Гараж с двухскатной крышей. Стропильная система двухскатной крыши своими руками – инструкция по устройству. Объективные характеристики односкатных крыш

Крыша гаража бывает разной, поэтому нужно определиться с конструкцией заранее. В большинстве случаев возможна замена одной разновидности на другую. Но это всегда сопряжено с лишними тратами и беспокойствами. Поэтому лучше с самого начала сделать верный выбор. Из статьи вы узнаете какие крыши гаража бывают, разберетесь в их особенностях, преимуществах и недостатках.

Перед тем как выбирать один из типов каркаса, важно определиться с тем, будет ли отапливаться гараж. Информация определит форму коробки, ее размеры и несущие способности. После этого можно рассмотреть один из следующих вариантов конструкции крыш:

  • плоская;
  • односкатная;
  • двухскатная.

В первом случае для утепления крыши гаража часто применяю насыпные материалы, например, керамзит. Его засыпают поверх бетонной плиты или деревянного каркаса со сплошной обрешеткой. Второй вариант потребует покупку теплоизоляции в виде рулонов или матов. Их укладывают между стропильных балок в гараже. Последняя конструкция может утепляться так же как и односкатная, но есть и дополнительный вариант. В некоторых проектах делают чердачное помещение, и теплоизоляционный материал укладывают поверх балок. Укрыть всю конструкцию можно металлочерепицей, профлистом, керамической черепицей или мягкой кровлей.

Так как каждый вид крыши для гаража требует соблюдения собственной технологии, важно принять решение о конструкции на стадии проектирования.

Плоская крыша

На фото видно, что несмотря на простоту, плоская крыша может выглядеть современно. При строительстве гаражных комплексов в городах обычно используют именно этот вариант конструкции крыши. Этому есть простое объяснение - скорость и простота возведения. Правда, такое преимущество сохраняется лишь при определенном способе возведения. Всего существует три технологии:

  1. Применение железобетонных плит покрытия. Вначале строится кирпичная или бетонная коробка. Прежде чем накрыть крышу гаража, при помощи крана и монтажников укладывают плиты. В заключение, поверхность укрывают кровельным пирогом и постройка готова к эксплуатации. К сожалению, подобный метод не подходит для частного строительства. Придется закупить железобетонные плиты, доставить их на место, арендовать монтажный кран. Хотя скорость строительства высока, цена будет кусаться.
  2. Заливка бетонной плиты. Эта технология позволит сделать такую же прочную конструкцию, как и в первом варианте. Тут не нужно заказывать детали на заводе ЖБИ, но придется потратиться на большое количество сопутствующих материалов. Понадобится цемент, заполнитель, арматура, специальная опалубка. Такой метод устройства крыши отнимает много времени и сил. Чтобы избежать долго и трудоемкого замеса бетона можно нанять бетоносмеситель. В любом случае придется ждать несколько недель, что бетонная плита набрала прочность. Кроме того, для строительства подобного каркаса потребуется точный проект.
  3. Деревянные балки. Самый популярный способ устройства плоской крыши для гаража - накидать балки из дерева между несущими стенами с шагом в 700-800 мм. На них уже настелить сплошную обрешетку, а после укладывать кровельный пирог. Это более дешевый метод, не требует больших затрат ни по ресурсам, ни по времени. Подобную работу может выполнить любой здоровый человек.

Все, описанные выше способы устройства плоской крыши гаража имеют общие достоинства:

  • скорость сборки;
  • большой срок эксплуатации;
  • простой внешний вид;
  • практическое использование крыши;
  • хорошая теплоизоляция.

Недостаток же тут один - из-за небольшого уклона на крыше скапливает большое количество осадков. Зимой приходится очищать ее от снега, но даже в этом случае, если не соблюсти технологию гидроизоляции, появятся протечки. Помимо этого, с плоской крышей придется возиться каждый год, постоянно ремонтируя ее после холодного сезона.

В последнее время этот вариант набирает большую популярность, и не имеет хорошей альтернативы. Для его устройства не потребуется специальной техники, особенных материалов и глубоких знаний в проектировании. Суть возведения заключается в следующем:

  • возводится коробка из несущих стен так, чтобы противоположные длинные стены были на разном уровне;
  • на них укладывает мауэрлат;
  • поверх бруса скользящим методом монтируют стропила;
  • далее, делают обрешетку и настилают кровельный пирог;
  • по желанию, можно утеплить конструкцию.

В роли стропильных ног можно использовать две соединенных доски, но лучше - брусья сечением 50х150 или металлические балки.

Достоинства подобной технологии очевидны:

  • низкая стоимость;
  • скоростное строительство;
  • простота эксплуатации;
  • необычный внешний вид.

Недостатком можно назвать то, что односкатные крыши, сделанные из деревянных брусьев, могут перекрыть небольшие гаражи. Если пролет больше 4,5 метров, потребуется усиливать конструкцию подкосами. Все же, установив опоры среди гаража, можно сделать односкатную крышу для покрытия расстояния до 16 метров.

Для этой конструкции подойдет любой вид кровли гаража: профнастил, металлочерепица, рубероид и так далее.

Двухскатные крыши

Как и плоская крыша для гаража, двухскатная имеет три варианта исполнения. Хотя инструменты и материал применяет одинаковый, меняется технология сборки. Ориентируясь на материал и конструкцию несущих стен, выбирайте одну из следующих технологий:

  • Наслонная. Подразумевает то, что стропильные балки будут упираться как в карнизной, так и в коньковой части. Низ крепится к мауэрлату, лежащему на стенах, а верх - на прочный прогон, упирающийся на внутреннюю стену или опорные столбы. Перед устройством стропильной системы подготавливают опорную раму. Наслонная двухскатная крыша будет распирать стены, поэтому подойдет не для всех гаражей.
  • Висячая. Тут опирание происходит только на несущие стены, при этом нагрузка от кровельного покрытия и снега не распирает коробки. Стропила в коньке упираются друг в друга и скрепляются между собой накладкой. В нижней части делается затяжка, она не позволяет разъезжаться каркасу и изменяет направление усилия на вертикальное. Это позволяет делать такую крышу на легких гаражах, сделанных из сэндвич-панелей. При больших пролетах в конструкцию добавляется ригель, под коньком, бабка, удерживающая затяжку, и подкосы, защищающие стропила от провисания.
  • Безстропильная. Тут не понадобятся сложные конструкции, большие подъемные механизмы и подробные расчеты. Упором служат треугольные фронтоны, обычно их делают из кирпича. В прошлом такие крыши применялись на бревенчатых зданиях. Единственным недостатком является ограничение по длине гаража. Максимум на что можно рассчитывать - 9-метровые металлические балки.

Двускатные крыши гаражей кажутся архитектурным излишеством. На самом деле, у них есть целый ряд хороших особенностей:

  • Возможность сделать мансардный этаж или чердачное помещение. Конечно, не для каждого проекта подойдет такой вариант. Но если позволяют средства, тогда на мансардном этаже можно сделать комнату для отдыха или мастерскую.
  • В чердачном помещении можно установить систему отопления, кондиционирования. Если оставляете потолок ломанным, тогда есть возможность подвесить дополнительное освещение, сэкономив пространство над автомобилем.
  • Большой уклон и разделение крыши на два ската эффективно справляется со снеговой нагрузкой.
  • Привлекательный внешний вид.

Все же, у подобной конструкции имеются и недостатки:

  • Чем круче требуется уклон, тем выше будет крыша и больше потребуется материала.
  • Если планируете сделать мансарду, тогда высота крыши будет еще больше, потребуется врезать слуховые окна.

Рассмотрев ключевые особенности всех разновидностей крыш для гаража, вы можете выбрать какая конструкции подойдет.

Всегда точно выполняйте технологию строительства, не экономьте на материале. В этом вопросе лучше довериться профессионалам, тогда гараж простоит долго, а машине не будет угрожать обрушение кровли из-за сильного снегопада.

Двускатная крыша или щипцовая - это крыша на два ската, т.е. имеющая 2 наклонные поверхности (скаты) прямоугольной формы.

Каркас двухскатной крыши в силу конструктивных особенностей идеально сочетает в себе простоту устройства и обслуживания с надежностью и долговечностью. Эти и многие другие параметры делают строительство двухскатной крыши практичным и рациональным решением для частного и коммерческого домостроения.

В рамках этой статьи рассмотрим, как сделать стропильную систему двухскатной крыши своими руками. Для эффективного восприятия материала он представлен в виде пошаговой инструкции от А до Я, от выбора и расчетов, до монтажа мауэрлата и обрешетки под кровлю. Каждый этап сопровождается таблицами, схемами, чертежами, рисунками и фото.


Популярность крыши домиком обусловлена рядом преимуществ:

  • вариативность конструкции;
  • простота в расчетах;
  • естественность стока воды;
  • цельность конструкции снижает вероятность протечек;
  • экономичность;
  • сохранение полезной площади чердака или возможность обустройства мансарды;
  • высокая ремонтопригодность;
  • прочность и износоустойчивость.

Виды двухскатной крыши

Монтаж стропильной системы двускатной крыши зависит, прежде всего, от ее конструкции.

Выделяют несколько вариантов двухскатных крыш (типы, виды):

Наиболее распространенный в силу простоты и надежности вариант устройства крыши. Благодаря симметрии достигается равномерное распределение нагрузок на несущие стены и мауэрлат. Вид и толщина утеплителя не оказывают влияния на выбор материала.

Сечение бруса дает возможность обеспечить запас несущей способности. Отсутствует вероятность пригибания стропил. Подпорки и распорки можно ставить практически в любом месте.

Явный недостаток - невозможность обустройства полноценного мансардного этажа. Из-за острых углов появляются «глухие» зоны, которые непригодны для использования.

Устройство одного угла более 45° приводит к снижению величины неиспользуемой площади. Появляется возможность сделать жилые комнаты под крышей. В тоже время увеличиваются требования к расчету, т.к. нагрузка на стены и фундамент будет распределятся неравномерно.

Такая конструкция крыши позволяет обустроить полноценный второй этаж под крышей.

Естественно, простая двускатная стропильная крыша отличается от ломаной, не только визуально. Главная трудность таиться в сложности расчетов.

Конструкция стропильной системы двухскатной крыши

Постройка крыши любой сложности своими руками предполагает знания назначения основных конструктивных элементов.

Места расположения элементов показаны на фото.


  • Мауэрлат . Предназначен для распределения нагрузки от стропильной системы на несущие стены здания. Для обустройства мауэрлата выбирается брус из прочной древесины. Предпочтительно лиственницы, сосны, дуба. Сечение бруса зависит от его вида - цельный или склеенный, а также от предполагаемого века конструкции. Наиболее популярные размеры 100х100, 150х150 мм.

    Совет. Для стропильной системы из металла мауэрлат также должен быть металлическим. Например, швеллер или двутавровый профиль.

  • Стропильная нога . Основной элемент системы. Для изготовления стропильных ног используется прочный брус или бревно. Соединенные сверху ноги образуют ферму.

Силуэт стропильной фермы определяет внешний вид строения. Примеры ферм на фото.

Важное значение имеют параметры стропил. О них речь пойдет чуть ниже.

  • Затяжка - соединяет стропильные ноги и придает им жесткость.
  • Прогон :
    • Коньковый прогон , монтируется в месте примыкания одного стропила к другому. В дальнейшем на него будет установлен конек крыши.
    • Боковые прогоны , они обеспечивают ферме дополнительную жесткость. Их количество и размер зависят от нагрузки на систему.
  • Стойка для стропил - вертикально расположенный брус. Также принимается на себя часть нагрузки от веса крыши. В простой двускатной крыше обычно располагается по центру. При значительной ширине пролета - по центру и по бокам. В несимметричной двускатной крыше - место установки зависит от длины стропила. При ломанной крыше и обустройстве одной комнаты на мансардном чердаке - стойки располагаются по бокам, оставляя свободным пространство для перемещения. Если комнат предполагается две - стойки находятся по центру и по бокам.

Расположение стойки в зависимости от длины крыши показано на рисунке.

  • Подкос . Служит опорой для стойки.

Совет. Установка подкоса под углом в 45° существенно снижает риск деформации от ветровой и снеговой нагрузки.

В регионах со значительной ветровой и снеговой нагрузкой устанавливают не только продольные подкосы (находящиеся в одной плоскости со стропильной парой), но и диагональные.

  • Лежень . Его назначение служить опорой для стойки и местом крепления подкоса.
  • Обрешетка . Предназначена для передвижения во время строительных работ и фиксации кровельного материла. Устанавливается перпендикулярно по отношению к стропильным ногам.

Совет. Важное назначение обрешетки - перераспределение нагрузки от кровельного материала на стропильную систему.

Наличие чертежа и схемы с указанием месторасположения всех перечисленных конструктивных элементов поможет в работе.

Совет. Обязательно добавьте в схему стропильной системы двухскатной крыши данные об устройстве прохода вентиляционной шахты и дымовой трубы.

Технология их устройства определяется типом кровли.

Выбор материала для стропил

При расчете материала на двухскатную крышу нужно выбирать качественную древесину без повреждений и червоточин. Наличие сучков для балок, мауэрлата и стропил не допускается.

Для досок обрешетки сучков должно быть минимум, при этом они не должны выпадать. Древесина должна быть прочной и обработанной необходимыми препаратами, которые повысят ее свойства.

Совет. Длина сучка не должна превышать 1/3 толщины бруса.

Расчет стропильной системы двухскатной крыши

Расчет параметров материала важный этап, поэтому приводим алгоритм расчета пошагово.

Важно знать: вся стропильная система состоит из множества треугольников, как наиболее жесткого элемента. В свою очередь, если скаты имеют различную форму, т.е. являются неправильным прямоугольником, то нужно разделить его на отдельные составляющие и посчитать нагрузку и количество материалов для каждого. После расчетов данные суммировать.

1. Расчет нагрузки на стропильную систему

Нагрузка на стропила может быть трех видов:

  • Постоянные нагрузки . Их действие будет всегда ощущаться стропильной системой. К таким нагрузкам относят вес кровли, обрешетки, утеплителя, пленок, доборных элементов кровли, отделочных материалов для . Вес кровли является суммой веса всех его составляющих элементов, такую нагрузку проще учесть. В среднем величина постоянной нагрузки на стропила равна 40-45 кг/м.кв.

Совет. Чтобы сделать запас прочности для стропильной системы лучше к расчету прибавить 10%.

Для справки: Вес некоторых кровельных материалов на 1 м.кв. представлен в таблице

Совет. Желательно, чтобы вес кровельного материала, приходящийся на 1 м.кв. площади крыши, не превышал 50 кг.

  • Переменные нагрузки . Действуют в разные периоды и с разной силой. К таким нагрузкам относят: ветровую нагрузку и ее силу, снеговую нагрузку, интенсивность осадков.

По сути, скат крыши подобен парусу и, если учесть ветровую нагрузку, вся конструкция крыши может быть разрушена.

Расчет проводят по формуле: ветровая нагрузка равна показатель по региону, умноженный на поправочный коэффициент. Эти показатели содержатся в СНиП «Нагрузки и воздействия» и определяются не только регионом, но и местом расположения дома. Например, на частный дом, окруженный многоэтажными зданиями, приходится меньше нагрузок. Отдельно стоящий загородный дом или дача испытывают повышенные ветровые нагрузки.

2. Расчет снеговой нагрузки на кровлю

Расчет крыши на снеговую нагрузку проводится по формуле:

Полная снеговая нагрузка равна вес снега, умноженная на поправочный коэффициент. Коэффициент учитывает ветровое давление и аэродинамическое влияние.

Вес снега, который приходится на 1 м.кв. площади крыши (согласно СНиП 2.01.07-85) находится в пределах 80-320 кг/м.кв.

Коэффициенты, показывающие зависимость от угла наклона ската представлены на фото.

Нюанс. При угле наклоне ската свыше 60° нагрузка снега на расчет не влияет. Поскольку снег быстро сползет вниз и не повлияет на прочность бруса.

  • Особые нагрузки . Учет таких нагрузок проводится в местах с высокой сейсмической активностью, торнадо, штормовыми ветрами. Для наших широт достаточно сделать запас по прочности.

Нюанс. Одновременное действие многих факторов вызывает эффект синергии. Это стоит учесть (см. фото).

Оценка состояния и несущей способности стен и фундамента

Следует учитывать, что кровля имеет существенный вес, который способен нанести вред остальному зданию.

Определение конфигурации кровли:

  • простая симметричная;
  • простая ассиметричная;
  • ломаная.

Чем сложнее форма крыши, тем большее количество стропильных ферм и подстропильных элементов нужно для создания необходимого запаса по прочности.

Угол наклона двухскатной крыши определяется в первую очередь кровельным материалом. Ведь каждый из них выдвигает свои требования.

  • мягкая кровля - 5-20°;
  • металлочерепица, шифер, профнастил, ондулин - 20-45°.

Следует учесть, что увеличение угла увеличивает площадь пространства под крышей, но и количество материала. Что влияет на общую стоимость работ.

Нюанс. Минимальный угол наклона двускатной крыши должен составлять не меньше 5°.

5. Расчет шага стропил

Шаг стропил двускатной крыши для жилых домов может составлять от 60 до 100 см. Выбор зависит от кровельного материала и веса конструкции крыши. Тогда количество стропильных ног рассчитывается путем деления длины ската на расстояние между стропильными парами плюс 1. Полученное число определяет количество ног на один скат. Для второго число нужно умножить на 2.

Длина стропил для чердачной крыши рассчитывается по теореме Пифагора.

Параметр «а» (высота крыши) задается самостоятельно. Ее величина определяет возможность обустройства жилого помещения под крышей, удобством нахождения на чердаке, расходом материала на строительство крыши.

Параметр «b» равен половине ширины здания.

Параметр «с» представляет собой гипотенузу треугольника.

Совет. К полученному значению нужно добавить 60-70 см. для запилов и выноса стропильной ноги за стену.

Стоит отметить, что максимальная длина бруса - 6 м.п. Поэтому при необходимости брус для стропил можно сращивать (наращивание, стыковка, соединение).

Способ сращивания стропил по длине показан на фото.

Ширина стропил для крыши зависит от расстояния между противоположными несущими стенами.

7. Расчет сечения стропил

Сечение стропил двускатной крыши зависит от нескольких факторов:

  • нагрузки, о ней мы уже писали;
  • вида применяемого материала. Например, бревно выдерживает одну нагрузку, брус - другую, клееный брус - третью;
  • длины стропильной ноги;
  • вида древесины, которая используется в строительстве;
  • расстояния между стропилами (шага стропил).

Определить сечение бруса для стропил, зная расстояние между стропилами и длину стропила можно с помощью нижеприведенных данных.

Сечение стропил - таблица

Совет. Чем больше шаг установки стропил, тем большая нагрузка приходится на одну стропильную пару. Значит, сечение стропил нужно увеличивать.

Размеры пиломатериала (бруса и доски) для двухскатной стропильной системы:

  • толщина (сечение) мауэрлата - 10х10 или 15х15 см.;
  • толщина стропильной ноги и затяжки - 10х15 или 10х20 см. Иногда используют брус 5х15 или 5х20 см;
  • прогон и подкос - 5х15 или 5х20. В зависимости от ширины ноги;
  • стойка - 10х10 или 10х15;
  • лежень - 5х10 или 5х15 (в зависимости от ширины стойки);
  • толщина (сечение) обрешетки крыши - 2х10, 2,5х15 (в зависимости от кровельного материала).

Виды стропильной системы двухскатной крыши

Для рассматриваемой конструкции крыши существует 2 варианта: наслонные и висячие стропила.

Рассмотрим каждый вид подробно, дабы сделать взвешенный выбор.

Висячие стропила

Применяются при ширине крыши не более 6 м.п. Установка висячих стропил выполняется за счет крепления ноги за несущую стену и коньковый прогон. Конструкция висячих стропил особенна тем, что стропильные ноги находятся под воздействием распирающего усилия. Висячие стропила с затяжкой, установленной между ногами, позволяют снизить его влияние. Затяжка в стропильной системе может быть деревянной или металлической. Часто затяжки ставят внизу, тогда они играют роль несущих балок. Важно обеспечить надежное крепление затяжки на стропильной ноге. Потому, что на нее тоже передается распирающее усилие.

Совет.
Чем выше расположена затяжка, тем большей прочностью она должна обладать.
Если затяжку не установить, несущие стены могут попросту «разъехаться» от давления, создаваемое стропильной системой.

Наслонные стропила

Применяются при обустройстве крыш любых размеров. Конструкция наслонных стропил предусматривает наличие лежня и стойки. Лежень, лежащий параллельно мауэрлату принимает на себя часть нагрузки. Таким образом, стропильные ноги как бы приклонены друг к другу и поддерживаются стойкой. Стропильные ноги наслонной системы работают только на изгиб. Да и простота монтажа также склоняет чашу весов в их пользу. Единственный недостаток - наличие стойки.

Комбинированные

Ввиду того, что современные крыши отличаются большим многообразием форм и сложностью конфигураций, используется комбинированный вид стропильной системы.

После выбора вида стропильной системы можно точно рассчитать количество материалов. Результаты расчетов записать. При этом профессионалы рекомендуют составлять чертежи на каждый элемент кровли.

Монтаж стропильной системы двухскатной крыши

После того, как рассчитаны стропила двускатной крыши, можно приступать к монтажу. Процесс разобьем на этапы и дадим характеристику каждому из них. Получится своеобразная пошаговая инструкция, содержащая дополнительные сведения по каждому этапу.

1. Крепление мауэрлата к стене

Брус устанавливается по длине стены, на которую будут опираться стропила.

В срубах из бревна роль мауэрлата играет верхний венец. В зданиях, построенных из пористого материала (газобетон, пенобетон) или кирпича, мауэрлат устанавливается по всей длине несущей стены. В других случаях его можно устанавливать между стропильными ногами.

Материал подготовлен для сайта www.сайт

Поскольку длина мауэрлата превышает стандартные размеры пиломатериалов, его приходится сращивать.

Соединение мауэрлата друг с другом делается как показано на рисунке.

Как соединить мауэрлат?

Запил брусьев производится только под углом в 90°. Соединения происходит с применением болтов. Гвозди, проволока, деревянные нагели не используются.

Как крепить мауэрлат?

Установка мауэрлата выполняется на верху стены. Технология монтажа предусматривает несколько способов крепления мауэрлата:

  • строго по центру несущей стены;
  • со смещением в одну из сторон.

Совет.
Мауэрлат не может размещаться ближе, чем 5 см. до наружного края стены.

Чтобы защитить брус для мауэрлата от повреждения его укладывают на слой гидроизоляционного материала, в качестве которого чаще всего выступает обычный рубероид.

Надежность крепления мауэрлата важный аспект строительства. Это связано с тем, что скат крыши подобен парусу. Т.е., он испытывает сильную ветровую нагрузку. Следовательно, мауэрлат нужно крепко зафиксировать на стене.

Способы крепления мауэрлата к стене и стропилам

Анкерные болты. Идеальны для монолитного строения.

Деревянные нагели. Используются для срубов из бревна и бруса. Но, они всегда используются с дополнительными крепежами.

Скобы.

Шпилька или арматура. Применяется в том случае, если коттедж построен из пористых материалов (газобетон, пенобетон).

Скользящее крепление (шарнирное). Связка таким способом позволяет обеспечить смещение стропильных ног при усадке дома.

Отожженная проволока (вязальная, стальная). Используется как дополнительное крепление в большинстве случаев.

2. Изготовление стропильных ферм или пар

Монтаж выполняется двумя способами:

  • установка брусьев непосредственно на крыше. Используется не часто, поскольку выполнять все работы, замеры, подрезки на высоте проблематично. Зато позволяет полностью выполнить монтаж своими руками;
  • сборка на земле. Т.е., отдельные элементы (треугольники или пары) для стропильной системы можно собрать внизу, а затем поднять их на крышу. Преимущество такой системы в более быстром выполнении высотных работ. А недостаток - в том, что вес собранной конструкции стропильной фермы может быть значительным. Чтобы ее поднять потребуется специальное оборудование.

Совет. Прежде чем собирать стропильные ноги, нужно нанести разметку. Очень удобно использовать для этих целей шаблоны. Собранные по шаблону стропильные пары будут абсолютно одинаковы. Для изготовления шаблона нужно взять две доски, длина каждой из которых равна длине одного стропила, и соединяются между собой.

3. Установка стропильных ног

Собранные пары поднимаются наверх и устанавливаются на мауэрлат. Для этого внизу стропильных ног нужно сделать запил.

Совет. Поскольку прорези на мауэрлате ослабят его, можно делать запилы только на стропильной ноге. Чтобы запил был одинаковым и плотно прилегал к основанию нужно использовать шаблон. Его вырезают из фанеры.

Способы крепления стропильной ноги показано на рисунке.

Начинать установку стропильных пар нужно с противоположных торцов крыши.

Совет. Чтобы правильно установить стропильные ноги, лучше использовать временные подкосы и распорки.

Между закрепленными парами натягивается бечевка. Она упростит монтаж последующих стропильных пар. А также, обозначит уровень конька.

Если стропильная система монтируется непосредственно на крыше дома, то после установки двух крайних стропильных ног устанавливается опора конька. Далее к нему крепят половины стропильный пар.

Стоит отметить, что в этом вопросе мнения профессионалов расходятся. Одни советуют использовать шахматный порядок крепления, что позволит равномерно распределить увеличивающуюся нагрузку на стены и фундамент более равномерно. Такой порядок предполагает установку одного стропила в шахматном порядке. После того, как часть стропильных ног установлена, монтируют недостающие части пары. Другие, настаивают на том, что нужно делать последовательный монтаж каждой пары. В зависимости от размера конструкции и конфигурации фермы, усиление стропильных ног выполняется подпорками и стойками.

Нюанс. Соединяются дополнительные элементы конструкции с помощью вырубки. Фиксировать их предпочтительно строительными скобами.

При необходимости можно удлинить стропильную ногу.

Способы сращивания стропильных ног показаны на фото.

Совет. Способ, которым удлиняется мауэрлат (запил под 90°) в данном случае применять нельзя. Это ослабит стропило.

4. Установка конька двускатной крыши

Коньковый узел кровли изготавливается путем соединения стропильных ног вверху.

Устройство конька крыши:

  • Способ без использования опорного бруса (см. рис.).

  • Способ с использованием стропильного бруса. Брус нужен для больших крыш. В дальнейшем он может стать опорой для стойки.
  • Метод накладки на брус.

  • Метод врубки.

После того, как установлена стропильная система делаем капитальное закрепление всех конструктивных элементов.

5. Монтаж обрешетки крыши

Монтируется обрешетка в любом случае, и предназначена для более удобного перемещения по крыше в процессе выполнения работ, а также для крепления кровельного материала.

Шаг обрешетки зависит от вида кровельного материала, например:

  • под металлочерепицу - 350 мм (расстояние между двумя нижними досками обрешетки должно составлять 300 мм).
  • под профнастил и шифер - 440 мм.
  • под мягкую кровлю настилаем сплошную обрешетку.

Стропильная система двухскатной крыши с мансардой - видео:

Заключение

Как видим, несмотря на кажущуюся простоту, монтаж стропильной системы двускатной крыши содержит много подводных камней. Но, опираясь на приведенные рекомендации, вы сможете без проблем построить надежную конструкцию своими руками.

Соорудить простенькую крышу для гаража своими руками несложно. Но вот чтобы сделать это правильно, нужно предварительно хорошо подготовиться. Ведь придется учесть ряд важных моментов – когда и зачем делать утепление, нужна ли пароизоляция и что предпринять для устранения возможных протечек. К тому же, в зависимости от состояния и расположения постройки стратегия строительства будет существенно отличаться.

О чем стоит подумать перед устройством крыши?

Первое, с чем нужно определиться – с целевым назначением гаража. Если он будет неотапливаемым и будет использоваться только для хранения автомобиля – крыша может быть любой, лишь бы не протекала. Но если гараж планируется теплым или же будет прогреваться время от времени, используясь в качестве мастерской или местного «кафе автолюбителей», крышу нужно обязательно утеплять!
Неутепленная металлическая крыша будет конденсировать, обеспечивая зимой незабываемые ощущения от дождя в помещении. Деревянная или бетонная будет нагреваться, подтапливая снег снаружи. А это чревато ледяными сталактитами и сталагмитами, которые придется сбивать регулярно. И хорошо, если уклон крыши сделан на заднюю стенку, а не перед воротами.

При наличии вытяжки ее тоже лучше утеплить и поднять выше крыши – чтобы не топить тот же снег.

Не стоит забывать и о минимальном наклоне с обязательным водостоком для плоской крыши. Иначе дождь и снег могут задерживаться в неровностях, которых не избежать при самостоятельном строительстве. А это чревато возможными протечками или разрушением кровли через несколько лет.

И, конечно же, лучше заранее правильно оценить свои силы и составить смету. Так как иногда дешевый вариант не подходит ввиду своей сложности при устройстве собственными руками, а дорогой материал можно заменить чем-то подешевле. Ведь для гаража не нужно особого запаса прочности и высокой экологичности кровли.

Бетонная крыша для гаража своими руками

Наиболее простой вариант – положить бетонные плиты. Но без подъемного крана тут не обойтись. Если его использование по каким-либо причинам невозможно, придется сделать бетонную стяжку самостоятельно.
Для этого понадобится:


Из инструментов стоит заранее подумать о:

Он существенно упрощает работу с бетоном, особенно если рука еще не набита, о чем наглядно показано на видео:

Заливка бетонной крыши гаража

Итак, все материалы припасены, инструмент готов и можно приступать к сооружению крыши. Для этого:

  1. На стены укладываются балки перекрытия – трубы, швеллеры или двутавр. В первых двух вариантах крыша будет заливаться поверх. Если же балки сделаны из двутавра, на его нижнее ребро укладываются доски или металлические листы, на которые и будет заливаться бетон. При устройстве утепленной крыши, под стяжку можно уложить пенопласт.
  2. Вяжется армирующая армирующая сетка. Важно не забыть, что пруты не должны прикасаться к опалубке, ведь потом может начать проступать ржавчина на торцах. А вот к балкам перекрытия арматуру можно приварить. Преимуществом двутавровых балок является возможность заливки «послойно» – один ряд за раз. Это особенно важно при заливке единолично, так как всю крышу сразу сделать точно не получится.
  3. Закрепляется опалубка. Чтобы ее потом было проще отдирать от бетона, внутренние стенки необходимо промазать отработанным машинным или любым другим дешевым маслом. Доски должны прилегать максимально плотно! Проступающее через щели бетонное «молочко» существенно ухудшает качество монолитного перекрытия.
  4. Заливается армсетка бетонной смесью, обязательно штыкуется и разглаживается правилом. Если есть возможность заказать готовую бетонную смесь для заливки всей крыши за раз, нужно обязательно обзавестись минимум двумя помощниками для разравнивания смеси лопатами. А лучше при такой заливке требовать глубинный вибратор, который поможет быстро убрать воздух из смеси.
  5. Бетонная стяжка закрывается полиэтиленовой пленкой и обязательно регулярно поливается. Без полива бетон не наберет необходимой прочности.
  6. После схватывания стяжки нужно закрыть все трещины. Делается это железнением – на поверхность рассыпается тонким слоем цемент и втирается обычной малярной кистью. Процедура продолжается, пока все трещины не будут заделаны.
  7. Все стыки в стяжке промазываются мастикой, армированной серпянкой. То же касается и места выхода вентиляционной трубы, и верхних ребер швеллеров.
  8. Чтобы обеспечить необходимый уровень водонепроницаемости, поверх бетона настилается наплавляемая гидроизоляция. Обязательно с закрытием торцов бетонного перекрытия! Для это бетон промазывается праймером, а сама гидроизоляция стелется в два слоя – для надежности. Чтобы гидроизоляция не отставала, края можно прижать алюминиевыми планками. Дюбели заливаются битумом, а сами планки промазываются все той же армированной серпянкой мастикой.

Реставрация бетонной крыши

Но что делать, если гараж достался «в наследство»? А вместе со зданием новому владельцу перешли и сопутствующие проблемы в виде текущей крыши и рассыпающегося бетонного перекрытия? В этом случае реставрация крыши будет не намного проще заливки новой:


Также восстановить текущую крышу можно, сделав поверху перекрытие из профнастила или шифера. Для этого, не снимая старого покрытия крыши, укладываются лаги и закрепляются анкерами. Стыки по периметру заделываются монтажной пеной – для герметизации и чтобы ветром не подняло все перекрытие.

На лагах закрепляется обрешетка. Если металл тонкий, то обрешетку желательно делать частую. Края защищаются металлическими уголками, не дающими влаге подтекать снизу. После того, как будет постелено кровельное покрытие, обязательно монтируется ветровая планка.

Ее еще называют торцевой – она защищает торцы крыши от попадания воды сверху.

Очень доступно о реставрации крыши гаража с помощью профнастила показано на видео:

Деревянная крыша гаража своими руками

Если бетонные работы кажутся сложными и трудоемкими, крышу гаража можно сделать деревянной. Точнее, деревянной будет стропильная система, само же кровельное покрытие может быть любым – от металлического до керамического.

Односкатная крыша гаража

Это самый простой вариант, не требующий серьезных расчетов и особых строительных навыков. Единственное, что придется учесть при отдельно стоящем гараже – превалирующее направление ветра. Нижний край односкатной крыши должен находиться с наветренной стороны – то есть с той стороны, откуда чаще всего дует ветер. В противном случае сильные порывы могут крышу просто сорвать.

Такая крыша возводится предельно просто:

  1. На стену дома крепится опорная доска выше уровня стены гаража. При ширине прогона до 4,5 метров стропила будут класться только на опорную доску и стену гаража. Если же ширина гаража планируется до 6 м, придется крепить еще и лежень на одном уровне со стеной гаража, на который будет опираться подстропильная нога, обеспечивающая поддержку длинного стропила.
  2. Если стены гаража кирпичные или бетонные, по верхней кромке крепится мауэрлат из бруса 15х10 см или 15х15 см. Он обеспечивает необходимую прочность всей кровельной конструкции, перераспределяя нагрузку на стену. Чтобы дерево не гнило, брус необходимо обработать антисептиком и подложить под него несколько слоев гидроизоляции.
  3. Стропила к мауэрлату крепятся или с выпуском за стену, или без выпуска. Рассчитать длину стропил и угол наклона можно с помощью таблицы.
  4. Стелется гидроизоляция непосредственно на стропила. Поверх она фиксируется брусками контробрешетки, на которые потом и кладется обрешетка. Гидроизоляция кладется с нахлестом, места нахлеста проклеиваются бутилкаучуковым скотчем. Также в качестве уплотнения можно подложить скотч и под контробрешетку – для герметизации мест прокола.
  5. В зависимости от выбранного кровельного покрытия и угла наклона, обрешетка может бить как сплошной, так и разреженной. Это стоит учитывать, иначе при критических нагрузках кровля может просто провалиться.

Двускатная крыша гаража

Такой вариант для устройства своими руками уже гораздо сложнее и требует серьезных расчетов. Да и материала также потребуется больше. Например, недостаточная толщина стропил может привести к прогибу крыши, как результат – застой снега и лопнувшие стропила из-за веса. И даже при нужной толщине большое количество сучков в брусе способно привести к тем же результатам. Зато и выглядит такой гараж презентабельно, и пространство под кровлей можно использовать для хранения хозяйственного инвентаря.

Принцип устройства двускатной крыши:

  1. Важно определиться с высотой крыши – слишком высокую ветер будет пытаться опрокинуть, а слишком низкую может приподнять.
  2. Собирается стропильная система – треугольники, состоящие из стропильных ног и затяжки. Для гаражей шириной больше 6 метров потребуется более сложная система с использованием ригелей или бабок.
  3. Можно как собирать отдельные элементы на земле, поднимая их по мере необходимости, так и сразу же на стенах. Первый вариант для гаражей подходит больше, так как перекрытие не стелется и ходить в таком случае по краям стен крайне неудобно.
  4. Сначала устанавливаются крайние стропила с торцов гаража. Между ними в самой верхней точке натягивается шнур, определяющий уровень крыши. После этого можно крепить все остальные стропильные ноги. Фиксируются они временными укосинами.
  5. Коньковый прогон крепится последним. Чтобы предотвратить смещение стропил, их крепят методом врубки. Также для упрощения работ коньковый брус можно фиксировать строительными уголками без вырезания углов.
  6. Раскатывается гидроизоляция и фиксируется рейкой по стропилам. Если использовать гидроизоляционную мембрану, она может выступать в качестве временной кровли два-три месяца – в зависимости от изготовителя. Нужно обращать внимание на сопротивление ультрафиолету, иначе гидроизоляция может быстро прийти в негодность, просто начав крошиться.
  7. Набивается обрешетка. Частота зависит от кровельного покрытия. Лучше ее сделать более частой, чем потом ремонтировать крышу в срочном порядке, если кровля не выдержит давления снега.

Независимо от выбранного кровельного покрытия, особое внимание стоит уделить коньковому узлу. Плохо сделанный конек – гарантия текущей крыши и образования конденсата, так как конек выполняет функцию вентиляции кровельного пирога.

Например, для крыши из металлочерепицы расстояние между обрешеткой в коньковом узле должно быть не меньше 3 см и не больше 5 см. А гидроизоляция должна находится на скатах крыши на расстоянии 20 см. Сам конек укладывается на воздухопроницаемый утеплитель и крепится саморезами.

Для вентилируемого конька крыши с мягкой кровлей можно использовать как готовые решения в виде конькового аэратора, так и сделать конструкцию самостоятельно. Первый способ гораздо проще, но существенно удорожает строительство.

Второй вариант потребует немного больше усилий, зато позволит сэкономить. Строительство вентилируемого конька своими руками начинается с прорезания вентиляционного зазора в сплошной обрешетке. Дальше крепятся бруски 5х5 см над вентилируемым отверстием, на которые и укладываются листы ОСБ. Чтобы защитить кровельный пирог от попадания пыли и насекомых, можно закрепить еще и металлическую сетку, которая заворачивается на бруски.

Выводы

Обобщая, можно сделать следующие выводы при строительстве крыши гаража своими руками:

  • реставрировать бетонную крышу гаража лучше с помощью профнастила – это проще и дешевле;
  • бетонные работы нужно проводить с помощником, иначе заливать крышу придется частями, а стыки герметизировать;
  • утепление крыши – обязательный момент для защиты от конденсата;
  • для бетонной крыши используется наплавляемая гидроизоляция по бетонному перекрытию, для деревянной – ветрозащитная мембрана, предотвращающая образование конденсата;
  • толщина стропил должна быть достаточной для выдерживания максимальной снеговой нагрузки, если уклон крыши небольшой – лучше делать с запасом прочности;
  • если выбрать в качестве кровли профнастил, как самый дешевый вариант, следует внимательно отнестись к качеству декоративного напыления – у недобросовестных изготовителей оно может облезть уже через год;

Крышу с двумя скатами над гаражами сооружают немногим реже односкатного аналога. Хотя согласно всеобщему заблуждению один скат требует меньше затрат, конструкцию «домиком» зачастую построить дешевле. С ее наклонных поверхностей беспрепятственно стекает вода, потому нет смысла укладывать многослойную гидроизоляцию.

В устройстве парапетов, увеличивающих расход материалов, нет необходимости. Несложный процесс возведения вполне доступен домашнему умельцу, если он знает, как сооружается двухскатная крыша на гараж в точном соответствии с технологическими указаниями.

Домики для четырехколесных «коней» оснащаются ровно такими же типами крыш, как и дома самих автолюбителей. В технологиях возведения скатных конструкций для гаражей и жилых зданий практически нет отличий.

Высота определяется предпочтениями хозяев и их планами на использование подкрышного пространства. В нем свободно можно организовать мастерскую, комнату отдыха или склад, если несущая способность коробки не будет ввергать в сомнения по прочностным аспектам.

Крутая крыша средств на обустройство потребует больше, чем ее невысокий аналог. Скаты ее солидней по размерам, а элементы стропильного каркаса внушительней. Поэтому даже среди отечественных собственников кирпичных и бетонных гаражей не слишком много любителей высоких конструкций, если не планируется эксплуатация чердака. К необходимости регулярно счищать снег с низко-скатной крыши они относятся весьма благосклонно, как к веской причине лишний разок посетить гараж и навести порядок в личных владеньях.

Утепленная двухскатная крыша гаража позволит существенно сэкономить тепло. Однако без убедительных климатических показателей в регионе строительства повышать теплотехнику строения неразумно. При необходимости укладывают теплоизоляционный материал между стропильными ногами, снизу защищают пароизоляционной пленкой, сверху гидроизоляцией.

Работы проводятся в соответствии с правилами устройства обычных скатных крыш, стропильные системы могут быть выполнены как из древесины, так и из оцинкованного металлопроката.

В зависимости от проектных данных обустраиваемой коробки в сооружении стропильных систем над гаражами используется:

  • Наслонная технология, согласно которой у верхнего и нижнего края каждой стропильной ноги имеется собственная надежная опора. Низ наслонных стропилин обычно опирается на стенки постройки. Верх – на прочную прогонную систему, опирание которой в свою очередь производится на внутреннюю стенку или ряд опорных столбов внутри гаража. Строительство наслонной стропильной системы начинается с возведения рамы, увенчанной коньковым прогоном. Именно на раму опираются верха попарно установленных стропилин.
  • Висячая технология, согласно которой стропила опираются только на стенки коробки. Точкой опоры для верхней пятки висячей стропилины служит аналогичная часть зеркально развернутого собрата. Стропильные системы висячей разновидности сооружаются в основном путем установки треугольных ферм, основание которых чаще всего служит потолочной балкой, реже расположенной выше стяжкой. Фермы можно купить в полностью подготовленном к монтажу виде или изготовить самостоятельно.

Стропильные системы наслонной разновидности сооружаются над гаражами, если есть необходимость в перекрытии большого пролета. Например, в гаражах с двумя или более боксами для машин. В таких постройках обычно имеется как минимум одна стена или ряд опорных столбов для поддержания кровельной конструкции. Висячая схема идеально подходит для возведения крыши над строением, рассчитанным на одно авто. Внутренние стенки и опорные столбы в малогабаритных постройках неприемлемы из-за незначительных размеров полезного пространства.

Обе разновидности стропильных каркасов при перекрытии небольших пролетов до 5м включают минимум элементов. Наслонная система состоит из установленных парами стропильных ног и прогонной конструкции, висячая – из ряда стропильных ферм. При увеличении пролетов усложняется, дополняется подкосами, опорными столбами, дополнительными прогонами бабками, ригелями и т.д.

Заметим, что для устройства крыши с двумя скатами сооружение стропильного каркаса не является условием обязательным. Скаты могут быть сформированы треугольными фронтонами. На покатые стороны фронтонов укладываются слеги – балки, параллельные коньковому прогону и свесам. Бесстропильная методика практикуется преимущественно в деревянном строительстве. Кирпичные и каменные постройки с фронтонами все же принято обустраивать с помощью стропильных ферм, установленных внутри коробки.

Технология строительства крыш для гаража

Простейший путь получения информации – тщательный разбор методов и технологий сооружения. Желающим знать, как самостоятельно построить гараж с прочной двухскатной крышей, мы предлагаем несколько наиболее распространенных примеров. Рассматривать будем строительство крыш над каркасными стенами. Их специфика заключается в креплении стропильной системы к верхней обвязке стеновых опор, а не к мауэрлату кирпичных и бетонных гаражей. Разница не принципиальная, но забывать о ней не стоит, особенно на стадии проектирования, т.к. закладные детали для крепления мауэрлата должны быть заложены в процессе возведения стен.

Финишное кровельное покрытие для гаражей выбирают, ориентируясь на показатели крутизны конструкции и на собственные экономические соображения. Материал, из которого выполнены стены, серьезного значения не имеет. В обустройстве низко-скатных построек используют в основном рулонные материалы, привлекающие хозяев отличными водоотталкивающими качествами.

Для кровли крыш повыше применяют металлочерепицу или экономичный , радующие не только ценой, но и возможностью самостоятельно уложить покрытие. Керамическая черепица и натуральный камень над отечественными гаражами встречаются крайне редко, и то лишь в случае вменения единых ландшафтных требований к участку.

Наслонные варианты гаражных крыш

Пример двухскатной крыши над «одноместным» гаражом вполне доступен неопытному исполнителю. Крыша холодная, но при желании этот аспект можно продумать и доработать самим. Ширину доски, из которой будут производиться стропильные ноги утепленной крыши, следует подобрать так, чтобы толщина утеплителя была на 3-5см меньше. Разница эта нужна для формирования вентиляционных потоков, отводящих испарения и конденсат от утеплителя.

Если с покупкой досок требующегося размера ничего не получится, поверху стропилин прибивается обрешетка – брусок, наращивающий недостающую ширину.


Простейшая стропильная конструкция

Пошаговый инструктаж для мастеров, решивших своими руками построить холодную двухскатную крышу гаража:

  • Проводим разметку по верхней обвязке длинных стенок гаража. Отмечаем шаг установки стропилин, который согласно проекту равен 40 – 60см. Короче, стенку банально делим на равные отрезки, длина которых не меньше 40см, но не больше 60см. Размечаем от угла коробки, не забываем, что крайние пары стропильных ног должны быть установлены заподлицо с торцовыми стенами.
  • Монтируем потолочные балки. Согласно разметке устанавливаем доску на обе стены. Лечь она обязана на ребро строго горизонтально. Проверяем горизонтальность уровнемером и фиксируем парой гвоздей или уголками. Потолочные балки заодно с основной работой играют роль затяжек, компенсирующих распор. Если нужно недорого утеплить постройку, то теплоизоляцию лучше разместить между потолочными балками, снабдив изнутри пароизоляционной пленкой и дополнительной обрешеткой.
  • По установленным потолочным балкам раскладываем куски фанеры или подобного материала для обеспечения доступа к площадке строительства стропильного каркаса.
  • Отмечаем середину обеих торцевых стен, метку ставим на верхнюю обвязку. К торцам временно прибиваем рейку так, чтобы одна грань ее совпала с условной центральной осью. Вспомогательная рейка нужна для точного определения положения конька и для изготовления шаблонов стропилин.
  • Прикладываем доску с торца к месту установки крайней стропильной ноги. Отмечаем по факту линии запилов. Это шаблон, пользуемся им, чтобы сделать остальные стропилины с равнозначными размерами и запилами.
  • Ориентируясь на вспомогательные рейки, между которыми желательно натянуть шнур, устанавливаем опоры под коньковый прогон. При строительстве большепролетных конструкций опоры устанавливаем через 120см. Проконтролировав вертикальность, фиксируем стойки металлическими уголками с усиливающей перемычкой.
  • На опорные стойки ребром укладываем коньковый прогон, проверяем горизонтальность и прибиваем.
  • К основанию расположенных в середине опор прибиваем брусок, параллельно коньковому прогону. Он выполнит функцию лежня, укладка которого слишком сильно нагрузила бы каркасную постройку.
  • Монтируем подкос, верх которого упираем в прогон, низ в брусок у основания опоры. Угол наклона подкосной детали около 45º. Если установить предстоит несколько подкосов, их направляют в противоположные стороны.
  • Заготовленные стропила перемещаем на крышу, ставим на место, крепим гвоздями вверху к прогону, внизу к обвязке и к расположенной рядом потолочной балке. Начинаем с крайних пар, между которым следует протянуть шнурку. Ориентируясь на показания шнурки, производим монтаж рядовых стропилин.
  • Демонтируем вспомогательный брусок. Его замещаем двумя стойками, прибитыми к стропилам вверху и к обвязке внизу.
  • Каждую вторую пару стропилин оснащаем затяжкой.
  • Для оформления фронтонных свесов к крайним парам стропильных ног крепим уголками консольные укороченные балки, затем обшиваем периметр ветровой доской.

Для изготовления стропилин, подкосов и балок используем доску 50×150мм, 50×200мм или 50×250мм. Следует учесть, что сечение материала для конькового прогона должно быть больше сечения рядовых элементов стропильной системы. Затяжки можно сделать из доски 25×100мм.


По готовой стропильной системе нужно выполнить обрешетку: сплошную, если укладывать запланировано рулонный материал, разреженную, если производиться будет или профилированного стального листа.

В сооружении стропильных систем наслонной категории для небольших гаражей используются одинаковые технологические принципы. Независимо от крутизны скатов самостоятельному мастеру придется выполнить все описанные выше этапы работ.

Поверх готовой стропильной системы полосами настилается рулонная гидроизоляция, укладка которой производится от свеса к коньковому прогону, потом обрешетка и кровельное покрытие.

Большепролетная наслонная крыша

Пример строительства крыша над большепролетной коробкой подтверждает непоколебимость технологических принципов. Особенность сооружения заключается в том, что обустраиваемый объект условно разделен на сектора.

Кроме несущих стен имеется два ряда опорных стоек, на которые уложены боковые прогоны. Прогонная конструкция опирается не на лежень или балки перекрытия, а на дополнительные стойки. Сектора коробки не превышают лимита в 5м, поэтому их не усиливают подстропильными ногами – подкосами.

Висячие схемы крыш для гаража

Висячие стропильные системы вполне обоснованно лидируют в сфере сооружения малогабаритных гаражей. Хозяев и строителей не пугает сложность ремонта и замены испорченной детали висячей стропильной системы. Гораздо удобнее и безопаснее соединять стропильные ноги в фермы, а затем поднимать их на крышу, чем устанавливать по-отдельности каждый наслонный элемент на высоте.

Элементарный способ строительства

Перед возведением крыши по висячей методе следует сделать точный расчет или запастись готовым проектом с точными размерами фронтонов.

Висячую стропильную систему для гаражной крыши будем сооружать следующим образом:

  • Размечаем будущее положение стропильных ног согласно указаниям проекта.
  • В соответствии с обозначенными в проекте размерами изготавливаем стропильные фермы и запиливаем нижние пазы для опирания на обвязку.
  • Устанавливаем сначала крайние фермы, примыкающие к фронтонам, соединяем их между собой шнуркой.
  • Устанавливаем промежуточные фермы, не забывая сверяться с показаниями шнурки. Верхние грани стропилин должны сформировать ровную воображаемую плоскость.
  • Устанавливаем диагональные ветровые связки изнутри постройки. Они обеспечат жесткость стропильного каркаса.
  • Обшиваем фронтоны плитами ОСП-3.
  • Крепим к торцам крайних стропильных ферм укороченные балки для формирования фронтонных свесов.
  • Монтируем по периметру ветровую доску.
  • Поверх готовой стропильной конструкции крепим обрешетку, разновидность которой соответствует типу финишного покрытия и требованиям производителя материала.

В примере обрешетка устраивается для мягкого вида покрытия из плит ОСП. Аналогичный по характеристикам сплошной настил под кровлю может быть устроен из доски. Желающим выяснить, как правильно сделать обрешетку двухскатной крыши на гараж, следует знать, что плиты укладываются вразбежку, а доски параллельно свесам или под углом 35º-45º к ним. Между элементами обрешетки следует оставлять зазоры минимум 3мм, необходимые для теплового расширения материалов.


Значительное преимущество висячих конструкций заключается в том, что стяжки заодно работают как потолочные балки. В разобранном варианте стяжка завышена, и внутренняя обшивка выполняется прямо по ней. Чердак в подобном проектном решении исключен. Зато благодаря завышению стяжки увеличивается потолок и внутреннее пространство, что можно в подробностях разглядеть на фото этапов устройства двухскатной крыши гаража:


Если висячими стропильными треугольниками предстоит перекрывать пролет более 9м, затяжку сращивают из двух досок или брусьев. В вершине треугольника устанавливается бабка-подвес, предотвращающая провисание затяжки. Она соединяется подкосами со стропильными ногами. Внизу подвеса есть устройство подтягивания затяжки в случае ее провисания.

Висячие конструкции для крупных пролетов

Висячие стропильные системы пригодны для перекрытия пролетов до 14м. в частном хозяйстве гаражи подобных габаритов встречаются нечасто. Однако крупногабаритные постройки нередко оснащают висячими стропильными фермами так, как в представленном примере двухэтажного гаража.

Постройка обладает полноценным вторым этажом, не относящимся к мансардной категории. Для строительства в районах с высокой ветровой нагрузкой и незначительным количеством зимних осадков стенки второго этажа стоит увеличить, а крышу сделать более пологой, уменьшив угол наклона скатов.

Стены двухэтажного гаража сложены из бруса, из него же выполнены фронтоны и внутренняя перегородка. Брусовые фронтоны дают возможность отказаться от стропильной схемы посредством монтажа слег. Однако каркас крыши в примере сделан традиционно: с помощью висячих стропильных треугольников.

Стропильные фермы устанавливаются обычным способом: нижними врубками опираются на стены, верхами друг в дружку. Место соединения верхов укреплено деревянными прибоинами. Потолок холодной крыши подшивается гипсокартоном изнутри стропильной системы. Снаружи на стропила настилается сплошной гидроизоляционный ковер.

Материал укладывается полосами с легким провисанием на случай традиционных подвижек древесины при колебаниях влаги с температурой. Полосы гидроизоляции укладываются в направлении от свеса к коньку, к стропилинам крепятся сначала степлером, потом рейками обрешетки. Под металлочерепицу и профлист устраивается разреженная обрешетка с шагом, указанным производителем. Под металлические покрытия с полимерной оболочкой недопустимо укладывать битумную гидроизоляцию.


В случае сооружения утепленной крыши над двухэтажным гаражом по указанному проекту, целесообразно этапы работ распределить другим образом. Первым делом лучше уложить гидроизоляцию, смонтировать обрешетку и закрепить на ней покрытие.

На крупных по площади объектах плиты или маты теплоизоляции удобней и разумней устанавливать, когда наружная часть кровельного пирога полностью готова. Так исключается угроза намокания теплоизоляции, из-за чего возникает угроза постепенного разрушения деревянных элементов стропильного каркаса.

Видео подборка в помощь самостоятельным строителям

Тема предложенного видео: сооружение гаража и двухскатной крыши для желающих строить своими руками.

Приведенные нами базовые варианты устройства крыш с двумя скатами над гаражами демонстрируют основные принципы сооружения. Предложенные схемы вполне подойдут для строительства отдельно стоящей коробки с двускатной крышей. Типовые проекты можно доработать в соответствии с индивидуальными требованиями.

От качества монтажа крыши гаража напрямую зависит надежность постройки и требуемые условия для хранения транспортного средства.

Все крыши для автодомиков принято подразделять на двух- и односкатные. Друг от друга они отличаются следующими факторами:

  • конструкцией;
  • возможностью обустройства полноценного чердачного помещения в гараже;
  • затратами на выполнение строительных работ и их сложностью.

Двухскатная кровля рекомендована для автодомиков, которые стоят отдельно от других гаражей и иных объектов. Такая крыша выполняется с точки зрения геометрии в виде равнобедренного треугольника. Ее можно построить над гаражом с любыми параметрами. Вам нужно будет лишь точно высчитать угол наклона кровли.

Устройство двухскатной конструкции относительно несложное. Крыша состоит из двух стропильных ног, формирующих единую стропильную конструкцию. Ноги в верхней точке соединяются друг с другом. Функцию опоры для стропил в этом случае выполняют несущие стены гаража.

Устройство двухскатной конструкции

Односкатная кровля чаще монтируется тогда, когда строение для хранения автомобиля является частью какой-либо другой постройки либо примыкает к ней.

Такая крыша требует установки двух опор, на которые ставятся висячие наклонные стропила.

Сделать односкатную кровлю проще, чем двухскатную. Но при этом нужно учитывать геометрические размеры автодома. Когда его ширина составляет 4–4,5 м, стропила монтируются на опорные поверхности под специально рассчитанным углом. Если же ширина гаража равняется 4,6–6 м, требуется дополнительно монтировать подкосы. Они усилят конструкцию и обеспечат безаварийную эксплуатацию постройки.

Далее мы подробно поговорим о том, как возводится крыша гаража своими руками каждого из указанных типов. Сразу отметим, что подобные мероприятия необходимо выполнять с одним или двумя помощниками. Самостоятельно выполнить такую работу очень сложно – практически нереально.

Угол наклона такой крыши зависит от типа покрытия, которое вы планируете использовать. Если вы решили сделать крышу из шифера, этот угол должен составлять не менее 20°. При укладке черепицы угол принимают 30 и более градусов, рубероида – около 10°. При таких углах наклона кровля будет полноценно освобождаться от снега и воды.

Строительство односкатной конструкции начинают с монтажа балок из древесины – так называемого мауэрлата. Опорные доски фиксируют большими по длине анкерными болтами в стенах гаража. Древесина, которую вы используете для монтажных работ, должна быть хорошо просушенной и покрытой особыми защитными составами, которые предохраняют балки от насекомых, плесневых грибков и гниения.

Строительство односкатной крыши гаража

Затем необходимо сделать укладку стропильной системы на балочную конструкцию. Устройство такой системы выполняется с учетом далее указанных требований:

  • крепление балок осуществляется 10-сантиметровыми , все места соединения метизов с элементами конструкции обрабатывают противокоррозионной смесью;
  • наклонные балки размещают на дистанции около 80 см друг от друга;
  • обрешетку, которая является основой для монтажа выбранного вами кровельного покрытия, желательно сделать из деревянных квадратных брусков с параметрами 5х5 см;
  • рейки прибиваются к стропилам под 90-градусным углом, при этом кровельный материал должен выступать за реечные элементы на 20 и более сантиметров.

Само строительство односкатной кровли выполняется по такой схеме:

  1. Строго по горизонтали монтируете мауэрлат.
  2. Ставите в гнезда стропила.
  3. Поверх стропильной конструкции укладываете слой изоляции. Рекомендуется использовать мембранный пленочный материал. К стропилам его крепят степлером либо скотчем, обладающим влагозащитными свойствами.
  4. Настилаете планки из древесины.
  5. Обустраиваете обрешетку. При монтаже листовых материалов дистанция между рейками берется в пределах 40–50 см, рулонных – не более 1 см (по сути, нужно сделать сплошную обрешетку, чтобы односкатная кровля обладала требуемыми эксплуатационными характеристиками).

Теперь можно приступать непосредственно к монтажу кровельного покрытия. Ваша односкатная крыша для автодомика готова!

Устройство кровли с двумя скатами более сложное. Такая система включает в себя:

  • стропильную конструкцию;
  • слой пароизоляции;
  • обрешетку;
  • кровельное покрытие.

Возведение кровли с двумя скатами

Двухскатная конструкция состоит из некоторого числа равнобедренных треугольников. Причем их геометрические параметры одинаковые. Сделать подобную крышу можно так:

  1. Устанавливаете мауэрлат. Лучше всего использовать для этих целей деревянные брусья с размерами 1,5х1,5 см. Профи советуют дополнительно устанавливать арматурные прутки, у которых на одной из сторон есть резьба. Арматуру следует забетонировать примерно на 100 см в стену.
  2. Крепите стропила с требуемым уклоном, а затем при помощи шурупов фиксируете их.
  3. Соединяете стропила друг с другом растяжками. Тем самым будет обеспечена хорошая жесткость системы.
  4. Укладываете слой пароизоляции и выбранный кровельный материал.

Важный момент! Между стеновой поверхностью и мауэрлатом желательно укладывать рубероид (в один слой). Этот материал существенно увеличит гидроизоляционные свойства конструкции.

Для двускатных крыш в качестве покрытия допускается применять металлочерепицу и кровельный профлист, разные . При желании сэкономить, можно использовать и недорогой рубероид. Но помните, что такой материал служит не более 8 лет.

Статьи по теме: