Суриков картины с названиями и описанием презентация. Презентация "В.Суриков. Биография и картины"

«Историческая тема в искусстве»

Творчество В.И.Сурикова


Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В.И. Сурикова.

  • развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

Сформировать представление об историческом жанре в живописи. - воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.


Тип урока: комбинированный.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала

3. Изучение нового материала: “Историческая тема в искусстве. Творчество Василия Ивановича Сурикова”.

4. Закрепление материала.

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание.


1. Организационный момент. 2. Повторение изученного материала

  • На прошлом уроке мы с вами познакомились с крупнейшим в мире музеем русского искусства. Кто скажет, как он называется?
  • В каком году была основан этот музей?
  • - Кто был основателем этого музея?

Какие жанры наиболее популярны в экспозициях музея?


3. Изучение нового материала:

“ Историческая тема в искусстве. Творчество Василия Ивановича Сурикова”.

Исторический жанр - один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого.

Василий Иванович Суриков - один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Творчество этого художника широко и многогранно, на уроке мы познакомимся с такими его картинами, как “Утро стрелецкой казни”, “Меньшиков в Березове”, “Боярыня Морозова”.

О жизни и творчестве В.И. Сурикова нам подготовил сообщение________


В.И. Суриков (1848 – 1916)

Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 по новому стилю) 1848 года в городе Красноярске в семье губернского регистратора Ивана Васильевича Сурикова. Семья принадлежала к старинному казачьему роду.

Из- за больного сердца в 1916 году он скончался и был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Творчество Сурикова высоко оценено в Русском изобразительном искусстве, его исторические произведения правдиво отражают непростые периоды жизни русского народа в истории России.


«Боярыня Морозова» 1887 г.

В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Для Сурикова основным было выделить Морозову как главную героиню полотна, представив ее самой сильной личностью в картине. В глазах народа она была героиней-мученицей, отдавшей жизнь за правое дело. Действие картины происходит во время церковной реформы в России.


  • Когда происходили события, изображённые на картине? (век, правление царя, патриарх)
  • Какова тема конфликта этих событий?
  • Какие два противоборствующих лагеря мы видим на картине?
  • Кто из сочувствующих открыто отвечает на призыв Морозовой?
  • Какая часть толпы сочувствует боярыне?

Какие наказания ожидали людей, не признавших религиозную реформу?


«Утро стрелецкой казни» 1881 г.

«Утро стрелецкой казни» была написана Суриковым в 1881 году. В картине Суриков показал народные массы русских людей, их переживания в момент казни стрельцов после восстания в 1698 году. В полотне “Утро стрелецкой казни” нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени.


  • Почему произошло восстание стрельцов в 1689 году?
  • Какие слои населения мы видим на картине?
  • Как вы думаете, почему царь так жестоко расправился с восставшими?
  • Почему художник в центре картины поместил стрельца, народ, а царя сбоку, отдельно от народа?
  • Где происходят события? (город, место)

Какие чувства вызывает у вас эта картина?


«Меньшиков в Берёзове» 1883 г.

Полотно «Меншиков в Березове», написанное В. Суриковым в 1883 году, закрепило за ним репутацию блестящего живописца-историка. Картина рассказывает об опале самого могущественного из сподвижников Петра Великого, о всемогущем Александре Меньшикове. Как известно, после смерти Петра Меньшиков был лишен всех наград и вместе с семьей сослан в Сибирь, в город Березов. Сообщение о картине нам подготовил …..


4. Закрепление материала.


4. Закрепление материала.

Определите, к какой картине относятся фрагменты и кто изображён на каждом.


4. Закрепление материала.

Определите, к какой картине относятся фрагменты и кто изображён на каждом.


5. Рефлексия

  • С творчеством какого художника мы сегодня познакомились?
  • Какая тема является главной в его творчестве?

Какие чувства у вас вызвала картина «Меньшиков в Берёзове»?

Понравился ли вам урок?


6. Домашнее задание

Подготовиться к созданию живописной работы, посвящённой страницам истории.

(продумать, какому историческому событию или исторической личности вы хотели бы посвятить работу, подобрать название своей будущей картине)

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

"Вид памятника Петру I на Сенатской площади" (1870) -первая самостоятельная картина Сурикова. С нею он дебютировал на академической выставке "Вид памятника Петру I на Сенатской площади" (1870) -первая самостоятельная картина Сурикова. С нею он дебютировал на академической выставке

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Уже в ранние академические годы молодой художник проявил незаурядные способности в композиционном построении и колорите. Уже в ранние академические годы молодой художник проявил незаурядные способности в композиционном построении и колорите. Но собственный стиль обрел лишь в Москве. "Я как в Москву приехал, прямо спасен был [...]", – рассказывал художник. В Москве он попал в центр русской народной жизни, нашел свой путь.

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Его картина "Утро стрелецкой казни" (1881), показанная на 9-й выставке передвижников, проникнута духом "древней русской красоты и живым ощущением истории". Его картина "Утро стрелецкой казни" (1881), показанная на 9-й выставке передвижников, проникнута духом "древней русской красоты и живым ощущением истории". Содержание полотна отражает заблуждения народа, его героическую самоотверженность и страдания.

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Картина В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" повествует о расколе в русской православной церкви в середине XVII столетия. Против церковных реформ патриарха Никона выступила оппозиция во главе с протопопом Аввакумом Петровым, духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, урожденная Соковнина. Картина В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" повествует о расколе в русской православной церкви в середине XVII столетия. Против церковных реформ патриарха Никона выступила оппозиция во главе с протопопом Аввакумом Петровым, духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, урожденная Соковнина. Эта богатая и знатная женщина выступила истовой сторонницей древнего благочестия и активной противницей нововведений. В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году.

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

Слайд 26

Описание слайда:

Слайд 27

Описание слайда:

Пир Валтасара (1874) Библейские сюжеты Все картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. Все - за исключением одной. В 1888 году потрясенный смертью жены художник создал полотно "Исцеление слепорожденного Иисусом Христом", выразившее его тогдашнее состояние. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки. "Академические" же его работы во многом отвечали программе тогдашнего академического образования. Они неизменно отмечались премиями. Впрочем, считать их "принудительными" не стоит. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. Сам художник вспоминал о своем увлечении в годы учения древней историей, называя три периода, последовательно захватывавшие его, -Древний Египет, Древний Рим и, наконец, "воцарившееся на его развалинах христианство". В качестве примера приводим картину "Пир Валтасара", 1874, которая - при всем своем бросающемся в глаза академизме - уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров.

Слайд 28

Описание слайда:

Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества - великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии). Показанная на 9-й передвижной выставке, эта работа поставила художника вровень с теми, кто задавал тон в тогдашней русской живописи. "Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. У всех написано на лицах, что она - наша гордость на этой выставке. Могучая картина!" - писал И. Репин П. Третьякову, купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь тысяч рублей. Эти деньги, избавив живописца от забот о хлебе насущном, развязали ему руки для продолжения работы в избранном направлении.

Слайд 29

Описание слайда:

Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора, и сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Вот как сам художник рассказывал о том, что заставило его обратиться к этой теме: "Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скучно. И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. И вдруг... Меншиков... сразу все пришло - всю композицию целиком увидел. Только не знал еще, как княжну посажу". Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной "технологии" Сурикова. У картины есть одна особенность, отличающая ее от других шедевров этого ряда, - в ней нет народа, толпы, массы, выступающих непременным живым фоном других суриковских работ. Но вряд ли перед нами полотно, исполненное в жанре "семейной драмы". Весь его строй, вся его композиция заставляют задуматься о вечных проблемах "власти и народа", "героя и массы" и пр. - тем более что сам Меншиков был типичным петровским "выскочкой", гениальным "пассионарием".

Слайд 30

Описание слайда:

Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. Один из сюжетов истории раскола лег в основу написанного Суриковым шедевра - шедевра, поразившего современников. Речь идет об аресте и заточении после пыток в 1571 году в Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума, боярыни Феодосии Морозовой. Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу, он писал ей: "Персты рук твоих тонкокостны и действенны. Очи же твои молниеносны". Претерпев за старую веру, боярыня не сдалась, мужественно и твердо донеся свой крест до конца, - в 1675 года она погибла от голода в земляной тюрьме. Не изменяя своим правилам, Суриков населил историческое полотно живыми людьми, которых он встречал в Сибири и в Москве, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы. Боярыня Морозова - центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. Композиция построена по диагонали, указывающей вектор движения саней и делящей полотно на две части: слева группируются, по преимуществу, противники боярыни, справа - сочувствующие ей.

Слайд 31

Описание слайда:

Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. В Сибири традиционно жило немало раскольников. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала", - рассказывал Суриков М. Волошину). Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным "житием" боярыни Морозовой. Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. В Сибири традиционно жило немало раскольников. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала", - рассказывал Суриков М. Волошину). Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным "житием" боярыни Морозовой. Позже Суриков читал письма протопопа Аввакума к ней и ее родной сестре, княгине Урусовой, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев. Еще один источник, которым пользовался художник: книга И. Забелина "Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков", опубликованная в 1872 году. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали, но все никак не мог подобрать единственно нужное его выражение. "Как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось", - признавался он. Но художник все-таки нашел его.

Слайд 32

Описание слайда:

Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Горе художника было столь велико, что он практически перестал писать и уехал в Сибирь, чтобы остаться там навсегда. Александр Иванович Суриков, брат живописца, пытаясь помочь, подсказал ему тему этой картины. И она вылечила Сурикова от тоски, открыв собой новый этап его творчества, отличающийся полифонической композицией, насыщенностью колорита, погруженностью в народную стихию. "Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез", - признавался Суриков М. Волошину. Работа изображает старинную сибирскую игру, очень популярную в казачьей среде, - в нее играли в "прощеное воскресенье", последний день масленицы. Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника: "Помню, - вспоминал он, - как "городок" брали. Городок снежный. И конь черный прямо на меня... Я его потом в картину вставил. Я много "снежных городков" видел. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Лошадей хворостинами - чей конь первый сквозь снег прорвется". По своему обыкновению, многие детали Суриков писал с натуры - друзья живописца специально для него инсценировали полный "вариант" игры в селе Лодейки.

Слайд 33

Описание слайда:

Слайд 34

Описание слайда:

Степан Разин (1906) Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом - он был создан по мотивам известной народной песни. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой "иллюстративности"; от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Я. Минченков, обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, где она была показана, так описывает - видимо, со слов автора - ее содержание: «Плывет с набега вольная дружина. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Песни и разгул. Один Степан Тимофеевич далек от веселья; задумался думой, как сделать вольным русский народ. Едва скользит по Волге лодка, под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, и дума та легла над всем широким раздольем Волги»

Слайд 35

Описание слайда:

Посещение царевной женского монастыря (1912) Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. В отличие от других его исторических полотен, она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической личности. Тема картины - трагическая судьба русских царевен. Выходить замуж за равных по "крови" и "сану" иноверцев им запрещала церковь; соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. Оставался один путь - в монастырь. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. В сущности, в этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, критически относившегося к монастырскому миру. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: "Там фальшиво все".

Слайд 36

Описание слайда:

Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году - в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. Верный своей живописной практике, он специально съездил в Швейцарию, в Альпы, чтобы собственными глазами увидеть живые "декорации" своего полотна. "Льды, брат, страшной высоты. Эхо бесконечное", - сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. Выполнив несколько композиционных вариантов, художник в конце концов остановился на вертикальном формате, совершенно необычном для батальных произведений. Сама сцена построена так, что создается впечатление, будто лавина солдат в буквальном смысле низвергается на зрителя. "Главное у меня в картине - движение, - объяснял свою работу Суриков, - храбрость беззаветная". Поместив Суворова в левый верхний угол, он сделал героем полотна солдатскую массу, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов. Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: "Подвиг под шутку полководца". "Подвиг" в этой фразе - ключевое слово.

С 1875 В.И.Суриков –
классный художник 1-й
степени.
В 1877–1878гг.
работал над росписями
храма Христа
Спасителя в Москве на
сюжеты из истории
четырех Вселенских
соборов.

Суриков В.И.
Автопортрет. 1913
Художник много путешествовал
по России, ездил в Сибирь, на
Волгу, в Крым.
Посетил Германию, Францию,
Италию, Австрию, Швейцарию,
Испанию.
С 1881 по 1907 Суриков В.И.член Товарищества
передвижных художественных
выставок (ТПХВ).
Действительный член Академии
художеств (с 1893), с 1895 –
академик.
Почетный член Московского
общества любителей художеств
(с 1903).

Уже в ранние академические годы
молодой художник проявил
незаурядные способности в
композиционном построении и
колорите.
Но собственный стиль обрел лишь в
Москве. "Я как в Москву приехал,
прямо спасен был [...]", –
рассказывал художник.
В Москве он попал в центр русской
народной жизни, нашел свой путь.

Его картины передают дух истории,
отражают стихию народной жизни,
борьбу и страдания отдельной
личности, в судьбе которой
воплотилась трагедия исторических
перемен в обществе.

Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков
закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня
Морозова» (1887; обе - Третьяковская галерея). Обе композиции
- об опале и сибирской ссылке самого могущественного из
«птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой
подвижницы во время церковного раскола - тоже «читаются» как
визуальные романы. Тесный, как тюремная камера, интерьер избы
в первой картине, ее пластическая статика, и, напротив, широкий
пространственный размах второй, где доминирует мотив
движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют
неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и
понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в
любом случае в их актуальной, - суровой и красочной -
разноречивости. Для художника Россия всегда многолика, в его
полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская
изба в «Меншикове...» воспринимается как особый
одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей
некогда всесильного царедворца).«Утро стрелецкой казни»,
«Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют
вершину суриковского творчества. Почти адекватно им «Взятие
снежного городка» (1891, Русский музей). Художник подчеркивал,
что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы».
смысл.

Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в
«Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства,
напротив, изображает безымянную веселую толпу в старинной
казацкой игре. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова)
представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль
безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на
мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь.
Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири
Ермаком», 1895; «Переход Суворова через Альпы», 1899; «Степан
Разин», 1903-07, все - Русский музей), несмотря на все мастерство
режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного
рода спад. В эпических сценах колониальной экспансии России в
Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах,
наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та
драматургическая сложность, которая придает особое
пластическое и психологическое богатство трем великим картинам
Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и
сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но
отнюдь не равноправный исторический фон).В процессе работы
над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков
пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и
интерьерных композиций, имеющих и вполне самоценный
эстетический смысл.

Его картина "Утро стрелецкой
казни" (1881), показанная на 9-й
выставке передвижников, проникнута
духом "древней русской красоты и
живым ощущением истории".
Содержание полотна отражает
заблуждения народа, его
героическую самоотверженность и
страдания.

Утро стрелецкой казни. 1881г.

Меншиков в Березове. 1883.

Картина В.И. Сурикова "Боярыня
Морозова" повествует о расколе в русской
православной церкви в середине XVII столетия.
Против церковных реформ патриарха Никона
выступила оппозиция во главе с протопопом
Аввакумом Петровым, духовной дочерью и
сподвижницей которого была
боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова,
урожденная Соковнина.
Эта богатая и знатная женщина выступила
истовой сторонницей древнего благочестия и
активной противницей нововведений. В 1673
году Морозова была сослана в Боровский
монастырь, где и погибла в 1675 году.

Боярыня Морозова. 1887г.

Все последующие работы мастера
подтверждают очевидность отказа
художника от создания
академических полотен на
историческую тему и умение
передать дух исторических событий,
мир прошлого не только в бытовых
реалиях, но и в ощущениях.

В творчестве Сурикова наглядно
проявились черты национального
народного искусства большого стиля.
Его картины стали вершиной
развития исторического жанра в
русской и мировой живописи.

Взятие снежного городка. 1891 г.

Покорение Сибири Ермаком. 1895.

Степан Разин. 1906.

Переход
Суворова через
Альпы. 1899.

Посещение царевной женского монастыря. 1912г.

В 2008 году исполнилось 160 лет со
дня рождения великого русского
художника Василия Ивановича
Сурикова.
Его картины являются сокровищами
русской живописи.
Хранителем памяти о творчестве
красноярского художника является
Художественный музей имени
Сурикова.

Художественный музей имени Сурикова

Основан в 1958 году как
Краевая Художественная
галерея.
Три основных раздела русское искусство 18-20 веков,
современное искусство,
народное и декоративноприкладное искусство.
Уникальная коллекция
произведений Василия
Сурикова, научная библиотека.
Общий фонд - около 13 тысяч
экспонатов.
Дом – усадьба Сурикова

Пир Валтасара (1874)

Библейские сюжеты
Все картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты,
относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. Все за исключением одной.
В 1888 году потрясенный смертью жены художник создал полотно
"Исцеление слепорожденного Иисусом Христом", выразившее его
тогдашнее состояние. Почти два года после этого он вообще не
брал кисть в руки. "Академические" же его работы во многом
отвечали программе тогдашнего академического образования. Они
неизменно отмечались премиями. Впрочем, считать их
"принудительными" не стоит. Принудить к чему бы то ни было
Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось.
Сам художник вспоминал о своем увлечении в годы учения
древней историей, называя три периода, последовательно
захватывавшие его, -Древний Египет, Древний Рим и, наконец,
"воцарившееся на его развалинах христианство".
В качестве примера приводим картину "Пир Валтасара", 1874,
которая - при всем своем бросающемся в глаза академизме - уже
несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских
шедевров.

Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии"
Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в
Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее
хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь
участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по
повелению и под присмотром молодого царя Петра I.
В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе
прославившие его впоследствии качества - великолепного
колориста и изысканного "композитора" (так его называли
соученики по Академии).
Показанная на 9-й передвижной выставке, эта работа поставила
художника вровень с теми, кто задавал тон в тогдашней русской
живописи.
"Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на
всех. У всех написано на лицах, что она - наша гордость на этой
выставке. Могучая картина!" - писал И. Репин П. Третьякову,
купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь тысяч
рублей. Эти деньги, избавив живописца от забот о хлебе
насущном, развязали ему руки для продолжения работы в
избранном направлении.

Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего
сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра
Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась
в Петербурге после смерти первого русского императора, и
сосланного вместе с семьей в далекий Березов.
Вот как сам художник рассказывал о том, что заставило его
обратиться к этой теме: "Да вот у меня было так: я жил под
Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба
тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скучно. И
стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. И
вдруг... Меншиков... сразу все пришло - всю композицию целиком
увидел. Только не знал еще, как княжну посажу".
Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной
"технологии" Сурикова. У картины есть одна особенность,
отличающая ее от других шедевров этого ряда, - в ней нет народа,
толпы, массы, выступающих непременным живым фоном других
суриковских работ.
Но вряд ли перед нами полотно, исполненное в жанре "семейной
драмы". Весь его строй, вся его композиция заставляют задуматься
о вечных проблемах "власти и народа", "героя и массы" и пр. - тем
более что сам Меншиков был типичным петровским "выскочкой",
гениальным "пассионарием".

Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва

Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в
сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым
столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси.
Один из сюжетов истории раскола лег в основу написанного Суриковым
шедевра - шедевра, поразившего современников. Речь идет об аресте и
заточении после пыток в 1571 году в Боровский монастырь одной из самых
энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума, боярыни Феодосии
Морозовой.
Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному пыланию
душу, он писал ей: "Персты рук твоих тонкокостны и действенны. Очи же
твои молниеносны". Претерпев за старую веру, боярыня не сдалась,
мужественно и твердо донеся свой крест до конца, - в 1675 года она
погибла от голода в земляной тюрьме.
Не изменяя своим правилам, Суриков населил историческое полотно
живыми людьми, которых он встречал в Сибири и в Москве, в самом
архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы.
Боярыня Морозова - центральный образ этой картины, определяющий
всю ее композицию. Композиция построена по диагонали, указывающей
вектор движения саней и делящей полотно на две части: слева
группируются, по преимуществу, противники боярыни, справа сочувствующие ей.

Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. В Сибири
традиционно жило немало раскольников. К старой вере склонялась тетка
художника Авдотья Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну из
Достоевского напоминала", - рассказывал Суриков М. Волошину). Тетка,
видимо, познакомила подростка с рукописным "житием" боярыни
Морозовой.
Позже Суриков читал письма протопопа Аввакума к ней и ее родной
сестре, княгине Урусовой, тоже открыто разделявшей взгляды
старообрядцев. Еще один источник, которым пользовался художник: книга
И. Забелина "Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков",
опубликованная в 1872 году.
Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной
героини полотна. Он давно уже выписал в подробностях толпу и
архитектурные детали, но все никак не мог подобрать единственно нужное
его выражение. "Как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Ведь сколько
времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось", признавался он. Но художник все-таки нашел его.
Снова цитируем "Материалы для биографии Сурикова" М.
Волошина: "Была у меня одна знакомая старушка - Степанида
Варфоломеевна, из старообрядок. Они в Медвежьем переулке
жили - у них там молитвенный дом был. И вот приехала к ним
начетница с Урала - Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в
садике, в два часа. И как вставил ее в картину - она всех
победила".
Это-то лицо и решил повторить наш художник.

Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его
жены. Горе художника было столь велико, что он практически
перестал писать и уехал в Сибирь, чтобы остаться там навсегда.
Александр Иванович Суриков, брат живописца, пытаясь помочь,
подсказал ему тему этой картины. И она вылечила Сурикова от
тоски, открыв собой новый этап его творчества, отличающийся
полифонической композицией, насыщенностью колорита,
погруженностью в народную стихию.
"Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез", - признавался
Суриков М. Волошину. Работа изображает старинную сибирскую
игру, очень популярную в казачьей среде, - в нее играли в
"прощеное воскресенье", последний день масленицы.
Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника:
"Помню, - вспоминал он, - как "городок" брали. Городок снежный.
И конь черный прямо на меня... Я его потом в картину вставил. Я
много "снежных городков" видел. По обе стороны народ, а посреди
снежная стена. Лошадей хворостинами - чей конь первый сквозь
снег прорвется".
По своему обыкновению, многие детали Суриков писал с натуры друзья живописца специально для него инсценировали полный
"вариант" игры в селе Лодейки.

Покорение Сибири Ермаком (1895)

Это полотно Суриков писал долго - целых четыре
года. Первые эскизы работы относятся к периоду
его летнего пребывания в Красноярске в 1891
году.
Темой для картины стало взятие в октябре 1582
года казаками легендарного Ермака столицы
Сибирского ханства Кашлыка.
В ходе этого сражения горсткой храбрецов,
прямым наследником которых - по праву
рождения - всегда ощущал себя сам художник,
было разбито огромное войско хана Кучума.
Картина явила собой очередное обращение
Сурикова к одному из судьбоносных моментов
русской истории, ознаменовавшемуся
присоединению к Руси богатейших территорий за
Уралом.

Степан Разин (1906)

Суриков во время работы
над картиной "Степан
Разин". Фотография 1906 г.
Первый эскиз к этой картине датируется
1887 годом - он был создан по мотивам
известной народной песни.
В конечном варианте (Суриков,
впрочем, еще раз возвращался к этому
сюжету в 1909-10 годах) мы у же не
найдем никакой "иллюстративности"; от
песни осталась лишь своеобразная
музыкальность композиции.
Я. Минченков, обсуждавший с
Суриковым эту работу на выставке 1906
года, где она была показана, так
описывает - видимо, со слов автора - ее
содержание: «Плывет с набега вольная
дружина. Везет отбитое в Персии и у
купцов добро. Песни и разгул. Один
Степан Тимофеевич далек от веселья;
задумался думой, как сделать вольным
русский народ. Едва скользит по Волге
лодка, под широким парусом полулежит
Степан с глубокой думой во взоре, и
дума та легла над всем широким
раздольем Волги»

Посещение царевной женского монастыря (1912)

Эта работа стала последним значительным произведением
Сурикова.
В отличие от других его исторических полотен, она не имеет
четкой привязки к какому-то историческому событию или к
какой-то конкретной исторической личности.
Тема картины - трагическая судьба русских царевен.
Выходить замуж за равных по "крови" и "сану" иноверцев им
запрещала церковь; соотечественники, даже самых знатных
боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как
стояли ниже на социальной лестнице. Оставался один путь в монастырь.
Суриков построил картину на контрастном сопоставлении
цветущей молодости изображенной царевны и
подчеркнутых ханжества и фальши монахинь.
В сущности, в этой работе он выступил выразителем
тогдашнего общественного мнения, критически
относившегося к монастырскому миру. Известна фраза
художника, касающаяся этого мира: "Там фальшиво все".

Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков
показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году - в столетнюю
годовщину изображенного на ней события.
Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. Верный
своей живописной практике, он специально съездил в Швейцарию,
в Альпы, чтобы собственными глазами увидеть живые "декорации"
своего полотна. "Льды, брат, страшной высоты. Эхо бесконечное",
- сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату.
При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие
композиционные задачи. Выполнив несколько композиционных
вариантов, художник в конце концов остановился на вертикальном
формате, совершенно необычном для батальных произведений.
Сама сцена построена так, что создается впечатление, будто
лавина солдат в буквальном смысле низвергается на зрителя.
"Главное у меня в картине - движение, - объяснял свою работу
Суриков, - храбрость беззаветная".
Поместив Суворова в левый верхний угол, он сделал героем
полотна солдатскую массу, при внимательном рассмотрении
распадающуюся на ряд великолепных выписанных
психологических типов.
Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: "Подвиг
под шутку полководца". "Подвиг" в этой фразе - ключевое слово.

Слайд 2

Исторический живописец, портретист. Выдающийся мастер композиции, прекрасный колорист. СУРИКОВ Василий Иванович

Слайд 3

Родился в Красноярске в семье губернского регистратора. В 1869 переехал в С.-Петербург. В 1869–1875 учился в Академии художеств у П.П. Чистякова (с 1873). Семья художника

Слайд 4

"Вид памятника Петру I на Сенатской площади" (1870) -первая самостоятельная картина Сурикова. С нею он дебютировал на академической выставке

Слайд 5

В.И. Суриков. Пир Валтасара. 1874. х.м.

В 1874г. Суриков получил денежную премию за эскиз "Пир Валтасара".

Слайд 6

С 1875 В.И.Суриков – классный художник 1-й степени. В 1877–1878гг. работал над росписями храма Христа Спасителя в Москве на сюжеты из истории четырех Вселенских соборов.

Слайд 7

Художник много путешествовал по России, ездил в Сибирь, на Волгу, в Крым. Посетил Германию, Францию, Италию, Австрию, Швейцарию, Испанию. С 1881 по 1907 Суриков В.И.- член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Действительный член Академии художеств (с 1893), с 1895 – академик. Почетный член Московского общества любителей художеств (с 1903). Суриков В.И. Автопортрет. 1913

Слайд 8

Уже в ранние академические годы молодой художник проявил незаурядные способности в композиционном построении и колорите. Но собственный стиль обрел лишь в Москве. "Я как в Москву приехал, прямо спасен был [...]", – рассказывал художник. В Москве он попал в центр русской народной жизни, нашел свой путь.

Слайд 9

Его картины передают дух истории, отражают стихию народной жизни, борьбу и страдания отдельной личности, в судьбе которой воплотилась трагедия исторических перемен в обществе.

Слайд 10

Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887; обе - Третьяковская галерея). Обе композиции - об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола - тоже «читаются» как визуальные романы. Тесный, как тюремная камера, интерьер избы в первой картине, ее пластическая статика, и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, - суровой и красочной - разноречивости. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове...» воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца).«Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». смысл.

Слайд 11

Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив, изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895; «Переход Суворова через Альпы», 1899; «Степан Разин», 1903-07, все - Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон).В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций, имеющих и вполне самоценный эстетический смысл.

Слайд 12

Его картина "Утро стрелецкой казни" (1881), показанная на 9-й выставке передвижников, проникнута духом "древней русской красоты и живым ощущением истории". Содержание полотнаотражает заблуждения народа, его героическую самоотверженность и страдания.

Слайд 13

Утро стрелецкой казни. 1881г.

Слайд 14

Меншиков в Березове. 1883.

Слайд 15

Картина В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" повествует о расколе в русской православной церкви в середине XVII столетия. Против церковных реформ патриарха Никона выступила оппозиция во главе с протопопом Аввакумом Петровым, духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, урожденная Соковнина. Эта богатая и знатная женщина выступила истовой сторонницей древнего благочестия и активной противницей нововведений. В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году.

Слайд 16

Боярыня Морозова. 1887г.

Слайд 17

Все последующие работы мастера подтверждают очевидность отказа художника от создания академических полотен на историческую тему и умение передать дух исторических событий, мир прошлого не только в бытовых реалиях, но и в ощущениях.

Слайд 18

В творчестве Сурикова наглядно проявились черты национального народного искусства большого стиля. Его картины стали вершиной развития исторического жанра в русской и мировой живописи.

Слайд 19

Взятие снежного городка. 1891 г.

  • Слайд 20

    Покорение Сибири Ермаком. 1895.

    Слайд 21

    Степан Разин. 1906.

    Слайд 22

    Переход Суворова через Альпы. 1899.

    Слайд 23

    Посещение царевной женского монастыря. 1912г. Посещение царевной женского монастыря. 1912г. Посещение царевной женского монастыря. 1912г. Посещение царевной женского монастыря. 1912г. Посещение царевной женского монастыря. 1912г.

    Слайд 24

    В 2008 году исполнилось 160 лет со дня рождения великого русского художника Василия Ивановича Сурикова. Его картины являются сокровищами русской живописи. Хранителем памяти о творчестве красноярского художника является Художественный музей имени Сурикова.

    Слайд 25

    Художественный музей имени Сурикова

    Основан в 1958 году как Краевая Художественная галерея. Три основных раздела - русское искусство 18-20 веков, современное искусство, народное и декоративно-прикладное искусство. Уникальная коллекция произведений Василия Сурикова, научная библиотека. Общий фонд - около 13 тысяч экспонатов. Дом – усадьба Сурикова

    Слайд 26

    Слайд 27

    Пир Валтасара (1874)

    Библейские сюжетыВсе картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. Все - за исключением одной. В 1888 году потрясенный смертью жены художник создал полотно "Исцеление слепорожденного Иисусом Христом", выразившее его тогдашнее состояние. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки. "Академические" же его работы во многом отвечали программе тогдашнего академического образования. Они неизменно отмечались премиями. Впрочем, считать их "принудительными" не стоит. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. Сам художник вспоминал о своем увлечении в годы учения древней историей, называя три периода, последовательно захватывавшие его, -Древний Египет, Древний Рим и, наконец, "воцарившееся на его развалинах христианство". В качестве примера приводим картину "Пир Валтасара", 1874, которая - при всем своем бросающемся в глаза академизме - уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров.

    Слайд 28

    Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества - великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии). Показанная на 9-й передвижной выставке, эта работа поставила художника вровень с теми, кто задавал тон в тогдашней русской живописи. "Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. У всех написано на лицах, что она - наша гордость на этой выставке. Могучая картина!" - писал И. Репин П. Третьякову, купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь тысяч рублей. Эти деньги, избавив живописца от забот о хлебе насущном, развязали ему руки для продолжения работы в избранном направлении.

    Слайд 29

    Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора, и сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Вот как сам художник рассказывал о том, что заставило его обратиться к этой теме: "Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скучно. И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. И вдруг... Меншиков... сразу все пришло - всю композицию целиком увидел. Только не знал еще, как княжну посажу". Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной "технологии" Сурикова. У картины есть одна особенность, отличающая ее от других шедевров этого ряда, - в ней нет народа, толпы, массы, выступающих непременным живым фоном других суриковских работ. Но вряд ли перед нами полотно, исполненное в жанре "семейной драмы". Весь его строй, вся его композиция заставляют задуматься о вечных проблемах "власти и народа", "героя и массы" и пр. - тем более что сам Меншиков был типичным петровским "выскочкой", гениальным "пассионарием".

    Слайд 30

    Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. Один из сюжетов истории раскола лег в основу написанного Суриковым шедевра - шедевра, поразившего современников. Речь идет об аресте и заточении после пыток в 1571 году в Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума, боярыни Феодосии Морозовой. Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу, он писал ей: "Персты рук твоих тонкокостны и действенны. Очи же твои молниеносны". Претерпев за старую веру, боярыня не сдалась, мужественно и твердо донеся свой крест до конца, - в 1675 года она погибла от голода в земляной тюрьме. Не изменяя своим правилам, Суриков населил историческое полотно живыми людьми, которых он встречал в Сибири и в Москве, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы. Боярыня Морозова - центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. Композиция построена по диагонали, указывающей вектор движения саней и делящей полотно на две части: слева группируются, по преимуществу, противники боярыни, справа - сочувствующие ей.

    Слайд 31

    Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. В Сибири традиционно жило немало раскольников. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала", - рассказывал Суриков М. Волошину). Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным "житием" боярыни Морозовой. Позже Суриков читал письма протопопа Аввакума к ней и ее родной сестре, княгине Урусовой, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев. Еще один источник, которым пользовался художник: книга И. Забелина "Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков", опубликованная в 1872 году. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали, но все никак не мог подобрать единственно нужное его выражение. "Как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось", - признавался он. Но художник все-таки нашел его. Снова цитируем "Материалы для биографии Сурикова" М. Волошина: "Была у меня одна знакомая старушка - Степанида Варфоломеевна, из старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили - у них там молитвенный дом был. И вот приехала к ним начетница с Урала - Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину - она всех победила". Это-то лицо и решил повторить наш художник.

    Слайд 32

    Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

    Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Горе художника было столь велико, что он практически перестал писать и уехал в Сибирь, чтобы остаться там навсегда. Александр Иванович Суриков, брат живописца, пытаясь помочь, подсказал ему тему этой картины. И она вылечила Сурикова от тоски, открыв собой новый этап его творчества, отличающийся полифонической композицией, насыщенностью колорита, погруженностью в народную стихию. "Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез", - признавался Суриков М. Волошину. Работа изображает старинную сибирскую игру, очень популярную в казачьей среде, - в нее играли в "прощеное воскресенье", последний день масленицы. Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника: "Помню, - вспоминал он, - как "городок" брали. Городок снежный. И конь черный прямо на меня... Я его потом в картину вставил. Я много "снежных городков" видел. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Лошадей хворостинами - чей конь первый сквозь снег прорвется". По своему обыкновению, многие детали Суриков писал с натуры - друзья живописца специально для него инсценировали полный "вариант" игры в селе Лодейки.

    Слайд 33

    Покорение Сибири Ермаком (1895)

    Это полотно Суриков писал долго - целых четыре года. Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году. Темой для картины стало взятие в октябре 1582 года казаками легендарного Ермака столицы Сибирского ханства Кашлыка. В ходе этого сражения горсткой храбрецов, прямым наследником которых - по праву рождения - всегда ощущал себя сам художник, было разбито огромное войско хана Кучума. Картина явила собой очередное обращение Сурикова к одному из судьбоносных моментов русской истории, ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших территорий за Уралом.

    Слайд 34

    Степан Разин (1906)

    Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом - он был создан по мотивам известной народной песни. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой "иллюстративности"; от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Я. Минченков, обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, где она была показана, так описывает - видимо, со слов автора - ее содержание: «Плывет с набега вольная дружина. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Песни и разгул. Один Степан Тимофеевич далек от веселья; задумался думой, как сделать вольным русский народ. Едва скользит по Волге лодка, под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, и дума та легла над всем широким раздольем Волги» Суриков во время работы над картиной "Степан Разин". Фотография 1906 г.

    Слайд 35

    Посещение царевной женского монастыря (1912)

    Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. В отличие от других его исторических полотен, она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической личности. Тема картины - трагическая судьба русских царевен. Выходить замуж за равных по "крови" и "сану" иноверцев им запрещала церковь; соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. Оставался один путь - в монастырь. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. В сущности, в этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, критически относившегося к монастырскому миру. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: "Там фальшиво все".

    Слайд 36

    Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

    Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году - в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. Верный своей живописной практике, он специально съездил в Швейцарию, в Альпы, чтобы собственными глазами увидеть живые "декорации" своего полотна. "Льды, брат, страшной высоты. Эхо бесконечное", - сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. Выполнив несколько композиционных вариантов, художник в конце концов остановился на вертикальном формате, совершенно необычном для батальных произведений. Сама сцена построена так, что создается впечатление, будто лавина солдат в буквальном смысле низвергается на зрителя. "Главное у меня в картине - движение, - объяснял свою работу Суриков, - храбрость беззаветная". Поместив Суворова в левый верхний угол, он сделал героем полотна солдатскую массу, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов. Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: "Подвиг под шутку полководца". "Подвиг" в этой фразе - ключевое слово.

    Посмотреть все слайды

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Василий Суриков Живопись Юсова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ « Мстерская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района» , русский художник.

    Лучший мастер русской исторической картины, соединивший реализм 19 в. с ярким живописным новаторством, Василий Иванович Суриков родился в 1848 году в Красноярске. Сильное стремление к обучению живописи заставило его сначала переехать в Санкт-Петербург, где в 1869-1875 годах он обучался в Петербургской Академии Художеств у знаменитого педагога Чистякова, который уже в те годы говорил о Сурикове, как о лучшем ученике школы. Начиная с 1877 года Cуриков живет и работает в Москве, позже вступив в Товарищество Передвижных Художественных Выставок. Здесь, в Москве, Cуриков создал свои наиболее значительные произведения

    "Утро стрелецкой казни" - грандиозная картина, завершенная в 1881 (Третьяковская галерея) Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 года - казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I - Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. При этом противостояние народа и царя - или же, в еще более масштабном плане, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории - явлено в виде монументальной трагедии, причем трагедии, где ни одна из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта.

    Боярыня Морозова. 1887 "Боярыня Морозова" - высшее достижение Сурикова-колориста. Самое светлое пятно в картине - иссиня-бледное лицо боярыни, самый темный фрагмент - ее одежда. Суриков так рассказывал о зарождении живописного образа главной героини: "Раз ворону на снегу увидал... черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал".

    Покорение Сибири Ермаком. 1895 В Москве Суриков начал новую картину - "Покорение Сибири Ермаком" (1895, Русский музей). Она так же, как и Боярыня Морозова, потребовала огромного времени, поисков композиции, соответствующей натуры и такого напряженного труда, который исключал всякую возможность другой сколько-нибудь серьезной работы.

    Взятие снежного городка. 1891 В картине "Взятие снежного городка" зародилась новая суриковская тема - тема широкой казацкой натуры, тема героизма и силы, развернувшаяся в эпопеях позднейших исторических картин.

    Переход Суворова через Альпы в 1799 году.1899 Сюжетом для этой исторической композиции послужил факт перехода русской армией альпийского перевала, считавшегося неприступным, во время итальянского похода в 1799 году. Этюды к картине Суриков писал на месте исторического перехода, в швейцарских Альпах.

    Главное на полотне – движение. Оно начинается вдали, в ущелье. Приближаясь к переднему плану, движение нарастает. А передняя группа воинов показана в момент стремительного лавинообразного спуска. Живописец рисует грозную природу Альп, подчеркивая этим сложность и героизм перехода. Вертикальное расположение холста позволило максимально концентрированно показать небольшое пространство отвесной скалы и усилить ощущение стремительности движения. У самого края отвеса – полководец Александр Суворов. Еле сдерживая коня на краю пропасти, он шуткой подбадривает воинов. Сколько энергии в его фигуре, сколько живости в его лице! Несколько солдат заразительно смеются в ответ, идущие за ними – повернув головы, вслушиваются в разговор. Солдаты на переднем плане картины заняты спуском – им уже не до шуток. Тщательно передает Суриков все детали исторической эпохи: одежду, мундиры, вооружение. Замечательно прорабатывает выражения лиц воинов. Все по-разному переживают напряженность момента. Лица большинства напряжены, сосредоточенны. Несмотря на смертельную опасность, они остаются верны своему воинскому долгу и проявляют настоящую храбрость. Их объединяет стремление преодолеть перевал и победить. Картина Сурикова «Переход Суворова через Альпы» показала русское войско, как единую нераздельную силу. И, конечно, главное в картине – изображение подвига народа, его героизма.

    Степан Разин. 1876 Труднее всего Сурикову далась его последняя картина - "Степан Разин". Разин - вождь крестьянского движения, могучий, мужественный, человек огромной воли, объединивший многочисленные отряды восставшего казачества и крестьян, совершавший смелые походы в низовья Волги, по Каспийскому морю.

    Посещение царевной женского монастыря 1912 "Женское царство" в последний раз стало предметом живописных образов в картине "Посещение царевной женского монастыря" (Третьяковская галерея). Суриков работал над картиной особенно усердно в 1898 году, но выставил ее только в 1912 году. Эта картина по содержанию своему скорее историко-бытовая, чем чисто историческая, подобная творчеству С. Иванова и А. Рябушкина.

    Памятник Петру первому на Сенатской площади. 1870

    Пир Валтасара. 1874

    Убийство Цезаря. 1875

    Богач и Лазарь 1873

    Изгнание Христов торгующих из Храма. 1873

    Второй Вселенский Константинопольский собор. 1876

    Третий Вселенский Эффеский собор. 1876

    Нерукотворный образ. 1872

    Большой маскарад 1772 года с участием Петра первого.1900

    Императрица Анна Иоанновна в петергофском Тампле стреляет в оленей. 1900

    Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора. 1878

    Вид на Кремль зимой.1876

    Церковь в селе Дьякове.1910

    Собор Святого Марка в Венеции. 1900

    Флоренция, прогулка. жена и дети художника. 1900

    Собор св. Петра в Риме. 1884

    Коллизей. 1900

    Старик-огородник 1882

    Особое место в творчестве Сурикова занимают портреты. Это, как правило, изображения своих близких, либо чем-то заинтересовавших его людей; этюды, связанные с поисками определенного образа для картин. Таковы Сибирская красавица. "Портрет Екатерины Александровны Рачковской " (1891), "Портрет Александры Ивановны Емельяновой" (1902). Написанные с конкретной натуры, они не воспринимаются просто как портреты. Художник увидел в них нечто общее и большее - русскую народную красоту. Портрет А.И. Емельяновой. 1909

    Портрет молодой женщины. 1911

    Портреты Меншиковых. 1882

    Автопортрет. 1902 Суриков был художником редкого таланта. Он умел предвидеть, постигать, проникая сквозь завесу столетий. Мастер учился и по стенам кремлей, и по книгам. Он встречал своих будущих героев на улицах, и одновременно они являлись ему в мечтах и снах. Художник давал всякому явлению новую жизнь в искусстве, воплощая это явление в цвете, композиции, ритме.

    Использованные ресурсы: http:// www.centre.smr.ru/win/artists/surikov/biogr_surikov.htm http://artsurikov.ru / http:// www.piplz.ru/page.php?id=409 http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post214471195/


  • Статьи по теме: