Подготовка ребенка к школе: тяжелый труд или увлекательная игра? Подготовка к школе ч.15

За год до поступления в школу многие родители старших дошкольников начинают задумываться о том, на какие курсы предшкольной подготовки записать своего ребенка. Спрос рождает предложение, и подготовкой к школе теперь занимаются и развивающие центры, и подготовительные курсы непосредственно на базе школы, и частные репетиторы. Однако вполне можно осуществить подготовку ребенка к школе в домашних условиях, выполняя с дошкольником задания на заранее подготовленных мамой занятиях по разным предметам.

Помогут ли в дальнейшем такие занятия успешной учебе ребенка и его скорейшей ? Как проверить уровень подготовки детей к школе? Достаточно ли уметь читать и писать на пороге первого класса или старшему дошкольнику потребуются дополнительные умения? Не повредит ли систематическое предшкольное обучение эмоциональному развитию и здоровью детей? Подобные вопросы часто задают родители детскому психологу, воспитателям детского сада и учителям начальной школы.

Содержание статьи:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Занятия с дошкольниками по подготовке к школе – как правильно учиться

По вопросу о необходимости предшкольной подготовки давно уже «ломают копья» педагоги и родители. Существует несколько точек зрения на эту проблему:

  • Нужно систематически заниматься с ребенком 6 лет, практически полностью копируя программу первого класса. Тогда он с удовольствием пойдет в школу и легко справится со всеми трудностями;
  • Не стоит заниматься предшкольной подготовкой, всему – свое время, в школе всему научат, пусть ребенок доиграет свое;
  • Стоит уделять несколько часов в неделю формированию школьных умений, опираясь на возрастные возможности ребенка.

Среди этих точек зрения ближе всего к истине третье положение. Дело в том, что до 6-6,5 лет игра – ведущий вид детской деятельности. Это свойство человеческой психики невозможно изменить по собственному желанию. Так устроена высшая нервная деятельность человека, какими бы передовыми методиками не оперировали репетиторы – возможности ребенка останутся такими, как это предусмотрено природой человека. То, что семилетний схватывает на лету, шестилетний ребенок, возможно, усвоит лишь за 1-2 недели.

В возрасте 6-7 лет только начинает развиваться произвольное внимание – основа, на которой построен процесс обучения в начальной школе. Все обучение в подготовительных группах дошкольных учреждений построено с учетом этих особенностей:

  • По стандарту дошкольного образования с 6 до 7 лет ребенок не должен заниматься дольше, чем 1,5 часа в день(не подряд, а в целом);
  • Одно занятие длится не более 30 минут с обязательным перерывом между занятиями и сменой деятельности в дальнейшем.
  • Разминки, игровые задания помогают сохранить интерес к любой теме, даже самой сложной.

Контроль за осанкой, сменой позы, чередование познавательных занятий и занятий эстетического цикла необходимы старшему дошкольнику, если педагог заботится о его здоровье.

Эти требования — не блажь, они основаны на многолетних исследованиях ведущих российских и зарубежных педагогов и психологов. Между тем, временами подготовка детей к школе превращается в банальное «натаскивание» школьных умений методами, совершенно не годящимися для дошкольников.

Не будет лишним, если родители смогут проверить, соблюдаются ли эти требования к занятиям дошкольников, понаблюдают на 1-2 занятиях, как ведет себя ребенок, сохраняет ли интерес к предмету обучения, не становится ли нервным и раздражительным к концу дня.

Задания по математике для подготовки к школе

Ошибочно думать, что к началу школьного обучения ребенок должен лишь научиться узнавать и писать цифры, оперировать ими в пределах 10-20. Этих знаний в начальной школе хватает лишь на несколько месяцев.

Главные умения, которые должен освоить дошкольник на подготовительных занятиях по математике:

  • логически мыслить;
  • сравнивать;
  • классифицировать;
  • анализировать;
  • обобщать.

Невозможно обучать ребенка дошкольного возраста математике без занимательного материала, логических задач и упражнений, головоломок, шуток, загадок. Сенсорный контакт со счетным материалом, геометрическими формами – немаловажное условие для успешного усвоения заданий. То, что ребенок потрогал своими руками, с чем он смог манипулировать, крепко-накрепко запечатлеется в его памяти.

Что должен знать и уметь старший дошкольник к началу школьного обучения:

  • проводить операции с числами в пределах 10, считать до 20 и обратно;
  • знать состав чисел до 10;
  • уметь решать простые арифметические задачи на наглядной основе на сложение и вычитание;
  • делить предмет на 2-8 частей, знать, что такое ½, ¼, 2/4;
  • измерять длину, ширину, высоту, объем условной меркой;
  • понимать, что такое вес;
  • узнавать основные геометрические фигуры и формы, сравнивать их по величине;
  • моделировать из 2-4 фигур одну целую и разделять фигуры на отдельные части;
  • уметь ориентироваться на плоскости страницы, листа бумаги, располагать на них предметы и изображения в соответствии с заданием (выше, ниже, правее, левее);
  • знать, что такое план, схема, карта;
  • ориентироваться во времени (год, месяцы, время года, дни недели), уметь .

Примерный дидактический материал:

  • раздаточный материал и рабочие тетради к курсу обучения математике Л. Петерсон. «Раз – ступенька, два – ступенька»;
  • карточки с цифрами (И. Д. Мещерякова. «Смотрю. Играю. Узнаю. Набор 2»);
  • блоки Дьенеша;
  • счетные палочки;
  • палочки Кьюзинера;
  • модель часов;
  • «Игры в папке. Я считаю»;
  • математическое лото;
  • Е.В. Колесникова. Рабочие тетради по математике.

Учимся писать или печатать?

Педагоги начальной школы категорически против того, чтобы родители обучали детей слитному письму. Переучить первоклассника, пришедшего в первый класс с неправильными навыками письма, зачастую труднее, чем научить его писать с нуля. Однако скорость освоения графем в первом классе зачастую не дает ребенку возможности создать в сознании образ буквы.

Именно по этим соображениям стоит научить ребенка печатать. Формированию этих умений можно ежедневно уделять не более 10-15 минут, проводя занятия в игровой форме. Для правильного изображения букв проводятся различные игры на развитие таких качеств, как:

  • Моторика мелкая и крупная,
  • Зрительное восприятие,
  • Зрительная память,
  • Внимание.

Начинают обучение не с изучения букв, а с написания палочек, кружочков, крючков и других простейших элементов. Знакомясь с буквой, можно вылепить ее, выложить из счетных палочек, цветной нитки на бархатной бумаге. Обязательно контролируют осанку ребенка во время занятий письмом и правильность захвата пальцами карандаша или ручки. Занятия длятся до тех пор, пока сохраняется интерес, насилие здесь совершенно не уместно.

Помочь родителям правильно организовать обучение письму помогут рабочие тетради авторов, проверенных на опыте: Н. Бураков, Е. Солнцева, Е. Колесникова, И. Ю. Гришина.

Занятия с дошкольниками по развитию речи в рамках подготовки к школе

Обучение чтению невозможно без пропедевтического (подготовительного) периода. В него входит освоение ребенком следующих умений:

  • Выделение слов из предложения;
  • Выделение звуков из слова;
  • Определение мягких и твердых, глухих и звонких звуков,
  • Деление слова на слоги;
  • Составление предложений из нескольких слов;
  • Умение определять место звука в слове;
  • Выделение слов с заданным звуком.

Если ребенок , но не владеет этими умениями, его преимущество перед не читающими детьми с развитым умением звукового анализа и синтеза быстро сойдет «на нет». В современной начальной школе подготовительный период сокращен до минимума, поэтому не будет лишним, если такие навыки ребенок получит еще до начала обучения.

Для развития связной речи детям предлагают различные игры, предлагая найти слова, похожие по смыслу и противоположные по значению, подобрать обобщающее слово, закончить фразу. Ребенка просят составить предложение из названных слов, составить рассказ по картинкам. Обучая детей чтению, нельзя допускать серьезные ошибки:

  • Называние букв так, как их обозначают в алфавите (Бэ, Вэ, Гэ, Дэ). При таком обучении ребенок читает слова следующим образом: ВЭОВЭА, а не ВОВА;
  • Чтение слов по буквам, а не целиком или по слогам. Слитное чтение формируют, протягивая предыдущую букву, пока ребенок не присоединит к ней последующую фонему: МММААА, ВВВОО и. т. д.

Дидактический материал для обучения чтению не требует значительных затрат. Это кубики с буквами или любая другая азбука (магнитная, из фетра), круги или квадраты зеленого, синего, красного цвета для составления схемы слова, линейка для выкладывания этих схем.

Развитие памяти, мышления, внимания

Развитие этих психических процессов не менее важно, чем обучение старшего дошкольника чтению и письму. На развитом произвольном внимании построена методика обучения в начальной школе, развитый интеллект поможет проводить мыслительные операции любой сложности в нужном темпе.

Существует множество игр, предназначенных для развития этих функций. Постоянные беседы с детьми, обсуждение интересующих дошкольников тем, чтение популярной литературы для детей, наблюдение за окружающими явлениями, подробные ответы родителей на детские вопросы помогут сформировать думающего человека с прочной основой знаний в различных направлениях.

  • Н. Ф. Круглова. «Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка», И. В. Стародубцева,
  • Т. П. Завьялова «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников».

Полезные книги и пособия с заданиями для подготовки детей к школе

Огромный выбор методической литературы по подготовке к школе ставит перед родителями проблему выбора. Сориентироваться в этом море предложений поможет ТОП-10 книг, проверенных на практике педагогами и родителями:

Л. Г. Петерсон. Серия пособий по обучения дошкольников математике «Игралочка», «Раз – ступенька, два – ступенька»

Логично построенная система занятий по математическому развитию, формирующая у ребенка умение думать самостоятельно, не полагаясь на шаблонное мышление. Система занятий прекрасно состыковывается с современными программами начальной школы.

М. Б. Истомина. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста»

Пособие содержит множество зданий на комбинаторику, формирование понятий о размере, форме, времени, ориентировании в пространстве.

Н. Бураков. Серия пособий по обучению счету, сложению, печатанию, подготовке руки к письму, развитию познавательных процессов

В игровой занимательной форме у ребенка отрабатываются умения и навыки, необходимые для успешной адаптации в первом классе.

Н. С. Жукова. «Букварь»

Одно из лучших пособий для самостоятельного обучения дошкольников слитному чтению, построенное на требованиях к обучению чтению в современной начальной школе.

Е. А. Солнцева. Т. В. Белова. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики»

Великолепный тренинг по подготовке руки к письму, по установке взаимодействия между полушариями, по выработке правильной позы при письме.

Н. Арбекова. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР

Несмотря на специфическое предназначение, книга будет полезна всем детям для развития грамотной и красивой речи, решит проблему развития связной речи, с которой сталкивается большинство современных детей.

К. В. Шевелев. «Графические диктанты». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. «Прописи по математике». Рабочая тетрадь для дошкольников 6-7 лет

Выполняя задания, предложенные в занимательной форме, дети смогут развить мелкую моторику, закрепят понятия о счете, цифрах, знаках, научатся решать задачи, ориентироваться на плоскости листа и в клеточке.

О. Узорова. Е. Нефедова. 1000 самых частых вопросов при поступлении в школу

Хотя собеседование при зачислении в первый класс проводить не рекомендуется, книга поможет родителям сориентироваться в тех знаниях и умениях, которые потребуются от ребенка в начале школьного обучения.

Чтобы будущий первоклассник чувствовал себя уверенно на пороге школы, а его адаптация прошла как можно успешнее, можно проводить с дошкольником занятия для подготовки к школе, опираясь на физические возможности ребенка и особенности детской психики.

Задания и упражнения на развитие памяти помогут будущему первокласснику лучше усваивать любую полезную новую информацию.

Задание «Цепочка слов: слушай и запоминай»

Из десяти произнесённых слов старший дошкольник (6-7 лет) способен запомнить около семи. Проверим, насколько хорошо развита память у вашего ребёнка?

Цепочка слов для проверки: спальня, ваза, тигр, овал, квадрат, ромб, волк, рыба, зима, заяц, дом, солнце, ёж, облако.

Задание «Пары слов»

Зачитайте все пары слов. Затем называйте только первое и ждите в ответ второе:
осень - дождь; ваза - цветы; кукла - платье;
чашка - блюдце; книга - страница; вода - рыба;
машина - колесо; дом - окно; часы - стрелки.

Полезно знать. Русский психолог Лев Выготский советовал научить ребёнка нескольким приёмам, которые помогут ему запоминать информацию проще:

Повторять вслух и про себя;
- мысленно фиксировать одни объекты через другие, создавая ассоциации;
- объединять предметы в группы, выделяя их сходства или различия.

Упражнение «Вспомни и опиши»

После совместной прогулки вспомните, что интересного вы увидели на улице. Возможно, это была яркая вывеска либо прохожий со смешной собачкой. Попросите ребёнка подробно описать объект.

Упражнение «Повтори фигуру»

Возьмите счетные палочки, выложите из них замысловатую фигуру и дайте дошкольнику время на то, чтобы он ее запомнил. Предложите по памяти изобразить такую же композицию из счетных палочек.

Онлайн-игры на тренировку памяти и внимания

Развивать скорость восприятия, реакцию и зрительную память можно играючи. Предложите ребёнку попробовать нашу игру «Мастер Шульте».

Развиваем мышление

Дети с развитым мышлением легче впитывают новые знания и придумывают, как их применить.

Начните с подходящих по возрасту заданий

  • 5-6 лет
  • 6-7 лет
  • 1 класс

Дошкольнику может быть непросто разобраться во всем многообразии заданий и упражнений самостоятельно. Чтобы облегчить первые шаги рекомендуем по 5-7 заданий из каждой категории выполнить вместе с ребёнком .

«Что, зачем и почему?»

Поразмышляйте вместе над следующими вопросами:
Утром мы завтракаем, а в полдень - …?
Почему, перед тем, как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?
Маленькая корова - это телёнок, детёныш овечки - это …?
Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем, что у них одинакового?
Почему у всех автомобилей есть тормоза?
Зачем на письмо нужно наклеивать марку?

«Какое слово лишнее?»

В каждом ряду нужно отыскать лишнее слово:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, отважный, смелый;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, сумка, кастрюля;
Платье, шапка, рубашка, свитер;
Мыло, зубная паста, метла, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, магнитофон, радио.

Задача четвёртый лишний

На платформе ЛогикЛайк можно выполнять подобные и другие задания на развитие мышления в интерактивном формате. Пример из нашей базы:

Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!

Упражнение «Кто больше?»

Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, которые обозначают конкретные понятия: деревья, цветы, виды транспорта, виды спорта и т.д.

Упражнение «Важные слова»

Назовите одно понятие (сад) и добавьте к нему сопровождающие слова (растения, садовник, забор, земля). Попросите ребёнка выбрать из них два самых важных, без которых главный предмет не может обойтись. Задавайте вопросы, чтобы понять, почему он сделал выбор в пользу конкретных слов. Примеры других пар: магазин - продавец, молоко, прилавок, деньги; аквапарк - надувной круг, горки, вода, купальный костюм.

Современные школы при поступлении ребёнка в первый класс проводят тестирование .

Тестирование в общеобразовательной средней школе проводится с целью выявления уровня развития умственных способностей будущего первоклассника. Также с ребёнком проводит беседу школьный психолог, который определяет психологическую готовность малыша к школе.

Для получения объективной картины лучше, если рядом с ребёнком будет присутствовать один из родителей. Это важно потому что родной человек, находящийся рядом, поможет ребёнка справится с эмоциональными переживаниями в новой незнакомой обстановке с чужими незнакомыми людьми. Школа не имеет права отказать родителям присутствовать на тестировании.

Итак, какие вопросы задания могут быть на школьном тестировании будущего первоклассника?

Задания, определяющие уровень знаний об окружающим мире.

1. Назови своё имя, фамилию, отчество.
2. Сколько тебе лет?
3. Какого числа у тебя день рождение?
4. Как зовут твою маму (твоего папу, дедушку, бабушку)? (не тетя Маша, а Мария Ивановна Иванова).
5. В каком городе ты живёшь?
6. Какой у тебя домашний адрес?
7. Есть ли у тебя дома домашние животные?
8. Каких животных ты знаешь?
9. Какие из них называются домашними?
10. Каких ты знаешь птиц, насекомых, рыб и т.д.?
11. Назови, какие ты знаешь растения.
12. Какие ты знаешь времена года?
13. Угадай время года по описанию.

Тает снег. С каждым днём становится теплее.
На деревьях появляются почки, а затем молодые зелёные листочки, прилетают птицы.
Просыпаются медведи и ежи.

На улице очень холодно. Идёт снег.
На деревьях нет листьев.
Все насекомые исчезли.
Люди одели тёплые вещи. Дети катаются на санках.

На улице очень жарко.
На деревьях зелёные листья.
Ярко светит солнце. Растёт много цветов.
Созревает много фруктов и овощей.

Листья на деревьях становятся жёлтыми и постепенно осыпаются.
С каждым днём становится всё холоднее.
Очень часто идут затяжные дожди. Птицы улетают в тёплые края.


14. Назови зимние месяца, весенние, осенние, летние.
15. Сколько дней в недели?
16. Какие ты знаешь цвета?
17. Назови виды транспорта.
18. Что относится к мебели?
19. Закончи предложения:

Кукла, мяч, заводная машинка, кубики- это…
-ручка, тетрадка, карандаш, ластик – это …
- капуста, картошка, морковка, репа – это…
-абрикос, вишня, банан, ананас, персик, груша – это…
-липа, акация, тополь, клён – это …
-телевизор, пылесос, утюг, настольная лампа –это …

20. Расскажи о своей семье (любимой игрушке, любом коте или собаке).


Задания, определяющие уровень знаний по предметам.

1.Начерти пять разных фигур.
2.Закрась 4 кружочка. Закрась треугольников на 1 меньше чем кружочков. Закрась квадратов столько же сколько и треугольников.

3. В вазе 3 тюльпана и 2 розы. Сколько цветков в вазе?
Подчеркни нужную цифру.1 2 3 4 5 6 7
4. У Пети было 5 конфет. Он съел 1 конфету. Сколько конфет осталось у Пети?

5. Из-за кустика торчат 6 ушек. Сколько зайчиков за кустиком?
Подчеркни нужную цифру. 1 2 3 4 5 6 7
6. Закрась столько кружочков сколько звуков в слове:

7. Вычеркни лишнее слово:
СОН СОН СОМ
8. Зачеркни те фигуры, которые ты запомнил. (Предварительно на большом листе ребёнок в течение минуты разглядывает и запоминает 7 фигур. На индивидуальном листочке ему предлагается 12 фигур, из которых четыре лишние.)

9. Транспорт подчеркни зелёным карандашом, а инструменты – красным.

10. Графический диктант. (Выполняется на разлинованном в клеточку пространстве.)

Задание выполняется от точки. 2 клеточки вправо, 1 клеточка вниз,

3 клеточки вправо, 1 клеточка вверх,
1 клеточка влево, 1 клеточка вверх,
3 клеточки вправо,1 клеточка вниз,
1 клеточка влево, 1 клеточка вниз,
3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх,2 вправо.

Задания теста читает педагог повторяя их 2 раза.

Все задания предпочтительнее отпечатать на отдельном листе для ребёнка.

Педагог помогает ориентироваться, если ребёнок не может найти задание.

11. Скопируй точки в нижнее поле.

12. Нарисуй слева от круга красный треугольник, а справа от круга синий квадрат.

1 занятие ЗНАКОМСТВО.

Цели: 1.Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление

2.Учить ориентации на бумаге.

3. Воспитывать дружбу и товарищество.

Ход занятия:

  1. Приветствие.

Игра «Давайте познакомимся»

Игра проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени и берет у учителя любую понравившуюся ему цветную полоску (из бумаги), на которой взрослый записывает имя ребенка и с помощью степлера надевает именной браслет на руку. Остальные дети хором проговаривают имя участника, ставшего обладателем браслета. После того как каждый из детей получит именной браслет, учитель предлагает детям прокатиться на поезде.
Игра «Поезд»

Дети изображают вагоны, ведущий - паровоз. Паровоз двигается ритмично, с песенкой, останавливаясь на каждой станции - у вагонов, собирая детей в поезд. Поезд ездит в разном темпе с ритмичными движениями и проговариванием звуков «чух-чух», «ту-ту-ту»: тише - медленнее; громче - быстрее. Каждый последний в поезде ребенок во время остановки спрашивает, обращаясь к ребенку, около которого остановились: «Как называется станция? » Тот отвечает (называет свое имя), и его приглашают сесть в поезд. Все вместе дают гудок к отправлению: «Ту-у-у». Одновременно выполняют движение рукой, согнутой в локте, сверху вниз.

2. Правила посадки

Давайте вспомним правила посадки.

1.Ответить хочешь, не шуми…

2.Ты сиди за партой стройно…

3.Парта- это не кровать…

4.На уроках не болтай…

  1. Шуточный тест для первоклассников (ведущий читает четверостишия, первоклассники произносят "и я" там, где это уместно.

Все домашние заданья
Буду четко выполнять.
На урок без опозданья
Буду утром прибегать.

Дома ручку не забуду
И тетрадь, и карандаш.
А забыл - реветь я буду
На весь класс, на весь этаж.

На уроках обещаю
Не шуметь и не болтать.
Если и ответ не знаю,
Буду руку поднимать.

А во время перемены
Обещаю не шуметь,
Не сбивать людей и стены,
Не толкаться, как медведь.

Буду ловким, буду смелым,
Буду я в футбол играть.
Значит, буду то и дело
Мячик в окна забивать.

Буду умным и веселым,
Делать добрые дела,
Чтоб меня родная школа
Как родного, приняла.

4.Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"

Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

5.Физкультминутка . (Дети встают в круг. Учитель в центре. Он кидает мяч детям и называет взрослое животное, дети, возвращая мяч - детёныша).

Лошадь-…(жеребёнок).

Овца-…(ягнёнок).

Курица-…(цыплёнок).

Волк-…

Корова-…

Медведь-…

Кит-…

Собака-…

Свинья-…

Олень-…

6.Работа в тетради.

Задание 1 . Работа в тетради. В тетради нарисовать овал. Дорисовывают его до рыбки. Раскрашивание:

Хвост – красным

Плавники – оранжевым

Голову – коричневым

Туловища - жёлтым

У нас получилась волшебная рыбка.

Задание 2. Графический диктант в тетради.

1 клетка вниз,1-влево,1-вниз, 1-влево, 3-вниз,2-вправо,4-вниз, 1-вправо, 4-вверх, 2-вправо, 3-вверх, 1-влево, 1-вверх, 1-влево,1-вверх, 1-влево. (Получается рисунок ската).

Дорисуем 2 глазика. Что напоминает? (Электрического ската)

Задание 3 . «Стоит в поле дуб, на дубе 4 ветки. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы. Сколько слив ты сможешь собрать»? (На дубе сливы не растут).

Задание 4. Работа в тетради.

Несмотря на то, что вы не умеете многие писать, сейчас вы запишите несколько слов, но не буквами, а кружками: сколько букв в слове, столько вы нарисуете кружков. Попробуем первое слово записать вместе: рак - о о о. (Он, дом, трава, зима)

Задание 5. Чем похожи слова:

Трава и лягушка (цвет-зелёный)

Лягушка и заяц (прыгают)

Перец и горчица (приправа горькая)

Пылесос и швабра (приборы для уборки помещения)

Кошка, книга, крыша (к, а, 5 букв)

Задание 7

- Учитель произносит слова, а ребята считают, сколько в них слогов, и на каждый слог хлопают в ладоши (ма-ши-на, ва-за, конь, му-ка, по-ле…)

Слова записаны на доске (умеющие читают, считают слоги):

Карандаш кукла альбом пенал рисунок ручка

Игра «Кто внимательный»

1. Найдите одинаковый звук в словах: роза, стрекоза, рот, рысь (р)

2. С какого звука начинаются слова? Стул, сани, собака, сорока, сыр, смородина (с)

3. Хлопните в ладоши, если услышите Ю в словах: Яблоко, ёлка, Эдик, Елена, Юра, юмор, улица, яма.

Задание 8 . Нарисовать фигуру человека (самого себя)

Задание 9 . Скопировать небольшую фразу (Он ел суп.) Печатными, затем письменными буквами (с доски).

7.Итог.

Кому понравилось наше занятие?

Занятие 2. Доктор Айболит в гости к нам спешит
Цели:
1.Развитие графических навыков (штриховка, раскраска).
2. Развитие фонетического слуха (умение слышать и различать звуки).
3.Развитие навыков слогового чтения (чтение стихотворения).
4.Закрепление знаний о гласных звуках.
5.Развитие логического мышления.
6. Закрепление знаний о геометрических фигурах.
7.Закрепление знаний о числе 3 и соотнесение множества предметов с соответствующей цифрой.

Ход занятия

1) Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина, дифтерит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор... (Айболит)


2) К нам в гости пришёл сегодня Айболит. А кто это такой? (Варианты детей. Можно по желанию прочитать небольшой отрывок из сказки Чуковского "Айболит".)
Айболит просит помочь ему: послушать и назвать тех животных, в названиях которых есть звук [а].
Волк, зайчик, медведь, курица, ёж, енот, крот, бабочка, кот.
А кто из перечисленных животных приходил лечиться к Айболиту?

3) Заштриховать буквы.


Прописать печатные буквы. (Помогайте ребёнку- пишите первые буквы вместе, держа его руку в своей.)

4) Какой звук обозначает буква А? Какие гласные звуки ещё есть? Как произносятся гласные звуки? Давай пропоём песенку гласных. (Поются все гласные на одном вдохе) А О У Ы И Э (йотированные гласные пока не надо использовать я е ё ю).

5) Зачеркни лишнее: А а у и о .

6) Айболит в сказке летел в Африку на таком самолёте.

Из каких фигур состоит чудо-самолёт? Посчитайте, сколько треугольников, кругов, прямоугольников в самолёте. (Можно предложить ребёнку нарисовать свой самолёт из фигур. При использование этого задания, можно добавить
загадки про геометрические фигуры ).

7) Сколько было в самолётике кругов?
Раскрась каждый третий круг у гусеницы своим любимым цветом.

8) Соедини каждую группу с нужной цифрой.

9) Назови каждый предмет. В какую группу можно собрать эти предметы? Какой предмет окажется лишним? Почему?

Доктор Айболит советует всем кушать много фруктов и овощей. Тогда вы будете здоровыми и сильными.
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Кушать надо
Овощи и фрукты,
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
(Это стихотворение лучше прочитать вместе с ребёнком (по строчкам: одну - вы, одну - он), и выучить наизусть).

10) Доктору Айболиту очень понравилось у нас. Он просит раскрасить красиво и аккуратно его портрет.

{phocagallery view=category|categoryid=21|imageid=143|detail=4}

Занятие 3. Здравствуй, весна!
Цели:
1.Закрепление знаний о признаках весны.
2.Развитие фонетического слуха.
3.Развитие графического навыка письма.
4. Развитие навыка слогового чтения.
5.Закрепление навыка соотнесения множества предметов с конкретным числом.
6.Закрепление знаний о ряде натуральных чисел (до 10).
7.Развитие логического мышления.


1) Признаки весны.
Занятие начинается с волшебного письма для ребёнка.

Беседа о признаках весны.
Можно использовать вопросы:
-Как меняется погода весной?
-Когда теплее весной или зимой?
-Что происходит весной с растениями?
-Что появляется на деревьях?
-Что появляется на земле, когда тает снег?
-Что происходит в жизни птиц?
-Выбери картинку, где изображена весна. Опиши её. Какое время года на остальных картинках? (Можно использовать
загадки о временах года)

Скажи наоборот :
ЛЕТО-…
ВЕСНА-…
ХОЛОДНО-…
МОКРЫЙ-…
РАЦВЕТАЮТ-…
УЛЕТАЮТ-…

Поиграем вместе :
Если набухают почки, то это…
Если ты надел шубу и сапоги, то это…
Если собирают черешню, то это…
-Дай название временам года, соедини с рисунками справа.

2) Работа над развитием фонетического слуха .
-Что появляется весной на деревьях?
-Найди лишнее слово (можно прочитать и ребёнок попробует определить на слух).
ЛИСТ ЛИСТ ЛИСТ ЛИС

Обозначь звуки в лишнем слове (звуки обозначаются точками трёх цветов под каждой буквой.

Справка для родителей.
Зелёным цветом обозначаются согласные мягкие звуки. Мягкими делают согласные гласные звуки:И, Е, Ё, Ю,Я,Ь. Всегда мягкими являются: Й, Ч,Щ. В остальных случаях согласные твёрдые.
Синим цветом обозначаются согласные твёрдые звуки.
Красным цветом обозначаются все гласные звуки (А,О,У,И,Э,Ы) и йотированные гласные, если они стоят после согласного (Е, Ё, Я, Ю).


3) Счёт предметов.
-Отгадай загадку. (Выберите любую из предложенных. Отгадка – птица.)
Кто два раза родится:
В первый раз гладкий,
Во второй раз мягкий?
*****
Рук нет,
А строить умеет.
*****
-Найди лишнюю птицу.

Почему она лишняя? Каких ещё домашних птиц ты знаешь?
Посчитай, сколько птиц в каждой группе и запиши ответ.

4) Ряд натуральных чисел.
-Чем питаются птицы?
Перед тобой рассыпанные для птиц зёрнышки.
Впиши пропущенные числа.

5) Развитие логического мышления.
Отвечай быстро, не задумываясь.

Любой ребёнок точно знает,
Кто по воздуху летает.
Поскорее дай ответ:
Кто летает, а кто – нет?
Летит-летит самолёт?- …
Летит-летит бутерброд? - …
Летит-летит лисица?-…
Летит-летит синица?-…
Летит-летит трава?-…
Летит-летит сова?-…
Летит-летит птичка?-…
Летит-летит косичка?-…
Летит-летит коса?-…
Летит-летит оса?-…
Летит-летит ворона?-…
Летит-летит корона?-…
Летит-летит пчела?-…
Летит-летит стрела?-…
Летит-летит папа?-…
Летит-летит шляпа?-…
(По О.В. Джелелей)

6) Птицам очень понравилось, как ты выполнял все задания. Они прощаются с тобой и скоро прилетят.
Можно предложить ребёнку раскрасить картинки птиц.

{phocagallery view=category|categoryid=11|limitstart=5|limitcount=11}

Занятие 4. Деревья.
Цели:
1.Закрепление знаний о деревьях, о связи жизни деревьев и животных.
2.Развитие фонетического слуха (звуковой анализ слов).
4.Развитие логического мышления.
5.Развитие графического навыка.
6.Закрепление знаний о соотнесение цифры и группы предметов.
7.Закрепление умений составлять примеры по картинке.


1. Отгадай загадки, напиши отгадку, соедини с соответствующей картинкой. (Можно в занятии использовать другие загадки о деревьях .)

Липкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой,
Стоит под горой.
. . . . . . (берёза)

Тёмной он покрыт корой,
Лист красивый нарезной.
А на кончиках ветвей,
Много-много желудей.
. . . (дуб)

Что за дерево стоит-
Ветра нет, а лист дрожит?
. . . . . (осина)

У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке.
. . . . . (сосна)

Каждый год на нём с охотой
Вырастают вертолёты.
Жаль, что каждый вертолёт
На всего один полёт.
. . . . (клён)

Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила.
А о чём она грустит
Никому не говорит.
. . . (ива)


2. Звуковой анализ названий каждого дерева. (Памятка для родителей - смотри в Занятии 2.)

3. Какие ещё деревья ты знаешь?
Выдели лишнее слово, объясни выбор.

Клён, рябина, ель, тюльпан.
Берёза, дуб, шиповник, тополь.
Яблоня, смородина, черёмуха, рябина.
Липа, осина, клён, яблоня.

4. Назови, кто с каким деревом дружит и почему?

Образец : дятел дружит с сосной, рябиной, елью, берёзой. Он ест ягоды рябины, семена шишек, пьёт берёзовый сок.


5. Узнай дерево по плодам и закончи предложение.

Жёлуди растут на … (дубе).
Грозди рябины растут на …. (рябине).
Шишки растут на …(ели и сосне).
Яблоки растут на …(яблоне).

6. Нарисуй на деревьях столько же яблок, сколько показывает цифра.

7. Составь примеры по картинке.

8. Продолжи ряд листьев.
Раскрась листья так, чтобы зелёный был рядом с коричневым, а красный между следующим зелёным и предыдущем коричневым. Какого цвета первый лист?

9. Логическая задача.

Лена и Даша любят рисовать. Лена нарисовала берёзу и яблоню, а Даша – ромашку и колокольчик. Кто из девочек любит рисовать деревья?

10. А ты любишь рисовать деревья?
Раскрась некоторые из них.

Занятие 5. В гостях у домовёнка Кузи.
Цели.
1. Развитие речи (пересказ текста, подбор синонимов, антонимов, словообразование).
2. Развитие фонетического слуха. Закрепление знаний о звуках речи.
3. Развитие внимание. Совершенствование навыков сравнения и анализа.
4. Закрепление навыков счёта.
5. Формирование графического навыка.

1. Занятие начинается с представления героя.

Нет друга на свете верней и надёжней.
Он будет твой дом всегда охранять.
И пусть внешний вид у него не всегда пригожий
Всё ж он будет тебя всегда выручать.
Ведь это весёлый, смешной ребёнок,
Добрый, ворчливый Кузя -…..(домовёнок).

Маленький домовёнок живёт обязательно в доме, где живут люди. Он жил в квартире девочки Наташи. Сегодня он тебе расскажет много интересного про дома и про то, что должно быть в любом доме.

2. Ты, конечно знаешь, что в каждом доме есть…. ЕЕЬБМЛ (мебель).
Отгадай загадки и соедини картинки с отгадками.

На него садятся, но не стул.
С подлокотниками, но не диван.
С подушками, но не кровать.
(кресло)

Дверки можете открыть вы,
А на полочках моих
Много нужного стоит!
Выше всех я, как жираф:
Я большой, красивый … (шкаф)

Есть спина, а не лежит никогда.
Есть четыре ноги, а не ходит.
Сам всегда стоит,
А другим сидеть велит.
(стул)

Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я...
(табуретка)

Четыре ножки,
Одно тело и две спинки,
На одной из спинок -
Перинка для Иринки.
(кровать)

У него спина большая,
И на ней он разрешает
И писать, и рисовать,
И лепить, и вырезать.
(письменный стол)

Какую мебель ещё ты бы поставил в домике Кузи? Опиши ей внешний вид.

3. Подбор антонимов (слова, противоположные по смыслу), синонимов (слова одинаковые по смыслу) к словам.

Подбери подходящие противоположные по смыслу слова для мебели из домика Кузи.


Кровать большая, а табуретка - … (маленькая).
Стол белый, а стул - … (чёрный).
Шкаф широкий, а полка -… (узкая).
Кресло мягкое, а табуретка- … (жёсткая).
Стол чистый, а стул –… (грязный).

Постарайся описать разными словами красный цвет стула (алый, малиновый, цвет как у мака, багряный, ярко-вишнёвыйи т.д.)

Можно выбрать любой цвет, помогайте ребёнку фантазировать, если он затрудняется подобрать нужное слово, помогите ему методом сравнения. Например, жёлтый – золотой (цвет как у золота), коричневый – щоколадный (цвет как у шоколадки) и т.д.

4. Название каких предметов мебели в домике Кузи отличаются только одним звуком? (стул,стол).
Выполни звуковой анализ этих слов. (см. памятку занятие №2 )

5. Назови предметы, нарисованные на картинке ласково- уменьшительными словами (как будто все они маленькие).
Прислушайся внимательно: диванчик, стульчик, шкафчик, креслице. Какие три слова звучат похоже, а какое звучит иначе? (креслице). Вычеркни предмет, название которого звучит иначе.

6. Послушай (прочитай) рассказ и перескажи его близко к тексту.

Саша был трусом.
Была гроза и гром.
Саша залез в шкаф.
Там было темно и душно.
Саша не слышал, как прошла ли гроза.
Сиди Саша долго в шкафу за то, что ты трус.
(По Л. Толстому)

7. А в таких домиках живут друзья домовёнка Кузи – гномики. Сравни рисунки, найди пять отличий.

Легче это сделать, если раскрашивать поочерёдно одинаковые элементы в рисунках.

8. Домовёнок Кузя предлагает тебе поиграть в конструктора и построить домик (нарисовать) из данных элементов.

Какие фигуры тебе известны?

Посчитай на сколько частей разделены двери, окно? (4).

Какие предметы мебели имеют по 4 ножки? (стул,стол,диван,кровать,шкаф,табуретка).

9. Кузя очень любит красивые домики, поэтому украшает их узорами. Дорисуй узор, раскрась его. Придумай свой узор.

Https://accounts.google.com

Задания для ребенка 6-7 лет, направленные на экспресс подготовку к школе: изучение мягкого знака, виды линий и углов, развитие мышления и устный счет, развитие речи и внимания.


Обучение чтению. Знакомство с "Ь"

Цель : формирование навыка чтения, знакомство с новой буквой.

Материал : рабочий лист. Карточка с Ь. Карточки со словами – ПЫЛ и ПЫЛЬ, МОЛ и МОЛЬ.

В русском языке есть знак, который обозначает мягкость согласного – мягкий знак. Мягкий знак не является звуком.

Педагог показывает карточку с мягким знаком.

- Мягкий знак – это особый знак. Мягкий знак - это просто сигнал ротику и язычку - сказать ЗВУК иначе.
- Ь почти всегда смягчает, как подушка.

Педагог показывает карточки со словами:

  • пыль - пыл,
  • мол - моль.
  • Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".

    - Какая буква написана на рабочих листах наверху слева? (Ь).
    - Напишите Ь пальчиком в воздухе.
    - Дорисуйте узоры на букве Ь.
    - Обведите и допишите самостоятельно Ь.
    - На что похож Ь?

    Обучение чтению. Мягкий знак

    Цель : формирование знания образа буквы.

    Материал : рабочий лист. Пластилин.

    Давайте слепим мягкий знак из пластилина.

    А теперь послушайте стихотворение про мягкий знак:

    Прочитайте стихотворение самостоятельно. Выучите его дома наизусть.

    Обучение чтению. Слова с "Ь"

    Цель : формирование навыка чтения.

    Материал : рабочий лист.

    Прочитайте слова. Подчеркните Ь в словах.

    Диктант. Предложения

    Цель : формирование навыка письма, развитие способности к кодированию.

    Материал : рабочий лист.

    Напишите под диктовку предложение:

    В ПАРКЕ РОС ТОПОЛЬ.

    Поставьте в словах ударение.

    Что стоит в конце предложения? Обведите точку в кружочек.

    Математика. Работа со шнурками. Повторение всех видов линий и углов

    Цель : Закрепление понятий "замкнутая", "незамкнутая", "прямая", "кривая" линии. Повторение всех видов углов (прямой, острый, тупой). Повторение дней недели. Закрепление графических образов цифр.

    Материалы : каждому ребенку – бусинки, шнурок с узелком на одном конце. Три шнурка. Мяч.

    Педагог бросает мяч детям, задавая вопросы и давая задания:

    - Посчитай от 1 до 5-ти.
    - Посчитай от 4 до 8.
    - Посчитай от 7 до 3.
    - Назови соседей цифры 5.
    - Назови соседей цифры 8.
    - Какие бывают линии? (Прямые, кривые, замкнутые, незамкнутые).
    - Что такое отрезок? (Это кусочек линии, часть линии).
    - Какие бывают углы? (Острые, прямые, тупые).
    - Сколько дней в одной неделе? (Семь). Верно! Сейчас мы будем нанизывать бусинки на ниточку, словно дни на недельку, и проговаривать каждый день недели по порядку.

    Педагог раздает детям шнурки (с узлом на одном конце) и бусинки и предлагает, надевая бусинки на шнурок, повторять за ним дни недели по порядку:

    - Понедельник (дети хором повторяют "Понедельник", надевая на шнурок первую бусинку).
    - Вторник (надевают вторую бусину, хором повторяя второй день недели).
    - Среда... И т.д.
    - Молодцы! Самоделкин прислал каждому из вас по три шнурка и написал задания. Я буду читать, а вы – выполнять:

    1. Преврати первый шнурок в прямую линию (кладут на столах шнурок в виде прямой линии), второй шнурок превратите в кривую незамкнутую линию (кладут), а третий шнурок – в кривую замкнутую линию. (Кладут.) Взрослый проверяет, кто не справился – рисует ответы на доске, напоминая, что такое замкнутая и незамкнутая линии.

    2. Второе задание: преврати первый шнурок в острый угол, второй – в прямой угол, а третий – в тупой угол. (Дети выполняют. Затем взрослый рисует на доске – дети себя проверяют).

    3. Сложи первый шнурок в овал, второй – в треугольник, третий – в круг.

    4. Последнее задание: сложи первый шнурок в цифру "1", второй – в цифру "6", а третий – в цифру "3". На какую букву похожа цифра "3"?

    Развитие мышления. Игра "Что лишнее?"

    Цели : развитие логического мышления, систематизация представлений об окружающем мире, развитие умения группировать предметы по общему признаку.

    Материалы : Мяч.

    Дети встают в круг. Педагог бросает мяч каждому ребенку по очереди, называя 4 слова. Задача ребенка – назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

    Группы слов:

  • Облако, солнце, звезда, цветок. (Цветок, так как он не на небе).
  • Автобус, троллейбус, холодильник, автомобиль. (Холодильник – не транспорт).
  • Роза, тюльпан, берёза, фиалка.
  • Огурец, йогурт, морковь, помидор.
  • Кошка, собака, тигр, корова.
  • Туфли, носки, сапоги, ботинки.
  • Лыжи, санки, ролики, коньки.
  • Март, апрель, май, сентябрь.
  • Кузнечик, соловей, муха, паук.
  • Веревка, лента, змея, шнурок.
  • Круг, шар, треугольник, квадрат
  • Кукла, сковородка, кастрюля, половник и т.п.
  • Математика. Устный счет

    Цель : Счет в пределах 10-ти.

    Материалы : каждому ребенку -карточки с цифрами.

    Послушайте, сколько раз я хлопну в ладоши, и поднимите карточку с числом, большим на два. (Педагог хлопает в ладоши 5 раз, дети должны поднять карточку с цифрой "7").

    Послушайте, сколько раз я топну ногой, и поднимите карточку с числом, меньшим на две единицы. (Педагог топает 7 раз, дети поднимают карточку с цифрой "5"). Можно попросить кого-то из ребят прокомментировать свой ответ, в случае необходимости помогая ему. Ребенок говорит: "Вы хлопнули в ладоши 7 раз, а число, которое меньше семи на две единицы, это пять").

    Молодцы! А теперь послушайте, сколько раз я стукну ручкой по столу, и поднимите число, большее на 1 единицу. (Стучит ручкой по столу 9 раз, дети поднимают число "10").

    Чтобы вам потруднее задать... Послушайте, сколько раз я позвоню в колокольчик, и покажите число, меньшее на три единицы. (Звонит в колокольчик 9 раз, дети показывают карточку с цифрой "6").

    Задания могут быть и более простыми: прослушать хлопки и показать цифру, равную их количеству или большую/меньшую на 1 единицу.

    Математика. Знакомство с понятием "Цилиндр"

    Цель : Счет в пределах 10. Знакомство с понятием "Цилиндр".

    Материалы каждому ребенку: Карточки с цифрами. На каждый стол: Резиновая репка или тяжёлый предмет, набор не заточенных карандашей. Для педагога: предметы цилиндрической формы: колбаса, карандаши, баночки, клей-карандаш и т.д.

    Педагог выставляет на столе предметы цилиндрической формы: стакан, колбасу, шляпу-цилиндр, банку цилиндрической формы, клеящий карандаш и т.д.

    - Ребята, что общего у всех этих предметов? (У всех этих предметов похожая форма).

    Если дети затрудняются ответить, можно задать наводящие вопросы:

    - Может, предметы сделаны из одинакового материала? Может, они одного цвета? Размера? Формы? Когда дети ответят на вопрос, взрослый резюмирует:
    - Такая форма называется цилиндр, а предметы такой формы - цилиндрическими. Слово "цилиндр" на древнегреческом языке означало валик, который можно катить по земле.

    Педагог раздает детям цилиндры и предлагает покатать их по столу или по полу. Дети убеждаются, что цилиндры катаются.

    - В старину, когда не было машин и подъёмных кранов, люди с помощью цилиндров передвигали тяжёлые предметы. Вот и дед с бабой, когда вытащили репку, поняли, что до дома они ее сами не донесут.
    - Нужны цилиндры! – сказал дед.
    - Где ж мы их найдём? – удивилась бабка.
    - Срубим несколько деревьев, возьмём их стволы – и получатся у нас цилиндры!

    Так они и сделали. Срубили несколько деревьев, очистили их от веток, и получились цилиндры. Представим себе, что карандаши – это очищенные стволы деревьев. (Дети получают набор не заточенных круглых карандашей ("стволы деревьев") и резиновые репки (или другие "тяжелые" предметы). Подумайте, как с помощью цилиндров можно переместить Репку или любой другой тяжелый груз с одного конца стола на другой?

    Дети высказывают свои предложения, взрослый помогает придти к мысли о том, что Репка ставится сверху карандашей, карандаши катятся, передвигая тяжелый предмет. Дети пробуют это сделать на практике.

    Математика. Примеры

    Цель : развитие операций мышления.

    Материал : рабочий лист.

    Вставьте пропущенные знаки, чтобы примеры стали верными.

    Развитие внимания Чашки

    Цель : развитие свойств внимания.

    Материалы : рабочий лист, карандаши.

    Найдите все чашки на рисунке.

    Сколько чашек вы нашли?

    Развитие речи. Сочинение вариантов концовки сказки

    Цель : развитие мышления, речи, фантазии.

    Материалы : нет.

    Педагог просит кого-то из детей рассказать сказку "Курочка Ряба".

    - Ребята, жалко ли вам, что мышка разбила золотое яичко и огорчила бабу и деда? (Да).
    - А может быть, могло быть по-другому? Яичко могло ведь и не разбиться, как вы думаете? (Могло). Давайте придумаем у этой сказки другой конец - где яичко не разбилось. Как такое могло случиться?
    (Варианты ответов.) Педагог побуждает детей фантазировать наводящими вопросами. Если дети молчат, взрослый сам начинает фантазировать вслух, подключая ребят к обсуждению:

    Варианты продолжения сказки:

    1. "... мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, но не разбилось, потому что у него была прочная скорлупа и оно упало на солому. Дед и баба поняли, что это яичко не бьется, пошли к курочке и сказали: возьми, курочка, своё яичко обратно – ничего мы с ним сделать не можем". Курочка взяла свое золотое яичко и вывела из него цыпленка – не простого, а золотого! Цыпленок рос не по дням, а по часам, и вскоре стал золотым петушком, который мог исполнять желания..."

    2. – А как еще могла закончиться эта сказка? "... Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось... Тогда курочка снесла им другое золотое яичко. Взяли его старики, разбили, бабка замесила тесто и испекла Колобка. А золотые скорлупки они продали и купили бабке шубу, а деду шапку на зиму". И т.д.

    Затем – подведение итогов:

    - Ребята, какая концовка вам понравилась больше всего – та, которая была или одна из тех, что мы придумали? Почему?

    Развитие мышления. Что лишнее?

    Цель : развитие умственных действий анализа-синтеза, обобщения

    1. Волк, лиса, медведь, кролик.

    2. Рысь, кабан, заяц, лось.

    3. Пантера, барс, тигр, медведь.

    4. Лев, буйвол, жираф, осел.

    5. Волк, ежик, орел, лиса.

    Подготовка руки к письму. Копирование по клеточкам. Собака

    Цель : развитие графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист.

    Скопируйте собаку по клеточкам.

    Рисование красками. Медведь

    Цель : развитие графических функций. Развитие творческого мышления, воображения, развитие основ моделирования, закрепление представлений о геометрических фигурах (круге, овале, полукруге). Развитие умения работать с красками в технике "примакивание".

    Материалы : лист бумаги, коричневая гуашевая краска, кисточка, стакан с водой, салфетка, карандаш, готовый образец.

    - Давайте нарисуем медведя, используя в рисовании только круги, овалы и полукруги.
    - Что надо нарисовать у медведя? (Голову, туловище, лапы). Верно, а сколько лап у медведя? (Четыре лапы).
    - Спасибо. Итак, я рисовать на доске, а вы рисуйте на листочке.
    - Сначала надо нарисовать большой вертикальный овал. Получилось туловище мишки.
    - Потом надо подрисовать сверху круг. Круг - его голова.
    - Потом нарисуем 4 овала, которые будут лапами медведя.
    - Теперь займёмся головой. Сверху круга нарисуем два полукруга – получились... (Уши!)
    - Внутри круга нарисуем горизонтальный овал – мордочку мишки. Над овалом – три кружка: нос и глаза мишки. А в самом овале нарисуем полукруг – получился рот косолапого.

    Затем дорисуем когти на лапах и возьмем коричневую краску.

    - Чтобы изобразить шерсть медведя, надо класть краску тычками.
    - Рисунок мишки готов!

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Упражнения на развитие моторики

    При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук. Существует много игр и упражнений.

    1. Рисование, раскрашивание картинок.
    2. Изготовление поделок из бумаги, природного материала, пластилина, глины.
    3. Конструирование.
    4. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
    5. Всасывание пипеткой воды.
    6. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
    7. Нанизывание бус и пуговиц.
    8. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
    9. Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать.
    10. «Показ» стихотворения.

    Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают мелкие мышцы рук, во-вторых, формируют художественный вкус, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

    Упражнения на развитие мышления

    Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.

    1. Запиши обобщающее слово:

    Окунь, карась-…

    Трава, дерево-…

    Крот, мышка-…

    Пчела, жук-…

    Чашка, тарелка-…

    Ботинки, туфли-…

    2. В каждом ряду найди одинаковые цифры, вычеркни их. Сложи те, которые останутся. Сколько получилось?

    1 2 3 4 1 5 4 1

    6 7 4 6 4 3 4 6

    7 1 3 0 3 9 3 7

    5 4 2 5 1 5 4 2

    3. Что здесь лишнее? Почему?

    Таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;

    Тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;

    Лиса, заяц, медведь, пчела;

    Машинка, пирамидка, юла, слива, мишка

    4. Найди отличия.

    5. Найди одинаковых рыбок, бабочек с одинаковым рисунком, одинаковые домики.

    6. Каких предметов нет на правой картинке?

    7. Отыщи место в шкафу для каждой вещи.

    8. Соедини линией, кто где живет.

    Крот гнездо

    Ласточка нора

    Паук в доме

    Таракан паутина

    9. Заштрихуй клетки фигур, как показано на образце.

    10. Ответь на вопросы

    1. Назови времена года.

    2. Сколько месяцев в году?

    3. Перечисли месяцы года.

    4. С какого месяца начинается год?

    5. Назови последний месяц года.

    6. Назови второй, пятый, девятый, одиннадцатый месяц.

    7. Назови зимние месяцы.

    8. Назови летние месяцы.

    9. Назови весенние и осенние месяцы.

    10. Сколько дней в неделе?

    11. Перечисли дни недели.

    12. Назови рабочие дни недели.

    13. Назови выходные дни недели.

    14. Какой день недели первый?

    15. Какой день недели последний?

    16. Сколько дней в месяце?

    17. Сколько недель в месяце?

    18. Какой месяц самый короткий?

    11. Скажи коротко

    1. Остаться на зиму … (зимовать)
    2. Остаться на ночь … (заночевать)
    3. Мелкий дождь … (дождик)
    4. Капля дождя … (дождинка)
    5. Маленькая лошадка … (пони)

    12. Кто что делает?

    1. Кто лечит больных? (врач)
    2. Кто учит детей? (учитель)
    3. Кто делает мебель? (столяр, плотник)
    4. Кто лечит зверей? (ветеринар)
    5. Кто добывает уголь? (шахтер)
    6. Кто кует железо? (кузнец)
    7. Кто пишет книги? (писатель)
    8. Кто управляет оркестром? (дирижер)
    9. Кто летает в космос? (космонавт)
    10. Кто разрабатывает планы домов? (архитектор)
    11. Кто управляет самолетом? (пилот)

    Играем в выдающихся математиков

    Необходимо проводить игры и игровые упражнения для усвоения математических понятий:

    Сравнение предметов по размеру и форме (длиннее, короче, больше, меньше, выше, ниже);

    Последовательность чисел и счет предметов (первый, второй, третий…) – до 10;

    Временные и пространственные представления (раньше, позже, выше, ниже, слева, справа, за, перед, сверху, внизу, вверх и т. д.)

    1.Игра «Что куда?»

    Расстановка предметов по Вашим указаниям вида:

    На верхнюю полку поставь кубик. Под ним - куклу, левее кубика поставь слона, правее - мишку и т. д.

    2.Игра «Назови соседей».

    Расставь 6 -7 игрушек в любом порядке. Назови соседей куклы, мишки и т.д.

    3.Игра «Кто раньше, кто позже».

    Эти игры можно проводить, используя сказки, например, «Репка», «Теремок» и др. Дети должны назвать героев, кто пришел раньше, кто позже.

    4. Что выше?

    Дом или забор?

    Слон или крокодил?

    Стол или стул?

    Горка или песочница?

    Грузовик или легковая машина?

    5. Реши задачку!

    1) Катя выше Люды, Люда выше Сони. Кто выше всех?

    2) Нарисуй огурец слева от моркови, но справа от яблока.

    3) Пчела летит выше, чем муха. Муха летит выше, чем оса.

    Кто летит ниже всех?

    4) Дима темнее Коли. Коля темнее Саши. Кто темнее всех?

    6. Запомни и нарисуй. (Читается 2 раза)

    1) Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, последняя – самая маленькая.

    2) Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый квадрат был синего цвета, а средний – самый маленький.

    3) Нарисуй семь грибов разного цвета и размера так, чтобы второй гриб был желтого цвета, на шляпке четвертого лежал листочек, а средний – самый маленький.

    7. Посчитаем

    Утром спросите у ребенка, сколько щеточек стоит в стаканчике в ванной комнате? Почему? Какая щетка самая большая?

    Сели завтракать. Спросите, чего на столе больше: вилок или ложек? Сколько чашек? Положи в каждую чашку по чайной ложке. Чего меньше, чего больше?

    По дороге в детский сад считайте деревья, проходящие машины, идущих навстречу людей.

    8. У кого больше…

    …лап - у кошки или попугая?

    …хвостов - у собаки или лягушки?

    …ушей - у мышки или свинки?

    …глаз - у змеи или крокодила?

    9. Кого больше?

    Кого в реке больше - рыбы или окуней?

    Кого у вас в группе больше - детей или мальчиков?

    Чего на клумбе больше - цветов или тюльпанов?

    Кого в зоопарке больше - животных или медведей?

    Чего в квартире больше - мебели или стульев?

    10. Посмотри вокруг

    Что бывает прямоугольной формы?

    Что бывает круглое?

    Что бывает треугольное?

    11. Истинно или ложно?

    Все кошки полосаты.

    В Москве есть зоопарк.

    Я такая сильная, что могу поднять слона.

    Заяц съел на обед волка.

    На яблоне выросли бананы.

    На елке сливы не растут.


    Статьи по теме: