Кто такой Тур Хейердал? (3 фото). Тур хейердал и его путешествие на "кон-тики"

Хейердал Тур

норвежский путешественник, этнограф, археолог, учёный-антрополог

Для подтверждения своей теории первоначального заселения островов Полинезии из Америки в 1947 г. проплыл с экипажем на плоту «Кон-Тики» от Перу до Полинезии. В 1969 и 1970 гг. проплыл на папирусных лодках «Ра» от Африки до островов Центральной Америки, в 1977–1978 гг. – на тростниковой лодке «Тигрис» по маршруту Эль-Курна (Ирак) – устье Инда – Джибути.

Краткая хронология

1933-36 гг. обучение в университете Осло на факультете естественных наук, специализация география и зоология; изучение истории культуры Полинезии

1936 г. экспедиция в Полинезию на остров Фату-Хива Маркизского архипелага; зарождение теории первоначального заселения островов Полинезии из Америки

1938 г. издание первой книги норвежского путешественника Тура Хейердала «В поисках рая»

1947 г. экспедиция «Кон-Тики», по итогам которой написана книга «Путешествие на «Кон-Тики»

1955-56 гг. археологическая экспедиция на остров Пасхи, по итогам которой была написана книга «Аку-Аку»

1969-70 гг. попытка пересечь Атлантический океан на лодках из папируса «Ра» и «Ра-II»; об экспедициях написана книга «Экспедиции на „Ра“» и снят документальный фильм

1977 г. экспедиция на тростниковой лодке «Тигрис»

1983-84 гг. исследование курганов, найденных на Мальдивских островах в Индийском океане; по итогам исследования публикация книги «Мальдивская загадка»

1991 г. исследование пирамид Гуимар на острове Тенерифе; по итогам исследования публикация книги «В поисках Одина. По следам нашего прошлого»

1999 г. Тур Хейердал был признан самым знаменитым норвежцем 20 в.

История жизни

Тур Хейердал родился 6 октября 1914 года в норвежском городке Ларвик . Отец его был пивоваром. Мать вела домашнее хозяйство. Это была строгая педантичная дама. В духе такой же строгой педантичности она воспитывала и сына. Распорядок дня был почти армейским: в одни и те же часы подъем, туалет, зарядка, завтрак, работа и учеба, обед и т. д. Причем соблюдался этот распорядок неукоснительно. Так, однажды в доме начался пожар. Всем пришлось срочно выбираться на улицу. Но поскольку маленький Тур сидел на горшке, мама не двинулась с места, пока малыш не довел дело до конца. И только тогда мать и сын с достоинством покинули дом. Вот что такое настоящий, а не выдуманный немцами «нордический» характер. В Норвегии таких людей всегда было много, и в этом смысле можно сказать, что Тур Хейердал родился в самой обыкновенной семье. Правда, такая «обыкновенность» дорогого стоит, если в результате воспитания, полученного в этой семье, честность, прямота, любовь к порядку, решимость и отвага становятся для человек самыми обыкновенными качествами, а их отсутствие у других он воспринимает как недуг или извращение. Именно таким обыкновенным человеком, то есть честным, прямым, решительным и отважным, был Тур Хейердал.

С детства Тур мечтал о дальних странах и странствиях. Больше всего привлекали его путешествия в северных широтах. Старшеклассником Тур строил далеко за городом снежное жилище (типа эскимосского иглу) и проводил там несколько суток с другом и собакой. Он всегда помнил, что его страна – родина не только викингов, опередивших Колумба в открытии Америки, но и великих учёных-путешественников – Руаля Амундсена и Фритьофа Нансена.

Но первым настоящим путешествием норвежца стала семейная экспедиция в края южных морей – Полинезию . После окончания факультета естественных наук молодой географ и зоолог Хейердал, разочаровавшийся в академической науке, вместе с молодой женой Лив отправляется на остров Фату-Хива Маркизского архипелага . Там они, удалившись от цивилизации и белых людей, прожили целый год. За этот год Тур Хейердал, познакомившись с местными мифами и преданиями, пришел к выводу, что, вполне возможно, предки туземцев пришли в Полинезию из Южной Америки. В этом его убеждали направления ветров и океанских течений. Они-то, по мнению молодого исследователя, и явились причиной зарождения жизни на островах.

Для Хейердала как учёного главным критерием истины был эксперимент. Как можно проверить гипотезу о заселении Полинезии древними американскими индейцами? Только проделав самому плавание по воле волн и ветров, на судне, максимально схожим с допотопными образцами. Однако осуществить свой план Хейердалу удалось только после окончания Второй мировой войны. А пока шла война, потомку викингов и одновременно лейтенанту армии США пришлось совершать путешествия исключительно в соответствии с военными приказами.

После войны, а именно в 1947 году, научный эксперимент Хейердала был поставлен. В качестве допотопного судна использовался плот «Кон-Тики» из бальсового дерева, которой был построен подобно судам древнейших мореплавателей. Выбор материала для плота определялся не только его необычайно малой плотностью (примерно как у современного пенопласта), но и желанием Хейердала опровергнуть устоявшееся мнение, что путешествия людей на южноамериканских бальсовых плотах через океан, из Перу в Полинезию, были технически невозможны. Таким образом, экспедиция на «Кон-Тики» решала, кроме историко-географической и этнографической, ещё и чисто техническую задачу.

Экспедиция стартовала из перуанского порта Кальяо . 7 смелых моряков отправились по маршруту, которым, согласно местным легендам, прошёл некогда великий вождь Кон-Тики, изгнанный из Перу завоевателями-инками. Плавание длилось больше трёх месяцев, а точнее, сто дней. Это были 100 дней, которые не потрясли мир, как 10 дней семнадцатого года, а, напротив, заставили его притихнуть и с замиранием сердец ждать новых сообщений газет и радио. На сто первый день бальсовый плот под парусом со стилизованным изображением легендарного Кон-Тики и с бородатыми белыми людьми на борту пристал к берегу полинезийского острова Рароиа .

Это была первая победа Тура Хейердала. Ведь до его вмешательства учёные считали предками островитян пришельцев из Индии и Китая, с Ближнего и Дальнего Востока, из Египта, Японии, даже из Атлантиды!

В 1955-1956 годахТур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи . Хейердал вместе с профессиональными археологами провели на острове Пасхи несколько месяцев, исследуя ряд важных археологических объектов. Основными в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению знаменитых статуй моаи, а также раскопки на таких возвышенностях, как Оронго и Поике.

Тур Хейердал хотел проверить гипотезу, согласно которой знаменитые статуи при их установке древними обитателями острова Пасхи передвигались в вертикальном положении, то есть вроде бы «шли» сами. Туру Хейердалу удалось показать всему миру, как это делалось.

Местная легенда утверждала, что эти колоссальные статуи, изображающие вождей племени «короткоухих», от каменоломни, где были изваяны, до места «укоренения» добирались чуть ли не «своим ходом», под мощным воздействием «маны» – магической силы, которая создавалась волевым усилием древних колдунов. В шестидесятых годах, когда в моду вошло увлечение магией и «экстрасенсорикой», а также учениями Е.П. Блаватской и Е.И. Рерих, эту версию стали поддерживать некоторые «научные» журналисты и другие представители образованной публики. Разумеется, Тур Хейердал не входил в число приверженцев этих учений. Как всегда, он решил поставить эксперимент.

Для этого он выбрал одну лежащую не земле статую и применил для её передвижения способ, давно известный грузчикам и такелажникам всего мира, а также и простым гражданам, которым приходится иногда своими силами передвигать шкафы и прочую громоздкую мебель. Этот классический метод позволяет кантовать крупные и массивные предметы на достаточно большие расстояния. В качестве такелажников выступили современные островитяне («короткоухие») под руководством бригадира – «сеньора Кон-Тики». Понадобились прочные верёвки, брёвна, камни и жерди, а также слаженные действия и продуманные команды учёного – и вот статуя средних размеров, пролежавшая 300 лет, приняла вертикальное положение, постояла, словно раздумывая, и – медленно, вперевалку, двинулась к месту назначения, поворачиваясь выразительным носатым лицом то в одну, то в другую сторону. Кинооператоры засняли эту сцену, чтобы весь просвещённый мир увидел, как двигаются «своим ходом» гигантские моаи – статуи острова Рапа-Нуи.

Конечно, опыт Хейердала с передвижением длинноухого истукана не претендовал на объяснение других жгучих тайн древности – таких, как сооружение Баальбекской веранды из каменных блоков, тысячекратно более массивных в сравнении со скромной рапануйской статуей, строительство великих пирамид Гизы и иных колоссов древней архитектуры. Но научная и историческая значимость этого эксперимента важна хотя бы по той простой причине, что в последующих публикациях об острове Паски и его статуях таинственная «мана» рапануйских колдунов, участие инопланетян и прочая околонаучная составляющая стала занимать всё меньше места.

Экспедиция опубликовала два больших тома научных отчётов («Отчёты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана»); позже Хейердал дополнил их третьим - «Искусство острова Пасхи». Эта экспедиция заложила фундамент для многих археологических изысканий, которые продолжаются на острове и поныне. Популярная книга Т. Хейердала на эту тему «Аку-Аку» стала очередным международным бестселлером.

В книге «Остров Пасхи: разгаданная тайна» (1989) Хейердал предложил более детализированную теорию истории острова. Основываясь на местных свидетельствах и археологических исследованиях, он высказал утверждение о том, что остров в самом начале был заселён «длинноухими» из Южной Америки, а «короткоухие» прибыли туда из Полинезии лишь в середине XVI века; они могли попасть на остров самостоятельно, или, возможно, были привезены в качестве рабочей силы. Согласно теории Хейердала, что-то произошло на острове в период между его открытием голландским адмиралом Якобом Роггевеном в 1722 году и визитом сюда Джеймса Кука в 1774 году. Если Роггевен встретил на острове и белых, и индейцев, и полинезийцев, проживавших в относительной гармонии и благополучии, то к прибытию Кука численность населения уже значительно сократилась, и состояло оно в основном из живших в нужде полинезийцев.

В 1969 и 1970 годах Тур Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан , выбрав отправной точкой своего плавания берег Марокко в Африке.

Первая лодка, спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта и названная «Ра», была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из камыша, добытого на озере Тана в Эфиопии , и вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. По прошествии нескольких недель «Ра» стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться кормой в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно. На следующий год другая лодка, «Ра-II» , доработанная с учётом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом. Лодка достигла Барбадоса , продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы под парусом, используя при этом Канарское течение. Несмотря на то, что целью плавания «Ра» было всего лишь подтвердить мореходные качества древних судов, построенных из легкого камыша, успех экспедиции «Ра-II» был расценен как свидетельство того, что ещё в доисторические времена египетские мореплаватели, намеренно или случайно, могли совершать путешествия в Новый Свет.

Об этих экспедициях была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм.

В 1977 г. Т. Хейердал построил ещё одну тростниковую лодку, «Тигрис», задачей которой было продемонстрировать, что между Месопотамией и Индской цивилизацией в лице современного Пакистана могли существовать торговые и миграционные контакты. «Тигрис» был построен в Ираке и отправился в плавание с международным экипажем на борту через Персидский залив в Пакистан, а оттуда к Красному морю. По прошествии примерно 5 месяцев плавания «Тигрис», сохранявший свои мореходные качества, был сожжён в Джибути 3 апреля 1978 года в знак протеста против войн, разгоревшихся в районе Красного моря и Африканского Рога.

Экспедиция Хейердала на тростниковой лодке «Тигрис» , сплетенной из тростника по образу древнешумерских судов, подтвердила, что месопотамский тростник также подходит для строительства лодок, как и папирус, его только необходимо собирать в определенный сезон, когда он обладает наибольшей водостойкостью. Это наверняка знали шумерские строители лодок, которые на подобных «тигрисах» поднимались от устья Инда и Красного моря. К сожалению, экипаж «Тигриса» не смог на сто процентов выполнить намеченную программу: когда корабль оказался в зоне войны, раздиравшей тогда Ближний Восток, и был задержан военными властями, то команда в знак протеста подожгла своё судно.

В 1983-1984 годах Тур Хейердал обследовал также курганы, найденные на Мальдивских островах в Индийском океане. Экспедиция Тура Хейердала на Мальдивские острова ставила своей целью подтвердить, что задолго до арабов и Васко да Гамы в этих местах побывали таинственные древние мореплаватели, оставившие после себя каменные скульптуры неизвестных бородатых людей, длинноухих, как истуканы на острове Пасхи.

В 1991 году Хейердал исследовал пирамиды Гуимар на острове Тенерифе и объявил, что они не могут быть просто горами булыжников, а действительно являются пирамидами. Он также выступил с мнением об астрономической ориентации пирамид. Хейердал выдвинул теорию, по которой Канарские острова в древности были перевалочным пунктом на пути между Америкой и Средиземноморьем.

О последнем проекте Хейердала рассказывается в его книге «В поисках Одина. По следам нашего прошлого» . Хейердалом были начаты раскопки в Азове, городе неподалёку от Азовского моря. Он пытался отыскать следы древней цивилизации Асгарда, соответствующие текстам «Саги об Инглингах», автором которой был Снорри Стурлусон. В этой саге говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу. Хейердал предположил, что история, поведанная в «Саге об Инглингах», основана на реальных фактах.

Этот проект вызвал в Норвегии резкую критику со стороны историков, археологов и лингвистов и был признан псевдонаучным. Хейердал был обвинён в избирательном использовании источников и в полном отсутствии научной методологии в своей работе. В этой книге Хейердал основывает свои доводы на сходстве имён в норвежской мифологии и географических названий черноморского региона, - например, Азов и асы, удины и Один, Тюр и Турция. Филологи и историки отвергают эти параллели как случайные, а также как хронологические ошибки: например, город Азов получил своё имя спустя 1 000 лет после того, как там, по утверждению Хейердала, поселились асы, жители Асгарда. Резкая полемика, окружавшая проект «В поисках Одина», во многом была типичной для взаимоотношений Хейердала и академических кругов. Его теории редко получали научное признание, тогда как сам Хейердал отвергал научную критику и сосредоточивался на опубликовании своих теорий в популярной литературе, предназначенной для самых широких масс.

Хейердал утверждал, что удины, этническое меньшинство в Азербайджане, были потомками скандинавов. В последние два десятилетия своей жизни он несколько раз ездил в Азербайджан и посещал церковь Киш. Его теория относительно Одина отвергалась научными кругами, однако была принята как факт евангелической лютеранской церковью Норвегии.

В 2001 году Хейердал приехал в Россию и, выступая перед учёными и журналистами Ростова-на-Дону, огорошил и одновременно воодушевил их заявлением: «Возможно, предки скандинавов были выходцами из Азово-Кавказского региона!» Неутомимый исследователь основывался на текстах известного средневекового историка Снорре Стурлуссона, в которых говорится, что свыше 2 000 лет назад с Кавказа двинулся на Север могучий вождь Огден со своими воинами-асами. Это сразу вызывает в памяти имя Одина, верховного бога скандинавов и предводителя героического племени асов. «Если Огден и Один – одно и то же лицо, то не от названия ли народа асов происходят названия города Азов и Азовского моря?» – задавался вопросом учёный, начиная археологические раскопки посреди городских кварталов Азова, и пояснял журналистам «Мне не обязательно доказывать, что я прав, что Снорре описал реальные события. Просто хочется узнать правду о том, каким был мир тысячи лет назад, откуда и куда двигались народы».

Хейердал являлся активистом зелёной политики. Мировая известность Хейердала послужила причиной его встреч с известными политиками. Он даже выступил с докладом о значении охраны окружающей среды перед последним главой СССР Михаилом Горбачёвым. Хейердал ежегодно участвовал в присуждении Альтернативной Нобелевской премии в качестве члена жюри. В 1994 году Хейердал и актриса Лив Ульман были выбраны норвежцами для выполнения почётной обязанности открытия зимней Олимпиады в Лиллехаммере и предстали перед телевизионной аудиторией, насчитывавшей больше миллиарда человек. В 1999 году соотечественники признали Тура Хейердала самым знаменитым норвежцем XX века . Он был награждён многочисленными медалями и премиями, а также удостоен 11 почётных степеней университетов Америки и Европы.

Хейердал умер в возрасте 87 лет от опухоли головного мозга в имении Колла-Микери в итальянском городке Алассио , в окружении своей семьи. На родине ему ещё при жизни был установлен памятник, а в его доме открыт музей.

Хейердал Тур (06.10.1914 – 18.04.2002) – норвежский путешественник, археолог, автор книг о собственных путешествиях и исследованиях. Известен своими авантюрными морскими экспедициями на древних лодках и плоту.

Начало карьеры путешественника

Тур родился в небольшом норвежском городе Лаврик. Отец содержал пивоварню, мать была работником антропологического музея. С ранних лет мальчик интересовался жизнью животных, теорией эволюции. Даже создал мини-музей у себя дома и лучшим экспонатом в нем считал гадюку. В детстве Тур дважды едва не утонул, поэтому имел сильную боязнь воды, и вряд ли бы тогда он поверил, узнав, сколько времени ему придется провести в морских путешествиях. Только в возрасте 22 лет, когда он случайно оказался в реке и смог выплыть, страх воды его покинул.

В 1933 году Хейердал стал студентом географического отделения столичного университета. В Осло он встретил с Б. Крепелина, известного путешественника, который за время проживания в Полинезии собрал уникальную коллекцию книг. Это знакомство оказалось судьбоносным для Хейердала, повлияв на его профессиональный выбор. Он много времени проводил за изучением книг Крепелина, интересовался историческими и культурными особенностями развития Полинезии.

В конце 1936 года Тур женился на Лив Кушерон-Торп, она училась на экономическом факультете того же университета. После бракосочетания молодые отправились в Марсель, откуда отплыли в Таити. Целью путешествия было изучение возможности выживания в условиях дикой природы. Первый месяц они прожили у местного вождя, потом перебрались на отдельный остров Фату-Хива, относящийся к Маркизским островам. В течение года Тур и Лив прожили в естественных условиях, не пользуясь благами цивилизации, пока не были вынуждены обратиться за врачебной помощью из-за появления язв на ногах. Поправившись, они вернулись на остров, но были встречены открытой неприязнью местных жителей. Пара приняла решение возвращаться домой.


Т. Хейердал с первой супругой Лив

О жизни на Фату-Хива Тур написал свою первую книгу в 1938 году – «В поисках рая». После публикации произведению не было отдано должного внимания из-за начинавшейся войны, но позже, став известным путешественником, Тур подготовил к изданию обновленный вариант, получивший название «Фату-Хива».

К началу Второй мировой войны Хейердал оказался в Канаде, где изучал жизнь индейцев, искал следы азиатских моряков каменного века. Узнав о войне, он бросил исследования и примкнул к армейским рядам. Обучался в английской радиошколе, после чего готовился попасть в оккупированную Норвегию. По дороге его отряд подвергся нападению фашистских подводных лодок, но отбился с помощью кораблей советского флота. По прибытии Хейердала в Норвегию война закончилась.

Экспедиция Кон-Тики

Идея путешествия на плоту через океан пришла ему во время изучения истории Полинезии. Тогда существовали лишь предположения о существовании контактов между полинезийскими и южноамериканскими землями. Об этом свидетельствовали легенды, летописи и древние изображения индейских плотов. Хейердал был намерен доказать этот факт на собственном примере.

В 1947 году он собрал экспедицию, в которую вошли: радиоинженер К.Хаугланд, этнограф Б. Даниельссон, художник Э. Хессельберг, радист Т. Робю, инженер Г. Ватцингер. Команда отправилась в Перу, где из бревен был построен плот, названный именем героя полинезийских легенд – Кон-Тики. Затея воспринималась большинством скептически, членов экспедиции считали самоубийцами. Но путешественники верили в успех операции.

Плавание длилось 101 день. Преодолев восемь тысяч километров, плот подошел к островам Туамоту. Хейердал с единомышленниками доказали, что простой плот может пересечь Тихий океан с помощью течения и попутного ветра. История Кон-Тики имела большой успех, некоторые пытались повторить его опыт. Одноименная книга была издана более чем на 60 языках мира, а в 1952 году документальный фильм о путешествии получил «Оскар».


Необыкновенное и нашумевшее путешествие «Кон-Тики», 1947

Выдающиеся исследования

Следующим крупным исследованием стал остров Пасхи, куда Хейердал отправился на раскопки в 1955 году. С группой археологов он пробыл там несколько месяцев. Группа составила множество отчетов об экспедиции, которые стали основой для дальнейших научных изысканий на острове. Тур написал об этом месте очередную снискавшую популярность книгу «Аку-Аку». Позже, в 1989 году, он опубликовал книгу с более детальным описанием своей теории под названием «Остров Пасхи: разгаданная тайна».

В 1969-1970 годах объектом исследования Хейердала стала возможность пересечения древними мореплавателями Атлантического океана. По древнеегипетскому макету из папируса была построена лодка «Ра», которая вышла в океан с марокканского берега Африки. Однако из-за несовершенной конструкции у судна возникли серьезные проблемы, и команде пришлось вернуться. Вторая попытка на лодке «Ра-II» оказалась успешной, судно причалило к берегу Барбадоса. И снова путешествие было отражено в книге «Экспедиции на «Ра», а также в документальной кинокартине.


Т. Хейердал (справа) с командой «Ра», 1969

В 1977 году путешественник решил доказать существование торговых и миграционных связей между Древней Месопотамией и местности, относящейся к современному Пакистану. Для этого была сооружена лодка из тростника, названная «Тигрис». В целом плавание удалось, и миссия была выполнена, но перед Красным морем судну пришлось остановиться. После 4,5 месяцев путешествия команда сожгла его, выразив тем самым протест против начинавшихся военных действий в этом районе.

В 80-х годах Тур работал в археологической экспедиции на Мальдивских островах, во время которой было обнаружено много ценных находок. О них он поведал в книге «Мальдивская загадка». Изучал пирамиды острова Тенерифе в 1991 году. В 2000 – проводил исследования в России недалеко от Азовского моря. Целью был поиск остатков цивилизации Асгарда. Эти раскопки подверглись резкой критике научным сообществом. Хейердал уверял, что скандинавские народы имеют свои корни в азербайджанской земле. Несколько раз посещал Азербайджан. В селе Киш у церкви находится его памятный бюст.

Последние годы

Хейердал до последнего дня был занят многочисленными исследованиями. В 1991 году женился в третий раз. Ранее, после 12 лет первого брака, в котором родились два сына, в 1949 году Тур развелся с женой и вступил в брак с Ивонной Дедекам-Симонсен. В этой семье родились три дочери. Третья жена путешественника – актриса Жаклин Бир была младше его на 18 лет. Супруги жили на Тенерифе. Скончался Хейердал в 2002 году из-за опухоли мозга.

Несмотря на постоянную критику в свой адрес, Хейердал был известным и уважаемым путешественником, ему были присуждены многочисленные награды в знак признания. В 1999 году Хейердала объявили самым известным норвежцем. В Норвегии ему установлен памятник, открыт музей. В 2011 году новый фрегат норвежского флота был назван в его честь.

Хейердалу удалось пробудить интерес к культуре и истории народов мира, он был доктором наук нескольких университетов мира. Последователи собирали повторные экспедиции, а его книги стали бестселлерами.

Весной 1969 папирусный корабль "Ра" с международной командой из семи человек, которые были гражданами различных стран начал свое плавание из финикийского порта Сафи, который находится в Марокко с целью пересечь Атлантический океан. Командовал экипажем норвежский путешественник Тур Хейердал

Проанализировав многие находки, где были изображены папирусные корабли, Хейердал начал задумываться о том, что еще во времена доинкской Америки древние мореплаватели пересекали Тихий океан, используя тростниковые суда. Возможное сходство древних тростниковых судов, которые изготавливались в Мексике и Перу, с папирусными кораблями, используемыми жителями древних цивилизаций Средиземноморья, не отрицалась и другими компетентными исследователями.


Экспедиция на лодке "Ра", 1969 год. Тур Хейердал во время плавания. Фото Юрия Сенкевича /Фотохроника ТАСС/

В 1969 году Тур Хейердал задумал экспедицию на папирусной лодке через Атлантику. Исследователь предоставил мастерам с озера Чад изображения и модели древних египетских судов. На основе этого материала они соорудили корабль из папируса, который символически был назван "Ра"


Тур Хейердал руководит оснащением лодки "Ра". Фото Н. Кислова /Фотохроника ТАСС/

В 60-х годах Хейердал встречался с Мстиславом Келдышем, приезжая в СССР. В разговоре речь зашла о будущих экспедициях Хейердала, и Келдыш спросил его: "А почему бы вам не взять с собой русского?" И, вспомнив о вопросе Келдыша, написал советскому академику письмо с просьбой найти ему русского врача, владеющего английским языком и обладающего чувством юмора. Выбор пал на молодого врача, недавно вернувшегося из Антарктиды со станции "Восток" после годовой зимовки, Юрия Сенкевича.

Так Сенкевич оказался в составе интернационального экипажа: Тур Хейердал (Норвегия), Абдула Джибрин (Чад), Норман Бейкер (США), Сантьяго Хеновес (Мексика), Джордж Сориал (Египет), Карло Маури (Италия) и Юрий Сенкевич (СССР)

25 мая 1969 года состоялся старт папирусной лодки "Ра". На борту, кроме 7 человек экипажа, были еще обезьяна Сафи, куры и утка.


Тур Хейердал на палубе судна. Фото Юрия Сенкевича /Фотохроника ТАСС/

Попутный ветер и Северное Экваториальное течение способствовали тому, что "Ра" за 2 месяца плавания преодолел 5 тысяч километров морского пути, но закончилось путешествие тем, что лодка затонула


Тур Хейердал управляет лодкой. Фото Юрия Сенкевича. Репродукция Фотохроники ТАСС, 1969 год

По словам Юрия Сенкевича, это произошло из-за того, что строители лодки с озера Чад обрубили загнутую корму, решив не руководствоваться расчетами и чертежами Хейердала. А корма была необходима, чтобы лодку не заливало, когда она преодолевает высокие волны. Когда это поняли, корму надставили, но целостность конструкции уже была нарушена. Через месяц после выхода в открытый океан корма стала погружаться в воду, и "Ра" буквально превращалась в подводную лодку.


Экспедиция Тура Хейердала на лодке "Ра". Тур Хейердал и Абдалла Джибрин на капитанском мостике. Фото Юрия Сенкевича /Фотохроника ТАСС/

Вот отрывки из дневника Юрия Сенкевича:
"4 июня. Всего у нас сломалось пять весел и одно утеряно."
"29 июня. Не вызывает сомнений, что мы погружаемся больше и больше, хотя и медленно. Несомненно также, что мы не сможем затонуть, но что "Ра" будет затоплен по палубу - это точно."
"9 июля. Справа рвутся веревки, связывающие папирус. Весь правый борт ходит ходуном и грозит оторваться от нас."


Члены команды "Ра" Дженовес и Тур Хейердал за завтраком. 1969 год. Фото Юрия Сенкевича. Репродукция Фотохроники ТАСС

Экипаж мужественно пытался спасти лодку. Под рулевым мостиком находился спасательный плот из пенопласта, рассчитанный на шесть человек, который распилили и укрепили на корме. Это помогло продержаться еще две недели, прежде чем был послан сигнал "SOS".


Штурман Норман Бейкер и руководитель экспедиции Тур Хейердал. Фото Юрий Сенкевич /Фотохроника ТАСС

Сигнал услышали с американской яхты. Слово Юрию Сенкевичу: "Прошло три-четыре дня, мы вот-вот должны были встретиться с нашими спасителями. И, радуясь этому, отправили за борт все лишнее, включая еду и воду, не предполагая, что ожидание встречи растянется еще на пять дней. Эти пять дней были не самыми лучшими в нашей жизни." 16 июля 1969 года измученные путеешственники оставили многострадальную лодку и переместились на яхту «Шенандоа». Так завершилось это первое, но не последнее путешествие.


Экспедиция Тура Хейердала на лодке "Ра". На снимке: Юрий Сенкевич (справа) и Тур Хейердал (третий справа) с членами экипажа лодки. Фотохроника ТАСС

А уже через год в мае состоялся старт "Ра-2"


Экспедиция Тура Хейердала на папирусной лодке "Ра-2" начинает свой путь к берегам Центральной Америки из марокканского порта Сафи. 17.05.1970 года. Фото Юрий Сенкевич /РИА Новости

Источники

www.globalfolio.net/uroboros/Articles/ra.h tm
www.terra-z.ru/archives/30463
www.m24.ru/galleries/2666
www.sportstories.rsport.ru/ss_person/201 41006/778033574.html

Об этом путешествии уже сложены легенды и даже снят полнометражный художественный фильм. Путешествие на Кон-Тики стало самым знаменитым путешествием Тура Хейердала. И о нём будут помнить ещё многие и многие годы, продолжать восхищаться мужеством и бесстрашием этих романтиков, во главе которых был Тур Хейердал.

Путешествие на плоту Кон-Тики вдохновило многих людей на смелые поступки и стало визитной карточкой Тура Хейердала. Именно этот переход по Тихому Океану принёс ему мировую известность, а уж потом и все остальные его не без того замечательные приключения.

Кон-Тики - это плот, сделанный из 9 бальзовых . Длина их от 10 до 14 метров. Деревья эти были срублены в джунглях Эквадора и привезены на его побережье. Кон-Тики имел острый нос, который улучшал его качества и увеличивал скорость.

Строительство плота

Первоначально Тур Хейердал и его команда планировали найти и срубить бальзовые деревья на побережье Эквадора, как это делали инки, но они ничего не нашли. Пришлось лететь вглубь страны и там срубать эти деревья. Они срубили 9 самых больших деревьев, которые только могли найти и сняли с них кору так, как это делают индейцы. Брёвна они сплавили аж до самой Лимы, столицы Перу, откуда они и начали свой поход.

Прямо там они приступили к строительству своего плота. Власти Перу выделили им док в порту и рабочих этого дока, которые и проделали основную работу. Большие бальзовые брёвна были основой плота, сверху они положили ещё 9 бальзовых брёвен, но меньшего диаметра. Эти брёвна стали основой палубы, которую они застелили бамбуковыми циновками. Также из бамбука была построена небольшая хижина в центре палубы. Крыша хижины выполнена из банановых листьев.

Судно было собрано без единого гвоздя и все части его были связаны верёвками. Точно так же сооружали свои плоты древние жители этих мест - инки. Мачта и руль судна были сделаны из мангрового дерева, которое тонет в воде.

Власти не верили, что плот сможет дойти до островов Полинезии, и даже заключали пари между собой. Но люди, собравшиеся перед отплытием, старались взять у команды автографы, в надежде, что плот всё-таки сможет дойти до намеченной цели.

Плот получил название Кон-Тики, в честь бога солнца древних инков. В те времена люди поклонялись этому богу и вырезали его голову в разных статуях. Изображение одной из этих статуй появилось на парусе этого судна. Легенда гласит, что замученный народ в конце концов прогнал Кон-Тики на запад, и он уплыл со своими людьми за Тихий Океан. Среди полинезийцев же ходили легенды о великом Тики, который приплыл со своими людьми с востока. По стопам этого древнего бога и решил поплыть Тур Хейердал со своей командой.

28 апреля 1947 года плот Кон-Тики отплыл от перуанского порта Кальяо. Для того, чтобы это судно не мешало портовому движению, военно-морской буксир вытянул плот на 50 миль, вплоть до течения Гумбольдта. Дальше команда Тура Хейердала проследовала уже самостоятельно.

Тур Хейердал (1914—2002) - руководитель экспедиции (на фото 3-й)

Эрик Хессельберг (1914—1972) - штурман и художник. Он нарисовал изображение бога Кон-Тики на парусе судна (на фото 4-й)

Бенгт Даниельссон (1921—1997) - исполнял обязанности кока. Он интересовался теорией миграции. Также помогал как переводчик, так как единственный из экипажа говорил по-испански (на фото 2-й)

Кнут Хаугланд (1917—2009) - радист (на фото1-й)

Турстейн Робю (1918—1964) - второй радист (на фото 5-й)

Герман Ватцингер (1916—1986) - инженер технических измерений. Во время экспедиции вёл метеорологические и гидрологические наблюдения (на фото 6-й)

Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита.

В пути

На борт судна постоянна попадала летающая рыба и другие морепродукты. Недостатка в морепродуктах у них не было - за бортом открытый океан. Часто попадалась рыба-дельфин. Также собирали планктон, тянув за собой мелкую сетку.

Они готовили еду на примусе, который взяли с собой и поместили в деревянный ящик. Один раз кок задремал и загорелась бамбуковая стена хижины, но её смогли легко потушить. Еда, как и различное оборудование, хранилась под палубой, между бамбуковыми циновками и бальсовым основанием. Всё необходимое было упаковано в картонные коробки, залитые асфальтом (битумом), чтобы в них не попадала влага.

Часть эксперимента заключалась в том, что двое членов экипажа не ели рыбу и другие морепродукты - для них была специальная диета, которую нужно было испробовать. Они питались американскими пайками, разработанными для военных, но ещё не были испробованы.

Если им хотелось свежей рыбы, то для этого нужно было просто закинуть крючок за 20 минут до еды - и рыба гарантированно будет к обеду!

Также они пробовали пить лимфатическую жидкость, полученную из гланд рыбы. Этим самым они хотели посмотреть возможность добычи питьевой воды в открытом море. Участники экипажа Кон-Тики взяли с собой чуть меньше тонны пресной воды, которую время от времени пополняли идущими тропическими дождями. Для поддержания солевого баланса иногда они смешивали пресную воду с морской.

Команде пришлось наблюдать и более больших представителей ихтиофауны Тихого Океана. Они видели китов и ловили акул, а один раз к ним подошла близко крупнейшая из акул - китовая акула. Они так долго наблюдали за ней, что у одного участника сдали нервы и он воткнул копьё в неё, после чего акула исчезла. Бывало, им приходилось держать на палубе до 9 акул.

Бывали и случаи, когда акулы чуть было не укусили участников экипажа, но, к счастью, всё обошлось без каки-либо травм.

Они взяли с собой резиновую лодку, с которой снимали некоторые виды плота, а также, если вдруг кому-то хотелось побыть вне команды, одному, то он мог сесть в эту лодку и плыть в ней, привязанный к плоту.

До того, как они достигли половины пути, они пережили два больших бури, одна из которых длилась 5 дней. Во время бури у них не было времени даже на съемку. В шторм был сломан парус, рулевое весло, а брёвна разошлись. Была разрушена палуба, но им удалось её починить. Также они потеряли своего попугая.

Кон-Тики шёл со средней скоростью 80 км в день, рекордом их скорости был один день, за который они проделали 130 км. Участникам экипажа постоянно приходилось проверять узлы под водой, это удовольствие было не из приятных, поскольку была вероятность нападения акул. Хотя акулы и не нападали на плот до того, как в воду не падала хотя бы капля крови.

Однажды Ватцингер упал в воду, вследствие чего не мог догнать плот, несмотря на то, что он плыл очень быстро. Вслед за ним прыгнул Хаугланд - доплыл до него. Для безопасного погружения под воду они построили корзину ныряльщика, с помощью которой можно было спрятаться от акул. Когда акулы подойдут близко, ныряльщику надо было спрятаться в эту корзину, после чего команда вытянет его на борт.

Наконец они увидели знак о приближении земли - рядом с ними пролетал фрегат. Они подходили к коралловому архипелагу Туамоту. Это были острова Французской Полинезии. Нужно было смотреть в оба, так как велика была вероятность наткнуться на коралловые рифы. Острова такие низкие, что издали их можно разглядеть, только когда прибой бил о рифы.

На 93-ий день наблюдатель с мачты обнаружил землю - это был один из островов южных морей, на котором росли . Они прошли мимо него. Затем, через 4 дня они увидели лодку местных жителей, они подплыли к ним и стали помогать команде Кон-Тики грести. После команда пошла ещё дальше и на 101 день они увидели землю в 3-ий раз.

Кое-как, борясь с волнами и океаном, они доплыли до кораллового атолла Рароиа и вылезли на берег. Брёвна плота выдержали. Они доказали, что на самодельном плоту из бальзовых брёвен вполне можно переплыть из Южной Америки к островам Полинезии. Они прибыли на остров 7 августа 1947 года. Они проделали путь длиной в 6980 км.

Они перетащили свои вещи на этот необитаемый остров и прожили там неделю, пока не увидели подплывающую лодку с местными.

Плот Кон-Тики хранится сейчас в одноимённом музее в Осло. Тур Хейердал и его команда доказали теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканскими индейцами. Также они доказали, что не могли переплыть океан сами и потом взойти: из-за морской воды орехи становятся непригодными к всходам, а стало быть, на острова их завезли люди.

На островах Полинезии они посадили семена различных растений, в знак того, что индейцы, приплывшие сюда многие годы назад, садили различные растения.

Бальзовые брёвна выдержали весь маршрут и после этого ещё хорошо держались в воде благодаря тому, что были сырыми, жидкость внутри деревьев играла роль пропитки и не давала морской воде впитаться глубже. Точно так же строили свои плоты древние инки.

«Учёные прячутся за термин,
чтобы скрыть от людей, что не знают ответа…»

Тур Хейердал

Норвежский географ (по образованию), путешественник и антрополог.

Его мать работала в антропологическом музее, а юный Тур создал в доме небольшой музей, в котором главным экспонатом была гадюка…

В 30-х годах Тур Хейердал вместе с женой провёл более года почти в в первобытных условиях на Маркизских островах.

В 1947 году Тур Хейердал и ещё 5 его коллег, проверяя научную гипотезу о возможности покорения древними мореплавателями океанских пространств, проплыли 6920 километров по Тихому океану на плоту «Кон-Тики». Таким образом, были получены косвенные доказательства о возможности древних контактов между Южной Америкой и Полинезией…

В 1955-1956 годах Тур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи для проведения экспериментов по изучению технологии изготовления и установки знаменитых статуй моаи.

«Затем Хейердал, верный идее важной роли дальних миграций, задумал доказать, что египтяне могли достичь Южной Америки и принять участие в формировании доколумбовых цивилизаций Америки - инков и ацтеков. Он решил пересечь Атлантику на папирусной лодке «Ра» (с техникой древних египтян) из Северной Африки. Первая попытка в 1969 г. после преодоления 4500 км закончилась крушением, вторая на следующий год удалась - «Ра II» после 57 дней пути приплыл к Барбадосу в Вест-Индии. Так что и Хейердал приложил руку к оживлению идеи Эллиота Смита. В это время Хейердал заинтересовался историей Старого Света. В 1969 г. он с половиной своей команды «Ра», между обоими путешествиями на «Ра», побывал у меня в экспедиции под Новочеркасском, где я раскапывал курганы с ямными погребениями, а их ведь Гимбутас тогда объявляла праиндоевропейскими. Тур хотел собственными глазами поглядеть на праиндоевропейцев. По моим представлениям, он увидел только ариев (праиндоиранцев). Но встречало его местное начальство с помпой, глава области очень волновался и начал приветственную речь словами: «Дорогой господин Хер Туйердал!» Такие ошибки заразительны. Все последующие ораторы делали заминку перед именем и произносили его с повышенной отчётливостью: «Тур!!! Хейердал!!!». В 1970-е гг. на тростниковой лодке «Тигрис» Хейердал пустился в 9980-километровый путь по рекам из Ирака в Индийский океан, чтобы доказать, что шумеры могли 5000 лет тому назад проходить этот путь. Война в Эфиопии воспрепятствовала завершению этой экспедиции. Все публикации Тура Хейердала чрезвычайно романтичны, читаются взахлёб и с восхищением. Но, доказывая самим своим осуществлением, что такие путешествия были возможны, они не доказывают одного - что эти экспедиции реально совершались. Считать, что констатация возможности является достаточным историческим объяснением и обоснованием - это поссибилизм, который большинство историков отвергает, считая логически ошибочным. Только одна книга Хейердала, выпущенная в 1952 г., представляет на 821 странице собранные им доказательства. Это «Американские индейцы в Тихом Океане. Теория за экспедицией Кон-Тики». Отзывы учёных об этой книге столь же отрезвляюще критичны, сколь отклики на другие его книги полны восхищения. Критики находят в ней лишь случайные совпадения слов, отдельные сходства вещей при полном расхождении всей культуры, предания, которые можно толковать по-разному. Противоречащие факты опущены, материал слабо организован, масса повторов. Всё производит впечатление черновых заметок, сваленных в кучу и опубликованных. Что же до содержания книги (и критики), то течения позволяют легче плавать с азиатского материка на восток, чем из Америки на запад, и действительно, из Азии проникли в Океанию пищевые растения таро, кокосовый орех, банан, хлебное дерево, как и животные - домашняя свинья. Сладкий картофель и тыква действительно могут свидетельствовать о контактах между Полинезией и Америкой, но для таких контактов не обязательно предполагать миграции».

Клейн Л.С. , История археологической мысли в 2-х томах, Том 1, СПб, Изд-во СПбГУ, 2011 г., с. 572-573.

«На тихоокеанском острове Пасхи имеются циклопические статуи, которые, казалось бы, не могли быть воздвигнуты примитивным племенем, населяющим остров в наши дни. Можем ли мы высказать гипотезу, что статуи эти поставлены пришельцами с другой планеты? Конечно, можем. Однако, находясь в рамках рационального подхода, мы вправе принять подобное объяснение лишь после того, как будут исчерпаны все более простые - «земные» - гипотезы. Тур Хейердал , сделавший успешную попытку установить пасхианскую статую с помощью лишь тех средств, что есть в наши дни в распоряжении тамошних аборигенов, действовал строго в рамках «бритвы Оккама» , хотя наверняка не задумывался над этим».

Еськов К.Ю., Удивительная палеонтология: история Земли и жизни на ней, Изд-во НЦ ЭНАС, 2007 г., с. 20.

Статьи по теме: