Ассоциативное мышление: его особенности и влияние на человека. Ассоциативный тренинг

Инструкция

При ассоциативном мышлении в памяти человека возникают различные образы, каждый из которых в какой-то мере индивидуален: он порожден подсознанием и опытом. Именно поэтому образы влекут за собой друг друга, и цепочка из них получается неповторимая для каждого человека, даже если вначале присутствует несколько стандартных стереотипных ассоциаций.

Именно ассоциативное мышление является основой творческого процесса, который происходит в голове человека. Это мышление свойственно каждому, независимо от возраста, пола, национальности, убеждений и так далее. У детей не возникает проблем с использованием ассоциативного мышления. Примером этому легко может служить способность ребенка играть с любым предметом, наделяя его вымышленными свойствами. Детское воображение создает гораздо более интересные и необычные игрушки, чем любая фабрика по их производству.

Так как социальная структура, которой является человеческое общество, базируется на некоторых стереотипных вариантах поведения, то в процессе взросления человек усваивает их. Это происходит, начиная самого раннего детства, но им не ограничивается. Благодаря подобным процессам ассоциативное мышление у людей начинает основываться не только на собственном опыте, но и на том, чему они научились, то есть, появляется некий общий для всех людей набор ассоциаций. Именно их называют стереотипами. Несмотря на повсеместное негативное отношение к стереотипам, без их существования невозможно было бы себе представить человеческое общество.

Ассоциативное мышление очень важно для работы мозга, так как именно на этой способности базируется память и умение генерировать идеи, в том числе, и для формирования собственной жизни. Творчество – это не только создание какого-либо произведения искусства, удачного или нет, на творчестве основывается вся жизнь человека. Можно сказать, что жизнь – это и есть главный для человека творческий процесс. Именно поэтому различные знания, которые могут помочь формированию новых образов и идей, помогают людям устроить свою жизнь наилучшим образом.

Особенность ассоциативного мышления в том, что его можно непрерывно развивать и улучшать, что позволяет расширить свой потенциал. Работать над этим особенно важно представителям творческих профессий, но и всем остальным тоже не повредит. Развитию ассоциативного мышления способствуют различные упражнения. Например, самое простое – это составление цепочек ассоциаций. Вы просто берете любое слово или ситуацию, а дальше успевайте записывать, какие ассоциации будут всплывать в голове. Еще одно хорошее упражнение – поиск пути ассоциаций. Нужно взять два слова и написать между ними путь из ассоциаций. Любые упражнения, в процессе которых нужно работать с ассоциациями, помогают развить этот тип мышления.

Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение. В этой статье мы рассмотрим, что такое ассоциации, мышление, основанное на них, а также, как развивать у ребенка процесс познания мира.

Что такое ассоциативное мышление?

Что такое образное мышление у ребенка?

Маленькие дети не способны изучать что-то новое без образов. В раннем детстве малыши еще не могут мыслить абстрактно и ассоциативно, но уже в их головном мозге возникают какие-то образы. Они появляются на основе уже усвоенной информации, поступающей из окружающей среды и от взрослых. Образ для ребенка - это его чувства. Когда крохе снится что-то приятное, он улыбается, а при возникновении плохих образов он плачет. Ребенок уже с ранних лет понимает, что волк - это плохой герой в сказке, так как мама читает его слова грубым голосом, но ведь сам мамин голос нежный и ласковый. Так формируются образы зла и добра, холода и теплоты, основываясь на чувственном опыте малыша.

Связь образов и ассоциаций у детей

Взаимосвязь между этими двумя понятиями непосредственно влияет на поведение ребенка и его адаптации к окружающей среде. Ассоциативная психология мышления подразумевает тесное "сотрудничество" между этими понятиями: сначала в мышлении ребенка возникает образ, затем ассоциация с этим образом, дальше - действие или чувственная реакция на раздражитель. Процесс может происходить и наоборот. Представим следующую ситуацию:

Ребенок слышит слово "прививка", у него возникают ассоциации "боль" - "терпение" - "ограничения" - "тревога" - "боль", а также образ тети в белом халате, которая желает сделать реальными все возникшие ассоциации. В результате мы получаем сформированный чувственный опыт (люди в белых халатах плохие) и неблагоприятную поведенческую реакцию (он плачет и требует, чтобы ему не делали эту прививку).

Развитие ассоциативного мышления у детей

Как развить ассоциативное мышление ребенка? Этот вид познавательного процесса можно стимулировать еще в раннем возрасте. Но процесс развития должен проходить поэтапно. Для этого необходимо знакомить кроху со всеми понятиями окружающей среды и действиями, которые с ними связаны. Затем ребенок учится обобщать (например, названия разных цветов в одно понятие "цветы"), называть, различать.

Для детей дошкольного и школьного возраста существуют упражнения сложнее. Здесь подойдут задания на составление ассоциативных рядов, анализ предметов по признаку, поиска последовательных слов, придумывание сложных ассоциаций. Дети с ранних лет учатся самостоятельности и любознательности, у них хорошо развивается воображение, а также память. К слову, ассоциации являются основой для некоторых мнемических процессов, с их помощью можно развивать память практически до идеальной.

Для взрослых такие тренировки мышления тоже не будут лишними. Они положительно сказываются на адаптации к ситуациям и поисках решения проблем. Кроме этого, упражнения стимулируют работу головного мозга, являясь профилактикой старческой и сосудистой деменций и ряда других психических заболеваний.

Рекомендации психологов по поводу развития ассоциативного мышления

Психологические механизмы, на которых основывается ассоциативное мышление детей, часто игнорируют взрослые, воспринимая плач малыша или его негатив, как ничем не обоснованный каприз. В таком случае важно помнить, что причина его поведения такая же реальная, как и стоящий рядом малыш. Если не отреагировать правильно на его ассоциации и образы, у него могут развиваться различные комплексы.

Существует такой метод диагностики, как тест на ассоциативное мышление. С его помощью можно увидеть уровень его развития у ребенка. Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисунками, работой с песком, пластилином.

Если развитие проходит без привлечения специалиста, родителю важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления. При каком-то непонятном или настораживающем образе важно проговорить чувства ребенка и настроить его на позитив.

Мышление – основной познавательный процесс, многое определяющий в жизни человека. Ассоциативное мышление – понятие, которое отражает использование ассоциаций: все связи действий и представлений исходят из ощущений и тех следов, которые они оставляют в мозге. Ассоциация – это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания. Одно из представлений вызывает в сознании другое – так рождаются ассоциации.

Ассоциативные связи неодинаковы у разных людей, ведь они зависят от личного опыта. Так, слово «осень» у одного человека ассоциируется со слякотью и непогодой, у другого – с яркими желтыми осенними цветами, у третьего – с буйством красок в лиственном лесу, у четвёртого – с грибами и «тихой охотой», у пятого – с одиночеством, моросящим дождём и уходящей вдаль пустынной аллеей, усыпанной жухлыми листьями, а у шестого – с днём рождения, друзьями, подарками и весельем.

Термин «ассоциация» был введён английским философом и педагогом Джоном Локком ещё в 1698 году, и с тех пор широко используется. Благодаря ассоциативному мышлению мы знакомимся с новым, открываем для себя мир, расширяем границы его познания, учимся мыслить нестандартно.

Виды ассоциаций

Существуют разные классификации ассоциаций. Например, по ряду признаков можно выделить следующие их виды:

— Причина – следствие (дождь – плащ, молния – гром, снег – лыжи).

— Смежность, близость во времени и пространстве (колбаса – холодильник, компьютер – мышка).

— Подобие, сходство понятий (туча – перина, груша – лампочка).

— Контраст (белый – чёрный, огонь – лёд, холод – тепло).

— Обобщение (цветок – букет, берёза – дерево).

— Подчинение (овощ – помидор, куст – калина).

— Дополнение (борщ – сметана, салат – майонез).

— Целое и части (тело – рука, дом – подъезд).

— Соподчинение одному объекту (клещи – плоскогубцы, стул – скамья, чашка – стакан).

Различают также ассоциации по созвучности (кошка – мошка, тень – плетень) и словообразовательные, построенные на однокоренных словах (синева – синий, печка – выпечка).

В процессе построения ассоциаций могут быть задействованы разные органы чувств, поэтому ассоциации бывают вкусовыми, визуальными, слуховыми, обонятельными и т.д.

Ассоциативная теория мышления

С образованием ассоциаций были связаны первые представления об универсальных закономерностях психической жизни человека. В XVII веке психология мышления еще не была выделена как отдельный раздел, и мышление не рассматривалось как особая форма деятельности человека. Развитие мышления понимали как процесс накопления ассоциаций.

Ассоциативная теория мышления относится к одной из ранних. Её сторонники считали, что мышление является врождённой способностью и сводится к ассоциациям, связывающим следы прошлого и впечатления от настоящего опыта. К сожалению, эта теория не могла объяснить творческий характер процесса мышления, специфичность его содержания и закономерности протекания.

Однако, основываясь на процессе обучения, ассоциативная теория мышления выделяла несколько очень значимых для развития мышления моментов:

— Важность использования наглядного материала в процессе обучения;

— Осознание того, что обучение возможно только через чувственное познание, т.е. через образы и представления.

— Понимание, что ассоциации расширяют границы способностей, через них сознание стимулируется, активизируя процессы сравнения, анализа, обобщения.

Развитие ассоциативного мышления

Идеи, подсказанные ассоциациями, успешно используются человеком уже давно. Наблюдения за рыбами натолкнули на идею создания подводной лодки, а системы всплытия и погружения навеяны ассоциациями с рыбьим воздушным пузырем. Идея эхолокации позаимствована у дельфинов. Репейник, цепляющийся за шерсть собаки, подсказал Жоржу де Менстралю, инженеру из Швейцарии, принцип создания липучки, которая на сегодняшний день широко используется в одежде и обуви. Немало нереализованных идей, подсказанных ассоциациями, сохранилось в тетрадях Леонардо Да Винчи. Так, наблюдения за птицами подсказали ему идею орнитоптера, позволившего бы человеку парить над землёй. Его наброски парашюта – отражение мечты о летающем человеке, дрейфующем в вышине, не боящемся упасть с любой высоты. И это только крохотная часть идей, навеянных ассоциациями, и главное – этот процесс не остановить.

Развитое ассоциативное мышление дает нам ряд преимуществ:

Способствует развитию воображения;

Помогает генерировать новые, незаурядные идеи;

Облегчает восприятие и способствует образованию новых смысловых связей;

Улучшает адаптацию к новым, нестандартным ситуациям и помогает в поиске решений необычных задач;

Стимулирует работу мозга;

Улучшает объём памяти.

Нельзя не упомянуть о том, что в основе мнемоники, позволяющей запоминать большие объёмы слов, лежат ассоциации. Об ассоциативной памяти больше можно узнать

Начинать развитие ассоциативного мышления лучше с раннего детства, поэтапно. Сначала нужно просто знакомить ребёнка со всеми встречающимися понятиями и связанными с ними действиями. Следующий этап – обучение ребёнка обобщению. Например, чашки, тарелки, блюдца – посуда; стул, стол, кресло – мебель; машинка, кукла, кубики – игрушки. Вместе с тем ребёнок учится называть и различать предметы.

Для детей постарше нужны другие, более сложные упражнения: составление ассоциативных рядов, поиск последовательности в словесном ряду, анализ предметов по признаку.

Ассоциативное мышление ребёнка может приводить его к психологически сложным ситуациям. Родителю в том случае, когда ребёнок остро негативно реагирует на образ или ассоциацию (например, прививка – укол – врач – белый халат) важно понимать, что загнанные «в тёмный угол», подавленные ассоциации могут стать причиной развития разного рода комплексов в будущем. Важно проявлять терпение, говорить с ребёнком о том, что его пугает, объяснять, настраивать на позитив. Следует прислушиваться к ребёнку и его ассоциациям, стараться понять его потребности, образы, стремления, с тем чтобы поддержать ребёнка, успокоить, вернуть ему чувство защищенности.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Хотите попробовать поиграть в ассоциации? Это тот случай, когда игры развивают:

1.Возьмите два любых слова, не связанные по смыслу, и попробуйте постепенно создать смысловую ассоциативную цепочку, приводящую от одного к другому. Например: машина и дерево. Цепочка может быть такой: машина – дорога – лес – дерево.

2.Придумайте несколько слов (например: бутылка, бусы, окно). Подберите к ним слова-ассоциации, сходные по одному или нескольким признакам (например: стеклянный, твёрдый, сверкающий, зелёный).

3.Подберите ассоциации, объединяющие все слова одновременно. Например: холодный, блестящий – лёд, бриллиант, металл.

4.Если Вы на прогулке или в пути, и у Вас есть попутчик, придумайте любое первое слово и по очереди ведите от него цепочку ассоциаций. Когда ассоциация непонятна, объясняйте её появление. Это весело, интересно и развивает ассоциативное мышление.

5.Придумайте необычные ассоциации. Например, кошелёк – деньги – это обычная, ожидаемая ассоциация. А что ещё можно хранить в кошельке? Лотерейный билет, прядь волос, амулет, записку, ключ?

6.Существует любопытный тест, не отнимающий много времени, но позволяющий и поиграть в ассоциации, и заглянуть в своё подсознание и понять, что Вас беспокоит. Это ведь первый шаг к решению, верно? Можно просто придумать 16 любых слов, а можно воспользоваться вспомогательными начальными буквами. Но не следует долго раздумывать, нужно писать первое, что придёт в голову, и быть честным с собой (если Ваша цель – узнать себя получше и решить свою проблему). Можно использовать существительные, прилагательные, наречия, словосочетания. Итак, если Вы решили воспользоваться буквами (для начала так проще), возьмите листок бумаги и слева по вертикали запишите следующие буквы: т, д, б, м, г, а, ж, о, к, р, в, н, з, п, л, с. Теперь напротив каждой из них напишите слово, начинающееся на эту букву - первое, которое придёт в голову. Теперь попарно берите получившиеся слова, подбирая ассоциацию на каждые два идущих подряд по вертикали слова. Записывайте ассоциации напротив каждой пары слов. У Вас получится 8 слов. Затем снова по вертикали сверху вниз объединяйте по два получившихся слова и снова записывайте рождающиеся ассоциации. Теперь их будет 4. Объедините и их попарно, запишите две новые ассоциации. Объединив их, Вы получите ключевую ассоциацию, самую важную. Ассоциации помогали в исследованиях подсознательного, они использовались З.Фрейдом, затем К.Юнгом, и до сегодняшнего дня применяются многими психоаналитиками (и не только). Задействуя творческую составляющую своей личности, в ходе такого теста можно заглянуть в своё подсознание и найти пути решения проблемы, если таковая присутствует. Во всяком случае, излагая на бумаге ассоциации и мысли, мы подвергаем их анализу, поглубже заглядываем в себя и лучше понимаем.

Нарушение ассоциативного мышления

Нарушения ассоциативного мышления выражаются в изменении его темпа, целенаправленности и стройности. Серьёзные болезненные нарушения ассоциативного мышления являются предметом изучения в литературе по психиатрии и клинической психологии, в разделе психопатологии.

Были выявлены некоторые закономерности нарушений мыслительного процесса. Исходя из симптомов нарушений, разделяют, например, расстройства по форме и по содержанию. В первом случае речь идёт о нарушениях ассоциативного процесса мышления (то, как человек мыслит), а во втором – нарушения суждений (то, что человек думает, разного рода навязчивые состояния, бред, сверхчерные идеи). Ниже мы рассмотрим только некоторые виды нарушений ассоциативного мышления:

По изменению темпа мышления:

— Ускорение, заметно опережающий всех остальных темп обработки информации, генерации идей, принятия решений, иногда скачки идей. Такое ускорение характерно для маниакальных состояний.

— Замедление темпа, чрезмерное затягивание обдумывания и принятия решений.

— Непроизвольное вторжение мыслей (ментизм), мешающее мыслительному процессу, сбивающее с темы.

— Остановка мышления – обрыв течения мыслей, их непроизвольная остановка.

По подвижности, живости процесса мышления:

— Изобилие детализации, второстепенных подробностей, несущественных для темы.

— Излишняя обстоятельность, усугубляющая предыдущий пункт излишними отвлекающими ассоциациями и деталями.

— Вязкость мыслей, при которой мышление перестаёт быть продуктивным, теряется нить разговора.

По грамматическому построению речи:

— Использование клише, готовых штампов, шаблонов или вопросов при построении ответа, то есть использование речевых стереотипов.

— Повторение лишенных смысла слов, звуков или фраз.

— Бессвязное повторение слов или их сочетаний, в которых нет ни логического, ни грамматического построения.

По целенаправленности:

— Излишняя витиеватость при выражении простой мысли.

— Соскальзывание с темы в пространное рассуждение на отвлечённую ассоциацию с последующим возвращением к теме.

— Многословное пустое и пространное разглагольствование без цели, «ни о чем» (резонёрство).

— Направление усилий не на решение вопроса, а на исполнение протокола (формализм).

— Рассмотрение вопроса с разных углов зрения, с разными критериями оценки, меняя уровни обобщения, з-за чего невозможно принятие окончательного решения (разноплановость).

— Нечеткое, противоречивое использование понятий, когда понять, о чем речь, почти невозможно (аморфность).

— Нарушения логики мышления, при котором страдают или предпосылки, или причинно-следственные связи, или доказательства.

— Символизм, понятный только самому пациенту, и больше никому.

— Патологическое нахождение новых смыслов в словах, исходя, например, из количества букв или из их рифмования с тем или иным, (например, «счастливым» или «несчастливым) словом.

— Аутистическое мышление – такое, которое касается только внутреннего мира пациента, закрытого для посторонних.

— Архаическое мышление – в его основе лежат старинные стереотипы, суждения, взгляды, далекие от современности.

— Персеверация (упорство, настойчивость) – при этом человек настойчиво повторяет слова, фразу или дело, даже если уже исчерпан уместный контекст.

— Разорванность (отсутствие логической связи между понятиями, суждениями и умозаключениями), хотя грамматический строй речи при этом может быть и не нарушен.

Для поддержания мозга в тонусе важно комплексное развитие его познавательных функций, таких как внимание, мышление, память и восприятие. Для их развития можно использовать регулярные занятия на .

Мы искренне желаем Вам полезного и увлекательного времяпрепровождения и успехов в саморазвитии!

Упражнения на развитие ассоциативного мышления

Упражнение 1

Это известная игра, которую интереснее всего проводить в группе, но для начала рекомендуем вам освоить основные ее принципы вдвоем с кем-нибудь. Правила просты: один из играющих загадывает человека, известного всем, а другой (или другие) начинает спрашивать, с чем или кем ассоциируется этот человек, чтобы угадать, кто же именно загадан. Водящий должен сосредоточиться на загаданном человеке, тогда нужные ассоциации будут непроизвольно возникать в сознании. Если ваш партнер по игре вам хорошо известен, вы можете попытаться по окончании игры восстановить эти связующие цепочки. Точно так же можно загадывать книги, героев кинофильмов и т. д.

Упражнение 2

Это упражнение подготовит вас к процессу воспоминания информации, запомненной по принципу ассоциаций. Последите за собой: у вас постоянно возникают непроизвольные ассоциации. Остановитесь в момент, когда вы поймаете себя на этом. Попытайтесь восстановить логическую цепочку, связывающую вещи или понятия, возникшие у вас в сознании. Что лежит в основе возникшей ассоциации (сходство, контраст или смежность)?

Упражнение 3

Это еще одна игра, которая помогает тренировать память и ассоциативное мышление. Она называется «Светская беседа». Количество участников может быть довольно большим. Игроки заранее оговаривают тему будущего разговора. Первый участник начинает повествование на предложенную тему, в какой-то момент обрывает его и передает слово другому и т. д. Каждый из игроков старается увести рассказ от предложенной темы, запутывая беседу, перескакивая с образа на образ, с мысли на мысль.

Очередность вступления в беседу не оговаривается предварительно. Задача следующего игрока – распутать цепочку ассоциативных образов предыдущего рассказчика, и вернуться к начальной теме. Затем он сам выстраивает свое повествование на тех же условиях.

Приемы ассоциативного запоминания довольно просты:

1) выстраивание мысленной ассоциативной цепочки из двух или больше объектов, на одном конце которой будет то, что необходимо запомнить, на другой – некий ключ, который напомнит вам нужную информацию в нужный момент;

2) построение наглядного мысленного образа, связывающего все звенья ассоциативной цепочки воедино. На одном конце цепи вы должны поместить запоминаемую информацию, на другом – тот ассоциативный ключик, который позволит вам вспомнить ее (например, какой-либо предмет, который вам точно попадется на глаза в нужный момент).

Основные принципы, облегчающие работу с ассоциациями:

1) глубокая сосредоточенность и концентрированность при запоминании любых данных;

2) чем больше ассоциаций разного рода, связывающих необходимую информацию с различными раздражителями, тем лучше идет запоминание и тем проще данные восстанавливаются в памяти: контекст, образованный ассоциациями, подсказывает запомненное;

3) опытные мнемонисты говорят, что ассоциации должны быть оригинальными, необычными. Еще лучше, если они образуют своеобразные «сюжетные» цепочки (этот прием помогает, когда нужно запоминать списки, состоящие из пунктов ничем между собой не связанных).

Рассмотрим приемы на практическом примере. Например, вам нужно сходить на почту и отправить поздравительную телеграмму, но вы постоянно об этом забываете. Если вы собираетесь воспользоваться первым приемом, то выстройте цепочку: телеграмма – почта – голубь (ассоциация по сходству функций). Сконцентрируйтесь на том, чтобы связать звенья в единую наглядную цепь образов. Теперь, увидев на улице голубей, вы сразу вспомните о почте и телеграмме. Второй прием предлагает вам объединить все звенья в одном образе: пусть это будет голубь, держащий в руках телеграмму. Детализируйте картинку, чтобы представить ее как можно нагляднее: белоснежный голубь стучится в окно, опускается на подоконник, косит на вас глазом, а в его клюве – телеграмма. Или представьте себе бумажного голубка, сделанного из бланка поздравительной телеграммы; наверняка, вы сами делали таких в детстве. Вариантов может быть бесконечное количество, все зависит лишь от вашего воображения.

Все люди обладают способностью мыслить с помощью ассоциаций и регулярно применяют ее в повседневной жизни, а вот как развить ассоциативное мышление, знают далеко не все. О том, что такое ассоциации и как с помощью упражнений улучшить ассоциативную память, будет рассказано в этой статье.

Ассоциативное мышление: что это такое

Ассоциативное мышление представляет собой разновидность мыслительного процесса, в основе которого лежат связи между словами, то есть ассоциации.

Связи могут возникать между предметами, событиями, фактами, информация о которых хранится у человека в памяти. Например, если произнести слово «мимоза», то у многих возникнет мысль о празднике 8 Марта или о знаменитом салате, а слово «мандарин» чаще всего вызывает сладостные воспоминания о прекрасном празднике Новый Год. Такие воспоминания и называются ассоциациями, которые зависят от опыта конкретного человека.

В психологии ассоциации разделяются на несколько подвидов:

  1. Контрастные или противоположные (утро-вечер).
  2. Сходные или аналогичные (печка – микроволновка).
  3. Обобщенные (огурец – овощ, куртка – одежда).
  4. Смежные в пространстве и времени (зима – холод).
  5. Причинно-следственные по (тучи – дождь).
  6. Тематические (кашель – болезнь).
  7. Словообразовательные, появляющиеся на основе единого корня слов (жуть – жуткий).
  8. Фонетические, вызванные созвучностью слов (дочь-ночь).

Ассоциативное мышление очень полезно для решения самых разнообразных задач, они стимулируют мыслительную деятельность. Связи между понятиями проявляются не только в виде слов, у многих людей они возникают в виде образов, запахов, звуков. Все зависит от того, кем является человек (аудиалом, визуалом, кинестетиком).

Все люди по-разному запоминают информацию. Одним легче запомнить то, что они видят, другим нужно записать информацию на бумаге, третьим – прослушать ее. У каждого здорового человека есть способность создавать ассоциативные ряды. Но существует и такое понятие, как «ассоциативное расстройство». Это психическое заболевание, при котором человек не может построить в уме последовательный ряд связанных между собой терминов.

Тренировка мыслительного процесса, построенного на связи понятий, помогает делать новые открытия, генерировать новые идеи, улучшать запоминание нового материала. Так в основу системы быстрого запоминания Т. Бьюзена положен именно ассоциативный метод. Для закрепления новой информации в памяти нужно соотнести ее с уже знакомыми предметами.

Наша память так устроена, что связанные понятия намного легче запоминаются. Если нужно запомнить какое-то новое слово, следует его ассоциировать со знакомым словом по созвучию или по другим критериям. Так новое знание привязывается к базовому, которое уже прочно закрепилось в мозгу человека. Именно по такому принципу и работает ассоциативная память.

ВАЖНО! При помощи установления связей между словами, образами, понятиями в ходе мыслительного процесса развивается память и происходит генерирование идей. Это очень полезно для творческих людей, первооткрывателей новых законов во всех сферах научной и творческой деятельности.

Упражнения для тренировки

Сам мыслительный процесс с помощью построения ассоциативного ряда напрямую связан с творчеством, поэтому развивать его просто необходимо. В юном возрасте он очень хорошо развит.

Малыши, как правило, прекрасно играют словами, создают нетривиальные связи между ними, что помогает им усваивать новые знания. Развитие ассоциативного мышления стимулирует творческие способности, поэтому взрослым также полезно учиться запоминать информацию, используя связанные друг с другом слова.

Специалистами разработаны специальные упражнения, которые не только помогают улучшать мыслительные процессы у взрослых и детей, но также способствуют пополнению словарного запаса и развитию грамотной речи. Они довольно просты, делать их можно на протяжении всего дня.

Самые эффективные развивающие упражнения:

  1. Ассоциативная цепочка. Нужно выдумать два абсолютно разных слова. Следует построить между ними цепочку из слов, которые свяжут их. Например, исходными словами являются лай и машина. Цепочка будет выглядеть следующим образом: лай-собака-хозяин-человек-машина.
  2. Начало ассоциаций. Следует придумать слово, которое послужит началом ассоциативной цепочки. А затем к нему нужно будет подбирать слова, чтобы продолжить цепочку. Например, кофе – аромат – арабика – робуста – сливки – сахар.
  3. Общая ассоциация. Это задание предполагает наличие двух слов, к которым нужно придумывать ассоциации, связывающие их оба. Например, теплый, желтый. Это может быть песок, солнце, огонь.
  4. Связанная ассоциация. Выдумать два слова и подобрать к ним другие, имеющие связь по одному или нескольким признакам. К примеру, исходниками являются слова холодный и яркий. Связанными терминами могут быть лед, свет, мороженое.
  5. Раскрой секрет друдлов . Это упражнение сводится к описанию картинки, на которой изображены своеобразные каракули, но в них изначально заложена вариативность восприятия. Картинка может иметь множество интерпретаций и прекрасно тренирует процесс мышления.
  6. Нетривиальная ассоциация. К выдуманному термину нужно подобрать неординарную ассоциацию. К примеру, после произнесенного слова «компакт-диск» первое, что приходит на ум большинству людей – это музыка или фильм. Но компакт диски можно использовать для украшения елки, для поделок. Значит ассоциацией можно назвать слово «поделка» или «елка».

Итак, ассоциативная память необходима для того, чтобы запомнить необходимую информацию и долгое время удерживать ее в памяти. В создании ассоциативного ряда нет ничего сложного, только нужно учесть, что ассоциация должна быть яркой, необычной, интересной. Тренировка на основе упражнений по ассоциативному мышлению очень хорошо сказывается на развитии творческих способностей, воображения. Она помогает

Статьи по теме: