Тест рисуночной фрустрации розенцвейга. Тест фрустрационных реакций Розенцвейга
Состояние тревожности, неудовлетворённости собой и окружающими пагубно сказывается на личности, ограничивая её возможности и способности. Поэтому так важно правильно диагностировать причины возникновения состояния беспокойства, расстройства. Для этого можно использовать несколько психодиагностик, в числе которых фрустрационный тест Розенцвейга и его детский вариант.
Характеристика фрустрационной методики Розенцвейга
Фрустрация - напряжённое состояние психики, которое может быть вызвано разного рода препятствиями на пути к достижению поставленных целей. При этом преграды бывают как объективными (возникшими не по вине фрустрированного человека), так и субъективными, то есть надуманными искусственно. Тест на диагностику этого состояния был предложен в 1945 году психотерапевтом из Америки Саулом Розенцвейгом.
Целями тестирования являются:
Диагностика ценна тем, что, кроме прочего, определяет явную и скрытую агрессию в характере. Фрустрационный тест позволяет выявить направленность злобы - на себя или на других. А также выяснить, какой путь решения конфликтных ситуаций ребёнку ближе: порицать других, мириться с трудностями или искать конструктивные решения.
Методика была адаптирована для использования среди граждан бывшего СССР группой учёных в НИИ им. В.М. Бехтерева. В результате появилось два варианта заданий: для зрелых людей и для детей. Причём различия есть только в содержании, по форме проведения тестирования одинаковы. Проективная методика основана на исследование типов реакций человека на предложенные ему 24 картинки. На них показаны двое и более человек, ведущих диалог; задача испытуемого - придумать реплику одного из собеседников.
Процедура проведения теста рисуночной фрустрации
Использование стимульного материала для взрослых рекомендуется с 15 лет. Детский же вариант применяется для тестирования школьников в возрасте от 6 до 13. В период с 13 до 15 лет возможно использование обеих версий теста.
Проводить диагностику допускается и в групповой, и в индивидуальной форме. Для глубокого анализа индивидуальная модель более информативна, так как даёт возможность оценить не только вербальную реакцию, но и настроение, мимику, жесты, зрительный контакт и так далее.
Тестирование малышей проводится только один на один, при этом задача взрослого - записывать ответы ребёнка. Испытуемым в возрасте от 10 лет предлагается самостоятельно заполнить пустующее поле на каждой из 24 картинок ответной репликой на высказывание изображённого собеседника. Сделать это необходимо как можно быстрее, не слишком задумываясь.
Для получения полной картины экспериментатору необходимо отмечать все важные нюансы - интонации, мимику испытуемого и так далее
Файл: Стимульный материал (взрослый и детский вариант)
Анализ результатов
Обработка
Картинки теста делятся на две группы по характеру ситуации:
- препятствие - персонаж сбит с толку, это мешает пониманию сути проблемы или вопроса; задача испытуемого - объяснить ситуацию (карточки № 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24);
- обвинение - герой без реплик служит «мальчиком для битья», которого и нужно оправдать испытуемому (задания № 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21).
Некоторые ситуации обвинения могут приниматься за препятствие и наоборот. Поэтому важно правильно интерпретировать реакции испытуемого. Анализ реплик ребёнка проводится по двум векторам:
- направленность реакции;
- тип реагирования.
Первый параметр подразумевает:
- экстрапунитивные реакции (обозначаются буквой E) – гиперболизация создавшейся ситуации, потребность её разрешения третьими лицами;
- интропунитивные (I) – испытуемый принимает ответственность на себя, обстоятельства воспринимаются как опыт;
- импунитивные (M) – тревожная ситуация - нечто неизбежное, что пройдёт само по себе.
По типу реагирования выделяются такие ответы:
- препятственно-доминантные (OD) – испытуемый постоянно делает акцент на трудности;
- самозащитные (ED) – ребёнок всячески пытается уклониться от ответственности, защищает своё «я»;
- необходимо-упорствующие (NP) – тестируемый ищет конструктивное решение проблемы.
Древнеримский историк Публий Тацит говорил: «Человеку свойственно приписывать всякую случайность чьей-либо вине».
Если в ответе акцент смещается на препятствия, то рядом с буквой направленности реакции ставится чёрточка (Е’, I’, М’). Ответы, в которых ребёнок делает ставку на самозащиту, не помечаются никак. Когда же реплика тестируемого выражает желание удовлетворить потребности, её помечают строчной буквой.
Смысловая наполненность исследуемых факторов представлена в таблице (в скобках указан номер ситуации):
OD | ED | NP | |
Е | Е’. -«А что же буду кушать я?» (1); -«Если бы я имел брата, он смог бы мне помочь» (3); -«Мне она так даже больше нравится» (5); -«Я хочу с кем-то играть тоже» (6). | Е. -«Я буду спать, а ты нет, правильно?» (10); -«Я не желаю с тобой дружить» (8); -«А ведь это вы выгнали из парадного мою собаку» (7); E. -«Нет, совершенно немного ошибок» (4); -«Я тоже очень хочу играть, и опыт у меня есть» (6); -«Нет, я не забирала твои цветочки» (7). | е. -«Вы должны обязательно отдать мне этот мяч» (16); -«Ребята, куда же вы! Мне нужна помощь!»(13); -«Тогда обратись к кому-нибудь ещё» (3). |
I | I’. -«Я очень люблю спать» (10); -«Я поддался, чтобы ты смог меня всё-таки поймать» (13); -«Нет, мне совсем не больно» (15); -«Зато теперь он стал значительно вкуснее» (23). | I. -«Бери, а я больше никогда без разрешения ничего не возьму» (2); -«Мне стыдно, что я помешал вам играть» (6); -«Я сделала очень плохо» (9); I. – «Я вовсе не хотела её толкать» (9); -«Мне хотелось её лучше рассмотреть, а она случайно упала» (9) | i. -«Тогда я обязательно отнесу ее в ремонт» (3); -«Я сама хочу купить эту куклу» (5); -«Я с удовольствием подарю тебе своего пупса» (9); -«В следующий раз эту ошибку я не повторю» (10). |
М | М’. -«Ну и ладно, качайся на здоровье!» (21); -«Я и сам могу к тебе прийти» (18); -«Там наверняка будет не очень интересно» (18); -«Уже поздно. Мне пора спать» (10). | М. -«Ну, если денег мало, то можно и обойтись» (5); -«Я ведь и правда ещё не взрослый» (6); -«Ну ладно-ладно, ты одержал победу в этот раз» (8). | m. -«Сейчас я посплю, а потом, может, пойду на улицу» (10); -«Я и сам пойду отдыхать» (11); -« Подождём ещё минут пять. Она скоро высохнет и высушится» (19); -«Когда тебе надоест, я тоже покатаюсь» (21). |
Так, испытуемый в ситуации №14 («Подождём ещё минут пять») проявил импунитивную реакцию (m), тип которой можно определить «с фиксацией на удовлетворение потребности» (NP). Эти ответы являются стандартизированными: если реплика ребёнка совпадает с образцом, то он получает 1 балл. Школьник дал ответ, содержащий двойную оценку, одна из которых совпала с образцом (например, в ситуации №2, где девочка отбирает самокат у мальчика, могла бы быть ещё и такая реакция: «Ты постоянно жадничаешь, вот я и забрал силой») - выставляется 0,5 очка. За несовпадение не засчитывается ничего.
Те ситуации, на которые в таблице нет ответов, при подсчёте не принимаются во внимание - это так называемые «свободные» решения.
Сводная таблица стандартизированных ответов:
Номер исследуемой ситуации | Возраст | |||
6–7 лет | 8–9 лет | 10–11 лет | 12–13 лет | |
1 | ||||
2 | Е | Е/m | m | M |
3 | Е | Е; М | ||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | I | I | I | I |
8 | I | I/i | I/i | |
9 | ||||
10 | М’/Е | М | ||
11 | I/m | |||
12 | Е | Е | Е | Е |
13 | Е | Е | I | |
14 | М’ | М’ | М’ | М’ |
15 | I’ | Е’; М’ | М’ | |
16 | Е | М’/Е | М’ | |
17 | M | m | е; m | |
18 | ||||
19 | Е | Е; I | Е; I | |
20 | i | I | ||
21 | ||||
22 | I | I | I | I |
23 | ||||
24 | m | m | m | M |
10 ситуаций | 12 ситуаций | 12 ситуаций | 15 ситуаций |
Интерпретация
Определение социальной адаптации ребёнка
Подсчёт GCR на основе ответов детей младшего школьного возраста:
GCR | Процент | GCR | Процент | GCR | Процент |
12 | 100 | 7,5 | 62,4 | 2,5 | 20,8 |
11,5 | 95,7 | 7 | 58,3 | 2 | 16,6 |
11 | 91,6 | 6,5 | 54,1 | 1,5 | 12,4 |
10,5 | 87,4 | 6 | 50 | 1 | 8,3 |
10 | 83,3 | 5,5 | 45,8 | ||
9,5 | 79,1 | 5 | 41,6 | ||
9 | 75 | 4,5 | 37,4 | ||
8,5 | 70,8 | 4 | 33,3 | ||
8 | 66,6 | 3,5 | 29,1 |
Таблица GCR для детей среднего школьного возраста
GCR | Процент | GCR | Процент | GCR | Процент |
15 | 100 | 10 | 66,6 | 5 | 33,3 |
14,5 | 96,5 | 9,5 | 63,2 | 4,5 | 30 |
14 | 93,2 | 9 | 60 | 4 | 26,6 |
13,5 | 90 | 8,5 | 56,6 | 3,5 | 23,3 |
13 | 86,5 | 8 | 53,2 | 3 | 20 |
12,5 | 83,2 | 7,5 | 50 | 2,5 | 16,6 |
12 | 80 | 7 | 46,6 | 2 | 13,3 |
11,5 | 76,5 | 6,5 | 43,3 | 1,5 | 10 |
11 | 73,3 | 6 | 40 | 1 | 6,6 |
10,5 | 70 | 5,5 | 36 |
Расчёт GCR помогает определить, хорошо ли ребёнок адаптирован в обществе или же есть проблемы
Эти показатели трактуются так:
- 12–10,5 (15–13,5) - ребёнок хорошо адаптирован в социуме;
- 10–8 (13–11) - в целом адаптация успешна, но периодически тестируемый испытывает напряжение (чаще всего в отношениях со взрослыми, которые не являются близкими родственниками - например, учителями);
- 7,5–6,5 (10,5–7,5) - довольно часто возникают ситуации фрустрации, но ребёнок справляется с ними сам;
- 6–4 (7–5,5) - беспокойство и напряжение сопровождают любое начинание школьника, для преодоления препятствий ему нужна помощь авторитетных взрослых;
- 3,5–2 (5–2,5) - ребёнок часто испытывает беспокойство, которое иногда перерастает в агрессию, направленную на сверстников;
- 1,5–1 (2–1) - напряжение и агрессия направлены на всех окружающих малыша, чтобы справиться с ней, ему нужна помощь специалиста.
Данная методика направлена на определение реакции на неудачу и изучение способов, выбранных тестируемым для разрешения возникших сложностей. Другими словами, объектом анализа выступает индивидуальная фрустрация – тип эмоционального состояния, выражающийся во внутреннем беспокойстве индивидуума как результате реакции на негативные события последних дней. Представленная методика, позволяющая сегодня пройти тест Розенцвейга онлайн бесплатно, дает возможность изучить реакцию испытуемого на:Если процент ниже 50, то имеет смысл говорить о недостаточной адаптивности. В этом случае может помочь повторная работа школьника со стимульным материалом к рассматриваемому тесту. Экспериментатору понадобится проанализировать возможные рассогласования с образцом, чтобы определить характер фрустрации. Но в этом случае работать с ребёнком должен квалифицированный детский психолог.
Выявление скрытой агрессии и фрустрации – прикладной значение методики
Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга ставит главной задачей – вывить скрытую враждебность испытуемого. При этом он предполагает дополнительно определение типа агрессии:
|
|
Теоретические основы
Каждый из полученных ответов, согласно теории Розенцвейга**, оценивается по 2-м критериям:
|
|
Вопросы изучения понятия и диагностики фрустрации являются актуальным проблемами психологии как в теоретическом, так и практическом плане. Предназначением метода С. Розенцвейга, в том числе детского варианта, является изучение эмоциональных реакций и стереотипов поведения личности при столкновении с преградами, блокирующими удовлетворение потребностей и ограничивающих активную деятельность. Этот тест поможет полнее осознать особенности поведения тестируемого и характерные тенденции эмоциональных реакций в травмирующей ситуации фрустрации.
Тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга: что представляет собой и для чего предназначен (вообще и для детей в частности)
Начало разработке теории фрустрации Сола Розенцвейга было положено в 1934 году, процедура технического совершенствования идеи заняла ещё четыре года и к 1938 году она получила окончательную формулировку. Отличительными чертами метода были научная аргументированность, методологическая системность и стройность. Цель метода - определение содержания понятия фрустрации и диагностика травмирующих психологических состояний личности, вызванных ситуаций потери и поражения. Понимание самого термина в научной литературе неоднозначно, буквальное значение слова «фрустрация» означает разочарование, разрушение надежд на достижение цели, т. е. подразумевает стрессовую ситуацию, при которой происходит нарушение ранее намеченных действий, крушение планов. Такая интерпретация термина в научном сообществе популярна, но не все психологи-теоретики её принимают. С точки зрения многих авторов, фрустрацию необходимо воспринимать как органическую часть более широкой проблемы, такой как степень психологической устойчивости личности к преодолению жизненных проблем, умение держать удар и реакция на травмирующий вызов.
Жизненные трудности относятся к двум качественным уровням:
- Категория преодолимых проблем, даже если разрешение такой ситуации потребует от личности большой психологической мобилизации и напряжения сил.
- Непреодолимые трудности, при столкновении с которыми личность расписывается в своей беспомощности и полном бессилии.
Внимание учёных, специализирующихся на изучении фрустрации, фокусируется именно на непреодолимых барьерах, препятствующих удовлетворению потребностей. Кроме того, следует различать понятия фрустратор, т. е. внешний возбудитель ситуации, и собственно фрустрация, которая означает внутреннюю реакцию личности. Итак, под термином фрустрация в дальнейшем мы будем понимать именно психологическое состояние личности, которое спровоцировано внешней преградой и воспринимается как непреодолимая трудность в реализации планов.
Учёные интерпретируют понятие фрустрации как ситуацию возникновения непреодолимых барьеров, препятствующих удовлетворению потребностей личности
Фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности.
Rosenzweig S.
The picture-association method and its application in a study of reaction to frustration // J. Pers. 1945. V.14.
Поведенческая модель при фрустрации может развернуться по двум наиболее вероятным сценариям:
- Зрелое, рациональное, созидающее, аналитическое и взвешенное, предусматривающее гибкость и вариативность поведения.
- Инфантильное, агрессивное, жёсткое и истеричное.
Розенцвейг предлагает свою типологию психологической защиты:
- Элементарный клеточный уровень - организм автоматически включает физиологические механизмы защиты при инфицировании.
- Общая защита в ситуации внешней физической враждебности - психологическая реакция характеризуется эмоциональным фоном страха, тревожности, гнева, а на физиологическом уровне реакцией типа «стресс».
- Высший уровень активизируется при необходимости реагировать на психологические угрозы своему «я», собственно это и есть уровень теории фрустрации.
Розенцвейг отмечает два вида фрустрации:
- Утрата - человека лишили необходимых условий для удовлетворения своей потребности, например, жажда, вызванная отсутствием воды.
- Блокировка - существуют барьеры на пути осуществления желаемой цели.
Реакция личности в ситуации необходимой защиты «я» сложная, классификация этой реакции по направленности и легла в основу теста Розенцвейга:
- Экстрапунитивная - внешненаправленное поведение жертвы, тестируемый эмоционально обвиняет в испытываемом им лишении внешние обстоятельства или окружение. Ответы сопровождаются состоянием аффекта и скрытой агрессии.
- Интрапунитивная - внутренняя направленность обвинения, состояние вины, самобичевание, угрызения совести, повышенная самокритичность, переходящая в состояние уныния.
- Импунитивная - попытка прийти к примиряющему компромиссу, избегая высказывания прямых обвинений как в сторону других, так и себя.
Экстрапунитивная реакция сопровождается обвинениями в адрес другого человека
Типология реакций также имеет свою классификационную шкалу:
- Акцентирование фактора преграды - концентрация внимания на препятствии, его ярко выраженное доминирование вне зависимости от значимости или оценки (важное, неважное, благоприятное или нет).
- Самозащита - стремление защитить своё «я», уход от обвинения и упрёков, снятие ответственности за ситуацию.
- Настойчиво-инерционное - упорное сосредоточение на необходимости удовлетворения потребности, поиск продуктивного решения конфликтной ситуации, обращение за помощью или надежда на то, что время и обстоятельства станут решающими факторами в разрешении проблемы.
Довольно часто в ответах встретятся два полярных варианта реакции в стремлении добиться удовлетворения потребностей:
- Адаптивная инерционность. Действия испытуемого продлятся в поиске эффективного способа разрешения ситуации, невзирая на помехи и препятствия.
- Неадаптивная инерционность. Действия характеризуются настойчивым упрямством и психологической ригидностью. Упорное воспроизведение неэффективной и упрощённой модели поведения.
В установке личности на защиту своего «я» также два типа ответа:
- Адаптивный - оправдание существующего результата личными обстоятельствами, например, тем, что испытуемый не обладает необходимой ресурсной базой способностей для реализации своего предприятия. Ответ будет считаться адаптивным в случае обращения индивида к самому себе в поиске причин неуспеха и признании собственной ответственности.
- Неадаптивный - собственную несостоятельность личность будет оправдывать внешними обстоятельствами, например, ошибками, допущенными другими.
Стоит заметить, что одна и та же провокация может вызвать различную поведенческую реакцию в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
- Активное поведение характеризуется поиском отдушины, уходом в деятельность, отвлекающую от болезненных переживаний и мыслей, замещающую собой чувство разочарования и неудовлетворённости.
- Депрессивное состояние вызовет апатию, чувство собственного бессилия, печали, ощущения обесценивания и бессмысленности любых действий. Такое состояние часто переходит в отчаяние.
- Регрессия приведёт к психологическому застыванию в инфантильном поведении, примитивном и бесполезном в своей беспомощности.
Интрапунитивная реакция характеризуется самообвинением, часто сопровождается унынием и депрессией
Эмоциональность и агрессивность также являются распространёнными формами фрустрации.
Важным критерием типологической классификации фрустрации является не только содержательный аспект или направленность, но и продолжительность психического состояния:
- типичная для темперамента и характера личности;
- нетипичная, но в перспективе велика вероятность её закрепления в качестве новой черты характера;
- случайная, нестабильная (например, агрессия для человека более склонного к депрессивным реакциям или, наоборот, депрессия для несдержанного и грубого человека, часто проявляющего враждебность и склонность к насилию).
Розенцвейг ввёл показатель переносимости, устойчивости к фрустрации без утраты психической адекватности:
- Наиболее благожелательное поведение отличается уравновешенностью, рассудительностью, готовностью рассматривать ситуацию как полезный жизненный опыт, без самоуничижения.
- Самоконтроль, мобилизация усилий для сдерживания чрезмерно эмоциональной реакции, импульсивности. Такое поведение характеризуется состоянием чрезмерного напряжения сил.
- Показная бравада, демонстрирующая безразличие, которое скрывает злость и разочарование.
Актуальным является вопрос о воспитании здоровой и конструктивной фрустрации, т. к. в научной литературе довольно популярна гипотеза о радикальном влиянии ранних детских реакций на стереотипное взрослое поведение. Частые травмирующие фрустрации раннего возраста в дальнейшем могут иметь негативное болезненное значение. Невозможно воспитать зрелую, самодостаточную личность, не сформировав у неё навыков продуктивного разрешения трудных ситуаций, препятствующих её полноценной жизни.
Порядок проведения детского варианта теста
Адаптированная для детей техника теста С. Розенцвейга стартовала в 1948 году. Методика базировалась на убеждении в том, что рисуночный вариант будет хорошо воспринят детьми в качестве игры в комиксы, поэтому рассчитывали получить более непосредственные и откровенные ответы, чем у взрослых испытуемых. Детский тест предусмотрен для работы с детьми четырёх - четырнадцати лет, с пятнадцати лет целесообразно применять взрослый вариант методики, с двенадцати лет допускается использование взрослого теста. При определении варианта тестирования необходимо учитывать степень интеллектуальной и психологической готовности ребёнка к тому или другому способу проведения исследования.
Тест использует в качестве стимульного материала серию из двадцати четырёх простых графических карточек с обыденными сюжетами из жизни, которые рассчитаны на прямые, однозначные ответы испытуемого. На каждом рисунке изображены два персонажа, как правило, это ребёнок и взрослый или ребёнок одного пола и ребёнок противоположного пола. Над левым героем расположено диалоговое окно с текстом, а над правым персонажем пустое поле, в которое необходимо вписать слова тестируемого. Мимическое выражение лица рисованных участников сцены отсутствует, для того, чтобы испытуемый проявил собственное отношение к ситуации.
Препятствие «сверх я» - ситуации, когда главный герой становится объектом критики и обвинения. Соответственно таких карточек девять: 3, 6, 7, 8, 12, 13, 14, 19, 22.
Сцены иллюстраций под номерами 11 и 15 классифицируются как неопределённые, поэтому не включены в первую или вторую группы.
Стимульный материал к детскому тесту С. Розенцвейга
Рисунок из группы препятствие «я» № 1 Рисунок из группы препятствие «я» № 2 Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 3 Рисунок из группы препятствие «я» № 5 Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 8 Рисунок из группы препятствие «я» № 16 Рисунок из группы препятствие «я» № 17 Рисунок из группы препятствие «я» № 18 Рисунок из группы препятствие «я» № 20 Рисунок из группы препятствие «я» № 21 Рисунок из группы препятствие «я» № 23 Рисунок из группы препятствие «я» № 24 Рисунок из группы препятствие «я» № 10 Рисунок из группы препятствие «я» № 4 Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 6 Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 7 Рисунок из группы препятствие «я» № 9 Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 12 Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 13 Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 14 Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 19 Рисунок из группы препятствие «сверх я» № 22 Рисунок из группы неопределённые сюжеты № 11 Рисунок из группы неопределённые сюжеты №15
Между двумя этими группами существует логическая взаимосвязь, когда сцену типа «сверх я» предваряла сцена блокировки «я», где фрустратор выступал в роли источника преграды и лишения. Кроме того, разграничение на две группы не является строго однозначным, поскольку сцене обвинения предшествовала сцена лишения или препятствия, таким образом, тот, кто находится в позиции обвинителя, может оказаться в положении обвиняемого в зависимости от интерпретации тестируемого.
Психолог передаёт ребёнку карточки и говорит: «На рисунках изображено двое или несколько человек, которые что-то говорят друг другу или делают. Слова одного мы можем узнать, поскольку они написаны, а вот ответы второго нам неизвестны, как ты думаешь, что он сказал, постарайся отвечать быстро, не долго думая».
Целью эксперимента является желание снять стереотипную социальную установку, закреплённую в сознании ребёнка, и облегчить символическое перенесение «я» испытуемого на одного из героев сюжетной картинки. Необходимо объяснить тестируемому, что не может быть правильных и неправильных ответов «на оценку», все его ответы важны, принимаемы и ценны. Дополнительные комментарии исследователя в атмосфере дружественной беседы помогут ребёнку снять страх перед плохим или неправильным ответом, избежать психологического напряжения ситуации экзамена. Такие негативные опасения и зажимы тестируемого могут привести к его бессознательной неискренности, скрытности в действиях, следовательно, необъективности полученных результатов исследования.
Если уровень владения техникой чтения или письма ребёнка не позволяет ему самостоятельно заносить ответы на карточки, то психолог это делает за него, фиксируя затем итоги в протоколе. Авторские рекомендации к детскому варианту теста предлагают с детьми до восьми лет проводить устный опрос. В старшем возрасте тестируемый самостоятельно записывает ответы, даже в условиях индивидуального способа ведения исследования. После того как работа над тестом завершена, ребёнок зачитывает свои ответы вслух, а психолог делает необходимые записи и пометки в протоколе.
В целом тестирование проходит в течение пятнадцати - двадцати минут. Техника процедуры тестирования предусматривает как индивидуальные, так и групповые методы работы. Групповой способ организации исследования допускается с девятилетнего возраста и в количестве четырёх - шести детей. Довольно распространённой является ситуация, когда ребёнок при положительном восприятии исследования, затрудняется дать свои разъяснения по сюжетной картинке под первым номером. Это может быть связано как с недопониманием просьбы и инструкций психолога, так и с неоднозначностью интерпретации самой сцены. Для преодоления подобной проблемы стоит уделить внимание уточнению задания путём наводящих вопросов, если подобная стимуляция окажется нерезультативной, то перейти к карточке под вторым номером. К ответу по первому рисунку стоит вернуться в конце исследования. Отказ от ответа несёт полезную информацию об особенностях личности ребёнка или условий его жизни, поэтому также должен фиксироваться в протоколе.
Возможно и неправильное толкование сюжета карточки, например, когда ребёнок относит события карточки № 17 на утреннее время, а не вечернее, таким образом, искажается смысл самой ситуации, в итоге она утрачивает своё исследовательское значение. В протоколе записывается оригинальный ответ, в конце процедуры исследования путём наводящих вопросов уточняется правильное понимание испытуемым сюжета, затем фиксируется итоговый вариант. Важно заметить, что все корректирующие действия производятся только после получения и фиксирования первоначального варианта всех ответов по предложенным рисункам.
Обработка результатов фрустрационного теста С. Розенцвейга и их интерпретация
На символическом языке буквенного обозначения классификация направленности реакций будет выглядеть таким образом:
- Е - экстрапунитивное поведение;
- I - интрапунитивное поведение;
- M - импунитивное поведение.
Типология реакций представлена такой буквенной комбинацией:
- OD - акцентирование фактора преграды;
- ED - самозащита;
- NP - настойчиво-инерционное поведение.
Различные комбинации этих шести категорий дают девять основных и два дополнительных варианта.
Первый этап проведения исследования определяет направленность реакций (E, I, M), а второй уточняет типологию (OD, ED, NP).
Сочетание двух вариантов ответа получает отдельное буквенное обозначение:
- Обозначение «прим» (E`, I`, M`) присоединяется при условии сочетания экстрапунитивного, интрапунитивного или импунитивного ответа с фиксацией на преграде;
- Вариант реакции с доминированием самозащиты - E, I, M;
- Реакция с настойчивым стремлением добиться реализации планов фиксируется строчными буквами - е, i, m;
- Экстрапунитивное и интропунитивное поведение в сочетании с реакцией обвинения получили два дополнительных варианта обозначения - Е, I (с чёрточкой внизу). Ситуация характеризуется упорным самооправданием, отрицанием своей вины.
При интерпретации данных в детском тесте используется подход аналогичный взрослому.
Оценочную шкалу удобно проиллюстрировать на примере анализа ответов, относящихся к восьмому рисунку. Карточка графически изображает сцену диалога двух девочек, перед которыми лежит разбитая кукла. Располагающаяся левее героиня обращается к собеседнице с обвинениями в её адрес: «Это ты разбила мою лучшую куклу!».
Е` - ответ акцентирует препятствие, помеху, например: «Эта ситуация мне неприятна, я расстроена. Мне очень жаль, что такая замечательная кукла сломалась!».
Е - агрессивность, враждебное поведение, угрозы и обвинения по отношению к собеседнику: «Ты сама виновата в том, что произошло!». Ребёнок отрицает свою причастность к случившемуся.
Е (с чёрточкой внизу) – тестируемый отрицает свою вину, как правило, в сценах обвинения: «Я не совершал того, что мне приписывают».
е - решение проблемы делегируется другому персонажу: «Это твоя проблема, ты и думай, что делать».
I (прим.) - ситуация фрустрации, несмотря на негативизм, оценивается как полезная, например: «Теперь у тебя может появиться новая игрушка, ещё лучше!». В словах может прозвучать подчёркнутое участие и сопереживание: «Мне жаль, что ты так переживаешь!».
I - самообвинение, чувство собственной вины, угрызения совести: «Извини меня, пожалуйста, это я виноват, я так никогда больше не поступлю».
I (Вариант I с чёрточкой внизу) - тестируемый признаёт свою причастность, но отказывается принимать на себя ответственность за свой поступок: «Я случайно, я не хотела».
i - ребёнок предлагает свою активную помощь в разрешении ситуации: «Я сейчас всё исправлю, починю!».
М` - ситуация фрустрации намеренно обесценивается, подчёркивается небольшая значимость, преувеличенность проблемы, ребёнок самоустраняется: «Что собственно произошло? Я не имею к этому никакого отношения».
М - ответственность присутствующих отрицается, осуждение снимается: «Никто не виноват, так должно было случиться».
m - надежда на то, проблема сама собой разрешится со временем, или произойдут какие-то события: «Давай подождём, со временем ситуация изменится».
Результаты детского теста фиксируются по показателям, которые совпадают со взрослым тестом: профиль реакций, образцы, показатель GCR. Все показатели заносятся в оценочный бланк. Система подсчёта в детском и взрослом тестах совпадает.
Экспериментальные выводы Розенцвейга подчёркивают, что дети младшей возрастной категории (6–7 лет) более склонны к непосредственному и прямому проявлению несдержанных враждебных реакций.
Показатель GCR (Group Conformiti Raiting) - проясняет степень совпадения ответов ребёнка с наиболее стандартным, типичным вариантом, таким образом, выявляется коэффициент степени адаптации к социальной среде.
Общая таблица GCR для детей
Номер ситуации | Возрастные группы | |||
6–7 лет | 8–9 лет | 10–11 лет | 12–13 лет | |
1 | ||||
2 | Е | Е/m | m | M |
3 | Е | Е; М | ||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | I | I | I | I |
8 | I | I/i | I/i | |
9 | ||||
10 | М’/Е | М | ||
11 | I/m | |||
12 | Е | Е | Е | Е |
13 | Е | Е | I | |
14 | М’ | М’ | М’ | М’ |
15 | I’ | Е’; М’ | М’ | |
16 | Е | М’/Е | М’ | |
17 | M | m | е; m | |
18 | ||||
19 | Е | Е; I | Е; I | |
20 | i | I | ||
21 | ||||
22 | I | I | I | I |
23 | ||||
24 | m | m | m | M |
10 ситуаций | 12 ситуаций | 12 ситуаций | 15 ситуаций |
---|
- Если испытуемый даёт ответ, который идентичен общепринятому, то ставим «+» - 1 балл.
- Если оценка имеет двойственный характер, то она получает 0,5 балла.
- Если ответ противоречит стандартному, то обозначаем его знаком «-» - 0 баллов.
Общее количество рассмотренных ситуаций соответственно принимается за 100 %, таким образом, посчитав сумму баллов, которую набрали ответы ребёнка, можем посчитать процентный показатель величины GCR . Для детей 6–7 лет таких ситуаций оказалось 10, для детей 8–9 лет - 12, для детей 10–11 лет - 12, для детей 12–13 лет - 15 ситуаций. Например, если 7-летний испытуемый набрал 6 баллов, то процентное значение индивидуального показателя GCR будет равно 60.
Второй этап процедуры исследования заключается в заполнении значений профилей. Для этого используется общий протокол ответов тестируемого. Каждому из шести типов реакций присваивается один балл, если ответ имеет двойственную позицию («Mm»), то каждому фактору отдаётся по 0,5 балла. Полученные показатели фиксируются в таблице протокола, цифры группируются в строчки и колонки, посчитывается общая сумма и её процентный показатель.
Интерпретация результатов исследования
1. Анализ показателей GCR.
Низкое цифровое значение указывает на конфликтность и враждебность тестируемого, слабую адаптацию к социальной среде.
2. Анализируют шесть аспектов таблицы профилей.
Повышенная экстрапунитивность является симптомом неадекватно завышенных ожиданий по отношению к внешней социальной среде и недостаточной самокритичности. Низкий процентный показатель Е означает склонность испытуемого преуменьшать негативные болезненные аспекты ситуаций, а превышающий норму показатель сигнализирует о наличии повышенной претенциозности по отношению к другим, косвенно указывает на проблемы с неадекватной самооценкой.
Высокие процентные показатели интропунитивности свидетельствуют о заниженной самооценке и чрезмерной требовательности к себе. Преобладание поведения интропунитивной направленности говорит о стремлении сгладить конфликтную остроту, замять неприятную ситуацию.
Показатели протокольных записей демонстрируют динамику и эффективность самоконтроля и степень осознанности тестируемым своих действий в ситуации фрустрации. Во время подведения итогов исследования сопоставляют индивидуальные значения и нормативные групповые показатели, обращают внимание на то, зафиксировано ли нарушение верхних и нижних границ допустимого интервала.
- Высокие значения категории OD (акцент на препятствии) доказывает, что тестируемый чрезмерно концентрирует внимание на преграде, преувеличивая её значение, снимая с себя большую часть ответственности за разрешение проблемы. При этом, как правило, показатели более активного поведения E-D, N- Р будут занижены.
- Оценка E-D (самозащита) имеет прямое отношение к характеристике силы личности, уверенности в себе. Соответственно, низкий процент расскажет о проблемах неуверенности, слабости, ранимости и уязвимости «я» ребёнка, который постоянно занимает позицию самообороны.
- Оценка N-P (настойчивость в удовлетворении потребностей) показывает степень адекватности реакции на вызов травмирующей ситуации, определяет уровень личностной зрелости и готовности брать на себя ответственность за самостоятельное разрешение проблемы.
3. Исследование общих тенденций.
Этот этап важен для осознания испытуемым особенностей своего поведения и для самооценки.
Важно отметить, что метод не претендует на глобальные выводы о структурных характеристиках личности тестируемого. Тест позволяет сделать интересные выводы относительно отношений испытуемого с окружающими и с определённой долей вероятности предположить его эмоциональные реакции на возникшие препятствия, которые блокируют удовлетворение потребностей.
Тест С. Розенцвейга широко используется в психологической практике для решения различных задач и зарекомендовал себя как достаточно надёжный психологический инструментарий. Кроме того, этот тест с успехом применяется в исследовательской работе и позволяет выявить половые, личностные, этнические и другие факторы и особенности, определяющие поведение взрослых и детей в ситуациях фрустрации.
Поделитесь с друзьями!Похожие записи.
Значительное распространение среди проективных методик имеет Тест фрустрации Розенцвейга, созданный в 1945 году Саулом Розенцвейгом*
на основе его теории фрустрации (фрустрация с лат. "обман", "расстройство").Описание: Методика фрустрационной толерантности (модификация Н.В. Тарабриной) предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Тестируемому предлагаются 16 ситуаций, в которых создается препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с толку) и 8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чем-то. Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация "обвинения" предполагает, что ей предшествовала ситуация "препятствия", где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован.
Стимульный материал методики рисуночной фрустрации Розенцвейга составляют 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся в проблемной ситуации. Один из персонажей произносит фразу, которой описывается суть возникшей проблемы. Над другим персонажем изображен пустой квадрат. Испытуемый должен дать за него любые пришедшие ему на ум ответы. Их содержание анализируется с целью выявления типа обиды (агрессии и ее направленности - на себя, на других). Тип агрессии различается по тому, что оказывается более значимым для тестируемого (препятствия, порицания других, поиск конструктивных решений проблем).
Взрослая версия теста применяется с 15 лет.
Детский вариант методики предназначен для детей 4–13 лет. В интервале же 12–15 лет возможно использование как детской, так и взрослой версии теста.Фрустрационный тест Розенцвейга, модификация Тарабриной, взрослый вариант. (Метод рисуночной фрустрации. / Методика фрустрационной толерантности . / Опросник диагностики агрессивности - реакции на обиду):
Инструкция.
Вам сейчас будут показаны 24 рисунка. На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером. Отнеситесь к заданию серьезно. Старайтесь работать как можно быстрее.
Стимульный материал теста Розенцвейга.
Ключ к тесту Розенцвейга. Обработка результатов методики фрустрационной толерантности.
Обработка теста состоит из следующих этапов:
- Оценка ответов
- Определение показателя "степень социальной адаптивности".
- Определение профилей.
- Определение образцов.
- Анализ тенденций.
Оценка ответов.
Как говорилось ранее, ситуации, изображенные на рисунках, можно разделить на две основные группы.
- Ситуации "препятствия
" (эго-блокинговые)
. В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций.
Изображения: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24. - Ситуации "обвинения
" (суперэгоблокинговые)
. Субъект при этом служит объектом обвинения. Таких ситуаций 8.
Изображения: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.
Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией Розенцвейга** , по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции.
По направлению реакции подразделяются на:
Экстрапунитивные: реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.
Интропунитивные: реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.
Импунитивные: фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.
По типу реакции делятся на:
Препятственно-доминантные. Тип реакции "с фиксацией на препятствии". Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.
Самозащитные. Тип реакции "с фиксацией на самозащите". Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего«Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.
Необходимо-упорствующие. Тип реакции "с фиксацией на удовлетворение потребности". Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.
Для обозначения направления реакции используются буквы:
Е – экстрапунитивные реакции,
I – интропунитивные реакции,
М – импунитивные.
Типы реакций обозначаются следующими символами:
OD – "с фиксацией на препятствии",
ED – "с фиксацией на самозащите",
NP – "с фиксацией на удовлетворение потребности".
Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.
Из комбинации этих 6 категорий получают 9 возможных счетных факторов оценки.
Каждый ответ может быть оценен одним, двумя, реже тремя счетными факторами.
Каждый фактор записывается в соответствующей колонке напротив номера ответа, а его счётное значение в этом случае (двух зафиксированных показателей на одном ответе) соответствует уже не одному целому баллу, как при единичном показателе ответа, а 0,5 балла. Более подробное разбиение ответа на 3,4 и т. д. показателей возможно, но не рекомендуется. Во всех случаях общая сумма всех счётных факторов при полностью заполненном протоколе составляет 24 балла - по одному баллу на каждый пункт.
Все ответы испытуемого, закодированные в виде счётных факторов, записывают на протокольном бланке в соответствующих типу колонках, напротив пунктов подсчёта.
Счётные факторы классификации ответов
Типы реакций | |||
---|---|---|---|
Направленность реакций | О-D препятственно-доминантный | Е-D эго-защитный | N-P потребностно-неустойчивый |
Е - экстрапунитивная | Е" - определённо выделяется, подчёркивается наличие фрустрирующего обстоятельства, препятствия. | Е - обвинение. Враждебность и т. п. проявляется в отношении внешнего окружения (иногда -сарказм). Субъект активно отрицает свою вину, проявляя враждебность к обвинителю. | е - содержится требование к другому конкретному лицу исправить фрустрирующую ситуацию. |
I - интропунитивная | I" - фрустрирующая ситуация истолковывается как благоприятная или как заслуженное наказание, или же подчёркивается смущённость беспокойством других. | I - обвинение, осуждение объект предъявляет самому себе. Субъект признаёт свою вину, но отрицает ответственность, ссылаясь на смягчающие обстоятельства. | i - субъект, признавая свою ответственность, берётся самостоятельно исправить положение, компенсировать потери другому лицу. |
М - импунитивная | М" - отрицает значимость или неблагоприятность препятствия, обстоятельств фрустрации. | М - осуждение кого-либо явно избегается, объективный виновник фрустрации оправдывается субъектом. | m - субъект надеется на благополучное разрешение проблем со временем, характерны уступчивость и конформность. |
Пошаговое описание обработки результатов:
Вначале необходимо определить направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого (Е, I или М), а затем выявляет тип реакции: ED, OD или NP.
Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов (взрослый вариант)
Е’. Если в ответе подчеркивается наличие препятствия. |
Е. Враждебность, порицание направлены против кого-либо или чего-либо в окружении. |
е. Требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию. |
|
I’. Фрустрирующая ситуация интерпретируется как благоприятно- выгодно-полезная, как приносящая удовлетворение. |
I. Порицание, осуждение направлено на самого себя, доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести. |
i. Субьект сам берется разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или намекая на свою виновность. |
|
М’. Трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к ее полному отрицанию. |
М. Ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается. |
m. Выражается надежда, что время, нормальный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать, или же взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию. |
Так, ответ испытуемого в ситуации №14 «Подождем еще минут пять», по направлению реакции является импунитивным (m), а по типу реакции – "с фиксацией на удовлетворение потребности" (NP).
Сочетанию тех или иных двух вариантов присваивается собственное буквенное значение.
Если в ответе с экстрапунитивной, интропунитивной или импунитивной реакцией доминирует идея препятствия, добавляется значок "прим" (Е’, I’, М’).
Тип реакции "с фиксацией на самозащите" обозначается прописными буквами без значка (Е, I, M).
Тип реакции "с фиксацией на удовлетворение потребности" обозначается строчными буквами (е, i, m).
Экстра- и интропунитивные реакции самозащитного типа в ситуациях обвинения имеют еще два дополнительных варианта оценки, которые обозначаются символами Е и I.
Появление дополнительных вариантов подсчета Е и I обусловлено разделением ситуации теста на два типа. В ситуациях ""препятствия"" реакция субъекта обычно направлена на фрустрирующую личность, а в ситуациях "обвинения" она чаще является выражением протеста, отстаивания своей невиновности, отвержения обвинения или упрека, короче – настойчивого самооправдания.
Рассмотрим на примере ситуации №1. В этой ситуации персонаж слева (шофер) произносит: "Мне очень жаль, что мы забрызгали Ваш костюм, хотя очень старались объехать лужу".
Возможные варианты ответов на эти слова с оценкой их с помощью вышеописанных символов:
Е’ – "Как это неприятно".
I’ - "Я совсем не испачкался". (Субъект подчеркивает как неприятно вовлекать во фрустрирующую ситуацию другое лицо).
М’ – "Ничего не случилось, он немного забрызган водой".
Е – "Вы неуклюжи. Вы недотепа".
I – "Ну конечно, мне надо было остаться на тротуаре".
М – "Ничего особенного".
е – "Вам придется почистить".
i – "Я почищу".
m – "Ничего, высохнет".
Так как ответы бывают нередко в форме двух фраз или предложений, каждое из которых может, иметь несколько отличную функцию, то в случае необходимости их можно обозначить двумя соответствующими символами.Например, если испытуемый говорит: "Сожалею, что явился причиной всего этого беспокойства, но буду рад исправить положение", то это обозначение будет: Ii . В большинстве случаев для оценки ответа достаточно одного счетного фактора.
Оценка большинства ответов зависит от одного фактора. Особый случай представляют взаимопроникающие или взаимосвязанные комбинации, используемые для ответов.
За основу подсчета всегда принимается явное значение слов субъекта и так как ответы нередко бывают в форме двух фраз или предложений, каждая из которых может иметь отличную функцию, то можно устанавливать за одной группой слов одну счетную величину, а за другой – другую.
Полученные данные в виде буквенных выражений (Е, I, М, Е’, М’, I ’, е, i, m) выносятся в таблицу.
Определение показателя "степень социальной адаптивности" - GCR.
Показатель "степени социальной адаптации" - GCR - выражает процент совпадений счётных факторов конкретного протокола (в баллах) с общим числом стандартных для популяции ответов.
Количество таких пунктов для сравнения в авторском оригинале 12, в русском варианте (по Н. В. Тарабриной) - 14. Соответственно, знаменателем в дроби при вычислениях процента GCR является число стандартизированных пунктов (в последнем случае 14), а числитель - количество баллов, полученных тестируемым по совпадениям. В том случае, когда ответ испытуемого закодирован двумя счётными факторами и только один из них совпадает с нормативным ответом, в общую сумму числителя дроби добавляется не целый, а 0,5 балла.
Нормативные ответы для подсчёта приведены в таблице ниже.
Стандартные значения ответов для подсчёта показателя GCR для взрослых
№ п/п |
|||
Примечание: в знаменателе - количество стандартных пунктов, в числителе - количество баллов совпадений.
Определение профилей.
Суммарные баллы каждого из девяти счётных факторов записываются в таблицу профилей на протокольном бланке. В этой же таблице указывают общий суммарный балл и процент (от 24) всех ответов каждого направления (в строчке) и каждого типа (в столбике).
Таблица профилей
Тип реакции |
Сумма |
Станд. |
||||
Средние статистические данные теста для групп здоровых лиц (в %)
Определение образцов.
На основании таблицы профилей определяются образцы.
Их всего 4: 3 основных и 1 дополнительный.
Образец 1: Констатация относительной частоты ответов разных направлений независимо от типа реакций.
Образец 2: отражает относительную частоту типов реакций.
Образец 3: отражает относительную частоту наиболее частых трех факторов независимо от типов и направлений.
Три основных образца позволяют легче отметить преобладающие способы ответов по направлению, типу и их комбинации.
Дополнительный образец состоит из сравнения эгоблокинговых ответов с соответствующими суперэгоблокинговыми реакциями.
Анализ тенденций.
Во время опыта субъект может заметно изменить своё поведение, переходя от одного типа или направления реакции к другому. Всякое такое изменение имеет большое значение для понимания фрустрации, так как показывает отношение субъекта к своим собственным реакциям.
Например, испытуемый может начать опыт, давая экстрапунитивные реакции, затем после 8 или 9 ситуаций, которые возбуждают в нём чувство вины, начать давать ответы интрапунитивные.
Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их природу. Тенденции отмечаются (записываются) в виде стрелы, выше древка стрелы указывают численную оценку тенденции, определённую знаком "+" или "-". "+" - положительная тенденция, "-" - отрицательная тенденция. Формула вычисления численной оценки тенденций: {a - b}/{a + b}
где a - количественная оценка в первой половине протокола; b - количественная оценка во второй половине протокола. Для того чтобы быть рассмотренной как показательная, тенденция должна вмещаться по крайней мере в 4 ответа и иметь минимальную оценку ± 0,33.
Существует 5 типов тенденций:
- Тип 1 - рассматривают направление реакции в шкале О - D (факторы E", I", M"),
- Тип 2 - рассматривают направление реакции в шкале Е - D (факторы E, I, M),
- Тип 3 - рассматривают направление реакции в шкале N - Р (факторы e, i, m),
- Тип 4 - рассматривают направление реакции, не учитывая графы,
- Тип 5 - рассматривают распределение факторов в трех графах, не учитывая направление.
Интерпретация теста Розенцвейга.
Испытуемый более или менее сознательно идентифицирует себя с фрустрированным персонажем каждой ситуации методики. На основе этого положения полученный профиль ответов считают характерным для самого субъекта. К достоинствам методики С. Розенцвейга относится высокая ретестовая надёжность, способность поддаваться адаптации на различных этнических популяциях.
Содержательные характеристики отдельных показателей методики, теоретически описанные автором, соответствуют в основном своим непосредственным значениям, описанным в разделе подсчёта показателей. С. Розенцвейг отмечал, что сами по себе отдельные реакции, регистрируемые в тесте, не являются признаком "нормы" или ""патологии", они в этом случае - нейтральны. Значимыми для интерпретации являются суммарные показатели, их общий профиль и соответствие стандартным нормативам группы. Последний из указанных критериев, по мнению автора, является признаком адаптивности поведения субъекта к социальному окружению. Показатели теста отражают не структурные личностные образования, а индивидуальные динамические характеристики поведения, и поэтому данный инструмент не предполагал психопатологическую диагностику. Однако обнаружена удовлетворительная различительная способность теста по отношению к группам суицидидентов, раковых больных, маньяков, престарелых, слепых, заикающихся, что подтверждает целесообразность его применения в составе батареи инструментов в диагностических целях.
Отмечается, что высокая экстрапунитивность в тесте часто связана с неадекватной повышенной требовательностью к окружению и недостаточной самокритичностью. Возрастание экстра-пунитивности наблюдается у испытуемых после социального или физического стрессорного воздействия. Среди правонарушителей встречается, видимо, маскировочное занижение экстрапунитив-ности относительно норм.
Повышенный показатель интропунитивности обычно указывает на чрезмерную самокритичность или неуверенность субъекта, сниженный или нестабильный уровень общего самоуважения.
Доминирование реакций импунитивного направления означает стремление уладить конфликт, замять неловкую ситуацию.
Типы реакций и показатель GCR, отличные от стандартных данных, бывают характерны для лиц с отклонениями в различных сферах социальной адаптации.
Регистрируемые в протоколе тенденции характеризуют динамику и эффективность рефлексивной регуляции субъектом своего поведения в ситуации фрустрации. По предположению некоторых авторов, выраженность тенденций в тесте связана с нестабильностью, внутренней конфликтностью демонстрируемого эталона поведения.
При интерпретации результатов применения теста в качестве единственного инструмента исследования следует придерживаться корректного описания динамических характеристик и воздерживаться от выводов, претендующих на диагностическую ценность.
Принципы интерпретации тестовых данных одинаковы для детской и взрослой форм теста С. Розенцвейга. В основе лежит представление о том, что испытуемый сознательно или бессознательно идентифицирует себя с изображенным на картинке персонажем и потому в своих ответах выражает особенности собственного "вербального агрессивного поведения".
Как правило, в профиле большинства испытуемых в той или иной степени бывают представлены все факторы. ""Полный" профиль фрустрационных реакций с относительно пропорциональным распределением значений по факторам и категориям свидетельствует о способности человека к гибкому, адаптивному поведению, возможности использовать различные способы преодоления затруднений, сообразуясь с условиями ситуации. Напротив, отсутствие в профиле каких-либо факторов указывает на то, что соответствующие способы поведения, даже если они потенциально имеются в распоряжении испытуемого, в ситуациях фрустрации скорее всего не будут реализованы.
Профиль фрустрационных реакций каждого человека индивидуален, однако можно выделить общие черты, свойственные поведению большинства людей во фрустрирующих ситуациях.
Анализ показателей, зафиксированных в профиле фрустрационных реакций, предполагает также сопоставление данных индивидуального профиля с нормативными значениями. При этом устанавливается, насколько значение категорий и факторов индивидуального профиля соответствуют средним групповым показателям, имеет ли место выход за пределы верхней и нижней границы допустимого интервала.
Так, например, если в индивидуальном протоколе отмечается низкое значение категории Е, нормальное значение I и высокое М (все по сравнению с нормативными данными), то на основании этого можно заключить, что данный испытуемый в ситуациях фрустрации склонен преуменьшать травмирующие, неприятные аспекты этих ситуаций и тормозить обращенные к окружающим агрессивные проявления там, где другие обычно выражают свои требования в экстрапунитивной манере.
Превышающее нормативы значение экстрапунитивной категории Е является показателем повышенных требований, предъявляемых субъектом к окружающим, и может служить одним из косвенных признаков неадекватной самооценки.
Высокое же значение интропунитивной категории I, напротив, отражает склонность испытуемого предъявлять чрезмерно завышенные требования к самому себе в плане самообвинения или принятия на себя повышенной ответственности, что также рассматривается в качестве показателя неадекватной самооценки, прежде всего ее снижения.
Категории, характеризующие типы реакций, также анализируются с учетом их содержания и соответствия стандартным показателям. Категория 0-D (фиксация на препятствии) показывает, в какой степени субъект склонен в ситуациях фрустрации сосредоточиваться на имеющемся препятствии. Если оценка 0-D превышает установленную нормативную границу, то следует полагать, что испытуемый склонен чрезмерно фиксироваться на препятствии. Очевидно, что повышение оценки 0-D происходит за счет снижения оценок E-D N-Р, т. е. более активных типов отношения к препятствию. Оценка E-D (фиксация на самозащите) в интерпретации С. Розенцвейга означает силу или слабость «Я». Соответственно, повышение показателя E-D характеризует слабую, уязвимую, ранимую личность, вынужденную в ситуациях препятствия сосредоточиваться в первую очередь на защите собственного «Я».
Оценка N-P (фиксация на удовлетворении потребности), согласно С. Розенцвейгу, является признаком адекватного реагирования на фрустрацию и показывает, в какой степени субъект проявляет фрустрационную толерантность и способен решать возникшую проблему.
Общая оценка категорий дополняется характеристикой по отдельным факторам, что позволяет установить вклад каждого из них в суммарный показатель и более точно описать способы реагирования субъекта в ситуациях препятствия. Повышение (или, напротив, понижение) оценки по какой-либо категории может быть связано с завышенным (или, соответственно, заниженным) значением одного или нескольких составляющих ее факторов.
* Саул Розенцвейг (Saul Rosenzweig, 07.02.1907 – 09.08.2004 ) , другие варианты перевода на русский язык Розенсвейг, Разенцвейг, Росенцвейг, Розенцвег, Розенцвейк и т.д.; - американский психолог, специалист по проблемам личности, психологической диагностики, шизофрении. Профессор университета Сент-Луис. Разработал теорию фрустрации.
** Теория фрустрации Саула Розенцвейга.
В ситуации фрустрации Розенцвейг рассматривает три уровня психологической защиты организма.
- Клеточный (иммунологический) уровень, психобиологическая защита основана здесь на действии фагоцитов, антител кожи и т. д. и содержит исключительно защиту организма против инфекционных воздействий.
- Автономный уровень, называемый также уровнем немедленной необходимости (по типологии Кеннона). Он заключает защиту организма в целом против общих физических агрессий. В психологическом плане этот уровень соответствует страху, страданию, ярости, а на физиологическом - биологическим изменениям типа "стресса".
- Высший кортикальный уровень (защита «Я») заключает в себе защиту личности против психологической агрессии. Это -уровень, включающий главным образом теорию фрустрации.
Это разграничение, конечно, схематично; Розенцвейг подчеркивает, что в широком смысле теория фрустрации покрывает все три уровня и все они взаимно проникают друг в друга. Например, серия психических состояний: страдание, страх, беспокойство, - относясь в принципе к трём уровням, на деле представляют колебания; страдание относится одновременно к уровням 1 и 2, страх - к 2 и 3, только беспокойство - исключительно к уровню 3.
Розенцвейг различает два типа фрустрации.
- Первичная фрустрация, или лишение. Она образуется в случае, если субъект лишен возможности удовлетворить свою потребность. Пример: голод, вызванный длительным голоданием.
- Вторичная фрустрация. Она характеризуется наличием препятствий или противодействий на пути, ведущем к удовлетворению потребности.
Данное уже определение фрустрации относится главным образом ко вторичной, и именно на ней основано большинство экспериментальных исследований. Примером вторичной фрустрации может служить: субъект, голодая, не может поесть, поскольку ему мешает приход посетителя.
Было бы естественно классифицировать реакции фрустрации, следуя природе пресеченных потребностей. Розенцвейг считает, что современное отсутствие классификации потребностей не создает препятствий для изучения фрустрации, препятствует больше отсутствие знаний о самих реакциях фрустрации, что могло бы стать основой классификации.
Рассматривая пресеченные потребности, можно различать два типа реакций.
- Реакция продолжения потребности. Она возникает постоянно после каждой фрустрации.
- Реакция защиты «Я». Этот тип реакции имеет в виду судьбу личности в целом; она возникает только в особых случаях угрозы личности.
В реакции продолжения потребности она имеет целью удовлетворение этой потребности тем или иным способом. В реакции защиты «Я» факты более сложны. Розенцвейг предложил разделить эти реакции на три группы и сохранил эту классификацию для основы своего теста.
- Ответы экстрапунитивные (внешне обвиняющие). В них испытуемый агрессивно обвиняет в лишении внешние препятствия и лиц. Эмоции, которые сопровождают эти ответы, - гнев и возбуждение. В некоторых случаях агрессия сначала скрыта, затем она находит своё косвенное выражение, отвечая механизму проекции.
- Ответы интрапунитивные, или самообвиняющие. Чувства, связанные с ними, - виновность, угрызения совести.
- Ответы импунитивные. Здесь имеется попытка уклониться от упреков, высказанных другими, так и самому себе, и рассматривать эту фрустрационную ситуацию примиряющим образом.
Можно рассматривать реакцию фрустрации с точки зрения их прямоты. Прямые реакции, ответ которых тесно связан с фрустрирующей ситуацией и остается продолжением начальных потребностей. Реакции непрямые, в которых ответ более или менее заместительный и в максимальном случае символический.
И наконец, можно рассматривать реакции на фрустрации с точки зрения адекватности реакций. В самом деле, всякая реакция на фрустрацию, рассмотренная с биологической точки зрения, адаптивна. Можно сказать, что реакции адекватны в той мере, в какой они представляют прогрессивные тенденции личности скорее, чем регрессивные.
В ответах продолжения потребностей можно различить два крайних типа.
- Адаптивная персистенция. Поведение продолжается по прямой линии вопреки препятствиям.
- Неадаптивная персистенция. Поведение повторяется неопределенно и глупо.
В ответах защиты «Я» также различают два типа.
- Адаптивный ответ. Ответ существующими обстоятельствами оправдан. Например, индивид не обладает необходимыми способностями и проваливается в своём предприятии. Если он обвиняет в провале себя - его ответ адаптивен.
- Неадаптивный ответ. Ответ не оправдан существующими обстоятельствами. Например, индивид обвиняет себя в провале, который вызван на самом деле ошибками других людей.
Одним из важных является вопрос о типах фрустраторов. Розенцвейг выделяет три типа фрустраторов.
- К первому типу он отнес лишения, т. е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности.Лишения бывают двух видов - внутренние и внешние. В качестве иллюстрации "внешнего лишения", т. е. случая, когда фрустратор находится вне самого человека, Розенцвейг приводит ситуацию, когда человек голоден, а пищи достать не может. Примером внутреннего лишения, т. е. при фрустраторе, коренящемся в самом человеке, может служить ситуация, когда человек чувствует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам он настолько не привлекателен, что не может рассчитывать на взаимность.
- Второй тип составляют потери, которые также бывают двух видов - внутренние и внешние. Примерами внешних потерь являются смерть близкого человека, потеря жилища (сгорел дом). В качестве примера внутренней потери Розенцвейг приводит следующий: Самсон, теряющий свои волосы, в которых по легенде заключалась вся его сила (внутренняя потеря).
- Третий тип фрустратора - конфликт: внешний и внутренний. Иллюстрируя случай внешнего конфликта, Розенцвейг приводит пример с человеком, который любит женщину, остающуюся верной своему мужу. Пример внутреннего конфликта: человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру.
Приведённая типология ситуаций, провоцирующих фрустрацию, вызывает большие возражения: в один ряд поставлены смерь близкого человека и любовные эпизоды, неудачно выделены конфликты, которые относятся к борьбе мотивов, к состояниям, которые часто не сопровождаются фрустрацией.
Однако, оставив в стороне эти замечания, следует сказать, что психические состояния при потере, лишении и конфликте весьма различны. Они далеко не одинаковы и при различных потерях, лишениях и конфликтах в зависимости от содержания, силы и значимости их. Важную роль играют индивидуальные особенности субъекта: один и тот же фрустратор может вызвать у различных людей совершенно разные реакции.
Активной формой проявления фрустрации является также уход в отвлекающую, позволяющую "забыться" деятельность.
Для депрессивных состояний проявления фрустрации типичны чувство печали, сознание неуверенности, бессилия, иногда отчаяния. Особой разновидностью депрессии являются состояния скованности и апатии, как бы временного оцепенения.
Регрессия как одна из форм проявления фрустрации - это возвращение к более примитивным, а нередко и к инфантильным формам поведения, а также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности.
Выделяя регрессию как универсальное выражение фрустрации, не следует отрицать того, что случаи выражения фрустрации в известной примитивности переживаний и поведения существуют (при препятствиях, например, слёзы).
Подобно агрессии, регрессия не обязательно является результатом фрустрации. Она может возникать и по другим причинам.
Эмоциональность также является одной из типичных форм фрустрации.
Фрустрация различается не только по своему психологическому содержанию или направленности, но и по длительности. Характеризующие формы психического состояния могут быть краткими вспышками агрессии или депрессии, а могут быть продолжительными настроениями.
Фрустрация как психическое состояние может быть:
- типичной для характера человека;
- нетипичной, но выражающей начало возникновения новых черт характера;
- эпизодической, преходящей (например, агрессия типична для человека несдержанного, грубого, а депрессия - для человека неуверенного в себе).
Розенцвейг ввёл в свою концепцию понятие большой важности: фрустрационную толерантность, или устойчивость к фрустрирующим ситуациям. Она определяется способностью индивида переносить фрустрацию без утраты своей психобиологической адаптации, т. е. не прибегая к формам неадекватных ответов.
Существуют разные формы толерантности.
- Наиболее "здоровым" и желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок, но без любых сетований на себя.
- Толерантность может быть выражена в напряжении, усилии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций.
- Толерантность типа бравирования, с подчеркнутым равнодушием, которым в ряде случаев маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние.
В связи с этим встаёт вопрос о воспитании толерантности. Исторические или ситуационные факторы ведут к фрустрационной толерантности?
Существует гипотеза о том, что ранняя фрустрация влияет на поведение в дальнейшей жизни как в том, что касается дальнейших реакций фрустрации, так и в том, что касается других аспектов поведения. Невозможно поддержать у ребёнка нормальный уровень воспитания, если он в постепенном ходе развития не приобретает способности разрешить благоприятным способом проблемы, которые перед ним предстают: препятствия, ограничения, лишения. При этом не нужно смешивать нормальное сопротивление фрустрации с терпимостью. Частые негативные фрустрации в раннем детстве могут в дальнейшем иметь патогенное значение. Можно сказать, что одна из задач психотерапии заключается в том, чтобы помочь человеку обнаружить прошлый или настоящий источник фрустрации и обучить, каким образом нужно вести себя по отношению к нему.
Такова в общих чертах теория фрустрации Розенцвейга, на основе которой был создан тест, описанный впервые в 1944 годупод названием тест "рисуночной ассоциации", или "тест фрустрационных реакций".