Педразвитие. Технологическая карта урока истории «Древний мир – рождение первых цивилизаций Урок древний мир рождение первых цивилизаций

1. Вставь в текст пропущенные слова.

Эпоха Древнего мира - это рождение первых цивилизаций . Стали появляться первые города . Чтобы организовать и защитить жизнь разных людей, надо былоиметь законы, содержать войско, собирать налоги . Так появлялись государства .

Продолжи предложения.

Люди стали меньше зависеть от природы, так как научились делать орудия труда из железа . Другим важнейшим изобретением этого времени было колесо . Многими достижениями Древнего мира мы пользуемся до сих пор, например: умение обращаться и использовать огонь для приготовления пищи и обогрева жилища .

Определи и впиши в таблицу, к какой из древних цивилизаций относятся приведённые иллюстрации. Используя дополнительную литературу, заполни второй столбик таблицы (нарисуй или опиши другие особенности цивилизаций).

2. Впиши в кроссворд названия древних цивилизаций, которые являются изобретателями следующих достижений:

1. Алфавит из гласных и согласных букв (Эллада) .
2. Календарь, в котором год равен 365 дням (Египет) .
3. Привычные нам изображения цифр от 0 до 9 (Индия) .
4. Шёлковые ткани (Китай) .
5. Латинский язык (Рим) .

Добавь в кроссворд в любом подходящем месте слово «Междуречье» и запиши изобретения этой цивилизации

6. Первая письменность (клинопись)

3. « Римскими цифрами отметь на «реке времени» (стр. 31) века эпохи Древнего мира. Отметь годы следующих событий:

  • 776 г. до н.э. - первые в истории Олимпийские игры;
  • 74 г. до н.э. - восстание рабов под предводительством Спартака.
  • Эти изобретения эпохи Древнего мира повлияли на развитие человечества. Придумай для каждого изобретения понятный для тебя символ и нарисуй его в рамке, а затем на «реке времени» в нужном месте.

Появление орудий труда из железа (конец II тыс. до н.э.)
Изобретение колеса (рубеж III-II тыс. до н.э.)

4. Выполни задания на контурной карте (см. стр. 84-85).

  • Обведи границу цивилизованного мира.
  • Раскрась разными цветами территории цивилизаций Древнего мира

Напиши, в каких частях света расположены цивилизации Древнего мира.

Африка. Азия. Европа

Подчеркни цивилизацию, занимавшую большую площадь.

  • Мир первобытных племён
  • Мир древних цивилизаций

Придумай символические изображения архитектурных памятников Древнего мира (см. стр. 54-55 учебника). Нанеси их на территории тех цивилизаций, где были построены эти сооружения.

5. Внимательно рассмотри рисунки. Как ты думаешь, как бы поступили древние люди? Нарисуй или напиши продолжение этой истории с точки зрения морали Древнего мира.

Скорее всего, пойманного чужака жители Древнего мира поймали бы и превратили в раба. Они считали, что люди другой культуры не являются цивилизованными людьми, что они дикари. Поэтому они были уверены, что они могут быть только рабами.

Продолжи предложение.

Позиция (мнение) Я не хотел(а) бы, чтобы со мной поступили так же,
Аргумент(ы) потому что я свободный цивилизованный человек и относиться ко мне нужно как к равному человеку .

Подумай, как бы ты, человек XXI века, поступил в похожей ситуации. Нарисуй или напиши продолжение этой истории с точки зрения современного человека.

В современном мире в такой ситуации нужно обратиться в полицию, чтобы вора задержали, а чемодан вернули туристу. В современном обществе закон действует в отношении всех людей одинаково. Не важно приезжий человек или свой, он в любом случае находится под защитой закона.

Сделай вывод.
Позиция (мнение) Я считаю, что современные люди должны с уважением относиться ко всем людям, не зависимо от его национальности, расы и вероисповедания.
Аргумент(ы) потому что тогда люди смогут путешествовать по всему миру и не опасаться за свою безопасность.

1. Вставь в текст пропущенные слова.

Эпоха Древнего мира - это рождение первых цивилизаций . Стали появляться первые города . Чтобы организовать и защитить жизнь разных людей, надо былоиметь законы, содержать войско, собирать налоги . Так появлялись государства .

Продолжи предложения.

Люди стали меньше зависеть от природы, так как научились делать орудия труда из железа . Другим важнейшим изобретением этого времени было колесо . Многими достижениями Древнего мира мы пользуемся до сих пор, например: умение обращаться и использовать огонь для приготовления пищи и обогрева жилища .

Определи и впиши в таблицу, к какой из древних цивилизаций относятся приведённые иллюстрации. Используя дополнительную литературу, заполни второй столбик таблицы (нарисуй или опиши другие особенности цивилизаций).

2. Впиши в кроссворд названия древних цивилизаций, которые являются изобретателями следующих достижений:

1. Алфавит из гласных и согласных букв (Эллада) .
2. Календарь, в котором год равен 365 дням (Египет) .
3. Привычные нам изображения цифр от 0 до 9 (Индия) .
4. Шёлковые ткани (Китай) .
5. Латинский язык (Рим) .

Добавь в кроссворд в любом подходящем месте слово «Междуречье» и запиши изобретения этой цивилизации

6. Первая письменность (клинопись)

3. « Римскими цифрами отметь на «реке времени» (стр. 31) века эпохи Древнего мира. Отметь годы следующих событий:

  • 776 г. до н.э. - первые в истории Олимпийские игры;
  • 74 г. до н.э. - восстание рабов под предводительством Спартака.
  • Эти изобретения эпохи Древнего мира повлияли на развитие человечества. Придумай для каждого изобретения понятный для тебя символ и нарисуй его в рамке, а затем на «реке времени» в нужном месте.

Появление орудий труда из железа (конец II тыс. до н.э.)
Изобретение колеса (рубеж III-II тыс. до н.э.)

4. Выполни задания на контурной карте (см. стр. 84-85).

  • Обведи границу цивилизованного мира.
  • Раскрась разными цветами территории цивилизаций Древнего мира

Напиши, в каких частях света расположены цивилизации Древнего мира.

Африка. Азия. Европа

Подчеркни цивилизацию, занимавшую большую площадь.

  • Мир первобытных племён
  • Мир древних цивилизаций

Придумай символические изображения архитектурных памятников Древнего мира (см. стр. 54-55 учебника). Нанеси их на территории тех цивилизаций, где были построены эти сооружения.

5. Внимательно рассмотри рисунки. Как ты думаешь, как бы поступили древние люди? Нарисуй или напиши продолжение этой истории с точки зрения морали Древнего мира.

Скорее всего, пойманного чужака жители Древнего мира поймали бы и превратили в раба. Они считали, что люди другой культуры не являются цивилизованными людьми, что они дикари. Поэтому они были уверены, что они могут быть только рабами.

Продолжи предложение.

Позиция (мнение) Я не хотел(а) бы, чтобы со мной поступили так же,
Аргумент(ы) потому что я свободный цивилизованный человек и относиться ко мне нужно как к равному человеку .

Подумай, как бы ты, человек XXI века, поступил в похожей ситуации. Нарисуй или напиши продолжение этой истории с точки зрения современного человека.

В современном мире в такой ситуации нужно обратиться в полицию, чтобы вора задержали, а чемодан вернули туристу. В современном обществе закон действует в отношении всех людей одинаково. Не важно приезжий человек или свой, он в любом случае находится под защитой закона.

Сделай вывод.
Позиция (мнение) Я считаю, что современные люди должны с уважением относиться ко всем людям, не зависимо от его национальности, расы и вероисповедания.
Аргумент(ы) потому что тогда люди смогут путешествовать по всему миру и не опасаться за свою безопасность.

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

  • По линии объяснять мир" - научить отличать друг от друга эпохи всемирной истории- на примере Древнего мира. Это умение можно развивать через:
    • хронологические рамки(3 тыс.до н.э. и 4 век н.э.);
    • изменение в уровне техники;
    • устройство общества.
  • По линии "определять свое отношение к миру" - научить объяснять важность изобретений Древнего мира для современной цивилизации.

Оборудование : песочные часы, календарь с названием месяцев, цифры, буквы алфавита, учебник с.53-56,рабочая тетрадь с. 36,38

Ход урока

1. Организация класса.

Учитель: Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас, а также гостей, которые пришли к нам на урок. Давайте поприветствуем их. Посмотрите друг на друга, улыбнулись. Садитесь.

2. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.

Скажите, а где мы побывали на прошлом уроке?

Дети: В первобытном мире. (Слайд 2)

Учитель: Что интересного вы узнали об этой эпохе?

Откройте учебник на с.46, посмотрите на " Реку времени". Как вы думаете, в какую эпоху мы совершим наше сегодняшнее путешествие?

Дети: В эпоху Древнего мира.

Учитель: какая это по счету эпоха?

Дети: Вторая.

Учитель: Кто сможет определить временной промежуток эпохи Древнего мира?

Дети: ХХХ в. до н.э. - 4 в. н.э. (записывается на доску)

Учитель: Мы совершим путешествие во вторую эпоху человечества. И тема урока -"Древний мир- рождение первых цивилизаций" (записывается на доску), (Слайд 3)

Учитель: Наше путешествие будет сопровождать Муза истории - Клио.(входит Клио- старшеклассница)

Вы - Клио, Муза истории. Вы помогаете вспомнить о том, что человек может достичь многого, помогаете найти свое предназначение. Вы четко понимаете,чего вы хотите и " заражаете" вашей уверенностью других. Свиток пергамента и скрижаль -ваши любимые атрибуты. С их помощью Вы ведете летопись достижений и успехов, а в момент неуверенности Вы напоминаете нам, что все у нас получится. Так будьте сегодня нашей музой!

Я слословий не люблю,
А признаю работу.
Здесь все, с кем я всегда делю
Историков заботы.
Коль готовы себя вы назвать,
И знания свои показать,
Я непременно отмечу это,
И орден обязана буду дать.

(за правильные ответы Клио вручает детям ордена виде буквы У)

3. Постановка проблемы.

Учитель : Ребята, посмотрите на набор предметов, которые я принесла на урок.

Пользуемся ли мы в современном мире этими предметами?

Дети: Да, постоянно.

Учитель: Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные?

Дети: Все древние. Все современные. Некоторые древние, некоторые современные.

Учитель: У нас получилось три версии. Какой возникает вопрос?

Дети: Кто из нас прав?

Учитель: Как вы думаете, люди Древнего мира могли что-нибудь изобрести?

Дети: Да, могли.

Учитель: А вам хотелось бы узнать что это были за изобретения и есть ли они в современном мире?

Учитель: Какой главный вопрос будет сегодня на уроке?

Дети: Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?(записывается на доску)

4. Актуализация знаний.

Учитель: Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры?

Учитель: Давайте вспомним, что такое Древний мир?

Дети: Вторая эпоха всемирной истории.

Учитель: Могли ли календарь, буквы, цифры появиться в первобытном мире?

Дети: Нет, т.к. алфавит нужен для письма, а первобытные люди не знали письменности.

Учитель: Что нам нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока?

Дети: Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?

Учитель: А каких знаний нам для этого не хватает? Мы знаем, что -нибудь об эпохе Древнего мира?

Дети: Нет.

Учитель: Таким образом нам надо узнать, чем эпоха Древнего мира отличается от Первобытного?

Давайте занесем наши ответы в таблицу " Знаем. Не знаем"(Слайд 4)

5. Поиск решения. Открытие нового знания.

Учитель: Ответим на первый вопрос. Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?

Прочитаем еще раз тему урока. Что интересного заметили в названии темы урока? Все ли слова вам понятны?

Вы сможете дать определение слову " цивилизации"?

Трудно, тогда давайте разбираться вместе.

Откройте учебник на с.53. внизу есть рисунок. " Переход от первобытного общества к цивилизации."

Глядя на этот рисунок-схему, попробуйте составить рассказ вот по такому плану. (Слайд 5)

1. Где жили люди первобытного общества и цивилизации?

2. Кто управлял людьми?

3. Как передавались сообщения, знания?

(работают в группах) Выслушиваются ответы.

Учитель: Попробуйте назвать те основные признаки, которыми цивилизации отличаются от первобытного общества?

Дети: Появляются города, государство, письменность.

Учитель: в форме чего изображена розовая линия?

Дети: В форме ступеньки.

Учитель: Попробуйте дать определение, закончите фразу.

Цивилизация - это:::::::ступень развития человечества. (Слайд 6)

Давайте проверим наше предположение с учебником. Прочитайте с.53, 2 абзац, вслух.

Так что же такое цивилизация?

Дети: Новая, более высокая ступень развития человечества. (Слайд 7)

Учитель: Итак, в эпоху древнего мира появляются (Слайд 8,9) - города, государства, письменность. Это основные признаки цивилизации.

Учитель: Рассмотрите карту с. 54-55. (Слайд 10)

Что обозначено на карте широкой розовой линией?

Дети: Граница цивилизованного мира.

Учитель: Что находится за пределами этой границы?

Дети: Мир первобытных людей.

Учитель: Какой мир был обширнее - мир первобытных племен или мир древних цивилизаций?

Дети: Мир первобытных племен обширнее.

Учитель: Какой мы сможем сделать вывод?

Дети: Два мира одновременно существовало на планете.

Учитель: в колонку " Не знаем" под первым вопросом записываем

Учитель: Но у слова " цивилизация" есть еще одно определение. Хотите узнать какое?

Вновь обратимся к карте.с.54-55 (Слайд 12)

Рассмотрите условные обозначения на карте. Что отмечено разными цветами на карте?

Дети : Древние цивилизации.

Учитель: Какие цивилизации расположены в Европе?

Дети: Древний Рим, Древняя Греция.

Учитель: Назовите цивилизации Древнего Востока?

Дети: Древний Египет, Междуречье, Древний Китай, Древняя Индия.

Учитель: Где именно располагалась каждая древняя цивилизация? Обратите внимание по берегам каких рек, морей?

Дети: Цивилизации Древней Европы разместились по берегам Средиземного моря, а цивилизации Древнего Востока - по берегам больших рек: Нила, Тигра, Ефрата, Инда, Хуанхе и Янцзы.

Учитель: Сейчас работу проведем в группах. Рассмотрите иллюстрации, которые размещены вокруг карты. Вам надо будет записать на листочке - название цивилизации и памятник архитектуры, которым она прославилась.

Кто быстрее?

Проверяем, кто готов?

Учитель: Похожи ли архитектурные сооружения между собой? Почему?

Дети: Нет, у всех разные, т.к разные страны, разная культура.

Учитель: - Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций. Что вы можете сказать об одежде?(Слайд 13,14)

Дети: одежда тоже разная.

Учитель: Сравните письменность. Какой вы можете сделать вывод?(Слайд 15,16)

Дети: В каждой стране своя письменность.

Учитель: Мы сравнили с вами архитектурные сооружения, одежду, письменность. Так к какому же выводу можно прийти.

Дети: У каждой цивилизации была своя особая культура.

Учитель: Так что же такое цивилизация? Давайте попробуем дать второе определение этому понятию. Закончите фразу.

Цивилизации - это разные::::::::..со своей особой::::::..(Слайд 17)

Учитель: проверим наше предположение по учебнику с.53, 3 абзац.

Мы были правы? (Да) (Слайд 18)

В колонку " Не знаем" записываем второе определение.

Физминутка.

Учитель: давайте сейчас поиграем в игру " Лото"(работа в паре)

Перед вами листок он разделен на две колонки. Есть конверт, в которых содержатся фразы из двух определений нового понятия " Цивилизация". Ваша задача правильно разложить эти определения в нужную колонку. Приступаем к работе. Проверим (Слайд 20)

Учитель: На какой вопрос колонки "Не знаем" мы еще не ответили?(Слайд 21)

Дети: Какие из представленных предметов появились в эпоху древнего мира?

Учитель: Ответ мы сможем найти на с.56. Рассмотрите таблицу. " Изобретения цивилизаций Древнего мира"

Какие предметы действительно пришли к нам из Древнего мира?(учитель дополняет:

Древний Египет. Египтяне первыми создали календарь, в котором обычный год состоит из 365 дней.

Древнее Междуречье. Стоя на вершине храмов, люди изучали звездное небо, движение Луны и Солнца. Именно они впервые разделили земные сутки на 24 часа, час - на 60 мин., а минуту на 60 сек. . Так была создана та система счета времени, которой мы пользуемся сейчас.

Древняя Индия. Ученые впервые создали знаки для обозначения цифр, которыми мы пользуемся 0,1,2:::9.

Древний Китай. Мастера Древнего Китая прославились на весь мир легкими и изящными шелковыми тканями. Многие столетия они держали в секрете способ их изготовления.

Древняя Греция - Эллада. В ее приморских торговых городах впервые появился алфавит из гласных и согласных букв. На его основе создано большинство современных алфавитов.

Древний Рим. Язык римлян - латынь (латинский язык) знали во всех его владениях. Мы сейчас употребляем латинские слова: церковь, университет, империя, календарь и др. В наших календарях названия месяцев происходят от имен римских богов или императоров (март - бог Марс, июль- Юлий Цезарь).

Учитель: Но в эпоху древнего мира идет и развитие техники. Обратите внимание на с.57.

Сравните технические возможности людей в древнем мире и первобытном мире.с50 и с. 57.

Что вы можете сказать?

Дети: В древнем мире появляются железный топор, колесо, парусно-гребные корабли.

Учитель: Какие технические достижения эпохи Древнего мира помогали людям передвигаться на большие расстояния?

Дети: Колесницы, парусно-гребные корабли.

Учитель: Плавая на парусно-гребных кораблях, можно было совершать дальние плавания и не бояться заморских путешествий. Отряды на боевых колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на врага. Если сравнить орудия труда, то в древнем мире появляется железный топор. Чтобы срубить дерево каменным топором требовался целый день, а железным можно было управиться за несколько минут.

Таким образом, технические достижения в древнем мире поднялись на более высокую ступень развития.

Учитель: Вернемся к нашей таблице. (Слайд 21)

Ответили мы на второй вопрос?

Учитель: Значит, под вопросом пишем

Учитель: Прочитаем главный вопрос урока. Мы получили полный ответ на него? Докажите.

Учитель: Современные люди знают не только достижения цивилизаций Древнего мира, но и помнят события тех далеких времен.

Прочитаем статью в учебнике по вариантам. 1в.- с.56, 2 абзац, 2в.- с.56, 3 абзац.

Какими событиями прославилась Древняя Греция?

Дети: Олимпийскими играми. (Слайд 23)

Учитель: А мы проводим Олимпийские игры? Кто знает, когда в России будут проходить зимние олимпийские игры?

Дети: В Сочи 2014г. (Слайд 24)

Учитель: Что произошло в Древнем Риме?

Дети: Восстание рабов под предводительством Спартака. (Слайд 25)

Учитель: Все вы, наверное, слышали название спортивной команды "Спартак"? Теперь вы знаете откуда пришло это название. (Слайд 26)

Вернемся к главному вопросу.

6. Применение знаний.

Учитель: Выполним работу в тетради с.38 №2.

Заполните кроссворд самостоятельно.

Проверим (Слайд 27)

Следующее задание №1 с.36.

Выполнив это задание, мы можем подвести итог нашему уроку.

7. Итог урока.

Учитель: На главный вопрос урока мы нашли ответы?

Что интересного вы узнали на уроке?

Другим ребятам вручаются грамоты "Знаток истории".

"В наше бытие из прошлого пришли человеческий труд и талант, страсть и ум сотен поколений. Отнимите у нас содеянное предками- и сотрутся с лица земли города и заводы, и мрак опустится на землю.

Великое свойство прогрессивного человека- не забывать прошлое и быть благодарным тем кто шел впереди"

8. Домашнее задание

Подготовить сообщения об архитектурных памятниках, которые вас заинтересовали. Выполнить два задания в тетради на выбор.

Выдря Анна Александровна

Учитель начальных классов

Хабаровский край, город Хабаровск

Тема. Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Краткая аннотация:

Главной дидактической задачей урока является «открытие» новых знаний через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Чтобы урок был живым, увлекательным и эмоциональным, на уроке применяются: ИКТ, групповые формы работы, проблемные ситуации.

Класс делится на 4 группы и каждая группа заполняет схему-опору. Эта форма работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию умений обсуждать и принимать коллективное решение. В процессе такой работы ребята читают, обсуждают и систематизируют большой объём учебного материала, на изучение которого отводится всего 2 урока. Важным этапом всей работы является публичное выступление каждой группы. Ребята учатся презентовать продукт своей интеллектуальной деятельности.

В процессе работы происходит смена деятельности: фронтальная беседа, просмотр видеофильма, самостоятельное чтение, обсуждение, заполнение схем-опор. В течение урока проводится 1 физминутка, но во время групповой работы ребята могут передвигаться в пределах группы.

Тема. Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «РИТМ»

Учитель начальных классов

Предмет. Окружающий мир

Класс. 4, общеобразовательной школы.

Цель урока. Создание условий для выделения отличий от других эпох эпохи Древнего мира через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Тип урока. Урок открытия нового знания.

УМК. «Школа 2100»

Учебные пособия.

1. «Окружающий мир» («Человек и человечество») Вахрушева А.А., Данилова Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырина С.В. 4 класс, часть 2.

2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» («Человек и человечество») Харитоновой Н.В., Сизова Е.В., Стойки Е.И. 4 класс

3. Схемы-опоры на листах А-5

Необходимое оборудование и материалы: ИКТ (проектор, компьютер, экран), доска.

Данный урок является продолжением темы «Человек и прошлое человечества».

Конспект урока

Цель урока

Создание условий для выделения отличий от других эпох эпохи Древнего мира через поисково - исследовательскую деятельность учащихся.

Задачи урока для учителя

1. Научить отличать от других эпох эпоху Древнего мира.

2. Учить находить в современной жизни явления, открытия и достижения, сохранившиеся со времён Древнего мира.

3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.

4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в группах.

Задачи урока для учащихся

1. «Открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.

2. Создать схемы-опоры для систематизации материала.

3. Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Ожидаемые результаты

Предметный: знание основных отличий эпохи Древнего мира.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах.

Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: мобильность, самостоятельность.

Познавательные: умения производить рефлексию своей деятельности.

Необходимое оборудование и материалы:

ИКТ (проектор, компьютер, экран), доска, учебник «Окружающий мир» («Человек и человечество») Вахрушева А.А., Данилова Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырина С.В. 4 класс, часть 2., рабочая тетрадь «Окружающий мир» («Человек и человечество») Харитоновой Н.В., Сизова Е.В., Стойки Е.И. 4 класс

Подробный конспект урока

План урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Вводная часть

I .Организация класса. Мотивация учебной деятельности

Цель: формирование умения производить рефлексию своей деятельности

Учитель: Посмотрите на доску и выберите себе установку на урок:

Я буду внимателен

Я буду старателен

Я буду трудолюбив

Я буду доброжелателен

Я буду активен

Я буду успешен

Учитель: В конце урока скажете, выполнили ее или это не удалось. Приступаем к работе.

Установка на деятельность.

Включение в работу

II. Актуализация опорных знаний

Цель: повторение и актуализация знаний учащихся по предыдущей теме.

    Какую науку изучаем?

    Что такое история?

    На сколько эпох разделили всю историю? (на 6 эпох: более 2 млн. лет назад, первобытный мир, средние века, новое время, новейшее время)

    Какую эпоху мы уже изучили? (первобытный мир)

    Какие признаки этой эпохи мы выделили?

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.32 № 1.

    Чем человек в первобытном обществе отличался от животных?

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.33 № 2.

    Работа с контурной картой.

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.34 № 4.

    Похоже ли поведение современных людей на поведение людей в первобытном обществе?

Проверка Д/з: рабочая тетрадь с.34 - 35.

Проверка тетрадей у ребят I варианта.

Организация работы учащихся, контролирующая

Фронтальная беседа

2.Основная часть

III. Постановка проблемы.

Цель: Создание условий для возникновения проблемной ситуации.

Учитель предлагает детям набор предметов: песочные часы, календарь (хорошо должны быть видны названия 12 месяцев), буквы алфавита, цифры от 0 до 9.

Учитель: Пользуемся ли мы в современном мире всеми этими предметами?

Дети: Да. Постоянно.

Учитель: Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние, или все они современные?

Ребята высказывают предположения, которые учитель может записать на доске.

Учитель: Какой вопрос возникает?

Дети: Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?

Учитель: Каких знаний нам для этого не хватает?

Дети: Мы ничего не знаем об эпохе Древнего мира.

Итог: Сформулируйте тему урока.

Тема урока: Древний мир – рождение первых цивилизаций.

Постановка проблемы, оказание необходимой помощи обучающимся.

Исследовательская

IV. «Открытие» детьми новых знаний.

Цель: знакомство с новым материалом и систематизация его в схемы - опоры.

1.Учитель предлагает ребятам просмотр видеофильма «Древний мир» для «погружения» в тему.

Цель: формирование первичной «картины» древнего мира.

2. Самостоятельная работа в группах с выступлением в классе.

Цель: формирование умения работать в группах, проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Учитель: Вы разделились на группы перед уроком, а теперь определитесь с ролями.

Командир

Аналитик

Художник

Оратор

Учитель: Назовите правила работы в группе: слушать товарища, дать высказаться каждому, учиться договариваться.

Ребята получают схемы-опоры для работы в группах.

1 группа. Расселение цивилизаций.

На листах А-3 наклеены полушарии.

Задания на карточке:

    Раскрасьте контурную карту, используя учебник на с. 54-55.

    Где возникли первые цивилизации?

    в каком полушарии,

    в каких частях света,

    около каких рек,

    какой климат.

    подготовить рассказ о расселении первых цивилизаций.

2 группа. Цивилизации древней Европы.

На листах А-3 наклеена схема.

Задания на карточке:

    заполнить схему, используя учебник на с. 54-55.

    подготовить рассказ о группах древних цивилизаций.

3 группа. Достижения и изобретения.

Задания на карточке:

    подписать рисунки, используя учебник на с. 54 - 57 и наклеить на лист А-3.

    подготовить рассказ о достижениях и изобретениях древних цивилизаций.

4 группа. Особенности морали.

Задания на карточке:

    подготовить чтение по ролям отрывка из учебника с. 58-59.

    Рассказать о морали людей первых цивилизаций.



Регулирующая

«Открытие» детьми новых знаний.

Физминутка

V. Физминутка.

Поднять руки вверх столько раз, с какого века начинается эпоха Средних веков.

Присесть столько раз, каким по счёту стоит эпоха Нового времени.

Наклонить голову столько раз, сколько частей в эпохе Новейшего времени

Регулирующая

Регулирующая

3. Заключение

VI. Первичное закрепление.

Цель: устное сообщение по схеме-опоре.

Ораторы каждой группы выступают перед классом, а все ребята делают пометы в рабочих тетрадях.

Контролирующая,

оказание необходимой помощи обучающимся.

Практическая работа

4.Рефлексия.

VII . Итог урока:

Цель: формировать умения производить рефлексию своей деятельности

Учитель: Давайте вернёмся к основному вопросу урока. Какие достижения используются до сих пор?

Что самое интересное Вы запомнили в эпохе Древнего мира.

Учитель: В начале урока вы выбрали себе установку на урок:

    Я буду внимателен

    Я буду старателен

    Я буду трудолюбив

    Я буду доброжелателен

    Я буду активен

    Я буду успешен

Учитель: Скажете, выполнили установку или это не удалось. Возьмите соответствующий цвет и приклейте на лучики солнышка-успеха. Можно заменить установку.

Кого в нашем классе больше внимательных, доброжелательных?

Это результат вашей работы на уроке.

Регулирующая, организационная.

Аналитическая

VIII . Домашнее задание

    Рабочая тетрадь с.36-37 №1. С. 39 № 4.

Планирование

Самостоятельная работа

Самоанализ

При планировании урока были учтены возрастные особенности учащихся. Ребята 4 класса уже умеют читать самостоятельно текст учебника, выделять главное и заполнять схемы-опоры.

Данный урок является продолжением темы «Человек и прошлое человечества». Он является 2 в данной теме. В начале урока актуализируются знания учащихся о предыдущей эпохе «Первобытный мир».

Это урок открытия нового знания. На данном уроке применены: средства ИКТ, групповая форма работы, проблемные ситуации, «открытие» новых знаний через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.

Высокая работоспособность учащихся была достигнута за счёт интереса, высокой познавательной активности и оптимального сочетания групповой формы работы с большим объёмом изученного материала.

На уроке поддерживалась доброжелательная психологическая атмосфера. Ребята очень продуктивно общались в группах. «Продуктом» их аналитической деятельности стали схемы-опоры.

Удалось полностью реализовать все поставленные задачи.

+ [Прочитайте тему урока]

Тема урока «Древний мир - рождение первых цивилизаций»

Что интересного заметили в названии темы урока? Все ли слова вам понятны? (Не знаем, что такое цивилизация)

Словарная работа (чтение нового слова по частям и слитно, соблюдая ударение). Табличка с новым словом вывешивается на магнитной доске.

циви-лиза-ция цивилизация

Вы сможете дать определение слову " цивилизации"? Откройте учебник на с.53. внизу есть рисунок. " Переход от первобытного общества к цивилизации". Глядя на этот рисунок-схему, попробуйте составить рассказ по плану.

План.

1. Где жили люди первобытного общества и цивилизации?

2. Кто управлял людьми?

3. Как передавались сообщения, знания?

Работать будете в группах.

Работа в группах на карточках.

Карточка № 1

Люди первобытного общества жили в ……………. .

Людьми управлял старейшина ………….. .

Сообщения, знания передавались в …………….. .

Карточка № 2

Люди цивилизации жили в ………………. .

Людьми управляло ………….. .

Сообщения, знания передавались с помощью …………. .

Выслушиваются ответы.

Прочитаем еще раз тему урока.

Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира? (Появляются города, государство, письменность)

На доске под вопросом помещается табличка «появляются города, государства, письменность»

Ребята, посмотрите, в форме чего изображена розовая линия? (В форме ступеньки) Учитель : Попробуйте дать определение, закончите фразу.

Цивилизация - это ……ступень развития человечества.

Давайте проверим наше предположение с учебником. Прочитайте с.53, 2 абзац. Найдите определение цивилизации. (Новая, более высокая ступень развития человечества)

Итак, в эпоху древнего мира появляются - города, государства, письменность. Это основные признаки цивилизации.

На доске под первым вопросом появляется табличка

+ Но у слова " цивилизация" есть еще одно определение.

Откройте учебник на с.54-55, обратимся к карте.

Рассмотрите условные обозначения на карте.

Что отмечено разными цветами на карте? (Древние цивилизации)

+ Какие цивилизации расположены в Европе? (Древний Рим, Древняя Греция) + Назовите цивилизации Древнего Востока? ( Древний Египет, Междуречье, Древний Китай, Древняя Индия)

+ Обратите внимание , где именно располагалась каждая древняя цивилизация? (по берегам рек, морей)

+ Цивилизации Древней Европы разместились по берегам Средиземного моря, а цивилизации Древнего Востока - по берегам больших рек: Нила, Тигра, Ефрата, Инда, Хуанхе и Янцзы.

Рассмотрите иллюстрации, которые размещены вокруг карты. Назовите цивилизации и памятники архитектуры, которыми они прославились.

+ Похожи ли архитектурные сооружения между собой? Почему? (Нет, у всех разные, т. к разные страны, разная культура)

+ Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций. Что вы можете сказать об одежде? Почему? (Нет, у всех разная, т. к разные страны, разная культура) + Сравните письменность. Какой вы можете сделать вывод? ( В каждой стране своя письменность. Разные страны, разная культура).

Мы сравнили с вами архитектурные сооружения, одежду, письменность. Так к какому же выводу можно прийти. (У каждой цивилизации была своя особая культура) + Так что же такое цивилизация? Давайте попробуем дать второе определение этому понятию. Закончите фразу. Цивилизации - это разные ……..со своей особой …….

Учитель: проверим наше предположение по учебнику с.53, 3 абзац.

На доске под первым вопросом появляется табличка с вторым определением.

Ребята, на какой вопрос мы ответили? (Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?)

+ На какой вопрос нам ещё нужно ответить? (Какие из представленных предметов появились в эпоху древнего мира?) + Ответ мы сможем найти на с.56. Рассмотрите таблицу. «Изобретения цивилизаций Древнего мира».

+ Но в эпоху древнего мира идет и развитие техники. Обратите внимание на с.57 рисунок «Изобретения цивилизаций Древнего мира».

Что изобрели люди в эпоху Древнего мира? (В Древнем мире появляются железный топор, колесо, парусно-гребные корабли) + Какие технические достижения эпохи Древнего мира помогали людям передвигаться на большие расстояния? ( Колесницы, парусно-гребные корабли) + Плавая на парусно-гребных кораблях, можно было совершать дальние плавания и путешествий. Отряды на боевых колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на врага. Появление железного топора облегчило труд людей. Чтобы срубить дерево каменным топором, требовался целый день, а железным можно было управиться за несколько минут. Таким образом, технические достижения в древнем мире поднялись на более высокую ступень развития. + На какой вопрос мы ответили? ( Да) Под вопросом «Какие из представленных предметов появились в эпоху древнего мира?» появляется табличка

Прочитайте тему урока. На какие вопросы мы сегодня ответили?

Статьи по теме: