Философия эпохи возрождения кузанский бруно презентация. Презентация на тему: Философия Возрождения и Нового времени. Специфика и этапы философии эпохи возрождения

ДИСЦИПЛИНА: ФИЛОСОФИЯ
ТЕМА №7 ФИЛОСОФИЯ
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Выполнила: ассоц. профессор ФОГП
Акбаева Л.Н.
Алматы, 2015

ПЛАН ЛЕКЦИИ №7 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. СПЕЦИФИКА И ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ
ВОЗРОЖДЕНИЯ.
3. НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
4. ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО.
5. ФИЛОСОФИЯ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛЫ.
6. ФИЛОСОФИЯ МИШЕЛЯ ДЕ МОНТЕНЯ.
7. ФИЛОСОФИЯ ТОМАСА МОРА.
8. ФИЛОСОФИЯ МАРТИНА ЛЮТЕРА.
9. ФИЛОСОФИЯ ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛЫ.
10. ФИЛОСОФИЯ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ.
11. ФИЛОСОФИЯ ДЖОРДАНО БРУНО.
12. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ,
ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. СПЕЦИФИКА И ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ВОЗРОЖДЕ́ НИЕ, или РЕНЕССА́НС (фр. Renaissance, итал. Rinascimento)
– светская культурная эпоха, пришедшая после Средневековья,
возникшая в Италии, а позже во Франции, Германии, Нидерландах.
Термин «ВОЗРОЖДЕНИЕ» впервые был введён итальянским художником и
архитектором ДЖОРДЖО ВАЗАРИ в книге «Жизнеописания наиболее
знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 г.
Речь идёт о ВОЗРОЖДЕНИИ АНТИЧНЫХ НАУК И ИСКУССТВА
после долгого господства средневековой культуры.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ - XIV-XVI ВЕКА.
ПЕРИОДЫ ЭПОХИ:
1. «РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» - в Италии период с 1420 по 1500 г.
2. «ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» - в Италии, Франции с 1500 по 1580 г.
3. «ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» - в Италии с 1580 г. до конца 16 в.
3. «СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» - в Нидерландах, Германии, Дании
Швеции с пер. пол. 16 в.

2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – преобладание интереса к человеку,
вера в его безграничные возможности и достоинство;
2. АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ (лат. clericalis - церковный) – светский характер
философии, отрицание не религии и Бога, а церкви,
сделавшей себя посредником между богом и верующими;
3. ГУМАНИЗМ (от лат. humanus - человеческий) – признание ценности
человека как личности. Его права на проявление его способностей.
Ренессанский гуманизм – новое мировоззрение и социальный идеал.
4.Обращение и возрождение АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ, науки и искусства.
5. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - принцип авторского своеобразия,
творческой новизны.
6. Философская основа - ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ 6.1. ПАНТЕИЗМ как принципиально новое пантеистическое миропонимание;
6.2. Интерес к социальным проблемам обществу, государству.

3. НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Философия итальянского гуманизма.
Данте Алигьери (1265-1321)
Франческо Петрарки (1304-1374)
Джованни Боккаччо (1313-1375)
Ренессансный пантеизм.
Николай Кузанский (1401-1464)
Философия ренессансного естествознания.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Николай Коперник (1473-1543)
Политическая философия
Никколо Макиавелли (1469-1527)
Натуралистический пантеизм
Джордано Бруно (1548-1600)
Социальный утопизм
Томас Мор (1478-1535)
Томаззо Кампанелла (1568-1639)

3.НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Гуманистическое (XIV - XV вв.), представители: Пико делла Мирандола, Данте
Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла) - в центр внимания ставило человека,
воспевало его достоинство, величие иронизировало над догматами Церкви.
2. Неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский,
Пико делла Мирандола, Парацельс - развивали учение Платона, пытались
познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма.
3. Натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), представители: Николай Коперник,
Джордано Бруно, Галилео Галилей, пытавшиеся развенчать учения Церкви о Боге,
Вселенной, Космосе, опираясь на астрономические и научные открытия.
4. Реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого - Мартин Лютер, Томас
Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский - стремились коренным образом
пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью.
5. Политическое (XV - XVI вв.), представитель: Николо Макиавелли) - изучало
проблемы управления государством, поведение правителей.
6. Утопическо-социалистическое (XV - XVII вв.), представители -Томас Мор, Томмазо
Кампанелла) - искало идеально-фантастические формы построения государства,
основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении.

4. ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО

НИКОЛАЙ
КУЗАНСКИЙ
(1401-1464)
основоположник мистического пантеизма.

философ-теолог,
кардинал,
Дал новую трактовку бытия и познания:
1. Не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и
окружающий мир, Вселенная - одно и то же);
2. «Единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как
минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение
совпадают, то совпадают минимум и максимум: «Соединяй видимые
противоположности в предшествующем им единстве».
Исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения
противоположностей: поскольку противоположости совпадают, то совпадают
форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция)
неразрывны и бытие едино).
Основной труд – трактат «Об учёном незнании» (1440).
Человеческое знание есть «знание незнания» или «учёное незнание».
Невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний
приведет только к учености, но не истинному знанию а
"ученому незнанию" - термин Николая Кузанского.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ
фрагмент «Распятия с донатором Николаем
Кузанским» работы мастера жития Марии
ЛЕОНАРДО БРУНИ –
основатель термина «ГУМАНИЗМ»
в эпоху Возрождения.

5. ФИЛОСОФИЯ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛЫ

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА – философгуманист, освоил традицию аристотелизма.
Главный труд – «900 тезисов», введение к которому
стала «РЕЧЬ О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА» самое знаменитое ренессансное мировосприятие.
Основные идеи:
1. возвысить человека и отделить от
окружающего мира, признать отдельной
реальностью ("четвертым миром" космоса,
наряду с элементарным, небесным и
ангельским);
2. признать за человеком полную свободу
выбора;
3. объединить все философские учения и найти
"золотую середину" путем их согласования.
ПИКО ДЕЛЛА
МИРАНДОЛА
(1463-1494)

6. ФИЛОСОФИЯ МИШЕЛЯ ДЕ МОНТЕНЯ

МИШЕЛЬ ЭЙКЕМ ДЕ МОНТЕНЬ – «французский
Сократ». Вошёл в историю философии как философскептик.
Главный труд – «ОПЫТЫ» (кн. 1-3 - 1580-88 гг.).
В «Опытах» рассмотрен вопрос о
человеческом знании: критикуя предрассудки, показана
историческая относительность и изменчивость знания.
«ФИЛОСОФСТВОВАТЬ» - ЗНАЧИТ СОМНЕВАТЬСЯ.
Опыт служит для Монтеня учителем.
Впервые ввёл термин «ЭССЕ», который употреблялся
в понимании понятия «опыт».
Главной способностью, которую следует
развивать в процессе воспитания является суждение.
Оно возникает в опыте из сопоставления разума
с действительностью.
Ставил разум выше авторитета, обычая и «непреложных»
истин. Теологию считал ложной наукой, закабаляющей
разум. Отрицал бессмертие души и посмертное
воздаяние.Поэтому после смерти Монтеня в 1676 г. было
включено Ватиканом в индекс запрещённых книг.
Мишель Эйкем де
Монтень
(1533-1592)

7. ФИЛОСОФИЯ ТОМАСА МОРА

МОР ТОМАС (1478-1535) - английский гуманист, государственный деятель, один
из основоположников УТОПИЗМА, предшественник утопического социализма.
Главный труд – «УТОПИЯ» (1516) в переводе с греч. - «Нигдения» или места,
которого нет.
Основные идеи Утопии:
1. не существует частной собственности;
2. все граждане участвуют в производительном труде;
3. труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;
4. все произведенные продукты поступают в собственность общества
и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии;
5. достаточно короткого рабочего дня - шесть часов;
6.от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые
способности к наукам;
7. самые грязные работы выполняют - военнопленные и осужденные преступники;
8. первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья,
а "трудовая семья" (трудовой коллектив);
9. все должностные лица избираются - прямо или косвенно;
10. мужчины и женщины имеют равные права.

Г. Гольбейн. Портрет ТОМАСА МОРА(1527 г.)

8. ФИЛОСОФИЯ МАРТИНА ЛЮТЕРА

МАРТИН ЛЮТЕР (1483-1546) – немецкий мыслитель, глава немецкой
Реформации, основатель немецкого протестантизма – лютеранства, один из
создателей общенемецкого литературного языка.
31 октября 1517 г. на дверях церкви в Виттенберге вывесил 95 тезисов против
торговли индульгенциями, положивших начало Реформации.
Главные труды – «К христианскому дворянству немецкой нации», «О свободе
христианина, «О вавилонском пленении церкви», «О рабстве воли».
Основополагающие идеи М.Лютера:
1.Спасение только верой, благодатью и Библией, которую человеку дарует только Бог..
2. Между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая
Церковь;
3. Церковь должна стать демократичной, а обряды - понятными людям;
4. Дело служения Богу - не только профессия, которую монополизировало
духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;
5. Необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;
6. Необходимо запретить индульгенции.
Чтобы гарантировать свободу совести, сделать Библию доступной для каждого,
посвятил 15 лет переводу её на немецкий язык.

МАРТИН ЛЮТЕР

9. ФИЛОСОФИЯ ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛЫ

ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА - итальянский философутопист и писатель, один из первых представителей
утопического социализма.
Главный труд – «Город солнца» (1602 г.).
отсутствует частная собственность;
все граждане участвуют в производительном труде;
результаты труда поступают в собственность всего общества,
а затем равномерно распределяются между его членами;
труд совмещается с одновременным обучением;
жизнь соляриев регламентирована до мельчайших
подробностей, от подъема до отхода ко сну;
солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу,
трудятся, едят, отдыхают, поют песни;
большое внимание уделяется воспитанию - с рождения
ребенок забирается от родителей и воспитывается в
специальных школах, где обучается наукам и приучается к
коллективной жизни;
во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель
(избираемый соляриями) - Метафизик, владеющий всеми
знаниями своей эпохи и всеми профессиями.
Томмазо
Кампанелла
(1568-1639)

10. ФИЛОСОФИЯ НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527) – итальянский политический деятель и
философ. Автор идеи о всеобщей воинской обязанности.
Главный труд - «ГОСУДАРЬ» (1532 г.).
Основная идея: «ВСЕ СРЕДСТВА ХОРОШИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ».
Именем Макиавелли - «макиавеллизм» - называется политика,
основанная на культе грубой силы и пренебрежении нормами морали.
Основные положения:
человек обладает изначально злой природой;
движущие мотивы поступков человека - эгоизм и стремление к личной выгоде;
совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только
свои эгоистические интересы;
для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается государство;
правитель должен руководить не забывая о низменной природе подданных;
правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в
действительности, а не то правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками
либо противниками, а казна - промотана;
руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;
в борьбе за освобождение родины от иностранного владычства допустимы все
средства, в том числе коварные и аморальные.

НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ

11. ФИЛОСОФИЯ ДЖОРДАНО БРУНО

ДЖОРДАНО БРУНО (1548-1600) – итальянский философ-пантеист, поэт,
страстный борец против схоластики и католической церкви.
Главный труд – «О бесконечности. Вселенной и мирах».
Философские взгляды Бруно – пантеистическая натурфилософия.
Целю философии считал познание «бога в вещах».
Развил гелиоцентрическую теорию Н.Коперника:
1. Солнце является центром только по отношению к Земле,
но не центром Вселенной;
2. Вселенная не имеет центра и бесконечна;
3. Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);
4. Звезды - небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные
системы;
5. Число миров во Вселенной бесконечно;
6. Все небесные тела - планеты, звезды, а также все, что имеется на них,
обладают свойством движения;
7. Не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог- одно целое.
Этика Бруно проникнута утверждением «героического энтузиазма».
возвышающей человека над повседневностью.

ДЖОРДАНО БРУНО

12. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ, ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА

В литературе Возрождения выразились гуманистические идеалы эпохи,
прославление свободной, всесторонне развитой личности.
Великие литераторы эпохи: Франческо Петрарка ("Книга песен", "О презрении
к миру"), Данте Алигьери («Божественная комедия»), Дж.Боккаччо
(«Декамерон»), М. де Сервантес («Дон кихот»), Франсуа Рабле («Гаргантюа и
Пантагрюэль»).
Данте Алигьери в «Божественной комедии»:
1. признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала,
которые гармонируют друг с другом;
2. верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.
Знаменитое высказывание: «Оставь надежду всяк сюда входящий» (Вывеска перед
адом).
Философские идеи Ф. Петрарки:
1. человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
2. человеческая личность должна быть свободной - как физически, так и духовно; «ВИТРУВИАНСКИЙ ЧЕЛОВЕК» ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИОСНОВНАЯ
1. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия Ч.1.,
Алматы, 2010. -287 с.
2. Бегалинова К.К., Альжанова У.К., Философия Ч.2.,
Алматы, 2010. -381 c.
3. Канке В.А. Философия для технических специальностей.
Учебник. М., 2010.-500 с.
4. Алексеев П..В.Панин А.В. Философия:Учебник, МГУ,
2008.-400 с. Алексеев П..В.Панин А.В. Философия:Учебник,
МГУ, 2008.-400 с.
5. Кохановский В.П.Философия: Конспект лекций, Р-на-Д:
Феникс, 2007.-192 с.
6. Габитов Т.Х. Философия: Учебник.-Алматы: Раритет,
2008.-400 с.
7. Философия: Учебник /под ред. А.Ф.Зотова и др./.-М.:
Академический проспект, 2007.-688 с.

Cлайд 1

Тема 5. Философия Возрождения и Нового времени. Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. Социально-политические взгляды Возрождения. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Социально-политические концепции Нового времени.

Cлайд 2

Литература: Бруно Дж. О причине, начале и едином. Бруно Дж. О бесконечности, вселенной и мирах. Мор Т. Утопия. Бэкон Ф. Идолы человеческого разума. Декарт Р. Правила для руководства ума. Декарт Р. Философское понимание природы. Спиноза Б. Учение о субстанции. Лейбниц. Монадология. Гоббс Т. Левиафан. Локк Дж. Теория познания. Юм Д. О человеческой природе. Беркли Дж. О принципах человеческого знания. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988. Фильм: На пути к золотому сечению: «Философия и искусство».

Cлайд 3

Термин «Возрождение» был впервые использован итальянским художником и архитектором Джорджо Вазари в книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году. Периодизация эпохи Возрождения: Проторенессанс: XIII век – ducento - «двухсотые», 1200-е гг. Раннее Возрождение: XIV век – trecento – «трехсотые», 1300-е гг. Высокое Возрождение: XV век – quatrocento – «четырехсотые», 1400-е гг. Позднее Возрождение: XVI век – cinquicento – «пятисотые», 1500-е гг.

Cлайд 4

Эпоха Возрождения – совокупность философских направлений, которые совершили переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношения к нему. Основной культурной парадигмой становится АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, полагающий человека центром и смыслом мироздания. Характерные черты: индивидуализм и субъективизм стали основаниями культуры Возрождения; гуманизм как новое мировоззрение, этика, социальный идеал и научный метод; антицерковная и антисхоластическая направленность, секуляризация общественной жизни; жизнеутверждающий характер и оптимизм; история утрачивает свой священный смысл и становится практическим делом реальных людей; возрождение античного культурного наследия; создание новой пантеистической картины мира; титанизм создает не только великих героев, но и антигероев.

Cлайд 5

Основные направления философии Возрождения: гуманистическое; неоплатоническое; натурфилософское; реформационное; политическое; социалистическо-утопическое.

Cлайд 6

Гуманизм (от лат.humanitas – человечность) понимается как воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. Основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Родоначальником гуманизма считается Франческо Петрарка (1304-1374) «О невежестве собственном и многих других», «Книга песен», «О презрении к миру»; отвергает схоластическую ученость; предлагает новый подход к оценке античного наследия: стремиться не только подняться до высот античной культуры, но и превзойти ее; подлинная философия должна стать наукой о человеке; заложил основы личностного самосознания Возрождения.

Cлайд 7

Наиболее известные философы - гуманисты Данте Алигьери (1265-1321) «Божественная комедия», «Новая жизнь»; Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) «Речь о достоинстве человека»; Лоренцо Валла (1507-1557) «О наслаждении как истинном благе»; Эразм Роттердамский (1466-1536) «Похвала глупости»; Мишель Монтень (1533-1592) «Опыты».

Cлайд 8

Основные черты натурфилософии: обоснование материалистического взгляда на мир; стремление отделить философию от теологии; формирование научного мировоззрения; выдвижение новой картины мира; утверждение, что мир познаваем; важное значение приобретает практическая наука, представляющая собой попытку изменить мир.

Cлайд 9

Бертран Рассел, философ, математик, лауреат «Нобелевской премии» в области литературы в своем труде «История западной философии» дал отличие авторитета науки от авторитета церковной догмы: авторитет науки по своему характеру является интеллектуаль-ным, а не правительственным; никакие кары не обрушиваются на головы тех, кто отвергает авторитет науки; никакие соображения выгоды не влияют на тех, кто его принимает; авторитет наука завоевывает исключительно призывом к разуму; авторитет науки как бы соткан из частичек и кусков, а не цельной системы – как церковная догма; если церковный авторитет провозглашает свои суждения абсо-лютно верными и неизменными во веки веков, то суждения науки являются опытными, делаются на основе вероятностного подхода и признаются относительными.

Cлайд 10

Представители натурфилософии эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи (1452-1519) «Книга о живописи», «Об истинной и ложной науке»; Николай Кузанский (1401-1464) «Об ученом незнании», «О предположениях» и др.; Николай Коперник (1473-1543) «Об обращении небесных сфер»; Джордано Бруно (1548-1600) «О природе, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах» и др.; Галилео Галилей (1564-1642) «Звездный вестник», «Диалог о двух главных системах мира» и др.

Cлайд 11

Николай Коперник совершил переворот в естествознании, разработав гелиоцентрическую систему мира По духу его работа пифагорейская; солнце является центром мироздания, что опровергало геоцентрическую систему мира Птолемея; земля имеет двойное движение: суточное вращение и годовое круговое вращение вокруг Солнца; космос бесконечен и все космические тела движутся по собственной траектории; процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.

Cлайд 12

Джордано Бруно – итальянский философ и поэт, материалист-пантеист. В 1592 г. был арестован инквизицией и обвинен в ереси и свободомыслии и 17 февраля 1600 г. был сожжен на костре. Солнце центр Вселенной по отношению к Земле, но не центр Вселенной; Вселенная не имеет центра и бесконечна; звезды подобны Солнцу и имеют свои планетные системы; все небесные тела обладают свойством движения; выдвинул гипотезу о том, что во Вселенной мы не одиноки и могут быть разумные существа; не существует Бога отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.

Cлайд 13

Галилео Галилей - один из основателей современной экспериментальной науки. Впервые показал как важен инструментарий для развития науки. ввел метод наблюдения, выдвижения гипотезы и их опытной проверке на практике; открыл значение ускорения в динамике установил закон падения тел; изучая полет снарядов, установил принцип параллелограмма; отстаивал гелиоцентрическую систему мира; изобрел телескоп и обнаружил ряд важных явлений: пятна на Солнце, горы на Луне, Млечный путь состоит из множества отдельных звезд, наблюдал фазы Венеры, открыл спутники Юпитера.

Cлайд 14

Социально-политическим концепциям Возрождения относятся реформация, политическая философия Н.Макиавелли, социалистическо-утопическое направление. Реформация послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и католицизма. Политическая философия Никколо Макиавелли исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Социалистическо-утопическое направление основное внимание сосредоточило на разработке проектов идеального государства, где восторжествовала социальная справедливость, основанная на общественной собственности.

Cлайд 15

Основоположником Реформации был Мартин Лютер, который 31 октября 1517 г. прибил 95 тезисов против индульгенций общение между Богом и верующими должно происходить напрямую, без участия католической Церкви; церковь должна стать демократичной, а обряды понятными людям; требовал уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского; должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти; освободить культуру и образование от засилья католических догм; необходимо отменить индульгенции.

Cлайд 16

Основные идеи политической философии Никколо Макиавелли (1469-1527): человек изначально обладает злой природой; движущими мотивами поступков становятся эгоизм и стремление к личной выгоде; для обуздания низменной натуры человека создается особая организация – государство; на основании опыта истории и современных ему событий раскрывает как завоевывается власть, как она удерживается и теряется; правитель должен быть «хитрым как лис, свирепым как лев»; ни в коем случае правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; центральное место также занимает в его учении идея «фортуны» (судьбы), которая благоволит молодым и богатым; в борьбе за политическую власть, и в особенности за освобождение родины от посягательств иностранного владычества, допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Cлайд 17

Социалистическо-утопическое направление представлено трудами Томаса Мора и Томазо Кампанелла: Т. Мор «Утопия»: Не существует частной собственности; Всеобщая 6-часовая трудовая мобилизация; Действует принцип: «От каждого по способностям, каждому по труду»; Первичной ячейкой общества является «трудовая семья» Мужчины и женщины имеют равные права; Т.Кампанелла «Город Солнца»: Отсутствует частная собственность; все участвуют в трудовом процессе; труд совмещается с одновременным обучением; жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей; дети живут отдельно от родителей и воспитываются в специальных школах; во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель – Метафизик.

Cлайд 18

Новое время - XVII век - стал переломным в европейской истории. Важнейшим фактором становится развитие НАУКИ. Общая характеристика эпохи Нового времени: это век развития экспериментального математического естествознания; было завершено создание классической механики, которое основывалось на достигнутых результатах И.Ньютона, Э.Торричелли, И.Кеплера, Н.Коперника и др. в философии оформились два направления – эмпиризм и рационализм; государства более заменяют Церковь как орган управления, контролирующий культуру; эпоха ранних буржуазно-демократических революций; философия выступает за практическую значимость своих концепций, за их жизненное применение, за реальное влияние на человеческие судьбы.

Cлайд 19

Основные проблемы философии Нового времени: разработка нового метода познания (Ф.Бэкон и Р.Декарт); обоснование онтологического статуса бытия (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц); попытки решения проблем социальной жизни (Т.Гоббс, Дж. Локк).

Cлайд 20

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – член парламента Великобритании, впоследствии лорд-канцлер, родоначальник английского материализма, предложил метод опытного изучения природы. Основные труды: «Новый Органон», «О достоинстве и преумножении наук», «Новая Атлантида» и др. Известные изречения:«Знание – сила», «природа не храм, а мастерская», «мы столько можем, сколько знаем». Основные идеи: дать человеку средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы; впервые провел классификацию наук; разработал метод индукции; указал конкретные пути познания; обозначил заблуждения «идолы» разума. Cлайд 22 Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) – яркий представитель рационализма. Основные труды: «Богословско-политический трактат», «Политический трактат», «Этика». На основе теории субстанции Декарта разработал собственную систему о единой субстанции; разработал учение о трех родах знания; дал объяснение проблем детерминизма, соотношения свободы и необходимости, творчества как деятельного начала.

Cлайд 23

Готфрид Лейбниц (1646-1716) – немецкий ученый-математик, юрист, предшественник немецкой классической философии. Учение Лейбница о монадах: Весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих единую природу; принципиально следует различать мир умопостигаемый (мир истинно сущего)и мир феноменальный (чувственно воспринимаемый физический мир); в основе мира лежат неделимые первоэлементы - монады (с греч. «единое») – «духовные атомы»; все они объединены принципом предустановленной гармонии; монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением; монады замкнуты и независимы друг от друга; существует четыре класса монад: «голые монады», «монады животных», «монады человека», «Бог».

Cлайд 24

Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ и политический мыслитель. Основные труды: «О гражданине», «Левиафан», «О теле», «О человеке». Продолжал философские традиции Ф.Бэкона; был убежденным материалистом; познание происходит благодаря чувственному восприятию; сигналы из окружающего мира являются своеобразными знаками; провел классификацию сигналов; считал важнейшей проблемой вопросы общества и государства; первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный договор;

Cлайд 25

Джон Локк (1632-1704) сформулировал основы эмпиризма в сенсуалистической теории и стал одним из основателей доктрины либерализма. Основные труды: «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правительстве» и др. В основе познания может лежать только опыт: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Сознание – это пустое помещение, tabula rasa, которое в течение жизни заполняется опытом; выделяет два основных источника идей: ощущения и рефлексию; а также три вида знания: интуитивное, демонстративное, сенситивное; в социально-политическом учении исходит из естественного состояния общества; выделил основные неотчуждаемые естественные права человека: жизнь, свобода, собственность; для обоснования своего утверждения, что власть правителя не может быть абсолютной, впервые выдвинул идею о разделении властей: законодательная, исполнительная и федеральная.

Общая характеристика. Гуманизм

  • Возрождение полностью занимают два века - XV и XVI.
  • Эпоху Возрождения (Ренессанса) принято делить на два периода: Южное (Италия, 14 – 15 вв.) и Северное (Франция, Англия – 15-16 вв.).
  • «Возрождение» является термином, который вошел в употребление в XIX веке, в большой степени благодаря работе Якоба Буркхардта «Культура Ренессанса в Италии» (опубликованной в Базеле в 1860 году).
  • В работе Буркхардта Ренессанс выступал в качестве специфически итальянского явления, для которого характерны ин-дивидуализм , культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью , светский дух с тенденцией к язычеству , освобождение от власти авторитетов , особенное внимание к истории, философский натурализм и чрезвычайный вкус к искусствам .
Общая характеристика. Гуманизм
  • Термин «Ренессанс» не может считаться изобретением исто-риков XIX века по той простой причине, что гуманисты явно использовали (настойчиво и вполне сознательно) такие выражения как: воскрешать, возвращать блеск древностям, обновлять, дать новую жизнь, возродить древний мир и т. д. Они противопоставляли новую эпоху света, в которую они жили, средневековью как периоду темноты и невежества.
Общая характеристика. Гуманизм
  • Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.
  • В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя . Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Человек становится творцом самого себя . Человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы.
Общая характеристика. Гуманизм
  • Термин «гуманизм» имеет несколько значений.
  • 1. Он близок понятию «художник» (артист), указывающих на преподавателей и учителей грамматики, риторики, поэзии, истории и философии морали. Кроме того, уже в XIV веке, для того чтобы обозначить эти дисциплины, говорили «гуманитарные дисциплины».. Термин Humanitas для латинских авторов означал примерно то, что эллины выражали термином paideia, т. е. воспитание и образование человека.
Общая характеристика. Гуманизм
  • 2. Любовь к человеку. В эпоху Ренессанса – это любовь к творческому началу в человеке.
  • Именно в творчестве человек подобен богу.
  • Южное Возрождение акцентировала внимание на разуме.
Общая характеристика. Гуманизм Франческо Петрарка (1304-1374) Николай Кузанский (1401-1464) Лоренцо Валла (1405-1457) Леонардо Да Винчи (1452-1519) Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) Эразм Роттердамский (1466-1536) Николло Макиавелли (1469-1527) Николай Коперник (1473-1543) Томас Мор (1478-1535) Мартин Лютер (1483-1546) Парацельс (1493-1541) Мишель Монтень (1533-1592) Джордано Бруно (1548-1600) Галилео Галилей (1564-1642) Томмазо Кампанелла (1568-1639) Иоганн Кеплер (1571-1630)
  • Новое мировоззрение эпохи Возрождения проявляется и в отношении человека к природе. Хотя философия природы все еще связана со средневековой философией, и центральной остается трактовка вопроса о взаимоотношениях Бога и мира, характерной чертой в этот период является ее антисхоластическая направленность. Так как средневековая философия основывалась на философии Аристотеля, то натурфилософия Ренессанса обращается к идеям платонизма и неоплатонизма.
Неоплатонизм и натурфилософия
  • Одним из наиболее глубоких мыслителей и представителем неоплатонизма эпохи Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464). Самая значительная его работа – «Об ученом незнании».
  • Кузанский сближает Бога с природой, приписывает природе божественные атрибуты, и прежде всего, бесконечность в пространстве. Как известно, центральное понятие неоплатонизма – понятие «Единого». У Платона и неоплатоников Единое характеризуется через противоположность «иному», многому, неединому. Кузанский отвергает античный дуализм и делает вывод, что Единому ничто не противоположно, Единое есть все.
  • Пантеизм – Бог есть все. Изучая природу можно познать Бога.
Неоплатонизм и натурфилософия
  • Идея бесконечного мира развивалась Николаем Коперником (1473-1543), совершившим революционный переворот в астрономии и положившим начало гелиоцентрической системе. Его основная мысль – отказ от представления о Земле как о центре Вселенной, низведение ее к разряду других планет. Вместе с тем в астрономии стал постепенно исчезать антропоцентризм во взглядах на сущность мира, открывшегося нам теперь во всем своем богатом разнообразии, мира, управляемого объективными законами, независимо от человеческого сознания и не подчиненными человеческим целям.
Неоплатонизм и натурфилософия
  • Пантеистическая философия Джордано Бруно (1548-1600) явилась апогеем развития философской мысли Возрождения. В ней воплотились гуманизм, стихийная диалектика и величие природы. Для Дж. Бруно «Бог есть бесконечное в конечном, он находится во всем и повсюду, не вне и нас, но в качестве наиприсутствующего». Единое – центральная категория его философии – есть одновременно и причина бытия и само бытие вещей, в нем отождествляется сущность и существование.
Неоплатонизм и натурфилософия
  • Галиле́о Галиле́й (итал. Galileo Galilei; 15 февраля 1564, Пиза - 8 января 1642, Арчетри) - итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилей - основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики.
  • При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что привело Галилея к серьёзному конфликту с католической церковью.
  • Дезидерий Эразм Роттердамский (лат. Desiderius Erasmus Roterodamus, нидерл. Gerrit Gerritszoon; 28 октября 1469, Гауда, пригород Роттердама, Бургундские Нидерланды - 12 июля 1536, Базель, Швейцарский союз) - крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов».
Религия и политика: философия протестантизма
  • Сочинения:
  • «Оружие христианского воина» (1504) и «Пословицы» (1508),
  • «Похвала глупости» (1509, изд. 1511),
  • трактат «О свободе воли» (1524).
  • Педагогические сочинения:
  • «О первоначальном воспитании детей», «О благовоспитанности детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма».
Философия протестантизма
  • Философия для Эразма есть знание, каким было оно для Сократа и других античных авторов. Она есть мудрое понимание жизни, в особенности практическое благоразумие христианской жизни. Христианская мудрость не имеет нужды быть усложненной силлогизмами, и ее можно почерпнуть из Евангелий и Посланий апостола Павла.
Религия и политика: философия протестантизма
  • Ма́ртин Лю́тер (нем. Martin Luther 10 ноября 1483, Айслебен, Саксония - 18 февраля 1546, там же) - христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык.
Философия протестантизма
  • Работы Лютера:
  • «Комментарий к Посланию к Римлянам» (1515-1516),
  • «95 тезисов об индульгенциях» (1517),
  • «28 тезисов к диспуту в Гейдельберге» (1518), сочинения 1520: «К христианскому дворянству немецкой нации», «О реформе христианского образования», «О вавилонском пленении Церкви», «О свободе христианина», «О рабстве воли» (против Эразма, 1525).
Философия протестантизма
  • Учение Лютера содержит три составные части:
  • 1) учение о радикальном оправдании человека верой;
  • 2) учение о непогрешимости Писания как единственного источника истины;
  • 3) доктрину универсального богослужения и находящейся в связи с этим свободы самостоятельного толкования Писания.
Рождение политологии
  • Никколо́ Макиаве́лли (Макьявелли, итал. Niccolò di Bernardo dei Machiavelli; 3 мая 1469, Флоренция - 21 июня 1527, там же) - итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря), автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь».
Рождение политологии
  • Макиавелли один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности.
Утопический социализм
  • Томас Мор (англ. Sir Thomas More, более известный как Saint Thomas More; 7 февраля 1478, Лондон - 6 июля 1535, Лондон) - английский мыслитель, писатель, гуманист, канонизированный святой Католической церкви.
Утопический социализм
  • Томас Мор назвал свой главный труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
  • Прежде всего в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства.
Утопический социализм
  • Томмазо Кампанелла (итал. Tommaso Campanella, при крещении получил имя Джованни Доменико итал. Giovanni Domenico; 5 сентября 1568 - 21 мая 1639, Париж) - итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма.
Утопический социализм
  • Население «Города Солнца» ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жен. С уничтожением собственности уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине.
  • Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. В подмогу ему учрежден триумвират Могущества, Мудрости и Любви - совет трёх подчиненных Метафизику руководителей всей политической и общественной жизни страны.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Философия эпохи Возрождения Разработал: учитель истории КГУ «ОСШ № 21 города Темиртау» Балтабаев Марат Бопышевич

2 слайд

Описание слайда:

Эпоха Возрождения Хронологически Возрождение занимает два века-XV и XVI. В XVв. преобладает интерес к человеку, а мысль XVI в. распространяется также и на природу. Это время крупных экономических изменений - закладывание основ для более поздней мировой торговли и перехода от цеховой организации ремесла к мануфактуре. На этом базисе складываются национальные монархии. Духовная сфера жизни общества характеризуется развертыванием процессов секуляризации (освобождение от религии и церковных институтов) в экономике, политике, философии, науке, искусстве.

3 слайд

Описание слайда:

РЕНЕССАНС С XIX в. применительно к данной эпохе утвердился французский термин "Ренессанс". Ренессанс - это возрождение античной культуры, образа жизни, способа мышления и чувствования, но не тождественность античности. К античности относились, как к идеалу, - восхищаясь эстетически, но не теряя дистанции между ним и реальностью.

4 слайд

Описание слайда:

Философия эпохи Возрождения Это совокупность философских взглядов, возникших и развивавшихся в Европе в XV-XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, ярко выраженный антропоцентризм, идеи гуманизма, жизнеутверждающий оптимизм, вера в человека, его возможности и творческий потенциал. Философия эпохи Возрождения разработала диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса.

5 слайд

Описание слайда:

Основные черты Антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство, индивидуально-личностное начало; Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии, отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между богом и верующими, а также схоластики; секуляризация.

6 слайд

Описание слайда:

Основные черты Принципиально новое пантеистическое миропонимание, активно-преобразующее отношение к миру; Интерес к социальным проблемам, к обществу, государству; Широкое распространение идеи социального равенства; художественно-эстетическая направленность. .

7 слайд

Описание слайда:

Основные понятия Антропоцентризм - мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания. Гелиоцентризм - система взглядов, считающая Солнце центром вселенной. Гносеология – наука о познании. Гуманизм – (от лат. Humanus) - движение, возникшее к концу периода средневековья, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся обосновать идеал человека на основе вновь открытых произведений античности, - высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в сочетании с мягкостью и человечностью, система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношения между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека. Методология - способ познания существующей реальности, опирающийся на систему универсальных принципов и законов. Натурфилософия - философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, в средние века - учение о природе, свободное от подчинения теологическим умозрениям. Пантеизм - философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Натуралистический пантеизм одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами и как бы растворяя их в природе. Секуляризация - освобождение от религии и церковных институтов.

8 слайд

Описание слайда:

Основные направления Натурфилософия Методология Гносеология Политика Социальные проблемы

9 слайд

Описание слайда:

Натурфилософия (XVI – XVII вв.) Умозрительное толкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Попытка, опираясь на научные открытия, развенчать учение Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, об основах мировоззрения. (Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей, Л.да Винчи) Пантеизм – отождествление бога и мира Христианский бог утрачивает свой трансцендентный, внеприродный характер, он как бы сливается с природой, а последняя обожествляется.

10 слайд

Описание слайда:

Натурфилософия (XVI – XVII вв.) Основные черты обоснование материалистического взгляда на мир(чаще - в форме пантеизма); - стремление отделить философию от теологии; выдвижение новой картины мира, в которой Бог, природа и космос Едины, а Земля не является центром вселенной; утверждение, что мир познаваем и, в первую очередь, благодаря чувственному познанию и разуму, а не Божественному откровению.

11 слайд

Описание слайда:

Натурфилософия (XVI – XVII вв.) Ленардо да Винчи - Итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека». Галилео Галилей - Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Николай Коперник - Польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции. Джордано Бруно - Итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма. Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма

12 слайд

Описание слайда:

Социально-политическая философия Философия Реформации Философия социалистов-утопистов Политическая философия П Р О Б Л Е М Ы - государство, его устройство, механизм правления; принципы устройства общества; взаимоотношения государственных институтов, церкви, верующих.

13 слайд

Описание слайда:

Натурфилософия (XVI – XVII вв.) Проблема движения Проблема материи Движущая сила - разумное начало, неотделимое от материи(пантеизм) Концепции Пантеистическая Атомистическая

14 слайд

Описание слайда:

Методология Метафизические тенденции (XVIв.) Диалектические тенденции (XV-XVIвв.)

15 слайд

Описание слайда:

Гносеология Познаваемость мира Признание воздействия внешнего мира на органы чувств в качестве источника знания Утверждение роли разума и логики Отрицание врожденных идей

16 слайд

Описание слайда:

Социальные проблемы Обновление социального идеала на основе божественного природного закона Отрицание частной собственности Равное распределение материальных благ Общественный труд

17 слайд

Описание слайда:

Политика Тираноборческое направление (республиканское) Монархическое направление (абсолютизм)

18 слайд

Описание слайда:

Получил распространение в Европе в XIV-сер. XVвв. Центр – Италия. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась в иносказательной форме (Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский). - антицерковная и антисхоластическая направленность; - стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека; - антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его сил, величия, возможностей; - жизнеутверждающий оптимизм. Особенности философии гуманизма

19 слайд

Описание слайда:

ФИЛОСОФИЯ ГУМАНИЗМА Эразм Роттердамский - Крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов». Способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности. Писал преимущественно на латыни. Франческо Петрарка - Итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса. Данте Алигьери - Великий итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка, политический деятель.

20 слайд

Описание слайда:

ЗНАМЕНИТЫЕ ИСТОРИКИ, ГУМАНИСТЫ Лоренцо Валла - Итальянский гуманист, родоначальник историко-филологической критики, представитель исторической школы эрудитов. Обосновывал и защищал идеи в духе эпикуреизма. Леонардо Бруни - Итальянский гуманист, писатель и историк, один из знаменитейших учёных, украсивших собой век итальянского Возрождения.

21 слайд

Описание слайда:

Идеалистическое направление, ставившее своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие (Николай Кузанский, Джованни Пико делла Мирандола, Джамбаттиста Вико). - предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалась роль первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей; не отрицали Божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм; - призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления. НЕОПЛАТОНИЗМ

22 слайд

Описание слайда:

ХРИСТИАНСКИЙ НЕОПЛАТОНИЗМ Джованни Пико делла Мирандола -Итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. Николай Кузанский - кардинал Римской католической церкви, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель. Джамбаттиста Вико - Итальянский философ, основоположник философии истории и этнической психологии. Автор известной «Новой науки».

23 слайд

Описание слайда:

Критика идеологии средневекового католицизма, противопоставление авторитета Библии авторитету Церкви как посредника между человеком и Богом. (Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин) Реформация XVI-XVII вв.

24 слайд

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Презентацию на тему "Философия Возрождения и Нового времени" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Философия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 25 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Тема 5. Философия Возрождения и Нового времени.

Гуманизм и натурфилософия эпохи Возрождения. Социально-политические взгляды Возрождения. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Социально-политические концепции Нового времени.

Слайд 2

Литература:

Бруно Дж. О причине, начале и едином. Бруно Дж. О бесконечности, вселенной и мирах. Мор Т. Утопия. Бэкон Ф. Идолы человеческого разума. Декарт Р. Правила для руководства ума. Декарт Р. Философское понимание природы. Спиноза Б. Учение о субстанции. Лейбниц. Монадология. Гоббс Т. Левиафан. Локк Дж. Теория познания. Юм Д. О человеческой природе. Беркли Дж. О принципах человеческого знания. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988. Фильм: На пути к золотому сечению: «Философия и искусство».

Слайд 3

Термин «Возрождение» был впервые использован итальянским художником и архитектором Джорджо Вазари в книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году.

Периодизация эпохи Возрождения: Проторенессанс: XIII век – ducento - «двухсотые», 1200-е гг. Раннее Возрождение: XIV век – trecento – «трехсотые», 1300-е гг. Высокое Возрождение: XV век – quatrocento – «четырехсотые», 1400-е гг. Позднее Возрождение: XVI век – cinquicento – «пятисотые», 1500-е гг.

Слайд 4

Эпоха Возрождения – совокупность философских направлений, которые совершили переворот в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношения к нему. Основной культурной парадигмой становится АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, полагающий человека центром и смыслом мироздания.

Характерные черты: индивидуализм и субъективизм стали основаниями культуры Возрождения; гуманизм как новое мировоззрение, этика, социальный идеал и научный метод; антицерковная и антисхоластическая направленность, секуляризация общественной жизни; жизнеутверждающий характер и оптимизм; история утрачивает свой священный смысл и становится практическим делом реальных людей; возрождение античного культурного наследия; создание новой пантеистической картины мира; титанизм создает не только великих героев, но и антигероев.

Слайд 5

Основные направления философии Возрождения:

гуманистическое; неоплатоническое; натурфилософское; реформационное; политическое; социалистическо-утопическое.

Слайд 6

Гуманизм (от лат.humanitas – человечность) понимается как воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. Основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики.

Родоначальником гуманизма считается Франческо Петрарка (1304-1374) «О невежестве собственном и многих других», «Книга песен», «О презрении к миру»; отвергает схоластическую ученость; предлагает новый подход к оценке античного наследия: стремиться не только подняться до высот античной культуры, но и превзойти ее; подлинная философия должна стать наукой о человеке; заложил основы личностного самосознания Возрождения.

Слайд 7

Наиболее известные философы - гуманисты

Данте Алигьери (1265-1321) «Божественная комедия», «Новая жизнь»; Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) «Речь о достоинстве человека»; Лоренцо Валла (1507-1557) «О наслаждении как истинном благе»; Эразм Роттердамский (1466-1536) «Похвала глупости»; Мишель Монтень (1533-1592) «Опыты».

Слайд 8

Основные черты натурфилософии:

обоснование материалистического взгляда на мир; стремление отделить философию от теологии; формирование научного мировоззрения; выдвижение новой картины мира; утверждение, что мир познаваем; важное значение приобретает практическая наука, представляющая собой попытку изменить мир.

Слайд 9

Бертран Рассел, философ, математик, лауреат «Нобелевской премии» в области литературы в своем труде «История западной философии» дал отличие авторитета науки от авторитета церковной догмы:

авторитет науки по своему характеру является интеллектуаль-ным, а не правительственным; никакие кары не обрушиваются на головы тех, кто отвергает авторитет науки; никакие соображения выгоды не влияют на тех, кто его принимает; авторитет наука завоевывает исключительно призывом к разуму; авторитет науки как бы соткан из частичек и кусков, а не цельной системы – как церковная догма; если церковный авторитет провозглашает свои суждения абсо-лютно верными и неизменными во веки веков, то суждения науки являются опытными, делаются на основе вероятностного подхода и признаются относительными.

Слайд 10

Представители натурфилософии эпохи Возрождения:

Леонардо да Винчи (1452-1519) «Книга о живописи», «Об истинной и ложной науке»; Николай Кузанский (1401-1464) «Об ученом незнании», «О предположениях» и др.; Николай Коперник (1473-1543) «Об обращении небесных сфер»; Джордано Бруно (1548-1600) «О природе, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах» и др.; Галилео Галилей (1564-1642) «Звездный вестник», «Диалог о двух главных системах мира» и др.

Слайд 11

Николай Коперник совершил переворот в естествознании, разработав гелиоцентрическую систему мира

По духу его работа пифагорейская; солнце является центром мироздания, что опровергало геоцентрическую систему мира Птолемея; земля имеет двойное движение: суточное вращение и годовое круговое вращение вокруг Солнца; космос бесконечен и все космические тела движутся по собственной траектории; процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.

Слайд 12

Джордано Бруно – итальянский философ и поэт, материалист-пантеист. В 1592 г. был арестован инквизицией и обвинен в ереси и свободомыслии и 17 февраля 1600 г. был сожжен на костре.

Солнце центр Вселенной по отношению к Земле, но не центр Вселенной; Вселенная не имеет центра и бесконечна; звезды подобны Солнцу и имеют свои планетные системы; все небесные тела обладают свойством движения; выдвинул гипотезу о том, что во Вселенной мы не одиноки и могут быть разумные существа; не существует Бога отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.

Слайд 13

Галилео Галилей - один из основателей современной экспериментальной науки. Впервые показал как важен инструментарий для развития науки.

ввел метод наблюдения, выдвижения гипотезы и их опытной проверке на практике; открыл значение ускорения в динамике установил закон падения тел; изучая полет снарядов, установил принцип параллелограмма; отстаивал гелиоцентрическую систему мира; изобрел телескоп и обнаружил ряд важных явлений: пятна на Солнце, горы на Луне, Млечный путь состоит из множества отдельных звезд, наблюдал фазы Венеры, открыл спутники Юпитера.

Слайд 14

Социально-политическим концепциям Возрождения относятся реформация, политическая философия Н.Макиавелли, социалистическо-утопическое направление.

Реформация послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и католицизма. Политическая философия Никколо Макиавелли исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Социалистическо-утопическое направление основное внимание сосредоточило на разработке проектов идеального государства, где восторжествовала социальная справедливость, основанная на общественной собственности.

Слайд 15

Основоположником Реформации был Мартин Лютер, который 31 октября 1517 г. прибил 95 тезисов против индульгенций

общение между Богом и верующими должно происходить напрямую, без участия католической Церкви; церковь должна стать демократичной, а обряды понятными людям; требовал уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского; должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти; освободить культуру и образование от засилья католических догм; необходимо отменить индульгенции.

Слайд 16

Основные идеи политической философии Никколо Макиавелли (1469-1527):

человек изначально обладает злой природой; движущими мотивами поступков становятся эгоизм и стремление к личной выгоде; для обуздания низменной натуры человека создается особая организация – государство; на основании опыта истории и современных ему событий раскрывает как завоевывается власть, как она удерживается и теряется; правитель должен быть «хитрым как лис, свирепым как лев»; ни в коем случае правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; центральное место также занимает в его учении идея «фортуны» (судьбы), которая благоволит молодым и богатым; в борьбе за политическую власть, и в особенности за освобождение родины от посягательств иностранного владычества, допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Слайд 17

Социалистическо-утопическое направление представлено трудами Томаса Мора и Томазо Кампанелла:

Т. Мор «Утопия»: Не существует частной собственности; Всеобщая 6-часовая трудовая мобилизация; Действует принцип: «От каждого по способностям, каждому по труду»; Первичной ячейкой общества является «трудовая семья» Мужчины и женщины имеют равные права;

Т.Кампанелла «Город Солнца»: Отсутствует частная собственность; все участвуют в трудовом процессе; труд совмещается с одновременным обучением; жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей; дети живут отдельно от родителей и воспитываются в специальных школах; во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель – Метафизик.

Слайд 18

Новое время - XVII век - стал переломным в европейской истории. Важнейшим фактором становится развитие НАУКИ.

Общая характеристика эпохи Нового времени: это век развития экспериментального математического естествознания; было завершено создание классической механики, которое основывалось на достигнутых результатах И.Ньютона, Э.Торричелли, И.Кеплера, Н.Коперника и др. в философии оформились два направления – эмпиризм и рационализм; государства более заменяют Церковь как орган управления, контролирующий культуру; эпоха ранних буржуазно-демократических революций; философия выступает за практическую значимость своих концепций, за их жизненное применение, за реальное влияние на человеческие судьбы.

Слайд 19

Основные проблемы философии Нового времени:

разработка нового метода познания (Ф.Бэкон и Р.Декарт); обоснование онтологического статуса бытия (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц); попытки решения проблем социальной жизни (Т.Гоббс, Дж. Локк).

Слайд 20

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – член парламента Великобритании, впоследствии лорд-канцлер, родоначальник английского материализма, предложил метод опытного изучения природы.

Основные труды: «Новый Органон», «О достоинстве и преумножении наук», «Новая Атлантида» и др. Известные изречения:«Знание – сила», «природа не храм, а мастерская», «мы столько можем, сколько знаем». Основные идеи: дать человеку средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы; впервые провел классификацию наук; разработал метод индукции; указал конкретные пути познания; обозначил заблуждения «идолы» разума.

Слайд 21

Рене Декарт (1596-1650) французский философ и математик, представитель классического рационализма.

Основные труды: «Рассуждения о методе», «Размышления о первой философии», «Первоначала философии», «Правила для руководства ума» и др. Главное философское кредо: «Я мыслю, следовательно, существую». Обосновал ведущую роль разума в познании; стал автором теории дуализма; выдвинул учение о субстанции, атрибутах и модусах; разработал метод дедукции и основные приемы исследования в научном познании; предложил учение «о врожденных идеях».

Слайд 22

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) – яркий представитель рационализма.

Основные труды: «Богословско-политический трактат», «Политический трактат», «Этика». На основе теории субстанции Декарта разработал собственную систему о единой субстанции; разработал учение о трех родах знания; дал объяснение проблем детерминизма, соотношения свободы и необходимости, творчества как деятельного начала.

Слайд 23

Готфрид Лейбниц (1646-1716) – немецкий ученый-математик, юрист, предшественник немецкой классической философии.

Учение Лейбница о монадах: Весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих единую природу; принципиально следует различать мир умопостигаемый (мир истинно сущего)и мир феноменальный (чувственно воспринимаемый физический мир); в основе мира лежат неделимые первоэлементы - монады (с греч. «единое») – «духовные атомы»; все они объединены принципом предустановленной гармонии; монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением; монады замкнуты и независимы друг от друга; существует четыре класса монад: «голые монады», «монады животных», «монады человека», «Бог».

Слайд 24

Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ и политический мыслитель.

Основные труды: «О гражданине», «Левиафан», «О теле», «О человеке». Продолжал философские традиции Ф.Бэкона; был убежденным материалистом; познание происходит благодаря чувственному восприятию; сигналы из окружающего мира являются своеобразными знаками; провел классификацию сигналов; считал важнейшей проблемой вопросы общества и государства; первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный договор;

Слайд 25

Джон Локк (1632-1704) сформулировал основы эмпиризма в сенсуалистической теории и стал одним из основателей доктрины либерализма.

Основные труды: «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правительстве» и др. В основе познания может лежать только опыт: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Сознание – это пустое помещение, tabula rasa, которое в течение жизни заполняется опытом; выделяет два основных источника идей: ощущения и рефлексию; а также три вида знания: интуитивное, демонстративное, сенситивное; в социально-политическом учении исходит из естественного состояния общества; выделил основные неотчуждаемые естественные права человека: жизнь, свобода, собственность; для обоснования своего утверждения, что власть правителя не может быть абсолютной, впервые выдвинул идею о разделении властей: законодательная, исполнительная и федеральная.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Статьи по теме: