Карточки для быстрого чтения для детей. Как научиться быстро читать: методика для детей и взрослых

Сегодня стала чрезвычайно востребована техника быстрого чтения. И неудивительно, ведь навык читать быстро и понимать прочитанное требуется людям любых профессий. Развить эту способность в себе может каждый, если будет использовать метод быстрого чтения.

Техника скорочтения включает в себя несколько этапов. Но главным в освоении этой методики является мотивация и самооценка человека. То есть, чтобы техника скорочтения успешно применялась на практике, обучаемый должен понимать, для чего он ставит перед собой эту цель. Также чрезвычайно важно, чтобы в сознании того, кто хочет научиться читать очень быстро, отложилась мысль, что всё достижимо и практически у каждого это должно получиться.

Методика быстрого чтения включает в себя принцип «пристрелки». Он заключается в том, что человек развивает в себе умение за несколько секунд мгновенным просмотром выделить в тексте лишь те отрывки, на которые следует обратить особое внимание, отсеяв уже известный материал. То есть, чтобы научиться читать очень быстро нужно уметь секундным просмотром выделить незнакомую информацию.

Упражнение будет выполняться правильно, если обучающийся поймёт его суть, проверив свои способности к выделению главного сначала на предметах. Делается это так: несколько секунд нужно пристально рассмотреть какой-либо предмет. Затем, закрыв глаза, представить его себе во всех мелочах.

Открыв глаза, следует отметить про себя разницу между визуальным представлением этого предмета и реальным образом. Выделив в предмете 3 незамеченных ранее черты, снова следует закрыть глаза и опять вообразить предмет. Теперь картинка будет более полной. Это упражнение проделывается до 7 раз – оно развивает внимание и умение выделять главное.

Техника скорочтения включает упражнения, подобные описанному: Быстро просмотрев текст (но читать его не нужно!) в течение 30 секунд, следует выделить 3 основные мысли отрывка. Закрыв глаза, нужно представить себе эти мысли. Затем метод повторяется ещё 4 раза, но каждый раз следует находить новые мысли и факты, визуализируя их.

Метод нахождения ключевых слов


Но как научиться не только читать быстро, но и ? Для этого существуют упражнения по нахождению ключевых слов в тексте. Этот метод можно в шутку назвать «читать через слово».

То есть, перед прочтением следует определиться с тематикой текста и, пробегая глазами материал, «цеплять» лишь те слова вместе с прилежащими к ним отрывками, которые имеют отношение к теме.

Подавление артикуляции

Так как научиться каждому читать быстро можно и самостоятельно, следует просто регулярно проводить необходимые упражнения. Одним из основных «тормозящих» чтение моментов является навык людей проговаривать текст про себя. Мы даже мысленно артикулируем! И на всё это требуется время. Следовательно, для того чтобы научиться читать очень быстро, следует развить в себе навык подавлять артикуляцию. И упражнениями для развития навыка быстрого чтения будут такие:

  • Во время чтения мысленно считать.
  • Отбивание пальцами во время чтения знакомого ритмического рисунка, например, там-тарарам-там-тарарам.

Навык использования зрительной памяти

Научиться читать очень быстро невозможно, если пользоваться способом буквенного чтения. Кстати, сегодня даже в начальной школе многие методисты стараются уже на раннем этапе обучения отказываться от этой методики. Малышей пытаются приучить запоминать слоги, целые четырёх и пятибуквенные слова. А взрослые обладают более развитой памятью, поэтому им следует научиться схватывать (а не читать по буквам!) слова, состоящие их 9, 10 и более букв.

Научиться скорочтению длинных слов, задействуя зрительную память, вовсе не сложно, если выполнять ежедневно необходимые упражнения. Следует подготовить таблички с напечатанными длинными словами, чаще всего встречающимися в текстах (или чисто профессиональными). Можно создать картинки в компьютерных программах с напечатанными словами. В табличку могут входить 2-3 слова или даже больше. Упражнения эти заключаются в том, что обучающийся должен лишь взглянуть на табличку, но не читать слово, закрыть глаза (или убрать с монитора картинку) и произнести то, что написано.

Начинать эти упражнения можно со слов, содержащих 6-7 букв, постепенно усложняя задание. Так как научиться в одно мгновение очень быстро читать невозможно, то следует уделять каждому упражнению ежедневно не менее 15 минут.

Тренировка вертикального чтения

Освоить скорочтение невозможно, если не научиться читать по вертикали. То есть, следует «научить свои глаза» не двигаться вдоль строки, а охватывать всю строчку одним взглядом. Для развития и совершенствования этого навыка существуют специальные разработки – упражнения по системе Шульте .

Этот метод основывается на использовании квадратных разлинованных таблиц с расположенными в них цифрами в произвольном порядке. Начинать упражнения нужно с таблицы в 16 цифр, затем постепенно переходить на 25, 36, 49 цифр. Таблицы отличаются друг от друга расположениями цифр, поэтому будет лучше, если готовить их будет кто-то другой. Удобно заниматься развитием навыков скорочтения вдвоём, тогда табличками легко можно будет поменяться.

Основной метод скорочтения заключается в том, чтобы видеть сразу всю страницу, не фокусируя взгляд на мелочах. Поэтому при работе с таблицами следует смотреть чётко в одну точку, расположенную в центре таблицы.

Особенности мозговой деятельности


«Перепутанные буквы»

Так как научиться скорочтению дома самостоятельно удобнее всего вдвоём, будут очень уместны некоторые интересные, в какой-то степени даже креативные, упражнения.

Техника скорочтения базируется на специфических особенностях работы человеческого мозга, открытых сравнительно недавно. Оказывается, мозг воспринимает лучше всего не буквенное чтение, а именно словарное . Причём буквы в словах могут стоять не в обычном порядке, а произвольно, главное – чтобы первая и последняя буква не изменяла своего места.

Использовать эту особенность для того, чтобы читать быстро, можно при помощи следующего упражнения. Оба обучающихся готовят друг другу тексты, в которых переставляют буквы внутри слов. Затем меняются отрывками и проверяют чтение друг у друга.

«Вычеркнутые буквы»

Также для выработки навыка быстрого чтения прекрасно подходят упражнения по вычёркиванию букв внутри слов. Оба обучающихся также готовят друг для друга задания, убирая из текста почти половину букв, например, все гласные. Можно даже устраивать соревнования на время, определяя при помощи секундомера, как быстро сможет читать такой текст напарник.

Чтение через слово

Подобные упражнения способствуют не только приобретению навыка скорочтения, но и стимулируют работу мозга, давая ему тренировку и развивая интеллектуальные способности человека. Навык быстрого чтения приобретается, если знать, как можно быстро читать текст, «не зацикливаясь» на каждом конкретном слове, то есть, через слово.

Упражнения для развития данного навыка также просты. Нужно сначала приготовить материал: текст с вычеркнутыми (стёртыми) словами, например, сначала убрать каждое третье, далее переходить на упражнения, в которых убраны каждое второе слово.

Штурмовая техника — соревнование

Нужно взять два текста или разные отрывки из одного и тоге же и по очереди на время читать с последующим пересказом.

Техника скорочтения помогает усваивать большой объем новых знаний. Она пригодится в процессе учебы старательным студентам и тем сотрудникам, у которых работа связана с изучением новой информации.

Так, редактору литературного издательства приходится прочитывать множество книг молодых авторов перед приемом их в печать. Чтобы читать с большой скоростью и работать продуктивно, надо изучить методы скорочтения.

Скорочтение: как научиться быстро читать

О том, как научиться быстро читать и запоминать прочитанное, мечтают все, кому просто необходимо изучать много книг, учебников. В наши дни время летит стремительно. Успешная учеба, работа, карьера часто зависят от скорости, с которой человек способен изучать, усваивать текстовый материал, принимать решение на основе полученных знаний, делать выводы.

Специалисты, которые углубленно занимаются этим вопросом, отмечают, что обычно скорость чтения зависит от нескольких «тормозящих» аспектов:

  • регрессия;
  • диапазон зрения;
  • угол обзора;
  • траектория движения глаз;
  • проговаривание про себя и вслух, прочитанного;
  • время осмысления;
  • не избирательность.

Что же такое регрессия? Чтобы читать учебник и запоминать прочитанное, наши глаза просматривают каждую напечатанную строчку текста слева направо, а потом возвращаются и пересматривает еще раз. Такие возвратные скачки, которые служат для лучшего запоминания и осознания смысла, называют регрессией.

Набор упражнений для скорочтения на повышение скорости чтения начинается с того, чтобы обходиться без регрессий. Стараться просматривать строчки рассказа, любой информации, без возврата к предыдущим словам. То есть, необходимо тренировать глаза двигаться только в одном направлении, независимо от того, успели вы понять смысл написанного или нет.

Поймите, что в этот момент вы тренируетесь просматривать читаемую строчку в направлении слева направо. Для осмысления прочитанного, вернетесь к этому второй раз. Это будет не регрессия, а повторение пройденного, так как вы опять будете стараться читать, двигая глаза в одном направлении.

Диапазон и угол зрения у всех разный. Один человек отчетливо видит всего одно длинное или два коротких слова на строчке одновременно. Лучшие чтецы видят несколько слов рядом и несколько строчек вверх и вниз. Кто-то способен даже целый абзац, длиной в 5-6 предложений, разглядеть сразу.

Эту способность вырабатывают специальными упражнениями и тренировками. Асы, освоившие метод чтения с расширенным углом обзора, читают целыми блоками. Прочитывать таким способом можно несколько книг за неделю.

Траектория движения взгляда по вертикали тоже бывает разная. Есть люди, которые постепенно опускают взгляд сверху вниз, пробегая строчку за строчкой. Другие двигают взгляд сверху вниз, придерживаясь середины страницы.

Читать по диагонали удобнее третьим. Писатель Горький читал, рисуя глазами сверху вниз по странице зигзаг. Этим людям читать быстро и правильно помогает способность видеть строчку под расширенным углом зрения. Обычный угол – всего два градуса.

Еще один нюанс, мешающий быстро прочитывать печатные книги, это необходимость произносить про себя текст. Одним людям достаточно воспроизводить текст в уме, другим надо прошептать, шевеля губами и языком, а третьи, пока не проговорят вслух, не понимают, о чем читают.

Это зависит от опыта. Тем, кто читает больше, достаточно произносить текст про себя, в своем сознании. Но те, кто читают мало, обычно проговаривают вслух прочитанное. Эта привычка, естественно, очень замедляет скорость чтения.

Люди с ограниченным кругозором, с трудом могут освоить смысл сложного текста. Взрослому, мало начитанному человеку, трудно читать без ошибок и понимать прочитанное. Малограмотные, деградировавшие люди очень медленно понимают даже простую информацию. Разная способность усваивать информацию существенно влияет на скорость и запоминание текста.

В каждом печатном тексте есть слова ключевые, в которых содержится основной смысл и слова несущие полезную информацию. Но достаточно и слов связок, предлогов, частиц. Существуют даже стоп-слова и предложения, которые называют водой.

Их пишут для перехода от одного абзаца к другому, а также для создания красивого изложения. Если внимательно прочитывать все слова и делать остановки на каждой запятой и точке, чтение будет очень медленным.

Набор упражнений для повышения скорости чтения

Первое упражнение полезно для расширения угла зрения. Не выполняя тренинги, человек легко различает знаки, расположенные на площади сотни пикселей от точки направления взгляда.

Натренированные способности позволяют достаточно хорошо видеть группы печатных знаков. Тренировка, развивающая периферический обзор, пригодится, когда взгляд скользит зигзагом или от верхнего угла страницы к противоположному нижнему.

Отличное периферическое зрение увеличивает скорочтение, позволяя охватывать одним взглядом сразу нескольких слов. Если еще вычленять полезную информацию и «воду» пропускать мимо, скорость освоения текста увеличится.

Интернет предлагает специальный тренинг, когда человек концентрирует взгляд на экране с цифрами, буквами, после чего считает одинаковые знаки, видимые боковым, рассеянным взглядом. На клавиатуре надо набрать полученный результат.

Если вы правильно посчитали, круг для тренинга окрасится в зеленый цвет и увеличится. При отрицательном ответе круг становится красным и сужается. Так можно самостоятельно учиться читать быстро и правильно.

Уроки скорочтения советуют начинать с простейшего. Следите за движением своих глаз, не позволяйте взгляду возвращаться к предыдущим словам. Самостоятельно выбирайте для тренировки интересный или знакомый текст. Навык скорочтения приобретается, когда вы стараетесь обходиться без регрессии.

Не расстраивайтесь, если без повторного прочтения предыдущих слов на строчке, вы не все запомните и чего-то не поймете. Если информация не важна, в этом нет никакой потери. Но, когда вам эта информация интересна и нужна для работы, учебы, повторите прочтение этого абзаца, блока еще раз.

Но при этом взгляд пусть опять продвигается по строчке без регрессии, не нарушая плавное поступательное движение слева направо. Эти приемы скорочтения будут успешно усвоены, если вы уделите тренингу достаточно длительное время и повторите работу много раз.

Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания

Открывая секреты скорочтения, Павел Багрянцев на своем виртуальном канале современного мужчины раскрывает вопрос с несколько неожиданной стороны. Он предлагает научиться прочитывать целую книгу всего за 20 минут и запоминать прочитанное.

Его методика скорочтения основана на знании основных принципов написания книг. Если взрослому человеку вспомнить уроки русского языка и литературы, ему многое станет понятно. Любой учебник литературы советует начинать сочинение с составления плана. В плане всегда есть вступление, перечисление основных глав сочинения и заключение.

Также и в каждой книге есть оглавление. Для того, чтобы успешно усваивать информацию, Павел предлагает рассмотреть обложку книги, с двух сторон. Прочитать все, что там написано. Обычно в заглавие и короткую аннотацию на задней обложке автор вкладывает основную идею книги.

Теперь просмотрите первые страницы. Найдите полезную информацию. Иногда здесь бывает предисловие и короткое сообщение об авторе. На второй странице уже можно увидеть оглавление. Внимательно почитайте его. Вы сразу сможете определиться, какая глава вас интересует больше всего.

Откройте страницу заинтересовавшей вас главы. Прочитайте первые два предложения или первый абзац главы. Обычно в этих предложениях раскрывается информация всей главы.

В последнем абзаце подводится итог главы и короткое ее содержание, резюме. Чтобы быстро понять, о чем пишется в главе, достаточно прочесть первые и последние абзацы.

В принципе, вы уже и прочитали книгу. Если какая-то тема зацепила, вы можете спокойно насладиться подробным прочтением, покачиваясь на гамаке, теплым летним вечером. Задача скорого чтения выполнена полностью: информация, которой посвящено произведение вам понятна. На это ушло всего несколько минут.

Конечно, так нельзя читать учебники. Их изучают подробно и вдумчиво. Но обычное развлекательное чтиво, вроде рассказов о том, как разбогатеть, можно просмотреть, что-то запомнить, на чем-то заострить внимание и смело отложить в сторону.

Так изучают множество книг, расширяют свой кругозор, выуживая из большого количества информации то, что полезно и важно для деятельности человека, что необходимо запомнить.

Самые эффективные методики скорочтения

Виртуальная Школа скорочтения для взрослых Олега Андреева предлагает начать работу над собой с определения личной скорости чтения.

Для этого количество знаков текста следует разделить на время чтения и умножить на коэффициент понимания прочитанной информации. Необходимо взять в руки незнакомую книгу, прочитать одну страницу, с известным количеством знаков. Секундомером измеряют время чтения. При этом 45 секунд равны 0,75.

После этого надо ответить на десять вопросов по тексту. Если вам удалось ответить на 4 вопроса, коэффициент понимания будет равен 0,4. Если ответите на 7 вопросов, коэффициент равен 0,7.

Не стоит огорчаться, если скорость ваша получится не очень высокая. Двести знаков в минуту или 300-400, считается нормой для обычного человека.

Если вы читаете мало и редко, вам нет надобности изучать много учебников, этой скорости вам вполне достаточно. В мире много специальностей – швеи, повара, столяра, кузнеца, которые бывают успешными, счастливыми и без многочисленных книг.

Полезно составить график, на одной оси откладывать скорость чтения, а на другой – номер занятия.

После того, как вы научитесь просматривать текст, не возвращаясь к предыдущим знакам, с целью повторного прочтения, то есть избавитесь от регрессии, перейдем к исправлению темпа.

Обычные обыватели в одном темпе знакомятся с текстом о расходе стирального порошка, работе микроволновки и романом Толстого. Однако каждый текст требует индивидуального подхода. Темп для информации на этикетке мыла и художественного произведения выбирают разный.

Понаблюдайте за собой. Если у вас наблюдается артикуляция, то есть непредвиденная работа языком, ртом, губами, от этого надо учиться избавляться. Это сильно замедляет чтение, как и отсутствие концентрации на процессе.

Итак, следите за собой, старайтесь не бормотать, не шевелить губами, не двигать глазами в противоположном направлении и стараться охватывать сразу несколько слов.

Теперь составьте для себя новый алгоритм чтения незнакомой статьи. Составьте блоки алгоритма чтения:

  • Название текста;
  • Автор;
  • Источник;
  • Какой проблеме посвящена статья;
  • Факты, названия, параметры, приведенные в тексте;
  • Особенности, критика;
  • Новизна.

Заполнив, записав или запомнив эти блоки вы уже получите достаточно много информации о статье. Выделяя особенности и критичные места текста, вы их лучше запоминаете и осознаете. Отмечайте для себя, что нового вы получили от прочтения этой статьи.

Заполняя на занятиях ячейки блоков интегрального алгоритма чтения, вы приучаете себя смотреть на текст обдуманно и по-новому.

В лингвистике существует понятие избыточности текста. Дело в том, что каждый текст содержит слова, несущие полезную информацию и так называемую «Воду». Хорошо научиться отсеивать бесполезные слова от полезных.

Необычный способ чтения отвечает на этот вопрос. Если для себя найти ответы на запросы, прописанные выше, вы получите правильный алгоритм. Затратите энергию мозга при этом лишь на смысловую долю статьи.

Постарайтесь все части нового алгоритма как следует закрепить в своем сознании и подсознании, глубокой памяти. Повторите не меньше 5 раз.

Сформируйте у себя установку, как читать по-новому. Создайте образ в голове, в виде человечка, с названием на шапочке, автором в лице, источником в верхней части корпуса, проблемами в нижней. Человечек твердо опирается ногами на факты и в руках держит два чемодана с особенностями и новизной.

Нарисуйте своей рукой такой простой рисунок, подпишите все части. Один экземпляр такого рисунка поместите у себя на рабочем столе, чтобы он находился постоянно у вас перед глазами. Второй носите всегда с собой, просматривая в свободные минуты, по дороге на работу, в метро, автобусе.

Запомнив новый алгоритм прочно, читайте новые тексты, укладывая его части в знакомые вам блоки. Прочитав статью, надо подумать о ней, прикрыв глаза. Вы увидите в мыслях, все что вы прочли, уже расположилось в нужных клетках образа.

Путем многократного повторения у вас выработается прочная установка о правильном и быстром чтении, с выделением полезной информации. Этот рисунок сотрется из памяти, но останется новая программа умственных действий, более эффективная и полезная для вашей деятельности.

Рисунок для рабочего образа можете выбирать любой, важно, чтобы он был вам понятен и нарисован собственноручно. Упражняясь в новом алгоритме чтения, обводите в книге блоки разноцветными карандашами. Вы увидите, сколько информации полезной, на которую вы обратили внимание и сколько лишней, воды. Понятие избыточности – важный практический нюанс.

Как научиться скорочтению в домашних условиях

Чтобы не перезагружать свой мозг лишней информацией, заведите будильник минут на 20-30. И в это время только читайте, без регрессий, помня об избыточности текста, стараясь увидеть сразу несколько слов и передвигая взгляд быстрее вниз, по диагонали, по прямой, как вам удобнее.

Можно вести по краю книги кончиком карандаша или прижимая указательный палец.

Не отвлекайтесь в это время на телевизор, телефон, электронную почту, пейзаж за окном. Концентрируйте свое внимание на одном чтении. Погружение в содержание книги, сконцентрированное внимание играет важную роль в развитии высокой скорости усвоения информации.

Старайтесь запоминать основные моменты, полезные мысли, новые, особенные факты. Если читать очень быстро, но ничего не запоминать, в таком чтении нет никакого смысла.

Для тренировки памяти, повторяйте по пять раз упражнения, заучивайте стихотворения, которые вам нравятся. Концентрация, развитие периферийного зрения и память – важные моменты, на которые следует обратить внимание, когда вы тренируете скорочтение в домашних условиях.

Лучшие книги по скорочтению

Полезных книг для тренировки быстрого чтения много. Но каждый человек, зная свои ошибки и способности, самостоятельно должен выбрать понравившуюся методичку. Рекомендуемый список литературы, известных авторов, приводится ниже.

Питер Камп «Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее» ()

Оригинальный сборник, в нем размещены специфичные задачки, технические советы, развивающие способности скорочтения.

Работа с памятью является последним и очень значимым элементом для навыка скорочтения. Многие смотрели фильм режиссера Барри Левинсона «Человек Дождя» с Томом Крузом и Дастином Хоффманом в главных ролях. Герой Дастина Хофмана - Рэймонд, страдающий аутизмом, обладает феноменальной памятью. Самое интересное, что у этого героя есть реальный прототип - Ким Пик. Он умел читать два разворота книги одновременно и запоминал дословно практически всю прочитанную информацию. Этот пример, как и многие подобные, доказывает, что способности человеческого мозга поистине велики. Несмотря на то, что Ким Пик имеет необычный для подавляющего большинства людей дар, он не родился со способностью читать 2 разворота книги одновременно и запоминать все факты. Чему-то все-таки ему пришлось научиться, а некоторые отклонения в развитии помогли ему сконцентрироваться на навыке быстрого чтения и запоминания информации.

Развитие памяти при скорочтении по сути является необходимым навыком, так как если вы читаете быстро и не способны запоминать информацию, этот процесс не имеет смысла. Существует множество платных курсов, помогающих овладеть хорошей способностью запоминать прочитанное, однако на нашем сайте вы сможете бесплатно найти некоторые полезные упражнения и рекомендации по улучшению памяти при быстром чтении.

По сути, работу памяти при быстром чтении можно разделить на 2 этапа:

  • Удержание прочитанного во внимании - краткосрочное запоминание прочитанной информации, которое позволяет помнить усвоенную информацию лишь некоторое небольшое время. Развитие краткосрочной памяти отчасти связано с методиками и упражнениями, которые предложены в уроках об удержании внимания при чтении и управлении информацией .
  • Долговременное запоминание прочитанного материала. Часто бывает так, что после чтения вы прекрасно помните то, что только что прочитали. Однако через определенное время, например, на следующий день вы можете уже не помнить многое из того, что усвоили вчера. Чтобы избежать этого, существуют специальные методики повторения .

1. Удержание прочитанного во внимании

В уроке по тренировке внимания , уже отмечалось, что если вы читаете интересную книгу, скорее всего, прочитанное вам будет запомнить легче, чем в том случае, если вы читаете скучный для вас учебник. Казалось бы, банальная истина, однако стоит обратить внимание на несколько свойств, которые способствуют лучшему усвоению интересного текста:

Эмоциональность. Интересный текст вызывает в вас эмоции, которые всегда помогают лучшему запоминанию. Наиболее яркие (эмоциональные) моменты человек запоминает на всю жизнь. Эмоции, вызванные текстом, также помогают запомнить его смысл или конкретные факты даже дословно.

Визуализация. Если книга вам интересна, то во время чтения вы погружаетесь в смысл прочитанного. Это погружение характерно тем, что организм пытается репродуцировать текст в зрительных образах, привлекая к восприятию также и другие органы чувств. Таким образом, интересный текст визуализируется, приобретает звучание (что для быстрого чтения не очень хорошо), и вы можете ассоциировать его с определенными кинетическими, вкусовыми и обонятельными реакциями вашего организма. Текст, который воспроизводится различными органами чувств, запоминается лучше, так как имеет больше чувственных ассоциаций, а, следовательно, больше факторов, которые помогут его вспомнить в нужный момент.

Итак, для лучшего запоминания текста можно пользоваться теми же приемами, что и для тренировки внимания при чтении. Кроме того, мы разработали специальное упражнение на тренировку запоминания конкретных слов и фраз в тексте. В этом упражнении вам необходимо внимательно прочитать текст и постараться запомнить использованные цифры, слова и так далее. После этого некоторые из них уберутся и вам придется найти те места, где раньше стояли слова и вписать их.

Кроме того, в предыдущем уроке есть упражнения на улучшение восприятия и понимания прочитанного текста, что также поможет повысить эффективность его кратковременного запоминания.

2. Долговременное запоминание

Проведенные учеными исследования показывают, что долговременное запоминание текста происходит путем не столько его осмысления и визуализации, сколько при помощи многократного повторения. Причем важнее всего не количество повторений (пересказов или сеансов воспоминаний) прочитанного, а правильные интервалы между ними.

Еще в XIX веке немецкий ученый, психолог-экспериментатор, Герман Эббингауз выявил, так называемую, «кривую забывания » или «кривую Эббингауза », которая показывает как происходит процесс забывания информации:

По мнению современных специалистов, существуют 2 популярных режима рационального повторения изученного материала.

1. Если есть два дня на то, чтобы запомнить прочитанное, лучше повторять материал следующим образом:

  • второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
  • третье повторение — через 8 часов после второго;
  • четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.

2. Если ваше время не ограничено, и вы хотите запомнить информацию на очень долгое время, то оптимальными считаются следующие сеансы повторения информации:

  • первое повторение — сразу по окончании чтения;
  • второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;
  • третье повторение — через 1 день после второго;
  • четвёртое повторение — через 2-3 недели после третьего;
  • пятое повторение — через 2-3 месяца после четвёртого повторения.

Скорочтение возможно и без выполнения ряда специальных упражнений, если вы уже владеете навыками высокой концентрации внимания, качественного восприятия и усвоения прочитанного и обладаете превосходной памятью.

Упражнения для освоения техники скорочтения будут максимально полезны тому, кто недоволен своей скоростью понимания и запоминания информации при прочтении текстов различного типа и уровня сложности.

С какого возраста можно упражняться в скорочтении?

Для взрослого человека крайне важно не просто уметь продемонстрировать способность как можно быстрее прочитать кусок текста “на секундомер”, а реально необходима возможность экономить время благодаря скоростному чтению. Поэтому при прочтении текста на ту или иную тему взрослый просто обязан уметь «пропускать мимо» ненужные, неинформативные части текста, при этом вылавливая взглядом ключевые слова, отражающие главную мысль автора.

Наиболее распространенная рекомендация в отношении детей: не стоит обучать ребенка скорочтению до 14 лет. Мы согласны, что поверхностное чтение “по диагонали” — не самый лучший вариант для школьников, которым прежде всего нужно качественно усвоить учебную программу и научиться наслаждаться произведениями художественной литературы.

Безусловно, каждый ребенок и его способности уникальны, поэтому разумно будет ориентироваться на ключевые моменты готовности детей к освоению техники скорочтения. Так, если ваш ребенок уже умеет читать вслух, легко прочитывает страницу за пару минут и понимает смысл прочитанного (может пересказать суть своими словами), можно ставить задачу повышения скорости чтения с помощью набора упражнений для скорочтения.

5 ключевых навыков для высокой скорости чтения

Обучаясь скорочтению, важно постоянно тренировать следующие умения:

  • концентрация внимания;
  • подавление артикуляции (привычки проговаривать текст);
  • улучшенный зрительный навык — широкое поле периферического зрения;
  • умение быстро выделять в тексте ценную, полезную информацию и не растрачивать внимание на «воду»;
  • хорошая память — усвоение ценной информации из прочитанного материала;
  • повышение скорости мышления.

Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.

Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?

Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.

Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.

Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.

Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.

Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.

Расширяем поле зрения

«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»

Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.

“Расфокусированный взгляд” . Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.

Улучшаем концентрацию внимания

“Активизация обоих полушарий” . Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.

“Выделение главного” . Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — “!” или “NB”, согласны — ставим “+”, не согласны — “-” и т.п.

“Называем цвет” . Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

Красный . Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий .

Красный . Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.

Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

“Найди слово” . Варианты выполнения упражнения:

  1. Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
  2. Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

Отгадывание загадок - простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Лучше всего, если это будут или .

Избавляемся от регрессии

“Режем пол строки” . Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы “срежете” ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

“Указка” . Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

“Чтение на скорость” . Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.

Подавляем артикуляцию

“Альтернативный текст” . Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни (“ля-ля-ля, тру-лал-ла”) или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.

“С закрытым ртом!” Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.

“Барабанная дробь” . Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

“Чтение под отвлекающую музыку” . Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.

Развиваем память

“Нестандартное чтение” . Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

“Восстанови пропущенные буквы”. Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для “отгадывания” очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

Развитие скорости мышления

Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.

Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.

Выполнение заданий от LogicLike поможет в любом возрасте:

  • улучшить концентрацию внимания;
  • развить скорость мышления;
  • и в результате, существенно повысить скорость чтения.

Прежде чем заниматься скорочтением, ребенка учат читать. Очевидно, но факт. Как правило, с дошкольниками это делают родители. И весьма часто они допускают ряд педагогических оплошностей. Вот основные ошибки родителей и пути решения.

  1. Называть правильные наименования букв алфавита: «эм», «эр», «эль», «тэ». Ребенок не разницы между буквой и звуком, ему будет трудно соединять буквы в слова. Вместо букв нужно называть звуки, а не буквы : [м], [р], [л], [т] и так далее.
  2. Использовать алфавит с картинками. Помогает освоить буквы, но мешает чтению (например, трудно понять, почему от сложения «машины» и «аиста» получается слог «МА»). Выход: использовать разный методический материал – кубики, магниты, мягкие буквы, картинки.
  3. Запрещают водить пальчиком по строкам, предлагая возвращаться к новой строке с помощью одного взгляда. Ребенок быстро устает. Правильным будет разрешить водить по строкам пальцем или закладкой .
  4. Учат читать по буквам, складывая «м» + «а» = «ма». Ребенок утомляется, проделывая «лишние» интеллектуальные усилия. Нужно обучать чтению по слогам, даже желательно по книгам, где слова разделены на слоги.
  5. Используют какую-то одну . Это закладывает определенные паттерны, которые возможно помешают чтению в будущем. Стоит попробовать комбинировать методики, посоветовавшись с психологом или педагогом, которому доверяешь.

Если тебя беспокоит, что ребенок «застрял» на слоговом чтении, ему никак не удается прочесть слова целиком, посмотри этот вебинар (со 2.30 минуты), где педагог Ольга Лысенко делится действенными методами для обучения детей 6-10 лет более беглому чтению.

Когда начинать обучение скорочтению?

Позиции педагогов сходны в одном: не стоит учить беглому чтению ребенка, который еще читает по слогам. Начинать занятия можно, когда он уже умеет без усилий прочитывать слова целиком и понимать целые фразы . Иначе пострадает понимание прочитанного. К тому же продолжительность уроков для не каждому малышу по силам. Стандартно предлагается заниматься по 60 минут в день, в несколько подходов, если нужно.

Если заниматься по 60 минут в день, через 10 дней скорость чтения с учетом понимания текста должна увеличиться в 2−5 раз.

Итак, слишком раннее обучение, скорее вредно. В этом специалисты сходятся. А вот по поводу своевременного старта их позиции отличаются. Одни полагают, что начинать нужно в младшей школе , потому что в средних и старших классах придется «переламывать» привычные, но неправильные навыки чтения. Это отнимает силы и демотивирует.

Статьи по теме: