Кто был первым киевским князем и другие тайны Древней Руси. Первые руские князья - реферат

Во второй половине IX - начале X в. на Восточно-Европейской равнине утвердились десятки конунгов. Исторические документы и предания сохранили имена лишь нескольких из них: Рюрика, Аскольда и Дира, Олега и Игоря. Что связывало этих норманнских вождей между собой? Из-за отсутствия достоверных данных судить об этом трудно. Русские летописцы, записавшие их имена, трудились уже в то время, когда Русью управляла уже одна династия. Книжники полагали, что так было с самого момента возникновения Руси. В соответствии с этим они увидели в Рюрике родоначальника княжеской династии, а всех других предводителей представили как его родственников или бояр. Летописцы XI в. сконструировали фантастическую генеалогию, соединив случайно сохранившиеся имена. Под их пером Игорь превратился в сына Рюрика, Олег - в родственника Рюрика и воеводу Игоря. Аскольд и Дир были будто бы боярами Рюрика. В итоге полумифический варяг Рюрик стал центральной фигурой древнерусской истории.

Новгородский летописец старался доказать, будто новгородцы приглашали на свой престол князей в момент образования Руси так же, как в XI-XII вв. Он описал начало русской истории следующим образом. Ильменские словене и их соседи - финские племена чуди и мери - платили дань варягам, на затем, не желая терпеть насилия, изгнали их. Владеть «сами собе» они не смогли: «всташа град на град и не бе в них правды». Тогда словене отправились «за море» и сказали: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нету, да поидете к нам княжить и владеть нами». В итоге «избрашася три брата с роды своими», старший Рюрик, сел в Новгороде, средний, Синеус, - на Белоозере, а младший, Трувор, - в Изборске. Примерно в одно время с Рюриком Новгородским жил Рюрик Датский, нападению которого подвергались земли франков. Некоторые историки отождествляют этих конунгов.

Киевский дружинный эпос выделялся красочностью и богатством сведений. Но фигура Рюрика не получила в нем отражения. Что касается новгородских преданий о Рюрике, они отличались крайней бедностью. Новгородцы не могли припомнить ни одного похода своего первого «князя». Они ничего не знали об обстоятельствах его смерти, местонахождении могилы и пр. Повествование о братьях Рюрика несет на себе печать вымысла.

Первым историческим деянием норманнов-руссов был кровавый и опустошительный набег на Константинополь в 860 г. Византийцы описали его как очевидцы. Ознакомившись с их хрониками два столетья спустя, летописцы приписали поход новгородскому князю и его «боярам» в полном соответствии со своим взглядом на Рюрика, как на первого русского князя. Бояре Аскольд и Дир «отпросились» у Рюрика в поход на Византию. По пути они захватили Киев и самочинно назвались князьями. Но Олег в 882 г. убил их и стал княжить в Киеве с малолетним сыном Рюрика Игорем.

По словам летописи, «бе бо Олег вещий». Эти слова воспринимают как указание на то, что Олег был князем-жрецом. Однако летописный текст допускает более простое толкование. Имя Хельг в скандинавской мифологии имело значение «священный». Таким образом, прозвание «вещий» было простым переводом имени Олега. Летописец черпал сведения об Олеге из дружинного эпоса, в основе которого лежали саги, сложенные норманнами-руссами.

Олег был героем киевских былин. Летописная история его войны с греками пронизана фольклорными мотивами. Князь двинулся на Византию будто бы через четверть века после «вокняжения» в Киеве. Когда русы в 907 г. подступили к Царьграду, греки затворили крепостные ворота и загородили бухту цепями. «Вещий» Олег перехитрил греков. Он велел поставить 2000 своих ладей на колеса. С попутным ветром корабли двинулись к городу с стороны поля. Греки испугались и предложили дань. Князь одержал победу и повесил свой щит на вратах Царьграда. Киевские былины, пересказанные летописцем, описывали поход Олега как грандиозное военное предприятие. Но это нападение русов не было замечено греками и не получило отражения ни в одной византийской хронике.

Поход «в ладьях на колесах» привел к заключению выгодного для русов мира в 911 г. Успех Олега можно объяснить тем, что греки помнили о погроме, учиненном русами в 860 г., и поспешили откупиться от варваров при повторном появлении их у стен Константинополя в 907 г. Плата за мир на границах не была обременительной для богатой имперской казны. Зато варварам «злато и паволоки» (куски драгоценных тканей), полученные от греков казались огромным богатством.

Киевский летописец записал предание о том, что Олег был князем «у варяг» и в Киеве его окружали варяги: «седе Олег княжа в Кыеве и беша у него мужи варязи». На Западе варягов из Киевской Руси называли русами, или норманнами. Кремонский епископ Лиутпранд, посетивший Константинополь в 968 г., перечислил всех главнейших соседей Византии, вреди них русов, «которых иначе мы (жители Западной Европы. - Р. С.) называем норманнами». Данные летописей и хроник находят подтверждение в тексте договоров Олега и Игоря с греками. Договор Олега 911 г. начинается словами: «мы из рода русскаго Карлы, Инегельф, Фарлоф, Веремуд… иже послани от Олега...» Все русы, участвовавшие в заключении договора 911 г. были несомненно норманнами. В тексте договора нет указаний на участие в переговорах с греками купцов. Договор с Византией заключило норманнское войско, а точнее - его предводители.

Крупнейшие походы русов на Константинополь в X в. имели место в тот период, когда норманны создали для себя обширные опорные пункты на близком расстоянии от границ империи. Эти пункты стали превращаться во владения наиболее удачливых вождей, которые там самым превращались во владетелей завоеванных территорий.

Договор Олега с Византией 911 г. включал перечень лиц, посланных к императору «от Олега, великого князя рускаго, и от всех, иже суть под рукою его светлых и великих князь и его великих бояр». К моменту вторжения Олега византийцы имели весьма смутные представления о внутренних порядках русов и титулах их предводителей. Но они все же заметили, что в подчинении у «великого князя» Олега были другие «светлые и великие князья». Титулатура конунгов отразила метко подмеченный греками факт: равенство военных предводителей - норманнских викингов, собравшихся «под рукой» Олега для похода на греков.

Из «Повести временных лет» следует, что и полулегендарные Аскольд и Дир, и конунг Олег собирали дань лишь со славянских племен на территории Хазарского каганата, не встречая сопротивления со стороны хазар. Олег заявил хазарским данникам - северянам: «Аз им (хазарам -Р. С.) противен...» Но этим все и ограничилось. Имеются данные о том, что в Киеве до начала X в. располагался хазарский гарнизон. Таким образом власть кагана над окрестными племенами не была номинальной. Если бы русам пришлось вести длительную войну с хазарами, воспоминания о ней непременно отразились бы в фольклоре и на страницах летописи. Полное отсутствие такого рода припоминаний приводит к заключению, что Хазария стремилась избежать столкновения с воинствующими норманнами и пропускала их флотилии через свои владения на Черное море, когда это отвечало дипломатическим целям каганата. Известно, что такую же политику хазары проводили в отношении норманнов в Поволжье. С согласия кагана конунги спускались по Волге в Каспийское море и разоряли богатые города Закавказья. Не проводя крупных военных операций против хазар, их «союзники» русы тем не менее грабили хазарских данников, через земли которых они проходили, так как никакого иного способа обеспечить себя продовольствием у них не было.

Недолговечные норманнские каганаты, появившиеся в Восточной Европе в ранний период, менее всего походили на прочные государственные образования. После успешных походов предводители норманнов, получив богатую добычу, чаще всего покидали свои стоянки и отправлялись домой в Скандинавию. Никто в Киеве не знал достоверно, где умер Олег. Согласно ранней версии, князь после похода на греков вернулся через Новгород на родину («за море»), где и умер от укуса змеи. Новгородский летописец записал местное ладожское предание о том, что Олег после похода прошел через Новгород в Ладогу и «есть могыла его в Ладозе». Киевский летописец XII в. не мог согласиться с этими версиями. В глазах киевского патриота первый русский князь не мог умереть нигде, кроме Киева, где «есть могыла его и до сего дъни, словет могыла Ольгова». К XII в. не один конунг Олег мог бы быть похоронен в киевской земле, так что слова летописца об «Ольговой могиле» не были вымыслом. Но чьи останки покоились в этой могиле, сказать невозможно.

Список литературы

1. Скрынников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв. (www.lants.tellur.ru)

В статье говорится кратко о великих князьях русской Руси – теме, изучаемой по истории 10 класса. Чем же они были знамениты? Какими были их деяния и роль в истории?

Призванные варяги

В 862 году северо-западные племена восточных славян решили прекратить войны между собой и пригласить независимого правителя, чтобы он справедливо правил над ними. Славянин Гостомысл из племени ильменцев возглавил поход к варягам и вернулся оттуда с Рюриком и его дружиной. Вместе с Рюриком пришли и два его брата - Сиенус и Трувор. Рюрик сел княжить в Ладоге, а через два года, согласно Ипатьевской летописи, построил Новгород. У Рюрика был сын Игорь, который должен был стать князем после его смерти. Наследственность правления стало основанием правящей династии.

Рис. 1. Карта Киевской Руси в 10 веке.

В 879 году Рюрик скончался, а Игорь был еще слишком мал. Регентом выступил Олег - то ли шурин Рюрика, то ли его воевода. Уже в 882 году он захватил Киев, куда перенес из Новгорода столицу Древней Руси. Захватив Киев, Олег установил полный контроль над торговым путем «Из варяг в греки». Олегу удалось заключить выгодный договор с Византией о беспошлинной торговле, что является большим достижением для русской экономики того времени.

В 912 году Олег скончался и Игорь стал Киевским князем. В 914 году Игорь повторно завоевал древлян, установив дань больше Олеговой. В 945 году Игорь, собирая дань с древлян, посчитал, что собрал недостаточно. Вернувшись с малым отрядом для повторного сбора, он был убит в городе Искоростень за свою жадность.

И Рюрик, и Олег, и Игорь сводили свою внутриполитическую деятельность к подчинению окружающих Русь славянских племен и обложением их данью. Их деятельность была в большей степени направлена на проведение военных походов для завоевания авторитета внутри Руси и на международной арене.

Правление Ольги и Святослава

В 945 году Ольга подавила мятеж древлян и отомстила за Игоря, разрушив Искоростень. Ольга оставила внешнюю и начала заниматься внутренней политикой. Она провела первую на Руси реформу, создав систему уроков и погостов - количества дани и мест и времени ее сбора. В 955 году Ольга отправляется в Константинополь и принимает христианство.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Рис. 2. Сожжение Искоростня.

Точно не известно, когда к власти пришел Святослав. «Повесть временных лет» говорит о его первом военном походе в 964 году. Святослав был большой поклонник войны и битв, поэтому он продолжил политику своего отца и деда и всю жизнь провел в сражениях, а Ольга от его имени продолжала управлять Русью вплоть до самой смерти. Покорив Болгарию, он перенес столицу в Переяславец-на-Дунае и планировал оттуда управлять молодым государством. Но эти земли находились в сфере интересов Византии, которые в течении года заставили Святослава вернуться на Русь.

Рис. 3. Святослав и Иоанн Цимисхий.

Святослав ненадолго пережил мать. Он погиб недалеко от Днепровских порогов от ятагана печенегов, устроивших ему засаду, когда он возвращался из Болгарии в Киев в 972 году.

Внешняя политика Руси в 9-10 веках

Основным направлением походов первых русских князей оставалась Византия, хотя периодически военные походы осуществлялись и в другие страны. Для освещения этого вопроса составим таблицу Первые русские князья и их деятельность во внешней политике.

Князь

Поход

Год

Итог

Захват Киева и перенос туда столицы

На Константинополь

Заключен выгодный Руси торговый договор

На Константинополь

Флот русов сожжен греческим огнем

На Константинополь

Заключен новый военно-торговый договор

На Бердаа

Награблена и привезена на Русь богатая добыча

Святослав

На Хазарию

Уничтожение Хазарского Каганата

В Болгарию

Завоевал Болгарию и сел там княжить

Война с Византией

Святослав оставил Болгарию и отправился в Киев

Следует отметить, что первые русские князья также занимались обороной южных границ от постоянных набегов кочевых племен хазар и печенегов.

Что мы узнали?

В целом, внешняя политика первых русских князей доминировала над внутренней. Это было обусловлено желанием объединить под одной властью все восточнославянские племена и оградить их от внешней военной агрессии.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 573.

«Киевская Русь» – понятие, которое сегодня подвергается многочисленным спекуляциям. Историки спорят не только от том, было ли государство с таким названием, но и кто его населял.

Откуда пошла «Киевская Русь»?

Если сегодня в России словосочетание «Киевская Русь» постепенно выходит из научного обихода, заменяясь на понятие «Древнерусское государство», то украинские историки его используют повсеместно, причем в контексте «Киевская Русь – Украина», подчеркивая историческую преемственность двух государств.

Тем не менее, до начала XIX века термина «Киевская Русь» не существовало, древние жители киевских земель и не подозревали, что живут в государстве с таким названием. Первым словосочетание «Киевская Русь» употребил историк Михаил Максимович в работе «Откуда идет русская земля», которая была закончена в год смерти Пушкина.

Важно отметить, что Максимович использовал это выражение не в значении государства, а в ряде других названий Руси – Червонной, Белой, Суздальской, то есть, в смысле географического местоположения. В том же значении его употребляли историки Сергей Соловьев и Николай Костомаров.

У некоторых авторов начала XX столетия, в том числе у Сергея Платонова и Александра Преснякова, термин «Киевская Русь» стал использоваться уже в державно-политическом смысле, как именование государства восточных славян с единым политическим центром в Киеве.

Однако полноценным государством Киевская Русь стала в сталинскую эпоху. Существует любопытная история, как академик Борис Греков, работая над книгами «Киевской Русь» и «Культура Киевской Руси», поинтересовался у своего коллеги: «Вы же партийный, посоветуйте, вы должны знать, какая концепция понравится Ему (Сталину)».

Использовав термин «Киевская Русь» Греков посчитал необходимым объяснить его смысл: «В своей работе, я имею дело с Киевской Русью не в узко-территориальном смысле этого термина (Украина), а именно в том широком смысле «империи Рюриковичей», соответствующем западноевропейской империи Карла Великого, – включающей в себя огромную территорию, на которой впоследствии образовалось несколько самостоятельных государственных единиц».

Государство до Рюрика

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако, к примеру, политолог Сергей Черняховский утверждает, что начало русской государственности следует отодвинуть, по крайней мере, на 200 лет вглубь истории.

Он обращает внимание на то, что в византийских источниках при описании жизни русов отразились явные признаки их государственного устройства: наличие письменности, иерархия знати, административное деление земель, упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».

И все-таки несмотря на то, что Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами, многие историки склоняются к тому, что в дохристианский период полноценным государством ее назвать нельзя, так как там отсутствовали классовые структуры и не было централизованной власти. С другой стороны, это была не монархия, не деспотия, не республика, больше всего, согласно историкам, это было похоже на некое корпоративное управление.

Известно, что древние русские жили в родовых поселениях, занимались ремеслом, охотой, рыболовством, торговлей, земледелием, скотоводством. Арабский путешественник Ибн Фадлан в 928 году описывал, что русские строили большие дома, в которых проживало по 30-50 человек.

«Археологические памятники восточных славян воссоздают общество без каких-либо явственных следов имущественного расслоения. В самых разных регионах лесостепной полосы нет возможности указать такие, которые по своему архитектурному облику и по содержанию найденного в них бытового и хозяйственного инвентаря выделялись бы богатством», – подчеркивал историк Иван Ляпушкин.

Российский археолог Валентин Седов отмечает, что появление экономического неравенства на основании существующих археологических данных установить пока невозможно. «Кажется, нет отчетливых следов имущественной дифференциации славянского общества и в могильных памятниках 6-8 веков», – заключает ученый.

Историки делают вывод, что накопление богатств и передача их по наследству в древнерусском обществе не являлись самоцелью, это видимо не было ни нравственной ценностью, ни жизненной необходимостью. Более того, накопительство явно не приветствовалось и даже порицалось.

К примеру, в одном из договоров русов с Византийским императором есть фрагмент клятвы киевского князя Святослава, рассказывающий о том, что будет в случае нарушения обязательств: «пусть будем мы золотые, как золото это» (имеется в виду золотая дощечка-подставка византийского писца). Это лишний раз показывает презренное отношение русов к золотому тельцу.

Более корректное определение политического устройства додинастической Киевской Руси – это вечевое общество, где князь находился в полной зависимости от народного собрания. Вече могло утвердить передачу власти князя по наследству, а могло и переизбрать его. Историк Игорь Фроянов отмечал, что «древнерусский князь – это не император и даже не монарх, ибо над ним стояло вече, или народное собрание, которому он был подотчетен».

Первые киевские князья

В «Повести временных лет» рассказывается о том, как живший на днепровских «горах» Кий вместе с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью построил на правом берегу Днепра город, названный позднее в честь основателя Киевом. Кий, согласно летописи, он и был первым киевским князем. Однако современные авторы больше склоняются к тому, что история об основании города является этимологическим мифом, призванным объяснить названия киевских местностей.

Так, широкую известность получила гипотеза американо-украинского востоковеда Омельяна Прицака, который считал, что возникновение Киева связано с хазарами, а Кий как личность тождественен гипотетическому хазарскому визирю Куйе.

В конце IX века на исторической сцене Киева появляются не менее легендарные князья – Аскольд и Дир. Считается, что они были членами варяжской дружины Рюрика, которые позднее стали правителями стольного града, приняли христианство и заложили основы древнерусской государственности. Но и здесь существует немало вопросов.

В Устюжском летописном своде сказано, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Историки считают, что их стремление отправиться в Киев стимулировалось желанием получить земли и княжеский титул. По мнению историка Юрия Бегунова, Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов.

Летописец Нестор пишет, что войска Аскольда и Дира в 866 году совершили поход на Византию и подвергли разграблению окрестности Царьграда. Однако академик Алексей Шахматов утверждал, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. «Их имена вставили позднее», – считал ученый.

Некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время. Другие выдвигают версию, что что Аскольд и Дир это одно и тоже лицо. Согласно такому предположению, в древнескандинавском варианте написания имени «Haskuldr» последние две буквы «d» и «r» могли быть выделены в отдельно слово, а со временем превратиться в самостоятельную личность.

Если ознакомиться с византийскими источниками, то можно увидеть, что при осаде Царьграда летописец говорит только об одном военачальнике, правда, не называя его имени.
Историк Борис Рыбаков разъяснял: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

Киевская Русь и Хазария

Хазарский каганат считается могущественным государством, под контролем которого оказалисьважнейшие торговые пути из Европы в Азию. +В годы расцвета (в начале VIII века) территория Хазарского каганата простиралась от Черного до Каспийского моря, захватывая в том числе и нижнее Поднепровье.

Хазары совершали регулярные набеги на славянские земли, подвергая их разграблению. По свидетельству средневекового путешественника Ибрагима ибн Якуба, они добывали не только воск, меха и лошадей, но главным образом военнопленных для продажи в рабство, а также юношей, девушек и детей. Другими словами, земли Южной Руси фактически попали в хазарскую кабалу.

Может государство хазар искали не на том месте? Публицист Александр Полюх пробует разобраться в этом вопросе. В своих исследованиях он ориентируется на генетику, в частности, на положение, согласно которому группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос.

Он отмечает, что согласно данным генетики, русские и белорусы, как и большинство европейцев более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические украинцы на 40% носители группы III (В). Это служит признаком народов, ведших кочевой образ жизни (сюда он относит и хазар), у которых группа крови III (В) приближается к 100% популяции.

Эти выводы во многом подкрепляются археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждал, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о этом также свидетельствуют и «берестяные грамоты».
По словам Полюха, подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева новгородцами и месть хазарам, осуществленная Вещим Олегом. Возможно это было одно и тоже событие? Тут он делает громкое заключение: «Киев – возможная столица Хазарского каганата, а этнические украинцы – непосредственные потомки хазар».

Несмотря на всю парадоксальность выводов, возможно, они не столь оторваны от реальности. Ведь в целом ряде источников IX века правитель русов назывался не князем, а каганом (хаканом). Наиболее раннее сообщение об этом относится к 839 году, когда, согласно древнерусским летописям, в Киев еще не пришли дружинники Рюрика.

В современной историографии титулом «киевские князья» принято обозначать ряд правителей Киевского княжества и Древнерусского государства. Классический период их правления начался в 912 году правлением Игоря Рюриковича, первым носившего титул «великого князя киевского», и длился примерно до середины XII века, когда начался распад Древнерусского государства. Кратко рассмотрим наиболее выдающихся правителей за этот период.

Олег Вещий (882-912)

Игорь Рюрикович (912-945) – первый правитель Киева, называвшийся «великим князем киевским». За время своего правления провел ряд военных походов, как против соседних племен (печенеги и древляне), так и против Византийского царства. Печенеги и древляне признали верховенство Игоря, но византийцы, в военном смысле оснащенные лучше, оказали упорное сопротивление. В 944 году Игорь был вынужден подписать мирный договор с Византией. В то же время, условия договора были выгодны для Игоря, поскольку Византия выплачивала значительную дань. Спустя год решил вновь напасть на древлян, несмотря на то, что они уже признали его власть и платили ему дань. Дружинники Игоря в свою очередь, получили возможность нажиться за счет грабежей местного населения. Древляне устроили засаду в 945 году и, захватив Игоря, казнили его.

Ольга (945-964) – Вдова князя Рюрика, убитого в 945 году племенем древлян. Возглавляла государство, пока сын, Святослав Игоревич, не стал совершеннолетним. Неизвестно, когда именно передала власть сыну. Ольга приняла христианство первой из правителей Руси, в то время как вся страна, войско и даже ее сын все еще оставались язычниками. Важными фактами ее правления было приведение к покорности древлян, убивших ее мужа Игоря Рюриковича. Ольга установила точные размеры податей, которые должны были платить подвластные Киеву земли, систематизировала периодичность их уплаты и сроки. Была проведена административная реформа, разделившая земли, подчиняющиеся Киеву, на четко установленные единицы, во главе каждой из которых был установлен княжеский чиновник «тиун». При Ольге появились первые каменные здания в Киеве, терем Ольги и городской дворец.

Святослав (964-972) – сын Игоря Рюриковичаи княгини Ольги. Характерной особенностью правления было то, что большую часть его времени фактически правила Ольга, сначала по причине несовершеннолетия Святослава, а потом из-за его постоянных военных походов и отсутствия в Киеве. Принял власть около 950 года. Не последовал примеру матери, и не принял христианство, непопулярное тогда в среде светской и воинской знати. Правление Святослава Игоревича отмечено чередой непрерывных завоевательных походов, которые он проводил против соседних племен и государственных образований. Нападениям подвергались хазары, вятичи, Болгарское царство (968-969) и Византия (970-971). Война с Византией принесла тяжелые потери обеим сторонам, и закончилась, фактически, вничью. Возвращаясь из этого похода, Святослав попал в засаду, устроенную печенегами, и был убит.

Ярополк (972-978)

Владимир Святой (978-1015) – киевский князь, наиболее известный крещением Руси. Был новгородским князем с 970 до 978 года, когда захватил киевский престол. За время правления непрерывно проводил походы против соседних племен и государств. Покорил и присоединил к своей державе племена вятичей, ятвягов, радимичей и печенегов. Провел ряд государственных реформ, направленных на укрепление власти князя. В частности, начал чеканку единой государственной монеты, заменившей использовавшиеся ранее арабские и византийские деньги. С помощью приглашенных болгарских и византийских учителей начал распространять грамотность на Руси, насильно отправляя на учебу детей. Основал города Переяславль и Белгород. Основным достижением считается крещение Руси, проведенное в 988 году. Введение христианства в качестве государственной религии также способствовало централизации Древнерусского государства. Сопротивление разнообразных языческих культов, распространенных тогда на Руси, ослабляло власть Киевского престола и было жестоко подавлено. Князь Владимир скончался в 1015 году во время очередного военного похода против печенегов.

Святополк Окаянный (1015-1016)

Ярослав Мудрый (1016-1054) – сын Владимира. Враждовал со своим отцом и захватил власть в Киеве в 1016 году, прогнав своего брата Святополка. Время правления Ярослава представлено в истории традиционными набегами на соседние государства и междоусобными войнами с многочисленными родственниками, претендовавшими на престол. По этой причине Ярослав был вынужден временно оставить киевский престол. Построил в Новгороде и Киеве храмы Святой Софии. Именно ей посвящен главный храм в Константинополе, поэтому факт такой постройки говорил о равенстве русской церкви с византийской. В рамках противостояния с византийской церковью, самостоятельно назначил первого русского митрополита Илариона в 1051 году. Также Ярослав основал первые русские монастыри: Киево-Печерский монастырь в Киеве и Юрьев монастырь в Новгороде. Впервые кодифицировал феодальное право, издав свод законов «Русская правда» и церковный устав. Провел большую работу по переводу греческих и византийских книг на древнерусский и церковнославянский языки, постоянно тратил большие суммы на переписку новых книг. Основал в Новгороде большую школу, в которой грамоте учились дети старост и священников. Укрепил дипломатические и военные связи с варягами, обезопасив таким образом северные границы государства. Скончался в Вышгороде, в феврале 1054 года.

Святополк Окаянный (1018-1019) – вторичное временное правление

Изяслав (1054-1068) – сын Ярослава Мудрого. Согласно завещанию отца, сел на престол Киева в 1054 году. На протяжении практически всего правления враждовал с младшими братьями Святославом и Всеволодом, стремившимися захватить престижный Киевский престол. В 1068 году войска Изяслав были разбиты половцами в сражении на реке Альте. Это привело к Киевскому восстанию 1068 года. На вечевом собрании остатки разбитого ополчения потребовали выдать им оружие, чтобы продолжить борьбу с половцами, однако Изяслав отказался сделать это, что заставило киевлян восстать. Изяслав был вынужден бежать к польскому королю, своему племяннику. С военной помощью поляков, Изяслав вернул себе престол на период 1069-1073 года, вновь был свергнут, и в последний раз правил с 1077 по 1078 год.

Всеслав Чародей (1068-1069)

Святослав (1073-1076)

Всеволод (1076-1077)

Святополк (1093-1113) – сын Изяслава Ярославича, до занятия киевского престола периодически возглавлял Новгородское и Туровские княжества. Начало киевского княжества Святополка ознаменовалось вторжением половцев, которые нанесли войскам Святополка серьезное поражение в битве у реки Стугны. После этого последовало еще несколько сражений, исход которых достоверно неизвестен, но в конечном итоге с половцами был заключен мир, а Святополк взял себе в жены дочь хана Тугоркана. Последующее правление Святополка было омрачено непрерывной борьбой Владимира Мономаха с Олегом Святославичем, в которой Святополк обычно поддерживал Мономаха. Также Святополк отражал постоянные набеги половцев под предводительством ханов Тугоркана и Боняка. Внезапно скончался весной 1113 года, возможно, был отравлен.

Владимир Мономах (1113-1125) был черниговским князем, когда скончался его отец. Имел право на киевский престол, но уступил его двоюродному брату Святополку, поскольку не желал войны на тот момент. В 1113 году киевляне подняли восстание, и, сбросив Святополка, пригласили на царство Владимира. По этой причине был вынужден принять так называемый «устав Владимира Мономаха», облегчающий положение городских низов. Закон не затрагивал основ феодального строя, однако регламентировал условия закабаления и ограничивал прибыли ростовщиков. При Мономахе Русь достигла пика своего могущества. Было завоевано минское княжество, а половцы были вынуждены откочевать на восток от русских границ. С помощью самозванца, выдавшего себя за сына убитого ранее византийского императора, Мономах организовал авантюру, имеющую целью посадить его на византийский престол. Было завоевано несколько дунайских городов, однако далее развить успех не удалось. Поход завершился в 1123 году подписанием мира. Мономах организовал издание улучшенных редакций «Повести временных лет», которые именно в таком виде дошли до наших дней. Также Мономах самостоятельно создал несколько произведений: автобиографические «Пути и ловы», свод законов «устав Владимира Всеволодовича» и «Поучение Владимира Мономаха».

Мстислав Великий (1125-1132) – сын Мономаха, ранее бывший князем Белгорода. Взошел на престол Киева в 1125 году без сопротивления со стороны остальных братьев. В числе наиболее выдающихся деяний Мстислава, можно назвать поход на половцев в 1127 году и разграбление городов Изяслава, Стрежева и Лагожска. После аналогичного похода в 1129 году, Полоцкое княжество окончательно было присоединено к владениям Мстислава. С целью сбора дани было совершено несколько походов в Прибалтику, против племени чудь, но они закончились неудачей. В апреле 1132 года Мстислав внезапно умер, успев однако передать престол Ярополку, своему брату.

Ярополк (1132-1139) – будучи сыном Мономаха, унаследовал престол, когда скончался его брат Мстислав. В момент прихода к власти находился в возрасте 49 лет. Фактически контролировал только Киев и его окрестности. По своим природным наклонностям был хорошим воином, но дипломатическими и политическими способностями не обладал. Сразу после принятия престола началась традиционная междоусобица, связанная с наследованием престола в Переяславском княжестве. Юрий и Андрей Владимировичи выгнали из Переяславля Всеволода Мстиславича, посаженного туда Ярополком. Также ситуация в стране осложнялась участившимися набегами половцев, которые вместе с союзными черниговцами грабили окрестности Киева. Нерешительная политика Ярополка привела к военному поражению в битве на р.Супое с войсками Всеволода Ольговича. Города Курск и Посемье также были потеряны во время правления Ярополка. Такое развитие событий дополнительно ослабило его авторитет, чем воспользовались новгородцы, объявившие о своем отделении в 1136 году. Итогом правления Ярополка стал фактический распад Древнерусского государства. Формально подчинение Киеву сохранило только княжество Ростово-Суздальское.

Вячеслав (1139, 1150, 1151-1154)

Характеристика: вождь варягов, пришел с дружиной на Русь. Стал самым первым князем на Руси.

Годы правления: около 860-х годов – 879

Политика, деятельность: правил Новгородом и основал его. Расширял границы своих владений (после смерти братьев присоединил Ростов Великий, Полоцк и Муром)

Военные походы: неизвестно. В целом о Рюрике мало что известно вообще.

Имя: Аскольд и Дир

Характеристика: варяги, соратники Рюрика. Приняли христианство.

Годы правления: с 860-х до 882 (убиты Олегом, который захватил власть)

Политика, деятельность: правили Киевом, находились в конфликте с Рюриком. Распространяли христианство, усилили Киевскую Русь как государство.

Военные походы: первый в истории поход русов на Византию, поход на печенегов.

Имя: Олег

Характеристика: варяг, конунг (соратник Рюрика). Правил как опекун сына Рюрика Игоря.

Годы правления: с 879 года Новгородом после Рюрика, с 882 - еще и Киевом (убил князей Дира и Аскольда). Даты точно неизвестны

Политика, деятельность: Расширял территорию княжества, собирал дань с племен

Военные походы: на Византию (907 г.) – «щит прибил к вратам Цареграда», на племена древлян, северян, радимичей

Имя: Игорь (Ингер)

Характеристика: сын Рюрика

Годы правления: 912 – 945 (даты очень сомнительны)

Политика, деятельность: укрепил власть над Киевом, Новгородом и славянскими племенами. Первый киевский князь, официально признанный византийским императором.

Военные походы: на Византию (941-44 гг.), на печенегов, завоевал княжество древлян. Погиб, попытавшись дважды собрать дань с древлян

Имя: Ольга

Характеристика: вдова Игоря

Годы правления: 945 - 960

Политика, деятельность: приняла и распространяла на Руси христианство. Упорядочила сбор и размер налогов, из-за которых погиб Игорь. Впервые завела на Руси каменные дома.

Военные походы: жестоко отомстила древлянам на смерть мужа, сожгла центр древлянской земли – город Искоростень. В отсутствие сына Святослава руководила обороной Киева от набега печенегов.

Имя: Святослав

Характеристика: сын Игоря и Ольги. Первый князь на Руси, имевший не варяжское, а славянское имя.

Годы правления: 960-972

Политика, деятельность: Расширение границ державы. Князь-воин

Военные походы: разгромил Хазарский каганат – основного соперника Руси на международной арене. Взял столицу хазар - Итиль. Воевал с печенегами, и очень успешно - с Болгарией и Византией. После очередного похода на Византию, что на этот раз кончился неудачей, был убит печенегами на обратном пути в Киев.

Имя: Владимир

Характеристика: третий сын Святослава

Годы правления: с 970 г. – Новгородом, с 978 – Киевом (убил своего старшего брата Ярополка, бывшего киевским князем после смерти отца, князя Святослава). Умер в 1015.

Политика, деятельность: крестил Русь в 988 году, тем самым объединив разрозненные разными языческими культами племена. Вел дипломатические отношения с соседними державами.

Военные походы: на Киев – против Ярополка (впрочем, междоусобную войну между братьями начал как раз Ярополк), оказывал военную помощь императору Византии. Походы против хорватов, болгар, поляков, племен радимичей, ятвягов и вятичей. Создал мощную систему пограничной обороны от печенегов.

Имя: Ярослав Мудрый

Характеристика: сын Владимира

Годы правления: князь Ростовский с 987 г., Новгородский – с 1010, великий князь Киевский – с 1016 года.

Политика, деятельность: Заложил Софийский собор в Киеве. При Ярославе укрепился и разросся Киев, появились первые монастыри на Руси как единственные на то время центры распространения грамотности и издательства книг. Основал город Ярославль (современная Россия)

Укреплял дипломатические связи Киевской Руси, в том числе политическими браками. Например, одну из своих дочерей, Анну, Ярослав выдал за короля Франции, другую – Анастасию – за венгерского короля, а третью, Елизавету – за короля Норвегии. Сам Ярослав женился на шведской принцессе.

Военные походы: Убил брата Святополка в борьбе за киевский престол. Помогал военными действиями польскому королю, покорил племя чудь, ямь, ятвягов. Поход на Литву.

Статьи по теме: