Карфаген современная территория. Карфаген. История финикийцев в северной Африке

«Карфаген должен быть разрушен» (лат. Carthago delenda est, Carthaginem delendam esse) - латинское крылатое выражение, означающее настойчивый призыв к борьбе с врагом или препятствием. В более широком смысле - постоянное возвращение к одному и тому же вопросу, независимо от общей тематики обсуждения.

Карфаге́н (финик. Qart Hadasht, лат. Carthago, араб. قرطاج, Картадж, фр. Carthage, др.-греч. Καρχηδών) - древний город на территории Туниса, вблизи столицы страны - города Тунис, в составе столичного вилайета Тунис.

Название Qart Hadasht (в пунической записи без гласных Qrthdst) переводится с финикийского языка как «новый город».

На протяжении своей истории Карфаген был столицей основанного финикийцами государства Карфаген, одной из крупнейших держав Средиземноморья. После Пунических войн Карфаген был взят и разрушен римлянами, но затем отстроен и являлся важнейшим городом Римской империи в провинции Африка, крупным культурным, а затем и раннехристианским церковным центром. Затем захвачен вандалами и был столицей Вандальского королевства. Но после арабского завоевания вновь пришёл в упадок.

В настоящее время Карфаген - пригород тунисской столицы, в котором находятся президентская резиденция и Карфагенский университет.

В 1831 году в Париже было открыто общество по изучению Карфагена. С 1874 года раскопки Карфагена велись под руководством французской Академии надписей. С 1973 года исследования Карфагена проводятся под эгидой ЮНЕСКО .

Карфагенское государство

Карфаген основан в 814 году до н. э. колонистами из финикийского города Тира. После падения финикийского влияния Карфаген переподчиняет себе бывшие финикийские колонии и превращается в столицу крупнейшего государства Западного Средиземноморья. К III веку до н. э. карфагенское государство подчиняет Южную Испанию, Северную Африку, западную Сицилию, Сардинию, Корсику. После серии войн против Рима (Пунические войны) потерял свои завоевания и был разрушен в 146 году до н. э., его территория превращена в провинцию Африки.

Расположение

Карфаген был основан на мысе с входами к морю на севере и юге. Расположение города сделало его лидером морской торговли Средиземноморья. Все суда, пересекающие море, неизбежно проходили между Сицилией и побережьем Туниса.

В черте города были вырыты две большие искусственные гавани: одна для военного флота, способная вместить 220 военных кораблей, другая для коммерческой торговли. На перешейке, отделявшем гавани, была построена огромная башня, окружённая стеной.

Римская эпоха

Юлий Цезарь предложил основать на месте разрушенного Карфагена римскую колонию (она была основана после его смерти). Благодаря удобному расположению на торговых путях город вскоре снова разросся и стал столицей римской провинции Африки, включавшей земли нынешнего северного Туниса.

После Рима

Во время Великого переселения народов и распада Западной Римской империи Северная Африка была захвачена вандалами и аланами , которые сделали Карфаген столицей своего государства. Это государство просуществовало до 534 года, когда полководцы восточноримского императора Юстиниана I вернули африканские земли империи. Карфаген стал столицей Карфагенского экзархата.

Падение

После завоевания Северной Африки арабами новым центром региона Ифрикия стал основанный ими в 670 году город Кайруан, и Карфаген довольно быстро угас.

Сегодня речь пойдет о некогда могущественном и богатейшем городе - Карфагене. Ныне же от него остались лишь живописные руины. Сегодня Карфаген - город тоже почитаемый, здесь находится, к примеру, резиденция президента Туниса. Однако от его былого величия остались лишь воспоминания. Сегодня фото Карфагена в Тунисе имеется во всех туристических брошюрах этой страны. Поэтому предлагаем поближе познакомиться с этим древнейшим городом, его историей, культурой и расположением.

Карфаген (Тунис): история

Согласно легенде, этот город был основан тирской царевной Элиссой, которая была вынуждена бежать из родных мест после дворцового переворота. Произошло это в 814 году до нашей эры. Элисса и ее сторонники долго плыли по морю, пока не достигли африканских берегов, где высадились на сушу в Тунисском заливе. Местные жители были очень рады чужеземцам, привезшим с собой множество удивительных товаров. Беглая царица пожелала купить участок земли, равный по площади размеру воловьей шкуры. Местный вождь очень удивился такому предложению и долго потешался над Элиссой. Он был уверен, что все ее люди ни за что не смогут уместиться на таком малом пространстве, но все же согласился на сделку. Следующей же ночью Элисса приказала изрезать шкуру вола на тонкие полоски и обнести ими довольно значительный участок земли, обозначив таким образом свои новые владения. Именно таким образом и был основан город Карфаген в Тунисе. Не случайно построенная в его центре цитадель носит название Бирса, что в переводе означает «шкура».

К III веку до нашей эры Карфаген (Тунис) стал крупнейшим государством в западной части Средиземноморья. Его географическое положение позволяло контролировать все корабли, проходящие мимо. Карфагеняне были очень деловыми, изобретательными и воинственными. Они окружили себя высокой крепостной стеной, а наряду с торговым, создали и собственный военный флот, насчитывавший более двухсот кораблей. Таким образом, Карфаген оказался неприступным как с суши, так и с моря.

Управлял Карфагеном не сенат, куда избирались лучшие люди своего времени, как в Риме. Здесь все решения принимал плебс, то есть народ. Однако некоторые ученые уверены, что на самом деле в Карфагене всем заправлял олигархат (группа богатейших граждан). Как бы то ни было, наряду с Римом этот город являлся самым культурным и развитым на тот период.

Карфагеняне активно плавали в другие страны и подчинили себе ряд земель в Южной Испании, Северной Африке, Сицилии, Сардинии и Корсике. Вначале они находились в хороших отношениях с Римом. Оба государства поддерживали друг друга в военных действиях. Однако вскоре между ними возникли трения по поводу владения Сицилией, в результате чего в 264 году до нашей эры началась Первая Пуническая война. Военные действия шли с переменным успехом. Однако в итоге карфагеняне потерпели поражение. Однако они были упорным народом и смогли восстановиться. Затем последовало еще две которые в конце концов окончились полной победой римлян. Так сбылся призыв римского государственного деятеля по имени Марк Порций Катон, который каждую свою речь заканчивал фразой, ставшей впоследствии крылатой: «Карфаген должен быть разрушен!» Войны Римской империи разгромили полумиллионный город. Оставшихся в живых жителей продали в рабство, а руины Карфагена посыпали солью, чтобы ни у кого не возникало желания селиться здесь. Однако спустя некоторое время римляне пожалели о полном уничтожении города, ведь можно было обойтись лишь ликвидацией его армии. В итоге они начали восстанавливать и вновь населять Карфаген. Город через какое-то время стал главным центром Африки.

Во II веке нашей эры карфагеняне приняли христианство. В VI же столетии вместе с распадом Римской империи в упадок пришел и этот некогда величественный город. Спустя всего сто лет его захватили арабы. Остатки местных сооружений новые властители Карфагена использовали для строительства нового города - Туниса. Сегодня Карфаген является пригородом Туниса. А в связи с его величайшей исторической ценностью он был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Карфаген (Тунис): описание и географическое положение

Итак, сегодня этот город является одной из главных Мало какой турист, оказавшийся в этом регионе, лишает себя возможности прикоснуться к древней истории некогда великих империй. Карфаген на карте Туниса отыскать совсем несложно. Он расположен в северной части этого государства на берегу Тунисского залива, входящего в акваторию Средиземного моря.

Отели Карфагена

Номерной фонд этого населенного пункта можно назвать скромным. Это связано с тем фактом, что Карфаген является уникальным местом, здесь отсутствует возможность возведения отелей. Единственной опцией для путешественников, желающих непременно остановиться здесь, является пятизвездочный отель «Вилла Дидон» с 20 номерами. Если вы подыскиваете более бюджетный вариант, то имеет смысл подобрать гостиницу в городе Тунисе или Гаммарте.

Экскурсии

Одним из обязательных к посещению мест Карфагена являются термы Антонина. Своими размерами они уступали лишь римскому аналогу. Сегодня от былого величия мало что осталось, однако оценить масштаб постройки можно, взглянув на возведенный здесь же их макет. Ни одна экскурсия в Карфаген (Тунис), как правило, не обходится без посещения Тофета, представляющего собой алтарь-захоронение под открытым небом. Здесь финикийцы приносили в жертву своих первенцев с целью задобрить богов. Помимо этого, стоит взглянуть на римский амфитеатр, вмещавший 36 тысяч зрителей, остатки огромного акведука, а также цистерны для воды Маальга.

Шоппинг

Помимо стандартных для любой страны сувениров в виде магнитиков, брелоков, открыточек и т. п., здесь торговцы предлагают туристам и предметы, которые якобы имеют историческую ценность: монеты, мозаики, кусочки стелл и колонн и т. д. Не стоит попадаться на эту удочку. Приобрести подобные вещи можно лишь в качестве сувенира, при этом не стесняйтесь торговаться.

Кафе и рестораны

По обе стороны авеню Хабиба Бургибы, пролегающей вдоль береговой линии, имеется целая масса кафе, где можно утолить жажду прохладным соком или же пообедать. Если же вы хотите побаловать как свой желудок, так и взор, то посетите ресторан в пятизвездочном отеле «Вилла Дидон», из которого открывается потрясающий вид на весь Карфаген.

КАРФАГЕН (финикийский Картхадашт, буквально - Новый город; отсюда греческий Каρ - χηδών, латинский Carthago, Картаго, ныне Картаджанна), древний город-государство в Северной Африке (в 18 км к северо-востоку от современного города Тунис), в 7-4 века до нашей эры подчинивший значительную часть побережья Северной Африки, юга Испании и ряд островов Средиземного моря. Основан финикийцами из города Тир в последней четверти 9 века до нашей эры. Согласно мифологической традиции, основательницей Карфагена была Дидона (Элисса), ставшая царицей нового города. После её гибели монархия была ликвидирована.

Благодаря удобному географическому положению Карфаген с начала 7 века превратился в крупный ремесленный город и центр посреднической торговли, поддерживал тесные связи со странами Восточного Средиземноморья, бассейна Эгейского моря, городами Италии и Тартессом. В 6 веке полководец Малх, одержав победу над местным африканским населением, освободил Карфаген от уплаты дани. С Малхом связано и подчинение других финикийских городов Африки. В 60-50-х годах 6 века Малх руководил военными действиями на острове Сицилия, результатом чего стало подчинение Карфагену финикийских городов этого острова. Поход карфагенян на остров Сардиния (545-535) закончился неудачей. В наказание Малх был приговорён к изгнанию вместе со всем своим войском. В ответ полководец самовольно вернулся в Карфаген и попытался произвести государственный переворот, который не удался, и Малх был казнён. После этих событий первенствующее положение в государстве занял Магон. Магониды удерживали власть в течение трёх поколений. Их важными партнёрами в центре Средиземноморья были этруски, и в союзе с этрусским городом Цере они вытеснили греков с острова Корсика. Произошло перераспределение сфер влияния в этом регионе, и Сардиния окончательно попала под влияние Карфагена. В Испании карфагеняне разрушили Тартесс и подчинили себе остатки Тартессийской державы. Они пытались захватить и Сицилию, но в 480 потерпели поражение, сохранив за собой её западную часть. Возникла могущественная Карфагенская держава.

Античные авторы пишут о карфагенском многоотраслевом земледелии. Сформировалась сложная социально-политическая система Карфагена. Возникло противопоставление карфагенских граждан остальному населению державы. Община граждан состояла из двух групп - «могущественных», то есть аристократии, и «малых», как называли более низкие слои граждан. По отношению к рабам и другим категориям подчинённого населения граждане выступали как сплочённая ассоциация. Материальной основой гражданской общины являлась общинная собственность, выступавшая в двух видах: как собственность всей общины (например, арсеналы, верфи и т.п.) и как собственность отдельных граждан. Собственность граждан была преимущественно мелкой и средней. Крупные собственники владели несколькими сравнительно небольшими имениями.

Приблизительно к середине 5 века до нашей эры была свергнута власть Магонидов. Карфаген стал аристократической республикой. Высшая власть официально принадлежала народу, но практически она находилась в руках 2 советов (первого - более многочисленного и второго - состоявшего из 100 или 104 членов; возможно, последний был своего рода постоянным органом при первом). Важную роль в управлении играли пентархии (комиссии из пяти членов), которые не избирались, а сами кооптировали своих членов, сохранявших влияние и после срока пребывания в комиссиях. Высшей исполнительной властью были два суффета, избираемые на год (их можно было переизбирать неоднократно). Основной военной силой была наёмная армия, но и сами граждане Карфагена привлекались к военной службе (например, флот комплектовался из граждан). На высшие посты в государстве избирались граждане с учётом имущественного ценза, что резко сокращало число лиц, реально допущенных к власти.

Ядром Карфагенской державы был Карфаген с территорией, непосредственно ему подчинённой, и выведенные им колонии. Карфагену подчинялись и колонии, ранее выведенные Тиром, хотя некоторые из них официально считались равноправными с Карфагеном. Финикийские колонии (Утика, Гиппон, Лептис-Магна, Лептис-Минор и др.), входившие в состав Карфагенской державы, имели близкую к Карфагену социальную и политическую структуру и, видимо, пользовались внутренней автономией. Они должны были выплачивать карфагенским властям налог-пошлину со своей торговли. Следующей категорией подчинённых Карфагену территорий были «подданные». По большей части в их внутреннюю жизнь Карфаген не вмешивался, сохраняя их социально-политическую структуру и ограничиваясь взятием заложников. Но иногда карфагеняне устанавливали «прямое» управление через своих представителей, насильственно привлекая жителей этих территорий к военной службе и облагая тяжёлыми налогами. Усиливался произвол карфагенских чиновников. Другая категория - «союзники». Они были лишены внешнеполитической инициативы и должны были поставлять контингенты в карфагенскую армию. На них накладывалась подать (хотя, вероятно, меньшая, чем налог на подданных), их верность также обеспечивалась взятием заложников. Попытки «союзников» уклониться от выполнения своих обязанностей воспринимались как мятеж. Существование такой структуры Карфагенской державы было выгодным не только правящей верхушке, но и широким слоям граждан Карфагена. В колонии и другие подчинённые города и территории выезжали многие граждане и как поселенцы, и как чиновники, что давало им возможность резко улучшить своё материальное положение. Из морского и торгового преобладания извлекали выгоды широкие слои карфагенских ремесленников и особенно торговцев.

Карфагенская держава возникла в результате ожесточённой борьбы карфагенян как с местным населением (ливийцами, нумидийцами и др.), так и со своими соперниками - греками (особенно в Сицилии). Войны с сицилийскими греками шли с переменным успехом. Граница между карфагенской и греческой частями острова передвигалась то в одну, то в другую сторону, но в целом разделение Сицилии на две части оставалось неизменным.

В 264 году до нашей эры началась первая война с главным соперником Карфагена в Западном Средиземноморье - Римом (смотри Пунические войны; поскольку римляне называли карфагенян пунами, войны получили название пунических). В результате 1-й Пунической войны (264-241) Карфаген потерял Сицилию. Это привело к социальному и политическому кризису, восстанию наёмников, к которым примкнули рабы, ливийцы и нумидийцы. Восстание распространилось на Сардинию и Испанию. Лишь огромными усилиями, применяя хитроумную дипломатию и невероятную жестокость, вставший во главе армии Гамилькар Барка сумел разгромить врагов. Сардинию Карфаген вынужден был уступить Риму. Произошёл раскол в среде правящей олигархии. Баркиды (члены семьи Гамилькара Барки) и их сторонники выступали за подготовку новой войны с Римом, за восстановление доминирующего положения Карфагена в Западном Средиземноморье. Их интересы совпадали с интересами широких слоёв граждан, тоже заинтересованных в реванше. На этой основе возник союз между Баркидами и демократической «партией» (во главе с Гасдрубалом).

Гамилькар и его преемники восстановили и расширили карфагенские владения в Испании. Возглавивший армию сын Гамилькара Ганнибал напал на город Сагунт, находившийся в союзе с Римом. Это нападение было явной провокацией, рассчитанной на ответ со стороны Рима. Началась 2-я Пуническая война (218-201), которая, несмотря на блестящий переход Ганнибала через Пиренеи и Альпы и победы в ряде сражений в Италии, включая Канны (216), завершилась разгромом карфагенской армии. По условиям договора карфагеняне должны были выплатить огромную контрибуцию, выдать весь военный флот, отказаться от всех внеафриканских владений, а в самой Африке признать независимость Нумидии. Карфаген фактически превратился в протекторат Рима.

Карфагенские владения были сведены к сравнительно небольшой городской округе. У властей пропала возможность поддерживать благополучие граждан за счёт подчинённых народов и территорий, что привело к новому социальному и политическому кризису. В 195 избранный суффетом Ганнибал провёл политическую реформу, которая ограничила власть олигархии и открыла путь к власти, с одной стороны, широким слоям гражданского населения, а с другой - демагогам, которые могли воспользоваться движением этих слоёв.

Дальнейшее развитие Карфагена было прервано 3-й Пунической войной (149-146). В 146 после трёхлетней осады римские солдаты ворвались в город. На его улицах развернулись ожесточённые бои. Последний оплот защитников - храм Эшмуна - подожгли сами осаждённые, предпочтя смерть рабству. Большая часть карфагенян погибла, 500 тысяч оставшихся в живых были превращены в рабов. Карфаген был разрушен до основания, и это место было вспахано и засеяно солью в знак вечного проклятия. Часть карфагенской территории передана нумидийцам, другая - превращена в римскую провинцию Африка.

При Юлии Цезаре (44 до нашей эры) и Августе (29 до нашей эры) на месте древнего Карфагена была основана римская колония Colonia Iulia Carthago, превратившаяся в крупный средиземноморский город и порт (особенно интенсивно строительство велось при римских императорах Адриане, Антонине Пие и Септимии Севере). В 439 году нашей эры разрушен вандалами, в 533-698 находился в составе Византии. В 698 завоёван арабами.

Лит.: Gsell S. Histoire ancienne de l’Afrique du Nord. Р., 1913-1928. Vol. 1-8; Acquaro Е. Cartagine: un impero sul Mediterraneo. Roma, 1978; Harden D. The Phoenicians. Harmondsworth, 1980; Кораблев И. Ш. Ганнибал. М., 1981; Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. М., 1986; Blázquez J. М., Alvar J., Wagпer С. G. Fenicios у cartagineses en el Mediterraneo. Madrid, 1999; Huss W. Die Karthager. 3. Aufl. Мünch., 2004; Шифман И. Ш. Карфаген. СПб., 2006.

Ю. Б. Циркин.

Искусство . Письменные источники, а также археологические раскопки, начатые в 19 веке, позволяют в общих чертах восстановить расположение пунического города Карфаген. Он был окружён рвом и двумя мощными стенами с башнями. Состоял из трёх частей: расположенного на холмах «Верхнего города» (цитадели Бирса с храмом бога Эшмуна) - политического и религиозного центра; «Нижнего города», расположенного вблизи гаваней; сельского предместья Мегара. Сохранились руины целого квартала, остатки 2 гаваней и, возможно, набережной. Раскопки некрополей вскрыли ряд погребений 7-2 века до нашей эры, многие из которых имели богатый инвентарь - художественные предметы из бронзы, ювелирные изделия, глиняные светильники, сосуды, статуэтки, маски. Встречаются импортные предметы - египетские амулеты, коринфские вазы и др. Интерес представляют саркофаги со скульптурным изображением человека, созданные под сильным влиянием египетского и греческого искусства; ряд предметов свидетельствует также о связях с древней Италией, главным образом с Этрурией. К памятникам местного искусства относятся многочисленные стелы из известняка, реже из мрамора, посвящённые финикийским богам Танит и Ваалу-Амону. В круг произведений пунического искусства входят также памятники других городов Карфагенской державы - Дугги, Утики и др.

Искусство Карфагена римского периода во многом близко искусству других североафриканских центров: Волюбилиса и Тингиса (ныне Танжер) в современном Марокко, Цезареи (ныне Шершель) в современном Алжире и др. Для архитектуры 2-3 века нашей эры характерно стремление к роскоши и грандиозности. В городе была создана прямоугольная сеть улиц; на холме Бирса построен Капитолий, который окружали мощные подпорные стены с террасами, соединёнными лестницами и украшенными статуями; на месте храма бога Эшнума был возведён храм Эскулапа. В самом городе построены театр и одеон, на окраине - цирк (около 60 тысяч зрителей) и амфитеатр, который, по свидетельству арабских писателей, имел 5 ярусов с аркадами, украшенными скульптурными изображениями животных, кораблей и др. В 131-161 были построены термы, включавшие огромный центральный зал, залы для отдыха на нижнем этаже и банные помещения на верхнем. Внутри термы были украшены мозаиками, мраморными облицовками и статуями. В архитектуре частных домов заметно стремление приспособить эллинистически-римский перистильный дом к африканскому климату. Дома обычно имели бассейны и небольшие святилища, часто украшались фресками и мозаиками. Получила распространение декоративная и надгробная скульптура.

Лит.: Audollent А. Carthage romaine. Р., 1901; Lézine А. Carthage. Utique: Etudes d’architecture et d’urbanisme. Р., 1968; Cintas Р. Manuel d’archéologie punique. Р., 1970-1976. Vol. 1-2; Benichou-Safar Н. Les tombes puniques de Carthage. Р., 1982; Lancel S. Carthage. Р., 1992.

Существовавшей в тех местах 2500 лет назад.


Древний Карфаген – это руины римских строений, поднявшихся над Картагой в пуническую или финикийскую эпоху.

"Карфаген был в свое время богатейшим городом мира. Сельское хозяйство, лежавшее в основе его благосостояния, почиталось занятием почетным .

Бурная история Карфагена – ныне чистого и зажиточного пригорода, расположенного в 20 километрах от Туниса – началась в 814 году до н.э. Царица Дидона или Элисса, преследуемая своим братом, правителем финикийского города Тира Пигмалионом, после продолжительных скитаний высадилась на северном побережье Туниса. Дидона попросила местного царя предоставить ей убежище, и разрешить построить дом. Царь ни за что не хотел давать согласие. Тогда Дидона попросила выделить ей столько земли, сколько сможет покрыть шкура быка. Царь был в хорошем расположении духа и обрадовался новому развлечению. Дидона приказала забить самого большого быка, а затем разрезала его шкуру на очень узкие полоски, и обнесла ими большую территорию. Согласно легенде об основании города, Дидона, которой разрешили занять столько земли, сколько покроет бычья шкура, завладела большим участком, разрезав шкуру на узкие ремни. Потому-то поставленная на этом месте цитадель носила название Бирса (что означает «шкура»).

Так, согласно легенде, был основан Карфаген.
ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО КАРФАГЕНА

1.1 ДРЕВНИЙ КАРФАГЕН.

Карфаген (что означает по-финикийски «новый город») был основан в 814 г. до н. э. колонистами из финикийского города Тир . Римляне называли его Carthago, греки – Кархедон.

После падения финикийского влияния в Западном Средиземноморье Карфаген переподчиняет себе бывшие финикийские колонии. К III веку до н. э. он становится крупнейшим государством на западе Средиземного моря, подчинив Южную Испанию, Северную Африку, Сицилию, Сардинию, Корсику.

Город был окружен 34-километровой лентой стен толщиной в девять и высотой в пятнадцать метров. Внутри стен располагалось несколько сотен боевых слонов в загонах, склады фуража; стояли конюшни на четыре тысячи лошадей и казармы на 20 тысяч пехотинцев. Наш разум с трудом постигает, какие затраты энергии и человеческих жизней потребовались римлянам, чтобы сокрушить эти яростно защищаемые циклопические сооружения.

Расположенный на легко охраняемом полуострове с неограниченным запасом рыбы, древний Карфаген процветал, становясь одним из богатейших городов мира той поры. Однако богатство Карфагена не давало покоя давним конкурентам города. И Рим дождался своего часа – в 146 году до н.э. после более чем столетних боевых действий, Рим разрушил город .

В IV до н. э. город Карфаген сильно расширился и стал заселяться торговцами, ремесленниками и землевладельцами. Около Бирсы возник обширный жилой район Мегары, застроенный многоэтажными домами. Карфаген сложился как крупное рабовладельческое государство, владевшее множеством колоний. Беспощадная эксплуатация порабощенных народов и работорговля обеспечили огромный приток богатств. В древнеримских анналах карфагенян называют пунами и характеризуют их как жестоких и коварных врагов, не знающих пощады к побежденным. Как военно-торговая и рабовладельческая держава Карфаген постоянно нуждался во флоте и армии. У Карфагена имелись первоклассный флот и армия, которые держали в безусловном повиновении подвластные Карфагену народы. Армия комплектовалась из числа иностранцев-наемников. Из кажд ой народности формировали особый род войск. Например, из ливийцев составлялась пехота, из нумидийцев – конница. Жители Балеарских островов поставляли в карфагенскую армию отряды пращников – метателей камней. Разноплеменная, разноязычная карфагенская армия управлялась местными вождями, которыми командовали карфагенские военачальники и офицеры. Пунийцы-карфагеняне не несли рядовой военной службы. В карфагенской армии были постоянные части, вооруженные камнеметательными и таранными машинами для взятия крепостей. Особые части армии имели боевых слонов, которые использовались для прорыва вражеских рядов и истребления живой силы неприятеля во время боя.

Еще большее значение имел военно-морской флот. В мореплавании карфагеняне использовали вековой опыт финикийцев. Они первыми начали строить большие пятипалубные корабли – пентеры, без труда обгонявшие и уничтожашие в бою римские и греческие триремы и галеры. Флагманские корабли карфагенян были семипалубными и назывались гептерами.

Национальный музей Карфагена, расположенный на холме Бирса, где прежде размещалась крепость, представляет собой замечательное место для начала знакомтва с этими местами. В музее представлена обширная коллекция археологических находок – керамики, масляных ламп, утвари, мозаики – отражающих особенности быта карфагенян более тысячелетия тому назад.

В руинах Карфагена сохранились огромные резервуары. Группа таких резевуаров находится у пригорода Марса, и насчитывает более 25 емкостей. Другая группа расположена у пригорода Мальга. Здесь было не менее 40 емкостей. Неподалеку от них находятся руины большого акведука, подававшего воду в Карфаген с кряжа в горах Тунисского Атласа. Акведук имеет общую длину в 132 км. Вода подавалась самотеком, проходя несколько больших долин, где акведук имел высоту более 20 м. Этот акведук был заложен еще карфагенянами, перестроен в 136 г. н. э. римлянами (при императоре Адриане, 117 – 138 гг.). При императоре Септимии Севере (193 – 211 гг.) он снова был перестроен. Акведук разрушали и снова восстанавливали вандалы. Руины акведука до сих пор поражают своими грандиозными размерами. Это был самый длинный акведук в античные времена. Второй по длине акведук находится близ Рима.
На самом верху Карфагенской возвышенности, в районе поселка Сиди-бу-Саид, на значительном удалении от Бирсы находятся руины раннехристианских культовых зданий. Это – базилика Дамос-эль-Карита. Это было огромное строение: в длину около 65 м, а в ширину – не менее 45 м. В базилике было девять нефов. Центральный неф имел ширину пролета 13 м. Южнее этого нефа находилась апсида басилики. Четыре колонны указывают на когда-то стоявший здесь иконостас.

Памятников пунической эпохи в Карфагене осталось только два - руины храмов Танит и Баал–Хаммона да кладбище жертв богини Танит (каждая семья, в том числе и королевская, приносила в жертву младенца).

Тиннит (Танит) - богиня странная. Неизвестно, как появился ее культ. Тиннит отождествляли с Астартой, богиней плодородия и любви в Сирии, Финикии и Палестине ; в эллинистическое время - с матерью богов Юноной, с Афродитой Уранией или Артемидой.

Она - девственница и в то же время супруга; "око и лик" верховного божества, Баал-Хаммона, богиня луны, неба, плодородия, покровительница деторождения.

При этом, Тиннит не блещет женской красотой и статью. Древний скульптор изобразил ее приземистой женщиной с головой льва; позднее "великую матерь" представляли крылатой женщиной с лунным диском в руках. На различных изображениях Тиннит окружают монструозные существа: крылатые быки, летающие с задранными хоботами слоны, рыбы с человечьими головами, многоногие змеи.

Современный Тунис, на территории которого некогда располагался Карфаген - это небольшое процветающее средиземноморское государство, которое не без основания называют "cамой европейской страной Северной Африки".
1.2 ГОРОД И ДЕРЖАВА

Карфагену принадлежали плодородные земли в глубине материка, он имел выгодное географическое положение, которое благоприятствовало торговле, а кроме того позволяло контролировать воды между Африкой и Сицилией, не позволяя чужим кораблям заплывать дальше на запад.

По сравнению со многими знаменитыми городами древности, пунический (от лат. punicus или poenicus – финикийский) Карфаген не столь богат находками, поскольку в 146 г до н.э. римляне методично разрушили город, а в римском Карфагене, основанном на том же месте в 44 до н.э., велось интенсивное строительство. Г ород Карфаген был обнесен мощными стенами протяженностью ок. 30 км. Численность населения в нем неизвестна. Очень сильно была укреплена цитадель. В городе имелись базарная площадь, здание совета, суд и храмы. В квартале, называвшемся Мегара, было множество огородов, фруктовых садов и извилистых каналов. Корабли входили в торговую гавань через узкий проход. Для погрузки и разгрузки на берег можно было вытащить одновременно до 220 судов (древние корабли следовало по возможности держать на суше). За торговой гаванью располагались военная гавань и арсенал.

Области и города. Земледельческие районы в материковой Африке – область обитания собственно карфагенян – приблизительно соответствуют территории современного Туниса, хотя под власть города попадали и другие земли. Когда древние авторы говорят о многочисленных городах, бывших во владении Карфагена, они несомненно подразумевают обычные деревни. Однако имелись здесь и настоящие финикийские колонии – Утика, Лептис, Гадрумет и др. Города тунисского побережья проявили независимость в своей политике лишь в 149 до н.э., когда стало очевидно, что Рим намерен уничтожить Карфаген. Некоторые из них покорились тогда Риму. В целом Карфаген сумел (вероятно, после 500 до н.э.) избрать политическую линию, к которой присоединились остальные финикийские города как в Африке, так и по другую сторону Средиземного моря.

Карфагенская держава была весьма обширна. В Африке ее самый восточный город находился более чем в 300 км к востоку от Эи (совр. Триполи). Между ним и Атлантическим океаном обнаружены руины ряда древних финикийских и карфагенских городов. Около 500 до н.э. или немногим позже мореплаватель Ганнон возглавил экспедицию, основавшую несколько колоний на атлантическом побережье Африки. Он рискнул проникнуть далеко на юг и оставил описание горилл, тамтамов и прочих редко упоминаемых древними авторами африканских достопримечательностей.

Колонии и фактории по большей части располагались на расстоянии примерно одного дня плавания друг от друга. Обычно они находились на островах вблизи берега, на мысах, в устьях рек или тех местах материковой части страны, откуда было легко добраться до моря. Например, Лептис, находившийся неподалеку от современного Триполи, в римскую эпоху служил конечным приморским пунктом великого караванного пути из внутренних областей, откуда купцы везли рабов и золотой песок. Эта торговля началась, вероятно, на ранних этапах истории Карфагена.

В состав державы входили Мальта и два соседних с ней острова. Карфаген веками вел борьбу с сицилийскими греками, под его властью находились Лилибей и другие надежно укрепленные порты на западе Сицилии, а также, в различные периоды, и другие области на территории острова (бывало так, что в его руках находилась едва не вся Сицилия, кроме Сиракуз). Постепенно Карфаген установил контроль и над плодородными районами Сардинии, между тем как жители горных районов острова оставались непокоренными. Иноземным купцам доступ на остров был запрещен. В начале 5 в. до н.э. карфагеняне начали осваивать Корсику. Карфагенские колонии и торговые поселения существовали и на южном побережье Испании, тогда как на восточном берегу закрепились греки.

По-видимому, при создании своей разбросанной по разным территориям державы Карфаген не ставил иных целей, кроме установления над ними контроля ради получения максимально возможной прибыли.

ГЛАВА
II

КАРФАГЕНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

2.1Сельское хозяйство.

Карфагеняне были искусными земледельцами. Из зерновых культур важнейшими были пшеница и ячмень. Сколько-то зерна, вероятно, доставляли из Сицилии и Сардинии. На продажу производилось среднего качество вино. Фрагменты же керамической тары, найденные при археологических раскопках в Карфагене, свидетельствуют, что вина более высокого качества карфагеняне ввозили из Греции или с острова Родос. Карфагеняне славились своим чрезмерным пристрастием к вину, были приняты даже специальные законы против пьянства, например запрещавщие употребление вина воинами. Здесь произрастали инжир, гранат, миндаль, финиковая пальма . В Карфагене разводили лошадей, мулов, коров, овец и коз.

В отличие от республиканского Рима, в Карфагене мелкие земледельцы не образовывали костяк общества. Большая часть африканских владений Карфагена была поделена между зажиточными карфагенянами, в крупных имениях которых хозяйство велось на научной основе. Некий Магон, живший, вероятно, в 3 в. до н.э., написал руководство по ведению сельского хозяйства. После падения Карфагена римский сенат, желая привлечь состоятельных людей к восстановлению производства на некоторых его землях, распорядился перевести это руководство на латинский язык. Отрывки из сочинения, приведенные в римских источниках, свидетельствуют о том, что Магон использовал греческие руководства по земледелию, но пытался приспособить их к местным условиям. Он писал о крупных хозяйствах и касался всех сторон сельскохозяйственного производства. Вероятно, в качестве арендаторов, или издольщиков, работали местные жители – берберы, а иногда группы рабов под руководством надсмотрщиков. Упор делался главным образом на товарные культуры, растительное масло и вино, однако характер местности неизбежно предполагал специализацию: более холмистые районы отводились под фруктовые сады, виноградники или пастбища. Существовали и крестьянские хозяйства среднего размера.

Помимо домов, храмов и дворцов знати, в городе было множество мастерских: там обрабатывали железо, медь, свинец, бронзу и драгоценные металлы, ковали оружие, выделывали кожи, ткали и красили ткани, делали мебель , керамическую посуду, украшения из драгоценных камней, золота, слоновой кости и стекла.

Карфагенские ремесленники специализировались на производстве дешевых изделий, по большей части воспроизводивших египетские, финикийские и греческие образцы и предназначавшихся для сбыта в западном Средиземноморье, где Карфаген захватил все рынки. Производство предметов роскоши – например, яркой пурпурной краски, широко известной под названием «тирский пурпур», – известно в более поздний период, когда Северной Африкой владели римляне, но можно считать, что оно существовало и до падения Карфагена. Багрянку, морскую улитку, содержащую этот краситель, лучше всего было собирать осенью и зимой – в сезоны, не пригодные для мореплавания. В Марокко и на острове Джерба, в наилучших местах для добывания мурекса, были основаны постоянные поселения.

В соответствии с восточными традициями государство являлось рабовладельцем, применявшим рабский труд в арсеналах, на судоверфях или в строительстве. Археологи не обнаружили данных, которые бы свидетельствовали о наличии крупных частных ремесленных предприятий, чья продукция распространялась бы на закрытом для посторонних западном рынке, тогда как мелких мастерских отмчено немало. Часто очень трудно бывает отличить среди находок карфагенскую продукцию от предметов, импортированных из Финикии или Греции. Ремесленники успешно воспроизводили простые изделия, и, похоже, карфагеняне не слишком стремились делать что-либо, кроме копий.

Некоторые пунические мастера были очень искусны, особенно в плотницком деле и работах по металлу. Карфагенский плотник мог использовать для работы кедровую древесину, свойства которой знали с давних времен мастера Древней Финикии, работавшие с ливанским кедром. Вследствие постоянной потребности в кораблях как плотники, так и работники по металлу неизменно отличались высоким уровнем мастерства. Имеются свидетельства их умений в обработке железа и бронзы. Количество найденных при раскопках украшений невелико, но похоже, что этот народ не был склонен помещать дорогие предметы в гробницы, чтобы ублажать души усопших.

Самым крупным из ремесленных производств, по-видимому, было изготовление керамических изделий. Обнаружены остатки мастерских и гончарных печей, заполненных изделиями, которые предназначались для обжига. Каждое пуническое поселение в Африке производило керамические изделия, которые находят повсеместно в областях, входивших в сферу Карфагена, – на Мальте, Сицилии, Сардинии и в Испании. Карфагенскую керамику время от времени обнаруживают и на побережье Франции и Северной Италии – там, где господствующее положение в торговле занимали греки из Массалии (совр. Марсель) и где карфагенянам, вероятно, все же позволяли торговать.

Археологические находки рисуют картину стабильного производства простой керамики не только в самом Карфагене, но и во многих других пунических городах. Это чаши, вазы, блюда, кубки, пузатые кувшины разнообразного назначения, именуемые амфорами, кувшины для воды и светильники. Исследования показывают, что их производство существовало с глубокой древности вплоть до гибели Карфагена в 146 до н.э. Ранние изделия по большей части воспроизводили финикийские образцы, в свою очередь зачастую являвшиеся копиями египетских. Похоже, в 4 и 3 вв. до н.э. карфагеняне особо ценили греческие изделия, что проявилось в подражании греческой керамике и скульптуре и наличии большого количества греческой продукции этого периода в материалах из раскопок в Карфагене.
2.2 ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА

Карфагеняне особенно преуспевали в торговле. Карфаген вполне можно назвать торговым государством, так как в своей политике он в значительной степени руководствовался коммерческими соображениями. Многие его колонии и торговые поселения несомненно основывались в целях расширения торговли. Известно о некоторых предпринятых карфагенскими правителями экспедициях, причиной которых также явилось стремление к более широким торговым связям. В договоре, заключенном Карфагеном в 508 до н.э. с Римской республикой, только что возникшей после изгнания из Рима этрусских царей, предусматривалось, что римским кораблям нельзя заплывать в западную часть моря, но они могут пользоваться гаванью Карфагена. В случае вынужденной высадки где-либо еще на пунической территории они просили официальной защиты у властей и после починки судна и пополнения запасов продовольствия немедленно отплывали. Карфаген соглашался признать границы Рима и уважать его народ, а также его союзников.

Карфагеняне заключали соглашения и в случае необходимости шли на уступки. Прибегали они и к силе, чтобы не допускать соперников в воды западного Средиземноморья, которые рассматривали как свою вотчину, за исключением побережья Галлии и примыкающих к ней берегов Испании и Италии. Они вели также борьбу с пиратством. Власти содержали в хорошем состоянии сложные сооружения торговой гавани Карфагена, как и его военную гавань, которая, по-видимому, была открыта для кораблей иноземных судов, но заходили туда немногие мореплаватели.

Поразителен тот факт, что такое торговое государство, как Карфаген, не проявило должного внимания к чеканке монеты. Судя по всему, собственной монеты здесь не было вплоть до 4 в. до н.э., когда были выпущены серебряные монеты, которые, если считать сохранившиеся экземпляры типичными, значительно различались по весу и качеству. Возможно, карфагеняне предпочитали пользоваться надежной серебряной монетой Афин и других государств, а большинство сделок совершали путем прямого товарообмена.

Товары и торговые пути . Конкретные данные о предметах торговли Карфагена на удивление скудны, хотя свидетельства о его торговых интересах достаточно многочисленны. Типичным в ряду таких свидетельств является рассказ Геродота о том, как происходила торговля на западном побережье Африки. Карфагеняне высаживались на берег в определенном месте и раскладывали товары, после чего удалялись на свои суда. Тогда появлялись местные жители и клали рядом с товарами определенное количество золота. Если его было достаточно, карфагеняне забирали золото и уплывали. В противном случае они оставляли его нетронутым и возвращались на корабли, а туземцы приносили еще золота. Что это были за товары, в рассказе не упоминается.

По-видимому, карфагеняне привозили простую керамику для продажи или обмена в те западные регионы, где они являлись монополистами, а также торговали амулетами, украшениями, простой металлической утварью и незамысловатыми изделиями из стекла. Часть из них производилась в Карфагене, часть – в пунических колониях. Согласно ряду свидетельств, пунические торговцы предлагали туземцам Балеарских островов вино, женщин и одежду в обмен на рабов.

Можно полагать, что они занимались широкими закупками товаров в других ремесленных центрах – Египте, Финикии, Греции, Южной Италии – и перевозили их в те области, где пользовались монополией. Пунические торговцы славились в гаванях этих ремесленных центров. Находки некарфагенских изделий при археологических раскопках западных поселений наводят на мысль, что они были завезены туда на пунических кораблях.

Некоторые упоминания в римской литературе свидетельствуют, что карфагеняне завозили различные ценные товары в Италию, где высоко ценилась слоновая кость из Африки. Во времена империи для устройства игр из римской Северной Африки доставлялось огромное количество диких животных. Упоминаются также фиги и мед.

Считается, что карфагенские корабли плавали по Атлантическому океану за оловом из Корнуолла. Сами карфагеняне производили бронзу и, возможно, доставляли некоторое количество олова в другие места, где оно требовалось для аналогичного производства. Через свои колонии в Испании они стремились получить серебро и свинец, которые могли вымениваться на привозимые ими товары. Канаты для пунических военных судов делались из травы эспарто, произрастающей в Испании и Северной Африке. Важной статьей торговли, из-за высокой цены, был пурпурный краситель из багрянки. Во многих местностях торговцы приобретали шкуры диких животных, кожу и находили рынки для их сбыта.

Как и в более поздние времена, в порты Лептиса и Эи, а также лежавшей несколько западнее Гигтис, должно быть, прибывали караваны с юга. Они везли популярные в древности страусовые перья и яйца, служившие украшениями или чашами. В Карфагене на них малевали свирепые рожи и использовали, как говорят, в качестве масок для отпугивания демонов. С караванами привозили также слоновую кость и рабов. Но важнейшим грузом был золотой песок с Золотого Берега или из Гвинеи.

Некоторые из наилучших товаров карфагеняне ввозили для собственного употребления. Часть керамики, найденной в Карфагене, привезена из Греции или из Кампаньи на юге Италии, где ее производили приезжие греки. Найденные при раскопках Карфагена характерные ручки от родосских амфор показывают, что сюда завозили вино с Родоса. Удивительно, но качественной аттической керамики здесь не обнаруживается.

О культуре карфагенян в истории древнего Карфагена почти ничего не известно . Единственные дошедшие до нас пространные тексты на их языке содержатся в пьесе Плавта Пуниец , где один из персонажей, Ганнон, произносит монолог, по-видимому, на подлинном пуническом наречии, за которым тут же повторяет его значительную часть по-латински. Кроме того, по пьесе рассыпано немало реплик того же Ганнона, также с переводом на латинский. К сожалению, не понимавшие текста переписчики его исковеркали. Помимо этого, карфагенский язык известен лишь по географическим названиям, техническим терминам, именам собственным и отдельным словам, приведенным греческими и латинскими авторами. При интерпретации этих обрывков очень помогает сходство пунического языка с древнееврейским.

Собственных художественных традиций карфагеняне не имели. По-видимому, во всем, что может быть отнесено к сфере искусства , этот народ ограничивался копированием чужих идей и приемов. В керамике, украшениях и скульптуре они довольствовались подражанием, причем копировали иногда не лучшие образцы. Что касается литературы, нет данных о создании ими каких-либо других сочинений, помимо чисто практических – таких, как руководство по земледелию Магона, и одного или двух более мелких компилятивных текстов на греческом языке. Нам неизвестно о наличии в Карфагене чего-то такого, что можно было бы назвать «изящной словесностью».

В Карфагене имелось официальное жречество, храмы и свой религиозный календарь. Главными божествами были Ваал (Баал) – семитский бог, известный по Ветхому Завету, и богиня Танит (Тиннит), небесная царица. Вергилий в Энеиде называл Юнону богиней, благоволившей к карфагенянам, поскольку отождествлял ее с Танит. Для религии карфагенян характерны человеческие жертвоприношения, особенно широко практиковавшиеся в периоды бедствий. Главное в этой религии – вера в действенность культовой практики для общения с невидимым миром. В свете этого особенно удивительно, что в 4 и 3 вв. до н.э. карфагеняне активно приобщались к мистическому греческому культу Деметры и Персефоны; во всяком случае, материальные следы этого культа достаточно многочисленны.

2.4 СВЯЗИ С ДРУГИМИ НАРОДАМИ

Древнейшими соперниками карфагенян были финикийские колонии в Африке Утика и Гадрумет. Неясно, когда и как им пришлось подчиниться Карфагену: письменных свидетельств о каких-либо войнах не имеется.

Союз с этрусками . Этруски северной Италии являлись одновременно союзниками и торговыми соперниками Карфагена. Эти предприимчивые мореходы, торговцы и пираты господствовали в 6 в. до н.э. над значительной частью Италии. Основная область их расселения находилась непосредственно к северу от Рима. Они владели также Римом и землями к югу – вплоть до того рубежа, где приходили в столкновение с греками южной Италии. Заключив союз с этрусками, карфагеняне в 535 до н.э. одержали крупную морскую победу над фокейцами – греками, занявшими Корсику.

Этруски заняли Корсику и примерно на протяжении двух поколений удерживали остров. В 509 до н.э. римляне изгнали их из Рима и Лация. Вскоре после этого греки южной Италии, заручившись поддержкой сицилийских греков, усилили давление на этрусков и в 474 до н.э. покончили с их могуществом на море, нанеся им сокрушительное поражение близ Кум в Неаполитанском заливе. Карфагеняне двинулись на Корсику, уже имея плацдарм на Сардинии.

Борьба за Сицилию. Еще до крупного поражения этрусков Карфагену довелось померяться силами с сицилийскими греками. Пунические города на западе Сицилии, основанные во всяком случае не позднее Карфагена, были вынуждены подчиниться ему, подобно городам Африки. Возвышение двух могущественных греческих тиранов, Гелона в Сиракузах и Ферона в Акраганте явно предвещало карфагенянам, что греки предпримут на них мощное наступление, чтобы вытеснить из Сицилии, подобно тому, как это происходило с этрусками в южной Италии. Карфагеняне приняли вызов и на протяжении трех лет активно готовились к завоеванию всей восточной Сицилии. Они действовали сообща с персами, которые готовили вторжение в саму Грецию. Согласно поздней традиции (несомненно ошибочной), поражение персов при Саламине и столь же решающий разгром карфагенян в сухопутном сражении при Гимере в Сицилии произошли в 480 до н.э. в один и тот же день. Подтвердив худшие опасения карфагенян, Ферон и Гелон выставили неодолимые силы.

Прошло много времени, прежде чем карфагеняне вновь предприняли наступление на Сицилию. После того, как Сиракузы успешно отразили вторжение афинян (415–413 до н.э.), наголову их разгромив, они стремились подчинить другие греческие города на Сицилии. Тогда эти города стали обращаться за помощью к Карфагену, который не замедлил этим воспользоваться и направил на остров огромную армию. Карфагеняне были близки к тому, чтобы захватить всю восточную часть Сицилии. В этот момент к власти в Сиракузах пришел знаменитый Дионисий I, который основал могущество Сиракуз на жестокой тирании и в течение сорока лет с переменным успехом воевал против карфагенян. По окончании военных действий в 367 до н.э. карфагенянам вновь пришлось смириться с невозможностью установить полный контроль над островом. Беззаконие и бесчеловечность, чинимые Дионисием, отчасти компенсировались той помощью, которую он оказывал сицилийским грекам в их борьбе с Карфагеном. Настойчивые карфагеняне предприняли еще одну попытку подчинить восточную Сицилию во времена тирании Дионисия Младшего, ставшего преемником своего отца. Однако это вновь не достигло цели, и в 338 до н.э., после нескольких лет боевых действий, не позволивших говорить о преимуществе какой-либо из сторон, был заключен мир.

Существует мнение, что Александр Македонский видел свою конечную цель в установлении владычества также и над Западом. После возвращения Александра из великого похода в Индию, незадолго до его смерти, карфагеняне, подобно другим народам, направили к нему посольство, пытаясь выведать его намерения. Возможно, безвременная кончина Александра в 323 до н.э. спасла Карфаген от многих бед.

В 311 до н.э. карфагеняне предприняли очередную попытку занять восточную часть Сицилии. В Сиракузах правил новый тиран Агафокл. Карфагеняне уже было осадили его в Сиракузах и, казалось, имели возможность захватить этот главный опорный пункт греков, но Агафокл с войском отплыл из гавани и напал на карфагенские владения в Африке, создав угрозу для самого Карфагена. С этого момента и до самой смерти Агафокла в 289 до н.э. продолжалась обычная война с переменным успехом.

В 278 до н.э. греки перешли в наступление. Знаменитый греческий полководец Пирр, царь Эпира, прибыл в Италию, чтобы сражаться против римлян на стороне южноиталийских греков. Одержав над римлянами две победы с большим уроном для себя («Пиррова победа»), он переправился на Сицилию. Там он оттеснил карфагенян и почти очистил от них остров, но в 276 до н.э. с характерным для него роковым непостоянством отказался от дальнейшей борьбы и вернулся в Италию, откуда вскоре был изгнан римлянами.

Войны с Римом . Карфагеняне вряд ли могли предвидеть, что их городу суждено погибнуть в результате ряда военных конфликтов с Римом, известных как Пунические войны. Поводом к войне послужил эпизод с мамертинцами, италийскими наемниками, находившимися на службе у Агафокла. В 288 до н.э. часть их захватила сицилийский город Мессану (совр. Мессина), и когда в 264 до н.э. Гиерон II, правитель Сиракуз, стал их одолевать, они попросили помощи у Карфагена и одновременно у Рима. По целому ряду причин римляне откликнулись на просьбу и вступили в конфликт с карфагенянами.

Война шла 24 года (264–241 до н.э.). Римляне высадили на Сицилии войска и поначалу добились некоторых успехов, но высадившаяся в Африке армия под командованием Регула была разбита близ Карфагена. После неоднократных вызванных бурями неудач на море, а также ряда поражений на суше (войском карфагенян на Сицилии командовал Гамилькар Барка) римляне в 241 до н.э. одержали победу в морском сражении у Эгадских островов, вблизи западного побережья Сицилии. Война принесла огромный урон и потери обеим сторонам, Карфаген же окончательно потерял Сицилию, а вскоре лишился и Сардинии с Корсикой. В 240 до н.э. вспыхнуло опаснейшее восстание недовольных задержкой денег карфагенских наемников, которое удалось подавить лишь в 238 до н.э.

В 237 до н.э., всего через четыре года после окончания первой войны, Гамилькар Барка отправился в Испанию и начал покорение внутренних областей. Римскому посольству, явившемуся с вопросом о его намерениях, он ответил, что ищет способ как можно быстрее выплатить Риму контрибуцию. Богатства Испании – растительный и животный мир, полезные ископаемые, не говоря уже о ее жителях, – могли бы быстро компенсировать карфагенянам потерю Сицилии. Однако между двумя державами вновь начался конфилкт, на сей раз по причине неослабевающего давления со стороны Рима. В 218 до н.э. Ганнибал, великий карфагенский полководец, отправился сухопутным путем из Испании через Альпы в Италию и разбил римскую армию, одержав несколько блестящих побед, важнейшая из которых имела место в 216 до н.э. в битве при Каннах. Тем не менее Рим не запросил мира. Напротив, он набрал новые войска и после нескольких лет противостояния в Италии перенес боевые действия в Северную Африку, где добился победы в битве при Заме (202 до н.э.).

Карфаген потерял Испанию и окончательно утратил положение государства, способного бросить вызов Риму. Однако римляне боялись возрождения Карфагена. Говорят, что Катон Старший каждую свою речь в сенате заканчивал словами «Delenda est Carthago» – «Карфаген должен быть разрушен». Рассказывают, что именно великолепные карфагенские оливки навели сенатора Катона на мысль о необходимости уничтожения Карфагена - процветающего, несмотря на войны, города. Он побывал здесь в составе римского посольства в середине II века до н. э. и набрал пригоршню плодов в кожаный мешочек.

В Риме Катон предъявил сенаторам роскошные оливки, заявив с обезоруживающей прямотой: "Земля, где они растут, расположена всего в трех днях морского перехода". Именно в тот день впервые прозвучала фраза, благодаря которой Катон вошел в историю. Катон понимал толк и в оливках, и в судьбах мира: он был агрономом и писателем...

"...Карфаген должен быть разрушен!" - этими знаменитыми словами консул Катон Старший закончил свою историческую речь в римском Сенате. Его слова оказались пророческими - армия Карфагена была разгромлена. Могучее государство Ганнибала, некогда завоевавшее всю Северную Африку, Сицилию, Сардинию и даже Южную Испанию, перестало существовать, а некогда процветавший средиземноморский Карфаген был превращен в руины. Даже землю, на которой стоял город, было приказано посыпать толстым слоем соли.

В 149 до н.э. непомерные требования Рима вынудили ослабленное, но все еще богатое североафриканское государство вступить в третью по счету войну. После трех лет героического сопротивления город пал. Римляне сравняли его с землей, продали в рабство уцелевших жителей и посыпали почву солью. Впрочем, пятью столетиями позже пунический язык все еще употреблялся в некоторых сельских районах Северной Африки, а в жилах многих живших там людей, вероятно, текла пуническая кровь. Карфаген был заново отстроен в 44 до н.э. и превратился в один из крупных городов Римской империи, но Карфагенская держава прекратила свое существование.
ГЛАВА
III

РИМСКИЙ КАРФАГЕН

3.1 КАРФАГЕН
КАК КРУПНЫ
Й ГОРОДСК
ОЙ ЦЕНТР
.

Обладавший практической складкой Юлий Цезарь распорядился основать новый Карфаген, поскольку считал бессмысленным оставлять неиспользованным столь выгодное во многих отношениях место. В 44 до н.э., через 102 года после гибели, город начал новую жизнь. С самого начала он достиг процветания в качестве административного центра и порта области с богатым сельскохозяйственным производством. Этот период истории Карфагена длился почти 750 лет.

Карфаген стал главным городом римских провинций в Северной Африке и третьим (после Рима и Александрии) городом в империи. Он служил резиденцией проконсула провинции Африка, которая в представлении римлян в большей или меньшей степени совпадала с древней карфагенской территорией. Здесь же располагалась администрация императорских земельных владений, составлявших значительную часть провинции.

Многие знаменитые римляне связаны с Карфагеном и его окрестностями. Писатель и философ Апулей в юности учился в Карфагене, а позднее добился там такой славы благодаря своим греческим и латинским речам, что в его честь воздвигались статуи. Уроженцем Северной Африки был Марк Корнелий Фронтон, наставник императора Марка Аврелия, а также император Септимий Север.

Древняя пуническая религия сохранилась в романизированной форме, и богине Танит поклонялись как Юноне Небесной, а образ Ваала слился с Кроном (Сатурном). Тем не менее именно Северная Африка стала оплотом христианской веры, а Карфаген получил известность в ранней истории христианства и явился местом проведения ряда важных церковных соборов. В 3 в. карфагенским епископом был Киприан, а Тертуллиан провел здесь большую часть своей жизни. Город считался одним из крупнейших центров латинской учености в империи; св. Августин в своей Исповеди дает нам несколько ярких зарисовок жизни учащихся, посещавших риторическую школу Карфагена в конце 4 в.

Однако Карфаген оставался всего лишь крупным городским центром и не имел политического значения. В истории Римского Карфагена упоминаются рассказы о публичных казнях христиан, о яростных нападках Тертуллиана на знатных карфагенянок, являвшихся в церковь в пышных мирских нарядах, упоминания о каких-то выдающихся личностях, оказавшихся в Карфагене в важные моменты истории, но выше уровня крупного провинциального города он более никогда не поднимается. Некоторое время здесь находилась столица вандалов (429–533 н.э.), которые, как когда-то пираты, отправлялись в плавание из гавани, господствовавшей над средиземноморскими проливами. Затем эту область завоевали византийцы, удерживавшие ее до тех пор, пока в 697 Карфаген не пал под натиском арабов.

В 439 г. н. э. вандалы во главе с королем Гензерихом разгромили римские войска, и Карфаген стал столицей их государства. Через сто лет он перешел к византийцам и прозябал в провинциальной тиши, пока арабы в 698 году опять не смели его с лица земли - на сей раз уже безвозвратно.

Тунис Координаты Координаты :  /  (G) (O) 36.861111 , 10.331667 36°51′40″ с. ш. 10°19′54″ в. д.  /  36.861111° с. ш. 10.331667° в. д. (G) (O) Дата основания 814 г. до н.э. Первое поселение евреев 146 г. до н.э.
Карфаген
финикийское государство
814 до н. э. - 146 до н. э.
270px
Столица Карфаген
Язык(и) финикийский язык
Преемственность
Римская республика →

Карфаге́н (Qart-ḥada(št) ) - финикийское государство со столицей в одноимённом городе, существовавшее в древности на севере Африки, на территории современного Туниса .

Представляет особый интерес для евреев из-за финикийского происхождения его жителей, его правителей, называвшихся "суфеты" (ср. ивритское "שופטים" (судьи)), и из-за религии жителей.

Происхождение названия и упоминание в еврейских источниках

Название Qart-ḥadašt (в пунической записи без гласных Qrtḥdšt ) переводится с финикийского языка как «новый город».

Название города в старинных еврейских документах

Город, называемый "קרת חדשת " ("Новый город") в исходном написании, упоминается в еврейских документах талмудических времён только как "קרתגיני " ("Ḳarthigini"), Название эквивалентно византийской форме Kαρθαγένη и согласно Сириаку, греческая форма Kαρχηδών была введена позже.

Несмотря на своеобразную форму, может быть, выбранную со ссылкой на основательницу Дидона ("קרתא " + γυνή , "Женщина-город"), еврейское слово, безусловно, определяет Карфаген в Африке, а не Картахену в Испании. Более поздние еврейские хроники, которые относят основание Карфагена ко временам Давида , используют вариант "Ḳarṭagena" "Ḳarṭigini" (с ט вместо ח , иногда даже в Талмуде , "Давид Ганс" к 3882 году), "Ḳartini" и "Ḳartigni", иногда добавив курьёзное замечание, что Талмуд ссылается на два города Карфаген, которое, однако, ошибочно.

Карфаген в книгах Иосифа Флавия

Но широко распространённая раввинская легенда отождествляет землю амазонок с Карфагеном (Лев. XXVII Р.1) или с Африкой (Tamid 32b), в обоих случаях согласно классической традиции.

Карфаген был признан одним из четырех крупнейших городов Римской империи. Амора третьего века дал следующее любопытное предложение: "От Тира до Карфагена Израиль и его "отец на небесах" известны; от Тира на запад и от Карфагена на восток Израиль и Бог его не известны", что, вероятно, обозначает указание области распространения семитской расы.

История

Карфаген основан в 814 году до н. э. колонистами из города Тир на месте нынешнего города Тунис . Расположение города (практически в центре Средиземного моря) сделало его лидером морской торговли Средиземноморья.

Религия

Самой печально известной особенностью религии Карфагена было приношение в жертву детей . Согласно словам Диодора Сицилийского, в 310 году до н. э., во время атаки города, чтобы умиротворить Ваал Хаммона, карфагеняне принесли в жертву более 200 детей из знатных семей. В «Энциклопедии религии» говорится: «Принесение невинного ребенка в жертву искупления было величайшим актом умилостивления богов. По всей видимости, этот акт был призван обеспечить благосостояние как семьи, так и общества».

В 1921 году археологи обнаружили место, где были найдены несколько рядов урн с обуглившимися останками как животных (их приносили в жертву вместо людей), так и маленьких детей. Место назвали Тофет . Захоронения находились под стелами, на которых были записаны просьбы, сопровождавшие жертвоприношения.

Подсчитано, что в этом месте находятся останки более 20 000 детей, принесенных в жертву всего лишь за 200 лет. Сегодня некоторые ревизионисты утверждают, что место погребения было просто кладбищем для детей, родившихся мертвыми или не достигших возраста, позволявшего похоронить их в некрополе. Однако нельзя с полной уверенностью утверждать, что в Карфагене не приносили в жертву людей.

Социальная система

Всё население по своим правам делилось на несколько групп по этническому признаку.

В наиболее тяжёлом положении находились ливийцы. Территория Ливии была разделена на области, подчинявшиеся стратегам, налоги были очень высоки, их сбор сопровождался всяческими злоупотреблениями. Это привело к частым восстаниям, которые жестоко подавлялись. Ливийцы насильно набирались в армию - надёжность подобных подразделений, конечно же, была очень низкой.

Сикулы - сицилийские жители - составляли другую часть населения. Их права в области политического управления были ограничены «сидонским правом» (его содержание неизвестно). Сикулы, однако, пользовались свободой торговли.

Выходцы из финикийских городов, присоединённых к Карфагену, пользовались полными гражданскими правами, а остальное население (вольноотпущенники, переселенцы - словом, не финикийцы) аналогично сикулам - «сидонским правом».

Богатство Карфагена

Карфаген создал свою торговую сеть и развил ее до небывалых размеров. В основном он занимался ввозом металлов. Свою монополию на торговлю Карфаген поддерживал посредством мощного флота и наемного войска.

Карфагенские купцы постоянно искали новые рынки. Приблизительно в 480 году до н. э. мореплаватель Гимилькон высадился в британском Корнуолле , богатом оловом.

А через 30 лет Ганнон, выходец из влиятельной карфагенской семьи, возглавил экспедицию из 60 кораблей, на которых было 30000 мужчин и женщин. Людей высаживали в разных частях побережья, чтобы они основывали новые колонии. Не исключено, что, проплыв через Гибралтарский пролив и вдоль Африканского побережья, Ганнон достиг Гвинейского залива и даже берегов Камеруна .

Предприимчивость и деловая хватка его жителей помогли Карфагену стать, по общему признанию, богатейшим городом древнего мира . «В начале III века до н. э. благодаря технологиям, флоту и торговле... город выдвинулся на передовые позиции»,- говорится в книге «Карфаген» («Carthage»). Греческий историк Аппиан писал о карфагенянах: «Могущество их в военном отношении стало равным эллинскому, по богатству же находилось на втором месте после персидского».

Военные силы

Армия Карфагена была главным образом наёмной. Основу пехоты составляли испанские, африканские, греческие, галльские наёмники. Карфагенская аристократия служила в «священном отряде» - тяжеловооружённой коннице. Наёмная кавалерия состояла из нумидийцев, считавшихся в античности искуснейшими воинами, и иберийцев.

В целом по составу пунийская армия была похожа на армии эллинистических государств . Во главе армии находился главнокомандующий, избираемый советом старейшин, но к концу существования государства это избрание проводилось и войском, что свидетельствует о монархических тенденциях.

Войны с Римом

В III веке до н. э. интересы Карфагена вошли в конфликт с усилившейся Римской республикой. Отношения, прежде союзнические, стали ухудшаться. Наконец в 264 году до н. э. началась Первая пуническая война.

В 241 году до н. э. Рим смог выставить новый флот и армию. Карфаген уже не мог им противостоять и после поражения был вынужден заключить мир.

Карфагенское правительство сделало попытку уменьшить плату наёмникам. Они восстали, что едва не закончилось гибелью страны.

Явная неспособность аристократического правительства к эффективному управлению привела к усилению демократической оппозиции, возглавляемой Гамилькаром. Народное собрание наделило его полномочиями главнокомандующего. В 236 году до н. э., покорив всё африканское побережье, он перенёс боевые действия в Испанию. За 16 лет (236-220 годы до н. э.) большая часть Испании была завоёвана и прочно привязана к метрополии.

Новая война велась на территории Италии в 218-202 гг до н. э. и закончилась поражением Карфагена.

Третья пуническая война привела к разрушению Карфагена и захвату Римом всех прочих финикийских колоний в Африке и Испании .

Рим в Африке

100 лет спустя после разрушения Карфагена Юлий Цезарь решил основать на месте города колонию. Этим планам было суждено осуществится только после его смерти. Через какое-то время Карфаген стал «одним из самых роскошных городов Римского мира», по величине вторым после Рима городом Запада.

До начала IV в. уровень жизни евреев Карфагена был сравнительно высоким. Многие еврейские семьи принадлежали к наиболее состоятельным слоям общества. Евреи там занимались преимущественно коммерцией. Экспорт зерна и оливкового масла из провинции Африка Проприя находился под почти полным контролем крупных еврейских судовладельцев, живших в Риме и объединенных в корпорацию навикуляриев.

Статьи по теме: