Средневековая живопись презентация. Живопись средневековой руси. Появление масляных красок

краткое содержание других презентаций

«Театральное искусство Средних веков» - Театральное искусство и музыка Средних веков. Гистрион. Актеры средневекового театра. Шпильман. Театр и музыка едины. Жонглер. Обычно слово Ваганты употребляется в более узком смысле. Средние века - время перемен. Ваганты. С XI в. жонглеры становившиеся профессиональными исполнителями.

«Греческая скульптура» - Дорифор. Скопас. Сохранность и местонахождение. Лисипп. Мрамор. Красота. Дискобол. Венера Милосская. Канон Поликлета. Период бурной духовной жизни Греции. Греческая скульптура. Параметры статуи. Копьеносец. Мирон.

«Русская культура 16-17 веков» - Монастырские ансамбли. Бытовые повести. Архитектура XVII века. 1687 год- Славяно- греко- латинское училище. Живопись XVII века. Общественные постройки в Москве, сооруженные в конце XVII в.. Никон пытался изолировать церковное зодчество от общих тенденций. Появление нового стиля- «Нарышкинского» (Московского барокко). Феодосий Косой. Иван Пересветов. Троице-Сергиев монастырь. Просвещение. Симон Ушаков.

«Памятники архитектуры Древней Руси» - Храм Ильи Пророка. Пятницкая церковь. Внутри церкви Покрова на Нерли. Собор Святой Софии. Церковь Покрова на Нерли. Успенский собор во Владимире. Изящные украшения. Святые ворота. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Церковь Благовещения в Аркажах. Дмитриевский собор. Георгиевский собор. Русь долгие годы была страной деревянной. Церковь св. Георгия в Старой Ладоге. Искусство резьбы по дереву.

«Искусство Новгородского княжества» - Две иконы из Юрьева монастыря. Икона «Богоматерь знамение». Икона «Успение Богоматери». Церковь Спаса на Нередице. Иконописание. Спас Нерукотворный. Храм Николы на Липне. Софийский собор. От росписи начала XII века дошли только пять фигур пророков. Живопись второй половины XIII в.. Росписи Николо-Дворищенского собора и собора Антониева монастыря. К росписям первой половины XII века примыкают фрески.

«Архитектура и живопись Германии и Нидерландов» - Франс Хальс. Живопись немецких мастеров. Роспись алтаря церкви Святого Бавона. Архитектура. Германия. Нидерландская живопись. Живопись германских мастеров. Живопись нидерландских мастеров. Альбрехт Дюрер. Скандинавия. Архитектура Нидерландов. Архитектура Германии. Старая церковь Делфта. Четыре всадника. Архитектура и живопись Германии и Нидерландов.

Цели и задачи Приобщение учащихся к отечественной духовной культуре на основе традиций и нравственных ценностей православной культуры. Ознакомление с творчеством знаменитых средневековых живописцев как части восприятия христианского мира; выявление особенностей древнерусской иконописи- вида живописи, посвященной религиозным сюжетам и темам; расширение словаря эмоций учащихся. урока.




Ход урока. 1.Слово учителя. 2.Демонстрация слайдов с комментариями. 3.Сообщения учащихся. 4. Эмоциональный словарь. 5.Минуты любования (по методике Н.Е.Щурковой). 6. Беседа. (Вопросы для обсуждения). 7.Итог урока.(Впечатления от увиденного и услышанного).


Древнерусское искусство Древнерусское государство возникло в IX в., приняло в 988г. христианство из Византии. Усвоение и творческая переработка византийской культуры породили оригинальное и самобытное искусство, которое называют древнерусским. Форма, тематика и содержание связаны с религией и призваны сосредоточить Форма, тематика и содержание связаны с религией и призваны сосредоточить чувства человека на неземном, вечном. чувства человека на неземном, вечном.


Православная икона «Что доставляют писания умеющим читать их, то доставляют иконы неученым, когда те смотрят на них. Икона служит простому народу вместо книги.» Икона -вид живописи особого рода. Как предмет религиозного культа составляет непременную принадлежность каждого православного храма. Иконам поклонялись, от них ждали чуда, избавления от болезней, помощи в одолении врага.


Словарь терминов Левкас (от греч. Leukos- белый), традиционный для русской иконы грунт в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем клею. Темпера (от итал.temperare- смешивать краски), живопись красками, связующим веществом которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведённого на воде растительного или животного клея. Парсуна (искажение слова «персона», от лат.persona-личность, лицо), условное наименование рус. портретной живописи 17 в. Парсуны изображали реальные исторические лица, ни техникой исполнения, ни образной системой не отличались от произведений иконописи.


Значение цвета в мире иконы 1. Золотой - символ радости, блаженства, вечности; Божественная энергия. 2. Пурпурный - цвет Вечности, утра, возрождения, знак царственной Сущности Христа. 3. Красный - символ тепла, любви, жизни. Символ Воскресения. Вместе с тем- цвет мученичества, крови Христа, страдания и смерти. 4. Зеленый - цвет зелени, юности, цветения, надежды. 5. Белый - символ Божественного света, чистоты, святости, простоты. 6. Синий (голубой) - бесконечность неба, символ иного, вечного мира. 7. Коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. 8. Черный - символ зла и смерти. Отказ от земных удовольствий.


Древнерусские иконописцы XIV-XVII в. Феофан Грек (ок) Андрей Рублев (ок –) Дионисий (1440-после 1502) Симон (Пимен)Федорович Ушаков ()


Феофан Грек (ок – после 1405), иконописец и живописец, работавший в Византии и Древней Руси. Расписал новг. церковь Спаса на Ильине (1378), церковь Рождества Богоматери (1395) и Архангельский собор (1399), Благовещенский собор (1405)- все в Моск. Кремле. «Премудрый мудрец, философ зело хитрый… книги изограф нарочитый и среди иконописцев, отменный живописец», - так характеризует Грека его современник, монах Епифаний Премудрый.


Успение. Оборот иконы "Богоматерь Донская" Автор: Феофан Грек Время создания: 90-е годы XIV века Размеры: 86 x 68 см Описание: икона Место хранения/создания: Москва, Государственная Третьяковская Галерея






ContentURL" src="http://images.myshared.ru/4/73264/slide_16.jpg" width="800" align="left" alt="Андрей Рублев (ок. 1360-70- ок. 1430), др. – рус. живописец, создатель московской школы иконописи. В зрелом возрасте принял монашеский постриг в Троице – Сергиевом монастыре. Шедевр Рублева – икона «Троица». Расписал собор Моск. Кремля совм. с Феофан" title="Андрей Рублев (ок. 1360-70- ок. 1430), др. – рус. живописец, создатель московской школы иконописи. В зрелом возрасте принял монашеский постриг в Троице – Сергиевом монастыре. Шедевр Рублева – икона «Троица». Расписал собор Моск. Кремля совм. с Феофан">


Спас Вседержитель Автор: Андрей Рублев Время создания: е гг. Размеры: 158 x 106 см Материал/техника: доска липовая, паволока, левкас, темпера (у иконы "Спас" правая доска сосновая, прибавлена при позднейшей реставрации Описание: икона. Центральная часть иконописного деисуса из Звенигорода Место хранения/создания: Москва, Государственная Третьяковская Галерея


Апостол Павел из деисусного чина в рост Автор: Прп. Андрей Рублев Школа: Московская школа Время создания: 1408 г. Размеры: 311 x 104 x 4 см Материал/техника: три липовые доски, две тыльные встречные шпонки. Ковчег, паволока, левкас, яичная темпера Описание: иконы из иконостаса Успенского собора во Владимире Место хранения/создания: Государственный Русский Музей, г. Санкт-Петербург


Шествие праведных в Рай Автор: Даниил Черный и прп. Андрей Рублев Школа: Московская школа Время создания: 1408 г. Описание: роспись на северной стене над аркой в южном нефе. Из композиции "Страшный Суд" Место хранения/создания: Успенский собор, г. Владимир


Троица Ветхозаветная Автор: Прп. Андрей Рублев Школа: Московская школа Время создания: гг. Размеры: 142 x 114 см Материал/техника: доска липовая. Паволока рогожного переплетения, левкас, темпера Описание: икона. Храмовый образ из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря Место хранения/создания: Москва, Государственная Третьяковская Галерея




Дионисий (ок – после 1503), рус. живописец. Работал в Москве и ср. – рус. монастырях. Вместе с сыновьями расписал собор Ферапонтова монастыря (1500 – 1503). Игумен ряда монастырей, основанных им на Вологодчине. Создал иконы: («Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «Распятие», «Успение» и т. д.)




Икона Божией Матери "Одигитрия" Автор: Дионисий Школа: Московская школа Время создания: 1502 г. Размеры: 141 x 106 см Описание: икона Место хранения/создания: Русский Музей, Санкт- Петербург




Симон Ушаков (1626 – 86), рус. живописец. Работал в Серебряной и Золотой палатах (1648 – 1664), руководитель иконописной мастерской Оружейной палатой. Писал иконы, парсуны, миниатюры, руководил росписями а Архангельском и Успенском соборах (1660) и Грановитой палате в Московском Кремле (1668)




Троица Ветхозаветная Автор: Симон Ушаков Время создания: 1671 г. Размеры: 124 x 90 x 3,5 см Материал/техника: три липовые доски, две тыльные сквозные шпонки. Ковчег, паволока, левкас, яичная темпера Описание: икона. Внизу на лицевой стороне иконы греческая надпись: "в лето ото Адама 7180, а от Рождества Христова 1671, октября 16, тщание царского мастера по имени Пимена Федорова, по прозвищу Симона Ушакова, в городе Москве" Место хранения/создания: Государственный Русский Музей, г. Санкт-Петербург




«Эмоциональный словарь». Художественные традиции, «благословляющая длань», религиозно- философские споры, религиозное самосозерцание, философский пафос, реалии окружающего мира, ревнители старины, проникнутый взгляд, академическая холодность, омертвелость изображения, излучение ликования, эстетические идеалы,лучезарный мир иконы, старинные заветы…


Вопросы для обсуждения. Чем, на ваш взгляд, интересна биография каждого из живописцев? Иконы каких живописцев вы встречали? Какая из них вам понравилась? Почему? Какие цвета вам встретились при рассмотрении икон? Какой цвет никогда не использовали в иконописи? (Серый цвет не использовался в иконописи. Смешав в себе чёрное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Считалось, что такому цвету нет места в лучезарном мире иконы.)


О какой иконе идёт речь? Определите по описанию. Простой бытовой сцене – трапезе трёх ангелов- автор придал большую художественную силу. Сидящие за столом ангелы склонились над чашей. Они тихо, неспешно беседуют. Расположение ангелов на иконе не случайно: вокруг них можно описать круг- фигуру, издревле считавшуюся олицетворением гармонии и имевшую магическое значение. Неяркие пастельные тона цвета одежд ангелов- голубой, сиреневый- воплощают гармонию, свойственную всему творчеству иконописца. (А.Рублёв Троица)


О какой иконе идёт речь? Определите по описанию. Это своеобразное генеалогическое дерево с чертами иконописи. В центре сложной композиции в овале- «Владимирская Богоматерь», считавшаяся покровительницей Московской Руси. Вокруг неё на ветвях древа изображены церковные и государственные деятели Москвы- митрополиты, монахи, князья, цари. Ствол древа вырастает из Успенского собора Кремля. У его корней стоят Иван Калита и митрополит Пётр. На кромке кремлёвской стены изображение царя Алексея Михайловича и его жены Марии Милославской с детьми. (Симон Ушаков Древо Московского государства)


Список рекомендуемой литературы 1.Аванта + Энциклопедия для детей. Искусство. Т.7. Ч.1.под. ред.Н.Масолина, Д.Володихина. М., Данилова И.Е.Фрески Ферапонтова монастыря.М., Дионисий и искусство Москвы XV-XVI столетий.Каталог…,Л., Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы:М., Наука, Лихачёв Д.С.Тысячелетие культуры. Альманах библиофила Лосев А.В. Проблема символа и реалистическое искусство. Статьи и материалы:М.; Наука, Петрухин В. Древняя Русь. М Петров- Странский В.Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология.М:Терра, Семёнова М. Мы-славяне. Популярная энциклопедия.СПб Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве XVII в. М., Сергеев В.И. Рублёв. М., Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Библиографический справочник. М.,1997.


Что такое живопись?

Живопись - один из видов изобразительного искусства, воспроизведение красками на холсте, дереве, плоскости стены и т. п. предметов и явлений реальной действительности. Как и другие виды искусства, живопись - форма отражения реального мира, средство познания жизни и общественного воспитания.


Развитие живописи на протяжении веков

Живопись - очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от наскальных росписей палеолита до новейших течений живописи XX в.

Роспись пещеры Альтамира, Испания


Ещё в конце VI в. папа Григорий I говорил об огромном значении изобразительного искусства в варварском мире: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотные могли читать, глядя на стены, находя то, чего они не в состоянии почерпнуть в книгах». Таким образом, церковные росписи в раннем Средневековье превращались в «Библию для неграмотных».

Праотец Ной в церкви Спаса Преображения, 1378. Феофан Грек


Средневековые храмы снаружи были украшены очень скромно, зато их внутреннее убранство с течением времени становилось всё более разнообразным, и прежде всего за счёт настенных росписей - фресок.

Храм Иверской иконы Божьей Матери


Искусство средневековой фрески

Фреска (от итал. fresco, буквально - свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку кристаллического карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной.

Средневековая фреска начала 13 века с изображением Императора , который посвящает Святого Мартина в рыцарство (художник Симоне Мартини). Церковь Святого Мартина, Италия


Фреска позволяет создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой. В средневековой живописи она использовалась в росписях церквей, соборов, храмов.

Богоматерь, Феофан Грек. 1405 г.


Искусство книжной миниатюры

Примерно в конце III в. на смену папирусному свитку пришел пергамент - специально обработанная телячья или свиная кожа. В VII-VIII вв. вместо стиля (металлической палочки для письма) и калама (тростниковой или деревянной палочки) стали пользоваться птичьими перьями.


Переплёты книг, как правило деревянные, обтягивали кожей и нередко украшали пластинками из слоновой кости, золотом или драгоценными камнями. Размеры книг могли быть самыми разнообразными: от крупных до совсем крошечных, где фигурки миниатюр были размером с булавочную головку.

Переплёт книги XV века


Книжная миниатюра. Коронование Мари

Книжная миниатюра. Книга Часов. Лука Евангелист

Книги украшались миниатюрами. В эпоху Каролингов это искусство достигло необычайного расцвета.


Слово «миниатюра» происходит от латинского названия киновари - красной краски, которой было принято выделять начало текста.

Фрагменты страниц из Октоиха пятигласника и Псалтири с восследованием Цетинье


Художники-миниатюристы часто переезжали с места на место. Поэтому школ миниатюры не было, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях некоторых городов.

средневековый монастырь Санаин


В конце VIII в. под покровительством Карла Великого была основана книгописная мастерская в Ахене. В миниатюрах, созданных здесь, художники использовали и варварские, и античные традиции. Сложное плетение узоров, пурпур и золото придавали миниатюрам великолепие.

Книжная миниатюра «Четыре евангелиста», книгописная мастерская в Ахене


Впервые в средневековой Западной Европе в них появились изображения человека - евангелистов в величественных и торжественных позах, как правило с книгой и пером в руках.

Книжная миниатюра. XVIIв. Афон. Пророк Агей


Через несколько десятилетий традиции каролингской миниатюры стали известны в Реймсе, Туре (современная Франция) и других городах. В изображениях постепенно исчезла античная величавость - человеческие чувства оживили персонажей миниатюр.

Крестьяне. Миниатюра из французской рукописи


Гобелены

Гобелен - стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Первоначально гобелены назывались шпалерами . А слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов

Шпалера из серии «Дама с единорогом»


В Европе первые шпалеры пявились в XII-XIII вв. в Германии. Тогда на юге Европы стены украшала фресковая живопись, на севере Европы появились шпалеры. Они не только украшали стены кафедральных соборов, а затем замков и дворцов, но и позволяли сохранить тепло, защититься от сквозняков.

Триумф надежды. Брюссель



В XV веке во Франции появились шпалеры «мильфлер» (mille fleur , что означает «тысяча цветов»). На тёмном зелёном или красном фоне рассыпано множество букетиков цветов и ягод, часто изображённых с ботанической точностью. На цветочном фоне изображались аллегорические сюжеты, сцены из сельской жизни и сюжеты из Библии, отдельные фигуры юношей и девушек, животных и птиц.


К концу XV века в шпалерах появляется реалистический пейзаж, тогда как в более ранних работах пейзаж, если появлялся, был весьма условным.

«Родник», из серии 8 гобеленов, вытканных на одноименной мануфактуре при королевском дворе в 17-ом веке


Экслибрис

Эпоха средневековья завершалась, и живопись постепенно отделялась от других видов изобразительных искусств. Одним из достижений живописи Средних веков является экслибрис.


Эксли́брис (от лат. ex libris «из книг») - книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.

Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.

Гравированный экслибрис немецкого художника Альбрехта Дюрера


Заключение

В Средние века не сущестовало живописи как таковой, она была неразрывно связана с другими видами изобразительного искусства. Долгое время художник воспринимался как ремесленник, такая профессия не уважалась. Но эти обстоятельства не мешали развитию живописи, мастерство живописцев росло.

Живопись Средних веков позволила развиваться многим видам искусств более позднего времени, которые продолжали веяния и основывались на достижениях средневековья.

«Средневековая культура» - «Каролингский ренессанс». Изучить глубоко и всесторонне материал о средневековой литературе и искусстве. Проект: «Средневековая литература и искусство». «Трагедия личности Христа». Героический эпос средневековья: «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», «Песнь о Нибелунгах». Камень. Найти ответ на данный вопрос и наметить пути решения.

«Средневековые рыцари» - Башня замка. Вид сбоку. Средневековый замок. Рыцарь в доспехах. Замок, вид сбоку. Средневековый замок при нападении. Рыцарь на коне. Жизнь рыцарей. Средневековый замок, общий вид. Общий вид замка. Вечерний замок. Общий план замка. Замок, общий обзор. Средневековый замок, репродукция. Замок, вид спереди.

«Средневековая литература» - Поводом послужили события 778 года в перевале Ронсенваль. Мы включили бы в экспозицию рассказ о «Романе о лисе». Музей Средневековой культуры и быта. Основная тема романа- успешная борьба лиса с тупым кровожадным волком. Мы изучили: Презентация группы литераторов. Какие литературные жанры существовали в Средние века.

«Средневековые города Казахстана» - Средневековые города казахстана. ТАНДЫР глиняная печь для обогрева средневекового дома и выпечки лепешек. И долго при луне Стояли мы на крепостной стене. СУФА Глиняный помост для отдыха, расположенный вдоль стен. Средневековые города Казахстана (X-начало XIII веков). Названия некоторых городов можно найти лишь в народных легендах и преданиях.

«Средневековое искусство» - Эксперимент. Наука в средние века. Гутенберг, Иоганн. Художественный стиль в архитектуре и искусстве Европы в 11 – 12 вв. Развитие стран Европы. Схоластика. Готический стиль. Средневековая архитектура. Используемая литература. Дух перемен. Вывод. Средневековая наука подчинялась строго определенному иерархическому порядку.

«В средневековом замке» - Феодал. Бадья из колодца замка Руннебург около 1250 года. Гигиена. Лампа 15 век. Интерьер замка. Занятия. Охрана. Жизнь и быт в средневековом замке. Отопление и освещение. Паровая баня 14 века. Стенной камин в замке Вилденберг. Начало 15 века. Военное содержание. Управление. Сосуд для запасов и настольные горшки.

Искусство средневековья


Искусство

Средневековье часто называют темным и мрачным. Этому способствовали религиозные войны, деяния инквизиции, неразвитая медицина.

Однако Средние века оставили немало памятников культуры, достойных восхищения потомков. Архитектура и скульптура не стояли на месте: вбирая в себе особенности времени, они порождали новые стили и направления.

Вместе с ними неотступно шла и живопись Средневековья



С XI по XII век во всем европейском искусстве доминировал романский стиль. Основное выражение он получил в архитектуре. Для храмов того времени характерна трех-, реже пятинефная структура базилики, узкие окна, не дающие особого освещения. Часто архитектуру этого периода называют мрачной. Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью. В центре их внимания был сакральный смысл, поэтому живопись Средневековья, кратко задерживаясь на деталях, в первую очередь передавала символическое значение, искажая для этого пропорции и соотношения



Художники того времени не знали перспективы. На их полотнах персонажи находятся на одной линии. Однако даже при мимолетном взгляде легко понять, какая фигура на изображении главная. Для установления четкой иерархии персонажей мастера делали одних значительно превосходящими ростом других. Так, фигура Христа всегда возвышалась над ангелами, а они, в свою очередь, доминировали над простыми людьми.


У этого приема была и обратная сторона: он не давал особой свободы в изображении обстановки и деталей фона.

В результате живопись Средневековья того периода уделяла внимание лишь главным моментам, не утруждая себя запечатлением второстепенного. Картины представляли собой своего рода схему, передающую суть, но не нюансы



Живопись европейского Средневековья в романском стиле изобиловала изображениями фантастических событий и персонажей.

Предпочтения часто отдавались мрачным сюжетам, повествующим о грядущей каре небесной или чудовищных деяниях врага рода человеческого.

Большое распространение получили сцены из Апокалипсиса.



Готическая живопись Средневековья во многом обязана своим возникновением преобразованиям религиозной жизни. Так, к началу XIII века практически все алтари дополнялись запрестольным образом, состоящим из двух либо трех картин и изображающим сцены из святого писания.

Руководствуясь его примером любви к жизни во всех ее проявлениях, деятели искусства стали уделять больше внимания реальности. На художественных полотнах по-прежнему религиозного содержания стали появляться детали обстановки, выписанные столь же тщательно, как и главные персонажи



Живопись эпохи Средневековья на территории наследницы Римской империи достаточно рано приобрела многие прогрессивные черты. Здесь жили и трудились Чимабуэ и Дуччо, два основоположника зримого реализма, который вплоть до XX века оставался главным направлением в изобразительном искусстве Европы. Алтарные образы в их исполнении часто изображали Мадонну с младенцем



Живопись Средневековья еще в романский период обогатилась новым приемом. Мастера стали наносить краски поверх еще сырой штукатурки. Такая техника была связана с определенными сложностями: художник должен был трудиться быстро, выписывая фрагмент за фрагментом в тех местах, где покрытие еще оставалось влажным. Зато такой прием приносил свои плоды: краска, впитываясь в штукатурку, не осыпалась, делалась ярче и могла оставаться неповрежденной очень длительное время


Спасибо за просмотр

Подготовил ученик 10 «В» класса Акимов Александр

Статьи по теме: