Религия как форма духовной культуры. Дополнительный теоретический материал по обществознанию (профиль) "Религия как одна из форм культуры" Религия как 1 из форм культуры

1.Запиши определение понятия.

Религия- это совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога, сверхъестественных сил, а также соответственно поведение и действия.

2. Что характерно для религиозного сознания?

Вера в Бога, определенные обряды, молитвы.

3. Какие функции в жизни человека и общества выполняет религия? Перечисли функции и приведи примеры реализации каждой из них. Заполни таблицу.


4. Прочитай приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выбери из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Религия- одна из форм 3 (А), способ практически - духовного освоения мира индивидом, 6 (Б), обществом в целом.
В структуре религии выделяются
2 (В), культ, религиозные отношения, институты и организации. Религиозное сознание предполагает веру в наличие 5 (Г), влияющих на деятельность индивида и общества, возможность общения с этими силами и воздействия на них. Благодаря религиозной вере определённые персоны, предметы, тексты наделяются религиозным значением и 1 (Д) и включаются в культ.
Учёные выделяют политеистические
4 (Е) и монотеистические (единобожие) религии. Различают также племенные или архаические (шаманизм, знахарство, магия и др.), национальные (например, индуизм, иудаизм) и 7 (Ж) (буддизм, христианство, ислам).

Выбирай последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск.

1) символический смысл
2) религиозное сознание
3) духовная жизнь
4) многобожие
5) сверхъестественные силы
6) социальная группа
7) мировые религии

А-3 Б-6 В-2 Г-5 Д-1 Е-4 Ж-7

5. Прочитай извлечения из Федерального закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и выполни задания.

Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания.

1. В Российской Федерации гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними...
3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.
5. Никто не обязан сообщать о своём отношении к религии.... Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воли и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих....

Статья 4. Государственные и религиозные объединения.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1) Что, согласно закону, включают в себя свобода совести и свобода вероисповедания (подчеркни соответствующее положение закона)?

2) Предположи, почему несение военной службы для верующих в случае необходимости заменяется альтернативной гражданской службой, а не отменяется совсем.

Закон одинаков для всех. Поэтому отменить несение военной службы нельзя. Можно только заменить её.

3) С какой целью, по твоему мнению, в законе специально оговаривается право граждан не разглашать своё отношение к религии?

Выбор религии - это личное дело каждого человека.

4) Как закон защищает права несовершеннолетних (подчеркни соответствующее положение закона)?

Почему это необходимо делать?

Запрещается вовлечение в религиозные объединения вопреки воле несовершеннолетнего и без согласия родителей.

5) Что, согласно закону, означает понятие "светское государство" (подчеркни соответствующее положение закона)?


6. Социологи опросили 1600 россиян с целью узнать их отношение к религии. Оказалось, что часть опрошенных, заявивших о своей вере в Бога, верят ещё и в другие сверхъестественные силы. Полученные данные приведены в диаграмме. Проанализируйте данные опроса.

1) Какое количество опрошенных верит только в существование Бога?

56%

2) В какие ещё сверхъестественные силы верят опрошенные?

В инопланетян, колдовство и магию.

3) Сделай три вывода из приведённых данных.

Меньше всего опрошенных верят в инопланетян. (6%)
Большинство верит только в Бога.
21% опрошенных верят в Бога и приметы.

4) Объясни один из своих выводов.

Всего 6% опрошенных верят в инопланетян, т.к. их существование до сих пор не доказано.

Религия - одна из самых древних форм культуры, оказывающая огромное влияние на все другие формы культуры. Религия (от лат. religare - связыват ь) - ст ремление человека к жизни в единст ве со сверхъест ест венными силами (Богом, Абсолют ом), воплощающими в себе высшее совершенст во, могущест во и смысл быт ия.

Религия основана на вере, выражается в мировоззрении, мироощущении, культе (поклонении божеству) и в различных формах объединения верующих (церковь, община и т.д.).

Выделяют различные предпосылки (корни) религии:

· гносеологические, связанные с ограниченностью познавательных возможностей человека, его неспособностью объяснить какие-либо факты и явления действительности;

· психологические, связанные с психологическими условиями человеческого существования (психологические проблемы, страх, тревога);

· социокультурные, связанные с социальными условиями жизни людей (например, правящие классы заинтересованы в религиозности низших классов, так как это помогает им отстаивать свои интересы);

· антропологические, обусловленные особенностями человека как особого, уникального природного существа (например, стремление человека к трансцендентному).

Функции религии:

¨ м ировоззренческая функция : любая религия выражает определенный взгляд на мир, человека, общество; отвечает на "предельные" вопросы человеческого существования; проблемы, которые она решает, - мировоззренческие, смысложизненные;

¨ к о м пенсаторная функция : религия компенсирует ограниченность, зависимость, бессилие людей. В психологическом плане компенсация - это утешение, надежда и наслаждение, снятие стресса;

¨ к о мм у никативная функция реализуется в общении а) верующих друг с другом; б) верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т. д.;

¨ р е г ул я т ивная функция : с помощью определенных идей, ценностей,

установок, норм религия влияет на поведение людей, групп, общин;

¨ интегрирующая-дезинтегрирующая функция : религия объединяет людей, придерживающихся одной веры, создавая единую систему ценностей; но она и разъединяет людей, придерживающихся различных религиозных воззрений;

¨ к ул ь т у р но-транслирующая функция : религия способствовала развитию письменности, книгопечатания, искусства, а потому способствовала накоплению и передаче культурного наследия от поколения к поколению;

¨ л е г итимирующе-разлегитимирующая функция : религия придаёт статус законности институтам, нормам, образцам или, наоборот, утверждает их незаконность.

Типологии религий

В зависимости от представлений людей о Боге, религии делятся на:

1) монотеистические (вера в одного Бога);

2) политеистические (языческие религии, восточные культы - вера во многих богов);

3) трансформировавшиеся в религию философские учения (буддизм,


конфуцианство).

По степени распространенности:

1) мировые религии (ислам, буддизм, христианство);

2) локальные, национальные религии (характерные для одного народа или региона - иудаизм, синтоизм, даосизм).

Национальные, локальные религии - это религии, которые не вышли за рамки одной страны или региона.

Индуизм - историко-культурная традиция народов Индии. Последователей индуизма теперь насчитывается более 750 млн.

Религиозные представления индийцев со временем усложнились, от простых антропоморфных они эволюционировали к более абстрактным, взглядам. Так

сформировалась религиозно-философская система брахманизма. Ее возникновение относят к X - VII вв. до н.э. Что же включает религиозно-философская система брахманизма? Согласно санкхье, существуют два активно взаимосплетенных начала - пракрити (материя и энергия) и пуруша (здесь это, в отличие от первочеловека Ригведы, - духовное начало). Взаимосвязь пуруши и пракрити является первопричиной возникновения и существования всего феноменального мира.

Доасизм. Формирование даосизма в Китае относится к началу эпохи хань (VI в. до н.э.), его развитие и укрепление шло параллельно с распространением конфуцианства. Доасизм и конфуцианство составили два взаимосвязанных религиозно-философских направления в духовной жизни китайского общества. Основоположником философско-религиозной доктрины доасизма признается Лао-цзы. Исследователи предполагают, что это мифологическая личность. В основе этого учения - фундаментальные для всей классической китайской мысли категории Дао и Дэ. Дао (дословно - путь) - это Великий Закон и Абсолют одновременно. Обычно даосы говорят о двух Дао. «Безымянное Дао» порождает вселенную,

«Именуемое Дао» создает конкретные вещи. Дао неразрывно связано с Дэ (благодать). Дэ - это эманация (истечение) Дао. Можно сказать, что Дао и Дэ соотносятся как порождающий и порожденный принципы. «Дао рождает вещи, Дэ вскармливает их, воспитывает их, делает зрелыми, ухаживает за ними ». («Дао дэ цзин», №51).

Конфуцианство - основа духовно-религиозной жизни Китая. Оно зародилось в VI в. до н.э.. Сочетание религиозности и рационализма в конфуцианстве позволило этой конфессии играть роль духовно- идеологического регулятора общественной жизни Китая. Создатель этого учения - Конфуций. В конфуцианстве значительное место занимает культ предков. Красной нитью проходит идея о почитании традиций, сложившихся в древности. В данном случае они выступают в виде ритуала, своеобразного канонического свода правил поведения.

Синтоизм. Синто (дословно - путь богов) - национальная религия японского народа. Уже в I-III вв. н.э. в Японии бытовали предметы культа и обрядов, характерные для синто. Синтоизм терпимо относится к иным религиям, вполне допуская поклонение как «своим», так и иным богам одновременно. Практически цель и смысл синтоизма состоит в утверждении самобытности древней истории Японии и божественного происхождения японского народа. В синто заключена идея кровного единства японцев и идея божественности политической власти, объединившей народ в одну семью, единое государство.

Иудаизм - первая монотеистическая религия. Иудаизм иногда называют религией Моисея, по имени духовного и политического лидера евреев. В религиозном сознании евреев Яхве принимает образ Творца мира, носителя всего сущего и


покровителя евреев - «избранного народа». Тора и Талмуд - «священные книги»

Мировые религии - эти религии вышли за рамки одной страны и охватили многие страны.

Буддизм - мировая религия. Возникла в VI в. до н.э. Основатель этого учения Будда Гаутама. Философские основы буддизма: отсутствует идея Бога - творца мироздания и промыслителя мировых событий. Реальные вещи и события считаются в буддизме проявлением огромного количества дхарм - своеобразных элементов психофизического мира. В буддизме существует пять начальных требований: не убивай никакого живого существа, не бери чужого, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй опьяняющих напитков.

Христианство - мировая религия, возникла у иудеев в I в. н.э. Основатель христианского учения - Иисус Христос. В христианстве существует три конфессии: православие, католицизм, протестантизм.

1. Православие. В трактовке догмата о Троице основное внимание уделяется Богу - Отцу, и только от него признается исхождение Святого Духа. Соблюдаются традиции семи таинств. Основные ритуалы культа: молитвы, крестное знамение, обнажение головы перед иконой, коленопреклонение, слушание поучений, участие в службе. Основной праздник православия - Пасха.

2. Католицизм (пер. с гр. - вселенская). Догмат католичества, во многом близкий православию, имеет некоторые особенности. В католицизме утвердилось своеобразное понимание Троицы: исхождение Святого Духа признается не только от Бога - Отца, но и от Бога - Сына («филиокве»). Отсюда повышенное внимание к человеческому пути Иисуса, главный праздник - Рождество, основной символ - распятие. Такое понимание триединой сущности Бога заложило в католицизм огромный гуманистический потенциал, который проявляется, в частности, и в возвышенном почитании Богородицы Девы Марии.

3. Протестантизм. В XVI в. Европу охватила Реформация - движение за преобразование церкви в духе евангельских идеалов. Протестантизм ориентирует человека на личное общение с Богом. Отсюда право каждого человека читать и обсуждать Библию. Основные богослужения - чтение Библии, проповедь, индивидуальные и коллективные молитвы, пение религиозных гимнов. Отвергнут культ Богородицы, святых, икон и мощей.

Ислам - мировая религия. В переводе с арабского «ислам» означает покорность. Ислам возник в VII в. н.э. Купец Мухаммед - основатель ислама. Коран и Сунна - «священные книги» мусульман. В исламе признаются пять религиозных правил веры: аш - шахада - исповедание веры; ас - салат (намаз) - молитва; ас - саум

Пост; аз - закят - налог в пользу бедных; хаджж - паломничество.

Религия как одна из форм культуры Предмет: обществознание, 8 класс. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Цели и задачи урока:  Обобщить и систематизировать знания о религии, полученные ранее на других предметах.  В соответствии с возрастными познавательными возможностями учащихся раскрыть функции религии.  Охарактеризовать основные типы религиозных организаций (церковь, секта и др.).   Разъяснить обучающимся содержание статей 14, 28 Конституции РФ. Способствовать воспитанию у школьников таких качеств, как уважение, терпимость, толерантность. Оборудование:  Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);  Презентация по тем: «Религия как одна из форм культуры»  Учебники «Обществознание», 8 класс, под. Ред. Л.Н. Боголюбова, 2015. План урока (основные вопросы для изучения нового материала):  Что такое религия (актуализация знаний).  Особенности религиозной веры.    Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания. Отвечая на вопросы в начале параграфа (рубрика «Вспомним»), актуализируем знания о религии, об истории ее возникновения. Ход урока Что такое религия?   совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия (см. словарь); определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозная община). Когда появились первые религии? Зарождение религии происходило много веков назад (около 40 тыс. лет назад возникли ранние религиозные представления). Ученые считают, что таким образом люди пытались объяснить себе, как и почему они появились на свет, в чем их предназначение и т.д. Древние люди пытались задобрить таинственные силы, «заколдовать удачу». Они пытались при помощи различных обрядов (песен, танцев, рисунков, ритуальных действий) воздействовать на природу. Магия, колдовство, вера в добрых и злых духов у первобытных людей свидетельствуют о появлении религиозных верований, зачатках религии. Какие современные религии имеют наибольшее число верующих?

Крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на протяжении XX века доля христиан в общем населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной 33­34%. Второй мировой религией считается ислам (23% населения мира). Численность неверующих и атеистов является весьма дискуссионной и оценивается различными исследованиями в 11­16% населения планеты. Немалую долю в населении мира составляют индуисты (14­ 15%), буддисты (7%) и сторонники традиционных верований. Особенности религиозной веры Отвечая на вопросы рубрики «Подумаем» (Почему человек верит во влияние сверхъестественных сил на свою жизнь и развитие общества? Почему активное развитие науки и распространение научных знаний не уменьшают числа верующих?), выявляем особенности религиозного сознания. Работа с понятиями. Анализ религиозной веры. Вера – это личностное, эмоциональное отношение человека к какой­то информации, которую он готов признать истинной (или ложной) без доказательств и обоснований. Религиозная вера – это уверенность в реальном существовании сверхъестественных существ, особых качеств у отдельных предметов. Религиозная вера – это определенные переживания, чувства человека (например, любовь, благоговение, страх), проявляемые по отношению к Богу (или другим сверхъестественным силам). Роль религии в жизни общества Систематизируем и обогащаем теоретическими знаниями личный социальный опыт учащихся. Работа с текстом параграфа (стр. 97­98). Определяем функции религии.   Регулирует поведение людей (регулирующая); Воспитывает человека (воспитательная);  Дает ответ на вечные человеческие вопросы (мировоззренческая);   Снимает тяжелое психологическое состояние человека (психологическая/компенсаторная); Способна избавить человека от одиночества (коммуникативная);

 Объединяет общество или порождает вражду (интегративная). Религиозные организации и объединения    церковь; секты; организации, построенные вокруг яркого религиозного лидера. ! Обратить внимание на отличия сект от церкви. Свобода совести, свобода вероисповедания Работа с понятиями и материалами Конституции РФ. Совесть – важнейший внутренний контролер поведения человека, оценивающий наши поступки с позиции принятых в обществе представлений о добре и зле. Свобода совести – это право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства. Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма. Атеизм – это система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких­либо сверхъестественных сил. Статья 14 Конституции РФ 1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции РФ Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Делаем вывод:   каждый в нашем обществе волен решать, какую религию исповедовать или быть атеистом; мы должны с уважением относиться к выбору каждого. Подведение итогов урока и закрепление полученных знаний Заполнение таблицы на соотнесение терминов и их определений. Термин Вера Определение право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства Свобода совести это уверенность в реальном существовании сверхъестественных существ, особых качеств у отдельных предметов Атеизм совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия Религия это личностное, эмоциональное отношение человека к какой­то информации, которую он готов признать истинной (или ложной) без доказательств и обоснований

Религиозная вера система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких­либо сверхъестественных сил Рефлексия Каждый ученик выбирает по 1­2 предложения и заканчивает их устно или письменно в тетради:         сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… и т.д. Информация о домашнем задании  П. 12, вопросы после параграфа на стр. 101;  индивидуальные задания: o Стр. 101 вопрос 4 «В классе и дома» (отдельный лист); o Стр. 103 вопрос 5 «Вопросы для повторения» (устно) Используемый материал 1. Баранов П.А. Обществознание. Полный экспресс­репетитор. – Москва: Астрель, 2013. 2. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций под ред. Л.Н. Боголюбова, М. : Просвещение, 2015. 3. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2016.

Религия как одна из форм культуры Смысл слова «религия» Особенности религиозной веры МНЕНИЯ религия (лат. relegere) - «относиться с особым почтением» религия (лат. глагол religare)- «связывать», «соединять» ? ВЕРА ОБРЯДЫ МОЛИТВА Роль религии в жизни общества Религиозные организации и объединения ЦЕРКОВЬ СЕКТА Свобода совести, свобода вероисповедания право самостоятельно выбирать религию атеизм Формы религий ранние национальные мировые

Рели́гия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Другие определения религии: одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам

ВЕРА – личностное, эмоциональное отношение человека К какой-то информации, которую он готов признать истинной (или ложной) без доказательств и обоснований. РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА – связывается с убеждением в наличии Неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере На судьбу человека, жизнь общества ОБРЯДЫ – определённые деёствия, каждый элемент которых наполнен религиозным смысломи отражает основополагающие идеи религии МОЛИТВА – непосредственное словесное обращение человека к Богу

♦ компенсаторная или «терапевтическая» - смягчение социальных и личностных проблем, переключение негативных психологических состояний на позитивные; ♦ мировоззренческая - формирование определенного целостного воззрения на мир; ♦ культуротранслирующая - передача от поколения к поколению культурных ценностей, традиций, обычаев, произведений искусства; ♦ регулятивная - упорядочивание отношений в обществе; ♦ коммуникативная - создание среды общения; ♦ легитимирующая - узаконивание некоторых общественных порядков; ♦ интеграционно-дезинтеграционная - объединение единоверцев и разделение людей, исповедующих разные религии. Функции религии

религиозные организации ЦЕРКОВЬ СЕКТА Объединение последователей религиозного вероучения, совместно проводящих вероучения. Разделяет духовенство и мирян. Вырабатывает систему вероучений и обрядов Религиозная группа, отделившаяся от основного религиозного направления. Численность участников ограниченна, отсутствует деление на мирян и духовенства, провозглашаются идеи равенства. Претензии на исключительность её религиозных установок. Жёсткий контроль жизни своих приверженцев.

Конституция РФ. Статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. все религии в РФ равноправны, отсутствует официальная, государственная религия государство гарантирует верующим возможность свободно отправлять свой культ церковь отделена от государства закон предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования реализация статьи 28

Ранние религии Фетишизм вера в сверхъестественную силу материальных предметов Магия вера в сверхъестественные связи между естественными объектами и явлениями Тотемизм вера в существование сверхъестественной связи между человеческим родом и животным или растением анимизм вера в существование души, духов

Национально-государственные религии парсизм (Иран) Иудаизм (евреи) Индуизм (Индия) Джайнизм (Индия) конфуцианство (Китай) синтоизм (Япония) даосизм (Китай)

Мировые религии Буддизм VI-V в.в. до н.э. Христианство I век н.э. Ислам VII век н.э.

Статьи по теме: