Скачать презентацию биография антонио вивальди. Инструментальный концерт Антонио Вивальди «Времена года» - презентация. и да пребудут

Антонио Вивальди появился на свет 4 марта 1678 г., в Венеции. Первые уроки игре на скрипке были даны ему отцом. Антонио был настолько способным учеником, что уже в 11 лет мог заменять своего наставника в капелле собора Св.Марка.

С ранней юности решив посвятить свою жизнь музыке, Антонию одновременно желал быть священнослужителем. Он был рукоположен в 1704 г.

К сожалению, здоровье Вивальди было настолько слабым, что он не мог служить мессу полностью. Поэтому ему были даны некоторые послабления. В скором времени Вивальди оставил свои обязанности священника, но сан с себя не снял.

Начало творческого пути

В 1709 г. Вивальди представили монарху Дании, Фредерику IV. Композитор посвятил ему 12 сонат, написанных для скрипки.

В 1712 г. Вивальди встретился с немецким композитором, Г. Штёцлем.

Деятельность композитора

Начинал Вивальди как оперный композитор. В 1713 г. им была создано 3-актное произведение “Оттон на вилле”. Через год была создана новая опера, “Мнимый безумец”. Она была основана на поэме Л. Ариосто, “Неистовый Роланд”.

Примерно в это время талант композитора был признан и коллегами, и музыкальными критиками, и поклонниками оперы. У Вивальди стало появляться все больше учеников. Свободное от преподавания время он посвящал сочинению новых музыкальных произведений. Также композитор активно сотрудничал с театром, откуда регулярно поступало большое количество заказов.

С течением времени имя музыканта стало известно за пределами Венеции. В 1718 г. во Флоренции была поставлена его опера “Скандерберг”.

В этом же году композитор принял приглашение князя Ф. Гессен-Дармштадт и, переехав в Мантуи, стал капельмейстером при его дворе.

Там состоялось знакомство музыканта с А. Жиро. Она стала ученицей великого композитора, и последний сыграл значительную роль в ее становлении как оперной певицы.

Изучая биографию А. Вивальди, следует знать самое главное. В 1725 г. был издан цикл его произведений под названием “Искус гармонии и инвенции”. Он включил в себя концерты “Времена года”. Творчество этого периода преисполнено драматизмом. Во многих произведениях звучат торжественно-мрачные нотки.

Наибольший вклад Вивальди внес в развитие оркестрово-ансамблевого концерта.

Болезнь и смерть

Как и многие композиторы, Вивальди часто остро нуждался в деньгах. В 1740 г. он прибыл в Вену для постановки своих опер. Но в связи с обострившимся политическим кризисом, музыкант был вынужден выехать в Саксонию.

Композитор с детства страдал бронхиальной астмой, и этот вынужденный переезд неблагоприятно отразился на его здоровье.

Спустя год он возвратился в Австрию, но публика вскоре забыла своего недавнего любимца. В июле 1741 г. великий композитор ушел из жизни. Похоронили его на кладбище для нищих.

Другие варианты биографии

  • Вивальди родился семимесячным. По некоторым данным, новорожденный был настолько хилым и болезненным, что его немедленно крестили.
  • Вивальди ни разу не был женат. Но из-за его теплых отношений с А. Жиро, которые все же оставались платоническими, композитор не раз подвергался критике высокопоставленного духовенства.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Prezentacii.com
Ученица 5 класса Апасова Мария
Усть-Каменогорск 2016г.

Биография
Музыка
Сочинения
Вивальди в
искусстве

Биография

Антонио Вивальди родился 4 марта 1678
года в Венеции, являвшейся в ту пору столицей
Венецианской республики. До середины XX века
исследователями биографии Вивальди
предполагались различные даты рождения
композитора, встречались утверждения, что
он родился в 1675 году, приводились и иные
даты. Обнаруженные в январе 1963 года
английским ученым Эриком Полом записи
церковного прихода Святого Иоанна в Брагоре
(предместье Венеции) позволили окончательно
установить дату рождения композитора.
Согласно этим записям, Антонио Вивальди
родился 4 марта 1678 года и в тот же день был
крещён в этом соборе. Крещение было срочно
произведено акушеркой, так как мальчик
родился хилым и был под угрозой смерти.

Биография

Далёкие предки Антонио были уважаемыми людьми
в Брешии, где в 1655 году родился и отец композитора,
Джованни Баттиста. В десять лет Джованни
переехал с матерью в Венецию, где обучался
парикмахерскому ремеслу. В то время в итальянских
цирюльнях для занятия свободного времени клиентов,
как правило, держали различные музыкальные
инструменты. Джованни время от времени
музицировал на скрипке и впоследствии полностью
посвятил себя музыке. В 1677 году Джованни женится
на Камилле Каликкьо и годом позже у них рождается
сын - Антонио. Согласно церковным записям, у
Антонио было три сестры - Маргарита Габриэла,
Чечилия Мария и Дзанетта Анна, и два брата -
Бонавентура Томассо и Франческо Гаэтано, которые
продолжили дело отца и стали впоследствии
цирюльниками.

Биография

В 1685 году имя Джованни Баттисты значилось в
списке создателей музыкального сообщества «Sovvegno
dei musicisti de Santa Secilia», директором которого был
известный композитор, автор ряда опер Джованни
Легренци. Впоследствии Джованни стал главным
скрипачом в капелле собора Святого Марка.
Примечательно, что в те годы его полное имя
значилось, как Джованни Баттиста Росси. За
непривычный для венецианцев рыжий цвет волос,
который Антонио унаследовал от отца, его
впоследствии называли «рыжим священником» (итал.
il prette rosso). О юношеских годах композитора и его
музыкальном образовании имеется мало сведений.
Скорее всего, именно отец и стал первым музыкальным
наставником Антонио, научив его игре на скрипке. С
десяти лет Антонио стал играть на скрипке, в 1689-
1692 годах замещал отца в капелле собора Святого
Марка ввиду его частых отлучек из Венеции.

Биография

Согласно некоторым источникам, Антонио
обучался теории музыки и композиции у
Джованни Легренци, но учитывая, что Легренци
умер в 1690 году, многими исследователями
факт наставничества Легренци над юным
Антонио ставится под сомнение. Виртуозная
игра на скрипке и отголоски в ранних
произведениях Антонио музыкального стиля
известного римского скрипача Арканджело
Корелли стали причиной предположений, что,
возможно, Антонио обучался игре на скрипке у
этого мастера. Однако на сегодняшний день
нет явных свидетельств, подтверждающих
это, и временная хронология дат церковной
службы Антонио не совпадает с датой
предполагаемого его обучения в 1703 году в
Риме.

Биография

Служба отца в церковном соборе и контакты с
духовенством повлияли на выбор дальнейшей карьеры
юного Антонио. Он принял решение стать
священнослужителем, и это вполне объяснимо, так
как в Италии тех времён являлось привычным делом
совмещение духовной и музыкальной карьер. 18
сентября 1693 года Антонио был пострижен в монахи,
18 сентября 1700 года был возведён в сан дьякона. 23
марта 1703 года Вивальди рукоположен в сан
священника. На следующий день отслужил первую
самостоятельную мессу в церкви Сан-Джованни ин
Олео. 1 сентября 1703 года поступил на службу
преподавателем по классу скрипки (maestro di violino) в
консерваторию церковного приюта «Пиета», которая
славилась, как одна из лучших музыкальных школ для
девочек.

Биография

Позднее стал дирижёром оркестра и
руководителем концертов (maestro de concerti), в
обязанности Вивальди входило сочинение музыки для
многочисленных светских и духовных концертов этой
консерватории. Профессию музыканта он совмещал с
духовным саном аббата-минорита, но затем был
отрешён от сана священнослужителя за
«недозволенное» поведение во время церковной
службы. В 1703 году Вивальди получил заказ от графини
Лукреции Тревизан отслужить 90 обетных заутреней в
церкви Святого Иоанна. 17 августа 1704 получил
дополнительное вознаграждение за преподавание игры
на viola d’amore. Отслужив половину обетных
заутреней, Вивальди отказался по состоянию здоровья
от заказа Лукреции Тревизан.

Биография

В 1711 году были опубликованы 12 концертов «L’estro armonico»
(«Гармоническое вдохновение»). В этом же году он получил твердый
годовой оклад и стал главным руководителем концертов воспитанниц, с
1713 года директором женской консерватории «Пиета» («Ospedale della
Pietа»). В эти годы юный Вивальди усиленно трудится, совмещая
преподавательскую и композиторскую деятельность. Его имя становится
известным в родной Венеции, а учитывая то, что Венеция была в ту пору
центром международного туризма и посещалась большим количеством
путешественников, популярность Вивальди распространяется за пределы
Венеции. Так, в 1709 году во время представления оратории в «Пиете»
Вивальди был представлен датскому королю Фредерику IV, которому
впоследствии посвятил 12 скрипичных сонат. В 1712 году, во время
пребывания в Венеции, произошла встреча немецкого композитора,
капельмейстера из Бреслау Готтфрида Штольцля (Gottfried Heinrich Stölzel)
с Антонио. Таким образом, Штольцль был первым немецким музыкантом,
лично контактировавшим с Вивальди.

Биография

В 1713 году Вивальди написал своё первое произведение, трехактную
оперу «Ottone in villa» («Оттон на вилле»), премьера постановки которой
произошла 17 мая того же года на сцене венецианского Театро делле
Грацие (Teatro delle Grazie). Эта опера представляет собой
характерный образец оперы-сериа с её растянутостью действия и
запутанной сюжетной интригой. Написанная на либретто Доменико
Лалли, с которым Вивальди впоследствии неоднократно сотрудничал, она
воссоздает один из эпизодов римской истории. По-видимому, постановка
имела значительный успех, так как привлекла внимание венецианских
импресарио. Вскоре Вивальди получил заказ (scrittura) на новую оперу от
Модотто, владельца театра Сан-Анджело, с которым он поддерживал
контакт вплоть до своей последней оперы «Фераспе» (1739). Год спустя,
в 1714 году, он написал свою вторую оперу «Orlando finto pazzo» («Роланд,
мнимый безумец»), написанную на либретто Грацио Браччьоли,
представляющюю собой свободную переработку известной поэмы
«Неистовый Роланд» итальянского поэта Людовико Ариосто.

Биография

Вскоре композитор написал две оратории на латинские тексты,
«Моисей, бог фараонов» в 1714 году и «Юдифь торжествующая» в 1716
году. Партитура его первой оратории «Моисей, бог фараонов» была
впоследствии утеряна. В римской консерватории Святой Сессилии
сохранился только текст оратории с указанием имен исполнителей, из
которого видно, что все партии, включая мужские персонажи, исполнялись
девушками - воспитанницами. Оратория «Юдифь торжествующая»,
отличающаяся свежестью мелодического вдохновения и тонкостью
оркестрового колорита, относилась к лучшим созданиям Вивальди. С
широким признанием таланта комозитора и педагога увеличивалось и
количество учеников Вивальди, однако ни новые ученики, ни обилие
композиторской работы в консерватории «Пиета» не могли отвлечь
Вивальди от интенсивной работы в театре.

Биография

В 1715 году он получил заказ от театра Сан-Анджело - 12 главных
арий в опере «Nerone fatto Cesare» («Нерон, ставший Цезарем»). В 1716 году
Вивальди по заказу театра Сан-Анджело написал ещё одну оперу
«L’incoronazione di Dario» («Коронация Дария»). В этом же году им была
написана опера «La costanza trionfante degl’amori e de gl’odii» («Постоянство,
торжествующее над любовью и ненавистью») для второго по значимости
венецианского театра Сан-Мозе, с которым композитор был также тесно
связан в последующие годы. Премьеры этих опер состоялись на карнавале
1716 года. О том, что Вивальди становится знаменитым не только в
Венеции, но и за её пределами, свидетельствует и то, что в 1718 году его
опера «Scanderbegh» («Скандербег») ставится на сцене флорентийского
театра.
В целом, период с 1713 по 1718 год считается многими исследователями
самым продуктивным этапом в творчестве композитора: за эти пять
лет он написал в общей сложности восемь опер.

Биография

О периоде жизни композитора с 1719 по 1722 год
мало что известно. Судя по письму композитора от
1737 года и его аннотациям к операм, становится
ясным, что Вивальди провёл эти годы в городе
Мантуя и частично в Германии. На титульном
листе либретто к опере «La Verita in Cimento» он
называет себя Maestro di Capella di Camera il Principe
Filippo Langravio d’Assia Darmstadt из чего следует
вывод, что с 1720 года, предположительно по 1723
год, Вивальди служил у маркграфа Филиппа ГессенДармштадтского, возглавлявшего в то время
войска австрийского императора Карла VI в Мантуе
и Неаполе. В Мантуе Вивальди познакомился с
оперной певицей Анной Жиро (Anna Giraud), дочерью
французского парикмахера.

Биография

Это знакомство оказало большое влияние на последующую судьбу
Вивальди. В своих посланиях к драматургу Карло Гольдони Вивальди
представляет ему Анну Жиро как свою «прилежную ученицу». По
мнению исследователей, именно Вивальди принадлежит большая
заслуга в становлении Анны Жиро как оперной певицы. Это вполне
вероятно, так как итальянские оперные композиторы обычно в
совершенстве знали секреты вокальной техники. Современники
отзывались об Анне как об искусной и одухотворенной певицей с
приятным, хотя и скромным по диапазону голосом. Карло Гольдони
писал, что «она была некрасива, но очень изящна, имела тонкую
талию, красивые глаза, прекрасные волосы, прелестный ротик. У неё
был небольшой голосок, но несомненное актерское дарование».
Постоянной спутницей Вивальди стала также сестра Анны Жиро,
Паолина, которая стала своего рода медицинской сестрой
композитора и приняла на себя заботы о здоровье композитора,
болевшего бронхиальной астмой.

Биография

После трехгодичной службы в Мантуе Вивальди вместе с Анной и
Паолиной возвратился в Венецию, где Анну острые на язык венецианцы
называли «подругой рыжего священника». В Венеции, обе они постоянно
жили в доме Вивальди и сопровождали его в многочисленных путешествиях,
связанных в то время с опасностями и лишениями. Эти слишком тесные
для духовного лица взаимоотношения с сестрами Жиро неоднократно
вызывали нарекания со стороны церковников. Этому способствовало и
появление огромного количества народных слухов и домыслов вокруг
персоны Вивальди. Так, по одному из слухов Вивальди был евнухом.
Нарушение норм поведения священника привело к тяжелым для Вивальди
последствиям и обострению его отношений с церковной знатью Папской
области. Известно, что в 1738 году кардинал-архиепископ города Феррары
запретил Вивальди въехать в город и отслужить мессу ввиду грехопадения
композитора. Несмотря на все это, он всегда с большой душевной
твердостью отстаивал честь и человеческое достоинство спутниц своей
жизни, неизменно отзываясь о них с глубоким уважением.

Биография

После трехгодичной службы в Мантуе Вивальди возвратился в
Венецию. В 1723 году состоялась его первая поездка в Рим и постановка
новой оперы «Ercole sul Termodonte» («Геркулес на Термодонте»). Эта
опера произвела большее впечатление на римлян. Известный
флейтист, композитор и музыкальный теоретик Иоганн Иохим Кванц,
прибывший в Рим через полгода после премьеры оперы, заметил, что
«публике так понравился „ломбардский стиль“ Вивальди, что с тех пор
не хотела слушать другой музыки». В феврале 1724 года Вивальди
вновь посетил Рим для участия в премьере оперы «Giustino»
(«Джустино»). Третья опера, «La virtù trionfante dell’amore, e dell’odio,
overo Il Tirane» («Добродетель, торжествующая над любовью и
ненавистью»), написанная в 1724 году и представленная в том же году
на римском карнавале, завершила триумфальный успех произведений
композитора в Риме, выступление в котором считалось серьезным
испытанием для любого композитора.

Биография

Хотя многие исследователи считают, что Вивальди был принят
папой Бенедиктом XIII, по мнению немецкого исследователя Карла
Хеллера (Karl Heller) это могла быть и аудиенция у его предшественника,
Иннокентия XIII. Если предполагать что Вивальди был принят
Бенедиктом XIII, то это означает, что он пробыл в Риме дольше, чем во
время своего первого визита, так как Бенедикт XIII был избран папой
лишь 29 мая 1724 года. В 1725 году в Амстердаме был издан цикл из 12
концертов «Il Cimento dell’Armonia e dell’Invenzione» («Искус гармонии и
инвенции» или «Спор Гармонии с Изобретением»), написанный им
приблизительно в 1720 году. Всемирно известные, в России неточно
именуемые «Времена года», четыре первые концерта этого цикла уже
тогда произвели неизгладимое впечатление на слушателей своей
неистовой страстностью и новаторством.

Биография

Правильное название - «Четыре времени
года» (Le quattro stagione), что прямо отсылает к
многозначной символике цикла. Работавший в то
время во французском посольстве в Венеции ЖанЖак Руссо высоко ценил музыку Вивальди и любил
сам исполнять кое-что из этого цикла на любимой
им флейте. Также широко известны концерты
Вивальди - «La notte» (ночь), «Il cardellino»
(щеглёнок), для флейты с оркестром, концерт для
двух мандолин, отличающиеся художественной
изобразительностью и гармонической
щедростью, свойственной его произведениям, а
также духовные сочинения: «Gloria», «Magnificat»,
«Stabat Mater», «Dixit Dominus».
В 1735 году вновь недолго был
капельмейстером.

Биография

В середине мая 1740 года музыкант
окончательно оставляет Венецию. Он прибыл в
Вену в неудачное время: только что скончался
император Карл VI, и началась война за
австрийское наследство. Вене было не до
Вивальди. Всеми забытый, больной и без средств к
существованию он скончался в Вене 28 июля 1741
года. Квартальный врач зафиксировал смерть
«преподобного дона Антонио Вивальди от
внутреннего воспаления». Похоронен на кладбище
для бедняков за скромную плату 19 флоринов 45
крейцеров. Месяц спустя сёстры Маргарита и
Дзанетта получили извещение о кончине
Антонио. 26 августа судебный пристав описал его
имущество в счёт погашения долгов.
Главная

Музыка

Вивальди - крупнейший представитель
итальянского скрипичного искусства XVIII
века, утвердивший новую
драматизированную, так называемую
«ломбардскую» манеру исполнения. Создал
жанр сольного инструментального концерта,
оказал влияние на развитие виртуозной
скрипичной техники. Мастер ансамблевооркестрового концерта - кончерто гроссо
(concerto grosso). Вивальди установил для
concerto grosso 3-частную циклическую форму,
выделил виртуозную партию солиста.

Музыка

Ещё при жизни стал известен как композитор, способный за
пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество
вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве
скрипача-виртуоза. Все свои оперы Вивальди написал на сюжеты
одного и того же драматурга - Карло Гольдони. Хотя
обласканный им Гольдони после смерти рыжего священника
высказался о нём в мемуарах как о довольно посредственном
композиторе. Музыкальное наследие Антонио Вивальди было
малоизвестно в XVIII-XIX веках, находилось в забвении почти
200 лет и лишь в 20-х годах XX века итальянским музыковедом
были обнаружены собрания рукописей композитора. Долгое
время о Вивальди помнили только потому, что И. С. Бах сделал
ряд транскрипций сочинений своего предшественника, и только
в XX веке было предпринято издание полного собрания
инструментальных опусов Вивальди. Инструментальные
концерты Вивальди являлись этапом на пути формирования
классической симфонии.

Музыка

Современники нередко критиковали его
за чрезмерное увлечение оперной сценой и
проявленные при этом поспешность и
неразборчивость. Любопытно, что после
постановки его оперы «Неистовый Роланд»,
друзья звали Вивальди, не иначе как Дирус
(лат. Неистовый). Оперное наследие
композитора в настоящее время ещё не
стало достоянием мировой оперной сцены.
Его авторство приписывается примерно 94
операм, хотя из них точно определены лишь
около 40. Лишь в 1990-е годы в СанФранциско успешно поставлен «Неистовый
Роланд».

Музыка

Творчество Вивальди оказало огромное влияние не
только на современных ему итальянских
композиторов, но и на музыкантов других
национальностей, прежде всего немецких. Здесь
особенно интересно проследить влияние музыки
Вивальди на И. С. Баха. В первой биографии Баха,
опубликованной в 1802 году, её автор, Иоганн Николаус
Форкель, выделил имя Вивальди среди мастеров,
ставших предметом изучения для молодого Иоганна
Себастьяна. Усиление инструментально-виртуозного
характера тематизма Баха в кётенский период его
творчества (1717-1723) непосредственно связано с
изучением музыки Вивальди. Но его воздействие
проявилось не только в усвоении и переработке
отдельных выразительных приёмов, - оно было
значительно шире и глубже.

Музыка

Бах настолько органично воспринял стиль
Вивальди, что он стал его собственным
музыкальным языком. Внутренняя близость с
музыкой Вивальди ощутима в самых различных
произведениях Баха вплоть до его знаменитой
«Высокой» мессы си минор. Влияние, оказанное
музыкой Вивальди на немецкого композитора,
несомненно, было огромным. По словам А. Казеллы,
«Бах - его величайший почитатель и вероятно
единственный, кто в то время смог понять всё
величие гения этого музыканта».
Значительный вклад в изучение творчества
Вивальди внесли французский музыковед Марк
Пеншерль (Mark Pincherle) и немецкий музыковед
Вальтер Кольнедер (Walter Kolneder).
Главная

Сочинения

Антонио Вивальди является автором 90 опер, в
том числе «Роланд Неистовый» (Orlando furioso),
«Нерон, ставший Цезарем» (Nerone fatto Cesare, 1715,
там же), «Коронация Дария» (L’incoronazione di Dario,
1716, там же), «Обман, торжествующий в любви»
(L’inganno trionfante in amore, 1725, там же), «Фарначе»
(1727, там же, позднее также под названием
«Фарначе, правитель Понта»), «Кунегонда» (1727, там
же), «Олимпиада» (1734, там же), «Гризельда» (1735,
театр «Сан-Самуэле», Венеция), «Аристид» (1735, там
же), «Оракул в Мессении» (1738, театр «СантАнджело», Венеция), «Ферасп» (1739, там же);
оратории - «Моисей, бог фараона» (Moyses Deus
Pharaonis, 1714), «Торжествующая Юдифь» (Juditha
Triumphans devicta Holo-fernis barbarie, 1716),
«Поклонение волхвов» (L’Adorazione delli tre Re Magi,
1722) и др.

Сочинения

Автор более 500-а концертов, в их числе:
44 концерта для струнного оркестра и бассо
континуо;
49 кончерти гросси;
352 концертов для одного инструмента с

континуо (253 для скрипки, 26 для виолончели, 6 для виоль
д’амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для
гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины);
38 концертов для 2 инструментов с сопровождением
струнного оркестра и/или бассо континуо (25 для скрипки,
2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для
валторн, 1 для мандолин);
32 концерта для 3 и более инструментов с
сопровождением струнного оркестра и/или бассо
континуо.

Сочинения

Автор свыше 100-а сонат для различных
инструментов с сопровождением бассо
континуо; светских кантат, серенад,
симфоний, Stabat Mater и других церковных
произведений.
Одно из самых известных произведений -
первые 4 концерта из 8-го опуса, цикла из 12
скрипичных концертов - «Четыре времени
года» - ранний образец программной
симфонической музыки. Вивальди внёс
существенный вклад в развитие
инструментовки, он первым применил гобои,
валторны, фаготы и другие инструменты как
самостоятельные, а не дублирующие.
Главная

Вивальди в искусстве

Сохранилось несколько произведений искусства, на
которых изображен Вивальди. Так, в 1723 и 1725 годах
портреты композитора были написаны французским
художником Франсуа Морелон дё ля Кавэ, однако наиболее
известный цветной портрет, это лишь предполагаемый
портрет Вивальди, так как подписи его фамилии на нём
нет, а предположение что на нём изображён величайший
композитор сделано лишь из соображений того, что
портрет обнаружен в Венеции и изображает скрипача (а
Вивальди был скрипачом-виртуозом), однако внешнее
несходство этого портрета с остальными и отсутствие на
нём инициалом композитора, дают основания сомневаться
в том, что цветной портрет действительно изображает
Вивальди. Одна из картин хранится в Международном музее
музыки (Museo internazionale e biblioteca della musica) в
Болонье. В 1723 году итальянским художником Пьер Леоне
Гецци была нарисована карикатура на композитора -
«Рыжий священник».
Главная

Подобные документы

    Состав семьи А. Вивальди. Получение музыкантом сана священника и его служба в церкви. Работа дирижёром оркестра и руководителем концертов. 1713-1718 годы как самые продуктивные в жизни композитора Вивальди. Болезнь и смерть преподобного дона А. Вивальди.

    презентация, добавлен 12.05.2014

    Рассмотрение биографии и творческого пути великого итальянского композитора и музыканта Антонио Вивальди. Огромное влияние на формирование юного Вивальди оказала музыкальная атмосфера города, где он родился и вырос. Основные произведения композитора.

    биография, добавлен 11.05.2011

    Краткая биография итальянского композитора, скрипача-виртуоза и педагога А. Вивальди, особенности его учебы на скрипке и пострижение в монахи. Творчество Вивальди и его влияние на композиторов различных национальностей. Знаменитые произведения скрипача.

    реферат, добавлен 05.05.2015

    Детство и юношеские годы Антонио. Работа дирижёром оркестра и руководителем концертов в консерватории церковного приюта. Совмещение преподавательской и композиторской деятельности. Анализ римского периода творчества. Значение Вивальди в истории музыки.

    реферат, добавлен 20.04.2015

    Общая характеристика кантаты для солистов, хора, оркестра "Gloria" Антонио Вивальди. Музыкально-теоретический и вокально-хоровой анализ произведения. Мелодический и гармонический строй хора. Ансамблевое соотношение звуков в аккорде. Дирижёрские трудности.

    реферат, добавлен 11.01.2015

    Детские и юношеские годы А. Вивальди, период его обучения. Совмещение профессии музыканта с духовным саном. Первое публичное выступление, начало композиторской деятельности. Творческое наследие Вивальди, его вклад в развитие виртуозной скрипичной техники.

    реферат, добавлен 10.03.2012

    "Четыре времени года" венецианского композитора Антонио Вивальди как одни из самых знаменитых его произведений и одни из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Времена года как тема искусства и музыки. Картина Сандро Боттичелли "Весна".

    реферат, добавлен 24.05.2013

    Рассмотрение проблемы переложения скрипичного произведения для домры на примере анализа концерта Вивальди из цикла "Гармоническое вдохновение". Раскрытие характерных возможностей и специфических приемов игры на домре, их штриховых отличий от скрипки.

    статья, добавлен 14.01.2019

    Общие сведения о хоровом сочинении "Miserere"и его авторе Антонио Лотти. Творческое наследие композитора. Форма и динамика, метр и ритм произведения. Строение мелодии. Тембровые краски хоровых партий. Жестовое поведение дирижера. План работы с хором.

    реферат, добавлен 13.06.2017

    Опера - главное достижение музыкального искусства барокко. И.С. Бах – непревзойденный мастер органной музыки. "Времена года" - самое известное произведение А. Вивальди, созданное в 1725 году. Вклад Д. Бортнянского в развитие русского хорового пения.

музыкой. У него был превосходный оркестр, и он мог сразу же слышать исполнение своих новых произведений, а все новое в «Пиете» всегда приветствовалось. Вивальди написал для ее оркестра больше 450 концертов и часто сам солировал на скрипке. Мало кто в это время мог соперничать с ним в виртуозности: в путеводителе для гостей Венеции за 1713 год Джованни Вивальди и его сын-священник упоминаются как лучшие скрипачи города. А немного раньше, в 1706 году, вышел первый сборник концертов «L’estro armonico»* («Гармоническое вдохновение»). В нем Вивальди развил новую форму концерта - трехчастную, предложенную его предшественником Арканджелло Корелли из Болоньи. Для огненного темперамента Вивальди обычные в то время четыре части длились, вероятно, слишком долго - его переживания и яркие образы требовали немедленного воплощения в музыке. Такой скрипки - поющей человеческим голосом, человеческим сердцем - не было ни у кого ни до, ни после Вивальди, лишь о другом великом итальянце Никколо Паганини говорили так же.








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи:

  • расширение кругозора юного музыканта;
  • развитие слуховых навыков;
  • воспитание «умных эмоций» (эмоции искусства).

План:

1. Стиль барокко
2. Жизнь А.Вивальди /1678-1741/
3. Венеция – город парадоксов
4. «Времена года» – шедевр музыкального искусства
5. Путешествие в страну «Весна»

Использование на уроке оборудования и дидактического материала:

  • компьютер;
  • диск с записью музыкального материала;
  • презентация с анимацией;
  • фотоматериал;
  • изоматериал.

Методы: беседа, ассоциативный поиск, анализ, сравнение, выводы

ХОД УРОКА

Организационный момент

Приветствие. Название темы. Вступительное слово учителя

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней!
Не спугнуть бы нам его.

За много веков древнегреческие рукописи гласят: «Музыкальное воспитание – самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души». Удивительное дело, даже если не знать слов этой песни, всё и так понятно без перевода – это и есть волшебная сила музыки, голоса, интонации, если угодно.

Природа всегда радовала музыкантов, поэтов и художников. Красота природы неповторима, являясь источником вдохновения. Композиторами написано много музыки, изображающей картины природы. Сегодня мы познакомимся с волшебной музыкой итальянского композитора Антонио Вивальди, который своей музыкой отразил красоту родной природы. Италия, страна, богатая своей культурой, древними памятниками, красивой природой.

Барокко (Barocco по-итальянски – вычурный). Эпоха барокко прославилась в истории мировой культуры, прежде всего именами двух крупнейших композиторов – Антонио Вивальди и Иоганна Себастьяна Баха. Музыкальное искусство Барокко является во всём величии только в самом конце своего исторического периода. Это Бах и Гендель – в Германии; за Моцартом явился Вивальди – в Италии.

Антонио Вивальди (1678-1741) был первенцем в многодетной семье (три сына и три дочери) брадобрея и скрипача Джованни Вивальди. От отца старший сын унаследовал исключительную музыкальную одарённость, страстный и вспыльчивый темперамент и кличку «Рыжий» за редкий для итальянцев цвет волос. Музыкальная среда, в которой формировался юный музыкант, сыграла определённую роль в его дальнейшей судьбе. Изучив азы музыкальной науки вместе с отцом, Антонио в короткие сроки овладел искусством скрипичной игры. Уже в возрасте десяти лет он смог замещать отца в оркестре собора Св.Марка. Первые сочинения Вивальди относятся к 1691 году, когда молодому композитору должно было исполниться всего тринадцать лет! Уже в этих первых музыкальных опытах проявляется необычно виртуозный стиль письма, присущий Вивальди. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить прославленную итальянскую скрипичную школу, вершиной которой стали Дж.Тартини, П.Локаттели и др.Вся Европа когда-то знала и любила этого гениального скрипача-виртуоза. Кому не известны его знаменитые скрипичные концерты «Времена года»? Да, Вивальди был «Maestro di Violino» и в этом качестве начал свою блестящую педагогическую да и творческую жизнь. К началу педагогической деятельности маэстро в знаменитой «Ospedale della Pieta» (Ospedale в переводе – госпиталь сострадания) во времена Вивальди в них находилось уже более шести тысяч детей. Композитор начал свой творческий путь с сочинения инструментальной музыки, преимущественно скрипичной.

Преподавая в «Ospedale», он ввёл обучение пению, игре на нескольких инструментах-скрипке, контрабасе, чембало, флейте, габое… Оказавшись в творческой, кипящей музыкальной атмосфере «консерватории», к преподаванию в которой приглашали лучших музыкантов, Вивальди почувствовал грандиозные просторы, открывающиеся для его музыкального таланта. Он непрерывно сочинял, написав для концертов учащихся огромное количество музыки разных жанров, работая с хористами, проводил оркестровые репетиции и дирижировал концертами, а также преподавал теорию музыки.

Насыщенная многогранной деятельностью, жизнь Антонио Вивальди была неразрывно связана с Венецией – в прошлом крупным портовым городом, который сохранил редкую музыкальную атмосферу. Венеция – город парадоксов. В ней переплелись, казалось бы, несовместимое – готика и византизм, тирания и демократия, свобода мысли и инквизиция, благочестие и буйство карнавалов. И вот одним из парадоксов оказались её «консерватории». Они возникли из сиротских приютов при монастырях. Такое было невозможно ни в одном из больших европейских городов. Ещё в далёком XV веке, в той золотой Венеции, уже были созданы детские приюты при монастырях, а позже к ним присоединились разрешившие многие проблемы «Ospedale» (госпитали).Венеция с восхищением открывает в знаменитом скрипаче-виртуозе талантливого оперного композитора. Главным оперным жанром, сформировавшемся в конце XVII века под влиянием неаполитанской оперной школы, стала так называемая опера-seria, т.е.серьёзная опера. Её композиция состояла из множества чередующихся арий и речитативов, «разбавленных» зрелищными сценами. Многие иностранные музыканты мечтают учиться у Вивальди. Отдельного внимания заслуживает талант Вивальди как дипломата. В течение всей своей творческой деятельности он был собственным импресарио, с высоким искусством разрешая возникающие конфликты и привлекая к своим оперным постановкам лучших певцов.

В конце 1740 года Вивальди принял решение покинуть родину и направился в Вену. 28 июля 1741 года всеми забытый, вдали от родины скончался Антонио Вивальди, великий музыкант, за творчеством которого когда-то следила вся музыкальная Европа.

К сожалению, многие произведения композитора были утеряны. В настоящее время известно свыше 450 инструментальных концертов, их них –около 220 скрипичных. Наибольшей популярностью, как у современников, так и в последующие столетия, пользовались первые четыре концерта из опуса №8 (всего 12), известные как «Времена года», в Париже они постоянно исполнялись с 1728 года и были выпущены отдельным изданием. Это, пожалуй, единственный в творческом наследии композитора цикл концертов, снабжённых подробной программой или сюжетом. В одном из зарубежных изданий каждый из концертов предвосхищается стихотворным сонетом, в деталях раскрывающим содержание музыки. Автором сонетов, скорее всего, был сам Вивальди.

В цикле сохранился первоначальный порядок концертов – «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Музыка настолько изобразительна, что в ней с легкостью можно услышать и фанфарообразные интонации охоты («Осень»), и далёкие раскаты грома («Лето») и пастушьи наигрыши («Весна»), и даже стремительное кружение зимних вихрей («Зима»). Для многих само имя «Вивальди» является синонимом «Времён года» и наоборот. Одно из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко.

Давайте совершим путешествие в страну с названием «Весна».
Мы послушаем отрывок из концерта, который называется «Весна» и вы услышите, как точно, красочно музыкальный язык передаёт нам радостное ощущение прихода весны, как просыпается природа, ликующе кричат птицы, звенят ручьи, гремит первый гром.

Это произведение написал композитор Вивальди. Он же написал и стихи к этой музыке, чтобы люди, мало знакомые с музыкальным языком, смогли распознать в музыке все краски весны.

Вот эти стихи «Весна» (La Primavera)

Сонет:

Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло.
Журчат ручьи. И праздничные веси
Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывёт в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав.
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания:

*скрипки – соло
*оркестра – tutti (в переводе с итальянского значит все вместе)

Принцип контраста определял трёхчастную форму концерта

Весна – пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала Рождение.

Проталины, журчат ручьи, птички щебечут, радуясь весне, небо синеет, тучки разбежались. Солнце, весенние ветры Зефир и Борей разносят волшебство, просыпаются растения. Голубое небо–скрипка передаёт это своим звучанием.

Как композитору удалось так точно нарисовать нам весеннюю природу? В этом ему помогло разное звучание инструментов (весь оркестр – громкое радостное ликование от прихода весны, очень высокое пение скрипок – пение птиц, раскаты грома – стремительно и грозно несутся вперёд звуки всего оркестра, играющим в унисон).Вспышки молнии в первый раз звучат у всех трёх солистов скрипачей. И вновь, в следующем эпизоде – поют птицы, потом – отгремел гром– птицы начали снова своё прекрасное пение – здесь другое пение птиц. (Слайд 1)

Зеленеет трава, первые цветы, природа полна грёз. Температура воздуха повышается, дыхание весны ещё ярче. Животные радуются первой зелёной травке. 2-я часть – лирическая, певучая, более скромная по размерам.
Мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина – образец поразительного остроумия Вивальди. Pianissimo sempre (итал «всё время очень тихо») в мягком пунктирном ритме играют все скрипки оркестра, рисуя шелест листвы. Альтам Вивальди поручил изображать лай (или тявканье) собаки, охраняющей сон хозяина. В альтах резковатое «гав-гав», забавно контрастирующее с мелодией солирующей скрипки в стиле bel canto, а не сладкозвучное «бай-бай». (Слайд 2)

Распускаются фруктовые деревья, воздух вокруг ещё больше теплеет, щебет птиц, пение соловья, над полями «пастушеской волынки звук». Все рады приходу весны.

На небольшом звуковом пространстве композитору удаётся передать столько оттенков радости, вплоть до своеобразной радости грусти (в минорном эпизоде). 3-я часть – финал, подвижный, блестящий. (Слайд 3)

Подведение итогов урока

– Что такое барокко?
– Годы жизни А.Вивальди
– С каким городом связана жизнь композитора?
– Назвать самое известное произведение А.Вивальди
– Какими средствами музыки композитор передал пробуждение природы в концерте «Весна»?

Домашнее задание

Прослушать ещё раз концерт А.Вивальди «Весна»
Творческое задание: найти свои краски в звучании произведения
Вопрос: какие эмоции вызывает это музыкальное произведение?
Оформить своё видение концерта «Весна» в виде презентации или буклета

Заключение

Приобщение к музыке создаёт предпосылки для дальнейшего всестороннего развития личности. Музыкальная эстетика должна научить ощущать звуковые формы, чтобы ребёнок рос добрым, отзывчивым, умел радоваться, от души смеяться.
Современные воспитательно-образовательные программы большое внимание уделяют развитию эмоциональной среды ребёнка. Детская душа одинаково чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Формирование «умных эмоций», художественной и эстетической культуры – актуальная задача сегодняшнего дня. Искренняя, жизнеутверждающая музыка Антонио Вивальди из цикла «Времена года» – «Весна» как раз та, которая воспитывает и формирует те самые «умные эмоции», даёт и дарит радостное настроение слушателям.

Список литературы:

1. Большая Советская Энциклопедия. Вивальди.
2. ЗАО Издательский Дом «Комсомольская правда» Москва, 2008.
3. Интернет–Wikipedia
4. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Методические рекомендации к учебнику «Музыка», М. «Просвещение», 2006.
5. С чего начинается Родина? Москва, Росмэн, 2008.

Статьи по теме: