Презентация зеленая аптека в старшей группе. Экологическое воспитание дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Зеленая аптека. Красотой не блещут цветы

Цель: знакомство с разнообразием растительного мира, его экологического единства, воспитания бережного отношения к растениям.

Знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.

Расширять знания детей о лекарственных растениях, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека.

Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зеленая аптека (слайд 1)

Цель: знакомство с разнообразием растительного мира, его экологического единства, воспитания бережного отношения к растениям.

Задачи:

Знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.

Расширять знания детей о лекарственных растениях, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека.

Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем.

Слайд 2.

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В.Рождественский

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».

По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:

Я не степью хожу

Я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке.

Хотелось бы, чтобы и вы не безразлично топтали луга и поля, а смогли увидеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки!

Слайд 3.

Крапива двудомная.

Русское название происходит от древнерусского слова коприна – шёлк. Из крапивы получали волокно для выработки тканей.

У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы – ведьм и русалок.

Известна она как пищевое растение. Из её листьев готовят супы, салаты. Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в тяжёлые годы испытаний:

Я цветы обходил стороной.

Их считал за ненужное диво,

И искал те места, где крапива

Неприступной стояла стеной.

Обжигаясь зелёным огнём,

Обрезал я колючие ножки,

Необычного цвета лепёшки,

Обжигаясь мы ели потом.

А сейчас я любитель цветов,

Улыбаюсь любому счастливо,

На задворках стоит крапива,

Словно память тех грозных годов. (В.Сергин)

Как лекарственное растение крапива известна давно. Рекомендуют её при воспалении лёгких, кровотечениях, нарывах, ранах. «Одна крапива заменит семерых врачей», - говорит народная мудрость. Применяют её как ранозаживляющее, при застарелом кашле рекомендуют отвар корней крапивы в сахарном сиропе.

Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос.

Стебли и листья крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Эта особенность отражена в пословицах, поговорках, загадках.

С ним водиться, что в крапиву садиться.

Хоть не огонь, а жжется.

Сама холодна, а людей жжёт.

Какую траву и слепой узнает?

В листьях крапивы содержится значительное количество аскорбиновой кислоты, глюкозы.

Слайд 4.

Ромашка аптечная.

Как будто солнца луч пророс,

За городским овражком,

Сияют капельками рос

Старинные ромашки. (А.Марков)

Русское название произошло от латинского «romona» - «римская» и заимствовано из польского языка. В литературе её образ ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости.

На Карпатах существовало поверье, что весной, едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в ромашки, а в начале зимы ромашки превращаются в снежинки.

Лекарственные свойства.

Ромашка – древнейшее и популярное у многих народов лекарственное средство. Считалось, что ромашка по нежности действия недалека от розы.

В русской медицине она пользовалась особой любовью об этом говорят её народные названия: маточная трава, румяна, купальница. Применяют её как успокаивающее, мочегонное, противопростудное средство.

Наружно для полосканий при заболевании полости рта. Цветки ромашки также применяются как противовоспалительное средство при желудочных заболеваниях, обладает противоаллергическим действием.

Цветки ромашки применяются в косметике для придания светлым волосам золотистого оттенка.

Очень много загадок о ромашке:

У лесной сторожки

Стоит солнышко на ножке.

Середка желтая,

Юбка белая (ромашка)

Лепестки белы, как снег,

Серединка желтый мех!

Что за глупые замашки,

Не гадайте на (Ромашке)

Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

Слайд 5.

Подорожник большой.

(семижильник, порезник, попутник, ранник)

Есть множество цветов

Красивых, осторожных,

Но мне приятней всех

Обычный подорожник.

Ему, быть может

И трудней расти,

И всё же он с людьми

Находится в пути. (С.Баруздин)

Русское название «подорожник», «попутчик» связано с местообитанием его у дорог.

Другая группа названий «порезник», «ранник» - даны растению за ярко выраженные ранозаживляющие свойства.

В легенде эти свойства были открыты так. Однажды две змеи грелись у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, другую переехало колесо телеги. Люди, сидящие в телеге, увидели, что невредимая змея вскоре вернулась с листком подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай и подтолкнул людей на использование подорожника для лечения ран.

Лекарственные свойства.

В народной медицине листья подорожника применяются в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах.

Применяют его и при заболевании верхних дыхательных путей.

В народной медицине используются листья и трава подорожника при заболевании желудочно-кишечного тракта, гастрита.

Наружный слой оболочки семян слизистый и липкий. Прилипая к обуви человека, копытам и лапам животных, переносятся на далёкие расстояния. Полагают, что именно таким образом подорожник попал в Америку, прилипнув к обуви первых переселенцев. Везде, где поселяются белые люди, вскоре появляется подорожник. Интересно, что его листья накапливают меньше токсических веществ, чем другие растения, живущие вдоль оживлённых трасс.

Не однажды, не дважды поранивши ноги

Ты целебною силой своею помог.

Подорожник, всегда ты растёшь по дороге,

Рос ли ты, когда не было в мире дорог? (М.Владимиров)

Подорожник приспособился к вытаптыванию. Люди придумали загадку на этот случай:

Лёг пластом у дороги, разметав руки, ноги.

Его бьют сапогом, его бьют каблуком,

Всё ему нипочём, хоть ударь кирпичом.

Слайд 6.

Малина обыкновенная.

В России всегда любили смородину и землянику, но малина – ягода особенная. По подсчётам ботаников, она занимает у нас третье место по популярности, но вообще-то малина вне конкуренции: она удивительно вкусна, аромат её тоньше и нежнее, чем у многих других ягод, а лечебные свойства издавна известны каждому русскому.

Кто из нас хотя бы раз не «спасался» от простуды чаем с малиновым вареньем? Наверное, в России таких людей просто нет.

Малина – ягода древняя - о ней знали ещё до нашей эры: греки и римляне считали её очень ценной, и умели готовить с нею разные изысканные лакомства.

Лекарственные свойства.

С лекарственной целью применяют плоды малины. Малина ещё с древних времён считается целебным средством. Сушеные плоды ее употреблялись при заболеваниях лихорадкой, а цветы в виде настойки служили противоядием от укуса змей и скорпионов.

В настоящее время сушеная малина применяется при простудных заболеваниях, как потогонное средство. Из свежей малины варят сироп, часто прописываемый в микстурах для улучшения вкуса лекарств.

Малину любят взрослые и дети,

В лесах ее едят даже медведи.

Наверняка еще есть тот, кто ее ест,

Ведь в ней, полезных свойств даже не счесть,

Она поможет справиться с простудой,

А может стать добавкой вкусной к блюду,

Малину я за это и люблю,

Спасибо! Ей за помощь говорю.

Слайд 7.

Кипрей узколистный (Иван-чай).

Русский чай, иван-чай или копорский чай – напиток, известный более десяти веков. Традиция чаепития появилась на Руси задолго до знакомства с заморским черным чаем. В качестве заварки использовались сушеные листья кипрея, и такой чай был в большом почете.

Согласно русской легенде, кипрей изначально в народе Иван-чаем величали. «… Жил один русский паренек, ходил он всегда в красной рубахе и любил в поле среди кустарников и трав высоких находиться. Люди, когда мимо проходили и замечали среди зелени красное что-то, говорили: «Да это Иван, чай, бродит». Так и повелось: краснота в зелени ассоциировалась с Иваном». А как-то раз люди разводили костер и вместе с дровами подкинули в огонь высокую траву кипрея. Листья Иван-чая попали в кипящий котел с водой, отвар получился приятный ароматный, бодрил и понимал настроение. Так и повелось на Руси Иван-чай заваривать.

Этот напиток упоминается в древних русских рукописях, его знала и любила Европа, така как Иван-чай в больших количествах вывозили за границу. После особой обработки Иван-чай отправляли морем в Англию и другие страны, где он был так же знаменит, как персидские ковры, китайский шелк, дамасская сталь. За границей Иван-чай называли РУССКИМ ЧАЕМ…

Уходя в дальнее путешествие, русские моряки обязательно брали с собой Иван-чай, чтобы пить самим и в качестве подарков в иноземных портах.

Кипрей использовался полностью: из молодых побегов делали салаты, корни ели в свежем виде, из сушёных – делали муку. Пух, появляющийся после цветения этого растения, использовали для набивания подушек. Кипрей – отличный медонос, из его нектара производятся особый кипрейный мёд, высококачественная пыльца. Из стеблей кипрея получается волокно, а из соцветий и листьев и сейчас делают чай.

Лекарственные свойства

Иван-Чай – чудодейственное народное средство для профилактики многих заболеваний.

Показан при злокачественных и доброкачественных новообразованиях; дисбактериозах, язвенной болезни, гастритах;

Регулирует функции печени, почек, селезенки (помогает при камнях);

Улучшает состав крови, полезен при малокровии и атеросклерозе;

Успокаивает при возбуждении, бессоннице, нервных заболеваниях;

Устраняет головную боль и нормализует давление;

Повышает работоспособность, восстанавливает силы при истощении;

Повышает иммунитет к респираторно-вирусным инфекциям;

Уменьшает интоксикацию организма: снимает пищевые отравления;

Способствует профилактике кариеса;

Укрепляет корни волос;

Витамина С в Иван-чае в 6,5 раз больше, чем в лимоне;

Татьяна Пороскова.

Кипрей цветёт, вершинками качая,

А тонкий аромат его не уловим.

И розово-лиловые макушки иван-чая,

Как свечи, плавают вдали…

Я соберу цветов кипрея,

Зимой студёной положу их в чай.

Подумаю о лете, не жалея.

Подумаю, как будто невзначай…

Душистый чай пахнёт в лицо кипреем,

Прошедшим летом, свежею травой…

И мир покажется чуть-чуть добрее,

Анучина Яна
Презентация «Зеленая аптека»

Нас повсюду окружают растения : цветы, травы, деревья и кустарники. Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.

Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, составляли»Травники».

У нас аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Мы, взрослые, гуляем с детьми, ходим на экскурсии, в парк, лес, в поле, знакомим их с нашей матушкой-природой. Весной и летом можно очень много гулять и наблюдать за растениями, птицами, насекомыми. Детям все интересно.

Расскажем детям о лекарственных растениях. Какие растения называют лекарственными, как их правильно собирать. Научить детей различать лекарственные травы и воспитывать бережное отношение к природе.

Публикации по теме:

Экологическая тропа. Станции «Зеленая аптека», «Фруктовый сад», «Ельник», «Муравейник» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА СТАНЦИЯ «Зеленая аптека».ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА СТАНЦИЯ «Зеленая аптека». Цель- развивать умение рационально использовать.

«Лесная аптека». Осенний праздник Лесная аптека. Дети входят в зал и садятся на свои места. Ведущий: Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели,.

Педагогический проект по экологическому воспитанию «Зеленая аптека» в средней группе Участники проекта: педагоги – дети средней группы – родители воспитанников. Сроки выполнения проекта: 01.09. – 30.09.2017г. Вид проекта.

Педагогический проект «Зелёная аптека» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 общеразвивающего вида» с. Визинга. Педагогический проект.

Проект «Огород на окне «Зеленая аптека -2018». Цель: расширять представления детей о растительном мире, учить отличать и называть по внешнему.

Презентация «Проект «Ёлочка зеленая» Лес – наши лёгкие, наша жизнь! Лес, действительно, огромное богатство для всех, кто живёт на земле. В мире осталось очень много больших.

Проект «Зеленая аптека» для детей второй младшей группы Проект «Зеленая аптека» (Для детей второй мл. группы) Подготовили воспитатели: Федоров И. П. Гудилова А. С. Образовательная область: познавательное.

Ролево-игровой проект «Аптека» Тип проекта: ролево-игровой (имитационно-деловой) По времени: краткосрочный (1 неделя) По количеству участников: групповой Участники проекта:.

Анжела Анатольевна Запунян
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Зеленая аптека»

Презентация для детей старшего дошкольного возраста

на тему : «Зеленая аптека » .

Слайд 1 :

«Зеленая аптека » .

Подготовила воспитатель Ермакова О . А.

МБДОУ МО «Детский сад№208»

г. Краснодар 2014г.

Слайд 2 :

Задачи :

Сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах.

Обогащать и активизировать словарь детей по теме названиями лекарственных растений, способами их использования (травник, лекарственные, отвар, настойка)

Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки.

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Слайд 3 :

Животные и травы.

Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес,

на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того,

чтобы выздороветь.

Слайд 4 :

Что такое «Травник» .

Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья.

Замечали и составляли специальные книги «Травники» .

Как вы думаете, что это такое?«Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях :

как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали внешний вид этого растения.

Слайд 5 :

Народные травники за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.

Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.

Слайд 6 :

Что делают из лекарственных трав?

Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло.

Слайд 7 :

О травах.

А сейчас мы с вами соберем «Травник» .

Тонкий стебель у дорожки, на конце его – сережки,

На земле лежат листки – маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг, лечит раны ног и рук.

(подорожник)

Покажите рисунок отгадку.

Слайд 8 :

Подорожник.

Подорожник прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах. Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре они заживут, боль пройдет. Отвар подорожника пьют при болезнях желудка.

Попробуйте догадаться, почему это растение так называется.

Кто из вас пользовался подорожником?

Слайд 9 :

В поле сестрички стоят, желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички - белые реснички (ромашки)

Отваром ромашки полощут горло при ангине, пьют отвар при кашле и температуре, купают малышей в воде с отваром ромашки, ополаскивают волосы, чтобы они были здоровые, блестящие, красивые. Делают крема для лица и рук, добавляют в зубную пасту.

Слайд 10 :

Сравните цветки.

Слайд 11 :

Мать – и – мачеха.

Смотрит солнышко – росток.

Не травинка, не листок :

Появился самый первый.

Желтый маленький цветок (мать-и-мачеха)

Слайд 12 :

Мать – и – мачеха.

Это яркий желтый цветок на мохнатом стебельке.

Он так торопится, что не успевает выпустить листья.

Люди варят из этих цветков отвары и лечатся от кашля.

Если понюхать его то можно почувствовать запах меда.

Поэтому бабочки, пчелы спешат к нему напиться нектара.

Слайд 13 :

Одуванчик.

Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик бывший …. (одуванчик)

Слайд 14 :

Одуванчик.

Корень одуванчика выкапывают, моют, сушат, перетирают в порошок и используют при многих болезнях. Из свежих зеленых листьев весной делают полезный салат. А из желтых цветов варят варенье.

Слайд 15 :

Физкультминутка.

Слайд 16 :

Растет зеленый кустик , дотронешься – укусит.

Не огонь, а жжется! (крапива)

Листья крапивы останавливают кровь. Из крапивы варят щи, делают отвар, сушат веники. Щи придают силы, здоровье и бодрость. Отвар используют при простуде от кашля, им ополаскивают волосы, умываются или купаются при болезнях кожи.

Крапиву добавляют в крема, шампуни, ополаскиватели для волос.

Что обозначает этот знак?

Слайд 17 :

Травка очень душиста, ароматные листья.

Поскорей собирай и заваривай чай!

А найдёшь возле хаты, называется – (мята) .

Добавляют в зубные пасты, жевательные резинки, в шампуни, капли в нос и успокоительные. Заваривают в чай.

Слайд 18 :

Сравните литья.

Крапива и мята.

Слайд 19 :

Тысячелистник.

Настой улучшает кровь, отвар используют для возбуждения аппетита. Хорошо заживляет раны. Можно заваривать в чай хоть каждый день.

Слайд 20 :

В лекарственных целях используют цветки пижмы, в редких случаях – листья.

Сок, получаемый из пижмы, используют при головных болях, при простуде.

Применяют пижму в лечении от глистов.

Порошок этого растения используют как препарат для уничтожения вредных насекомых.

Сок оказывает и снотворное действие.

Слайд 21 :

Из какой травы можно сварить щи?

    Земляника: «Я черники много лучше», -

    Я Учитель: Возразила ей черника:

    «Я полезней, спору нет.

    «С вами, девочки, поспорю,-

    Майский ландыш предложил.

    Он сказал:

    Черника.

    «Я полезней, спору нет.

    Потому что для людей я на сто бед один ответ.

    Мой сироп снижает резко в крови сахар у людей.

    Обладаю я уменьем лечить горло у детей.

    При гастрите и колите мой настой поможет всем.

    При ожогах, стоматите всех избавлю от проблем!»

    «С вами, девочки, поспорю,-

    Встрял вдруг ландыш в этот спор,-

    Никто лучше меня сердце не лечил с далёких пор.

    Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-

    Майский ландыш предложил.

    И пошли они все вместе искать, кто б их рассудил.

    Все, кого они встречали, только стеблями качали:

    Говорили, что они и полезны, и нужны.

    И багульник, и душица, клевер, спаржа, медуница,

    И лаванда, и чабрец, и фиалка, наконец.

    Оказался всех мудрей лишь лекарственный шалфей.

    Он сказал:

    «Все вы полезны, вы - лекарства для людей, Помогаете от болезней, только каждый от своей. Спорить быстро перестаньте и не тратьте время зря, А в дорогу собирайтесь: ждёт вас каждая семья

    Ландыш: Учитель: Ландыш:

    Учитель:

    Шалфей:

    -Давайте

Задания для викторины :

(Слайд 2) Ответ: Подорожник

(Слайд 3)

(Слайд 4)

(Слайд 5) Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи —хорошее

средство от кашля. 1

(Слайд 6) Ответ: Шиповник.

(Слайд 7) Ответ: Чистотел большой.

  1. (Слайд 8) Ответ:

(Слайд 9) Ответ: Крапива двудомная

Почему крапива жжется?

Ответ:

(Слайд 10)

(Слайд 11) Ответ: Сфагнум.

  1. (Слайд 12) Ответ: Алоэ.

(Слайд 13) Ответ: Лук и чеснок.

(Слайд 14) Ответ: Петрушка.

(Слайд 15) Ответ: Герань.

(Слайд 16) Ответ: Каланхоэ перистое.

(Слайд 17) Ответ: Мята.

(Слайд 18) Ответ: Лиственница.

(Слайд J 9)

А сейчас мы с вами немного поиграем.

Просмотр содержимого документа
«Викторина «Зеленая аптека».»

Викторина «Зеленая аптека»

Цели: - развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру, уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях; формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Ход занятия.

Слово педагога : ЗДАВСТВУЙТЕ дорогие ребята и гости мы рады приветствовать вас у нас на мероприятии «Зеленая аптека»

Сегодня я вам расскажу какие есть лекарственные растения, как их нужно собирать. Раньше, когда не было таблеток, люди лечились травами. Из поколения поколению люди передавали разные рецепты и способы, которые помогают вылечить больного при помощи трав.

В настоящее время делают таблетки из синтетических препаратов. Но и лекарственные травы не забыты.

Из лекарственных трав получают: отвары, сиропы, порошки, мази, капли, настои.

Лекарственные растения используют при изготовлении зубных паст и лечебных кремов, косметике.

Лекарственные растения нужно собирать внимательно и аккуратно. Правша: В сухую погоду.

Не смешивать разные лекарственные растения. Нельзя сушить на солнце. Нельзя собирать с песком, землей.

Замечательное богатство, которым наделена наша планета-это природа. Нет на Земле человека, чья;жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться га красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.

Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.

И растения, и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без та?

    Сообщение целей занятия. - Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.

Выступление ученика 1 :

Травы лечебные, травы целебные! Нет на земле бесполезной травы! Все растения надо знать, Их беречь и охранять. Ведь из трав лесного царства Люди делают лекарства.

Выступление ученика 2 :

Растения - постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства. В нашей местности тоже растут лекарственные растения. Дикорастущие лекарственные растения - наше богатство. Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен. Растения, которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать.

Выступление ученика 3 :

В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений. Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов.

Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали, наблюдая за животными.

Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.

2. Основная часть.

    Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать?

    Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?

    просмотр инсценировки стихотворения Руси Белой Учитель: Я сегодня услыхала жаркий спор целебных трав.

Как черника с земляникой разбирались, кто же прав: Кто кого из них полезней, кто от всех спасёт болезней.

Земляника: «Я черники много лучше», -

Хоть расту в лесу дремучем, улучшаю аппетит. Ещё жажду утоляю и желудку помогаю. Мой лекарственный настой от простуд рецепт простой. Я давление снижаю, биться сердцу помогаю, Раны быстро заживлю, коже молодость продлю!» Учитель: Возразила ей черника:

«Я полезней, спору нет.

Потому что для людей я на сто бед один ответ.

Мой сироп снижает резко в крови сахар у людей.

Обладаю я уменьем лечить горло у детей.

При гастрите и колите мой настой поможет всем.

При ожогах, стоматите всех избавлю от проблем!»

«С вами, девочки, поспорю,-

Встрял вдруг ландыш в этот спор,-

Никто лучше меня сердце не лечил с далёких пор.

Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-

Майский ландыш предложил.

И пошли они все вместе искать, кто б их рассудил.

Все, кого они встречали, только стеблями качали:

Говорили, что они и полезны, и нужны.

И багульник, и душица, клевер, спаржа, медуница,

И лаванда, и чабрец, и фиалка, наконец.

Оказался всех мудрей лишь лекарственный шалфей.

Он сказал:

«Все вы полезны, вы - лекарства для людей, Помогаете от болезней, только каждый от своей. Спорить быстро перестаньте и не тратьте время зря, А в дорогу собирайтесь: ждёт вас каждая семья!»

Черника.

Ландыш: Учитель: Ландыш:

Учитель:

Шалфей:

-Давайте и мы вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.

делятся на 2 команды, выбрав фишки красного или зеленого цвета.

    проведение викторины «Зеленая аптека» среди двух команд:

    Чтобы начать викторину, необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.

    совещание команд, выбор названия, капитанов ответы на вопросы викторины поочередно.

Задания для викторины :

    Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?

(Слайд 2) Ответ: Подорожник

    Какое растение получило название «мяун-пграва»? Какое лекарство из него изготавливают?

(Слайд 3) Ответ: Валериана. Сердечные капли.

3. Какая ягода заменит лимон?

(Слайд 4) Ответ: Клюква, в ней есть лимонная кислота.

      Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

(Слайд 5) Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи -хорошее

средство от кашля. 1

      Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.

(Слайд 6) Ответ: Шиповник.

      Название этого растения говорит само за себя - оно лечит многие кожные заболевания.

(Слайд 7) Ответ: Чистотел большой.

      Какое растение поможет укрепить волосы? (Слайд 8) Ответ: Лопух большой, крапива двудомная

      О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.

(Слайд 9) Ответ: Крапива двудомная

Почему крапива жжется?

Ответ: В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.

      Нарядные платьица, желтые брошки, Ни пятнышка нет на красивой одежке, Если случится тебе простудиться: Привяжется кашель, поднимется жар - Подвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар.

(Слайд 10) Ответ: Нивяник обыкновенный.

      Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.

(Слайд 11) Ответ: Сфагнум.

      Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке. Другое его название столетник.

      (Слайд 12) Ответ: Алоэ.

      Быстро убивают вредные бактерии.

(Слайд 13) Ответ: Лук и чеснок.

      Эти резные листочки лечат сердечко и почки. Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.

* Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.

(Слайд 14) Ответ: Петрушка.

      Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа, кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение. Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.

(Слайд 15) Ответ: Герань.

      Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах). Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.

(Слайд 16) Ответ: Каланхоэ перистое..

      С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте.

(Слайд 17) Ответ: Мята.

      Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды - летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.

(Слайд 18) Ответ: Лиственница.

      Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

(Слайд J 9) Ответ: Плоды чёрной смородины.

Слово педагога: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами немного поиграем...

Конкурс: «Сортировка»

        Выбрать 2 команды;

        В тазах смешаны картинки, нужно разобрать лекарственные растения от сорняков и прикрепить их к нужному ватману.

        Подведение итогов, отметить лучшую команду.

Кроссворд (Презентация)

          Растет зеленою стеной, Ее обходят стороной, Колючая и злая дива. А как зовут траву? (крапива) (слайд 1)

          Он сорняк, он цветок. От болезни мне помог. Как присяду на диванчик, Вспомню желтый (одуванчик) (слайд 3)

          Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? (подорожник) (слайд 5)

Любит сад и огород, Вдоль дорог она растет. Если влажно и тепло, Хорошеет всем назло! Ей на радость, вам - беда. Что в огороде? (лебеда) (слайд 7)

    Шарик нежно-голубой, Хоть колючий, но не злой. И в букете он не плох. Кто такой? (чертополох) (слайд 9)

    Если травку ты сорвешь, Руки, знай, не ототрешь. Доктор всех аптечных дел, Кто лечит ранки? (чистотел) (слайд 11)

    Если что-то заболит, Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой) (слайд 13)

    Неприметна среди трав, У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?- Ароматная... (душица) (слайд 15)

Конкурс: «Собери букет» (участие принимают воспитатели групп)

            Две команды воспитателей;

            Команды стоят за ватманами и не видят что делает предыдущий участник;

            Задание: наклеить цветы в корзину формируя букет...

            Яодведение итогов, отметить лучшую команду.

Слово педагога:

- Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания растений. Эти знания непременно пригодятся вам в жизни.

В зарослях лесных,

В полях и на лугах,

Где все для сердца мыло,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила.

Для всех, умеющих

Их тайну разгадать.

    подведение итогов.

    Всегда помните о том, что каждый человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые нас лечат, ной к тем, которые повсюду окружают нас -ив природе, и в саду, и дома...

Выступление ученика 4 :

... Давай про йдёмся медленно по лугу И «здравствуй!» скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. Самед Вургун

Просмотр мультфильма: «с Юсем на природе часть восьмая «Юсь рассказывает о лечебных растениях»»

Итог мероприятия. Рефлексия.

Дорогие ребята вот и подошло к концу наше мероприятие, за это время мы с вами познакомились с лечебными растениями, научились отличать их от сорняков. Узнали какие растения для чего предназначены.

    Вам понравилось наше мероприятие?

    Наши конкурсы?

Хотелось бы поблагодарить вас за активное участие и за дисциплину. Спасибо за внимание!


Одуванчик лекарственный является одним из самых распространенных многолетних растений семейства астровых. Листья гладкие, ярко - желтые, язычковые, в крупных корзинках. Плоды - семянки с хохолком. Цветет растение с апреля по сентябрь. В его корнях содержатся гликоцид, тараксоцин, дубильное вещество, витамин А, 2- 3% каучука. Для лечебных целей применяют главным образом корни. Их применяют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, как желчегонное средство. Весной из листьев одуванчика приготавливают витаминный салат (листья предварительно вымачивают в соленой воде). Одуванчик лекарственный является одним из самых распространенных многолетних растений семейства астровых. Листья гладкие, ярко - желтые, язычковые, в крупных корзинках. Плоды - семянки с хохолком. Цветет растение с апреля по сентябрь. В его корнях содержатся гликоцид, тараксоцин, дубильное вещество, витамин А, 2- 3% каучука. Для лечебных целей применяют главным образом корни. Их применяют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, как желчегонное средство. Весной из листьев одуванчика приготавливают витаминный салат (листья предварительно вымачивают в соленой воде).


Крапива двудомная Крапива двудомная это многолетнее травянистое растение семейства крапивных. Листья и стебель крапивы покрыты мелкими жгучими волосками, обжигающими кожу. В листьях крапивы содержится большое количество органических кислот, витаминов, микроэлементов, дубильных веществ, фитонцидов. Витамина С в крапиве в 2, 5 раза больше, чем в лимонах и в 10 раз больше чем в яблоках и картофеле. Из молодых листьев крапивы можно приготовить зеленые щи, салаты. С лечебной целью используют как свежую, так и высушенную крапиву. Используется растение как кровеостанавливающее, а так же как мочегонное средство


Ромашка аптечная Ромашка аптечная однолетнее пахучее растение с тонким ветвистым стеблем и перистыми, узколинейными листьями. Она размножается семенами, неприхотлива, легко переносит смену погоды. Ромашка содержит эфирные масла. Ромашку применяют при желудочно - кишечных заболеваниях, как потогонное, обволакивающее, болеутоляющее средство, а так же при заболеваниях почек и желчных путей.


Васильки Васильки принадлежат к семейству сложноцветных. Это однолетнее, травянистое растение. В народной медицине растение используется в качестве глазных примочек, как противолихорадочное средство, является составной частью некоторых мочегонных чаев. Лечебными свойствами обладают только ярко - синие краевые цветки васильков.


Календула или ноготки семейства астровых однолетнее растение яркой окраски. Оно продолжительно и обильно в цветении, обладает приятным запахом. Настой и мази календулы имеют широкое применение в медицине. Спиртовые настойки цветков календулы - прекрасное бактерицидное и противовоспалительное средство при ангине, заболеваниях слизистой оболочки рта, порезах, гнойных ранах.


Мать - и - мачеха Мать - и - мачеха появляется на проталинах в начале апреля. Это многолетнее растение похоже на одуванчик, но значительно меньше размером. Цветы - корзиночки находятся на стебле, покрытыми буроватыми чешуйками (видоизмененными листьями). На ночь и на ненастье цветок мать - и - мачехи плотно закрывает свои лепестки. Настойка из цветов и листьев этого растения употребляется при простудных заболеваниях, при кашле, а также для возбуждения аппетита.


Земляника лесная Земляника лесная многолетнее травянистое растение семейства розоцветных.. Цветет земляника в мае - июне. Следует отметить питательную ценность земляники. Это настоящая копилка полезных для организма веществ, где есть сахар, различные органические кислоты, пектиновые и дубильные вещества, эфирные масла, микроэлементы, витамины С, В. Из сухих плодов земляники приготавливают чай, который применяется при простуде. В народной медицине листьями земляники лечат ранки, так как они обладают сильными фитонцидными свойствами.


Подорожник Подорожник многолетнее травянистое растение семейства подорожниковых. С лечебными целями используют листья и траву. Свежие измельченные листья подорожника - лучшее средство от укусов пчел, ос и других насекомых. Листья растирают в руках и прикладывают к месту укуса.


Береза бородавчатая Береза бородавчатая дерево семейства березовых, с мощной широкой кроной. Ветви повислые, красно - бурые, густо покрыты пахучими смолистыми бородавками. С лечебной целью используются почки, молодые листья, березовый сок, а так же березовый деготь и древесный уголь. В научной медицине настой почек березы применяют как желчегонное, дезинфицирующее средство. Березовый деготь в составе мазей и паст используется для лечения кожных заболеваний, для заживления ран, ожогов.



Статьи по теме: