Скачать презентацию шишкин биография и картины. Презентация на тему "художник шишкин". «Среди долины ровныя»»

В данной презентации собраны картины знаменитого художника И.И.Шишкина. К каждой картине есть объяснение или в прозе, или в стихах. Можно использавать презентацию на уроках литературного чтения, изобразительного искусства, окружающего мира.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898) «Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство и тут он не имеет соперников, он единственный». В.В. Стасов В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

«Сосновый бор» (1872) «Сосновый бор» – это «портрет» досконально изученного прикамского леса, где вырос сам художник.. На картине изображена уральская природа. На полотне молодые, но уже крепкие и стройные сосны тянутся ввысь, мелководный лесной ручей тихо журчит у их подножия. В этой картине Шишкин достиг большой органичности всех объектов на картине.

«В лесной глуши» (1872) На Второй выставке передвижников Шишкин представил картину «В лесной глуши», за которую в 1873 г. получил звание профессора. Пространственно выстраивая композицию от затененного переднего плана до глубины, где среди чахлых деревьев виден слабый солнечный просвет, он дает возможность ощутить сырость воздуха, влажность мхов и валежника, проникнуться этой атмосферой, словно оставляя зрителя наедине с гнетущей глухоманью.

Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее - получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности, максимально близкой к реальности. «Лесной пейзаж» (1874)

«Рожь» 1878год 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Здесь в то время разместилась шестая выставка передвижников. Среди выдающихся полотен И. Е. Репина, Н. А. Ярошенко К. А. Савицкого, А. И. Куинджи. выделялся пейзаж Шишкина "Рожь". Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова - двух поэтов, которых Шишкин особенно любил. Все рожь кругом, как степь, живая, Ни замков, ни морей, ни гор. Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор. Н.А. Некрасов "Тишина".

«Ручей в лесу» (1880) Родной земли прелестный уголок. Таинственно шумит сосновый бор. Течёт промеж деревьев ручеёк, Ведёт с травой и мхами разговор. В бору ослабевает летний зной – Здесь царство полумрака и теней. Здесь ощущаешь запах смоляной. Ручей, журча, течёт среди камней. Когда ему перегородит путь Валун, поток пытаясь задержать, Ручей его сумеет обогнуть И продолжает весело бежать. Как хорошо! И исчезает грусть, Проходит безо всякого следа. Нагнусь к ручью и из него напьюсь. Как сладка желтоватая вода! Здесь тень, а дальше виден яркий свет – На дальнем плане всё озарено… Милей родной земли на свете нет! Об этом говорит нам полотно! Иван Есаулков.

«Дубы».(1887) Былинным величием веет от лесных пейзажей Шишкина, более всего любившего изображать могучие вековые дубы. Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. Потому в картинах Шишкина привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета.

«Бурелом» (1888) Мой зритель, вспомни о былом, Когда ты в отрочества годы, В час единения с природой, Забрёл в такой же бурелом. Прислушиваясь к тишине, Здесь лишь охотник пробирался, Да иногда шатун скитался Перед весной, забыв о сне. Деревьев стройные ряды Уходят в сумрак величаво, Как витязи на поиск славы, На отражение беды. Непроходимые углы Тайги, где всюду ели, ели И где изгнили, обомшели Давно упавшие стволы. Ковром на каждом мох лежит, А рядом группами и порознь Прелестная младая поросль С грибами весело бежит. Она торопится туда, Где через редкие просветы Между стволами солнце светит И отражается вода. Родной природы нашей жизнь В картине мрачной и суровой Изображает Шишкин снова. И как неутомимо кисть Рисует дикие места, Непроходимость бурелома. Как сердцу русскому знакома Таких вот дебрей красота! И. Есаулков

«Утро в сосновом лесу» (1889) Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу". Замысел ее подсказала Шишкину поездка в вологодские леса. Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.

«На севере диком…» (1891) Это стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова было выбрано Иваном Ивановичем Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта. Так же, как и в стихотворении Лермонтова, в картине мощно звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом. Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет.

«Корабельная роща» (1898) В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Густые кроны бросают на них тень. Срезая рамой верхушки деревьев художник усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому, бегущему по камням и песку ручью. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Две вспорхнувшие желтые бабочки над водой, зеленоватые отражения в ней, чуть голубоватое небо, скользящие лиловатые тени на стволах привносят трепетную радость бытия, не нарушая при этом впечатления разлитого в природе покоя. Прекрасно написана поляна справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету молодой порослью.

Литература: 1 . Шишкин И.И. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1964-150с.: ил. Всего 39 картин. 3.И. Есаулков http://www.stihi.ru 2 . http://ru.wikipedia.org


Художник Шишкин

Слайдов: 6 Слов: 258 Звуков: 0 Эффектов: 18

Выдающийся русский художник - пейзажист девятнадцатого века. Шишкин Иван Иванович (1832-98), русский живописец и график. В эпических образах раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы (преимущественно лесной). Мастер литографии и офорта. Русский художник. Выдающийся мастер пейзажа, органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма и реализма. Родился Шишкин в купеческой семье. Отец художника был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества Шишкин учился в петербургской Академии художеств. - Шишкин.ppt

Картины Шишкина

Слайдов: 12 Слов: 329 Звуков: 0 Эффектов: 17

Иван Иванович Шишкин - выдающийся живописец-пейзажист, воспевший красоту русского леса. Современники называли его «царем леса». Картина «Корабельная роща» - последняя работа художника (1898). Смерть его наступила внезапно, во время работы над новой картиной. «Сосновый бор». «Дождь в дубовом лесу». «Утро в сосновом лесу». Работа с репродукцией. Опушка соснового бора. Величавые стройные сосны. Прозрачный ручеек. Ласковое летнее солнце. Восхищение художника красотой природы. Подбор рабочих материалов. Написание сочинения. Рефлексия. - Иван Шишкин.ppt

Художник Шишкин

Слайдов: 12 Слов: 356 Звуков: 0 Эффектов: 0

Шишкин Иван Иванович. Биография. Преподаватели. Художник получил Большую серебряную медаль. Достигнутые успехи. Звание академика. Сосны, освещённые солнцем. Утро в сосновом лесу. Корабельная роща. Шишкин активно работал на открытом воздухе. Умер. - Художник Шишкин.pptx

Пейзажист Шишкин

Слайдов: 10 Слов: 538 Звуков: 1 Эффектов: 33

Иван Иванович Шишкин. 1832 - 1898. Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в Петербург. Среди русских пейзажистов Шишкин бесспорно принадлежит место самого сильного рисовальщика. Самая местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и пр. - получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности. - Пейзажист Шишкин.ppt

Иван Иванович Шишкин

Слайдов: 15 Слов: 729 Звуков: 0 Эффектов: 0

Шишкин Иван Иванович. Биография. Место самого сильного художника. Реалистичность нередко вредила его пейзажам. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. "Утро в сосновом бору". Рубка леса. Рожь. "Папоротники в лесу. "Ручей в березовом лесу". "Дубовая роща". "Тевтобурский лес". "Швейцарский пейзаж". "Лес перед грозой". "Старые липы". - Иван Иванович Шишкин.ppt

Биография Шишкина

Слайдов: 20 Слов: 1369 Звуков: 0 Эффектов: 0

Иван Иванович Шишкин. Выдающийся живописец. Уроки живописи. Художник. Лето и осень. Сосновый бор. Беспредельная ширь. Пленэрность. Громадность общего. Вид в окрестностях Петербурга. Тевтобургский лес. Полдень. Лесная глушь. Дубы. Утро в сосновом лесу. Рожь. Корабельная роща. Лесные дали. - Биография Шишкина.ppt

Творчество Шишкина

Слайдов: 34 Слов: 1517 Звуков: 2 Эффектов: 8

Иван Иванович Шишкин. Обучаясь в Академии художеств, Шишкин быстро выделился среди учеников. В окрестностях Петербурга. Дубки. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Стадо в лесу 1864. И. И. Шишкин в Дюссельдорфе. Вид в окрестностях Дюссельдорфа. Эпопея русского леса. Рубка леса. Лес вечером. Прогулка в лесу. Полдень в окрестностях Москвы. Лесной пейзаж с цаплями. Лесная глушь. Зима в лесу. В 1865 г. Шишкин обосновывается в Петербурге. Рожь. Пасека. Папоротники в лесу. Заросший пруд у опушки леса. Лесные дали. Дубовая роща. Утро в сосновом лесу. Пейзаж с включением в него жанровой сценки с резвящимися медведями. - Творчество Шишкина.ppt

Картины Шишкина

Слайдов: 20 Слов: 622 Звуков: 0 Эффектов: 1

Шишкин Иван Иванович. Краткая биография. Раннее творчество. Зрелость. С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие. Галерея художника. Утро в сосновом лесу. Лесное кладбище. «На севере диком стоит одиноко…» по мотиву стихотворения М.Ю.Лермонтва. Корабельная роща. Рожь. Дубы. Дубки. Зима. Лес вечером. Лесные дали. Дубы в старом Петергофе. Сосновый бор. Дубовая роща. - Картины Шишкина.ppt

Пейзажи Шишкина

Слайдов: 31 Слов: 826 Звуков: 0 Эффектов: 0

Что такое пейзаж? Городской пейзаж. Федор Алексеев «Соборная площадь в Московском Кремле». Сельский пейзаж. И. Левитан «Владимирка». Морской пейзаж. И. Айвазовский «Восход луны». С чего началось творчество И.И. Шишкина. В картине «Корабельная роща» сосны изображены очень натурально, живо. Что же любит изображать И. И. Шишкин? Картина «Лесные дали». В работе «Сныть – трава. Пейзаж «Полдень. В окрестностях Москвы» Как - будто наполнен воздухом. Задание. Сельский Архитектурный Индустриальный. Молодец!!! Ответ правильный! Сельский Городской Индустриальный. Вопросы. Где Родился И. И. Шишкин? - Пейзажи Шишкина.ppt

Шишкин лес

Слайдов: 36 Слов: 783 Звуков: 0 Эффектов: 47

Тема учебного проекта ЧАРОДЕЙ ЛЕСА. И.И.Шишкин- чародей или певец русского леса? Какова основная тема творчества художника И.И.Шишкина? Человек и природа. Почему русский художник И.И.Шишкин воспевает красоту леса? Какие картины великого мастера ты знаешь? Учебные предметы. История. Литература. Изо. Дидактические цели: Вызвать интерес к жизни и творчеству И.И.Шишкина. Совершенствовать межпредметные связи (ИЗО, история, литература). Развивать монологическую речь учащихся. Методические задачи. Формировать умение работать с большим объёмом информации. Заинтересовать учащихся в более глубоком изучении литературы. -

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Иван Иванович Шишкин

Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской семьи Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств, где числился учеником профессора С. М. Воробьёва.

Среди всех русских пейзажистов, Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он проявляет себя удивительным знатоком растительных форм – деревьев, листвы, травы, воспроизводящим их с тонким пониманием характера. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их сочетание и смеси, получали у него своё истинное лицо, без всяких прикрас или преуменьшений.

«Утро в сосновом лесу» Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Замысел её подсказал Ивану Шишкину Константин Аполлонович Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу».Видимо, «Туман в сосновом лесу», породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Первоначально, у Шишкина на картине не было медведей, их в последующем нарисовал Савицкий.

«Корабельная роща» Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».

«Рожь» Эта картина экспонировалась на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств. Тему для этого произведения - как и для многих других своих картин - Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью.

Назвав эту картину первой строчкой из известного стихотворения Лермонтова, Шишкин недвусмысленно указал на ее источник. Это стихотворение было выбрано Шишкиным для иллюстрации собрания сочинений, которое готовилось к выпуску в свет и приурочивалось к 50-летию со дня гибели поэта. Заказчиком был петербургский издатель П.П. Кончаловский, один из пайщиков известного книгоиздательства И.Н. Кушнерева. «На севере диком...»

В картине «Сосновый бор» нет ничего случайного, в том числе и время дня - полдень, выбранный, чтобы создать образ России в расцвете ее внутренних сил. Известный критик Стасов называл картины Шишкина «пейзажами для богатырей». Одновременно Шишкин стремится к максимально достоверному, «научному» подходу к изображаемому мотиву. О Шишкине говорили: «Он реалист убежденный, реалист до мозга костей, глубоко чувствующий и горячо любящий природу... «Но при этом художник конструирует пейзаж, театрализует его, предлагая некий «природный спектакль». «Сосновый бор»

«Автопортрет» «Автопортрет» сделан Иваном Ивановичем Шишкиным в 1886 году. Хранится он в Государственном русском музее. На нем живописец изобразил себя умудренным жизнью человеком в зрелом возрасте. У него за плечами на тот момент более 30 лет плодотворного творчества.

Другие работы Шишкина Сумерки. Заход солнца Полдень. В окрестностях Москвы

К осени Обрыв

На даче Полянка Золотая осень Крестовский остров в тумане

Финские пейзажи Лес Смешанный лес По берегу моря

Крым В Крыму. Монастырь Козьмы и Дамиана под Чатырдагом Горная дорожка. Скалистый берег



Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в городе Елабуга, который расположен в нашей республике, всего в ста шестидесяти километрах от Казани. Он один из самых известных русских пейзажистов. Шишкин хорошо знал русскую природу и очень ее любил. Дубовая роща Масло. Его называли «лесной богатырь- художник», «царь леса», «старик- лесовик», его могли сравнивать со старой крепкой сосной, мхом поросшей», но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонниокв, учеников и подражателей.


Рожь.1878.Масло. Шишкин родился в семье небогатого купца. Отец-человек широких интересов- единственный из близких, кто поддержал желание сына стать художником. С 1852 по 1856 год Шишкин учился в московском художественном училище. С 1856 по 1860 он продолжил обучение в Петербургсокй Академии художеств. Развитие его шло стремительно. За свои успехи Шишкин получает последовательно все возможные награды. Получив большую золотую медаль в 1860 году за две картины одного названия «Вид на острове Валааме», Шишкин три года проводит за границей.


Сосны, освещенные солнцем Масло Он работает главным образом в Германии и Швейцарии. Посещает Чехию, Францию, Бельгию и Голландию. После возвращения в Петербург художник с наслаждением пишет «русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русской далью», которые снились ему в Европе.Один из первых его шедевров можно назвать песней радости - «полдень. В окрестностях москвы» (1869). Он и дальше предпочитает ясность, полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни - «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии».


Зима Масло Есть у Шишкина и лесная чаща, вызывающая у зрителя некоторый трепет, как если бы он оказался на самом деле один зимой в лесной глуши.


Заросший сад. Сныть-трава. Этюд Масло Шишкина часто упрекали за слишком подробные детали на его картинах. Многие художники считали его живопись неживописной, называли его картины раскрашенным рисунком. Тем не менее его картины всегда дают целостный образ. И этот образ мира, который Шишкин не может «смазать» произвольными движениями своей души. Даже самое малое в мире несет в себе частицу большого, потому его индивидуальный облик не менее важен, чем изображение целого леса или поля. Вот почему малое никогда не теряется в его картинах. Оно выходит на первый план, кк будто нам под ноги, каждой травинокй, цветком, бабочкой.


Корабельная роща Масло. Какой-то период он преподавал в Академии художеств. В процессе обучения, как и в своей работе, для лучшего изучения природных форм он использовал фотографию.Последнее произведение художника - «Корабельная роща». Вскоре Шишкин скончался, во время работы над новой картиной.



Эпиграф:

Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, по два, по три этюда в день катает, да каких сложных, и совершенно оканчивает. И когда он перед натурой... то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается, тут он все знает...

Цели:

  • Знакомство учащихся с творчеством И.И.Шишкина;
  • Воспитание чувства любви к Родине, к родной природе, культуре своей страны через произведения выдающегося художника, посвятившего свое творчество, русской природе.

Задачи: погружение в мир удивительных пейзажей Ивана Ивановича Шишкина.

Оформление: М. Глинка. Вариации на тему «Среди долины ровныя…», «Среди долины ровныя…» (песня), «Рассвет на Москве реке» М.П. Мусоргский; репродукции картин: портреты И.И.Шишкина (Крамской), «Рожь», «Среди долины ровныя…», «Рубка леса», «В полдень в окрестностях Москвы», «Сосновый бор», «На севере диком», «Разливы рек ее подобные морям…», « Лесные дали», «Бурелом» и т.д., презентация «Певец русского леса – Иван Иванович Шишкин».

Возможные формы проведения: «выставочный зал» (репродукции картин), музыкально – художественная композиция с использованием презентации (классный час или урок истории, МХК).

Вступление:

Смена слайдов (слайд-шоу) с репродукциями картин Шишкина и музыкальное сопровождение – М. Глинка. Вариации на тему «Среди долины ровныя…». Слайд 2. (Презентация 2 )

Вступительное слово учителя: Сегодня нам предстоит удивительная встреча с творчеством Ивана Ивановича Шишкина – выдающегося художника второй половины XIX века.

Портрет И.И.Шишкина.
1880г.,
(Крамской)
Слайд 4
Певец русского леса Иван Иванович Шишкин и сам был похож на могучего «лесовика»: высок ростом, широк в плечах, громкоголос, энергичен, с руками большими и сильными, взглядом быстрым и внимательным. Таков он на портрете 1880 г. Работы его друга художника Крамского.
Портрет И.И.Шишкина.
1873г.,
(Крамской)
Слайды 5,6
«В окрестностях Дюссельдорфа».
1865г.
Слайд 7
Родился Иван Иванович в 1832г. в городе Елабуга на Каме. Там провел детство и раннюю юность, туда возвращался не раз в пору зрелости и возмужания.
Учился Шишкин в Московском училище живописи и ваяния и в Петербургской Академии художеств.

В качестве пенсионера Академии, удостоенного Большой золотой медали, молодой художник был послан на три года в Германию и Швейцарию, где прославился своим мастерством рисовальщика.

«Рубка леса».
Слайд 8
Первой его крупной работой по возвращении на Родину стало полотно «Рубка леса»(1867г.). В нем ярко проявилось одно из главных свойств творческого метода Шишкина – интерес к деталям.
Ничто не ускользает от взгляда художника: ни особенности строения пня спиленного дерева, ни различные породы растущих у его подножия цветов и трав, ни вспугнутая лисичка…. Все, что определяет жизнь леса, привлекает внимание художника и удостаивается его тщательного изучения. Все это он воспроизводит в картине. Правда, композиционно она еще как бы распадается на отдельные куски, живущие вполне самостоятельной жизнью. Столь же условна и передача освещения, мало связанного с общим живописным строем полотна.
«В полдень в окрестностях Москвы».
Слайд 9
С картиной «В полдень в окрестностях Москвы»(1869г.) (мотив пейзажа был найден художником в селе Братцево, под Москвой) в творчество Шишкина вошла тема Родины. Широта полей и урожайных нив с островками деревень и сел, высокий шатер неба, взметнувшийся над бескрайним простором, вызывают чувство радостного приобщения к великому и вечному, что зовется Родной землей, Отчизной.
«Сосновый бор».
Слайд 10
Написанный через два года « Сосновый бор» явил собой силу возросшего мастерства живописца. Яркий образ могучего соснового леса выражен здесь в глубоко продуманной и четко построенной композиции. Подробная детализация уже не нарушает цельности изображения, и освещение выглядит естественным и натуральным: пространство кажется наполненным солнечным светом и воздухом.

«Рожь».
Слайд 11

70 -80-е годы – время наивысшей творческой активности Шишкина. Одна за другой создаются его лучшие работы. С ними приходят к художнику слава и всеобщее признание.

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни глянешь
Все кругом светло.
(Иван Суриков)

Будто солнцу улыбаясь,
На соломке молодой,
Дремлет медленно качаясь,
Ржи колосик золотой.

Классическим произведением русского искусства стала картина «Рожь».
Кажется, не окинуть взглядом огромного поля, в котором и дорога теряется, словно заблудившись в его бесконечности, и едва заметны из высокой ржи крестьяне. Не постичь высоты голубого неба, которого не могут достать вершины богатырских сосен… Есть в этих образах нечто от народной сказки, извечных представлений о красоте Родной земли. «Рожь» работа опытного и умелого мастера. Композиция поражает цельностью и ясностью построения. Низкая линия горизонта, позволяет ощутить высоту неба. Двойной изгиб дороги и ритмическое расположение, словно шагающих, по полю сосен уводят глаз в бесконечные дали.
Изображение едва заметных из – за высокой ржи крестьян, идущих по дороге, служит дополнительной пространственной вехой, одновременно внося в картину оживление.

Тихо встала рожь на цыпочки,
Потянулась к небесам.
Лето пестрое рассыпалось
По полянам, по лесам…

Солнце чертит в небе полосы,
Птицы песню завели…
Созревай же колос к колосу,
Сладкий хлеб моей земли.

(Янина Дягутите)

«Среди долины ровныя…».
Слайд 12
Эпические темы широты и раздолья, величия и могущества русской природы в творчестве Шишкина нередко вызывают у зрителей песенно-фольклорные аналогии.
К этим аналогиям художник стремится сознательно. Так, по мотивам известной народной песни «Среди долины ровныя…» в 1883 году им была написана картина того же названия. (Звучит песня «Среди долины ровныя …»)

(слова: А.Мерзлякова)

Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.

Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах.

Взойдет ли красно солнышко, –
Кого под тень принять?
Ударит ли погодушка, –
Кто будет защищать?

Ни сосенки кудрявыя,
Ни ивки вкруг него;
Ни кустики зеленые
Не вьются вкруг него.

Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько молодцу
Без милой жизнь вести!

Есть много сребра, золота:
Кому их подарить?
Есть много славы, почестей:
Но с кем их разделить?

Однако в картине нет настроения тоскующего одиночества, свойственного этой песне. Полотно, по-шишкински, мажорно и обогащено огромными познаниями и беспредельной любовью к родной природе.

«На севере диком»
1891г.
Слайд 13
Не только к народным песням, но и к классической русской поэзии обращался Шишкин. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Сосна» породило картину «На севере диком» (1891г.)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине cocнa.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

«Разливы рек ее подобные морям…»
1890
Слайд 14
Другое стихотворение Лермонтова «Родина», вызвало к жизни интересно и сложно разработанный графический лист «Разливы рек ее подобные морям…»

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю – за что, не знаю сам –
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…

« Лесные дали»
1884 г
Слайд 15
Понятие « шишкинский пейзаж» давно уже стало нарицательным – это, прежде всего пейзаж лесной или непременно включающий в себя мотив леса. Лесные сюжеты разработаны в творчестве Шишкина богато и разнообразно: от небольших этюдных набросков или зарисовок, каких-то незначительных на первый взгляд частностей… до серьезных композиций, содержащих в себе большие идеи и глубокие образы.

Дремлет лес: ни звука, –
Лист не шелестит…

(Иван Суриков)

Второй составной частью понятия « шишкинский пейзаж» является присутствие примет природы, могучей и сильной.
Творческий метод Шишкина, основан на пристальном изучении природы во всех ее деталях и частностях. Художник тщательно прослеживает объемы ствола и ветвей, фиксируя все изгибы и изъяны, которые оставили на старом стволе время и непогода.
Рука художника тверда, штрих и линия безупречно лепят форму с точностью и легкостью, доступной только очень большому мастеру.
На протяжении всего своего творческого пути и особенно в зрелые годы, Шишкин – мастер эпического повествования – стремился овладеть тайной лирического постижения жизни природы.

«Бурелом»
1888г.
Слайд 16

Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью темною
Затуманился.

(Алексей Васильевич Кольцов)

Темы гибели, увядания были абсолютно чужды творческому мироощущению художника. Лесная глушь поражала его не страхом тления, а силой жизни природы: мощностью стволов, пышность мохового ковра.

Во лесу, во лесочке
Росла трава – мурава.
До пояса доросла,
Березку обвила.

(Потешки)

«Дождь в дубовом лесу»
1891г.
Слайд 17
Очень редко на картинах художника встречаются изображения людей. В своих работах художник общается с природой.
Так в картине «Дождь в дубовом лесу(1891г.) образ по – шишкински могучей дубовой рощи обогащен настроением лирической задумчивости, недосказанности: серая пелена дождя смягчает краски, а фигурки идущих куда – то по лесу людей придают изображению интимность.
«Сосны, освещенные солнцем»
1886г.
Слайд 18
Много работая на натуре и непосредственно сталкиваясь с проблемой взаимодействия света, цвета и воздуха (пленэр), Шишкин создал лучшие пленэровские этюды, например «Сосны, освещенные солнцем». Лесная опушка кажется действительно наполненной светом и воздухом, напоенной сухим запахом хвои. Словно воочию ощущаешь летнее тепло и свежесть еще не опаленного зноем лета.
«Зима».
1890г.
Слайд 19

Идет волшебница зима…
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;

(А.С.Пушкин)

У Шишкина редко встречаются зимние пейзажи, лучший из них «Зима» очень точно передающий впечатление «звенящего» морозного воздуха, иллюзию свежевыпавшего снега.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

(Сергей Есенин)

Жаль озябшего бедняжку –
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.

(Загадка)

Утро в сосновом лесу.
Слайд 20
«Шишкинский пейзаж» – это, прежде всего пейзаж лесной или непременно включающий в себя мотив леса. С картиной Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу» сложилась ситуация, похожая на историю картины «Осенний день. Сокольники» Левитана. Медведи на картине написаны другим художником. Это Константин Аполлонович Савицкий (Ошибка Шишкина?).
В 1951 г. известный деятель природоохраны, профессор Одесского университета И.И.Пузанов посвятил знаменитой шишкинской картине специальное стихотворение, которое так и назвал «Утро в лесу»:

Лес только что проснулся утром рано…
Еще лежит в низинах сизый пар,
Но солнце встало: утренний пожар
Заполыхал в вершинах рдяно.
Студеный воздух тих и дышит пряно
Смолой, грибами. Бор дремучий стар:
Завален буреломом ветхий яр,
Зарос малинником откос поляны.
Какая тишь! Лишь робкий дятла стук
В ветвях сосны высокой медвежонка
Насторожиться заставляет вдруг.
Но зря он слух свой напрягает тонкий,
Встав на дыбы, его спокойна мать;
И братьям любо на стволе играть.

(М. П. Мусоргский. «Рассвет на Москве реке»).

«Корабельная роща».
1898 г.
Слайд 21
Творчество Шишкина не зало периода усталости или упадка. И в последние годы своей жизни живописец работал с прежней неутомимостью, с прежним стремлением к совершенству.
Картина «Корабельная роща» («Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги») была написана незадолго до смерти художника и вобрала в себя все лучшие стороны его таланта.
Картина показывает потрясающую изысканность и продуманность колорита, тут все цвета – на своем месте.
Эта картина – художественное завещание мастера, торжественный финал той эпопеи леса, что он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни. Картина прозвучала мощным заключительным аккордом торжественного гимна в честь русской природы.

Заключительное слово учителя:

Творчество Шишкина является замечательным наследием русской культуры. В каждой из его работ прослеживается масштаб личности и таланта могучего художника. Мастер реалистического пейзажа оставил потомкам творения, имеющие мировую ценность. Не случайно современники называли Ивана Ивановича Шишкина – «лесной богатырь – художник».

1. Тестовое задание Слайд 22
2. Напишите синквейн по картине. Слайд 23

Используемая методическая литература:

  1. «Художественная галерея» Шишкин.№ 065, 2005.
  2. «Великие художники» Шишкин. М.: Директ-Медиа, 2009.
  3. «50 художников. Шедевры русской живописи» № 01.2010г.
  4. Студия Диафильм «Певец русского леса – Иван Иванович Шишкин».
  5. gallerix.ru
Статьи по теме: