Изготовление барельефов из гипса урок. Как сделать красивый барельеф на стене. Техники изготовления барельефов

В статье рассматривается один из наиболее оригинальных и трудоёмких способов украшения стен квартиры: художественная лепка. Считается, что это явление принадлежит уже прошедшим эпохам, но действительность показывает, что лепка находит применение и в современных интерьерах.

Лепка в интерьере

Лепка на стене считается оригинальным, пусть и не популярным вариантом украшения жилья. Несмотря на немалое количество альтернативных и искусственных изделий, классическая художественная лепка ещё не утратила актуальности.

Что такое лепнина на стенах

Лепнина и барельефы на стенах это способ украсить помещение оригинально и добавить общему виду некоторого шарма.

Вопреки многочисленным заблуждениям, гласящим, что лепнина это не только дорогостоящий, но и сложный технологический процесс, на самом же дело это доступный способ декорирования, с которым справится любой терпеливый и не лишенный фантазии мастер.

Лепнина на стенах это узорные, фигурные и в целом художественные украшения, которые могут изготавливаться из различных материалов.

Лепнина на стенах в квартире: где можно использовать


Лепнина на стенах в современной квартире может получать массу способов применения. Прежде всего, это, конечно же, жилые помещения, где подобная отделка занимает обширное пространство на стене. При желании возможно варьировать габаритами и объёмом декорации, как угодно. Менее распространена лепнина в помещениях иного назначения, таких как, к примеру, кухня либо ванная комната, ибо в таких местах более важную роль играет практичность, а не эстетические качества.

Как сделать лепнину своими руками в домашних условиях

Изготовить лепнину на стене своими руками вполне возможно даже не имея строительных навыков либо художественного образования.

Однако, прежде чем, приступать к данному процессу, понадобится произвести подготовку. Это подразумевает, прежде всего, подготовку поверхности стены, которую желательно выровнять, а ещё в обязательном порядке прогрунтовать и обеспылить.

Выбор материала


Для создания объёмных изображений на стенах, призванных служить оригинальным украшением интерьера потребуется использовать любой пластичный материал. Среди возможных вариантов можно отметить:

  • Гипс.
  • Штукатурка.
  • Глина.
  • Алебастр.

Выбор материала осуществляется, прежде всего, отталкиваясь от стоимости материала, а также его характеристик.

Формирование эскиза или каркаса


После того, как стена была должным образом обработана, а материал для лепки подготовлен, необходимо побеспокоиться о формировании эскиза. Следует отметить, что эскиз будет одним из важнейших моментов в рассматриваемом процессе, а также он оказывает влияние на успех всей операции декорирования.

  • Для создания эскиза и будущего трафарета можно использовать плотную бумагу или картон.
  • Необходимое изображение рисуется, срисовывается либо распечатывается на лист, а затем вырезается по контуру.
  • После этого, его необходимо поместить под пленку, целлофан или иное подобное покрытие. Полученное изделие будет служить трафаретом для будущей лепки.
  • Вырезанный фрагмент с необходимыми контурами приложить в нужном месте к стене и при помощи, к примеру, карандаша или иного подобного инструмента, продавить контуры изображения в слой шпаклевки.

Лепка из гипса на стене


Гипс — это пластичный и гибкий материал, которому можно придавать любые формы, он быстро застывает. Перед нанесением гипс заливается водой и тщательно размешивается, после чего вооружившись скальпелем с ножом и проволокой с формами можно приступать к изготовлению лепки из гипса на стене своими руками.

Засыхание

Гипс отличается склонностью к ускоренному застыванию, поэтому не рекомендуется выполнять сложные детали, требующие длительного изготовления. Продолжительность и особенность процесса засыхания зависят также от густоты раствора.

Вскрытие лаком

Окончательная отделка потребует обеспечения защитного покрытия. Это необходимо не только для сохранения эстетических качеств, но также для предохранения лепки от осыпания и разрушения. Вскрытие акриловым лаком считается одним из лучших вариантов в данном случае.

Примеры лепнины в интерьере комнаты


Лепнина на стенах в современных квартирах может быть абсолютно разнообразной. Это зависит не только от фантазии хозяев либо мастера, но также от:

  • отведенной для декора площади;
  • выбранных материалов;
  • особенностей помещения и некоторых других факторов.

Цветы


Цветы, виноградные лозы и растительные образы часто становятся изображениями, используемыми в лепнине на стенах. Как правило, они просты в исполнении из-за симметричности форм и простоты линий.

Животные


Животный мир является менее распространенным мотивом в изображениях создаваемых лепниной, поскольку вписывается не в каждое помещение, а для создания качественных работ потребуется привлечение мастера.

Геометрия


Геометрические линии, фигуры, замысловатые узоры это оригинальный способ декорировать стену практически любого помещения. Такие узоры нейтральны и вписываются в большинство интерьеров, кроме того, они просты при создании.

Античные фигуры


Являются одними из сложнейших изображений. Для их создания понадобится не только опытный мастер, но также качественные материалы, хорошие инструменты и грамотный подготовительный процесс.

Какая лепнина на стенах своими руками делается быстрее всего

Как уже было упомянуто, гипс является одним из наиболее «быстрых» материалов, несмотря на то, что потребует определенной сноровки. Он легко и быстро наносится, требует минимум усилий и инструментов, а ещё быстро застывает.

Что стоит учитывать


В зависимости от специфики планируемых работ, определяется перечень преимуществ и недостатков, с которыми следует предварительно ознакомиться и принять решение.

Уход

Декоративная лепка требует регулярного ухода, но это не простой процесс. Её необходимо промывать мягкими моющими средствами, не содержащими абразивов или кислот.

Реставрация

Восстановление лепнины производится при помощи тех же материалов, что использовались при создании узора, в случае крупных повреждений. Для более мелких и незначительных дефектов можно использовать гипс либо шпаклевку. Отдельные элементы при необходимости отливаются отдельно либо формируются после нанесения смеси.

Лепнина на стенах является одним из наиболее оригинальных и экзотичных способов придать интерьеру солидности и оригинальности.

Полезное видео

29 октября, 2016
Специализация: мастер в возведении гипсокартонных конструкций, отделочных работах и укладке напольных покрытий. Установка дверных и оконных блоков, отделка фасадов, монтаж электрики, сантехники и отопления - по всем видам работ могу дать подробную консультацию.

Сегодня я расскажу вам, как сделать картину на стене из шпаклевки, причем рассмотрю не один, а целых три способа создания уникальных композиций. Мы разберем самые простые варианты, которые может реализовать практически любой человек, вам не нужно быть профессиональным отделочником и художником, достаточно желания и наличия определенного времени, так как процесс не быстрый. Но в итоге вы получите оригинальное оформление, которого нет больше ни у кого.

Варианты проведения работ

Разберемся с самыми простыми способами создания картин на стенах, если вы набьете руку на этих технологиях, то сможете освоить и более сложные варианты, не стоит сразу брать сложные техники нанесения, так как с ходу с ними может справиться разве что врожденный художник, остальным людям нужна практика.

Способ №1 – работа шпателем

Этот вариант подходит для создания объемных изображений самого разного типа. Для начинающих я рекомендую выбирать простые композиции – ветку дерева, цветок или что-то в этом роде.

Для начала рассмотрим, какие материалы нам понадобятся при работе.

Материал Описание
Шпаклевка Это основной рабочий состав, который должен отвечать следующим требованиям: длительное время застывания, пластичность и хорошая адгезия, простота и легкость шлифования. Всем этим параметрам соответствует любимый мной «Ветонит», состав очень эластичный, отлично шлифуется и долго сохнет, позволяя вам поправлять изъяны. Цена мешка весом 25 кг в среднем составляет 420 рублей, но может варьироваться в разных регионах
Грунтовка Грунтом обрабатывается основание перед отделкой, им же закрепляется результат работы, чтобы придать рисунку прочность и надежность. Используются составы глубокого проникновения на акриловой основе, они продаются в виде готового раствора и в виде концентрата, который обязательно разбавляется перед применением
Краски Чтобы объемные элементы выглядели более эффектно и выразительно, необходимо выделить их с помощью окрашивания. Чаще всего используется несколько оттенков, тут все зависит от рисунка. Вы сами должны решить, как оформить картину, от этого и зависит выбор краски, использовать проще всего водоэмульсионные составы

При работе я использую такой набор инструмента:

  • Шпатели, чаще всего их несколько, один широкий (около 30 см) и узкие – от 2 до 10 см. С помощью этих приспособлений будет наноситься состав и формироваться рисунок. Я советую вам приобрести набор автомобильных шпателей, они имеют небольшую ширину и удобную конфигурацию, лично мне работать удобнее с ними, особенно при формировании мелких элементов композиции;

  • Для создания определенного рельефа и формирования окончательных контуров картины очень удобно использовать специальный инструмент художника, который называется мастихин. Это очень маленький инструмент, напоминающий кельму, но можно купить и целый набор, в котором будут мастихины разной конфигурации. Я даже наношу состав этим приспособлением, так как это удобно;

  • Для нанесения контуров картины на стену можно использовать простой карандаш – им делается набросок, по которому затем и проводится работа. Но если у вас, как и у меня, художественный дар на невысоком уровне, то удобнее всего использовать копирку для того, чтобы переносить изображения на поверхность. Так можно точно и быстро нанести разметку, не волнуясь за пропорции изображения;

  • Для выравнивания и придания композиции идеального вида мы будем использовать наждачку с зернистостью Р180. Также нам может понадобиться кисть, которой будут сглаживаться контуры. Кисточка должна быть шириной до полутора дюймов, чтобы можно было работать и с мелкими элементами;
  • Покраска производится кисточками, причем чем мельче будут детали, тем тоньше нужны кисточки. Покупать инструмент лучше не в строительном магазине, а в магазине художественных принадлежностей.

Разберемся с рабочим процессом, инструкция по созданию картины на стене из шпаклевки выглядит примерно так:

  • В первую очередь нужно подготовить поверхность, основание должно быть сухим и ровным. Как выравнивать стены шпаклевкой, мы не раз разбирали в других обзорах, поэтому здесь останавливаться на этом виде работ мы не будем;
  • Основание в обязательном порядке грунтуется, состав готовится так, как предписано в инструкции на упаковке и наносится с помощью кисти или валика. Это позволяет укрепить поверхность и улучшить адгезию шпаклевки, которая будет наноситься впоследствии;

  • Если у вас оштукатуренная поверхность, то место, где будет делаться картина, нужно зашпаклевать ровным тонким слоем. Если стены и так зашпаклеваны, то этот этап вы можете пропустить;
  • Теперь нужно нарисовать на стене контуры нашей композиции, работа производится или карандашом, или с помощью копировальной бумаги, через которую картина с кальки переносится на поверхность . Важно сделать четкие ориентиры, по которым вы будете работать, если ошибиться на этой стадии, то и конечный результат будет отличаться от задуманного;

  • Затем готовится шпаклевка, для этого берется емкость, в которую наливается определенное количество воды и засыпается сухая смесь. Все пропорции указаны на упаковке, поэтому вы справитесь с этой работой без труда. Количество состава должно быть таким, чтобы вы могли потратить его за один заход, оно по большому счету зависит от размера картины и ее особенностей;

  • Теперь разберемся с нанесением: небольшое количество состава берется на шпатель или мастихин и накладывается в нужных местах. Если вы делаете стебель, то должен получиться бугорок, а если более сложные картины, то надо заполнить контуры смесью. Не волнуйтесь, что наносится много состава, чуть позже мы устраним все мелкие изъяны, на этой стадии главное нанести состав там, где нужно в достаточном количестве;

  • Через 15-20 минут после нанесения, когда состав чуть подсохнет, можно приступить к дальнейшему формированию рисунка, для этого используется тот же мастихин, а если его нет, то можно применять подручные варианты (я как-то использовал палочку от мороженого). Убирается лишний состав, подправляются контуры и картине придается окончательный вид, если где-то нечаянно убрали слишком много – нанесите состав на поврежденный участок еще;

  • Можно пройтись по не затвердевшей поверхности влажной кистью, она сглаживает контуры, придавая картине плавность. Также такая процедура позволяет выровнять поверхность и сделать все переходы практически незаметными;

  • После высыхания шпаклевки нужно пройтись по поверхности наждачной бумагой, просто берете небольшой ее кусочек и удаляете все изъяны и острые углы, делая композицию более привлекательной. Работа проста, главное – не убрать лишнее, так как используемый нами состав очень легко затирается;
  • Готовая композиция еще раз обрабатывается грунтовкой для укрепления, после чего можно приступать к покраске. Тут уже можете дать волю фантазии и выделять каждый элемент с помощью игры оттенков и . Работа кропотливая, зато если вы постараетесь, то получите настоящее произведение искусства на своей стене, не бойтесь что-то испортить, ведь всегда можно подкрасить неудачные участки;

  • В последнюю очередь нужно нанести на картину защитное покрытие, я обычно использую акриловый лак. Это позволяет защитить поверхность от загрязнения и истирания и дает возможность протирать композицию влажной тряпкой. Кроме того, слой лака защищает краски от выгорания и сохраняет яркость оттенков на длительный срок.

Способ №2 – использование шприца

Эта техника мне нравится за простоту и достаточно быстрый рабочий процесс. Картины получаются проще, но смотрятся они очень стильно и привлекательно. Для начала перечислю необходимые материалы:

  • Шпаклевка, для работы нужно не очень много состава, поэтому приобретите небольшую упаковку сухой смеси или купите готовую массу, которую надо просто перемешать перед применением. Используйте либо «Ветонит», если речь идет о сухом составе, либо «Шитрок», если решили применять готовую к применению шпаклевку;

  • Грунтовка, которой будет укрепляться основание, и готовая картина, не забывайте об этом составе;
  • Краски, их количество и оттенки зависят от выбранной вами композиции, можно использовать два и более цвета, тут важно подобрать оформление таким образом, чтобы оно гармонично вписалось в окружающий интерьер.

Что касается инструмента, то кроме кистей для окрашивания и грунтовки нам нужен большой шприц, которым будет производиться нанесение массы, лучше выбирать варианты побольше на 50-60 мл, чтобы вам было удобнее работать и не приходилось каждую минуту заправлять инструмент . Как вариант, можно использовать старый кондитерский пакет или сделать его самостоятельно, в этом случае контуры получаются намного массивнее.

Теперь разберемся, как создать картину данным способом:

  • В первую очередь подготавливается поверхность, тут все так же, как и в случае выше – основание должно быть ровным и прочным, при необходимости оно зашпаклевывается для получения идеальной плоскости. После этого в обязательном порядке производится грунтовка основания, работы можно продолжать после его высыхания;
  • Затем на стену наносится контур будущего рисунка, работа производится либо карандашом, либо путем переноса изображения с помощью копировальной бумаги. Тут все зависит от сложности рисунка, я советую рисовать вручную, идеально ровные линии смотрятся намного хуже, так как все должно указывать на ручное исполнение работы;

Готовится шпаклевка, если состав готовый, то его нужно перемешать. Консистенция массы не должна быть густой, даже лучше, если она будет чуть жидковатой, это значительно упростит рабочий процесс.

  • Далее необходимо заполнить шприц шпаклевочной массой, для этого вынимается поршень, и полость заполняется составом. Работу можно производить с помощью любых подручных предметов, я использую палочку от мороженого или что-то подобное, главное – чтобы вам было удобно. После заполнения поршень ставится на свое место;

При использовании кондитерского или обычного пакета процесс по заполнению происходит еще проще. Вам нужно заложить массу в пакет, после чего выдавить ее по определенным контурам.

  • В первую очередь состав надо нанести по основным линиям, важно задать контуры, от которых вы потом будете отталкиваться. Просто ведите шприц по поверхности, постоянно нажимая на поршень, чтобы выдавливалась равномерная полоска по всей длине. Тут все просто, можете попрактиковаться перед основной работой, чтобы набить руку и не экспериментировать на стене;

  • Когда основные линии прорисованы, можно приступать к более мелким элементам и деталям. Просто наносите состав в требуемом вам порядке и в нужных местах. Не страшно, если вы где-то положите лишнее, все это можно удалить, состав сохнет не быстро, поэтому времени вам точно хватит, работа производится шпателем или тем же мастихином, важно убрать то, что не нужно, пока смесь не схватилась, потом это сделать будет намного сложнее;

  • После высыхания состава, а на это уходит порядка суток, можно при необходимости подкорректировать картину наждачкой, с ее помощью сглаживаются острые выступы и убираются другие мелкие изъяны. На полностью готовую композицию наносится грунтовка, старайтесь обработать ей каждый участок, так как это позволяет укрепить поверхность и сделать ваше произведение более прочным;
  • Красить готовый вариант можно так, как вам нравится, некоторые наносят насколько слоев, чтобы из-под финишной отделки проглядывал другой оттенок . Сами решите, как лучше задекорировать картину, тем более что ошибок бояться не нужно, в крайнем случае, всегда можно перекрасить поверхность;

  • После высыхания краски нужно обработать поверхность специальным защитным лаком на акриловой основе, он создаст на поверхности прозрачную защитную пленку, которая будет отталкивать влагу, сохранять цвет и предотвращать истирание. Лак наносится кистью, особое внимание уделяйте тому, чтобы состав попадал во все углубления на рельефных участках.

Способ №3 – создание картин с помощью трафарета

Еще один несложный способ, с помощью которого можно создавать на стене настоящие барельефы. Если вы боитесь, что не справитесь с работой шпателем, то этот метод то, что вам нужно. Когда-то и я начинал с трафаретов и могу сказать, что даже человек без опыта способен создать интересную композицию с первого раза.

Из материалов нам необходимо следующее:

  • Шпаклевка, но в этот раз мы будем использовать быстро затвердевающий состав на гипсовой основе. Лично я чаще всего использую «Кнауф Фуген» (400 рублей за мешок 25 кг), но принципиальной разницы нет, главное, чтобы смесь схватывалась за 30-40 минут. Количество состава зависит от размера картины, поэтому смотрите сами, какую упаковку приобретать;

  • Грунтовка нужна нам для тех же целей, что и в вышеописанных технологиях: для подготовки оснований и для укрепления готового результата;
  • Краска используется для декорирования, чаще всего поверхность покрывается несколькими цветами, чтобы выделить отдельные участки и сделать композицию более выразительной. Мне больше нравится работать составами на акриловой основе, причем их можно покупать как цветными, так и поступить проще: приобрести белую краску и пигменты требуемого оттенка и прямо на месте создавать нужные вам варианты;
  • Еще один важный материал – картон, из него мы будем делать трафарет. Чем толще материал, тем рельефнее будет рисунок, поэтому решайте сами, какой вариант приобретать, я часто пользуюсь базальтовым картоном толщиной 5 мм, он отлично подходит для таких целей. Если вы не нашли в продаже толстый материал, то можно склеить два тонких с помощью клея ПВА, вы получите нужный вам вариант без лишних усилий;

Что касается инструмента, то нам нужно следующее:

  • Строительный нож для того, чтобы вырезать в картоне нашу картину или узор, лучше всего выбирать варианты с шириной лезвия 25 мм, они жестче и ими можно намного точнее, чем тонкими полотнами. Не забудьте приобрести и упаковку запасных лезвий, так как в процессе работы они имеют свойство тупиться и ломаться;
  • Малярная лента необходима для фиксации трафарета на стене, если он тяжелый, то можно дополнительно закреплять его парой саморезов, отверстия от них потом просто замазываются шпаклевкой;

  • Кисточки нужны для нанесения грунта и окрашивания картины, набор зависит от того, насколько мелкой будет прорисовка деталей, можно использовать любые подходящие варианты;
  • Для распределения шпаклевки будет использоваться шпатель, чаще всего применяется вариант шириной 8-10 см, им удобно работать при заполнении трафарета. Для выполнения правок в композиции удобнее всего использовать уже знакомый нам мастихин или что-то подобное;
  • Наждачная бумага нужна для шлифовки картины и придания ей окончательного вида, с ее помощью убираются мелкие изъяны, и поверхность делается гладкой. Лично я использую наждачку на бумажной основе с зернистостью Р180, она и стоит немного, и продается метражом, можно купить столько, сколько необходимо (обычно полметра-метр).

Помните, что в данном случае предъявляются особенно высокие требования к подготовке поверхности. Плоскость должна быть ровной, так как если на ней будут перепады, то вы не сможете нормально закрепить трафарет и нанести шпаклевку, она будет расплываться по неровностям.

Когда все необходимое есть под рукой, можно приступать к работе. Процесс выполняется в такой последовательности:

  • О том, как важно качественно выровнять основание, я говорил чуть выше, но не забудьте о том, что его нужно дополнительно укрепить с помощью грунтовки. Она наносится за день до начала работ, чтобы основание успело полностью высохнуть;
  • Изготовление трафарета производится так: вначале следует перенести рисунок на картон или нарисовать его там, не стоит выбирать слишком витиеватые изображения с множеством мелких деталей, их сложно вырезать, да и сделать такую картину шпаклевкой непросто. По линиям нужно вырезать нашу композицию, для этого картон укладывается на ровную твердую поверхность, работа производится строительным ножом ;

  • Готовый трафарет (или трафареты, если их несколько) аккуратно закрепляются на стену, проверьте их положение уровнем и только потом фиксируйте малярной лентой или другим крепежом. Важно, чтобы элемент плотно прилегал к поверхности и держался надежно;
  • Далее готовится шпаклевка, как это сделать и в каких пропорциях смешать компоненты, указано на упаковке. Состав наносится на трафарет с помощью шпателя и аккуратно выравнивается, убирайте все излишки и следите за тем, чтобы все углубления были заполнены как можно лучше. Так как состав застывает достаточно быстро, нужно работать оперативно, все мелкие изъяны мы сможем исправить впоследствии, не беспокойтесь за них;

  • После того как состав начнет твердеть, но до того, как он застынет окончательно (примерно через 10-15 минут), необходимо аккуратно снять трафарет с поверхности, старайтесь делать это так, чтобы причинить минимальные повреждения нашей композиции , лучше всего браться за одну из сторон и постепенно отклеивать ее от стены;

  • Затем надо взять немного состава на шпатель и с помощью мастихина или другого приспособления заделать все изъяны на нашей картине. Важно заполнить все участки, где смеси недостаточно или где она отошла при удалении трафарета. Работайте аккуратно и не волнуйтесь за наплывы и другие мелкие нюансы, мы их удалим впоследствии, сейчас главное – добиться того, чтобы состав был везде, где это необходимо;

  • После того как вы подправили все изъяны, нужно взять кисточку, смочить ее в воде и обработать узор, с помощью этого действия мы сгладим все острые углы, сделаем поверхность гладкой и уберем лишний состав, пока он полностью не застыл, сделать это несложно. Мы просто моделируем нашу композицию, чтобы она смотрелась как можно аккуратнее;

  • Теперь нужно дождаться полного высыхания поверхности, так как мы использовали состав на гипсовой основе, то он затвердеет уже через пару часов, главное, чтобы в помещении было тепло и сухо. Композицию надо обработать наждачной бумагой, для этого отрывается небольшой кусочек, и все элементы шлифуются вручную, работа достаточно проста, но требует много времени. Старайтесь убрать все крупные недостатки;

  • После того как шлифовка окончена, нужно обработать композицию грунтовкой, если вы готовили основание и грунтовали его, то можно нанести состав только на те элементы, которые вы нанесли на поверхность . Это позволит укрепить их и улучшит адгезию краски, которую мы будем наносить впоследствии;

  • Когда грунтовка высохнет, можно приступать к окрашиванию, чаще всего вначале наносится базовый цвет, который будет служить общим фоном. Краску лучше всего нанести в два слоя, чтобы обеспечить максимальную глубину цвета и прочность отделки. Работу стоит производить широкой кистью, так как валик может не прокрасить объемные элементы;

  • Когда краска высохнет, можно приступать к декорированию нашей картины, для этого используются составы другого оттенка или же специальные декорирующие маркеры. С их помощью можно выделить объемные элементы и придать изображению любой нужный эффект. Чем сложнее картина, тем больше придется работать с краской, поэтому на первый раз проще выбрать растительный узор или орнамент, чтобы приобрести необходимую практику;

  • После того как окрашивание закончено, на поверхность можно нанести защитный состав, он необходим для того, чтобы защитить краски от выгорания и истирания. Кроме того, такая обработка позволит надолго сохранить яркость цвета и обеспечит простоту уборки, ведь вы сможете мыть картину влажной тряпкой, не опасаясь за то, что повредите лакокрасочный слой.

Вывод

Картина из шпатлевки позволяет преобразить вашу комнату и сделать ее оригинальной и стильной, это не обычные обои или декоративная штукатурка, ваша композиция будет в одном экземпляре, вы не встретите такой же ремонт еще у кого-то.

Видео в этой статье расскажет и наглядно покажет дополнительную информацию по данной теме, если же у вас есть вопросы по одной из вышеописанных технологий, то задавайте их в комментариях под обзором, мы разберемся во всех тонкостях и поможем вам добиться наилучшего результата.

Барельеф – это декоративное панно, выступающее над основной плоскостью не более чем на половину полного объема. Издавна рельефные изображения украшали фронтоны и стены греческих храмов и римских дворцов. В России они стали популярны в начале 19 века. Изначально украшать свои дома декоративной лепкой могли только очень богатые люди. В наше время, зная технологию изготовления и имея необходимые инструменты, сделать барельефы из гипса и шпатлевки своими руками сможет каждый.

Первые шаги в освоении технологии создания барельефов лучше начинать с простых малогабаритных изделий, например медальонов. Основу для рельефной лепнины лучше сделать из гипсокартона, усиленного каркасом. Такую мобильную композицию можно будет без труда перемещать из одного помещения в другое.

Независимо от уровня сложности, процесс изготовление барельефов с помощью трафаретов состоит из нескольких основных этапов:

  1. Выбор и распечатка изображения. Трафарет желательно делать из тонкого пластика, но плотный ламинированный картон тоже подойдет. Также рисунок можно нарисовать на предварительно обработанной пропиткой стене.
  2. Подготовка смеси финишной гипсовой шпатлевки. Масса должна быть однородной, а ее консистенция достаточно густой, чтобы состав не растекался.
  3. Фиксация шаблона на базовой поверхности. Это можно сделать с помощью малярного или двухстороннего скотча.
  4. Заполнение прорезей трафарета шпатлевкой.
  5. Удаление шаблона. Снимать трафарет можно уже через 30 минут, когда шпатлевка еще не окончательно застыла. Делать это нужно аккуратно, чтобы не повредить края лепнины. Если контур барельефа все же нарушился, его нужно подравнять.
  6. Углубление рельефа. Если есть желание сделать более объемный рисунок, следует добавить еще один слой шпатлевки.
  7. Формирование рельефа. Придавать конечную форму изделию можно начинать примерно через час, когда материал уже подсох, но еще не потерял свою пластичность. Для работы используют различные инструменты от грубой стамески до хирургического скальпеля.
  8. Шлифовка. После полного высыхания последнего слоя шпатлевки, барельеф можно отшлифовать. Для этого используют наждачную бумагу с разной степенью зернистости. Главное не перестараться.
  9. Финишная обработка. После шлифовки на барельеф можно нанести декоративное покрытие или лак.

Работа закончена.

Барельефы редко лепят и гипса. Этот материал очень быстро затвердевает, что делает его последующую обработку затруднительной. Чаще всего при создании рельефных панно используют гипсовые шпатлевочные смеси, содержащие специальные присадки, которые облегчают работу.

У каждого мастера есть свои любимые материалы, позволяющие создавать поистине уникальные вещи. Тем, кто только начинает пробовать свои силы, рекомендуется использовать смеси из приведенного списка:

  • Knauf Uniflot – производство Германия. Прочный и пластичный материал. Не дает усадки и не трескается. С ее помощью можно создавать объемный рельеф без дополнительного армирования. Единственный недостаток – высокая цена;
  • Knauf Fugen. Менее прочная и пластичная, зато стоит в 3 раза дешевле, чем Uniflot. С помощью этой гипсовой смеси можно легко создать рисунок с неглубоким рельефом;
  • Pufas. Еще один бренд немецких производителей. Эта гипсовая смесь содержит целлюлозное волокно, что позволяет наносить ее слоями любой толщины. Отлично схватывается с основой, застывает равномерно без усадки и скатывания. Легка в обработке.
  • Акрил Путц. Производство Польша. Это уже готовая для использования акриловая смесь. Медленно застывает, что дает на проработку мелких деталей более часа.

Помимо основного материала необходимы подготовительные пропитки. Они глубоко проникают в состав смеси, предотвращая осыпание.

Важно! Большие рельефные панно имеют большой вес, и если основание недостаточно прочное, барельеф может упасть.

Один из лучших пропиточных материалов – влагозащитный грунт-концентрат Pufas. Он подходит не только для минеральных оснований, но и для дерева. Для рыхлой сыпучей базы лучше использовать Aquastop.

Внимание!!! Начинающие мастера не всегда могут с первого раза правильно развести сухую шпатлевку, поэтому рекомендуется приобретать уже готовую к использованию смесь. Она продается в герметичных емкостях.

Инструменты

Все инструменты для работы по созданию барельефов можно разделить на 2 группы:

  1. для нанесения шпатлевки;
  2. для удаления излишков материала корректировки рельефа.

К первой группе относятся:

  • металлическая кельма. Изготавливается из нержавеющей стали. Применяется для нанесения гипсовой смеси на большие поверхности;
  • пластиковая кельма. Сфера применения такая же, как и у металлической. Однако ее рекомендуется использовать для формирования длинных линий рисунка. Пастообразная шпатлевочная масса прилипает к пластику и хорошо вытягивается;
  • шпатель. С его помощью смесь накладывают на кельмы. Также применяется для нанесения шпатлевки на основу при создании небольших барельефов;

Инструменты второй группы:

  1. мастихины. Это небольшие лопатки разной формы, предназначенные для добавления или снятия шпатлевки с целью придания рельефу четкости;
  2. скульптурные стеки. Двусторонний инструмент, снабженный лопаточками и лезвиями. Используется для проработки мелких деталей;
  3. столярные стамески. Несмотря на то, что эти инструменты изначально предназначены для работы с деревом, удалять излишки гипса ими также очень удобно;
  4. кондитерский шприц. Идеален для добавки шпатлевки в небольших количествах.

В арсенале профессионалов присутствуют хирургические скальпели нескольких видов. Их применяют для прорисовки деталей, требующих особой точности исполнения.

Изготовление из гипсовой штукатурки: фотоотчет

Чтобы получить опыт создания барельефа своими руками не стоит пытаться воспроизвести высокохудожественную картину. Лучше начать с простого дизайна, содержащего разноформатные детали, которые можно воспроизводить по очереди. Например, морская тема с осьминогом, водорослями и дельфином.

Подготовка рисунка

Сначала делается эскиз, который в последствие переносится на выровненную, пропитанную грунтовкой базовую поверхность. Для нанесения рисунка лучше использовать твердый карандаш, чтобы неверно прорисованные линии модно было откорректировать.

Для формирования элементов лучше использовать штукатурку с мелкой фактурой. Ее рекомендуется разводить меньшим количеством воды, чем написано на упаковке. При этом смесь получится более жесткой, что является необходимым качеством для прорисовки основных деталей барельефа.

Формирование основных рельефов

Начинать формирование объемного панно лучше с крупных деталей. Шпатлевка на гипсовой основе быстро сохнет и теряет эластичность, поэтому не рекомендуется замешивать сразу большой объем. Для начала достаточно развести 300-400 грамм смеси и постараться за 15 минут не только нанести ее на базовую поверхность, но и придать элементу форму.

Для выкладывания раствора используется мастихин соответствующего размера. Если основные элементы барельефа выступают над несущей поверхностью более чем на 2 см, их необходимо усилить саморезами. В противном случае, в последствие они могут просесть или просто отвалиться.

Жемчужина в данном проекте скатывается вручную и также сажается на саморез.

Формирование мелких деталей

Для формирования мелких элементов рисунка используют кельму или мастихин. Начинать нужно с деталей, обладающих низким рельефом (в данном случае щупальца медузы). При нанесении состава необходимо тщательно его втирать, чтобы обеспечить максимальное сцепление с базовой поверхностью. Для такой работы больше подойдет мастихин.

Если деталь засохла до того, как удалось привести ее в соответствие с задумкой, нужно обработать ее водой из пульверизатора и попробовать закончить работу через несколько минут.

Формирование рельефа необходимо производить сразу после выкладки шпатлевки, пока она не застыла. Для этого можно использовать все инструменты, которые есть в арсенале.

На просушку элементов с глубоким рельефом может уйти до 2 дней. Начинать шлифовку лучше с мелких деталей. Пока завершится процесс их обработки, массивные многослойные детали окончательно подсохнут.

Готовый барельеф доводят до идеального состояния с помощью мелкой наждачной бумаги. Конечный результат выглядит так:

Советы и рекомендации по созданию барельефа из гипса и шпатлевки

Есть несколько хитростей, которые могут облегчить первые шаги начинающих мастеров:

В современном дизайне есть очень модное направление – барельеф из декоративной штукатурки. Древняя техника украшения стен объемными изображениями долгое время была незаслуженно забыта и использовалась только для создания монументальной скульптуры и оформления общественных мест.

Создание декора из лепнины в жилище и до сих пор могут позволить себе немногие: художественный уровень такой работы дает возможность мастеру оценивать свой труд достаточно высоко. Но приемы изготовления барельефа не представляют особенной сложности. Основное препятствие на пути самодеятельного дизайнера – убежденность в том, что сделать своими руками красивый барельеф на стене очень трудно.

Существует 2 способа монтажа декоративного панно на стенах помещений: покупка готовых плит с фрагментами лепнины и создание изображения прямо на стене. В первом случае укладка деталей панно напоминает выполнение облицовочных работ с кафельной плиткой. Для крепления элементов используются жидкие гвозди или плиточный клей.

Другой способ сложнее, но гораздо интереснее, так как требует проявления творческих способностей. Для выполнения отделки нужно иметь минимальные навыки работы с пластичными материалами (на уровне школьных уроков лепки), пространственное воображение и умение рисовать. При желании можно воспользоваться готовыми рисунками или орнаментом, перенеся их на стену с помощью проектора или увеличивая по клеткам.

Создание самого рельефа потребует терпения и аккуратности. Большое значение имеет используемый в работе материал. Для получения хороших результатов лучше всего использовать финишные штукатурки на гипсовой основе или декоративные смеси с очень мелкой фракцией наполнителя. Они хорошо поддаются шлифовке, пластичны и обладают однородной структурой, что позволяет выполнить даже мелкие детали.

Как подготовить рабочее место?

Гипсовые смеси имеют свойство застывать в течение 15-20 минут. Это дает возможность легко и надежно закреплять на стене детали рельефа, лепить нужные фрагменты прямо на штукатурке. Но эта же особенность гипса может мешать начинающему декоратору, которому приходится работать очень медленно. Единственный выход из этой ситуации – делать большое количество раствора для лепки крупных деталей, когда его можно набрасывать на стену как обычную штукатурку и замешивать немного гипса, если требуется кропотливая работа по созданию мелких деталей.

Чтобы не отрываться в процессе работы на поиски нужного инструмента, следует все приготовить заранее. Для самодеятельного скульптора потребуются:

  • финишные гипсовые смеси или декоративная штукатурка;
  • валик;
  • кельма;
  • шпатели разного размера или мастихины;
  • емкость;
  • влажная тряпка;
  • стамески с разными жалами или набор резцов для дерева или гипса.

Для разных техник исполнения выпуклого узора могут понадобиться полосы из марли или ветоши, сухие колосья и травы или другой декор. Для создания повторяющегося орнамента нужно заранее заготовить трафареты. Пригодятся и акриловые краски, губка и сухая тряпка. Если планируется создавать рельеф с деталями, очень далеко выдающимися над уровнем стены, стоит запастись и проволокой.

Как сделать барельеф?

Стена, на которой будет создаваться барельеф из штукатурки, должна быть подготовлена к отделке: ее нужно выровнять и прогрунтовать составом глубокого проникновения в 2 слоя. Если на поверхности требуется декоративная отделка фактурной штукатуркой, то не следует покрывать ее воском или лаком. Барельеф будет хорошо держаться только на необработанной стене.

В качестве фона под панно может быть нанесен собственный рельеф. Сделать его нужно на ограниченном участке стены, там, где планируется выполнить объемную отделку. Ориентируясь на общие внешние контуры скульптурного изображения, сделать отметку, до которой должна распространиться фоновая фактура. Такой прием позволяет более органично вписать скульптурное изображение в поверхность стены. Самую простую фактуру можно сделать с помощью длинноворсового валика и гипсовой шпатлевки: нанести тонкий слой смеси на стену в пределах очерченных границ и прокатать свежую штукатурку валиком. После отвердения слоя (24 часа) можно перейти к нанесению рельефа.

Перенести рисунок на подготовленную поверхность, отмечая расположение его деталей внутри контура. Там, где слой штукатурки будет особенно толстым, можно сделать отверстия и вбить дюбели. На саморезах барельеф на стене сможет держаться, как на арматуре. Некоторые детали можно вылепить или отлить отдельно, а затем приклеить их к стене.

  1. Согласно эскизу, нанести внутри контура подготовленный раствор из воды со штукатуркой (готовить по инструкции изготовителя смеси). Вариантов на этом этапе множество: можно делать рельеф сразу, если рисунок достаточно простой или сначала приподнять контур над поверхностью, чтобы вылепить детали позже. Некоторые элементы рисунка можно вдавить в штукатурку, нанесенную специально для этого толстым слоем. Основное правило при формировании композиции – самый близкий или центральный фрагмент должен выступать над стеной сильнее всего. Второстепенные и удаленные детали имеют меньшую высоту.
  2. Прикрепить вылепленные отдельно детали на слой сырого гипса и замаскировать швы, замазав их гипсом. Если нужно сделать сильно выпирающий вперед фрагмент (рог, нос, стебель или лист), то в качестве арматуры нужно использовать проволоку, закрепив ее на стене в слое гипса и высушив форму в течение 1-2 часов. На эту основу наносить штукатурку, формируя нужную часть рисунка.
  3. Проработать мелкие детали, используя мастихины или резцы, нож и любые удобные для этого инструменты. Детали на схватившемся, но еще влажном гипсе легко можно процарапать, прорезать или нарастить с помощью собственных пальцев.
  4. Завершенный барельеф оставить на несколько часов до отвердения. Наждачной шкуркой отшлифовать поверхности, снимая лишнее и устраняя дефекты. Если часть рисунка не устраивает мастера, ее можно исправить, нанеся немного раствора и вылепив недостающее.

Просушив готовую скульптуру в течение 3-5 дней, в зависимости от толщины слоя, окрасить ее цветными акриловыми красками или произвести оттеняющую объем обработку. Для этого нужно приготовить краску, колеруя ее в темные оттенки бежевого, серого, песочного цвета. Нанести акриловую эмульсию губкой, стараясь хорошо прокрасить впадины рельефа. Протереть сырую поверхность сухой тряпкой, снимая излишки краски с выпуклых мест. Нанести фрагментарно в нужных местах белую краску или позолоту, серебрение, глиттеры.

Только после полной готовности барельефа можно перейти к нанесению восков и лаков на него и остальную часть стены.

Другие техники создания панно

Если барельеф на стене должен состоять из некоторого числа повторяющихся элементов, то очень легко сделать их по трафарету. В зависимости от нужной высоты рисунка следует подобрать прочный влагоустойчивый материал. Это может быть толстый пластик, плотный картон или готовый трафарет, купленный в магазине.

Нанесение барельефа в этом случае начинается с подбора рисунка и перенесения его на подготовленный материал. Затем нужно прорезать контуры отдельных фрагментов и прикрепить картон к стене. Шпателем намазать гипсовый раствор на прорезанные части, захватывая области трафарета вокруг них. При этом формируется рисунок с плоской поверхностью, выступающий над фоном на 2-3 мм. После того как он немного окрепнет, картон нужно аккуратно снять, добавить мелкие детали, если это необходимо и перейти к следующему изображению, прикрепляя трафарет рядом или в любом нужном месте стены.

Выпуклые контуры предметов, ветки, архитектурные ансамбли любой сложности можно выполнить из скрученных в жгуты кусков бинта или ткани. Смочив их в штукатурке из гипса, приклеить в отмеченном месте рисунка, затереть шов. Таким способом можно заполнять и контуры, если барельеф должен содержать изображения с неровной фактурой поверхностей. Добавляя вылепленные руками детали, можно создавать очень сложные композиции.

Подобным образом можно поступить и с сухоцветами, ветками, колосьями, раковинами и пр. Осторожно покрыв их слоем гипса в подходящей емкости, приклеить фрагменты на сырую штукатурку. Завершив прикрепление готовых деталей панно, можно дополнить их лепными элементами. Окончательную отделку можно производить тонированием, затемняя краской впадины узора и выделяя выпуклости светлым оттенком.

В детской уместно будет раскрашенное цветное панно с изображением любимых персонажей сказок. В кухне можно гармонично вписать в интерьер натюрморт или лепной бордюр с плодами и ягодами. Пейзажные картины подойдут для гостиных, спален и прихожих. Их можно выделить цветом или удачно подобранным освещением однотонного барельефа.

Объемные изображения на стене смогут стать оригинальным украшением интерьера. В отличие от молдингов (накладных элементов декора), они создаются только вручную. Изготовление качественного барельефа – кропотливая работа, но при большом желании и наличии хотя бы элементарных навыков лепки его можно создать самостоятельно. Начинающие мастера могут воспользоваться трафаретами.

Материалы и инструменты

Для создания барельефа понадобятся:
эскиз будущего изображения;
карандаш, маркер;
листы из пластика для создания трафаретов;

Трафарет для барельефа

Малярный скотч;
колер или краски для гипсовых растворов (в случае, если барельеф будет цветным);
малярная кисть;
мастихины: стальные или пластиковые лопатки, используемые для создания текстурных и рельефных изображений;


Мастихины

Гипс, штукатурка, глина, алебастр или иной пластичный материал.


Замешивание гипса

Создание эскиза

Даже если работа будет выполняться с помощью трафаретов, необходимо сделать ее эскиз в натуральную величину, чтобы проверить, как рисунок будет сочетаться с остальным декором помещения. Возможно, его придется подкорректировать – удалить лишнее или, напротив, добавить детали, чтобы закрыть какие-то пустоты. Готовый рисунок переносится на кальку или тонкую пленку .


Перенесение изображения на пленку

Новичкам лучше не использовать слишком объемные изображения с многоступенчатым рельефом. Достаточно оригинально на стене будут смотреться большой цветок или композиция из нескольких цветков, фруктов или ягод, веток с листьями, простейших контуров животных, птиц и пр.


Объемное изображение может состоять из нескольких несложных деталей, перенесенных на стену с помощью трафарета

Подготовка поверхности

Барельеф выполняется на заранее выровненной и оштукатуренной поверхности. Для увеличения сцепления с гипсом или штукатуркой она грунтуется не менее 2 раз . В помещении с повышенной влажностью лучше использовать противогрибковый состав.

Чтобы стена не выглядела идеально ровной, на нее можно нанести основу из акриловой шпаклевки или сатенгипса (тонкозернистого гипса). Для получения рельефной поверхности после нанесения раствора стена обрабатывается валиком или шпателем хаотичными штрихами. Достаточно оригинальный и выпуклый узор можно получить даже с помощью смятой бумаги или пленки.


Получение рельефной поверхности с помощью смятой пленки


Венецианская штукатурка


Создание неровной поверхности с помощью шпателя

Очень оригинально выглядит барельеф с подсветкой . Чтобы не повредить изображение и не засыпать его пылью, светильники для него лучше установить заранее.


Объемное изображение на стене с подсветкой


Барельеф-светильник

Изготовление барельефа

1. Чтобы перенести эскиз на стену, следует закрепить на ней копирку, а затем прикрепить сверху рисунок малярным скотчем. Места приклеивания в дальнейшем аккуратно затираются.

2. Перенести эскиз на стену можно и другим способом. Для этого на нее наносится небольшой слой раствора, прикладывается рисунок, а его контур обводится с помощью мастихина с заостренным концом, спички или зубочистки.

3. Если барельеф будет объемным, в самых толстых местах изображения лучше закрутить саморезы . Они будут выполнять роль арматуры, не давая изображению осыпаться.

4. Материал для трафаретов должен быть достаточно толстым. Причем чем объемней будет барельеф, тем большую толщину должен иметь трафарет. Удалять его следует очень аккуратно, чтобы не повредить изображение. Поврежденный барельеф можно в любой момент подправить.

Совет. Удалить мелкие неровности и огрехи можно после полного подсыхания штукатурки или гипса. Для этого по краям рисунка следует пройтись мелкой наждачкой.

5. Выпуклые изображения можно получить и с помощью крепления на стенах заготовок из картона или кусочков пенопласта с последующим покрытием раствором. Он будет держаться прочней, если заготовки предварительно обработать грунтовкой.


Заготовку для барельефа можно закрепить на саморезах

6. Дополнительную прочность крупным элементам изображения можно придать с помощью обычного или гипсового бинта, смоченного в растворе. Приобрести его можно в любой аптеке.


Гипсовый бинт

7. Штукатурка, гипс или алебастр разводятся водой согласно инструкции. Раствор тщательно перемешивается.

8. Раствор наносится на стену в несколько слоев . Каждый последующий слой следует выполнять после полного высыхания предыдущего.


Нанесение изображения с помощью мастихина

9. Выпуклые детали раскатываются пальцами, а затем прикрепляются на стену, чуть придавливаются и разравниваются.


Барельеф виноград

10. Последний слой изображения лучше делать из финишной (мелкодисперсной) шпаклевки, легко поддающейся шлифовке.

11. Прочерчивание мелких линий и заделку щелей делают по окончании всех работ.

12. Тонкие прожилки на листьях и цветах можно нанести с помощью медицинского шприца.

13. Готовый рисунок покрывается грунтовкой. Такое финишное покрытие не даст штукатурке или гипсу осыпаться.

Совет. Чтобы барельеф не растрескался при высыхании, его следует периодически смачивать влажной кистью.


Оформление входной двери

14. Раскрасить изображение можно самыми разными способами: как с помощью добавления колера для акриловых красок непосредственно в раствор, так и нанесением краски для гипсовых растворов с помощью художественной кисти. Излишки краски снимаются с помощью влажной губки.


Раскраска изображения

Совет. Получить тонкие переходы цветов можно при нанесении краски на еще влажный барельеф.


Готовое изображение

Техника «терра»

Работа в данной технике не требует особых навыков. Следует лишь запастись заранее сухими ветками, травам, цветами или колосьями . Можно также использовать песок, крупу, лапшу, мелкие камушки и пр.

На загрунтованную клеем ПВА стену (его следует развести в пропорции 1: 1) с помощью того же ПВА вдавливается композиция из сухих растений. После полного высыхания состава рисунок покрывается клеем еще несколько раз, а затем обрабатывается акриловой краской или финишной шпаклевкой.

Совет. Если обработать еще не пожелтевшую листву и цветы глицерином, их можно законсервировать. В таком случае на стене можно создавать настоящие цветные картины из трав и листьев. Чтобы они не осыпались, их несколько раз обрабатывают клеем ПВА.


Барельеф из подсолнухов, обработанных глицерином

Статьи по теме: