10 кл социальная сущность человека. Социальная сущность человека - человек в обществе. «Человек» обозначение всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира

Тема 1.1 Биосоциальная сущность человека


  • Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
  • Отличие человека от животного.
  • Предки человека. Род Homo. Биологическая эволюция человека с нижнего палеолита.
  • Роль труда в антропогенезе.
  • Происхождение мышления и речи.
  • Социогенез.
  • Изменение в социальной организации человека в среднем палеолите и в кроманьонскую эпоху
  • Возникновение экзогамии и родовой организации как завершающий этап социогенеза.
  • Культурогенез
  • Возникновение мифологических представлений.
  • Мифология как первичная форма духовного производства
  • Бинарная природа человека.
  • Проблема природы и культуры

  • Человек как результат биологической и социальной эволюции

Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, по­лучила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).


Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

Религиозная

теория

Теория

палеовизита

Естественно-научные

(материалистические) теории

Божественное

происхождение

человека.

Душа - источник

человеческого в

человеке.

Ч. Дарвин (1809-1882) -

английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории

Человек создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на

ней человеческие существа

Ф. Энгельс (1820-1895) - социальный мыслитель, политический деятель

Человек как биологический

вид имеет естественное,

природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.

Главная причина появления человека - труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности


Человек по своей сути есть существо биосоциальное.

Биологическое и социальное в человеке слиты во­едино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.


Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

  • Биологизаторский подход: Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человеческой природы.
  • Социологизаторский подход: Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек - «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова.



2. Основные отличия человека от животного

  • Человек обладает мышлением и членораздельной речью.
  • Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.
  • Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.
  • Человек способен изготавливать орудия труда и ис­пользовать их как средство производства материальных благ.
  • Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.

4. Роль труда в антропогенезе.

  • Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку.
  • Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.
  • Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами.

5. Происхождение мышления и речи.

  • Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.

6. Социогенез.

  • Социогенез - формирование общественных форм жизни в виде родовой, а затем родовой племенной организации.
  • Этапы:
  • Человеческое стадо, Родовая община, Соседская община.
  • Человеческое стадо,
  • Родовая община,
  • Соседская община.












I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

личностных:

Осознание значимости проблемы сущности человека как ключевой в курсе обществознания;

Формирование современных представлений о сущности человека;

метапредметных:

Умение раскрывать специфику взаимовлияния двух миров - социального (человеческого) и природного, его ключевую роль в понимании природы человека и его мировоззрения;

Понимание междисциплинарного характера проблемы человека;

предметных:

Владение понятиями «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»; умение проводить различие в трактовке понятий «природа человека» и «сущность человека»;

Осознание односторонности ряда интерпретаций сущности человека, выдвинутых в ходе исторического развития наукой, философией и религией;

Уяснение непосредственного влияния социального окружения, характера общественных отношений на формирование сущностных качеств человека, его самоопределение в качестве личности.

Задачи занятия:

1) сформировать у учащихся адекватное знание о человеке, обосновывающее преобладание его духовно-нравственных качеств;

2) показать неразрывную связь и взаимообусловленность биологической и социальной природы человека.

II. Место темы в системе учебных занятий

Данная тема является ключевой в обществоведческом курсе. Она замыкается на все без исключения разделы учебника, имеет выход на актуальные проблемы российского общества и глобальные проблемы современности.

Особенно тесно тема связана с последующими параграфами учебника: «Деятельность - способ существования людей», «Познавательная и коммуникативная деятельность», «Свобода и необходимость в деятельности человека». Дальнейшее углубление знаний учащихся о сущности человека происходит при изучении § 11 «Духовный мир личности».

Опорой для осмысления темы может явиться материал § 1 «Что такое общество» (роль человеческой деятельности; изготовление орудий труда; целеполагание и коллективность как основы человеческой жизнедеятельности; человек как творец культуры и её результат).

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Везклубая С. А. Человек и культура // Культурология / под ред. Б. А. Эренгросс. - М., 2007.

Юдин Б. ГБорзенков В. Г., Малков С. М. Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке: антология. - М., 2007.

Брызгалина Е. В. Междисциплинарность как основа изучения человека в школьном курсе обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2012. - № 8-10.

Оборудование

Раздаточный материал: фрагмент из работы академика А. А. Гусейнова для мотивационной части; отрывок из работы Т. Гоббса «Человеческая природа» для проведения диспута; классная доска (запись формы таблицы «Биологическое и социальное в человеке») и схема «Социобиологический путь человека».

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант . Два комбинированных урока с последовательным изучением вопросов плана, работой учащихся с текстом параграфа и выполнением учебных заданий (№ 1, 3 из рубрики «Задания»).

2-й вариант (для более подготовленных учащихся). 1-й час: школьная лекция «Преемственность взглядов на сущность человека в философии» с освещением вопросов из рубрики «Вопросы для самопроверки». 2-й час: первичное изучение содержания параграфа с последующим составлением развёрнутого плана и работой с документом - фрагментом работы С. Л. Франка. 3-й час: диспут «Изменяется ли человеческая природа?» (по отрывку из работы Т. Гоббса «Человеческая природа»).

Мотивационный этап

Сообщаются особенности изучаемой темы: её сложность и многогранность, зависящая от тех контекстов, в которых выступает и в которых рассматривается человек; формулируется основная идея занятия: ни общество невозможно без человека, ни человек немыслим вне общества.

Логическим переходом к изучению вопросов плана занятия может стать выяснение перечня наук, изучающих человека. В ходе обсуждения устанавливается, что проблемами природы и сущности человека занимаются дисциплины, относящиеся к различным отраслям знания - гуманитарным, общественным, естественным. Учащиеся подводятся к мысли, что практически все науки в той или иной степени связаны с проблемой человека. Из того факта, что человек является субъектом познания, вытекает важное следствие: человек всегда больше того, что он о себе знает или может знать. Учащимся предлагается найти в обсуждаемом тексте место, указывающее на это обстоятельство.

Выясняется, что на это указывает концовка первого предложения фрагмента: «...единственным предметом исследования, его ограничивающим условием».

Учащимся разъясняется, что научное знание есть знание объективное (знание об объекте). Оно всегда является знанием о чём-то, что существует само по себе, независимо от субъекта, и выносится на суд субъекта. Научное знание как объективное, т. е. независимое от воли и идеологических устремлений исследователя, только потому и может состояться, что гносеологический (познавательный) субъект вынесен за объект познания. В случае с человеком, когда он одновременно выступает в роли объекта и субъекта познания, всё обстоит гораздо сложнее («или человек как предмет исследования - или человек как свобода» (К. Ясперс).

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Что такое человек?

2. Природа и сущность человека.

3. Индивид. Человек. Личность.

Важные термины и понятия: человек, природа человека, сущность человека, антропогенез, индивид, индивидуальность, личность.

1. Данный этап занятия призван способствовать более глубокому осмыслению учащимися понятия «человек», соотношения природных и культурных факторов в человеческом поведении, в самой человеческой природе. В изучении такого феномена жизни, как человек, особенно важна проблема его происхождения. И хотя название параграфа однозначно ориентирует на социальный аспект проблемы, тем не менее без обращения к антропогенезу трудно ответить на целый ряд важных вопросов: что оказалось существенным в становлении человека в мире, который он создаёт? Каким образом формируются социальные качества, что и кто этому способствует? Какие открытия человек сделал, обуреваемый страхом и мужеством? Как сложились взаимоотношения полов? В чём особенности отношения человека к матери и отцу, жизни и смерти, своему предназначению в этом мире? Чем заполнялось время, свободное от добывания пищи (охоты и собирательства)?

Прежде чем предложить учащимся эти вопросы к осмыслению, логично выяснить, как они отвечают на вопрос «Что такое человек?» (с учётом знаний из курсов естествознания и обществознания, а также отталкиваясь от анализа текста учёного). Можно рекомендовать проведение работы учащихся с различными определениями в параграфе учебника, в школьном словаре и других изданиях (наиболее надёжным вариантом является использование раздаточного материала для проведения сопоставительного анализа).

После этого можно переходить к обсуждению первого из сформулированных выше вопросов: что оказалось существенным в становлении человека в мире, который он создаёт? Прокомментировав несколько ответов учащихся, можно сообщить им лаконично выраженную позицию К. Ясперса. Существенным, как он считает, здесь является следующее:

«1. Использование огня и орудий. Живое существо, не имеющее ни того ни другого, мы вряд ли сочли бы человеком.

2. Появление речи. Радикальное отличие от взаимопонимания животных посредством спонтанного выражения своих ощущений составляет присущая только человеку способность выражать осознаваемый в речи и передаваемый ею смысл предметного мира, который является объектом мышления и речи.

3. Способы формирующего человека насилия над самим собой, например, посредством табу. В самой природе человека заложено то, что он не может быть только частью природы, напротив, он формирует себя посредством искусства. Природа человека - это его искусственность.

4. Образование групп и сообществ. Человеческое сообщество коренным образом отличается от инстинктивно-автоматически созданных государств у насекомых. Основное отличие человеческого сообщества от групп и отношений господства и подчинения, образуемых приматами, состоит в осознании людьми его смыслового значения.

5. Жизнь, формируемая мифами, формирование жизни посредством образов, подчинение всего существования, семейного уклада, общественного устройства, характера труда и борьбы этим образам, которые в своём бесконечном толковании и углублении, по существу, являются просто носителями самосознания и осознания своего бытия, дают ощущение укрытости и уверенности, всё это в своих истоках неразличимо. В начале истории и позже человек живёт в этом мире». (Ясперс К. Истоки истории и её цель. М., 1991. - Гл. 4. «Что произошло в доисторический период»).

Элемент наглядности в обсуждаемую проблематику внесёт обращение к таблице «Человеческая деятельность (Отличия деятельности людей от поведения животных)» из § 1 учебника. Учащимся предлагается с опорой на учебник, знания по другим предметам и личный опыт заполнить таблицу:

Биологическое и социальное в человеке

Биологические свойства человека

Социокультурные качества человека

Прямохождение;

Большой и развитый мозг;

Своеобразие телесной организации;

Гены (наследственность);

Мускулатура и многофункциональность развитой руки;

Наличие развитых мышц лица (способность смеяться);

Способность к членораздельной речи;

Половая дифференциация;

Расовые различия;

Конечность жизни и др.

Орудийная деятельность;

Труд и коллективная деятельность;

Сознание;

Язык, речь, общение;

Нравственность;

Способность к духовному творчеству и фантазиям;

Проектирование своей жизнедеятельности (целеполагание);

Совершенствование своей биологической природы;

Способность приспосабливаться к различным климатическим условиям;

Ответственное отношение к своим действиям и поведению;

Осознание своей смертности

Учащиеся разделяются на две группы. Первая работает по выявлению биологических свойств человека, вторая группа определяет социокультурные качества человека. По завершении работы обсуждаются результаты: представители каждой из групп поочерёдно выступают в роли экспертов и вносят коррективы. Уместно предложить учащимся подумать о наличии у человека негативных особенностей (приверженность к суевериям и предрассудкам; безжалостное отношение к природе и жестокое - к себе подобным, чего не наблюдается в животном мире).

2. Логическим продолжением изучения биологических и социокультурных особенностей человека является обращение к смысловым различиям таких важных понятий темы, как «природа человека» и «сущность человека». Учитывая сложность проблематики, можно посоветовать учителю провести эту часть занятия в форме сообщения, предварительно выяснив толкование этих системообразующих понятий самими учащимися.

Отмечается, что понятия «природа человека» и «сущность человека» нередко встречаются в литературе как синонимы. Под человеческой природой в философской антропологии понимают совокупность неизменных черт, общих задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа, которые присущи человеку разумному во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса.

При рассмотрении понятия «сущность человека» важно учитывать, в каком контексте рассматривается человек, в рамках каких параметров и масштабов его бытия исследуется его сущность.

Например, наука в этом вопросе исходит из того, что человек, хотя и завершает лестницу живых существ, возникает и существует в мире в соответствии с законами эволюции.

Философия исходит из разумности, свободы, автономности познающего человека, который овладевает действительным миром сначала в сознании, а затем практически.

Можно обратить внимание учащихся на то, что существующие в истории философской мысли определения сущности человека страдают односторонностью. Сущность человека в них сводится преимущественно к какому-то одному качеству или какой-то части человеческой жизнедеятельности, не являющимся для человека характерными и всеобъемлющими. Например, орудийная деятельность, человеческое сознание, абсолютный дух, божественный абсолют, совокупность общественных отношений, человеческая жизнедеятельность. Из некоторых из этих интерпретаций сущности человека следует, что она (сущность) как бы отделяется от самого человека (будь это всемогущий Бог или совокупность общественных отношений в марксизме). О том, что проблема сущности человека до настоящего времени не утратила своей актуальности, свидетельствуют попытки расширить диапазон её системообразующих понятий (например, «человек - биопсихосоциальное существо», «человек - биосоциально-нравственное существо» или «человек - культуросозидающее существо»).

На сопоставлении этих подходов к определению сущности человека с последующим аргументированным определением наиболее предпочтительного целесообразно построить учебное задание.

В последнее время в философской антропологии утвердился иной подход к осмыслению сущности человека. Она рассматривается как процесс, как непрерывное взаимодействие, всесторонняя взаимосвязь человека и общественного мира. Она (сущность) олицетворяет непрерывное творение человеком общественного мира, его, человека, воплощение в нём с последующей трансформацией общественного мира в человеке. Такое понимание сущности человека как общей взаимосвязи, взаимопревращений человека и его общественного мира указывает на неизменно основополагающую роль человека в сложном, вариативном процессе взаимоотношений человека и общества.

3. Изучение третьего пункта плана целесообразно осуществлять в контексте работы учащихся с учебником (подтема «Социальные качества личности»). Учащимся предлагается сопоставить понятие «личность» с близкими по содержанию понятиями «индивид», «индивидуальность», «человек» и, используя логическую аргументацию и полученные в ходе занятия знания, доказать, что понятия «индивид», «индивидуальность» и «человек» действительно являются социальными понятиями.

Подобная работа имеет большое значение не только для углубления понятия «личность», но и для системного восприятия фундаментального социально-гуманитарного понятия «человек».

Понятия индивида, индивидуальности и личности представляют собой взаимосвязанные сущностные характеристики человека. Уяснение учащимися их смысловых особенностей позволит в дальнейшем лучше разбираться в социо-гуманитарных процессах и явлениях, понимать смысловые различия употребления этих понятий в различных по содержанию текстах и коммуникационных ситуациях (например, личность как результат социализации; ребёнок как личность; личность преступника).

Представляется, что успешного усвоения учащимися этих понятий можно достигнуть в контексте формулы А. Г. Асмолова: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

Формула хорошая. Тем не менее, как представляется, из неё «выпал» человек. Учащимся можно будет предложить призадуматься при разрешении следующего очевидного парадокса. В некоторых жизненных ситуациях, когда необходимо кого-то призвать к выполнению важного действия или долга, используются обращения: «Будь же человеком!», «Ты же человек!». Почему же при этом не применяется более социально престижное - «личность»? А в какой разряд занести «Человека с большой буквы»? Полагаем, что при организации этой работы с учащимися целесообразно использовать схему, которая придаст ей наглядность:

Этап закрепления

В качестве материала на закрепление полученных знаний целесообразно использовать позиции 1, 3 из рубрики «Задания».

Обществознание, 10 класс

Урок 2. Человек – биосоциальное существо

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

2. Потребности и мотивы.

3. Способности человека.

4. Человек в системе общественных отношений

Глоссарий по теме

Человек –

Индивид - единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность – неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.

Личность – человек. обладающий социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием.

Самосознание - способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Самореализация – процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.

Потребности – осознаваемая и переживаемая нужда человека в чём-либо.

Мотивация – внутренне состояние человека, связанное с его потребностями.

Способности - свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 28 - 41; 192 – 198.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 5 - 37;

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое человек? Этим вопросом задавались философы всех времён и народов. Данная пzроблема актуальна в современной философии. Как-то днём древнегреческий философ Диоген ходил с зажжённым факелом по Афинам и на вопрос прохожих «что вы делаете», отвечал кратко: «Ищу человека». Он имел в виду, что найти достойного среди людей не так просто.

Немецкий философ И. Фихте относил понятие «человек» к человеческомуроду, подразумевая, что невозможно анализировать свойства отдельного человека вне отношений с другими людьми.

Человеческая природа имеет двойственный характер. Это происходит потому, что человек - результат биологической эволюции и развития общества: от рождения в человеке преобладает природное, а его становление связано с приобретением социальных черт и признаков.

Биологическая сущность человека проявляется в том, что человек - часть живой природы. От природы человек получает и инстинкты, и биологические потребности. Например, к основным биологическим потребностям относятся воспроизводство рода, еда (питание), сон (отдых). Подавление и регулировка инстинктов, речь, мышление, навыки, связь с обществом отражают общественное (социальное) в человеке. Например, основными социальными потребностями являются общение, мышление, труд.

Биологическое и социальное в человеке связано, так как человек - биосоциальное существо.

В процессе жизни в человеке происходят определённые изменения, связанные со становлением личности.

Человек рождается индивидом - единичным представителем человеческого рода. По мере развития в нём проявляются индивидуальные черты - неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.

Каждый человек - личность, обладающая социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием. «индивидуальность» - неповторимые качества отдельного человека, своеобразные особенности, которые принадлежат только ему.

Область наложения индивидуальности на личность - это те свойства личности, которые составляют основу её индивидуальности. Человек как личность проявляет себя в процессе общественных отношений через набор социальных функций и ролей.

Человек одновременно может выполнять разные роли: потребителя, производителя, семьянина, гражданина. Качество роли проявляется в поступках. Например, он может быть профессионалом своего дела, патриотом, заботливым семьянином. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, борется, любит и ненавидит, тоскует не сама личность, а человек, который обладает личностью.

Самосознание и самореализация являются главными условиями в поведении человека в процессе реализации социальных связей и формирования социальных качеств. Американский учёный А. Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Самосознанием называют способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Главный признак самосознания - готовность нести ответственность за свои решения и действия. Самореализация - процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Вставьте пропущенное слово:

_______ – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Варианты ответов:

1) Индивид;

2) Человек;

3) Личность

Правильный вариант/варианты: 1) Человек.

  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Когда мы говорим о человеке, то нередко употребляем родственные этому общему понятию термины. _______ - это человек как единичное природное существо, отдельный, обособленный представитель человеческой общности. С этим термином тесно связано понятие________________. Это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список терминов:

1) индивидуальность 2) ценность 3) субъект

4) деятельность 5) орудие труда 6) задаток

7) личность 8) высшая ступень 9) индивид

Проблема изучения человеческой личности всегда интересовала ученых, философов, писателей. Есть разные точки зрения по этому вопросу. Разберемся, что такое человек и что его отличает от животных, и изучим тему по обществознанию «Личность - социальная сущность человека».

Человек - биосоциальное существо

Человек сочетает в себе природные и социальные черты. Именно это сочетание обеспечивает ему возможность не только существовать, удовлетворяя свои естественные потребности, но и выстраивать отношения с другими людьми, реализовывать себя в той или иной сфере.

К биологическим относят:

  • тело человека, мозг;
  • инстинкты;
  • биологические потребности: в пище, сне, жилище.

К социальным относят:

  • речь, мышление, умения человека;
  • потребность в общении;
  • потребность в получении новых знаний.

Существуют разные точки зрения о сочетании природного и социального начал в человеке:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • эти качества противопоставлены друг другу;
  • находятся в неразрывном сочетании.

Сейчас все больше исследователей приходят к выводу, что для нормального существования человека необходимы и биологические, и социальные свойства, и только их сочетание формирует человека как личность.

Называя человека личностью, как правило, подразумевают его социальные качества. Социальная сущность человека проявляется во взаимоотношениях с другими людьми и наличии у него особых ролей, которые он активно реализует, участвуя в общественной жизни.

Первый подход - рассматривать личность как активного участника отношений, стремящегося познавать мир и себя.

Второй подход - рассматривать личность посредством набора ролей.

К таким ролям относятся:

  • родитель;
  • ребенок;
  • работник;
  • покупатель;
  • пешеход;
  • водитель и другие.

Выполнение тех или иных ролей невозможно без связи с другими людьми. То, как они выполняются, зависит не только от особенностей характера человека, но и от исторической эпохи, в которую он жил.

В России отношения в семье в 19 и в 21 веках сильно отличаются: в дореволюционный период главным принципом было беспрекословное подчинение главе семьи, повсеместно использовались телесные наказания для детей, строго соблюдались традиции. Сейчас на первый план вышло взаимопонимание, сотрудничество в семейных отношениях, любовь, поддержка, равные возможности каждого члена на самореализацию.

Также изменилась роль женщины: если в прошлом она занималась ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, то в современных условиях целью многих женщин стала карьера, то есть профессиональное становление.

Самореализация и самосознание

Данные понятия обозначают важные для личности процессы.

Самосознание - это понимание человека своей роли, себя как личности, способности принимать самостоятельные решения, вступать в отношения и быть ответственным за свои действия.

Самореализация - достижение человеком поставленных целей, воплощение идей, максимальное приложение способностей, которое помогает быть успешным в выбранной деятельности, получить желаемый статус.

Что мы узнали?

Биологические и социальные качества человека неразделимы. Тело, здоровье, инстинкты позволяют человеку жить, быть биологическим существом. Социальные черты, такие как потребность в общении, получение новых знаний, признание общества, делают человека личностью. Быть личностью - значит участвовать в общественной жизни, выполняя особые роли, реализуя свои способности, соблюдая установленные нормы и правила. Выполнение особых функций в обществе всегда было присуще человеку, но со временем роли и их особенности менялись.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 478.

Тест по обществознанию Социальная сущность человека 10 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (в части 1 — 15 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 1 задание).

Часть 1

1. Человек является продуктом эволюций

1) духовной и биологической
2) биологической и социальной
3) биологической и культурной
4) биологической и социально-культурной

2. Высказывание «Мыслю, следовательно, существую» при­надлежит

3. Смысл жизни человека с нравственными исканиями связы­вала

1) философия Возрождения
2) немецкая классическая философия
3) философия марксизма
4) философия гедонизма

4. Процесс историко-эволюционного формирования физиче­ского типа человека называется

1) эволюцией
2) гендерологией
3) генезисом
4) антропогенезом

5. Труд был объявлен решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо соци­альное в трудах

1) Ч. Дарвина
2) Ф. Энгельса
3) Аристотеля
4) Г. Гегеля

6. Идея переселения душ была выдвинута

1) древнекитайской философией
2) древнеиндийской философией
3) древнегреческой философией
4) философией эпохи Возрождения

7. Представление о человеке как «образе и подобии Бога» ха­рактерно для

1) древнегреческой философии
2) древнекитайской философии
3) философии христианства
4) древнеиндийской философии

1) Г. Гегель
2) И. Кант
3) О. Конт
4) И. Фихте

9. Философия Жан Поля Сартра, считавшего, что объектив­ному, детерминированному миру противопоставлена чело­веческая деятельность, которая свободна и не зависит от объективных законов, относится к такому направлению в философии, как

1) экзистенциализм
2) эмпиризм
3) эмпириокритицизм
4) этатизм

10. Специфические черты, присущие отдельной особи, организ­му в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, называются

1) индивидом
2) индивидуальностью
3) личностью
4) нет верного ответа

11. Совокупность устойчивых психических качеств человека, определяющих его поступки в отношении других людей, называется

1) способностями
2) эмоциями
3) темпераментом
4) характером

12. Индивидуально устойчивые свойства человека, опреде­ляющие его успехи в различных видах деятельности, назы­ваются

1) способностями
2) эмоциями
3) темпераментом
4) характером

13. Устойчивая система социально значимых черт, характери­зующих индивида как члена того или иного общества, явля­ется одним из определений

1) человека
2) индивида
3) индивидуальности
4) личности

14. Состояние объективной нужды организма в чем-то, что со­ставляет необходимое условие его нормального функциони­рования, называется

1) эмоциями
2) темпераментом
3) потребностью
4) характером

15. Какое понятие не употребляется при классификации по­требностей человека?

1) биологические
2) духовные
3) социальные
4) приоритетные

Часть 2

1. В определение человека, данное словарем С.И. Ожегова, вставьте пропущенные слова. «Живое существо, обладающее даром ___________ и речи, способностью создавать ___________ и пользоваться ими в процессе общественного труда».

2. Установите соответствие между терминами и определения­ми: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Термины

А) мышление
Б) способности
В) индивид
Г) темперамент

Определения

1) индивидуально устойчивые свой­ства человека, определяющие его успехи в различных видах дея­тельности
2) совокупность психических свойств человека, от которых за­висят его реакции на других лю­дей и социальные обстоятельства
3) высшая ступень человеческого познания
4) отдельный экземпляр среди мно­жества других, обладающий спе­цифическими свойствами

Запишите выбранные цифры под соответствую­щими буквами.

3. Закончите фразу: «Источником активности личности являются многообразные личные и общественные ___________».

4. Иммануил Кант характеризует такое явление следующим образом. Во-первых, это способность создавать то, чего нет в природе, чему нельзя научиться, то есть главным призна­ком является его оригинальность. Во-вторых, произведения этого человека должны являться образцовыми, а не быть бессмыслицей, хоть и оригинальной. В-третьих, такой че­ловек не может объяснить, как он создает свои произведе­ния, его творчество носит во многом бессознательный ха­рактер. Как называют такого человека?

Часть 3

Темы для эссе

1. «Человек — это единственное животное, которое краснеет или, при определенных обстоятельствах, должно краснеть» (Марк Твен).

2. «Самая занимательная для нас поверхность на земле — это человеческое лицо» (Г. Лихтенберг).

3. «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком» (И. Гёте).

4. «Человек вне общества — или бог, или зверь» (Аристотель).

Ответы на тест по обществознанию Социальная сущность человека 10 класс
Часть 1
1-4
2-1
3-2
4-4
5-2
6-2
7-3
8-2
9-1
10-2
11-4
12-1
13-4
14-3
15-4
Часть 2
1. Мышления, орудия
2. 3142
3. Потребности
4. Гений

Статьи по теме: