Употребление суффиксов существительных ек ик. Правило суффиксов ек ик

Тема: Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-.

Цель: сформировать умение правильно выбирать суффиксы существительных.

Задачи: Знать условия выбора букв Е и И в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-; значение суффиксов. Уметь правильно писать гласные в суффиксах существительных -ЕК- ,-ИК- графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять значение суффиксов.

Ход урока

1. Минутка приятных воспоминаний.

А сейчас, закройте глаза и вспомните о чем-то очень-очень хорошем и улыбнитесь!

Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем саамы сделал этот мир чуточку добрее.

Да, в самом деле, главное – доброе начало.

2. Определение темы и цели урока.

Посмотрите отрывок мультфильма и определите тему нашего урока, которая показана в этом мультфильме.

– Итак, какую тему будем изучать на уроке?

– А для чего? (Попробуем определить какова будет цель урока, чему мы должны научиться?)

3. Объяснение нового материала.

– Закройте учебник. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

– Запишем 2 слова и просклоняем их по падежам.

– Обозначим во всех падежах суффикс.

– Внимательно рассмотрите суффиксы этих существительных, и попробуйте определить правило орфограммы “Гласных в суффиксах существительных ЕК-ИК”.

– Давайте сравним, правильно ли решил эту задачу Виктор Перестукин из мультфильма “В стране невыученных уроков”.

– Что он сделал для того, чтобы открыть ворота?

– Осталось теперь сравнить с учебником.

4. Закрепление изученного материала.

1) Просклоняем по падежам слова: носик, человечек.

– Обозначьте графически орфограмму.

2) Упражнение 251.
3) Фотодиктант.
На экране будут показаны рисунки, а ваша задача записать их в 3 столбика, добавляя при этом суффиксы либо -ЧИК-, -ЕК-, -ИК-.
4) Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания (Текст “про ежика”)

5. Итог урока.

1. На доске слова: мячик, орешек.

– Объясните, какая буква пишется в суффиксе каждого слова и почему?

2. Домашнее задание.

1) Упражнение 252.
2) Записать имена сказочных или литературных героев, заканчивающиеся на суффиксы -ЕК- или -ИК-.
3) Составить кроссворды, ребусы, загадки презентации со словами по теме “Суффиксы имен существительных”.

Урок русского языка в 6 классе по теме

"Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

Цели урока:

познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик; различать суффиксы – чик, щик, -ек, -ик;

развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки с тестами или компьютерная сеть с подключением в сеть Internet

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие

2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное»

2.1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное» /слайды 2-5/

Отметить верные утверждения:

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

Имена существительные изменяются по родам

Все имена существительные изменяются по падежам и числам

К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь

Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.

Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.

Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

Код ответов: 2, 5, 7, 9, 10

2.2. Анализ ошибок

2.3. Компьютерное тестирование по теме «Суффиксы –чик- и -щик- в именах существительных»

Цель: проверить умение применять орфографическое правило, изученное на предыдущем уроке.

Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»

В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик

В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик

В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик

В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик

В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик

В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик

В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица

В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик

В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик

3. Формулирование цели урока /слайд 6/.

Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …

4. Изучение нового материала

4.1. Проблемные задачи /слайды 7-8/

Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?

4.2. Эксперимент /слайд 9/.

Запись вывода и обозначения орфограммы в тетради

И.п. лучик, орешек

Р.п. лучика, орешка

Д.п. лучику, орешку

В.п. лучик, орешек

Т.п. лучиком, орешком,

П.п о лучике, об орешке

4.3. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах –ек и –

Справедливы ли наши наблюдения? Как разрешил проблему Виктор Перестукин?

5.Закрепление

5.1. Упражнение 251. Работа в парах.

Вставьте пропущенные буквы:

Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.

5.2. Фотодиктант /слайды 13-22/

Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы –чик, -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы:-чик -ик -ек или -ик

Сравни свою таблицу с образцом: /слайд 23/-чик -ик -ек или -ик

жирафчик бегемотик львёночек

попугайчики котик тигрёночек

пингвинчик зайчик котёночек

крокодильчик слоник зайчоночек

Слонёночек

В состав каких существительных входят два суффикса?

5.3. Развитие речи.

Составить 2-3 предложения с прямой речью со словами из таблицы

5.4. Тренировочное упражнение. Работа в парах. /слайд 24/

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов.

Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к.

В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать. (1 уч-ся при проверке вставляет буквы на интерактивной доске)

6. Обобщение. Подведение итогов урока. Первичный контроль.

6.1. Вопросы самоконтроля /слайд 25/.

Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?

Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?

От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

6.2. Интерактивный самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»

Разобраться с правописанием гласных е , и в суффиксах имен существительных -ек и -ик не получится, если не провести словообразовательный анализ слова. Ведь зачастую морфемы стоят в безударной позиции, значит, слышатся одинаково. А если в один ряд с такими словами поставить существительные, образованные с помощью аффиксов -чик , -ник , то ребенку легко запутаться:

  • бараш..к, карандаш…к, кармаш..к, ковш..к
  • пенальч..к, замоч..к, стаканч..к, внуч..к, стульч..к
  • помощн..к, сантехн..к, работн..к

На слух пропущенную гласную в существительных определить невозможно – надо знать правило, регулирующее правописание суффиксов. Слова с суффиксами -ек и -ик пишутся по одному правилу, для морфем -чик , -ник действуют уже другие законы. Чтобы различать словообразовательные морфемы, анализируют состав слова и значение аффикса.

Значение суффиксов -ек, -ик (-ник, -чик)

Суффиксы -ек и -ик служат для образования существительных, обозначающих уменьшительно-ласкательные или пренебрежительные названия предметов, лиц, животных. У морфемы -чик то же значение:

  • клубоч..к – маленький клубок (ек/ик);
  • телефонч..к – маленький телефон (чик);
  • локоточ..к – ласково про локоток (ек/ик);
  • работнич..к – пренебрежительно о работнике (ек/ик);
  • пальч..к – ласково про палец (ек/ик).

А морфема -ник по значению отличается: обозначает людей по их занятию, принадлежности к группе, сфере деятельности:

  • колхозн..к – тот, кто работает в колхозе (ник);
  • высотн..к – тот, кто работает на высоте (ник);
  • дачн..к – тот, у кого есть дача (ник).

Правописание суффиксов -ек, -ик (-ник, -чик)

Анализируемые суффиксы имен существительных подчиняются следующим правилам:

  1. -ЧИК, -НИК всегда пишутся одинаково, только с гласной И;
  2. В морфемах -ек, -ик гласную проверяют на «беглость»: если при изменении падежа или числа имени существительного гласная пропадает, то это буква е .
  • Комоч..к – нет комочка, комочков : буквы нет на месте, значит, это беглая е .
  • Калач..к – нет калачИка, калачИков : буква остается на месте, значит, пишем и .

Алгоритм определения правильного суффикса

Прежде чем склонять слово, определяют, какая морфема стоит после корня. Ведь нет смысла изменять число и падеж, если в существительном -чик или -ник . Чтобы сберечь драгоценные секунды на контрольных работах или экзамене, выбирают гласную в аффиксах, четко следуя алгоритму:

  1. Находим корень, суффикс(ы).
  2. Если после корня стоит морфема -чик или -ник , пишем и .
  3. Если в слове –ек или –ик , ставим слово в Род. Падеж (нет, много кого? чего? ).
  4. Если искомая гласная выпала, то пишем е .
  5. Если гласная сохранилась, пишем и .



Примеры применения алгоритма:

Крючоч..к

  1. Это маленький крючок – корень крюк-, суффиксы – ок (крючок) + -ек или -ик .
  2. Нет крючоЧКа, крючоЧКов – гласная выпадает.
  3. Правильное написание – крючочЕк.

Барабанч…к

  1. Это маленький барабан – корень барабан-, суффикс -чик .
  2. Пишем гласную и – барабанчИк.

Используя алгоритм, вставьте пропущенные буквы во все слова, где вместо гласной стоят точки. Выполнив это задание, вы уже не забудете, как правильно написать уменьшительно-ласкательные существительные.

Когда начинается урок?

Когда прозвенел звонок?

Нет, когда на уроке

становится интересно!

С.Соловейчик

Шеина Элина Михайловна

учитель русского языка

и литературы

МОАУ «СОШ №1 имени В.И.Басманова»

г.Бузулука

Оренбургской области

Презентация

к уроку по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе

на тему

« Правописание суффиксов существительных -ЕК/-ИК »


Найдите «лишнее» слово.

Развед_ик, перевод_ик, груз_ик,

кот_к

Проверьте себя

уменьшительно-ласкательное значение



Друзья, а где же живут суффиксы -ЕК и –ИК, с которыми нам необходимо познакомиться?

По соседству с суффиксами –ЕК/-ИК живут суффиксы – ЧИК/-ЩИК . Не перепутайте их!

МОЛОДЦЫ!


Когда в суффиксах существительных - ек - и - ик -

пишется буква е , а когда – и ?

Определяем проблему урока

Найдите и выпишите существительные с ласкательным значением.

Поешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Дружоч ек, лещ ик, кусоч ек.

Дружочек, лещик, кусочек

Выделите в них суффикс.

Какое противоречие вы заметили?

Сформулируйте основной вопрос урока.


Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

Используйте опорные слова

1.познакомиться с …

2. учиться применять


Обсудите в парах.

Какую закономерность можно наблюдать в выборе буквы в суффиксах - ек , - ик ?

замочек – замочка ключик - ключика

замоч е к замочка ключ и к - ключ и ка

клубоч е к клубочка зайч и к - зайч и ка

клубочек – клубочка зайчик - зайчика

носочек – носочка бантик - бантика

носоч е к носочка бант и к - бант и ка


Решаем проблему, открываем новые знания

Сделайте вывод.

В каких случаях пишется буква е ,

а в каких буква и

в суффиксах - ек -, - ик -?

Если при склонении существительного гласный звук суффикса выпадает, то пишется суффикс -ек ;

если гласный суффикса сохраняется, то пишется суффикс -ик .

Проверьте себя


Сравним свои выводы

с размылениями Вити Перестукина, героя мультфильма

«В стране невыученных уроков»,

потом составим опорный конспект!


Правописание суффиксов существительных -ЕК/-ИК

ЕСЛИ

при склонении слова гласная буква

ВЫПАДАЕТ НЕ ВЫПАДАЕТ

замоч Е К – замо чк а

сыноч Е К - сыно чк а

ключ ИК – ключ ИК а

шалаш ИК - шалаш Ик а



бараш…к

Р.п. барашка


кот к

Р.п. кот ка


Поработаем с учебником! стр. 86 § 17


А теперь фото-диктант!

Задание: распределите слова в 3 столбика:



Проверка!

львёноч ек

пингвин чик

бегемот ик

попугай чик

ёж ик

тигрёноч ек

крокодиль чик

слон ик

зайчоноч ек

или зайч ик


ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ

Разработка презентации: Е.А. Иванова. Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык»

Обратите внимание!

1. В презентации используются эффекты мультипликации. Эффекты запускаются по щелчку мыши.

2. Каждый раз перед запуском презентации (особенно при перемещении файла с одного компьютера на другой) рекомендуем проверять расположение текста на слайдах. Кегль, табуляция, тип шрифта могут меняться автоматически.


6. Стоят два кола, на кольях бочка,

на бочке кочка,

а на кочке дремучий лес.

4. Сторож плохой, слепой и глухой,

5. Его бьют, а он не плачет,

не тронешь – молчит,

веселее только скачет.

а тронешь – кричит.

3. В брюхе баня, в носу решето, на голове пупок, всего одна рука,

и та – на спинке.

2. Маленький, кругленький,

по полу скачет,

а за хвост не поймаешь.

1. Кланяется, кланяется,

придет домой – растянется.

Топорик (топорика)

Клубочек (клубочка)

Человечек (человечка)

Мячик (мячика)

Звоночек (звоночка)

Чайничек (чайничка)


Рефлексия

Вставьте пропущенную букву, выпишите «лишнее» слово.

  • Мешоч…к, билет…к, лист…к.

1. Мешочек , билет ик, лист ик.

2. Двор…к, горош…к, куст…к.

  • Двор ик, горошек , куст ик.

3. Словар…к, клубоч…к, сыноч…к.

3. Словарик , клубоч ек, сыноч ек.

Проверьте себя


Подведём итоги

  • Каким способом образовано имя существительное, если используется суффикс?
  • Какое значение придают существительным суффиксы -ек, -ик?
  • От чего зависит выбор гласных Е и И

в суффиксах –ек и –ик?

  • Закончи предложение:

Сегодня на уроке я научился…Я приобрел…

Меня удивило…Мне захотелось…


Домашнее задание :

  • выучить ОК;
  • выполнить упр. 129 +

записать имена литературных героев, заканчивающиеся на суффиксы - ек - или - ик -.


  • Мультфильм «В стране невыученных уроков» - http://www.youtube.com/watch?v=YF5wIwKSovU
  • Фоны - forum.materinstvo.ru
  • Е.А. Иванова. Издательский дом «Первое сентября». Журнал «Русский язык»
  • Образовательная система «Школа 2100» - http://school2100.com/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1603

Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце - «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом -ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик - карандашИка;
  • диванчик - диванчИка;
  • огурчик - огурчИка;
  • калачик - калачИка;
  • кустик - кустИка;
  • носик - носИка;
  • стульчик - стульчИка;
  • пальчик - пальчИка;
  • личико - личИка;
  • мальчик - мальчИка;
  • ключик - ключИка;
  • мячик - мячИка;
  • самолётик - самолётИка;
  • листик - листИка;
  • винтик - винтИка;
  • бантик - бантИка;
  • мостик - мостИка;
  • кирпичик - кирпичИка;
  • дождик - дождИка;
  • садик - садИка и пр.

Когда следует ставить букву «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

Приведем наглядные примеры:

  • звоночек - звоноЧКа;
  • внучек - внуЧКа;
  • огонёчек - огонёЧКа;
  • горошек - гороШКа;
  • ножичек - ножиЧКа;
  • комочек - комоЧКа;
  • свисточек - свистоЧКа;
  • молоточек - молотоЧКа;
  • листочек - листоЧКа;
  • орешек - ореШКа;
  • сыночек - сыноЧКа;
  • стебелёчек - стебелёЧКа;
  • кусочек - кусоЧКа;
  • мешочек - мешоЧКа;
  • цветочек - цветоЧКа;
  • платочек - платоЧКа;
  • пирожочек - пирожоЧКа;
  • котёночек - котеноЧКа и проч.

Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

с суффиксом -ок-

Выше мы рассмотрели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе -ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петушОк;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: "В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких - «о»?" Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Способы образования слов при помощи суффикса -ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).

Что касается суффикса -ок-, то он придает несколько другие значения:

  • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
  • Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
  • Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
  • Место действия (като́к).
  • Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
  • Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
  • Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
  • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
  • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
  • Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
  • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим (например, пято́к, деся́ток и пр.).
Статьи по теме: