Основатель глубинной психологии является. Общая характеристика глубинной психологии

Общая характеристика современных психологических школ

Развитие социальной и экономической сферы в XX веке и появление целого ряда новых областей человеческой дея­тельности породили новые задачи как в научной, так и в технической области. Кроме того, под влиянием новых то­чек зрения, возникающих в психиатрии, и открытий в фи­зиологии нервной системы зарождающаяся наука психоло­гия стала искать новые направления исследований.

Новые психологические концепции, нередко проти­воречащие друг другу, большей частью опирались на те представления о человеке, которых придерживался основа­тель того или иного направления.

Одни видели в человеке существо-объект , вылепленное средой или детерминированное либо своими инстинктами, либо условиями и впечатле­ниями детства.

Для других это было существо-субъект , кото­рое способно, осознав свои возможности, в любой момент изменить предначертанную ему судьбу.

Третьи рассматрива­ли его как общественное существо , поведение которого во всех случаях окажется плодом его взаимодействий с партне­рами или с группой, к которой он принадлежит.

Одни при­давали главное значение развитию поведения , другие – перцептивным процессам , третьи – деятельности .

Чтобы лучше понять пути развития психологии к началу XXI века, полезно будет сделать краткий обзор вклада, вне­сенного каждым из этих основных ее направлений.

Глубинная психология – ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за «поверхностью»сознания, в «глубинах» индивида. Онавключает в себя психоанализ Зигмунда Фрейда, индивидуальную психологию Альфреда Адлера и аналитическую психологию Карла Густава Юнга.

К основным тезисам глубинной психологии относятся следующие:

1) ведущую роль в человеческом поведении, в его душевной жизни играет бессознательное;

2) влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры;

3) психическое и социальное развитие человека идет через установление баланса между инстинктами и культурными нормами;

4) баланс между инстинктами и культурными нормами устанавливается посредством защитных механизмов психики;

5) причина невротических нарушений, неадекватностей, аномалий поведения – в нарушении баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями.

Психоанализ Зигмунда Фрейда. Первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личнос­ти, принадлежит австрийскому психиатру Зигмунду Фрейду(1856 – 1939). После длительных наблюдений за своими больны­ми он пришел к выводам, которые изменили представления о психике, существовавшие в началеXX века.


В частности, Фрейд утверждал, что:

– наше поведение в значительной сте­пени подчиняется влиянию подсознательных сил (влечений);

влечения обус­ловлены инстинктами, присущими человеку, но, прежде всего – подавленными желаниями, которые вытеснены в область подсознательного из-за невозможности их удовлетворе­ния на уровне сознания;

желания, про­должающие действовать без участия сознания, проявляются в сно­видениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адек­ватного поведения, а также оказывают влияние на выбор про­фессии или на творчество.

Сексуальные побуждения человека подавляются в наиболь­шей степени ввиду различных социальных ограничений. По Фрейду, именно они побуждают людей дей­ствовать. Именно благодаря их энергии (либидо) происхо­дит постепенное развитие личности и достижение зрелости. Многие черты индивидуума и половые аномалии объясня­ются неудовлетворенностью и конфликтами, вызванными подавлением этих влечений в детстве.

По мнению Фрейда, причиной невротических нарушений, неадекватностей, аномалий поведения является нарушение баланса между бессознательными влечениями и культурно-нормативными требованиями.

В таких случаях задачей психоаналитической терапии является осознание пациентом подлинной причины невротического симптома, что должно повлечь за собой его исчезновение.

Учение З. Фрейда находит свое продолжение в неофрейдистких концепциях. Последователи Фрейда делают главный упор на социаль­ное значение кризисов, происходящих в процессе форми­рования индивидуума (Э. Эриксон).

В целом, достижения психоаналитического направления привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Индивидуальная психология – одно из направлений психоанализа, ответвившееся от фрейдизма и разработанноеАльфредом Адлером (1880 – 1937). Она исходит из того, что структура личности (индивидуальность) ребенка закладывается в раннем детстве (до 5 лет) в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие.

Ребенок из-за неразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности , в попытках преодолеть которое и самоутвердиться складываются егоцели. Когда эти цели реалистичны, личность развивается нормально, а когда фиктивны – становится невротичной и асоциальной.

В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным социальным чувством и чувством неполноценности, которое вводит в действие механизмы компенсации и сверхкомпенсации. Это порождает стремление к личнойвласти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных нормповедения.

Задача психотерапии – помочь невротическому субъекту осознать, что его мотивы и цели неадекватны реальности, с тем, чтобы его стремление компенсировать свою неполноценность получило выход в творческих актах.

Идеи индивидуальной психологии получили распространение не только в психологии личности, но и в социальной психологии, где они использовались в групповых методах терапии. Индивидуальная психология оказала влияние на сторонников неофрейдизма.

Аналитическая психология Карла Густава Юнга. Карл Густав Юнг (1875 – 1961) вошел в историю психологии как создатель целого направления – аналитической психологии. Под последней К.Г. Юнг подразумевал интегральную концепцию, объединяющую психоанализ, индивидуальную психологию и многие другие направления. Он считал, что создаваемый им метод охватывает символические области, причём в равной степени как сознательные сферы, так и бессознательные.

К основным положениям аналитической психологии можно отнести следующие:

1) каждый индивидуум может быть обращен преимущественно к своему внутреннему Я (интроверт) или, наоборот, к внешнему миру (экстраверт);

2) помимо личного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению;

3) основу коллективного бессознательного составляют архетипы (образы героев, мифы, фольклор, обряды, традиции), которые организуют и направляют психические процессы;

4) либидо является универсальным недифференцированным источником энергии, которая проявляет себя не только в сексуальной жизни, но и в языке, культуре, обрядах и т.д.

По мнению К.Г. Юнга сознательное и бессознательное находятся в постоянном взаимодействии, а нарушение баланса между ними «проявляется неврозом». Исходя из этого, аналитическая психотерапиянаправлена в основном на уравновешивание сознательного и бессознательного, на оптимизацию динамического взаимодействия между ними.

Глубинная психология объединяет в себе несколько направлений зарубежной психологии, в которых рассматриваются механизмы бессознательного. Это современное течение, которое имеет массу последователей и активно обсуждается в научном сообществе.

Глубинная психология: Зигмунд Фрейд и другие

Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что глубинная психология личности держится на работах таких деятелей, как Фрейд (его теория психоанализа), Юнг (аналитическая психология) и Адлер (индивидуальная психология), но в каждом случае границы теории расширяются. Само понятие бессознательного в данном случае рассматривается гораздо шире, и в него входят не только архетипы и скрытые сексуальные желания, но и нравственная составляющая человека.

Глубинная психология, основанная на трудах Юнга, Адлера, Фрейда и неофрейдистов, к коим относятся Фромм, Салливан, Хорни и другие, послужила стимулом для образования и развития новой области медицинской науки – психосоматики. Психосоматика объясняет, каким образом психологические факторы становятся причинами реальных физических заболеваний, детализируя выражение «все болезни от нервов». В этой теории главная заключается в том, что абсолютно любое заболевание любой тяжести имеет корни в психическом состоянии человека.

Глубинная психология и психоанализ

Глубинная психология тесно связана с психоанализом, отчего в этих двух теориях так много общих черт и даже методик. Так, например, в рамках глубинной психологии могут использоваться проективные методы, свободные ассоциации и методы психодрамы. Основателем глубинной психологии является Э. Блейлер, который в свое время тесно сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, чем и объясняется тесная связь между этими двумя направлениями.

Современный психоанализ включает в себя такие глубинные теории:

  • психоаналитическая теория развития;
  • эго-психология;
  • теория объектных отношений;
  • психология влечений;
  • теория М.Кляйн;
  • психология самости.

Глубинная психология противопоставлена поведенческой, поскольку последняя изучает «верхний слой» - проявления психики, когда как глубинная обращена более глубоким слоям человеческой личности. В данном случае основным положением является то, что человек не способен осознавать многого, и то, что мы способны осмыслить – это лишь малая часть информации; но есть способы проникнуть глубже в саму суть своей , и это позволяют сделать именно методы глубинной психологии.

Глубинная психология: общая характеристика

Глубинную психологию часто называют динамической психологией или психодинамическим подходом. Этот термин не совсем точен, так как, по сути, динамический подход является одним из трех частных случаев, который изучает психику не в статике, а в динамике, рассматривая ее как исход влияния различных бессознательных влечений. Кроме динамического подхода выделяют топографический и экономический.

К бессознательным процессам относят аффективно-эмоциональные, иррациональные, инстинктивные и интуитивные. Именно они признаны в данной теории основой личности. Сам человек предстает в виде структуры, разделенной на три части: Я (сознание), Супер-Эго (социальные нормы) и Оно (потребности).

Все процессы, которые протекают в психике, рассматриваются глубинной психологией в качестве вторичных по отношению к бессознательному, которое являет собой истинную причину и первоисточник многих проблем, феноменов и особенностей человека.

Основные теории глубинной психологии

Движущие силы развития личности

Структура и/или типология личности

Основные механизмы развития и защиты

Врожденные бессознательные влечения к жизни и смерти (эрос и танатос), трансформирующиеся ли-бидозное, агрессивное и влечение к суициду

Ид, Эго и Супер-Эго

Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация

Обобщенная психическая энергия либидо, принимающая разные формы и канализирующая опыт человека через врожденные архетипы

Сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, типология личности, построенная на доминировании экстра-интроверт-ности и одной из психических функций

Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству

Типология - формирование индивидуального стиля жизни, построенная на форме компенсации и чувства общности

Компенсация неполноценности -неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая

Чувство коренной тревоги (физиологической и психологической)

«Образ Я», который может быть адекватным или неадекватным и включает знание о себе и отношение к себе

Стремление к людям (конформизм), от людей (уход) и против людей (агрессия)

Г. Салли-ван

Чувство беспокойства, тревоги

«Я-концепция», состоящая из хорошего «Я», плохого «Я» и «не-Я»

Избирательное внимание

Стремление к укорененности и независимости, индивидуализации

Типология, основанная на доминировании одной из двух потребностей - быть или иметь

Садизм, мазохизм, конформизм, деструкти-визм

Э. Эриксон

Личность развивается на протяжении всей жизни, проходя 8 основных этапов своего становления, на каждом из которых видоизменяется форма психической энергии (чувство вины, идентичности и т.д.)

Ведущая структура Эго, стремящаяся к соматической, личностной и социальной идентичности

Стремление к целостности, идентификация (с собой, своей культурой, этносом и т. д.)

Общая характеристика глубинной психологии

Психоанализ (глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Предметом психологии в этой школе, как уже упоминалось, стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования - разработанный этой школой психоанализ.

Глубинная психология, в отличие от бихевиоризма или гештальтпсихологии, так и не стала школой, а представляет собой, скорее, набор отдельных теорий бессознательного. Однако в некоторой степени это также послужило на пользу психоанализу, так как каждая концепция стала оригинальным и самобытным взглядом на бессознательное и его роль в психической жизни человека, положив начало собственным школам и сохранив лишь относительную связь с исходной теорией.

Однако, несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда, некоторые методологические принципы, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся следующие положения:

1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;

2) рассмотрение развития как адаптации к среде. Хотя среду впоследствии другие психоаналитики не понимали как полностью враждебную, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;

3) движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные и представляют собой психическую энергию, данную в виде влечений или стремлений человека и стремящуюся к разрядке (т. е. удовлетворению);

4) основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом возрасте.

Причиной разногласия стали некоторые базовые принципы Фрейда, которые противоречили и теоретическим, и практическим, клиническим выводам его последователей. Это, прежде всего, пан-сексуализм Фрейда, который все стремления человека и культурные достижения объяснял только сексуальными влечениями, в то время как факты показывали, что существуют и другие, не менее важные мотивы.

Теория Фрейда

Взгляды Фрейда можно разделить на три области - это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности человека. С его точки зрения, развития психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной, среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становления психики. Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения (или чувства, как у более поздних психоаналитиков). С точки зрения психоанализа, основой психического развития является не интеллектуальная сфера (как в других школах), а эмоции и мотивы человека; познавательное же развитие есть как бы следствие мотивационного.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

В бессознательном слое располагается одна из структур личности - Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминирующие деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных влечения - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается чаще всего одновременным действием обеих этих сил.

Вторая структура личности - Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое «Я», хотя это и нелегко. Если содержание Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством "Я"», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, локализует свое «Я» до своего тела, сужая таким образом объем Эго.

Третья структура личности - Супер-Эго - неврожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, Черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает человека о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом, Эго становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер-Эго. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, держит его в постоянном внутреннем напряжении, снижая устойчивость к неврозам. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.

Дальнейшее развитие психоанализа связано с именами ближайших учеников Фрейда, прежде всего с теоретическими поисками К. Юнга и А. Адлера.

В научном сообществе наиболее активно обсуждаемой темой в последнее время стала глубинная психология, объединившая под одним названием сразу несколько направлений психологии, которую развиваются преимущественно за границей для изучения бессознательных механизмов психики.

Участие и влияние трудов знаменитых психологов

На сегодняшний день неопровержимым является тот факт, что глубинная психология личности как научная дисциплина базируется на трудах знаменитых деятелей данной области, которые в свое время внесли огромный вклад в «строительство» науки и психоанализа.

В основу глубинной психологии положены:

  • Работы австрийца Сигизмунда (Зигмунда) Фрейда с его теорией психоанализа.
  • Аналитическая психология Юнга Карла Густава.
  • Индивидуальная психология в теории и практике Альфреда Адлера.

Несмотря на то что глубинная психология держится «на трех китах», у нее есть один основатель, и это – Эйген Блейлер. Он рассматривал понятие бессознательного механизма намного шире, чем это трактовали практические труды. Дело в том, что в рамках глубинной психологии можно рассмотреть не только общепринятые архетипы, но и скрытые желания сексуального характера, и нравственную составляющую индивидуума.

Сформированное на трудах знаменитых деятелей психологической науки новое веяние существует благодаря работам и других специалистов, последователей Фрейда. Так, например, свой вклад в становление глубинной психологии внесли известные неофрейдисты: Эрих Зелигманн Фромм (Германия), Гарри Стек Салливан (США), Карен Хорни (Германия) и другие.

Само по себе направление формировалось под влиянием интеграции данных различных исследований, связанных с глубинами человеческого сознания. В результате глубинная психология дала основания для зарождения нового ответвления в медицине – науки психосоматики. Эта область медицинских исследований объясняет, какие причинно-следственные связи имеются у психологических факторов в отношении реальных физических отклонений и заболеваний.

Это можно перефразировать так: «От нервов все недуги». Основная идея этой теории подразумевает то, что в случае возникновения заболеваний любого характера и любой сложности корни проблем нужно искать в психическом здоровье и состоянии человека.

Схожесть направлений

Изучая это течение, нельзя не отметить, что глубинная психология и психоанализ во многом схожи. И это можно объяснить не только общностью взглядов психологов, но и тем, что в свое время основателю течения Блейлеру удалось тесно поработать с Фрейдом. Отсюда – схожие концепции, характеристики, приемы и методики. Яркий пример тому – применение тех же проективных методов и психодрамы, а также свободных ассоциаций.

Концепция современного психоанализа основана на следующих теориях познания процессов глубины души:

  • Теория развития личности с точки зрения психологического анализа.
  • Теория строения, развития, адаптации в обществе и восприятия свободы с точки зрения индивидуума («эго-психология»).
  • Теория построения объектных отношений на фоне взаимодействия личности с внешним миром.
  • Теория развития личности под влиянием побуждающих инстинктивных желаний.
  • Теория Мелани Кляйн о раннем формировании психических структур под влиянием тесных взаимоотношений ребенка с матерью.
  • Психология «самости» (ответвление психоанализа и психоаналитической терапии, акцентирующее внимание на развитии здравой «самости», ее целостности и нарушениях).

Научное познание процессов, которые происходят в самых глубинах человеческой души, противопоставляется поведенческой психологии, которая лишь поверхностно исследует проявления психического восприятия. Данное же направление глубинной психологии детально рассматривает более глубокие и скрытые «слои» личности человека.

Таким образом, глубинная психология основывается на том, что индивидууму неподвластно воспринимать сознанием очень многое, и то, что он способен рационально обдумать, – лишь небольшой фрагмент всего потока информации.

В то же время глубинная психология не отрицает, что способы попасть в потайные уголки личности существуют. Именно это направление психологии и позволяет проникнуть вглубь личности, используя методы, заимствованные частично из психоаналитической психологии (те же свободные ассоциации, проекционные приемы, психодрама).

Если рассматривать общую деятельность глубинной психологии, то она задействует следующие предположения о том, что:

  • Психологическая деятельность любого характера зарождается на фоне образов и фантазий, возникающих в глубине сознания (теория Фрейда, Юнга).
  • В разуме индивида взаимодействуют необузданные движущие силы, у которых просматривается связь с соматической основой.
  • Понятие психического подразумевает наличие процесса, который происходит сознательно, но отчасти – и бессознательно.
  • Психологические процессы, происходящие без участия сознания, представляют собой вытесненные переживания и восприятия глубоко личностного характера, а также несут в себе вынесенные в психическое трансперсональные содержания (архиепические, коллективные, не имеющие отношения к эго личности).
  • Психическому нельзя найти объяснения в нейрохимических процессах или духовных связях, ведь его миссия заключается именно в посредничестве между ними – соединении начал духа и плоти «души», у которой свои методы самовыражения.

Основные тезисы

Рассматривая научное познание глубины «души», можно выделить основные тезисы, которые характеризуют это течение психологии:

  • Человеческое поведение и его духовное восприятие зависят от происходящих без участия сознания процессов, порождаемых на «окраинах» сознания.
  • Возникающие на уровне инстинктов желания человека, как правило, противоречат установленным культурой и социумом положениям.
  • Согласованное существование влечений наравне с культурными критериями дает начало формированию, развитию и бытию психологического аспекта личности, а также возможностей для ее социального восприятия.
  • Благодаря защитным механизмам психики возможен баланс между неконтролируемыми сознанием влечениями и нормами, которые диктует современная культура.
  • Расстройства невротического характера являются последствиями сбоев, которые нарушают баланс между инстинктами и установленными культурой принципами (это аномальное поведение, неадекватные поступки и т.д.).

Как можно увидеть, психическое представляет собой автономную область и имеет свои переживания, опыт. Поэтому методы глубинной психологии предусматривают уникальный подход к изучению личности, который признает и принимает его автономию. Следовательно, анализируя психическое, можно обнаружить тесную связь его с толкованиями символов из мира грез, порожденными глубинными познаниями мифологии и исследованиями в области культуры, а также результатами исследований относительно проявленных симптомов.

Этиология психического объясняет способность сознания порождать разные символы мифологического или религиозного типа, что воспринимается в качестве проявления духовной реальности или природы инстинкта. Эта теория основана на том, что человек не осознает четкой грани между своей духовной и недуховной сущностью, а потому не знает, куда направляет свою духовность.

Важными для личности посланиями, которые нельзя игнорировать, являются любые симптомы. С целью их исследования можно применять психологию или психоанализ. Симптомы в этом случае можно воспринимать как метод послания психическим человеку сигнала о том, что он не слушает голос из глубины своего сознания.

Авторы многих трудов, которые легли в основу глубинной психологии, рассматривают разум человека как бодрствующее сознание на фоне психического. Оперируя этими теориями, психология глубинного познания смогла выстроить концепцию изучения переживания и опыта индивидуума в точки зрения множественного числа различных выражений, посланий и интерпретаций.

Это течение ввело новое понятие, противопоставленное архаическому разделению «другости» и «самости», рассматривающее в совокупности субъективную и объективную деятельность как площадь с переменной структурой и возможностью передачи посланий. Получается, что проекция – это имагинальные колебания в пространстве между «отправителем» и «получателем» преобразованного в переживание послания.

Но присутствует в этом и прикладной аспект того, что исследуемое пространство интерактивное, ведь «объективное» изучение является ограниченным ввиду того, что исследуемые нами материи могут быть изменены нами самими.

Взгляды и теории ведущих специалистов

Как ранее упоминалось, основу научного исследования глубин сознания составили труды трех ведущих специалистов в области психологии и психоанализа. Они дают исчерпывающие сведения о теории психоанализа в полном собрании книг «Энциклопедия глубинной психологии» (4 тома). Но их взгляды на теорию можно изложить более сжато.

Так, например, исследования австрийского психиатра З. Фрейда наглядно демонстрируют связь влияния подсознательных сил на физическую деятельность человека. Точнее, как раз поведение и зависит от природных посылов и его инстинктов. Природные, присущие каждому человеку желания в определенной мере им подавляются на уровне сознания ввиду отсутствия возможностей для их осуществления, что приводит к вытеснению влечений в самую далекую (глубинную) область, не подконтрольную сознанию.

Будучи отверженными сознанием, желания все же остаются активными и продолжают действовать, проявляясь в виде символов в сновидениях, оговорках, необоснованных нарушениях адекватной для социума поведенческой деятельности, что влияет на выбор человека в социальной организации. Интересующая исследователя глубина человеческой психики была оценена с точки зрения ведущих природных инстинктов.

Самыми подавляемыми являются побуждения сексуального характера. На фоне различных социальных и культурных ограничений человеку приходится сдерживать свои желания, которые побуждают его к действию. В то же время их энергия помогает человеческой личности развиваться и становиться зрелой. Поэтому аномалии в поведении и половых влечениях, а также особенности индивидуума можно объяснить последствиями подавления инстинктов в детстве (конфликты, неудовлетворенность).

Таким образом, первоначальной задачей психоанализа является то, чтобы человек признал истинную причину своего невротического синдрома. Лечение в этом случае основывается на осознании пациентом проблемы, вслед за чем должно последовать ее исчезновение или устранение.

Индивидуальная психология А. Адлера является одним из направлений психоанализа, которое считается ответвлением фрейдизма. Ее основная концепция заключается в том, что «особый стиль» жизни первых пяти лет ребенка накладывает свой отпечаток на его дальнейшее существование, деятельность и, в частности, на развитие психического здоровья.

По мнению Альфреда Адлера, в ребенке развивается чувство неполноценности из-за его не полностью сформированных телесных органов, что становится поводом для формирования его дальнейших целей ради преодоления собственных комплексов и самоутверждения.

Конфликт между восприятием социального характера и сформированной неполноценностью, который зарождается в бессознательном ребенка в первые несколько лет его жизни, приводит в действие механизмы, направленные на компенсацию и сверхкомпенсацию данных комплексов.

Это может стать причиной развития стремления к превосходству над окружающими, желания быть первым, обладать властью. Также сформированные комплексы могут порождать отклонения в адекватной деятельности от установленных социумом норм.

В этом случае задачей психотерапии можно считать оказание помощи субъекту с той целью, чтобы он смог признать неадекватность своих мотивов и целей и преобразовать свои порывы, компенсировать «неполноценность» в творчестве.

К.Г. Юнг в рамках аналитической психологии находит другое объяснение, используя другие принципы. Как полагал Юнг, объединивший психоанализ и другие направления психологии, метод должен охватить в равной степени все символические сферы (в том числе область сознательного и неподконтрольного сознанию). Основными положениями этого направления можно считать следующие принципы:

  • У каждого человека есть склонность обратиться к конкретному направлению развития – собственному эго (интроверт) или окружающему миру (экстраверт).
  • В теории есть место не только для личного, но и для коллективного бессознательного, содержащего в себе практические знания и историю всего человечества, передающего их из поколения в поколение.
  • Архетипы можно считать «фундаментом» коллективного бессознательного. Это обряды, ритуалы, традиционные и орнаментальные символы, образы, мифы, и легенды, которые способны влиять на формирование процессов психического, определенным образом направляя их в то или иное русло.
  • Являясь источником недифференцированных энергетических потоков, либидо может проявляться не только во влечениях и сексуальных инстинктах, но и в других областях жизнедеятельности личности (речь, культура, др.).

Как считал Юнг, постоянное взаимодействие сознательного и бессознательного создает оптимальный баланс. Его нарушение приводит к тому, что возникают неврозы, устранение которых и составляет задачу аналитической психотерапии.

Путем ее реализации является поиск вариантов для уравновешивания сознательного и бессознательного, а также оптимизации динамического взаимодействия между этими структурами.

Это течение, возникшее не так давно, стало для многих ученых умов основной идеей, следуя которой они способны выявить влияние иррациональных побуждений, скрытых установок, тенденций на поведение человека.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Глубинная психология начала свой путь развития с психоанализа Фрейда, который разработал свою собственную, отличную от традиционной, методологию, основанную на выявлении особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами. Фрейд предложил своеобразную психологическую технику - метод свободных ассоциаций. Целью метода было возвращение в сознание вытесненных представлений и переживаний, которые могли быть причиной невротических расстройств или аномального поведения пациента. Фрейд тщательно занимался самоанализом и многие его теоретические рассуждения основывались на собственных невротических расстройствах. Он предпринял работу по самоанализу, чтобы лучше постичь себя и понять своих пациентов. Основным средством самоанализа Фрейд считал анализ сновидений и в 1900 г. обобщил свой опыт в книге «Толкование сновидений», которая и сегодня считается одной из главных его работ. В 1901 г. Фрейд опубликовал книгу «Психопатология обыденной жизни», где высказал предположение о том, что бессознательные идеи, конкурируя между собой за прорыв в сознание, оказывают существенное влияние на мысли, поступки и действия человека, изменяя их. В 1902 г. к Фрейду обратилась группа студентов, в том числе Адлер и Юнг, с просьбой руководить еженедельным семинаром по проблемам психоанализа. Так возникла психоаналитическая школа Фрейда, которая создала основные теоретические предпосылки для формирования одного из трех доминирующих направлений современной психологии и психотерапии - динамического направления, объединяющего в себе большое число теорий, опирающихся на концепцию бессознательного. Фрейд стал первым теоретиком, указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики человека.

В 1911 г. из-за теоретических расхождений Фрейдовское общество покидает один из любимых учеников Фрейда Адлер - основатель индивидуальной психологии. В 1914 г. от Фрейда отошел и швейцарский психиатр Юнг, которого он считал своим духовным сыном и наследником психоаналитической школы. Юнг разработал собственную аналитическую психологию.

Помимо индивидуальной психологии Адлера и аналитической психологии Юнга психоанализ Фрейда явился истоком для обширного течения в психологии, возникшего в 30-х гг. XX в. - неопсихоанализа. Его крупнейшими представителями стали Хорни, разработавшая характерологический анализ, Фромм с его гуманистической психоаналитической теорией, Салливан, создавший интерперсональную теорию психиатрии, Эриксон - автор психосоциальной концепции. Период создания этих теорий охватывает десятилетия как до Второй мировой войны, так и после нее. Глубинная психология проникла не только в психиатрию и психологию, но и в литературу и искусство, культурологию, антропологию и социологию.

В России интерес к глубинной психологии сопровождался клинической проверкой гипотез Фрейда; она имела как своих сторонников, так и противников. Российские ученые встретили идеи Фрейда о ведущем значении в происхождении неврозов (F40-F48) сексуальных переживаний со спокойным интересом.

Критические замечания в адрес психоанализа касались лишь односторонности взглядов Фрейда, игнорирования им других факторов в происхождении неврозов, помимо сексуальности. Практически каждая публикация Фрейда отражалась в реферативных обзорах на страницах «Журнала невропатологии и психиатрии». Большинство крупных работ было переведено на русский язык и издано отдельными книгами. Вопросам психоанализа особое внимание уделяли такие русские врачи и ученые, как Осипов, Вырубов, Асатиани, Вульф, Розенталь, Лурия, Лившиц и др.

После Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны в Советской России еще продолжалось изучение психоанализа. Были наивные попытки объединения психоанализа с марксизмом, носившие общее название фрейдомарксизма (Лурия, Фридман). После того как марксизм-ленинизм в СССР стал единственной теорией, фрейдизм, как и бихевиоризм и другие психологические концепции, были подвергнуты жесткой критике и запрещены, как пропаганда буржуазной идеологии. В 20-е годы в нашей стране активно издавались научные труды зарубежных психологов: Фрейда, Адлера, Келера, Коффки, Торндайка, Пиаже, Кречмера, во вступительных статьях к которым отечественными учеными давалась обстоятельная характеристика их теорий и методов. Продолжались и устанавливались новые личные контакты советских психологов с зарубежными. Представители советской психологии активно участвовали в международных конгрессах и симпозиумах. Бурно развивалась прикладная психология, особенно психотехника и педология. К 1923 г. в стране насчитывалось 13 научных институтов, занятых изучением проблемы труда, большое количество педологических лабораторий. С 1928 г. начал выходить журнал «Психология, педология и психотехника», где публиковались результаты исследований, проводимых в нашей стране. Активно развивалась психодиагностика. Так, при московском отделении ВИЭМ в патопсихологической лаборатории под руководством Выготского, Биренбаум и Зейгарник исследовалась психология умственной отсталости. Патопсихологические исследования разрабатывались в Психоневрологическом институте под руководством Бехтерева, а затем Мясищева.

Статьи по теме: