Темная сторона креативности: за что не любят творческих натур. Творческие люди умны, в то же время наивны. Творческие личности постоянно витают в облаках

Обида - это демонстративная реакция, она нужна, чтобы показать обидчику, что он неправ. Обычно люди стараются не слишком демонстрировать свою обиду близким людям, понимая, что друзья и родственники редко стараются специально подколоть и уязвить их. Однако некоторые представители творческих профессий готовы обижаться по любому поводу.

Чтобы нормально общаться с такими людьми, нужно принять их обидчивость, как данность и непреложное свойство натуры. Люди творческих профессий, как правило, страшно неуверенны в себе, поскольку то, чем они зарабатывают себе на жизнь, не может быть оценено объективно. Картина, песня, танец, скульптура могут только нравиться или не нравиться. Они не могут быть удобными, качественными, прочными, эти характеристики несоотносимы с произведениями искусства. В итоге каждый творческий человек постоянно балансирует между чужими мнениями о своем искусстве, о своем способе зарабатывать на жизнь.

Проблема в том, что творческие люди в своих произведениях выражают себя и свое эго, соответственно, каждая негативная оценка уязвляет их в самое сердце. Психика людей творческих профессий редко отличается стабильностью, малейшие изменения в жизни, мелкие незначительные события выводят их из равновесия. Поэтому они склонны принимать даже самые невинные замечания в штыки из-за собственной неуверенности и зависимости от чужого мнения.

Форма защиты

Можно сказать, что творческие люди всю жизнь пытаются выстроить вокруг себя защиту, чтобы как-то проще воспринимать мир. К сожалению, настоящий художник не может отрастить достаточно толстую кожу, не потеряв способности к творчеству. Именно поэтому у людей творческих профессий так с окружающим миром.

Обидчивость таких людей не стоит воспринимать как что-то личное. Скорее всего, так выражается их повышенная восприимчивость. Чаще всего чрезмерная обидчивость проявляется только в первое время после знакомства в качестве защитной реакции или попытки оградить свое личное пространство от вторжения.

Вообще, надо понимать, что в большинстве случаев все странности и необычности в поведении творческих людей объясняются именно попытками защититься от мира. Эпатажный образ, грубость, нарочито асоциальное поведение, обидчивость для людей творческих профессий являются своеобразными внешними оболочками. Добраться до того, что скрывается у них внутри, бывает непросто.

Экология жизни. Люди: Нейробиология доказала, что у тех, кто обладает творческим складом ума, мозг работает иначе, нежели у остальных типов людей.

Нейробиология доказала, что у тех, кто обладает творческим складом ума, мозг работает иначе, нежели у остальных типов людей.

Наука ещё не может объяснить точно, как происходят все эти процессы, однако креативность, как полагают, включает несколько познавательных процессов. Трудно сказать, что определённое поведение связано именно с креативностью.

Однако существуют некоторые различные черты, типы поведения и социального влияния, на которые влияет креативность.

Вот четырнадцать черт, характерных для творческих натур

1. Они внимательные

Творческие люди тщательно наблюдают за всем вокруг. Они также любят наблюдать за людьми. Многие творческие люди часто носят с собой ноутбук, блокнот или камеру, чтобы запечатлеть то, что они видят. Во многих известных работах именно детали очаровывают нас больше всего.

Например, мы видим много нюансов поведения человека в романах Джейн Остин. Эти маленькие, но захватывающие детали вдыхают в её произведения жизнь.

2. Они мечтательные

Когда мы были детьми, большинству из нас говорили перестать мечтать. Однако сейчас психологи утверждают, что мечтать и тратить время впустую – не одно и то же .

Мечтание на самом деле является сложным мозговым процессом, во время которого устанавливаются связи, происходит понимание и рождаются новые идеи. Когда мы мечтаем, мы можем смотреть на жизнь по-другому, воображая, каково было бы быть кем-то ещё или жить в мире, устроенном иначе. Это может улучшить творческие мыслительные процессы и привести нас к новым идеям.

3. Они бросают вызов статус-кво

Творческие личности часто не хотят принимать вещи такими, какие они есть. Они хотят изменить мир и ощущать собственную значимость. Они задаются такими вопросами, как «Что, если?» и «Почему нет?» Это помогает им пересмотреть возможности.

Взять, к примеру, поэта времён Первой мировой войны Уилфреда Оуэна. Он принял решение бросить вызов убеждению, что умереть за страну – это великолепно, и изобразил все ужасы войны.

4. Они регулярно вливаются в творческий поток

Творческие личности, когда они вовлечены в работу, проскальзывают в «зону». Также известное, как «поток», это состояние описано в книге Михая Чиксентмихайи. Автор объясняет, как достигается состояние потока, когда мы работаем над чем-то, чем мы наслаждаемся, а также в моменты, когда ситуация бросает нам вызов. В состоянии потока творческая работа удаётся намного лучше.

Креативность не влечёт за собой многозадачности. Часто нужно лишь отвлечься, чтобы войти в поток.

5. Они испытывают затруднения, заканчивая проект

Одним из недостатков творческого склада ума является то, что завершение дел может стать настоящей проблемой. Начальные стадии творческого проекта кажутся захватывающими и новыми, но это волнение может со временем исчезнуть, как и в большинстве любовных романов!

Они легко могут бросать проекты, когда они становятся более трудными и сложными. Творческие личности могут также отвлечься на другую гениальную идею.

6. Они видят структуры и связи

Что отличает творческих личностей от других, так это способность устанавливать связи. Креативность часто заключается в соединении вещей, которые другие могут рассматривать как абсолютно несвязанные.

Обнаруживая структуры и связи, которые упускают из вида другие, творческие люди могут создавать что-то новое из упущенного и недооценённого. Они видят возможности там, где другие их не видят, и используют это, чтобы создать что-то оригинальное.

7. Они питают свои души

Мы не можем постоянно создавать новые вещи, если мы не тратим время, чтобы питать свои души. Джулия Кэмерон описала это как «хорошее наполнение». Она говорит: «Мы должны быть достаточно внимательными, чтобы сознательно пополнять наши творческие ресурсы, поскольку мы пользуемся ими».

У каждого человека существуют различные требования к этому наполнению. Часто это касается времени, которое нужно провести в одиночестве. Независимо от того, как мы проводим время и что делаем для этого, питание души важно для продолжения творческого выражения.

8. Они открыты

Открытость – ключевой фактор креативности. Творческие люди очень любопытны и любят новые впечатления.

Будучи открытыми для новых эмоций, творческие личности очарованы новой информацией, сенсациями и чувствами. Они постоянно исследуют внешний мир и свой внутренний и остаются открытыми для новых возможностей всю свою жизнь.

9. Они настоящие

В обществе, которое ценит внешние признаки успеха больше, чем богатую внутреннюю жизнь, творческие личности могут потерпеть неудачу. Однако они движутся по другому курсу. Творческий процесс – часть того, что делает их теми, кем они являются.

В итоге творческие личности остаются верными своему видению окружающего мира и следуют за своей мечтой, а не стремятся к успешности и популярности.

10. Они творят циклично

Креативность имеет свои собственные естественные ритмы, которые невозможно изменить, как и времена года. В жизни любой творческой личности происходят быстрые изменения: периоды производительности сменяются желанием оставаться в полном покое – и наоборот.

Творческие проекты начинаются с периода инкубации, и лишь через время они готовы увидеть свет. Творческие люди поддаются этим циклам вместо того, чтобы быть одержимыми постоянной производительностью.

11. Они не верят в себя

Творческие личности страдают от тех же самых сомнений и проблем, касающихся уверенности в себе, как и все остальные люди. Когда художник изо всех сил пытается найти своё место в жизни и завоевать любовь аудитории, отсутствие уверенности в себе может ощущаться более остро. Даже очень успешным творческим личностям часто бывает трудно признать великолепие собственной работы.

12. Они жизнерадостны

К счастью, несмотря на то, что творческие личности часто сомневаются в себе, они остаются жизнерадостными. Они должны быть такими. В творческой работе присутствует много проектов, которые идут не по правилам и часто терпят неудачи. Именно здесь и нужна жизнерадостность.

Творческие личности не могут позволить себе принимать неудачу близко к сердцу. Лучший способ пересмотреть свою точку зрения на это – признать, что это не ошибка, а полезный опыт.

13. Они следуют за своими увлечениями

Творческих людей редко мотивирует материальное вознаграждение. Они находят мотивацию во внутреннем вознаграждении, таком как личное удовлетворение, кураж и увлечение.

Художники творят, потому что что-то внутри них требует этого, а не из жажды известности или богатства либо желания понравиться кому-то. Понимание, что такая внутренняя мотивация ведёт к успеху, может повысить общую креативность.

14. Они рассматривают жизнь как возможность самовыражения

Творчество – часть нашего самовыражения. Всё, что мы делаем, прибывает из нашей собственной потребности в самовыражении. Таким образом, вся наша жизнь может стать творческим проектом .

В то время как некоторые люди могут быть более творческими, чем другие, я думаю, что креативность – качество, которое есть у всех нас . Если вы посмотрите на собственную жизнь, вы увидите, что она полна креативности. Когда мы готовим еду, ремонтируем комнату, выбираем оборудование или высаживаем сад, мы творим. Вещи, которые мы выбираем, говорят много о нас и являются частью того, как мы строим свои собственные жизни. опубликовано

Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.

С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.

«На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие », - рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности...у этих людей более хаотичный ум ».

Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.

Они мечтают

Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности », считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации ». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.

Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.

Они все замечают

Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает» .

Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.

У них свои часы работы

Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.

Они находят время для уединения

«Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством» , - писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.

Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением - мы должны дать себе время просто помечтать.

«Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы... не в контакте с самим собой и не размышляете о себе» , - говорит он.

Они «переваривают» жизненные преграды

Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.

Они в поиске новых впечатлений

Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.

«Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений », - говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе - это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего» .

Они терпят неудачу

Стойкость - практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики - по крайней мере, успешные - учатся не сокрушаться по этому поводу.

«Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто» , - написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.

Они задают важные вопросы

Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.

Они наблюдают за людьми

Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.

«Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах» , - говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми...».

Они рискуют

Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.

«Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду », - пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги - ... Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк ».

Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения

Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.

«Творческое выражение - это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности» , - говорит Кауфман.

Они следуют своей истинной страсти

Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.

Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.

Они выходят за границы собственного разума

Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.

«Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее », - говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» - она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли» .

Они теряют чувство времени

Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока », который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.

Вы оказываетесь «в состоянии потока », когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.

Они окружают себя красотой

Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.

Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.

Нет, не любить их можно и просто из зависти - талантливые люди зачастую успешны в карьере. Однако с талантом обычно ассоциируют положительные черты характера - чуткость к другим, способность понимать, желание сделать жизнь окружающих ярче. Увы, креативным натурам свойственно не только хорошее: исследования психологов показали, что есть ряд неприятных качеств, которыми одаренные индивиды обладают чаще, чем среднестатистический человек.

1. Творческие люди лгут охотнее и изощреннее

2. При этом они еще и недоверчивы!

Парадокс: при том, что творческие люди сами любят лгать и прекрасно распознают ложь других, они отличаются повышенной недоверчивостью. Психологи, установившие этот факт, считают, что недоверчивость не является случайным спутником талантливой натуры: она - ее суть. Дело в том, что в основе креативного мышления лежит способность подвергать сомнению то, что кажется другим людям давно решенным вопросом, имеющим один-единственный ответ. Одаренные люди мыслят по принципу «а что, если...» - они способны нестандартным образом использовать обыденные предметы, находить неожиданные черты у явлений, которые считаются хорошо изученными, смотреть на ситуацию с неожиданных точек зрения. Впрочем, исследователи установили, что недоверчивостью отличаются в основном те из творческих людей, которые не являются публичными фигурами, - а вот те, кто по своему роду занятий вынужден постоянно прибегать к самопрезентации, не могут позволить себе такой роскоши, как недоверие к другим, - напротив, они должны увлекать окружающих своими идеями и инициативами, а без веры в окружающих это невозможно**.

3. Одаренные натуры зачастую нахальны

С характерным для талантливых личностей моральным релятивизмом связано еще одно неприятное качество - нахальство. Исследователи анализировали характеры 1304 добровольцев по шестимерной личностной модели HEXACO, одна из шкал которого посвящена оценке таких качеств, как искренность, справедливость, щедрость и скромность. После этого все добровольцы должны были решить несколько тестов, позволяющих оценить их креативность. Выяснилось, что у самых одаренных были минимальные показатели по всем из упомянутых качеств. Особенно не хватало им скромности - как утверждают исследователи, одаренные люди лучше других осведомлены о своих талантах и, как правило, необычайно высокого мнения о себе. Другим любопытным результатом исследования стало то, что между креативными и обычными людьми не оказалось существенной разницы в проявлениях ряда качеств, традиционно ассоциируемых с одаренностью, - терпимости, готовности к диалогу, мягкости, доброты и т. п. Зато талантливые обнаружили куда более высокие показатели по уровню открытости для новых впечатлений и экспериментов***.

4. Творческие личности чаще страдают от клинической депрессии

Одаренный человек - не слишком хороший товарищ не только потому, что склонен ко лжи: у него вдобавок часто бывает плохое настроение. Более того, талантливые легко впадают в депрессию и выходят из нее куда тяжелее. Каждый образованный человек без труда вспомнит имена писателей и художников, в чьем творчестве легко обнаружить панические нотки, но с большим удивлением узнает о том, что современный психолог обнаружил бы повышенную склонность к депрессии не только у таких авторов, как Эрнест Хемингуэй или Вирджиния Вульф, но даже и у тех, чье творчество отмечено верой в Бога и надеждой на лучшее, - например, у Чарльза Диккенса и Льва Толстого. Подвержены творческие люди и большому числу различных фобий: например, Эдгар По и Николай Гоголь страдали одинаковым страхом - быть похороненными заживо. Шведские психологи решили проверить, не является ли связь между талантом и депрессивностью всего лишь расхожим стереотипом, и воспользовались для этого данными 1,2 миллионов пациентов психиатрических клиник и их родственников. Карточки пациентов включали упоминание их профессий, и психологи без труда составили статистику по распространенности среди представителей того или иного рода занятий различных психических недугов. Выяснилось, что работники творческих профессий - в частности, писатели, фотографы и танцоры, гораздо чаще страдают тяжелыми заболеваниями - так, у них на 8% чаще, чем у других людей, диагностировалось биполярное аффективное расстройство личности. Кроме того, например, писатели на целых 121% чаще страдают от условий своей жизни, чем рядовые обыватели, и почти на 50% сильнее склонны к самоубийству. Тот факт, что и среди родственников представителей творческих профессий психические недуги (шизофрения, аутизм, биполярное расстройство и даже анорексия) встречались чаще, чем среди прочих людей, позволил ученым сделать еще один важный вывод: и способность к творчеству, и упомянутые расстройства во многом обусловлены генетикой.

*J. Walczyka et al. «The Creativity of Lying: Divergent Thinking and Ideational Correlates of the Resolution of Social Dilemmas». Creativity Research Journal, 2008.

** J. Mayer, T. Mussweiler «Suspicious spirits, flexible minds: When distrust enhances creativity». Journal of Personality and Social Psychology, 2011.

*** P. Silvia et al. «Cantankerous creativity: Honesty–Humility, Agreeableness, and the HEXACO structure of creative achievement». Personality and Individual Differences, 2011.

**** S. Kyaga et al. «Mental illness, suicide and creativity: 40-year prospective total population study». Journal of Psychiatric Research. 2013.

С детства нам твердят, что нужно вести себя хорошо, слушаться родителей, уважать старших, следовать советам, и всё будет так хорошо, как и представить себе нельзя. Потом мы идем в школу, и общество вносит коррективы в наши представления, предоставляя выбор: бороться за индивидуальность или не выделяться из толпы, чтобы стать менее заметным.

Индивидуальность берет верх и зачастую делает ребёнка объектом для насмешек. И вот, уже будучи студентом, человек либо начинает бояться своего потенциала и прячет его подальше от себя, либо прячет своё творчество от окружающих в страхе, что им будут гнушаться все, кому доведется с ним ознакомиться. Узнали себя? Тогда здесь девять причин, почему вам нелегко жить в ладу с окружающим миром.

  • Право обрезать веревку всегда за тем, кто её подвесил

Другими словами, вы бросаете вызов всему, что видите вокруг себя, и для вас это естественная реакция на конформизм и утилитарность. Таким образом, по теории многоуважаемого Михаила Афанасьевича Булгакова, вы подвешиваете веревку, и право обрезать ее, то есть показать окружающим, насколько обыденны их представления, просты души и незатейливы мысли, остается за вами. Вам скучно с миром, миру некомфортно с вами.

Однако стремление к тому, чтобы быть комфортным, зачастую оказывается последним в списке творческого человека
  • Режим нон-стоп

Жить по нормальным человеческим законам, а именно ложиться вечером, вставать рано утром, ходить на работу/учебу/стажировку оказывается для вас чем-то таким же сложным, как законы физики или исследования в робототехнике. Вам нравится творить до поздней ночи, затем спать до полудня, пить много кофе, встречаться с новыми людьми, постоянно делиться мыслями, которые никогда не бывают «просроченными», вести интеллектуальные беседы, постоянно вертеться как белка в колесе. Мир отвечает на такой образ жизни непониманием и, что ещё менее приятно, раздражением. Неприятно, но книга ведь сама себя не напишет, верно?

  • «Ты под нашей опекой, а значит должен делать то, что мы тебе говорим»

Да, родители и правда играют огромную роль в жизни каждого. Они растят нас с вами, вкладывают деньги и время в то, чтобы их чадо нашло себе место в каком – либо поприще, и очень переживают, когда все идет не по плану. Стоит сказать, что вы вольны жить так, как хотите, начинаются упреки и попытка усилить контроль за вашей жизнью. Как минимум, такое усиление сопровождается вкрадчивыми расспросами, попыткой получить от вас подробный отчет о проведенном дне и более частыми звонками. Такое поведение родителей зачастую вызывает обратную реакцию: их бесценный ребенок становится более закрытым для них, теряется доверие к родителям и обида на них, сопровождаемая мыслью: «Ну, раз вы в меня не верите, я не буду говорить что-либо вообще».

  • Слишком рассеянный, чтобы воспринимать всерьёз

Ваше внимание никогда не может быть сосредоточено на одном предмете. Если такого расклада требуют обстоятельства, удержание внимание требует от вас неимоверных усилий. Все просто: мыслей так много, что их односторонняя направленность невозможна в принципе, ведь столько всего еще необходимо обдумать. К сожалению, того, что на данный момент вы уже третью минуту не реагируете на голос преподавателя потому, что обдумываете очередную главу из «Отсутствующей структуры» Умберто Эко, не знает никто кроме вас. Отсюда все эти странные взгляды и перешептывания. Воспринимать творческого человека всерьёз способны только те, кто с ним близко общается. Остальные считают его не от мира сего из-за постоянно отсутствующего взгляда.

Но что поделать, если окружающая реальность настолько скучна, что уходить от нее мыслями подальше вы почитаете за гордость?
  • Популярность – хочется, но колется

Свою самобытность вы на нее не променяете, даже если будет очень хотеться. Творческий человек настолько остро чувствует свое несоответствие окружению, что ему и в самом деле претит мысль стать его частью. Почему? Потому что для него это не более чем серая масса. Вы даже не помните их по именам, и объяснением этому служит одинаковость этих людей. Поэтому вы скорее одиночка, нежели душа компании, потому что с собой гораздо сложнее, чем с любым из них, но от этого в сотни раз интереснее.

  • Генератор идей похож на постоянно вскипающую машину

Вы привыкли думать. Постоянно. Двадцать четыре часа в сутки. Даже во сне ваш мозг не отдыхает, и вы просыпаетесь от очередного сна, который был даже ярче, чем можно было себе представить. Всё, что вы видите, подвергается тщательному осмыслению, затем анализу, а потом и умозаключениям. Это мешает окружающим. Очень часто творческие люди могут слышать в свой адрес от друзей и знакомых такие восклицания, как «Да перестань уже думать! Ты слишком много думаешь!». Им невозможно понять, как вы не устаете от непрекращающихся мыслей в вашей голове, а вы от них действительно устаете. И непонимание с их стороны расцениваете как личное оскорбление.

  • Почему бы не говорить проще?

Потому что «книжный» ум выстраивает предложения так, как ему выгоднее всего – красочно, сочно, с картинками и примерами. Вы постоянно фантазируете и привираете, выдумываете небылицы, и делаете это не за тем, чтобы позабавить народ. Это нужно вам для того, чтобы проверить, на что ещё способно ваше воображение. Вы рассказываете истории и сопровождаете их картинками. Зачастую вы так многословны, что неподготовленному человеку такое поведение кажется дикостью.

Вы же считаете дикостью однообразное мышление, и это полностью ваше право
  • «Я – полнейшее ничтожество, и не смейте убеждать меня в обратном»

У творческих людей чаще всего случаются проблемы с принятием себя. Поверить в себя – как это? Что-то из области фантастики, ведь вокруг столько талантливых людей, как с ними тягаться? Вот это стандартный набор мыслей любого творческого человека. На тех, кто пытается убедить его в обратном, он смотрит свысока. Еще бы, ведь им не понять, насколько все сложнее, чем они думают.

  • Биполярное расстройство? Нет, нормальное состояние

Ваши постоянные скачки от печали к радости, а затем обратно, многие путают с биполярным расстройством. Поэтому опасаются вас и обходят стороной. Вы же видите это по-другому. Творческого человека определяет особая глубина восприятия самого себя, окружающих, существующих проблем. Отсюда и берутся эти резкие перепады настроения, которые для многих выглядят пугающе.

«Интересно быть оригинальным. Неоригинальность скучна» - такие слова можно услышать от каждого третьего человека. Услышать и решить, что он лишь задаётся. И останется обманутым самим же собой. Но в этом конкретном случае срабатывает известная поговорка «Сытый голодного не разумеет». Поэтому творческому человеку остается жить с самим собой и вести постоянную оборону. Людям же не творческого склада ума – и дальше «творцов» не понимать.

Статьи по теме: