Презентация на тему "военные походы фараонов". Тема: «Военные походы фараонов

ПЕШИЕ ВОИНЫ. Чем больше становилось государство, чем богаче становился Египет, чем всё большая власть сосредотачивалась в руках фараона, тем всё большее и тренированное войско было нужно фараону. А как известно владыки государств часто бывают ненасытны. Вот потому-то фараону нужно было постоянное большое и хорошо обученное войско. Египет был государством со строгим учётом всего. В Египте не было проблем с переписью населения, всё было учтено: каждый десятый юноша забирался в армию, и уходил туда на многие годы. Юношей разбивали на отряды, в каждом отряде осваивали один вид оружия. У одних это были луки и стрелы; у других - копья; боевые топорики; кинжалы. Наконечники копий, топорики и кинжалы были бронзовые. Бронза - это сплав меди и олова, который давал большую твёрдость. А чтобы усилить её (твёрдость), кинжалы делали короткими и массивными (чтобы они не согнулись при ударе). Кинжал был коротким оружием и, чтобы защититься от копья противника в рукопашном бою, пехотинец имел кроме кинжала небольшой лёгкий щит.
Фараоны гордились своими военными победами, а потому в гробницах часто изображались колонны выступивших в поход пеших воинов, идущих нога в ногу.
БОЕВЫЕ КОЛЕСНИЦЫ. В середине второго тысячелетия до нашей эры в египетском войске появились новые отряды - боевых колесниц. Колесница была маленькая и лёгкая. Делалась она из крепкого дерева. На двух колёсах маленькая площадка, рассчитанная на двух человек - возницы и лучника. От площадки шло дышло - длинная палка, за которую колесницу везли два коня. Колесница была дорогостоящим видом оружие, а потому только богатые египтяне могли быть колесничими. Колесница украшалась разными бляшками, а головы коней - разноцветными страусиными перьями. Можно представить какое ошеломительное действие производили колесницы, молниеносно врываясь в строй противника.

В крупных сражениях начинали лучники - издалека осыпая врага стрелами, затем в ряды противника молниеносно врывались боевые колесницы, нарушая строй и порядок их рядов. И у ж потом шли пехотинцы, вооружённые копьями и топориками.

Бегущего неприятеля догоняли и добивали (или брали в плен) на колесницах.

Отряды боевых колесниц, могли быстро преодолеть огромные пространства и внезапно напасть на ничего не подозревающего противника.

ВОЕННАЯ ДОБЫЧА. Древний Египет - большое и сильное государство. Ни одно соседнее, не могло равняться с ним по величине. И конечно, велик был соблазн завоевать или ограбить соседей. Южнее Египта вдоль Нила от первого до третьего порога простиралось государство Нубия, славящаяся своими золотыми рудниками. На запад от Египта жили скотоводческие племена ливийцев. На северо-востоке, совсем рядом был Синайский полуостров богатый залежами меди. А ещё севернее - Палестина, Сирия, Финикия.

Когда в войске фараонов появились лёгкие боевые колесницы, войско египтян стало делать ежегодные набеги на соседей, пригоняя захваченный скот и пленников и привозя ценную древесину, золото, серебро, драгоценные камни и многое другое.

САМЫЕ КРУПНЫЕ ЗАВОЕВАНИЯ СОВЕРШИЛ ОКОЛО 1500 ГОДА ДО НАШЕЙ ЭРЫ ФАРАОН ТУТМОС (ударение на последний слог). При Тутмосе египтяне захватили Нубию с её золотом. А его походы в Азию привели к тому, что в состав Египта вошёл Синайский полуостров, и дальше Палестина, Сирия, Финикия; отодвинув границу Египта аж до реки Евфрат. Лишь через несколько столетий порабощённые египтянами народы, смогли обрести свободу.

ПОЯВЛЕНИЕ РАБОВ. Успешные войны египтян приводили к захвату огромного количества пленных. Они становились рабами - так как всё больше требовалось людей для возделывания земель фараона и вельмож, всё больше требовалось рабочих сил на строительстве дворцов и гробниц фараонов. Фараон мог милостиво подарить пленников воеводам и отличившимся в бою колесничим.

Всё больше чужеземцев влачило рабскую долю в долине реки Нил.

ТЯГОТЫ ПОХОДНОЙ ЖИЗНИ РЯДОВОГО ВОИНА. Богатые воеводы фараона, колесничие возвращались из военных походов с добычей и богатели. Жизнь рядового воина в таких походах была трудна. Брёл он навьюченный как мулл, всё на своём горбу тащил: и запасы воды (как без неё прожить в песках пустыни), и чёрствые лепёшки... И если живой домой добирался, то и там разруха: без кормильца земля хирела, а семья голодала.

Фараоны не доверяли египетским воинам, боялись заговоров вельмож и бунта рядовых воинов. Потому нанимали для своей охраны НАЁМНОЕ ВОЙСКО, веря, что за хорошую плату чужеземцы будут верны им.

1. Отряды пеших воинов. Владыки Египта стремились укрепить свою власть, расширить владения и приумно­жить богатства. Для того чтобы вести завоевания, им нужно было постоянное войско - большое и хорошо об­ученное. Писцы вели строгий учёт населения, и каждого десятого юношу забирали в армию на многие годы.

Из них формировались отряды воинов, искусно владев­ших тем или иным видом оружия. Одни были вооруже­ны луками, другие - копьями, боевыми топориками или кинжалами. Наконечники копий, топорики и кинжалы изготавливались из бронзы. - сплава меди и олова. Брон-

за твёрже меди - бронзо­вое оружие давало воинам преимущество над теми, кто имел оружие из меди и камня. Но всё же бронза не очень твёрдый металл. При­ходилось заботиться о том, чтобы кинжал не согнулся при ударе - его делали ко­ротким и массивным.

Защищались пехотинцы небольшими лёгкими щи­тами, обтянутыми шкурами пятнистых коров или диких зверей - леопарда, рыси, гиены. Иногда на щиты на­шивали металлические бля­хи. Вражеские крепости штурмовали, приставляя к стенам длинные лестницы.

2-й порог
Египетское царство.

2. Боевые колесницы. В се­редине второго тысячелетия до н. э. египтяне стали ис­пользовать боевые колесни­цы, запряжённые конями. У колесницы было два ко­леса со спицами. На оси между колёсами укрепле­на площадка, где стояли двое - возничий, управляв-

ШИЙ КОНЯМИ, И боец-колес­ничий у стрелявший из лука. Площадка крепилась к длин­ной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу. Вся колесница, включая колёса и спицы, изготавливалась из прочного дерева. На площадке делались обтянутые ко­жей борта, чтобы защитить ноги обоих воинов. Колесницу украшали металлические бляшки, а на головах коней раз­вевались разноцветные страусовые перья.

Отряды на колесницах могли преодолевать большие рас­стояния и внезапно нападать на противника.

Крупные сражения обычно проходили так: когда разведчики сообщали о прибли­жении неприятеля, египетское войско гото­вилось к бою. Вперёд выходили лучники, издалека осыпавшие противника стрелами. Затем мчались колесницы, вносившие бес­порядок в ряды врагов. Потом в бой всту­пали пехотинцы, вооружённые копьями и топориками. Неприятеля, обращённого в бегство, преследовали на колесницах.

Колесница стоила очень дорого. Поэтому лишь знатные египтяне могли стать колес­ничими. Война для них была способом ещё больше обогатиться.

3. Войско возвращается с добычей. Фа­раоны посылали свои войска на юг, на за­пад, на северо-восток. Южнее Египта на­ходилась страна Нубия. Она славилась золотыми рудниками. К западу от Египта жили племена ливийцев, обладавших боль­шими стадами коров, коз, овец. На северо- востоке, в Азии, совсем близко от Египта, находился Синайский полуостров. Он был богат залежами медной руды. Далее на се­вер располагались страны - Палестина, Сирия, Финикия.

Богатства соседних стран издавна прель­щали фараонов. Когда же у них появилась хорошо обученная и вооружённая армия с



лёгкими боевыми колесницами, они стали совершать туда походы почти каждый год. Войска возвращались с добычей в столи­цу Египта, которой был тогда город Фивы. Гнали скот, везли ценную древесину, зо­лото, серебро, шерстяные ткани, сосуды, украшения.

Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н. э. фараон Тутмбс. При нём египтяне захватили Нубию. Успешны­ми были и походы в Азию - граница Еги­петского царства была отодвинута до реки Евфрат. Лишь через несколько столетий покорённые народы смогли освободиться от власти фараонов.

4. Пленных обращают в рабство. Из за­воёванных стран египетские воины гнали толпы людей. Победитель имел право убить побеждённого. Если же он пощадил плен­ника, то становился господином его жизни и смерти. Пленников могли превратить в рабов, заклеймить, как скот, и продать.

На торжествах в честь победы народ ли­ковал, видя несокрушимую мощь своего

Войско фараона в походе. Рисунок нашего времени.

владыки. Фараон делил добычу и дарил пленников командирам и колесничим, от­личившимся в битве. Многие тысячи чуже­земцев должны были обрабатывать землю, обогащая фараона и вельмож.

5. Рядовому воину доставались лишь тя­готы походной жизни. Египтяне так опи­сывали его судьбу: бредёт он по горам и пу-

Поход фараона Тутмоса на город Мегиддо

Войско Тутмоса отправилось в поход, путь ему преграждали горы. Вельможи предостерегали: «К крепости можно добраться через ущелье, но путь этот слишком опасен. Лучше пойти в обход». Но Тутмос сказал: «Я выбираю кратчайший путь, чтобы внезапно напасть на врагов». Еги­петское войско быстро прошло ущелье и сразилось с неприятелем на поле у самой крепости. Фараон мчался впереди на колеснице, золотом сверкавшей на солнце. Противники не выдержали натиска и бежали в го­род. Нужно было их преследовать, пока за отступавшими не закрылись ворота. Но египтяне помышляли только о грабеже вражеского лагеря. Время было упущено - ворота крепости захлопнулись. Лишь после семи месяцев осады войска фараона захватили Мегиддо и вернулись в Египет с огромной добычей.

(Из древнеегипетской летописи)

Его Величество силою подобен богу. Он прекрасен, как солнце. В стрельбе из лука он не знает равных. Словно сокол, он истребляет врагов без устали. На блистательной колеснице он один сокрушил сотни тысяч воинов. Вселяет он страх грозным рыком своим в сердца народов всех стран.

стыням; как осёл, тащит на спине запасы питья и чёрствых лепёшек; терпит голод и жажду; как скот, ест траву и пьёт про­тухшую воду. В сражениях получает раны, а от своих командиров побои. Служит он вдали от жены и детей, домой возвращает­ся больным. Семья его бедствует без кор­мильца: поля пустеют, посевы топчут беге­моты и уничтожают птицы.

Фараоны часто не доверяли египетским воинам. Для своей охраны они предпочи­тали наемное войско из чужеземцев. На­ёмники, получавшие плату из казны, ка­зались фараону более надёжной опорой на случай заговора вельмож или возмущения простых египтян.

Объясните значение слов: бронза, пехотинец, боевая колесница, дыш­ло, возница, колесничий, дротик, наёмное войско.

Проверьте себя. 1. Каким оружием пользовались египетские воины?

2. Как были устроены колесницы? Какую роль они играли в сражениях?

3. С какими целями фараоны содержали большое войско? 4. Как егип­тяне описывали судьбу простого воина в походе? 5. Были ли результаты военных побед одинаковы для фараона, командиров и рядовых воинов? Поработайте с картой (см. с. 47). Найдите территорию Египетского царства при фараоне Тутмосе и соседние страны.

Бортникова Т.И.

Древний мир

Слайд 2

Войско фараонов

Около 1500 г. До н.э. Египтом правил фараон Тутмос. В те времена Египетское царство было так сильно, что никакие чужеземцы не угрожали ему. Фараоны использовали сильное войско для завоевания новых земель и удержания под своей властью покорённых стран.

Слайд 3

Большую часть войска составляла пехота. Исход войны во многом зависел от её выучки и выносливости. Набор в войско производили писцы по приказу фараона, большинство новобранцев было из земледельцев. Опытные командиры обучали воинов маршировать и бегать шеренгами, стрелять их лука, владеть копьём, топориком и кинжалом. Ленивых безжалостно избивали палками, раны от побоев на голове теле долго не заживали.

Слайд 4

По роду оружия пехота делилась на стрелков из лука – лучников – и копейщиков. Лук был основным видом дальнобойного оружия. Стрелы часто делались из тростника с бронзовыми наконечниками, их носили в особых футлярах – колчанах. Во время сражения лучники для быстроты и удобства вынимали сразу по несколько стрел и держали их в правой руке между большим и указательным пальцами.

Слайд 5

Египетское копьё состояло из длинного крепкого древка и бронзового наконечника. Защищались пехотинцы небольшими лёгкими щитами удобными в рукопашном сражении. Щиты состояли из деревянной и сплетённой из крепкого тростника основы, обтянутой кожей. Металлические шлемы в Египте были большой редкостью. Обычно воины надевали шапочки из кожи или льна, часто имевшие полосы.

Слайд 6

На древнеегипетской росписи художник прекрасно передал стремительное движение отряда копейщиков, его выучку и сплочённость. Все шагают в ногу, воины в полосатых шапочках вооружены щитами, копьями, топориками и искривлёнными мечами.

Слайд 7

Во главе армии стоял верховный властитель страны – фараон. Во всех важных сражениях он лично командовал войском. Льстивые и угодливые вельможи приписывали фараону все военные победы. «О, если бы не его величество, да живёт он, да здравствует, да будет благополучен! Мы никогда бы не разгромили вражеское войско».

Слайд 8

В середине второго тысячелетия до н.э. египтяне стали использовать боевые колесницы, запряжённые конями. Это позволило создать большое колесничное войско, игравшее огромную роль в египетской армии.

Слайд 9

У колесницы было два колеса со спицами. На оси между колёсами укреплена площадка, где стояли двое – один управлял конями, а другой стрелял из лука и бросал в противников короткие копья – дротики. Площадка крепилась к длинной палке – дышлу, за которое два коня везли колесницу. Вся колесница, включая колёса и спицы, изготавливалась из прочного дерева. На площадке делались обтянутые кожей борта, чтобы защитить ноги возницы и стрелка.

Слайд 10

Завоевания фараонов

Какая страна была завоёвана к югу от Египта?

В какую страну на запад от дельты Нила вторгались войска фараона?

Какой полуостров был захвачен войсками фараона к западу от дельты?

Какие страны к северу от Синайского полуострова покорили египетские войска?

На карте в учебнике найдите название реки, до которой доходили владения египтян на севере?

Слайд 11

Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н. э. фараон Тутмос.

Прочитаем описание одного из походов Тутмоса на с. 46.

Слайд 12

Последствия завоевательных походов

После каждого похода войска возвращались с добычей в столицу Египта, которой становится город Фивы.

Слайд 13

Из завоёванных стран египетские воины гнали толпы пленников. Победитель имел право убить побеждённого. Если же он пощадил пленника, то становился господином его жизни и смерти. Пленников могли превратить в рабов, заклеймить, как скот, и продать.

Сверху вниз - нубиец,

ливиец, житель Азии

Слайд 14

Одних египтян войны обогащали: фараоны щедро награждали военачальников и колесничих. Вельможи становились ещё богаче. Других египтян длительные войны доводили до обнищания. Войны разоряли основное население страны – её тружеников.

Слайд 15

Фараоны часто не доверяли египетским воинам. Для своей охраны они предпочитали наёмное войско из чужеземцев. Наёмники, получавшие плату из казны, казались фараону более надёжной опорой на случай заговора вельмож или возмущения простых египтян.

Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%82%D0%BC%D0%BE%D1%81_III

http://www.husain-off.ru/hg7n/images1/drm5-069.gif

http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st027.shtml

http://www.ms77.ru/articles/fashionhistory/drmir/egypt/14917/

http://istoriya-ru.ucoz.ru/news/pokhody_tutmosa_iii_v_aziju/2011-01-31-132#

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111080.htm

http://bronexod.com/forum/lofiversion/index.php?t941.html

http://www.husain-off.ru/hg7n/hg7-a1-14.html

http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/faraon/faraon.htm

Посмотреть все слайды

МОУ Марфинская средняя общеобразовательная школа

Тема: «Военные походы фараонов»

Разработала и провела:

учитель истории

Москва 2007
Тема урока: «Военные походы фараонов»

Да поступит повелитель так, как будет ему удобно,

ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости.

(Из египетской летописи)

Цели урока:

Познакомить учащихся с особенностями формирования египетской армии, с направлением внешней политики, совместно с учащимися установить цель военных походов;

Учить школьников работе с историческими документами, умению делать выводы на основе полученных знаний, а также устанавливать причинно-следственные связи;

Формировать умение работать с историческими и контурными картами;

Помочь учащимся правильно определить цель военных походов и их

Результативность.

Оборудование:

Карта «Древний Египет»,

Схема «Древнеегипетская армия»,

Контурные карты.

Словарная работа :

Возничий,

Дротики,

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания по вариантам.

I вариант - выполняет письменную работу по заданиям, написанным на доске.

1. Дать определение следующим словам: вельможа , налоги, дельта, фараон.

2. Построить логическую цепочку по степени важности занимаемых должностей в государстве: писец, фараон, земледелец, вельможа, сборщик налогов, раб, воин.

3. Определить, что здесь является лишним: шадуф, амулет, Нил, насыпи, ил, дельта.

(Работу проверяют ассистенты)

II вариант - развернутый ответ.

Рассказ от имени очевидца египетской гробницы.

Рассказ по выполненному рисунку «В усадьбе вельможи» (творческое задание).

Беседа о жизни вельможи во дворце.

(Делается вывод совместно с учащимися)

III. Работа над новым материалом.

(Учитель обращает внимание школьников к эпиграфу урока)

Сейчас вы услышите отрывок из стихотворения о жизни древних египтян. Ответьте на вопрос: «За что его величество хвалил вельможу?»

Разорив соседнюю страну,

Это войско вернулось благополучно,

Это войско вернулось благополучно,

Захватив много пленных,

Его величество хвалил меня за это чрезвычайно

(Ответ: за удачу в военных походах)

Вот так и называется наша тема урока «Военные походы». Мы выясним с вами, что собой представляет египетское войско, из кого оно формировалось, куда и с какой целью оно совершало военные походы. Работаем по плану.

План урока:

1. Египетское войско.

2. Военные походы.

1. (Работа по схеме)

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ АРМИЯ

соединения

5000 воинов:

4000 пехота +

1000 колесничье войско

ТЕЛОХРАНИТЕЛИ А ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОИНЫ ПЕХОТА КОЛЕСНИЧЬЕ ВОЙСКО

тяжеловооруженная легковооруженная

(Рассказ по схеме с использованием аппликации построения войска)

а) Телохранители - личная охрана фараона, которая в основном состояла из чужеземцев - наёмников, которые за свою службу получали плату из казны и подарки от самого фараона.

А почему фараон не использовал египтян? (Боялся заговоров).

б) Профессиональное войско - это войско, которое состояло из наиболее опытных, знающих свое дело воинов, которые не только ходили с фараоном в военные походы, но и обучали новобранцев бегать шеренгами, стрелять из лука, владеть топориком и копьем. Они так же, как и телохранители, получали за свою службу плату из государственной казны .

в) Пехота - самая большая часть египетской армии. Исход войны во многом зависел от нее действий, выучки и выносливости. Воины-пехотинцы получали плату из казны. Государством выдавалось оружие, которое в мирное время хранилось на складах. Египетская пехота в мирное время использовалась, как простая рабочая сила на тяжелых работах - на каменоломнях. Принцип отбора был таков: египетские цари брали на военную службу одного из 10 молодых людей, способных носить оружие. Такой способ отбора в армию использовал русский царь Петр I.

Фараоны уделяли огромное внимание своему войску, всячески поощряли нелегкий солдатский труд, раздавали земли наиболее отличившимся, золотые и серебряные знаки отличия. Воины, трудившиеся на каменоломнях, получали от государства ежедневно - около двух килограммов хлеба, кусок жареного мяса, два пучка зелени.

По вооружению пехотинцы делились на легковооруженную (показ на схеме), у которой были лук и стрелы. Тяжеловооруженную - имевшие копье, топорики и щит.

г) Колесница. В I тыс. до н. э. в Египте начинают разводить лошадей, привезенных из Азии. Появляется колесничье войско. (Показ). Колесница представляет собой двухколесную повозку, запряженную двумя лошадьми. Лошади выдавались из государственных конюшен. Колесница была легкая и подвижная, так как вся состояла из дерева. У неё были два колеса со спицами. На оси между колесами укреплена площадка, где стояли двое - возница, который управлял конями, ему и принадлежала колесница, другой - стрелок, который бросал в противника дротики (короткое копье) или стрелы. Площадка была защищена бортиком. Она крепилась к длинной палке - дышлу, за которое два коня везли колесницу.

В чем преимущество колесниц перед пехотой? (Скорость, стремительность, внезапность)

д) Египетская армия состояла из нескольких соединений по 5 тыс. человек в каждом. 4 тыс. - пехота и 1 тыс. - колесничих. При Тутмосе было 12 соединений.

Сколько же воинов насчитывала его армия?

(Работа с аппликацией)

Как вы думаете, почему я расставила именно так египетскую армию? (Именно такое построение было при больших военных походах)

Кого здесь не хватает? (Фараона).

Как вы думаете, где он будет находиться? (Впереди войска).

Вот так выглядела армия во время военных походов. А как же осуществлялись военные действия? Мы сейчас услышим рассказ об одном из больших сражений.

(Рассказ ученика)

Закрепление: по схеме и аппликации рассказать структуру египетского войска.

2. Куда и зачем посылали воинов египетские фараоны? Одним из таких и был Тутмос, который правил 1500 тыс. лет до н. э. Именно при нем были успешными военные походы.

Сколько лет назад это было?

(Работа с аппликацией на исторической карте).

Южнее Египта находилась страна Нумибия. Она славилась золотыми рудниками.

К западу от Египта жили ливийцы, обладавшие стадами коров, коз и овец.

На северо-востоке, в Азии, совсем близко от Египта, находился Синайский полуостров.

Он был богат залежами медной руды.

Почему Тутмос так легко покорял государства и вывозил оттуда все, что ему было необходимо? (Сильная армия; государства, которые он покорял, не были едиными).

На севере находились Палестина, Сирия и Финикия. Эти государства уже были наслышаны о завоевательских походах Тутмоса, и чтобы защитить себя, они создали военный союз, но и это не испугало фараона. О том, как он совершил поход через горы, вы узнаете из египетской летописи. (Учебник стр. 46)

(Работа с историческим документом)

Что помогло Тутмосу взять город Мегиддо?

Египетские воины возвращались от северных соседей с богатой военной добычей: древесина, шерстяные ткани, украшения

(Закрепление военных походов проводится по контурной карте)

Из каждой страны они привозили то, что им было необходимо. А какой один и тот же товар они привозили из всех стран? (Рабов.)

Они называли их «живой - убитый».

Как вы думаете, почему их так называли?

А как вы думаете, кто больше всего страдал из-за военных походов?

А кто был заинтересован в них и почему?

(Показ инсценировки «Диалог фараона и вождя»).

В: Я имею власть над людьми и могу их наказать по своим законам.

Ф: А я имею власть, данную мне богом. У меня всегда порядок, мои поданные живут в страхе, если они будут нарушать мои законы, значит прогневят бога.

В: Вчера мы совершили кровную месть своим соседям, так как они убили моего соплеменника.

Ф: А я иду на своих соседей всей армией и забираю все, что мне необходимо. Власть и богатство - вот моя цель.

Кто вел беседу?

Почему вы так думаете?

(Учащиеся вместе с учителем делают вывод о причинах и целях военных походов).

Для осуществления своих целей фараон забывает о простых воинах, которые ради достижения его цели идут в длительные походы, оставляя свою семью, землю, которая за время их отсутствия приходит в негодность. Полученные во время сражений раны, сокращают им жизнь, ведь раненый вождь не нужен фараону. И если кто-то вздумает оказать неповиновение от вельможи до простого ремесленника, их ждет смерть, как и раба невольника. Ведь цель фараона - богатство и власть.

Так подходят ли слова эпиграфа к нашему уроку?

IV . Домашнее задание для учащихся.

Выполнить пересказ параграфа 9 и ответить на вопросы к тексту. Написать сочинение-миниатюру на тему: «Военный поход» от имени любого участника.

IV. Подведение итогов и оценка работы учащихся вместе с ассистентами.











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  1. Образовательные: продолжить формирование у учащихся представления о государственной системе Древнего Египта, власти фараонов; сформировать представления об особенностях войска Египта, направлениях походов фараонов и их целях.
  2. Развивающие: продолжить формирование у учащихся работать с исторической картой, составлять таблицы, сопоставлять, анализировать информацию, делать выводы на основании исторических источников.
  3. Воспитывающие: показать, что войны несут с собой разрушения, гибель людей и материальные потери.

Оборудование урока:

  1. Раздаточный материал – отрывок из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах.
  2. Слайд-шоу “Военные походы египетских фараонов”

Оформление доски:

  1. Тема урока на левом (для учителя) крыле доски
  2. Экран для демонстрации слайд-шоу по центру доски
  3. В ходе урока на правом крыле доски может быть написана дата военных походов Тутмоса III.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель проводит проверку готовности учащихся к уроку, необходимо наличие атласов по истории Древнего мира на каждой парте. Объявляется тема урока, показанная на первом слайде презентации.

2. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания проводится в форме фронтального опроса. При этом используется второй слайд презентации к уроку, на котором последовательно появляются вопросы:

  • Как жили вельможи в Древнем Египте?
  • Кому подчинялись вельможи?
  • Какие поручения давал вельможам фараон?
  • Кто подчинялся египетским вельможам?

Деятельность учащихся на этом этапе предполагает ответы на данные вопросы в рамках информации, изложенной в учебнике:

  • рассказ о жизни египетского вельможи
  • вельможи подчинялись фараону
  • Виды службы вельможи (сбор налогов, командование армией, суд, наблюдение за работами в каменоломне, наблюдение за оросительной системой, выполнение поручений фараона).
  • писцы, стражники, воины.

3. Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала происходит с опорой на показываемую презентацию. Перед началом рассказа учителя обучающимся предлагается подготовиться к заполнению таблицы “Вооружение египетского воина”, предполагающее последующую устную проверку полученного результата в классе. Образец незаполненной таблицы показан обучающимся на слайде 3.

После подготовки таблицы учитель начинает рассказ, обращаясь последовательно к слайдам 4 и 5. Примерный рассказ учителя может выглядеть следующим образом:

“Давайте познакомимся подробнее с военной службой вельмож, а заодно узнаем, куда и зачем отправляли в походы свои войска фараоны, кто становился простыми воинами, как эти люди были вооружены.

Начнем наше знакомство с военным делом Древнего Египта с его войска. Египет был объединен около 3000 г. до н.э., а в конце XVIII в. до н.э. страну захватили гиксосы, вторгшиеся из Азии. Они захватили дельту, а затем и Южный Египет. На 150 лет страна утратила независимость. Гиксосы вынудили египтян создать сильную армию. Во главе борьбы против них встали фиванские фараоны, освободившие Египет к 1600 г. до н.э.

Основу египетского войска составляла пехота. В войско забирали каждого десятого юношу после проведения переписи. Для изготовления оружия использовали сплав олова (1/10) и меди (9/10) – бронзу. По роду оружия пехота делилась на лучников и копейщиков. Распространенным оружием для рукопашного боя были боевые топоры. Защищали пехотинцев щиты. При их изготовлении на деревянную или тростниковую основу натягивали кожу. Металлические шлемы в Египте встречались не часто. Обычно воины надевали шапочки из льна или кожи, с закрепленными на них бляхами. Знатные воины могли иметь кожаный панцирь с нашитыми на него металлическими пластинами и кинжалы.

Еще одну часть египетского войска составляли колесничие. Боевая колесница – это легкая, двухколесная повозка, устойчивая на поворотах. Колесничие все были знатными и богатыми людьми: коней они получали на царских конюшнях, а колесницы, упряжь, панцири они покупали сами. В сражениях колесницы шли на прорыв, врывались в гущу вражеского войска, преследовали отступающего противника. Управлял лошадьми возничий, а владелец колесницы стрелял из лука или метал дротики”.

После этого рассказа проводится проверка заполнения учащимися таблица, для определения правильности ответов используется слайд 6.

Следующее задание классу отражается на слайде 7. Обучающимся предлагается найти в атласе по истории Древнего мира похожую карту и определить по ней направления военных походов фараонов и их цель. После устных ответов учащихся происходит сравнение их результатов с теми, что отражены на слайде 7. В последнем случае не указана цель походов египтян в Палестину, Финикию и Сирию. Это позволяет подробнее остановиться на походах Тутмоса III и дать возможность обучающимся попытаться самостоятельно сформулировать несколько разных целей завоевательных походов в этот регион.

4. Закрепление материала.

Для закрепления материала организуется работа с текстом документа о завоеваниях Тутмоса III и подготовка устных ответов на вопросы к нему. В презентации используется слайд 8.

Раздаточный материал для анализа:

Из летописи Тутмоса III

Его величество отправился на золотой колеснице, украшенный своим боевым оружием… И враги увидели, что его величество одолевает их, и бежали стремглав в Мегиддо с лицами полными страха. Они бросили своих лошадей и свои золотые и серебряные колесницы, и их втаскивали с помощью одежд в этот город… И вот, если бы войско его величества не возымело намерения пограбить имущество врагов, оно бы овладело Мегиддо в этот миг…

Тогда были захвачены их лошади и их золотые и серебряные колесницы… Их ратники лежали, простершись на спине, как рабы, а победоносное войско его величества считало своё достояние… И все войско ликовало, воздавая славу Амону за победу, дарованную им своему сыну в этот день. Они воздали хвалу его величеству, превознося его победы.

(Осада крепости продолжалась 7 месяцев). И вот владетели этой страны приползли на животах, чтобы поклониться мощи его величества, чтобы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чужеземными странами… И вот все владетели были приведены пред мощь его величества с их данью: серебром, золотом, лазуритом, бирюзой, зерном и вином, быками и мелким скотом.

Вопросы к тексту:

  1. Какую роль играл в битве фараон?
  2. Что вы можете сказать об уровне развития военного дела у египтян?
  3. Предположите, был ли Тутмос III доволен результатами похода? Какие цели он мог перед собой ставить?

Ответы учащихся на данные вопросы предполагают прямые ссылки на текст источника.

При наличии времени проводится работа с иллюстрацией на слайде 9, показывающей фараона на поле боя. Отвечая на вопрос об особенностях изображения фараона на поле боя, обучающиеся могут указать на преувеличение роли фараона, на соответствии размера его изображения высокому статусу в государстве.

5. Домашнее задание.

Высвечивается на экране на слайде 10.

При подготовке данного урока и презентации к нему использовались следующие источники информации:

  1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. – М., 1996.
  2. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 кл. – М., 2003г.
  3. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. ч.1. – М, 2004.
  4. Михайловский Ф.А. История Древнего мира. – М., 2004.
  5. Михайловский Ф.А. История Древнего мира. Книга для учителя. – М., 2000.
  6. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 кл. – М., 2004.
  7. Мировая художественная культура. Мультимедийное учебное пособие. 2003.
  8. Искусство Древнего Египта. CD. 2004.
Статьи по теме: