Синтаксис простого предложения. Синтаксис простого и сложного предложения. Пунктуация простого осложнённого и сложного предложения

Тест состоит из 60 заданий. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

В каждом задании 1, 2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в отдельном листе рядом с номером выполненного Вами задания. (Образец: 1 – 4, 5)

1. Как называется связь между компонентами словосочетания?

1) подчинение

2) сочинение

3) интродукция

4) аппликация

2. Укажите синтаксические единицы.

1) лексема

2) морфема

3) предложение

4) словосочетание

3. Укажите смысловые отношения, возникающие только в словосочетаниях с сильной присловной связью.

1) атрибутивные

2) комплетивные

3) обстоятельственные

4) объектные

5) субъектные

4. Укажите тип согласования в словосочетании Красивая «Вольво».

1) формальное

2) условное

3) ассоциативное

4) смысловое

5. Укажите предложения, в которых имеется словосочетание с сильным согласованием.

1) Я просто пыталась быть практичной и избавить ваш мозг от бесполезного печатного материала.

2) Думаю, это будет десяток довольно тонких книжек, и к концу лета вы будете в отличной форме.

3) Процедура такого рода знакома нам всем с раннего возраста.

4) Живописец не бросает краски на холст беспорядочными пятнами.

5) Он был в рядовой жизни приятным толстяком.

6. Сильная присловная подчинительная связь всегда возникает :

1) при релятивных (синтаксически активных) словах;

2) при абсолютивных (синтаксически пассивных) словах;

3) при наречиях в роли зависимого слова;

4) в составных глагольных сказуемых;

5) в составных именных сказуемых.

7. Укажите языковое явление, обыгрывающееся в следующей шутке : Разрешено свободное посещение студентам-отличникам в г. Красноклопске. Предъявив зачетную книжку, они теперь могут вне очереди посетить любой ресторан, бар или дансинг-клуб города.

1) сильное согласование

2) сильное управление

3) сильное примыкание

4) синтаксически несвободное словосочетание

5) семантически несвободное словосочетание

8. Укажите соединение слов, не являющееся словосочетанием.

1) крик души

2) в течение одного года

3) самый умный

4) очень полный

5) буду думать

9. Укажите словосочетания с двойной синтаксической зависимостью.

1) рисовал план своего дома

2) подарить сыну компьютер

3) высокое кирпичное здание

4) построить дом и дачу

5) притащить с Волги два ведра воды

10. Укажите нумеративное словосочетание.

1) третья с краю

2) близкий к победе

3) семеро козлят

4) каждый из нас

5) обе дочери

11. Укажите словосочетания, построенные по структурной схеме VAdv.


1) любоваться закатом

2) мчаться сломя голову

3) жаль сестру

4) вытирать рукавом

5) сделать нарочно

12. Установите соответствие.

Федеральное агентство по образованию

Государственной образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

Контрольная работа

Синтаксис простого предложения

по дисциплине: Латинский язык


Введение

1. Главные члены предложения

2. Порядок слов в предложениях

3. Синтаксис страдательных конструкций


Введение

Латинский язык принадлежит к числу индоевропейских языков, к которым относятся также языки славянские, балтийские, германские, индийские, иранские, древне- и новогреческие и другие. Вместе с древними окским и умбрским языками латинский составлял италийскую ветвь индоевропейской семьи языков. В процессе исторического развития древней Италии латинский язык вытеснил другие италийские языки и со временем занял господствующее положение в западном Средиземноморье.

Сравнительно-историческим изучением выявлены связи, существующие между латинским языком и остальными языками индоевропейской семьи. Доказано происхождение индоевропейских языков от одного языка-основы; несомненная общность наглядно прослеживается хотя бы при сопоставлении ряда слов, ходящих в основной словарный состав латинского и новых европейских языков.


1. Главные члены предложения

Латинское простое предложение обычно бывает двусоставным: его грамматический центр составляют два главных члена предложения -подлежащее (subjectum) и сказуемое (praedicatum).

В роли подлежащего и сказуемого в латинском предложении могут выступать те же части речи, что и в русском предложении. Падеж именного подлежащего - nominatfvus. Что касается сказуемого, то различаются:

1 Сказуемое простое, выраженное личной формой глагола, содержащей в себе и лексическое значение, и признаки соответствующих грамматических категорий: agricdla arat земледелец пашет, agricolae arant земледельцы пашут; in terra est vita на земле есть жизнь; in luna non est vita на луне нет жизни.

2 Сказуемое составное, в состав которого входят: глагольная связка (copula) - преимущественно личная форма глагола esse быть и именная часть сказуемого, являющаяся основным выразителем его лексического значения. В качестве именной части составного сказуемого употребляется имя существительное или прилагательное (другие части речи встречаются редко): rosa est planta роза (есть) растение; роза является растением; rosa est pulchra роза красива.

Существительное в роли именной части составного сказуемого согласуется с подлежащим в падеже (nominatfvus), прилагательное - также в роде и числе.

Выражаемая глаголом esse связка в латинском предложении, как правило, обязательна, тогда как в русском предложении в настоящем времени употребляется очень редко. Ср. scientia potentia est знание - сила; terra est sphaera земля - шар.

В поговорках, пословицах и т. п. выражениях связка может быть опущена, напр.: Aurora musis arnica Аврора - подруга музам (т. е. утренние часы наиболее благоприятны для творческого труда).

Если в русском языке связка выражается формой глагола «являться», то именная часть сказуемого ставится в творительном падеже: rosa est planta роза является растением.

В немецком языке в подобных случаях, как и в латинском, nomiinatfvus - единственно возможная конструкция: Die Rose ist eine Pflanze.

Личное местоимение в роли подлежащего в латинском предложении в отличие от русского выступает очень редко: laboro я работаю, laboras ты работаешь; laborvatis вы работаете.

Личное местоимение в роли подлежащего ставится и в латинском языке, если на это местоимение падает логическое ударение (в частности, при подчеркнутом противопоставлении):

Ego laboiro я работаю (я, а не кто-либо другой).

Ego laboiro, tu non laboras я работаю, (а) ты не работаешь.

2. Порядок слов в предложении

Порядок слов в латинском предложении обусловливается флективным строем латинского языка. Богатая система склонения и спряжения позволяет выражать синтаксическую роль слова морфологическими средствами, а не твердым порядком слов, как это имеет место в языках с аналитическим строем (английском, французском, в значительной степени - немец ком). Латинский язык допускает в принципе свободный порядок слов, при котором место слова в предложении не отражается на его основных синтаксических функциях.

Более обычное расположение слов, свойственною повествовательному предложению, эмоционально нейтральному, принято называть прямым.

При прямом порядке слов в начале предложения находится подлежащее (или группа подлежащего), в конце предложения - сказуемое (или группа сказуемого). При наличии прямого дополнения оно ставится перед управляющим глаголом - сказуемым (в русском языке - наоборот): Filia rosas amat дочь любит розы. Косвенное дополнение ставится также впереди управляющего глагола - сказуамого (в русском языке - обычно наоборот: puellis narrare рассказывать девочкам. При наличии прямого и косвенного дополнений, зависящих от того же глагола - сказуемого, косвенное дополнение ставится впереди прямого дополнения:

Magistra puellis fabulam narrat учительница рассказывает девочкам сказку.

Определение, выраженное прилагательным или притяжательным местоимением, ставится при прямом порядке слов обычно после определяемого: rosa pulchra красивая роза, filia mea моя дочь.

Образец прямого расположения членов предложения

Filia mea filiae tuae rosam pulchram dat. Моя дочь дает твоей дочери красивую розу. Расположение слов, при котором более обычный порядок их нарушается (т. е. при инверсии - «перестановке»), называется обратным. При обратном расположении слов особая смысловая важность того или иного члена предложения указывается необычным местом его в предложении, зачастую - выдвижением его вперед.

Rosas filia amat дочь розы любит (а не какие-нибудь другие цветы). Amat filia rosas любит дочь розы. Fabulam magistra narrat сказку рассказывает учительница (а не правдивую историю). Puellis magistra fabulam narrat девочкам (а не мальчикам) рассказывает учительница сказку.

3. Синтаксис страдательной конструкции

Страдательная конструкция в латинском языке характеризуется теми же признаками, что в русском: подлежащее, стоящее в именительном падеже, обозначает лицо или предмет, на который направлено действие, выраженное глаголом в страдательном залоге. Лицо, выполняющее действие, или предмет, посредством которого совершается действие, выражается именем в аблятиве (косвенное дополнение).

Victoria (nom. подлежащего) concordia (abl. косв. дополн.) gignftur победа порождается согласием.

Такой ablatfvus орудия действия называется в грамматике ablatfvus instrumenti.

В тех случаях, когда косвенное дополнение пассивного оборота обозначает действующее лицо, перед ним употребляется предлог а или (перед словом, начинающимся с гласного) ab.

Medici aegrotos sanant врачи лечат больных.

Aegroti a medfcis sanantur больные лечатся врачами.

Amfci vitam ornant друзья украшают жизнь.

Vita ab amicis ornatur жизнь украшается друзьями.

Такой ablativus действующего лица называется ablativus auctoris.

Употребление специального предлога перед обозначением действующего при страдательной конструкции характерно и для новых западноевропейских языков: von - в немецком (в отличие от durch, обозначающего обычно движущую силу, или причину действия, и mit, обозначающего орудие действия); by - в английском (отличие от with); par - во французском (в отличие от de, обозначающего, как правило, орудие или источник действия).

В русском аналогичное значение имел предлог от, употреблявшийся еще в XVIH - XIX веках: «побежден от Александра» (Ломоносов); «...ни от какого писателя не представлен» (Ломоносов); «исполнен долг, завещанный от бога» (Пушкин) - «облеченный властью от самозванца» (Пушкин).

(От страдательной конструкции следует отличать употребленную в неопр. - личн. значении пассивную форму 3-го л. ед. ч. непереходных глаголов: itur идут, pugnatum est сражались.


Практическая часть

Res mancīpi et nec mancīpi

Omnes res aut mancīpi sun taut nec mancīpi. Mancīpi res sunt omnia praedia in Italīco

solo, tam rustīca – quails est fundus, quam urbāna – qualis est domus, item iura praediōrum rusticōrum(servitūtes), item servi et quadrupědes, velut boves, muli, equi, asīni.

Cetĕrae res nec mancīpi sunt. Magna autem differentia est rerum mancīpi et nec mancīpi.

Nam res nec mancīpi ipsa traditiōne pleno iure alterīus fiunt, si corporāles sunt et ob id

recipient traditiōnem. Ităque si tibi vestem vel aurum vel argentum trado sive ex venditiōnis

causa sive ex donatiōnis sive aliā ex causa, statim tua fit ea res.

(Ulpiānus, Gaius).

Все вещи могут быть манципируемыми и неманципируемыми. Манципируемые вещи – это земельные участки на Италийской земле. И притом как сельские, какими считаются поместье, так и городские, каков дом, так же права сельских участков (сервитуты), так же рабы и четвероногие. Словно быки, мулы, лошади и ослы.

Остальные вещи считаются неманципируемыми. Но велико различие вещей манципируемых и неманципируемых. Ведь неманципируемая вещь, переданная полноправно другому, как и сама телесная вещь и вследствие передана неотступно.

Таким образом, если я передал одежду, или золото, или серебро на основании продажи, или по дарению, или на каком другом основании, эта вещь становится твоей.

(Ульпиан, Гай).


Список использованных источников

1. Ахтерова О.А. Иваненко Т.В. Латинский язык и основы юридической терминологии - М.: 2004. – 349 с.

2. Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. Под редакцией члена-корр. РАН, профессора В.С. Нерсесянца. – М.: Издательская группа ИНФРА М – НОРМА, 1997. – 704 с.

3. Винничук Л. Латинский язык. Самоучитель для студентов гуманитарных факультетов университетов. М., 2005

4. Жамсаранова, Р.Г. Древние языки и культуры: латинский язык: учеб. пособие для студентов гуманитар. Факультетов // Р.Г. Жамсаранова. – Чита: ЧитГУ, 2008. – 133 с.

§1. Общие понятия. Что отличает предложение от слова и словосочетания

Предложение - это основная единица синтаксиса. Предложение обладает набором признаков:

  • выражает законченную мысль
  • имеет цель высказывания
  • грамматически организовано, имеет грамматическую основу
  • оформлено интонационно.

Ни одного из этих признаков ни у слова, ни у словосочетания нет.

Предложения различаются по цели высказывания.

Классификация предложений по цели высказывания

  • повествовательные - выражают сообщение,
  • вопросительные - выражают вопрос,
  • побудительные - выражают побуждение.

Предложения любого типа могут быть восклицательными, т.е. произноситься с сильным чувством, эмоцией, либо невосклицательными. В письменной речи интонацию отражает пунктуация.

Грамматическая основа предложения

Грамматической основой предложения являются его главные члены. Второстепенные члены, распространяющие предложение, в грамматическую основу не входят.

Если предложение состоит только из главных членов, оно нераспространённое . В таких предложениях нет определений, дополнений, обстоятельств. Если в предложении содержится хотя бы один второстепенный член, то оно является распространённым .

В грамматической основе выражено грамматическое значение предложения - обобщённое значение, свойственное всем предложениям с данной структурой. С точки зрения грамматики предложения: Малыш смеётся. и Малыш капризничает. - это предложения с одинаковой грамматической основой и одинаковым грамматическим значением: субъект и его действие в настоящем времени.

§2. Классификации предложений

Классификаций предложений несколько. Важно, по какому основанию сделана классификация. Основания различны.

  1. Классификация по цели высказывания делит предложения на повествовательные, вопросительные и побудительные.
  2. Классификация по грамматической основе делит предложения на простые, имеющие лишь одну грамматическую основу, и сложные, имеющие их более одной.
  3. Классификация предложений по главным членам - это классификация простых предложений. Она делит их на двусоставные и односоставные, а последние, в свою очередь, на назывные, обобщённо-личные, неопределённо-личные, определённо-личные и безличные.
  4. Классификация по типу синтаксической связи - это классификация сложных предложений. Они делятся на сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.
  5. Каждый вид сложных предложений делится далее на разновидности по значению .

Программа предусматривает знание всех классификаций и умение давать характеристикулюбому предложению с учётом его классифицирующих признаков.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Какими бывают предложения по цели высказывания?

    • повествовательные, вопросительные, восклицательные
    • повествовательные, отрицательные
    • повествовательные, вопросительные, побудительные
  2. Определи грамматическую основу предложения: Пахнет весной .

    • пахнет
    • пахнет весной
  3. Является ли распространённым предложение: Ощути ритм города .

  4. Жизнь - это бег на сверхдлинную дистанцию. ?

  5. Сколько грамматических основ в предложении: Не стоит торопить время: когда-нибудь тебе может не хватить именно этих минут. ?

  6. Систематизация знаний: грамматическая основа предложения, средства связи слов в простом предложении, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы выражения подлежащего, типы сказуемого; второстепенные члены предложения, способы их выражения, виды обстоятельств. Предложения нераспространённые/распространённые.

    Предложения односоставные/двусоставные. Типы односоставных предложений. Стилистические функции разных типов простого предложения.

    Предложения полные/неполные.

    Определения согласованные/несогласованные. Приложение как особый вид определения.

    Сравнительный оборот.

    l Пунктуация.

    Тире в простом предложении.

    Пунктуация в предложении со сравнительным оборотом.

    l Синтаксис.

    Осложнённое предложение.

    Систематизация изученного об однородных членах предложения: понятие «однородные члены предложения», союзы при однородных членах предложения, обобщающие слова при однородных членах предложения.

    Однородные и неоднородные члены предложения.

    Стилистические функции однородных членов предложения.

    l Пунктуация.

    Знаки препинания между однородными членами предложения.

    l Синтаксис.

    Понятие об обособленных членах предложения.

    Обособленные определения, приложения.

    Обособленные дополнения.

    Обособленные обстоятельства.

    Обособленные уточняющие члены предложения.

    Синонимика предложений с обособленными членами предложения и простых (сложных) предложений. Стилистические функции осложнённых предложений.

    l Пунктуация.

    Знаки препинания при обособленных членах предложения.

    l Синтаксис.

    Предложения с обращениями, вводными словами и предложениями.

    Систематизация изученного: обращение и его роль в речи. Обращение в художественном тексте.

    Основные смысловые разряды вводных слов.

    Вводные предложения. Вставные предложения.

    Стилистические функции обращений, вводных слов, вставных предложений.

    l Пунктуация.

    Знаки препинания при обращениях.

    Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных предложениях.

    Развитие речи.

    l Текст . Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.

    Повествование в художественном тексте. Рассказ.

    Повествование с элементами рассуждения. Рассказ на основе услышанного.

    l Публицистический стиль (расширение понятия).

    Повествование и описание в публицистическом стиле. Отзыв о книге.

    Описание с элементами рассуждения. Портретный очерк.

    l Научный стиль (расширение понятия).

    Повествование в научном стиле.

    Рассуждение с элементами повествования и описания в научном стиле.

    Тезисы и конспект. Доклад.

    l Официально-деловой стиль (расширение понятия).

    Тексты официально-делового стиля: заявление, автобиография.

    Повторение изученного в 8-м классе.

    Проектная деятельность*.

    Темы проектов: «Как это было», «Что можно услышать (роль звуков в искусстве)», «Публичное выступление», «Роль книги в истории человечества», «Древнейшая профессия – журналист», «Разрешите к вам обратиться (история обращений)».

    Русский язык как национально-культурный феномен, отражающий духовно-нравственный опыт народов.

    Русский язык – первоэлемент великой
    русской литературы.
    Современная лингвистика о проблемах изучения текста.

    Повторение изученного о простом предложении

    Синтаксис сложного предложения

    Систематизация изученного: сложное предложение; сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное предложение; средства связи частей сложного предложения.

    Сложносочинённые предложения.

    Союзы и значения сложносочинённого предложения.

    Стилистические функции сложносочинённых предложений.

    Сложноподчинённые предложения.

    Строение сложноподчинённых предложений.

    Подчинительные союзы и союзные слова.

    Роль указательных слов в подчинении предложений.

    Виды придаточных предложений: изъяснительные, определительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия, присоединительные).

    Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Типы подчинения в предложениях с несколькими придаточными.

    Синонимика простых осложненных и сложносочинённых/сложноподчинённых предложений.

    l Пунктуация.

    Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

    Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

    l Синтаксис.

    Сложное бессоюзное предложение.

    Средства связи частей бессоюзного предложения.

    Синонимика бессоюзных и сложносочинённых предложений.

    Стилистические функции сложных бессоюзных предложений.

    Сложные предложения с разными видами связи.

    l Пунктуация.

    Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

    Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

    l Синтаксис.

    Способы передачи чужой речи.

    Систематизация изученного о предложениях с прямой речью.

    Предложения с косвенной речью.

    Цитаты. Способы цитирования.

    l Пунктуация.

    Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Знаки препинания при цитатах.

    Развитие речи.

    Систематизация и обобщение сведений о тексте, о теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи.

    l Научный стиль.

    l Публицистический стиль.

    Повествование с элементами описания и рассуждения. Изложение с элементами сочинения. Сочинение в форме газетной статьи с рассуждением-объяснением, рассуждением-доказательством. Рецензия на книгу, театральный спектакль или фильм.

    l Стиль художественной литературы.

    Повествование, описание, рассуждение в данном стиле.

    Изложение с дополнительным заданием.

    Изложение с элементами сочинения.

    Систематизация изученного в 5–9-м классах.

    Проектная деятельность*.

    Темы проектов: «Как услышать Человека в тексте (роль цитаты, реплики в диалоге, ремарки), «Жизнь прекрасна», «Сложноподчинённые предложения в текстах моего любимого автора», «Экскурсовод? Экскурсовод!».

    VI. Примерное тематическое планирование
    и виды деятельности учащихся**
    (www.school2100.ru)

    VII. Описание учебно-методического
    и материально-технического обеспечения
    образовательного процесса по предмету
    «Русский язык»

    Для реализации целей и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»).

    1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва, Н.А. Исаева, Е.С. Барова «Русский язык». Учебники для 5, 6, 7, 8, 9-го классов.

    2. Е.С. Барова, М.Р. Богданова «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку». Рабочие тетради для 5, 6, 7, 8, 9-го классов.

    3. Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал по русскому языку», 5 класс.

    4. Е.С. Барова, Е.Н. Воронова «Дидактический материал по русскому языку», 6, 7 классы.

    5. Н.А. Исаева «Дидактический материал по русскому языку», 8, 9 классы.

    6. Е.С. Барова «Сборник диктантов по русскому языку» для 5–7-го и 8–9-го классов.

    7. Е.С. Барова, Е.Н. Воронова «Наглядные пособия по русскому языку», 5 класс.

    8. Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, Е.Н. Воронова, А.Т. Грязнова, Н.А. Исаева. Методические рекомендации по русскому языку. Пособие для учителя, 5, 6, 7, 8, 9 классы.

    К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся DVD-плеер, телевизор, компьютер, интерактивная доска и др.

    Приведём примеры работ при использовании компьютера:

    – орфографический и пунктуационный тренинг;

    – редактирование (взаиморедактирование);

    – создание текста, его коллективное обсуждение;

    – создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.

    При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

    Технические средства на уроках русского языка широко привлекаются также при создании классных газет и журналов (компьютер).


    * Программа подготовлена под научной редакцией академика РАО
    А.А. Леонтьева.

    ** «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М. : Баласс, 2003. – С. 87–92.

    * Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н. Программа «Русский язык» для начальной школы. – В кн. : Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа, ч. 2. – М. : Баласс, 2011. – C. 4–102.

    * См.: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Пронина О.В. Букварь (прежнее название – «Моя любимая Азбука»). – М. : Баласс, 2011; Русский язык (первые уроки). – М. : Баласс, 2011; Русский язык, 2, 3, 4-й кл. – М. : Баласс, 2011.

    * См.: Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. – М. : Педагогика, 1990.

    ** См.: Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с детьми. – М., 2002.

    * Последовательность работы над речеведческими понятиями определяется логикой расположения учебного материала по русскому языку. Перечень понятий и
    видов работы дан в программе последовательно, без привязки к конкретным темам раздела «Повторение и углубление курса начальной школы».

    * См.: Александрова Г.В.

    * В программе 6–9-го классов содержание работы по развитию речи не распределено по разделам программы, а даётся последовательно в одном месте, чтобы отчетливее представить его логику.

    ** См.: Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9 классах. Пособие для учителя. – М. : Баласс, 2010.

    * См.: Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9 классах. Пособие для учителя. – М. : Баласс, 2010.

    * См.: Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9 классах. Пособие для учителя. – М. : Баласс, 2010.

    * См.: Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5–9 классах. Пособие для учителя. – М. : Баласс, 2010.

    ** Примерное тематическое планирование уроков по новому ФГОС находится в разработке.

    1. Определение предложения.

    2. Предикативность и некоторые другие свойства предложения.

    3. Предложение как центральная синтаксическая единица.

    4. Аспекты предложения.

    5. Классификация предложений.

    1. Определение предложения.

    Существует множество определений предложения, но к ним постоянно добавляются новые. Адекватное определение должно содержать указание на родовую принадлежность определяемого явления, и, вместе с тем, в нем должны быть отмечены те из множества присущих ему свойств, которые обуславливают специфику именно данного явления, составляя его сущность.

    Предложение – одна из синтаксических конструкций, центральная, важнейшая, но не единственная, поэтому можно сказать, что предложение – это синтаксическая конструкция.

    Синтаксическая конструкция – это группа слов, но не каждая группа слов составляет синтаксическую конструкцию. Охарактеризовав предложение как синтаксическую конструкцию мы показали родовую принадлежность предложения. Что касается специфических признаков, то, поскольку мы имеем дело со значащей знаковой единицей языка, следует упомянуть три аспекта, характеризующих каждую знаковую единицу: структуру, семантику и прагматику.

    Начнем с последнего. Предложение является минимальной единицей речевой коммуникации. Структурные единицы более «низкого» ранга, чем предложение (имеется в виду слова и их объединения непредложенческого статуса), могут выступать лишь в качестве его составляющих. Они не способны к самостоятельному, т.е. вне и независимо от предложения, использованию в актах речи.

    Далее, предложение (даже односоставное), в отличие от слова и словосочетания, обозначает некоторую актуализированную, т.е. определенным образом соотнесенную с действительностью ситуацию. Предложение Night представляет явление ночи уже как факт действительности. Явление получило, хотя явным образом и не выраженную, своего рода модальную характеристику (говорящий рассматривает соответствующие явление как реальность), а также определенную временную перспективу. Еще проще актуализация осуществляется в предложениях, содержащих личную форму глагола, с морфологически закрепленными показателями модальности и времени (the sun shines). Актуализация как синтаксическое явление имеет специальное название – предикативность . Ее составляют в совокупности категории модальности и времени.

    Наконец, важнейшей строевой, иначе структурной, особенностью предложения является замкнутость взаимных синтаксических связей составляющих предложения. Ни одно слово данного предложения не может выступать в качестве главного или зависимого элемента по отношению к словам, находящимся за его пределами. В основе этого явления лежит соответствие каждого предложения определенной структурной схеме, набор которых для каждого языка конечен и специфичен.

    Таким образом, мы приходим к следующему определению предложения. Предложение – минимальная синтаксическая конструкция, используемая в актах речевой коммуникации, характеризующаяся предикативностью и реализующая определенную структурную схему.

    2. Предикативность и некоторые другие свойства предложения.

    Предикативность – один из важнейших, возможно, структурно самый важный признак предложения. Язык способен обозначать даже тождественные явления действительности различными способами. Одно и то же лицо (Peter, you, I, this young man, Mary’s brother, John’s son и тд.) может быть обозначено по-разному.

    Это же свойство вариативности способов обозначения присуще и синтаксическим единицам. Но здесь инвентарь возможных способов обозначения денотата конечен. Для обозначения ситуации – это предложение как самостоятельная единица (the doctor has arrived), словосочетание (the doctor’s arrival) и слово как компонент предложения (the battle). Наиболее существенное различие между ними – предикативность, наличествующая в предложении и отсутствующая в словосочетании и слове. Соотнесенность последних с действительностью, их актуализация возможна лишь при употреблении их в составе или в качестве предложения.

    Наряду с рассматриваемым, существует иное, хотя и относительно с рассматриваемым, явление, также именуемое предикативностью. Сущность его в следующем. Ситуация, составляющая реалию предложения, предстает в предложении оборотной человеческой мыслью. В предложении логический субъект и логический предикат представляются через актуальное, тема-рематическое членение, а их связь через предикативность.

    Модальный аспект предложения многопланов. Основным является модальный план, задаваемый наклонением глагола-сказуемого. Основной модальный план представляет описываемую ситуацию как реальную/нереальную.

    Общее модальное значение, передаваемое наклонением глагола, может подкрепляться, усиливаться или, наоборот, ослабляться модальными значениями, передаваемыми модальными словами и конструкциями (т.е. модальными значениями второго порядка). Perhaps you have seen her portrait. He is not a very good driver really . You certainly know what to do. Употребление модальных слов и конструкций привносит в предложение значения с субъективной окрашенностью. Вводные слова показывают авторскую позицию ясно и отчетливо.

    Остановимся на некоторых других свойствах предложения.

    Предложение – продукт творческой деятельности автора высказывания.

    Для нормально владеющего языком человека характерно не хранение в памяти готовых предложений «на все случаи жизни», а конструирование для разного употребления новых предложений, даже для сходных ситуаций.

    Творческий аспект построения предложений до недавнего времени мало привлекал внимание исследователей, но с развитием теории порождающей грамматики моделирование этой способности человека становится одной из задач лингвистики.

    Предложение имеет форму.

    Предложение – это составной знак и его форма заключается в наличии в нем набора знаков определенной формы, расположенных в определенной последовательности. There were no landing fields – предложение, а Were fields there landing no – не предложение. Форма предложения многоступенчата и многокомпонентна. Формальными показателями являются члены предложения и способ их организации.

    Каждое предложение оформлено интонационно.

    Интонационное оформление – неотъемлемое свойство любого предложения. Противопоставление интонации характеризует разные коммуникативные типы предложений. (повествовательное, вопросительное). Это дополнительный признак, описание которого выходит за пределы грамматической теории и входит в компетенцию фонетики.

    3. Предложение как центральная синтаксическая единица.

    Результаты описания любой сложной системы зависят от того, что принимается за центральное в этой системе, в связи с которым рассматриваются другие элементы системы. Для синтаксиса такой центральной единицей является предложение.

    Если говорить об иерархии отношений, то предложение должно быть помещено на вершине пирамиды, образуемой составными единицами, поскольку назначение их (составных единиц) состоит в образовании предложения. Это их прямое структурное назначение, тогда как предложение имеет иное, коммуникативное назначение, являясь не просто структурное единицей, а структурно-коммуникативной единицей. Схема:

    морфема (○○○○○) → слово (○○○) → член предложения (○○) → предложение

    При признании предложения центральной единицей синтаксического (и шире лингвистического) описания, возникает вопрос: как быть с большими, чем предложение, образованиями, абзацем или текстом, по отношению к которым предложения является составляющим?

    Реальность текста как особого речевого построения не вызывает сомнений. Но: является ли текст структурной языковой единицей? Ответ отрицательный.

    Текст не имеет четких однозначных структурных характеристик, подобных тем, которыми обладает предложение. Нет и единых структурных схем построения текста, которыми характеризуется каждая значимая единица языка, например, то же предложение. Ни одно из структурно-семантических средств, способствующих соединению предложений в текст (анафора, репрезентация) не является специфичным для текста. В тексте мы имеем дело просто с расширительным их употреблением.

    Таким образом, центральность предложения в лингвистическом, в том числе синтаксическом, описании остается в силе и в условиях существования нового направления в языкознании – «лингвистике текста».

    Предложение – понятие широкого охвата. Говоря о центральности предложения, имеется ввиду простое предложение, монопредикативная предложенческая конструкция. Простое предложение полностью удовлетворяет всем признакам предложения как структурной и коммуникативной единицы, и, вместе с тем, лежит в основе всех других синтаксических построений.

    Другой важный вопрос – это вопрос об отношении предложения и высказывания.

    Будучи не просто структурной (как все другие единицы более низкого ранга, чем предложение), а и коммуникативной единицей, предложение в процессе речевой коммуникации приобретает свойства, которые лишь потенциально заложены в предложении и реализуются при актуализации предложения в речи. Например, It’s cold here в акте речи может быть просто констатацией факта, но может быть и побуждением к действию, эквивалентом предложения Let’s go to another place . Реализуемое предложение, т.е. высказывание, таким образом, богаче по своим характеристикам, чем предложение, взятое в отвлечении от условной реализации. Это действительно так, но в высказывании не может быть ничего такого, что не было бы заложено как потенция в предложении. Таким образом, каждое высказывание (т.е. актуализированное предложение) предстает как речевое проявление языковой единицы – предложения. Центральность предложения сохраняется.

    4. Аспекты предложения.

    Предложение является самой сложной единицей в системе языка. Сложность заключается, во-первых, во множестве его составляющих, количество которых структурно не ограничено, во-вторых она связана с многоплановостью взаимных отношений элементов предложения, в-третьих, сложность проявляется во множественности возможных соотношений между содержанием и формой. Ввиду всего вышесказанного, возникает проблема установления аспектов предложения. Речь пойдет о трех аспектах: структурном, семантическом и прагматическом.

    Предложение характеризуется формой и содержанием. Форма у предложений специфична. Прежде всего следует установить, как слова в предложении объединяются в то, чем они в совокупности являются, т.е. в предложение, чем предложение отличается от простого набора слов. Поэтому данный аспект предложения можно назвать аспектом структурной организации предложения, или проще структурным.

    Наряду с «организационной стороной дела», изучения требуют формальные показатели грамматических значений. Утвердительность/ отрицательность, побудительность/вопросительность, личность/безличность – эти и многие другие содержательные признаки должны найти свое место в синтаксическом описании предложения.

    Второй аспект предложения – семантический – был затронут тогда, когда назывались некоторые содержательные признаки предложения. Семантическими признаками обладают и компоненты предложения: придаточные предложения, члены предложения («дополнение», «обстоятельство» и т.д.), части сложносочиненного предложения. Кроме того, выделяют «агенс», «патиенс» и т.п. эти семантические роли входят в число объектов семантического изучения предложения.

    Наконец, можно выделить еще прагматический аспект предложения, связанный с использованием предложений в актах речи. Предложение – основная единица речевой коммуникации. Отсюда различия коммуникативного плана между предложениями (деление предложений на предложения-утверждения, предложения-вопросы, предложения-побуждения), сложная система связей, вплоть до взаимозамены, между предложениями, различающимися прагматически.

    Структурный, семантический и прагматический аспекты являются основными, поскольку они охватывают три основные стороны знака (а предложение – знаковая единица, хотя и значительно большей сложности, чем слово): форму, содержание и употребление.

    5. Классификация предложений.

    Структурный, семантический и прагматический аспекты предложения определяют три основания для классификации предложений: по их структуре, семантике и прагматическим свойствам.

    Данная классификация приводится на основании структурных признаков.

    Предложения

    Собственно предложения квази-предложения

    Повество вопроси оптатив побуди вока междо мета=

    вательные тельные ные тельные тивные метные коммуни

    кативные

    John came Did John If John Come John! Oh Good day

    сome? сame (упрек, негодование, восхищение)

    Каждый из типов предложения характеризуется специфическими особенностями построения: порядок слов, наличие/отсутствие местоименного вопросительного слова, форма наклонения глагола и т.п.

    Собственно предложения различаются между собой способом соотнесения содержания с действительностью. Повествовательные предложения характеризуются субъектно-предикативными отношениями, если же предикативная связь между подлежащим и сказуемым отрицается, то в этом случае мы имеем дело с отрицательными предложениями. Другими словами, каждый из структурных типов предложения может быть положительным или отрицательным.

    Отрицательным является лишь предложение с отрицанием предикации. Такое отрицание является общим (You don’t understand at all) . Частное отрицание может относиться к любому члену предложения, кроме сказуемого (Not a person could be seen around. I could rely on no one in this matter .) Специфичной чертой английского языка является взаимодействие общего и частного отрицания в пределах элементарного предложения.

    Вопросительные предложения характеризуются специфической вопросительной интонацией, инверсивным порядком слов, наличием вопросительных местоимений.

    Двумя основными типами вопросительных предложений являются общий и специальный вопрос. Они различаются формально и содержательно. Общий вопрос формально характеризуется отсутствием вопросительных слов и специфической вопросительной интонацией, специальный вопрос содержит запрос, направленный на получение информации совершенно конкретного, предметного свойства.

    Оптативные предложения передают отношение говорящего к некоторому событию, причем желание говорящего остается нереализованным.

    Квази-предложения не содержат сообщения, не имеют субъектно-предикатной структуры. Это либо предложения-обращения, либо междометные предложения, либо предложения метакоммуникативного характера, служащие для установления или размыкания речевого акта. Квази-предложениям дан статус предложения лишь в силу того, что в потоке речи они способны замещать позицию предложения, интонационно характеризуясь теми же свойствами, что и собственно предложения, и обладая свойством отдельности.

    Классификация предложений по В.Г. Гаку.

Статьи по теме: