Русская иконопись презентация. Презентация, доклад Древнерусская живопись. Иконопись и иконописные школы. с одинаковым успехом он ваял скульптуры

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Иконопись, иконописание, писание икон - вид живописи, предназначенный для создания священных изображений -икон. Хотя в традиции восточного христианства греческое слово εἰκών, которое означает «изображение», «подобие», «образ», используется как общее наименование священных изображений, в качестве произведений иконописи обычно рассматривают предназначенный для молитвы образ, написанный на специальной доске. Ико́на (ср.-греч.εἰκόνα от др. греч. εἰκών «о́браз», «изображение») - в христианстве (главным образом, в православии, католичестве и древневосточных церквях) священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. Иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточно-христианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, разведённым с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере; это моленный образ, утвержденный в VIII в. догматом Седьмого Вселенского собора (787 г. Никея, Малая Азия) - "честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, поклоняется существу изображенного на ней".

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Иконографический канон (продолжение): Пропорции фигур Нарушение пропорций тела. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды. Тип лица и выражение Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот - мелкими (нос - с горбинкой), глаза - большими, миндалевидными. Взгляд - строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него. Внешность и поза Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы, которые они могут принимать, строго определены. Так, апостола Иоанна Златоуста следует изображать русым и с короткой бородой, а Святого Василия - темноволосым с длинной заостренной бородой "Уплощение", игнорирование линейной перспективы Любая передача объема нежелательна, так как привлекает внимание к телесной сущности изображаемого в ущерб сущности духовной. Фигуры становятся двухмерными. С этой же целью широко применяемая ранее техника энкаустики, дающая слишком "осязаемую" поверхность заменяется на сухую и строгую темперу. Палитра цветов, игнорирование светотени Фон иконы (т.н. "свет") символизирует ту или иную божественную сущность, регламентированную трактатом VI века "О небесной иерархии" (например, золотой - Божественный свет, белый - чистоту Христа и сияние его Божественной славы, зеленый - юность и бодрость, красный - знак императорского сана, а также цвет багряницы, крови Христа и мучеников). То же касалось элементов одежды и их цветов: покрывало богоматери - мафорий - писали вишневым (иногда - синим или лиловым), платье богоматери - синим. У Христа наоборот плащ - гиматий - синий, а хитон - рубаха - вишневая. Поскольку фон был равной интенсивности, даже та минимальная объемность фигур, которую допускала новая живопись, не могла выявить светотень. Чтобы показать наиболее выпуклую точку изображения, ее высветляли (например, в лице самыми светлыми красками писали кончик носа, скулы, надбровные дуги).

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

Слайд 26

Описание слайда: Описание слайда:

Уже с середины XI-XII веков в иконах Новгорода появляются черты, которые в дальнейшем станут характерными для местной иконописной школы, сложившейся в XIII веке. Уже с середины XI-XII веков в иконах Новгорода появляются черты, которые в дальнейшем станут характерными для местной иконописной школы, сложившейся в XIII веке. Новгородскую школу отличают внушительность и суровость образов, обобщенность и упрощенность линий, укрупнение всех форм и деталей, геометризация рисунка, плоскостность. Светотеневая моделировка лиц уступает место графическим приемам, складки тканей обозначаются изломанными линиями и почти лишены пробелов, яркие локальные цвета, часто контрастно противопоставлены друг другу. Новгородское искусство в XIV веке разветвляется на два направления - местную традицию, выраженную в иконописи и, линию, ориентированную на современную византийскую живопись, проявившуюся, в основном, в монументальной живописи. Борис и Глеб на конях (икона XIV в.)

Слайд 29

Описание слайда:

Слайд 30

Описание слайда:

Постоянные военные конфликты, опасность иноземных вторжений определили особый настрой художественных произведений псковских мастеров. В живописи это выразилось в повышенной экспрессии, внутреннем динамизме, напряженности образов, особенностях иконографии (иконы "Собор Богоматери" и "Параскева, Варвара и Ульяна" 2-ой половины XIV в., ГТГ). Постоянные военные конфликты, опасность иноземных вторжений определили особый настрой художественных произведений псковских мастеров. В живописи это выразилось в повышенной экспрессии, внутреннем динамизме, напряженности образов, особенностях иконографии (иконы "Собор Богоматери" и "Параскева, Варвара и Ульяна" 2-ой половины XIV в., ГТГ). Псковская иконописная школа начала складываться в XIII веке и достигла своего расцвета в конце XIV – XV в. Своеобразие псковской живописи во многом было определено историей Псковской земли, ее обособленностью от других центров древнерусского государства и пограничным расположением. «Младший брат» Великого Новгорода, Псков, конечно, воспринял, новгородскую художественную традицию, но к концу XIV века она была уже настолько переработана, что можно говорить о самостоятельной псковской школе. Икон этого времени дошло до нас очень немного, но их объединяет схожий, по наличию темно-зеленого, белого и розового цветов, колорит.

Слайд 31

Описание слайда: Описание слайда:

Ярославская школа К 1218 году Ярославль становится центром удельного княжества. Здесь ведется активное храмовое строительство, что способствует и развитию местной школы живописи. Для ярославской иконописи характерными чертами стали чистые, открытые цвета, свободная и смелая манера письма. Образы подчеркнуто декорированы, порой даже чрезмерно, что придает им особую жизнерадостность. Это так же проявляется в изображении ликов, где строгость отступает перед добротой и человеколюбием. Среди ярославских икон особенно выделяется «Богоматерь Великая Панагия», написанная около 1224 года. Характерен для всей ярославской школы и розовый румянец, наложенный поверх насыщенной зеленоватой санкири.

Слайд 34

Описание слайда:

Слайд 35

Описание слайда:

Слайд 1

ИКОНОПИСЬ

Слайд 2

pptforschool.ru
Иконопись
(от икона и писать) - вид средневековой живописи, религиозной по теме и сюжету, культовой по назначению. Это создание изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при молитве или во время богослужения.

Слайд 3

Икона
Под иконой понимается станковое самостоятельное произведение. Как правило икона исполняется на доске и может либо занимать постоянное место в доме или храме, либо выноситься для крестных ходов

Слайд 4

Ико́на
Ико́на (от –греческого εἰκόνα «рисунок», «образ») - в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков
Спас Звенигородский. Андрей Рублёв. Начало XV века

Слайд 5

Первая икона
ЦЕРКОВНОЕ Предание утверждает, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный Спас.
Спас Нерукотворный. Новгород Великий. Вторая половина XII века

Слайд 6

История иконописи
Добрый пастырь. Фреска. III в. Катакомбы Святой Присциллы. Рим
Из первых столетий христианской церкви, гонимой и преследуемой в это время, до нас дошло много условных или символических изображений, однако ясных и прямых напротив очень мало. Добрый пастырь. Фреска. III в. Катакомбы Святой Присциллы. Рим Добрый пастырь. Фреска. III в. Катакомбы Святой Присциллы. Рим Больше всего сохранилось древних символических изображений Иисуса Христа, как доброго пастыря. Рисунки делались на стенах подземных пещер-усыпальниц, на гробницах, сосудах, лампах, кольцах и других предметах; они встречаются во всех странах христианского мира. Самые древние изображения доброго пастыря найдены в катакомбах Рима.

Слайд 7

Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки, написавшего первые иконы Божией Матери и святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Среди икон, чье авторство приписывается апостолу Луке, и особо почитаемая в России икона Божией Матери «Владимирская».
История иконописи

Слайд 8

Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, и это роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые "фаюмские портреты").
История иконописи
Христос-Пантократор. Икона. Энкаустика. VI в. Синай. Фрагмент.

Слайд 9

Русская иконопись
Расцвет древнерусской живописи приходится на конец XIV - середину XVI в. Что представляет собой этот период истории? Пройдя через испытания монголо-татарского ига, русский народ стал объединяться ради борьбы с врагом и осознавать свое единство. В искусстве он воплотил свои чаяния и стремления, общественные, нравственные, религиозные идеалы. Среди икон этого времени выделяются замечательные работы Феофана Грека. Его искусство, страстное, драматичное, мудрое, суровое, порой трагически напряженное, производило сильнейшее впечатление на русских мастеров.
Лицевая сторона иконы Дата появления: 1382-95 гг. Местонахождение: Третьяковская Галерея, Москва

Слайд 10

Андрей Рублёв, Иванов сын
Родился в Новгороде около 1340 – 1350 воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в 1373. Андрей - монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора

Слайд 11

«Святая Троица» Андрея Рублёва (икона Андрея Рублёва, ~1400-1410, Москва, Третьяковская галерея

Слайд 12

История иконописи
В 1425-27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным, Феофаном Греком и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса
Апостол Павел 1410-1420

Слайд 13

Техника иконописи
Из пород дерева часто использовались: липа, берёза, сосна, ель, кедр, лиственница, дуб, клён. Лучшей, но и самой дорогой считалась привозная кипарисовая доска. Доски вытёсывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольная распиловка брёвен на доски в России началась лишь с XVII века Но считается, что доски, вырубленные топором, более качественны по сравнению с другими.
Тесло

Слайд 14

Техника иконописи
Под живописные слои иконную доску специально готовят, наклеивая паволоку (ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса). Служит для лучшего сцепления левкаса (представляющего собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном или рыбьем клею) с поверхностью. Боковые и торцевые поверхности иконной доски могут именоваться бортом или хребтом.
Залевкашенная иконная доска

Слайд 15

pptforschool.ru
Техника иконописи
Чаще всего заготовкой досок для икон занимается специальный мастер - дощанник, нанесением грунта - левкасчик, к иконописцу доска поступает уже в подготовленном виде. Известны также иконы, написанные на загрунтованном с двух сторон холсте - «холстяных цках» или в искусствоведческом именовании «таблетках».

Слайд 16

Ковчег
(от старо-славянского «ковъчегъ» - ящик, ларь, сосуд) - в иконописи - углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски.
Ковчег. Икона Божией Матери Знамение. Новгород Великий. Первая половина XII в

Слайд 17

Поле
Поля́ иконной доски - обрамление средней, обычно углублённой части иконы (ковчега). От ковчега отделяется лузгой (ребро двугранного угла, образованного внутренними поверхностями пересекающихся стен), по внешнему краю часто обводится линией контрастного фону цвета - опушью
Игоревская икона Божией Матери с деисусом и избранными святыми на полях. Конец XIV - начало XV вв. Государственный Русский музей.

Слайд 2

Иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он - только проводник божественной истины.

Знаменщик- наиболее опытный мастер, создающий (знаме́нящий) рисунок будущей иконы; Доличник - мастер, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы, кроме лично́го письма; в свою очередь Доличник может иметь специализацию: Травщик- изображающий растения Плательщик - специализирующийся в написании одежд и др. Личник - мастер в личном письме - изображении лиц, рук и прочих открытых частей тела; Жалованный иконописец - мастер, работающий при дворе царя или патриарха и получающий постоянное жалованье; Кормовой иконописец - нанимаемый на время выполнения заказа и получающий «корм» - вознаграждение; Городовой иконописец - иногородний иконописец, вызывавшийся (нередко принудительно) при проведении крупных работ в центральных городах или монастырях; Фурильщик - мастер, работающий в технике придания свежей иконописи характера «старой».

Слайд 3

Задача иконописи – "воплотить слово", воплотить в образы христианское вероучение. Страшный суд Преображение Господа на Фаворе Находилась в Переславле. Сер. XV века. Феофан Грек

Слайд 4

Особенности русской иконописи: Аскетизм - крайняя степень воздержания, отречение от жизненных удовольствий. Аскетизм - норма нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы). Спас Вседержитель. Первая половина XIII века Богоматерь Владимирская

Слайд 5

«Дeрево познания Добра и Зла», Микеланджело, фрагмент росписи Сикстинской капеллы Если нарушить иконографический канон, то будет портрет или картина, но не будет иконы. Почему для иконописания выбрано именно дерево? Дерево имеет глубокое символическое значение. Следует вспомнить о древе жизни, о древе познания добра и зла, которые были в Эдемском саду; о дереве гофер, из которого был построен ковчег праведного Ноя. Используют липу, ель, ольху и кипарис. дерево - это символ падения и спасения человека.

Слайд 6

.

Форма иконной доски. Ковчег (ковчежец) - углубленная часть иконной доски. Поле - выступающая над ковчегом часть иконной доски. По ширине полей можно судить о времени написания иконы: поля икон XI-XII веков, как правило, широкие; начиная с XIII века, поля стали делать более узкими, а в XIV веке появляются иконы без полей. Лузга - скос между ковчегом и полем. Шпонка - поперечный брусок, врезанный в оборотную сторону доски и служащий для предотвращения ее деформации. 1 - поле, 2 - лузга, 3 - ковчег, 4 - паволока, 5 – врезная левосторонняя шпонка

Слайд 7

Принципы изображений фигур на иконах. оглавные изображения оплечные поясные в полный рост

Слайд 8

Иконографические типы изображения Иисуса Христа «Спас Эммануил» «Спас Нерукотворный» «Господь Вседержитель» или«Пантократор» «Господь на престоле» или «Спас в силах» 6

Слайд 9

Первая группа - тип иконографии «Знамение». Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". (Оранта, от лат. orans - молящийся). Классификация икон Богоматери. Соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. "Ярославская Оранта, Великая Панагия" Нерушимаястена"

Слайд 10

Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия", что по-гречески значит "Путеводительница". ОДИГИТРИЯ СМОЛЕНСКАЯ – одна из самых почитаемых православных икон. «Казанская»

Слайд 11

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса" (έλεουσα), т.е. "Милостивая". "БогоматерьВладимирская БогоматерьДонская 2

Слайд 12

БогоматерьВзыграние "Умиление" - "Млекопитательница". Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние« и «Млекопитание».

Слайд 13

Четвертый тип собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три.

Наименование четвертого типа условно - "Акафистный", так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. "Богоматерь - Живоносный Источник"

Слайд 14

Верхняя одежда покрывало-мафорий, на мафории - звезды, знаки ее девства, синий нижний китон. Иногда из под накинутого на голову мафория виднеется чапец - головной убор замужних женщин. По сторонам лика Богоматери пишутся греческие буквы "МРОY" - сокращение слов "Мать Бога". Богоматерь Великая Панагия (Оранта)

Посмотреть все слайды

Слайд 2

Иконопись

pptforschool.ru (от икона и писать) - вид средневековой живописи, религиозной по теме и сюжету, культовой по назначению. Это создание изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при молитве или во время богослужения.

Слайд 3

Икона

Под иконой понимается станковое самостоятельное произведение. Как правило икона исполняется на доске и может либо занимать постоянное место в доме или храме, либо выноситься для крестных ходов

Слайд 4

Ико́на

Ико́на (от –греческого εἰκόνα «рисунок», «образ») - в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков Спас Звенигородский. Андрей Рублёв. Начало XV века

Слайд 5

Первая икона

ЦЕРКОВНОЕ Предание утверждает, что перваяикона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный Спас. Спас Нерукотворный. Новгород Великий. Вторая половина XII века

Слайд 6

История иконописи

Из первых столетий христианской церкви, гонимой и преследуемой в это время, до нас дошло много условных или символических изображений, однако ясных и прямых напротив очень мало. Добрый пастырь. Фреска. III в. Катакомбы Святой Присциллы. Рим Добрый пастырь. Фреска. III в. Катакомбы Святой Присциллы. Рим Больше всего сохранилось древних символических изображений Иисуса Христа, как доброго пастыря. Рисунки делались на стенах подземных пещер-усыпальниц, на гробницах, сосудах, лампах, кольцах и других предметах; они встречаются во всех странах христианского мира. Самые древние изображения доброго пастыря найдены в катакомбах Рима.

Слайд 7

Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки, написавшего первые иконы Божией Матери и святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Среди икон, чье авторство приписывается апостолу Луке, и особо почитаемая в России икона Божией Матери «Владимирская».

Слайд 8

Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, и это роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые "фаюмские портреты"). Христос-Пантократор. Икона. Энкаустика. VI в. Синай. Фрагмент.

Слайд 9

Русская иконопись

Расцвет древнерусской живописи приходится на конец XIV - середину XVI в. Что представляет собой этот период истории? Пройдя через испытания монголо-татарского ига, русский народ стал объединяться ради борьбы с врагом и осознавать свое единство. В искусстве он воплотил свои чаяния и стремления, общественные, нравственные, религиозные идеалы. Среди икон этого времени выделяются замечательные работы Феофана Грека. Его искусство, страстное, драматичное, мудрое, суровое, порой трагически напряженное, производило сильнейшее впечатление на русских мастеров. Лицевая сторона иконы Дата появления: 1382-95 гг. Местонахождение: Третьяковская Галерея, Москва

Слайд 10

Андрей Рублёв, Иванов сын

Родился в Новгороде около 1340 – 1350 воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в 1373. Андрей - монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора

Слайд 11

«Святая Троица» Андрея Рублёва (икона Андрея Рублёва, ~1400-1410, Москва, Третьяковская галерея

Слайд 12

История иконописи

В 1425-27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным, Феофаном Греком и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса Апостол Павел 1410-1420

Слайд 13

Техника иконописи

Из пород дерева часто использовались: липа, берёза, сосна, ель, кедр, лиственница, дуб, клён. Лучшей, но и самой дорогой считалась привозная кипарисовая доска. Доски вытёсывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольная распиловка брёвен на доски в России началась лишь с XVII века Но считается, что доски, вырубленные топором, более качественны по сравнению с другими. Тесло

Слайд 14

Техника иконописи

Под живописные слои иконную доску специально готовят, наклеивая паволоку (ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса). Служит для лучшего сцепления левкаса (представляющего собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном или рыбьем клею)с поверхностью. Боковые и торцевые поверхности иконной доски могут именоваться бортом или хребтом. Залевкашенная иконная доска

Слайд 15

Техника иконописи

pptforschool.ru Чаще всего заготовкой досок для икон занимается специальный мастер - дощанник, нанесением грунта - левкасчик, к иконописцу доска поступает уже в подготовленном виде. Известны также иконы, написанные на загрунтованном с двух сторон холсте - «холстяных цках» или в искусствоведческом именовании «таблетках».

Слайд 16

Ковчег

(от старо-славянского «ковъчегъ» - ящик, ларь, сосуд) - в иконописи - углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски. Ковчег. Икона Божией Матери Знамение. Новгород Великий. Первая половина XII в

Слайд 17

Поле

Поля́ иконной доски - обрамление средней, обычно углублённой части иконы (ковчега). От ковчега отделяется лузгой (ребро двугранного угла, образованного внутренними поверхностями пересекающихся стен), по внешнему краю часто обводится линией контрастного фону цвета - опушью Игоревская икона Божией Матери с деисусом и избранными святыми на полях. Конец XIV - начало XV вв. Государственный Русский музей.

Данный материал можно использовать на уроке истории в разделе культура древней Руси. А так же на уроках МХК. Этот материал может быть взять за основу, а может изучаться с углублением. В презентации расположена информация о иконах привезённых на Русь, иконах написаных инностранными иконописцами, А так же о иконах, которые написаны первыми русскими иконописцами. Ученики так же имеют возможность сравнивать, анализировать, сопоставлять.

А так же, этот материал поможет учителям, которые будут преподавать новый курс по религии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Иконопись.
Сидоренко Наталья Витальевна, учитель истории и обществознания.
МКОУ «Волчихинская СШ №2»

Слайд 2
При написании икон в Древней Руси применяли краски, в которых связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка - темпера.Иконы чаще всего писали на деревянных досках. Обычно брали доски из липы, на Севере - из лиственницы и ели, в Пскове - из сосны.Доску, как правило, вытесывали из бревна, выбирая наиболее крепкий внутренний слой древесного ствола. Процесс этот был трудоемким и длительным.

Слайд 3
Доски для икон делали древоделы или деревщики, редко - сами иконописцы. На лицевой стороне доски обычно делалась неглубокая выемка - ковчег, ограниченный по краям доски незначительно возвышающимися над ним полями. Для маленьких икон могла использоваться одна доска. Для икон большого размера соединялось несколько досок. Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски. Поля древних икон ХI-ХII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. Более поздние иконы имеют узкие поля, а с XIV века иконы иногда писались на досках без полей.

Слайд 4
В качестве грунта применялся левкас, который приготовлялся из мела или алебастра и рыбьего (осетрового) клея. Иконную доску несколько раз промазывали жидким горячим клеем, затем наклеивали паволоку, притирая ее ладонью. После высыхания паволоки наносили левкас. Левкас накладывался в несколько приемов, слоями. Иногда на левкас наносили рельеф. В древних иконах, начиная с XII века, нередко делалась "чеканка" по вызолоченному левкасу. Иногда такая узорная чеканка выполнялась на нимбах. В более поздние времена (с XVI века) для создания углубленного (или рельефного) узора до начала письма осуществлялась резьба по левкасу. Потом рельеф золотили.

Слайд 5
На подготовленной поверхности грунта делался рисунок. Сначала выполнялась первая прорисовка изображений, а затем вторая, более подробная. Первую прорисовку делали легким касанием мягкого угля из веток березы, вторую - черной или коричневой краской.Некоторые иконы воспроизводились по "подлинникам" или по прописям, полученным с икон, которые служили образцами.

Слайд 6
После этого начиналось собственно письмо. Сначала золотили все, что требовалось: поля иконы, свет, венцы, складки одежды. Затем выполнялось доличное письмо, то есть писались одежды, строения, пейзаж. На заключительном этапе создания иконы писались лики. Готовое изображение покрывали особого рода масляным лаком - "проолифливали".

Слайд 7
[скрыть]п·о·рДревнейшие русские иконы
Греческие(корсунские)
Владимирская Богоматерь Смоленская Богоматерь1 Спас Златая риза Пётр и Павел Святой Георгий
Новгородские
Устюжское Благовещение Святой Георгий «Знамение» Спас Нерукотворный Никола Чудотворец Ангел Златые власы Умиление Облачное Успение
Владимиро-суздальские
Фёдоровская Богоматерь Боголюбская Богоматерь Димитрий Солунский Архангел Михаил Спас Эммануил Оплечный деисус Спас Златые власы
.

Слайд 8
Первым иконописцем был святой евангелист Лука, написавший не только иконы Божией Матери, но, по преданию, и икону святых Апостолов Петра и Павла, а может быть, и другие. За ним следует целый сонм иконописцев, почти никому неизвестных. У славян первым иконописцем был святой равноапостольный Мефодий, епископ Моравский, просветитель славянских народов.

Слайд 9
На Руси известен преподобный Алипий-иконописец, подвижник Киево-Печерского монастыря. Он был отдан своими родителями в «научение иконного воображения» к греческим мастерам, прибывшим для украшения храмов Лавры в 1083 году. Здесь он «учася мастером своим помогаше».

Слайд 10

Слайд 11
У преподобного Алипия был ученик и спостник - преподобный Григорий, который тоже написал много икон, и все они разошлись по России.В XII веке иконописные мастерские были при новгородских монастырях: Антониеве, Юрьеве, Хутынском.

Слайд 12
В XVI веке известными иконописцами были Симон, митрополит Московский, Варлаам и Макарий.

Слайд 13
В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением на обороте поклонения кресту(ГТГ). Величественный лик Христа исполнен точным рисунком

Слайд 14
Смоленская иконаБожией Матери
Смоленская икона (Дионисий, 1482 год)
Дата появления:
известна с XI века
Иконографический тип:
Одигитрия
Место нахождения:
с 1943 года неизвестно
Дата празднования
28 июля (по юлианскому календарю)

Слайд 15
Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году[), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь[ - царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси.

Слайд 16
Смоленская икона божьей Матери 1456г.

Слайд 17
Владимирская (Вишгородская) икона Божией Матери
Иконографический тип:
Елеуса
Место нахождения:
Государственная Третьяковская Галерея
Дата празднования
21 мая (3 июня)23 июня (6 июля)26 августа (8 сентября)

Согласно легенде, попала в Константинополь изИерусалима в V веке при императоре Феодосии
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хрисоверга.

Слайд 18
Спас Златая риза - икона византийского происхождения с изображением Спаса на престоле, датируется XI веком. В 1700 году была полностью переписана царским изографом Кириллом Улановым. Своё название «Златая риза» икона получила от ныне утраченного сплошного серебряного позолоченного оклада, который украшал её.

Слайд 19
«Апостолы Пётр и Павел» - икона середины XI века, самое раннее из известных русских произведений станковой живописи. Икона происходит из новгородского Софийского собора, хранится в собрании Новгородского музея-заповедника.

Слайд 20
Станко́вая жи́вопись - род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально - живопись, созданная на станке (мольберте).Произведение станковой живописи - картина - создаётся на нестационарной (в отличие от монументальной), и не утилитарной (в отличие отдекоративной) основе (холсте, картоне, доске, бумаге, шёлке), и предполагает самостоятельное и не обусловленное окружением восприятие.Основные материалы станковой живописи - масляные, темперные и акварельные краски, гуашь, пастель, акрил. На Дальнем Востоке получила преимущественное распространение живопись тушью, (в основном - монохромная), зачастую интегрирующая каллиграфию.

Слайд 21
Святой Георгий - новгородская икона с поясным изображением Святого Георгия, происходящая из собрания Успенского собора Московского Кремля. Этот памятник станковой живописи, датируемый концом XI либо XII веком, принадлежит к числу древнейших в России.

Слайд 22
Икона, по мнению академика В. Н. Лазарева, имеет новгородское происхождение и была привезена в Москву Иваном Грозным, который вывез из Новгорода большое количество местных святынь.

Слайд 23
новгородские
Устюжское Благовещение - русская икона Благовещения Пресвятой Богородицы, написанная в 20-30-е годы XII века в Великом Новгороде. Одна из немногих сохранившихся русских икон домонгольского периода. В настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Слайд 24
«Святой Георгий» - русская икона домонгольского периода. Икона имеет новгородскоепроисхождение и была храмовым образом Юрьева монастыря. В настоящее время находится в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Слайд 25
Икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) - православная икона с изображением, принадлежащим к иконописному типу Оранта. Одна из наиболее почитаемых в русском православии икон.

Слайд 26
Ангел Златые власы - древнейшая икона из собрания Государственного Русского музей в Санкт-Петербурге. Датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи.Характерной особенностью этой иконографии являются волосы Ангела, выполненные в технике «асиста» сусальным золотом, отчего эта иконография и получила такое название. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное начало.

Слайд 27
Суса́льное золото (сусаль) - тончайшие (обычно около 100 нм) листы золота, которые обычно используются вдекоративных целях. Поталью называют листы других металлов или сплавов, имитирующих золото (например,меди с цинком или алюминия, которые окрашивают прозрачным жёлтым лаком после нанесения на изделие), или химические соединения наподобие сульфида олова (SnS2), который применяется в составе красок, имитирующих позолоту. Первое упоминание о сусальном золоте относится к периоду правления Южной и Северной династий Китая. История производства золотых листов в районе Лон Тан, Нанкин, насчитывает около 1700 лет.

Слайд 28
Богоматерь Умиление - русская икона новгородского происхождения, которая датируется последней третью XII века. Находится в Успенском соборе Московского Кремля.

Слайд 29
«Облачное Успение» - русская икона конца XII - начала XIII веков, которая происходит изновгородского Десятинного монастыря. В настоящее время находится в собрании Государственной Третьяковской галереи, куда поступила в 1933 году из Новгородского музея. Была раскрыта в Третьяковской галереи в 1935 году искусствоведом И. И. Сусловым.

Слайд 30
Владимиро-Суздальские
Феодоровская икона Божией Матери - почитаемая в Русской церкви чудотворной иконаБогородицы, хранящаяся в Богоявленском соборе города Костромы. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой. Почитается как одна из святынь дома Романовых, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича.

Слайд 31
Боголюбская (Боголюбивая) икона Божией Матери - почитаемая Русской православной церковьюикона Богородицы, написанная в XII веке по повелению Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы. Относится к числу древнейших икон русского происхождения, почитаемых чудотворными.

Слайд 32
Спас Златые власы - икона, созданная не позднее первой четверти XIII века.Кем написана не известно.

Слайд 33
Спасибо за внимание!


Статьи по теме: