Урок на тему чудеса русской архитектуры. Конспект урока на тему "архитектура древней руси". Звучит: праздничные звоны


Россия - страна удивительно богатая достопримечательностями. Сегодня мы бы хотели рассказать о Спасо-Каменном монастыре , настоящей жемчужине русского зодчества. Основанный в 1260 году на крохотном острове на Кубенском острове, он считается одним из старейших монастырей Русского Севера.




Монастырь имеет свою непростую историю, он был возведен князем Глебом Васильковичем в память о чудесном спасении в шторм. Бушующие волны норовили поглотить судна князя и его бояр, но в последний момент на горизонте показался каменистый берег острова. Когда князь со своими подопечными ступил на землю, он был немало удивлен тем, что на крохотном острове ютились люди. Здесь проживали пустынножители, верующие-отшельники, которые посвятили свою жизнь проповеди христианской веры. Построить монастырь было для них непосильной задачей, и князь Глеб Василькович взял на себя сооружение монастыря.



Основание деревянного монастыря относят к 1260 году, постройку каменного здания - к 1481 году. Это была первая каменная постройка зодчих Русского Севера. За годы своего существования собор перенес годы расцвета и забвения. Стены его неоднократно страдали от пожаров, в годы советской власти в его помещениях пытались организовывать колонию для несовершеннолетних, разбирали стены на кирпич и даже пытались взрывать. Спустя годы, здания собора превратили в пункт приема свежей рыбы, поскольку ее добыча велась в озере в промышленных масштабах.



Сегодня Спасо-Каменный монастырь возрождается и снова функционирует. В основном восстановлением занимаются волонтеры, которые пытаются добиться государственной поддержки своей инициативы. Спасо-Каменный монастырь ныне действует, сюда начинают приезжать не только верующие, но и туристы, облюбовавшие живописный уголок.

Урок – путешествие по МХК

«Достойная культура всех народов».

Цель: Повторение и обобщение по теме на основе креативных навыков.

Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Задачи:

    Развитие познавательной активности, творческих способностей учеников;

    Формирование интереса к знаниям, умений работать с дополнительной литературой;

    Формирование элементов самых разных культур: культуры общения, речи, пластики, этики, одежды, отношений;

    Развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления - интуиции, пространственного воображения, смекалки;

    Развитие памяти;

    Воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.

Оборудование: иллюстрации, применение ТСО, отрывки из литературных, музыкальных произведений, презентация.

Учитель - Тема нашего театрализованного урока-путешествия «Достойная культура всех народов». И сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в прошлое.

ЗВУЧИТ: музыкальный фрагмент « к Элизе»

Учитель - Учителя!

Они у каждого найдутся

И знания из поколений

В поколения передаются.

И по крупицам собирая знания

Мы строи, пишем, создаем!

Не важно, где их применяем,

А важно, как и для чего… живем!

(на тексте дети занимают свои места)

ЗОДЧИЙ-

Учителя эпох и поколений

Я, зодчий – строю храмы и жилье.

Мои творения по всей планете…

Пизанской башни торжество.

И мудрый сфинкс, и церковь Святой Ксении.

Я воссоздал благодаря учителям.

МАСТЕР-

Хвалу я пою тем мастерам,

Которые мне вложили разум в руки.

Я мастер! Все умею, все смогу.

Тому народные творенья мне порукой.

И жостовский поднос, и Тульский самовар,

Китайский фарфор, русская матрешка.

Культуру наций, я в веках пронес

Нет большей похвалы, которую бы мог сказать

Любой народный мастер.

ЖИВОПИСЕЦ-

Я – живописец!

Хвала учителям!

Я и Рембрант, и Пикассо и Айвазовский.

Я веру вам, через икону дам!

Творения Рублева, Феофана Грека…

КОМПОЗИТОР –

А я заставлю плакать и смеяться,

Грустить и радоваться,

Горевать и возрождаться.

Я душу трону клавишей, струной

А может быть как Лель и дудочкой простой.

Я музыкой своей гимн пропою учителям

Которые отдали знанья нам.

Учитель –

Мы через творчество свое

Трудом, игрой и КВНом

Искусство и культуру стран всех познаем

И это все уроком называем.

Так вместе творчески, духовно и культурно

Мы как личности растем!

Учитель и ученики – пред вами.

Хотите знать о нас побольше – смотрите:

И увидите все сами!

ЗВУЧИТ: гусли – выходит Боян, проектируется Колокол, эпиграф.

БОЯН – Колокола!

Ваш звучный звон –

Язык земли,

Меня вскормившей.

Живет в вас радость,

Жизни бывшей…

Учитель - Колокола…на протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, освещая время труда и отдыха, сна и бодрствования. С древнейших времен колокола на Руси неизменно сопутствовали праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях, зазывали народ на вече, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, а в трагические для Родины дни звали на защиту Отечества. Удивительная история колокольной музыки уходит в древность. Но на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в литературе, в живописи.

Учитель – Давайте вспомним, когда появились колокола на Руси? Можем ли мы представить историю нашей страны без колокольного звона? И кто их создал?

1ученик - в 1530 году Иван Афанасьевич вылил для Новгорода колокол, звон его уподоблялся «страшной трубе гласящей».

2-й – «Это превосходит силы человеческие! Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет!» так писал историк из Византии Павел Алеппский о Большом Успенском колоколе Кремля. Исполин в 800пудов (128 тонн) казался чудом. Большое колокольное дело совершил очень молодой Александр Григорьев в 1655 году.

3-й –Самый огромный колокол не только в России, но и в целом свете был отлит в Москве в 1773-1735 гг. Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Его вес 200 тонн.

4-й-Звонить в колокол было одним из любимых занятий русских людей. Существовал особый устав звонов, в котором указывалось, ак звонить в будни и праздники. Встречать колокольным звоном лучших людей отечества считалось величайшей честью.

5-й – К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена прозвища: Гавриил, Реут (ревун). Широкий, лебедь, Медведь - в зависимости от характера их звучания.

Учитель – Будничный звон колоколов резко контрастирует с приподнятыми праздничными звонами. Его исполняет 1 звонарь. Давайте послушаем.

Звучит: Будничный звон колоколов

Учитель – Во времена Петра! получил распространение Егорьевский звон, характерный своим плавным и размерным ритмом. Мощные звуки 3-х больших колоколов наполняют пространство гармонией. На фоне их особенно выделяется звучание мелких колоколов. Послушайте.

Звучит: Егорьевский звон».

Учитель - Во время пожаров, бедствий или другого происшествия раздавался звон одного более звучного колокола. Такой звон называется Набатным или всполошным. В древности набатные колокола называли «вечевыми» т.к. в них звонили при сборе народа на вече. Послушайте этот звон.

Звучит: Набатный колокол.

Учитель - В конце 19 века музыкально одаренные ростовские звонари создали свой оригинальный звон, в котором мелки за звонные колокола передают веселый праздничный трезвон, а средние открывают творческий простор для новых мелодий. Давайте послушаем праздничные звоны.

Звучит: праздничные звоны.

Учитель – А как отозвались колокола в нашей русской литературе! Их звон слышен в ней от стародавних времен вплоть до наших дней. Давайте вспомним некоторые.

1-й – Не спят. Не помнят, не торгуют,

Над черным городом, как стон,

Стоит, терзая ночь глухую,

Торжественный пасхальный звон.

2-й– 7 холмов – как 7колоколов!

На семи колоколах – колокольни.

Всех счетов – сорок сороков.

Колокольное семихолмье.

М.Цветаева

3-й – День православного Востока,

Святись, святись великий день,

Разлей свой благовест широко

И всю Россию им одень!

Ф.И.Тютчев

Учитель – Спасибо. Часто звучит колокольный звон ив русской классической опере. Вспомните «Ивана Сусанина» М.Глинки, «Бориса Годунова» Мусоргского.

Давайте послушаем фрагменты из этих опер:

ЗВУЧИТ:__________________________________

Учитель – Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать, а в их звуках слышалась человеческая речь.

Ученые установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

Учитель – Родиной колокольного звона считаются Нидерланды. Очень любили колокольный звон в Англии. При церквах и соборах существовали общества звонарей. В наше время любовь к колокольным звонам не угасла. Сейчас устраивают праздники колокольной музыки. Чаще всего такие праздники проводят в старинных русских городах Ростове Великом, Суздале, которые славятся своими чудесными колоколами.

Боян – Пусть, Трогая сердца людские,

Потомков звоном будет звать,

Сливаться с хором литургии

В груди скорбящего рыдать!

К единству, дружбе, благостыне

Пусть он людей зовет отныне,

И в мире то исполнит он

Чему он нами посвящен.

ЗВУЧИТ:_________________________-колокольный звон

Учитель – Говорят: икона – молитва в красках,

Храм – молитва в камне,

Колокол – молитва в звуке.

У того, кто не научился молиться, есть выход. Остановитесь на минуту и прислушайтесь! С вами говорит колокол…

Учитель – А теперь давайте перенесемся к чуду русской архитектуры.

Выходит Зодчий

Зодчий – Большинство памятников древнерусского зодчества. Дошедших до нас –церкви. Именно они дают нам представление о русской средневековой архитектуре.

Учитель – давайте вспомним первые столетия русского зодчества. Перечислите древнейшие постройки Киева, Новгорода, Владимира.

1-й – (прикрепляет картинку на доску) - по случаю выдающейся Победы велел князь Ярослав заложить храм в честь святой Софии в Киеве. Подлинным украшением собора стало многоглавие. Этот собор играл важную роль в жизни средневекового Киева - в нем хранились государственные документы, имелась библиотека и мастерская рукописных книг.

2-й – В середине 11 в. Сын Ярослава князь Владимир заложил храм в Новгороде и назвал Софийским. Поражали его огромные размеры: высокое подкупольное пространство, множество потайных помещений.

3-й – на территории старинного Юрьева монастыря в начале 12в. Был сооружен монументальный Георгиевский собор. Этот собор был последним монументальным сооружением Новгорода.

4-й – последней постройкой 12в., был выдающийся памятник – церковь Спаса на Нередице. Ее заказчик – князь Ярослав Владимирович – пожелал поставить храм близ своей загородной резиденции. Несмотря на небольшие размеры храма. Она кажется величественной и монументальной. Главная особенность спаса на Нередице в его пластичности, округлости форм.

5-й – в 3 км. от Боголюбова на месте слияния рек Клязьмы и Нерли был возведен храм невиданной красоты с названием Покрова. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной легкостью. Почти невесомостью. В своем белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье.

Зодчий – веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Византия явилась ее родоначальницей, но выбравшись из уз ученичества, русское зодчество пошло своим самобытным путем.

Демонстрация слайдов

Учитель – кто мне скажет, какие архитектурные памятники 12 века дошли до наших дней?

1-й – Золотые ворота во Владимире. Сохранились до наших дней, правда в сильно искаженном виде.

2-й – ныне белокаменное чудо церкви Покрова на Нерли стоит посреди поля на невысоком холме. У его подножия - небольшое озерцо, остаток русла реки Нерль.

3-й – недалеко от Москвы в Дубровицах сохранился собор.

Учитель – удивительными по красоте были и архитектурные ансамбли русских монастырей, строившихся обычно вдали от селений, в глухих

Лесистых местах. Да и жизнь монахов интересной. Давайте заглянем в монастырь.

ЗВУЧИТ:___________________стоит журнальный столик, свеча, лежит книга, длинный лист бумаги, монах пишет пером.

Учитель – В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Монах - Я писал зимой и летом.

Озаренный тусклым светом,

Я писал из года в год

Про великий наш народ.

Учитель – А что означает слово монах?

1-й – в переводе с греческого, означает «уединенный»

Учитель – кто перечислит подвиги монахов?

2-й – Пещерничество. Затворничество, столпничество, давали монахи и обеты безмолвия, юродство. Юродивым называли человека, притворившегося безумцем, чтобы терпеть поношения и издевательства людей. К их пророчествам прислушивались даже цари.

Учитель – Кто мог постричься в монахи?

3-й – Любой человек, достигший десятилетнего возраста.

Учитель – в какие одежды облачался послушник при пострижении?

4-й – Одежда была из грубой шерстяной ткани черного цвета. Ряса -длинная до пят рубаха, кожаный пояс, сапоги и клобук – невысокая шапочка.

Учитель – какова же была монастырская жизнь?

1-й – В монастырях существовала строгая система управления. Всю их жизнь регламентировал Устав.

2-й – В середине века монастыри были важными очагами культуры – письменности, иконописания, храмостроения. Первые библиотеки на Руси также были монастырскими.

3-й – Книги в монастыре не только собирали, но и переписывали. В русских монастырях жили и работали древние летописцы. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор создал в 12 веке первую отечественную летопись «Повесть временных лет».

4-й – в 15-17 веках в Троицком монастыре творили величайшие мыслители земли русской. Писатель Епифани Премудрый провел в обители более 30 лет.

5-й – За распространение своих взглядов проповедник Максим Гек, был сослан, скитался по Монастырям, пока не оказался в Троицком, где и умер, оставив богатое литературное наследие – более 150 проповедей, переводов.

6-й – Во многих монастырях хранились богатейшие собрания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

7-й – Святого Сергия Радонежского в Древней Руси называли «Игуменом Земли Русской». Его почитали и любили, считали своим покровителем. Он Родился в боярской семье. В 23 года. Оставшись без родителей, он раздал наследство и вместе со старшим братом. Стефаном. Священником, среди дремучего леса,срубил хижину, чтобы жить в уединении и непрестанной молитве. Сергий принял монашеский постриг. Постепенно к Сергию собиралось немало людей, и на месте одинокой избушки вырос большой монастырь. Сергий первый в России ввел в нем строжайший устав.

Учитель – Мир русского монастыря был удивительно многогранен. Он сочетал в себе возвышенную религиозную, духовность и скудность монашеского быта, многообразие искусств и обширное, образцовое хозяйство, книжную ученость.

Учитель – русская средневековая живопись преимущественно религиозна. Живопись – это прежде всего, искусство цвета. Художники изображали святых, иллюстрировали библейские сюжеты. В храмах их можно увидеть в виде настенной живописи, мозаики и фрески. В старину к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Давайте посмотрим некоторые из них.

Звучит:__________________________выходит живописец

Живописец – В старину в каждом доме на почетном месте – в красном углу –висели образа. В царском быту были распространены «мерные иконы» Когда рождался царевич, с младенца снимали мерку и передавали иконописцу. Тот выбирал доску в рост новорожденного и писал образ его святого-покровителя.

Учитель - В Оружейной палате Кремля хранится мерная икона «Иоанна Лествичника» написанная в 1554г в честь рождения царевича Ивана, сына Ивана Грозного. Чаще всего на иконах изображали святых. А почетное место занимали иконы с изображением «Богоматери». И сегодняшний «вернисаж» познакомит нас с образом «Богоматери» в изобразительном искусстве.

Звучит: Аве Мария.

На Руси было известно более 300 иконографических сюжетов изображения Богоматери. К ее образу многократно обращались самые разные художники. Среди великих мастеров, отдавших в своем творчестве дань этой теме, итальянский живописец и ученый Леонардо да Винчи (1452-1519) (на доску прикрепляется изображение).

1-й - образ мадонны (так в Италии называли богоматерь) не раз привлекал внимание живописцев Возрождения. Это одно из произведений Леонардо в редкой для того времени технике – маслом. «Мадонна с цветком» - написанная во Флоренции в 1472г. Полотно словно окутано легкой, воздушной дымкой. «Юная мать с радостной улыбкой протягивает младенцу цветок и наблюдает, как малыш внимательно его рассматривает.

2-й – Еще один волнующий материнский образ, созданный Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» (1490) Изображено состояние спокойной радости. В которое погружена прекрасная молодая женщина с ребенком. Спокойная уравновешенность всех элементов картины подчеркивает гармоничность образа матери.

3-й – С творчеством Рафаэля Санти (1483-1520) связано представление о возвышенной красоте и гармонии. Неустанное стремление к свету и совершенству составляет суть его художественного творчества. В 1515-1519гг по заказу монастыря Святого Сикста в Пъячеце, ныне она называется «Сикстинская Мадонна» Рафаэль изобразил непросто Божественную мать с младенцем, но чудо явления Царицы небесной, несущей людям своего сына как искупительную жертву. Облик Марии, полный любви и строгого величия, нежности и решимости. Покоряет одновременно торжественностью и простотой. Легко ступает она по облакам, и благоговейно склоняются перед нею Сикст 4 и святая Варвара.

4-й - Совсем иной образ Богоматери сложился в русском искусстве. Древнерусские мастера, в отличие от западноевропейских, создавали не картины, изображающие Богоматерь, а иконы.

5-й – Главная святыня земли Русской «богоматерь Владимирская» - икона начала 12 века. Вглядитесь в это изображение… Богоматерь держит Младенца на правой руке, а Ребенок прильнул к ее щеке, и протягивает ручонки, обнимая ее за шею. Мария задумалась, прижимая к себе Сына. В ее взгляде мы видим и отрешенность, и печаль: Мать знает, какие страдания ждут ее дитя.

С благоговением относится к этой иконе русский народ. Перед ней молились русские князья и цари, вступая в поход.

Учитель – Почему именно эта икона стала одной из величайших русских святынь?

1-й – легенды о ней связаны с именем евангелиста Луки и неоднократное участие в спасение Москвы от набегов татар.

2-й – дальнейшая история иконы тесно связана с именем Андрея Боголюбского. Князь Андрей Юрьевич задался целью перенести политический центр страны из Киевской Руси в Суздальские земли.

3-й – Икона к тому времени уже проявилась чудесами: она трижды сходила со своего места, а однажды прихожане увидели ее парившей под куполом церкви. Исполненный желания взглянуть на чудо, князь осмотрел все иконы и выбрал эту. С нею он отправился в Киев. А затем в Ростов.

4-й – В пути князь несколько раз обращался за помощью к Божьей Матери, и Богородица ему помогала.

5-й- Во Владимире икона исцелила больных и увечных. А когда он задумал перевезти икону в Ростов, кони даже с места не сдвинулись. То место князь назвал Боголюбовым, а позже и сам получил прозвище Боголюбский.

Учитель – Издревле Божия Мать считается покровительницей и заступницей земли Русской. Может быть по этому к образу Богородицы неоднократно обращались русские живописцы, создавая произведения большой художественной силы – как церковные, так и светские.

Учитель – А вот такие строки посвятил М.А. Волошин этой иконе:

А она в тревоге и печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами повит.

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

Учитель –

Путешествие по вернисажу окончено. И давайте еще раз вспомним и повторим то о чем мы сегодня говорили на уроке:

    Как в древней Руси города передавали друг другу сообщения о приближении врагов? (с помощью колокола)

    Где можно услышать концерт колоколов? (В Ростове Великом, Суздале)

    Какие звоны мы сегодня услышали? (праздничные, набатные, будничные)

    Какие архитектурные ансамбли дошли до наших дней? (Соборы. В нашем городе восстановлен Собор Покрова пресвятой Богородицы)

    А что означает слово монах? (уединенный)

    Какими качествами должен обладать монах?

    Скажите, а кто-нибудь из вас смог бы вот так отказаться от мирской жизни?

    Какие литературные произведения мы сегодня с вами вспомнили?

    Учитель – Более углубленный материал по темам вы можете найти в этих книга, на этих сайтах.(на экране проецируются книги, ссылки на сайты)

ЗВУЧИТ: классическая музыка.

Учитель – трудно перечислить все золотые россыпи народной культуры и искусства России. Знакомясь с ней, вводя ее в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечней, потому, что в ней слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота. Этот опыт мудрого, трудолюбивого народа, который может постоянно возрождаться, если хоть капелька памяти сохранится в душах людей.

И мне учителю родного городка пора пропеть хвалу великим.

Живописец – А я еще хочу сказать негромкие слова,

Спасибо, же предмету МХК.

Композитор – Что дети помнят, знают всю культуру стран

И всех прошедших истинных событий.

Зодчий – Что знают зодчие и мастера.

Мастер – Что знают музыканты, композиторы.

А может быть простой строитель.

Учитель – Я год от года детям отдаю, что знаю!

И свои знанья пополняю.

Я донесла от сердца своего

К сердцам детей достойную культуру

Тех прошедших дней.

ЗВУЧИТ:_______________________________________

Учитель – наш урок подошел к концу. Спасибо всем за активное участие. Все получают оценку отлично. А домашним заданием будет – написание докладов о культурных памятниках родного края.

Слайд 2

С тех пор как наши далёкие предки впервые сплели две ветки, чтобы соорудить убежище, архитекторами и строителями было возведено бесчисленное количество зданий. Многие тысячи строений дожили до наших дней. Зачастую это были культовые сооружения. Их строительство всегда было сопряжено с исключительной духовный и эмоциональной самоотдачей архитекторов и мастеров, их творения удачно вырисовывались на фоне живописных ландшафтов. Порой здание и местности составляют столь гармоничное сочетание, что оно выходит за рамки какой-то конкретно религии.

Слайд 3

Мерцающий белый мрамор Тадж-Махала хранит память о любви мужчины и женщины. Его симметрия и утонченность подобны совершенной жемчужине на фоне лазурного неба. Это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле

Слайд 4

Влияние этого колоссального храма на христианское и мусульманское зодчество трудно переоценить.

Святая София: Византийское чудо

Слайд 5

Мон-Сен-Мишель

Скалистый остров с его готическим монастырём и церковью -это архитектурное чудо и древнейший религиозный центр Франции.

Слайд 6

3300 лет хранила свои секреты гробница Тутанхамона в египетской Долине царей. Найденный в ней богатейший золотой клад потряс воображение людей во всём мире, что принесло всемирную славу человеку, который её открыл.

Гробница Тутанхамона

Слайд 7

Евреи, христиане и мусульмане заполняют древние улицы Иерусалима, города-символа их общего наследия и центра яростной борьбы.

Иерусалим: город, избранный Богом.

Слайд 8

Этот легендарный город, возникший на пересечении древних торговых путей Средней Азии, более 2000 лет притягивал поэтов, паломников и грабителей. Когда солнечный свет играет на изысканно украшенных мечетях и минаретах города, он сверкает, как огромный золотой маяк.

Конспект урока-проекта по мировой художественной культуре, 9 класс «Древнерусская храмовая архитектура»

Конспект урока-проекта по мировой художественной культуре, 9 класс

Тема урока-проекта: «Древнерусская храмовая архитектура»

Описание материала: Урок-проект по мировой художественной культуре для старших классов общеобразовательной школы. Конспект познавательного урока-проекта по истории культуры России включает материалы сообщений подготовленных учащимися к уроку. К конспекту урока прилагаются презентация учащихся и рабочий лист, что делает урок нагляднее, а работу детей эффективнее.
Цели и задачи:
Образовательная: - Знакомить учащихся с древнейшими постройками Киева, Новгорода, Владимира. Определить значение собора Святой Софии для Киевской Руси. Определить своеобразие Новгородской и Владимирской архитектурных школ.
Учебная: - Развивать способности к анализу выразительных средств искусства. Формировать умение использовать мультимедийные - компьютерные технологии в подготовке учебного материала к уроку.
Воспитательная: - Воспитывать чувство патриотизма, гордость за культурное наследие предков. Содействовать формированию духовно развитой личности, способной ценить и понимать прекрасное.
Форма урока: урок-проект, урок-семинар.
Материалы к уроку: Презентация учителя «Древнерусская храмовая архитектура», презентации опережающих заданий учащихся по группам:
1 группа – История архитектуры Собора Святой Софии в Киеве.
2 группа – Особенности новгородской архитектурной школы.
3 группа - Особенности владимирской архитектурной школы.
План урока:
Организационный момент – 1- 2 мин.
Актуализация знаний – 5-7 мин.
Основная часть – 20-25 мин.
Подведение итогов урока. – 7-10 мин.
Ход урока:
И однажды возникло из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы
Диво дивное в русской глуши.
Н. Рубцов

1. Организационный момент (проверка готовности учащихся).
2. Актуализация знаний. Учитель определяет цель урока. В ходе урока учащимся предстоит выполнить задание в рабочих листах (приложение 1).
Вступительное слово учителя:
Рассказ о русском искусстве следует начать с искусства Древней Руси. Одно из главных событий древнерусской истории - принятие христианства - несомненно, сыграло важнейшую роль в становлении многих русских культурных традиций. Можно сказать, что вместе с религией на Русь пришла архитектура, живопись и литература. Во всех городах началось строительство храмов и соборов, сначала по подобию византийских, а потом на их основе были выработаны собственные архитектурные традиции. Сегодня мы обратимся к истории развития православного храма на Русской земле.

В древние времена на Руси строили в основном из дерева, первое не деревянное сооружение появилось в конце Х в. Это Десятинная Церковь в Киеве. Десятинную Церковь в Киеве построили из плинфы - широкого и плоского кирпича - византийские мастера. Раствор, соединяющий ряды плинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены первых русских храмов нарядно-полосатыми. Строили из плинфы в основном на юге Руси.
Вопрос: Какие еще материалы для строительства храмов использовали на Руси?
Ученики: На севере, в далеком от Киева Новгороде, предпочитали природный Камень. Правда, арки и своды выкладывали все-таки из плинфы. Новгородский камень – серый валун. Его без всякой обработки использовали - кладки стен.
Во Владимиро-Суздальских землях строили из белого камня - известняка, который тщательно отесывали в прямоугольные блоки. Этот материал мягок и легко поддается обработке. Из белого камня были сложены стены и башни Московского Кремля времен Дмитрия Донского.
В конце XV в. на Руси появился новый строительный материал - брусковый кирпич. С ним познакомили москвичей итальянцы. Таким кирпичом удобно было вести разнообразную кладку.
Учитель: Правильно. Большинство сохранившихся памятников древнерусского зодчества - храмы.
Вопрос учащимся: Где вам доводилось встречать древнейшие храмы Руси? (Ответы ученики выстраивают по впечатлениям от экскурсий).
Учитель: По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы - землю. Фасад храма. Храм венчают купола с крестами. Количество куполов имеет символический смысл.


Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал во Христе,
три - как ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух),
пять - как Христос и четыре евангелиста,
тринадцать - как Христос и двенадцать апостолов,
тридцать три - по числу лет земной жизни Спасителя.
Вопрос: Расскажите, какой символический смысл имеет форма и цвет куполов?


Ученики: Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру".
Цвет купола также важен в символике храма.


Золотые - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа.
Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.
Каждый купол опирается на барабан. Своды и купола в храме поддерживают арки на мощных столбах или колоннах.
Вопрос: Как вы думаете, от чего зависит количество таких столбов в храме?
Ученики: Чем обширнее храм, тем больше в нем столбов. Это было необходимо для прочности конструкции.
Учитель: Правильно. В Софийском соборе в Киеве, одном из крупнейших храмов Древней Руси, в нем насчитывается более сорока внутренних опор.


Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы - апсиды, в которых размещается алтарь. Количество апсид - одна, три, пять - зависило, чаще всего, тоже от величины храмов.
Вопрос ученикам: Какие декоративные детали храмов вы можете еще назвать?
Ученики: Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания сводов.


Вход в храм имеет красивое архитектурное оформление портал. Нередко храм украшает арктурный пояс.


Учитель: Купола с крестами и апсиды - самые характерные деетали храма, отличающие его от любой другой постройки.
3. Основная часть
Учащимся предлагается ответить на вопросы опережающего задания по подготовленным сообщениям с презентациями.
Вопрос к учащимся: Расскажите о древнейших постройках Киева.
Презентация учащихся1 группы: Архитектурные особенности храма Святой Софии в Киеве.


Летопись рассказывает, что в 1036 г. воспользовавшись отсутствием князя Ярослава Мудрого в Киеве, печенеги совершили набег на южную Русь. Враг был очень силен. Когда-то даже бесстрашный князь Святослав пал его жертвой. Ярослав узнал об осаде Киева, находясь в Новгороде. Собрав большое войско из новгородцев и варягов, он двинулся на выручку киевлянам. Целый день шло кровопролитное сражение у стен древнерусской столицы. Только к вечеру русские одолели печенегов. Много врагов полегло на поле брани, утонуло в реке во время бегства. С тех пор набеги печенегов на Русь прекратились.
Древнейший и прекраснейший храм получил имя Святой Софии - мудрости Божьей. Название было выбрано не случайно. Так же именовался главный собор Константинополя.


Именно оттуда для выполнения княжеского заказа были приглашены лучшие мастера - архитекторы. Зодчие заложили большой храм.


С трех сторон окружили его галереями. По углам соорудили две башни. Винтовые лестницы внутри них вели на второй ярус галерей. Подлинным украшением собора стало двенадцать разновеликих куполов, образовавших пирамидальную композицию, группируясь вокруг самого большого купола – тринадцатого. Софийский собор вознесся ввысь почти на 30 метров (высота современного десятиэтажного дома) над окружающими его низенькими деревянными избами-полуземлянками.
Выдающийся русский писатель XI века митрополит Илларион так отозвался о церкви святой Софии:
«…она вызывает удивление и восхищение во всех странах, лежащих окрест, ибо не найдется подобной ей во всех полунощных землях от востока и до запада!"
И уж конечно, не могли оставить его равнодушным мозаики и фрески, сплошь покрывавшие храм внутри. Как свидетельствует "Повесть временных лет" Ярослав украсил церковь "золотом, серебром и сосудами церковными" . Иллюстрация картины Н.Рериха "Ярослав Мудрый".


Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь находилась резиденция тогдашнего главы русской церкви митрополита киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека - древнейшая на Руси и даже мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава Мудрого при Софии была создана одна из первых на Руси школ. Сам князь после смерти был погребен в Софийском соборе в мраморном саркофаге.
За свою долгую историю Софийский собор неоднократно менял облик.


На рубеже XVII - XVIII вв. его частично перестроили в духе "украинского барокко".


Побелили нарядные полосатые стены, заменили древние яйцевидные купола гранеными с золотыми маковками, внутри установили высокий резной иконостас.
Многое пережил храм на своем веку: татаро-монгольское нашествие, гитлеровскую оккупацию... И все-таки память о седой старине древняя София продолжает хранить.


О, раскачай свой колокол, София!
Как тихо в Божьем храме без огня.
Лишь дышит ночь в ладони стен сухие,
Молитву побелевшую храня.
Да озарятся голоса глухие,
Как взгляд Марии перед Рождеством.
О, раскачай свой колокол, София!
Высоким горлом xлынь, горячий звон!
1985

Учитель: Распад единого государства - Киевской Руси - на отдельные земли привел к созданию самостоятельных художественных школ. Наиболее известными архитектурными школами были новгородская и владимирская школы.
Презентация 2 и 3 группы учащихся: Особенности новгородской и владимирской архитектурных школ.
Задание классу. На примере построек Новгорода и Владимира необходимо определить характерные особенности архитектурных школ, Подберите 10 слов характеризующих эти постройки и запишите их в таблицу.
Ученики 2 группа: Особенности новгородской архитектурной школы.
Сооружение великолепного собора в Киеве не могло остаться незамеченным и в Новгороде - втором по значению политическом центре тогдашнего русского государства. Ведь именно из Новгорода пришел княжить в Киев Ярослав Мудрый. Военная поддержка новгородцев помогла ему овладеть заветным престолом.
В середине XI в. сын Ярослава новгородский князь Владимир заложил храм на территории древнего детинца (крепости) и назвал его, как и киевский, Софийским. Но, в отличие от своего предшественника, новгородская София была пятиглавой.


Вопрос учащимся: Вспомните, что это символизировало?
Ответ учащихся: Это символизировало образ Христа и четырех Евангелистов.
Главы, покрытые шлемовидными куполами на мощных барабанах, напоминают древних воинов, сплотившихся вокруг своего полководца. Несколько нарушая это единение, шестая глава была поставлена над лестничной башней, ведущей на второй ярус галереи, окружающей храм с трех сторон.
Новгородская София производит величественное впечатление. Снаружи собор лишен каких-либо украшений. Только гладь стены расчленена мощными выступами - лопатками. За девять веков культурный слой вырос вокруг него более чем на 1 м. Суровая монументальность - главное качество, присущее Новгородской Софии.
Летопись приводит любопытный факт: в 1547 г. царь Иван IV, находясь в Новгороде, узнал о существовании в башне святой Софии тайника. В указанном месте стали ломать стену, и из образовавшегося проема посыпались несметные сокровища - золотые и серебряные слитки, гривны, рубли. Целый воз, наполненный драгоценностями, под усиленной охраной был отправлен в Москву.
Церковь Спаса на Нередице Новгородский шедевр.


Постройка XII в. Ее заказчик - князь Ярослав Владимирович - пожелал поставить храм близ своей загородной резиденции. Храм невелик. Большая глава сидит на массивном барабане. Фасады практически лишены украшений. Несмотря на небольшие размеры, церковь кажется на редкость величественной. Но главная особенность Спаса на Нередице заключается в его удивительной скульптурности - красивой округлости форм. Плавная кривизна линий, неровность стен, скошенность углов придают ему редкое очарование.
Точную характеристику новгородского зодчества дал выдающийся искусствовед, реставратор и художник Игорь Эммануилович Грабарь: «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтесанного... но себе на уме... В его зодчестве такие же, как сам он, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, которое, с его точки зрения, «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца - сила, и красота его - красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще».
Новгородцы очень любили свою Софию. Она стала символом их города. Бытовала даже поговорка: "Где святая София, там и Новгород". Часть города на левом берегу Волхова, где стоит храм, с тех пор называется Софийской.


Средь были, небыли и снов
Я слышу глас моей России,
Её измученных сынов;
И горних ангелов паренье
Меня коснулося едва,
И вновь берёт за душу пенье
И улетает сквозь века!
Святой угодник Илия!
На тяжкой жизненной дороге
Спаси Господь, люди твоя!
Струится, в душу западая,
(Песнопение. В. Шилин)

Задание классу: Выделите главные черты новгородской архитектуры.
Примерный ответ учеников: После строительства Святой Софии новгородская архитектура обрела свои неповторимые черты - скупость украшении, строгость и монументальность форм, выразительную пластичность. Стены новгородских храмов, сложенные из камней - валунов, не выравнивались. Их плоскости, словно живая материя, имеют выступы и впадины, особенно заметные в косых лучах солнечного света.
Сообщение чеников 3 группы Особенности владимирской архитектурной школы. Главный собор Северо-Восточной Руси.
В XII в. Русь распалась на отдельные княжества. Наиболее могущественным среди них было Владимиро-Суздальс-кое (Ростово-Суздальское). Его искусство прославилось главным образом своими белокаменными храмами.
В 1158 г. по велению князя Андрея Боголюбского в стольном городе Владимире был заложен Успенский собор.


На его сооружение князь выделил десятую долю своих доходов, точно так же, как когда-то Владимир Креститель для первой русской церкви - Десятинной. Место для строительства было выбрано на редкость удачно - вершина крутого пятидесятиметрового холма, возвышающегося над рекой Клязьмой. Имена зодчих, возводивших собор, не известны, но летопись сообщает, что для его строительства "Бог привел мастеров со всех земель" . Будто бы даже с романского 3апада император Фридрих Барбаросса прислал своих умельцев.
Первоначально был сооружен небольшой одноглавый храм. Он простоял почти тридцать лет, но в 1185 г. Сильно пострадал от пожара. Князь Всеволод Большое Гнездо, правивший тогда во Владимире, велел его перестроить. При перестройке Успенского собора проявилось соперничество двух русских городов - Владимира и Киева. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии Киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси в XII в. - 32 метра. Храм обнесли новыми, большими по периметру, стенами. В старых стенах пробили широкие арочные проемы. По углам поставили еще четыре купола. Таким образом, получился большой пятиглавый собор.
Успенский собор был богато оформлен и внутри: створки входных дверей обиты медными листами со священными изображениями, выполненными в технике наводки золотом; полы выложены цветной майоликовой плиткой, стены расписаны фресками. На алтарной преграде стояли иконы, среди которых выделялась знаменитая "Владимирская Богоматерь"


Летопись рассказывает, что во время храмового праздника Успения открывались северные и южные "златые врата" собора и между ними вывешивались драгоценные облачения и ткани, вложенные в храм князьями.
На протяжении двух веков, пока в Московском Кремле не был построен Успенский собор, владимирский считался главным в Северо-Восточной Руси. Он служил усыпальницей местных князей. По сей день в храме покоится прах его строителей - князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.
Дмитриевский собор. В конце XII в. недалеко от Успенского собора был построен еще один - одноглавый Дмитриевский.


Назван он так в честь святого Дмитрия Солунского, христианского покровителя князя Всеволода, который при крещении был наречен Дмитрием. Храм строился по его заказу на месте княжеского двора.
Снаружи стены, закомары, под купольный барабан Дмитриевского собора сплошь покрывают скульптурные рельефы - резные изображения людей, птиц, зверей, фантастических существ, неведомых растений. Около тысяче резных камней! Многие рельефы удалось расшифровать.
На западном фасаде изображены Христос, Богоматерь, четыре евангелиста. Некоторые изображения особенно интересны: на северном фасаде в левой закомаре, сидящий на троне князь Всеволод с сыновьями. Это семейный портрет заказчика храма. На противоположном, южном фасаде в правой закомаре - Александр Македонский, возносящийся на небо. Странно видеть античного полководца-язычника на стене православного храма. Откуда русские мастера могли знать Александра Македонского.
Оказывается, в XII веке на Руси была очень популярна переведенная с греческого приключенческая повесть "Александрия", повествующая о жизни великого полководца. Быть может, именно она вдохновила неизвестного скульптора изобразить понравившегося исторического героя.
Крупнейший знаток владимиро-суздальской скульптуры Георгий Карлович Вагнер предположил, что главная идея, выраженная в рельефах Дмитровского собора, - заступничество святых за владимирский народ и князей, проповедовавших христианство в своем крае.
В нескольких километрах от Владимира, в чистом поле стоит одна из самых красивых церквей Руси – Покрова на Нерли .


Археологические исследования показали, что первоначально храм выглядел иначе. Вместо луковичной главы была шлемовидная. Храм окружала открытая галерея, опирающаяся на арки. Холм, на котором стоит церковь, был облицован белокаменными плитами. От храма к причалу у реки спускалась широкая каменная лестница. Изменившая за восемь столетий свой облик, церковь Покрова все равно остается прекраснейшим памятником средневекового владимирского зодчества.
Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого ноля на невысоком холме. У его подножия - небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма.


В XVIII веке над памятником нависла угроза уничтожения. Настоятель одного из близлежащих монастырей просил разрешения разобрать его, чтобы использовать камень для строительства монастырской колокольни. Спасти церковь помог случай: не сошлись монахи с подрядчиками в цене.
Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями:
« …Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…» И. Э. Грабарь
Церковь Покрова на Нерли включена в Список Всемирного наследия. Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения.
Здесь мирный уголок Владимирской земли,
на берегу, в нешумном отдаленье
от жаркого её сердцебиенья,
храм Покрова, стоящий на Нерли.
Владимирские церкви вдалеке,
в горящем золоте и в стройности могучей.
Над ним простёрлась боголюбовская круча,
а храм ныряет лебедем в реке.
Здесь давняя естественная грань
лесной Мешёры с суздальским Опольем,
покой, краса и полное приволье
и в нынешние дни, и в дедовскую рань.
В иных местах тревоги и шумы,
а этот храм в любое лихолетье
меняет луговые разноцветья
на белоснежные искрения зимы.
В нехитром камне воплотилась филигрань
пленительного древнего искусства.
И припадающие плачут и смеются,
смиряя боль, забывши гнев и брань.
Здесь сказочное зеркало Руси,
и в плеске вод - святая подоплёка.
Вокруг страна - и близко и далёко.
Господь её помилуй и спаси.

Вопрос классу: Какие архитектурные особенности владимирских храмов вы подчеркнули?
Примерный ответ учеников: Ровные гладкие стены белокаменных владимирских храмов украшают скульптурные рельефы. Дверные проемы обрамляют резные порталы в виде арок на колоннах. Стену по вертикали расчленяют тонкие полу колонки, а по горизонтали - аркатурный пояс - непрерывная цепь декоративных арок, опирающихся на колонки. Во всем царит нарядность и изящество. Скульптура не получила широкого распространения в древнерусском искусстве, поэтому рельефы владимиро-суздальских храмов уникальны.
Подведение итогов урока:
Учитель: Немало тайн хранят архитектурные памятники древности. 3а века они претерпевали многочисленные перестройки и переделки, которые можно обнаружить зачастую только в результате специального изучения. Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Византийцы были первыми учителями русских. Но едва выбравшись из пеленок ученичества, русское зодчество пошло своим самостоятельным путем. Его основным принципом стало единство в многообразии.
Оформление рабочего листа (Приложение 1)
Вопросы классу на закрепление материала:
1. Назовите древнейшие постройки Киева, Новгорода, Владимира.
2. Какое значение имел собор Святой Софии в жизни Киевской Руси?
3. Какие отличительные особенности архитектурных школ Новгорода и Владимира вы для себя отметили?
Запись домашнего задания: Подготовить материал в виде сообщения или презентации с фотографиями о древнерусских храмах, с которыми вы знакомились на экскурсиях.Методические рекомендации по составлению рабочего листа к уроку МХК

Большинство памятников древнерусского зодчества, дошедших до нас, храмы. Именно они дают нам представление о русской средневековой архитектуре. Как же был устроен русский храм тех времен? Кто и как его строил? Как храм выглядел внутри и снаружи? Какой смысл вкладывали наши предки в каждый элемент храма?




Храмы на Руси строились по византийскому образцу, но отличались от византийских. Они должны были свидетельствовать о силе и могуществе молодого государства, быть центрами городской жизни. Во многие храмы встраивались специальные галереи для княжеских церемоний, хранилищ, библиотек. Изменился и строительный материал. Вместо мрамора на ряду с тонким византийским кирпичом стали применять известняковые белокаменные плиты, а на севере Руси и «дикий камень» - большие валуны, которые чередовались с плинфой и плитами. Это придавало стенам храмов более суровый вид. Долгое время на Руси работали византийские артели, но с XII века в Новгороде сложилась своя школа мастеров.













Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: 2 - означают Божественную и человеческую природу Христа; 3 - три Лица Св. Троицы; 5 - Иисуса Христа и четырех евангелистов, 7 - семь таинств и семь вселенских соборов, 9 - девять чинов ангельских, 13 - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, 33 - по числу лет земной жизни Спасителя, 40 - как символ освящения всей своей жизни, 70 - в честь 70 апостолов.


Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру". Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.


Цвет купола также важен в символике храма: Золото символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы,посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами. В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.







Храмовая роспись. Храм и его росписи (фрески, иконы) - это книга, предназначенная для того, чтобы ее можно было прочесть. Читать эту книгу нужно сверху вниз. Храм внутри расписывали всюду, где только можно, даже в уголках, которые не видны глазу. Роспись выполнена тщательно и красиво, потому что главный зритель всего - Бог, Всевидящий и Всемогущий.





Статьи по теме: