Хитрые вопросы для дошкольников по экологии. Экологическая викторина «Под небом голубым. I – Приветствие команд

Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Задачи:
- Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края.

Закреплять правила поведения в природе.
- Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
- Воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: мусор, прищепки по количеству детей, загадки, карточки с домашними и дикими животными, корзина, награды, эмблемы команд.

Ход мероприятия:

(Команды под музыку входят в музыкальный зал).
Воспитатель: Наша сегодняшняя викторина - о природе.
«Здесь знает каждый, ты и я,
Природу обижать нельзя!»

Ведущий. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы родного края. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки - повсюду вас окружают загадки и таинства. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Природа вокруг нас». В викторине примут участие две команды. Это команда «Солнышко» (указывается капитан команды) и команда «Радуга» - указывается капитан команды. Каждый ответ будет оценивать жюри: старший воспитатель - Санина Любовь Николаевна, музыкальный руководитель - Масевич Нина Евгеньевна. За каждый правильный ответ будет даваться один балл. После проведения викторины мы подсчитаем количество баллов и определим победителя игры. Итак, начнем с приветствия команд.

Приветствие команд:

1. «Солнышко» - пожалуйста:

«Мять нельзя траву, цветы,
Листья рвать, ломать кусты!
Ведь природа так красива,
Относись к ней бережливо!»

2. «Радуга» - пожалуйста:

«Дерево, трава и птица,
Не всегда умеют защититься.
Отправляясь в лес гулять,
Будем мы их защищать!»

Прекрасные приветствия. Молодцы!

Воспитатель: А начнем мы экологическую викторину с разминки «Экологический светофор» (Воспитатель перечисляет, что можно (дети хлопают в ладоши) делать в лесу, а чего нельзя (топаю ногами)

Можно (нельзя) ломать ветки;
- Можно (нельзя) оставлять после себя мусор;
- Можно (нельзя) разорять гнезда и муравейники;
- Можно (нельзя) кувыркаться в траве;
- Можно (нельзя) собирать ягоды;
- Можно (нельзя) уничтожать ядовитые грибы;
- Можно (нельзя) разжигать костры;
- Можно (нельзя) отдыхать на пне и т.д.

Воспитатель: Молодцы, правильно! И запомните детишки еще несколько правил:

1 ребенок:
Отправляясь в лес гулять,
Попрошу не забывать
Правила лесные,
Незатейливые, простые.

2 ребенок:
Деревья, ветки не ломай,
Мусора в лесу не оставляй,
Зря костров не разводи,
Очень громко не кричи.
Бабочек ты не лови,
Не для этого они.

3 ребенок:
Ты в лесу лишь гость,
Главные там дуб и лось.
Берегите зеленый лес
И он откроет много тайн и чудес!

Воспитатель: Ребята, посмотрите….

Люди на природе отдыхали, веселились, загорали,
И не думая бросали, и обертки от конфет,
И разорванный пакет, и коробочки от сока,
От бананов кожуру, от орехов скорлупу.

Как мы можем помочь природе?
Дети: Собрать весь мусор.

Воспитатель: Объявляется «Экологический десант» -
Подвижная игра (выигрывает команда, которая соберет с помощью прищепок больше мусора)

Воспитатель: Молодцы справились с заданием, садитесь. А теперь конкурс « Отгадай- ка» (по 3 загадки для каждой команды)
1. Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый………(мухомор)
2. На ромашку у ворот опустился вертолет -
Золотистые глаза. Кто же это?... (Стрекоза)
3. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадет? (Лиса).
4. Я шариком пушистым белею в поле чистом,
А дунул ветерок - остался стебелёк. (Одуванчик)
5. Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а ниток ни одной………(Ёж)
6. Как-то видел я в лесу тёмно-рыжую красу,
По ветвям она скакала, видно шишки там искала (Белка).
7. Косолапый и большой спит в берлоге он зимой,
Любит шишки, любит мёд, ну-ка кто же назовёт (Медведь.)
8. По цветам летает, мед собирает. (Пчела

Воспитатель: Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились. А вы, родители, умеете отгадывать загадки? Тогда слушайте:
Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно. (Муравей)

Воспитатель: Правильно! Песня «Не обижайте муравья».

Воспитатель: Дидактическая игра «Собери животное». Какая команда соберет первая все картинки получает один балл. Ну а теперь, отгадайте, какое животное лишнее.
Игра «Третий лишний» (определить какое животное лишнее).
Что ж, животных вы знаете, а вот отгадаете ли вы загадки «Природные явления»,
Слушайте:
Раскаленная стрела
Дуб свалила у села. (Молния)

Крашеное коромысло

Через реку повисло. (Радуга)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Ветер)

Закаляют нас всегда

Солнце, воздух и... (Вода)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,
Мы пошли искать их днем
Ищем, ищем - не найдем (Роса)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (Туман)

Воспитатель: Наши команды - молодцы!

Все на свете знают вроде бы, а вот название следующего конкурса предлагаю отгадать родителям.
- Прополз мохнатый червячок,
- И весь в дырочках листок. (Гусеница)

Воспитатель: Сейчас посмотрим, какая гусеница окажется проворнее.
Игра - эстафета «Гусеница» с родителями
(Родители собирают деток по очереди, проходя все препятствия)

Воспитатель: Игра - эстафета «Что едят в сыром, а что в вареном виде»: Огурце, свёкла, апельсин, виноград, рис, лук, помидор, картофель, петрушка, груша, кабачок, репа, слива, гречка, киви, яблоко, капуста, пшено, банан, вишня, редис, перец, редька.

Воспитатель: Ну что ж, с продуктами вы справились, а вот знаете ли вы диких животных? Объявляется «Экологический опрос» (чья команда назовет больше диких животных, зарабатывает балл).

Воспитатель: Дети, а вы знаете сказку «Муха цокотуха»?
Дети: Да!

Воспитатель: Кто же в этой сказке муху поймал?
Дети: Паук.

Воспитатель: Объявляется игра «Пауки и мухи» (родители - пауки ловят детей - мух).

Вот и подходит наша викторина к концу, все дружно отвечали и играли, ну просто молодцы! А вот какая команда набрала больше баллов мы узнаем после музыкального номера. Танец «Солнышко».

Дети читают стихи:

Дерево, трава, цветок и птица, не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если вместе я и ты, если все сорвут цветы,
То останутся пусты все деревья и кусты
И не будет красоты!

Воспитатель:

А нашим уважаемым взрослым
Мы говорим на сердце руку положа,
Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа,
В гармонии с природой и с собою
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!

В Вот наше путешествие подошло к концу, и мы просим наше уважаемое жюри подвести итоги нашей экологической викторины.
Награждение медалями. Победила команда «Солнышко», набрав 13 баллов. А вот команда «Радуга» заняла второе место, набрав 11 баллов.

До новых встреч!

Тепина Е.В., воспитатель. МБДОУ детский сад № 52, г. Шахты

Чтобы скачать материал или !

Итоговая викторина о природе для старших дошкольников «Природа вокруг нас»

Автор: Семененко Анна Сергеевна, воспитатель МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №127", город Ярославль
Описание материала: предлагаю вам конспект итоговой викторины для детей старшей группы 5-6 лет по теме «Природа вокруг нас!» Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Этот конспект направлен на воспитание интереса к природе родного края, развитию любознательности, познавательного интереса у старших дошкольников.

Итоговая викторина о природе для старших дошкольников «Природа вокруг нас!»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».
Цель: обобщение знаний детей о растительном и животном мире, воспитании любви к родной природе.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей по экологии;
формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру; воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы;
закрепить умение работать в команде.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы;
развивать умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически
мыслить, правильно формируя выводы.
Речевые: развивать связную речь и активный словарь.
Демонстрационный материал: картинки с изображением животных, деревьев, медали, эмблемы командам, мяч, песочные часы.
Методические приёмы : игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, подведение итогов.Воспитатель: Дорогие ребята, гости, приглашаю вас на викторину о природе.«Здесь знает каждый, ты и я,
Природу обижать нельзя!»
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы нашего родного города Ярославля. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства природы. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Природа вокруг нас». В викторине примут участие две команды.
Первая команда – «Умники», вторая команда – «Умницы».
Дорогие участники сегодня вы должны показать свои знания, навыки и умения, вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но вы же у нас умники и умницы, и мы верим что вы справитесь, а болельщики вам помогут.
Их мы тоже разделим на две команды. Первая команда помогает «Умникам», а вторая «Умницам». За каждый дополнительный ответ, балл получает команда, за которую они будут болеть.
Итак готовы? Тогда начнём!
1 Конкурс «Разминка»:
Представляет собой блицопрос. За одну минуту(песочные часы) нужно
ответить на как можно большее число вопросов.
Вопросы для команды «Умницы»:
Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края?
(перелетные) Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
Сколько ног у паука? (восемь)
Какая птица лечит деревья? (дятел)
У какого дерева белый ствол? (у березы)
Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
Назовите детенышей курицы (цыплята)
Вопросы для команды «Умники»:
На каком дереве растут желуди? (на дубе)
Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
Как назвать детеныша коровы? (теленок)
У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
Сколько ног у жука? (шесть)
У какой птицы красная грудка? (у снегиря)

Кабан - дикое или домашнее животное? (дикое)
Когда земляника поспевает? (летом)
Дополнительные вопросы (для болельщиков):
Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
Кто в лесу плетет паутину? (паук)
Что такое зеленый покров Земли? (трава)
Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
Кто носит свой дом на спине? (улитка)
Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
Разминку для ума сделали, а теперь давайте сделаем разминку для тела, выходите на физкультминутку (песня-игра «У оленя дом большой»).
2 конкурс «Кто лишний?».
На доске картинки с изображениями для первой команды: берёза, ива, дуб, тополь, клён и сосна, а для второй команды: кабан, лиса, волк, заяц, медведь и собака. Дети должны выбрать лишнюю картинку и объяснить.
Наши команды- Mолодцы!
Все на свете знают вроде бы, и для них сейчас игра «Угадай мелодию».
Дети отгадывают песню, а родители им помогают («Жил-был у бабушки серенький козлик", «Кузнечик» и поют её как «Хор лягушек»).
Как замечательно наши команды пели, какие они музыкальные, теперь
проверим какие они сообразительные.
Игра с болельщиками «Я начну, а ты продолжи»:
- У дуба желуди, а у сосны…(шишки)
- Береза кудрявая, а сосна…(колючая)
- У рябины листочки, а у сосны…(иголки)
- Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)
- Осина зимой стоит без листьев, а сосна…(в иголках)
- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)
Итак, объявляю следующий конкурс: «Загадки о природе». Нужно не только загадать загадки команде противника, но и отгадать их (детям заранее раздаются загадки, которые они загадывают команде противника).
1: Припрятала орешки
И сушит сыроежки-
Зимой в её дуплеЧто хочешь на столе.(белка)
2: Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.(лиса)
3: Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный?(волк)
4: Носит на макушке-
Длинные ушки,
Шубку на зиму меняет,
Кто зверька такого знает?(заяц)
5: Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья- белобока,
А зовут её …(сорока).
6: Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой.(дятел)
7: Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло-
Спать летит в дупло.(сова)
8: Я на ёлке на суку
Счёт веду: «Ку-ку, ку-ку».(кукушка)
Игра с мячом для болельщиков: «Назови быстро»
Белобокая птица. (Сорока)
Какое растение может нас обжечь? (Крапива)Новогоднее дерево. (Елка)
Время года, когда просыпается природа. (Весна)
Кто является санитаром леса из животных? (Волк)
Как называется домашний родственник зайца? (Кролик)
Дикий родственник свиньи. (Кабан)
Как называется жилище медведя? (Берлога)
Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
Красногрудая птица. (Снегирь)
Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)
Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер)
Вот наша викторина подошла к концу, и мы просим наших уважаемых гостей подвести итоги нашей экологической викторины.(Награждение медалями.
Победила дружба.)
Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.
А нашим уважаемым взрослым мы хотим сказать:
Перефразируя писателя известного,
Мы говорим на сердце руку положа,
Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа,
В гармонии с природой и с собою
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
А в завершение нашей викторины давайте споём песенку «Улыбка» автор Пляцковский М., композитор Шаинский В.

Сценарий игры – викторины по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Здравствуй, лес, здравствуй, матушка природа".

Ботякова Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ Красноборский д/с «Колосок» с. Красный Бор, Нижегородская обл.

Описание материала: материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений при проведении экологических проектов, акций, развлечений. Данное мероприятие рекомендуется проводить с детьми старшей группы.

Цель: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе.

Задачи:
Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях.
Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.

Предварительная работа:
экскурсия в лес, просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев, просмотр альбомов "Дикие животные", "Птицы", "Насекомые", конкурс рисунков о природе, чтение произведений русских писателей и поэтов о природе.

Оборудование: круги зеленого и красного цвета, картинки с изображением животных, насекомых, птиц, грибов, цветов, "шапочки" ягод, цветы, вырезанные из картона по количеству детей, листья деревьев (клена, дуба, березы, осины), карточки с изображением следов животных, жетоны, корзинка с природным материалом.

Участники: ведущий, дети, Лесовичок, лиса.

Ход викторины.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Летний теплый ветерок принес в детский сад кленовый листок. На нем написано приглашение от старичка Лесовичка. Он приглашает нас в лес за загадками.

Хоровод: "В лес пошли мы гулять"("Лес поет" О. Фельцмана)
Ведущий: Вот и пришли мы на цветочную поляну. Правда, здесь очень красиво? Деревья стоят зеленые, на поляне цветы...Ах, как хорошо дышится!

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)

(Появляется Лесовичок)


Лесовичок: Добрый день, ребята! Вы меня узнали? Я - Лесовичок, хозяин леса. Я рад, что вы пожаловали на лесную полянку. знаете ли вы, что лес - это ваш большой и настоящий друг? Лес - живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы себя ведете в лесу. Прежде чем отправиться по лесу искать загадки, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дидактическая игра: "Экологический светофор"
(Лесовичок перечисляет, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Дети в соответствии с этим поднимают зеленый или красный кружок)
- Можно (нельзя) ломать ветки;
- оставлять после себя мусор;
- разорять гнезда и муравейники;
- кувыркаться в траве;
- собирать ягоды;
- уничтожать ядовитые грибы;
- разжигать костры;
- отдыхать на пне и т. д.
Лесовичок: Правильно. И запомните еще несколько правил:

Отправляясь в лес гулять,
Попрошу не забывать
Правила лесные,
Незатейливые, простые.

Деревья, ветки не ломай,
Мусора в лесу не оставляй,
Зря костров не разводи,
Очень громко не кричи.
Бабочек ты не лови,
Не для этого они.

Ты в лесу лишь гость,
Главные там дуб и лось.
Берегите зеленый лес
И он откроет много тайн и чудес!

Лесовичок: Итак, первая моя загадка будет о наших пернатых друзьях. Кого мы называем пернатыми?
Дети: Птиц.
(На мольберте дети выбирают из нескольких соответствующую картинку)
- Каких птиц вы знаете? (Ответы детей).
- Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел и т. д.)
- Какая птица подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (Кукушка)
- Какая птица весь день стучит по дереву? (Дятел)


- Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье в дом? (Аист)
- У какой птицы очень длинная шея и ноги? (Журавль)
- Какая птица охотится ночью? (Сова)


Подвижная игра «Совушка»
Обозначается «гнездо совы». В гнезде помещается водящий совушка. Остальные дети изображают птиц, бабочек, жуков - разлетаются по поляне.
На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в тех позах, в которых их застала ночь. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

Лесовичок: Итак, следующая загадка.
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке,
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает. (Ягода)
(Дети выбирают картинку с изображением ягод)


Земляника:
Ягодку сорвать легко -
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка -
Там созрела... (земляника)


Ежевика:
Вкус ягоды хорош,
Но сорви ее пойди - ка:
Куст в колючках будто еж -
Вот и назван.... (ежевика)

Клюква:
Я красна, я кисла,
На болте я росла,
А дозрею под снежком,
Ну - ка, кто со мной знаком?

Черника:
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки,
То, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.

Малина:
Бусы красные висят,
Из кустов на вас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.


Хоровод: "По малину в сад пойдем".

Лесовичок: Следующую загадку вам предстоит отыскать самим. Для этого вам нужно повернуться вправо, сделать три шага вперед и найти дубовый листок. На нем и будут написаны загадки.
(Дети выполняют задание, среди листьев разных деревьев находят лист дуба, на котором написаны загадки про насекомых) .

1.От цветка к цветку порхает,
а присядет, отдыхает. (Бабочка)

2.На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?... (Стрекоза)

3.Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно. (Муравей)

4.По цветам летает,
Мед собирает. (Пчела)

5.Прыгает пружинка -
Зеленая спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)


6.Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упусти,
Сядет и укусит. (Комар)

Игра малой подвижности: "Поймай комара".
Дети стоят в кругу. В центре круга- водящий. У водящего в руке палка с привязанной к ней веревочкой. На конце веревки - комар вырезанный из бумаги. Водящий крутит веревку с комаром над головами детей. Те в свою очередь стараются поймать руками комара.

Лесовичок: Слушайте внимательно и ищите следующую загадку.

Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.
(Цветок)

Цветочные загадки
1.Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

2.Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)

3.Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

4.Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)


5.Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк. (Одуванчик)

Танцевальный конкурс.
Детям кладут на голову картонные цветы и по сигналу ведущего они начинают танцевать под музыку, не касаясь цветов руками. Побеждает тот, кто протанцует дольше всех, не уронив цветка.

Лесовичок: Следующая загадка от старичка Лесовичка. (Показывает картинки с изображением следов животных) Как вы думаете, что это такое?
Дети: Следы животных.

Игра: «Чьи следы?»
Дети по очереди из «Волшебного мешочка» вытягивают карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат. За правильные ответы начисляются жетоны.(Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др.)

Загадки о животных
1.Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)


2.Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай.(Волк)

3.Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

4.Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)


5. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)

Лесовичок: А вот и жительница леса - Лисонька. (Выходит ребенок в костюме лисы)
Лисонька, ты не серчай,
Вместе с нами поиграй.

Подвижная игра: "Хитрая лиса"
Играющие стоят в кругу. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а педагог обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который становится водящим - хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза спрашивают: "Хитрая лиса, где ты?" После третьего вопроса хитрая лиса выбегает на середину круга, поднимает руки вверх и говорит"Я здесь!" Все играющие разбегаются, а лиса их ловит.

Лесовичок:
В лесу под елкой крошка,
Шапка да ножка. (Гриб).
(Дети выбирают соответствующую картинку)
Лесовичок: Молодцы, ребята, хорошо загадки ищете. Слушайте загадки грибные.

Бывают грибы съедобные, а бывают - ... (Несъедобные).
- Грибы, имеющие особый рыжеватый цвет. (Рыжики).
- Соседи березы. (Подберезовики).
- Чаще всего они растут под осиной, но встречаются под березами и дубами. (Подосиновики).
- Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).
- Быстро спасут от голода в лесу. (Сыроежки).
- Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны) .
- Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы).










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.



























Назад Вперёд

Современный образовательный процесс в детском саду сегодня переживает существенные изменения. Игровая деятельность дошкольников тесно вошла в организацию режимных моментов и сопровождает непосредственно образовательный процесс, который раннее все называли занятиями. Игровые досуги – не новая форма в дошкольном образовании, а скорее традиционная. Дети всегда ожидают от них не только прилива чувства радости, но и щекочущего ощущения какого-то открытия, желания победы.

Задача педагога, организовать предварительную работу с детьми для поддержания детского интереса. Однако следует учитывать и направленность предстоящей досуговой деятельности. Предварительная работа к досугам познавательного характера в старшем дошкольном возрасте может включать такие формы работы, как:

  • дидактические игры,
  • рассматривание иллюстраций, атласов, альбомов, календарей, журналов,
  • просмотр научно – познавательных видеофильмов,
  • чтение художественных произведений,
  • наблюдения в природе,
  • проведение опытов - экспериментов,
  • коллекционирование,
  • продуктивная и изобретательская деятельность.
  • Говоря об экологическом образовании дошкольника, которое объединяет знания о природе, о жизни общества и ощущение ребёнка, как части природы и мира, в котором он живёт, познавательные досуги являются неотъемлемой частью педагогического процесса. Досуги в виде конкурса “Что? Где? Когда?”, экологической викторины или презентации детско – родительского исследовательского проекта могут быть стартом для изучения предмета и итогом по уже изученной теме.

Организованная итоговая экологическая викторина для дошкольников способна не только выявить уровень познаний детей в данной области, но и помочь ребёнку самому оценить свой уровень познаний. Соревновательный характер викторины стимулирует активность дошкольника. Для викторины дети распределяются на команды по несколько человек (5-7). Они обсуждают своё название и девиз, могут советоваться со взрослыми – родителями и педагогами.

Неотъемлемой частью викторины для детей дошкольного возраста является наглядность. Данную функцию выполняют ИКТ.

В сценарии мероприятия используются презентации, выполняющие разные цели.

В начале досуга демонстрируется небольшая презентация (Презентация 1.РРТ), которая погружает участников в тему и заставляет пронести возникшее чувство до его окончания, когда формулируется вывод.

Совсем другого плана презентация (Презентация 2. РРТ), сопровождающая задания конкурсов. В неё включены слайды для проведения дидактических игр разной тематики на анализ и обобщение, игры на внимание и сообразительность, а также слайды демонстрационного характера.

Владение ИКТ облегчает работу педагога и совершенствует образовательный процесс в детском саду.

Тема: Земля – живая планета

Возраст: дети старшего дошкольного возраста.

Задачи: обобщить представления детей о природе, развивать познавательную активность, воспитывать экологическое сознание через ценностную ориентацию в поведении и деятельности детей.

Предварительная работа: дидактические игры “Что лишнее”, “Экологические цепочки”; рассматривание иллюстраций блока “Живая природа”, “Неживая природа”, чтение рассказов о животных, просмотр видеофильмов о природе серии ВВС, наблюдения на прогулке.

Дети участвуют в сборе коллекций “Камни”, “Семена”.

Дети делятся на команды и сами дают команде название, девиз.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, наборы семян растений, муляжи животных, театральная ширма, персонажи театра би – ба – бо: Лиса, Заяц, Медведь, пластиковые бутылки с водой, иллюстрации Комара и Кузнечика, глобус.

Ведущий: Начинаем экологическую викторину для дошкольников. На учёный совет приглашаются команды: “Звёздные девчонки” и “Молодцы”

(представление команд, девиз).

Оглашение состава жюри конкурса.

Вступление.

Презентация 1.

Слайд 1. Наша викторина пройдёт под названием “Как прекрасен этот мир”.

Слайд 2. Наша планета как большой красивый дом.

Слайд 3. Она радует нас утренними, нежными восходами, разноцветными прощальными закатами, пейзажами родной природы;

Слайд 4. Завораживает нас огромными, глубокими и бескрайними океанами, просторами морей.

Слайд 5. Она удивляет высокими горами, крутыми скалами и холмами,

Слайд 6. Восхищает густыми, запашистыми рощами, сосновыми борами, могучими дубравами.

Слайд 7. Земля – планета гармонии. На ней всё соразмерно и взаимосвязано.

Слайд 8. Природа планеты совершенна.

Нашу Землю называли загадочной планетой и таинственной.

Слайд 9. Однако, для чутких сердец она раскрывает самые сокровенные свои тайны. Мы познаём и объясняем явления природы, секрет рождение нового дня, разнообразный мир живого и неживого на планете.

1 конкурс

Презентация 2.

Слайд 1. “Что в доме природы растёт?”

1 уровень:

Детей просят подойти к столам, на которых лежат семена.

1 комплект: каштан, сосна, огурец, яблоня;

2 комплект: дуб, ель, клён, слива.

Задание. Рассмотрите семена. Вы их конечно узнали.

Выберите одного участника команды, который назовёт все семена растений вашего комплекта.

2 уровень:

Задание. А теперь нужно ответить - Как называется место, где вырастут ваши семена растений?

Слайд 4,5,6,7. Ответы 1 команды

Слайд 8,9,10,11. Ответы 2 команды.

3 уровень:

Задание. Подумайте и скажите – Что, по - вашему мнению, будет лишним в вашей группе семян? Почему?

Слайд 12, 13. Ответы 1 команды.

Слайд 14,15. – ответы 2 команды.

(объявление итогов 1 конкурса)

Слайд 16. Игра “Изобрази животное”.

Цель: развитие воображения и умения показать образ животного средствами пантомимы.

Задание. Дети противоположных команд показывают движения животного, а соперники отгадывают его название.

Правильный ответ сопровождается хлопками.

2 конкурс.

Слайд 17. “Жители нашей планеты” .

Слайд 18. Наша планета как многоэтажный дом. И жителям этого дома нужно правильно занять свои этажи.

1 уровень:

Дети команды выбирают животное - муляж и ставит на свой этаж: подземный,

4 ярус – травянистые растения,

3 ярус – кусты,

2 ярус – крона молодых деревьев,

1 ярус – крона взрослого дерева.

Комплект насекомых, птиц, зверей.

2 уровень:

Какой вид населяет все этажи нашего дома?

(итоги жюри)

3 конкурс. “Лесной театр”

Слайд 19. - Встретились как-то раз заяц, лиса и медведь на лесной полянке. И начали рассказывать друг другу про жизнь свою звериную. Послушайте рассказ и скажите, что в нём, правда, а что - ложь.

Лиса: живётся мне в лесу хорошо, каждый кустик – мой дом. Люблю я есть только ягоды и корешки растений.

Заяц: А у меня домик маленький и уютный. Я держу его в чистоте и порядке. Целый день окошки мою, убираю и пыль выметаю.

Медведь: А я к муравейнику ходил, лапу засунул и начал её лизать – очень вкусно. А потом на речку пошёл – рыбу ловить.

Лиса: Да, Машенька, я сама рыбку люблю. У себя в пруду её развожу, выкармливаю да выращиваю.

Медведь: Весной то мне нелегко. Я за зиму-то похудел, аппетит у меня хороший сейчас. Вот сейчас пойду жёлуди собирать и первые грибочки на проталинах.

Заяц: Вот вы всё про себя да про себя разговор ведёте, а я весь день забочусь о своих зайчатах. Сижу и не отхожу от гнезда, грудью защищаю моих деток.

(итоги жюри)

Слайд 20. Танец Капитана корабля.

Дети повторяют движения за капитаном.

Я объехал много стран и островов. А сегодня мой корабль бросил якорь возле вашего детского сада. И я вам привёз с собой морские вопросы.

4 конкурс.

1 уровень.

(выходят к капитану по 3 участника из команды и встряхивают бутылки с водой, она окрашивается в жёлтый, красный, чёрный, синий, зелёный и белый цвета)

Слайд 21. – Назовите, какого цвета моря есть на нашей планете?

Проверьте себя.

2 уровень.

Сосчитайте, сколько рыб на экране.

3 уровень.

Слайд 23. Что изменилось?

(итоги объявляет капитан)

Молодцы, хорошо справились со всеми заданиями. А мне пора отплывать.

5 конкурс.

Слайд 24. “Сказочное королевство”

Как всем защитникам природы, вам дети придётся в жизни много доказывать. По почте в детский сад обратились лесные жители. Просят помощи, рассудить короля и животный мир леса.

“Однажды решил наш король навести порядок в своём королевстве. Он издал приказ об истреблении некоторых живых его обитателей. “Не нужные они существа!”, - воскликнул король. “А наше королевство будет самое чистое и красивое, они его засоряют”.

(демонстрация комар и кузнечик)

Как вы считаете, действительно нужно их истребить? Пусть один представитель от команды выскажет мнение и объяснит, почему этого делать нельзя.

Подведение итогов конкурса.

Общий вывод мероприятия.

На нашей планете нет живых лишних обитателей. Вы так много уже знаете о них и наверно постараетесь сохранить им жизнь на нашей Земле. Мы все хотим видеть планету здоровой и красивой.

Однако сегодня она выглядит в некоторых местах вот так.

(выкатывается глобус, обклеенный пакетами, бутылками).

Красива ли она? Хорошо ли обитателям жить в таком мусоре?

Что мы можем исправить?

Дети высказывают свои мнения.

Исполняется песня “Солнечный круг”.

Игра-викторина по экологии «Знатоки природы» для детей старшей группы

Цель:
Обобщение и закрепление знаний детей.
Задачи:
Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе; закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Развивающие задачи: развивать любознательность и самостоятельность, развивать навыки общения, связную речь, развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища.
Воспитательные задачи: воспитывать умение работать в коллективе, умение договариваться.
Материалы к занятию:
Цветные карточки с вопросами, ромбики двух цветов по количеству детей, поле чудес, два табло, карточки с цифрами – очками.
Предварительная работа :
Наблюдения на прогулках, экскурсии в парк, беседы, проведение экспериментальной работы, работа в пособиях по курсу окружающего мира, проведение интеллектуальных игр: «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», викторин.

Ход деятельности:
Воспитатель:- Ребята, вы любите играть?
-Какие бывают игры, как вы думаете? (ответы детей)
-Я вам сегодня предлагаю необычную игру, это игра- викторина.
Слышали про такую игру? (слушаю ответы детей)
- Называется она
«Знатоки природы».
- Ребята, а вы знаете, кто такие знатоки?
(ответы детей)
- Да, знатоки – это умные, знающие люди, умеющие логически думать, сообразительные и смекалистые. Настоящие эрудиты. Они умеют работать в команде, слушать друг друга, умеют договариваться. Сегодня вы будите знатоками, ведь вы умные и все знаете. Для того чтобы начать игру, вы разделитесь на 2 команды. Сейчас вы возьмете по одному ромбику и займете места согласно цвету.
(Дети берут ромбики 2 цветов, воспитатель прикрепляет ромбики к одежде детей. Они занимают свои места согласно цвету).
- У нас образовалась команда «Знайки» и команда «Умники». Каждая команда должна выбрать себе капитана.
(Команды совещаются и называют имена капитанов).
- Теперь я познакомлю вас с правилами игры. У меня на столе лежат карточки двух цветов. На них написаны вопросы, которые принесли дети из других групп нашего детского сада. Они очень хотят знать ответы на свои вопросы. Еще на столе есть карточки музыкальная пауза и игра.
- Две команды разумных и внимательных будут соревноваться друг с другом и пройдут через несколько испытаний. Затем мы подведем итоги, а в конце состоится церемония награждения участников. Вы должны четко запомнить, что победа ваших команд зависит от того, как дружно вы умеете работать, договариваться, отвечать полным и понятным ответом. Капитаны должны внимательно выслушать всех членов команды и суметь правильно выбрать нужный ответ.
Команды поприветствуйте друг друга.

Команда «Умники»
«Мы умные детишки, детишки- шалунишки,

Любим в КВН играть и, конечно побеждать»

Наш девиз: « Один ум- хорошо, а много- лучше »

Команда «Знайки»
«Мы ребята знайки, знайки не зазнайки,

В игры разные играем, в КВН мы побеждаем»

Наш девиз: « Знание - это сила »

Игра начинается

Задание 1. « Знатоки цветов »

1. Какой из цветов жёлтого цвета?

Колокольчик

Василёк

Одуванчик

Роза

Мимоза

Мак

Гвоздика

3. Какой цветок расцветает ранней весной?

Ромашка

Одуванчик

Ландыш

Подснежник

4. Какого цвета цветы незабудки?

Красного

Голубого

Желтого

5. Какой из цветов можно назвать полевым?

Василёк

Роза

Пион

Лилия

6. О каких цветах идёт речь в сказке Маршака «Двенадцать месяцев»?

Тюльпаны

Розы

Подснежники

Маки

7. Какой из цветов самый большой по размеру?

Одуванчик

Незабудка

Подсолнух

8. Какой из цветов сначала желтый, а потом пушистый и белый, и если на него дунуть, то в стороны летят маленькие парашютики?

Ромашка

Одуванчик

Колокольчик

9. Какое растение из списка не является цветком?

Василёк

Осока

Мать-и-мачеха

10. Что не является частью цветка?

Лепесток

Стебель

Ветка

Задание 2. «Знатоки деревьев»
1. У какого дерева листья похожи на ладошки?

Дуб

Клён

Берёза

2. На каких деревьях растут жёлуди?

Берёза

Ясень

Рябина

Дуб

3. У какого дерева вместо листьев растут иголки?

Берёза

Каштан

Сосна

Дуб

4. Какие деревья называют хвойными? У них вместо листьев растут иголки.

Ёлка, сосна, пихта

Дуб, берёза, клён

Каштан, ясень, ива

5. У какого дерева кора белая в чёрную полоску? Её называют берестой.

Дуб

Ива

Клён

Берёза

6. На каком дереве листья осенью не только желтеют, но и краснеют?

Клён

Каштан

Берёза

7. У какого дерева по весне вырастают длинные серёжки?

Клён

Берёза

Ясень

Ива

Каштан

8. Под какими деревьями растут грибы, название которых включает в себя название этого дерева?

Осина и берёза

Дуб и клён

Ива и каштан

9. На каком дереве растут гроздья ярких красных ягод?

Берёза

Рябина

Тополь

10. С какого дерева летом летит пух похожий на снег?

Клён

Липа

Тополь


Если выпадает сектор «музыкальная пауза», то дети исполняют танец под музыку.

Задание 3. «Знатоки птиц»

1. Какая птица любит красть еду, благодаря чему она получила соответствующее название?

Сорока

Голубь

Воробей

2. Какая из этих птиц является традиционным символом мира?

Голубь

Лебедь

Павлин

3. Какая из этих птиц зимующая?

Утка

Синица

Ласточка

Соловей

Дятел

Кукушка

5. Птица, которая питается нектаром цветов и является самой маленькой в мире.

Колибри

Ласточка

Снегирь

6. Какая из этих птиц не умеет плавать?

Гусь

Чайка

Дятел

7. Какая птица не умеет летать?

Пингвин

Утка

Лебедь

8. Какая птица живёт у людей в часах?

Петух

Кукушка

Соловей

9. Как называется птица, домик которой назван в честь названия этой птицы?

Соловей

Сорока

Скворец

10. Какая из этих птиц любит стучать по дереву?

Голубь

Дрозд

Дятел

Задание 4. «Знатоки животных»

1. Какое животное из этих самое высокое?

Слон

Жираф

Зубр

2. Кто из этих животных дает молоко?

Корова

Овечка

Свинка

3. Кто из этих животных живет в лесу?

Страус

Лев

Медведь

4. Кто из этих животных бегает быстрее?

Гепард

Пантера

Леопард

5. Кто из этих животных питается эвкалиптом?

Панда

Коала

Ленивец

6. Какая из этих птиц самая большая?

голубь

воробей

орел

7. Какой из этих мишек черно-белый?

бурый

гризли

панда

8. Кто из этих животных живет в воде?

Крокодил

Носорог

Олень

9. Кто живет на деревьях?

барсук

ленивец

енот

10. У кого длиннее хвост?

волк

лиса

олень

Задание 5. «Знатоки лета»

1. Каким цветом называют лето?

Красным

Зеленым

Желтым

2. За каким временем года идет лето?

Зима

Весна

Осень

3. Какие осадки обычно выпадают в летний период?

Снег

Град

Дождь

4. Если нет его - небо хмурится, если есть оно - люди жмурятся. О чем говорится в стихе-загадке?

Дождь

Солнце

Ветер

5. На цветке цветок пьет цветочный сок. Кто это?

Пчела

Бабочка

Кузнечик

6. Какой месяц называют закатом лета?

Июнь

Июль

Август

7. Солнце светит, дождь идёт, чудо в небе вдруг взойдет, яркою цветной дугой, не потрогать нам с тобой. О чем идет речь в загадке?

Солнце

Радуга

Северное сияние

8. Кто носит шляпу на ноге?

Гриб

Петух

Лошадь

9. Какого цвета у зайца шубка летом?

Серая

Белая

Желтая

10. Что, согласно пословице, лучше готовить летом, если телегу лучше готовить зимой?

Валенки

Сани

Варенье

Задание 6. «Знатоки правил поведения в лесу»

1. Можно ли разводить костер в лесу?

Да

Нет

Не знаю

2. Можно ли уносить из леса найденных птенцов и зверушек?

Да

Нет

Не знаю

3. Можно ли заезжать в лес на автомобильном транспорте?

Да

Нет

Не знаю

4. На какой промежуток времени нужно иметь с собой запас воды?

На пару часов

На половину дня

На день или более

Он не нужен

5. Нужно ли оповестить своих родных, если уходишь в лес?

Да

Нет

Желательно, но не обязательно

Не знаю

6. В какое время дня нужно идти в лес?

В первой половине дня

Во второй половине дня

Перед тем, как стемнеет

7. Кого не нужно отпускать в лес одних?

Детей

Пожилых людей

И детей, и пожилых людей

В лес могут ходить поодиночке все

8. Куда нужно позвонить в первую очередь, если заблудился в лесу?

Родителям

Другу

В МЧС или по номеру 112

Никому

9. Могут ли люди сбирать любые дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы и другие пригодные для употребления в пищу лесные ресурсы?

Да

Нет

Да, но только те, которые не занесены в Красную книгу

10. Можно ли оставлять или закапывать в землю после себя мусор?

Да

Нет

Не знаю

Подведение итогов

Ребята, вы сегодня отлично справились со всеми заданиями и проявили себя настоящими «знатоками природы». Я хочу вас наградить медалями «Знатоков» .

Статьи по теме: