Скачать презентацию на тему лексика. Лексика презентация к уроку по русскому языку на тему. Лексика с точки зрения происхождения и употребления

МБОУ «Мотызлейская основная общеобразовательная школа»

Урок-обобщение по теме:

Выполнила : учитель русского языка и литературы Ширяева М.В.


  • Лексикология, являясь одним из разделов науки о языке, рассматривает слово как элемент словарной системы русской речи. « В лексикологии, - пишет Н.М. Шанский, - слова изучаются с точки зрения:
  • их смыслового значения,
  • места в общей системе лексики,
  • происхождения,
  • употребляемости,
  • сферы применения в процессе общения,
  • экспрессивно-стилистического характера.»

  • Знать определения изучаемых лексических понятий.
  • Уметь отграничить изучаемые явления друг от друга в наиболее прозрачных случаях.
  • Научиться пользоваться основными из них в собственной речи.
  • Научиться пользоваться толковым словарем

Лексика

Однозначные и многозначные слова

Прямое и переносное значение слов

Омонимы

Синонимы

Антонимы


  • Однозначные слова обозначают только один предмет, один признак, одно действие: гантель, грач, кувшин, олень, мальчик.
  • Многозначные слова имеют несколько лексических значений: земля – планета, суша, край, почва, участок; свежий – свежая газета – «только что напечатанная», свежее молоко – «только что подоённое, свежий хлеб – «только что испечённый», свежий фильм – «только что вышедший на экраны кинотеатров».

  • Перенос значения слова происходит на основе сходства предметов в чем-либо. Если какие-то предметы и явления похожи, они нередко получают одно и то же название.
  • Слова, использованные в переносном значении, обогащают наш язык, помогают сделать нашу речь образной, яркой и выразительной.

По форме:

кольцо на пальце – кольцо дыма

По функции:

крыло птицы – крыло самолёта

По цвету: золотой браслет – золотой берег

Пути переноса значения

По оценке : ясный день – ясная речь

По расположению к чему-либо : нос животного – нос лодки

По впечатлению : злой человек – злой ветер


Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.

Железный гвоздь, румяная девочка, глухая собака, спящая красавица, сладкий пирог, золотые часы, черная шаль, кудрявый малыш.



  • Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
  • Какую соль не кладут в суп?
  • Из каких ноготков нельзя собрать букет?
  • Из какого крана не льется вода?
  • Какой журавль никогда не летает?
  • Какая гусеница не годится для танка?
  • Какой кистью не выкрасишь стену?
  • Какой лопаткой не вскопаешь грядку?

  • Синонимы – слова одной и той же части речи, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу.
  • Метель – буря – вьюга – пурга – буран.
  • Нечаянно – неожиданно – случайно – вдруг.
  • Безграничный – беспредельный – бесконечный – необъятный.

  • Спеши – не спеши, а поторапливайся.
  • Приятелей много, а друга нет.
  • Переливает из пустого в порожнее.
  • Попал из огня да в полымя.

  • Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным значением.
  • Имена существительные: труд – лень, враг – друг, горе – счастье, жара – холод.
  • Имена прилагательные: новый – старый, длинный – короткий, здоровый – больной, легкий – тяжелый.
  • Глаголы: поднимать – опускать, прибавить – отнять, радоваться - грустить,
  • Наречия: далеко – близко, здесь – там, всегда – никогда, вверх – вниз.
  • Антонимы часто используются в образной речи для создания контрастов и противопоставлений.

Ручейку говорила река:

Ты узок, а я … .

Ты мелок, а я … !

Об одном позабыла река –

Что она началась с … .

Чудеса русской речи

Знакомство с лексикой



Лексика- это словарный состав, совокупность слов языка

ЛЕКСИКОЛОГИЯ – раздел языкознания, в котором изучается лексика, т.е. лексикология – изучение лексики, учение о слове или словарном составе языка.

Лексикография – наука о словарях, теории и практике их сопоставления.


Однозначные и многозначные слова

Дайте название следующим рисункам:

Называем ли мы этими словами еще какие-нибудь предметы?

Сколько лексических значений у каждого слова?

Какими же будут слова по количеству лексических значений?

Это однозначные слова.


Что изображено на этих рисунках?

Малярная кисть

Кисть винограда

Кисть из ниток

Что общего между этими разными предметами?

Совокупность однородных предметов – пальцев, щетинок, ягод, – собранных в одном месте.

Сколько лексических значений имеет слово кисть?

Это многозначное слово.


Какая связь обнаруживается у предметов, которые названы одним и тем же словом?

Гребень (петуха) и гребень (для волос)

Лисичка (зверек) и лисичка (гриб)

Нос (человека) и нос (корабля)

Хвост (собаки) и хвост (кометы)


Прямое и переносное значение слов

Прочитайте стихотворение Э. Мошковской. Найдите в нем слова, употребленные в переносном значении, и выпишите их в составе словосочетаний и грамматических основ.

Кислые стихи

Встало солнце кислое,

Смотрит – небо скисло,

В кислом небе кислое

Облако повисло…

И спешат несчастные

Кислые прохожие

И едят ужасное

Кислое мороженое…

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!

Потому что кислое

Было настроение.


Назовите одним словом

Сборник слов, обычно с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык -

словарь

Средство выражения мыслей и орудие общения-

язык

Встречаться, поддерживать деловые или дружеские отношения, связи –

общаться

Первый ярус балконов в зрительном зале над партером и амфитеатром-

бельэтаж

Хорошо покупаемая книга, изданная большим тиражом-

бестселлер


В Нью-Йорке создан клуб двойников.

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом. (А.С. Пушкин)

Есть ли что- то общее в значении двух слов – клуб?

Клуб. 1. Общественная организация, объединяющая людей на основе общности, сходства, близости

интересов.

2.Культурно-просветительное учреждение.

Клуб. Шарообразная летучая

дымчатая масса.


Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написа- нию, но совершенно различные по лексическому значению.

Почему на приеме у врача произошла комическая ситуация?

Врач сказал: «Сейчас для вашего зуба

Подберут подходящий бор».

А я с кресла бежать во весь опор.

По-моему, врач хитрит что-то:

Кому же целый лес в рот совать охота?

Чем объяснить, что собеседник не верит тому, что ему говорят о бегущих по воде барашках?

Смотри, по воде барашки бегут.

– Ну и люди, ну и лгут!

– Полно вам, далеко ль до беды.

Барашки-то ведь тяжелее воды.


Совпадают в одном звучании исконно русское и заимствованное слово

Скат – пологий спуск (русск.)

Скат – крупная хищная морская рыба с плоским телом и острым хвостом (сканд.)

Совпадают в одном звучании исконно русское и заим- ствованное слово

Рейд – набег (англ.)

Рейд – водное пространство (голл.)

Слова приходят из разных языков

Пути возникновения омонимов

Мина – снаряд (франц.)

Мина – выражение лица (франц.)

Слова приходят из одного языка

Пути возникновения омонимов

Расщепление значений многозначного слова

Топить – заставлять тонуть

Топить – отапливать


Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений.

Многозначные слова

Молния. 1. Мгновенный искровой разряд в воздухе скопившегося атмосферного электричества. Сверкнула молния.

Коса . Сплетенные вместе пряди волос.

2. Экстренный выпуск бюллетеня, газеты, книги, а также особо срочная телеграмма. Телеграмма-молния.

Коса. Сельскохозяйственное орудие – длинный изогнутый нож на длинной рукоятке для срезывания травы, злаков.

3.Род металлической или пластмассовой быстро задергивающейся застежки.

Куртка на молнии.

Коса. Идущая от берега узкая полоска земли, отмель.

Лексика

Лексическое значение– это душа, семантическая суть слова

Цель изучения лексики - обогащение словарного запаса учащихся, умение правильно, точно, красиво высказывать свою мысль

Задачи:

  • Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
  • Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
  • Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах.
  • Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.



Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями

усиленение роли словесно –логического, смыслового запоминания

развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов

становление адекватной самооценки

развитие навыков самоконтроля,

самоорганизации и саморегуляции

усвоение социальных норм, нравственного развития

развитие навыков общения со сверстниками


Ожидаемые результаты освоения раздела программы

Личностные результаты

Понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем индивидуальной культуры человека.

Следование в речи моральным нормам и этическим требованиям


Предметные результаты

  • Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их лексическое значение по толковому словарю
  • Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.
  • Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы
  • Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении
  • Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; со словарём омонимов находить в них необходимую информацию о слове.

Метапредметные результаты

Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебной задачи.

Учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.

Умение задавать вопросы.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки на основе наблюдения за собственной речью.





Игровые технологии

  • Игра Переводчик
  • Игра «Следствие ведут»
  • Игра «Соколиный глаз»

Что такое синонимы?

Игра «Переводчик»

Замените все слова (кроме служебных) синонимами.

  • Доктор прописал пациенту

инъекции.

(Врач назначил больному уколы)

2. Разъяренная вьюга замела

тропинки.

3. Шофер вновь стал

внимательно всматриваться

во мрак.

4. Караульный спрятался от

ливня под кровлей здания.

Игра «Следствие ведут знатоки »

О какой профессии идет речь?

А) Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

Б) Лешему Римский-Корсаков придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

В) – Фамилия?

Истомин Валерий Сергеевич.

Что с ним?

Высокая температура, боль в горле.

Вы ему выписали лекарство?

Да, конечно

Назначьте его на консультацию к Зацепиной.

( О художнике )

( О композиторе, музыканте)

( О враче )

Игра «Соколиный глаз»

Кто найдет в тексте больше

устаревших слов?

Снился Святославу смутный сон.

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком.

(столица)

(крупные землевладельцы)

(увидел)

(пророческий)

(глаз)

Фрагмент урока по теме «Прямое и переносное значение слова »

Прочитайте вслух стихотворение: Мне не хватает теплоты,- Она сказала дочке. Дочь удивилась: – Мерзнешь ты И в летние денечки? -Ты не поймешь, еще мала, Вздохнула мать устало. А дочь кричит: – Я поняла! – И тащит одеяло.

Почему дочь не поняла свою маму?

О какой теплоте говорила мать своей дочери?

Какое еще значение имеет слово теплота?

Как вы считаете, это важно – понимать другого человека?

III. Постановка учебной задачи. Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); постановка учебной задачи

Организуется диалог с учащимися:

Как вы считаете, знание каких способностей слова помогут нам понимать других людей?

Чего мы ещё не знаем о значении слова?

Как можно сформулировать и записать тему урока? Какова задача урока?

Попробуйте своими словами ответить на вопрос:

Как происходит перенос значения с одного предмета на другой?

Это удивительное явление, ведь слово – это одно из самых необыкновенных чудес, какие мы можем наблюдать в мире, как говорил К.Ушинский.

А сейчас самостоятельно прочитайте лингвистическое упражнение в учебнике и проверьте правильность наших предположений.

Предметом исследования будет слово – "Доброта»

На доску прикрепляется карточка: Лексика

У. Что изучает лексика?

У. Верно. Минимальной единицей речи является слово. Слово имеет внешнюю форму – звуковую оболочку. Все ли звуки будут словом? Прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой:

А я придумал слово, простое слово "плим"...

Вот прыгает и скачет плим, плим, плим

И ничего не значит – плим, плим, плим.

"Плим" – это слово?

У. Верно, не любые звуки, взятые вместе, будут словом.

Помимо внешней формы, слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение. Что же обозначает слово доброта или прилагательное от этого слова – добрый?

Выслушиваются ответы детей.

Верно. Вы назвали несколько значений слова добрый. Какой отсюда можно сделать вывод?

Д. Это слово многозначное.

У. Правильно. Большинство слов в русском языке имеют несколько значений. Способность слова иметь не одно, а несколько значений называется многозначностью, а слово называется многозначным. В "Толковом словаре русского языка" Д.Н. Ушакова найдите определения слова добрый.

  • Урок на тему «Слово. Лексическое значение слова»

Стадия вызова

Сегодня мы исследуем еще один раздел языкознания – «Лексика» (запись темы). Мы часто употребляем понятие «слово». Изучая в фонетике звуки, мы говорили, что они нужны для построения и различия слов. Изучая части речи, мы говорили, что это группы слов, объединенных общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью в предложении. Изучая синтаксис, мы тоже говорим о словах как членах предложения

Для чего же слово нужно в языке?

Прием «Дерево предсказаний»

Учитель просит учащихся озвучить идеи и предложения. Все версии (правильные и не правильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: согласны ли вы с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.

Вариант № 2

Вариант № 1

Для чего слово нужно в языке?

Вариант № 3

Вариант № 4

Стадия осмысления.

Прием «Инсерт»

Индивидуальная работа, самостоятельное чтение лингвистического текста. Учитель просит по ходу чтения статьи делать в тексте пометки:

\/ - эту информацию я знаю;

Это новая для меня информация;

? – эта информация для меня не понятна.

(Текст «Слово и его значение. Лексика»)

Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику.

Большинство слов имеет лексическое значение , то есть тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово.

Существует несколько способов объяснения лексического значения слов.

краткое толкование чаще всего используется в толковых словарях: ущелье – узкая и глубокая расщелина в горах. Горное ущелье .

ущелье теснина, каньон .

Подбор синонимов (близких по лексическому значению слов) тоже помогает уточнить значение слова, вспомнить и другие слова с таким же значением:

ущелье теснина, каньон .

Подбор однокоренных слов помогает понять, почему именно так назван предмет: ущелье – щель, щелочка, расщелина.

Рисунок объясняет лексическое значение слова. Такой прием знакомства с новым словом часто используется в книжках, адресованных маленьким детям, а также в книгах, где разъясняются значения редко употребляющихся слов.

После чтения текста беседа:

Какая информация вам была знакома?

Какие новые сведения вы для себя отметили?

Все ли понятно? Какие появились вопросы?

Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?

Стадия рефлексии.

Что нового вы узнали на уроке?

Что изучает «Лексика?»

Что такое лексическое значение слова?

Как можно объяснить лексическое значение.

Составление кластера:

С какими трудностями вы столкнулись?

Все ли вам понятно?

Лексика как раздел языкознания

Лексическое значение

рисунок

толковый словарь

подбор синонимов

Подбор однокоренных слов

Используемые источники

Бобровская Г.В. Абстрактная лексика в языковом сознании младшего школьника // Начальная школа. - 2004. - №5

Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Баранова М.Т. - М.: Изд. центр «Академия», 2000

Виноградов В.В. Лексикология и лексикография / Отв. Ред. В.Г. Костомаров - М.: Наука, 1977

Головина Л.И. Использование материалов орфографического словаря на уроках русского языка в начальных классах // Начальная школа. - 2006. - №7

Горлова М.А. Обучение написанию сочинению // Начальная школа. - 2006. - №8

Демичева В.В., Яковлева Т.В. Работа над семантикой существительных-наименований, лиц по профессии и роду занятий // Начальная школа. - 2004. - №6

Демиденко А.П. Современный русский язык. Лексикология - 2-е изд. - Минск: Высшая школа, 1990

Плотникова С.В. Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка // Начальная школа. - 2007. - №10

Рамзаева Т.Г., Львов М.Р Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студ. пед. инст. по спец. «Педагогика и методика начального обучения» - М.: Просвещение, 1979

Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе: учеб. пособие для пед. училищ - М.,1954

Саутина Е.В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника // Начальная школа. - 2006. - №4

Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология - М.: Изд. Высшая школа, 1990

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Что изучает лексикология? 2. Какие слова называют исконными? 3. Каковы причины заимствования слов из других языков? 4. Перечислите основные признаки заимствованных слов. 5. В чем различие между архаизмами и историзмами? 6. Что такое авторские неологизмы?


Основные признаки заимствованных слов: 1) двойные согласные в корне слова: касса, баллотироваться; 2) стечение гласных звуков: оазис, мозаика, адажио, дуэль; 3) в конце слова безударный звук [о]: радио, какао, скерцо; 4) произношение твердого согласного перед [э] (буквой е): пар[тэ]р, портмо[нэ], пю[рэ]; 5) буква э в корне слова: поэт, энергия, сэр; 6) сочетание букв йо и ьо: майонез, бульон; 7) неизменяемость имен существительных и имен прилагательных: пальто, кашне, такси, кенгуру; беж, хаки.


Следует обратить внимание на то, что устареть может не все слово целиком, а только его значение. Так, в древнерусском языке слово живот имело ряд значений, не сохранившихся в современном русском языке: 1) «жизнь» (ср. во фразеологизме не щадя живота своего); 2) «имущество»; 3) «всякое живое существо».




В связи с различными изменениями в жизни общества устаревшие слова могут вновь войти в активный лексический запас. Например, в настоящее время вновь вошли в употребление слова губернатор (глава областной администрации), мэр, спикер (председатель парламента), гимназия, кадет (учащийся кадетского корпуса).




1. Подберите русские слова, соответствующие приведенным старославянизмам. Для каких слов задание невыполнимо? Блато, врач, ладья, шлем, платок, есень, невежда. Ответ: блато – болото, ладья – лодка, шлем – шелом, есень – осень, невежда – невежа. Не имеют соответствий в русском языке слова врач, платок.


2. Какие слова являются исконно русскими? Пассажирский, антракт, кроссовки, кенгуренок, лицей, лицеистка, телеграмма. Ответ: слова пассажирский, кроссовки, кенгуренок, лицеистка образованы от иноязычных слов по словообразовательныммоделям русского языка и являютсяисконно русскими.


3. Замените иноязычные слова исконно русскими. Для какого слова это задание невыполнимо? Дискомфорт, голкипер, ревизия, интуиция, пролог. Ответ: дискомфорт – неудобство; ревизия – проверка; интуиция – чутье, проницательность; пролог – вступление. Задание невыполнимо для слова голкипер, так как его синоним – существительное вратарь – заимствовано из старославянского языка (вратарь – ворота).


4. Разбейте слова на две группы. Объясните ответ. Можно ли приведенные слова сгруппировать иначе? Директор, собиратель, похвала, комплект, коллекционер, руководитель, комплимент, набор. Ответ: слова можно разбить на две группы по признаку происхождения: 1) исконно русские: собиратель, похвала, руководитель, набор; 2) заимствованные из других языков: коллекционер, комплимент, директор, комплект. Кроме того, можно составить синонимические пары: собиратель – коллекционер, похвала – комплимент, руководитель – директор, набор – комплект.


5. Установите сходство и различие слов порох, прах, порошок, пороша. Ответ: все слова этимологически связаны со значением «пыль, мелкие частицы». Существительные порох и прах имеют исходное значение «пыль» (в современном языке слово порох это значение утратило). От слова порох образованы существительные порошок (сыпучая масса) и пороша (мелкий снег). Различаются слова происхождением. Исконно русские слова имеют в корне полногласное сочетание -оро-. Слово прах заимствовано из старославянского языка, на что указывает неполногласное сочетание ра. Древнерусское порох и старославянское прах развились из праславянского *роrchъ (пыль).


6. Найдите лишнее слово. Объясните ответ. Провозгласить, влечение, ограда, браслет, среда. Ответ: слово браслет отличается от остальных слов, представляющих собой старославянизмы и содержащих неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле, которым в русском языке соответствуют полногласные сочетания оро, оло, ере, ело. Провозгласить – голос, влечение – волочить, ограда – огородить, среда – середина.


7. Найдите в русском языке лексические единицы, связанные со словами: 1) лат. occupo «занимать, захватывать»; 2) лат. humanus «человечный»; 3) итал. fresco «свежий»; 4) лат. disputere «разбирать, спорить»; 5) лат. letum «смерть»; 6) лат. fixus «твердый, неподвижный»; 7) франц. Banal «обыкновенный»; 8) франц. isoler «отделить, обособить»; 9) лат. accentus «ударение»; 10) англ. bluff «обман». Ответ: 1) оккупант, оккупировать, оккупация. 2) Гуманный, гуманность, гуманизм. 3) Фреска (роспись по сырой штукатурке). 4) Диспут, диспутировать. 5) Летальный (исход). 6) Фиксировать, фиксаж, фиксатуар. 7) Банальный, банальность. 8) Изолировать, изоляция. 9) Акцент, акцентировать, акцентуация. 10) Блеф, блефовать


8. В чем сходство перечисленных слов? Распределите их по группам. Обоснуйте ответ. Перст, лакей, кольчуга, дружество, брадобрей, боярин. Ответ: все приведенные слова устаревшие. Их можно распределить на две группы: 1) архаизмы – слова, имеющие синонимы в современном языке: перст – палец, дружество – дружба, брадобрей – парикмахер; 2) историзмы, не имеющие синонимов в современном языке: лакей, кольчуга, боярин.


9. На какие вопросы следует ответить утвердительно? 1) Можно ли в наши дни встретить толмача? 2) Правда ли, что ланиты живут в лесу? 3) Бывают ли рамена жидкими? 4) Правда ли, что целибат – это обязательная часть католического обряда венчания? 5) Правда ли, что рубль и рубить – исторически родственные слова? 6) Правда ли, что кощей в Древней Руси – это человек, ведающий лошадьми в дружине князя? 7) Правда ли, что в XIX в. шапокляк носили на голове? 8) Правда ли, что в наши дни уже не встречаются бонвиваны? 9) Правда ли, что в XVIII в. фортепиано называли тихогром? 10) Правда ли, что кивер – это парадное оружие в русской армии XVIII в.? Ответ: 1, 5, 6, 7, 9.


10. Найдите устаревшие слова, укажите их лексические значения. Объясните, что помогло вам определить значения на первый взгляд непонятных слов 1) Я, детушки, не чван! Вы знатности моей Не трусьте. (В.Жуковский) 2) Знаете ли, князь, я все-таки не понимаю, почему вам вздумалось выбрать именно меня конфидентом ваших тайн. (Ф.Достоевский) 3) И шли года... Гулял в степях Лишь буйный ветер на просторе... Но вот скончался Мономах, И по Руси – туга и горе. (А.Майков) Ответ: в современном русском языке у этих устаревших слов есть однокоренные слова с близкими лексическими значениями. 1) Чван – заносчивый человек (чванство, чванливый). 2) Конфидент – тот, кому доверяют тайны (конфиденциальный). 3) Туга – горе, печаль (тужить).


11. Какие значения сформировались у перечисленных слов за последнее десятилетие? Заморозить, фанера, пират, пароль, ролик. Ответ: заморозить – задержать, не использовать, приостановить движение чего-либо. Заморозить оплату труда. Заморозить стройку. Фанера – жарг. фонограмма. Петь под фанеру. Пират – человек, занимающийся незаконным производством и распространением (аудио-, видеопродукции и т.д.). Ср. видеопират, пиратская копия. Пароль – в информатике слово или набор символов для получения доступа к данным и программам. Ввести пароль. Ролик – разг. аудио- или видеозапись какого-либо небольшого сюжета. Рекламный ролик.

Статьи по теме: