Крепление шасси к авиамодели. Как работают шасси (35 фото). Установка убирающегося шасси

Спросите любого мальчишку, строящего первую схематическую модель, о чем он мечтает Почти наверняка он ответит - о копии. Да это и понятно. Ведь не зря считается, что модель-копия является одним из самых интересных и сложных классов авиационного моделизма. Строя копии, авиамоделисты знакомятся с техническими достижениями авиации, овладевают совершенными приемами пользования инструментом.

В редакцию приходит много писем с просьбой рассказать о наиболее простом и доступном варианте уборки и выпуска шасси на моделях-копиях. Мы предлагаем схему, разработанную в авиамодельном кружке КЮТа завода тяжелого станкостроения города Коломны. Она выполнена на модели-копии самолета Ан-24. Ее конструктор Юрий Шабалин стал чемпионом Московской области и серебряным призером Всероссийских соревнований школьников 1974 года.

К механизму уборки и выпуска шасси на модели-копии предъявляются следующие требования: конструкция должна быть проста и надежна в эксплуатации, она должна содержать в себе как можно меньше деталей, быть легкой по весу, позволять быстро заменить детали, вышедшие из строя, во время эксплуатации, и проверить их во время профилактических осмотров. С учетом этих требований мы и строили модель.

Работа механизма уборки и выпуска шасси осуществляется следующим образом: микроэлектродвигатепь ДП-10 через редуктор передает вращение на барабан. Трос прикреплен одним концом к нижней части верхнего подкоса, в другим концом - к барабану. Наматываясь на барабан, он тянет за собой нижнюю часть верхнего подкоса, который соединен шарнирно с нижним и поэтому увлекает за собой основную стойку. Основное шасси в убранном положении удерживается натянутым тросом. Промежуточный качающийся блок направляет трос и уменьшает трение при движении. Верхний подкос, описывая дугу, изменяет тем самым угол троса уборки в промежутке от точки крепления его в верхнем подкосе до подвижного блока. А так как промежуточным блок находится в подшипниках, он перемещается за тросом, удерживая его в канавке и направляя в соединительную трубку, ведущую к рабочему барабану.

1 - колесо; 2 - стойка шасси; 3 - нижнее ушко; 4 - нижний подкос; 5 - верхний подкос; 6 - стопорная пружина; 7 - ось стопорной пружины; 8 - кронштейн навески заднего подкоса; 9 - кронштейн навески стойки; 10 - болты крепления кронштейна; 11 - ось поворота стойки; 12- шплинт; 13 - шайба; 14 - ролик блока; 15- подшипник скольжения; 16 - корпус блока; 17 - трос уборки стоики, 18 - блок.

1- колесо; 2 - стоика; 3 - кронштейн навески стойки; 4 - стопорная защелка; 5 - промежуточный блок; 6 - тросик уборки 7. - ось подвески стойки; 8 шплинт; 9 - возвратная пружина; 10 - стопорная пружина защелки; 11-ось навески стопорной пружины.

Выпуск основных стоек шасси (рис. 1) осуществляется в обратном направлении. Ослабляя натяжение троса, стейка с помощью возвратной пружины выходит из мотогондолы и ставится на упор.

Уборка передней стейки (рис. 2) шасси происходит следующим образом.

Трос одним концом жестко закрепляется ка барабане основной стойки. Натягиваясь барабаном редуктора, он выводит из паза (упора стойки) стопорную защелку и через промежуточный блок убирает стойку.

Выпуск передней стойки происходит в обратном направлении. Под действием возвратной пружины она выходит, ослабляя натяжение троса. Пружина вводит защелку барабана в его прорезь.

Все детали стоек шасси, кроме осей и пружин, выполнены из дюралюминия Д-16Т.

При сборке и регулировке стоек шасси нужно добиться соосности и свободного движения всех шарнирных соединений.

Оси основных деталей стоек шасси можно быстро разобрать и устранить неполадки.

Механизм управления (рис. 3) расположен на центроплане в месте соединения крыла с фюзеляжем. Его лучше сделать съемным, чтобы можно было производить доработку или ремонт.

Управление механизмом электрическое, оно осуществляется переключателем. Питание электромеханизма подается от двух батареек 3336Л, соединенных последовательно. Они находятся около пилота в центре круга. Передача тока идет по кабелю, выполненному из двух проводов ПЭЛШО-0,25 и подвешенному к кордам.

Электросхема управления механизмом уборки и выпуском шасси модели-копии самолета Ан-24 дана на рисунке 4.

В. КЛИМЧЕНКО, Ю. ШАБАЛИН

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.


Любой модели самолета чтобы больше походить на настоящий самолет, а тем более для отработки взлета и посадки, – нужны шасси. Данная статья подробно описывает процесс изготовления легких колес, а так же различных видов шасси для моделей. Это наиболее бюджетные варианты, которые хорошо подойдут как начинающим моделистам (для экономии), так и более опытным (для изготовления более копийных колес).

Материалы :
- Пенорезина (из упаковок от планшетов или чехлов для телефонов)
- Пластиковые карты
- Потолочная плитка (обрезки)
- Стыковочная лента для линолеума
- Стержни от шариковых ручек
- Стальная проволока разного диаметра
- Фанера и линейки
- Жесть
- Шайбы, болты
- Нитки
- Клей ПВА, эпоксидный, для потолочной плитки
- Клеммники

Инструменты :
- Дрель или токарный станок
- Шуруповерт
- Сверла
- Пассатижи
- Ножницы
- Паяльник, припой, кислота
- Нож
- Наждачная бумага
- Лобзик
- Краска по металлу в баллончике
- Акриловые краски

Шаг 1. Изготовление колес

Берем пластины пенорезины и размечаем на квадраты, с учетом будущего диаметра колеса.


В зависимости от требуемой толщины склеиваем получившиеся квадраты в «бутерброды» потолочным клеем и оставляем для просушки (пенорезина - не потолочка, а потому сохнуть будет дольше, так что делать это рекомендую на ночь).


Вырезаем из пластика (основы от сим-карт или старые дисконты) кружки нужного диаметра и сверлим по центру отверстия.


Приклеиваем пластиковые кружки к заготовкам из пенорезины на эпоксидный клей. После полного высыхания клея вставляем в отверстие болт и затягиваем гайками. Затем зажимаем болт с заготовкой в патроне дрели или токарного станка и обрабатываем до необходимой формы. После болта отверстие может оказаться слишком большим для тонкой оси. Для этого и нужны стержни от ручек - достаточно вклеить кусочек стержня на эпоксидку в отверстие, уменьшив тем самым диаметр отверстия.


Получившиеся колеса можно покрасить акриловыми красками и покрыть лаком.


Крепить колеса на оси можно покупными фиксаторами, а можно использовать клеммники (в электромагазинах есть почти на любой диаметр оси).


Если же колеса предполагаются несъемными, то можно их закрепить шайбами и нитками на эпоксидке.


Шаг 2. Изготовление переднего шасси

Вариант 1: Из жести и проволоки

Вырезаем по ширине фюзеляжа две полоски жести из консервной банки. Из велосипедных спиц или толстой (2 мм) проволоки выгибаем детали в виде буквы «П». С помощью паяльной кислоты припаиваем их к жести (удобно это делать на куске фанеры, предварительно закрепив куски жести саморезами).


К днищу фюзеляжа приклеиваем кусочки линеек или фанеры, примеряем шасси и сверлим крепежные отверстия.


При необходимости можно покрасить готовое шасси краской из баллончика (у меня валялся после подкраски ржавчины в днище машины).



После обклеивания модели скотчем шасси можно прикручивать к фюзеляжу.


Так же можно добавить в шасси треугольники из потолочки и заклеить их скотчем.


Для более широких и тяжелых моделей рекомендуется добавить из более тонкой стальной проволоки еще две растяжки крест-накрест. Тогда стойки будут меньше разъезжаться в стороны при посадке.



Вариант 2: Из толстого прута и фанеры

Из металлического прута (4 мм диаметром) выгибаем заготовку, основываясь на ширине фюзеляжа.


Заклеиваем данную заготовку между двумя кусками фанеры (в более мелком масштабе подойдут и куски линейки).


Склеиваем из фанеры и небольших брусочков пенал, в который плотно должна входить стойка.


Сверлим по центру этой конструкции отверстие под болт и с одной стороны приклеиваем на эпоксидку гайку.


Пенал заклеиваем в фюзеляж так, чтобы был доступ изнутри для вкручивания фиксирующего болта.


Из обрезков потолочной плитки вырезаем детали для стойки шасси.


Заклеиваем стойки с двух сторон в потолочку, даем клею высохнуть под зажимами, затем шкурим и красим.


Шасси готово.

Если шасси нужно сделать несъемным, - выпиливаем из фанеры шпангоут, а из велосипедной спицы выгибаем стойку.


Отмечаем положение стойки на шпангоуте, сверлим несколько отверстий и прикручиваем ее тонкой проволокой к шпангоуту через эти отверстия.


Затем заливаем эпоксидкой место соединения стойки и шпангоута и вклеиваем этот шпангоут в фюзеляж.


Еще одна вариация шасси из фанеры и прута представлена на фото ниже. Разница только в том, что носовая стойка одинарная, но крепится в фанерном основании аналогично.


Хочу отметить, что хоть копийность и обязывала сделать на данной модели одно колесо в носовой части и два в средней, но оно себя в поле не оправдало – при малейшей неровности на ВПП модель кувыркается носом в землю. А потому я после пробного полета переделал шасси на более привычную схему, когда одиночное колесико сзади.

Вариант 3. Из стыковочной ленты

Данный вид шасси больше подходит для небольших пилотажных моделей, хотя и добавляет им веса.
Берем подходящую по ширине дюралевую стыковочную ленту, выгибаем из нее стойку шасси и сверлим крепежные отверстия и отверстия для болтов-осей.


Колеса закрепляем небольшими болтиками.


Затем прикручиваем шасси саморезами в фанерную площадку в фюзеляже.


Основание для такого шасси в фюзеляже лучше закреплять понадежней, иначе вырвет «с мясом» при жесткой посадке.

Шаг 3. Изготовление заднего шасси

Вариант 1. Не поворачивающееся заднее шасси

Колесо закрепляем на стальной спице нитками на эпоксидке или покупными фиксаторам.


Делаем пассатижами небольшие надкусы по всей длине спицы (главное не перестараться и не перекусить ее). Намазываем спицу эпоксидным клеем и вставляем в заранее проделанное отверстие.


Вместо надкусов можно обмотать спицу ниткой с клеем, дать ему высохнуть, а потом на ту же эпоксидку заклеить в хвостовую часть.

Вариант 2. Поворачивающееся заднее шасси

Огибаем стальную проволоку вокруг отвертки (один-два оборота) и загибаем один конец вбок от плоскости получившейся пружинки – это будет ось колеса.


Из проволоки выгибаем петлю-фиксатор в виде буквы «Г».


Те части, которые будут вклеены в фюзеляж и в руль направления, обматываем нитками с клеем. Затем вклеиваем их в хвостовую часть фюзеляжа так, чтобы шасси оказалось в петельке (схематично изобразил на рисунке).


Такое усиление позволит при посадке не оторвать руль направления вместе с хвостовым шасси.


Осталось только закрепить удобным способом заднее колесико на оси

Конечно, это далеко не единственные варианты самостоятельного изготовления шасси, но это одни из самых экономичных. Кроме того, что видно на фото, их можно комбинировать, используя покупные колеса и самодельные стойки.


Хоть я и предпочитаю летать на самодельных самолетах без шасси, но это в первую очередь определяется полями на которых я летаю.

Мои поля для полетов или имеют высокую траву или завалены остатками строительного мусора.

В обоих случаях садить авиамодель на шасси весьма опасно.

Тем не менее я решил систематизовать самодельные шасси для авиамоделей.

Начнем с самого лучшего на мой взгляд проволочного подламывающегося шасси .

Такое шасси я применял на бутербродном Mustang P -51D .

Обрисую кратко.

Шасси в рабочем положении притягиваются к фюзеляжу резинкой.

В случае жесткой посадки они просто откидываются назад не выламывая часть фюзеляжа.

Вот небольшие фотографии шасси авиамодели Mustang P -51D перед вклейкой и в рабочем положении.


Подробно про установку такого шасси можно прочитать в статье Быстрое изготовление полукопии Mustang P -51D

Другой вариант подобного крепления шасси авиамодели на фотографии ниже.

Вертикальные части шасси (стойки) выгнуты под углом к передней кромке крыла.

Крепление делается 2-мя мелкими шурупами. В крыло вклеивается деревянная часть в которую ввинчиваются шурупы. На эту деревянную часть ставиться шасси,устанавливается вторая деревянная часть (она прижимает проволоку шасси к первой) и этот бутерброд стягивается шурупами.

При штатной посадке такие шасси пружинят, а встретив препятствие преодолевают силу трения двух деревяшек (между которыми оно зажато) и колеса благополучно уходят назад.

Если силы трения недостаточно, можно сделать дополнительную фиксацию выступающей вперед части, например резинкой.

На всех шасси которые крепятся в крыло требуется дополнительный крепкий лонжерон по низу крыла, для того, что бы ударная нагрузка при посадке не отломала крыло от фюзеляжа.

Ударную нагрузку можно снизить применив амортизаторы .

Например такие:

Еще один тип шасси, на этот раз сразу с дополнительным лонжероном.

Его можно применять не только в бальзовых авиамоделях, но на авиамоделях с пенопластовым крылом.


Дюралевые шасси

Основной минус таких шасси это вес, впрочем можно насверлить в них дырок.

Крепятся шурупами к фюзеляжу, для в последний вклеивается деревянная площадка.

На мой взгляд это не слишком удачная, хотя и весьма распространенная конструкция.

При встрече с препятствием или посадке в траву на большой скорости такие шасси норовят выломать место крепления.

Лучше использовать проволочное шасси с двумя линиями опоры на фюзеляж.


Подпружиненный тросик по центру не дает разойтись колесам в бок при посадке с вертикальной скоростью больше оптимальной.

Стоит так же заметить, что изготавливать можно шасси для разнообразных назначений.

Вот например отстегивающиеся:


Назначение – разгон авиамодели до полетной скорости.

Это модель полукопия и в собранном виде она имеет убирающиеся шасси, но облет всегда лучше производить до полной сборки, на случай если придется что либо доработать.

На одной из своих авиамоделей я использовал просто треугольный отрезок пеноплекса к которому скотчем зафиксирована спица, на ней крепились колеса.


С таким шасси самолет отлетал 3 месяца, посадки были на проселочную дорогу или в траву. Единственный минус – заходить на посадку приходилось очень осторожно, так как при малейшем крене на крыло авиамодель цепляла крылом за землю:)

В данной статье я рассматривал только простые методы крепления шасси, не рассматривал 3-х стоечное шасси, так как при его использовании необходимо делать переднее управляемое колесо.

Основные стойки шасси самолётов - один из самых заметных элементов модели. Помимо того, что они, собственно, держат на себе миниатюрный самолёт, стойки сами по себе бросаются в глаза. А на реальном самолёте на них, зачастую, смонтированы шланги и трубки тормозной системы, которые довольно заметны и, будучи имитированы, очень украшают модель. Вот об этом и поговорим.

Способов имитации гидро- или пневмопроводки довольно много, все они по-своему хороши, но различны по трудоёмкости. Проще всего приклеить имитацию из набора фототравления , но где вы видели плоские шланги или трубки прямоугольного сечения? Значит, самый подходящий материал тот, который имеет круглое сечение. Наиболее подходящим многие считают медную проволоку - прекрасно гнётся и держит форму, легко окрашивается, доступна.
Теперь надо сказать о способах крепления «трубок» и «шлангов» к самой стойке. Их тоже несколько. Можно просто приклеить, можно зафиксировать полосками скотча, модельного или из фольги - результат хороший, тем более, что на реальных самолётах шланги, зачастую, крепятся хомутами, которые скотч и имитирует. Но можно сделать и по-другому.
Способ напоминает способ крепления натяжных антенн, описанный мной ранее в одной из статей. В основе такие же колечки с хвостиками из тонкой проволоки , сделанные с помощью тонкого сверла, но только в этом случае, вокруг сверла делается не один оборот, а несколько. Трёх витков вполне достаточно. Витой хвостик обрезается до размера в 0.5-1мм и петелька готова.

Затем, в собранной и окрашенной стойке шасси, просверливаются отверстия, диаметром чуть больше «хвостиков» заготовленных петелек. Количество и расположение петелек надо определять по фотографиям реальных самолётов.

Петелька нанизывается на проволоку, хвостик окунается в СуперМомент (или любой другой цианоакрилатный клей , лучше гелевый, что бы можно было подкорректировать положение детали до схватывания клея) и вставляется в отверстие в стойке. Направление отверстия петельки должно, разумеется, соответствовать направлению будущего шланга или трубки.


Подбираем медную проволоку подходящего диаметра, отрезаем кусок с запасом ~1см и нагреваем на огне докрасна. Отрезок надо держать пинцетом за самый кончик и дать потом остынуть на воздухе. При этом соблюдайте осторожность!
Проволока стала гораздо мягче и теперь аккуратно продеваем через все петельки, прокладывая свою магистраль. В районе диска колеса делаем изгиб, с учётом того, что этот конец «шланга» будет вставляться в диск колеса, в заранее просверленное отверстие.

Теперь можно красить. Петельки красим, обильно заливая из краской , тогда, после высыхания, витки на колечках не будут заметны. «Шланг» красим аккуратно, не залезая на поверхность стойки.
На стойку одевается уже окрашенное колесо, «шланг» вставляется в отверстие в диске, сверху обрезается в размер и стойка готова к установке на модель.


Этим же способом можно закреплять имитации проводки различных систем в других местах модели - двигатели, различные отсеки, кабины и т.п. Покажу это на примере ниши шасси (P-47D, Tamiya 148).
В целом, технология та же самая, что и описанная выше. Так как будет использоваться проволока разных сечений, то и диаметры петелек различные. Изготовленные петельки размещаются в нужных местах, сквозь них пропускаются «шланги» и «трубки», которые укладываются на поверхности в порядке, соответствующем их размещению на прототипе.


Окраску можно делать по-разному. Например, сначала нанести базовый цвет, аккуратно установить петли, аккуратно смонтировать проводку и аккуратно окрасить трубки-шланги тонкой кистью. А можно сначала всё собрать и красить вместе, но и в этом случае очень важна аккуратная покраска кистью проволочного хозяйства.

Вячеслав Демченко.

Шасси самолета – это система, состоящая из опор, которые позволяют летательному аппарату осуществлять стоянку, перемещение машины по аэродрому или воде. С помощью данной системы осуществляется посадка и взлет самолетов. Система шасси состоит из стоек, на которые установлены колеса, поплавки или лыжи. Нужно отметить, что понятие «шасси» довольно обширно, поскольку составляющих стоек несколько, и они могут иметь различное строение.

Шасси обязано отвечать таким специальным требованиям:

    Управляемость и устойчивость аппарата при перемещении по земле.

    Иметь необходимую проходимость и не наносить урон взлетной полосе.

    Должно позволять летательному средству осуществлять развороты на 180 градусов при рулежке.

    Исключать возможность опрокидывания самолета или касания другими частями аппарата, кроме шасси, при посадке.

    Поглощение силы удара при посадке и передвижении по неровной поверхности. Быстрое гашение колебаний.

    Низкие показатели сопротивления при разбеге и высокая эффективность торможения при пробеге.

    Относительно быстрая уборка и выпуск системы шасси.

    Наличие аварийной системы выпуска.

    Исключение автоколебаний стоек и колес шасси.

    Наличие системы сигнализации о положении шасси.

Кроме этих показателей, шасси самолета должно отвечать требованиям ко всей конструкции летательного аппарата. Такими требованиями являются:

    Прочность, долговечность, жесткость конструкции при минимальных показателях веса.

    Минимальное аэродинамическое сопротивление системы в убранном и выпущенном положении.

    Высокие показатели технологичности конструкции.

    Долговечность, удобство и экономность при эксплуатации.

Разновидности систем шасси

1) Колесное шасси

Колесное шасси может иметь разные схемы компоновки. В зависимости от назначения, конструкции и массы самолета конструкторы прибегают к использованию разных типов стоек и расположения колес.

Расположение колес шасси. Основные схемы

    Шасси с хвостовым колесом, часто называют такую схему двухстоечной. Впереди центра тяжести расположены две главные опоры, а вспомогательная опора находится позади. Центр тяжести летательного аппарата расположен в районе передних стоек. Данная схема была применена на самолетах времен Второй мировой войны. Иногда хвостовая опора не имела колеса, а была представлена костылем, который скользил при посадке и служил в роли тормоза на грунтовых аэродромах. Ярким примером данной схемы шасси являются такие самолеты, как Ан-2 и DC-3.

    Шасси с передним колесом, такая схема имеет также название трехстоечное. За данной схемой было установлено три стойки. Одна носовая и две позади, на которые и припадал центр тяжести. Схему начали применять более широко в послевоенный период. Примером самолетов можно назвать Ту-154 и Boeing 747.

    Система шасси велосипедного типа. Данная схема предусматривает размещение двух главных опор в корпусе фюзеляжа самолета, одна впереди, а вторая позади центра тяжести самолета. Также имеются две опоры по бокам, возле законцовок крыльев. Подобная схема позволяет достичь высоких показателей аэродинамики крыла. В ту же очередь возникают сложности с техникой приземления и расположения оружия. Примерами таких самолетов являются Як-25, Boeing B-47, Lockheed U-2.

    Многоопорное шасси применяется на самолетах с большой взлетной массой. Данный тип шасси позволяет равномерно распределить вес самолета на ВПП, что позволяет снизить степень урона полосе. В этой схеме спереди могут стоять две и более стойки, но это снижает маневренность машины на земле. Для повышения маневренности в многоопорных аппаратах основные опоры также могут управляться, как и носовые. Примерами многостоечных самолетов является Ил-76, «Боинг-747».

2) Лыжное шасси

Лыжное шасси служит для посадки летательных аппаратов на снег. Данный тип используется на самолетах специального назначения, как правило, это машины с небольшой массой. Параллельно с данным типом могут использоваться и колеса.

Составляющие части шасси самолета

    Амортизационные стойки обеспечивают плавность хода самолета при побеге и разгоне. Основной задачей является гашение ударов в момент приземления. В основе системе используется азото-масляный тип амортизаторов, функцию пружины выполняет азот под давлением. Для стабилизации используются демпферы.

    Колеса, установленные на самолеты, могут отличаться по типу и размеру. Колесные барабаны изготовляются из качественных сплавов магния. В отечественных аппаратах их окрашивали в зеленый цвет. Современные самолеты оснащены колесами пневматического типа без камер. Они заполняются азотом или воздухом. Шины колес не имеют рисунка протектора, кроме продольных водоотводящих канавок. С помощью их также фиксируется степень износа резины. Разрез шины имеет округлую форму, что позволяет достичь максимального контакта с полотном.

    Пневматики самолетов оснащаются колодочными или дисковыми тормозами. Привод тормозов может быть электрическим, пневматическим или гидравлическим. С помощью данной системы сокращается длина пробега после посадки. Летательные аппараты с большой массой оснащаются многодисковыми системами, для повышения их эффективности устанавливается система охлаждения принудительного типа.

    Шасси имеет набор тяг, шарниров и раскосов, которые позволяют осуществлять крепление, уборку и выпуск.

Шасси убирается в больших пассажирских и грузовых самолетах и боевых машинах. Как правило, неубирающееся шасси имеют самолеты с низкими показателями скорости и малой массой.

Выпуск и уборка шасси самолета

Большинство современных самолетов оборудованы гидроприводами для уборки и выпуска шасси. До этого использовались пневматические и электрические системы. Основной деталью системы выступают гидроцилиндры, которые крепятся к стойке и корпусу самолета. Для фиксации положения используются специальные замки и распоры.

Конструкторы самолетов стараются создавать максимально простые системы шасси, что позволяет снизить степень поломок. Все же существуют модели со сложными системами, ярким примером могут послужить самолеты ОКБ Туполева. При уборке шасси в машинах Туполева оно поворачивается на 90 градусов, это делается для лучшей укладки в ниши гондол.

Для фиксации стойки в убранном положении используют замок крюкового типа, который защелкивает серьгу, размещенную на стойке самолета. Каждый самолет имеет систему сигнализации положения шасси, при выпущенном положении горит лампа зеленого цвета. Нужно отметить, что лампы имеются для каждой из опор. При уборке стоек загорается красная лампа или просто гаснет зеленая.

Процесс выпуска является одним из главных, поэтому самолеты оснащаются дополнительными и аварийными системами выпуска. В случае отказа выпуска стоек основной системы используют аварийные, которые заполняют гидроцилиндры азотом под высоким давлением, что обеспечивает выпуск. На крайний случай некоторые летательные аппараты имеют механическую систему открытия. Выпуск стойки поперек потока воздуха позволяет им открываться за счет собственного веса.

Тормозная система самолетов

Легкие летательные аппараты имеют пневматические системы торможения, аппараты с большой массой оснащают гидравлическими тормозами. Управление данной системы осуществляется пилотом из кабины. Стоит сказать, что каждый конструктор разрабатывал собственные системы торможения. В итоге используюся два типа, а именно:

    Курковый рычаг, который устанавливается на ручке управления. Нажатие пилотом на курок приводит к торможению всех колес аппарата.

    Тормозные педали. В кабине пилота устанавливают две педали торможения. Нажатие на левую педаль осуществляет торможение колес левой части, соответственно, правая педаль управляет правой частью.

Стойки самолетов имеют антиюзовые системы. Это уберегает колеса самолета от разрывов и возгорания при посадке. Отечественные машины оснащались растормаживающим оборудованием с датчиками инерции. Это позволяет постепенно снижать скорость за счет плавного усиления торможения.

Современная электрическая автоматика торможения позволяет анализировать параметры вращения, скорости и выбирать оптимальный вариант торможения. Аварийное торможение летательных аппаратов осуществляется более агрессивно, невзирая на антиюзовую систему.

Видео (шасси).

Что бывает если садиться без шасси

Статьи по теме: