Реализм во французской живописи-презентация по мхк. Критический реализм во французской живописи ХIХ века Скачать презентацию оноре домье

Реализм, символизм. Презентация познакомит с творчеством французских художников Курбе, Домье, Милле.

Реализм во французской живописи

Стиль классицизм, царивший в искусстве эпохи Просвещения, уже в конце XVIII столетия был потеснён новым стилем, явившимся следствием потрясений, вызванных буржуазной революцией во Франции и разочарованием в её итогах. Этим стилем стал романтизм. Искусству романтизма я посвятила несколько записей. Сегодня поговорим о реализме , который начал формироваться в недрах романтического искусства. Французский литературный критик Жюль Франсуа Шанфлёри, впервые употребивший термин «реализм», противопоставлял его символизму и романтизму. Но, реалистическое художественное направление не стало абсолютным антагонистом романтизма, а скорее явилось его продолжением.

Французский реализм, стремясь к правдивому отображению действительности, закономерно оказался связан с революционным движением и получил название «критический реализм». Обращение к современности во всех её проявлениях, воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах с опорой на жизненную достоверность изображения – основное требование реализма.

«Искусство живописи не может быть ничем иным, как изображением предметов, видимых и осязаемых художником, … художник-реалист должен передавать нравы, идеи, облик своей эпохи»
Гюстав Курбе

Вряд ли я смогла бы рассказать о творчестве и судьбе Гюстава Курбе, которого часто называют основоположником реализма во французской живописи , лучше, чем это сделали создатели фильма «Свобода Курбе» из серии «Мой Пушкинский»

В своей презентации «Реализм во французской живописи» я постаралась представить также творчество замечательных французских художников Франсуа Милле и Оноре Домье . Для тех, кто заинтересуется этой темой, хочу рекомендовать заглянуть на сайт Gallerix.ru

Как всегда, небольшой список книг , в которых можно почитать о французском реализме и французских художниках-реалистах:

  • Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Часть вторая. – М.: Аванта+, 2000.
  • Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Выпуск III: Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. – М.: Искусство, 1992
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  • Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Борисова Е.А., Фомина Н.Н., Березин В.В., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка, театр. ‒ СПб.: Питер, 2007.
  • Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004.
  • Фриман Дж. История искусства. – М.: «Издательство Астрель», 2003.

Жан Гюстав Курбе () родился в Орлеане. Отец был зажиточным землевладельцем и мечтал о юридической карьере для своего сына. Но Курбе в 20 лет едет в Париж и хочет стать художником. Он живёт в мансарде, трудится не покладая рук, пишет картины, копируя великих мастеров в Лувре. На портрете вальяжная поза, полузакрытые глаза, за которыми угадывается острый взгляд, обращённый в себя. Это личность человека со сложным духовным миром. Автопортрет с курительной трубкой










Оноре Викторен Домье (1808 – 1879) Надар Домье родился в Марселе в семье ремесленника. Крёстным отцом его стал настоящий художник. Зарабатывать на хлеб ему пришлось в 13лет. Сначала в качестве рассыльного в юридической конторе, а затем – в книжном магазине. После Домье поступил на службу к издателю и литографу. В 1830 году за свои литографии был признан врагом существующего режима.








Улица Транснонен Литография. О. Домье






Прачка О.Домье Женщина поднимается по лестнице, и рядом, держась за руку матери, карабкается по крутым ступеням крошечная девчушка. Мать держит узел мокрого белья, дочка – лопатку-валёк. Домье показал женщину-мать, труженицу, не сломленную тяжёлой работой. В ней ощущается достоинство и спокойствие.
Домье прожил долгую жизнь, он всегда был художником- пролетарием, с необеспеченным завтрашним днем, художником-журналистом. Однако никакие материальные лишения не сломили гордости Домье и его республиканских убеждений. Когда правительство предложило ему Орден Почетного легиона, Домье мужественно отклонил этот дар, со скромным юмором мотивируя свой отказ «желанием на старости лет глядеться в зеркало без смеха». Полуслепой и старый, Домье закончил бы свою карьеру в полной нищете, если бы не дружеская поддержка пейзажиста Коро, который приобрел для него небольшой домик, где Домье и умер. Всю жизнь он сражался, как и его герой Дон Кихот. Только не с ветряными мельницами, а с королями, и верил не в странствующих рыцарей, а в народ. Домье не отделял себя от своего века, и каждый его рисунок подтверждал сказанные им однажды слова: «Надо принадлежать своему времени».


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Презентация по МХК «Оноре Домье». 11 классСинебрюхова Татьяна ВладимировнаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Богдановская средняя общеобразовательная школа Каменского района Ростовской области п.Чистоозерный Оноре Домье 1808–1879 В октябре 1858 года в газете «Пэн» появилась большая статья, автором которой был Шарль Бодлер. Статья начиналась так: «Я хочу поговорить о художнике, занимающем одно из ведущих мест не только в области карикатуры, но и вообще в современном искусстве, о художнике, который развлекает парижан, день за днем удовлетворяя их потребности в забаве и непрестанно поставляя им пищу для веселья. И скромный обыватель, и делец, и мальчишка, и женщина - все смеются и - о неблагодарные! - проходят мимо, часто и не взглянув на имя автора. По сей день только настоящие ценители искусства сумели понять значительность его творчества и отнеслись к нему с должной серьезностью. Читатель, конечно, уже догадался, что речь идет о Домье». Оноре Домье родился на юге Франции, в Марселе, в семье потомственного стекольщика. Отец, Жан Батист, с юных лет увлекался литературой и даже опубликовал поэму «Весеннее утро», принесшую автору несколько похвальных отзывов со стороны членов марсельской Академии.В 1814 г. Домье-старший вместе с женой и сыном переезжает в Париж. Его поэма «Поэтические мечтания», опубликованная в 1823 г., осталась почти незамеченной, зато у Жана Батиста появилось много знакомых, среди них - Александр Ленуар, крупный археолог, хранитель Лувра, сыгравший определенную роль в художественном воспитании будущего художника. Так, Ленуар одобрил первые рисунки Оноре и стал обучать талантливого мальчика рисунку. Многие часы юный Домье проводил в Лувре, где особенно долго задерживался в залах античной скульптуры, Рембрандта и Рубенса. Уже первые острые карикатуры молодого художника обратили на себя внимание. Мусорщик. 1842 Прекрасный Нарцисс. 1842 С февраля 1832 г. Домье стал постоянным сотрудником журнала «Карикатура», где и появились его первые шедевры: «Законодательное чрево», «Свобода печати», «Попался, Лафайет! Получай, старина!», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». Свобода печати. 1834. Биографы художника рассказывают, что еще в детстве Домье лепил человечков из замазки отца-стекольщика. Уже в Париже Домье начинает создавать раскрашенные глиняные бюсты. Сохранились тридцать шесть бюстов, представляющие сатирические портреты политических деятелей Июльской монархии. Они выполнялись Домье по свежему впечатлению, после возвращения из зала заседаний Палаты депутатов, где он мог присутствовать в ложах для прессы. Как вспоминал один из друзей художника, Домье работал над бюстами в течение нескольких минут, моделируя глину сильными и быстрыми движениями пальцев. Эти скульптуры Домье были близки работам французских романтиков Рюда и Бари динамизмом форм, свободой и умением обобщать, выделяя главное. Позднее эти скульптуры стали подспорьем при создании знаменитых литографий мастера. Так, литография «Законодательное чрево» (1834) является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом. Как отмечает Н. Калитина, автор обстоятельного исследования о Домье (1955), «художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии. Он изобразил депутатов во время заседания палаты. Их лица выражают абсолютное безразличие к тому, что происходит. Депутаты беседуют между собой, спят, читают, дремлют. Они бесконечно далеки от интересов народа. Их тучные фигуры вырисовываются друг за другом на скамьях зала заседаний, лица, заплывшие жиром или напоминающие хищных животных, полны самодовольства и надменности». А вот как один современник описывает литографию Домье «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»: «На эту литографию страшно смотреть, она поражает так же, как само событие, которое воспроизводит… Этот убитый старик, мертвая женщина, этот покрытый ранами человек, упавший на труп бедного малютки… Это не карикатура, не шарж, это кровавая страница современной истории, страница, созданная живой рукой и продиктованная благородным негодованием. Домье в этом рисунке достиг небывалой высоты. Он сделал картину, которая, будучи лишь черно-белым рисунком на листе бумаги, не стала от этого ни менее значительной, ни менее долговечной. Бойня на улице Транснонен останется несмываемым пятном на ее виновниках. Рисунок, о котором идет речь, - это своевременно высеченная медаль в память о победе, одержанной над дюжиной стариков, женщин и детей…» Улица Транснонен 15 апреля 1834 года. 1834 В период 1835–1848 гг. художник, вынужденный по цензурным причинам отказаться от политической карикатуры, обращается к социально-бытовой карикатуре и иллюстрации. Появляются одна за другой его замечательные серии: «Современные филантропы», «Парламентские сцены», «День холостяка», «Супружеские нравы», «Пасторали» и многие другие, которые еще современники сравнивали с бальзаковской «Человеческой комедией», - настолько ярко, выпукло и правдиво изображены люди всех профессий тогдашнего французского общества.К середине 1830-х годов относятся первые живописные произведения Домье. Некоторые исследователи считают, что развитие Домье-живописца шло, несомненно, под значительным влиянием его графики. Первые живописные работы художника напоминают по своему построению литографии. Цвет не играет активной роли в воплощении замысла. Это особенно заметно в его картине «Два адвоката», выполненной параллельно с серией литографий «Служители правосудия». Два юриста пожимают руки «Домье обладал изумительной, почти божественной памятью, которая заменяла ему модель», - писал Бодлер. «Рисование по памяти, возможное благодаря врожденному мастерству, передача характера жестом, подчинение действительности творческой страсти, разделение пластической формы в цвете и тени, журнально-карикатурное происхождение новой живописной формы, постоянные переходы от комического к возвышенному, что соответствовало созданию новых духовных ценностей, душевная крепость человека из народа и непосредственность порывов, вера в моральную ценность человеческого достоинства и свободы - вот грани призмы, которая носит имя Домье», - писал Лионелло Вентури в своей замечательной книге очерков «Художники нового времени», недавно после долгого перерыва вновь изданной у нас. В мастерской Домье всегда было множество набросков, но это были не этюды, а в большинстве своем варианты, поиски композиции. Как отмечают исследователи, до конца 1850-х гг. Домье любил, сопоставляя освещенные и затененные поверхности, подчеркивать контуры фигур и выделять их силуэты на светлом фоне. В 1860-е гг. его манера письма становится более темпераментной. Светлые и темные извилистые мазки, соединяясь и расходясь, лепят форму, подчеркивают движение, экспрессию. Домье то жидко накладывает краску на холст, то пишет очень пастозно.Художник любил темную, несколько приглушенную цветовую гамму: глубокие коричневые, черные, темно-серые, красновато-коричневые тона. Часто он добавлял к этим тонам несколько пятен зеленого, синего, красновато-оранжевого. Свободными мазками он наносил контуры фигуры, подчеркивал объемность, а затем уже начинал работать в цвете.Понимание рисунка как способа передачи цвета и является методом Домье. Это чутко уловил Бодлер, когда говорил, что «в его карандаше живет не только черный тон, пригодный для контуров, он позволяет угадывать краску, так же как и мысль художника… Все художники, обладающие тонким пониманием искусства, почувствовали это в его работах».Это своеобразный синтез света и тени, идущий от Рембрандта, которого Домье глубоко изучил. Представление. Ок. 1860-х В живописи Домье можно выделить гротесково-сатирическую, лирическую, героическую, эпическую линии. Недаром современные исследователи творчества Домье сравнивают его с Рубенсом, Рембрандтом, Делакруа, Констеблем, Гойей, Йордансом. «Надо быть человеком своего времени», - любил повторять Домье. И он доказывал это своими живописными полотнами. Так, после июньской расправы над участниками революции 1848 года, когда было произведено двадцать пять тысяч арестов, множество людей отправлено в ссылку, когда тысячи рабочих, спасаясь от расправы, бежали из Франции, Домье создал несколько картин, изображающих эмигрантов.В одной из них представлена толпа быстро движущихся по пустынной местности людей. Диагональное построение композиции, контрастное освещение, насыщенный колорит с резкими вспышками синих, красных, белых пятен вносят в картину ощущение тревоги и драматизма. Художники перед Нотр-Дам. 1860-е Видное место в творчестве Домье занимает тема театра. Художника привлекал театр, его интересовали контрасты театрального света, таинственного и поэтического, меняющего и искажающего привычный облик людей и предметов. Покидая школу Ок. 1853–1855 В картине «Мелодрама» зрители кажутся массой, слитой в полутьме, их жесты становятся как бы общим жестом толпы, объединенной единым порывом. Великолепно передано пространство зрительного зала. Лаконично изображены герои, застывшие в напряженно-драматической позе. Художник мастерски пользуется валёрами. Здесь только два цвета: коричневый и белый. Но между ними столько оттенков коричневого разной цветовой силы, что появляется ощущение многоцветности. Собиратели гравюр. Ок. 1878 Любопытные перед витриной торговца картинами. 1850-е Большую роль в картинах Домье играют поза и жест человека, позволяющие создать характерный образ. У Домье есть ряд произведений, посвященных художнику-творцу и любителям искусства: «Художник», «Советы начинающему художнику», «Любитель эстампов». Любитель эстампов. Ок. 1860 Он изображает художника в момент творчества и ценителей прекрасного, любующихся произведениями искусства. Контрастное, но гармоничное освещение и сдержанный, спокойный колорит, присущие этим работам, сообщают изображенному ощущение удивительной гармонии. Свет объединяет все в единую среду, световая озаренность становится здесь адекватной духовному озарению, охватившему людей искусства. Мастер пользуется спокойными теплыми тонами, применяет рыжую, коричневую, зеленую эмаль, на фоне которой выступают желтый и голубой тона. Художник у мольберта. Ок. 1868 Известный французский архитектор и реставратор архитектуры XIX века Э. Виолле-ле-Дюк писал: «Домье - народный художник. Он умел разглядеть в этом мире народа, жизнь которого протекает в полутьме, если не во тьме, все живое, думающее, человечное, а следовательно, и великое для нас, прочих людей. Это не приниженные люди, не сброд, не хвастуны, не пошляки… Это люди - я не нахожу слов, чтобы лучше пояснить мою мысль».Слова видного архитектора можно отнести к знаменитой картине «Вагон третьего класса» (1863). Все здесь крепко, просто, значительно. Мастер обладал редкой способностью с помощью нескольких фигур создавать впечатление множества людей. Давая формы предельно укрупненно и обобщенно, монументализируя их, метко схватывая типаж, скупо используя цвет, художник создает обобщенный образ народа Франции. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Вагон третьего класса. 1863 Семья на баррикаде. 1848–1849 Все здесь крепко, просто, значительно. Мастер обладал редкой способностью с помощью нескольких фигур создавать впечатление множества людей. Давая формы предельно укрупненно и обобщенно, монументализируя их, метко схватывая типаж, скупо используя цвет, художник создает обобщенный образ народа Франции. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Персональная экспозиция Домье на Всемирной выставке 1882 года привлекла к нему всеобщее внимание. Так, именно в это время Ван Гог пишет в одном из писем брату: «Люди, подобные Домье, заслуживают самого глубокого уважения, ибо они - открыватели новых путей». Сцена из комедии (Мольера?), или Скапен. Ок. 1860-х А еще раньше, в 1865 году, Шарль Бодлер создает проникновенные стихи «Подпись к портрету Оноре Домье»:Художник мудрый пред тобой,Сатир пронзительных создатель.Он учит каждого, читатель,Смеяться над самим собой.Его насмешка не проста.Он с прозорливостью великойБичует Зло со всею кликой,И в этом сердца красота.………………………………..И смех его лучист, сердечен, И добр, и весел, и широк.И это самая глубокая оценка творчества великого Мастера.


Оноре Викторен Домье (фр. Honoré Victorin Daumier ; 26 февраля февраля 1879) французский художник - график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.


Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа. Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий - иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. В 1832 г. за карикатуру на короля (« Гаргантюа », 1831) Домье был на полгода заключен в тюрьму. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.


Составил себе в х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени. В эпоху Луи - Филиппа начал работать в сатирическом журнале Caricature Шарля Филипона. Рисунок Домье сух и грубоват; но представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной правды, и, вместе с тем едкой насмешки. Сатирические рисунки Домье начали появляться в журнале «Charivari». Это были сцены из « Похождений Робера Макера » (с подписями Филипона).


За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropes du jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles parlementaires» и «Les Representants representes». В 1871 г. Домье записался в члены Парижской коммуны.


Из живописных произведений Домье известны: « Восстание » (1848), « Мельник, его сын и осел » (1849), « Дон - Кихот, отправляющийся на свадьбу » (1851) и « Прачка » (1861). Он продолжал писать картины до самой смерти, даже когда совсем ослеп. Его гротескные, утрированные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение Мане и Дега; существует мнение, что Домье был первым импрессионистом


« Восстание » (1848) « Мельник, его сын и осел » (1849) « Груши ». Карикатура на Луи - Филиппа (1831) Виктор Гюго. (1849) « Дон Кихот » (1868) « Прачка » е гг. Лувр. Париж « Вагон третьего класса ». Ок гг. Метрополитен - музей. Нью - Йорк « Улица Транснонен 15 апреля 1834 г.». Литография г. Антракт







Статьи по теме: