Как сделать карандашницу из дерева. Карандашница из дерева своими руками: пошаговая инструкция. Варианты из отдельных частей

Для поддержания порядка на домашнем рабочем столе, необходимо приобрести, а еще лучше самостоятельно смастерить подставки для карандашей, ручек, ножниц и прочих канцелярских товаров. Подставка под карандаши позволит Вам всегда держать пишущие предметы под рукой, а не искать их в уголках бездонных ящиков письменного стола. К тому же к изготовлению карандашницы можно привлечь детей, которые привнесут в ее оформление что-то новое и интересное. В данном обзоре мы покажем различные подставки для канцтоваров, которые легко можно будет сделать самостоятельно, Вам останется лишь выбрать подходящую идею и воплотить ее в жизнь.

1. Подставка для карандашей из спила дерева.

Для воплощения идеи необходимо подготовить невысокий сруб дерева, после чего долотом удалить внутреннюю его часть, и установить внутрь карандаши.

2. Карандашница из канализационных труб.

Нарезаем лобзиком или ручной пилой разные по диаметру канализационные трубы на небольшие отрезки. Наклеиваем каждый из отрезков в ряд на недлинную тонкую доску (предварительно, доску, а также все отрезки труб можно покрасить из баллончика в сочетающиеся друг с другом оттенки).


3. Карандашница в жилете.

Из белого фетра вырезаете треугольный кусочек «рубашку», приклеиваете его к жестяной банке из-под кофе или консервированных фруктов. Затем берете пласт серого фетра, вырезаете из него прямоугольник по длине окружности банки, спереди, вырезаете треугольник по размеру наклеенной белой «рубашки» подогнув края и прошив нитками к воротниковой зоне. Наклеиваете «жилет» на жестяную банку, синим маркером на белой рубашке рисуете галстук или вырезаете его из синего фетра.

4. Как сделать подставку для карандашей в винтажном стиле.

Оклеиваете жестяную банку розовой тканью, затем сверху, снизу и по центру опоясываете красивой кружевной лентой. На торцевой части клеите предварительно купленную фурнитуру в виде цветка с жемчугом (продаются в швейных отелах).

5. Как декорировать подставку для карандашей пуговицами.

Способ №1. Берем обычную маленькую стеклянную баночку из-под детского пюре, затем на тонкую резинку нанизываем красные и белые пуговицы, повязываем концы резинки в узелок, и надеваем получившуюся композицию на горлышко баночки.


Способ №2. На жестяную банку клеите разные по размеру пуговицы (цвет тоже может быть любым), затем красите изделие из баллончика в золотой цвет или красите в кирпичный тон, а оттеняете золотым цветом.

6. Подставка для карандашей своими руками декорированная шпагатом.

Берем жестяную банку покрываем слоем прозрачного клея, и обматываем , плотно стыкуя нитки друг к другу. В завершение, на фасадной части изделия можно наклеить бантик.

7. Карандашница из коры дерева.

Аккуратно снимаем с сухого дерева кору и приклеиваем ее к стеклянной или металлической банке.

8. Как сделать подставки для карандашей из тубусов от туалетной бумаги.

На каждом тубусе ставим вертикальные метки, по ним нарезаем бахрому. На каждый лепесток бахромы наносим клей ПВА, и приклеиваем все трубки к пласту из картона. Затем маркером рисуем рожицы на передней части подставки.




9. Карандашницы с декоративным грунтом.

На жестяную банку клеим однотонный лист бумаги, который затем оклеиваем декоративными камешками.

10. Карандашница в морском стиле.

Берем несколько трубок от бумажных полотенец, прикладываем их к основанию, вырезанного из картона. Каждую трубку оклеиваем белыми салфетками, формируя крупные складки (клеить салфетки нужно на клей ПВА). После чего приклеиваем трубки к картонной подставке, и красим их водоэмульсионной синей, желтой и оранжевой краской (можно смешивать белую водоэмульсионную краску с разными цветами гуаши, в данном случае необходимо смешивать белую с оранжевой, белую с синей и белую с желтой). В завершении клеим к подставке пластиковых рыбок, морские звездочки, ракушки и искусственные водоросли, все это можно купить в зоомагазине.




11. Карандашница из карандашей.

Обрезаем заточенные части карандашей, можно резать канцелярским ножом или воспользоваться лобзиком. Нижний ряд карандашей укладываем на картонке плотно друг к другу, приклеиваем каждый карандаш. Затем начинаем выкладывать стенки, два карандаша располагаем по бокам и приклеиваем к основанию, в противоположных частях также клеим карандашики, так продолжаем до тех пор, пока высота карандашницы не будет удовлетворять своим внешним видом.


12. Карандашница декорированная мешковиной.

На жестяную банку клеите отрезок мешковины, по периметру горловины приклеиваете цветочки, сформированные из светлой льняной ткани.

13. Оклеиваем подставку для карандашей обоями или крафт-бумагой.

Отрезаем от обоев или крафт-бумаги часть соответствующую величине жестяной банки, получившуюся часть просто приклеиваем к баночке.



14. Карандашница в рубашке.

Из белого фетра вырезаем прямоугольник соответствующий длине диаметра жестяной банки, по центру делаем надрез примерно в 2 см, клеим воротничок к банке, надрезом спереди, стыкуем сзади, подгибаем воротник. Из ненужной рубашки отрезаем прямоугольник и клеим его на банку поверх воротничка. Спереди приклеиваем пуговицы и повязываем крошечный галстук из подходящей по цвету ленты.

15. Как сделать карандашницу из дискет.

В четырех дискетах, горячим шилом необходимо проплавить отверстия, в каждой дискете 4 отверстия (два по бокам и два снизу), в нижней, пятой по счету дискете проделываем 8 отверстий, шило нужно греть над свечой (будьте аккуратны). Затем формируем из дискет куб без верхней части, все части соединяем друг с другом гибкой проволокой, соединяя ее концы во внутренней части изделия.


16. Подставка для карандашей своими руками из бутылочки из-под шампуня.

Разрезаем бутылочку из-под шампуня пополам, но не посередине, а выше, линия среза может быть плавной округлой или в виде конусов (это будут волосы будущего монстра). Из верхней ненужной части вырезаем ручки, и приклеиваем их в нижней части. Из черной бумаги клеим рот будущему монстру, из белой глаза и зубы. На заднюю часть можно приклеить липучку и закрепить карандашницу-монстра на стене.


17. Карандашница в стиле Винтаж с кружевом.

На круг из картона клеим атласную ткань, по кромке подиума клеим кружево. По центру круга клеим разные по длине трубки из-под бумажных полотенец. Декорируем их тканью, кружевом и искусственным жемчугом. Ближе к краю устанавливаем манекен, вырезанный из картона, и также украшенный кружевом, лентами и бусинами. По центру усаживаем фигурку птички, а с другого края ставим небольшую фоторамку, выполненную в подходящем стиле.

18. Карандашница из каталога.

Разделяем гибкий каталог на пять одинаковых частей, укладываем его бочком, подгибаем все пять частей к центру, в виде лепестков цветка, приклеив их прозрачным клеем. По верхней части страниц проходимся слоем клея, чтобы страницы не распадались. В завершении, изделие можно покрасить краской из баллончика, и декорировать нелицеприятные части бусинами или кружевом.


19. Декор карандашницы палочками от мороженого.

Клеим палочки из-под мороженого на две ленты, затем получившийся штакетник приклеиваем к жестяной банке. Дополняем изделие широкой лентой, повязанной с внешней части.

20. Декор карандашницы тканью.

Вырезаем из плотной ткани прямоугольники соответствующие размеру подобранной жестяной банки. Затем каждый кусочек декорируем машинной строчкой с контрастными по цвету нитками. Сшиваем чехольчик по внутренней части, выворачиваем и надеваем на баночку.


21. Карандашница из ствола дерева.

Отпиливаем пилой от сухого дерева небольшую часть, затем дрелью в верхней части пенька создаем множество отверстий, в которые и устанавливаем карандаши.

Необычные подставки для карандашей промышленного производства.

Также мы решили показать различные карандашницы фабричного производства, некоторые из них действительно впечатляющие. Ниже можете посмотреть, какие стильные и необычные бывают подставки для канцтоваров, они выпускаются в виде: объективов фотоаппаратов, монстров, ежей, шаров, кубиков Рубика, имитируют стопки сложенной бумаги, мусорные контейнеры и т.д.





Сегодня мы показали Вам, как сделать подставку для карандашей, и даже не одну! Такие красивые подставки для карандашей не только приведут Ваше рабочее место в порядок, а также значительно его приукрасят. Попробуйте их смастерить совместно с детьми, уверяем, малыши останутся в восторге.

Письменный стол ребенка или взрослого человека украсит подставка для карандашей, сделанная своими руками. Она может быть любой формы, из различных материалов, использоваться и для других канцелярских принадлежностей (ручек, ножниц, линеек). Такая подставка украсит интерьер, наведет порядок на письменном столе, поможет вовремя найти нужную вещь.

Самый простой способ

Для того чтобы сделать карандашницу, не нужны специальные навыки или умения. Вариантов ее создания очень много и можно выбрать по своим навыкам, имеющимся материалам и желанию. Самый простой способ - взять готовую основу и украсить ее.

Основой может быть стеклянная или жестяная банка, стакан, баночки от сметаны, молока или чистящего средства. Главный принцип для ее выбора - подходящие форма и размер, чтобы карандашницей было удобно пользоваться.

Украшением также может быть что угодно, начиная от лент и заканчивая природным материалом. Самый распространенный способ декорирования на сегодняшний день - это декупаж. Справится с ним даже новичок, а изделие получится очень красивым и аккуратным.

Декупаж - это техника украшения различных предметов, которая основана на присоединении рисунка, картинки, орнамента к предмету и дальнейшем покрытии лаком. Вскрывать любое изделие лаком при этом вовсе не обязательно. Во многих случаях это вообще не требуется.

Для работы в этой технике может понадобиться что угодно, но основные материалы и инструменты представлены ниже:

  • основа для подставки;
  • салфетки для декупажа;
  • краски;
  • трафареты;
  • файл;
  • клей ПВА;
  • ножницы;
  • кисти.

Список далеко не полный, но и не все пункты обязательны. Определяемся с идеей, подбираем подходящую форму и декорируем по своему желанию. А чтобы легче и плодотворнее думалось, несколько примеров на фото:


Кто не ищет легких путей

Идеальным материалом для карандашницы является дерево. С изделиями из него в доме становится тепло и уютно, да и материал натуральный. Вес такой подставки для карандашей будет существенным, а значит любой лишний карандашик не перетянет ее своей тяжестью. Еще один плюс - карандашница из дерева прекрасно подойдет не только для письменного стола ребенка, но и впишется в интерьер в папином кабинете. Материал универсальный, подходит для всех. Для украшения работы можно вырезать или выжечь на ней рисунок самостоятельно и вскрыть лаком.


Мастер-класс по изготовлению деревянной подставки для карандашей своими руками смотрим на видео:

Ну, а теперь о минусах. Точнее о самом главном из них - сложности изготовления. Далеко не каждый новичок сможет вырезать карандашницу из деревянного спила или обработать должным образом корягу. Для этих целей понадобятся определенные навыки и специальное оборудование.

Но не будем расстраиваться раньше времени. Можно выбрать идею попроще. В самом деле, не все же должны уметь вырезать по дереву... Поэтому вовсе не обязательно искать целое полено, достаточно воспользоваться такими материалами, как деревянные палочки, веточки, готовые деревянные заготовки. Тогда получим и изделие из дерева, и сделать его сможет новичок.

Интересные карандашницы получаются из фанеры. Можно даже сделать целый органайзер. Украшаем его с помощью выжигания, раскрашивания, декупажа. Этот материал идеально подойдет для новичков.


Что у нас под рукой

Из подручных материалов можно сделать работу любой сложности, в любом стиле и для любых целей. Для начала рассмотрим пример карандашницы из бутылки. Бутылку берем из под чего угодно - молока, сока, шампуня. Важно, чтобы она легко резалась ножницами, чтобы придать ей желаемую форму.

Конечно же не остались в стороне обычные пластиковые бутылки из под воды. Недостатками этого материала являются легкий вес основы и острые края среза. Первую проблему можно решить за счет украшений. А вторую - или так же отделать края каким-нибудь материалом, или воспользоваться утюгом. Для этого берем горячий утюг и заготовку, между ними прокладываем лист бумаги и прижимаем друг к другу. За счет высокой температуры срез немного оплавится и станет ровным и совсем не острым. Пример подставки для карандашей из пластиковой бутылки ниже:

Накопилось много старых газет? Значит можно сделать карандашницу из газетных трубочек. Подробный мастер-класс по плетению из них подставки на видео:

Не имея под рукой готовой формы, легко сделать ее из картона. С этой работой справится даже ребенок. И форму можно сделать любую - круглую, квадратную, треугольную и т. д. Сюда также отнесем поделки из рулона туалетной бумаги. Таким образом бросовый материал превратится в полезную вещь.

Деревянная карандашница из разных пород древесины.

Карандашница своими руками зачастую делается достаточно примитивно и легко. Поэтому мы будем использовать разные породы древесины: бамбуковую переклейку и американский орех. Наша поделка - карандашница предусматривает выдвижной ящик, который выдвигается в обе стороны, а также отдельное гнездо, в котором удобно хранить карандаши.

Для работы нам понадобится:

- торцовочная пила;
- ;
- ленточная пила и полотно;
- ;
- ;
- спрей-клей;
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;
- ;

Приступаем к работе.

Сначала изготовим корпус

Шаг 1: Карандашница из дерева будет состоять из 3х слоев. Один из которых необходимо обработать до склейки. А точнее нам нужно предварительного выпилить на ленточной пиле будущую емкость для карандашей. Делать это будем в ореховом бруске, размеры граней которого: 16 х 13 х 4 см.

Шаг 2: Берем вырезанную часть и обклеиваем бамбуковыми заготовками, используя и .

Шаг 3: При помощи спрей-клея крепим шаблон с прочерченными местами для выпиливания, к лицевой бамбуковой накладке. Так же можно перенести чертеж на детали с помощью кальки.

Шаг 4: Опиливаем нашу форму на ленточке

Шаг 5: И аккуратно выпиливаем центральную часть, от ближайшего края. Пропил желательно производить, как можно прямее и вдоль волокон. Так нам будет легче его замаскировать.

Теперь возьмёмся за ящик.

Шаг 6: Берем наш будущий ящик и обрезаем торцы деревянного цилиндра на ленточке. Предварительно зажимаем его в во избежание прокручивания и для удобства удержания.

Шаг 7: Далее сфокусируемся на центральной детали. Очерчиваем изымаемую часть, и
формируем внутреннюю часть ящичка.

Шаг 8: Склеиваем наши детали воедино и фиксируем струбцинами.

Возвращаемся к корпусу карандашницы

Шаг 9: Параллельно со склейкой ящика проводим склейку появившейся щели в корпусе карандашной коробки.

Шаг 10: Как только клей высохнет, необходимо отшлифовать наши детали для снятия разметочных рисок и приклеенного шаблона, а так же это придаст им аккуратный вид. И так шлифуем все торцы и грани для придания поверхности надлежащего вида.


Эти же операции можно выполнить и просто , от руки или приклеив его к поверхности.

Шаг 11: Обгоняем наш корпус на с для формирования красивой фаски.

Шаг 12: Проводим финальную шлифовку

Отделка

Шаг 13: Обрабатываем изделия для придания глубины текстуре. (внутреннюю часть можно оклеить бархатом или нанести флок)

Шаг 14: Высверливаем место крепления рукояти

Финальный шаг: Осталось приклеить к ящику точеную рукоять и вуаля, наша карандашница готова!

В далеком 1912 году по указу царского правительства в Томске была создана фабрика, где пилили кедровую дощечку для карандашей, производимых на территории всей страны.
На сегодняшний день «Сибирская карандашная фабрика» - единственный на территории бывшего Советского Союза производитель карандашей и карандашной дощечки из сибирского кедра, древесина которого применяется для производства карандашей высшей ценовой категории.

Как же делают карандаши, знакомые нам с самого детства?

Производство карандашей начинается с лесной биржи, где складируется заготовленный кедр. Сейчас здесь находится больше трех тысяч кубов дерева. Областные власти очень помогли фабрике в обеспечении материалом и в этом году здесь планируют произвести около 85 миллионов карандашей.

Древесина, которую мы закупаем, поступает к нам не в результате варварской рубки, – говорит Анатолий Лунин, директор фабрики. – В подавляющем большинстве это санитарная рубка перестоявшегося кедра, который уже не дает орех. Кедр растет до 500 лет, но шишки на нем появляются где-то до 250-летнего возраста, после чего он начинает умирать, его поражают различные насекомые. Если срубить его в этот период, быстрее вырастет новый кедр.

До момента распила бревна проходят обязательную подготовку: каждое бревно нужно вымыть, чтобы приставшие куски земли или глины с камнями случайно не повредили пилы. Для этого дерево с лесной биржи помещают и выдерживают в специальном бассейне с теплой водой. Летом его здесь держат недолго, до двадцати минут, но в зимний период бревно находится в бассейне до тех пор, пока не оттает - на это может уходить до трех часов. А через 369 часов или 16,5 суток и 26 различных технологических операций из бревна получатся готовые карандаши.

На лесопилке из бревна делают вот такой брус:

Производство деревянного карандаша чрезвычайно требовательно к качеству материала, в дело идет только чистая прямая древесина. И если для столярных изделий наличие таких дефектов, как, например, сучки, не катастрофично, то карандаш из такого дерева уже не сделать. Поэтому сказать заранее, сколько карандашей получится из одного бруса, очень сложно.

Чтобы уменьшить количество отходов, на предприятии ищут разные способы увеличения глубины переработки древесины. Один из таких способов – расширение ассортимента выпускаемой продукции. Так, из дощечки, которая не годится для производства карандаша, планируют наладить выпуск деревянных пазлов-раскрасок для детей и средств от моли. Что-то идет на производство коротких карандашей, как для магазинов «IKEA», а часть, на производство вот таких деревянных шампуров:

Полученный из бревна брус распиливают на короткие отрезки, каждый из которых затем распускают на десять дощечек. Чтобы все дощечки были одинаковыми, их нужно откалибровать. Для этого их прогоняют через специальный станок. На выходе из него дощечки имеют одинаковый размер и строго перпендикулярные грани.

Затем откалиброванные дощечки помещают в автоклав. По своему внешнему виду он напоминает бочку, к которой подведено множество труб разного диаметра. При помощи этих труб в камере можно создавать вакуум, нагнетать давление и подавать внутрь всевозможные растворы.

В результате этих процессов из дощечки удаляются содержащиеся в ней смолы, и древесина импрегнируется (пропитывается) парафином. На сегодняшний день это не самый простой, но один из самых эффективных способов улучшить важные свойства материала и защитить дерево от вредного воздействия окружающей среды.

«Облагороженные» после обработки в автоклаве карандашные дощечки остается как следует просушить, а затем - отправить непосредственно на карандашное производство. На этом процесс изготовления дощечки можно считать завершенным. Так выглядят дощечки после обработки в автоклаве

Основной принцип и технология производства с тех пор как в Томске начали делать карандаши, не меняется, - говорит Анатолий Лунин. - Все процессы на нашей фабрике хорошо отлажены. Модернизация оборудования выражается в замене некоторых узлов, или переходе на более экономичные моторы, использование новых фрез. Приходят какие-то новые материалы, мы что-то меняем в приемке и оценке, но сама технология остается неизменной.

Готовая дощечка поступает в цех белого карандаша, где для начала в ней на станке нарезают канавки, куда затем будут уложены стержни (слово «белый» в данном случае означает то, что карандаш на данном этапе еще не окрашен). Дощечки подаются с одной стороны станка, по дороге их поверхность шлифуется для склейки, особой фрезой в ней выпиливаются углубления. На ближнем краю станка дощечки автоматически укладываются в стопку. Толщина отшлифованной дощечки с нарезанными канавками составляет 5 мм, что равно половине толщины будущего карандаша.

На следующем этапе дощечки склеивают попарно между собой, чтобы получился один карандашный блок.

Станок плавно подает первую дощечку и укладывает стержни в ее канавки. Вслед за этим из другого устройства «выезжает» вторая дощечка, уже смазанная водорастворимым клеем, и аккуратно ложится на первую. Получившиеся карандашные блоки зажимают в пневматическом прессе и стягивают струбцинами.

Если дощечку на фабрике изготавливают самостоятельно, то стержень, в основном, закупают в Китае. Там его начали производить по «сухой» технологии, которая не требует обжига в печи при высокой температуре.

Вследствие этого, себестоимость стержня оказалась настолько низкой, что львиная доля производителей карандаша перешла именно на такой стержень.

Чтобы грифель карандаша не ломался внутри корпуса, на фабрике применяют технологию дополнительного проклеивания стержня специальной клеевой системой. После этой операции склеенные блоки выдерживают в специальной сушильной камере несколько часов.

В камере довольно жарко. Горячий воздух нагнетается вентилятором, поддерживая температуру порядка 35-40 градусов. Древесине нужно хорошо просохнуть, чтобы в дальнейшем карандаш за один проход стал гладким и получил нужную геометрию. Карандаш с «простым» грифелем сохнет здесь не менее двух часов, а цветной – не менее четырех. Из-за того, что цветной содержит больше жировых веществ, ему требуется больше времени, чтобы просохнуть.

По прошествии этого времени блоки разбирают, укладывают в тележки с указанием всех дальнейших параметров и отправляют на следующий станок, который разделит их на отдельные карандаши.

Своей формой станок похож на тот, который делает канавки в дощечках, но у него есть и свои особенности. Заготовки помещают в загрузочный бункер.

Они проходят по транспортным узлам, торцуются, отпиливаются и на выходе получается привычный деревянный карандаш, только еще не окрашенный.

Двойная фреза, которая разделяет блоки, задает и форму будущего карандаша, причем делается это все за один проход. Именно от типа профиля режущей фрезы зависит то, каким будет карандаш – шестигранным или круглым.

Совсем недавно на фабрике освоили производство трехгранного карандаша. Оказалось, что спрос на такую форму растет. Покупателей привлекает эргономичность и естественность расположения пальцев на гранях, что, безусловно, облегчает обучение письму детей.

Рядом со станком стоит рабочий стол сортировщицы. Ее задача - перебрать сделанные карандаши, отобрать «годные» и отделить дефектные. К дефектам относятся сколы стержня на торце, шероховатости, ожоги древесины и тому подобное. Над столом висит памятка с нормами по браку. В каждый стоящий на столе лоток помещается 1440 карандашей.

Отсортированные карандаши на специальном лифте поднимаются на следующий этаж, где их будут красить.

Краску закупают в сухом виде и разводят до нужной густоты в лаборатории красок. Сама покраска происходит достаточно быстро.

Устройство непрерывно выталкивает окрашенные карандаши на конвейер. Длина и скорость движения транспортерной ленты рассчитаны таким образом, чтобы карандаш высыхал, пока движется на ней.

Доезжая до противоположного конца конвейера, карандаши попадают в один из трех приемников, откуда они отправляются обратно на следующее покрытие.

В среднем каждый карандаш покрывается тремя слоями краски и двумя слоями лака - здесь все зависит от желания заказчика. Покрасить карандаш можно тоже практически в любой цвет. Фабрика выпускает наборы из шести, двенадцати, восемнадцати и двадцати четырех цветов. Некоторые карандаши покрывают только лаком.

После покраски, карандаши отправляют в цех финишной отделки. В этом месте они приобретают тот окончательный вид, в котором дойдут до потребителя. На карандаши наносят штамп, надевают ластик и затачивают.

Способов нанесения штампов довольно много, но на «Сибирской карандашной фабрике» это делают с помощью фольги разных цветов. Такой метод называется термостатированием. Рабочая часть станка нагревается, и штамп через фольгу переносится на карандаш - так он не будет облезать и марать руки. Сам штамп может быть любым, его специально заказывают у гравировщика. В зависимости от сложности, на его изготовление уходит около пяти дней.

На часть карандашей, если это необходимо, надевают ластик.

Последняя операция – это заточка. Затачиваются карандаши на шлифовальной шкурке, надетой на барабан и движущейся с большой скоростью. Это происходит очень быстро, буквально за считанные секунды.

Кроме заточки станок можно настроить на выполнение вальцовки – обработки обратной торцевой части карандаша под небольшим наклоном. Теперь карандаши готовы к упаковке, их отправляют в следующее помещение. Там карандаши собирают в набор, складывают в коробку и направляют потребителю.

Упаковку под нужное количество карандашей печатают в Новосибирске. Она поступает в плоском виде, поэтому сначала ей придают объем. Потом через комплектовочные станки необходимое количество карандашей раскладывают в заданной цветовой гамме. Специальный станок позволяет собирать набор из двенадцати цветов. В конце карандаши раскладывают по коробочкам.

На вопрос, не планирует ли фабрика, по примеру китайских предприятий, перейти на производство карандаша из более дешевых пород дерева или пластмассы Анатолий Лунин признается:

Я подумывал попробовать сделать экономичный карандаш из низкосортной осины, но это другая технология, и пускай уж китайцы этим занимаются. Меня больше интересует тема увеличения полезного выхода за счет повышения качества переработки древесины. А с точки зрения экологии, производить что-либо лучше из возобновляемого сырья. Пластмассовый карандаш никогда не сгниет, а деревянный за несколько лет полностью разложится.

Остается только пожелать, чтобы в век глобальной компьютеризации нашлось место простому деревянному карандашу.

Карандашами мы пользуемся начиная с детского сада. Но мало кто из нас знает, как делают карандаши, какую древесину используют в этих целях. Примечательно, что создание этих канцелярских изделий выполняется на каждой фабрике по-своему. Но при этом есть и общие моменты, которые являются основополагающими для производственного процесса.

Какое дерево?

Классический деревянный карандаш имеет важный компонент - древесину, от качества которой зависит эксплуатация этого аксессуара. Понятно, что не каждое дерево годится для этих целей. В прошлом в промышленности использовалась древесина вирдижнского или красного кедра, который относится к роду можжевельников. Длинные волокна, отсутствие сучков, легкость в обработке - вот что привлекало внимание в этом материале. Но ввиду дороговизны европейские и американские бренды, производящие карандаши, стали использовать древесину калифорнийского кедра. Причем на ее основе создаются высококачественные изделия, которые используются в графических и художественных целях.

В большинстве случаев карандаши изготавливаются из ольхи, липы, сосны, калифорнийского и сибирского кедра, а также такого редкого дерева, как джелутонг. Из какого дерева делают карандаши в нашей стране? В большинстве случаев из ольхи и липы, которых на территории России огромное количество.

Ольха не является самым прочным материалом, зато у нее равномерное строение, что делает проще процесс обработки и сохраняет естественный природный цвет. Что касается липы, то она отвечает всем эксплуатационным требованиям, а потому используется при производстве и дешевых, и дорогих карандашей. За счет хорошей вязкости материал прочно удерживает грифель.

Уникальный для создания карандашей материал - кедр, который широко применяется на заводах в России. Примечательно, что используется не здоровая древесина, а экземпляры, которые уже не дают орех.

Стержень: какая основа?

Производство карандашей ведется с применением специального стержня. состоит из трех компонентов - графита, сажи и ила, к которым часто добавляются органические связующие. Причем графит является постоянным компонентом, в том числе и цветным, так как именно грифель оставляет на бумаге след.

Стержни создаются из тщательно подготовленной массы, которая имеет определенную температуру и влажность. Важно, чтобы смесь не пересыхала, так как это скажется на износе оборудования. Вымешанное тесто специальным прессом формуется, затем пропускается через оборудование с дырочками, что делает массу похожей на лапшу. Эта лапша формируется в цилиндры, из которых выдавливаются стержни. Остается их только прокалить в специальных тиглях. Затем стержни подвергаются обжигу, а после него выполняется жировка: образовавшиеся поры под давлением и при конкретной температуре заполняются жиром, стеарином или воском.

Как делают цветные карандаши? Здесь принципиальное отличие имеет, опять же, стержень, который производится из пигментов, наполнителей, жирующих компонентов и связующего вещества. Здесь процесс производства стержня следующий:

  • изготовленные стержни укладываются в специальные желобки на дощечке и накрываются второй дощечкой;
  • обе дощечки склеиваются клеем ПВА, при этом стержень не должен приклеиться;
  • торцы склеенных дощечек выравниваются;
  • выполняется препарирование, то есть добавление жира в уже имеющуюся смесь.

Примечательно, что производство карандашей ведется с учетом потребительских свойств изделий. Так, дешевые создаются из древесины не самого высокого качества, точно такая же - не самая качественная - и оболочка. А вот карандаши, которые используются в художественных целях, делают из качественной древесины, которая имеет двойную проклейку.

Этап подготовки древесины

Производство карандашей ведется из хорошо отобранной древесины, которая обрабатывается для получения брусков. Обязательно выполняется торцевание брусков по длине карандаша, причем нужно учитывать припуски, так как произойдет усушка материала. На специальном многопильном станке выполняется распил брусков на дощечки, которые подвергаются пропитке парафином в специальных автоклавах. Эта процедура способствует улучшению механических свойств будущего изделия.

В зависимости от того, из чего сделан карандаш, будет выполняться и его заточка. Считается, что аккуратная стружка получается, если изделия сделаны из древесины сосны, липы или кедра. Кроме того, важно, чтобы грифель был качественно проклеен -такой карандаш даже при падении не сломается.

Какая оболочка?

От оболочки зависит простота и красота карандаша. Так как делают карандаши из дерева, то она должна отвечать следующим требованиям:

  1. Мягкости, прочности и легкости: в процессе эксплуатации оболочка не должна ломаться или крошиться, как и весь корпус.
  2. Не расслаиваться под воздействием природных факторов.
  3. Иметь красивый срез - гладкий и блестящий, при этом сама стружка не должна ломаться.
  4. Древесина должна быть стойкой к влаге.

Какое оборудование?

Производство карандашей ведется с использованием разнопланового оборудования. Например, очистка глины, из которой впоследствии будет создаваться графитный стержень, требует наличия специальных мельниц и дробилок. Обработка перемешанного теста ведется на винтовом прессе, где из теста вальцами с тремя разными зазорами формируется сам стержень. Для этих же целей применяется фильера с отверстиями. Сушка деревянных заготовок выполняется в где изделия подвергаются вращению в течение 16 часов. При хорошей просушке древесина обретает уровень влажности максимум в 0,5%. Что касается цветных карандашей, то они тепловой обработке не подвергаются ввиду наличия в них наполнителей, красителей и жирующих компонентов. На специальном станке выполняется торцовка карандашей в длину.

Просушка

Как делают карандаши? В производственном процессе важную роль играет просушка. Она выполняется в специальных колодцах с помощью станков, причем дощечки укладываются так, чтобы просушка была максимально эффективной. В этих колодцах сушка выполняется примерно 72 часа, затем дощечки сортируются: все треснувшие или некрасивые изделия отбраковываются. Отобранные заготовки облагораживаются парафином, калибруются, то есть на них вырезаются специальные канавки, где будут расположены стержни.

Как изготавливают карандаши на производстве дальше? Теперь используется фрезерно-пропускная линия, на которой выполняется разделение блоков на карандаши. В зависимости от того, какой формы ножи используются на данном этапе, карандаши получаются или круглой, или граненой, или овальной формы. Важную роль играет крепление грифеля в деревянном корпусе: это должно делаться прочно и надежно, что снижает риск выпадения элементов грифеля. Упругий клей, который используется для связки, делает грифель прочнее.

Особенности покрытия

Современные простые и цветные карандаши представлены в огромном разнообразии дизайнов и цветов. Так как делают карандаши в заводских условиях, здесь уделяют пристальное внимание каждому этапу производства. Окраска - один из важных этапов, так как она должна отвечать целому ряду требований. Для отделки поверхности используется метод экструзии, а торец отделывается окунанием. В первом случае карандаш проходит через грунтовочный аппарат, где в конце конвейера он переворачивается для нанесения следующего слоя. Таким образом получается равномерное покрытие.

Качество окраски: от чего зависит?

Качество окраски зависит от того, насколько отвечают установленным требованиям сами лакокрасочные материалы, правильно ли налажена грунтовочная машина, соблюдены ли сроки сушки карандашей на ленте. Любая карандашная фабрика использует быстросохнущие составы, которые образуют на поверхности твердую, прочную и эластичную пленку, хорошо сцепляющуюся с поверхностью древесины.

Окраска выполняется специальными грунтовочными красками, которые обладают определенной вязкостью и содержат в себе пигменты. Если пигментная часть будет большой, это снизит блеск пленки и потребует дальнейшее нанесение на поверхность нитролака. Даже простые карандаши подвергаются лакированию с использованием нитроцеллюлозного глянцевого лака.

Если карандаш темных оттенков, то он окрашивается как минимум в 5 слоев и в 4 слоя лака. Для достижения светлых оттенков используется сочетание 7 слоев краски с 4 слоями лака. При этом для равномерного и аккуратного покрытия важно, чтобы поверхность имела максимум 18 слоев. Окрашивание торцевых частей карандашей выполняется в окунальной машине, в которую опускается рама с расположенными на ней карандашами.

Оправа карандаша

В зависимости от того, как делают карандаши и из каких материалов, может варьироваться и их оправа. В традиционном варианте грифель имеет деревянную оправу, однако современный рынок предлагает широкий выбор изделий в пластиковом, лакированном и даже бумажном корпусе. С одной стороны, это прибавляет им красоты и необычности, с другой, при падении от таких карандашей мало что останется.

Уже после покраски карандаши подвергаются финишной отделке. Для этого используются различные штампы и фольга разных цветов. Называется данный процесс обработки термостатированием.

Какая твердость?

Все цветные и простые карандаши отличаются твердостью грифеля, что находит отражение в их маркировке. Выбирать их нужно так: чем более плотная и твердая бумага, тем более твердым должен быть графитный стержень. Но слишком твердый графит может повредить бумагу. В России можно купить карандаши следующей маркировки:

  1. М - мягкий.
  2. Т - твердый.
  3. ТМ - твердо-мягкий.

О маркировке следует знать при выборе карандашей для создания чертежей или рисования в соответствующей технике.

Особенности цветных карандашей

Из чего делают карандаши простые, мы уже разобрались. Теперь нужно понять, когда и как появились Известно, что первые изделия с цветным грифелем появились еще в 1820 году, правда, кто их изобрел, так и осталось загадкой. В основе цветного грифеля лежит сочетание соединяющего вещества, цветных пигментов и наполнителя. В качестве соединяющего вещества выступает клей каолин, за счет которого формируется и форам грифеля. В качестве цветных пигментов используются хорошо измельченные цветные материалы высокого качества, причем пигмент может быть органической или неорганической основы. Сами цветовые пигменты создаются на основе материалов, которые обладают стойкостью к выгоранию под влиянием солнечных лучей и экологической безопасностью. На сегодняшний день карандаши выпускаются в 36 цветовых оттенках соответственно международной шкале оттенков Pantone. Что касается наполнителей, то в этом качестве используются каолин и мел, которые подвергаются тщательному измельчению.

Статьи по теме: