Трое г. Язык и письменность Трои. Где находится Троя

Троя — легендарный город, знаменитый десятилетней Троянской войной, неразрывно связан с некоторыми наиболее выдающимися персонажами греческой мифологии — от богинь Геры, Афины и Афродиты (а также прекрасной Елены) до героев Ахиллеса, Париса и Одиссея. Многие знакомы с легендой о падении Трои. Но есть ли хоть доля правды в этом предании, гласящем, что причиной величайшего конфликта стала любовь Париса к Елене? Действительно ли закончился он лишь после того, как греки ввезли в город Троянского коня? И вообще, была ли эта война? Назывался ли город Троей?

Миф о Трое начинается с празднования свадьбы морской богини Фетиды и царя Пелея — одного из аргонавтов, который вместе с Ясоном принимал участие в поисках золотого руна. Пара не пригласила на торжество богиню раздора Эриду, но та все-таки приехала и швырнула на стол золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Гера, Афина и Афродита одновременно потянулись к яблоку. Чтобы разрешить конфликт, Зевс поручил принятие ответственного решения самому красивому из всех живущих мужчин — Парису, сыну царя Трои Приама.
Гера пообещала Парису огромную силу, если он выберет ее, Афина — военную славу, а Афродита — любовь самой красивой женщины в мире. Парис решил подарить золотое яблоко Афродите, и та указала ему на Елену, жену Менелая. Юноша отправился на поиски в греческий город Спарту, где его приняли как почетного гостя. Пока царь Спарты находился на похоронах, Парис с Еленой бежали в Трою, захватив с собой значительную часть его богатств. Обнаружив пропажу жены и сокровищ, Менелай разгневался и тут же собрал бывших женихов Елены, которые дали клятву защищать их брак. Они решили собрать войско и отправиться в Трою. Так было посеяно семя Троянской войны.

Более двух лет ушло на подготовку, и вот греческий флот из более 1000 кораблей готов к отплытию. Флот возглавил царь Микен Агамемнон. Он собрал корабли в порту Авлида (восточная часть Центральной Греции), однако для выхода в море необходим был попутный ветер. Тогда прорицатель Калхас сказал Агамемнону, что для того чтобы флот отправился в плавание, тот должен принести в жертву богине Артемиде свою дочь Ифигснию. Исполнив этого варварское, но, видимо, необходимое жертвоприношение, греки смогли отправиться в Трою. Девять лет бушевали сражения. За это время многие великие герои враждующих сторон погибли,в том числе и Ахиллес, убитый Парисом. Тем не менее греки никак не могли разрушить мощные стены Трои и войти в город. На десятый год войны хитрый Одиссей задумал построить гигантского деревянного коня, внутри которого намеренно оставлена полость, где могли спрятаться греческие воины и сам Одиссей. Греческий флот отплыл, оставив коня за воротами Трои, словно признавая свое поражение. Когда троянцы увидели удаляющиеся корабли и огромного деревянного коня за стенами города, они возликовали, поверив в свою победу, и затащили коня в город. Ночью греки выбрались из коня, открыли ворота Трои и впустили всю греческую армию. Троянцы не смогли дать отпор и были разбиты. Поликсену, дочь Приама, принесли в жертву на могиле Ахиллеса. Та же участь постигла сына Гектора Астианакса. Менелай намеревался убить и неверную Елену, но не смог устоять перед ее красотой и сохранил ей жизнь.

Легенда о Трое впервые упоминается в «Илиаде» Гомера (около 750 г. до н. э.). Позднее рассказ был расширен и дополнен. О Трое писали римские поэты Вергилий («Энеида») и Овидий («Метаморфозы»), Древнегреческие историки, такие как Геродот и Фукидид, были убеждены в том, что Троянская война — часть исторической действительности. Ссылаясь на слова Гомера, они писали, что Троя находилась на холме над Геллеспонтом (современные Дарданеллы) — узким проливом между Эгейским и Черным морями. Это был стратегически важный торговый центр. Сотни лет исследователи и собиратели древностей, плененные легендой о Трое, изучали местность, которая в древности называлась Троадой (ныне часть северо-западной Турции). Но более других искателей Трои прославился немецкий бизнесмен Генрих Шлиман. Ему удалось найти Трою.

Руководствуясь только сведениями, добытыми из «Илиады» Гомера, он решил, что город располагался на холме Гиссарлык в нескольких милях от Дарданелл, и в 1870 г. он начал раскопки, которые продлились до 1890 г. Шлиман нашел остатки нескольких древних городов, существовавших в период между ранним бронзовым веком (3 тыс. до н. э.) и поздним римским периодом. Считая, что Троя находится в более низких археологических слоях, Шлиман быстро и небрежно преодолевал верхние пласты земли, безвозвратно уничтожая многие важные исторические памятники. В 1873 г. Шлиман нашел множество золотых предметов, которые назвал «сокровищами Приама», и заявил всему миру, что нашел Гомерову Трою.

Разгорелись жаркие споры относительно того, действительно ли Шлиман там нашел золотые предметы или же он намеренно их туда поместил, чтобы подтвердить- это место действительно является легендарной Троей. Установлено, что Шлиман неоднократно искажал факты: он заявлял, что сам разыскал место расположения Трои на холме Гиссарлык во время первого посещения Троады. Однако известно, что на тот момент британский археолог и дипломат Фрэнк Калверт уже проводил раскопки в этом месте, поскольку эта земля принадлежала его семье. Калверт был убежден в том, что древняя Троя находится на холме Гиссарлык, поэтому оказывал помощь Шлиману во время его первых раскопок. Позднее, когда Шлиман получил всемирное признание как «тот, кто нашел город Гомера», он утверждал, что Калверт не помогал ему. В настоящее время наследники Калверта, проживающие в Англии и Америке, заявляют о своих правах на часть сокровищ, извлеченных из холма Гиссарлык.

Современные исследования показали, что удивительные золотые находки, обнаруженные Шлиманом, значительно старше, чем он предполагал, а город, расположенный на холме Гиссарлык, который Шлиман считал гомеровской Троей, в действительности датируется 2400-2200 гг. до н. э., то есть он существовал по крайней мере за тысячу лет до предполагаемой даты начала Троянской войны.

Оставив в стороне эгоистичность Шлимана, следует признать положительный аспект его деятельности хотя бы потому, что он привлек внимание мирового сообщества к древностям холма Гиссарлык. После Шлимана исследовательскую работу на холме проводили: Вильгельм Дерпфельд (1893-1894 гг.), американский археолог Карл Блеген (1932-1938 гг.) и группа ученых из университетов Тюбингена и Цинциннати под руководством профессора Манфреда Корфмана. В результате раскопок Трон удалось установить, что на этом месте в разные периоды (их можно разделить на ряд подпериодов) располагалось девять городов, которые существовали начиная с раннего бронзового века (3 тыс. до н. э.) — Троя-I и заканчивая эллинистическим периодом (323-30 гг. до н. э.) — Троя-IX. Наиболее вероятной кандидатурой на звание гомеровской Трои, судя по датировке, считают Трою-VIIIa (1300-1180 гг. до н. э.). Многие ученые согласны с мнением, что Троя-VIIIa наилучшим образом соответствует описанию Гомера. Кроме того, именно в городе этого времени были обнаружены следы пожаров, а значит, город был разрушен во время войны. Связь Трои-VIIIa с материковой Грецией подтверждают греческие предметы микенского периода (поздний бронзовый век), особенно большое количество гончарных изделий, которые, видимо, импортировались сюда.

Более того, Троя-VIIIa была довольно крупным городом, о чем свидетельствуют находки — ряд человеческих останков и несколько бронзовых наконечников стрел, выкованных в крепости и городе. Впрочем, значительная часть артефактов до сих пор находится в земле, а найденных предметов недостаточно для подтверждения гипотезы, что разрушение города — дело рук человеческих, а не результат природного катаклизма, например сильнейшего землетрясения. Как бы то ни было, если гомеровскую Трою считать реально существовавшим городом, то, опираясь на современные знания, можно утверждать, что Троя-VIIIа подходит на эту роль наилучшим образом. Не так давно геологи Джон К. Крафт из Делавэрского университета и Джон В. Льюс из колледжа Тринити в Дублине обнаружили материалы, подтверждающие существование Трои на холме Гиссарлык. Они провели геологические исследования местности: изучили особенности ландшафта у холма и свойства грунта в прибрежной зоне. Таким образом, исследования в области седиментологии (Седиментология — наука об осадочных породах и современных осадках, их вещественном составе, строении, закономерностях и условиях образования и изменении) и геоморфологии (Геоморфология — наука о рельефе суши, дна океанов и морей, которая изучает внешний облик, происхождение, возраст рельефа, историю его развития, современную динамику и закономерности распространения) подтвердили сведения, полученные из «Илиады» Гомера.

Даже существование загадочного огромного Троянского коня, который был, наверное, самым невероятным предметом в повествовании Гомера, тоже объясняется с точки зрения современной науки. Британский историк Майкл Вуд убежден, что Троянский конь был не просто искусной уловкой для проникновения в город, а скорее тараном или похожим на коня примитивным осадным орудием. Такие устройства были известны в Греции в классический период. Например, спартанцы использовали тараны при осаде Платей в 479 г. до н. э. Согласно еще одной версии, конь символизировал Посейдона — безжалостного бога землетрясений, поэтому Троянский конь вполне мог быть метафорой землетрясения, которое необратимо ослабило защиту города, позволив греческим войскам без труда проникнуть внутрь. Позднее появились другие, хотя и спорные данные, подтверждающие реальность существования Трои. Они содержатся в переписке и анналах царей Хеттского царства, найденных в Анатолии (современная Турция) и датируемых 1320 г. до н. э., в которых говорится о напряженной военной и политической ситуации в могущественном государстве Ахиява, подконтрольном царству, известному как Валуса. Последнее ученые отождествляют с греческим Илионом, Троей, а Ахияву греки называли «Ахейа» — страна ахейцев, которых Гомер в «Илиаде» представляет как прагреческие племена. Эта гипотеза спорна, хотя и была положительно воспринята большинством ученых, поскольку дала толчок изучению отношений между Грецией и Ближним Востоком в период позднего бронзового века. К сожалению, до сих пор не найдены хеттские письменные источники, упоминающие о конфликте, который можно было бы расценивать как Троянскую войну в Троаде.

Итак, был ли крупнейший конфликт, развернувшийся на холме Гиссарлык в 1200 г. до н. э.. Троянской войной? Скорее всего, нет. Гомер писал о полумифической эпохе героев, об истории, которая передавалась из уст в уста на протяжении как минимум четырех столетий. Даже если война действительно имела место, сведения о ней скорее всего были утеряны или искажены. Следует признать, что некоторые предметы, упоминаемые в гомеровском повествовании, датируются периодом позднего бронзового века — различные виды доспехов и вооружения, которые были хорошо известны в 1200-750 гг. до н. э., то есть и в те годы, когда поэт писал свое произведение. Кроме того, Гомер называет греческие города своего времени, которые, по его мнению, играли особенно важную роль в годы Троянской войны. Археологические раскопки, проводимые на месте этих городов, обычно доказывали, что они были центрами первостепенной важности в период позднего бронзового века. Не вызывает сомнения и факт, что расположенная в таком важном месте, над Геллеспонтом, на границе между Хеттским царством и греческим миром, Троя непременно должна была стать театром военных действий в период позднего бронзового века. Скорее всего, история Гомера является воспоминанием об отдельных конфликтах между греками и жителями Троады, которые он объединил в одну решающую эпическую борьбу — войну всех войн. Если это действительно так, то легенда о Троянской войне базируется на реальных исторических событиях, пусть даже преданиях старины глубокой. Передавая из уст в уста, рассказчики дополняли ее необыкновенными деталями. Возможно, даже прекрасная Елена Троянская появилась в повествовании значительно позже.

No related links found



Город Илион, или Троя, с именем которого были связаны события Троянской войны , был некогда самым знаменитым и могущественным городом Передней Азии. Согласно эллинским сказаниям, он вместе с высокотвердынной крепостью своей Пергамом стоял в плодородной, холмистой стране, между отрогами Иды и Геллеспонтом. С двух сторон Трою орошали две реки: Симоис и Скамандр; обе они протекали по широкой долине и впадали в ближайший залив моря. В незапамятно древние времена, задолго до построения Трои, по склонам Иды жил народ тевкров, которым правил царь Тевкр, сын бога реки Скамандра и нимфы Идеи. Тевкр дружелюбно приютил у себя Дардана, сына Зевса и плеяды Электры: бежав во время голода из родины своей, из Аркадии, Дардан поселился сперва на острове Самофракии, а отсюда перешел на фригийский берег Азии, в области царя Тевкра. Всё это было ещё до построения Трои.

Царь Тевкр радушно принял его, отдал ему в супружество дочь свою Батэйю и отвел ему полосу земли; на той земле Дардан построил город Дардан. Троянское племя, заселившее этот город и его окрестность, стало называться дарданами. У Дардана был сын Эрихфоний: он покорил под свою власть всю троянскую землю и почитался своими современниками как богатейший из смертных. Три тысячи шелкогривых кобылиц паслось у него на лугах. Двенадцать из них обладали такой легкостью и быстротой, что фригийцы прозвали их порождениями бурного Борея: носились они по волнующимся нивам и не сбивали копытами колосьев, носились по залитому волнами взморью и не касались волн, не мочили в их пене быстрых ног своих.

Эрихфонию наследовал сын его Трос, по имени которого народ стал называться троянцами. У Троса было три сына: Ил, Ассарак и Ганимед. Не было на земле человека, который мог бы сравниться с Ганимедом красотою; отец богов и людей, миродержец Зевс велел своему орлу похитить отрока на Олимп: здесь жил он между бессмертными богами и служил Зевсу – наполнял за трапезой его кубок. Царю же Тросу взамен похищенного сына Зевс даровал упряжь божественных коней. По смерти отца Ил и Ассарак разделили между собой его царство. Ассарак стал родоначальником дарданских царей; у него был внук Анхис – юноша такой красоты, что им пленилась сама Афродита. От брака Анхиса с богиней родился герой Эней, бывший во время Троянской войны царем над дарданами. Ил, старший сын Троса, был родоначальником царей троянских. Раз пришел Ил во Фригию и победил на состязании всех бойцов; в награду за победу фригийский царь дал ему пятьдесят юношей и пятьдесят дев, дал еще, по велению оракула, пеструю корову и заповедал: где остановится корова, там пусть он построит город. Ил пошел за ней вслед и шел до возвышения, называвшегося холмом фригийской Атэ, – здесь корова остановилась. Богиня Атэ, губительница людей, омрачительница ума, дерзнула некогда смутить разум самого Зевса, за что была низвергнута им с Олимпа; она пала на землю во Фригии, вблизи холма, названного впоследствии ее именем. На этом-то холме Ил и построил знаменитый город Трою (Илион). Приступая к построению Трои, он просил у Зевса доброго знамения и, проснувшись поутру, увидел перед своим шатром брошенный с небес на землю Зевсом палладион – деревянное изображение Афины-Паллады, в три локтя вышиною. Богиня представлена была с копьем в правой руке, а в левой с веретеном и пряжей. Изображение Афины должно было служить залогом божественной помощи, оплотом и защитой гражданам возникшего города. Радостный, приступил тогда Ил к постройке Трои и для хранения палладиона воздвиг храм. Выстроив Трою, он обнес её высокими стенами с бойницами. Нижняя же часть города Трои обнесена была стеною позже – при сыне Ила, Лаомедонте.

Раскопки древней Трои

Однажды к Лаомедонту пришли Посейдон с Аполлоном: за какую-то вину Зевс послал их на землю и велел провести год на службе у смертного. Боги, не открывая своей божественности, предложили Лаомедонту – за известное вознаграждение – обвести его город Трою стеною. Как некогда Зет и Амфион воздвигали стены Фив, так трудились над построением троянских стен и Аполлон с Посейдоном. Мощный Посейдон приложил немало сил; он из недр земли выкапывал каменные глыбы, таскал их к Трое и складывал из них стену; Аполлон же приводил в движение камни звуками струн своей лиры: сами собой складывались камни, и сама собой воздвигалась стена. Построенная богами твердыня была бы неразрушима – врагам Трои никогда не разгромить бы ее, но вместе с богами в постройке укреплений участвовал и смертный – Эак, родоначальник сильных Эакидов, к роду которых принадлежали Теламон и Аякс, Пелей и Ахилл; часть стены Трои, воздвигнутая Эаком, была разрушима.

Троянский конь — символ Трои (расположен при входе на территорию Национального исторического парка Трои)

Мифы рассказывают, что богиня раздора Эрида не была приглашена на свадьбу нимфы Фетиды с Пелеем. После чего она решила отомстить, явилась на пир незваной и бросила на стол золотое яблоко, на котором было написано: «Прекраснейшей».

Три богини - Афродита, Гера и Афина - тут же затеяли спор, кому оно должно достаться, и на роль судьи пригласили троянского царевича Париса.

Гера обещала сделать его повелителем всей Азии, Афина посулила красоту, мудрость и победы во всех битвах, а Афродита — любовь самой прекрасной женщины - Елены, жены спартанского царя Менелая.

Парис отдал яблоко Афродите. А потом он похитил Елену и увез ее в Трою.

После похищения Елены, греческие цари, союзники Менелая, по его зову собрали армию из 10 тыс. воинов и флот из 1178 кораблей и пошли походом на Трою. Главнокомандующим стал царь Микен Агамемнон.

Осада Трои, у которой было немало союзников, длилась десять лет. В сражениях погибли греческий герой Ахилл, троянский царевич Гектор и многие другие. Наконец хитроумный царь Итаки Одиссей предложил план захвата города.

Греки соорудили пустотелого деревянного коня и, оставив его на берегу, сделали вид, что отплыли. Троянцы возликовали и втащили коня, в котором спрятались греческие воины в город. Ночью греки вылезли и открыли ворота своим соратникам, которые на самом деле находились за ближайшим мысом.

Троя была разрушена и сожжена. Менелай вернул Елену и увез ее на родину. Случилось это в начале XII в. до н. э.

Троя - история, открытая мифом

Уже в глубокой древности среди народов Эллады были известны сказания о Троянской войне, ее героях и помогавших им богам — хитроумном Одиссее, отважном Ахилле, храбром Гекторе, могущественном Посейдоне, прекрасной Афродите и других.

Троя - это город-музей под открытым небом и одна из наиболее известных исторических . Историками принято считать, что именно его описывает в своих знаменитых произведениях «Одиссея» и «Иллиада» греческий поэт Гомер.

Троя находилась на севере полуострова Малая Азия, неподалеку от пролива Дарданеллы, который в древности называли Геллеспонтом. Область, где стоял этот город, так и называлась - Троада. В хеттских архивах Троя фигурирует как Таруиша.

Но в семидесятых годах девятнадцатого века знаменитый археолог Генрих Шлиман, при проведении раскопок на холме Гиссарлык наткнулся на развалины девяти городов, находящихся в разных исторических слоях земли, один за другим. После проведения тщательного анализа было установлено, что именно это место описывает Гомер, и именно здесь находится легендарная Троя.

Время жизни Гомера точно не известно. Считается, что он жил между XII и VI вв. до н. э. Право называться его родиной оспаривали семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Соломин, Родос, Аргос и Афины.

С тех пор этот город является одним из самых популярных, известных и посещаемых достопримечательностей Турции. Данный город-музей занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Троя — наверное, в мире мало тех кто не слышал имя этого легендарного города хоть раз в своей жизни, кто не слышал о знаменитом Троянском коне , который резко изменил ход Троянской войны . Начиная от «Илиады» Гомера , где описан пятьдесят один день последнего года Троянской войны , о Трое сказано и написано очень много. Троя всегда интересовала и продолжает интересовать самых различных ученых: археологов, историков, литераторов и краеведов.


Саша Митрахович 21.10.2015 15:55


Троя на карте Турции

Сказания о Троянской войне были широко известны в Греции с глубокой древности. Певцы-аэды повсюду распевали песни об этом событии. Примерно в VIII в. до н. э. было сложено несколько поэм.

До нас дошли две из них — «Илиада» и «Одиссея», автором которых считается слепой поэт Гомер. «Илиада» рассказывает о событиях, произошедших на девятом году войны, а «Одиссея» — история долгого, десятилетнего возвращения домой итакийского царя, который вспоминает о некоторых эпизодах осады и гибели Трои, в том числе и о Троянском коне.

Во времена античности «Илиаду» и «Одиссею» знали все. Их списки были в доме у всех грамотных людей, многие богачи даже держали рабов, которые читали эти поэмы наизусть. Римская литература началась с перевода «Илиады» на латынь. И все в античности были убеждены, что это повествование о действительных событиях, в которых смешались деяния богов и героев.

«Троя » и «Илион » два разные названия одного и того же могучего города в Малой Азии, у входа из Эгейского моря в пролив .

Город был расположен на древнем морском торговом пути, который соединял Эгейское море с Мраморным и Чёрным морями.

Троя занимал господствующее положение над проливом и это позволило городу стать ключевым центром торговли между Востоком и Западом в эпоху бронзы.

По словам Гомера, около города протекали река Скамандр и Симоис. Река Скамандр (тур. Карамендерес) берет начало на склонах гор Ида, которые ныне называются Каз-Даг.

Когда Троя впервые была основана, она располагалась на берегу одноименного залива. Но то, что мы видим сегодня, уже не залив, а большая равнина потому, что аллювиальные осадки рек Скамандр и Симоис постепенно накапливлись и в течение многих веков эти речные наносы практически заполнили бухту.

В наши дни развалины древней Трои находятся в Турции, в 30 км от города Чанаккале, недалеко от деревни Тевфикие.


Саша Митрахович 30.10.2015 10:36


Около 700 г. до н. э. в тех местах была основана греческая колония Новый Илион. Александр Македонский приносил там жертвы перед своим победоносным походом в Азию, Константин Великий одно время думал устроить там свою столицу, но выбрал Византий.

Многие путешественники специально ездили в Троаду, чтобы посмотреть на места, где совершались эти события. Однако шли века, Новый Илион пришел в упадок, и постепенно Троянскую войну стали считать сказкой, мифом, тем более, что в событиях участвовали боги.

Некоторые исследователи видели в «Илиаде» аллегорию на другие события, например, на эллинскую колонизацию Малой Азии. Это выглядит правдоподобным, ведь древние сказания гласят, что греки, осаждавшие Трою, каждую весну сеяли хлеб, а также постоянно грабили побережье.

Такие события действительно похожи не на карательный поход, а на экспансию, медленную и тяжелую.

На сегодняшний день местность, где располагается современная Троя , разительно отличается от той, которую описывает Гомер. Илистые наносы рек Кара Мендерес и Думрек-Су год за годом, день за днем отодвигали береговую линию, и теперь город лежит на абсолютно сухой возвышенности.

В городе-музее «Троя » безусловно есть, что посмотреть, одни руины, относящиеся к разным историческим периодам чего стоят. Посещения туристов здесь разрешены с мая по сентябрь с 8.00 до 19.00, а сентября по апрель с 8.00 до 17.00. Стоимость входного билета составляет 15 лир. Оптимальным решением для более полного ознакомления со всеми экспонатами будет нанять экскурсовода.

Одним из самых популярных и излюбленных мест города это знаменитый Троянский конь, а если быть точными, то его деревянная копия. Все желающие могут забраться и внутрь коня и почувствовать себя хитрыми и ловкими сторонниками Одиссея.

Правда, чаще всего туристов, так много, что большинство не только не могут выстоять очередь, что бы пройти внутрь троянского коня, они просто не могут, даже подойти к нему ближе чем на несколько сотен метров.

Так же интересным может стать посещение Музея раскопок, с многочисленными фотографиями, макетами и многими другими экспонатами, описывающие этапы работ по обнаружению города.

Для многочисленных любознательных туристов открыты посещения впечатляющего своими размерами и величественностью храм Афины, таинственное и мрачное святилище античных богов, концертный зал Одеон, и сохранившиеся до наших дней дома знаменитостей и богачей Трои.


Саша Митрахович 30.10.2015 10:39


Долгое время само существование Трои считалось мифом или выдумкой Гомера и точное местоположение Трои никто не знал. Географические описания, данные в «Илиаде» Гомера , заставляли некоторых учёных предположить, что руины Трои могут быть на северо-западе Малой Азии, где-то у входа в (на территории современной Турции).

В 1870 году, знаменитый археолог-самоучка Генрих Шлиман, получив разрешение от тогдашних османских властей, начал раскопку в северо-западной части холма Гиссарлык (недалеко от города Чанаккале). 31 мая 1873 года Шлиманом был обнаружен клад, который он поспешно назвал «Кладом Приама».

Позже оказалось, что это не «Клад Приама», потому что возраст клада был на тысячу лет старше, чем времена, описываемые у слепого поэта Гомера. Согласно разрешению османского правительства на право раскопок Гиссарлыка, Шлиман был обязан передать половину находок в Археологический музей в Стамбуле. Но он скрыв сокровища от турецких властей, контрабандным путем вывез их в Грецию.

В 1881 году, после безуспешных попыток продать сокровища в крупнейшие музеи мира, Шлиман передал их в дар городу Берлину, а это позволило ему стать почетным гражданином Берлина. С 1945 года Троянский клад, взятый в качестве трофея во время второй мировой войны, находится в Москве в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Многие до сих пор сомневаются в том что Шлиман открыл ту самую Трою , но так или иначе большинство ученых сегодня склоняются к тому, что Шлиман все же был прав, «Троя раскопана, и нет второй».


Саша Митрахович 30.10.2015 10:46


Современная наука насчитывает 9 основных культурных слоев Трои

  • Троя I — Самые древние археологические следы Трои датируются 2900 — 2500 гг. до н. э. Троя I была маленьким поселением и даже в самом расцвете своего существования имела в диаметре всего 100 м. Несмотря на свой скромный размер, Троя I имела крепость с массивными стенами, воротами и башнями сложенными из неотесанного камня. Это поселение просуществовало почти пять веков и, вероятнее всего, было уничтожено пожаром.
  • Троя II — Несмотря на то, что Троя I разрушилась пожаром, возникшая на месте пепелища Троя II представляет собой возрождение погибшего города. Второй культурный слой Трои (2500-2300 гг. до н.э.) один из наиболее впечатляющих археологических памятников раннебронзового века. В этом слое было обнаружено много кладов, в том числе и клад обнаруженный Шлиманом который он поспешно назвал «Кладом Приама». Все эти клады из золота, серебра, бронзы и меди говорят об активной торговой деятельности в городе. Однако, и Троя II разрушилась, но в результате внезапного нападения, о чём говорят обнаруженные следы намеренного разрушения.
  • Троя III, IV и V — Троя III, IV и V уже более крупные поселения, существовавшие с 2300—1800 гг. до н. э. На протяжении веков цитадель города разрослась, но конкретных следов развития города не наблюдаются, наоборот обнаружены следы упадка города. В этих поселениях уже наблюдаются группы небольших домов, стоящими впритык один к другому, разделенные маленькими улочками. Троя V снова была уничтожена пожаром.
  • Троя VI и VII — В этот период в Трои построен новый царский дворец-цитадель. По своему размеру новая цитадель превосходила не только старую, но и любую другую в западной Малой Азии. Сложены из обтесанного камня и усилены массивными башнями новые крепостные стены города имели в толщину от 4 до 5 м. Всё это свидетельствует о богатстве, расцвете и могуществе Трои в этом периоде. Но большие вертикальные разломы на крепостной стены в VI-ом культурном слое Трои (1800-1250 гг. до н.э.), свидетельствуют о том что произошло сильное землетрясение. После землетрясения на месте разрушенного поселения вновь начала зарождаться жизнь. Троянская война и события, упомянутые Гомером в «Илиаде» относятся либо к Трои VI либо к Трои VII (1250-1025 гг. до н.э.).
  • Троя VIII и IX — По мнению современных ученых, заброшенную после войны Трою греки заселили спустя 250 лет, то есть во времена жизни Гомера. Поначалу на месте старой Трои возникло небольшое поселение, потом город разросся. На территории Трои был храм Афины, а также святилище для жертвоприношений (900-85 гг. до н.э.). По словам Арриана (древнегреческий историк и географ), Александр Македонский совершил паломничество в Трою и посетил храм Афины. От храма Афины до нас дошло лишь несколько фрагментов алтарей и мраморные обломки. С ростом могущества Римского государства возникла легенда о том, что именно потомки троянца Энея основали Рим. Поэтому и римляне чтили Трою . Гай Юлий Цезарь приказал расширить храм Афины, после своего визита туда в 48 г. до н.э. Пришедший ему на смену Август также приказал построить в «священном Илионе» боулевтерион (зал совета) и одион для проведения музыкальных выступлений.

Саша Митрахович 30.10.2015 10:49

Для историка и археолога Троя – поселение бронзового века, впервые обнаруженное Генрихом Шлиманом в 19 в.

Местность, описанная Гомером и другими античными авторами, упоминавшими Трою, находится вблизи Эгейского моря недалеко от входа в Геллеспонт (совр. Дарданеллы). К берегу здесь примыкают гряды невысоких холмов, а позади них простирается равнина, по которой протекают две небольшие реки, Мендерес и Дюмрек. Примерно в 5 км от берега равнина переходит в крутой откос высотой ок. 25 м, а дальше на восток и на юг вновь тянется равнина, за которой высятся более значительные холмы и находящиеся в отдалении горы.

Немецкий предприниматель Генрих Шлиман, археолог-любитель, был с детства очарован повествованием о Трое и проникся страстным убеждением в его истинности. В 1870 он начал раскопки холма, располагавшегося на краю откоса недалеко от деревни Гиссарлык, в нескольких километрах от входа в Дарданеллы. В перекрывающих друг друга слоях Шлиман обнаружил детали архитектуры и множество предметов, изготовленных из камня, кости и слоновой кости, меди и драгоценных металлов, что заставило научный мир пересмотреть представления о героическом веке. Шлиман не сразу распознал слои микенской эпохи и позднего бронзового века, но в глубине холма он наткнулся на значительно более древнюю крепость, хронологически вторую, и с полной уверенностью назвал ее градом Приама. После смерти Шлимана в 1890 его коллега Вильгельм Дёрпфельд продолжал работу и в 1893 и 1894 открыл гораздо более обширный периметр Трои VI. Это поселение соответствует микенской эпохе и потому его-то и признали Троей гомеровской легенды. Теперь большинство ученых полагает, что холм у Гиссарлыка – это и есть реальная историческая Троя, воспетая Гомером.

В древнем мире Троя занимала ключевое положение как с военной, так и с экономической точки зрения. Большая крепость и небольшой форт на берегу моря позволяли ей с легкостью контролировать как движение кораблей через Геллеспонт, так и пути, соединявшие Европу и Азию по суше. Правивший здесь вождь мог облагать провозимые товары пошлиной или вовсе их не пропускать, а потому конфликты в этом регионе, о которых нам известно применительно к более позднему времени, могли начаться еще в бронзовый век . На протяжении трех с половиной тысячелетий это место была заселено практически постоянно, и на всем протяжении этого периода культурные и экономические связи соединяли Трою не с Востоком, но с Западом, с эгейской цивилизацией, частью которой в определенной мере была культура Трои.

Большинство зданий Трои имели стены из сырцового кирпича, возводившиеся на низких каменных фундаментах. Когда они обрушивались, обломки не расчищали, но лишь выравнивали место, чтобы возвести новые здания. В развалинах выделяют 9 основных слоев, каждый со своими подразделениями. Особенности поселений разных эпох можно кратко охарактеризовать следующим образом.

Троя I.

Первое поселение представляло собой небольшую крепость диаметром не более 90 м. Она имела массивную оборонительную стену с воротами и квадратными в плане башнями. В этом поселении различаются десять последовательных слоев, что доказывает длительность его существования. Керамика этого периода вылеплена без гончарного круга, она серого или черного цвета и имеет полированную поверхность. Встречаются орудия из меди.

Троя II.

На развалинах первой крепости была построена бóльшая цитадель диаметром ок. 125 м. У нее также высокие толстые стены, выступающие башни и ворота. С юго-востока в крепость вел пандус, вымощенный хорошо подогнанными кусками плитняка. Оборонительная стена дважды перестраивались и расширялась по мере роста могущества и богатства властителей. В центре крепости частично сохранился дворец (мегарон) с глубоким портиком и большим главным залом. Вокруг дворца – двор, меньшие жилые помещения и склады. Семь этапов существования Трои II представлены послойно накладывающимися друг на друга архитектурными останками. На последнем этапе город погиб в таком мощном пламени, что от его жара кирпич и камень раскрошились и обратились в прах. Катастрофа была столь внезапной, что обитатели бежали, побросав все свои ценности и предметы домашнего обихода.

Троя III–V.

После разрушения Трои II ее место была немедленно занято. Поселения III, IV и V, каждое из которых размером превосходит предыдущее, имеют следы непрерывной культурной традиции. Эти поселения состоят из групп небольших домов, отделенных друг от друга узкими проулками. Распространены сосуды с лепными изображениями человеческого лица. Наряду с местными изделиями обнаруживаются, как и в более ранних слоях, привозные товары, характерные для материковой Греции раннего бронзового века.

Троя VI.

Первые этапы поселения VI отмечены появлением т.н. серой минийской керамики, а также первыми свидетельствами наличия лошадей. Пройдя длительный период роста, город вошел в следующий этап исключительного богатства и могущества. Диаметр цитадели превышал 180 м, ее опоясывала стена толщиной 5 м, искусно сложенная из тесаного камня. По периметру располагались по меньшей мере три башни и четверо ворот. Внутри концентрическими кругами располагались больших размеров здания и дворцы, поднимавшиеся по террасам к центру холма (верхних слоев вершины теперь не существует, см. ниже Троя IX). Здания Трои VI выстроены с большим размахом, чем ранние, в некоторых обнаружены столбы и основания колонн. Завершило эпоху сильное землетрясение, которое покрыло стены трещинами и обрушило сами строения. На всех последовательных стадиях Трои VI серая минийская керамика оставалась основным видом местного горшечного производства, ее дополняют несколько сосудов, ввезенных из Греции в эпоху средней бронзы, и многие сосуды, импортированные в микенскую эпоху.

Троя VII.

После землетрясения эта местность была вновь заселена. Большая стена по периметру была вновь использована, как и уцелевшие части стен и многие строительные блоки. Дома сделались меньше, они теснились друг к другу, как будто в крепости искало укрытия значительно больше людей. В полы домов вделывались большие кувшины для припасов, скорее всего на случай тяжелых времен. Первая фаза Трои VII, обозначаемая VIIа, была уничтожена огнем, но часть населения вернулась и вновь обосновалось на холме, сначала в прежнем составе, но позднее к этим людям присоединилось (или временно их покорило) иное племя, принесшее с собой грубую изготовленную (без гончарного круга) керамику, которая стала характерной приметой Трои VIIb и, по-видимому, указывает на связи с Европой.

Троя VIII.

Теперь Троя сделалась греческим городом. Она была благоустроенной в первые периоды, но к 6 в. до н.э., когда часть населения ее покинула, пришла в упадок. Как бы то ни было, никакого политического веса Троя не имела. В святилище на юго-западном склоне акрополя совершались жертвоприношения – скорее всего, Кибеле; возможно, на вершине существовал также храм Афины .

Троя IX.

В эпоху эллинизма место, именовавшееся Илионом, никакой роли не играло, если не считать связанных с ним воспоминаний о героическом прошлом. Александр Великий совершил сюда паломничество в 334 до н.э., его преемники также почитали этот город. Они и римские императоры из династии Юлиев – Клавдиев осуществили программу широкомасштабной реконструкции города. Вершина холма был срезана и выравнена (так что VI, VII и VIII слои оказались перемешанными). Здесь возвели храм Афины со священным участком, на холме и на ровной площадке южнее были построены общественные здания, также обнесенные стеной, а в северо-восточном склоне был построен большой театр. Во времена Константина Великого , в какой-то момент собиравшегося сделать город своей столицей, Илион процветал, но вновь утратил свое значение с возвышением Константинополя.

«Открытие Трои В массовом сознании открытие легендарного города связано с именем археолога-энтузиаста Генриха Шлимана. Он смог, вопреки мнению скептиков, доказать историчность «Илиады» Гомера.»

Хотя в Новое время сюжеты о Троянской войне считались легендами, ученые и любители пытались найти легендарный город. В XVI и XVII веках в Троаде побывали два исследователя и путешественника – Пьер Белон и Пьетро делла Валле . Каждый из них заключил, что легендарная Троя – это руины города Александрии Троянской, которые располагались в 20 километрах от Гиссарлыка .

В конце XVIII века другой путешественник и археолог Жан-Батист Лешевалье посетил эти места и написал труд «Записки о путешествии в Троаду». Лешевалье доказывал, что древний город располагался около местечка Пинарбази, в пяти километрах от Гиссарлыка. Долгое время эта теория была господствующей.

В 1822 году шотландский журналист Чарльз Макларен выпустил в Эдинбурге труд «Диссертация о топографии Троянской равнины». Спустя сто лет Карл Блеген писал, что этот труд заслуживал бы большего внимания, чем получил. Макларен собрал все сведения из «Илиады», имевшие топографическое значение, и сопоставил с картами его времени. Затем шотландец попробовал восстановить облик пейзажа, каким он был в древности. С выводами Макларена согласились некоторые ученые Англии и несколько немецких исследователей Гомера.
Чарльз Макларен первый предположил, что легендарный город находился на холме Гиссарлык. В основе его вывода было допущение, что город Гомера находился там же, где и греческий город Классической и Эллинистической эпох.

Последним из предшественников Шлимана был Фрэнк Калверт , англичанин, британский консул в Турции. Он был археологом любителем и всю жизнь увлекался историей Трои. Фрэнк, как и Шлиман, верил, что Троя была реальным городом, вопреки скепсису многих современников.
Брат Фрэнка приобрел небольшой земельный участок в Троаде, часть которого захватывало территорию холма Гиссарлык. Калверт вел раскопки на «своей» части холма, но они дали скромные результаты. Позднее именно Фрэнк Калверт поделился соображениями с Генрихом Шлиманом, который решил провести собственные исследования холма.

В 1860-е годы Генрих Шлиман уже исследовал Итаку, где он обнаружил, как ему казалось, памятники, связанные с именами Лаэрта и Одиссея. В 1868 году археолог решил вести раскопки в Турции. Шлиману и его друзьям в Константинополе потребовалось три года, чтобы добиться у турецкого правительства разрешения на ведение раскопок. Фирман (разрешение) был вручен Шлиману с условием передачи половины находок турецкому музею.

11 октября 1871 года Генрих Шлиман с женой Софией и несколькими рабочими прибыл на холм Гиссарлык и немедленно приступил к раскопкам. Рабочими были малоазийскими греки из окрестных деревень, к которым иногда присоединялись турки.

Шлиман вел раскопки на холме до июня 1873 года. За это время археолог смог раскопать семь археологических слоев города. Сам он верил, что Троя Приама – это слой Троя-II. Ближе к концу раскопок Шлиман обнаружил большой клад золотых вещей, который он назвал «кладом Приама» . После отъезда из Турции Шлиман продолжал исследования памятников в Орхомене и Микенах, опубликовал труд «Троя и ее руины».

В 1878 году Генрих вернулся в Троаду и продолжил раскопки. После них он еще дважды возвращался для раскопок на Гиссарлыкский холм, и теперь его сопровождали археологи-профессионалы. В 1882 году к Шлиману в Трое присоединился Вильгельм Дёрпфельд , второй секретарь Германского археологического института в Афинах.

Шлиман скончался в 1890 году, и раскопки продолжил Дёрпфельд. Археолог в 1893-1894 годах открыл укрепления Трои-VI. Немецкий археолог посчитал именно их городом Приама.

На сорок лет после работы Дёрпфельда раскопки прекратились. С 1932 по 1938 год холм Гиссарлык исследовал археолог Карл Блеген , директор Университета Цинциннати. Американец доказал, что на этом месте существовало девять поселений, сменявшихся одно за другим. Эти девять уровней Трои он разделил еще на 46 подуровней.

Следующий этап исследований археологического памятника был связан с экспедицией Манфреда Корфмана . Его раскопки уточнили данные предшественников и позволили создать современную хронологию Трои.

Ранний бронзовый век (Троя-I – Троя-V)

Первые пять археологических слоев поселения показывают непрерывную историю города, которая продолжалась до XVII в. до н.э.
Троя-I существовала около 400 лет с 300 по 2600 гг. до н.э. Она имела общие черты с культурой центральной Анатолии, но была достаточно самостоятельной. Внешние связи у города были с островами и севером Балкан.

Троя II возникла на развалинах предшествующего города. Предположительно Троя-I погибла от сильного пожара. Это поселение было преемником предшествующего в плане культуры. Город имел могучую крепостную стену диаметром около 110 метров. Укрепление было цитаделью, откуда ее владыки осуществляли власть над территорией Троады.

Уровень жизни троянцев стал выше: дома стали просторнее и удобнее. В крепости располагался величественный мегарон. Троянцы этого времени занимались земледелием и скотоводством. Археологи нашли много терракотовых пряслиц. Развивалось и ткачество. Продолжали развиваться торговые контакты с Кикладским архипелагом. Троянцы поставляли соседям зерно и керамику.

Трою-II снова уничтожил пожар, но вскоре поселение занял тот же народ около 2250 года до н.э. Керамика третьего города практически не имела отличий от керамики предшествующей эпохи. Причины, погубившие Трою-III неясны. Похоже, пожара, уничтожившего все поселение не было, но дома разрушились.

Троя-IV просуществовала в период 2100 – 1950 годы до н.э. Территория этого города занимала около 17 тысяч километров. Новое поселение имело сильные укрепления. Дома этой Трои строились близко один к другому, образуя комплексы, которые разделялись неширокими улочками. Керамика этого времени продолжает традиции прошлых эпох поселения. Но выросло число изделий, созданных с помощью гончарного круга.

Период Троя-V начался с переделки всего поселения. Жители построили новую стену для защиты. Город просуществовал до XVIII века до н.э. Причина его разрушения неясна. Вновь не сохранилось следов губительного пожара. Но строители города Троя-VI создали абсолютно другой город, который не учитывал расположения зданий предшественника. Город Троя-VI предположительно погиб около 1300 года до н.э. в результате землетрясения. Его сменило поселение, Троя-VII . Оно насчитывало четыре периода существования до середины X века до н.э.

Царь Алаксандус и хетты

В период Троя-VII жители этого города тесно контактировали с соседними государствами – Хеттской державой, царствами Малой Азии и греками Аххиявы. Предполагают, что Трою хетты знали под именем государства Вилуса .

В XVII веке до н.э. хеттский царь Лабарна подчинил Арцаву и Вилусу. Последняя через некоторый период времени стала независимой, но сохраняла нейтральные отношения с Хеттским царством . В XIV веке до н.э. государство Вилуса попало в поле зрения правителей Хеттской державы.

Союзником царей Хатти XIV в. до н.э. Суппилулиумаса I и Мурсилиса был царь Вилусы Кукуннис. Известно, что он помогал Мурсилису во время его похода против Арцавы.

Кукуннис под измененным именем «Кикн» вошел в цикл преданий о Троянской войне. Легенды сделали его представителем боковой ветви царского дома, который правил одним из городов Троады. Он первый встретил высадившихся греков и погиб от руки Ахилла .
В конце XIV века до н.э. царем Вилусы был сын Кукунниса Алаксандус. О его правлении известно благодаря договору Алаксандуса с царем Хатти Муватталисом.

В договоре говорится, что Кукуннис усыновил и сделал наследником Алаксандуса. Население Вилусы роптало против нового царя. Говорили, что жители страны не примут сына Алаксандуса новым государем. Там же идет речь о «детях царя», которые претендовали на трон, доставшийся Алаксандусу.

Муватталис обещал правителю Вилусы и его наследникам покровительство. В обмен Алаксандус становился зависимым царем. Он должен был сообщать сюзерену о возможных мятежах на западе Малой Азии. В случае войны Хатти с малоазийским государствами Алаксандус должен был со своим войском лично являться на помощь. Для войн с Митанни, Египтом или Ассирией царь Вилусы должен был посылать свои отряды.

Согласно одному пункту, Алаксандус был обязан сражаться с врагом, который мог вторгнуться в страну Хатти через Вилусу. Под этим врагом предполагают греков-ахейцев, которые в то время пытались закрепиться в Малой Азии.

Вскоре за подчинением хеттской власти царств Малой Азии произошла знаменитая битва при Кадеше в Сирии. Египетский текст, посвященный этому сражению, перечисляет отряды хеттского войска. Среди прочих, там упомянут народ Drdnj (предполагаемая расшифровка – Dar-d-an-ja). Этот народ отождествляют с дарданами, которые жили в пределах Вилусы.

Господство хеттских монархов над Вилусой продлилось недолго. Уже письмо царя хеттов царю Аххиявы, датируемое рубежом XIV – XIII веков до н.э. показывает изменившуюся ситуацию. Из документа следует, что между Хатти и Аххиявой произошел конфликт, в результате которого хетты утратили контроль над Вилусой, а ахейцы упрочили влияние в этой стране.

В XIII веке до н.э. страной Хатти правил воинственный Тудхалияс IV. Он воевал с коалицией небольших малоазийских государств, объединенных в хеттских документах общим именем Ассува. Среди них был и Вилуса. Тудхалияс IV победил, и Вилуса снова стала зависимым государством.

Из письма царя хеттов правителю Милаванды следует, что Тудхалияс сделал правителем Вилусы своего ставленника Валму. По какой-то причине он бежал, и царь Хатти собирался восстановить его у власти. Вероятно, изгнание Валму случилось до выступления Ассувы против хеттов, а восстановление после победы Тудхалияса, когда «боги отдали ему» эти земли.

Троя VII и легенда о Троянской войне

Уже в Античности высказывались разные даты Троянской войны. Дурис Самосский относит ее к 1334 году до н.э., Эратосфен – 1183, Эфор – 1136. Геродот писал, что она была за 800 лет до того, как он приступил к работе над «Историей», то есть в последней трети XIII столетия до н.э.

Город Троя-VII-a погиб на рубеже XIII и XII веков до н.э. Высказываются разные точки зрения на время его падения. Л.А. Гиндин и В.Л. Цымбурский относят время падения города к 1230-1220-м годам до н.э. Это было началом периода походов т.н. «народов моря».

Поход греческих государств на Трою часто связывали с эпохой расцвета Микенской цивилизации . По реконструкции исследователей поход произошел уже после начала упадка Микенской цивилизации. Греция подверглась одному вторжению с севера, которое привело к разрушению части дворцовых центров. Опасность новых нападений с севера толкала ахейцев к заморским предприятиям. К этому времени относят и расцвет Родоса за счет переселенцев.

Говоря о населении Трои в период VII отмечают глубокие связи ее населения с фракийцами. Верхушка города в эту эпоху, вероятно, восприняла культуру Микенской Греции, что подтверждает имя Алаксандус, созвучное «Александр».

Формы керамики Трои VII-a напоминали керамику Северных Балкан, населенную фракийскими племенами. В составе тевкров (жителей Приамовой Трои), предположительно, преобладали раннефракийские элементы.

После разрушения Трои ахейцами город возродился. Теперь это было малонаселенное поселение, которое отождествляется со слоем Троя VII-б I . Сами уцелевшие тевкры в массе своей не остались на прежних местах, а присоединились к походам народов моря. Эти походы уничтожили Хеттское царство ряд небольших государств Малой Азии, а также были угрозой для Египта.

Обезлюдение Троады дало возможность переселиться сюда фракийцам, которые вновь заселили Трою. С переселенцами связывают период Троя VII-б II . Но, учитывая прежние контакты, жителей города и фракийцев заселение ими этим мест было мирным.

Троя после троянцев: еще один греческий город

Около 950 года до н.э. поселение на Гиссарлыке перестало существовать. В Архаическую эпоху (VIII-VI века до н.э.) на холме возобновилась жизнь. В 480 году до н.э. Ксеркс в начале похода на Грецию посетил это место. Царь осмотрел древний акрополь и принес Афине Илионской в жертву сто быков. Его маги совершили возлияния в честь погибших здесь героев. В 411 году до н.э. в этом месте побывал спартанский наварх Миндар, принесший жертвы Афине Илионской.

Илион не имел почти никакого политического значения и находился под контролем более влиятельных соседей. В 360 году до н.э. город был захвачен наемником-авантюристом Харидемом из Ореоса, и снова роковую роль в падении города сыграл конь.

Харидем подговорил раба одного из влиятельных граждан помочь им пройти в город. Этот раб выходил за стены за добычей и возвращался ночью. Наемник подговорил его вернуться ночью верхом на коне. Стражники открыли ему ворота, и группа наемников ворвалась в Илион. Рассказ об этом событии сохранился у современника Харидема Энея Тактика. Его интересовали военные хитрости, поэтому он ничего не написал о судьбе поселения после его захвата Харидемом. Вероятно, командир наемников стал править здесь как тиран – типичный случай для IV века до н.э.

В 334 году до н.э. руины Трои посетил Александр Великий . Как пишут в трудах о его походе, он совершил здесь жертвоприношения в честь древних героев. В конце своей жизни правитель решил построить здесь новый храм. Эти работы были завершены в царствования его диадохов: Антигона, Лисимаха и Селевка.

Эпиграфические источники сообщают, что в годы существования государства Антигона Одноглазого одним из греческих межполисных объединений в его землях был Илионский союз . Дата основания этого межполисного объединения неизвестна. Основателем Илионского союза называют и Александра, и Антигона.

Известны послания союза Антигону. У Илионского союза был синедрион (совет союзных городов), представители которого заседали на территории священного участка Афины Илионской. Среди других членов этого объединения известны два города – Гаргара и Лампсак.
Для современной науки остается загадкой соотношение Эолийского и Илионского союзов, существовавших во времена Антигона. Допускают, что это могли быть разные названия одного межполисного объединения. Известно, что Троада входила в состав области Эолиды.
Предположительно, Антигон образовал из малоазийских городов два союза – Эолийский и Ионийский. Центр Ионийского союза был в древнем святилище Панионий, центра Эолийского – в храме Афины Илионской.

Троя снова стала значительным городом: там появились храмы, булевтерий (место собраний городского совета), театры. Одновременно восстановили древние погребальные курганы. Возрожденный город насчитывал около 8 тысяч жителей.

Около 250 года до н.э. были восстановлены стены Трои. Город посещали известные люди того времени: царь Сирии Антиох III, римский сенатор Марк Ливий Салинатор, полководец Луций Корнелий Сципион.

В 85 году до н.э. город был снова разрушен. В этом году шла к завершению первая война Рима с Митридатом VI. В Греции и Малой Азии ее вели независимо два полководца: Сулла и ставленник его врагов Фимбрия. Последний переправился в Малую Азию и стал карать греческие города, перешедшие ранее на сторону понтийского царя.

Среди прочих, Фимбрия осадил Илион. Жители города послали за помощью к Сулле. Он пообещал им помощь и сказал передать Фимбрии, что илионцы уже сдались Сулле. Фимбрия убедил жителей Илиона пустить его внутрь в подтверждение сдачи.

Войдя в город, римский полководец устроил резню и особо жестокой казни подверг послов к его врагу Сулле. Фимбрия приказал поджечь храм Афины Илионской, куда бежали многие жители. На следующий день римлянин осмотрел город, проверяя, чтобы там не осталось ни одного целого алтаря.

Уничтожение Илиона Фимбрией произвело впечатление на современников, потому что римляне считали себя выходцами из древней Трои. Разгром города сравнивали с тем, который устроил Агамемнон, и высчитывали время, которое разделяло уничтожение городов. Аппиан Александрийский со ссылкой на других авторов писал, что уничтожение города Фимбрией случилось через 1050 лет после конца Троянской войны.

После победы над соперником Сулла помог восстановить город в награду за верность ему. Илионцы ответили тем, что ввели новый календарь, где счет велся с 85 года до н.э. Последующие годы были тяжелыми для Илиона . Через пять лет после Фимбрии город пострадал от нападения пиратов.

Когда началась третья война против Понтийского царства , Илион остался верен союзу с Римом. Плутарх передает предание, что, когда буря уничтожила осадные машины понтийцев под Кизиком, многие илионцы увидели во сне Афину. Богиня была в разодранном одеянии и говорила, что пришла из Кизика, где сражалась за его жителей. После этого илионцы помогали римскому полководцу Лукуллу, который в Троаде сражался против понтийцев.

В конце войны римский полководец Помпей, завершивший войну, прибыл в Илион. Он был провозглашен благодетелем города и покровителем храма Афины Илионской. Через пятнадцать лет благодеяния Илиону оказал и Юлий Цезарь . Он подчеркивал верность города Риму во время войны с Митридатом.

В 42 году до н.э. после победы над убийцами Цезаря, Октавиан и Антоний поселили в Илионе ветеранов шестнадцатого легиона. Спустя 22 года император Август вновь посетил этот город. Происхождение от троянского героя Энея играло важную роль в его пропаганде. По его приказу в Илионе велись ремонтные работы. На месте прежнего булевтерия по приказу принцепса возвели одеон (здание для музыкальных выступлений).

Во время посещения Илиона Август жил в доме состоятельного гражданина Меланиппа, сына Евтидиппа. Спустя восемь лет, когда был достроен театр, Меланипп поставил там статую императора.

В эпоху Римской империи Илион жил за счет путешественников, которые интересовались древней историей. Другой составляющей его экономики была добыча и экспорт камня. В 124 году н.э. Илион посетил известный филэллин император Адриан. Он заказал новую реконструкцию города.

После визита Адриана начался расцвет Илиона как римского города: в нем строились бани, фонтан, акведук. Новый ремонт одеона был сделан по приказу императора Каракаллы, который побывал в Илионе в 214 году н.э.

В 267 году н.э. Малую Азию опустошили готы, и Илион вновь был разрушен. Но город продолжил существовать и в IV столетии. Константин Великий даже рассматривал его как возможную столицу империи, пока не выбрал Византий. К 500 году нашей эры Илион перестал существовать.

Статьи по теме: