Абсолютные истины симоны де бовуар. Нетрадиционный брак: Симона де Бовуар - Жан-Поль Сартр Личная жизнь симоны де бовуар

Детство и получение образования

Симона де Бовуар (полное имя Симона Люси Эрнестина Мария Бертран де Бовуар) родилась 9 января 1908 в Париже в комфортабельных апартаментах на бульваре Распай. Семья принадлежала к старинному аристократическому роду, ведущему происхождение от Гийома де Шампо , средневекового французского теолога , ритора и логика , учителя знаменитого Абеляра . Симона была старшей дочерью в семье Жоржа Бертрана де Бовуара, работавшего юристом-секретарём, и Франсуазы де Бовуар, урождённой Брассо, набожной католичкой , которая была дочерью богатого банкира из Вердена . Через два года после рождения Симоны в семье появилась вторая дочка - Элен (англ. Hélène de Beauvoir ).

В пять с половиной лет родители отдали Симону в школу Кур Дезир (Cours Desir), в которой под наставничеством монахинь готовили к добродетельной жизни девочек из благородных семей. Родители, в первую очередь мать, желали видеть Симону в будущем добропорядочной женой какого-нибудь буржуа , а, возможно, и принца . Её мечтам не дано было осуществиться, что было ещё более разочаровывающим с учётом произошедшего разорения семьи по вине главы семейства: Бертран де Бовуар вложился в займы царского правительства под высокий доход, обещанный Николаем Вторым , однако революция 1917 года похоронила мечты о доходах, как и непосредственно сами вложения. Строгое буржуазное воспитание, полученное от матери, описано в книге Симоны «Воспоминания благовоспитанной девицы» (Mémoires d’une jeune fille rangée, 1958).

Разорение семейства, печальное по сути, вместе с тем явилось для Симоны вполне реальным подтверждением той особой судьбы, которую она представляла себе в детстве. Усердно предаваясь молитвам, девочка «играла» в великомученницу, полагая, что жизнь её навсегда отдана Богу. Однако прилежное обучение в школе, где она ходила в лучших ученицах, не могло исправить бедственного положения семьи, которая вынуждена была сменить престижное жильё над богемным рестораном «Ротонда» (англ. La Rotonde ) на тесную квартиру в тёмном доме без лифта на улице Рен, а молитвы не вносили мира в отношения матери и отца, потерявших уверенность в будущем дне.

Отец был счастлив увидеть в Симоне «мужской» ум, что скрашивало его давнее огорчение от того, что родилась девочка, а не мальчик. И Бертран, и Франсуаза увещевали, что теперь только образование поможет Симоне выбраться из того бедственного положения, в котором оказалась семья. Суровая реальность оставляла меньше времени и желания на мистические откровения, а трезвый рассудок Симоны требовал «трезвых» ответов на возникающие вопросы. Попытки дождаться ответа от бога сменяются разочарованием, бог не являет себя Симоне ни в знаках ни в откровениях. К подростковому возрасту в девочке проявилась ещё одна характерная особенность: наряду с отменным интеллектом у неё становится весьма заметна способность принимать бескомпромиссные не допускающие двузначности решения. И поскольку ответов от бога не поступило, Симона меняет курс и определяет, что впредь ответы она будет искать с помощью разума. Шаг от великомученницы к воинствующей атеистке отнюдь не выглядел прыжком из огня в полымя, по меркам Симоны это был действительно только шаг, обоснованный и понятный.

В 1925 году Симона оканчивает школу и сдаёт экзамены по математике и философии в бакалавриат . Она начинает углублённо изучать математику в католическом институте, литературу и язык в институте Сен-Мари. Через год она получает диплом Парижского университета по общей математике, литературе и латинскому языку . Ещё через год, в 1927 году, она получает диплом по философии. На учительской практике она знакомится с Морисом Мерло-Понти и Клодом Леви-Строссом , с которыми работает в одной школе. Весной 1928 года она получает степень бакалавра искусств . На факультете искусств встречается с Жаном-Полем Сартром , Полем Низаном , Рене Маю (англ. René Maheu ). Начинает готовиться к конкурсу (англ. Agrégation ) по философии - экзамену, в ходе которого составляется национальный рейтинг студентов, - для чего, в частности, посещает занятия в Высшей нормальной школе . Первое место на экзамене получает Жан-Поль Сартр, второе - Симона, и в свой двадцать один год, она самая молодая из всех, у кого когда-либо получалось сдать этот экзамен.

Знакомство с Сартром перерастает в отношения, которые будут длиться всю жизнь до самой её смерти.



После окончания высшей школы

После окончания учёбы де Бовуар и Сартр должны были решить, остаются ли они вместе. Однако мужем и женой они так и не стали. Вместо этого они заключают между собой договор, согласно которому они становятся партнёрами, храня друг другу интеллектуальную верность, при этом не считая изменой любовные связи на стороне.

В 1929-1931 годах Сартр проходит службу в армии. После службы его направляют на работу в Гавр , Симона же в 1931 году уезжает работать преподавательницей в Марсель . Они решили продлить свой договор и по-прежнему не хотели связывать друг друга обязательствами, при этом продолжая близкое общение. В 1932 году Симона переезжает в Руан преподавать в лицее Корнеля (англ. Lycée Pierre-Corneille ), где работает до 1937 года, после чего преподаёт в Париже в лицее Мольера (англ. Lycée Molière ). Она постоянно видится с Сартром, и оба ведут в это время безмятежную жизнь, полную интеллектуальных игр, флирта и любовных приключений.

Происходит знакомство с девятнадцатилетней Ольгой Казакевич, которая была студенткой Симоны в Руане. Ольга флиртует как с Сартром, так и с Симоной. Пара, захваченная идеей свободы, решает создать «трио». Один из отпусков, нарушая традицию, Сартр проводит полностью с Ольгой, оставив де Бовуар в Париже. Несмотря на отчаянные попытки Сартра, Ольга так и не стала его любовницей, но у него получилось соблазнить её сестру, Ванду. Симона также не слишком ограничивала себя в приключениях. Бьянка Ламблин, её ученица в то время, позднее признавалась в сексуальной связи с учительницей. Другим увлечением была ученица Натали Сорокина, которую Симона затем познакомила с Сартром. Клубок связей дополнял Жак-Лоран Бост, уже ученик Сартра. Женившись на Ольге Казакевич, он в то же время стал и любовником Симоны и долгие годы поддерживал с ней интенсивную переписку.

За игрой Симона и Сартр пытались скрыться от реальности, точнее сказать, делали всё возможное, чтобы поверить самим себе: скучная, жестокая, пронизанная моральными ограничениями, страшная, - реальность не имеет над ними силы. Они делают всё возможное, чтобы игрой поддержать тот идеальный образ, что привлекал их обоих: союз свободных творческих личностей, не привязанных ни к социальным классам, живущим вне времени, цель которых - полнота жизни. Погружённые в мир литературы и философии, они придерживаются крайних революционных идей, при этом находясь на другом полюсе от реального участия в политической жизни.

Однако реальность рушила идеалистические замыслы де Бовуар и Сартра. Предвоенная политическая жизнь в Европе являла не абстрактные революции, а вполне реальный расцвет нацизма в Германии и фашизма в Италии. Да и в личной жизни попытки поддерживать безмятежность далеко не всегда оказывались успешными. Осознание, что по большому счёту Сартр ничем к ней не привязан и интеллектуальное родство не обеспечивает прочности отношений, пугает Симону. Страх потерять самого близкого человека не покидает её, хотя она всегда стремилась его не обнаруживать.

Во время войны

В 1939 году она делает попытку напечатать свою первую книгу - сборник рассказов «Главенство духа» (издан в 1979 году под названием «Когда главенствует дух» Quand prime le spirituel ). Однако рукопись отвергнута издательством, которая нашла показанную Бовуар картину нравов неубедительной. В этом же году Сартра с началом Странной войны забирают в армию, и в июне 1940 года он попадает в плен, где проводит девять месяцев и отпускается по причине слабого здоровья.

После возвращения Сартра в Париж, Симона вместе с ним принимает участие в организации подпольной группы «Социализм и свобода», в которой также участвовали Морис Мерло-Понти , Жан-Туссен Десанти, Жан Канапа другие. Однако группа скоро расформировывается, и Сартр решает бороться с оккупацией с помощью писательства.

В 1943 году Бовуар отстраняют от преподавательской деятельности, поводом для чего послужило заявление матери Натали Сорокиной, обвиняющей Симону в растлении своей дочери. Отстранение было снято после войны. В 1943 году Бовуар публикует свой первый роман - «Гостья» (L’Invitée), который проводит идеи экзистенциализма. Эта тематика (свобода, ответственность, межличностные отношения) присутствует и в последующих её работах . Работу над «Гостьей» Бовуар начала ещё в 1938 году, книга была закончена летом 1941-го. Однако в романе не нашли отражения бурные события политической жизни того периода. Симона погружена в свои «мечты шизофренички», и темой книги становится история запутанных любовных отношений, прообразом которых стали отношения Симоны, Жана-Поля и сестёр Казакевич. Создавая роман, Бовуар пытается преодолеть собственную ревность к Ольге, которая мучила её, пытается осознать, что такое любовь и общение. Писательница делает попытку уйти от традиционной женской покорности и создать персонаж, способный свободно проявлять свои чувства, не взирая на социальные ограничения. Однако в полной мере осуществить этот замысел не удаётся, свобода получается возможной лишь в грёзах самообмана, а женщина оказывается не в силах удержать собственнические инстинкты по отношению к любимому мужчине.

В 1944 году Жан Гренье знакомит Симону с понятием экзистенциализма . Она соглашается написать эссе для готовящегося сборника, отражающего современные идеологические направления, и к 1944 году пишет «Пирра и Цинеаса» («Pyrrhus et Cinéas»). В нём Бовуар «приходит к заключению, что всякое действие чревато риском и угрозой поражения. Долг человека перед собой в том, чтобы соглашаться на риск, но отвергать даже мысль о грядущем поражении».

В годы войны Симона пишет роман о Сопротивлении «Кровь других» («Le Sang des autres»). Признанный в Америке «учебником экзистенциализма» книга представляет из себя позицию Бовуар по вопросам ответственности человека за свои поступки.

«У меня всегда была потребность говорить о себе… Первый вопрос, который у меня возникал всегда, был такой: что значит быть женщиной? Я думала, что тотчас на него отвечу. Но стоило внимательно взглянуть на эту проблему, и я поняла прежде всего, что этот мир сделан для мужчин…» - так писала о себе Симона де Бовуар, классик феминистской литературы.

«Прелестные картинки» (1966)

«Прелестные картинки» (1966) - это исповедь писательницы. Героиня повести - молодая женщина. Работа в рекламном агентстве приучила ее представлять жизнь как серию картинок из глянцевых журналов: благоустроенный дом, воспитанные дети, муж - модный архитектор, любовник - все как в рекламе. Но что таится за этими благополучными клише? Есть ли здесь место живым чувствам?

Книги на русском языке

  • Симона де Бовуар. Мандарины = Les Mandarins / Пер. с фр. Н. А. Световидовой, статья, примеч. Н. И. Полторацкой. - М .: Ладомир, 2005. - 618 с. - (Литературные памятники). - 2000 экз. - ISBN 5-86218-452-X
  • Симона де Бовуар. Воспоминания благовоспитанной девицы = Memoires d"une jeune fille rangee / Пер. с фр. М. Аннинской, Е. Леоновой. - М .: Согласие, 2004. - 496 с. - 5000 экз. - ISBN 5-86884-123-9
  • Симона де Бовуар. Сила обстоятельств = Le force des choses / Пер. с фр. Н. Световидовой. - М .: Флюид, 2008. - 496 с. - (Роман с жизнью). - 2000 экз. - ISBN 978-5-98358-110-4
  • Симона де Бовуар Очень легкая смерть / Предисл. Л. Токарева. М.: Республика, 1992.
    • Прелестные картинки / Пер. с фр. Л. Зониной
    • Очень легкая смерть / Пер. с фр. Н. Столяровой
    • Сломленная / Пер. с фр. Б. Арзуманян
    • Нужно ли сжечь маркиза де Сада? Эссе / Пер. с англ. Н. Кротовской и И. Москвиной-Тархановой
  • Симона де Бовуар Трансатлантический роман. Письма к Нельсону Ольгрену 1947-1964. / Пер. с фр. И. Мягковой при участии А. Зверева, предисл. С. Ле Бон де Бовуар. М.: Искусство, 2003.

Примечания

Литература

  • Полторацкая Н. И. Симона де Бовуар и Россия (по книгам воспоминаний писательницы)// Наваждения: к истории «русской идеи» во французской литературе XX в.: материалы российско-французского коллоквиума (С.-Петерб., 2-3 июля 2001 г.)/ отв. ред. С. Л. Фокин. М.: Наука, 2005. С.114-127.
  • Долгов К. М. О встрече с Жан-Поль Сартром и Симоной де Бовуар // Вопросы философии.2007. № 2. С. 151-160.
  • Appignanesi, Lisa, 2005, Simone de Beauvoir, London: Haus, ISBN 1-904950-09-4
  • Bair, Deirdre, 1990. Simone de Beauvoir: A Biography. New York: Summit Books, ISBN 0-671-60681-6
  • Rowley, Hazel, 2005. Tête-a-Tête: Simone de Beauvoir and Jean-Paul Sartre. New York: HarperCollins.
  • Suzanne Lilar, 1969. Le Malentendu du Deuxième Sexe (with collaboration of Prof. Dreyfus). Paris, University Presses of France (Presses Universitaires de France).
  • Fraser, M., 1999. Identity Without Selfhood: Simone de Beauvoir and Bisexuality, Cambridge and New York: Cambridge University Press.

Симона де Бовуар (полное имя Симона-Люси-Эрнестина-Мари Бертран де Бовуар) – французская писательница, представительница экзистенциальной философии, идеолог феминистского движения – родилась 9 января 1908 года в Париже в комфортабельных апартаментах на бульваре Распай.

Семья принадлежала к старинному аристократическому роду, ведущему происхождение от Гийома де Шампо – средневекового французского теолога, ритора и логика, учителя Абеляра. Симона была старшей дочерью в семье Жоржа Бертрана де Бовуара, работавшего юристом-секретарём, и Франсуазы де Бовуар, урождённой Брассо, набожной католички, которая была дочерью богатого банкира из Вердена. Через два года после рождения Симоны в семье появилась вторая дочь – Элен.

В пять с половиной лет родители отдали Симону в школу Кур Дезир, в которой под наставничеством монахинь готовили к добродетельной жизни девочек из благородных семей. Родители, в первую очередь мать, желали видеть Симону в будущем добропорядочной женой какого-нибудь буржуа, а возможно, и принца. Её мечтам не дано было осуществиться, что было ещё более разочаровывающим с учётом произошедшего разорения семьи по вине главы семейства: Бертран де Бовуар вложился в заём правительства Российской империи под высокий доход, обещанный Николаем II, однако революция 1917 года похоронила мечты о доходах, как и непосредственно сами вложения. Строгое буржуазное воспитание, полученное от матери, описано в книге Симоны «Воспоминания благовоспитанной девицы» (Mémoires d’une jeune fille rangée, 1958 ).

Разорение семейства, печальное по сути, вместе с тем явилось для Симоны вполне реальным подтверждением той особой судьбы, которую она представляла себе в детстве. Усердно предаваясь молитвам, девочка «играла» в великомученицу, полагая, что жизнь её навсегда отдана Богу. Однако прилежное обучение в школе, где она ходила в лучших ученицах, не могло исправить бедственного положения семьи, которая вынуждена была сменить престижное жильё над богемным рестораном «Ротонда» на тесную квартиру в тёмном доме без лифта на улице Рен.

Родители объяснили дочери, что только образование поможет ей выбраться из бедственного положения, в котором оказалась семья. Религиозность сменилась сомнениями, а затем и разочарованием. К подростковому возрасту в девочке проявилась ещё одна характерная особенность: наряду с интеллектом у неё проявилась способность принимать бескомпромиссные решения. Шаг от великомученицы к воинствующей атеистке по меркам Симоны был обоснованным и разумным шагом.

Интерес к литературе ей привил отец. К пятнадцати годам Симона уже решила стать знаменитым писателем. Её увлекали Морис Баррес, Поль Клодель, Андре Жид, Поль Валери, а ведение подробного дневника заменило исповедь.

Окончила школу в 1925 ; изучала математику в Католическом институте Парижа, филологию в институте Сен-Мари-де-Нейи. Через год получила диплом Парижского университета по литературе и латинскому языку. В 1927 получила диплом по философии (её выпускная квалификационная работа была посвящена философии Лейбница) и стала девятой женщиной, окончившей Сорбонну. На учительской практике познакомилась с Морисом Мерло-Понти и Клодом Леви-Строссом; работала с ними в одной школе. Весной 1928 она получила степень бакалавра искусств. На факультете искусств встретилась с Жаном-Полем Сартром, Полем Низаном, Рене Майо (последний, обыгрывая созвучие её фамилии с английским словом beaver (бобёр), дал ей прозвище «Бобёр», в дружеском кругу закрепившееся за Симоной до конца жизни). Начала готовиться к конкурсу по философии – экзамену, по результатам которого составляется общефранцузский рейтинг студентов, – для чего, в частности, посещала занятия в престижной Высшей нормальной школе. Первое место на экзамене получил Жан-Поль Сартр, второе – Симона, и в свой двадцать один год стала самой молодой из сдавших этот экзамен.

Знакомство с Сартром переросло в отношения, которые длились всю жизнь. После окончания учёбы де Бовуар и Сартр должны были решить, остаются ли они вместе. Однако мужем и женой они так и не стали. Вместо этого они заключили между собой договор, согласно которому становились партнёрами, храня друг другу интеллектуальную верность, при этом не считая изменой любовные связи на стороне.

В 1929-1931 Сартр проходил службу в армии. После службы его направили на работу в Гавр, Симона же в 1931 отправилась преподавать философию в Марсель. Они решили продлить свой договор и по-прежнему не хотели связывать друг друга обязательствами, при этом продолжая близкое общение. В 1932-1937 Симона работала в Руане - преподавала в Лицее Корнеля, а затем - в парижском Лицее Мольера. Она постоянно виделась с Сартром, и оба вели в это время безмятежную жизнь, полную интеллектуальных игр, флирта и любовных приключений.

Погружённые в мир литературы и философии, Симона и Сартр придерживались крайних революционных взглядов, при этом находясь на другом полюсе от реального участия в политической жизни.

В 1939 она делает попытку напечатать свою первую книгу – сборник рассказов «Главенство духа» (издан в 1979 под названием «Когда главенствует дух» (Quand prime le spirituel)). Однако рукопись отвергнута издательством, которая нашла показанную Бовуар картину нравов неубедительной. В этом же году Сартра с началом Странной войны забирают в армию, и в июне 1940 он попадает в плен, где проводит девять месяцев и отпускается по причине слабого здоровья.

После возвращения Сартра в Париж, Симона вместе с ним принимает участие в организации подпольной группы «Социализм и свобода», в которой также участвовали Морис Мерло-Понти, Жан-Туссен Десанти, Жан Канапа и другие. Однако группа скоро расформировывается, и Сартр решает бороться с оккупацией с помощью писательства.

В 1943 Бовуар отстраняют от преподавательской деятельности, поводом для чего послужило заявление матери Натали Сорокиной, обвиняющей Симону в растлении своей дочери. Отстранение было снято после войны. В 1943 Бовуар публикует свой первый роман – «Гостья» (L’Invitée), который проводит идеи экзистенциализма. Эта тематика (свобода, ответственность, межличностные отношения) присутствует и в последующих её работах. Работу над «Гостьей» Бовуар начала ещё в 1938 , книга была закончена летом 1941 . Однако в романе не нашли отражения бурные события политической жизни того периода.

В 1944 Жан Гренье знакомит Симону с понятием экзистенциализма. Она соглашается написать эссе для готовящегося сборника, отражающего современные идеологические направления, и к 1944 пишет «Пирра и Цинеаса» (Pyrrhus et Cinéas). В нём Бовуар «приходит к заключению, что всякое действие чревато риском и угрозой поражения. Долг человека перед собой в том, чтобы соглашаться на риск, но отвергать даже мысль о грядущем поражении».

В годы войны Симона пишет роман о Сопротивлении «Кровь других» (Le Sang des autres»). Признанная в Америке «учебником экзистенциализма», книга представляет собой позицию Бовуар по вопросам ответственности человека за свои поступки.

В 1945 Сартр вместе с Мишелем Лейрисом, Борисом Вианом и другими основывает литературно-политический журнал «Новые времена». В редколлегию вместе с Симоной входят Морис Мерло-Понти, Раймон Арон, Жан Полан. В дальнейшем Симона принимала деятельнейшее участии в жизни журнала. Частые отлучки Сартра в США вынуждали её писать эссе и заметки для журнала не только от своего, но и от его имени. Также она оставалась самым важным его редактором и критиком: она прочитывала всё написанное им до строчки.

После войны Симона плодотворно трудится. В 1945 в «Новых временах» выходит её труд «Литература и метафизика» (Littérature et métaphysique), позднее вошедший в книгу «За мораль двусмысленности» (Pour une morale de l’ambiguïté, 1947 ), она издаёт фантастический роман «Все люди смертны» (Tous les hommes sont mortels, 1946 ). Но профессиональные успехи омрачаются новыми проблемами в личной жизни, связанные, разумеется, с Сартром. В США Жан-Поль безумно увлекается Долорес Ванетти и почти забывает о Симоне. Не в силах повлиять на него, она вынуждена преобразовывать терзающие её чувства в слова на бумаге («Все люди смертны» как раз явился результатом её страданий).

В 1947 Симона также отправляется в США с курсом лекций по литературе. Там она встречает Нельсона Олгрена. Между ними начинается роман, продлившийся четырнадцать лет. Симона ощутила тепло и радость неподдельной физической любви, однако выйти замуж за Олгрена и иметь с ним детей она отказалась. Узы, связывающие её с Сартром, оставались непоколебимы. И хотя их пути после войны во многом разошлись, как в пространстве, так и в философских воззрениях, Бовуар никогда не предавала идею о прекрасном союзе двух интеллектуалов, наоборот, она всегда старалась её подпитывать, как бы иллюзорна временами она ни становилась.

В 1958 выпустила первую книгу автобиографической трилогии – «Воспоминания благовоспитанной девицы» (Memoires d’une jeune fille rangée, 1958 ). В этой книге автор рассказывает о своей жизни до зрелого возраста. В двух последующих частях автобиографической трилогии, «Сила зрелости» (La Force de l"âge, 1960 ) и «Сила вещей» (La Force des choses, 1963 ), изображается её жизнь сподвижницы и ученицы Сартра. В романах Симоны де Бовуар развиваются экзистенциалистские идеи. В романе «Мандарины» (Les Mandarins, 1954 ), получившем самую престижную литературную премию Франции – Гонкуровскую, отражены события жизни писателей из окружения Сартра, показана идейная и политическая жизнь послевоенной Франции.

Биография женщины, речь о которой пойдет в данной статье, не похожа ни на одну другую. Это была самобытная личность, обладавшая особым взглядом на мир, наделенная философским мышлением.

Симона де Бовуар разительно отличалась от большинства своих современниц. Эта писательница и философ была свободной, вольной, сильной и уверенной сторонницей феминистских взглядов и эмансипации женского пола.

Наша героиня родилась во Франции в 1908 году в обеспеченной семье, принадлежавшей к древнему роду аристократов. Ее отец работал юристом, а мать была очень религиозной дочерью богатого банкира. Детство Симоны, как и ее младшей сестры, проходило в достатке, роскоши и «правильном» воспитании.

С малых лет девочка посещала школу, в которой девочек из благородных семей готовили к достойному их будущему. Они с малых лет были убеждены в том, что смысл жизни заключается в семье, хорошем богатом муже и детях. Их учили поклоняться Богу, молиться за грехи человека и быть целомудренными. Симона верила, что ее жизнь будет полностью посвящена этому и старалась не отступать от этого предназначения даже в мыслях.

Все изменилось, когда глава семейства потерял все свои сбережения и семье пришлось переехать из роскошных апартаментов в небольшую тесную квартирку. Тогда девочка поняла, что молитвами изменить положение семьи не получится, нужно было получать достойное образование. В возрасте 15 лет Симона становится атеисткой и начинает пробовать себя на литературном поприще. Именно это направление и станет основным в ее жизни. В течение трех лет, с 1926 по 1928 год, Симона де Бовуар получает три диплома: по литературе, философии и искусству.

В годы учебы у Симоны выработалась собственная концепция жизни женщины. Сама девушка не признавала чувства любви к противоположному полу как «высшую степень химических и биологических процессов, возникающих при контакте с мужчиной». Симона уже в юности была убеждена, что отношения между мужчиной и женщиной должны быть искренними, свободными и доверительными.

А секс, нежность и излишняя откровенность – лишь порывы человеческой натуры, которые особого внимания не заслуживают. Симона не стремилась иметь мужа и детей (ее концепция личной жизни не предполагала цели иметь собственных детей, именно поэтому их у нее и не было).

Еще будучи студенткой, писательница познакомилась с известным философом и писателем Жан-Полем Сартром. Мужчина был неказист, невысок ростом, да к тому же слепой на один глаз. Но широта его знаний, остроумие и философские идеи, близкие ее взглядам, на всю жизнь очаровали юную особу. Именно с этим мужчиной Симона де Бовуар будет рядом всю жизнь, но мужем его так и не назовет.

Бовуар и Сартр впервые встретились в 1927 году. Спустя некоторое время вместо замужества молодой 24-летний парень предложил своей даме заключить «декрет любви», который заключался в полной свободе молодых людей. Симону такой вариант вполне устраивал, так как она не хотела расставаться со статусом свободной, прогрессивно мыслящей девушки.

Но через полтора года Бовуар пришлось уехать преподавать философию в Руане, а ее спутнику – в другой город. Средством связи служили письма, которыми друзья периодически обменивались. Это вскоре вошло в привычку, и в дальнейшем, даже находясь в одном городе, они обменивались посланиями как знаками откровенности и искренности душ.

В это время Сартр, чтобы избавиться от физического одиночества, начинает встречаться с 19-летней Ольгой Казакевич. Молодая особа на время избавляет мужчину от дурных мыслей и становится любовницей не только самого Жан-Поля, но и Симоны де Бовуар.

Дело в том, что как только «жена Сартра» знакомится с Ольгой, ее охватывает желание познать плотскую любовь к девушке. И время от времени Казакевич встречается как с Сартром, так и с Симоной. На протяжении жизни у обоих партнеров то и дело появлялись интрижки на стороне. И они это друг от друга не скрывали.

В своей книге «Второй пол» французская эмансипе описывает однополую связь людей. Проблема, которую поднимает писательница, заключается в том, что женский интеллект и плотская сущность несовместимы в одном женском обличье. Об этом и рассуждает писательница.

В конце 30-х годов, когда экзистенциализм стал одним из ведущих направлений философии, выходят из печати два произведения Жан-Поля Сартра. Первый, «Тошнота», выявил в литературном мире новый тип героя. Наделить героя книги теми качествами, которыми он обладает, Сартру подсказала Симона. И автор в знак благодарности посвятил «Тошноту» своей женщине. А Ольге, из чувства справедливости и благородства, посвятил сборник рассказов «Стена». Вскоре началась война. Сартр был призван на фронт, а на Симону де Бовуар легли все заботы о «членах» их семьи: любовниках, подругах и советчиках.

Гражданские супруги и их взгляды стали очень популярными в обществе. Их произведения вдохновляли молодежь на большие стремления, заставляли перестраивать мышление и менять отношение к жизни.

К тому моменту у Сартра уже сложилась окончательная формула любви. Для него любовь – это конфликт, который не дает полной свободы человеку. Идеальный вариант – «одинокий герой», который все время в поиске своего места в жизни и условий, удовлетворяющих его в данный момент. У Бовуар же была концепция, основывающаяся на иллюзорности любви, которая исходит из общественных устоев и ограничений. Отношения, по ее мнению, должны строиться в форме сотрудничества друг с другом.

К концу 70-х годов Сартр полностью ослеп и решил уйти из литературного мира. Из-за ощущения пустоты жизни он пристрастился к алкоголю и транквилизаторам. Вскоре его не стало. Симона, всю жизнь не признававшая любовь как чувство, после смерти Сартра призналась, что пережила с ним самые важные моменты в жизни.

После кончины своего партнера она потеряла всякий интерес к жизни и пережила его только на 6 лет. Ее смерть наступила практически в тот же день, что и у Сартра, – 14 апреля 1986 года. Похоронены «супруги» в одной могиле, куда и по сей день поклонники приносят цветы и камни.

  • «Второй пол».
  • «Мандарины».
  • «Очень легкая смерть».
  • «Сломленная».
  • «Сила обстоятельств».
  • «Все люди смертны».
  • «Трансатлантический роман. Письма к Нельсону Ольгрену» (вышел после смерти писательницы).

В любовных приключениях есть все, что угодно, кроме любви.
Ф. Ларошфуко

Симона де Бовуар и Жан-Поль Сартр познакомились в 1929 году во время учебы в Сорбонне. Со стороны казалось, что они никак не подходят друг другу: стройная, всегда элегантная Бовуар и Сартр - невысокий, с брюшком, к тому же слепой на один глаз. Но красавица Симона не обращала внимания на неказистость поклонника, она была очарована его умными речами, недюжинным интеллектом, остроумием и не в последнюю очередь тем, что у них было много общего во взглядах на жизнь и на любимую философию. Со студенческих лет за Симоной закрепилась слава опасного полемиста, легко улавливающего неуверенность или фальшь в аргументах собеседника. Судя по всему, она была единственным достойным противником Сартра, невероятно азартного в дискуссии, а уж разглядеть в темпераментном оппоненте страстную женщину ему, не менее азартному в покорении слабого пола, не составляло труда.

Вместо руки и сердца Жан-Поль предложил своей возлюбленной заключить "Манифест любви": быть вместе, но при этом оставаться свободными. Симону, которая больше всего на свете дорожила своей репутацией свободно мыслящей особы, такая постановка вопроса вполне устраивала, она выдвинула лишь одно встречное условие: взаимная откровенность всегда и во всем - как в творчестве, так и в интимной жизни. Знать мысли чувства Сартра представлялось ей более надежной гарантией их отношений, нежели законный брак.

По окончании университета жизнь организовала им первое испытание: Симона получила место преподавателя философии в Руане, Жан-Поль в Гавре. В течение нескольких лет они общались только посредством переписки. Со временем эта вынужденная необходимость превратилась в неискоренимую привычку на всю жизнь. Позднее они писали друг другу письма, даже находясь в одном городе. Сартр никогда не скрывал, что в жизни боялся только одного: потерять Симону, которую называл своей сутью. Но вместе с тем уже после двух лет знакомства ему показалось, что их отношения слишком прочны, "безопасны", подконтрольны, а значит - несвободны.

Чтобы избавиться от неминуемой скуки, 30-летний Сартр начинает встречаться с совсем еще юной Ольгой Козакевич, бывшей ученицей Симоны. Ольга не только избавила Сартра от приступов дурного настроения и апатии, но и стала первым членом "семьи" - своеобразного сообщества любовников и любовниц, разделявших не только мировоззренческие, но и альковные интересы "философского союза". Вскоре Ольга стала любовницей и Симоны. По ее воспоминаниям, буквально с первой минуты знакомства ее пленила эта очаровательная женщина, показавшаяся такой одинокой.

Время от времени Симона встречалась с женщинами. Подобные отношения она считала вполне естественными. В своей книге The Second Sex (которую можно перевести и как "Второй пол", и как "Второй секс"). Впрочем, в этой книге основное внимание Симона сосредоточила на проблеме, разрешить, которую ей не помог разрешить даже Сартр: с древних времен интеллектуальное развитие и женская идентичность представлялись несовместимыми. "Синий чулок бесполое существо" - если даже ученые женщины не думали о себе в подобных негативных терминах, это за них делали мужчины, лучшим комплиментом которых было: "Она думает как мужчина".

В 1938 году Бовуар и Сартр обосновались в Париже, поселившись в разных комнатах "Мистраль". Симона терпеть не могла "одомашненности", а потому большую часть времени они проводили в кафе, где в то время и делалось искусство. Экзистенциализм как "философия жизни" именно во французском своем варианте - Мальро, Ануя, Камю и, разумеется, Сарира - практически смыкался с художественной литературой, которую экзистенциалисты считали наиболее эффективным средством воздействия на жизнь.

"Писать - значит действовать", говорил Сартр. Его роман "Тошнота", выведший на подмостки истории новый тип героя, имел шумный успехи, естественно не обошелся без Симоны. Именно она подсказала мэтру французской философии "вмонтировать" рефлексию его героя Рокантена в детективный сюжет. В благодарность Сартр посвятил этот роман ей, а Ольге Казакевич - вероятно, из чувства справедливости, досталось посвящение другого сартровского шедевра - сборника рассказов "Стена".

Перед самой войной у Сартра появилось еще одно новое увлечение - Ванда, сестра Ольги. Она тоже была удостоена чести стать членом "семьи" - после того, как Сартр успешно справился с ее девственностью. Затем было образовано эмоциональное и сексуальное трио с Бьянкой Бьенефельд. А у Симоны был в то время роман еще и с Жак-Лораном Боссом, одним из студентов Сартра. Жак-Лоран также на долгое время стал членом их "семьи", поскольку был одновременно и любовником Ольги. О своих отношениях с Жак-Лораном Бовуар написала Сартру: "Это было великолепно. Правда, порой чересчур страстно". У Бовуар с Сартром не было секретов друг от друга, но все же не столь "продвинутых" членов семьи они оберегали: роман Симоны с Боссом держался в секрете от Ольги.

Вторая мировая война никак не изменила структуру "семьи". Сартр был призван в армию. В его отсутствие забота о содержании "семьи" легла на Симону. Ей пришлось работать в поте лица, чтобы помогать "сестрам Коз", Ольге и Ванде, да к тому же ее беспокоил ушедший не фронт Босс, хотя и чуть меньше, чем солдат Сартр, место которого было, по ее мнению, не в окопах, а за письменным столом. "Дорогой, - писала ему Симона, - как только у тебя будет время, займись своей философской системой". Именно в армии, вняв ее совету, Сартр начал работу над главной своей книгой - философским трактатом "Бытие и Ничто", закончил первую главу романа "Дороги свободы".

В 1940 году немецкие войска вошли на территорию Франции. Сартр оказался в лагере для военнопленных. Немецкий лагерь пробудил в нем театральное призвание. Залом, где состоялась премьера его трагедии - притчи "Мухи", которой вскоре суждено было обойти все европейские сцены, стал барак за колючей проволокой.

После войны Бовуар и Сартр оказались на гребне славы. Опубликованные романы и философские труды принесли им репутацию "властителей дум". В Париже появились "экзистенциалистские кафе" с непременным черным потолком - дабы посетителям было легче сосредоточиться на переживании "тоски", "тревоги", "абсурда" или "тошноты".

К тому времени Сартр и Бовуар были вместе уже 16 лет, и их отношения были на редкость прочными, несмотря на разный подход к осмыслению философской проблемы любви. Для Сартра любовь всегда стоит под знаком конфликта - это опасная иллюзия, сковывающая свободу человека. Сартр допускал лишь свободу "одинокого героя", который постоянно пребывает в поиске своей аутентичности. Бовуар, не отрицая иллюзорности любви, основанной на общественных ограничениях и условностях, говорила, что человеческой свободе, тем не менее должна быть придана "форма" путем сотрудничества с другими людьми.

Как бы то ни было, отношения Сартра и Бовуар ничто не могло разрушить, даже интрижки Сартра с молоденькими актрисами Долорес Ванетти и Мишель Вьян, даже угрожающе серьезный роман сорокалетней Бовуар с молодым чикагским писателем Нельсоном Алгреном. Эта четырехлетняя связь закончилась печально для обеих сторон. Нельсон надеялся, что Симона навсегда останется с ним, а она именно этого и боялась, потому что не могла себе представить, что предаст Сартра.

Разрыв с Алгреном оказался для Симоны болезненным. Она забылась лишь в 1954 году в объятиях 27 - летнего Клоада Ланцмана, который был на 20 лет ее моложе. Ланцман был очарован Бовуар, ее проницательным умом и уверенностью в себе. Один из немногих поклонников Симоны, он сумел разглядеть в ней обычную женщину, любящую жизнь и боящуюся смерти. Их отношения продолжались семь лет и благополучно сошли на нет по обоюдному согласию.

С некоторых пор Сартр и Бовуар полюбили путешествовать. Объездив едва ли не весь мир, встречались с Фиделем Кастро, Че Геварой, Мао Цзедуном, Хрущевым и Тито.

Даже на склоне лет Сартр оставался верен себе, не избегая любовных авантюр. Особенно сильной страстью он воспылал к Арлетт эль-Каим, молоденькой студентке из Алжира, ставшей убежденной сторонницей экзистенциализма, но и личным секретарем обожаемого "гуру", что очень не нравилось Симоне. Последнее время она все чаще выражала свое недовольство "милым другом".

В середине 70-х Сартр практически ослеп и, хотя говорил: "Я мог бы писать и во мраке", объявил о своем уходе из литературы. Зато пристрастился к выпивке и транквилизаторам, которое заняли в его жизни место, прежде отводимое женщинам. Даже любительница эпатажа Симона негодовала по поводу интервью 70-летнего Сартра, в котором он весело признался, что с виски и таблетками он "соображает в три раза быстрее, чем без них".

Сартр умер 15 апреля 1980 года. Во время его похорон по пути следования траурного кортежа собралось более 50 тысяч человек. Для Симоны его кончина оказалась сильным испытанием: она была опустошена и потеряла всякий интерес к жизни. Остаток дней она провела в квартире с окнами, выходящими на кладбище Монпарнас, где покоился прах ее друга. Симона де Бовуар умерла через шесть лет после Сартра, почти день в день - 14 апреля 1986 года - и была похоронена рядом с ним.

Анна Николаева.

Из книги "Аллюзия любви"

Во втором параграфе «Падение любви в экзистенциальной философии» рассматриваются позиции представителей экзистенциализма и персонализма в современной западной философии.

Выявлено, что Ж.-П. Сартр определяет любовь как действие, совокупность проектов человека с целью реализации себя. Доминирующее стремление человека – стремление к обладанию другим как свободой.

Ж.-П. Сартр намечает синтез пересечения моей свободы и свободы Другого. Любящий ждет свободного выбора в отношении себя. В конечном итоге любовь понимается Ж.-П. Сартром как проект заставить полюбить себя. Другой выступает средством любви, орудийностью любви.

Ж.-П. Сартр не предполагает расширения свободы при соединении с Другим в любви. Он формулирует тройную разрушаемость любви: во-первых, любовь – источник самообмана, нереализованное желание, чтобы меня любили; во-вторых, любовь всегда усомневает любящего, предоставляя человеку его первичное бытие, утраченное в состоянии вещной собственности в массовой культуре; в-третьих, любовь опирается на доказательство абсолютной ценности любимого, который постоянно релятивизируется.

Исходя из двух фундаментальных установок в отношении другого Ж.-П. Сартра (садизм как обладание свободой Другого и мазохизм как дарение свободы Другому), любовь становится игрой вокруг свободы влюбленных, и жертва собственной свободой становится свидетельством любви, но одновременно любовь к несвободному исчезает, и доказательство любви становится ее пределом. Только интрига обмана, дарение свободы в мнимой форме, сохраняет любовь как самообман.

Исходя из анализа Ж.-П. Сартра, в современной массовой культуре любовь понимается не как сила, дающая возможность перерождения индивидуальности, а как сексуальная игра в узком пространстве.

Любовь не в состоянии вывести человека к онтологической свободе и ограничена только игрой-обманом. Фиксируется существование двух пониманий любви в современной философии. Сохраняется понимание любви как Эроса, преобразующего ндивидуальность, это высшая форма любовных переживаний, выводящих к онтологической свободе человека, и понимание любви как сексуальной игры. Сексуальная игра утрачивает познавательный элемент в отношении другого, а она доминирует в массовой культуре.

В культуре происходит девальвация образа любви: от творческой силы, ориентированной на священное и возвышенное, она становится силой освобождения от Другого, желанием, ориентированным на возбуждающее. В концепции Ж.-П. Сартра «Я» превращается в тело, сведенное к полу.

В работе показана значимость родового аспекта любви, воплощаемой в семье, в рождении детей, в отношениях между ребенком и родителем. Этот важнейший аспект упускается Ж.-П. Сартром в его анализе любви. В любви, анализируемой экзистенциальной философией (Ж.-П. Сартр, А. Камю), человек не ориентирован на создание семьи, рождение детей, саморазвитие и творчество. В такой форме исчезает любовь как возможность тождества самости (совпадение реализации себя и понимания себя) и возможность любви как контакта с другим, остается только исключительность двух тел. Любовь полагает тело как случайность, как плоть. Секс становится основой современной формы любви, что характеризует утрату трансцендентального уровня любви в современной культуре. В упрощенной форме любовь утрачивает дистанцию, единство становится эпизодическим, а экстаз – самообманом.

Есть достаточно известное и нередко цитируемое высказывание Сартра "Ад - это другие", но ведь Бовуар, да и все его любовницы это, же другие. Что, они тоже ад? Чтобы лучше понять его внутренний мир и представления о любви воспользуемся подсказкой Э.Фромма:

"Любовь главным образом не характеризует взаимоотношения с конкретным человеком; она есть позиция, ориентация характера, которая определяет отношения человека к миру как к целому, а не к одному лишь "объекту любви".

Т.е. если "ориентация характера" имеет комплексы и дисгармонии, то и любовь этого человека будет дисгармоничной, и это будет являться не проблемой феномена любви, в какие бы изящные философские одежды ее ни ряди, а проблемой характера человека. Через любное поведение они отчетливо просматриваются и у Сартра, и у Бовуар, их можно отнести к проблемному психотипу - людяне.

Если разрешить все личностные проблемы, устранить комплексы, то само собой нормализуется любовное чувство такого человека. Истоками подобных дисгармоний безусловно, является семейное воспитание, но и социальные условия влияют на формирование картины мировосприятия.

Причны влечения, которые испытывали друг к другу Сартр и Бовуар на кажущуюся схожесть были разными по своим истокам.

У Жан-Поля Сартр.

"Существует много индивидуальных форм патологии любви, которые приводят к сознательному страданию, и их как психиатры, так и все увеличивающиеся число непрофессионалов считают невротическими. Некоторые из наиболее часто встречающихся форм кратко описаны в следующих примерах.
Основу невротической любви составляет то, что один или оба "любовника" остаются привязанными к фигуре одного из родителей, и уже будучи взрослыми, переносят чувства, ожидания и страхи, которые испытывали по отношению к отцу или матери, на любимого человека. Эти люди никогда не освобождаются от образа детской зависимости и, став взрослыми, ищут этот образ в своих любовных требованиях".
В другом месте.
"Очень часто, если черты мужского характера у мужчины слабы, потому что эмоционально он остался ребенком, он будет стараться компенсировать этот недостаток преувеличенным подчеркиванием своей мужской роли в сексе. Таков Дон Жуан, которому нужно было доказать свою мужскую доблесть в сексе, потому что он неуверен в своей мужественности в плане характера".
Эрих Фромм

У Симоны де Бовуар.

"Форма псевдолюбви, которая нередко встречается и часто воспринимается (а еще чаще изображается в кинокартинах и романах) как "великая любовь", это любовь-поклонение. Если человек не достиг уровня, на котором он обретает чувство аутентичности, собственного "я", благодаря продуктивной реализации своих собственных возможностей, он имеет склонность "поклоняться" любимому человеку".
Эрих Фромм

Еще раз убеждаешься в правильности идей З.Фрейда, которые он изложил в своей работе "Об особом типе "выбора объекта" у мужчины". Она начинается так:

"До сих пор мы представляли только поэтам изображать "условия любви", при которых люди совершают их "выбор объекта" и согласуют свои мечты с действительностью. В самом деле, поэты отличаются от других людей некоторыми особенностями, позволяющими им разрешить такую задачу. Обладая особенно тонкой организацией, большей восприимчивостью сокровенных стремлений и желаний других людей, они в то же время обнаруживают достаточно мужества, чтобы раскрыть перед всеми свое собственное бессознательное. Но ценность познания, заключающегося в их описаниях, понижается благодаря одному обстоятельству. Цель поэта - выставить интеллектуальные и эстетические удовольствия и воздействовать на чувство, вот почему поэт не может не изменить действительности, а должен изолировать отдельные его части, разрывая мешающие связи, смягчая целое и дополнять недостающее. Таковы преимущества так называемой "поэтической вольности". Поэт может проявить весьма мало интереса к происхождению и к развитию подобных душевных состояний, описывая их уже в готовом виде. Поэтому необходимо, чтобы наука, более грубыми прикосновениями и совсем не для удовольствия, занялась теми же вопросами, поэтической обработкой которых люди наслаждались испокон веков. Эти замечания должны служить оправданием строгой научной обработки и вопросов любовной жизни человека. Как раз наука и требует самого полного отказа от "принципов наслаждения", насколько это возможно для нашей психической деятельности".

По просьбе dessert_flower помещаю в своем ЖЖ несколько переводов, которые делала для журнала "Силуэт".Все права на эти переводы принадлежат концерну "Новости недели".

"Симона, любовь моя..."

Симона де Бовуар – это символ феминизма. Ее книги "Второй пол" и "Мандарин" стали манифестом, провозглашающим освобождение женщины от пут, которые сковывавали ее на протяжении всей истории человечества. Симона была центром философского кружка, во многом определившего западное мышление прошлого века.

Симона де Бовуар родилась в 1908 году в Париже. Ее отец Жорж де Бовуар был адвокатом, сибаритом, неисправимым волокитой и убежденным атеистом. Фрэнсис, мать Симоны, - напротив, ревностная католичка. Она отправила своих двух дочерей учиться в католическую школу. В конце Первой мировой войны семья де Бовуар обнищала. Отец, вложивший свой капитал в акции железных дорог России, был вынужден теперь работать на обувной фабрике. С беззаботной жизнью было покончено: прислугу уволили, а семья переехала в маленькую квартиру. Единственным утешением юной Симоны были книги. Ее успехи в рукоделии, игре на фортепиано и пении были более чем посредственными. По математике у нее были низкие оценки из-за плохого почерка.

Встреча с Жан-Полем

Больше всего Симону привлекала философия, здесь она успевала лучше всех. В те годы считалось, что философия – это ключ к истине.

В 19 лет Симона написала в своем дневника: "Я не готова к тому, чтобы строить свою жизнь, собразуясь с чьими бы то ни было желаниями, кроме собственных". Она поступила в Сорбонну на философский факультет. В то время на факультете задавала тон обособленная троица студентов, считавших себя элитой. Их звали Эрбо, Низан и Сартр.

Голубые глаза де Бовуар привлекли внимание Эрбо, и она даже была удостоена беседы. А в конце семестра Симона получила приглашение на совместную подготовку к экзаменам. Инициатором идеи был Сартр.

Постепенно молодые люди сходились все ближе и даже стали назначать друг другу свидания. Так зародился самый интеллектуальный союз 20-го столетия.
Сартр решил, что Симона будет принадлежать ему. "Она была красива, даже когда надевала свою уродливую шляпку. В ней удивляло сочетание мужского интеллекта и женской чувствительности".

Жан-Поль Сартр родился в 1905 году. Когда он встретился с Симоной ему было 23 года, а ей - 20. Во время первого свидания они пошли смотреть фильм Бастера Китона, которого Жан-Поль обожал.

Де Бовуар потом вспоминала: "Я как будто встретила своего двойника. Когда мы расстались, я знала, что он останется в моей жизни навсегда". На экзаменах он получил первое место, она – второе. Разница в оценках была незначительная. Но этот порядок – сначала он, а потом уже она – сохранился на всю жизнь.

Они уехали на десять дней на каникулы, а, вернувшись в Париж, стали любовниками. После учебы Сартра забрали в армию в метеорологические войска на полтора года. Симона осталась в Париже и продолжала учиться. По окончании армии Сартр получил место профессора в Гавре. Там они смогли встречаться только во время отпуска. Уже тогда у Сартра было пять любовниц. Но свои отношения с де Бовуар он назвал "морганатическим браком", себя при этом относя к аристократам, а Симону – к простонародью. Хотя в действительности все было наоборот. Они заключили соглашение о полной "прозрачности отношений": не скрывать друг от друга свои любовные связи.

В Париже Симона и Жан-Поль получили должности преподавателей философии. Они поселились в разных отелях, но виделись ежедневно. Сартр и де Бовуар никогда не ночевали под одной крышей.

Париж в те годы переживал бурный расцвет искусств. Открывались кафе художников, клубы, кинотеатры. Сартр обожал ходить в кино, сидеть в одном из кафе Монпарнаса с друзьями-художниками и прочими представителями богемы, которые души в нем не чаяли. Жизнь была прекрасна.

В 1934 году Сартр встретил Ольгу Козакевич, светловолосую русскую аристократку, которая стала его постоянной любовницей.

У Симоны также был роман с Ольгой, которая, как оказалось, издевалась над ними обоими. Ольга настояла, чтобы они с Жан-Полем ехали в отпуск, оставив Симону в одиночестве. Когда они вернулись, Сартр отказался поведать Симоне, что же между ними произошло. Он сделал Ольге предложение, но их семейный союз не состоялся, и Жан-Поль переключился на сестру Ольги – Ванду. Де Бовуар все знала, но молчала. Она не хотела потерять Сартра. "Он был первым мужчиной в моей жизни", - объясняла Симона своему любовнику Нельсону Алгрену.

Романы Симоны

Сделав вид, что ей безразличны любовные истории Жан-Поля, Симона вступала в связи со своими ученицами. С одной из них, Бьянкой Ламблен, ставшей впоследствии профессором философии, Симона поехала отдыхать в деревню, а потом передала ее Сартру, который, как выяснилось, оказался никудышним любовником.

В Европе наступил мрачный период. В Испании началась гражданская война. Сартр, Де Бовуар и их друзья с ужасом наблюдали за тем, как Франция отказалась помогать республиканцам, в то время как итальянские фашисты и немецкие нацисты помогали генералу Франко захватить власть. Во Францию стали прибывать беженцы из Германии со страшными историями о злодеяниях нового режима.

Когда началась Вторая мировая война, Сартар опять был мобилизован в метеорологические войска. Симона осталась в Париже и продолжала заниматься преподаванием. 21 июня 1940 года Сартр попал в плен к немцам, где, как ни удивительно, продолжал писать. Но и Симона не сидела сложа руки. Она написала роман "Девушка приглашена в гости". В нем рассказывалось об одной особе, которая проникла в супружескую жизнь двух интеллектуалов и разрушила их союз. Любовная связь Ольги с Жан-Полем и Симоной, длившаяся несколько лет, даром не прошла.

Когда в 1943 году Сартр вернулся из плена, Симона показала ему свою книгу, чтобы услышать его мнение. Сартр пришел в восторг и написал письмо в престижное издательство "Галимар". В тот же год книга вышла в свет. Симона де Бовуар прекратила преподавательскую деятельность и занялась сочинительством. С этого момента Сартр и де Бовуар стали показывать друг другу все, что написали.

Тем временем Сартр вошел в ряды Сопротивления. Он основал газету "Комбэ", где печатал прокоммунистические статьи и стал пропагандировать свою знаменитую философскую систему – экзистенциализм. Существование человека, утверждал Жан-Поль Сартр, не имеет цели. Человек волен осуществлять действия, которые придают его существованию смысл. Де Бовуар разделяла его взгляды.

В 1945 году, когда война кончилась, Сартр разорвал свое соглашение с Симоной и уехал в Нью-Йорк. Один. Такое случилось впервые.
В Нью-Йорке Сартр познакомился с хорошенькой актрисой Долорес Ванетти Эренрейх и влюбился в нее. Он не вернулся в Париж, как планировал, а остался в США. Симоне в ту пору было 37 лет. Их интимные отношения с Сартром прекратились давно. С другими мужчинами она не показывалась публично. "Люди ждали, что я буду верной Сартру, - писала она. – Поэтому я делала вид, что так оно и есть".

Алгрен предлагает руку и сердце

В 1947 году Симона полетела в США. Нельсон Алгрен, - писатель, автор книг о жизни обычных людей в США и жителей чикагских трущоб, - вызвался показать французской интеллектуалке город. Симоне было 39, Нельсону на год меньше. Они страстно полюбили друг друга. Он хотел создать с ней семью. Но Симона отказала. Она была готова отказаться от всего, кроме вероломного Сартра. Любовная история Алгрена и де Бовуар длилась 14 лет, она писала ему страстные любовные письма, в то время как у нее был роман еще с одним мужчиной, но тем не менее Симона хранила преданность Сартру.

Интеллектуальная близость имела для нее гораздо большую ценность, чем сексуальная. В 1949 году де Бовуар выпустила новую книгу. Это было биологическое, социологическое, антропологическое, политическое исследование, вышедшее в двух томах. Симона назвала его "Второй пол". Книга открывалась высказыванием философа Серена Кьеркегора: "Родиться женщиной – какое несчастье! Но в 70 раз большее несчастье, когда женщина этого не осознает".

Де Бовуар обвинила род мужской в том, что он всегда использовал женщину для своих социальных и экономических потребностей. "Женщиной не рождаются, ею становятся", - писала Симона. Де Бовуар обличала капиталистическое общество в эксплуатации женщины. Женщина – это лишь тело, удовлетворяющее сексуальные потребности мужчины. Но в то же время общество проявляет беспокойство, создавая формы социальной защиты для женщины, которые на самом деле угнетают ее. Равенство будет достигнуто, утверждает Симона, когда женщины сами поймут свое абсолютное равенство с мужчинами.

Книга вызвала бурю положительных откликов. За первую же неделю было продано 22 000 экземпляров на французском языке. По всему миру она расходилась миллионными тиражами, ее переводили на десятки языков. Симона была удостоена лестного титула "бабушка феминизма".

Когда стало известно, что у де Бовуар были лесбийские связи, разразился скандал, ибо тогда эта тема была под запретом. Уважаемые профессора рвали книгу на клочки. Писатель Альбер Камю пришел в бешенство, он утверждал, что де Бовуар превратила французского мужчину в объект презрения и насмешек.

Католическую Францию всколыхнуло громогласное заявление Симоны о том, что она поддерживает право женщины на законные аборты.

После выхода книги на Симону де Бовуар посыпались приглашения читать лекции.

В 1954 году де Бовуар опубликовала еще одну книгу – "Мандарины", где раскрывала свою историю любовных отношений с Алгреном, который в романе выступал под именем Луиса Брогана. Алгрен был возмущен, поскольку его личная жизнь стала достоянием миллионов. Симона написала ему: "Роман не отражает историю наших отношений. Я пыталась извлечь из них квинтэссенцию, описав любовь женщины, похожей на меня, и мужчины, похожего на тебя". Де Бовуар была награждена премией Парижской Академии братьев Гонкур и на эти деньги купила первую в своей жизни маленькую квартиру в Париже, окна которой смотрели на кладбище Монпарнас.

Письма Симоны к Алгрену, опубликованные после ее смерти, открыли одну тайну: Симону преследовал панический страх перед тем, что ее любвь к нему может оказаться сильнее рассудка, и это приведет ее к физическому уничтожению. Сартр повез ее развеяться в Швецию, но и там Симону мучили страхи. "Я помню, что у меня на затылке был желтый глаз, который протыкала спица", - писала Симона. Они переписывались много лет, в последний раз они виделись в 1960-м году.

Отчаявшись, Алгрен второй раз женился на своей бывшей жене. Он никогда не простил де Бовуар. В своем последнем интервью, которое он дал в 1981 году, через год после смерти Сартра, Нельсон с горечью рассказывал о ее предательстве. "Да выставляйте уже на показ все!" – в гневе воскликнул он. И корреспонденту пришлось покинуть дом Альгрена. Наутро его нашли мертвым. Он скончался от сердечного приступа.

Клод и Симона

В 1952 году у Симоны начался роман с Клодом Ланцманом, который сегодня известен как автор книги "Катастрофа". Ланцман был корреспондентом в газете "Новые времена", которую редакторовали де Бовуар и Сартр.
Клоду было 27, ей – 44. Коммунист, революционер, ставивший себя выше других. Но к Симоне относился с почтением, он ни разу не обратился к ней на "ты". Его обаяние и нагловатость очаровали Симону. Она писала: "Его близость освободила меня от бремени моего возраста. Благодаря ему я вновь обрела способность радоваться, удивляться, пугаться, смеяться, воспринимать окружающий мир".

Ланцман был единственный, кто переехал к ней в квартиру, уничтожив остатки традиционного идеализма, внушенного ей в детстве. Их роман длился семь лет. Но интимные подробности их совместной жизни были растиражированы Симоной.

Разрыв

Де Бовуар и Сартр встречались ежедневно. Им обоим довелось увидеть, как их теория получает признание во всем мире. Сартру присудили Нобелевскую премию, но он демонстративно отказался от нее, заявив, что "комиссия занята распределением писателей по категориям".

Де Бовуар же вручили премию Иерусалима, которую она приняла.
В течение лет, прожитых без взаимных чувств, интимных отношений, без детей, Симоне оставалось утешать себя лишь интеллектуальной близостью. Но новая женщина вторглась в их жизнь - Арлетта Элькаим, юная еврейка из Алжира. Поначалу Симона не обеспокоилась. Элькаим показалась ей одной из случайных любовниц, бесконечной чередой проходивших в жизни Сартра. Но Жан-Поль стал избегать Симону. Раньше он ходил работать к ней домой, а теперь переметнулся к Арлетте. Он даже не давал де Бовуар читать свои новые работы под тем предлогом, что они еще были не готовы.

Две женщины ненавидели друг друга. Но Симона еще не осушила до дна горькую чашу. В 1965 году Сартр решил официально удочерить Элькаим, но предпочел не афишировать это. После долгих лет мучительной жизни де Бовуар видела, как у нее на глазах духовное наследие Сартра переходит к другой женщине. Тогда и де Бовуар удочерила одну из своих подруг, Сильви ле Бон, и завещала ей свои труды и деньги. Критики утверждали, что она пыталась подражать Сартру, другие намекали, что ле Бон была на самом деле любовницей Симоны.

Когда в 1970 году Сартр заболел, Симона была рядом с ним. Она самоотверженно ухаживала за ним, не прерывая своих интеллектуальных занятий. Ее рассказ о старости, написанный впоследствии, запечатлел те изменения, которые произошли в ее жизни. "Я пересекла много линий в моей жизни, казавшихся мне размытыми. Но линия, очерчивающая старость, жесткая, как металл. Тайный, далекий мир внезапно надвинулся на меня, и нет пути назад".

"Был покой, Жан-Поль"

Состояние Сартра все ухудшалось. У него начались приступы. Де Бовуар помогала ему, но последнее предательство Сартра уже притаилось за углом. Бени Леви, друг Элькаим, опубликовал серию бесед с Сартром, в которых философ отказывался от своего атеизма. Для Симоны это было уже слишком. Элькаим напечатала статью в "Либерасьон", в которой утверждала, что Симона угрожала собрать суд из учеников Сартра, где он подтвердит свое отречение. В конце концов Сартр опубликовал свои последние труды, вообще не советуясь с де Бовуар. Сартр скончался 15 апреля 1980 года.

В книге "Адье" Симона описала болезнь Сартра, его физическое и психическое состояние, агонию и конец. "Он протянул ко меня руки и сказал: "Симона, любовь моя, я так люблю тебя, мой Бобр". Это были последние слова Сартра. Симоне позволили остаться с ним до пяти утра. Она легла рядом с ним, прижалась к телу человека, который был главной любовью все ее жизни. Вернувшись с похорон домой, она напилась. Друзья нашли ее лежащей на ковре в беспамятстве. Ее отвезли в больницу, у нее оказалось сильное воспаление легких. Но Симона пришла в себя и продолжила писать. Ее книга "Адье" заканчивается словами: "Его смерть разлучила нас. Моя смерть нас не объединит".

Симона жила в своей квартирке с окнами, обращенными на кладбище Монпарнас, где теперь покоился Сартр. Со дня его смерти она больше не встречалась с публикой. Она не ходила в свои любимые рестораны, где их всегда поджидал особый столик..

Симона де Бовуар скончалась 14 апреля 1986 года в парижской больнице. Ровно через шесть лет после ухода Жан-Поля Сартра. Никто не заходил ее проведать в больницу, за гробом шли несколько человек. Сартр умер, Алгрен умер, Ланцман был в Лос-Анджелесе, работал над своей книгой о Холокосте. Врач больницы рассказывал, что ни один человек не позвонил, не поинтересовался ее состоянием. "Она была настолько всеми покинута, что мы даже стали сомневаться, на самом ли деле она – та самая знаменитая Симона де Бовуар". Великая интеллектуалка, посвятившая себя экзистенциализму, умерла в полном одиночестве.

После смерти Симоны де Бовуар ее дочь Сильви ле Бон издала ее письма в двух томах. Как выяснилось, де Бовуар не писала всю правду о своей жизни. Ее письма вызвали бурю возмущения. Ярая феминистка, ратовавшая за равенство мужчин и женщин, писала: "Я буду умницей, вымою посуду, подмету пол, куплю яйца и печенья, я не дотронусь до твоих волос, щек, плечей, если ты мне не позволишь". В другом письме она называла себя "послушной восточной супругой" и "любимым лягушонком". Алгрена называла "любимым крокодилом".

Неужели это писала де Бовуар? Феминистка, плюющая на мужчин?

Совместные труды Сартра и де Бовуар теперь воспринимались иначе. Он был объявлен шарлатаном, который развивал теорию, раздувавшую его "эго". Она для всех стала женщиной, которая терпела предательство всю жизнь. Всю свою жизнь Симона скрывала то, что других призывала обнажить. Великая проповедница феминизма 20 века оказалась скромной и тихой восточной супругой.

Статьи по теме: