает спустя рукава», «Помещики жили на широкую ногу», «Они сумели поговорить с глазу на глаз» и т. п., где все выделенные сочетания – обстоятельства.

Фразеология – фразеологический состав языка, а также раздел языкознания, его изучающий. Основной единицей фразеологии является фразеологизм – устойчивое сочетание слов. Во многих отношениях фразеологизмы ближе к слову, чем к словосочетанию, поэтому они изучаются в курсе лексикологии.

Степень спаянности слов, мотивированность значения всего фразеологизма значениями составляющих его компонентов может быть различной. Это дало академику Виноградову создать следующую классификацию фразеологических единиц.


1. Фразеологические сращения – устойчивые, лексически неделимые обороты, значения которых никак не выводятся из значений составляющих слов, не мотивированы ими (валять дурака, задать стрекача). К этой группе относятся также фразеологизмы, содержащие устаревшие слова или грамматические формы (притча во языцех, легок на помине). Понимание целого не зависит от непонятных слов («попасть впросак», «у черта на куличках», «точить лясы»), от непонятных грамматических форм («ничтоже сумняшеся», «еле можаху», «притча во языцех», «и вся недолга») или же где слова и формы понятны, но смысл отдельных слов не разъясняет целого (заморить червячка, сидеть на бобах, как пить дать), наконец, в тех случаях, когда данное сочетание требует особой интонации, передающей особую экспрессию (вот тебе раз! чего доброго! вот так клюква! поминай, как звали!).

2. Фразеологические единства – устойчивые, лексически неделимые обороты, значения которых мотивированы значениями составляющих их слов, но не выводятся непосредственно из них, а возникают на основе образного переосмысления. В большинстве случаев фразеологическому единству соответствует свободное словосочетание, которое, будучи ассоциативно переосмысленным, и послужило основой метафорической фразеологизации (плыть по течению, засучив рукава, ни рыба ни мясо, зайти в тупик). Чем черт не шутит; и дешево и сердито; ни дна ни покрышки; слону дробинка; переливать из пустого в порожнее; делать из мухи слона; держать камень за пазухой; выносить сор из избы); в этих случаях возможны и частичные замены отдельных слов.

3. Фразеологические сочетания – устойчивые сочетания слов, которые включают в свой состав как компонент со свободным значением (реализующимся в разных контекстах), так и компонент с несвободным (фразеологически связанным) значением. Например, в словосочетании заклятый враг существительное враг обладает свободной сочетаемостью, а прилагательное заклятый употребляется только со словом враг, имеет фразеологически связанное значение. Значения фразеологических сочетаний мотивированы непосредственно значениями составляющих их слов. Потупить взор (взгляд, глаза, голову), нашло раздумье (сомненье, вдохновенье), ужас берет (страх, тоска, досада, зависть).

Иногда выделяют еще фразеологические выражения . Это членимые, разложимые на компоненты словосочетания и предложения, значение которых складывается из значений составляющих их слов. С фразеологизмами их сближает постоянство состава и воспроизводимость в речи в качестве готовых единиц. Таковы пословицы, поговорки, «крылатые слова», цитаты из известных художественных произведений.

По структуре фразеологизмы могут быть представлены словосочетаниями или предложениями. Они могут быть классифицированы в зависимости от того, с какой частью речи по значению соотносится весь фразеологизм: глагольные, именные, адъективные, наречные.

Т.к. лексикализованные сочетания по своему происхождению тесно связаны с условиями места и времени, с каким-либо данным случаем, то они в каждом языке индивидуальны и своеобразны и буквально не переводимы. Поэтому они называются идиомами , а совокупность идиом в языке называются идиоматикой .

Например, заяц в прямом значении – der Hase (не идиома), а в значении безбилетный пассажир – идиома (Blinder) Английское сложное слово killjoy буквально значит «убей радость», но переводить его надо идиоматически как брюзга; в прямом значении.

Фразеологические сочетания

Фразеологическое сочетание - это устойчивое выражение, в котором у одного из компонентов есть буквальное (словарное) значение, т.е. это частично мотивированные словосочетания. Фразеологические сочетания являются устойчивыми оборотами, однако их целостное значение следует из значений составляющих их отдельных слов.

По сравнению с фразеологическими сращениями и единствами, фразеологические сочетания семантически делимы, т.е. в их составе допускается замена или подстановка отдельных слов. В русском языке, например, в словосочетаниях "сгорать от любви, ненависти, стыда, нетерпения " слово "сгорать " является постоянным членом с фразеологически связанным значением.

В английском языке словосочетания: "to show one "s teeth " - "огрызаться" (дословно - "показывать свои зубы"). Семантическую самостоятельность в этом сочетании проявляет слово one "s - "чьи-то". Его можно заменить на такие слова, как: my, your, his и т.д.; "to talk through one "s hat " - "нести вздор, пороть чепуху" (дословно говорить сквозь шляпу); "to burn one "s fingers " - "обжечься на чём - либо" (дословно обжечь свои пальцы).

Фразеологические единства

Фразеологическое единство - выражения с единым целостным значением, которое возникает путем слияния значений лексических компонентов.

Для фразеологического единства характерна образность; каждое слово должно имеет своё значение, но в конечном итоге, они приобретают переносный смысл. Как правило, фразеологизмы такого типа являются тропами с метафорическим значением (например, "грызть гранит науки ", "пускать пыль в глаза ", "плыть по течению ", "держать камень за пазухой ", "уйти в свою скорлупу ", "из пальца высосать ", "кровь с молоком "). Отдельные слова, которые входят в его состав, семантически несамостоятельны, и значение каждого из компонентов подчинено единству общего образного значения всего фразеологического выражения в целом. Следует отметить, что при дословном переводе иностранец сможет догадаться только о смысле словосочетания.

Так же как и идиомы, фразеологические единства семантически неделимы, их грамматические формы и синтаксический строй строго определены. Замена слова в составе фразеологического единства, в том числе и подстановка синонима, ведёт к разрушению метафоры (например, гранит науки o базальт науки) или изменению экспрессивного смысла: попасться на удочку и попасть в сети являются фразеологическими синонимами, но выражают разные оттенки экспрессии . Но, в отличие от идиом, единства подчиняются реалиям современного языка и допускают в речи вставку других слов между своими частями. Например, "довести" (себя, его, кого-либо) до белого каления, "лить воду на мельницу" (чего-либо или кого-либо) и лить воду на (свою, чужую и т.п.) мельницу. В английском языке примеры фразеологических единиц: зайти в тупик, бить ключом, держать камень за пазухой, водить за нос; англ. "to know the way the cat is jumping " - "знать, куда ветер дует" (дословно -

"знать, куда прыгнет кошка"). Выражение "to be born with a silver spoon in one "s mouth" имеет значение "родиться в сорочке" (дословно родиться с серебряной ложкой во рту); "at the drop of the hat - " немедленно, в тот же час, по малейшему поводу" (дословно в момент падения шляпы); "to keep a dog and bark oneself " - "выполнять работу своего подчиненного" (дословно облаять, обругать, сорвать раздражение, злость).

Фразеологические сочетания

Фразеологическими сочетаниями называются такие устойчивые обороты, общее значение которых полностью зависит от значения составляющих слов. Слова в составе фразеологического сочетания сохраняют относительную семантическую самостоятельность, однако являются несвободными и проявляют свое значение лишь в соединении с определенным, замкнутым кругом слов, например: слово слёзно сочетается только со словами просить, умолять. Следовательно, один из членов фразеологического сочетания оказывается более устойчивым и даже постоянным, другой - переменным. Наличие постоянных и переменных членов в сочетании заметно отличает их от сращений и единств. Значение постоянных членов (компонентов) является фразеологически связанным. Например, в сочетаниях сгорать от стыда и тоска берет постоянными будут сгорать и берет, так как именно эти слова окажутся основными (стержневыми) элементами и в других фразеологических сочетаниях: сгорать - от стыда, от срама, от позора; сгорать - от любви; сгорать - от нетерпения, зависти; берет - тоска, раздумье; берет - досада, злость; берет - страх, ужас; берет - зависть; берет - охота; берет - смех. Употребление иных компонентов невозможно (ср.: «сгорать от радости», «берет улыбка»), это обусловлено существующими семантическими отношениями внутри языковой системы. Значения подобных слов являются в системе данных оборотов фразеологически связанными (см. § 2), т.е. реализуются только с определенным кругом слов.

От фразеологических сращений и единств фразеологические сочетания отличаются тем, что не являются абсолютно лексически неделимыми. Несмотря на фразеологическую замкнутость оборотов данного типа, даже лексически несвободные компоненты без ущерба для общего фразеологического значения могут быть заменены синонимом (ср.: потупить голову - опустить голову; сесть в лужу - сесть в калошу; насупить брови - нахмурить брови и т.д.). Это создает благоприятные условия для возникновения вариантов фразеологических единств, а нередко и синонимов.

Синтаксические связи слов в подобных оборотах соответствуют существующим нормам, по которым создаются и свободные словосочетания. Однако в отличие от последних эти связи устойчивы, неразложимы и всегда воспроизводятся в одном и том же виде, семантически присущем тому или иному фразеологизму.

Фразеологические сочетания - достаточно многочисленная по составу и весьма распространенная по употреблению группа.

Статьи по теме: