День железнодорожника в россии. Когда День железнодорожных войск: история, поздравления и интересные факты

День железнодорожника празднуют в первое воскресенье августа люди самых разных профессий: машинисты, техники, проводники, стрелочники... Одно перечисление специальностей заняло бы несколько страниц! И все эти люди работают, чтобы каждому из нас в далеком путешествии или короткой поездке на электричке было комфортно.

Истоки железной дороги.
Первые колейные дороги были изобретены древними египтянами для перевозки тяжелых грузов. В среднике века в европейских рудниках породу поднимали на поверхность по деревянным рельсам. Только в восемнадцатом столетии в Англии их заменили стальными и задумались о пассажирских перевозках.

В 1801 году английский инженер Ричард Тревитик построил первый в мире паровоз «Колбрукдэйл», и история железнодорожного транспорта быстро начала развиваться в Европе и Америке.

В России идею железных путей вынашивал император Николай I. Именно он увидел преимущество такого движения перед наземным транспортом, тем более что дороги в России до сих пор остаются бедой, а в те времена их и направлениями назвать было неудобно.

Николай I и М. Хилков - железные дороги в России.
Именно Николай I добился строительства первой железной дороги в Царское Село из Петербурга и оттуда же до Москвы. Более тысячи километров железнодорожного полотна построено за годы его царствования, потому, когда в 1896 году решался вопрос о ежегодном празднике железнодорожников, дата была назначена на день рождения Николая - 25 июня (6 июля по новому стилю).

Объявил о празднике министр путей сообщения Михаил Хилков, почти фанатик железной дороги. Он, знатный дворянин, учился железнодорожным наукам в Европе и Америке, работая чернорабочим и слесарем. Позже в России Хилков будет управлять железными дорогами на самых разных участках, пока не станет министром. При нем было построено 30 тысяч километров железных дорог, особенно много в Сибири. Таких темпов позже не было уже никогда.

Празднование Дня железнодорожника.
До 1917 года 25 июня закрывались все железнодорожные предприятия, на вокзалах и крупных станциях организовывался молебен, в столице шло награждение достойных железнодорожников в Министерстве путей сообщения, а вечером по всей стране проводились торжественные вечера, с банкетом и концертами.

В 1917 году День железнодорожника был отменен как царский праздник, но железная дорога не перестала в нашей огромной стране оставаться объектом пристального внимания правительства. И с 1936 года он стал отмечаться вновь, только был перенесен со дня рождения императора на 30 июля - день, когда Сталин принял делегацию железнодорожников и отметил их героический труд. Сменилось и название - День железнодорожного транспорта Советского Союза.

С 1940 года праздник перенесли на ближайший выходной день - первое воскресенье августа. Во время Великой Отечественной войны советские люди часто отмечали свой праздник воскресниками - безвозмездной работой для фронта и Победы.

В 80-е годы ХХ века решили, что чествовать стоит все же человека, а не транспорт, и праздник снова стал называться Днем железнодорожника.

День железнодорожника, впервые отпразднованный в 1896 году, является не только национальным, но и европейским торжеством. Сегодня его отмечают вместе с Россией в Казахстане, Киргизии, Латвии, Болгарии. Во многих других странах этот праздник есть, но перенесен на иные значимые даты.

6 августа в России отмечают День железнодорожных войск. Это специальные военные подразделения, обеспечивающие охрану железнодорожной инфраструктуры. Указ о профессиональном празднике был подписан первым президентом России в 1996 году, а затем получил еще одну юридическую основу в 2006 году.

Историческая справка

Первое подразделение железнодорожных войск появилось в середине IXX века. После постройки первой в стране жд-магистрали, связавшей Питер и Москву, возникла потребность в обеспечении ее безопасности. Устав новой военной структуры был подписан 6 августа 1851 года, именно поэтому День жд войск приходится на эту дату.

Положения о новой структуре

Основные пункты царского указа о формировании железнодорожных войск предписывали создать 14 формирований военного назначения, две роты кондукторов и телеграфистов. Всего же новая структура имела численность свыше 4 тысяч человек. Первые подразделения должны были поддерживать жд-инфраструктуру в эксплуатационном состоянии, обеспечивать безопасное и точное перемещение пассажиров и грузов, а также дежурить у мостов и переездов.

На службе у Отечества

Когда день железнодорожных войск еще не отмечался, как в наши дни, солдаты этого подразделения уже несли боевую вахту. Первые испытания пришлись на времена русско-турецкой войны, где заслуга жд-войск в деле победы не ставилась под сомнение. Во время Великой Отечественной войны титанический труд железнодорожников позволил значительно продвинуться в наступательной операции, также обеспечивать своевременное снабжение фронта оружием и провизией. Только за 4 года войны было построено и восстановлено почти 120 тысяч километров железнодорожного полотна, отстроено более 3 тысяч мостов и переездов. А сразу после окончания войны, оставшиеся в живых бойцы жд-войск, восстанавливали уничтоженную железнодорожную инфраструктуру страны.

Современные жд-войска

С течением времени, назначение железнодорожных войск не изменилось. По-прежнему они являются важной составляющей грузового и пассажирского жд-транспорта, обеспечивают безопасное функционирование на всех узлах.

Когда День железнодорожных войск в 2019 году?

День железнодорожника – одно из первых профессиональных торжеств, которое начали отмечать на рубеже веков XIX-XX в царской империи. С момента появления железнодорожных магистралей, тысячи служащих принимают слова благодарности в свой адрес в этот день. В жизни любого государства пути сообщения играют первостепенную роль - транспортные артерии связывают между собой все населенные пункты страны. Российские железнодорожные системы ежегодно перевозят миллионы пассажиров со всего земного шара.

По своему географическому расположению российские магистрали являются центральной ветвью евразийских железнодорожных сетей, которые связывают Европейские страны и Азию. Ежеквартально поезда осуществляют свыше 25% товарооборота всех транспортных перевозок планеты.

История

Строительство железных сетей в Российской империи стартовало во время царствования Николай I: были соединены транспортными путями Петербург и Москва. Можно было совершить на первых паровозах путешествие в Царское село. Знаковые для железнодорожников даты:

  1. Ко дню рождения царственной особы, Николая I, 06.07.1896 году было объявлено о празднование дня железнодорожника. В праздничный день служащие отдыхали, а зал Павловского вокзала радушно принимал железнодорожников для торжественных мероприятий.
  2. Середина лета 1935 года. После Революции 1917 года о празднике не вспоминали долгих 20 лет. В 1935 году, после перевыполнения плана, инициативная группа передовиков возродила торжества.
  3. Указом Совета Министров было решено отмечать день служащих железнодорожных путей сообщения в конце июля, однако, позже празднование было перенесено на выходные дни.

Традиции

Ещё со времен царской империи в праздничную дату чествовали работников железных дорог. Во время праздничных мероприятий выделяются заслуги и успехи в железнодорожной сфере. Событие всегда праздновалось с размахом: организовывались концерты, обед и благодарственные молебны с обязательным присутствием высшего руководства.

К этому дню приурочено вручение государственных знаков отличия. Накануне даты принято открывать станции, запускать новые поезда. Среди железнодорожников проводятся спортивные состязания. Выделяются грамотами и ценными подарками ветераны отрасли.

Железнодорожный праздник считается международным, его отмечают на территории всех бывших союзных республик.

Сегодня железные дороги работают эффективно, слаженно и стабильно, внося посильный вклад в развитие инфраструктуры государства.

День железнодорожных войск Российской Федерации – это профессиональный праздник военнослужащих, военнообязанных, рабочих и служащих (гражданский персонал) Железнодорожных войск РФ (ЖДВ ВС России). Данный профессиональный праздник отмечается в нашей стране ежегодно 6 августа. В 2017 году праздничная дата совпадает с Днем железнодорожника, который традиционно отмечается в России в первое воскресенье августа.

Впервые дата праздника была официально установлена указом президента России от 19 июля 1996 года «Об установлении Дня железнодорожных войск Российской Федерации». В настоящее время праздник отмечается как памятный день в соответствии с указом от 18 июля 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации».


Железнодорожные войска – это специальные войска, предназначением которых является строительство, восстановление, эксплуатация и техническое прикрытие железных дорог, которые используются для воинских перевозок. Свою эти формирования берут еще с 6 августа 1851 года, когда российский император Николай I на завершающем этапе постройки Санкт-Петербургско-Московской железной дороги утвердил Положение о составе управления данной железной дороги. Отсюда и современная дата празднования – 6 августа. В соответствии с данным положением и были основаны первые специальные воинские формирования, предназначенные для эксплуатации и охраны железной дороги. Им было предписано охранять станции, мосты и транспортные узлы новой дороги. Вот уже на протяжении более 160 лет военные железнодорожники в нашей стране самоотверженно и беззаветно несут службу в интересах своего Отечества.

Уже в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов военные железнодорожники обеспечивали непрерывное снабжение соединений русской армии по специально построенному железнодорожному участку Бендеры-Галац. Очень важную роль сыграли железнодорожные войска и во время Первой мировой войны, за время которой ими было построено порядка 300 километров ширококолейных железных дорог и около четырех тысяч километров узкоколеек. Также железнодорожными войсками было восстановлено более 4,6 тысяч километров путей.

После Октябрьской революции 1917 года в жизни железнодорожных войск начался новый этап. Железнодорожные войска Красной Армии были созданы уже 5 октября 1918 года, после того как приказом главнокомандующего ВС республики было объявлено об их формировании. В мирные годы после завершения гражданской войны в России они занимались реконструкцией существующих и сооружением новых железнодорожных путей. Весомым был и их вклад в победоносное для Советского Союза завершение Великой Отечественной войны. Советские железнодорожные части и соединения сумели особым образом отличиться во время обороны Ленинграда, Москвы, а также в Сталинградской битве, битве на Курской дуге и других стратегических операциях на территории СССР и стран Восточной Европы. Выполняя свои задачи в крайне тяжелых, очень часто боевых условиях они сумели восстановить порядка 120 тысяч километров путей, а также более 15 тысяч мостов, построили более 10 тысяч километров новых железнодорожных путей, обезвредили и уничтожили более двух миллионов фугасов и мин, способствуя безопасности железнодорожных перевозок.

После завершения Великой Отечественной войны железнодорожные войска приняли активное участие в восстановлении и реконструкции разрушенных войной железных дорог и постройке новых магистралей. Наиболее существенными из них считаются железнодорожные линии Кизел – Пермь, Усть-Каменогорск – Зыряновск, Абакан – Тайшет, Тюмень – Сургут, Ивдель – Обь, Трансмонгольская магистраль, Байкало-Амурская магистраль (БАМ). При этом необходимо помнить о том, что каждый 9-й километр железных дорог в СССР был электрифицирован с помощью военных железнодорожников. Одновременно с этим подразделения железнодорожных войск на регулярной основе привлекались к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, в том числе техногенных. В частности военные железнодорожники работали над ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, наводнения в Крымском районе Краснодарского края.


В период с 1991 по 2005 год железнодорожные войска входили в силовую компоненту российского государства, но находились вне численности Вооруженных Сил страны. Так в сентябре 1995 года указом российского президента была образована Федеральная служба железнодорожных войск РФ. Данная управленческая структура просуществовала до интеграции железнодорожных войск обратно в состав Вооруженных Сил, интеграция произошла в 2005 году. 27 ноября 2010 года приказом министра обороны страны было утверждено Положение о Главном управлении начальника железнодорожных войск.

Современные железнодорожные войска согласно своей организационно-штатной структуре включают в себя Главное управление железнодорожных войск, а также управления железнодорожных войск военных округов. В составе российских железнодорожных войсках имеются отдельные железнодорожные бригады постоянной готовности, а также части центрального подчинения. На данном этапе развития российских ВС Главное управление начальника железнодорожных войск входит в структуру центрального аппарата Материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ (МТО ВС РФ).

В своей работе военные железнодорожники активно используют спецтехнику: мостовые краны, путеукладчики, буровзрывное оборудование. Только в 2013-2014 годах российские железнодорожные войска получили более 500 единиц автомобильной техники и 40 единиц различного инженерного вооружения. В результате этого доля современных (со сроком эксплуатации до 6 лет) образцов автомобильной техники общевойскового назначения была доведена до 35%. В целом же, как и все Вооруженные Силы РФ, железнодорожные войска активно перевооружаются. В соответствии с действующей программой Гособоронзаказа до 2020 года доля новой техники в войсках должна быть доведена до 75%. При этом численность железнодорожных войск в России составляет сегодня около 23 тысяч человек, из которых порядка 5 тысяч человек являются контрактниками.


В 2013-2014 годах российские железнодорожные войска каждый год осуществляли ремонт около 140 километров железнодорожных путей необщего пользования. Также можно отметить, что в 2015 году группировка железнодорожных войск начала процесс строительства участка железной дороги Журавка – Миллерово на территории Воронежской и Ростовской областей России. Они строят дорогу в обход Украины. Поезда, следовавшие из Москвы в сторону Ростова-на-Дону и Сочи, вынуждены были без остановок преодолевать участок Луганской области. Длина новой, строящейся дороги составит 122,5 километра, движение по новой ветке может быть запущено уже в середине августа 2017 года.

Стоит отметить, что основной целью совершенствования железнодорожных войск России до 2020 года является придание им инновационного облика, который будет удовлетворять потребностям обеспечения вооруженной защиты национальных интересов России, в соответствии с мобилизационными и экономическими возможностями нашей страны.

В этот день коллектив «Военного обозрения» поздравляет всех военнослужащих, гражданский персонал и ветеранов, чей жизненный путь по-прежнему связан или ранее был связан с железнодорожными войсками, с их профессиональным праздником. Достойно продолжайте славные традиции российских железнодорожных войск, ведь ваш труд при строительстве железнодорожных магистралей важен не только армии, он оказывает серьезную поддержку и социально-экономическому развитию страны.

По материалам из открытых источников

Составной и неотъемлемой частью армии России, которая обеспечивает защиту государства, выступают железнодорожные войска. Специальные подразделения предназначены для того, чтобы осуществлять строительство, охрану или восстановительно-ремонтные работы железнодорожных полотен, станций и сооружений.

Основная задача деятельности войск – бесперебойное функционирования железной дороги, моментальное реагирование, ликвидацию последствий аварийных ситуаций и катастроф. Самоотверженная работа войск и контроль над исправностью дорожных магистралей обеспечивают россиянам безопасные путешествия по всей территории государства.

История

Президент России утвердил своим указом празднование Дня железнодорожных войск в 1996 году. Праздник приурочен ко дню формирования воинских отрядов, которые охраняли курсирование поездов и состояние дорог по маршруту Санкт-Петербург – Москва.

Хронология событий:

  1. 6 августа 1851 г. – постановление императора Николая I о контроле путей сообщения. Было создано 14 военных подразделений, телеграфические отряды и роты кондукторов.
  2. 1877-1878 гг. – добросовестная служба, храбрость и патриотизм военнослужащих во время русско-османских боевых операций.
  3. 1904-1905 гг. – во время военного противостояния между Российской империей и Японией решающая роль была отведена железнодорожным силам.
  4. Январь 1918 г. – войска были распущены.
  5. Октябрь 1918 г. – гражданская война: острая необходимость и реабилитация железнодорожных подразделений.
  6. 1918-1920 гг. – в процессе вооруженных действий военными было отремонтировано свыше 25000 км путей и 3200 мостов отремонтировано и сдано в эксплуатацию.
  7. 1941-1945 гг. – тысячи героев-железнодорожников ценой своей жизни разминировали и защищали дороги в период противостояния фашизму.
  8. 1946-1951 гг. – послевоенное строительство и капитальное восстановление железнодорожных путей.
  9. 1974-1989 гг. – создание Байкало-Амурской магистрали.

Современные войска – это профессиональные подразделения, которые успешно решают различные задачи оборонительного характера, используя новейшие технологии.

Традиции

На протяжении столетий военные железнодорожники самоотверженно и доблестно служат России. В благодарность правительство отмечает в праздничный день отличившихся военнослужащих повышением в звании, наградами, орденами, почетными знаками и ценными подарками. Традиционно, каждый год проводятся масштабные празднования и концертные туры. Население, чествуя отважных героев современности, с благодарностью отмечает работу военных железнодорожников.

Статьи по теме: