Суриков картины с названиями и описанием презентация. Василий Иванович Суриков Русский живописец, мастер масштабных исторических полотен






Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов - "Вид памятника Петру I в Петербурге". В 1876–1877 годах создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя.


Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра в серии картин на историческую тему "Утро стрелецкой казни", завершенного в 1881 году.


Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах "Меншиков в Березове" и "Боярыня Феодосия Морозова", тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных.


Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Всем этим трем картинам живописца не уступает и полотно Сурикова "Взятие снежного городка".


Последующие полотна: "Покорение Сибири Ермаком"; "Переход Суворова через Альпы"; "Степан Разин " - уже представляют определенного рода спад. Они написаны виртуозно, но уже без того сложного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.


Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры "Посещение царевной женского монастыря"; " Благовещение ".





Cлайд 1

Cлайд 2

Василий Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в семье потомственных сибирских казаков Отец - коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков. Мать - Прасковья Фёдоровна Торгошина. В 1856 - 1861 учился в Красноярском уездном училище, где получил первые художественные познания от учителя рисования Гребнева.

Cлайд 3

В январе 1878 года женился на Е. А. Шаре. 1888 Болезнь и смерть Е. А. Суриковой, жены художника. 1907 В. И. Суриков вышел из Товарищества передвижных художественных выставок. Суриков скончался в Москве 6 (19) марта 1916 года от склероза сердца. Похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище.

Cлайд 4

Cлайд 5

Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881. Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 - казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, из которого ни одна из сторон не выходит победительницей. При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж - вроде стрельца с молитвенной свечой в руке - становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И.Н.Крамским в письме к В.В.Стасову, 1884).

Cлайд 6

Cлайд 7

08.04.1888 года скончалась жена Сурикова. В начале лета 1889 года Суриков вместе с дочерьми уехал в Красноярск. Там художник создаёт полотно «Взятие снежного городка». Игру «Взятие снежного городка» Суриков впервые увидел в раннем детстве. Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве. В кошеве сидит, изображённая в профиль Екатерина Александровна Рачковская - жена известного красноярского врача. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха. «Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.

Cлайд 8

В октябре 1895 г., будучи в Красноярске, Суриков задумал эту картину. Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Ф Ф.Спиридонов, которому в то время было 82 года. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова, который также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году - в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве, и была приобретена императором.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

"Вид памятника Петру I на Сенатской площади" (1870) -первая самостоятельная картина Сурикова. С нею он дебютировал на академической выставке "Вид памятника Петру I на Сенатской площади" (1870) -первая самостоятельная картина Сурикова. С нею он дебютировал на академической выставке

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Уже в ранние академические годы молодой художник проявил незаурядные способности в композиционном построении и колорите. Уже в ранние академические годы молодой художник проявил незаурядные способности в композиционном построении и колорите. Но собственный стиль обрел лишь в Москве. "Я как в Москву приехал, прямо спасен был [...]", – рассказывал художник. В Москве он попал в центр русской народной жизни, нашел свой путь.

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Его картина "Утро стрелецкой казни" (1881), показанная на 9-й выставке передвижников, проникнута духом "древней русской красоты и живым ощущением истории". Его картина "Утро стрелецкой казни" (1881), показанная на 9-й выставке передвижников, проникнута духом "древней русской красоты и живым ощущением истории". Содержание полотна отражает заблуждения народа, его героическую самоотверженность и страдания.

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Картина В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" повествует о расколе в русской православной церкви в середине XVII столетия. Против церковных реформ патриарха Никона выступила оппозиция во главе с протопопом Аввакумом Петровым, духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, урожденная Соковнина. Картина В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" повествует о расколе в русской православной церкви в середине XVII столетия. Против церковных реформ патриарха Никона выступила оппозиция во главе с протопопом Аввакумом Петровым, духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, урожденная Соковнина. Эта богатая и знатная женщина выступила истовой сторонницей древнего благочестия и активной противницей нововведений. В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году.

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

Слайд 26

Описание слайда:

Слайд 27

Описание слайда:

Пир Валтасара (1874) Библейские сюжеты Все картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. Все - за исключением одной. В 1888 году потрясенный смертью жены художник создал полотно "Исцеление слепорожденного Иисусом Христом", выразившее его тогдашнее состояние. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки. "Академические" же его работы во многом отвечали программе тогдашнего академического образования. Они неизменно отмечались премиями. Впрочем, считать их "принудительными" не стоит. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. Сам художник вспоминал о своем увлечении в годы учения древней историей, называя три периода, последовательно захватывавшие его, -Древний Египет, Древний Рим и, наконец, "воцарившееся на его развалинах христианство". В качестве примера приводим картину "Пир Валтасара", 1874, которая - при всем своем бросающемся в глаза академизме - уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров.

Слайд 28

Описание слайда:

Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества - великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии). Показанная на 9-й передвижной выставке, эта работа поставила художника вровень с теми, кто задавал тон в тогдашней русской живописи. "Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. У всех написано на лицах, что она - наша гордость на этой выставке. Могучая картина!" - писал И. Репин П. Третьякову, купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь тысяч рублей. Эти деньги, избавив живописца от забот о хлебе насущном, развязали ему руки для продолжения работы в избранном направлении.

Слайд 29

Описание слайда:

Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора, и сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Вот как сам художник рассказывал о том, что заставило его обратиться к этой теме: "Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скучно. И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. И вдруг... Меншиков... сразу все пришло - всю композицию целиком увидел. Только не знал еще, как княжну посажу". Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной "технологии" Сурикова. У картины есть одна особенность, отличающая ее от других шедевров этого ряда, - в ней нет народа, толпы, массы, выступающих непременным живым фоном других суриковских работ. Но вряд ли перед нами полотно, исполненное в жанре "семейной драмы". Весь его строй, вся его композиция заставляют задуматься о вечных проблемах "власти и народа", "героя и массы" и пр. - тем более что сам Меншиков был типичным петровским "выскочкой", гениальным "пассионарием".

Слайд 30

Описание слайда:

Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. Один из сюжетов истории раскола лег в основу написанного Суриковым шедевра - шедевра, поразившего современников. Речь идет об аресте и заточении после пыток в 1571 году в Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума, боярыни Феодосии Морозовой. Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу, он писал ей: "Персты рук твоих тонкокостны и действенны. Очи же твои молниеносны". Претерпев за старую веру, боярыня не сдалась, мужественно и твердо донеся свой крест до конца, - в 1675 года она погибла от голода в земляной тюрьме. Не изменяя своим правилам, Суриков населил историческое полотно живыми людьми, которых он встречал в Сибири и в Москве, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы. Боярыня Морозова - центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. Композиция построена по диагонали, указывающей вектор движения саней и делящей полотно на две части: слева группируются, по преимуществу, противники боярыни, справа - сочувствующие ей.

Слайд 31

Описание слайда:

Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. В Сибири традиционно жило немало раскольников. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала", - рассказывал Суриков М. Волошину). Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным "житием" боярыни Морозовой. Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. В Сибири традиционно жило немало раскольников. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала", - рассказывал Суриков М. Волошину). Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным "житием" боярыни Морозовой. Позже Суриков читал письма протопопа Аввакума к ней и ее родной сестре, княгине Урусовой, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев. Еще один источник, которым пользовался художник: книга И. Забелина "Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков", опубликованная в 1872 году. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали, но все никак не мог подобрать единственно нужное его выражение. "Как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось", - признавался он. Но художник все-таки нашел его.

Слайд 32

Описание слайда:

Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Горе художника было столь велико, что он практически перестал писать и уехал в Сибирь, чтобы остаться там навсегда. Александр Иванович Суриков, брат живописца, пытаясь помочь, подсказал ему тему этой картины. И она вылечила Сурикова от тоски, открыв собой новый этап его творчества, отличающийся полифонической композицией, насыщенностью колорита, погруженностью в народную стихию. "Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез", - признавался Суриков М. Волошину. Работа изображает старинную сибирскую игру, очень популярную в казачьей среде, - в нее играли в "прощеное воскресенье", последний день масленицы. Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника: "Помню, - вспоминал он, - как "городок" брали. Городок снежный. И конь черный прямо на меня... Я его потом в картину вставил. Я много "снежных городков" видел. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Лошадей хворостинами - чей конь первый сквозь снег прорвется". По своему обыкновению, многие детали Суриков писал с натуры - друзья живописца специально для него инсценировали полный "вариант" игры в селе Лодейки.

Слайд 33

Описание слайда:

Слайд 34

Описание слайда:

Степан Разин (1906) Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом - он был создан по мотивам известной народной песни. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой "иллюстративности"; от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Я. Минченков, обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, где она была показана, так описывает - видимо, со слов автора - ее содержание: «Плывет с набега вольная дружина. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Песни и разгул. Один Степан Тимофеевич далек от веселья; задумался думой, как сделать вольным русский народ. Едва скользит по Волге лодка, под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, и дума та легла над всем широким раздольем Волги»

Слайд 35

Описание слайда:

Посещение царевной женского монастыря (1912) Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. В отличие от других его исторических полотен, она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической личности. Тема картины - трагическая судьба русских царевен. Выходить замуж за равных по "крови" и "сану" иноверцев им запрещала церковь; соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. Оставался один путь - в монастырь. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. В сущности, в этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, критически относившегося к монастырскому миру. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: "Там фальшиво все".

Слайд 36

Описание слайда:

Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году - в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. Верный своей живописной практике, он специально съездил в Швейцарию, в Альпы, чтобы собственными глазами увидеть живые "декорации" своего полотна. "Льды, брат, страшной высоты. Эхо бесконечное", - сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. Выполнив несколько композиционных вариантов, художник в конце концов остановился на вертикальном формате, совершенно необычном для батальных произведений. Сама сцена построена так, что создается впечатление, будто лавина солдат в буквальном смысле низвергается на зрителя. "Главное у меня в картине - движение, - объяснял свою работу Суриков, - храбрость беззаветная". Поместив Суворова в левый верхний угол, он сделал героем полотна солдатскую массу, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов. Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: "Подвиг под шутку полководца". "Подвиг" в этой фразе - ключевое слово.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Вдовенко Татьяна Владимировна учитель муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26» села Мельничное Красноармейского муниципального района Приморского края

Василий Суриков.

Великий художник - он оставил потомкам

широкую панораму истории России.

СУРИКОВ СУРИКОВ Василий Иванович - великий художник XIX века 12 (24) января 1848 Красноярск 6 (19) марта 1916 Москва Василий Иванович Суриков Василий Иванович Суриков родился 12 (24 по новому стилю) января 1848 года в городе Красноярске. Его семья принадлежала к старинному казачьему роду. Суриковы упоминаются в летописях, как завоеватели

Сибири под предводительством Ермака и основателями Красноярска. Художник очень гордился предками и своей малой родиной.

Дом Суриковых в Красноярске

В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый. И край-то какой у нас… Горы у нас целиком из драгоценных камней - порфир, яшма. Енисей чистый, холодный, быстрый… Главное, я красоту любил. Во всем красоту… Мальчиком еще, помню, в лица все вглядывался - думал: почему это так красиво? Знаете, что значит симпатичное лицо? Это то, где черты лица сгармонированы. Пусть нос курносый, пусть скулы, - а все сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали,- сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти. (В.И. Суриков).

«Сибирский пейзаж. Торгошино.» 1873 год.

Бумага, карандаш.

Семья художника

Отец Сурикова, Иван Васильевич Суриков, служил коллежским регистратором и был настоящим сибиряком, охотником и защитником, достойным своих великих предков.

Мать, Прасковья Федоровна (в девичестве Торгошина), женщина сильная, волевая и мудрая оказала на сына огромное влияние своей неординарностью. Она великолепно вышивала, обладала тонким чувствованием цвета и полутонов. Свою любовь к старине, героическим свершениям прошлого, обычаям быта на Руси и внутреннее чувство прекрасного Суриков унаследовал от матери.

«Портрет П. Ф. Суриковой.» 1887 год. Холст, масло

Детство

Вася Суриков с раннего детства увлекался рисованием: уже в четыре года портил сафьяновые сиденья стульев, выцарапывая на них гвоздем. Позже стал рисовать угольком или карандашом на бумаге и раскрашивать картинки самодельными красками из синьки и брусники. Закончив два класса приходской школы в 1856 он поступил в приходское училище в Красноярске. Его первым учителем рисования стал Николай Васильевич Гребнев.

«Вид Красноярска» 1887 год

Тверская областная картинная галерея, Тверь

Талантам надо помогать, Талантам надо помогать, Бездарности пробьются сами. Лев Озеров

Петербургская Академия художеств

«Вечер в Петербурге 1871 год»

Из-за ранней смерти отца

Василий Суриков не мог

продолжать образование.

Но в 1869 году только благодаря

Меценату Петру Ивановичу Кузнецову,

Молодой человек смог добраться до Петербурга, поступить в академию

Художеств и учиться там на выплачиваемую Петром Ивановичем стипендию.

С 1869 по 1875 талантливый сибиряк учился в мастерской Павла Петровича Чистякова. В это время за рисунки с натуры и живописные композиции он получил четыре серебряные медали и несколько денежных премий.

«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» 1870 год.

Холст, масло.

Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова, Красноярск

Петербургская Академия художеств Первая самостоятельная работа Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Для начинающего художника картина великолепна по техническому, композиционному и колористическому решению. В то время Сурикова увлекли темы из древней истории: античность, Рим, Египет, первые века христианства. Свою первую премию Василий Иванович получил за великолепный эскиз «Пир Валтасара» 1874. Репродукция и статья об этой картине были помещены в журнале «Всемирная иллюстрация» . А после выхода в свет картины «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста», 1875, молодой художник получил очень выгодный заказ на выполнение росписи для строящегося тогда в Москве храма Христа Спасителя. С этого времени биография Василия Сурикова прочно и неразрывно связана с постоянной кропотливой работой над своими великолепными масштабными историческими работами .

«Пир Валтасара» 1874 год.

Государственный русский музей. Санкт-Петербург

«Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста», 1875 год.

«Нерукотворный образ», 1872 год

«Изгнание Христом торгующих из храма», 1873 год

Москва …почувствовал я себя Здесь уютнее, чем в Петербурге. Было в Москве что-то гораздо больше напомнившее мне Красноярск, особенно зимой. …И вот однажды иду я по красной площади, кругом ни души…

И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни,

Да так ясно, что даже сердце забилось и почувствовал, что если

напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая

картина (Из воспоминаний художника)

«Вид на Кремль зимой», 1876 год

«Утро стрелецкой казни», 1881 год. Холст, масло

Размер 218*379

Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Утро стрелецкой казни» В течение нескольких лет Суриков не писал ничего постороннего. Захватившая идея картины полностью заполнила все его мысли. Изобразив последние минуты перед началом казни стрельцов, выступивших в 1698 голу на стороне царевны Софьи против петровских реформ, Суриков создал поистине масштабную картину-трагедию о судьбе народа на одном из изломов его истории.

Чернобородый стрелец.

Этюд. 1879 год

«Утро стрелецкой казни» Центральной сюжетной линией картины и ее главным эмоциональным стержнем является противостояние стрельцов царской тирании. Наиболее символичен образ рыжебородого стрельца. Его руки связаны, ноги закованы в колодки,

но пылающий ненавистью непримиримый взгляд бьет через все пространство картины, сталкиваясь с гневным и таким же непримиримым взглядом Петра. Иностранцы, изображенные справа, пока спокойно наблюдают, но потом будут в ужасе описывать, как русский самодержец собственноручно выступал в роли палача.

Но в самой картине отсутствуют кровавые сцены. Вообще всему творчеству Сурикова свойственна удивительная забота о тех, кто придет смотреть на его картины. «Все у меня была мысль, чтобы зрителя не потревожить, чтобы спокойствие во всем было…»

«Меншиков в Березове.» 1883 год

Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Меньшиков в Березове Замысел картины появился в деревне Перерве под Москвой, куда семья живописца выезжала на лето. Они сняли крохотную избушку без печки, с низким потолком и маленькими окошками. И-за дождливой погоды все семейство сидело дома, кутаясь в платки и шубы. Однажды, оглядев домочадцев, собравшихся у стола, суриков вдруг понял, что вот так же когда-то сидел любимец и ближайший сподвижник Петра-I – Александр Данилович Меньшиков, после смерти государя сосланный с семьей умирать в холодный сибирский городок Березов. Суриков писал своего героя со случайно встреченного на улице старого учителя математики, поразившись его портретному сходству с исторической личностью. Старшую дочь Меньшикова со своей супруги, когда она тяжело и долго болела. Василий Иванович проявил себя в этой картине, как замечательный колорист. Путешествие по Европе

Продажа полотна «Меньшиков в Березове» дала возможность художнику вместе с семьей совершить поездку в Европу. В результате путешествия мир увидел такие произведения художника, как «Сцена из римского карнавала», «Венеция. Собор Святого Марка», «Миланский собор» и другие.

«Сцена из римского карнавала», 1884 год

Частное собрание

«Венеция. Собор Святого Марка.» 1884 год

«Миланский собор.» 1884 год

Бумага, акварель. Частное собрание

«Собор Святого Петра в Риме.» 1884 год

Бумага, акварель. Частное собрание

«Флоренция» 1884 год

Бумага, акварель. Частное собрание

Гордость Третьяковской галереи «Боярыня Морозова». Гордость Третьяковской галереи. Одна из вершин нашей живописи. Картина, которой восторгаются миллионы зрителей, наших современников. Достаточно в любой день прийти в Третьяковку, чтобы увидеть тысячную вереницу людей, благодарных и восхищенных мастерством художника, раскрывшего одну из страниц истории. Раскрывшего гениально!

«Автопортрет», 1884 год

«Боярыня Морозова.» 1887 год

Размер 304*587,5

Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сила духа мятежной раскольницы В картине «Боярыня Морозова» Суриков вновь выбирает тему конфликта, при котором главный герой погибает, не предав своих убеждений. Боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова – раскольница, вступившая в личное противоборство с правящим режимом, за что была заживо

«Боярыня Морозова». Этюд

погребена со своей сестрой Евдокией Урусовой в земляной тюрьме в Боровске. В глазах народа она была героиней мученицей, отдавшей жизнь за правое дело.

Суриков был историческим живописцем по призванию, по самой сущности своего таланта. История была для него вовсе не тем костюмированным спектаклем, каким видели ее живописцы академисты. Суриков был историческим живописцем по призванию, по самой сущности своего таланта. История была для него вовсе не тем костюмированным спектаклем, каким видели ее живописцы академисты. В своих картинах он не судит и не выносит приговор. Он как бы зовет нас пережить вместе с ним события прошлого, вместе с ним подумать о судьбах народных.

«Автопортрет». 1879 год

«Взятие снежного городка.» 1891 год

Размер 156*282

Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

После смерти жены, художник со своими дочерьми вернулся в родной Красноярск, где начал работать над новой картиной. После смерти жены, художник со своими дочерьми вернулся в родной Красноярск, где начал работать над новой картиной. « Я написал то, что сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи». В этой работе много его красноярских знакомых и даже родной брат Александр в шапке-ушанке в санях, крытых тюменским ковром.

«А.И. Суриков в шубе».

Этюд для картины

«Взятие снежного городка»,1890год

Подвиг далеких предков «Покорение Сибири Ермаком». Эта тема не могла не волновать человека, предки которого пришли в Сибирь вместе с знаменитым атаманом. С детства он слышал рассказы о Ермаке и его доблестных сподвижниках. Полотно поражает масштабностью и величием изображенного исторического события. Композиция выстроена таким образом. Что зрители смотрят на ханское войско со стороны казаков, словно плывут в соседней лодке

«Сибирская красавица.

Портрет Е.А. Рачковской».1891год

Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Покорение Сибири Ермаком», 1895 год

Холст, масло. Размер 285*599

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина «Покорение Сибири Ермаком» Картина «Покорение Сибири Ермаком» была выставлена на Двадцать третьей выставке передвижников. За день до открытия выставки ее посетил Николай II с царицей. В это время как раз праздновалось трехсотлетие покорения Сибири и открытие Транссибирской железной дороги. Так что Василий Иванович случайно оказался в неловкой для себя роли «официального живописца». Совет академии 20 марта 1895 года Присудил Сурикову звание академика.

«Старик-огородник», 1882 год

Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург

Орденоносцы На двадцать седьмой выставке Передвижников новая работа Сурикова снова в центре внимания. По мнению критиков главной ее удачей было «Сродство духовного начала» создателя картины и гениального полководца. В 1901 году Сурикову пожалован орден Святого Владимира 4-й Степени за «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы».

«Переход Суворова через Альпы», 1899 год

Размер 495*373

Дума вольного казака Картина «Степан Разин» - еще один исторический экскурс в далекое прошлое Руси. По бескрайним волжским просторам плывет струг с атаманом и его вольной дружиной. Взлетают над водой весла, казаки бражничают и веселятся, и только Разин погружен в великую думу. По мнению самого Сурикова картина вышла неудачной. Двенадцать лет искал он Среди казаков «голову» главного героя, но нашел ее лишь после продажи картины. Этюд «Степан Разин» по мнению автора более точный образ атамана.

«Степан Разин» этюд, 1910 год

«Степан Разин», 1906 год

Холст, масло. Размер 318*600

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Узницы теремов Последняя крупная работа Сурикова «Посещение царевной женского монастыря» С торжественной живописностью повествует о трагических судьбах царских дочерей. Русские царевны были пленницами своих теремов и коротали свой век среди мамок нянек и прислужниц, так как не могли выйти замуж ни за кого ниже царского рода. Русские царевны могли стать лишь христовыми невестами. Именно такую царевну и изобразил Суриков. На ее детском личике безысходность и покорность судьбе.

«Царевна» , 1911 год

«Посещение царевной женского монастыря», 1912 год

Холст, масло.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портретист и пейзажист Создавая большие полотна, тщательно подбирая к ним натуру, суриков делал множество замечательных портретных, пейзажных, натюрмортных и интерьерных эскизов. Часто она имели отнюдь не этюдный, а вполне законченный вид отдельной картины и самоценный эстетический смысл. Был создан и целый ряд самостоятельных портретов. Незадолго до смерти сам художник так определит свое творчество: «Стрельцов», «Меньшикова» и «Морозова» не мог не написать; «Снежный городок» и «Ермака» смог написать; «Суворова» мог не писать,; «Стеньку» так и не смог…

«Портрет княгини С. А. Кропоткиной

c гитарой». 1882 год

«Натурщица в старинном

русском костюме» , 1882 год

«Крым. Ай-Петри», 1908 год

Холст, масло.

«Портрет доктора А. Д. Езерского».

«Портрет хакаски» , 1910 год

«Коломенское», 1913 год

Холст, масло.

Памятник Сурикову в г. Красноярске

Памятник Сурикову в г. Москва

Всерусский талант В картинах Сурикова мы слышим говор тысячных толп, грохот сражений, в них гудит набат и раздаются стоны мятежных стрельцов. До нашего слуха доносятся вольные песни разинских ватаг и звон цепей опальной боярыни Морозовой. Мы любуемся богатырской красой русской природы, ширью могучих рек, напевной удалью былинных сказов. Глядя на полотна Сурикова, мы ощущаем истинного героя истории – Народ! Впервые в русском, да и пожалуй в мировом искусстве героем картины стал народ! И в этом поистине новаторская роль Сурикова. Для всего русского искусства значение Сурикова огромно и неповторимо. У живописца не было учеников и последователей, он не мог их иметь, как Рембрандт, Веласкес, Вермер и другие. Гениальность творчества художника не укладывается в какие либо рамки или теории. Он вынашивал свои картины в сердце, вкладывал свой несокрушимый казацкий дух в каждый мазок краски и, когда отпускал свои творения к зрителю, вместе со всеми становился свидетелем рождения легенды – не более. Впервые в русском, да и пожалуй в мировом искусстве героем картины стал народ! И в этом поистине новаторская роль Сурикова. Для всего русского искусства значение Сурикова огромно и неповторимо. У живописца не было учеников и последователей, он не мог их иметь, как Рембрандт, Веласкес, Вермер и другие. Гениальность творчества художника не укладывается в какие либо рамки или теории. Он вынашивал свои картины в сердце, вкладывал свой несокрушимый казацкий дух в каждый мазок краски и, когда отпускал свои творения к зрителю, вместе со всеми становился свидетелем рождения легенды – не более. Подвиг. Иначе не обозначить создание полотен Сурикова. Это титанический труд, которого с лихвой хватило бы на творческую жизнь доброго десятка художников. Но это еще и подвиг первопроходца, преодолевшего косность и реакционность монархического аппарата, свято сохраняющего принципы создания псевдоисторических картин, восхвалявших царизм. И можно с уверенность сказать: Подвиг. Иначе не обозначить создание полотен Сурикова. Это титанический труд, которого с лихвой хватило бы на творческую жизнь доброго десятка художников. Но это еще и подвиг первопроходца, преодолевшего косность и реакционность монархического аппарата, свято сохраняющего принципы создания псевдоисторических картин, восхвалявших царизм. И можно с уверенность сказать: Василий Суриков - ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК. ОН ОСТАВИЛ ПОТОМКАМ ШИРОКУЮ ПАНОРАМУ ИСТОРИИ РОССИИ. Источники иллюстраций http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831076 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831063 http://www.artvek.ru/surikov.html http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831112 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831015 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831103 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831104 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831003 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831002 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831016 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831022 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831005 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831010 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831030 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831043 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831031 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831057 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831077 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831079 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831066 http://www.artvek.ru/surikov04.html http://rexstar.ru/content/id7330 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831253 http://www.artvek.ru/surikov01.html http://www.artvek.ru/surikov05.html http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831109 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831124 http://www.artvek.ru/surikov10.html http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831054 http://www.artvek.ru/surikov15.html http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831186 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831199 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831217 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831219 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831053 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831050 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831190 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831206 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831197 http://surikov.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=83&w_id=831223 http://www.goroda-rossii.com/img1385.htm http://foretime.ru/pamyatnik-surikovu-v-moskve/ Источники текстовой информации

  • http://www.tanais.info/art/surikovbg.html
  • Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Неменского/ авт. Сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2008
  • Василий Иванович Суриков. М.: Директ-Медиа, 2010
  • Рассказы о художниках/ И.Долгополов. – М.: Изобразительное искусство, 1983
  • Лицо времени. Книга о русских художниках/ Л. Волынский. – М.: Детская литература, 1982
  • Сто памятных дат./ авт. сост. Н.А. Борисовская. – М.: Советский художник, 1990

Слайд 2

Исторический живописец, портретист. Выдающийся мастер композиции, прекрасный колорист. СУРИКОВ Василий Иванович

Слайд 3

Родился в Красноярске в семье губернского регистратора. В 1869 переехал в С.-Петербург. В 1869–1875 учился в Академии художеств у П.П. Чистякова (с 1873). Семья художника

Слайд 4

"Вид памятника Петру I на Сенатской площади" (1870) -первая самостоятельная картина Сурикова. С нею он дебютировал на академической выставке

Слайд 5

В.И. Суриков. Пир Валтасара. 1874. х.м.

В 1874г. Суриков получил денежную премию за эскиз "Пир Валтасара".

Слайд 6

С 1875 В.И.Суриков – классный художник 1-й степени. В 1877–1878гг. работал над росписями храма Христа Спасителя в Москве на сюжеты из истории четырех Вселенских соборов.

Слайд 7

Художник много путешествовал по России, ездил в Сибирь, на Волгу, в Крым. Посетил Германию, Францию, Италию, Австрию, Швейцарию, Испанию. С 1881 по 1907 Суриков В.И.- член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Действительный член Академии художеств (с 1893), с 1895 – академик. Почетный член Московского общества любителей художеств (с 1903). Суриков В.И. Автопортрет. 1913

Слайд 8

Уже в ранние академические годы молодой художник проявил незаурядные способности в композиционном построении и колорите. Но собственный стиль обрел лишь в Москве. "Я как в Москву приехал, прямо спасен был [...]", – рассказывал художник. В Москве он попал в центр русской народной жизни, нашел свой путь.

Слайд 9

Его картины передают дух истории, отражают стихию народной жизни, борьбу и страдания отдельной личности, в судьбе которой воплотилась трагедия исторических перемен в обществе.

Слайд 10

Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887; обе - Третьяковская галерея). Обе композиции - об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола - тоже «читаются» как визуальные романы. Тесный, как тюремная камера, интерьер избы в первой картине, ее пластическая статика, и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, - суровой и красочной - разноречивости. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове...» воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца).«Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». смысл.

Слайд 11

Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив, изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895; «Переход Суворова через Альпы», 1899; «Степан Разин», 1903-07, все - Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон).В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций, имеющих и вполне самоценный эстетический смысл.

Слайд 12

Его картина "Утро стрелецкой казни" (1881), показанная на 9-й выставке передвижников, проникнута духом "древней русской красоты и живым ощущением истории". Содержание полотнаотражает заблуждения народа, его героическую самоотверженность и страдания.

Слайд 13

Утро стрелецкой казни. 1881г.

Слайд 14

Меншиков в Березове. 1883.

Слайд 15

Картина В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" повествует о расколе в русской православной церкви в середине XVII столетия. Против церковных реформ патриарха Никона выступила оппозиция во главе с протопопом Аввакумом Петровым, духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, урожденная Соковнина. Эта богатая и знатная женщина выступила истовой сторонницей древнего благочестия и активной противницей нововведений. В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году.

Слайд 16

Боярыня Морозова. 1887г.

Слайд 17

Все последующие работы мастера подтверждают очевидность отказа художника от создания академических полотен на историческую тему и умение передать дух исторических событий, мир прошлого не только в бытовых реалиях, но и в ощущениях.

Слайд 18

В творчестве Сурикова наглядно проявились черты национального народного искусства большого стиля. Его картины стали вершиной развития исторического жанра в русской и мировой живописи.

Слайд 19

Взятие снежного городка. 1891 г.

  • Слайд 20

    Покорение Сибири Ермаком. 1895.

    Слайд 21

    Степан Разин. 1906.

    Слайд 22

    Переход Суворова через Альпы. 1899.

    Слайд 23

    Посещение царевной женского монастыря. 1912г. Посещение царевной женского монастыря. 1912г. Посещение царевной женского монастыря. 1912г. Посещение царевной женского монастыря. 1912г. Посещение царевной женского монастыря. 1912г.

    Слайд 24

    В 2008 году исполнилось 160 лет со дня рождения великого русского художника Василия Ивановича Сурикова. Его картины являются сокровищами русской живописи. Хранителем памяти о творчестве красноярского художника является Художественный музей имени Сурикова.

    Слайд 25

    Художественный музей имени Сурикова

    Основан в 1958 году как Краевая Художественная галерея. Три основных раздела - русское искусство 18-20 веков, современное искусство, народное и декоративно-прикладное искусство. Уникальная коллекция произведений Василия Сурикова, научная библиотека. Общий фонд - около 13 тысяч экспонатов. Дом – усадьба Сурикова

    Слайд 26

    Слайд 27

    Пир Валтасара (1874)

    Библейские сюжетыВсе картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. Все - за исключением одной. В 1888 году потрясенный смертью жены художник создал полотно "Исцеление слепорожденного Иисусом Христом", выразившее его тогдашнее состояние. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки. "Академические" же его работы во многом отвечали программе тогдашнего академического образования. Они неизменно отмечались премиями. Впрочем, считать их "принудительными" не стоит. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. Сам художник вспоминал о своем увлечении в годы учения древней историей, называя три периода, последовательно захватывавшие его, -Древний Египет, Древний Рим и, наконец, "воцарившееся на его развалинах христианство". В качестве примера приводим картину "Пир Валтасара", 1874, которая - при всем своем бросающемся в глаза академизме - уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров.

    Слайд 28

    Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества - великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии). Показанная на 9-й передвижной выставке, эта работа поставила художника вровень с теми, кто задавал тон в тогдашней русской живописи. "Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. У всех написано на лицах, что она - наша гордость на этой выставке. Могучая картина!" - писал И. Репин П. Третьякову, купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь тысяч рублей. Эти деньги, избавив живописца от забот о хлебе насущном, развязали ему руки для продолжения работы в избранном направлении.

    Слайд 29

    Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора, и сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Вот как сам художник рассказывал о том, что заставило его обратиться к этой теме: "Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скучно. И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. И вдруг... Меншиков... сразу все пришло - всю композицию целиком увидел. Только не знал еще, как княжну посажу". Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной "технологии" Сурикова. У картины есть одна особенность, отличающая ее от других шедевров этого ряда, - в ней нет народа, толпы, массы, выступающих непременным живым фоном других суриковских работ. Но вряд ли перед нами полотно, исполненное в жанре "семейной драмы". Весь его строй, вся его композиция заставляют задуматься о вечных проблемах "власти и народа", "героя и массы" и пр. - тем более что сам Меншиков был типичным петровским "выскочкой", гениальным "пассионарием".

    Слайд 30

    Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. Один из сюжетов истории раскола лег в основу написанного Суриковым шедевра - шедевра, поразившего современников. Речь идет об аресте и заточении после пыток в 1571 году в Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума, боярыни Феодосии Морозовой. Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу, он писал ей: "Персты рук твоих тонкокостны и действенны. Очи же твои молниеносны". Претерпев за старую веру, боярыня не сдалась, мужественно и твердо донеся свой крест до конца, - в 1675 года она погибла от голода в земляной тюрьме. Не изменяя своим правилам, Суриков населил историческое полотно живыми людьми, которых он встречал в Сибири и в Москве, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы. Боярыня Морозова - центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. Композиция построена по диагонали, указывающей вектор движения саней и делящей полотно на две части: слева группируются, по преимуществу, противники боярыни, справа - сочувствующие ей.

    Слайд 31

    Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. В Сибири традиционно жило немало раскольников. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала", - рассказывал Суриков М. Волошину). Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным "житием" боярыни Морозовой. Позже Суриков читал письма протопопа Аввакума к ней и ее родной сестре, княгине Урусовой, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев. Еще один источник, которым пользовался художник: книга И. Забелина "Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков", опубликованная в 1872 году. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали, но все никак не мог подобрать единственно нужное его выражение. "Как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось", - признавался он. Но художник все-таки нашел его. Снова цитируем "Материалы для биографии Сурикова" М. Волошина: "Была у меня одна знакомая старушка - Степанида Варфоломеевна, из старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили - у них там молитвенный дом был. И вот приехала к ним начетница с Урала - Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину - она всех победила". Это-то лицо и решил повторить наш художник.

    Слайд 32

    Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

    Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Горе художника было столь велико, что он практически перестал писать и уехал в Сибирь, чтобы остаться там навсегда. Александр Иванович Суриков, брат живописца, пытаясь помочь, подсказал ему тему этой картины. И она вылечила Сурикова от тоски, открыв собой новый этап его творчества, отличающийся полифонической композицией, насыщенностью колорита, погруженностью в народную стихию. "Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез", - признавался Суриков М. Волошину. Работа изображает старинную сибирскую игру, очень популярную в казачьей среде, - в нее играли в "прощеное воскресенье", последний день масленицы. Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника: "Помню, - вспоминал он, - как "городок" брали. Городок снежный. И конь черный прямо на меня... Я его потом в картину вставил. Я много "снежных городков" видел. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Лошадей хворостинами - чей конь первый сквозь снег прорвется". По своему обыкновению, многие детали Суриков писал с натуры - друзья живописца специально для него инсценировали полный "вариант" игры в селе Лодейки.

    Слайд 33

    Покорение Сибири Ермаком (1895)

    Это полотно Суриков писал долго - целых четыре года. Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году. Темой для картины стало взятие в октябре 1582 года казаками легендарного Ермака столицы Сибирского ханства Кашлыка. В ходе этого сражения горсткой храбрецов, прямым наследником которых - по праву рождения - всегда ощущал себя сам художник, было разбито огромное войско хана Кучума. Картина явила собой очередное обращение Сурикова к одному из судьбоносных моментов русской истории, ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших территорий за Уралом.

    Слайд 34

    Степан Разин (1906)

    Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом - он был создан по мотивам известной народной песни. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой "иллюстративности"; от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Я. Минченков, обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, где она была показана, так описывает - видимо, со слов автора - ее содержание: «Плывет с набега вольная дружина. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Песни и разгул. Один Степан Тимофеевич далек от веселья; задумался думой, как сделать вольным русский народ. Едва скользит по Волге лодка, под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, и дума та легла над всем широким раздольем Волги» Суриков во время работы над картиной "Степан Разин". Фотография 1906 г.

    Слайд 35

    Посещение царевной женского монастыря (1912)

    Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. В отличие от других его исторических полотен, она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической личности. Тема картины - трагическая судьба русских царевен. Выходить замуж за равных по "крови" и "сану" иноверцев им запрещала церковь; соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. Оставался один путь - в монастырь. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. В сущности, в этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, критически относившегося к монастырскому миру. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: "Там фальшиво все".

    Слайд 36

    Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

    Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году - в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. Верный своей живописной практике, он специально съездил в Швейцарию, в Альпы, чтобы собственными глазами увидеть живые "декорации" своего полотна. "Льды, брат, страшной высоты. Эхо бесконечное", - сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. Выполнив несколько композиционных вариантов, художник в конце концов остановился на вертикальном формате, совершенно необычном для батальных произведений. Сама сцена построена так, что создается впечатление, будто лавина солдат в буквальном смысле низвергается на зрителя. "Главное у меня в картине - движение, - объяснял свою работу Суриков, - храбрость беззаветная". Поместив Суворова в левый верхний угол, он сделал героем полотна солдатскую массу, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов. Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: "Подвиг под шутку полководца". "Подвиг" в этой фразе - ключевое слово.

    Посмотреть все слайды

  • Статьи по теме: