Порядок службы на крещение 19 января. Обряд и заговор на достаток и деньги. Крещенский сочельник, или голодный день

Первая крещенская служба (Крещенский сочельник) совершается утром 18 января. В разных храмах она начинается в 8 или 9 утра. В Храме Святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе начало богослужения - 8.30. Это большая служба, во время которой читаются Царские часы, совершается вечерня с чтением Паремий (текстов Ветхого и Нового заветов) и литургия. После этого в храм из алтаря выносится икона праздника - Крещение Господне и свеча для поклонения верующих, поётся Тропарь и Кондак праздника.

Иконостас Храма Святой преподобномученицы Елисаветы

Служба завершается приблизительно в 11 часов дня и сразу начинается первое Великое освящение воды (или Великое водоосвящение). Тогда вновь читаются паремии, Апостол, и специальная молитва на освящение воды с призыванием Святого Духа. Причём верующие молятся об освящении не только той воды, которая находится непосредственно в храме, но и всех вод на земле, всего мирового океана, потому эта молитва и носит название Великого водоосвящения.

Вторая крещенская служба - всенощное бдение - совершается вечером 18-го января: начало в 17 - 18:00, окончание в 19 - 20:00; в Храме Святой Елисаветы богослужение состоится в 17:00. В некоторых храмах и монастырях эта служба проходит ночью по подобию Рождественской, что возвращает к началу истории праздника, когда Рождество и Крещение отмечались вместе.

Около полуночи принято выходить из храма к открытым источникам. Крещенские купели - проруби в форме креста - организуются на прудах и реках. Священники во второй раз совершают молитву Великого водоосвящения.


Наконец, третье Великое водоосвящение проходит после утренней литургии 19-го января, в день Богоявления (Крещения). В Храме Святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе служба начнётся в 8:30.

В народе существует поверье, будто вода, освящённая в Крещенский сочельник и на Богоявление, обладает разными свойствами, однако священнослужители уверяют, что это заблуждение: она абсолютно равноценна.

Святитель Иоанн Златоуст в IV веке писал о том, что вода, если она принимается с верой, сохраняет свои свойства целый год - до следующего Великого водоосвящения.

2. Крещенский сочельник, или голодный день

Продолжительного Крещенского поста, подобного Рождественскому или Великому, как такового не существует. Перед Крещением принято поститься лишь один день - в Крещенский сочельник. В народе он также называется «голодным днём».

Связано это с тем, что после утренних литургий 18 и 19 января верующие обычно причащаются. Поэтому до утренней службы 18 января они ничего не едят, а после её окончания утоляют голод сочивом - постными блюдами из обваренных зёрен пшеницы, которую иногда заменяют рисом или чечевицей. А после утренней литургии 19 января уже можно накрывать праздничный семейный стол.


3. Погружение в прорубь и окропление дома крещенской водой

Для многих прихожан главная традиция, связанная с Крещением, - это погружение в прорубь в ночь с 18 на 19 января, которое совершается после Великого водоосвящения у открытых источников.

В Москве, например, много водоёмов, на которых создаются крещенские купели. В этом году специальную передвижную купель привезут даже в центр столицы - на площадь Революции.

С давних пор повелось 18 и 19 января, после богослужений, на которых проходит Великое водоосвящение, приносить крещенскую воду домой и окроплять ею всё жилище, включая подсобные помещения.

Эта вода обладает необыкновенной силой - исцеляет, очищает и отгоняет зло. Её чудодейственные свойства доказаны даже учеными - на свету и при комнатной температуре она долгое время не меняет вкуса, цвета и запаха. Cамое главное принимать Крещенскую воду с верой - в этом секрет её целительного воздействия на душу и тело.

История праздника Крещения

От Рождества до Крещения проходит всего 12 дней, и два этих праздника неразрывно связаны традицией. Дело в том, что почти четыре столетия, начиная с III века, они отмечались в один день - 7 января, и назывался этот праздник Богоявлением.

В день Богоявления вспоминали два главных события, связанных с пришествием Христа в мир: Рождество - это начало его земной жизни, Крещение - выход Спасителя на общественное служение. Приняв Крещение в водах Иордана, Христос удалился на 40 дней в пустыню, а затем вернулся к людям и начал проповедовать.

Интересно, что в текстах Евангелий почти не описывается тридцатилетний период жизни Спасителя, следовавший от Рождества до Крещения. Упоминается лишь один эпизод, когда в возрасте 12 лет он проповедовал в храме.

В VI веке праздники разделили: Рождество стали отмечать 25 декабря, а Крещение 7 января. В настоящее время они отмечаются православными христианами по новому стилю - 7 и 19 января.

Церковные службы Рождества и Крещения по причине того, что когда-то это был единый праздник, очень похожи. Праздником Богоявления называется теперь только Крещение - 19 января. Сейчас это синонимы.

Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

Крещение. И. Айвазовский. 1890-е гг. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3:14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын. И было засвидетельствованно, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.

Крещенский Сочельник (Сочевник) - это народное название дня накануне праздника Крещения Господня, происходящее от слова «сочиво» - постного блюда, которое верующие едят в этот день. Сочиво - это сваренные зерна пшеницы, приправленные медом, сухофруктами и иными сладостями. В церковной же традиции это время называется Навечерие Крещения Господня или Навечерие Богоявления.

Традиционно в храме в этот день совершаются Часы и Вечерня с чтением паремий (отрывков из книг Священного Писания) и Литургия Василия Великого, то есть это очень большая служба, похожая на те, которые совершаются в Рождественский Сочельник и в Великую Субботу.

Все богослужебные тексты этого дня посвящены Крещению Господню и Богоявлению. Литургия в этот день начинается Вечерней, то есть это необычный вид Литургии, которая совершается всего несколько раз в год - Рождественский Сочельник, Крещенский Сочельник, Великий Четверг и Великая Суббота.

В Крещенский Сочельник пост строгий и, в принципе, не полагается ничего вкушать до освящения воды, то есть примерно до полудня 18 января. По традиции же верующие вкушают сочиво. По сути, Крещенский Сочельник - это первый постный день после Рождества, так как до этого в Церкви празднуются Святки, когда поста нет. Однако сам день в праздник Крещения Господня - не постный.

После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане.

И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос.

В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей.

Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов — чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света — символ Святого Духа.

19 января Православная Церковь отмечает Крещение Господне. Иначе этот праздник еще называют Богоявлением. В Таинстве крещения явились все три ипостаси Пресвятой Троицы — Сын, Отец и Святой Дух. Больше об истории и значении праздника, а также о свойствах крещенской воды и купании в проруби читайте далее.

Почему Христос пришел к Иоанну?

Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он направился к Иоанну Предтече, чтобы от него принять крещение. Этот пророк, сын священника Захарии и двоюродной сестры Девы Марии — Елисаветы — проповедовал на берегу Иордана и призывал к покаянию. Пришедших к нему и желавших измениться израильтян Иоанн погружал в воду. Это и было крещение во оставление грехов. Вода символизировала очищение человека от духовной грязи прошлого.

Но здесь происходит неслыханное: безгрешный Сын Божий приходит к Иоанну Предтече и просит крестить Его. Сын Захарии видит собственную малость: как смертный, грешный человек может омыть в воде Сына Божьего? Ведь он недостоин даже развязать ремень на обуви Его! Иоанн произносит:

Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

И что ему отвечает Христос?

Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду

Иисус указывает, что так желает Бог.

Двойной смысл Крещения Господнего

Перед Иоанном открывается огромнейшая тайна: он видит и слышит три лица Пресвятой Троицы. Сначала он разговаривал с Сыном, Иисусом Христом, и крестил Его. Также видел, как открылись небеса, на Иисуса сошел Святой Дух в виде голубя. И в этот момент Иоанн услышал голос Отца:

Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

Само Крещение Господне имеет два значения.

  1. Человеку открылись три лица Пресвятой Троицы.
  2. Христос предстает перед нами как Бог и человек одновременно. О Божественной природе свидетельствует обращение Иоанна и голос Отца с небес.

Чтобы показать, что Иисус воплотился, Он, как и люди, принимает крещение от Иоанна. У Него нет грехов, чтобы очищать их водами покаяния. Но Христос тихо и смиренно заходит в Иордан.

Таким образом Сын Божий и Человеческий показывает, что нужно сделать людям, чтобы попасть в Царствие Небесное. Быть смиренными, чистыми и светлыми.

Что интересно, в Церковном уставе Крещение Господне еще именуют Днем Светов. В кондаке на Богоявление Господне Роман Сладкопевец описывает евангельский сюжет. От имени Иоанна он обращается к Иисусу:

Я знаю, кто Ты, — Свет неприступный

Видимый свет сошел на Христа (Святой Дух в виде голубя). Просветился и преобразился сам Иоанн Креститель, в результате чего его глаза смогли воспринять откровение Пресвятой Троицы. Также измениться должен каждый человек, чтобы увидеть Бога.

Крещение Господне в иконографической традиции

Существует несколько иконографических сюжетов по теме праздника.

Обычно в центре изображают Христа. Иисус стоит в Иордане, на отмели либо погружен в воду, взор Его опущен. Сверху на Христа в виде голубя, в облаке света, нисходит Святой Дух. Справа или слева от Иисуса — возлагающий руку Иоанн Предтеча. С противоположной стороны — ангелы с ризами.

В византийской и древнерусской традициях в воде изображали рыб и отдельные фигуры:

  • змея — вода освятилась телесным присутствием Бога Сына, поэтому лукавый не может там пребывать;
  • мужчины — символ Иордана;
  • женщины (в греческом языке море — женского рода, а этот образ символизировал переход израильтян через Черное море).

Тайна особых свойств крещенской воды

И что еще произошло в этот день, кроме явления трех Лиц Троицы? Если Бог вошел в воду, неужели она не очистилась? В этом риторическом вопросе и кроется ответ на вопрос «Почему вода на Богоявление имеет такие необычные свойства, считается целебной?» Сам Христос сделал ее живоносной. Как она могла не освятиться, если Господь телесно в ней пребывал?

Это имеет особое значение: Христос освятил воду, а мы через нее также получаем благодать и приобщаемся ко Господу. Поэтому крещенская вода обладает такими удивительными свойствами.

Если люди принимают ее с верой и молитвой, то получают исцеления даже от тяжелых болезней. В старину с помощью крещенской воды даже проверяли, бесноватый ли человек. Ему предлагали пить из разных кружек. Одержимый точно определял, в какой из них святая вода, и наотрез отказывался от нее.

Люди приходят ко храму в праздник Богоявления и для того, чтобы набрать крещенской воды на предстоящий год. Она хорошо сохраняется. Ее принимают натощак вместе с просфорой, а также в чистом или разбавленном виде дают больным.

Купаться ли в проруби?

Печально наблюдать, как глубокий богословский смысл праздника Крещения Господнего превращают в возможность показать собственное «я». Интернет-медиа, телевидение, радио, газеты, страницы в соцсетях — все только и пишут о том, как та или иная знаменитость прыгнула в прорубь.

Возникает вопрос: с каким чувством люди это делают? Если с «Разве я не смогу?», «Мы сделали, а вам слабо?», «Кто не искупался в холодной крещенской воде, тот слабак», то о какой вере и глубоком смысле праздника может идти речь? Человек поступает так из-за тщеславия и гордости, чтобы похвастаться и выглядеть лучше в глазах других.

Если же он понимает, что перед ним вода, в которой телесно пребывал Спаситель, если человек молится, чтобы Господь освятил его и само действие было во очищение души и тела, то это совсем другое. Именно от такого омовения он не заболеет, а наоборот — поправится.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Крещение в народе зовется Богоявлением и празднуется ежегодно 19 января, в 2018 году эта дата приходится на пятницу. В России данное событие не причисляется к нерабочим дням, хотя и является официальным праздником.

Древний и почитаемый всеми христианами праздник Крещение Господне - становится одним из наиболее ожидаемых событий во всем церковном году. Об этом празднике знают все, кто хоть когда-то слышал о православной вере, отчего не удивительно, что даже в современном мире люди продолжают придерживаться строгих канонов празднования этого чудесного дня.

Крещение 2018: История праздника

Этот церковный праздник, отмечается ровно с тех пор, как более 2000 лет назад Иисус Христос был крещен Иоанном Предтечей в водах реки Иордан. Считается, что после самого крещения к людям с неба спустился святой дух в виде белого голубя. Все услышали глас Божий, который произнес: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!». Начиная с этого дня Иисус начал свою земную миссию, завершившуюся, как всем известно, воскрешением, которое стало прародителем праздника Пасхи. После крещения Иисус Христос ушёл в пустыню, в которой пребывал 40 дней и ночей, готовя себя к исполнению своего священного долга.

Крещение 2018: Традиции праздника. Что можно и что нельзя делать

С течением времени праздник Крещения Господня оброс огромным количеством традиций, которые свято почитаются людьми и по сей день. Пожалуй, самой значимой из них является обряд купания в проруби, особенности которого следует обязательно знать всем, кто желает совершить данное действие. Перед купанием, во льду прорезается прорубь, которую принято называть Иордань в честь реки, в которой был крещён Иисус. Батюшка окунает в воду распятие и читает молитву, чем освящает данное место для дальнейшего обряда. Окунаться следует трижды с головой, после принято читать молитву и выходить из воды. Казалось бы, зачем подвергать свой организм такому стрессу в дни, когда особенно лютует русская зима? Однако купание в проруби на Крещение – древняя и мудрая традиция. Считается, что именно в этот день, вода в природных источниках приобретают особенные свойства: после купания в такой воде смываются не только болезни, хвори, сглазы, но и грехи, коих к этому моменту могло накопиться немало…

  1. Нельзя входить в воду людям с заболеваниями сердца, нервной и сосудистой системы, а также беременным и детям. Последних это касается особенно, ведь в детском возрасте процесс терморегуляции еще не сформирован, отчего детский организм подвержен риску получить серьезные осложнения.
  2. Нельзя купаться в нетрезвом состоянии - т.к это опасно для жизни!
  3. Можно перед погружением сытно поесть, но при этом - не объедаться, а после – выпить горячего чая.

Если вы будете придерживаться всех правил, то данная процедура на Крещение Господне, обязательно благотворно скажется на вашем самочувствии: как на физическом, так и на духовном.

Крещение 2018: Традиция набирать крещенскую воду

Безусловно, что не все смогут окунуться в проруби 19 января 2018 года, но при этом, каждый из нас сможет набрать для себя святой крещенской воды, а как, где и когда лучше всего набирать крещенскую воду, мы Вам подскажем далее.

Следует отметить, что освящение воды в церквях, происходит как 18 января в Крещенский сочельник (после Божественной литургии), так и в сам праздник Крещения Господня. В эти два дня можно набрать крещенской святой воды, при этом, нет никакой разницы, когда её набирать в храме - 18 или 19 января. В случае, если Вы решили набирать воду из под крана, то соответственно, наилучшим периодом для этого, будет промежуток времени с 00:10 до 01:30, который приходится в ночь с 18-го на 19-е января, при этом, воду также можно набирать и позже, на протяжении всего 19-го числа (до наступления 24:00).

Запрещено ссориться и совершать плохие поступки, когда святая вода находится в руках.

Крещение 2018: Приметы

Этот праздник имеет множество примет, как относительно быта, так и природы:

Плохая примета разбавлять освященную воду;

Начиная с Сочельника, не советуют давать деньги в займы. В противном случае виновник может испытывать недостаток в деньгах на протяжении года;

Нельзя воспринимать праздник, только как развлечение окунуться в проруби;

Хорошей приметой на Крещение является завершение какого-то дела;

Любая договоренность в этот день обязательно заканчивается успехом;

Природа на Крещение также о многом говорит:

Обильный снегопад и темные тучи на Крещение предвещают богатый урожай осенью;

Ночной лай собак к хорошей новости;

Крест, нарисованный на дверях, может уберечь дом от нечисти;

На праздники ничего нельзя выносить из дому, иначе будут материальные потери.

Экология жизни: Крещение Господне - один из великих двунадесятых праздников, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Крещение Господне празднуется, не менее торжественно, чем Рождество Христово. Праздники Рождества Христова и Крещения Господне связанны между собой святками и составляют единое торжество – праздник Богоявления.

Сущность Праздника

Крещение Господне - один из великих двунадесятых праздников, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Крещение Господне празднуется, не менее торжественно, чем Рождество Христово. Праздники Рождества Христова и Крещения Господне связанны между собой святками и составляют единое торжество – праздник Богоявления. В единстве этих праздников являются все три лица Пресвятой Троицы:

    в Вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий;

    при крещении Сына Божиего, из отверстых небес "Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь" (Лк. 3, 22);

    и был слышен Глас с Небес провозгласивший: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение".

Богослужение

Праздник Крещения Господня отправляется так же, как и праздник Рождества Христова. Накануне совершаются Царские Часы, Литургия Василия Великого и Всенощное бдение, начинающееся Великим Повечерием.

Особенность этого Праздника составляют два великие водоосвящения (малое водоосвящение может совершаться во всякое другое время). Первое великое водоосвящение бывает накануне Праздника в храме. Второе - в самый Праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах.

В день Крещения обряд освящения воды совершается в проруби, сделанной в виде православного креста. Первое, в древности, совершалось для крещения оглашенных и уже, впоследствии, обращено было в воспоминание крещения Господня. Второе же, вероятно, произошло от древнего обыкновения иерусалимских христиан, в день Богоявления, выходить на реку Иордан и здесь вспоминать крещение Спасителя. Поэтому Богоявленский крестный ход имеет наименование крестного хода на Иордан.

Библейские события

Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, находящемся в Галилее. С Пресвятой Своей Матерью Он пребывал в этом городе до Своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание Себе и Пречистой Деве плотницким ремеслом.

Когда же исполнялся тридцатый год Его земной жизни, то есть время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, наступило время явления Его народу Израильскому.

Но прежде того момента, по слову пророческому, должен был явиться Израилю Предтеча, на котором лежала задача приготовить народ Израиля к принятию Мессии, тот, о котором пророк Исаия предрек: “глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему”.

Вдали от людей, во глубине суровой Иудейской пустыни был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, сроднику Пресвятой Девы, который еще во чреве матери своей, праведной Елисаветы, радостно взыграл, приветствуя своего Спасителя, о котором в мире еще никто не ведал, кроме Его Пречистой Матери, получившей благовествование от Архангела. Этот глагол Божий повелевал Иоанну выйти в мир с проповедью покаяния и крестить Израиль, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него.

У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: Не он ли, чаемый всеми Избавитель, Утешение Израилево? Креститель же в ответ говорил: "Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым”.

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин.1:28), пришёл Иисус Христос с целью принять крещение. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

Иисус Христос не имел нужды в этом крещении, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой Девы Марии и Сам, по божеству Своему, бывший источником всякой чистоты и святыни. Но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к водам Иорданским, чтобы очистить их посредством крещения.

Он пришел креститься для того, чтобы освятить Собой водное естество, чтобы и нам даровать купель святого крещения. Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение глагола Божия, повелевшего ему выйти из пустыни: “На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”.

Святой Креститель подчинился слову Христову и Иордан принял в свои воды Того, повелением Которого начал свое течение. Как повествует Евангелие, после принятия крещения Господь тотчас вышел из воды. Об этом "тотчас” церковное предание повествует, что святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов, не мог удерживаться в воде, поэтому тотчас и вышел из реки.

Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк.3:21-22).

После своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на Землю. Иисус Христос сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк.4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

Место расположения Святого Крещения

Место, в котором проповедовал и крестил Иоанн Креститель, согласно церковному преданию, называлось Вифавара (местность за Иорданом, где находилась переправа чрез реку, чем и объясняется название города - дом переправы.

Точное расположение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено. С XVI века им считается место, где сейчас находится греческий монастырь Святого Иоанна Предтечи , в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона и в 5-ти километрах от впадения реки Иордан в Мертвое море. Уже во времена царя Давида здесь был устроен паром, а в 19-м столетии это место именовалось “Паломническим бродом”, из-за множества паломников стекавшися сюда для омовения в водах Иорданских.

Именно этим путем, за 12 столетий до Рождества Спасителя, вступил древний Израиль, предводимый Иисусом Навином, в Землю обетованную. Здесь же, за тысячу лет до Боговоплощения, переправился за Иордан царь Давид, убегая от восставшего на него собственного сына Авессалома. В этом же месте переправлялись через реку пророки Илия и Елисей, а уже в христианскую эпоху этим же путем ушла в заиорданскую пустыню оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская.

Православные Святки

Святки в православии - это двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). В католическом христианстве святкам соответствуют двенадцать рождественских дней, продолжающихся с полудня 25 декабря до утра 6 января. Часто также святки именуются святыми вечерами, в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.

Святить двенадцать дней после торжества Рождества Христова церковь начала с древних времен. Указанием на это служили 13 бесед св. Ефрема Сирина, вымолвленных им от 25 декабря по 6 января, а также «слова» св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского.

Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается духовным уставом преподобного Саввы Освященного.

То же подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 г. Вторым туронским собором, в 567 г., круглые дни от Рождества Христова до Богоявления наречены праздничными. Между тем, святость этих дней и вечеров во многих пунктах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднований того же времени.

Работает православный закон который запрещает "в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старым идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и напевало соблазнительные песни ". опубликовано

Статьи по теме: