Урок искусство первобытных времен на белорусских землях. Презентация "жизнь и занятия древнейших людей на территории беларуси". Вопросы и задания

Вопрос 5. Духовная культура первобытного общества

Хозяйственная деятельность людей способствовала появлению в позднем палеолите (40-10 тыс. лет назад ) веры в существование сверхъестественных сил. Древнейшими религиозными представлениями являются тотемизм (вера в сверхъестественную связь между человеком и животным или растением); фетишизм (вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов); анимизм (вера в существование душ и духов). Из совокупности ритуалов и обрядов складывались культы животных, явлений природы, неодушевленных предметов. Одним из первых возник культ огня. Составной частью культов являлась магия - вера в способность человека с помощью особых действий сверхъестественным образом воздействовать на природу и человека. Применительно к палеолиту и мезолиту объекты поклонения древних людей еще неправомерно называть богами или божествами. На территории Беларуси очень мало находок периода палеолита и мезолита, которые дали бы возможность составить полное представление о религии и искусстве древних людей этого региона. В Юровичах найдена пластина из бивня мамонта, покрытая чешуеобразным орнаментом (20-25 тыс. лет). Под Сморгонью нашли фрагмент изделия из рога, покрытый узором из нарезов и точек. В качестве оберегов, талисманов, амулетов древние люди использовали клыки тотемных животных (волка, медведя, кабана).

Данные раскопок поселений периода неолита (5-3 тыс. лет до н. э.) свидетельствуют о распространении культов лося, утки, цапли, змеи. Для неолита характерны культы, связанные с земледелием и скотоводством; солнца, домашнего очага, коня.

В железном веке (VII в. до н. э. - V в. н. э. ) сложился пантеон языческих богов, которые представляли значимые для человека силы природы: грозу. Солнце, дождь, воду.

Развитие религиозных представление о душе и загробном мире содействовало возникновению культа предков и похоронного обряда. На территории Беларуси в бронзовом и раннем железном веках были распространены два вида захоронений: кремация и трупоположение . Над могилой насыпался курган. Возле д. Ходосовичи (Рогачевский район) находятся курганы бронзового века.

Первобытное искусство , сочетавшее магические и эстетические функции, представлено орнаментами, украшениями, статуэтками. Палеолитическое искусство отображало растительный и животный мир. Изображения человека редки и схематичны. Интерес к человеческим изображениям характерен для неолита. В эпоху металлов широкое распространение получили орнаменты - символы Солнца. В этот период появляются изделия из меди и бронзы (подвески, височные кольца, гривны). Во время обрядов древние люди использовали музыкальные инструменты : духовые (дудки, свирели) и ударные (бубны, барабаны).

Вопрос 6. Расселение славян на территории Беларуси

В середине 3-го тысячелетия до н. э. из индоевропейской общности стали выделяться славянские племена. Этот процесс занял примерно 500 лет. Среди ученых до сих пор отсутствует единое мнение о прародине славян. Большинство современных исследователей считают, что славяне как этнокультурная общность сформировались в бассейне рек Эльба (Лаба), Одер, Висла. О жизни и нравах славян ("венедов") писали древнеримские авторы I-II вв. Византийские историки VI в. называли их антами и склавинами.

Славянские племена в VI в. включились в миграционные процессы, известные как "великое переселение народов". Социальное устройство славян в этот период характеризуется как "военная демократия". В II-III вв. славяне достигли Балканского полуострова, проникли в Среднюю и Юго-Восточную Европу. В V-VII вв. пражская археологическая культура, которую все ученые считают славянской, распространилась на юг Беларуси. В VI-VII вв. единая славянская этническая общность распалась на западных, южных и восточных славян. В VIII-Х вв. проходит массовое расселение восточных славян по территории Беларуси. При этом славянские племена вытесняли или ассимилировали балтов. На территории, занятой славянами, сохранялись небольшие районы, занятые балтами.

По свидетельству древнерусской летописи "Повесть временных лет", территорию современной Беларуси занимали три племенных союза - кривичи, дреговичи, радимичи. Кривичи расселились в Подвинье и Верхнем Поднепровье, на Верхней Волге, на севере Чудского озера. Это крупное объединение славянских племен ученые делят на три части: кривичей полоцких, смоленских и псковских. Дреговичи занимали южную и центральную части Беларуси. Радимичи занимали земли в бассейне рек Сож и Ипуть.

Современные ученые считают, что на территории Беларуси в IХ-Х вв. происходил славяно-балтский синтез. В подтверждение этому лингвисты указывают, что славяно-балтское происхождение кривичей, радимичей и дреговичей подтверждается названиями этих общностей: корни названий - балтские, а элемент "ичи" - славянский. На приграничных территориях Беларуси проживали славянские племена дулебов, древлян, волынян, бужан. Со славянами соседствовали балтские племена ятвягов и литвы.

Основными хозяйственными занятиями славян было подсечно-огневое (на севере и в центре Беларуси), пашенное (на юге) земледелие и скотоводство. Большое значение имели охота, рыболовство, бортничество, развивались различные ремесла (гончарное, кузнечно-металлургическое, ювелирное и др.).

1. Что рисовали первобытные люди на стенах пещер?

2. Во что верили жители Древнего Египта?

1. Верования первобытных людей. Наблюдая смену дня и ночи, времен года, молнию и гром, жизнь растений и животных, древний человек не мог понять и правильно объяснить то, что видел. Болезни и смерть закрепляли в сознании наших далеких предков тревогу и ужас.

Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать такие явления. Это и было началом религиозных представлений.

Человек стал почитать то, от чего зависела его жизнь, — солнце, землю, воду, огонь. Всю природу человек в своем воображении одушевлял — населял духами земли, солнца, грома, молнии, растительности. Наш далекий предок верил, что деревья имеют душу, обладают чувствами и могут помочь в трудную минуту.

Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли выходом духа (души) из тела. Так возникла вера в загробную жизнь.

2. Мифология. Миф — это древнее народное предание о легендарных героях, богах, о происхождении разных явлений природы. У наших далеких предков сложилась своя мифология.

На белорусских землях с древних времен были широко распространены мифы о деревьях (дубе, березе), о цветке папоротника (кто его най -дет — будет счастлив), о происхождении отдельных рек, озер, болот.

Белорусы, как и другие народы, в мифах стремились объяснить окружающий мир. Существовали многочисленные предания о русалках, леших, домовых. Была создана интересная легенда о том, как Белун из горсточки земли, которая очень быстро росла, сотворил всю Вселенную.

Это интересно* Однажды Белун увидел шар, плывущий мимо него. Оттуда слышалось жалобное мяуканье. Белун освободил из шара узника. Им оказался черт. Белун рассказал ему о своем желании сотворить Вселенную и приказал спуститься на дно моря, чтобы взять там горсть земли. Тот подчинился. Но пока черт спускался, ему в голову пришла мысль, что он сам мог бы создать Вселенную. Поэтому черт взял в пригоршни земли со дна моря, а еще немного спрятал во рту, чтобы выполнить свой план. Вернувшись, он отдал землю Белуну. Тот скомандовал: «Земля, расти!» Горсточка земли начала расти и расти и превратилась в сушу. Но в это время земля, спрятанная чертом во рту, тоже стала расти. Щеки его раздулись, и земля начала выпирать изо рта. Испуганный черт бросился наутек, оставляя за собой дорожку земли, которая сформировала горы и холмы.

А вот на Полесье рассказывают, что, когда черт достиг их местности, запасы земли во рту закончились, и поэтому их земля осталась низиной и здесь образовались болота.

Белорусская мифология является ценным источником для изучения духовной культуры, верований и обычаев наших предков.

3. Погребальные обрады. Обычай погребения связан с возникновением верований древних людей о том, что душа умершего продолжает свое существование и после смерти человека.

Наиболее распространены были два обряда погребения. По первому обряда тело умершего закапывалось в землю, по второму — сжигалось на огне. Огонь считали священной силой. Ему и отдавали покойника.

Древние люди верили, будто умершему «на том свете» необходимо все то, чем он пользовался при жизни. Поэтому покойнику клали его вещи, которые якобы понадобятся ему в «загробной жизни». Это были орудия труда и домашняя утварь, украшения, оружие.

На территории Беларуси существовал обычай насыпать над могилами курганы. Дергай — это насыпь из песка или иного грунта.

Средняя высота кургана составляла 1—2 м. Наибольшее количество древних курганов обнаружено в Витебской и Гомельской областях.

4. Первобытное искусство.

С религиозными верованиями и обрядами связано первобытное искусство. Охотники-собиратели в каменном веке уже умели вырезать из дерева, камня, кости фигурки людей и животных.

Примером древнего искусства является скульптура — создание объемного образа. Об этом свидетельствуют две статуэтки людей, найденные на стоянке возле деревни Осовец Бешенковичского района на Витебщине.

Одна статуэтка деревянная. Она довольно точно передает образ мужчины конца каменного века. Другое изображение вырезано из рога. Оно дает представление о мужчине с вытянутым лицом, высоким лбом и острым подбородком.

Древние люди изготавливали украшения из зубов волка или медведя. Украшения носили на шее, нашивали на одежду. Одновременно они выполняли роль амулетов. Их ношение, по тогдашним представлениям, оберегало человека от опасности, придавало ему силу в борьбе за существование.

В конце каменного века на территории Беларуси достигло расцвета орнаментирование глиняной посуды. Появились такие части орнамента, как круг, ромб, крестообразные фигуры. Эти знаки были символами Солнца и других небесных светил, плодородия, вечности природы, ее круговорота.

Вопросы и задания

1. Объясните понятия: миф, скульптура, курган. 2. Как представлял древний человек окружающий мир?3. Кто такой Белун в древней белорусской мифологии?4. Назовите два основных обряда погребения на белорусских землях.5. Каким образом связаны между собой религиозные верования и первобытное искусство?6. Какой смысл имели орнаменты в виде круга и ромба?7. На какой стоянке в Беларуси найдены статуэтки людей?8. Какое значение придавали амулетам в древности?

История Беларуси с древнейших времен до середины XIII в. : учеб. пособие для 6-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / Г. В. Штыхов. С. Н. Темушев, В. В. Ракуть; под ред. Г. В. Штыхова, Ю. Н. Бохана; пер. с белорус, яз. Л, Г Киселевой. - Минск: Изд. центр БГУ 2009, 143 с.: ил.

Расписание занятий 6 «Б» класса

Понедельник

1. Белорусский (301)

2. Математика (204)

3. География (103)

4. Информатика (206) / Труд (м) (107)

5. Английский / испанский (307/313/101)

Вторник

1. Математика (204)

2. Белорусский (301)

3. Белорусский (301)

4. Физкультура

5. История (104)

6. Русский (305)

Среда

1. Биология (102)

2. Русский (305)

3. Информатика (206) / Труд (д) (106)

4. Математика (204)

5. Белорусский (301)

Четверг

1. Русский (305)

2. Английский / Испанский (307 / 313 / 101)

3. Физкультура

4. Математика (204)

5. Физика (202)

6. Русский (305)

Пятница

1. История (104)

2. Русский (305)

3. Белорусский (301)

5. Английский / Испанский (307 / 313 / 101)

6. Математика (204)

7. Классный час (305)


СПИСОК 6 «Б» КЛАССА

1. Акулова Дарья

2. Бердашкевич Александра

3. Гаврильчик Виолетта

4. Ермаков Алексей

5. Загдай Кристина

6. Ковалёнок Альбина

7. Костин Владислав

8. Купрацевич Полина

9. Кураш Олег

10. Маслакова Анна

11. Матяс Владислав

12. Мельникова Анастасия

13. Михеенко Юлия

14. Плиско Тимофей

15. Подсадник Вероника

16. Подсадник Михаил

17. Рыбаков Андрей

18. Скачиха Максим

19. Шаповалова Ульяна

20. Шевченко Ксения

21. Шестаков Максим

22. Язёнок Кира

23. Ярмилов Юрий


Календарно-тематическое планирование

Дата Проведен. Тема урока, план изучения нового материала Понятия Кол-во часов Материал учебнного пособия
18.02. Культура нашых продкаў 1. Вераванні першабытных людзей 2. Міфалогія 3. Пахавальныя абрады 4. Першабытнае мастацтва Міф, курган, скульптура, арнамент § 7
21.02. Наш край
Урок абагульнення
25.02. Кантроль ведаў вучняў
Раздзел II. Жыццё насельніцтва беларускіх зямель у раннім сярэдневякоўі ў V–IX стст.
28.02. Балты на тэрыторыі Беларусі 1. Тэрыторыя рассялення 2. Плямёны балтаў 3. Паселішча балтаў на тэрыторыі Беларусі 4. Гаспадарка і гандль 5. Мастацтва і рамёствы Балты, “бурштынавы шлях” § 8
04.03. Паходжанне і рассяленне славян 1. Прарадзіма славян 2. Першыя звесткі аб славянах 3. Шляхі рассялення славян 4. З’яўленне славян на тэрыторыі Беларусі. Прарадзіма, славяне § 9
07.03. Усходнеславянскія плямёны на тэрыторыі Беларусі 1. Славянска-балцкае ўзаемадзеянне 2. Крывічы-палачане 3. Дрыгавічы 4. Радзімічы Каланізацыя, славянізацыя, саюз плямён. крывічы, дрыгавічы, радзімічы § 10
11.03. На шляху да дзяржавы 1. Князі, дружына. 2. Ваеннае апалчэнне 3. Народны сход – веча 4. З’яўленне гарадоў 5. Племянныя княжанні Знаць, князь, даніна, дружына, ваеннае апалчэнне, веча, племянныя княжанні § 11
14.03. Гаспадарка, рамяство і гандаль усходніх славян 1. Развіццё земляробства і жывёлагадоўлі 2. Развіццё грамадства 3. Рамяство і промыслы 4. Гандаль Малая сям’я, суседская абшчына, рамяство, бортніцтва § 12
18.03 Рэлігія і міфалогія ўсходніх славян 1. Культ продкаў 2. Духi 3. Язычнiцкiя богi. Свяцілішчы 4. Міфы і падданні 5. Абрады Культ продкаў, язычніцтва (многабожжа), свяцілішча (капішча), ідал, абрад, трызна § 13
Матэрыяльная культура 1. Арнамент 2. Дэкаратыўна-прыкладное мастацтва 3. Жыллё 4. Адзенне 5. Зброя Дэкаратыўна-прыкладное мастацтва § 14


ДНЕВНИК ПРАКТИКИ

Дата Учет деятельности Примечания
10.02.2014 Участие в установочной конференции в Полоцком государственном университете. Ознакомление с методическим, педагогическим и психологическим аспектами практики. Прибытие на место прохождение практики (Средняя школа №6 г. Полоцка). Знакомство с учителем-методистом (Белевич В.И.), а также с администрацией школы. Экскурсия по школе.
11.02.2014 Присутствовала на уроке учителя-методиста, который проводился в классе, закрепленным за мной на время прохождения практики (6 «Б»), с целью ознакомления с методами, приемами обучения. Учитель-методист проводила комбинированный урок. На доске были записаны основные даты, понятия. Проверка домашнего задания осуществлялась с помощью фронтального опроса. Объяснение новой темы с вопросами к ученикам (тем самым проверка пройденного материала). Половина класса вела себя активно.
Присутствовала на уроке по русской литературе у 6 «Б» с целью ознакомления с классом, а также определения их уровней знания и активности. Ученики отвечали наизусть стихотворения. Большая половина класса не была подготовлена к уроку.
Знакомство с классным руководителем. Обсуждение предстоящего мероприятия в классе, посвященного празднику «23 февраля». Осмотр классного кабинета (№305.Русского языка и литературы)
12.02.2014 Присутствовала на уроке информатики у мальчиков 6 «Б» класса, с целью определения уровня заинтересованности информационными технологиями. Мальчики вели себя активно, отвечали на все вопросы практически без ошибок. К выполнению задания на компьютерах отнеслись с большим интересом.
Присутствовала на уроке математики у 6 «Б» класса, с целью ознакомления с составом класса.
Консультация с учителем-методистом по поводу проведения уроков по истории.
13.02.2014 Присутствовала на уроке по «Обществоведению» в 10 классе, проводимым студентом-практикантом 5 курса Иванова Д. А., с целью ознакомления с учебной работой в старших классах. Иванов Д.А. для проверки домашнего задания выбрал проведение к.р. (на подготовку 5 мин.) и 15 мин. на написание. Новая тема «Демократическое общество».
Присутствовала на уроке учителя-методиста по истории Беларуси в 7 «А» классе, с целью наблюдения использования материальных средств обучения на уроке Для проверки домашнего задания был использован диктант (зачитывается предложение, ученики записывают недостающие слова, даты.). Объяснение новой темы с обращением к учебнику. Введение новых терминов (выделение ключевых слов из определения термина).
Присутствовала на ЕИЧ «День памяти воинов-интернационалистов»
Консультация с классным руководителем по проведению предстоящего внеклассного мероприятия посвященному празднику 23 февраля.
14.02.2014 Посещение урока учителя-методиста по истории Беларуси в 6 «Б» классе.
Анализ урока учителя-методиста 14.02.2014 г. 6 «Б» класс История Беларуси Белевич Валентина Ивановна «Возникновение неравенства в обществе» Для проверки домашнего задания был организован фронтальный опрос, этот факт позволил достигнуть активного участия в процессе опроса всех учеников. Также была проведена письменная работа на знание учащихся особенностей Бронзового и Железного веков, что позволило учесть уровень знания учащихся пройденного материала. Для введения в новую тему была проведена эвристическая беседа, которая позволила учащимся самим обозначить цели предстоящего урока. На протяжении объяснения новой темы учитель задавал вопросы, касающиеся прошедших тем, что позволяло учащимся применять уже полученные раннее знания на практике. Для усвоения материала учащимся было предложено составление логической цепочки, которая состояла из таких звеньев как «переход к земледелию» → «возрастание роли мужчины» → «Возникновение патриархальных семей» → «Совершенствование орудий труда» → «возможность жить отдельными семьями» → «переход к соседской общине» → «возникновение частной собственности» → «расслоения общества» → «возникновение неравенства». Позднее последовало логическое объяснение цепочки самими учащимися. При сообщении домашнего задания были ясно озвучены все требования к подготовке.
14.02.2014 Посещение урока по истории Беларуси учителя-методиста в 11 классе. «Восстановление народного хозяйства в послевоенные годы»
Посещение урока по «Обществоведению» в 11 классе, проводимым студентом-практикантом 5 курса Пинчука М. И. «Развитие культуры и укрепление здоровья нации». Работа по группам (по Министерствам).
Посещение урока учителя-методиста по истории Беларуси в 6 «А» классе. Тема: «Возникновение неравенства в обществе».
Посещение урока по истории Беларуси в 10 классе, проводимым студентом-практикантом 5 курса Пинчуком М.И. «Проведение индустриализации».
15.02.2014 Оформление документации. Подготовка к проведению урока по истории Беларуси в 6 «Б» классе.
17.02.2014 Присутствовала на уроке географии в 6 «Б» классе, с целью определения уровня географических знаний учащихся. Активно себя вели Плиско Т., Коваленок А., Шестаков М.
Консультация с учителем-методистом по поводу проведения урока по истории Беларуси в 6 «Б» классе.
18.02.2014 Присутствовала на уроке по истории Беларуси студентки-практикантки 4 курса Плавинской А.Ю. «Культура наших предков».
Посещение урока по истории Беларуси в 10 классе, проводимым студентом-практикантом 5 курса Пинчук М.И. «Коллективизация»
Проведение урока в 6 «Б» классе по истории Беларуси Тема: «Культура наших предков»

«Культура наших предков» 18.02.2014г.

Цель урока: Создать условия для представления учащихся о культуре наших предков, их верованиях и искусстве.

Задачи урока:

· организовать учебно-познавательную деятельность учеников по изучению верований, мифологии, обрядов и первобытного искусства наших предков;

· создать условия для развития умений описывать памятники культуры.

· способствовать формированию чувства уважения к культурно-историческому прошлому нашей страны.

Тип урока – комбинированный.

Наглядный материал: учебная доска, учебник (иллюстрации в параграфе), раздаточный материал письменной работы.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Примечания
Организационный Приветствие, проверка отсутствующих в классе, определение готовности учащихся к уроку. Приступая к проверке домашнего задания, распределяю ученикам раздаточный материал (9 человек) 3 вариантам. Проверка наличия учебника, дневника, рабочей тетради и ручке на столе. См. прил. 1.1.
Проверка домашнего задания Основной этап проверки домашнего задания – фронтальный опрос: 1.Давайте вспомним основные этапы становления человеческого коллектива? Объясните, почему происходило именно так? 2.Расскажите, пожалуйста, как в обществе появилось имущественное неравенство? (Почему у высших слоев населения формировалась частная собственность? 3.Что такое патриархальное рабство? Какая разница с простым рабством? 4.Что такое «ГОРОДИЩЕ»? Как выдумаете, отчего возникло это слово?На странице 28 учебника есть рисунок городища железного века, объясните что вызвало их строительство? 5.В настоящее время откуда мы можем узнать о неравенстве? 6.Что еще попадается при раскопках из вещей? 7.А почему клали различные предметы вместе с покойниками? Предпологаемые ответы учащихся: 1.Человеческое стадо, материнский род, отцовский род, родовая община, соседская община. 2-4. Для ответа вызвать 1 человека, другие дополняют. 5. Узнать о неравенстве мы можем благодаря археологическим раскопкам. 6-7.Вера в загробную жизнь.
Подготовка учащихся к усвоению нового материала Так вот сегодня нам предстоит узнать, почему люди начали верить в загробную жизнь, что представляли собой верования первобытных людей, их обряды и обычаи.
Сообщение нового материала Тема нашего урока: «Культура наших предков» (записать) 1.Верования первобытных людей Как вы думаете, почему возникли религиозные верования в древности? Почему гремит гроза, что это за явление? Мы можем объяснить, но все равно некоторые боимся ее. Из этого следует, что люди стали верить в сверхъестественные силы природы. Учитывая климат на территории Беларуси, какие силы природы почитались, какие растения, животные? И почему? Человек стал почитать то, от чего зависела его жизнь. Как вы думаете, первобытный человек видел сны, падал ли в обморок? Так вот считалась, что в такие моменты душа человека покидает тело и где-то ходит. Нельзя было резко будить человека, а то ведь думали, что во сне душа где-то путешествует и вдруг не успеет вернуться обратно, в результате чего, человек мог бы просто умереть. Или когда мы чихаем, что делаем? – Закрываем рот. У нас это, конечно, как правило гигиены, а вот наши предки при этом опасались, что душа может вылететь из тела! Ученики отвечают, что люди боялись грозы, нападения животных, неурожая. Поскольку рассказ учителя дополняется ответами учеников, то объяснение нового материала можно охарактеризовать как беседу. Ученики рассматривают орнамент на с. 29 учебника.
2.Мифология 1.Давайте вспомним, что такое миф? На белорусских землях сложилось много мифов о богах, происхождении разных явлений природы, о деревьях, о цветке папоротнике (вспомните праздник «Купала» - кто найдет цветок папоротника, тот будет счастлив). Также поскольку много у нас озер и рек – о их происхождении и о существах, которые там были.. 2. Какие вы знаете мифы или может о каких мифологических существах вы слышали? 3. Как вы думаете, что хотели объяснить наши предки с помощью мифа про Белуна? В случае, если учащиеся затрудняются ответить на заданный вопрос, можно посмотреть ответ в словаре в конце учебника. Записывают определение в тетрадь. Ученики вспоминают мифы. На с. 30 учебника читают миф «про Белуна»
3.Погребальные обряды Вернемся к тому, что люди начали верить в загробную жизнь, а то есть? Как вы думаете, что такое трупоположение и трупосожжение? Покойнику клали все, что ему понадобиться в загробной жизни. На т-рии Беларуси существовал обычай насыпать над могилами «курганы».Средняя высота была 1-2 метра. Наибольшее к-во курганов обнаружено в Витебской и Гомельской областях. Учащиеся на с. 31 учебника рассматривают украшения. Ученики пробуют дать определение понятию «курганы», после этого зачитывается определение из учебника и записывается в тетрадь.
4.Погребальное искусство 1.Как вы думаете, было ли у наших предков свое искусство? (Пели? Танцевали? Рисовали?). А как это может быть связано с нашей сегодняшней темой? Одним из примеров искусства является скульптура К концу каменного века расцвет орнамента. Изображали то, что видели, чему поклонялись. (Круг, ромб). Можно нарисовать на доске или показать изображения в книге. Чтение определения термина «скульптура» на с. 31 учебника. Рассматривают на стр.31 украшения.
Закрепление полученных знаний Что такое мифология? Какая историческая ценность мифов, легенд? Что такое курганы? Что такое скульптура?
Подведение итогов Рефлексия. Учащиеся оценивают свою работу на уроке по 10 бальной шкале на раздаточных листочках. Домашние задание: Подготовка к уроку-обобщению на стр.33-36 учебника.
18.02.2014. Посещение урока по истории Беларуси в 7 «А» классе студента-практиканта 4 курса Лубченка О.В. Тема: «Государственный строй ВКЛ в сер XIII - XIV в.»
Консультация с классным руководителем 6 «Б» класса по поводу проведения внеклассного мероприятия посвященного празднику 23 февраля. Выбор конкурсов, вопросов для викторин, репетиция стихотворений с девочками.
19. 02.2014. Анализ с учителем-методистом проведенного урока по истории Беларуси. Консультация по поводу проведения урока-обобщения по разделу І.
20.02.2014. Посещение урока по обществоведению в 10 классе, проводимым студенткой-практиканткой 5 курса Трухина Н.В.. “Политические партии и общественные объединения”. Проверка домашнего задания – фронтальный опрос.
Посещение урока по истории Беларуси в 7 «А» классе, проводимым студентом-практикантом 4 курса Лубченок О.В. «Хозяйственная жизнь ВКЛ». Анализ выполненной письменной работы. Проверка домашнего задания (схема на доске). Раздаточный материал (картинки). Рассказ нового материала с вопросами к ученикам.
21. 02.2014 Проведение зачетного урока по истории Беларуси в 6 «Б» классе. Урок-обобщение «Белорусские земли в древние времена». Раздаточный материал (карточки для заполнения периодизаций древнего времени и средних веков). Фронтальный опрос с выполнением некоторых заданий на доске.

Урок-обобщение по теме «Белорусские земли в древнейшие времена»

Цель урока: Обобщение, систематизация с элементами контроля и коррекции уже приобретенных знаний.

Задачи урока:

· Создать условия для повторения и обобщения знаний учащихся по теме «Белорусские земли в древнейшие времена»;

· Способствовать развитию умений определять местонахождение исторических объектов на исторической карте, называть даты исторических событий, сравнивать исторические события и раскрывать причинно-следственные связи между ними.

· Содействовать формированию познавательного интереса к прошлому своего края, уважения к его историческому наследию.

Тип урока – урок повторения и обобщения знаний.

Наглядный материал : Учебная доска, раздаточный материал письменной работы, учебник.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Примечания
Организационный этап Приветствие. В каждой школе есть «Машина времени» (кабинет истории) и я часто совершаю путешествия во времени. Сегодня я собираюсь совершить путешествие в Древнее время! Я собрала свой походный рюкзак, но еще мне необходимы знания! Я прошу вас мне помочь! Ваши знания мне очень пригодятся! Надеюсь все хорошо подготовились и придете мне на выручку. Учитель предстает перед ученика в костюме путешественника/ туриста.
Проверка домашнего задания, обобщение материала. 1.Для начала мне понадобятся ваши картографические знания! 1.Ученик на исторической карте показывает: Границы современной РБ; реки: Зап. Двину, Неман, Днепр, Припять; границу последнего ледника; места первых стоянок человека каменного века.
2. Что бы я не заблудилась во времени заполните, пожалуйста, таблички, которые я возьму с собой. 2.На карточках заполняют периодизацию. Ответы кладут учителю в рюкзак. См. прилож. 1.2.
3.(На доске написаны заранее даты) Вызываю учеников по очереди для пояснения дат.
4.(Устно отвечают) Древнее время; Средние века; Стоянка; Присваивающее хозяйство; Производящее хозяйство; Мотыжное земледелие; Подсечно-огневое земледелие; Пашенное земледелие; Оседлый образ жизни; Промыслы; Родовая община; Старейшина; Племя; Материнский род; Отцовский род; Большая патриархальная семья; Городище; Расслоение общества; Скульптура; Миф. 4.Предпологаемые ответы учеников.
5. (К доске 1 человек – пишет последовательно расставленные даты) 24 тыс лет до н.э. –стоянка Юровичи 21 тыс. лет до н.э. –стоянка Бердыж 3 тыс. лет до н.э. – переход к животноводству 2,5 тыс лет до н э –проникновение индоевропейцев 2 тыс лет до н.э. –добыча кремня шахтным способом VII в. До н.э. – нач. железного века X в. н.э. – нач. высокого средневековья. 5. Ученик, расставляющий даты позднее рассказывает, что было под этими датами, если затрудняется – помощь одноклассников.
6. Расположение природных и исторических явлений по времени их возникновения. Задание на с.35 учебника.
7. Определить главные причины. Задание на с. 35 учебника
8.Доказать, что: · Орудия труда древних людей постоянно совершенствовались; · Многими изобретениями древних людей пользуются люди нашего времени. Ученики устно отвечают
Подведение итогов Тезисное повторение изученного. Домашнее задание: Повторить пройденный материал.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

1. 21.02.2014, 6 «Б» класс

История Беларуси

2. Учитель: Телего Божена Александровна.

3. Урок-обобщение «Белорусские земли в древнейшие времена»

Данный урок имеет значительное место в системе уроков, так как является уроком-обобщением, что способствует систематизации полученных ранее знаний и их коррекции

Цель урока : Обобщение, систематизация с элементами контроля и коррекции уже приобретенных знаний.

Цели и задачи урока были определены в соответствии с обоснованием задач образования.

Тип урока - урок повторения и обобщения знаний.

Основные этапы:

Организационный

Проведение обобщения по разделу

Подведение итогов.

Для проверки знаний учащихся были проведены следующие виды методик: фронтальный опрос, написание на карточках периодизации, проверка картографических знаний, расставление в хронологической последовательности дат, выявление причин и следствий явлений, доказательство явлений с использованием собственной аргументации.

Оптимальность выбора методов проверки очевидна, так как задействовано максимальное количество учащихся.

Принцип последовательности был частично реализован, в связи с возникшими затруднениями при ответе у учащихся. Тем не менее активность класса была на высоком уровне, так как задания были дифференцированными и многие из них требовали личных высказываний и аргументов.

Время урока было использовано рационально, даже не смотря на не осуществление некоторых запланированных заданий.

Замысел данного занятия был реализован именно в форме обобщения потому что такой вид уроке во-первых предусмотрен программой, а во-вторых – необходимость систематизации знаний учащихся, для дальнейшего применения.

При подготовке к уроке были учтены особенности более слабых учащихся, так как им требуется больше времени но осознание той или иной темы, и уж тем более раздела. Поэтому в уроке-обобщение присутствовала много заданий рассчитанных на минимальные знания основных положений.

Условия урока были созданы слегка в необычной форме (учитель пришёл в костюме путешественника и с большим рюкзаком). На такое решение подтолкнул тот факт, что обычно уроки-обобщения проходят в напряженных для ученика условиях (высокая мозговая активность, осознания контроля), поэтому для разрядки обстановки и для воспитания у детей качества взаимопомощи мною были выбраны вышеупомянутые условия.

Поставленные задачи удалось решить более чем на необходимом уровне и поэтому были достигнуты хорошие результаты образования, при этом удалось избежать перегрузки и переутомления учащихся.

В данном уроке недостатком было то, что из-за ограничения времени урока не всегда удавалось «быть в образе» (т.е. путешественника), но в отдельные моменты урока это было необходимостью, дабы держать дисциплину в классе.

Из данного урока можно сделать выбор, что не надо бояться экспериментировать, так как это поможет наладить хорошую обстановку в классе и внимание детей максимально приковано к изучаемому предмету.

21.02.2014 Посещение урока учителя-методиста по истории Беларуси в 11 классе.
Посещение урока студентки-практикантки Плавинской А.Ю. по истории Беларуси в 6 «А» классе. Урок-обобщение «Белорусские земли в древние времена».
Посещение урока по обществоведению в 10 классе, проводимым студентом-практикантом 5 курса Пинчук М. И. Тема: «молодежная политика»
Проведение внеклассного мероприятия в 6 «Б» классе, посвященному празднику 23 февраля. Рассказ «Из истории праздника». Проведение викторины «Самый, самая, самое…», проведение конкурсов.
Проведение беседы с исследуемой по психологическому аспекту учащейся.
22. 02. 2014. Оформление документации. Подготовка к предстоящему уроку по истории Беларуси в 6 «Б» классе.
24.02.2014. Консультация с учителем-методистом по поводу урока по истории Беларуси, составление письменной работы для учащихся.
25.02.2014 Проведение урока по истории Беларуси в 6 «Б» классе. Контроль знаний учащихся. Письменная работа. Раздаточный материал с заданиями (2 варианта). В конце урока устный анализ письменной работы.
Подборка по базе: Менеджмент как наука и искусство.doc , Буало-Депрео Никола. Поэтическое искусство - royallib.ru.doc .

  1. Содержание курса, периодизация истории Беларуси. Концепции происхождения белорусского народа и названия «Беларусь». Источники и основные исследования по истории Беларуси.

  2. Первобытное общество в эпоху каменного , бронзового и железного веков в Беларуси.

  3. Заселение территории Беларуси славянами (кривичи, дреговичи, радимичи). Киевская Русь.

  4. Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.

  5. Первые княжества на территории Беларуси: Полоцкое и Туровское.

  6. Зарождение феодальных отношений, социально-экономическое развитие белорусских земель в IX – середине XII вв.

  7. Феодальная раздробленность в Беларуси. Распад Полоцкого и Туровского княжества на удельные княжества.

  8. Борьба белорусских княжеств с крестоносцами и монголо-татарами. Внешнеполитическое положение в конце XII – первой половине XIII вв.

  9. Культура белорусских земель в IX – середине XIII вв. Распространение христианства на территории Беларуси.

  10. Предпосылки создания Великого княжества Литовского. Деятельность Миндовга. Внутреннее положение ВКЛ во второй половине XIV в.

  11. Место белорусских земель в политической системе ВКЛ. Внешняя политика и внутриполитическое положение ВКЛ в XIV в.

  12. Расцвет ВКЛ при Витовте, Кревская уния и Грюнвальдская битва. Гражданская война в ВКЛ в 1432-1436 гг.

  13. ВКЛ: государственный строй, органы власти и управления, судебная система, административно-территориальный раздел ВКЛ (XV – XVI вв.)

  14. Этапы закрепощения крестьянства. Экономическое развитие и социальные отношения в ВКЛ в XIV – XVI вв.

  15. ВКЛ в период правления Казимира и Александра Ягеллончиков. Борьба ВКЛ с Московским княжеством в конце XV - первой половине XVI в.

  16. Формирование белорусской народности. Культура Беларуси XIV – XV вв.

  17. Люблинская уния 1569 г. и образование Речи Посполитой. Место ВКЛ в политической системе Речи Посполитой.

  18. Религиозные процессы на белорусских землях в XV – начале XVII в.

  19. Развитие культуры Беларуси в XVI – начале XVII в.: от Возрождения к контрреформации.

  20. Ф. Скорина и развитие книгопечатанья и образования в Беларуси в XVI – первой половине XVII в.:

  21. ВКЛ на рубеже XVI – XVII вв.: войны со Швецией и Московским княжеством.

  22. Беларусь во время войн середины XVII ст.: антифеодальная казацко-крестьянская война 1648-1651 гг., война с Московским княжеством 1654-1667 гг.

  23. Беларусь в Северной войне 1700-1721 гг. Политический кризис и шляхетская анархия.

  24. Социально-экономический кризис в Беларуси во второй половине XVII – первой половине XVIII вв.

  25. Культура Беларуси во второй половине XVII – XVIII вв. Эпоха Просвещения.

  26. Политический кризис Речи Посполитой и попытки ее реформирования. Восстание Т. Костюшки и разделы Речи Посполитой.

  27. Беларусь в составе Российской империи: изменения в политической, социально-экономической, религиозной и культурной сферах.

  28. Беларусь в Отечественной войне 1812 г.

  29. Тайные общества и общественно-политическое движение в Беларуси в первой половине XIX в. Восстание 1830-1831 гг.

  30. Реформа П. Киселева. Социально-экономическое развитие белорусских земель в первой половине XIX в.

  31. Развитие культуры Беларуси в первой половине XIX в.

  32. Подготовка и отмена крепостного права 1861 г. Особенности проведения буржуазных реформ второй половины XIX в. в Беларуси.

  33. Развитие капиталистических отношений в Беларуси во второй половине XIX – начале XX в.

  34. Национально-освободительное восстание 1863-1864 гг. К. Калиновского и его роль в истории Беларуси.

  35. Общественно-политическое движение во второй половине XIX – начале XX в. в Беларуси: народники и формирование политических партий.

  36. Культура Беларуси во второй половине XIX – начале XX в. Национальное возрождение и газета «Наша Нива».

  37. Беларусь в период революции 1905-1907 гг. Деятельность БСГ.

  38. Столыпинская аграрная реформа в Беларуси и завершение проведения буржуазных реформ.

  39. Первая мировая война и положение в Беларуси: политический, социальный и экономический аспекты. Белорусское национальное движение в годы войны.

  40. Февральская революция 1917 г. в Беларуси и положение в регионе в феврале - октябре 1917 гг.

  41. Октябрьская революция 1917 г. и установление советской власти в Беларуси.

  42. Образование белорусской государственности в 1918-1919 гг..: от БНР к БССР.

  43. Брестский мир 1918 г. Беларусь в годы советско-польской войны. Второе провозглашение БССР.

  44. Политика «военного коммунизма» и БССР в годы новой экономической политики (НЭП).

  45. Политика белорусизации: развитие образования, науки и культуры в БССР в 1920-1930-е гг.

  46. Индустриализация и коллективизация сельского хозяйства в БССР, их итоги.

  47. Репрессии и общественно-политическая жизнь в БССР в конце 1920-х – 1930-е гг.

  48. Рижский мир и положение Западной Беларуси в составе польского государства. Национально-освободительное движение в Западной Беларуси, политические партии.

  49. Культура Западной Беларуси 1920 – 1930-е гг. ТБШ и Б. Тарашкевич.

  50. Начало Второй мировой войны. Воссоединение Западной Беларуси с БССР. Первые мероприятия советской власти в Западной Беларуси.

  51. Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси. Немецко-фашистский оккупационный режим на территории Беларуси.

  52. Борьба белорусского народа против немецко-фашистских оккупантов (партизаны и подпольщики). Коллаборационизм.

  53. Освобождение БССР от немецко-фашистских захватчиков. Итоги войны для БССР.

  54. Беларусь на международной арене. Участие БССР в основании ООН. БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.

  55. Социально-экономическое развитие БССР во второй половине 1950-х – первой половине 1980-х гг.

  56. Общественно-политическая жизнь в БССР во второй половине 1950-х первой половине 1980-х гг.Состояние образования, науки, литературы и искусства.

  57. БССР во второй половине 1980-х гг. Политика перестройки и особенности ее проведения в БССР.

  58. Провозглашение независимости Республики Беларусь. Социально-экономическое развитие на рубеже XX – XXI вв.

  59. Беларусь на современном этапе: социально-экономическое и политическое положение.

  60. Международное положение и внешняя политика Республики Беларусь.
61. Культура Республики Беларусь в 1990 - 2000-ые гг. Основные достижения и направления развития
1.Содержание курса, периодизация истории Беларуси. Концепции происхождения белорусского народа и названия «Беларусь». Источники и основные исследования по истории Беларуси.

Объект истории – это совокупность явлений жизни об-ва на протяжении всей истор. сущности людей. Появление истории вызвано потребностью об-ва в осмыслении своего прошлого и изучении перспектив дальнейшего развития. Главная функция – научно-познават. деятельность.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ :

1) Древнее об-во. (100тыс. л. до н.э. – V ст. н.э.).

2) Средневековье. (V ст. н.э. – XV ст. н.э.).

3) Новое время (XVI – 1918г.).

4) Новейшее время (1918г. - …).

Методологические подходы в изучении истории:

-формационный (материалистическое понимание истории, основанное на изучении общ-эконом. формаций)

1) первобытное об-во

2) рабовладельческий строй

3) феодальный уклад

4)капитализм (делится на капитализм и империализм)

5)коммунизм (делится на социализм и коммунизм)

1) дикость (люди жили родами и использовали каменное орудие труда)

2) варварство (изобретение гончарства)

3)цивилизация (письменность, переход от присвающего хоз-ва к производящему + появление гос-в)

Источники по ист. Бел.:

Археологические

Письменные (наративные)

Фольклорные

Этнографические

Кино-фото-фонодокументы

Вспомогательные ист. науки : археология, археография (изучение и публикация мат. по ист.), топонимика (изуч. географ. названия), антропология, нумизматика (монеты), геральдика (гербы).

Бел. национальная историография начинает формироваться в нач. 19в. – Бобровский, Данилович («О литовских летописях» про ВКЛ писал). Конец 19 – нач. 20в – Ефим Карский («Белорусы»), Довнар-Запольский («Основы государственности Беларуси»), Ластовский (редактор «Нашей Нивы»), Игнатовский («1863 на Беларусі: Нарыс падзей»), Пичета.

Происхождение белорусов (=этногенез) 5 теорий:


  1. Кривичско-дреговичско-радимичская (авторы: Карский, Пичета, Довнар-Запольский)

  2. Кривичская (Ластовский)

  3. Древнерусская (бел. являются частью древнерусской народности. Автор: Корнейчик) Согласно этой теории Киевская Русь привела к образованию древнерусской народности. Результатом распада в XIII в. этого государства стало формирование трех новых этносов: белорусского, русского, украинского.

  4. Балтская (бел=славяне+балты; авторы: Седов, Штыков) на территории современной Беларуси до славян жили балты (ливы, прусы, ятвяги, жмудь и др). об этом свидетельствуют балтские названия.

  5. Финская (бел=славяне+финны;
Происхождение названия «Беларусь»:

Белый цвет одежды, волос, кожи.

Свобода, независимость терр-ии, не захваченной ни крестоносцами, ни татарами.

Православная вера «чистая», в отл. от язычества.

Особое привилегированное положение полоцких и витебских земель в сост. ВКЛ.

2.Первобытное общество в эпоху каменного, бронзового и железного веков в Беларуси.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ:

1)Каменный (от 3млн лет до н.э. до 3тыс. лет до н.э.)

1.палеолит (100(40)-10тыс до н.э.):

а)нижний(150тыс лет до н.э.)

б)средний(150-35тыс до н.э.; эпоха Мустье)

в)верхний(35-10тыс до н.э.)

2.мезолит(9-6тыс до н.э.)

3.неолит(5-3тыс до н.э.)

2)Бронзовый (2тыс до н.э. – нач 1ого тысячелетия до н.э.)

3)Железный (1ое тысячелетие до н.э. – IV-Vв н.э.)

Этапы развития первобытного об-ва:

1.Первобытное стадо

2.Ранняя родовая община(матриархат)

3.Поздняя родовая община(патриархат)

4.Разложение первобытного об-ва, начало образования классов

Люди:

Австролапитек(умелый)-архантроп(прямоходящий)-палеоантроп(неандерталец)-неоантроп(кроманьонец).

Первый человек на Беларуси появл в среднем палеолите(100-40тыс лет назад); вид – неандерталец. Были найдены обработанные орудия труда из кремния возле Светилович, деревень Обидовичи, Клеевичи.

На территории Беларуси (около деревень Бердыж и Юровичи, на берегах рек Сож, Припять) открыты позднепалеолитические стоянки человека, возраст которых 26-24 тыс. лет. Здесь найдены кремневый инвентарь, кости мамонта, быка, северного оленя... Люди жили материнско-родовой общиной. Они совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством.

Около 11тыс лет до н.э. начинается потепление и массовое заселение терр-ии Беларуси, главным образом по бассейнам рек.

Занятия первобытного человека:

Присваивающее хоз-во: охота(загонная, индивидуальная с использованием лука , стрел), рыболовство, собирательство, бортничество.

5тыс лет до н.э. люди переходят к оседлой жизни, зарождается гончарство, ткачество. Основной материал для орудий труда – кремень. Возле поселка Красносельский были обнаружены шахты по его добыче. В конце неолита происходит НЕОЛИТИЧЕСКАЯ рев-ция(переход от присваивающего хоз-ва к производящему)

БРОНЗОВЫЙ ВЕК.

Земледелие и живодноводство становятся ведущими занятиями людей. Более распространенными стали прядение и ткачество.

Земледелие: мотыжное (исп. каменная или роговая мотыга); подсечно-огневое(лядное; исп. борона-суковатка); пашенное (деревянное рало с железным сошником).

В семье и обществе мужчина занял доминирующее положение. Выделяется родоплеменная знать (совет мужчин – воинов, военных вождей), нарушается прежнее равноправие, возникает частная собственность.

В Беларусь проникают индоевропейцы, которые пришли из малой Азии. в результате их смешения с местными племенами возникли три народа – германцы, славяне и балты. 1ыми индоевропейцами были балты, которые пришли на нашу терр-ию 3тыс лет до н.э.

В Беларуси не было местных месторождений меди и олова, сплав которых дает бронзу, поэтому их привозили в основном с Кавказа.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК.

Из железной руды в сыродутных бомницах (печах, сделанных из глины) выплавляли кричное железо. Домница была найдена возле дер. Лабенщина Минского района.

Возникло имущественное неравенство , которое приводит к войнам. Люди начинают создавать укрепления – городища . Союзы родов объединяются в племена, и начинается формирование зачатков государственности.

3.Заселение территории Беларуси славянами (кривичи, дреговичи, радимичи). Киевская Русь.

В первых веках н.э., под натиском готов, которые пришли из Скандинавии, славяне начали свою миграцию. В результате «великого переселения народов» славяне разделились на три большие группы: южную (болгары, хорваты, словенцы, сербы, македонцы), западную (поляки, чехи, серболужичане), восточную (белорусы, русские, украинцы).

Терр-ию Беларуси заселили вост.-славянские племена: кривичей, дреговичей, радимичей.

ДРЕГОВИЧИ. (от «дрыгва» - болото) расселились между р. Припять и Зап. Двиной в Полесье.

КРИВИЧИ. (от «кровные», близкие по крову или «кривая терр-ия», бугристая, на которой они жили) расселились а верховье Днепра, Зап. Двины, Волги и Чудского озера. Тех, кто жили в верховьях Зап. Двины называли полочаначи. Полоцкие кривичи имели свое «княжение», т.е. первоначальное государственное образование. Они собирались на вечевые собрания для обсуждения общих дел, обрядов, торговых отношений. В Бел. жила часть кривичей-полочан + смоленские и псковские кривичи. Первое упоминание кривичей датируется 856, а последнее 1162г.

РАДИМИЧИ. (по имени князя Радзим) расселились по р. Сож., их центром был Гомель + Кричев, Чечерск, Речица и Рогочев. Они были самыми слабыми, так и не удалось создать своей государственности, т.к. в 885г. киевский князь обязал их платить ему дань, а до этого дань они платили хазарам. В 984г. киевский князь Владимир Святославович отправил войско во главе с воеводой на радимичей , произошла битва на р.Песчане, в рез-те которой радимичи были разбиты.

Государственность восточного славянства начала складываться во 2ой половине I тысячелетия н.э. и окончательно оформилась в X в. Ее центром был Киев, поэтому Древнерусское гос-во принято называть Киевской Русью . Киевская Русь – это средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей . Однако империя Рюриковичей не была централизованным государственным образованием. Она представляла собой политические обьединения феодалов вокруг великого князя с целью отпора постоянным набегам внешних врагов и сбора дани с собственного населения. Территория современной Беларуси находилась на западной окраине Киевской Руси. Вначале здесь существовали Полоцкое и Туровское княжества. По мере развития феодальных отношений некоторые княжества делали попытки выйти из-под власти Киева. Киевская Русь является первым раннефеодальным гос-вом у восточных славян, которое во многом обусловлено феодальным хозяйственным укладом, сложившемся в то время. Образование Киевской Руси ускорило формирование древнерусской народности с определенными экономическими связями на основе территориальной, культурной и языковой общности, способствовало укреплению ее единства.

4.Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.

Невозможность объяснить природные явления породило веру людей в существование сверхъестественных сил. Духовная культура первобытного об-ва представляла собой:

С появлением земледелия и животноводства зародились новые верования людей. Они стали обожествлять Солнце (культ Солнца , о культе Солнца свидетельствует солярная символика), небо, дождь…. Основные боги (к концу 10 века): Перун (бог воинов, оружия, войн, гром и молния), Стрибог (небо и вселенная), Даждь Бог (солнца, природы), Макошь (бог Земли и плодородия).

Существовало 2 типа захоронений:

Трупоположение (насыпали курганы),

Кремация.

Большое значение придавали одежд е (символичный орнамент, вышивки по краям одежды для защиты от злых духов). Был распространен культ предков (дзяды, радуница). Существовали обряды, хороводы, заговоры, заклинания, песни…..Ранее был культ упырей (вампиров), берегинь (русалок), домовых. В бронзовом веке появилась вера в загробную жизнь, появились обряды жертвоприношения , поминальные, свадебные Существовали жертвенные ямы с идолами, капища (языческий храм, место жертвоприношения).

Отношение древних людей к окружающему миру выразилось не только в религии, но и в искусстве . Его первыми памятниками стали статуэтки (женщин, мужчин, лося, утки; на стоянке Елисеевичей, на Брянщине найдена статуэтка женщины , датируемая верхним палеолитом). В бронзовом веке появился орнамент (появление шнурового орнамента связано с индоевропейцами). Появление музыкальных инструментов (первые – ударные). Первая археологическая находка – дудочка , сделанная из косточки птицы. Она относилась к верхнему палеолиту , найдена на стоянке Асовец. Были различного рода украшения – серебряные, бронзовые подвески, искусно выполненные бусы.

Первобытное общество в эпоху каменного, бронзового и железного веков в Беларуси.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ:

1)Каменный (от 3млн лет до н.э. до 3тыс. лет до н.э.):

2)Бронзовый (2тыс до н.э. – нач 1ого тысячелетия до н.э.)

3)Железный (1ое тысячелетие до н.э. – IV-Vв н.э.)

Этапы развития первобытного об-ва:

1. Первобытное стадо

2. Ранняя родовая община(матриархат)

3. Поздняя родовая община(патриархат)

4. Разложение первобытного об-ва, начало образования классов

Австролапитек(умелый)-архантроп(прямоходящий)-палеоантроп(неандерталец)-неоантроп(кроманьонец).

Были найдены обработанные орудия труда из кремния возле Светилович, деревень Обидовичи, Клеевичи.

Люди жили материнско-родовой общиной. Они совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством.

Занятия первобытного человека:

Присваивающее хоз-во: охота(загонная, индивидуальная с использованием лука, стрел), рыболовство, собирательство, бортничество.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК.

Земледелие и живодноводство становятся ведущими занятиями людей. Более распространенными стали прядение и ткачество.

В семье и обществе мужчина занял доминирующее положение. Выделяется родоплеменная знать (совет мужчин – воинов, военных вождей), нарушается прежнее равноправие, возникает частная собственность.

В Беларуси не было местных месторождений меди и олова, сплав которых дает бронзу, поэтому их привозили в основном с Кавказа.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК.

Из железной руды в сыродутных бомницах (печах, сделанных из глины) выплавляли кричное железо.

Возникло имущественное неравенство, которое приводит к войнам. Люди начинают создавать укрепления – городища . Союзы родов объединяются в племена, и начинается формирование зачатков государственности.

Заселение территории Беларуси славянами (кривичи, дреговичи, радимичи). Киевская Русь.

Терр-ию Беларуси заселили вост.-славянские племена: кривичей, дреговичей, радимичей.

ДРЕГОВИЧИ. (от «дрыгва» - болото) расселились между р. Припять и Зап. Двиной в Полесье.

КРИВИЧИ. (от «кровные», близкие по крову или «кривая терр-ия», бугристая, на которой они жили) расселились а верховье Днепра, Зап. Двины, Волги и Чудского озера. Тех, кто жили в верховьях Зап. Двины называли полочаначи. Полоцкие кривичи имели свое «княжение», т.е. первоначальное государственное образование. Они собирались на вечевые собрания для обсуждения общих дел, обрядов, торговых отношений. РАДИМИЧИ. (по имени князя Радзим) расселились по р. Сож., их центром был Гомель + Кричев, Чечерск, Речица и Рогочев. Они были самыми слабыми, так и не удалось создать своей государственности, т.к. в 885г. киевский князь обязал их платить ему дань, а до этого дань они платили хазарам. В 984г. киевский князь Владимир Святославович отправил войско во главе с воеводой на радимичей, произошла битва на р.Песчане, в рез-те которой радимичи были разбиты.

Территория современной Беларуси находилась на западной окраине Киевской Руси. Вначале здесь существовали Полоцкое и Туровское княжества. По мере развития феодальных отношений некоторые княжества делали попытки выйти из-под власти Киева.

Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.

Духовная культура первобытного об-ва представляла собой:

1. Фетишизм (вера в чрезвычайные способности природы, камней, деревьев или сделанных человеком предметов (фетиш))

2. Анимизм (вера в существование духов и души, которые имеют человеческие черты и влияют на все живое)

3. Тотемизм (вера в общее происхождение, родственные связи между группой людей и определенным видом животных или растений)

С появлением земледелия и животноводства зародились новые верования людей. Они стали обожествлять Солнце (культ Солнца , о культе Солнца свидетельствует солярная символика), небо, дождь…. Основные боги (к концу 10 века): Перун (бог воинов, оружия, войн, гром и молния), Стрибог (небо и вселенная), Даждь Бог (солнца, природы), Макошь (бог Земли и плодородия).

Большое значение придавали одежд е (символичный орнамент, вышивки по краям одежды для защиты от злых духов). Был распространен культ предков (дзяды, радуница). Существовали обряды, хороводы, заговоры, заклинания, песни…..Ранее был культ упырей (вампиров), берегинь (русалок), домовых. В бронзовом веке появилась вера в загробную жизнь, появились обряды жертвоприношения , поминальные, свадебные

Отношение древних людей к окружающему миру выразилось не только в религии, но и в искусстве . Его первыми памятниками стали статуэтки (женщин, мужчин, лося, утки; на стоянке Елисеевичей, на Брянщине найдена статуэтка женщины , датируемая верхним палеолитом). В бронзовом веке появился орнамент (появление шнурового орнамента связано с индоевропейцами). Появление музыкальных инструментов (первые – ударные). Первая археологическая находка – дудочка , сделанная из косточки птицы. Она относилась к верхнему палеолиту, найдена на стоянке Асовец. Были различного рода украшения – серебряные, бронзовые подвески, искусно выполненные бусы.

5.Первые княжества на территории Беларуси: Полоцкое (ПК) и Туровское (ТК).

ПОЛОЦКОЕ КНЯЖЕСТВО

ПК возникло в среднем течении Западной Двины в 9 веке и занимало всю современную центральную и северную Беларусь . Сам Полоцк впервые упоминается под 862 г. (город находился на реке Западная Двина, которая была частью важнейшего торгового пути «из варяг в греки», выгодное г. п. способствовало быстрому росту Полоцка и превращению его в крупный центр ремесла и торговли).

Около 970-980 гг. к Рогнеде посватались Новгородский и Киевский князья. Она предпочла Ярополка (Киевского князя). Оскорбленный Владимир напал на ПК. Силой взял Рогнеду. Увез к себе (Владимир дал Рогнеде новое имя Горислава). Она стала одной из наложниц, поэтому она пыталась убить Владимира, но он проснулся и выхватил нож. Сын Изяслав спас мать. Тогда Владимир собрал боярский совет для решения проблемы. Рогнеду отпустили назад, т.к. Владимир принял христианство и отказался от многоженства. Рогнеде и Изяслав были высланы в Полоцкое Княжество в Заславль, что позволило восстановить полоцкую княжескую династию. В конце жизни Рогнеда ушла в монастырь под именем Анастасия и умерла в 1000г. Изяслав распространял христианство и письменность на территории Беларуси. Умер в 1001г.

После восстания киевлян (15 сентября 1068г) его делают великим киевским князем, но через 7 мес. Всеслав вернулся в Полоцк. После смерти Всеслава ПК распалось на ряд отдельных княжеств, начался период феодальной раздробленности. Система управления в ПК характеризуется как княжеско-вечевой строй. Вече – общее собрание взрослых мужчин, для решения общественных и государственных вопросов, которое могло снимать и назначать князя. Обязанности князя : организация и командование войска, сбор дани, осуществление суда. Опорой князя была дружина (специально обученный военному делу вооруженный отряд людей) и народное ополчение. Вече приглашало князя на княжение, изгоняла неугодного князя, объявляла войну и мир, регулировала торговые и хозяйственные отношения и было высшим судом. Главным законом была «Русская правда» Ярослава Мудрого.

ТУРОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (ТК)

Первое упоминание о Турове 980г. Первый летописный князь – Тур. Территория: левый берег р.Припять с городами Туров, Пинск, Слуцк, Брест. До конца X в. Туровское княжество развивалось как самостоятельное. Здесь руководила династия князей. С конца X в. в Турове княжит сын Великого князя Киевского Святополк , который вел борьбу за самостоятельность княжества. Святополк женится на польской принцессе и приглашает в Туров католического епископа Рейнберна. В 1015г Владимир киевский князь умирает и Святополк становится киевским князем. Между Ярославом Мудрым и Святополком начинается борьба за Киев, которая заве6ршилась в 1019г в битве на р.Альта (победил Ярослав). В Турове князем становится сын Ярослава Мудрого Изяслав, династии которого правит в Турове до 1113г. А в 1150гг. Юрий Ярославович овладел ТК и восстановил династию Изяславовичей, которая правит Туровом вплоть до его вступления в ВКЛ.

6.Зарождение феодальных отношений, социально-экономическое развитие белорусских земель в IX – середине XII вв.

В IX – XII вв. у восточных славян складывается феодальный уклад (в связи с возникновением частной собственности и имущественного неравенства). Земля, бывшая прежде во владении сельской общины, переходит в частную собственность отдельных общинников (старейшин, вождей…). Из них формируется класс феодалов . А ранее свободные крестьяне общинники («люди») попадали в феодальную зависимость и выполняли в пользу землевладельцев различные повинности. Существовали такие группы зависимых крестьян : челядь(служили при дворе феодала), смерды (полусвободные крестьяне), холопы (почти рабы, полностью потеряли личную свободу), закупы (попадали в зависимость за долги), рядовичи (попадали в зависимость по договору).

Существовала 2 формы феодального землевладения :

Вотчинное (с правом продажи, раздела, передачи по наследству)

Поместное (с правом временного пользования за службу у князя)

В IX – XII вв. на терр-ии Беларуси происходило возникновение городов . Причины: отделение ремесла, требовавшего особых навыков, от земледелия; поселение ремесленников в местах, близких к источникам сырья, необходимого для их занятий; развитие обмена продуктами на товары и торговли.

Самым древним белорусским городом считается Полоцк (862г.), затем Витебск (974), Туров(980) согласно «Повести временных лет». Всего в летописи упоминается более 30-35 названий городов, существовавших на терр-ии Беларуси в IX – XIII вв..

Город состоял из нескольких частей. Укрепленный валами, рвами, стенами центр города назывался «детинец». Поселения ремесленников и торговцев, которые возникали около укрепленного центра, назывались посадами . Обычно воле детинца на берегу реки располагался рынок или торг . Раннефеодальные города были невелики: от нескольких сотен до нескольких тысяч жителей. Жилища простых горожан представляли собой деревянные срубы. Церкви обычно строились из дерева, камня и кирпича. Княжеские терема (дворцы) строились в несколько этажей. Улицы (они назывались «концы») были узкими, отходили в разные стороны от центра.

Города являлись также центрами торговли . Через терр-ию Беларуси проходил путь «из варяг в греки» : из Балтийского моря по Зап. Двине далее волоком в Днепр и по Днепру в Черное море. Из Беларуси везли меха, воск, мед. Завозили ткани, стеклянную посуду, специи, украшения, оливковое масло.

7. Феодальная раздробленность в Беларуси. Распад Полоцкого и Туровского княжества на удельные княжества. Время с начала ХII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. Феодальная раздробленность - это процесс экономического усиления и политической обособленности отдельных земель. Этот процесс был обусловлен экономическими и политическими причинами : а) развитие феодальных отношений, укрепление власти местных феодалов, б) рост значения экономических и политических центров. Этот период начался еще при жизни Всеслава, когда он, опасаясь борьбы за земельный передел, был вынужден разделить «отчину» между сыновьями, которые, начали дальнейшее перекраивание территории, что неизбежно привело к раздроблению до этого единого и мощного княжества. В результате Полоцкое княжество раздробилось сначала на 6, а затем и больше уделов. Собственно Полоцк получил старший из сыновей, Давыд.

Туровское княжество также не минула судьба дробления на уделы. В 1142 оно было разделено на такие уделы как Брест, Клецк, Рогачев, Дрогичин, Черторийск. К началу 13 века ТК потеряло свое прежнее политическое значение. Всё большую самостоятельность приобретали Пинское, Брестское, Слуцкое. Пинск стал как бы 2 столицей княжества.

8. Борьба белорусских княжеств с крестоносцами и монголо-татарами. Внешнеполитическое положение в конце XII – первой половине XIII вв.

КРЕСТОНОСЦЫ

В конце 12 века в устье Зап. Двины высадились немецкие рыцари под видом распространения католичества (искоренения язычества) они стремились поработить местное население. В 1201г была основана крепость Рига при католическом епископе Альберте. В 1202г был создан орден меченосцев, который стал расширять свои территории, стремясь поставить под контроль торговый путь «из варяг в греки» и прибрать к рукам право сбора дани с ливов. (орден – это военная организация церковных и светских феодалов). В этом их интересы столкнулись с ПК, поэтому летом 1203г князь Владимир организовал поход и захватил крепости Икскюль и Гольм. В борьбе с крестоносцами при защите города-крепости Кукейнойс отличился князь Вячка. Он несколько раз одерживал над ними победы, но в 1208г был вынужден сжечь свою крепость. В 1209г крестоносцами был захвачен и сожжен Герцике. 5 раз они пытались захватить Полоцк. В 1210г был заключен между рижским епископом Альбертом и Владимиром (мир выгодный крестоносцам). В 1216г был подготовлен большой поход совместно полоцких дружин с племенами ливов и эстов против крестоносцев. (поход не состоялся, т. к. князя Владимира отравили). Тогда был заключен очередной мир, который получил название «Смоленская торговая правда» (мир Полоцка, Витебска и Смоленска с Ригой). .

Крестоносцы угрожали не только Полоцку, но и Новгороду, что привело их к политическому объединению. Так в 1240г в битве на Неве (прославился Яков полочанин), а затем в 1242г в битве на Чудском озере («Ледовое побоище») совместные новгородско-полоцкие войска под руководством Александра Ярославовича (Ал.Невский) одержали блестящие победы над немецкими рыцарями.

МОНГОЛО-ТАТАРЫ

С востока на русские земли начали нашествие татаро-монгольские полчища. В 1223г татары разгромили объединенное войско русских и половецких князей на р. Калка. В битве погиб князь Юрий Несвижский. К 1240г татаро-монголы захватили все русские земли и часть Зап. Европы, Создали свое государство – Золотую Орду .

9. Культура белорусских земель в IX – середине XIII вв. Распространение христианства на территории Беларуси.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА.

В 988г киевский князь Владимир принял христианство, как гос. религию. В связи с этим он отказался от многоженства. Появилось духовенство во главе которого стоял метрополит, и ему подчинялись епископы. Вслед за этим христианство приняла высшая знать Полоцка, но христиане в Полоцке были ещё раньше, в начале 9 века: полоцкие воины, входившие в Византию, Рогнеда, Изяслав и т.д. После официального принятия веры стали создаваться епархии (религиозно-христианские округа). В 992г в Полоцке (Витебск, Менск, Орша, Заславль, Браслав,Логойск), в 1005г – в Турове (Гомел., Брест, Гродн. Области). Стали открывать церкви и монастыри: в 12 век около Полоцка Ефросинья Полоцкая основала женский Святого Спаса и мужской Святой Богородицы монастыри; Итоги распространения христианства:

Развитие культуры восточных славян, распространение письменности, летописание.

Начало каменному зодчеству

Развитие ремесел и торговли с др. странами

Создание художественных ценностей.

РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ДЕЯТЕЛИ:

Ефросинья Полоцкая.

Предслава. Девочкой сбежала в женский монастырь, постриглась в монашки под именем Ефросинья, переписывала церковные книги, основала школу для детей, монастырь, на склоне жизни совершила паломничество в Иерусалим. Во время которого умерла в 1167г. Мощи были в Киево- Печерской Лавре, а 1910г перенесли в Полоцкий Спасо-Ефросиневский монастырь. Первая святая.

ПИСЬМЕННОСТЬ.

Известие о письменности у восточных славян относится к 10- началу 11 века. Это была кириллица. Первые памятники письменности на Бел: «Борисовы камни» (4 валуна с надписями) -в русле Зап. Двины (12 век), «Рогволодов камень» - возле Орши, деревянный гребень с буквами алфавита – в Бресте, берестяные грамоты в Витебске и Мстиславле – 13 век.

КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО. ФРЕСКИ

К концу 10века с принятием христианства начинается возведение монументальных культовых строений – в середине 11в в Полоцке каменный Софийский Собор (7 куполов, фрески, библиотека, архив, гос. казна; при строительстве использовали плинфу – плоский кирпич).

В 13 веке оборонительные сооружения, т. к. угроза со стороны крестоносцев и татар: башня Белая Вежа в Каменце (30 метров).

В 11-13вв – фресковая живопись. Фреска – водяные краски по свежей штукатурке. Стены Софийского и Спасского Соборов, Витебской, Благовещенской церкви и др. украшены фресками на сюжеты библейских сказаний и с фигурами святых.


Похожая информация.


Статьи по теме: