С помощью чего размножаются покрытосеменные. Цветок орган размножения покрытосеменных растений. Жизнедеятельность покрытосеменных растений






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи урока:

  • вспомнить строение цветка.
  • выяснить способы и значение опыления в жизни растений;
  • изучить особенности полового размножения у цветковых растений;

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с половым размножением покрытосеменных растений как важнейшим их свойством.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения
  • Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа
  • Коммуникативные УУД : Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов.

Деятельность учащихся:

  • работа с текстом учебника и дополнительной литературой,
  • заполнение таблицы в тетради, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопросов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд № 1. Проверка домашнего задания:

Найдите соответствие. Задание № 1

Слайд № 2 Проверка на соответствиие

Слайд № 3

2. Мотивационно-ориентационный этап.

Эпиграф урока

“Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время”.
К.Г. Паустовский

Слайд № 4

“Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости, другие из-за болезней, третьих съедают хищники... Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других”

Слайд № 5

Объясните значение этих слов.

Все живое рождается, растет, развивается, оставляет потомство, стареет и умирает.
Жизнь каждого отдельного существа ограничена, но жизнь на Земле продолжается уже миллионы лет.

О каком свойстве живых организмов идёт речь?

Слайд № 6

На зелёной полянке, вдоль тропинки в лесу,
На лужайке, на грядке и на клумбе в саду:
Одуванчик лекарственный, земляника садовая,
Черемуха пахучая, роза колючая,
Мать и мачеха раннецветущая,
Груша, плоды дающая.
Собрались не напрасно фотосинтез дающие
И заспорили меж собой, как им род продолжить свой?

Слайд № 7 Могут ли растения размножаться половым путем?

Слайд № 8 Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Слайд № 9 Тема урока:

Размножение покрытосеменных (цветковых) растений

Слайд № 10 Какие задачи поставим перед собой?

Слайд № 11 Задачи урока

1. Вспомнить строение цветка.

2. выяснить способы и значение опыления в жизни растений;

3. изучить особенности полового размножения у цветковых растений.

3. Этап актуализации и пробного учебного действия

Слайд № 12 В ящике находятся 2 объекта, имеющих отношение к новой теме. Один из них – орган размножения цветковых растений, а другой можно назвать результатом этого процесса. О чем идет речь?

Слайд № 13 Строение цветка

С точки зрения русского языка, тычинка – слово женского рода, а пестик – мужского. А с точки зрения ботаники?

Задание на соответствие

Слайд № 14 Проверка на соответствие

Слайд № 15 Опыление – это процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика

Слайд № 16

Слайд № 17 Самоопыление происходит при попадании пыльцы на пестик того же цветка, т.е. внутри одного цветка.

Слайд № 18 Перекрестное опыление - перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестиков другого цветка.

Слайд № 19 Какими признаками обладают насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения?

  • 1 вариант Рабочий лист задание № 3(подчеркнуть признаки) Учебник на стр. 135
  • 2 вариант Рабочий лист задание № 3(подчеркнуть признаки) Учебник на стр. 136

Слайд № 20 Перечисленные признаки

1. Цветки – мелкие, невзрачные, без запаха.

3. Цветки – одиночные.

4. Цветки собраны в соцветия.

5. Соцветия – сережки или сложный колос, метелки.

7. Пыльца – легкая, мелкая.

12. Растут большими группами.

Слайд № 21

Признаки насекомоопыляемых растений

Ответ: 2,3,4,6,8,10,11

Признаки ветроомоопыляемых растений

Ответ: 1, 4, 5, 7, 9, 12

2. Цветки – крупные, яркие и душистые.

3. Цветки – одиночные.

4. Цветки собраны в соцветия.

6. Соцветия – головка, корзинка или початок.

7. Пыльца – легкая, мелкая.

8. Пыльца – крупная с шипиками и бугорками.

9. Цветение – до распускания листьев.

10. Цветение – после распускания листьев.

11. Растут одиночно или группами.

12. Растут большими группами.

1. Цветки – мелкие, невзрачные, без запаха.

2. Цветки – крупные, яркие и душистые.

3. Цветки – одиночные.

4. Цветки собраны в соцветия.

5. Соцветия – сережки или сложный колос, метелки.

6. Соцветия – головка, корзинка или початок.

7. Пыльца – легкая, мелкая.

8. Пыльца – крупная с шипиками и бугорками.

9. Цветение – до распускания листьев.

10. Цветение – после распускания листьев.

11. Растут одиночно или группами.

12. Растут большими группами.

Слайд № 22 Оплодотворение – это процесс слияния гамет

Слайд № 23 Схема Двойное оплодотворение

Оплодотворение

  • Попав на рыльце пестика, пыльца прорастает в пыльцевую трубку, на конце которой две мужские клетки- спермии.
  • Спермии попадают в завязь пестика. Один спермий сливается с яйцеклеткой, а второй с центральной клеткой. Такой вид оплодотворения называется двойным и характерен для всех цветковых растений, кроме орхидей.

Слайд № 24 Этапы полового размножения

1. Образование половых клеток у родителей;

2. Доставка спермиев к яйцеклетке, т.е. опыление;

3. Оплодотворение, или слияние женских и мужских гамет;

4. Образование зиготы;

5. Развитие из зиготы нового, дочернего организма.

4. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Слайд № 25 Задание № 4 Вставьте пропущенные слова

Пыльцевое зерно попадает на.................. и прикрепляется к нему. Зерно набухает и превращается в длинную пыльцевую.......... Пыльцевая трубка прорастает от рыльца..... через.......... и достигает............. Затем через............ она достигает зародышевого мешка. Здесь один из............ сливается с.........., а второй – с.................. .

Слова для справок: рыльце, пестик, трубка, завязь, столбик, спермий, яйцеклетка, пыльцевход, центральная клетка.

Слайд № 26 Проверь себя (задание № 4)

Слайд № 27 Задание на дом:

  • Параграф № 24, составить кроссворд по новым терминам.

Рефлексия

Слайд № 28 Спасибо за внимание!

Слайд № 29 Задачи

  • Почему оплодотворение цветковых растений называют двойным?
  • У огурцов имеются пустоцветы – тычиночные цветки, которые не образуют плодов. Нужно ли их обрывать?
  • Известны случаи, когда цветок дает плод и “без брака”. Чего не бывает в таких плодах?
  • Когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, то клевер вырос, хорошо цвел, но плодов и семян у него не было. Почему?

Половое размножение покрытосеменных растений связано с цветком. В цветке, органе размножения, происходит созревание мужских и женских половых клеток (гамет), и их последующее слияние с образованием первой клетки дочернего организма.

Отличие полового размножения от вегетативного

Половое и вегетативное - два вида размножения покрытосеменных. При вегетативном размножении новые организмы возникают за счёт регенерации вегетативных органов (лист, корень, побег).

Цветок не относится к вегетативным, а является репродуктивным (лат. - reproductio – воспроизведение) органом. В нём при слиянии гамет образуется зигота, из которой впоследствии развивается зародыш нового растения.

Гаметы

Гаметы имеют существенное отличие от всех других клеток. Число хромосом в ядрах гамет в два раза меньше, чем в остальных клетках. Такой набор хромосом называется гаплоидным. Набор хромосом обычных клеток тела называется диплоидным.

Хромосомы содержат наследственную информацию о признаках организма. Дочерний организм имеет половину хромосом от мужской гаметы и столько же от женской.

Тычинки и пестики

На тычинках развивается пыльца. Пыльца содержит генеративную клетку, которая, делясь, образует две мужские гаметы, называемые спермиями.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Женская гамета, или яйцеклетка, вместе с сопутствующими ей клетками находится внутри завязи пестика, в полости зародышевого мешка.

Рис. 1. Зародышевый мешок.

Опыление

Опыление - это процесс переноса пыльцы на рыльце пестика, который осуществляется с помощью ветра, воды, насекомых и некоторых других животных. Человек может и сам, целенаправленно, вручную производить опыление растений.

Пыльца на пестик может попадать с других цветков, а может с тычинок этого же цветка.

С помощью ручного опыления можно повышать урожайность и выводить множество новых сортов растений.

Рис. 2. Ручное опыление.

Двойное оплодотворение

После опыления спермии продвигаются в зародышевый мешок. Это происходит с помощью пыльцевой трубки, которая является неполовой клеткой пыльцы. Пыльцевая трубка быстро растёт (35 мм/час) в направлении яйцеклетки, и с ней продвигаются спермии.

Спермии бывают различной формы и не имеют жгутиков. Когда пыльцевая трубка достигает яйцеклетки, один спермий соединяется с ней, а другой с центральной клеткой зародышевого мешка.

В итоге, при двойном оплодотворении у покрытосеменных растений происходит образование следующих клеток:

  • первый спермий + яйцеклетка = зигота;
  • второй спермий + центральная клетка = эндосперм.

Зигота впоследствии делится и превращается в зародыш. Эндосперм служит для зародыша источником питательных веществ. Вместе, зародыш и эндосперм, образуют семя.

Рис. 3. Схема двойного оплодотворения.

Зародыш

Зародыш покрытосеменных растений - это зачаточный дочерний организм, который находится в семени в состоянии покоя, пока семя не начало прорастать. Набор хромосом у зародыша, как и у зиготы, диплоидный.

Семя с зародышем созревает, в эндосперме накапливаются питательные вещества. Завязь пестика разрастается и превращается в плод.

Что мы узнали?

Изучая в 6 классе половое размножение покрытосеменных, мы должны понимать какие особенности характерны для этих растений. Главная особенность покрытосеменных - это наличие цветка. В цветке образуются и развиваются гаметы. Покрытосеменные размножаются семенами. Семя образуется в результате полового процесса, который у цветковых заканчивается двойным оплодотворением.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 338.

Органом полового размножения покрытосеменных растений является цветок. Цветок — видоизмененный, укороченный, неразветвленный побег, предназначенный для образования спор и гамет и полового процесса, завершающегося образованием семян и плода.

У цветка различают цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестики. У некоторых цветков отдельные части могут отсутствовать.

Цветки большинства видов растений имеют и тычинки, и пестики. Такие цветки называют обоеполыми (вишня, горох). Цветки, которые имеют только пестики, называют пестичными (женскими). Цветки, которые имеют только тычинки, называют тычиночными (мужскими). В зависимости от распределения однополых цветков на растениях различают: однодомные растения — растения, у которых на одних и тех же экземплярах располагаются и женские, и мужские цветки (огурец, кукуруза, дуб); двудомные растения — растения, у которых на одних экземплярах располагаются женские, а на других — мужские цветки (крапива двудомная, конопля, облепиха); многодомные растения — растения, у которых на одних и тех же экземплярах встречаются как обоеполые, так и однополые цветки в различных количественных соотношениях (гречиха, некоторые виды ясеня, клена).

Цветоножка — междоузлие под цветком. Цветки, лишенные цветоножки, называются сидячими (цветки в соцветии корзинка у подсолнечника, астры, одуванчика).

Цветоложе — укороченная стеблевая часть цветка. На ней располагаются все остальные части цветка.

Околоцветник — стерильная часть цветка, его покров. Околоцветник может быть простым (не дифференцированным на чашечку и венчик, образованным совокупностью однородных листочков, имеющих одинаковые размеры и окраску) и двойным (дифференцированным на чашечку и венчик, отличающиеся друг от друга размерами и окраской. Простой околоцветник может быть венчиковидным (образованным ярко окрашенными листочками) или чашечковидным (образованным зелеными листочками). Цветки, лишенные околоцветника (ива, тополь), называются голыми.

Чашечка — наружная часть двойного околоцветника, представляет собой совокупность чашелистиков — видоизмененных прицветных листьев. Обычно чашелистики имеют небольшие размеры и зеленую окраску. Они сходны с обычными листьями, но устроены проще.

Различают: раздельнолистную чашечку — чашечку, образованную свободными (несросшимися) чашелистиками (капуста, лютик); сростнолистную чашечку — чашечку, образованную частично или полностью сросшимися чашелистиками (картофель, табак, горох).

Венчик — внутренняя, обычно окрашенная часть двойного околоцветника. Представляет собой совокупность лепестков, часто имеющих яркую окраску. Количество лепестков венчика может быть различным. Лепестки могут быть более или менее одинаковыми (лютик,яблоня) либо отличаться размерами и формой (фиалка, горох). В результате венчик может быть правильным, неправильным или асимметричным. Венчик, как и чашечка, может быть раздельнолепестным и сростнолепестным. Раздельнолепестной венчик состоит из свободных, несросшихся лепестков. Сростнолепестной венчик состоит из сросшихся в той или иной степени лепестков. Главная функция венчика — привлечение опылителей.

Андроцей

Андроцей — совокупность тычинок одного цветка. Количество тычинок в цветке — от одной (орхидные) до нескольких сотен (некоторые кактусы). У большинства растений тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника. Тычиночная нить — нижняя, как правило, суженная стерильная часть тычинки. Нижний конец тычиночной нити отходит от цветоложа, а верхний конец несет пыльник. Обычно тычиночные нити тонкие, длинные, округлые в сечении. Пыльник — верхняя расширенная фертильная часть тычинки. Пыльник состоит из двух половинок, соединенных связником. Каждая половинка имеет два пыльцевых гнезда (микроспорангия), в которых происходит образование микроспор, а впоследствии пылинок. Связник является продолжением тычиночной нити, через него в пыльник поступают питательные вещества.

Микроспорогенез

Микроспорогенез — процесс образования микроспор в микроспорангиях (гнездах пыльника). Микроспоры формируются из материнских клеток — микроспороцитов, имеющих диплоидный набор хромосом. В результате мейоза каждая материнская клетка образует четыре гаплоидных микроспоры. Микроспоры быстро обособляются друг от друга.

Микрогаметогенез

Микрогаметогенез — процесс образования мужских половых клеток (спермиев), происходит в пыльцевом зерне, которое является мужским гаметофитом покрытосеменных растений. Развитие мужского гаметофита происходит также в гнездах пыльников тычинок и сводится к одному митотическому делению микроспоры и формированию оболочек пыльцевого зерна. Оболочка пыльцевого зерна состоит из двух слоев: интины (внутренней, тонкой) и экзины (наружной, толстой). Каждое пыльцевое зерно содержит две гаплоидные клетки: вегетативную и генеративную. Из генеративной (спермагенной) далее образуются два спермия. Из вегетативной (сифоногенной) впоследствии образуется пыльцевая трубка.

Гинецей

Гинецей — совокупность пестиков одного цветка. Обычно в пестике выделяют три части: завязь, столбик и рыльце.

Завязь — замкнутая, нижняя, полая часть пестика, несущая и защищающая семязачатки. Завязь бывает: верхняя, нижняя, полунижняя. В завязи может располагаться от одного (пшеница, вишня) до нескольких тысяч (мак) семязачатков. Стенки завязи выполняют функцию защиты семязачатков от неблагоприятных факторов среды (высыхание, колебание температур, поедание насекомыми и т.д.). Внутри завязи (в семязачатках) происходит мегаспорогенез и мегагаметогенез, они принимают участие в образовании околоплодника.

Столбик — средняя более или менее удлиненная стерильная часть пестика, отходящая обычно от верхушки завязи, соединяет завязь и рыльце.

Рыльце — верхняя расширенная часть пестика, предназначено для восприятия пыльцы. Рыльце может быть разнообразной формы (двухлопастное, звездчатое, перистое и т.д.) и размера в зависимости от особенностей опыления. При отсутствии столбика рыльце называют сидячим.

Семязачаток состоит из нуцеллуса (ядра) — центральной части, являющейся мегаспорангием, двух покровов — интегументов, которые при смыкании образуют узкий канал — микропиле, или пыльцевход, через который пыльцевая трубка проникает к зародышевому мешку. С помощью семяножки семязачаток прикрепляется к плаценте. Место прикрепления семязачатка к семяножке называют рубчиком . Противоположную микропиле часть семязачатка, где сливаются нуцеллус и интегументы, называют халазой .

В семязачатке происходят мегаспорогенез, мегагаметогенез и процесс оплодотворения. После оплодотворения (реже без него) из семязачатка формируется семя.

Мегаспорогенез

Процесс формирования мегаспор называется мегаспорогенезом . Он происходит в нуцеллусе семязачатка. После заложения семязачатка и формирования нуцеллуса в области микропиле начинает разрастаться одна археспориальная (спорогенная) клетка — мегаспороцит , или материнская клетка мегаспор.

Материнская клетка мегаспор имеет диплоидный набор хромосом. У большинства покрытосеменных из нее путем мейоза образуются четыре гаплоидные мегаспоры. Из них лишь одна (обычно нижняя, обращенная к халазе, реже верхняя, обращенная к микропиле) дает начало женскому гаметофиту — зародышевому мешку. Остальные мегаспоры отмирают.

Мегагаметогенез

Процесс формирования женских половых клеток происходит в зародышевом мешке. Формирование женского гаметофита начинается с разрастания мегаспоры, которая далее три раза делится митозом. В результате этого образуются восемь клеток, которые располагаются следующим образом: три — на одном полюсе зародышевого мешка (микропилярном), три — на другом (хадазальном), две — в центре. Две оставшиеся сливаются в центре клетки, образуя диплоидную центральную клетку зародышевого мешка. Одна из трех клеток, расположенных на микропилярном полюсе, отличается большими размерами и является яйцеклеткой . Две рядом расположенные клетки являются вспомогательными и называются синергидами . Группа из трех клеток, находящихся на противоположном, халазальном полюсе, называется антиподом . Таким образом, сформированный женский гаметофит включает шесть гаплоидных клеток (яйцеклетка, две клетки-синергиды, три клетки-антипода) и одну диплоидную клетку.

Оплодотворение. Образование семян и плодов

Процессу оплодотворения предшествует опыление — перенос пыльцы от пыльцевых мешков тычинок к рыльцам пестиков. Попав на рыльце пестика, под воздействием веществ, выделяемых пестиком, пыльца начинает прорастать: образуется пыльцевая трубка, внедряющаяся в ткань рыльца. Кончик пыльцевой трубки выделяет вещества, размягчающие ткань рыльца и столбика. В процессе формирования пыльцевой трубки принимает участие сифоногенная клетка. По мере роста пыльцевой трубки в нее переходит спермагенная клетка, которая делится митозом с образованием двух спермиев (у некоторых растений спермагенная клетка дает начало двум спермиям еще до прорастания пыльцы). Пыльцевая трубка продвигается по столбику пестика и врастает в зародышевый мешок, как правило, через микропиле. После проникновения в зародышевый мешок кончик пыльцевой трубки разрывается, и спермии попадают внутрь. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, образуя диплоидную зиготу. Второй спермий сливается с центральной клеткой зародышевого мешка, образуя триплоидную клетку, из которой далее формируется эндосперм (питательная ткань) семени, обеспечивающий питание зародыша. Синергиды и антиподы дегенерируют. Вышеописанный процесс получил название двойного оплодотворения . Двойное оплодотворение у цветковых растений было открыто в 1898 году русским ботаником С.Г. Навашиным.

После двойного оплодотворения из яйцеклетки формируется зародыш семени, из центрального ядра зародышевого мешка — эндосперм, из интегументов — семенная кожура, из всего семязачатка — семя, а из стенок завязи — околоплодник. В целом из завязи пестика формируется плод с семенами.

    Перейти к лекции №14 «Размножение организмов»

    Перейти к лекции №16 «Онтогенез многоклеточных животных, размножающихся половым способом»

Текущая страница: 7 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

§ 23. Размножение голосеменных растений

2. В чём преимущества семян перед спорами?


Размножение семенами – основной признак, по которому голосеменные отличаются от растений, размножающихся спорами.

Рассмотрим размножение голосеменных на примере сосны (рис. 97). Весной на её молодых ветвях видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-жёлтые собраны тесными группами у оснований молодых побегов, красноватые сидят поодиночке на их вершинах. Каждая шишка состоит из оси и сидящих на ней чешуй.


На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Оболочка каждой пылинки имеет два пузырька, наполненных воздухом. Такие пылинки ветер может переносить на большие расстояния.

Красноватые шишки сосны расположены на тех же деревьях, что и зеленовато-жёлтые. На каждой чешуе развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы (яйцеклетки).

Созревшая пыльца высыпается, и её подхватывает ветер. Если она попадёт на женские шишки, произойдёт опыление. После этого чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой.

На женских шишках пыльца прорастает в пыльцевую трубку, в которой образуются мужские гаметы – спермии. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш, из всего семязачатка – семя, а шишки растут и древеснеют. Сначала они зелёные, затем коричневые.

Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года. В семенах голосеменных растений имеется ткань, содержащая запас питательных веществ. Это эндосперм, окружающий зародыш.

ПЫЛЬЦЕВОЙ МЕШОЧЕК. ПЫЛЬЦЕВАЯ ТРУБКА

Вопросы

1. Где образуются пылинки и семязачатки у сосны?

2. Как у сосны происходит опыление и оплодотворение?

3. Каково строение семени сосны?

Подумайте

В чём преимущество семенного размножения перед споровым?

Фенологические наблюдения

Весной проведите наблюдения за развитием мужских и женских шишек у сосны и ели. Отметьте, когда деревья начнут «пылить», т. е. когда из мужских шишек начнёт высыпаться пыльца. Объясните, почему голосеменные производят огромное количество пыльцы.

Знаете ли вы, что…

У зародыша сосны семядолей не одна и не две, как у цветковых растений, а гораздо больше – 4–7. Всходы сосны имеют своеобразный вид. Это маленькие растеньица, у которых стебелёк не длиннее спички и не толще обыкновенной швейной иглы. На верхушке стебелька находится пучок лучеобразно расходящихся во все стороны тонких иголочек-семядолей.

§ 24. Половое размножение покрытосеменных растений

1. Что такое цветок?

2. Какое строение он имеет?

3. Какое строение имеет тычинка?

4. Какое строение имеет пестик?

5. Что называют соцветием?

6. Какой процесс называют оплодотворением?


Половое размножение покрытосеменных растений связано с цветком. Важнейшие части цветка – тычинки и пестики. С их участием происходят сложные процессы полового размножения – опыление и оплодотворение.

Опыление. Процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика называют опылением. Различают два основных типа опыления: самоопыление и перекрёстное опыление.

При самоопылении пыльца из тычинки попадает на рыльце пестика того же самого цветка (рис. 98). Так опыляются пшеница, рис, овёс, ячмень, горох, фасоль, хлопчатник. Самоопыление у растений чаще всего происходит в ещё не раскрывшемся цветке, т. е. в бутоне. Когда цветок раскроется, оно уже закончено.


Рис. 98. Схема самоопыления


При самоопылении сливаются половые клетки, образовавшиеся на одном растении и, следовательно, имеющие одинаковые наследственные признаки. Вот почему потомство, образовавшееся в результате самоопыления, очень похоже на родительское растение.

При перекрёстном опылении пыльца с тычинок цветка одного растения переносится на рыльца пестиков цветков других растений (рис. 99).

При перекрёстном опылении происходит перекомбинация наследственных признаков отцовского и материнского организмов, и образовавшееся потомство может приобрести новые свойства, которых не было у родителей. Такое потомство более жизнеспособно.

В природе перекрёстное опыление встречается значительно чаще, чем самоопыление. Более того, у растений выработались специальные приспособления, затрудняющие самоопыление или делающие его невозможным: тычинки и пестики на одном цветке созревают неодновременно, тычинки бывают короче пестиков. У таких растений, как кукуруза, огурец, арбуз, орешник, самоопыление затруднено, потому что тычинки и пестики у них находятся в разных цветках. Невозможно самоопыление и у двудомных растений (тополь, ива). У них мужские и женские цветки расположены на разных растениях.


Рис. 99. Схема перекрёстного опыления


Искусственное опыление. Иногда в роли опылителя выступает человек. При этом он иногда сознательно переносит пыльцу с тычинок на рыльца пестиков. Такое опыление называют искусственным. Его осуществляют с целью выведения новых сортов и повышения урожайности некоторых растений.

Переносят пыльцу чистой, сухой, мягкой кисточкой или кусочком резины, прикреплённым к проволоке. У некоторых растений цветки готовят к опылению заранее, пока они не распустились. Для этого осторожно открывают бутоны и удаляют из них тычинки, чтобы не произошло самоопыление (рис. 100).

Затем на бутоны надевают марлевые мешочки, чтобы ветер или насекомые случайно не занесли пыльцу на рыльца. Когда эти бутоны распустятся, на их рыльца наносят заблаговременно заготовленную пыльцу.

Оплодотворение у цветковых растений (рис. 101). Пыльца растения состоит из множества клеток – пыльцевых зёрен. Пыльцевое зерно попадает на рыльце пестика и прикрепляется к нему благодаря особенностям строения оболочки, а также липким сахаристым выделениям рыльца, к которым пыльца прилипает (рис. 102). Пыльцевое зерно набухает и прорастает, превращаясь в длинную, очень тонкую пыльцевую трубку. Сначала эта трубка растёт между клетками рыльца, затем – столбика и, наконец, врастает в полость завязи.


Рис. 100. Искусственное опыление


Рис. 101. Схема оплодотворения у цветковых растений


В пыльцевой трубке из пыльцевого зерна образуются две мужские гаметы (спермин). У цветковых растений они намного мельче, чем женские гаметы (яйцеклетки). Когда пыльцевая трубка через пыльцевход проникает внутрь завязи, один из спермиев сливается с яйцеклеткой. Происходит оплодотворение, и образуется зигота.

Второй спермий сливается с ядром крупной центральной клетки зародышевого мешка. Таким образом, у цветковых растений при оплодотворении происходит два слияния: первый спермий сливается с яйцеклеткой, а второй – с крупной центральной клеткой. Этот процесс открыл в 1898 г. русский ботаник, академик С. Г. Навашин и назвал его двойным оплодотворением. Двойное оплодотворение характерно только для цветковых растений.


Рис. 102. Пыльцевые зёрна разных растений


Образование семян и плодов. Образовавшаяся при слиянии гамет зигота делится на две клетки. Каждая из возникших при этом клеток снова делится и т. д. В результате многократных делений клеток развивается многоклеточный зародыш нового растения (рис. 103).

Центральная клетка тоже делится, образуя клетки эндосперма, в которых накапливаются запасы питательных веществ. Они необходимы для питания и развития зародыша. Из покрова семязачатка развивается семенная кожура. После оплодотворения из семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ. Число семязачатков в завязях разных растений различно. У пшеницы, ячменя, ржи, вишни завязь содержит только один семязачаток, у хлопчатника – несколько десятков, а у мака их число достигает нескольких тысяч.


Рис. 103. Развитие покрытосеменных


После оплодотворения к завязи притекают питательные вещества, и она постепенно превращается в спелый плод. Околоплодник, защищающий семена от неблагоприятных воздействий, развивается из стенок завязи. У некоторых растений в образовании плода принимают участие и другие части цветка.

ОПЫЛЕНИЕ. САМООПЫЛЕНИЕ. ПЕРЕКРЁСТНОЕ ОПЫЛЕНИЕ. ИСКУССТВЕННОЕ ОПЫЛЕНИЕ. ПЫЛЬЦЕВОЕ ЗЕРНО. ПЫЛЬЦЕВАЯ ТРУБКА. ПЫЛЬЦЕВХОД. ЗАРОДЫШЕВЫЙ МЕШОК. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КЛЕТКА. ДВОЙНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

Вопросы

1. Почему у цветковых растений оплодотворение называют двойным?

2. Как образуется зародыш растения?

3. В результате какого процесса, происходящего в завязи, образуется эндосперм?

4. Из чего развивается семенная кожура?

5. Какие способы опыления вы знаете?

6. С какой целью проводят искусственное опыление?

Подумайте

Почему перекрёстное опыление распространено в природе значительно шире, чем самоопыление?

Задания

Проанализировав текст § 24 и рисунок 102, объясните, с чем связаны особенности строения оболочки пыльцевого зерна.

Знаете ли вы, что…

В связи с особенностями опыления у растений выработались особые признаки. В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрёстноопыляемых растений выделяют насекомоопыляемые и ветроопыляемые.

Признаки насекомоопыляемых растений. Крупные одиночные цветки или собранные в соцветия мелкие цветки, яркая окраска лепестков или листочков простого околоцветника, наличие нектара и аромата – признаки насекомоопыляемых растений. Обилие пыльцы в цветке – ещё одна хорошая приманка для насекомых. Крупная, липкая, шероховатая пыльца цветков насекомоопыляемых растений хорошо прилипает к мохнатому телу насекомого. Перемазавшись в пыльце, оно перелетает с одного растения на другое и переносит прилипшие к телу пылинки на рыльца пестиков соседних цветков (рис. 104). Цветки душистого табака раскрываются только с наступлением сумерек. Они сильно пахнут. Как они опыляются? К ночи аромат усиливается, и белые крупные цветки ещё издали привлекают ночных бабочек.

Есть растения, цветки которых опыляются только определёнными насекомыми. Например, львиный зев, клевер опыляются шмелями.

Во время цветения в сады привозят ульи с пчёлами. Пчёлы в поисках корма опыляют цветки плодовых деревьев, и урожай плодов повышается.

Рис. 104. Опыление растений насекомыми

Признаки ветроопыляемых растений. У растений, опыляемых ветром, не бывает ярких, крупных и душистых цветков. Невзрачные, обычно мелкие цветки, часто собранные в соцветия, перистые рыльца, пыльники на длинных свисающих нитях, очень мелкая, лёгкая, сухая пыльца – всё это приспособления к опылению ветром.

Ветроопыляемые растения чаще растут большими скоплениями, например заросли орешника, берёзовые рощи, дубравы.

Большинство деревьев, цветки которых опыляет ветер, цветёт весной, до распускания листьев. Пыльца легко попадает на рыльца. У ветроопыляемых деревьев и кустарников образуется очень много пыльцы. Но большая часть пыльцы на рыльца пестиков не попадает. Ветром опыляются тополь, ольха, дуб, берёза, орешник, рожь, кукуруза и другие растения.

Подсолнечник – перекрёстноопыляемое растение. Его опыляют насекомые. В холодную погоду насекомых мало, тогда подсолнечник опыляют искусственно. Человек проходит вдоль рядов растений и варежкой из мягкой материи переносит пыльцу с одного соцветия корзинки на другое.

При искусственном опылении кукурузы пыльцу собирают, стряхивая её с метёлки в воронку из плотной бумаги. Затем собранную пыльцу наносят на рыльца пестичных цветков.

Задания

1. Изучите дополнительный текст. Определите, в чём сходство и различие ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

2. Проведите наблюдение за цветением растений в районе школы. Определите, какие из них являются ветроопыляемыми, какие – насекомоопыляемыми.

Знаете ли вы, что…

Прекрасные белые цветки африканского баобаба распускаются вечером или ночью, наполняя воздух своеобразным ароматом. Эти цветки привлекают летучих мышей, которые их и опыляют.

В процессе размножения растений происходит смена полового и бесполого поколений. Поколение, образующее гаметы, называют гаметофитом. Поколение, производящее споры, называют спорофитом.

У низших растений наибольшего развития достигает гаметофит, но по мере усложнения растений происходит подавление гаметофита и преобладающей формой становится спорофит (рис. 105).

Задания для любознательных

Проанализируйте рисунок 105. Сделайте вывод и обсудите его в классе.

Рис. 105. Схема изменения соотношения гаметофита и спорофита у растений в процессе эволюции

§ 25. Вегетативное размножение покрытосеменных растений

1. Какие растения относят к покрытосеменным, или цветковым?

2. В чём отличие покрытосеменных растений от голосеменных?

3. Какие вегетативные органы имеет цветковое растение?

4. Перечислите известные вам видоизменённые подземные побеги.


Покрытосеменные, или цветковые, растения размножаются как половым, так и вегетативным путём.

Вегетативное размножение цветковых растений широко распространено в природе, но ещё чаще его использует человек при размножении сельскохозяйственных и декоративных растений.

Размножение черенками. Чаще всего растения размножаются вегетативно черенками. Черенок – это отрезок любого вегетативного органа. Вы наверняка наблюдали, как сильный ветер ломает ветки у тополей или как ранней весной при ледоходе отламываются вмёрзшие в лёд ветви растущих по берегам рек ив или других растений. Если эти ветки попадают на влажную почву, они могут дать придаточные корни и укорениться. Так на новом месте вырастает тополь, ива или другое растение.

Способность многих растений легко образовывать придаточные корни на побегах широко используют в садоводстве и цветоводстве. Стеблевыми черенками (отрезок побега с несколькими почками) размножают смородину, розу, тополь, иву и многие другие деревья и кустарники (рис. 106). Для этого весной, до распускания почек, однолетние одревесневшие черенки длиной 25–30 см сажают в подготовленную почву. К осени на черенках вырастают придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место. Стеблевыми черенками размножают также многолетние декоративные растения, например флоксы, и многие комнатные растения: бальзамин, колеус, пеларгонию и др.

В сельском хозяйстве для размножения растений используют корневые черенки. Корневой черенок – это отрезок корня длиной 15–25 см. Корневыми черенками размножают только те растения, у которых на корнях могут формироваться придаточные почки. На посаженном в почву корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги, от оснований которых отрастают придаточные корни. Развивается новое, самостоятельно существующее растение. Корневыми черенками размножают садовую малину, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративных растений. Корневыми черенками легко размножается одуванчик. Если отрезать лопатой кусочек корня одуванчика, на нём летом образуются придаточные почки, из них – новые растения.


Рис. 106. Способы вегетативного размножения растений


У таких растений, как осина, рябина, тополь, сирень, вишня, малина, осот, иван-чай, из придаточных почек на корнях вырастают побеги – корневые отпрыски. Эти растения называют корнеотпрысковыми. Со временем у корнеотпрысковых многолетников старые участки корней разрушаются, и отпрыски становятся самостоятельными растениями (см. рис. 106).

Некоторые виды комнатных растений – бегонию-рекс, сансевьеру, сенполию (узамбарскую фиалку) размножают листовыми черенками (см. рис. 106). Листья сажают во влажный песок, и на них развиваются придаточные почки и придаточные корни. В природе листьями размножается сердечник луговой.

Размножение ползучими побегами. Летом от материнского растения земляники отрастает несколько ползучих побегов – усов, в узлах которых развиваются маленькие растеньица с листьями и корешками. Так же размножаются клюква, живучка, луговой чай и др. (см. рис. 106).

Размножение отводками. Смородину, крыжовник, калину, яблоню можно размножать отводками, т. е. пригнуть весной молодой побег так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх (см. рис. 106). На нижней части побега под почкой надо надрезать кору, в месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землёй. Затем верхушку побега следует подвязать к воткнутой в землю палке. К осени в месте надреза образуются придаточные корни. Тогда побег надо отрезать от материнского растения и посадить на постоянное место.


Рис. 107. Размножение подземными видоизменёнными побегами


Размножение подземными видоизменёнными побегами. Корневищами размножаются такие сорняки, как пырей, сныть, тысячелистник, подмаренник. Корневищные сорняки – бич полей. Они быстро расселяются и размножаются, заполняя корневищами весь пахотный слой. Через несколько дней после прополки появляются новые побеги из почек, находившихся на оставшихся в почве кусочках корневищ. Чтобы уничтожить сорняки, нужно тщательно выбрать из почвы все их корневища. Корневищами размножают многие ценные декоративные растения: ирисы, нивяник, ландыши, многолетние астры (рис. 107).

Клубнями размножают картофель, топинамбур. Когда клубней недостаточно, ценные сорта можно размножать частями клубня, глазками-почками, ростками и верхушками клубней. Это тоже относится к вегетативному размножению побегами.

Луковицами размножают лук, тюльпаны, нарциссы, лилии. Одна луковица может образовать несколько маленьких луковичек-деток (см. рис. 107). Попадая в почву и укореняясь, каждая из них даёт начало новому растению.

Размножение прививкой. В естественных условиях прививки встречаются очень редко. Например, иногда происходит срастание соприкасающихся ветвей рядом растущих деревьев.


Рис. 108. Прививка черенком


В садоводстве прививки применяют с давних времён. Плодовые деревья – яблони, груши, сливы, вишни – часто размножают прививками. Почку-глазок или черенок культурного растения сращивают со стеблем дичка. Дичок – молодое растение, выращенное из семени плодового дерева. Корневая система дичка обладает большей мощностью, неприхотливостью к почве, морозостойкостью и другими качествами, которых нет у прививаемого культурного растения. Глазок или черенок культурного растения, взятого для прививки, называют привоем, а дичок, к которому прививают, – подвоем.

Прививку черенком производят весной, пока не тронулись в рост почки (рис. 108). Срезанный с культурного растения черенок соединяют со стеблевой частью подвоя. Чтобы прививка была удачной, нужно прижать камбий привоя к камбию подвоя. Место прививки туго обвязывают мочалом или лентой из полиэтиленовой плёнки, а срез пенька замазывают варом. Если прививка сделана правильно, произойдёт срастание подвоя с привоем и почки привоя начнут распускаться.


Рис. 109. Прививка почкой (окулировка)


Для прививки почкой во второй половине лета с культурного плодового дерева срезают однолетний побег (рис. 109). С него удаляют листовые пластинки, оставляя только черешки. У основания стволика дичка-подвоя острым ножом делают надрез коры в виде буквы Т. Поворачивая лезвие ножа в надрезе, отделяют кору дичка от древесины. Затем с побега культурного сорта срезают хорошо развившуюся почку с тонким слоем древесины длиной 2–2,5 см и вставляют её под кору дичка в надрез. Место прививки туго обвязывают, так, чтобы сама почка оставалась свободной от обвязки.

Если прививка сделана правильно, через 2–3 недели подвой срастётся с привоем, а весной следующего года из привитой почки разовьётся побег. После этого стебель надо срезать выше места прививки. Через 2–3 года побег превратится в деревце культурного сорта, которое можно посадить в саду.

Размножение культурой тканей. Сравнительно недавно начали выращивать растения из клеток образовательной ткани, помещённых в особую питательную среду. Такой способ размножения растений называют культурой тканей (рис. 110).


Рис. 110. Размножение культурой тканей


В специальных камерах, в которых поддерживают определённую температуру, влажность и освещённость, клетки образовательной ткани активно делятся и из них образуются крохотные растения.

В настоящее время этот способ используют для размножения орхидей, садовой гвоздики, герберы, женьшеня и даже картофеля. Используя культуру тканей, можно получить большое количество посадочного материала в любое время года. Очень важно, что получаемый посадочный материал не заражён никакими болезнетворными микроорганизмами.

Значение вегетативного размножения в природе. Благодаря вегетативному размножению многие растения быстро расселяются, захватывая новые территории.

Кроме того, в некоторых случаях семенное размножение бывает затруднено. Например, земляника или сныть, растущие в тени, практически не цветут и не образуют плодов и семян. В таких условиях они размножаются в основном вегетативно. Важную роль вегетативное размножение играет в распространении таких растений, как ландыш, майник, живучка и др.

ЧЕРЕНОК. ОТПРЫСК. ОТВОДОК. ПРИВИВКА. ПРИВОЙ. ПОДВОЙ. КУЛЬТУРА ТКАНЕЙ

Вопросы

1. Какие способы размножения надземными побегами вы знаете?

2. Что такое черенок?

3. С какой целью производится прививка в садоводстве?

4. В какое время следует проводить прививку черенком, а в какое почкой? Почему?

5. Какое значение имеет вегетативное размножение в природе?

Подумайте

Почему вегетативное размножение широко применяется в садоводстве и цветоводстве?

Задания

Размножьте комнатные растения черенками.

1. Осторожно срежьте стеблевые черенки с 3–4 листьями с предложенных вам комнатных растений.

2. Удалите с них два нижних листа, поместите в стаканы или банки с водой так, чтобы нижний узел был в воде. Поставьте черенки в тёплое и хорошо освещённое место.

3. Через каждые 3–4 суток воду в сосудах заменяйте отстоявшейся водопроводной водой.

4. После того как придаточные корешки достигнут 2 см, высадите черенки в цветочные горшки с почвой.

5. Накройте черенки стеклянной банкой и выдержите на рассеянном свету до тех пор, пока у них полностью не разовьётся корневая система и почки не тронутся в рост.

6. Ведите регулярные наблюдения за ростом и развитием черенков. Данные записывайте в таблицу.

Проанализируйте полученные результаты. Сделайте выводы и обсудите их в классе.

Знаете ли вы, что…

С 1 га земляники можно получить за год до 250 тыс. усов – количество, достаточное для засадки 5 га.

Повсеместно растущая почти во всех реках и озёрах элодея канадская, или «водяная чума», впервые появилась в Европе в середине XIX в. Из Америки в Европу попали лишь женские растения, поэтому она может размножаться только вегетативно, легко отламывающимися веточками – стеблевыми черенками.

Корнеотпрысковые сорняки (бодяк, осот, льнянка) – самые злостные и трудноискоренимые. Их отпрыски появляются с глубины более метра, а корни проникают в почву на глубину до 10 м и выделяют вещества, снижающие всхожесть семян и рост культурных растений.

Для растений, как и для всех живых организмов, характерны основные процессы жизнедеятельности – обмен веществ, рост, развитие и размножение.

В состав растений входят органические вещества, минеральные соли и вода. Зелёные растения синтезируют органические вещества в процессе фотосинтеза.

У растений различают бесполое и половое размножение.

Строение растений связано не только со средой обитания, но и с теми процессами жизнедеятельности, которые в них протекают, а строение органов определяется выполняемыми ими функциями.

Знания о жизни растений необходимы человеку для успешного выращивания культурных растений, для сохранения и умножения растительного многообразия в природе.

Тема: РАЗМНОЖЕНИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ (7 класс)

Цель: изучение цветка как органа полового размножения Покрытосеменных растений

    Домашнее задание: с. 80 – 81. Подготовить легенды о цветах (2мин)

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

2

    Орг.момент.

    Целеполагание.

Слайд №1. Тема урока

На уроке мы изучим особенности размножения покрытосеменных, что способствует их процветанию в биосфере.

Слайд №2.Задачи

    Контроль достижений учащихся

    Показ видеофрагмента. Какое биологическое явление вы имели честь наблюдать? Для каких растений характерно это явление?

Слайд №3. План изучения нового материала (при невозможности посмотреть фильм)

    Назвать особенности строения Покрытосеменных растений, как наиболее сложноорганизованных по сравнению с голосеменными растениями.

    Дан натуральный объект. К какому отделу растений принадлежит этот представитель? Обоснуйте свою точку зрения.

    Изучение нового материала

1. Размножение покрытосеменных растений. Способы размножения и их биологическое значение

? Какие способы размножения вам известны? ©-4

? Чем характеризуется каждый способ размножения? (по щелчку мыши)

? Каково биологическое значение данных способов размножения?

! ( при бесполом – новый организм обладает всеми признаками и свойствами материнского организма; при половом – образуются новые комбинации наследственного материала) – запись в тетрадь ©-5

? В чем преимущество новых комбинаций наследственного материала? (повышается возможность получить новые признаки и свойства, новые приспособления, повышает вероятность выживания ).

2.Особенности полового размножения. Цветок – орган полового размножения, его строение, однополые и раздельнополые цветки, особенности их строения в связи с функциями

? Какой орган цветкового растения участвует в половом размножении?

Вспомним строение цветка.

Слайд №6. Строение цветка

Назовите части цветка и их функции

? Какой цветок перед вами? Однополый или раздельнополый? (При затруднении можно обратиться к терминологии урока – лист с расшифровкой понятий, используемых при изучении темы Покрытосеменных растений см. Приложение).

? Какой цветок называют раздельнополым?

? Что означает название «однодомное» и «двудомное» растение? Учитель комментирует слайды презентации ©-7,8

Итак, цветок – укороченный видоизмененный побег, который приспособлен к семенному размножению, это орган полового размножения – репродуктивный орган.

Для осуществления полового процесса у покрытосеменных растений должно произойти образование половых клеток.

? Как называются половые клетки?

? Как будет называться часть цветка, которая отвечает за образование гамет?

Объяснение с демонстрацией плаката «Двойное оплодотворение» (на доске) Учитель записывает схему образования гамет растений на доске.

Мужской гаметофит представлен тычинками, в пыльниках которых происходит образование микроспор. После нескольких делений образуется пыльцевое зерно. Зрелое пыльцевое зерно содержит вегетативную клетку (2 n ) и 2 спермия ( n ).

Женский гаметофит образуется внутри завязи пестика – семязачатке (= семяпочке). Мегаспора так же как и микроспора претерпевает несколько делений, в результате образуется зародышевый мешок, состоящий из яйцеклетки (n ), диплоидной центральной клетки(2 n ) и других дополнительных клеток.

Учитель продолжает объяснение по плакату «Двойное оплодотворение»

! При наступлении благоприятных условий, пыльца попадает на рыльце пестика, происходит опыление. Далее пыльца прорастает. Из вегетативной клетки пыльцевого зерна образуется пыльцевая трубка, которая растет по направлению к зародышевому мешку – к яйцеклетке. Спермии перемещаются за кончиком пыльцевой трубки. В зародышевом мешке пыльцевая трубка разрывается, один из спермиев сливается с яйцеклеткой, другой – с центральной клеткой. Происходит оплодотворение два раза. Такой процесс был открыт только у покрытосеменных растений русским ученым С.Г. Навашиным в 1898 г. и был назван двойным оплодотворением. ©-9

? Оплодотворенная яйцеклетка становится… С каким набором хромосом?

Зигота многократно делится и дает начало зародышу. ©-10

! Оплодотворенная центральная клетка имеет тройной набор хромосом и образует ткань, запасающую питательные вещества – эндосперм.©-11

Покровы семязачатка образуют сменную кожуру. Формируется семя. Завязь разрастается и образуется плод. В образовании плода могут принимать участие и основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

Физкультминутка

Задание. На «5» и «4» Зарисовать схему двойного оплодотворения, обозначив структуры (перечень на доске); на «3» (для детей с ООП) обозначить на готовом рисунке эти же структуры (рисунок прилагается)

3. Бесполое размножение ©-12

Школьники работают с информацией на слайде

    Закрепление

? Какой набор хромосом имеют гаметы?

? Что первично процесс опыления или процесс оплодотворения?

? Какой набор хромосом у зиготы?

? Какой набор хромосом имеет зародыш?

? Почему половой процесс у цветковых растений получил название двойное оплодотворение?

    Выставление оценок. Сообщение домашнего задания:

с.80-81.Подготовить легенды о цветах

Учащиеся записывают дату и тему урока в рабочих тетрадях.

Просмотр фрагмента, прослушивание сообщения

(Ожидаемые ответы учащихся)

- Цветение. Оно характерно только для покрытосеменных (или цветковых) растений.

- Наличие цветка и покрытосемянность,

- повсеместное распространение,

- высокая специализация тканей и органов (высоко развита проводящая система, интенсивный обмен веществ, приспособленность к различным экологическим условиям),

- гаметофиты представлены частями цветка, - спорофиты представлены деревьями, кустарниками, травами,

- способны образовывать многоярусные сообщества

Ребята распознают на гербарных экземплярах представителей отделов высших растений, применяя в доказательство знание характерных особенностей строения отделов Моховидных, Хвощевидных, Плауновидных, Папоротниковидных, Голосеменных.

Ребята отвечают на вопросы:

- ( половое и бесполое ) Слайд №4. Способы размножения

- ( половое – образуются половые клетки; бесполое – размножение частями организма - вегетативное )

Выслушиваются варианты ответов детей. Учащиеся записывают в тетрадь Слайд №5.Биологическое значение способов размножения

Выслушиваются варианты ответов детей. Записывают в тетрадь под «половым размножением»: повышается вероятность выживания

- цветок

- цветоножка, цветоложе – место прикрепления цветка; чашечка, состоящая из чашелистиков, венчик, состоящий из лепестков – защита главных частей цветка; пестик: рыльце, столбик, завязь - женская часть цветка; тычинка: тычиночная нить и пыльник - мужская часть цветка.

Дети работают с терминами урока.

Отвечают:

- обоеполый, т.к. есть и женские и мужские органы размножения

- цветок, имеющий только пестики или тычинки

- растение, раздельнополые цветки которого находятся на одном растении – однодомное;

Слайд №7. Однодомное растение тыквы

- растение, пестичные и тычиночные цветки которого находятся на разных растениях - двудомное. Слайд №8. Двудомное растение ивы

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы:

- гаметы

- гаметофит

Слушают объяснение учителя, находят аналогичные части цветка на слайде. Слайд №9. Строение цветка

Записывают схему образования гамет в тетрадь

Записывают определение. Опыление - перенос пыльцы на рыльце пестика.

Слушают учителя.

Записывают ФИО ученого. Слайд №10. Портрет Навашина С.Г.

Заканчивают фразу учителя:

- зиготой;

- 2 n

Учащиеся следят за объяснением учителя и находят на слайде называемые составляющие плода и семени. Слайд №11. Плод вишни

Выполняют задание: На «5» и «4» Выполняют рисунок двойного оплодотворения, обозначают структуры: женские и мужские органы размножения, пыльцевую трубку, спермии, зародышевый мешок, яйцеклетку, центральную клетку, на «3» обозначают на готовом рисунке эти же структуры (рисунок прилагается)

Ребята выполняют физические упражнения и упражнения для глаз (см. Приложение).

Учащиеся вспоминают виды вегетативного размножения, называя примеры. Слайд №12. Вегетативное размножение.

Закрепляют новый материал:

- n ; одинарный, гаплоидный;

- опыление предшествует оплодотворению; оплодотворение – слияние половых клеток;

-2 n ; двойной, диплоидный;

- 2 n - будущее растение;

- у покрытосеменных растений оплодотворение происходит дважды: яйцеклетка сливается с одним спермием и центральная клетка – с другим.

Ребята слушают результаты работы на уроке, записывают домашнее задание, подают дневники на оценку.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕРМИНЫ УРОКА

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОРГАН

ТКАНЬ

ПОБЕГ

ПОЧКА

зачаточный побег

ОБОЕПОЛЫЙ ЦВЕТОК

РАЗДЕЛЬНОПОЛЫЙ ЦВЕТОК

ОДНОДОМНОЕ РАСТЕНИЕ

ДВУДОМНОЕ РАСТЕНИЕ

ВЕГЕТАТИВНЫЙ ОРГАН

РЕПРОДУКТИВНЫЙ ОРГАН

ОПЫЛЕНИЕ

ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

ЗИГОТА

оплодотворенная яйцеклетка

ГАМЕТА

половая клетка

ГАМЕТОФИТ

(для распечатки учащимся)

Отдел Покрытосеменные растения

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОРГАН

часть тела, выполняющая определенные функции

ТКАНЬ

группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющая определенную функцию

ПОБЕГ

часть стебля с листочками и почками

ПОЧКА

зачаточный побег

ОБОЕПОЛЫЙ ЦВЕТОК

цветок, имеющий и женские и мужские органы размножения

РАЗДЕЛЬНОПОЛЫЙ ЦВЕТОК

цветок, имеющий только женские или только мужские органы размножения

ОДНОДОМНОЕ РАСТЕНИЕ

растение, раздельнополые цветки которого находятся на одном растении

ДВУДОМНОЕ РАСТЕНИЕ

растение, женские или мужские цветки которого находятся на разных растениях

ВЕГЕТАТИВНЫЙ ОРГАН

орган растения, не участвующий в размножении и распространении семян

РЕПРОДУКТИВНЫЙ ОРГАН

орган, участвующий в половом размножении

ОПЫЛЕНИЕ

перенос пыльцы на рыльце пестика

ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

процесс слияния половых клеток

ЗИГОТА

оплодотворенная яйцеклетка

ГАМЕТА

половая клетка

ГАМЕТОФИТ

растение, производящее гаметы

Отдел Покрытосеменные растения

ТЕРМИН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОРГАН

часть тела, выполняющая определенные функции

ТКАНЬ

группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющая определенную функцию

ПОБЕГ

часть стебля с листочками и почками

ПОЧКА

зачаточный побег

ОБОЕПОЛЫЙ ЦВЕТОК

цветок, имеющий и женские и мужские органы размножения

РАЗДЕЛЬНОПОЛЫЙ ЦВЕТОК

цветок, имеющий только женские или только мужские органы размножения

ОДНОДОМНОЕ РАСТЕНИЕ

растение, раздельнополые цветки которого находятся на одном растении

ДВУДОМНОЕ РАСТЕНИЕ

растение, женские или мужские цветки которого находятся на разных растениях

ВЕГЕТАТИВНЫЙ ОРГАН

орган растения, не участвующий в размножении и распространении семян

РЕПРОДУКТИВНЫЙ ОРГАН

орган, участвующий в половом размножении

ОПЫЛЕНИЕ

перенос пыльцы на рыльце пестика

ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

процесс слияния половых клеток

ЗИГОТА

оплодотворенная яйцеклетка

ГАМЕТА

половая клетка

ГАМЕТОФИТ

растение, производящее гаметы

Статьи по теме: