Съемник. Подшипник. Типы съемников, описание, назначение. Съемник для стягивания подшипников своими руками Съемник конусных подшипников

Как понять, что ступичный подшипник вышел из строя? По звуку! Главный симптом - гул, усиливающийся при разгоне. Если он возникает лишь изредка, значит, подшипник только начал ломаться. Постоянный подозрительный звук при нарастании нагрузки означает, что эта часть авто требует немедленной замены. В любом случае для проведения ремонта понадобится съёмник подшипников. Его можно купить либо сделать своими руками.

Как съёмник облегчает жизнь автовладельца

С помощью этого инструмента можно провести демонтаж подшипников, втулок, шкивов, фланцев и других узлов, снять или зафиксировать кольца и шестерни, отремонтировать элементы ходовой. Он сильно облегчает процесс технического обслуживания и ремонта разных частей транспортного средства. Используя правильный съёмник, вы быстро и просто замените повреждённый элемент без риска повреждения соединённых с ним элементов машины. Вдобавок инструмент можно использовать для работы с труднодоступными частями авто, в удобной позиции.

Изделия могут иметь разную конструкцию, но чаще всего встречается следующая - несколько лап захвата, которые имеют форму крюков, и резьбовой стержень между ними. Благодаря такому строению можно легко ухватить требуемый элемент и выпрессовать из него подшипник.

Виды

Инструменты подразделяются на две группы.

  • Гидравлические. При их работе применяется гидравлическая тяга, снятие и посадка выполняются в полуавтоматическом режиме. Основной частью такого съёмника является гидравлическая гайка, внутренняя полость которой давит на специальный поршень. Тот в свою очередь передаёт усилие на нужную деталь. Гидравлическая модель востребована у владельцев грузовиков и других крупногабаритных машин - с её помощью можно без особого труда снять самые массивные внутренние части.
Так выглядит гидравлический съёмник подшипников
  • Механические. Действуют от мускульной силы человека, востребованы для монтажа/демонтажа ступичных подшипников. Бывают двухзахватными, трёхзахватными и внутренними. Двухзахватные - самые простые. Их используют там, где нужен максимальный контроль процесса. Трёхзахватные оснащаются тремя лапами и применяются для работ с передней ступицей и генератором. Внутренние варианты пригодятся для снятия шариковых и игольчатых роликовых подшипников, вдобавок ими можно демонтировать разные латунные муфты.
Механическая трёхзахватная модель

Съёмники подшипников могут иметь разные размеры, но самыми популярными являются универсальные. Их параметры можно регулировать вручную, подстраивая под любой диаметр.

Своими руками можно сделать разные инструменты, но лучше всего изготовить универсальный трёхзахватный вариант - его удобно использовать.


Схема двухзахватного съемника

Делаем универсальный трёхзахватник своими руками

Чтобы сделать универсальный трехзахватный съёмник, предназначенный для работ с подшипниками размером от 202 до 308, понадобятся:

  • листовой металл (шириной в 10 мм);
  • металл-кругляк поперечником в 30 мм.

Если планируете снимать большие подшипники, возьмите листовой металл шириной в 15 мм и кругляк поперечником в 30 мм.



Внешний вид готового изделия

Простой способ изготовления самодельного устройства для съёма

Этот вариант проще в исполнении, но изделие окажется не таким удобным. Вам понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • стальная труба, внутренний диаметр которой будет больше диаметра подшипника;
  • металлическая пластина толщиной более 5 мм;
  • болгарка;
  • шпилька с гайкой или болт с длинной резьбой;
  • несколько гаек.
  1. Отрезаем кусок трубы нужных параметров.

    Отрезаем часть трубы

  2. Размечаем на металлическом листе все нужные элементы, обводим трубу и подшипник.

    Размечаем будущие детали

  3. Вырезаем детали болгаркой, обтачиваем их для соответствия точным параметрам.

    Вырезанные детали

  4. Сверлим отверстия для болта в полученных шайбах.

    Сверлим отверстия для болтов

При ремонте электродвигателей, кроме рожковых ключей и набора головок, обязательно надо иметь в своем арсенале и несколько съемников для стягивания подшипников.

Одним универсальным просто не обойтись. Если у вас на участке электродвигатели от 1 кВт и до 100 кВт, то 2-3 надо иметь.

У меня в своем арсенале два съемника для снятия подшипников. Сейчас на рынках есть большой выбор съемников, и можно их приобрести. Но если есть материал, токарный станок, газо- и электросварка и желание, то съемник можно сделать и своими руками. И уверяю вас, он прослужит вам даже не один десяток лет.

Делать обязательно нужно трехлапчатые съемники: они самые удобные. Я укажу и размеры своих съемников, давно проверенных при ремонтах. Начнем с малого, с помощью которого можно снимать подшипники от 202 до 308 размеров, большой 317 и более. Нам понадобится листовой металл толщиной 10 мм и

металл кругляк диаметром 30 мм (для большого - металл 15 мм и кругляк диаметром 50 мм).

В первую очередь делаем рисунок (выкройку) лапок съемника. Длину лапок делаем 200 мм (в конце статьи в формате PDF выложу выкройки лапок малого и большого съемников). Далее на листовом металле по выкройке наносим рисунок. Вырезать лапки надо газорезкой (пропан и кислород). Заготовки после вырезки обрабатываем на крупном наждаке.

Постепенно доводим размеры трех лапок к одинаковому. Слишком идеальных размеров добиваться нет необходимости, разница в 1 мм роли отрицательной не внесет в конструкцию. Когда лапки будут сделаны и подогнаны, в верхней части сверлим два отверстия (для небольшого расширения возможностей) диаметром под болты 8 или 10 мм (для большого 12 или 14 мм 3 отверстия) для крепления лапки к сердцевине съемника. То же самое проделываем с двумя оставшимися лапками. В них сверлим отверстия по первой лапке, используя ее как шаблон. Здесь надо постараться разногласие в размерах не допустить, чтобы захват снимаемого подшипника происходил одновременно. Вот коротко об изготовлении лапок съемника.

Следующая деталь - сердцевина. Для сердцевины на малый съемник нам понадобится металл кругляк диаметром 30 мм и длинной 35 мм (для большого, соответственно, 50х45 мм). В заготовке сверлим отверстие под резьбу на 16 мм (для большого съемника в его заготовке отверстие под диаметр 30 мм) и нарезаем резьбу, желательно с мелким шагом. В подготовленной детали для сердцевины наносим разметку, три метки через 120 градусов. И к этим местам местам привариваем электросваркой по два на метки держателя лапок (расстояние между держателями должно быть толщиной с лапку). Думаю, детально описывать, как их подготовить, нет необходимости, так как придерживаться каких-то строгих правил и размеров не нужно. После сварочных работ обрабатываем эту деталь на крупном наждаке. Теперь, примерив лапу, просверливаем отверстия в держателях. Отверстия сверлить нужно, отступив от центра, таким образом, чтобы установленная лапка имела хороший ход в сторону для захвата подшипников большего размера.

И третья деталь нашего съемника - это винт. На первый съемник делаем его длиной 350 мм, длинна резьбы 280 мм, на второй – длина 500 мм, для резьбы 420 мм. Далее на токарном станке обрабатываем заготовки и нарезаем резьбу. В верхней части винта, где нет резьбы, сверлим сквозные отверстия с небольшим смещением по высоте и перпендикулярно друг другу. Это отверстия под монтажку или вороток. Диаметр на усмотрение. Начало винта можно в диаметре заузить на небольшое расстояние. Я подробности не описываю. Все можно увидеть на фотографиях.

Эти съемники мы сделали со слесарем более 12 лет назад . Проблем все эти годы со снятием подшипников и полумуфт у меня нет. А главное, качество получилось советских времен. Вот такой необходимый инструмент можно легко сделать своими руками.

Обязан быть у каждого настоящего мастера. Порой возникает потребность в ремонте электроинструментов, и именно – замене подшипников, которые рано или поздно изнашиваются. Если снимать подшипник с помощью молотка, отверток и прочих не очень подходящих решений, есть риск повредить ось, резьбу или отдельные узлы на оси, чаще так и бывает. А порой подшипник сидит на оси так прочно, что его получается снять далеко и не каждым съемником.


В этой инструкции вы узнаете, как сделать простой, мощный съемник, который будет всегда вас выручать в сложной ситуации. Для его сборки понадобится кусок толстостенной трубы и толстая стальная пластина. При желании вы сможете сделать себе несколько штук таких съемников для изделий различных размеров. Рассмотрим по порядку, как же сделать такое приспособление .

Материалы и инструменты, которые использовал
Список материалов:
- толстостенная труба;
- толстая стальная пластина;
- болт и гайка (побольше);
- металлический стержень (из него делается ручка);
- краска.

Список инструментов:
- ;
- (отрезной диск, металлическая щетка, а также шлифовальный диск);
- дрель с битами большого размера или сверлильный станок;
- токарный станок, отрезной станок (не обязательно).

Процесс изготовления съемника:

Шаг первый. Подготавливаем основную часть
В качестве основной части съемника выступает кусок стальной толстостенной трубы, он работает как рама. Если труба будет недостаточно прочной, а нагрузки большими. Ее запросто может согнуть. Толщина стенок трубы должна быть как минимум 3 мм.







Отрезаем от трубы нужный кусок, автор использует для этого отрезной станок, но все можно сделать и болгаркой. Теперь начинается самое сложное, в трубе нужно вырезать окно. Это можно сделать при помощи болгарки, это долго, но вполне осуществимо.

Шаг второй. Изготавливаем верхнюю и нижнюю опоры
Для верхней опоры автор решил использовать максимально толстую листовую сталь. Вырезаем круг нужного диаметра. Автор для работы использует болгарку, сперва вырезаем «многоугольник», а потом с помощью шлифовального круга доводим его до идеала.

Аналогичным образом вырежьте и другой круг. Тут автор использовал сталь чуть тоньше, но лучше таким не рисковать, так как нагрузки на обе опоры примерно одинаковые.
















В завершении вам нужно доработать опоры. В верхней опоре нужно просверлить отверстие под болт. Сперва сверлим небольшое отверстие дрелью, а потом рассверливаем до нужного диаметра. Автор для этих целей использовал токарный станок.

Что касается нижней опоры, то в ней по центру тоже сверлим отверстие, по диаметру оно должно быть немного больше, чем диаметр осей, с которых вы думаете снимать подшипники. Потом вырежьте к этому отверстию фигуру в виде треугольника. Опоры готовы, идем дальше!
















Шаг третий. Сварочные работы
На этом шаге нам нужно приварить обе опоры к корпусу. Сварочный шов должен быть хорошим, надежным, ток ставим побольше, чтобы хорошо проплавило металл.








Приварив опоры, теперь нужно закрепить гайку. Заворачиваем в нее болт и вставляем в отверстие. Хорошенько привариваем гайку, но старайтесь не перегревать, так как металл может стать мягким. Автор крепит гайку сверху, но я рекомендовал бы ее крепить изнутри, так она будет опираться на опору, а сварочный шов на разрыв может оказаться не слишком надежным.

В завершении вам останется закрепить ручку, для этого автор использовал резьбовой стержень. С помощью ручки будет удобно снимать подшипники, которые сидят не слишком жестко. В другом случае вы всегда можете использовать гаечный ключ.




Шаг четвертый. Завершение и испытание
Когда завершите сварочные работы, нужно зачистить сварные швы, но это скорее момент эстетики, практической пользы тут мало. Шлак автор счищает с помощью проволочной щетки, а швы зачищает шлифовальным диском. Весь корпус можно довести до блеска. Теперь покрасьте самоделку , чтобы металл не ржавел.




















В завершении наточите конец болта, чтобы он упирался при закручивании в «ямку», предусмотренную на любой оси. Также не забудьте хорошо смазать резьбу, чтобы съемник работал легко и долго.

Чаще всего используется автолюбителями для выпрессовки и замены крестовины карданного вала. Произвести такую процедуру можно и с помощью молотка, но тогда можно повредить как кардан так и саму крестовину. Поэтому рассмотрим как демонтировать крестовину более гуманным и простым способом применив это приспособление.

Что такое съемник крестовин и зачем он нужен

Съемник крестовин карданных валов – это инструмент, который используют для демонтирования различных деталей и узлов (шкивов, шестерен, втулок, колес, муфт, подшипников), которые имеют посадку с натягом. Данный инструмент состоит из двух опорных пластин, двух стяжек, двух гаек, двух отрезков трубы и болта. Как правило, его изготавливают из конструкционной стали.

Съемник крестовин карданного вала может без лишних усилий извлечь подшипники из их вилок, при этом не повредив соседние детали. Также съемник может выступать, как приспособление для ремонта карданного шарнира, поскольку шарниры карданной передачи служат в среднем 70-80 тыс.км, за это время они в достаточной мере изнашиваются и требуют замены. Съемник в этом случае помогает продлить срок работы. В этом случае необходимо знать, что шипы крестовины более интенсивно изнашиваются только с одной стороны. Поэтому при снятии шарнира, необходимо сделать соответствующие пометки, промыть и смазать его детали, а затем вновь собрать и установить, при этом повернув крестовину на 180°С вокруг одной из осей относительно прежнего положения, в этом случае основная нагрузка при работе будет приходиться на менее изношенную сторону. В результате этого такой шарнир прослужит еще не одну тысячу километров.

Виды съемников

Для разных задач и конкретных ситуаций могут использоваться съемники определенных конструкций. Поэтому чтобы разобраться какой съемник крестовин лучше использовать необходимо разобраться с его разновидностями и назначением.

Существует несколько видов съемников :

1.Гидравлические – они предназначены для демонтажа различных деталей и узлов (шкивы, шестерни, втулки), имеющих посадку с натягом. В данной категории чаще всего используют приспособления с такими типами конструкции:

  • двухзахватные (для работы в ограниченном пространстве);
  • трехзахватные (для создание надежного захвата).

2.Механические используют для демонтажа деталей, которые установлены с натягом, в том случае, когда для их снятия нужны незначительные усилия. Механизм фиксации захватов съемника позволяет корректировать или изменять точки захвата простым вращением гайки фиксации.

3.«Хомуты» , используются для демонтажа шестерен, подшипников, колес, муфт, крыльчаток, шкивов и других деталей, посаженных с натягом, которые могут быть повреждены при снятии обычными съемниками. Конструкция хомута обеспечивает надежный захват только в том случае, когда форма детали не позволяет использовать обычный съемник.

4.Съемник крестовин универсальный - предназначен для демонтажа деталей, установленных с натягом, таких как шестерни, колеса, муфты, крыльчатки, а также тонкостенных и установленных в отверстия деталей (обойм, подшипников), которые могут быть повреждены при снятии обычными съемникам. Универсальный съемник является уникальной комбинацией съемника - «хомута», съемника с комбинированным (внешним/внутренним) захватом и домкрата с полым штоком, который может сниматься и использоваться отдельно.

Так как это самые продаваемые съемники рассмотрим их виды :

  1. Съемник крестовин Универсальный JTC-5571 (стоимость 7800 руб.)
  2. Съемник крестовин Универсальный Автом 11210 (стоимость 760-1000 руб.)
  3. Съемник крестовин Универсальный Автом-2 (цена 800 руб.)

Также существуют конструкции съемников для внутреннего и внешнего захвата детали.Стоимость на съемники крестовин всех видов варьируется от 500-7900 рублей. В представленном видео, вы сможете ознакомиться со способами применения съемника.

Использование съемника для снятия и установки крестовины карданного вала

Как пользоваться съемником

Как упоминалось ранее съемник можно использовать для замены крестовины карданного вала. Поэтому далее более подробно рассмотрим этапы снятия крестовины.

Пошаговая инструкция по снятию крестовины :

  1. После снятия карданного вала необходимо очистить шарниры и от грязи.
  2. Затем с одной стороны кардана наносятся метки, которые обозначают взаимное расположение карданных шарниров, эти действия прежде всего необходимы для того, чтобы избежать нарушения .
  3. Следующим этапом для снятия крестовины необходимо будет разобрать карданный шарнир.
  4. С помощью щипцов для сжатия стопорных колец, нужно демонтировать четыре соответствующих кольца.
  5. Если учитывать установку подшипников в вилках шарнира с натягом, есть вероятность того, что вилки при разборке кардана будут повреждены, особенно при коррозии. В таком случае специалисты рекомендуют заранее обработать весь шарнир карданного вала специальной проникающей смазкой, а при демонтировании крестовин, вместо молотка использовать специальный съемник.
  6. С помощью съемника, подшипники, частично выпрессовываются в чашку инструмента, до того момента крестовина не упрется в вилку, хотя сам подшипник, выходит из вилки лишь на 1/3 с собственной высоты.
  7. Чтобы не деформировать трубу, вилка шарнира карданного вала зажимается в тиски, а затем по проушинам вилки переднего вала, через выколотку, наносят удары молотком, из-за чего крестовина смещается до упора в вилку.
  8. Далее из отрезка трубы делают два полукольца, которые устанавливаются на шип крестовины, сразу после того как вилку переднего кардана (вместе с ней) переместили в противоположную сторону.
  9. После чего при помощи съемника выпрессовывают подшипник из вилки кардана, затем из вилки заднего карданного вала выводят и крестовину.
  10. Таким же самым способом извлекается подшипник из вилки переднего вала, предварительно аккуратно зажав его в тиски, после чего уже можно и снять крестовину.

Также стоит обратить внимание, что перед заменой крестовины, нужно тщательно подготовить проушины кардана. Для этого их нужно очистить от грязи и ржавчины. Аналогичным способом чистят канавки стопорных колец.

Данная инструкция поможет автомобилистам не только сэкономить, но и получить необходимые навыки для работы. Потому что на сегодняшний день стоимость услуг по ремонту автомобилей слишком велика, а ведь не каждый может себе позволить проводить обслуживания автомобиля в автосервисе. Имея такое приспособление, как съемник крестовин карданных валов, справится с процедурой замены крестовины или ремонта самого кардана, будет намного проще и своими руками.

Но а если в вашем гараже нет такой штуки, но есть энтузиазм, со смастерить такой съёмник можно даже своими руками сэкономив рублей 500 на приобретение магазинного варианта.

Как сделать съемник крестовин самому

Если посадка крестовины с натягом 0,005-0,038 мм, то ударным способом уже не разобрать без порчи деталей. В этом случае будет необходима выпрессовка, но если детали подвергались коррозии, то этот процесс окажется достаточно сложным. Чтобы облегчить задачу по замене крестовины такое приспособление можно не только купить, но и сделать своими руками.

Для того, чтобы изготовить приспособление для выпрессовки крестовин карданных валов необходимо будет вырезать скобу из листового металла толщиной 16 мм, а затем приварить к ней гайки с резьбой М22 (можно будет заказать у токаря). Также для изготовления нужен винт с резьбой, вороток и гайки воротка. Другие детали, такие как: силовой винт и резьбовые детали, можно выточить из прочной стали. Хотя это получится совсем уж магазинный вариант съемника крестовин. Есть способы сделать попроще - использовав просто два мощных болта и приварить гайки к пластине.

С помощью приспособления, необходимо понемногу откручивать винт 1, а закручивая винт 5 постепенно запрессовывать подшипник в вилку шарнира. И когда подшипник, постепенно продвигаясь в отверстии проушины, освободит канавку стопорного кольца, то запрессовку следует прекратить и установить в канавку помеченное стопорное кольцо. Далее, прижимая крестовину к уже запрессованному подшипнику, следует перевернуть вилку шарнира на 180 градусов. Таким же способом запрессовываем второй подшипник и еще дважды повторяем эту работу на другой вилке карданного шарнира.

Также есть другой способ изготовления приспособления, но для этого вам понадобиться полуавтоматическая сварка и обратный молоток.

К гайке нужно приварить болт, для этого заправляем его болгаркой так, чтобы был острый кончик, капаем сварку на стаканчик крестовины и привариваем болт. Затем вкручиваем обратный молоток и выбиваем с крестовины гайку. Такой способ удобен при условии, что есть полуавтомат. Есть еще другие способы, например выпиливание крестовины болгаркой, но потом таким же способом нужно выбивать гайку.

Съемник крестовин имеет много плюсов, самым главным отличием и преимуществом использования съемника является отсутствие повреждений на соседних деталях. Также еще одним плюсом является экономия времени при выполнении операций, потому что при использовании съемника все действия выполняются гораздо быстрее, чем при применении подручных средств.

Статьи по теме: