Верховный тайный совет годы существования. Правление Елизаветы I Английской Тюдор

Чтобы сориентироваться в государственных делах, выбирать правильное направление в руководстве страной, получать толковые разъяснения создавшегося положения дел, императрица высочайшим указом, решила учредить такой государственный орган, в котором бы состояли опытные в политических делах мужи, сведущие люди, верные престолу и России. Сей Указ был подписан в феврале 1726-го года. Таким образом, Верховный Тайный Совет и был создан.

Он состоял сначала всего из шести человек, а спустя месяц их состав пополнился зятем Екатерины - герцогом Голштинским. Все эти люди были приближенными , и за годы службы зарекомендовали себя верноподданными Его Императорского Величества. Но с течением времени люди в Совете менялись: графа Толстого вытеснил Меншиков еще при Екатерине, сам Меншиков при Петре Втором попал в немилость и был сослан, потом почил в бозе граф Апраксин, а герцог Голштинский просто перестал появляться на заседания. В результате из первых советников остались только трое. Постепенно состав Совета кардинально изменялся: там стали преобладать княжеские фамилии Голицыных и Долгоруких.

Деятельность

Правительство находилось в прямом подчинении Совету. Сменилось и название. Если раньше Сенат именовался «Правительствующим», то сейчас его нельзя было называть иначе, как «Высоким». Сенат понизили до того, что указы ему посылались не только Советом, но даже равным ему прежде Святейшим Синодом. Так Сенат из «Правительствующего» превратился в «Высокоповеренный», а потом и просто в «Высокий». При Александре Меншикове, который лидировал в первоначальном Совете, этот орган стремился как можно прочнее закрепить свою власть: отныне все министры и сенаторы давали присягу или непосредственно императрице, или Верховному Тайному Совету - наравне.

Постановления любого уровня, если подними не стояла подпись императрицы или Тайного Совета, не считались законными, и их исполнение преследовалось по закону. Таким образом, при Екатерине Первой истинная власть в стране принадлежала Тайному Совету, а если быть более точным, то - Меншикову. Екатерина оставила «духовную», и, согласно этой последней воле, Совету предоставлялись власть и полномочия, равные государевым. Эти права давались Совету только до совершеннолетия Петра Второго. Пункт в завещании о престолонаследии изменять было нельзя. Но как раз этот пункт советники проигнорировали и назначили на престол сразу после смерти Петра Второго в 1730 г.

К тому времени в Совете половину его восьми членов составляли князья Долгорукие. Двое братьев Голицыных были их единомышленниками. Таким образом в Тайном Совете была прочная коалиция. Дмитрий Голицын стал автором «Кондиций». В этом документе были прописаны условия восшествия на престол Анны Иоанновны, сильно ограничена монархия и усилена в правах аристократическая олигархия. Планам Долгоруких и Голицыных воспротивились российское дворянство и двое членов Тайного Совета - Головкин и Остерман. Анна Иоанновна получила обращение дворянства, возглавляемого князем Черкасским.

В обращении содержалась просьба о принятии самодержавства таким, каким оно было у ее предков. Поддерживаемая гвардией, а также средним и мелким дворянством, Анна Иоанновна решила продемонстрировать свою беспрекословную власть: она публично разорвала документ («Кондиции»), отказавшись выполнять обозначенные в нем правила. А потом выпустила специальный Манифест (4.03.1730), упраздняющий орган Верховного Тайного Совета. Таким образом, власть в России снова вернулась в императорские руки.

Итоги

После роспуска Тайного Совета судьбы бывших верховников складывались по-разному. Члена Совета Михаила Голицына отправили в отставку, после чего он вскоре умер. Его брат Дмитрий, автор «Кондиций» и трое князей Долгоруких по велению императрицы Анны были казнены. Василий Владимирович Долгорукий был арестован, а потом пребывал в заточении . Новая императрица - Елизавета Петровна - возвратила его из ссылки и даже назначила президентом Военной коллегии. Зато на верхушке власти при Анне Иоанновне остались Головкин с Остерманом, занимавшие важнейшие государственные должности. Остерман даже некоторое время (1840 - 41) фактически управлял страной. Но и он не избежал репрессий: императрица Елизавета в 1941 году отправила его в г. Берёзов (Тюменская обл.), где он и умер через шесть лет.

Тайный совет (Privy Council) - государственное учреждение в Англии, в настоящее время почти лишенное значения, но раньше игравшее очень важную роль. Его первоначальная история крайне туманна. Одно можно сказать с ю: появление Тайный совет совета было результатом дифференциации функции верховной власти, происшедшей при первых двух Эдуардах (127 2 -1327), и находится в связи с выделением трех судебных коллегий (суд королевской скамьи, суд общих тяжб, суд казначейства) и упрочением парламента как самостоятельного политического элемента. Однако было бы неправильно утверждать, что тут произошло формальное : функции королевского совета очень легко смешивались с функциями судов и парламента. и ского Совета можно проследить в раннее средневековье, но более отчетливо он выступает при предшественнике первого Эдуарда, Генрихе I II, вследствие случайных условий. вступил на престол несовершеннолетним; для управления королевством регент, граф , собрал совет, в котором участвовали, наряду с папским легатом, великий юстициарий, канцлер, и казначей. После достижения королем совершеннолетия совет не был распущен, но его состав значительно расширился; в нем заседали, по всей вероятности, все придворные и коронные должностные лица, а также специально призываемые бароны и епископы. Генрих старался ввести туда и своих провансальцев, но это стремление встретило твердое со стороны парламента, который требовал, чтобы король при назначении членов совета руководствовался его указаниями. Генрих должен был подчиниться, особенно когда бароны под предводительством Монфора принудили короля согласиться на все их условия. Ко времени вступления на престол Эдуарда I Королевский Совет уже существовал под названием го Совета (Continual Council или Permanent Council; название Privy Council появляется впервые на исходе средних веков и постепенно вытесняет прежнее). При Эдуарде I в состав совета входят: , президенты трех ских судов, казначей, далее камергер, дворцовый казначей, гардеробмейстер, хранитель малой печати (lord privy seal), йский, епископы и бароны по специальному приглашению; порою призывались и менее крупные должностные лица. Функции Тайный совет совета в принципе определялись тем, что он должен был содействовать королю в отправлении правосудия, поскольку король в нем участвовал, а также помогать ему в рассмотрении подаваемых на его имя петиций. Фактически Тайный совет совет скоро стал разделять с королем заботы управления и судопроизводства, поскольку эти функции отправлялись им лично, без участия парламента и специальных судов. Тайный совет советам составлялись указы, подписываемые королем и нередко имевшие силу закона. Далее, совет вместе с королем заведовал международными сношениями и заботился об охране внутреннего мира; этот разряд дел не вызывал протестов со стороны парламента, но тем энергичнее восставал последний против вторжений Тайный совет совета в судебную сферу. Дело в том, что совета не была обставлена теми формальностями, которые были обязательны для судов общего права и в которых парламент видел гарантию законности. Поэтому так часты протесты против юрисдикции совета, заставившие короля в конце концов отменить юрисдикцию Тайный совет совета. Однако эта уступка была чисто формальной; inrisdictio extraordinaria продолжала существовать в филиальных учреждениях совета и в коллегиях, образовавшихся вокруг его отдельных членов (коннетабля, маршала, сенешаля). Парламенты неустанно протестовали и против этой формы чрезвычайной юрисдикции, тем более, что частные судилища, которых вначале была невелика, скоро стали вторгаться в сферу судов общего права. Не всегда, однако, совет являлся угрозой принципам, защитником которых был парламент; в эпоху усиления влияния парламентов, при Ричарде II и особенно при Генрихе IV, обязанным своей властью главным образом парламенту, последнему удавалось сажать в Королевский Совет людей по своему выбору; тогда он превращался в учреждение, ограничивающее власть короля и послушное парламенту. По мере того, как падает значение парламента (приблизительно со времен Генриха VI), Тайный совет совет постепенно становится таким, каким мы его знаем при Тюдорах, т. е. орудием а. Ослабление нижней палаты было одною из причин усиления Тайный совет совета; другою было падение знати, явившееся результатом кровопролитной войны Роз; совет наполнился новым м, послушным королю и совершенно лишенным политического влияния. При Тюдорах изменяется и состав совета. Теперь в него входят лорд канцлер, лорд казначей, лорд малой печати, лорд великий адмирал, лорд steward (гофмаршал), лорд президент совета и королевские секретари; придворные чины остались, но больше в качестве почетных членов; королю вообще предоставляется право привлекать в совет кого угодно, без всякого контроля со стороны парламента. "The King"s will is the sole constituent o f a privy Councellor", - говорит Кок. Не все должности имели одинаковое значение; должности лорда камергера и лорда верховного коннетабля были наследственны, но к администрации отношения не имели; последняя была уничтожена в 1521 году; должность лорда маршала отличалась от предыдущих только тем, что не была наследственной; должность другого камергера (King"s Chamberlain) была более влиятельна, но у него не было особых административных функций; совета не пользовался влиянием. Королевский секретарь сначала был незначительным чиновником, но очень скоро выдвигается на одно из первых мест, и должность его начинает соответствовать должности современных статс-секретарей, т. е. министров. После 1539 г. секретарей было уже двое; у каждого была своя ручная печать, которою припечатывались королевские рескрипты (warrant). Указ Генриха VIII (1526 г.) определял состав совета в 20 чел. (14 государственных и придворных должностей, 4 пэра, 2 епископа); но ввиду того, что полный состав совета трудно было собрать, ближайшее содействие королю лежало на обязанности половины этого числа. К функциям Тайный совет совета относилось рассмотрение всех дел, которые король по обычаю мог решать единолично, без парламента; а так как при Тюдорах власть парламента сделалась совершенно призрачной, то компетенция совета сильно расширилась. издал даже специальный статут (31 Henr. VIII; 1539), приравнивающий королевские указы, изданные "в совете" (см. ниже), к парламентским постановлениям. отменил этот статут, но от этого власть совета не сделалась меньше. При е он был положительно всемогущ. Суду Тайный совет совета при Тюдорах подлежали самые разнообразные дела. Звездная палата (см.) была его отделением наряду с судом высокой комиссии (High Commissions Court), созданным Елизаветой (оконч. организ. в 1583 г.) для защиты церкви, признавшей супрематию короля. В ее состав, кроме членов совета, входили еще 12 епископов, Она очень скоро сделалась грозным орудием в преследовании нонконформистов и вообще еретиков всякого рода и, не стесняемая ни обычаем, ни прецедентами, играла совершенно инквизиционную роль. К числу отделений совета принадлежали еще Ordinary Council, в котором разбирались гражданские дела, Court of the Lord Steward - гофмаршальский суд для преступлений, совершенных в королевских х, Court of Augmentation and Revenues of the Crown - для управления секуляризованными монастырскими землями, Северный совет и совет в Валлисе, созданные для предупреждения восстаний, и др. При Стюартах, которые постоянно обнаруживали стремление довести до абсурда абсолютистскую политику Тюдоров, Тайный совет совет вырождается в камарилью; из вполне конституционного учреждения, каким был "король в совете", Стюарты сохраняют почти одни совещания с фаворитами в "кабинете"; судебные делегации совета свирепствуют против правых и виновных; государственная необходимость, которой Тюдоры умели подчинять свои личные вкусы, отступает на задний план, и органы государства направляются на удовлетворение личных, часто мелких и вздорных целей. Если Тайный совет совет уже при Тюдорах возбуждал недовольство своею строгостью, то при Стюартах он сделался ненавистен народу, санкционируя незаконные преследования и вымогательства, исходившие от короля. Естественно при таких условиях, что после казни а поспешил уничтожить Звездную палату и суд верховной комиссии и вообще объявить отмененной юрисдикцию Тайный совет совета. Установление республики сделало ненужным и самый Королевский Совет. Реставрация его восстановила, но с некоторыми изменениями не в пользу королевской власти. Звездная палата не воскресла, равно как и суд верховной комиссии. В составе совета произошли перемены. Во главе его и теперь стоит лорд канцлер; лорд казначей фактически становится министром финансов, должность лорда президента только с 1779 г. делается постоянной; в совет вступает ; к двум статс-секретарям, должность которых по характеру все более и более приближается к должности министра, прибавляется в 1666 г. третий статс-секретарь, по военным делам. В начале реставрации была сделана попытка разделить совет на 4 комитета (иностранн. дел; морской и военный; жалоб; торговых дел), но после отставки а все это распалось и наступила опять пора кабинетской камарильи (Cabal Карла II), роковой для Стюартов. Неудачна была и попытка сэра Вил. Темпля сделать из совета посредствующее учреждение между королем и парламентом. По его проекту совет должен был составляться из 30 членов, половина которых назначалась бы королем, половина - парламентом. После революции 1688 г. впервые появляется освященное с тех пор обычаем противоположение "короля в парламенте" и "короля в совете". Это значило, что король в отправлении государственной власти обязательно должен получить или одобрение парламента, или санкцию совета. Советом стало называться не только первоначальное его ядро, но и все суды комиссии бюро, через которые осуществлялась короля. Теперь формальное разделение властей уже существовало. В этом.разделении на долю совета выпало главным образом заведование внешними и колониальными делами и исполнительными предписаниями. Осуществление верховных прав государства и законодательная отошли к парламенту. прерогативы совета были еще больше урезаны законом о несменяемости судей; полицейское децентрализовано и также ускользнуло из рук совета, сохранившего за собой только очень ограниченное количество функций. При отправлении их уже не было необходимости в прежнем устройстве, и из совета постепенно выделяется более тесная коллегия - кабинет. , в свою очередь, постепенно приходит в связь с парламентом и приобретает , зависящую от большинства палаты (см. о). Тайный совет совет продолжает существовать и до сих пор и привлекается в торжественное заседание кабинета для формальной ратификации или опубликования мер, которые могут по конституции исходить только от "короля в совете". За советом оставлено право принимать и рассматривать апелляционные жалобы по делам колониальным, духовным и административным. Затем в его состав входят некоторые комитеты в бюро, которые имеют большое значение; таково было до 1870 г. бюро народного образования; таким является и в настоящее время бюро торговли (board of trade). членов совета перешло за 200; однородности в составе нет и не может быть и коллегиальная работа при этих условиях едва ли возможна. О современном положении совета см. (V, 779).

Литература. Кроме общих сочинений Стэббса, Гнейста, Градовского, см. Nicolas, "Proceeding and ordinances of the Privy Council of England from 10 Rich. II to 33 Henr. VIII" (1834-37, 7 томов); Palgrave, "An essay upon the original autority of the King"s Council" (1834); Dicey, "The Privy Council" (1887); енко, "Английский Тайный совет совет и его история" (т. I, ч. I, СПб., 1888; ч. II, Варш., 1891).

Её Величества Почтеннейший Тайный Совет (англ. Her Majesty"s Most Honourable Privy Council ) - орган советников британской королевы . Раньше Тайный совет был могущественным учреждением, сейчас во многом церемониальный. Большинство полномочий имеют комитеты, главный из которых - Кабинет .

Суверен, действуя по рекомендациям Совета, называется Король-в-Совете (King-in-Council) или Королева-в-Совете . Главным офицером органа является лорд-председатель Совета (четвёртый из Великих офицеров государства , член Кабинета, и обычно также представитель кабинета в Палате лордов или Палате общин). Другое важное должностное лицо - Клерк , подпись которого стоит на всех приказах, изданных Советом. Членов совета называют тайными советниками.

Совет также выполняет судебные функции. Судебный комитет Тайного Совета является высшей апелляционной инстанцией Великобритании и рассматривает вопросы мирского и религиозного права, а также высшей апелляционной инстанцией некоторых стран Британского Содружества . До создания в 2009 году Верховного суда , Судебный комитет рассматривал соответствие местного законодательства Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии конституционному праву Соединённого Королевства . Основную работу в Судебном комитете исполняли лорды по апелляциям палаты лордов , которых специально принимали в Тайный совет, а в настоящее время - судьи Верховного суда. В заседаниях могут участвовать также тайные советники, служившие судьями в составе высших апелляционных судов Англии, Шотландии и Северной Ирландии (Судебный комитет не рассматривает уголовные дела).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Как элита Англии в Оксфорде воспитывается. Bullingdon Club

    ✪ История России по единому учебнику Спицына ЕЮ часть 14

    ✪ Суть операции "Феникс" по возрождению СССР (С.В. Тараскин)

    Субтитры

История

Суверен может удалить лицо из совета, и лица могут подать в отставку для избежания исключения. Последний добровольно покинувший совет был Джонатан Эйткен, ушедший в 1997 после обвинений в клятвопреступлении . Он был одним из трёх в XX веке (двое других - Джон Профьюмо в 1963 году и Джон Стоунхаус в 1976 году ). Последним изгнанным из Совета был Sir Edgar Speyer, 1st Baronet в 1921 за прогерманскую деятельность во время Первой мировой войны .

Клятва

Тайным советникам при назначении произносят следующую клятву:

Поклянитесь всемогущим Богом быть истинным и верным Слугой для Её Величества Королевы в качестве одного из Её Величества Тайного совета. Вы не будете знать и понимать любого рода вещи, попытку, совершение или произнесение, против Личности Её Величества, Чести, Короны или Королевского Достоинства, но вы будете пресекать и противодействовать тем же вещам поскольку хватит вашей власти, и либо заставите её быть раскрытой Самой Её Величеству, или тому из Её Тайного Совета, кого она назначит. Вы будете полностью во всём, что происходит, обсуждается и оговаривается в Совете, верно и правдиво раскрывать свой Разум и Мнение, согласно с вашим Сердцем и Сознанием; и вы будете хранить в тайне все дела, совершённые и доверенные вам, или те в Совете, что должны держаться в секрете. И если любые из указанных Договорённостей или Советов затронет кого-либо из Советников, вы не откроете этого ему, но будете молчать до момента, с согласия Её Величества или Совета, Публикации. Вы будете до последнего нести Веру и Верность Королевскому Величеству; и будете помогать и защищать все Юрисдикции, Верховенства, и Полномочия, данные Её Величеству и присоединённые Короне Актами Парламента, либо иными, от всех Иностранных Принцев, Лиц, Прелатов, Государств или Сил. И во всех делах, в общем, вы будете верными и правдивыми Служителями, должными Её Величеству. Да поможет вам Бог.

Заседания

Заседания Тайного совета обычно происходят ежемесячно, когда Суверен может присутствовать. Суверен приходит на заседание, но его место может быть занято двумя или более Государственными Советниками. Согласно Акту о регентстве 1937 г., Государственный советник может быть выбран из супруга Суверена и четырёх лиц (старше 21 года), следующих в линии наследования.

На заседаниях Тайного совета лорд-председатель зачитывает список планируемых приказов (Orders), и Суверен просто говорит «Одобрено». Только несколько министров Короны приходят на эти заседания, которые редко длятся долго.

Полные заседания Тайного совета происходят, только когда Суверен объявляет о своём браке или когда монарх умирает. В последнем случае Тайный совет вместе с духовными лордами, светскими лордами , а также лорд-мэром Лондона , Олдермэном сити Лондона и представителями Содружества объявляет о вступлении в должность нового Суверена.

Функции

Суверен осуществляет исполнительную власть изданием Указов-в-Совете (англ.) русск. по рекомендации Тайного совета. Указы-в-Совете пишутся начерно Кабинетом и используются для простых правительственных постановлений. Также они используются для получения королевской санкции на законы, прошедшие через законодательные органы зависимых территорий . Назначения на должность в Кабинете также делаются Указами-в-Совете.

Тайный совет собирает документы для изучения монархом - эти бумаги ежедневно в 7 часов вечера привозят во дворец в красных коробках, после чего монарх их просматривает, подчеркивая красным то, что ему не понравилось или непонятно, и уже в 8 часов утра следующего дня эти документы забирают

Верховный тайный совет - высшее совещательное государственное учреждение России в 1726-1730 (7-8 человек). Создан Екатериной I как совещательный орган, фактически решал важнейшие государственные вопросы.

Вступление на престол Екатерины I после смерти Петра I вызвало необходимость такого учреждения, которое могло бы разъяснять положение дел императрице и руководить направлением деятельности правительства, к чему Екатерина не чувствовала себя способной. Таким учреждением стал Верховный Тайный Совет.

Указ об учреждении Совета издан в феврале 1726. Членами его были назначены генерал-фельдмаршал светлейший князь Меншиков, генерал-адмирал граф Апраксин, государственный канцлер граф Головкин, граф Толстой, князь Димитрий Голицын и барон Остерман. Через месяц в число членов Верховного Тайного Совета был включен зять императрицы, герцог Голштинский, на радение которого, как официально было заявлено императрицей, «мы вполне положиться можем». Таким образом, Верховный Тайный Совет первоначально был составлен почти исключительно из птенцов гнезда Петрова; но уже при Екатерине I один из них, граф Толстой, был вытеснен Меншиковым; при Петре II сам Меншиков очутился в ссылке; граф Апраксин умер; герцог Голштинский давно перестал бывать в совете; из первоначальных членов Совета остались трое - Голицын, Головкин и Остерман.

Под влиянием Долгоруких состав Совета изменился: преобладание в нём перешло в руки княжеских фамилий Долгоруких и Голицыных.
Совету подчинили Сенат и коллегии. Сенат, который стал именоваться «Высоким» (а не «Правительствующим») сначала был принижен до такой степени, что решено было посылать ему указы не только из Совета, но даже из прежде равного ему Святейшего Синода. У Сената отняли титул правительствующего, а потом думали отнять этот титул и у Синода. Сначала Сенат титуловали «высокоповеренный», а потом просто «высокий».

При Меншикове Совет старался упрочить за собой правительственную власть; министры, как называли членов Совета, и сенаторы присягали императрице или регламентам Верховного Тайного Совета. Воспрещалось исполнять указы, не подписанные императрицей и Советом.

По завещанию Екатерины I, Совету на время малолетства Петра II предоставлялась власть, равная власти государя; только в вопросе о порядке престолонаследия Совет не мог делать перемен. Но последний пункт завещания Екатерины I оставлен был без внимания верховниками при избрании на престол Анны Иоанновны.

В 1730 году, по смерти Петра II, из 8-и членов Совета половину составляли Долгорукие (князья Василий Лукич, Иван Алексеевич, Василий Владимирович и Алексей Григорьевич), которых поддерживали братья Голицыны (Дмитрий и Михаил Михайловичи). Дмитрием Голицыным был составлен проект конституции.
Против планов Долгоруких, однако, выступила большая часть российского дворянства, а также члены Верховного Тайного Совета Остерман и Головкин. По приезде в Москву 15 (26) февраля 1730 Анна Иоанновна получила от дворянства во главе с князем Черкасским, в которой они просили её «принять самодержавство таково, каково Ваши достохвальные предки имели». Опираясь на поддержку гвардии, а также среднего и мелкого дворянства, Анна публично разорвала текст кондиций и отказалась их выполнять; Манифестом от 4 (15) марта 1730 Верховный Тайный Совет был упразднён.

Судьбы его членов сложились по-разному: Михаил Голицын был отправлен в отставку и почти сразу же умер, его брат и трое из четверых Долгоруких были казнены в годы правления Анны Иоанновны. Репрессии пережил лишь Василий Владимирович Долгорукий, при Елизавете Петровне возвращенный из ссылки и назначенный главой военной коллегии. Головкин и Остерман в годы царствования Анны Иоанновны занимали важнейшие государственные посты. Остерман в 1740-1741 ненадолго стал фактическим правителем страны, однако после очередного дворцового переворота был сослан в Берёзов, где и умер.

Конституционному праву Великобритании хорошо известен термин “правительство” и почти неизвестен термин “кабинет”, но на деле именно последний во главе с премьер-министром управляет страной. Правительство имеет очень широкий состав (предельная численность его по закону – 95 человек, но обычно это 75–80 министров, младших министров, секретарей и т.д.). Ранг министров имеют генеральный прокурор и генеральный атторней – юридический советник правительства, его представитель в суде.

Правительство никогда не собирается на заседания и не принимает решений. Из его состава выделяется более узкий кабинет ведущих министров (18–22 человека, в 1997 г. – 22), в их числе всегда государственные секретари внутренних дел и обороны, лорд-канцлер, канцлер казначейства и др. Он созывается на заседания и принимает решения, хотя и редко. Обычно этот кабинет заседает в личной резиденции, где живет премьер-министр, на Даунинг-стрит, 10, в Лондоне. Но чаще на эти заседания в доме премьера (одно время раз в неделю) собирается “внутренний кабинет” – несколько ведущих лиц, пользующихся особым доверием премьер-министра. “Внутренний кабинет” принимает решения от имени кабинета.

Как отмечалось, правительство назначается главой государства, но это лишь формальный акт. На деле оно формируется партией большинства в палате общин, представляет ей программу, которая утверждается голосованием. Это акт выражения доверия правительству. В состав правительства входят, во-первых, главы министерств и ведомств, являющиеся членами кабинета. Они получают все решения кабинета (“внутреннего кабинета”). Остальные министры, если они не были приглашены на заседание, получают лишь выдержки из решений кабинета, которые касаются их ведомств. Во-вторых, членами правительства являются министры и государственные министры, т.е. заместители ведущих министров, а также все младшие министры – заместители других министров, не входящие в состав кабинета. Они участвуют в заседаниях кабинета по приглашению. Есть территориальные министерства: по делам Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. В-третьих, членами правительства являются некоторые лица, занимающие традиционные еще со времен феодализма должности (например, лорд – хранитель печати). В-четвертых, это министры без портфеля, которые оказывают помощь премьер-министру по его указаниям. Наконец, в состав правительства включается особая категория младших министров: парламентские секретари, представляющие министра в парламенте.

При премьер-министре и министрах существует множество вспомогательных органов – комитеты, комиссии, секретариаты, службы. Особое значение имеют парламентские службы, которые следят за дебатами в парламенте, информируют министра о вопросах, поднятых в парламенте (в основном касающихся данного ведомства), готовят ему ответы на вопросы депутатов, выступления в парламенте.

Для исполнения законов парламента, как считается, правительство принимает нормативные акты, но эти акты принимаются не от имени правительства и не от имени кабинета, которого законодательство, по существу (кроме единичных упоминаний), не знает, а от имени отдельных министров. Кроме того, парламент может делегировать правительству право принимать акты, имеющие силу закона (делегированное законодательство), которые тоже оформляются как акты министров. За этими актами установлен парламентский контроль: они должны быть представлены в парламент (“положены на стол парламента”), на деле же сдаются в библиотеку и в комитет парламента по подчиненному законодательству. Решения кабинета оформляются актами Тайного совета.

Тайный совет (существует при монархе) состоит из членов королевской семьи, епископов, министров (всего около 300 человек). Совет собирается в торжественных случаях, но чаще всего он не собирается или собирается несколько человек (его кворум – 3 человека), а от имени Совета монарх издает “приказы в Совете”. Этими приказами оформляются решения кабинета.

Её Величества Почтеннейший Тайный Совет - орган советников британской королевы. Раньше Тайный совет был могущественным учреждением, сейчас во многом церемониальный. Большинство полномочий имеют комитеты, главный из которых - Кабинет.

Суверен, действуя по рекомендациям Совета, называется Король-в-Совете (King-in-Council) или Королева-в-Совете. Главными офицерами органа являются лорд председатель Совета (четвёртый из Великих офицеров государства, член Кабинета, и обычно также представитель кабинета в Палате лордов или Палате общин). Другое важное должностное лицо - Клерк, подпись которого стоит на всех приказах, сделанных Советом. Членов совета называют тайными советниками.

Статьи по теме: