Суриков картины с названиями и описанием презентация. Презентация "Василий Суриков. Великий художник - он оставил потомкам широкую панораму истории России"

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Вдовенко Татьяна Владимировна учитель муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26» села Мельничное Красноармейского муниципального района Приморского края

Василий Суриков.

Великий художник - он оставил потомкам

широкую панораму истории России.

СУРИКОВ СУРИКОВ Василий Иванович - великий художник XIX века 12 (24) января 1848 Красноярск 6 (19) марта 1916 Москва Василий Иванович Суриков Василий Иванович Суриков родился 12 (24 по новому стилю) января 1848 года в городе Красноярске. Его семья принадлежала к старинному казачьему роду. Суриковы упоминаются в летописях, как завоеватели

Сибири под предводительством Ермака и основателями Красноярска. Художник очень гордился предками и своей малой родиной.

Дом Суриковых в Красноярске

В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый. И край-то какой у нас… Горы у нас целиком из драгоценных камней - порфир, яшма. Енисей чистый, холодный, быстрый… Главное, я красоту любил. Во всем красоту… Мальчиком еще, помню, в лица все вглядывался - думал: почему это так красиво? Знаете, что значит симпатичное лицо? Это то, где черты лица сгармонированы. Пусть нос курносый, пусть скулы, - а все сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали,- сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти. (В.И. Суриков).

«Сибирский пейзаж. Торгошино.» 1873 год.

Бумага, карандаш.

Семья художника

Отец Сурикова, Иван Васильевич Суриков, служил коллежским регистратором и был настоящим сибиряком, охотником и защитником, достойным своих великих предков.

Мать, Прасковья Федоровна (в девичестве Торгошина), женщина сильная, волевая и мудрая оказала на сына огромное влияние своей неординарностью. Она великолепно вышивала, обладала тонким чувствованием цвета и полутонов. Свою любовь к старине, героическим свершениям прошлого, обычаям быта на Руси и внутреннее чувство прекрасного Суриков унаследовал от матери.

«Портрет П. Ф. Суриковой.» 1887 год. Холст, масло

Детство

Вася Суриков с раннего детства увлекался рисованием: уже в четыре года портил сафьяновые сиденья стульев, выцарапывая на них гвоздем. Позже стал рисовать угольком или карандашом на бумаге и раскрашивать картинки самодельными красками из синьки и брусники. Закончив два класса приходской школы в 1856 он поступил в приходское училище в Красноярске. Его первым учителем рисования стал Николай Васильевич Гребнев.

«Вид Красноярска» 1887 год

Тверская областная картинная галерея, Тверь

Талантам надо помогать, Талантам надо помогать, Бездарности пробьются сами. Лев Озеров

Петербургская Академия художеств

«Вечер в Петербурге 1871 год»

Из-за ранней смерти отца

Василий Суриков не мог

продолжать образование.

Но в 1869 году только благодаря

Меценату Петру Ивановичу Кузнецову,

Молодой человек смог добраться до Петербурга, поступить в академию

Художеств и учиться там на выплачиваемую Петром Ивановичем стипендию.

С 1869 по 1875 талантливый сибиряк учился в мастерской Павла Петровича Чистякова. В это время за рисунки с натуры и живописные композиции он получил четыре серебряные медали и несколько денежных премий.

«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» 1870 год.

Холст, масло.

Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова, Красноярск

Петербургская Академия художеств Первая самостоятельная работа Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Для начинающего художника картина великолепна по техническому, композиционному и колористическому решению. В то время Сурикова увлекли темы из древней истории: античность, Рим, Египет, первые века христианства. Свою первую премию Василий Иванович получил за великолепный эскиз «Пир Валтасара» 1874. Репродукция и статья об этой картине были помещены в журнале «Всемирная иллюстрация» . А после выхода в свет картины «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста», 1875, молодой художник получил очень выгодный заказ на выполнение росписи для строящегося тогда в Москве храма Христа Спасителя. С этого времени биография Василия Сурикова прочно и неразрывно связана с постоянной кропотливой работой над своими великолепными масштабными историческими работами .

«Пир Валтасара» 1874 год.

Государственный русский музей. Санкт-Петербург

«Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста», 1875 год.

«Нерукотворный образ», 1872 год

«Изгнание Христом торгующих из храма», 1873 год

Москва …почувствовал я себя Здесь уютнее, чем в Петербурге. Было в Москве что-то гораздо больше напомнившее мне Красноярск, особенно зимой. …И вот однажды иду я по красной площади, кругом ни души…

И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни,

Да так ясно, что даже сердце забилось и почувствовал, что если

напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая

картина (Из воспоминаний художника)

«Вид на Кремль зимой», 1876 год

«Утро стрелецкой казни», 1881 год. Холст, масло

Размер 218*379

Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Утро стрелецкой казни» В течение нескольких лет Суриков не писал ничего постороннего. Захватившая идея картины полностью заполнила все его мысли. Изобразив последние минуты перед началом казни стрельцов, выступивших в 1698 голу на стороне царевны Софьи против петровских реформ, Суриков создал поистине масштабную картину-трагедию о судьбе народа на одном из изломов его истории.

Чернобородый стрелец.

Этюд. 1879 год

«Утро стрелецкой казни» Центральной сюжетной линией картины и ее главным эмоциональным стержнем является противостояние стрельцов царской тирании. Наиболее символичен образ рыжебородого стрельца. Его руки связаны, ноги закованы в колодки,

но пылающий ненавистью непримиримый взгляд бьет через все пространство картины, сталкиваясь с гневным и таким же непримиримым взглядом Петра. Иностранцы, изображенные справа, пока спокойно наблюдают, но потом будут в ужасе описывать, как русский самодержец собственноручно выступал в роли палача.

Но в самой картине отсутствуют кровавые сцены. Вообще всему творчеству Сурикова свойственна удивительная забота о тех, кто придет смотреть на его картины. «Все у меня была мысль, чтобы зрителя не потревожить, чтобы спокойствие во всем было…»

«Меншиков в Березове.» 1883 год

Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Меньшиков в Березове Замысел картины появился в деревне Перерве под Москвой, куда семья живописца выезжала на лето. Они сняли крохотную избушку без печки, с низким потолком и маленькими окошками. И-за дождливой погоды все семейство сидело дома, кутаясь в платки и шубы. Однажды, оглядев домочадцев, собравшихся у стола, суриков вдруг понял, что вот так же когда-то сидел любимец и ближайший сподвижник Петра-I – Александр Данилович Меньшиков, после смерти государя сосланный с семьей умирать в холодный сибирский городок Березов. Суриков писал своего героя со случайно встреченного на улице старого учителя математики, поразившись его портретному сходству с исторической личностью. Старшую дочь Меньшикова со своей супруги, когда она тяжело и долго болела. Василий Иванович проявил себя в этой картине, как замечательный колорист. Путешествие по Европе

Продажа полотна «Меньшиков в Березове» дала возможность художнику вместе с семьей совершить поездку в Европу. В результате путешествия мир увидел такие произведения художника, как «Сцена из римского карнавала», «Венеция. Собор Святого Марка», «Миланский собор» и другие.

«Сцена из римского карнавала», 1884 год

Частное собрание

«Венеция. Собор Святого Марка.» 1884 год

«Миланский собор.» 1884 год

Бумага, акварель. Частное собрание

«Собор Святого Петра в Риме.» 1884 год

Бумага, акварель. Частное собрание

«Флоренция» 1884 год

Бумага, акварель. Частное собрание

Гордость Третьяковской галереи «Боярыня Морозова». Гордость Третьяковской галереи. Одна из вершин нашей живописи. Картина, которой восторгаются миллионы зрителей, наших современников. Достаточно в любой день прийти в Третьяковку, чтобы увидеть тысячную вереницу людей, благодарных и восхищенных мастерством художника, раскрывшего одну из страниц истории. Раскрывшего гениально!

«Автопортрет», 1884 год

«Боярыня Морозова.» 1887 год

Размер 304*587,5

Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сила духа мятежной раскольницы В картине «Боярыня Морозова» Суриков вновь выбирает тему конфликта, при котором главный герой погибает, не предав своих убеждений. Боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова – раскольница, вступившая в личное противоборство с правящим режимом, за что была заживо

«Боярыня Морозова». Этюд

погребена со своей сестрой Евдокией Урусовой в земляной тюрьме в Боровске. В глазах народа она была героиней мученицей, отдавшей жизнь за правое дело.

Суриков был историческим живописцем по призванию, по самой сущности своего таланта. История была для него вовсе не тем костюмированным спектаклем, каким видели ее живописцы академисты. Суриков был историческим живописцем по призванию, по самой сущности своего таланта. История была для него вовсе не тем костюмированным спектаклем, каким видели ее живописцы академисты. В своих картинах он не судит и не выносит приговор. Он как бы зовет нас пережить вместе с ним события прошлого, вместе с ним подумать о судьбах народных.

«Автопортрет». 1879 год

«Взятие снежного городка.» 1891 год

Размер 156*282

Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

После смерти жены, художник со своими дочерьми вернулся в родной Красноярск, где начал работать над новой картиной. После смерти жены, художник со своими дочерьми вернулся в родной Красноярск, где начал работать над новой картиной. « Я написал то, что сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи». В этой работе много его красноярских знакомых и даже родной брат Александр в шапке-ушанке в санях, крытых тюменским ковром.

«А.И. Суриков в шубе».

Этюд для картины

«Взятие снежного городка»,1890год

Подвиг далеких предков «Покорение Сибири Ермаком». Эта тема не могла не волновать человека, предки которого пришли в Сибирь вместе с знаменитым атаманом. С детства он слышал рассказы о Ермаке и его доблестных сподвижниках. Полотно поражает масштабностью и величием изображенного исторического события. Композиция выстроена таким образом. Что зрители смотрят на ханское войско со стороны казаков, словно плывут в соседней лодке

«Сибирская красавица.

Портрет Е.А. Рачковской».1891год

Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Покорение Сибири Ермаком», 1895 год

Холст, масло. Размер 285*599

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина «Покорение Сибири Ермаком» Картина «Покорение Сибири Ермаком» была выставлена на Двадцать третьей выставке передвижников. За день до открытия выставки ее посетил Николай II с царицей. В это время как раз праздновалось трехсотлетие покорения Сибири и открытие Транссибирской железной дороги. Так что Василий Иванович случайно оказался в неловкой для себя роли «официального живописца». Совет академии 20 марта 1895 года Присудил Сурикову звание академика.

«Старик-огородник», 1882 год

Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург

Орденоносцы На двадцать седьмой выставке Передвижников новая работа Сурикова снова в центре внимания. По мнению критиков главной ее удачей было «Сродство духовного начала» создателя картины и гениального полководца. В 1901 году Сурикову пожалован орден Святого Владимира 4-й Степени за «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы».

«Переход Суворова через Альпы», 1899 год

Размер 495*373

Дума вольного казака Картина «Степан Разин» - еще один исторический экскурс в далекое прошлое Руси. По бескрайним волжским просторам плывет струг с атаманом и его вольной дружиной. Взлетают над водой весла, казаки бражничают и веселятся, и только Разин погружен в великую думу. По мнению самого Сурикова картина вышла неудачной. Двенадцать лет искал он Среди казаков «голову» главного героя, но нашел ее лишь после продажи картины. Этюд «Степан Разин» по мнению автора более точный образ атамана.

«Степан Разин» этюд, 1910 год

«Степан Разин», 1906 год

Холст, масло. Размер 318*600

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Узницы теремов Последняя крупная работа Сурикова «Посещение царевной женского монастыря» С торжественной живописностью повествует о трагических судьбах царских дочерей. Русские царевны были пленницами своих теремов и коротали свой век среди мамок нянек и прислужниц, так как не могли выйти замуж ни за кого ниже царского рода. Русские царевны могли стать лишь христовыми невестами. Именно такую царевну и изобразил Суриков. На ее детском личике безысходность и покорность судьбе.

«Царевна» , 1911 год

«Посещение царевной женского монастыря», 1912 год

Холст, масло.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портретист и пейзажист Создавая большие полотна, тщательно подбирая к ним натуру, суриков делал множество замечательных портретных, пейзажных, натюрмортных и интерьерных эскизов. Часто она имели отнюдь не этюдный, а вполне законченный вид отдельной картины и самоценный эстетический смысл. Был создан и целый ряд самостоятельных портретов. Незадолго до смерти сам художник так определит свое творчество: «Стрельцов», «Меньшикова» и «Морозова» не мог не написать; «Снежный городок» и «Ермака» смог написать; «Суворова» мог не писать,; «Стеньку» так и не смог…

«Портрет княгини С. А. Кропоткиной

c гитарой». 1882 год

«Натурщица в старинном

русском костюме» , 1882 год

«Крым. Ай-Петри», 1908 год

Холст, масло.

«Портрет доктора А. Д. Езерского».

«Портрет хакаски» , 1910 год

«Коломенское», 1913 год

Холст, масло.

Памятник Сурикову в г. Красноярске

Памятник Сурикову в г. Москва

Всерусский талант В картинах Сурикова мы слышим говор тысячных толп, грохот сражений, в них гудит набат и раздаются стоны мятежных стрельцов. До нашего слуха доносятся вольные песни разинских ватаг и звон цепей опальной боярыни Морозовой. Мы любуемся богатырской красой русской природы, ширью могучих рек, напевной удалью былинных сказов. Глядя на полотна Сурикова, мы ощущаем истинного героя истории – Народ! Впервые в русском, да и пожалуй в мировом искусстве героем картины стал народ! И в этом поистине новаторская роль Сурикова. Для всего русского искусства значение Сурикова огромно и неповторимо. У живописца не было учеников и последователей, он не мог их иметь, как Рембрандт, Веласкес, Вермер и другие. Гениальность творчества художника не укладывается в какие либо рамки или теории. Он вынашивал свои картины в сердце, вкладывал свой несокрушимый казацкий дух в каждый мазок краски и, когда отпускал свои творения к зрителю, вместе со всеми становился свидетелем рождения легенды – не более. Впервые в русском, да и пожалуй в мировом искусстве героем картины стал народ! И в этом поистине новаторская роль Сурикова. Для всего русского искусства значение Сурикова огромно и неповторимо. У живописца не было учеников и последователей, он не мог их иметь, как Рембрандт, Веласкес, Вермер и другие. Гениальность творчества художника не укладывается в какие либо рамки или теории. Он вынашивал свои картины в сердце, вкладывал свой несокрушимый казацкий дух в каждый мазок краски и, когда отпускал свои творения к зрителю, вместе со всеми становился свидетелем рождения легенды – не более. Подвиг. Иначе не обозначить создание полотен Сурикова. Это титанический труд, которого с лихвой хватило бы на творческую жизнь доброго десятка художников. Но это еще и подвиг первопроходца, преодолевшего косность и реакционность монархического аппарата, свято сохраняющего принципы создания псевдоисторических картин, восхвалявших царизм. И можно с уверенность сказать: Подвиг. Иначе не обозначить создание полотен Сурикова. Это титанический труд, которого с лихвой хватило бы на творческую жизнь доброго десятка художников. Но это еще и подвиг первопроходца, преодолевшего косность и реакционность монархического аппарата, свято сохраняющего принципы создания псевдоисторических картин, восхвалявших царизм. И можно с уверенность сказать: Василий Суриков - ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК. ОН ОСТАВИЛ ПОТОМКАМ ШИРОКУЮ ПАНОРАМУ ИСТОРИИ РОССИИ. Источники иллюстраций http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831076 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831063 http://www.artvek.ru/surikov.html http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831112 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831015 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831103 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831104 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831003 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831002 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831016 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831022 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831005 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831010 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831030 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831043 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831031 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831057 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831077 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831079 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831066 http://www.artvek.ru/surikov04.html http://rexstar.ru/content/id7330 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831253 http://www.artvek.ru/surikov01.html http://www.artvek.ru/surikov05.html http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831109 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831124 http://www.artvek.ru/surikov10.html http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831054 http://www.artvek.ru/surikov15.html http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831186 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831199 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831217 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831219 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831053 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831050 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831190 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831206 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831197 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831223 http://www.goroda-rossii.com/img1385.htm http://foretime.ru/pamyatnik-surikovu-v-moskve/ Источники текстовой информации

  • http://www.tanais.info/art/surikovbg.html
  • Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Неменского/ авт. Сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2008
  • Василий Иванович Суриков. М.: Директ-Медиа, 2010
  • Рассказы о художниках/ И.Долгополов. – М.: Изобразительное искусство, 1983
  • Лицо времени. Книга о русских художниках/ Л. Волынский. – М.: Детская литература, 1982
  • Сто памятных дат./ авт. сост. Н.А. Борисовская. – М.: Советский художник, 1990

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ (1848-1916) подготовила Александрова Надежда Егоровна Автопортрет Картины Василия Ивановича Сурикова все мы знаем с детства. Когда звучит имя этого замечательного художника, перед нами оживают бессмертные страницы истории нашего народа, далекие события героического прошлого. Я ль в тебя посмею бросить камень? Осужу ль страстной и буйный пламень? В грязь лицом тебе ль не поклонюсь, След босой ноги благословляя, Ты - бездомная, гулящая, хмельная, Во Христе юродивая Русь! Максимилиан Волошин Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года городе Красноярске в семье губернского регистратора. Он говорил: «Со всех сторон я природный казак» Его родители вместе с Ермаком пришли в Сибирь с Дона. Отец любил музыку, хорошо играл на гитаре, мать была отличной вышивальщицей. Огромное влияние на Василия Ивановича оказала его мать Прасковья Фёдоровна. Она была незаурядным человеком сильная, смелая, проницательная. Прасковья Федоровна мастерски вышивала цветами и травами по своим рисункам, тонко чувствовала цвет, разбиралась в полутонах. Судьба вела Сурикова сквозь невозможные преграды семейную бедность и дикую провинцию, где само слово "художник" воспринималось как «худо». "Портрет губернатора Замятнина". Одна из первых работ Та же судьба распорядилась, чтобы эти рисунки дошли до красноярского губернатора Замятина и енисейского золотопромышленника Кузнецова. Первый послал суриковские опусы в петербургскую Академию художеств (1868 г). Второй отправил Василия Сурикова со своим рыбным обозом в Петербург, назначив ему стипендию на все время академического учения. Минусинская степь. Акварель В.И. Сурикова, 1873 Енисей у Красноярска Река Обь В декабре 1868 г., как в свое время М.В.Ломоносов, так и Суриков, выехал в столицу с рыбным обозом Кузнецова, буквально верхом на замороженном осетре. С 1869 по 1875 год Суриков учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы Суриков за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище "Композитор". «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» Написанная им первая большая картина “Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади” (1870 г) экспонировалась на академической выставке и привела в восторг Кузнецова, который и купил ее за большие в те годы деньги – 100 рублей. За время учебы Василий писал картины и рисунки, главным образом на библейские темы. В марте 1874 года Суриков получил первую премию за превосходный живописный эскиз композиции «Пир Валтасара». На конкурс на большую золотую медаль Суриков представил картину "Апостол Павел объясняет догматы веры ". В картине изображено столкновение христианства, римского язычества и иудаизма. Нерукотворный образ 1872 г. Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иородиаде Изгнание Христом торгующих их храма Искушение Христа Милосердный самаритянин Сурикову вместо заграничной поездки предложили большую работу в храме Христа Спасителя в Москве: написать первые четыре Вселенских собора. В 1877-1878 годах он пишет в этом грандиозном, великолепном, преступно разрушенном храме. В 1878 году Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре, родственнице декабриста П. Свистунова. Десять счастливых лет провели они вместе; Е. Сурикова родила мужу двух дочерей; старшая, Ольга, впоследствии вышла замуж за известного «бубнововалетца» П. Кончаловского. Лиза родила ему двух дочек - Олю и Лену Портрет дочери Ольги с куклой. (1888) Спустя семь лет, закончив петербургскую Академию художеств, Василий Суриков вновь приедет в Москву, чтобы написать четыре Вселенских собора для храма Христа Спасителя. И останется в Москве навсегда. Здесь он будет творить свою историю. Здесь зажжет семь ярких свечей - семь своих исторических картин. 1881 На открывшейся 1 марта 9-й Передвижной выставке экспонирует картину "Утро стрелецкой казни". Картина куплена П.М.Третьяковым за 8 тыс. руб. «Начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни». А. С. Пушкин В день открытия выставки - 1 марта 1881 года террористы-народовольцы под руководством Софьи Перовской, дворянки, дочки петербургского градоначальника, убивают российского императора Александра II. Софья Перовская Храм Воскресения Христова (Спаса на крови) в Петербурге построен на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен Александр II. На картине Сурикова - не казнь, но приготовление к казни. Это - "Утро перед стрелецкой казнью". Люди еще живы, но убит Василий Блаженный - купола собора отрублены верхней рамой. Суриков связал семь стрельцов с семью главами собора Василия Блаженного. Свеча является символом света, символом жизни. С этим связаны семь свечей собор Василия Блаженного, который тоже взмывает к небу и несет молитвы за души убиенных стрельцов. У меня в картине крови не изображено, и казнь еще не начиналась. А я ведь это все - и кровь, и казни в себе переживал. „Утро стрелецких казней": хорошо их кто-то назвал. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. Одна из центральных фигур картины - стрелец, который стоит на телеге, он прощается с миром. То есть, он в данном случае не может принять последнее прощение от священника, он прощается с миром. Для понимания трагедии важен единственный бездействующий, помещенный в центре полотна. Стрелец с автопортретными чертами художника. Суриков помещает себя среди гонимых и казнимых. Соотносясь с возвышающей крепостью последних минут человеческой жизни. Горение свечей на дневном снегу и белые смертные рубахи казнимых послужили первотолчком к нахождению изобразительной темы. Теплящаяся, догорающая. Задуваемая солдатом. Погасшая, еще дымящаяся и брошенная в грязь, оставшаяся памятью в родных женских руках – все эти свечи – образы последних, очищающих минут человеческой жизни. Рыжебородый стрелец как бы концентрирует на себе возмущение и непокорность всей массы, которые у других проявляются более сдержанно и скрыто. Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. Он не обращает внимания на свою плачущую жену, он весь поглощен молчаливым вызовом, который бросает царю Петру. «Напрасно в годы хаоса искать конца благого. Одним карать и каяться. Другим - кончать Голгофой» (Борис Пастернак). Казнящий царь отодвинут в сторону стрельцом с предсмертной свечой, убитой горем женщиной и даже неосмысленно кричащим ребенком Мы на переднем плане видим старуху, которая держит погасшую свечу. Ее сына увели, сына больше нет, жизнь окончена. Если соединить все свечи между собой, спроецировать их на поверхность картины, то мы получим изображение Большой медведицы. Это тоже было сделано Суриковым не случайно. Птицы ориентируются в своем полете по Полярной звезде и Большой медведице. И в традиционной русской культуре, в языческой культуре верования, обычаи, которые отчасти перешли в христианскую, душа человека после смерти отлетает в образе птицы. Суриков хотел показать на самых разных планах, что души стрельцов отлетают к небу. Тема произведения - падение в XVIII веке последнего яркого представителя Петровской эпохи. При жизни Петра I Меншиков занимал место самого близкого к царю человека. Он проявил военный талант и большие государственные способности, но в то же время был безмерно алчен и честолюбив. После смерти императора, при Екатерине I, Меншиков фактически правил страной. Он задумал окончательно укрепить своё положение, женив на своей старшей дочери наследника престола внука царя Петра II. Противная ему партия взяла верх, он был арестован, лишён всех чинов и имущества и сослан вместе с семьёй на крайний север Сибири, в городок Берёзов (жена умерла по пути в ссылку). «Счастья баловень безродный, полудержавный властелин…» А. С. Пушкин Меншиков в Берёзове (1883) Декабрь морозит в небе розовом, Нетопленный мрачнеет дом. А мы, как Меншиков в Березове, Читаем Библию и ждем. М. Кузмин Суриков показал, как перед Меншиковым сидят его несбывшиеся мечты, его планы. Вот они сидят перед ним. Потому что наши планы – это наши дети. Сына своего он хотел женить на принцессе Елизавете, или на великой княжне Наталье Алексеевне – такой у него был план; Мария должна была выйти замуж за Петра 2. И таким образом породниться напрямую с императорской фамилией. У Сурикова же именно в это время тяжело заболевает, постепенно угасая, жена. Свою жену он изобразил в образе опечаленной "царской невесты", сидящей рядом с отцом на полу, прижавшись ему под руку. В.И. Суриков «Боярыня Морозова». 1887. Темой картины Суриков избрал момент, когда одну из наиболее ярких и фанатичных защитниц старообрядчества, ближайшую сподвижницу протопопа Аввакума боярыню Федосью Морозову, состоявшую в родстве с самим царем, измученную, закованную в кандалы, увозят в ПафнутьевоБоровский монастырь, в земляной тюрьме которого она и окончила свои дни. Реформы патриарха Никона вызвали раскол Русской церкви и отчаянное сопротивление народа, увидевшего в происходящем посягательство на истинную веру. В. И. Суриков. Голова боярыни Морозовой. 1886 год. Этюд для картины «Боярыня Морозова». Третьяковская галерея. Старообрядческая икона с изображением Феодосии Морозовой. Изображая себя в образе странника, Суриков проходит вместе с ним общий покаянный путь, осознавая все его тяготы и препятствия. При этом странник и юродивый единственная опора Богородицы, т.е. России, русской духовности, совести народной, но и они из прошлого, будущее за подростками. Именно подростки выберут путь, по которому пойдет Россия, и тот, кто будет представлять их уже стоит в задумчивости с левой стороны Автопортрет Сурикова Странник. Боярыня Морозова (фрагмент) Линейно-композиционная связь между юродивым, странником и Богородицей Линейно-композиционная связь между странником и задумавшимся подростком Через год после "Морозовой" от давнего порока сердца и скоропостижной чахотки умирает жена Лиза. Третьяков купил Боярыню Морозову за пятнадцать тысяч рублей, и Суриков смог наконец-то осуществить свою заветную мечту поехать на родину в Красноярск со всей семьей. Однако столь долгожданная для Василия Ивановича поездка на родину оказалась роковой для его жены. Тяжелая и неудобная дорога на перекладных и на пароходе подкосила и без того хрупкое здоровье Елизаветы Августовны, страдавшей пороком сердца. Сказалось и то, что отношения между матерью художника и его женой не сложились Елизавета Августовна тяжело заболела. Ее лечили лучшие профессора Москвы, но все было тщетно. Известна история, как Суриков спустил с лестницы Л.Н.Толстого за то, что тот приходил к его жене побеседовать о смерти. Восьмого апреля 1888 года ее не стало. Для Сурикова смерть жены была тяжелейшим ударом. Исцеление слепорожденного Иисусом Христом В это тяжелое время Василий Иванович нашел утешение в религии, постоянно перечитывал Библию. Итогом мучительных размышлений Сурикова о жизни, о душе, о смерти явилась картина Исцеление слепорожденного Иисусом Христом, которую художник писал для себя и не собирался выставлять. Лицо слепого на картине напоминало лицо самого Сурикова. "Взятие снежного городка". Эта единственная радостная картина художника символизировала его возвращение к своим истокам. Фото В.И. Сурикова с дочерьми и братом, Александром 4 февраля умирает мать Сурикова. 17 февраля на 23-й Передвижной выставке экспонирует картину "Покорение Сибири Ермаком". Картина куплена императором Николаем II для Русского музея за 40 тыс. руб. В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895 год. «Переход Суворова через Альпы» 1899 г. Сурикову пожалован орден Святого Владимира IV степени за картины Покорение Ермаком Сибири и Переход Суворова через Альпы. Незадолго до смерти Суриков так определит свое творчество: "Стрельцов", "Меншикова" и "Морозову" - не мог не написать; "Снежный городок" и "Ермака" смог написать; "Суворова" мог не писать; "Стеньку" так и не смог..." И это правда. Как, бывало, казацкая, дерзкая, На Царицын, Симбирск, на Хвалынь Гребенская, Донская да Терская Собиралась ватажить сарынь. Да на первом на струге, на "Соколе", С полюбовницей - пленной княжной, Разгулявшись, свистали да цокали, Да неслись по-над Волгой стрелой. «Степан Разин» (1907-1910) Хорошо на Руси я попраздновал: Погулял, и поел, и попил, И за всё, что творил неуказного, Лютой смертью своей заплатил. Максимилиан Волошин Фото В.И. Сурикова Автопортрет Сурикова Портрет Разина в костюме Разина Суриков писал дочерям из Астрахани, куда выезжал на этюды: "Это какая-то Венеция или Неаполь. Шумная жизнь на пристанях. Сегодня нарисовал лодку и наметил на другом рисунке гребцов (шесть весел). Думаю, завтра или послезавтра кончить этюд красками... Надеюсь привезти для начала работы коекакие материалы". Из поездки по Волге Суриков привез много этюдов и принялся за работу. Женские портеты Картина Сурикова «Посещение царевной женского монастыря», воспринимается как собирательный образ самой России, идущей навстречу своей судьбе, в которой и страшные испытания, и тяжкие скорби. Для одного из этюдов к картине ему позировала любимая внучка – Наташа (нам она известна как жена детского писателя Сергея Михалкова и мать Н.Михалкова). Благовещение 1914 год Последний созданный Суриковым исторический образ - образ Пугачева; сохранился эскиз 1911 года, изображающий предводителя крестьянского восстания заключенным в клетку... Суриков как художник ни на кого в мире не был похож. Замечательно сказал о нем тот же Волошин: "Шел он своей "волчьей" тропой и охотился в одиночку". 6 марта 1916 года кончилась эта большая суриковская "охота", последними его словами были: "Я ис...че...заю". Похоронили его на Ваганьковском кладбище - как он и завещал, опустили гроб на гроб Елизаветы Августовны... У гроба художника горели семь свечей. А его картины уже давно живут своей собственной жизнью, став неотъемлемой частью и нашей истории, и нашей культуры. «Семь свечей» Сурикова Имя великого сибирского художника присвоено Московскому художественному институту искусств, художественному училищу в Красноярске. В 1948 г. в Красноярске был торжественно открыт музей - усадьба В.И. Сурикова, позднее художественный музей им. В.И. Сурикова Благодарим за внимание!!! Суриков В. Букет.

«Историческая тема в искусстве»

Творчество В.И.Сурикова


Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В.И. Сурикова.

  • развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

Сформировать представление об историческом жанре в живописи. - воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.


Тип урока: комбинированный.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала

3. Изучение нового материала: “Историческая тема в искусстве. Творчество Василия Ивановича Сурикова”.

4. Закрепление материала.

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание.


1. Организационный момент. 2. Повторение изученного материала

  • На прошлом уроке мы с вами познакомились с крупнейшим в мире музеем русского искусства. Кто скажет, как он называется?
  • В каком году была основан этот музей?
  • - Кто был основателем этого музея?

Какие жанры наиболее популярны в экспозициях музея?


3. Изучение нового материала:

“ Историческая тема в искусстве. Творчество Василия Ивановича Сурикова”.

Исторический жанр - один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого.

Василий Иванович Суриков - один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Творчество этого художника широко и многогранно, на уроке мы познакомимся с такими его картинами, как “Утро стрелецкой казни”, “Меньшиков в Березове”, “Боярыня Морозова”.

О жизни и творчестве В.И. Сурикова нам подготовил сообщение________


В.И. Суриков (1848 – 1916)

Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 по новому стилю) 1848 года в городе Красноярске в семье губернского регистратора Ивана Васильевича Сурикова. Семья принадлежала к старинному казачьему роду.

Из- за больного сердца в 1916 году он скончался и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Творчество Сурикова высоко оценено в Русском изобразительном искусстве, его исторические произведения правдиво отражают непростые периоды жизни русского народа в истории России.


«Боярыня Морозова» 1887 г.

В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Для Сурикова основным было выделить Морозову как главную героиню полотна, представив ее самой сильной личностью в картине. В глазах народа она была героиней-мученицей, отдавшей жизнь за правое дело. Действие картины происходит во время церковной реформы в России.


  • Когда происходили события, изображённые на картине? (век, правление царя, патриарх)
  • Какова тема конфликта этих событий?
  • Какие два противоборствующих лагеря мы видим на картине?
  • Кто из сочувствующих открыто отвечает на призыв Морозовой?
  • Какая часть толпы сочувствует боярыне?

Какие наказания ожидали людей, не признавших религиозную реформу?


«Утро стрелецкой казни» 1881 г.

«Утро стрелецкой казни» была написана Суриковым в 1881 году. В картине Суриков показал народные массы русских людей, их переживания в момент казни стрельцов после восстания в 1698 году. В полотне “Утро стрелецкой казни” нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени.


  • Почему произошло восстание стрельцов в 1689 году?
  • Какие слои населения мы видим на картине?
  • Как вы думаете, почему царь так жестоко расправился с восставшими?
  • Почему художник в центре картины поместил стрельца, народ, а царя сбоку, отдельно от народа?
  • Где происходят события? (город, место)

Какие чувства вызывает у вас эта картина?


«Меньшиков в Берёзове» 1883 г.

Полотно «Меншиков в Березове», написанное В. Суриковым в 1883 году, закрепило за ним репутацию блестящего живописца-историка. Картина рассказывает об опале самого могущественного из сподвижников Петра Великого, о всемогущем Александре Меньшикове. Как известно, после смерти Петра Меньшиков был лишен всех наград и вместе с семьей сослан в Сибирь, в город Березов. Сообщение о картине нам подготовил …..


4. Закрепление материала.


4. Закрепление материала.

Определите, к какой картине относятся фрагменты и кто изображён на каждом.


4. Закрепление материала.

Определите, к какой картине относятся фрагменты и кто изображён на каждом.


5. Рефлексия

  • С творчеством какого художника мы сегодня познакомились?
  • Какая тема является главной в его творчестве?

Какие чувства у вас вызвала картина «Меньшиков в Берёзове»?

Понравился ли вам урок?


6. Домашнее задание

Подготовиться к созданию живописной работы, посвящённой страницам истории.

(продумать, какому историческому событию или исторической личности вы хотели бы посвятить работу, подобрать название своей будущей картине)

Хотите лучше владеть компьютером?

Электронные таблицы предназначены для работы с большим объемом данных, поэтому пользователи пытаются всячески упросить работу. Например, при вводе данных в ячейку таблицы очень удобно выбирать значение из выпадающего списка, а не вводить каждый раз данные вручную. В школе это может быть класс детей, возраст, год рождения: чтобы каждый раз не писать одно и то же, можно создать в Excel список и выбирать одно из предложенных значений (это, кстати, одна из причин, почему порой лучше пользоваться Excel, а не Word). Рассмотрим на примерах.

Читайте новые статьи

Нацпроект «Цифровая образовательная среда» приходит в российские регионы: в школы будет поставлено оборудование, улучшен доступ в Интернет. Но не будем забывать о содержании: что будет делать учитель с новыми, но пустыми компьютерами? Цифровой класс - это не только компьютеры и интернет, важным компонентом цифровой среды являются инструменты и сервисы, позволяющие организовать в школе учебный процесс с использованием электронных образовательных ресурсов.






Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов - "Вид памятника Петру I в Петербурге". В 1876–1877 годах создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя.


Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра в серии картин на историческую тему "Утро стрелецкой казни", завершенного в 1881 году.


Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах "Меншиков в Березове" и "Боярыня Феодосия Морозова", тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных.


Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Всем этим трем картинам живописца не уступает и полотно Сурикова "Взятие снежного городка".


Последующие полотна: "Покорение Сибири Ермаком"; "Переход Суворова через Альпы"; "Степан Разин " - уже представляют определенного рода спад. Они написаны виртуозно, но уже без того сложного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.


Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры "Посещение царевной женского монастыря"; " Благовещение ".





Статьи по теме: