Обшивка корпуса судомодели. Пособие для начинающих и мастеров. Наборы Wooden kit - что там внутри и как с этим быть? Замечание1: приведенный способ приклеивания известен достаточно давно и применялся для облицовки мебели шпоном ценных пород дерева с помощ

Замечание1: приведенный способ приклеивания известен достаточно давно и применялся для облицовки мебели шпоном ценных пород дерева с помощью столярного клея.

Замечание2: Все указанные размеры и временные интервалы указаны приблизительно, они могут зависеть от масштаба модели, сорта клея, фазы луны и т.д.

Обычно приклеивание планок обшивки выполняется холодным способом – на планку наносится клей, она прикладывается к месту и прижимается с помощью различных прижимов. В качестве прижимов используют прищепки, “крокодилы”, канцелярские биндеры, струбцинки, всевозможные захваты и т.д., причем список этот постоянно пополняется. К каким только ухищрениям не приходится прибегать иной раз, чтобы как-то прижать планку. Недостаток этого способа – нужно долго ждать, пока схватится клей и не везде есть место, за которое можно зацепиться зажимом. Другим недостатком можно считать небольшую силу прижима, поэтому для минимизации зазора приходиться очень тщательно подгонять склеиваемые поверхности. При горячем приваривании обшивки схватывание клея происходит за 20-40 секунд, за это время рейку можно очень сильно прижимать руками. Горячая рейка более гибкая и податливая, хорошо садится по месту, сильный прижим позволяет выбрать зазор до минимума.

Итак, предполагаем, что у нас уже имеется готовая основа для обшивки – набор корпуса. При выполнении двухслойной обшивки предполагаем наличие готового первого чернового слоя, который обязательно должен быть зафиксирован гвоздиками или термостойким клеем, иначе он при нагреве может отслоиться. Набор при однослойной обшивке должен быть тщательно проверен на соответствие чертежу. Если чертеж показывает внешние обводы корпуса, то необходимо отнять предполагаемую толщину обшивки. С помощью тонкой гибкой рейки, соизмеримой с рейками обшивки, проверяется качество малковки – рейка должна сгибаться плавно и без зазоров прилегать к торцам шпангоутов. При двухслойной обшивке аналогично проверяется качество первого слоя.

Выбираем дерево исходя из наличия и возможностей. Из доступных лучше всего груша и орех, можно другие плодовые. Пилим рейки обшивки на циркулярке. Лучше всего это делать в два приема (Рис.1) – сначала доска распускается на рейки с толщиной, равной ширине досок обшивки, затем эти рейки распиливаются на собственно доски обшивки, причем на толщину лучше дать запас 0.5 - 1 мм для последующей шлифовки.

Рис. 1. Распиловка дерева на рейки.

Для приклеивания обшивки нужен клей ПВА и утюг. Клей должен быть достаточно густой. Иногда в продаже бывает слишком жидкий клей ПВА, который хорошо клеит бумагу, но для дерева не годится. Утюг лучше выделить отдельный, чтобы не иметь конфликтов в семье, можно самый простой, но обязательно с терморегулятором. В принципе, утюг указан как самый доступный инструмент, можно применить и другой нагреватель, например, мощный паяльник с терморегулятором и гладкой массивной насадкой из латуни.

Для лучшего результата рейки, которыми будут облицовываться криволинейные участки поверхности корпуса, лучше предварительно согнуть, придав им окончательную форму по месту установки. Делается это с помощью того же утюга.

Кстати, цитата из статьи (tooling_primer_on_planking.php): “… фактически каждой рейке необходимо придавать соответствующую форму, поскольку ее нельзя гнуть на ребро. Гнутье на ребро означает боковое поперечное сгибание рейки. Если вы попробуете это сделать, один край рейки поднимется над шпангоутами, и вы не сможете ее прибить, ее край в этом месте будет выступать над остальными.” Трудно понять, какую технологию и древесину использовал автор, но дерево прекрасно гнется на ребро после размачивания и нагрева. (В принципе, автор приведенной цитаты прав: речь не о том, что нельзя гнуть на ребро, а о том, что нельзя плоской рейкой покрыть участок поверхности двойной кривизны. - прим. В.Д.) Например, те же груша и орех 5Х1,5 мм очень легко сгибается до радиуса примерно 10 см. Если запас реек большой, то можно несколько штук согнуть и до 3 см, но сломанных реек будет раза в четыре больше.

Итак, для гнутья необходимо выбрать самые качественные рейки, без дефектов и пороков, волокна древесины должны быть направлены строго вдоль рейки. Любая неравномерность в структуре древесины будет потенциальным местом разлома. Рейки погружаются в воду на 5-15 мин, далее размоченная рейка прижимается к деревянной доске горячим (регулятор примерно между ** и ***) утюгом и начинается проглаживание вдоль рейки. Правой рукой (для правшей) движется утюг слева направо, а левой рукой конец рейки отклоняется в нужную сторону, причем не только перпендикулярно рейке, а и немного в сторону от утюга, чтобы рейка при этом еще и получала натяжение (Рис.2). Это уменьшает вероятность перелома рейки.

Рис. 2. Сила, приложенная к концу рейки, имеет две составляющие – сгибающую и натягивающую, причем последняя значительно больше.

Гнутье на ребро осуществляется почти так же (Рис.3), но действовать здесь приходится крайне осторожно. Любая поспешность приводит к поломке рейки. Размоченная рейка ложится на доску и проглаживается утюгом. При движении утюга конец рейки постепенно отклоняется в нужную сторону. После первого прохода рейка опять на несколько секунд погружается в воду и такая же операция производится с другой стороны рейки. Постепенно, шаг за шагом рейка сгибается до нужного профиля. При некотором запасе реек и терпения эта операция дает неплохой результат(Рис.4).

Рис. 3. Гнутье на ребро.

Рис. 4. Согнутая на торец рейка из груши 4,5Х 1,5 мм, радиус изгиба – 25 мм

Теперь собственно о процессе приваривания обшивки. Обшиваемая поверхность грунтуется разбавленным в 2-3 раза клеем ПВА. Пока грунтовка сохнет, необходимо из деревянной рейки сечением примерно 3Х20 мм изготовить простейший прижим, для чего конец рейки заостряется до толщины, равной примерно полуторной толщине реек, для удобства в торце можно сделать узкий паз (Рис.5)

Рис. 5. Простейший прижим.

Обшивку обычно начинают с бархоутов (мэйнвельсов), которые делят обшивку корпуса на надводную и подводную часть. Толщина бархоутов немного больше толщины досок обшивки, но принцип их приклеивания тот же. Для облегчения изгиба бархоутов в носовой части можно сделать несколько поперечных надрезов с обратной стороны (Рис.6). Положение бархоутов необходимо выверить очень точно, после приклеивания их необходимо зафиксировать гвоздиками для исключения смещения.

Рис. 6. Несколько поперечных надрезов с обратной стороны.

Итак – обшивка. На рейку с обратной стороны наносится слой клея толщиной около 0,5 мм, рейка прикладывается к своему месту на корпусе, слегка прижимается и после этого снимается. Производится визуальный контроль смачивания клеем обшиваемой поверхности, при необходимости наносится немного клея на места, которые остались сухими. Теперь нужно выдержать паузу 30-60 сек для того, чтобы клей начал полимеризоваться. Далее рейка укладывается на место и ее конец длиной 30-40 мм прогревается утюгом в течении примерно 20-30 сек до тех пор, пока клей не начнет закипать, после чего при помощи прижима рейка сильно прижимается к поверхности. Направление прижима выбирается таким, чтобы рейка прижималась и к обшиваемой поверхности, и к ребру соседней рейки, и к торцу соседней рейки (Рис.7). Прижимать необходимо достаточно сильно в течении 20-40 сек, пока не застынет клей. Далее аналогично приваривается остальная часть рейки постепенно участками по 30-100 мм (зависит от кривизны поверхности). Всё, рейка приклеена, не нужно никаких прижимов и гвоздиков, можно приклеивать следующую.

Рис. 7. Направление прижима.

При обшивке изогнутой поверхности рейкам необходимо придавать трапецевидное сечение для обеспечения плотного прилегания реек (Рис. 8).

Рис. 8. Рейкам необходимо придавать трапецевидное сечение.

Устранение дефектов

Одним из достоинств приведенного метода является обратимость процесса, т.е., если планка приварена плохо, ее можно еще раз нагреть и снять. Даже через несколько недель можно легко отделить рейку, хотя с течением времени клеевое соединение постепенно все более твердеет.

Несмотря на сильный прижим реек в момент приваривания, иногда все равно возникают дефекты обшивки в виде щелей между рейками (Рис. 9А). В таком случае можно воспользоваться следующим способом.

Рис. 9. Дефект обшивки и способ его устранения.

С помощью острого резака щели придется слегка клиновидная форма (Рис. 9B), затем вырезается соответствующей формы клин (Рис. 9С). Цвет древесины и направление волокон в клине должен совпадать с соседними рейками, при выполнении этого условия дефект практически не будет заметен. Клин смазывается клеем ПВА и плотно вставляется в щель. Через несколько минут, когда клей слегка схватится, выступающая часть клина срезается острым резаком на высоте около 0,5 мм (Рис. 9D). Далее клин прижимается сверху горячим утюгом. Под воздействием тепла и влаги из клея клин размягчается и плотно заполняет щель. После остывания остается зашкурить место ремонта – дефект будет практически незаметен (см. выделенную область на Рис. 10). Щели шириной меньше 0,3 мм можно не заделывать – при лакировании они заполняться лаком.

Рис. 10. Фрагмент готовой обшивки планками из черешни.

Описанным выше способом я обшил две модели, результатом очень доволен, чего и вам желаю. :)


Начинаем черновую обшивку корпуса. Рейки смазывал клеем ПВА и сразу же сажал на гвозди. Так как гвозди очень маленькие и забивать их неудобно лучше всего применять гвоздарь. Такого инструмента в моем арсенале до сих пор не было, так что пришлось его изготовить самому. После этого работа пошла гораздо быстрее и я на радостях натворил кучу ошибок (о которых скажу чуть позднее). Для того, чтобы в местах резких изгибов рейка не треснула и не сломалась ее нужно замочить в горячей воде около часа. Можно загибать и над паром, но мне так показалось удобнее, так как заготавливаю сразу несколько реек и работа идет быстрее. Отметил первую рейку, чтобы потом было видно откуда начинать обшивку темным деревом.


Пушечные порты зашил рейкой сначала наполовину, чтобы потом не искать в каком месте у меня были окошки, и дал клею просохнуть. Потом прорезал в рейках заклеенные проемы и продолжил обшивку доверху.


В местах, в которых нет шпангоутов и некуда забить гвоздь, рейки прижимаем струбцинами. В данном случае очень помогли бы неодимовые магниты. Это очень сильные магниты, несмотря на их очень малые размеры.



Доведя обшивку до верха я начал обшивать рейкой от киля . Из-за того, что размоченная рейка ложилась на гвоздях очень легко, я просто стыковал рейки одна к одной не делая клиньев. В принципе рейки легли нормально, не учитывая рисунка спереди. Но я решил, что для черновой обшивки это не важно. И это скорее всего тоже ошибка, так как при чистовой обшивке мне пришлось заранее просчитывать какие рейки зауживать на концах , чтобы получить красивый рисунок обшивки на корме и на носу корпуса. Вторая моя ошибка - я не везде очень плотно подгонял рейки между собой, оставляя небольшие щели и перепады по высоте, в расчете на то что потом я это сравняю напильником и наждачной бумагой.

Медленно, но верно движется обшивка корпуса «Виктории». Подошла очередь обшить низ корабля планками «американского ореха». К концу ноября обшил небольшую часть корпуса. Планки еще не шлифовались — на фото кажется, что они «гуляют». После обработки все будет ровно.

Обшивка на корме

Обшивка носовой части

Как известно, в журнале предлагают сделать одинарную обшивку. После прочтения различных форумов, выяснилось, что в журнальной версии описан не совсем верный вариант укладки планок обшивки. После изучения вопроса оказалось, что у англичан в деревянном судостроении планки укладывались следующим образом:

Английский вариант укладки обшивки

Различные варианты концевых планок

Еще на западных форумах нашел такую инструкцию по укладке планок обшивки:

Различные варианты концевых и вставочных планок

Заодно нашлась и инструкция по укладке планок:

Инструкция по укладке планок

В итоге, по шагам, получилась такая инструкция:

Шаг 1: Отмерить 2,5 мм от последней уложенной планки у носа, (это минимальное расстояние, необходимое для планки, поскольку целая планка имеет ширину 5 мм и узкая часть планки не может быть уже половины целой части) Поставить отметку карандашом.

Шаг 1: отмечаем 2.5 мм

Шаг 2: Прижать верхнюю из укладываемых планок к корпусу, следя за тем, чтобы планка плотно прилегала к нему. На другом конце планки следует использовать разделительную планку шириной 5мм.Если становится видна отметка из шага 1, необходимо сдвинуть планку выше. Отметить на корпусе и на планке области, где планка начинает заходить на предыдущую планку, и где она перестает соприкасаться с ней. Планку следует отрезать по линии, по которой она соприкасается с предыдущей уложенной планкой.

Шаг 2, Этап 1: поиск места соприкосновения с ранее уложенной планкой

Шаг 2, Этап 2: отметка места пересечения на корпусе и планке

Шаг 3: Теперь надо отметить 2.5мм на корпусе и на нижней укладываемой планке в месте пересечения верхней укладываемой планки с ранее уложенной планкой на корпусе. От этой точки следует отметить клин того размера, который необходим. Размер клина, возможно, придется откорректировать под размер.

Шаг 3, Этап 1: отмечаем 2.5 мм в месте найденного пересечения

Шаг 3, Этап 2: повтор предыдущих шагов, но для нижней укладываемой планки — поиск места пересечения с ранее уложенной планкой на корпусе

Шаг 4: Обрезать и приклеить нижнюю планку.

Шаг 4: От найденной точки пересечения с ранее уложенной планкой до середины планки в точке из шага 2 срезаем укладываемую планку наискосок и приклеиваем ее на место

Шаг 5: Повторить предыдущие шаги, но уже для верхней планки. Т.е. отметить 2.5мм на конце планки (конец планки должен находиться на отметке из шага 2) и обрезать, отметить клин от места пересечения с уложенной планкой из шага 4, обрезать, подогнать по месту, приклеить.

Шаг 5, Этап 1: отмечаем место пересечения с предыдущей планкой

Шаг 5, Этап 2: срезаем планку наискосок от найденной точки пересечения до середины планки в точке, найденной в шаге 2 и приклеиваем планку на место

Шаг 6: Вырезать клин у концевой планки из отрезка, полученного после обрезания верхней укладываемой планки в шаге 2. Протестировать концевую планку на предмет схождения и обрезать/подогнать по месту. Приклеить на место.

Шаг 6, Этап 1: изготовление концевой планки

Шаг 6, Этап 2: концевая планка на месте

Похожим образом уложил планки и в кормовой части. Руководствуясь этой инструкцией почти доделал чистовую обшивку.

К шестому января чистовая обшивка почти готова — осталось уложить несколько рядов

Я обещал, что отдельно расскажу об основном материале, используемом для постройки модели парусника - древесине. Конечно, модели старинных парусных кораблей строят и из бумаги, и из пластика...Но наш разговор о "классической" модели.

Набор корпуса, обшивка бортов и палуб, резные украшения, рангоут и элементы такелажа (блоки, юферсы) - все это вплоть до 19-го века на кораблях изготавливали из дерева. По большому счету, модель старинного парусного корабля должна строится именно из деревянных деталей и элементов, как и копируемый оригинал. Классическая модельная школа предполагает использование при постройки модели парусника именно те сорта дерева, из которого изготовлялись элементы оригинального корабля. Более того, русская и французская школы судомоделизма основаны на имитации окраски модели путем подбора цветов древесины!
Потому моделисту крайне важно правильно подобрать текстуру, цвет, твердость древесины, которую он будет использовать в работе. От этого зависит не только внешний вид будущей модели, но и технологии изготовления элементов модели, масштабные возможности и многое другое.
Наконец, есть еще один, весьма важный для любого (а в особенности, для начинающего) моделиста, нюанс - возможность приобретения достаточного количества необходимого дерева.

Начнем с пород древесины, применяемой для постройки моделей кораблей.
К этому простому, на первый взгляд, материалу предъявляется масса,порою, взаимоисключающих требований.
Модельная древесина должна быть прочной, способной устойчиво сохранять заданную форму и, в то же время, легко обрабатываться и обладать достаточной степенью гибкости.
Древесина должна иметь мелко-слоистую структуру, что важно при постройке моделей малого масштаба, мелкую не рыхлую текстуру и разнообразную цветовую гамму.
Отобранные для постройки модели деревянные заготовки не должны иметь сучков, трещин и пустот,проходов жучка-древоточца, гнили и т.пр.

При подборе пород дерева для модели старинного парусника следует руководствоваться следующими критериями:

ТЕКСТУРА. Древесина для модели не должна иметь ярко выраженных годовых колец (лучше, если они вообще не будут заметны). Текстура дерева должна быть как можно более мелкой, что бы даже маленькая деталь выглядела масштабно.

ЦВЕТ. Древесина отличается широкой гаммой цветов - белый, желтый, коричневый, красный и оттенков. Для своей модели моделист должен подбирать те цвета, которые максимально соответствуют цвету древесины прототипа (если, конечно, на модели не предполагается изготовление окрашенных узлов и элементов).

ТВЕРДОСТЬ (прочность). С одной стороны, при изготовлении модели предполагается значительная механическая обработка (пиление, строгание, сверление, шлифовка и т.д.) деревянных заготовок. С другой стороны, масштабность модели предполагает высококачественную шлифовку всех деталей для достижения масштабности текстуры поверхностей. По-этому, для изготовления даже сравнительно крупных и несложных деталей следует отдать предпочтение твердым породам дерева, которые хорошо шлифуются, не дают ворса и меньше повреждаются при случайном механическом воздействии. Для сложных по форме или мало ответственных деталей можно и удобно применять древесину мягких сортов, которая легко механически обрабатывается, но нуждается в последующей финишной отделке (пропитке, покрытии лаком) для укрепления поверхностного слоя.

СОЧЕТАЕМОСТЬ ЦВЕТОВ. Реальные корабли, как правило, строились из одного-двух основных типов древесины, которая после длительного воздействия атмосферных факторов (в случае, если деревянные элементы не окрашивали) приобретали однородный сероватый цвет. Исключение может составлять палуба, которая в результате постоянного мытья и скобления была заметно светлее. В любом случае, для палубного настила следует выбирать более светлую древесину, чем для обшивки бортов или изготовления элементов палубного оборудования (дельных вещей). В то же время, желательно исключить при этом чрезмерную контрастность.

Чаще всего судомоделисты используют в своей работе следующие породы дерева:

ЛИПА (ольха,молодой клен, береза белоствольная).

Липа

Древесина липы имеет однородную, мягкую структуру различных оттенков - от белого до светло-сливочного и даже розового. Она легко обрабатывается в продольном и поперечном направлениях, благодаря чему широко применяется для долбления цельных корпусов, составных шпангоутов, обшивки бортов и палубы (чаще всего - черновой). Из липы режут носовые фигуры и элементы декора. Обшивочные рейки из липы достаточно легко гнутся не ломаясь, особенно при пропаривании.
Однако мягкость липы является в то же время и ее недостатком. Поверхности из липы легко повреждаются, края распилов и отверстий могут осыпаться, очень сложно сохранить ровные грани на детали из липы.
По-этому при работе с этим материалом требуется аккуратность и последующее укрепление поверхностного слоя пропиткой и лакированием.

Ольха по своим характеристикам близка к липе.

Другие мягкие породы древесины - береза, клен не столь практичны, по-скольку некоторые их характеристики при старении ухудшаются, что затрудняет их обработку.
Положительной характеристикой этих пород, прежде всего березы и клена, является равномерность цвета (на одной рейке не будет биения оттенков) и прямослойность древесины. Клен и береза дают достаточно прочную и гибкую заготовку цвета, близкого к белому, что делает их предпочтительными для изготовления палубного настила. Эту древесину можно также использовать для шпангоутов, обшивки подводной части корпуса, рангоута.

Клен

СОСНА (ель).

Сосна

Достаточно мягкая древесина сосны хорошо механически обрабатывается, колется и гнется (особенно при распаривании или замачивании). Однако обладает высокой колкостью различной твердостью по годовым кольцам, что делает проблематичной шлифовку.
Наиболее применима сосна для изготовления прямых корпусных деталей - стрингеров, реек, черновой обшивки корпуса.
Следует выбирать сосновую древесину мелкослойную, с числом годичных слоев не менее 10 на 1 см. При этом следует выбирать древесину с параллельными слоями (по скошенным слоям рейки будут колоться и ломаться).

ОРЕХ.
Орех

Твердая, хрупкая, с красивой слоистостью древесина, имеющая цветовую гамму от светло-серого до коричневого. Прекрасно режется и гнется при нагреве, что делает орех предпочтительным для чистовой обшивки бортов. При тщательном отборе заготовок (у ореха ярко выражены годовые кольца) ореховые рейки можно использовать для изготовления шпангоутов, киля, элементов рангоута. А вот для изготовления мелких деталей деталировки орех не всегда применим из-за своей твердости и хрупкости.

ГРУША (яблоня, абрикос, слива)
Груша

Достаточно твердая, гибкая древесина фруктовых деревьев отличается мелким рисунком и высокой плотностью. Цвет ее варьируется от кремового до розовато-коричневого. Чаще всего используется для набора палубного настила. Но приемлема и для изготовления деталировки.

Вишня

Твердая древесина желто-красного цвета.Хорошо колется на тонкие рейки. При соответствующей обработке весьма напоминает красное дерево, что делает ее незаменимой при декорировании модели.

Дуб

Ввиду высокой твердости дуб в модельном деле используют редко.Чаще всего применяют казанский мореный дуб, 70-100 лет пролежавший в воде, для имитации черного дерева.

Кедр

Прямослойный кедр хорошо знаком нам по качественным чертежным карандашам (прежде всего Koh-i-Noor). Розоватая, легко обрабатываемая древесина кедра используется как для изготовления мелких деталей и декора, так и для элементов рангоута.

Обратимся теперь к "экзотическим" сортам.

Самшит

Самшит считается "королем" материалов для тонкой резьбы. Его очень плотная, древесина с однородной структурой и выразительным цветом от сливочного до яркого желтого позволяет резать, к примеру, растительные завитки на декоре размером до 2 мм. Твердость самшита затрудняет резьбу, но, за то, он не колется, позволяет прорезать очень острые грани, что оправдывает его достаточную редкость и высокую стоимость. Используется самшит также для изготовления мелких такелажных элементов - блоков, юферсов, нагелей.

КРАСНОЕ ДЕРЕВО (сандал, манила, мербау, венге)

Красное дерево

По своим технологическим характеристикам, а также из-за относительно высокой стоимости используются для отделки профессиональных настольных моделей. Идут на палубный настил, деталировку и дельные вещи.

БАМБУК.
Бамбук

Прямослойная легко раскалываемая древесина, позволяющая изготовить тончайшие рейки - до 0,3 мм. Подойдет для изготовления мелких прямых деталей - рам кормовых окон, решеток, нагелей или деревянных гвоздиков.

Я, к примеру, построил модель пакетбота Витуса Беринга "Святой Петр" в масштабе 1:180, практически полностью из бамбука.

Итак, что же именно выбрать начинающему моделисту для своей модели.

Для изготовления набора корпуса (килевая рамка, шпангоуты,основания палуб) вам потребуется фанера различной толщины от 1 до 8, а то и 10 мм(все зависит от масштаба вашей модели). Принципиальной разницы в материале фанеры нет - можно брать ее в мебельных магазинах или в кладовке - со старых посылочных ящиков. Но я бы отдал предпочтение липовой или ольховой фанере, которая благодаря своей мягкости легко подправляется ножом при сборке набора.

Для обшивки бортов можно заготовить: на черновую обшивку - липовую или ольховую рейку сечением в пределах 1 на 5-6 мм; для чистовой обшивки и палубного настила - грушу, яблоню или орех толщиной от 0,5 и шириной 3- 6 мм.

Для палубной деталировки потребуются груша, яблоня, орех, вишня. На декор возьмите липу и грушу.

Для рангоута подойдут груша, кедр, бамбук, американский орех или мелкослойная ель.
Мелкие детали такелажа вырежем из груши.

Я представляю, как начинающий моделист озадаченно чешет затылок - большую часть из перечисленного, тем более в крупном городе достать крайне сложно.
Тем более, что даже обрезки мебельного производства (если у вас по-случаю, под боком есть мебельная фабрика) следует еще распустить на мини-пилораме до реек нужного размера.

К счастью, на сегодняшний день есть Интернет. А в интернете есть модельные сайты с интернет магазинами, торгующими как материалами для моделизма, так и готовыми заготовками, и даже, готовыми деталями из различных сортов древесины (например "Верфь на столе - https://www.shipmodeling.ru/).
Кроме того, необходимые материалы можно найти, в буквальном смысле, под ногами: кроме уже упоминавшихся посылочных ящиков, в дело пойдут ящики из-под фруктов и шпоновые лукошки для клубники, которые можно встретить на рынке; отличным источником материала являются ученические деревянные линейки; на рынках зачастую можно встретить китайскую кухонную утварь (в частности, скалки), изготовленную из груши.
Своего "Святого Петра" я строил из бамбуковых реек, на которые распускал бамбуковые "шпажки для шашлыка", зубочистки и старые китайские шторы-жалюзи.
так что стоит просто внимательнее смотреть по-сторонам.

Статья как методическое пособие для судомодельного кружка. С описанием изготовления модели парусника.

Трудно сказать, сколько веков человечество строит модели. Но, видимо, логично предположить, что судомоделизм возник с начала судостроения. В исторических и морских музеях мира можно увидеть модели, найденные археологами в границах египетских фараонов, при раскопках древнегреческих и римских городов и поселений.
В России модели судов появились в конце XVII- начале XVIII вв. Судомоделизм на первом этапе своего развития тесно связан с именем Петра I, который приказал покупать за границей модели кораблей, строил их сам, а впоследствии повелел для каждого строящегося изготавливать его модель. Это стало правилом, которое на всех судостроительных заводах неукоснительно соблюдается и сегодня. До строительства корабля создается его модель.
Судомоделизм - интересный и увлекательный вид технического творчества. Им занимаются школьники и люди зрелого возраста, рабочие и инженеры, конструкторы кораблей.
Слово «модель» (от лат. modulus — мера, образец) имеет несколько смысловых оттенков и используется во многих областях науки, техники, производства, обучения. В широком смысле — это условный образ (изображение, схема, описание и т.п.) какого-либо объекта (или системы объектов), процесса или явления.
В научных исследованиях под моделью понимают такую мысленно представленную или материально реализованную, систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.
В обучении модели применяются как одно из средств наглядности. Они могут быть объектами трудовой деятельности (предметами изготовления) и способствовать воспитанию интереса у школьников к определенному виду техники и развитию у них технических способностей.
Модели различных судов люди начали строить давно. Однако, при этом они часто учитывали только геометрическое соотношение отдельных частей модели и реального объекта, не принимая во внимание различные физические явления, «связанные, например, с использованием неодинаковых материалов для их постройки».
Говорить о пользе судомоделизма можно много. Судомоделизм помогает инженеру оценить правильность новой технической идеи, ученики могут попробовать свои силы в конструировании. Проектирование и постройка моделей знакомят с военно-морским делом, судостроением, основами математики и физики, черчения и геометрии. Судомоделизм способствует развитию конструкторской мысли, воспитывает стремление углубленно, творчески решать технические задачи.
При постройке модели парусника углубляются научные и технические знания учащихся и их технологический кругозор. На внеклассных занятиях по технологии это позволяет учащимся углубить знания в науке и технике.
Непосредственно учебно-познавательную работу с учащимися в общеобразовательном учреждении условно можно разделить на две части. Первая часть, составляющая основу всего учебно-воспитательного процесса - это система уроков по учебным предметам. Вторая часть, которая является продолжением и дополнением к учебной работе учащихся, представляет собой систему внеклассных занятий. Внеклассная работа по технологии призвана развивать самодеятельность, творчество, способности, интересы и склонность учащихся к науке и техники.

Главные задачи внеклассной работы по технологии следующие:
1. Углубление общенаучных знаний и технологического кругозора учащихся. Если, например, ученик на внеклассных занятиях изготавливает модель корабля, то сама эта деятельность требует от него знаний внутреннего устройства судна. Но его конструкция разработана на основе знаний мореходных характеристик кораблей, технической механики, электротехники, электроники и других технических наук; в ней использованы естественнонаучные закономерности, математические расчеты и графический аппарат. Вместе с тем изготовление деталей модели корабля и их сборка в целое изделие требует знаний и умений в конкретной технологии судостроения. Следовательно, только на одном примере можно увидеть, как на внеклассных занятиях по технологии углубляются научные знания школьников, и расширяется их технологический кругозор. На внеклассных занятиях ученики могут заниматься не только моделями кораблей, но и изготовлять модели самолетов, автомобилей, овладевать тем или иным видом труда, заниматься декоративно-прикладным искусством, народными ремеслами и т.д.
2. Выявление творческих способностей и дарований учащихся. В системе учебной работы школьников на уроках не всегда могут достаточно заметно проявиться те или иные способности или дарования. Это обусловлено тем, что на уроках в какой-то степени ограничиваются возможности проявления всего разнообразия интересов, склонностей и способностей учащихся. Внеклассные занятия дают простор для проявления и применения «скрытых» способностей учащихся, и обеспечивают они это созданием организационно технического, дидактического и материального условий. Эти условия создаются как в самообразовательном учреждении, так и в учреждениях дополнительного образования, центрах детского технического творчества и др.

Рассмотрим пример постройки модели Nina Христофора Колумба.
Модель строилась из ценных пород древесины и готова к соревнованиям стендового судомоделирования в крассе С1 - стендовые модели парусных кораблей. Материал может служить методическим руководством по изготовлению моделей данного типа.

Для начала моделист определяется с размером будущей модели и печатает чертежи. Лучше всего это делать в программе CorelDraw или AutoCad. Я пользовался первой программой. Определившись с размером и масштабом чертежи печатаются, затем склеиваются согласно отметкам на листе.

Первым этапом постройки будет перенос шпангоутов (Шпангоут (нидерл. spanthout, от spant — «ребро» и hout — «дерево») — поперечное ребро корпуса судна; деревянный или металлический поперечный элемент жёсткости обшивки корпуса корабля, летательного аппарата или котла восьмиосного вагона-цистерны. В кораблестроениии судостроении это также элемент теоретического чертежа — сечение корпуса вертикальной поперечной плоскостью.) на фанеру.

Второй этап. Выпиливание шпангоутов. При выпиливании не пилите по самой линии разметки а оставьте немного припуск после сбора каркаса (скелета будущего корпуса) этот припуск позволит подогнать обводы как можно плавне.

Третьим этапом будет сборка скелета корпуса (желательно собирать на стапеле). Самый простой способ изготовить стапель можно найти в интернете

Следующим этапом изготовления нашей модели будет чистовая обшивка которая требует как можно большей аккуратности и точности благодаря ней модель будет выглядеть как настоящая и все недочеты, которые будут присутствовать на чистовой обшивке будут видны. А поскольку модель стендовая и тем более парусник - то красками здесь не пользуются вообще, а если и пользуются то на отдельных элементах модели, которые этого требуют.


Небольшое замечание по чистовой обшивке. При чистовой обшивке рейка не протыкается и не прибивается она прижимается крепежами (в черновую обшивку, на фото это заметно, гвоздики воткнуты в черновую обшивку у края чистовой рейки) как вам удобнее в данном случае я использовал канцелярские прищепки и гвоздики со шляпкой.


Обшивка транца. Поскольку рейки должны перерывать транцевую обшивку по правилам делают именно в такой последовательности транец->обшивка борта. Излишки рейки подрезаются.

На фото изображен временный бархоут который будет вклеен после шлифовки чистовой обшивки (бархоут толще самой обшивки и при шлифовке его можно повредить потому и делают сначала фальшбархоут)

Именно то место транца где необходимо соблюдать последовательность и правильность обшивки изложенная выше.


Корпус набирает вид.

Этапом по окончанию обшивки будет служить этап установки бархоута:
(Бархоут (нидерл. berghout, от bergen — охранять, hout — дерево) — усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии на парусных судах или стальной профильнаваренный на наружную сторону пояса стальной обшивки корпуса судна в районе главной ватерлинии (ГВЛ) и/или выше. Бархоут служит для защиты обшивки корпуса судна во время швартовки, стоянки у причала, абордажа, так как выступает наружу от обшивки и принимая на себя первый удар (давление) при касании о причал или другое судно не даёт возможности повредить обшивку корпуса судна.)

Этап изготовление палубы:

Результат кропотливой работы. Материал - груша. Черные швы, имитированные черной бумагой приклеенной и торцам реек.

Обшивка нижней палубы. Обшивку начинается от центрального сечения корпуса по килю. Что позволяет сохранить симметричность.

После финишной обшивки палубы сверлятся отверстия под мачты согласно чертежу. Глубина отверстий зависит от размера модели (лично мое правило сверлю и проверяю на устойчивость - качение).

Установка поручней:

Дельные вещи изготавливаются из дерева и устанавливаются на корпус модели:


Установка рангоута и такелажа:
(Такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — общее название всех снастей на судне или вооружение отдельной мачты или рангоутного дерева, употребляемое для крепления рангоута и управления им и парусами. Такелаж разделяется на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж служит для удержания рангоутных частей в надлежащем положении, бегучий — для постановки, уборки парусов, управления ими, изменения направления отдельных частей рангоута.)


Готовая модель:




Спасибо за внимание.

МБОУ ДОД "Центр детского технического творчества" г.Канск

Статьи по теме: