Употребление суффиксов существительных ек ик. Правило суффиксов ек ик
Тема: Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-.
Цель: сформировать умение правильно выбирать суффиксы существительных.
Задачи: Знать условия выбора букв Е и И в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-; значение суффиксов. Уметь правильно писать гласные в суффиксах существительных -ЕК- ,-ИК- графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять значение суффиксов.
Ход урока
1. Минутка приятных воспоминаний.
А сейчас, закройте глаза и вспомните о чем-то очень-очень хорошем и улыбнитесь!
Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем саамы сделал этот мир чуточку добрее.
Да, в самом деле, главное – доброе начало.
2. Определение темы и цели урока.
Посмотрите отрывок мультфильма и определите тему нашего урока, которая показана в этом мультфильме.
– Итак, какую тему будем изучать на уроке?
– А для чего? (Попробуем определить какова будет цель урока, чему мы должны научиться?)
3. Объяснение нового материала.
– Закройте учебник. Откройте тетради, запишите число и тему урока.
– Запишем 2 слова и просклоняем их по падежам.
– Обозначим во всех падежах суффикс.
– Внимательно рассмотрите суффиксы этих существительных, и попробуйте определить правило орфограммы “Гласных в суффиксах существительных ЕК-ИК”.
– Давайте сравним, правильно ли решил эту задачу Виктор Перестукин из мультфильма “В стране невыученных уроков”.
– Что он сделал для того, чтобы открыть ворота?
– Осталось теперь сравнить с учебником.
4. Закрепление изученного материала.
1) Просклоняем по падежам слова: носик, человечек.
– Обозначьте графически орфограмму.
2) Упражнение 251.
3) Фотодиктант.
На экране будут показаны рисунки, а ваша задача
записать их в 3 столбика, добавляя при этом
суффиксы либо -ЧИК-, -ЕК-, -ИК-.
4) Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания (Текст “про ежика”)
5. Итог урока.
1. На доске слова: мячик, орешек.
– Объясните, какая буква пишется в суффиксе каждого слова и почему?
2. Домашнее задание.
1) Упражнение 252.
2) Записать имена сказочных или литературных
героев, заканчивающиеся на суффиксы -ЕК- или -ИК-.
3) Составить кроссворды, ребусы, загадки
презентации со словами по теме “Суффиксы имен
существительных”.
Урок русского языка в 6 классе по теме
"Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"
Цели урока:
познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик; различать суффиксы – чик, щик, -ек, -ик;
развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки с тестами или компьютерная сеть с подключением в сеть Internet
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Приветствие
2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное»
2.1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное» /слайды 2-5/
Отметить верные утверждения:
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета
Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
Имена существительные изменяются по родам
Все имена существительные изменяются по падежам и числам
К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь
Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.
Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.
Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж
Код ответов: 2, 5, 7, 9, 10
2.2. Анализ ошибок
2.3. Компьютерное тестирование по теме «Суффиксы –чик- и -щик- в именах существительных»
Цель: проверить умение применять орфографическое правило, изученное на предыдущем уроке.
Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»
В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик
В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик
В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик
В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик
В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик
В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик
В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик
В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица
В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик
В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик
3. Формулирование цели урока /слайд 6/.
Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …
4. Изучение нового материала
4.1. Проблемные задачи /слайды 7-8/
Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?
4.2. Эксперимент /слайд 9/.
Запись вывода и обозначения орфограммы в тетради
И.п. лучик, орешек
Р.п. лучика, орешка
Д.п. лучику, орешку
В.п. лучик, орешек
Т.п. лучиком, орешком,
П.п о лучике, об орешке
4.3. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах –ек и –
Справедливы ли наши наблюдения? Как разрешил проблему Виктор Перестукин?
5.Закрепление
5.1. Упражнение 251. Работа в парах.
Вставьте пропущенные буквы:
Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.
5.2. Фотодиктант /слайды 13-22/
Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы –чик, -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы:-чик -ик -ек или -ик
Сравни свою таблицу с образцом: /слайд 23/-чик -ик -ек или -ик
жирафчик бегемотик львёночек
попугайчики котик тигрёночек
пингвинчик зайчик котёночек
крокодильчик слоник зайчоночек
Слонёночек
В состав каких существительных входят два суффикса?
5.3. Развитие речи.
Составить 2-3 предложения с прямой речью со словами из таблицы
5.4. Тренировочное упражнение. Работа в парах. /слайд 24/
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.
Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов.
Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к.
В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать. (1 уч-ся при проверке вставляет буквы на интерактивной доске)
6. Обобщение. Подведение итогов урока. Первичный контроль.
6.1. Вопросы самоконтроля /слайд 25/.
Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?
Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?
От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?
6.2. Интерактивный самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»
Разобраться с правописанием гласных е , и в суффиксах имен существительных -ек и -ик не получится, если не провести словообразовательный анализ слова. Ведь зачастую морфемы стоят в безударной позиции, значит, слышатся одинаково. А если в один ряд с такими словами поставить существительные, образованные с помощью аффиксов -чик , -ник , то ребенку легко запутаться:
- бараш..к, карандаш…к, кармаш..к, ковш..к
- пенальч..к, замоч..к, стаканч..к, внуч..к, стульч..к
- помощн..к, сантехн..к, работн..к
На слух пропущенную гласную в существительных определить невозможно – надо знать правило, регулирующее правописание суффиксов. Слова с суффиксами -ек и -ик пишутся по одному правилу, для морфем -чик , -ник действуют уже другие законы. Чтобы различать словообразовательные морфемы, анализируют состав слова и значение аффикса.
Значение суффиксов -ек, -ик (-ник, -чик)
Суффиксы -ек и -ик служат для образования существительных, обозначающих уменьшительно-ласкательные или пренебрежительные названия предметов, лиц, животных. У морфемы -чик то же значение:
- клубоч..к – маленький клубок (ек/ик);
- телефонч..к – маленький телефон (чик);
- локоточ..к – ласково про локоток (ек/ик);
- работнич..к – пренебрежительно о работнике (ек/ик);
- пальч..к – ласково про палец (ек/ик).
А морфема -ник по значению отличается: обозначает людей по их занятию, принадлежности к группе, сфере деятельности:
- колхозн..к – тот, кто работает в колхозе (ник);
- высотн..к – тот, кто работает на высоте (ник);
- дачн..к – тот, у кого есть дача (ник).
Правописание суффиксов -ек, -ик (-ник, -чик)
Анализируемые суффиксы имен существительных подчиняются следующим правилам:
- -ЧИК, -НИК всегда пишутся одинаково, только с гласной И;
- В морфемах -ек, -ик гласную проверяют на «беглость»: если при изменении падежа или числа имени существительного гласная пропадает, то это буква е .
- Комоч..к – нет комочка, комочков : буквы нет на месте, значит, это беглая е .
- Калач..к – нет калачИка, калачИков : буква остается на месте, значит, пишем и .
Алгоритм определения правильного суффикса
Прежде чем склонять слово, определяют, какая морфема стоит после корня. Ведь нет смысла изменять число и падеж, если в существительном -чик или -ник . Чтобы сберечь драгоценные секунды на контрольных работах или экзамене, выбирают гласную в аффиксах, четко следуя алгоритму:
- Находим корень, суффикс(ы).
- Если после корня стоит морфема -чик или -ник , пишем и .
- Если в слове –ек или –ик , ставим слово в Род. Падеж (нет, много кого? чего? ).
- Если искомая гласная выпала, то пишем е .
- Если гласная сохранилась, пишем и .
Примеры применения алгоритма:
Крючоч..к
- Это маленький крючок – корень крюк-, суффиксы – ок (крючок) + -ек или -ик .
- Нет крючоЧКа, крючоЧКов – гласная выпадает.
- Правильное написание – крючочЕк.
Барабанч…к
- Это маленький барабан – корень барабан-, суффикс -чик .
- Пишем гласную и – барабанчИк.
Используя алгоритм, вставьте пропущенные буквы во все слова, где вместо гласной стоят точки. Выполнив это задание, вы уже не забудете, как правильно написать уменьшительно-ласкательные существительные.
Когда начинается урок?
Когда прозвенел звонок?
Нет, когда на уроке
становится интересно!
С.Соловейчик
Шеина Элина Михайловна
учитель русского языка
и литературы
МОАУ «СОШ №1 имени В.И.Басманова»
г.Бузулука
Оренбургской области
Презентация
к уроку по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе
на тему
« Правописание суффиксов существительных -ЕК/-ИК »
Найдите «лишнее» слово.
Развед_ик, перевод_ик, груз_ик,
кот_к
Проверьте себя
уменьшительно-ласкательное значение
Друзья, а где же живут суффиксы -ЕК и –ИК, с которыми нам необходимо познакомиться?
По соседству с суффиксами –ЕК/-ИК живут суффиксы – ЧИК/-ЩИК . Не перепутайте их!
МОЛОДЦЫ!
Когда в суффиксах существительных - ек - и - ик -
пишется буква е , а когда – и ?
Определяем проблему урока
Найдите и выпишите существительные с ласкательным значением.
Поешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Дружоч ек, лещ ик, кусоч ек.
Дружочек, лещик, кусочек
Выделите в них суффикс.
Какое противоречие вы заметили?
Сформулируйте основной вопрос урока.
Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.
Используйте опорные слова
1.познакомиться с …
2. учиться применять
Обсудите в парах.
Какую закономерность можно наблюдать в выборе буквы в суффиксах - ек , - ик ?
замочек – замочка ключик - ключика
замоч е к – замочка ключ и к - ключ и ка
клубоч е к – клубочка зайч и к - зайч и ка
клубочек – клубочка зайчик - зайчика
носочек – носочка бантик - бантика
носоч е к – носочка бант и к - бант и ка
Решаем проблему, открываем новые знания
Сделайте вывод.
В каких случаях пишется буква е ,
а в каких буква и
в суффиксах - ек -, - ик -?
Если при склонении существительного гласный звук суффикса выпадает, то пишется суффикс -ек ;
если гласный суффикса сохраняется, то пишется суффикс -ик .
Проверьте себя
Сравним свои выводы
с размылениями Вити Перестукина, героя мультфильма
«В стране невыученных уроков»,
потом составим опорный конспект!
Правописание суффиксов существительных -ЕК/-ИК
ЕСЛИ
при склонении слова гласная буква
ВЫПАДАЕТ НЕ ВЫПАДАЕТ
замоч Е К – замо чк а
сыноч Е К - сыно чк а
ключ ИК – ключ ИК а
шалаш ИК - шалаш Ик а
бараш…к
Р.п. барашка
кот к
Р.п. кот ка
Поработаем с учебником! стр. 86 § 17
А теперь фото-диктант!
Задание: распределите слова в 3 столбика:
Проверка!
львёноч ек
пингвин чик
бегемот ик
попугай чик
ёж ик
тигрёноч ек
крокодиль чик
слон ик
зайчоноч ек
или зайч ик
ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ
Разработка презентации: Е.А. Иванова. Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык»
Обратите внимание!
1. В презентации используются эффекты мультипликации. Эффекты запускаются по щелчку мыши.
2. Каждый раз перед запуском презентации (особенно при перемещении файла с одного компьютера на другой) рекомендуем проверять расположение текста на слайдах. Кегль, табуляция, тип шрифта могут меняться автоматически.
6. Стоят два кола, на кольях бочка,
на бочке кочка,
а на кочке дремучий лес.
4. Сторож плохой, слепой и глухой,
5. Его бьют, а он не плачет,
не тронешь – молчит,
веселее только скачет.
а тронешь – кричит.
3. В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок, всего одна рука,
и та – на спинке.
2. Маленький, кругленький,
по полу скачет,
а за хвост не поймаешь.
1. Кланяется, кланяется,
придет домой – растянется.
Топорик (топорика)
Клубочек (клубочка)
Человечек (человечка)
Мячик (мячика)
Звоночек (звоночка)
Чайничек (чайничка)
Рефлексия
Вставьте пропущенную букву, выпишите «лишнее» слово.
- Мешоч…к, билет…к, лист…к.
1. Мешочек , билет ик, лист ик.
2. Двор…к, горош…к, куст…к.
- Двор ик, горошек , куст ик.
3. Словар…к, клубоч…к, сыноч…к.
3. Словарик , клубоч ек, сыноч ек.
Проверьте себя
Подведём итоги
- Каким способом образовано имя существительное, если используется суффикс?
- Какое значение придают существительным суффиксы -ек, -ик?
- От чего зависит выбор гласных Е и И
в суффиксах –ек и –ик?
- Закончи предложение:
Сегодня на уроке я научился…Я приобрел…
Меня удивило…Мне захотелось…
Домашнее задание :
- выучить ОК;
- выполнить упр. 129 +
записать имена литературных героев, заканчивающиеся на суффиксы - ек - или - ик -.
- Мультфильм «В стране невыученных уроков» - http://www.youtube.com/watch?v=YF5wIwKSovU
- Фоны - forum.materinstvo.ru
- Е.А. Иванова. Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык»
- Образовательная система «Школа 2100» - http://school2100.com/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1603
Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.
Общие сведения
Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.
Когда следует ставить букву «и»?
А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.
Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце - «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.
Основное правило
Слово с суффиксом -ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:
- карандашик - карандашИка;
- диванчик - диванчИка;
- огурчик - огурчИка;
- калачик - калачИка;
- кустик - кустИка;
- носик - носИка;
- стульчик - стульчИка;
- пальчик - пальчИка;
- личико - личИка;
- мальчик - мальчИка;
- ключик - ключИка;
- мячик - мячИка;
- самолётик - самолётИка;
- листик - листИка;
- винтик - винтИка;
- бантик - бантИка;
- мостик - мостИка;
- кирпичик - кирпичИка;
- дождик - дождИка;
- садик - садИка и пр.
Когда следует ставить букву «е»?
О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.
Приведем наглядные примеры:
- звоночек - звоноЧКа;
- внучек - внуЧКа;
- огонёчек - огонёЧКа;
- горошек - гороШКа;
- ножичек - ножиЧКа;
- комочек - комоЧКа;
- свисточек - свистоЧКа;
- молоточек - молотоЧКа;
- листочек - листоЧКа;
- орешек - ореШКа;
- сыночек - сыноЧКа;
- стебелёчек - стебелёЧКа;
- кусочек - кусоЧКа;
- мешочек - мешоЧКа;
- цветочек - цветоЧКа;
- платочек - платоЧКа;
- пирожочек - пирожоЧКа;
- котёночек - котеноЧКа и проч.
Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).
с суффиксом -ок-
Выше мы рассмотрели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе -ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:
- кулачОк;
- волчОк;
- сынОк;
- молотОк;
- стрелОк;
- петушОк;
- дурачОк;
- бережОк;
- мелОк;
- знатОк;
- снежОк;
- крючОк;
- теремОк и пр.
Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных
О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: "В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких - «о»?" Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].
Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих
Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:
- бережОк;
- петушОк;
- кулачОк;
- волчОк;
- мужичОк;
- волчОк;
- старичОк;
- червячОк;
- сапожОк;
- дурачОк;
- прыжОк;
- косячОк;
- сынОк;
- снежОк;
- крючОк и другие.
Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.
Для наглядности приведем пример:
- нОжичек
- орЕшек
- внУчек;
- горОшек;
- звонОчек;
- комОчек;
- молотОчек;
- листОчек;
- огонЁчек;
- свистОчек;
- сынОчек;
- цветОчек;
- стебелЁчек;
- кусОчек;
- мешОчек;
- оврАжек;
- платОчек;
- пирожОчек;
- котЁночек и другие.
Способы образования слов при помощи суффикса -ок-
Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
Что касается суффикса -ок-, то он придает несколько другие значения:
- Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
- Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
- Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
- Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
- Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
- Место действия (като́к).
- Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
- Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
- Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
- Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
- Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
- Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
- Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим (например, пято́к, деся́ток и пр.).