Как называется правило соединительной гласной. Слова с двумя корнями (сложные слова) с разделительной е, о. Список слов

Большую орфографическую трудность вызывают гласные, которые называются соединительные. "О" и "е" в сложных словах часто не замечают, вследствие чего допускают ошибки. Примечательно, что других букв, соединяющих две основы, нет.

Определение

Если слово состоит из двух и более основ - оно будет именоваться сложным. Например, сельскохозяйственный (сельское хозяйство), мясо-молочный (мясо и молоко), научно-технический (наука и техника), летописец (писать летописи).

Сложные слова в русском языке появились на современном этапе развития в период обилия информации, ведь это позволяет в одном слове уместить несколько понятий.

Явления, когда в образовании сложного слова используется более двух корней, достаточно редки. Например, веломотоспорт.

Образование и варианты написания

Образовываться сложные слова могут различными способами. От этого будет зависеть их правописание. Разберем самые популярные:

  • Сложение полных основ: диван-книжка, кресло-качалка, левобережный, железобетонный, быстрорастворимый. Образовываться эти слова могут при помощи сочинительных и подчинительных связей. О различиях в правописании таких конструкций поговорим позже.
  • Сложение усеченных основ: спецкор, драмкружок, юннат. Усекаться могут как обе основы (юннат - юный натуралист), так и какая-либо одна: турфирма (туристическая фирма - урезана первая основа, а вторая неизменна).
  • Можно образовать сложное слово, используя соединительные гласные. В русском языке их всего две - "о", "е". Слова птицеферма, древнерусский, домосед, водопад, атомоход образованы именно таким способом.
  • К сложным словам относят и аббревиатуры, кстати, самый молодой способ образования слов. К примеру, РАН (Российская академия наук), ВУЗ (высшее учебное заведение), АЭС (атомная электростанция).
  • Пишут сложные слова в русском языке слитно либо через дефис: сенокос, железнодорожный, вечнозеленый, школа-интернат, динамо-машина, плащ-палатка. Употребление того или иного способа зависит от образования конкретного слова.

    Слова с соединительной "о"

    Разберем, когда употребляются соединительные "о", "е" в сложных словах. Примеры, когда необходимо писать "о" следующие:

    • железнодорожный;
    • фабрично-заводской;
    • лесостепь;
    • народно-освободительный;
    • железобетон.

    Во всех этих словах первая основа оканчивается на твердый согласный, поэтому и требуется употребление соединительной "о".

    Слова с соединительной "е"

    Теперь следует разобрать сложные слова с соединительной гласной е. Примеры такие:

    • древнерусский;
    • пешеход;
    • овощехранилище;
    • птицелов;
    • кожедел;
    • кашевар;
    • общежитие;
    • путешественник;
    • бурелом;
    • дождемер.

    Все эти слова объединяет тот факт, что первая основа оканчивается на мягкий согласный (дождемер, древнерусский), на шипящий (общежитие, пешеход, кашевар) или на "ц" (птицелов). Следовательно, в таких словах следует писать соединительную "е".

    Варианты основ

    Иногда соединительные "о" и "е" в сложных словах не используются: их заменяют части производных основ. Разберем подобные случаи.

  • Слово образовано из сочетания наречия с именем прилагательным: малоисследованный, вечнозеленый, сугубоотрицательный, зловеще-гордый. Здесь "о" и "е" - не соединительные гласные, а суффиксы.
  • Первая часть - глагол в повелительном наклонении: вертихвостка, перекати-поле.
  • Слово-оттенок цвета. Соответственно, для связи основ используется суффикс -а-/-я-: изжелта-красный, иссиня-черный.
  • Когда соединительная гласная не нужна

    В русском языке немало случаев, когда соединительные "о" и "е" в сложных словах совершенно не нужны. Это происходит в следующих случаях:

  • Если первая производящая основа - имя числительное в форме родительного падежа: двухспальный, пятидневка, двудонка. В данном случае имеют место суффиксы, омонимичные окончаниям формы родительного падежа.
  • В ряде случаев слово образовано без данных гласных просто с помощью сложения основ. К примеру, сравним слова "психотерапия" и "психастения". В первом случае слово имеет соединительную "о", а во втором буква "а" - начальная в слове "астения".
  • Иногда первая производящая основа - начальная форма имени существительного: семяножка (но: семенохранилище), пламяизвергающий (но: пламеносец).
  • Также первая производящая основа может иметь форму какого-либо падежа. Так, все слова с первой частью сума- и ума- будут писаться без соединительных гласных: умалишенный, сумасшедший.
  • Многие части - слова иноязычного происхождения: авиа-, авто-, мото, фото-, электро-, квази- и другие. Здесь вне зависимости от твердости/мягкости предшествующего согласного остается первоначальный гласный: квазиинтересный, электродвигатель, авиамоделирование, мотоклуб.
  • Следует отличать сложные слова от простых. Так, в слове "электрификация" всего один корень электри-. Все, стоящее за ним - это суффикс и окончание. Другое дело слова "электроноситель", "электромонтер", "электродвигатель". В них уже две основы, одна из которых - электро-.
  • Правописание сложных слов

    Соединительные "о" и "е" в сложных словах могут употребляться как при слитном их написании, так и при дефисном. Рассмотрим случаи употребления дефиса.

    Составить сложные слова можно с помощью сочинительной и подчинительной связи. Если они образованы первым случаем, то будут писаться через дефис. Другими словами, между частями легко можно поставить союз "и". Разберем примеры, для этого необходимо составить сложные слова: диван и кровать - диван-кровать; научный и технический - научно-технический; русский и английский - русско-английский; фабрика и завод - фабрично-заводской; мясо и молоко - мясо-молочный; военно-медицинский - военный и медицинский и другие.

    Сложные слова (существительные и прилагательные) со значением сторон света: западно-европейский, юго-восточный, северо-восток.

    Слова, передающие оттенки цветов: малиново-золотой, серо-буро-коричневый, светло-зеленый, пурпурно-синий.

    Если слово образовано от имени собственного: лев-толстовский стиль, вальтер-скоттовские идеи, нью-йоркская биржа. Исключение составляют географические названия, образованные из словосочетания существительное и прилагательное: Великие Луки - великолукский, Сергиев Посад - сегриевопосадский, Старая Русь - старорусский.

    Слова - научно-технические термины: динамо-машина, вакуум-сушилка, дизель-электрод, стоп-кран, фильтр-пресс.

    Слова - обозначения политических партий и течений: вице-мэр, либерально-демократический, социал-демократ, национал-социалистический.

    Слово, имеющее в первой части оценочное суждение: горе-жена, рубаха-парень, лапочка-дочка, паинька-сынок.

    Если первая производящая основа - обозначение какой-либо латинской буквы: альфа-самец, бета-каротин, гамма-излучение.

    Слитно необходимо писать сложные слова, образованные с помощью подчинительной связи: лесоперерабатывающий (перерабатывать лес), старомосковский (старая Москва), летописец (писать летопись), молочноперерабатывающий (перерабатывать молоко), лесозаготовки (заготовки леса).

    Соединительные гласные о и е


    1. В сложных словах после основы на твердую согласную пишется соединительная гласная о , после основы на мягкую согласную, на шипящую и ц – соединительная гласная е . Например: домосед, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I .

    2. В некоторых случаях конечная мягкая согласная в, н, р, т первой основы произносится твердо и после нее пишется соединительная гласная о (параллельно с этими словами употребляются и такие, в которых согласно правилу пишется е ). Например: дальнобойный – дальнеструйный, каменоломня – камнедробилка, конокрад – коневод, косторезный – костедробильный, кровожадный – кровеносный, песнопение – песнетворчество . Ср. разные образования после основы на ц : трапеция – трапецеидальный – трапециевидный – трапецоэдр (не во всех этих образованиях выделяются в русском языке две основы).

    Сложные слова без соединительной гласной


    1. Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (психо + терапия) – психастения (псих + астения).

    2. В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в его начальной форме, например: времяисчисление, времяпрепровождение; семядоля, семяножка, семяпочка (ср.: семеноводство, семенохранилище – с соединительной гласной).

    3. Без соединительной гласной образованы термины типа азотфиксирующий, вперёдсмотрящий, кислородсодержащий и т. п.

    4. Сохраняется буква а на конце элемента авиа- (сокращение от авиационный ), образующего первую часть сложных слов типа авиабаза, авиадесант, авиапочта, авиачасть и т. п.

    5. С падежным окончанием в первой части образованы возникшие из словосочетаний слова сумасшедший, умалишённый и т. п.

    6. В форме родительного падежа без соединительной гласной входят в состав сложных слов имена числительные, например: трёхметровый, пятиразовый, семилетка . Исключения составляют числительные один, девяносто, сто и тысяча , например: одногодичный, девяностолетие, стократный, тысячеустый . Числительное сорок в составе сложных слов употребляется в двух формах: без соединительной гласной (сорокадневный ) и с соединительной гласной (сорокоуст, сороконожка – не в прямом значении счета).

    7. Следует различать сложные слова и слова, в которых в русском языке не выделяются две основы. Ср.: газопровод – газификация, электромонтёр – электрофикация .
    Примечание 1. На общем основании слитно пишутся иноязычные приставки анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра- и др., например: антинародный (но: Анти-Дюринг – в функции собственного имени), архиплут, гиперзвук, интернациональный, инфракрасный, контрпредложение (но: контр-адмирал , где первая часть имеет другое значение), постимпрессионизм (с сохранением начального корневого и ), постромантизм (ср. слитное написание этой же приставки в неделимых на морфемы словах иноязычного происхождения: постскриптум, постфактум и т. п.), суперобложка, субтропики, транссибирский, ультразвук, ультрамодный, экстраординарный (но: экстра-почта, экстра-класс – перед существительным).

    Примечание 2. Слитно пишутся начальные составные части квази-, псевдо-, пан- , например: квазинаучный, псевдоклассический, пангерманский (но: квази-Пушкин, пан-Европа и т. п. – перед собственными именами).

    Правописание сложных существительных

    Слитное написание


    1. Пишутся слитно сложные имена существительные с элементами авто-, агро-, аэро-, био-, вело-, гелио-, гео-, гидро-, зоо-, изо-, кино-, макро-, метео-, микро-, моно-, мото-, нео-, палео-, радио-, стерео-, теле-, фото-, электро- и др. независимо от числа названных элементов или других слов в основе. Например: автодело, автомотовелогонки, агротехника, аэросани, биостанция, велоспорт, гелиотерапия, геоботаника, гидромеханика, гидроэнергоресурсы, зооветпункт, зоогигиена, изофоторепортаж, киносценарий, макромир, метеосводка, микрорадиоволны, монокультура, моточасти, неопозитивизм, палеоазиаты, радиопостановка, стереокино, телефильм, теплоэлектроцентраль, термогидродинамика, фотоискусство, электропровод, электросветоводолечебница .
    Примечание 1. При колебаниях между дефисным и слитным написанием слов иноязычного происхождения предпочитается второе, если в русском языке в слове не выделяются составные части с присущим им значением, например: ватер-машина – ватермашина, ватер-поло – ватерполо, гумми-арабик – гуммиарабик, метр-д’отель – метрдотель, прейс-курант – прейскурант, табль-д’от – табльдот . Ср. также: крепдешин, файдешин, фильдекос, фильдеперс (в словах не выделяются две составные части с французским предлогом между ними) – креп-жоржет, креп-кашемир, креп-марокен, креп-сатин, креп-шифон .

    1. Пишутся слитно сложные имена существительные с глагольной первой частью на , например: вертишейка, горицвет, держиморда, скопидом, сорвиголова .
    Исключение: перекати-поле .

    1. Пишутся слитно сложносокращенные слова всех типов, например: госкомитет, Метрострой, Тулауголь, Центробанк .

    Дефисное написание


    1. Пишутся через дефис, как правило, сложные имена существительные без соединительной гласной, обозначающие названия механизмов, термины научные, технические, общественно-политические, например: вакуум-аппарат (вакуум-насос, вакуум-сушилка, вакуум-щит и т. п.), дизель-электроход, динамо-машина, кабель-кран, кран-балка, мотор-генератор, стоп-кран, фильтр-пресс, шприц-машина; пистолет-пулемёт; кресло-кровать, плащ-палатка; пила-рыба; премьер-министр, генерал-лейтенант, капитан-инженер, лорд-канцлер .
    Примечание 1. Слитно пишутся сложные слова:

    а) с первой частью борт- : бортинженер, бортмеханик ;

    б) со второй частью -метр : вакуумметр, динамометр, милливольтметр .

    Примечание 2. Через дефис пишутся слова с первой частью блок- и пресс- : блок-аппарат, блок-диаграмма, блок-механизм, блок-сигнал, блок-система (но: блокпост ); пресс-атташе, пресс-бюро, пресс-конференция, пресс-центр; пресс-клише, пресс-конвейер, пресс-папье .


    1. Пишутся через дефис сложные единицы измерения, например: грамм-атом (грамм-калория, грамм-молекула и т. п.), килограмм-час, тонно-километр, человеко-день, человеко-койка .

    2. Пишутся через дефис составные названия политических партий и направлений, а также их сторонников, например: анархо-синдикализм, радикал-социалист, социал-революционеры .

    3. Пишутся через дефис названия промежуточных стран света, например: юго-восток, северо-запад, юго-юго-восток .

    4. Пишутся через дефис слова с иноязычными элементами вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс- в первой части, например: вице-адмирал, лейб-гвардия, обер-прокурор, унтер-офицер, штаб-лекарь, экс-чемпион, экс-вице-премьер (с двумя дефисами).

    5. Пишутся через дефис сложные названия растений, имеющие в своем составе глагол в личной форме или союз, например: любишь-не-любишь, не-тронь-меня, иван-да-марья, мать-и-мачеха .

    6. Пишутся через дефис сложные слова, в которых к основному слову присоединяется слово с оценочным значением , например: бой-баба, гоп-компания, горе-руководитель, паинька-мальчик, чудо-рыба, ура-патриотизм .

    7. Пишутся через дефис научно-технические термины, в состав которых входят названия букв или буквы (чаще всего греческого и латинского алфавитов), например: икс-лучи (x-лучи ), к-частица, пи-мезон .

    8. Наблюдаются колебания в написаниях типа алма-атинцы – алмаатинцы . Подобные существительные соотносятся со сложными прилагательными, которые по существующему правилу пишутся через дефис (алма-атинский) , т. е. получается последовательность словообразования: Алма-ата – алма-атинский – алма-атинец . Однако если в словах, образованных от русских географических наименований, составные части легко выделяются (Орехово-Зуево – орехово-зуевский – орехово-зуевец ), то в аналогичных иноязычных образованиях такое членение воспринимается менее четко. Поэтому наряду с традиционными дефисными написаниями (Нью-Йорк – нью-йоркский – нью-йоркцы , Лос-Анджелес – лос-анджелесский – лос-анджелесцы ) встречаются в (Коста-Рика – костариканский – костариканец, Пуэрто-Рико – пуэрториканский – пуэрториканец ). В настоящее время приняты такие написания: прилагательные пишутся в соответствии с правилом через дефис (алма-атинский, орехово-зуевский, коста-риканский, пуэрто-риканский и т. п.), а соответствующие существительные – слитно (алмаатинец, ореховозуевец, костариканец, пуэрториканец и т. п.). Ср.: ку-клукс-клан – ку-клукс-клановский – куклуксклановец .

    9. При сочетании с помощью союза и двух или нескольких сложных существительных с одинаковой второй частью эта часть может приводиться только при последнем слове, а при предшествующих словах вместо нее пишется так называемый висячий дефис. Например: газо- и электросварка (ср. газосварка и электросварка ), радио- и телепередачи; авто-, мото- и велогонки (но при отсутствии союза и – слитное написание)

    Правописание сложных прилагательных

    Слитное написание


    1. Пишутся слитно сложные имена прилагательные, образованные из сочетаний слов , по своему значению подчиненных одно другому или по способу согласования (железнодорожный, ср. железная дорога ), или по способу управления (вагоноремонтный, ср. ремонт вагонов ), или по способу примыкания (легкораненый, ср. легко ранить ). Например: горноспасательная станция (спасание в горах), деревообделочный завод (обделка дерева), естественнонаучные взгляды (естественные науки), левобережная низменность (левый берег), машиностроительные предприятия (строительство машин), машинописное бюро (письмо машинами), машиносчётная станция (счёт машинами), мелкобуржуазная идеология (мелкая буржуазия), народнохозяйственный план (народное хозяйство), полезащитные насаждения (защита полей), рельсопрокатный стан (прокат рельсов), сельскохозяйственные культуры (сельское хозяйство), сложноподчинённое предложение (сложное по способу подчинения), среднесуточная добыча (средняя за сутки), трудоспособное население (способное к труду).
    Правило распространяется на написание сложных прилагательных, образованных от сочетания прилагательного с существительным, выступающего в роли географического названия , например: великолукский (Великие Луки), вышневолоцкий (Вышний Волочёк). Также: карловарский (Карловы Вары).

    1. Пишутся слитно многие сложные прилагательные, употребляемые в качестве научно-технических терминов или выражений в книжном языке, например: азотнокислый, бессрочноотпускной, вечнозелёный, воздушносухой, геологоразведочный, двояковогнутый, дикорастущий, длинноволокнистый, живородящий, заднебедренный, заразнобольной, засухоустойчивый, кишечнополостные, конноспортивный, контрольносеменной, кремнефтористоводородный, круглоремённый, мнимоумерший, молочнокислый, молочнотоварный, мясоконсервный, насекомоядные, нервнотрофический, носоглоточный, обоюдоострый, обратноконический, обратносердцевидный, пахотнопригодный, первобытнообщинный, переднежаберный, плодоовощной, пологопадающий, поперечнополосатый, продолговатомозговой, прочнокомковатый, рассадопосадочный, реакционноспособный, резкопересечённый, свеженадоенный, свежескошенный, смешанослойный, спинномозговой, теснопальчатый, торфонавозный, торфоперегнойный, условнорефлекторный, формальнологический, хлебопекарный, хлебопроизводящий, хлопкоткацкий, хлопкоуборочный, хлопчатобумажный, хлористоводородный, хромовокислый, хромолитографский, хромоникельмолибденовый, цветоустойчивый, церковнославянский, частновладельческий, частнокапиталистический, частнохозяйственный, черепицеделательный, членистоногие, шерсточесальный, щёлочноземельный, энергосиловой, энергохимический, языкотворческий, яйцезаготовительный .
    Примечание 1. У многих сложных прилагательных данной группы первая часть образуется словами:

    высоко- : высоковитаминный, высокооплачиваемый ;

    низко- : низколетящий, низкоперегнойный ;

    глубоко- : глубокорасположенный, глубокоуважаемый ;

    мелко- : мелкомасштабный, мелкозернистый ;

    тяжело- : тяжелогружёный, тяжелораненый ;

    трудно- : труднодоступный, труднопроходимый ;

    широко- : широкодоступный, широкопредставительный ;

    узко- : узковедомственный, узкоспециальный ;

    много- : многоотраслевой, многослойный ;

    мало- : малозначащий, малопосещаемый ;

    сильно- : сильнодействующий, сильнощелочной ;

    слабо- : слабокислый, слаботорфянистый ;

    толсто- : толстоногий, толстостенный ;

    густо- : густомахровый, густонаселённый ;

    крупно- : крупноблочный, крупнопанельный ;

    круто- : крутоизогнутый, крутоповёрнутый ;

    остро- : острогнойный, остродефицитный ;

    плоско- : плоскопараллельный, плоскочашевидный ;

    чисто- : чистосеребряный, чистошерстяной ;

    выше- : вышесредний, вышеуказанный ;

    ниже- : нижеперечисленный, нижеподписавшийся .

    Примечание 2. При наличии пояснительных слов обычно образуется свободное словосочетание (наречие и прилагательное или причастие), а не терминологическое сложное слово. Ср.: густонаселённые районы – густо населённые неграми трущобы; малоисследованные проблемы – мало исследованные наукой области медицины . Случаи типа экономически слаборазвитые страны (слитное написание, несмотря на наличие пояснительных слов) являются единичными. Играет роль также порядок слов: сложное прилагательное, как правило, предшествует определяемому существительному, а словосочетание обычно следует за ним; ср.: скоропортящиеся продукты – продукты, скоро портящиеся в летнее время . В сложных словах ставится одно ударение (иногда с побочным ударением на первой основе), а в словосочетаниях – два самостоятельных ударения; ср.: быстрорастýщие декоративные кустарники – бы́стро растýщие молодые кадры .


    1. Обязательно слитное написание сложного прилагательного, если одна из частей его не употребляется как самостоятельное слово, например: общепонятный (первая часть самостоятельно не употребляется), узкогрудый (вторая часть не существует в языке как отдельное слово). Ср. слитное написание слов, у которых первой частью являются элементы верхне-, нижне-, древне-, средне-, ранне-, поздне-, обще- , например: верхнегортанный, нижнесаксонский, древнецерковнославянский, древневерхненемецкий, среднеазиатский, среднеуглеродистый, раннецветущий, позднеспелый, общенародный .

    Дефисное написание


    1. Пишутся через дефис сложные прилагательные, образованные от сложных существительных с дефисным написанием, например: анархо-синдикалистский, северо-восточный, юго-юго-западный, норд-остовый, лейб-гвардейский, иваново-вознесенский, нью-йоркский .
    Примечание. При наличии приставки такие прилагательные пишутся слитно, например: антисоциалдемократический, приамударьинский .

    1. Пишутся через дефис сложные прилагательные, образованные от сочетания имени и фамилии, имени и отчества или двух фамилий, например: вальтер-скоттовские романы, жюль-верновская фантастика, робин-гудовские приключения, джек-лондоновские произведения, лев-толстовский стиль, ерофей-павловичский (от географического названия), бойль-мариоттовский закон, ильфо-петровская сатира; также: Иван-Иванычев пиджак, Анна-Михайловнина кофта .
    Примечание 1. В отдельных случаях встречается слитное написание, например: веропавловские мастерские (от имени и отчества героини романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»), козьмакрючковская удаль, тарасобульбовская сила .

    Примечание 2. При образовании имени прилагательного от иноязычной фамилии, перед которой стоит служебное слово, последнее пишется слитно, например: дебройлевская гипотеза (ср. де Бройль ).

    Примечание 3. Имена прилагательные, образованные от китайских, корейских, вьетнамских и других восточных составных собственных имен лиц, пишутся слитно, например: чанкайшистская клика (ср. Чан Кайши ).


    1. Пишутся через дефис сложные прилагательные, образованные из двух и более слов, обозначающих равноправные понятия; между частями таких прилагательных в их начальной форме можно вставить сочинительный союз и или но : торгово-промышленный капитал (торговый и промышленный), беспроцентно-выигрышный заём (беспроцентный, но выигрышный). Например: агитационно-пропагандистский, вопросо-ответный, выпукло-вогнутый, желудочно-кишечный, журнально-газетный, кожевенно-обувной, красно-бело-зелёный (флаг), отчётно-выборный, плодово-овощной (но: плодовощной от – плодоовощи ), рабоче-крестьянский, русско-немецко-французский (словарь), сдельно-премиальный, сердечно-сосудистый, Славяно-греко-латинская (академия), стале-проволочно-канатный (цех), торжественно-сентиментальный, хозяйственно-организационный, целлюлозно-бумажный, шахматно-шашечные (соревнования), экспрессивно-эмоциональный .
    Примечание. Первой частью сложных прилагательных этого типа может быть основа существительного или прилагательного, ср.: ликёро-водочные изделия (из ликёра и водки) – ликёрно-водочная промышленность (ликёрная и водочная); приёмно-сдаточный пункт (приём и сдача) – приёмно-переводные экзамены (приёмные и переводные).

    1. Пишутся через дефис многие сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки, например: Военно-медицинская академия (ср.: Военная медицинская академия ), добровольно-спортивные общества (добровольные спортивные), народно-освободительное движение (народное освободительное), официально-деловой стиль (официальный деловой), проектно-конструкторские расчёты (проектные конструкторские), сравнительно-исторический метод (сравнительный исторический), счётно-решающие устройства (счётные решающие), феодально-крепостнический строй (феодальный крепостнический), электронно-оптический усилитель (электронный оптический) и др.
    Примечание 1. Прилагательные этого типа часто начинаются со следующих основ:

    военно- : военно-революционный, военно-хирургический, военно-юридический (слова военнообязанный, военнопленный, военнослужащий принадлежат к другому типу словообразования);

    массово- : массово-политический, массово-поточный, массово-физкультурный ;

    народно- : народно-государственный, народно-демократический, народно-поэтический, народно-революционный (прилагательное народнохозяйственный образовано от подчинительного сочетания народное хозяйство );

    научно- : научно-исследовательский, научно-популярный, научно-практический, научно-просветительный, научно-технический ;

    учебно- : учебно-вспомогательный, учебно-консультационный, учебно-методический, учебно-показательный, учебно-производственный .

    Примечание 2. Некоторые сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки, пишутся слитно, например: новогреческий язык (новый греческий), раннерабовладельческий строй (ранний рабовладельческий), сероукраинская порода (серая украинская), старорусские обряды (старые русские) и др.


    1. Пишутся через дефис сложные прилагательные, обозначающие качество с дополнительным оттенком , например: горько-солёная вода (т. е. солёная с горьким привкусом), раскатисто-громкий голос (т. е. громкий, переходящий в раскаты), мирно-непротивленческая политика , ушиблено-рваная рана .
    Примечание. Особенно часто прилагательные этого типа встречаются в языке художественной литературы, например: безгрешно-чистая красота, бесцветно-бледная толпа, блестяще-красное оперение попугая, влажно-махровые цветы, глубоко-нежная улыбка, грациозно-величественный жест, грустно-сиротливая ива, дымно-горький запах, жёлчно-раздражённый тон, мужественно-суровый вид, невольно-горячая слеза, нескладно-тоскливо-неловкие звуки, нетерпеливо-выжидательное настроение, прозрачно-воздушная радуга, рахитично-хилое растение, резко-сухой звон, робко-ласковый голос, смущённо-счастливое лицо, тайно-счастливое стремление, торжественно-угрюмый облик, тревожно-несвязные думы, уныло-серый цвет, холодно-сдержанный человек, чудно-упругие локоны .

    1. Пишутся через дефис сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, например: бледно-голубой, блёкло-розовый, бутылочно-зелёный, голубовато-фиолетовый, золотисто-красный, иссиня-чёрный, лимонно-жёлтый, молочно-белый, мутно-зелёный, пепельно-седой, светло-жёлтый, сиренево-оранжевый, тёмно-синий, тускло-серый, чёрно-бурый (но: чернобурка ) и др.

    2. Пишутся через дефис многие сложные прилагательные терминологического характера, например: амплитудно-частотная (характеристика), атомно-молекулярный, бобово-злаковые, буржуазно-демократический, веерообразно-складчатый, газо-пылевая (туманность), гнойно-воспалительный, гортанно-глоточный, грудино-рёберный, древесно-кустарниковый, железо-кремнистая (сталь), желудочно-печёночный, заправочно-сливной (вентиль), зелёно-моховое (болото), злако-бобовые, инфекционно-аллергический, интегрально-дифференциальное (уравнение), каменно-бетонный, клеверо-тимофеечный, комплексно-сопряжённые (числа), ланцето-яйцевидный, люцерно-злаковые, магнито-мягкие (материалы), металло-диэлектрическая (антенна), молочно-мясной, наклонно-направленный (способ проходки), овально-сводчатый, огненно-жидкий, округло-шаровидный, опытно-мелиоративный, отгонно-пастбищный, пищеводо-кишечный, плече-шейный, подвздошно-рёберный, поточно-механизированные (линии), пространственно-временная (траектория), рыхло-комковато-пылеватый, рычажно-шатунный (механизм), сборочно-автоматический, сверлильно-нарезной, сдельно-прогрессивный, слесарно-штамповочный, словарно-справочный, торфяно-болотный, удлинённо-ланцетовидный, уплотнённо-пористо-трещиноватый, феодально-земледельческий, физкультурно-спортивный, фосфорно-калийный, хозяйственно-организаторский, центробежно-лопастный, челюстно-лицевой, шарнирно-роликовый, шерстно-мясной, щёлочно-кислотный, щёчно-глоточный, экспедиционно-транспортный, электронно-вычислительная (техника).
    Примечание 1. Некоторые из сложных прилагательных этого типа имеют в первой основе суффиксы -ат-, -ист-, -ов- , например: зубчато-ланцетовидные (листья), метельчато-щитовидные (соцветия), плёнчато-чешуйчатая (оболочка), продолговато-эллиптическая (форма), рыхловато-пористый (слой), складчато-бороздчатые (полосы), ступенчато-симметричное (расположение); волнисто-изогнутые (пластины), волокнисто-дерновая (почва), песчанисто-парниковый (грунт), пятнисто-испещрённая (кора), сосудисто-волокнистая (ткань); дерново-подзолистая (земля), известково-серый (отвар), корково-столбчатый (слой), лугово-степная (полоса), плодово-ягодные (культуры).

    Примечание 2. Часто в качестве первой части сложного прилагательного выступают основы вертикально-, горизонтально-, поперечно-, продольно- и т. п., например: вертикально-сверлильный, вертикально-фрезерный, горизонтально-ковочный, горизонтально-сверлильный, поперечно-строгальный, продольно-строгальный .

    Примечание 3. Через дефис пишутся сложные прилагательные, у которых основа первой части , образованная от слов иноязычного происхождения, оканчивается на -ико , например: диалектико-материалистический, историко-архивный, критико-библиографический, медико-судебный, механико-термический, политико-массовый, технико-экономический, химико-фармацевтический (к другому типу относятся слитно пишущиеся слова с первой основой велико- , например: великодержавный, великомученический, великосветский и др.).

    Примечание 4. Висячий дефис употребляется и при сложных прилагательных, например: семнадцати- и восемнадцатилетние юноши и девушки; кукурузо-, картофеле-, льно-, хлопко- и силосоуборочные комбайны .


    1. Пишутся через дефис (с прописных букв в составных частях) сложные прилагательные, входящие в сложные географические или административные названия и начинающиеся с основы восточно-, западно-, северно- (северо-), южно- (юго-) , например: Восточно-Европейская равнина, Западно-Корейский залив, Северо-Западный Пакистан, Южно-Австралийская котловина ).
    Примечание. В нарицательном значении подобные прилагательные пишутся слитно со строчной буквы, ср.: Южно-Уральская железная дорога – южноуральская флора и фауна .

    1. Пишутся через дефис сложные имена прилагательные, образованные из сочетания прилагательного с существительным, но с перестановкой этих элементов, например: литературно-художественный (ср. художественная литература ), словарно-технический (ср. технические словари ).

    2. Различаются сложные прилагательные, образующие одно слово (со слитным или дефисным написанием, см. выше), и словосочетания,состоящие из наречия на -о (-е) и прилагательного или причастия (с раздельным написанием); к наречию, играющему роль отдельного члена предложения, можно поставить соответствующий вопрос. Ср.:
    морально-политический уровень – морально устойчивый человек (в каком отношении устойчивый?);

    общественно-исторические законы – общественно опасные элементы (опасные для кого?);

    промышленно-транспортный отдел – промышленно развитая страна (развитая в каком отношении?).

    Наречие может указывать также на степень признака, выраженного прилагательным или причастием, например: максимально сжатые сроки, невозмутимо бесстрастный вид, умеренно теплый климат .

    Примечание 1. Чаще всего первым компонентом словосочетания выступают наречия абсолютно, диаметрально, жизненно, истинно, максимально, подлинно, последовательно, прямо, резко, строго, сугубо, явно, ясно и др. Например: абсолютно необходимые меры, диаметрально противоположные предложения, жизненно важное решение, истинно дружеская помощь, максимально точные данные, неизменно сердечное гостеприимство, подлинно братская поддержка, последовательно миролюбивая политика, прямо пропорциональные величины, резко отрицательный ответ, строго логический вывод, сугубо пристрастный приговор, явно неприемлемые условия, ясно выраженная воля .

    Ср. также: безупречно порядочные манеры, внутренне содержательный человек, глубоко задумчивый взгляд, демонстративно небрежная прическа, изнурительно долгий путь, исконно русское слово, исчерпывающе полный ответ, классово чуждые взгляды, намеренно резкий отказ, невозмутимо спокойный тон, неизменно ровные отношения, неизъяснимо сладкие звуки, ненасытно жадный к знаниям, неуловимо быстрый полёт ракеты, ослепительно голубое небо, особо тугоплавкие металлы, откровенно насмешливая улыбка, подозрительно быстрое согласие, подчёркнуто контрастное сравнение, празднично нарядное платье, принципиально новый проект, сильно перенапряжённый режим, тонко очерченный контур, угрожающе опасное положение, удивительно яркие краски, уморительно забавная пьеса, художественно полноценное произведение, чисто французская галантность, экстренно спешная почта и т. п.

    Примечание 2. Обычно отдельно пишутся наречия на -ски , в сочетании с прилагательным характеризующие признак путем уподобления, выделяющие, подчеркивающие его в каком-либо отношении , например: ангельски кроткое отношение, детски наивные высказывания, практически ненужное новшество, рабски покорная готовность, теоретически важная проблема, товарищески чуткое внимание, фанатически слепая преданность, химически чистый состав, эницклопедически разносторонние знания, юридически сложный случай .

    Вариант 1

    Внимательно прочтите текст. Докажите, что данный отрывок относится к художественному стилю речи. Какие образные средства языка выделены? С какой целью они использованы в тексте?

    Левинсон не знал, сколько времени длилось его (полу)со­знательное сост..яние, но, когда он очнулся, он почу..ствовал, что (по)прежнему с..дит в с..дле. Перед ним неслась (черн..)-гривая голова его коня с окр..вавле..ым ухом. Вдруг он круто ос..дил лошадь, обернулся и (в) первые совершенно осмысле..о посмотрел на людей своими большими, глубокими, синими глазами.

    Так выехали они из леса - все дев..тнадцать.

    Лес ра..пахнулся перед ними совсем неожида..о - простором высокого голубого неба и ярко (рыжего) поля. На той стороне синела (полн..)водная речица. За рекой, подп..рая небо, вр..стая отрогами в (желт..)кудрые забоки, синели хребты, и через их острые гребни лилась в д..лину прозрачная пена (бел..)розовых обл..ков, соленых от моря, пузырчатых и кипучих, как парное молоко.

    (А. Фадеев)

    Вариант 2

    Перепишите данный ниже текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите, к какому стилю речи он относится. Докажите. Устно ответьте, при помощи каких языковых средств создается образ Левинсона - решительного командира.

    Пока соб..рался и строился взвод, стрельба зан..лась (полу) кругом до самой реки, загудели (бомб..)меты.

    Взвод начал отстрел..ваться, отступая (на)искось в правый угол [села], лавируя по переулкам. Вдруг от главного тракта со страшным визгом помчалась вражеская ко..ица, грохочущая (много) головая лава людей и лошадей.

    Отряд был уже в самой н..зине, а (с) верху мчалась ему (на)перерез непр..ятельская кавалерия.

    Бакланов со взводом Дубова опять остался пр..крывать от-ступление, а остальные ринулись (в) глубь леса. Но везде, пр..граждая дорогу, т..нулось вязкое, темное, непроходимое болото.

    Людьми овл..дели отча..ние и гнев. Они искали в..новника своего несчастия,- конечно (же), это был Левинсон!

    И вдруг он по..вился среди них, подняв в руке заж ..ен..ый факел, осв..щавший его (мертве..о) бледное лицо.

    Молчать! - взвизгнул он вдруг, (по) волчьи щелкнув зубами.- Слушать мою команду! Мы будем гатить болото.

    И пр..тихшая, пр..давленная масса людей вдруг пр..шла в (нечеловечески)быстрое движение. Взвод Борисова побежал во тьму, (на)встречу ему уже тащили первые охапки мокрого лозн..ка. Слышался грохот падающего дерева, и св..стящая махина шлепалась во что (то) мягкое, и (темно) зеленая поверхность болота вздувалась упругими волнами.

    (А. Фадеев)
    Перепишите, вставляя, где следует, пропущенные соединительные гласные. Проверьте написанное по орфографическому словарю.

    Бахч...водство, власт...любие, гор...образование, дальн...бойщик, дальн...восточник, дальн... зоркость, девяност...летие, жизн...понимание, звер...подобность, каменоломня, камн...дробилка, кон...вязь, кон...завод, кост...обработчик, кост...еда, кров...жадность, леж...бока, пол...города, резц...держатель, своенравность, ст...крат, сорок...ножка, тысяч...летне, хими...терапия, ча...торговля, шерст...прядение, шерст...заготовка, шерст...битчик, яиц...носкость.

    Замените приводимые словосочетания сложными словами.

    Образец: заготовки лося-лесозаготовки (после тверд. согл.). Тот, кто дробит камни - камнедробильщик (после мягк. согл.).

    Тот, кто тешет камни; тот, кто режет камни; обработка камня; машина для резки соломы; жучок, который ест кору; испускание лучей; машина для всасывания пыли; тот, кто варит кашу; тот, кто дубит кожу; орудие для метания огня; установка для измерения дождя; тот, кто ловит птиц; приспособление для мытья шерсти; хранилище для овощей; накопление пая; любовь к власти; тот, кто пишет басни; тот, кто вправляет кости (суставы); по виду змеи; с длинной шеей; ломка камней; железо с бетоном.

    Перепишите, раскрывая скобки и вставляя, где следует, пропущенные буквы и дефис. Проверьте написанное по орфографическому словарю. Устно объясните написания.

    1. (Авто)база, (агро) биология, (агро) (лесо) мелиорация, (аэр...) навигация, (миро)ощущение, (аэр...) (фото) съемка, (ави...) пассажир, (авто) и (мото)пробег, (ави...)линия, (гидро) механика, (гидро) (энерго) ресурсы, (зоо) психология, (аэр...) порт, (кино) (фото) ателье, (метео) (аэр...бюллетень), (миро) воззрение, (микро) (радио) волны, (контр) пропаганда, (нео) дарвинизм, (радио) (аэр...) навигация, (свето) и (вет) лечебница, (перекати) поле, (верти) хвостка, (гос) страх, (дет) ясли.

    2. Блок (аппарат), (вакуум) насос, (дизель)мотор, (вольт) ампер, (борт) инженер, (анти) обледенитель, (гелио) установка, (обер) интендант, (кабель) кран, (пресс) папье, (пресс) центр, (грамм)молекула, (тонно) километр, (койк...) день, (труд...) час.

    3. (Анарх...) синдикализм, (социал) реформизм, (обер) кондуктор, (контр) адмирал, (лорд) канцлер, (премьер) министр, (штаб) офицер, (буфф) опера, (рок) музыка, (гоп) компания, (чудо) рыба, (ура) патриотизм, (экспресс) бюллетень, (электр...) фикация, (электр...) станция, (северо) запад, (центр...) фуга, (экстра) класс, (псевдо) дарвинизм, (экс) чемпион, (Улан) Удэ, (квази) Айвазовский, (пан) Мексика, (пол) яблока, (пол) Акмолинска, (креп) сатин, (пила) рыба.

    Перепишите, раскрывая скобки и вставляя, где следует, пропущенные буквы и дефис. Устно объясните написание каждого слова.

    (Гряз...) лечебница, (кров...) творение, (гидр...) (турб...) строение, (жир...) отложение, (гипс...) (шлак...) бетон, (дис) квалификация, (сем...) ножка, (Анти) Дюринг, (де) компенсация, (велик...) британец, (ант...) фермент, (дальн...) зоркость,(кров...) пускание, (игл...) терапия, (инженер) (генерал) полковник, (врем...) препровождение, (книг...) хранилище, (центр...) фуга, (воздух...) охладитель, (велик...)мученик, (бронх...) пневмония, (норд) вест, (блок) пункт, (брон) башня, (дым...) и(гряз...) уловитель, (воен) юрист, (гелио) и (гео) физика, (гипер) функция, (гидр...) (аэр...) механика, (гори) цвет, (шуми) голова, (кресло) кровать, (бон) девка, (экс)директор, (парт) (проф) актив, (вице) президент, (камн...) рез, (фай) (де) шин, (камн...) (шлак...) бетон, (сем...) вместилище, (ультр...) (центр...) фугирование, (псевдо) наука.

    Перепишите, ставя, где необходимо, дефис.

    Он послушал рассказы о (горе) злосчастии от бездождия и сказал, что он это дело знает (Леск.). 2. Я ушел в (кают) компанию и лег на диван (Гонч.). 3. Жеребец развернул зубами (плащ) палатку (Закр.). 4. Извините меня, я провинциал, (правду) матку режу прямо... (Т.). 5. Через (пол) часа на небе не было ни облачка (Аре.). 6. Всюду пестрели... наполовину лиловые, наполовину желтые цветы (иван) (да) марьи (Г.). 7. И скажи, пожалуйста, весь класс из разбойников состоял, из (сорви) голов... (Ч.). 8. Я положил... скрипку и смычок, на скрипку бросил несколько живых цветочков (мать) мачехи, сорванных мною у (моста) перекидыша (Аст.). 9. На (полу) слове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув боль, а выдохнув ее (Аст.). 10. (Звезда) предвестница взошла (Бл.). 11. Они уже с тоской и досадой смотрели на (эгоиста) отца (Ч.). 12. С возникновением (водо) хранилища высоко поднялись в городе грунтовые воды (О. В.). 13. Передо мной стоит (старуха) хозяйка в новой клетчатой поневе... (Т.). 14. ...поднятая вода подошла почти вплотную... к терему (Дмитрия) царевича... (О. Б.). 15. (Гори) хвостки, маленькие дятлы одни еще посвистывают (Т.). 16. Назар пошел за кустом (перекати) поля (Пл.).

    Перепишите, раскрывая скобки.

    1. Николай Алексеевич скучающими глазами обвел знакомые (приятно) привычные предметы своего кабинета. В таком же странном роде были и несколько висевших по стенам картин в гладких (серебристо) серого цвета рамах. И все же это были картины, отмеченные печатью несомненного таланта, сильного, яркого (необузданно) смелого, хотя, к сожалению, слишком модного (Солог.). 2. И не волнение, а настороженная тишина вставала во мне, когда я увидела его [город] еще издали, еще до входа под грандиозную арку шлюза с (аккуратно) пышным цветником, рядом с (прямо) угольным, огромным, почти нагим по архитектуре зданием знаменитой (гидро) станции. Мой городок больше не высился на (стремительно) крутом зеленом откосе... (О. Б.). 3. Тихо проносила свои (желтовато) мутные воды освободившаяся ото льда река. 4. (Разно) образны формы герценовского повествования (Сем.). 5. На вершинах елок гроздь (темно) лиловых шишек (Пришв.). 6. Ушел в воду (старый) старый Паисьевский монастырь... (О. Б.). 7. Два (полу) круглых окна с красивыми занавесками выходили на улицу (Вос.). 8. Возможно, даже не дошла до нас молва о некоторых (руко) творных чудесах света (Кулиб.). 9. Все люди были для Даши (однообразно) пестрой, широкой, суетливой рекой (Горб.). 10. С запада медленно, словно подкрадываясь, поползли (грязно) желтые тучи, вдали негромко погромыхивал гром (Верес.). 11. Оружейная палата - старейший музей. Здесь сосредоточены шедевры русского, восточного, (западно) европейского искусства, работы мастеров многих стран мира. 12. Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, (ослепительно) ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок (М. Г.).

    В начале иноязычных слов, если произносится ё , пишется йо , например: йоги, йод, йогурт, йомен, йоркширский, ни на йоту (но: ионы, иорданский – с раздельным произношением начальных гласных звуков).

    IX. Правописание сложных слов

    § 41. Соединительные гласные о и е

    В сложных словах после основы на твердую согласную пишется соединительная гласная о , после основы на мягкую согласную, на шипящую и ц – соединительная гласная е . Например:домосед, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I .

    В некоторых случаях конечная мягкая согласная в, н, р, т первой основы произносится твердо и после нее пишется соединительная гласная о (параллельно с этими словами употребляются и такие, в которых согласно правилу пишется е ). Например: дальнобойный – дальнеструйный, каменоломня – камнедробилка, конокрад – коневод, косторезный – костедробильный, кровожадный – кровеносный, песнопение – песнетворчество . Ср. разные образования после основы на ц : трапеция – трапецеидальный – трапециевидный – трапецоэдр (не во всех этих образованиях выделяются в русском языке две основы).

    § 42. Сложные слова без соединительной гласной

    Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (психо + терапия) – психастения (псих + астения).

    В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в его начальной форме, например: времяисчисление, времяпрепровождение; семядоля, семяножка, семяпочка (ср.:семеноводство, семенохранилище – с соединительной гласной).

    Без соединительной гласной образованы термины типа азотфиксирующий, вперёдсмотрящий, кислородсодержащий и т. п.

    Сохраняется буква а на конце элемента авиа- (сокращение от авиационный ), образующего первую часть сложных слов типа авиабаза, авиадесант, авиапочта, авиачасть и т. п.

    С падежным окончанием в первой части образованы возникшие из словосочетаний словасумасшедший, умалишённый и т. п.

    В форме родительного падежа без соединительной гласной входят в состав сложных слов имена числительные, например: трёхметровый, пятиразовый, семилетка . Исключения составляют числительные один, девяносто, сто и тысяча , например: одногодичный, девяностолетие, стократный, тысячеустый . Числительное сорок в составе сложных слов употребляется в двух формах: без соединительной гласной (сорокадневный ) и с соединительной гласной (сорокоуст, сороконожка – не в прямом значении счета).

    Следует различать сложные слова и слова, в которых в русском языке не выделяются две основы. Ср.: газопровод – газификация, электромонтёр – электрофикация .

    Примечание 1. На общем основании слитно пишутся иноязычные приставки анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра- и др., например: антинародный (но: Анти-Дюринг – в функции собственного имени), архиплут, гиперзвук, интернациональный, инфракрасный, контрпредложение (но: контр-адмирал , где первая часть имеет другое значение), постимпрессионизм (с сохранением начального корневого и ), постромантизм (ср. слитное написание этой же приставки в неделимых на морфемы словах иноязычного происхождения: постскриптум, постфактум и т. п.),суперобложка, субтропики, транссибирский, ультразвук, ультрамодный, экстраординарный (но: экстра-почта, экстра-класс – перед существительным).

    Примечание 2. Слитно пишутся начальные составные части квази-, псевдо-, пан- , например: квазинаучный, псевдоклассический, пангерманский (но: квази-Пушкин, пан-Европа и т. п. – перед собственными именами

    Тема урока: Соединительные гласные о - е в сложных словах (6-й класс) (Слайд 1)

    Девиз: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни» (Шерлок Холмс) (Слайд 2)

    Цель:

    1) Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о - е.

    2) Уметь: верно выбирать соединительные гласные о - е в сложных словах.

    3) Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

    4) Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка и окружающим явлениям. (Слайд 3)

    Оборудование: Компьютер, презентация (Приложение), карточки.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Вступительное слово

    Задача: Организация внимания учащихся, обеспечение полной готовности к работе, ознакомление с планом работы.

    Прозвенел звонок, и вновь мы с вами встретились на очередном уроке, который бы мне хотелось начать со слов Шерлока Холмса: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни», которые и станут девизом нашего урока. (Слайд 2)

    II. Актуализация знаний (Слайд 4)

    Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.

    Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.

    Веселые стихи

    Как растут слова

    Как-то много лет назад
    Посадили странный сад.
    Не был сад фруктовым -
    Был он только словом.

    Это слово - слово-корень,
    Разрастаться стало вскоре
    И плоды нам принесло -
    Стало много новых слов.

    Вот из сада
    Вам рассада.
    Вот еще посадки рядом.
    А вот садовод.
    С ним садовник идет.
    Очень интересно
    Гулять в сад у словесном.
    (Е. Измайлов )

    III. Новый материал

    Задача: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний.

    1. Исследовательская работа

    Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.

    Самолет летит вперед,
    Паровоз не отстает,
    Даже в море пароход
    Тоже прибавляет ход.

    Все торопятся узнать,
    Как их правильно писать,
    - Эти сложные слова
    Не выносят буквы А.

    А поставишь букву О -
    Скорость будет – ого - го!
    Кашу варит кашевар,
    Сталь нам варит сталевар,
    Лошадь водит коневод,
    В море - мореход плывет.

    Все названья хороши,
    Только правильно пиши.
    Мы у этих слов внутри
    Не поставим букву И,
    А напишем Е - тогда
    Каждый скажет: «Это - да!»

    На доске выписаны сложные слова из стихотворения. (Слайд5)

    Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.

    Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?

    Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (с. 74).

    Сформулируй тему урока. Какие задачи будут стоять перед нами? Чему мы должны научиться на уроке? Где пригодятся эти знания?

    (Слайд 6)

    А теперь моё правило о написании соединительных гласных ОиЕ при сложении слов:

    Этих гласных только две:
    Буква О и буква Е.
    Коли твёрд согласный звук,
    Буква О подходит тут.
    Если мягок этот звук,
    Букву Е пишите тут.

    Какие слова называются сложными?

    Когда пишется соединительная о, а когда - е в сложных словах?

    Составьте опорную схему на изученное правило. (Слайд 7)

    IV. Закрепление полученных знаний

    Задача: Закрепить полученные знания, начать вырабатывать умения по их применению.

    Промежуточный контроль: контроль усвоения новых знаний.

    1. Лингвистическая загадка (Слайд 8)

    Может ли водоросль расти на суше? Ответ найдите в слове.

    2. Словарная работа (Слайд 9)

    МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнетор­говых операций; ведет коммерческие переговоры.

    3. Игра «Менеджер по закупкам» (Слайд 10)

    Уровень «5»

    Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.

    Уровень «4»

    «Немой диктант». Напишите названия по картинкам.

    4 . Игра «На бирже труда» (Слайд 11)

    Уровень «5»

    Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о?

    Уровень «4» (Слайд 10)

    «Немой диктант». Напишите названия необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о по картинкам.

    Составь предложения. Объясни знаки препинания, составь схему.

    5 . Образуй сложные слова и закончи предложение (Слайд 12)

    Любая профессиональная деятельность требует от человека:

    • Человек, который любит труд.
    • Человек, который любит знания.
    • Люди, которые помогают взаимно.
    • Человек, который стремится к цели.

    6. Подбери антоним (Слайд 13)

    Враждебное отношение - … (дружелюбное)
    Ленивый ученик - … (трудолюбивый)
    Серьезный юноша - …(легкомысленный)

    7. Заполни квадрат со словами-перекрестками сложными словами

    1. Специалист по разведению садов.
    2. Локомотив с паровым двигателем.
    3. Канал для выхода дыма из трубы.
    4. Русская народная игра-пляска.
    5. Лес, поваленный бурей.
    6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
    7. Огнестрельное оружие.

    8. Игра «Третий лишний» (Слайд 14)

    1. Вод... провод, земл... трясение, гром... отвод.
    2. Вод... мерка, дожд... мер, земл... делие.
    3. Жизн... описание, картоф … лекопалка, книг... печатание.

    9. Работа с карточками. Проверь себя

    10. Исследование текста. Самостоятельная работа. (Работа выполняется на карточках) (Слайд 15-16)

    Уровень «5»

    Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Найди и выпиши слова с ошибками.

    Печка на колёсах.

    Ребята, помните, как Емеля - дурачок из сказки «По щучьему велению» въехал на печке прямо в царские покои? Так вот, «сказка - лож, да в ней намёк». Люди довно мечтали о том, чтобы передвигаться быстро и без помощи лошади: о ковре-самалёте, семимильных сапогах, на худой конец и о самадвижущейся печке. Чего только ни придумывали первые изобретатели: пределывали к обычной телеге педали, рычаги, даже паруса ставили на неё, а телега ни с места.

    Впервые успеха добился французский инженер Кюньо. Он «запряг» в телегу паровую машину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал своему детищу имя - «автомобиль», что значит «самодвижущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: впереди паровой медный котел, сзади тежолый ящик с углём, на скамейке водитель, проедет немного и останавливается: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы не затухла и чтобы пар в котле не кончился - ведь он-то и толкает машину. Нет пара, и колеса не работают. Приходилось водителю то и дело кочегарить. Недаром его назвали шофёром, а «шофёр» - в переводе с французского означает «кочегар». Вот и выходит, что первые автомобили не что иное, как печка на колесах. (Н. Санина)

    1)___________________________

    2)______________________

    3)___________________________

    4)______________________

    5)___________________________

    6)_______________________

    Ложь, давно, самолете, самодвижущейся, приделывали, тяжелый.

    Уровень «4»

    Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Впишите пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните сложные слова, выделите в них корни. От каких слов и как они образованы?

    Печка на колёсах.

    Ребята, помните, как Емеля - дурачок из ска(з,с)ки «По щучьему велению» в...ехал на печк... прямо в царские поко...? Так вот, «ска(з,с)ка - лож(?), да (в)ней намёк». Люди д...вно м...чтали о том, чтобы п...р...двигат(?)ся быстро и без помощи. лошади: о к...вре-сам...лёте, семимильных сапогах, на худой конец и о сам...движущейся печк.... Чего только (ни)пр...думывали первые изобретатели: пр...делывали к обычной т...леге педали, рычаги, даже паруса ставили (на)неё, а т...лега ни с места.

    Впервые успеха д...бился французский инж...нер Кюньо. Он «запряг» в т...легу паровую м...шину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал св...ему детищу имя - «автомобиль», что значит «сам...движущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: (в)переди паровой медный к...тел, (с)зади т...жёлый ящик с углём, на скамейке в...дитель, проедет немного и останавливает(?)ся: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы (не)затухла и чтобы пар в к...тле (не)кончился - ведь он-то и т...лкает м...шину. Нет пара, и к..леса (не)работают. Пр...ходилось в...дителю то и дело к...чегарить. Недаром его назвали ш...фёром, а «ш...фёр» - в переводе с французского озн...чает «кочегар». Вот и выход...т, что первые автомобили не что иное, как печка на к...лесах. (Н. Санина.)

    V. Рефлексия

    Задача: Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

    Что нового вы узнали?

    Достигли ли мы цели урока?

    Упражнение «Профи» . Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

    VI. Домашнее задание (по выбору учащихся) (Слайд 17-18)

    • Правило на стр. 71. (Упражнения по выбору учащихся.)
    • Упражнение № 168.
    • Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова.
    • Представьте, что вы являетесь автором учебника. Вам необходимо составить упражнение (карточку) для учащихся 6-го класса на изученную орфограмму. Выпишите из любого текста предложения, где встречаются сложные слова с соединительными гласными о - е и «заминируйте» орфограмму.

    Литература

    1. Русский язык. 6-й класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова/С.С. Колчанова.- Волгоград: Учитель, 2009 г.
    2. Дидактический материал к учебнику русского языка: Д 44 6-й класс: Пособие в двух тетрадях: Тетрадь 1/М.М. Стракевич. - М.: «Светоч Л», 1998.
    3. В. Волина. Русский язык переиздание – Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1996.
    4. Русский язык. Первое сентября.
    5. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6-м классе: Кн. для учителя.-3-е изд. - М.: Просвещение, 1999.

    Тема урока: Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.

    Цели: знать способы образования сложных слов, условие выбора соединительных гласных О и Е; развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету; воспитывать чувство дружбы, коллективизма, умение вести учебный диалог

    Оборудование: презентация, карточки.

    Ход урока:

    I. Организационный момент

    Вступительное слово

    Ребята, прежде чем начать урок, посмотрели друг на друга, улыбнулись.

    Я желаю всем вам удачи, чтобы наш урок был добрым, светлым

    II. Актуализация знаний

    Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.

    Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.

    Как растут слова

    Как-то много лет назад
    Посадили странный сад .
    Не был сад фруктовым -
    Был он только словом.

    Это слово - слово-корень,
    Разрастаться стало вскоре
    И плоды нам принесло -
    Стало много новых слов.

    Вот из сада
    Вам рассада .
    Вот еще посадки рядом.
    А вот садовод .
    С ним садовник идет.
    Очень интересно
    Гулять в саду словесном.
    (А. Е. Измайло в)

    III Работа над новой темой .

    1.Видео «Сложные слова в русском языке»

    2. Определение темы урока. Запись в тетради числа и темы урока Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.


    - Какова же тема нашего урока?

    Слова пешеход, электровоз, пароход, самолет – сложные слова. Они образуются:

    сложением целых слов: школа-интернат ;

    основ слов с соединительной гласной: пароход;

    части основы слова с целым словом: детсад;

    сокращенных основ: театр юного зрителя – ТЮЗ .

    В сложных словах соединительная о пишется после твердых согласных, а соединительная е – после мягких согласных, шипящих и ц .

    Например: нефтепровод, самолёт, птицелов.

    Мы выяснили, какие слова называются сложными, узнали, что при образовании сложных слов участвуют две соединительные гласные О и Е.

    Есть ещё и буква И, выступающая в этой роли, но с нею мы встретимся, когда займемся именами числительными, например: шестилетки, так что остались О и Е . Они и будут сегодня гостями нашего урока.

    (Слова записаны на доске)

    Верхолаз←верх, лазить

    Нефтепровод ← нефть, проводить
    Пешеход ← пеший, ходить
    Овощерезка ← овощи, резать
    Птицефабрика ← птица, фабрика

    3.Подготовка к восприятию темы. Задание: отгадать загадки

    Смело в небе проплывает,
    Обгоняя птиц полёт.
    Человек им управляет.
    Что такое? (САМОЛЁТ)

    По волнам плывёт отважно,
    Не сбавляя ход.
    Лишь гудит машина важно,
    Что такое? (ПАРОХОД)

    Каждый день выходит утром
    В повседневный свой поход.
    Знать все правила обязан
    На дорогах … (ПЕШЕХОД)

    Как называется такой способ образования слов?
    - Предположите, как могут называться такие слова?

    4.Работа с учебником Упражнение 5 Стр.75 Из каждой пары слов составьте сложное слово, запишите, подчеркните соединительную гласную о или е. Объясните свой выбор.5.Задание: К данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.

    Ленивый ученик – трудолюбивый.

    Серьезный юноша – легкомысленный.

    Однообразное движение – многообразное.

    Враждебное отношение – дружелюбное.

    6.Физмнутка

    7. Задание:

    К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

    правильно

    проводить


    8.Кроссворд

    (Каждый ученик получает карточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).

    1. Специалист по разведению садов.
    2. Локомотив с паровым двигателем.
    3. Канал для выхода дыма из трубы.
    4. Русская народная игра-пляска.
    5. Лес, поваленный бурей.
    6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
    7. Огнестрельное оружие.

    9. Словарная работа

    МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнетор­говых операций; ведет коммерческие переговоры.

    10. Игра «Менеджер по закупкам»

    Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.

    Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему аулу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е-о

    11. «Немой диктант». Напишите названия по картинкам

    12. Творческая работа.

    Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).

    (чаепитие)

    помогать взаимно

    (взаимопомощь)

    любить труд

    (трудолюбие)

    люди одной фамилии

    (однофамильцы)

    тот, кто ходит пешком

    (пешеход)

    старший класс

    (старшеклассник)

    13. Работа с карточками. Проверь себя

    Пар…ходство

    Растен…водство

    Олен…водство

    Басн…писец

    Власт…любие

    Кон...водство

    Песн...пение

    Прав...писание

    Язык...знание

    Стал...вар

    Гряз…лечение

    Хлеб...резка

    Газон...косилка

    Птиц...лов


    IV . Закрепление темы

    Оперативный контроль.

    Тест “Верные и неверные высказывания”.

    Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – хлопайте в ладоши, не согласны – топайте ногами.

    1. Сложные слова – это все длинные слова.

    2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.

    3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-.

    4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными.

    5. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная –О-.

    6. Если первый корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-.)

    VI. Подведение итогов.

    Выставление оценок.

    Домашнее задание: Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова

    Статьи по теме: