Разработка факультативного занятия по русскому языку. Факультативные занятия по русскому языку. В ходе занятий учащиеся должны

Жиган Марина Николаевна

Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»

Цель: познакомить детей с текстом публицистического стиля, отработать элементы написания сочинения-рассуждения по критериям экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ.

Задачи урока:

Образовательные:

научиться понимать текст, анализируя содержание и композицию;

привлечь внимание к проблеме и авторской позиции в тексте;

подготовиться к написанию собственного сочинения-рассуждения по проблеме, затронутой автором в тексте.

Развивающие:

развивать навык написания сочинения-рассуждения;

умение выразить собственную позицию по предложенной теме;

развивать у обучающихся интеллектуальную, информационную, коммуникативную культуру;

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, аккуратность и внимательность в работе;

воспитывать нравственные качества подрастающего поколения, потребности к высоким стремлениям: к добру, правде, красоте;

создать атмосферу психологического комфорта, сохранение здоровья детей.

Тип урока: урок развития речи.

Планируемые результаты:

Личностные результаты : совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

Регулятивные результаты : определение цели учебной деятельности, составление плана рассуждения, определение правильности выполненного задания;

Познавательные результаты: развитие учебно-познавательного интереса материалу, развитие интереса к чтению, извлечение информации, представленной в виде текста публицистического произведения, презентации, видеоматериалов, ставить проблему и решать ее;

Коммуникативные результаты : умение общаться, ведение диалога, участие в коллективном обсуждении, слушание и понимание других, аргументирование своего мнения.

Презентация

Ход занятия:

Орг. момент.

Нам выбор дан: добро иль зло,

День яркий или сумрак ночи,

Сквозящий холод или тепло,

Ложь или все же правды клочья.

Слово учителя: наш урок так и будет называться «НАМ ВЫБОР ДАН…» Вот и вам приходится сейчас много выбирать: как (хорошо или не очень) готовиться к экзаменам и какие предметы сдавать, какую профессию выбрать и т.д.

И я вам предлагаю ответить на вопрос, как вы готовитесь к ЕГЭ по русскому языку.

1.Надеюсь на репетитора.

2.В школе на уроках, консультациях.

3.Самостоятельно, потому что в школе ничего не дают.

4.Надеюсь на удачу. (Дети, выбирая, поднимают руки)

Хорошо, что вы готовитесь в школе, дома, но лучше всё-таки комбинировать все виды подготовки, чтобы получить желаемый результат. А я, в свою очередь, пожелаю вам той самой удачи, которая никому не помешает.

Актуализация знаний. 2 шаг связан с выбором, как и всё в жизни. Итак, выберите один из разделов типовых заданий ЕГЭ, над которым вы бы хотели поработать. Нужно ли кому-нибудь повторить структуру экзаменационной работы по русскому языку. Давайте это сделаем.

Задания 1-3

Задания по микротексту

Задания 4-7

нормы русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические)

Задания 8-14

орфографические правила

Задания 15-19

пунктуационные правила

Задания 20-24

задания по макротексту

Задание25

написание сочинения-рассуждения

Итак, каждой из 5 групп нужно выбрать раздел ЕГЭ, из которого вы выполните 1 задание.

1ГРУППА

Прочитайте текст и выполните задание 1.

(1)В связи с тем, что в прошлом женщины занимались в основном домашним хозяйством, а мужчины добывали хлеб насущный себе, жене и детям, подавляющее большинство профессий были мужскими: воин, пахарь, строитель, гончар, столяр, кузнец. (2)И нет ничего удивительного в том, что названия почти всех профессий в языке тоже мужские: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, политик, художник и др. (3)<...>, женских вариантов названий этих профессий не существует именно потому, что обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Названия почти всех профессий в языке были и остаются мужскими: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, художник...

2) В связи с тем, что в прошлом мужчины добывали хлеб насущный для семьи, подавляющее большинство профессий были мужскими.

3) В языке отсутствуют эквиваленты названий многих мужских профессий для женщин, потому что исторически эти профессии были исключительно мужскими.

4) Старинные обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами.

5) Для профессий, исторически бывших исключительно мужскими, в языке отсутствуют эквиваленты названий таких профессий для женщин.

2ГРУППА

Задания4-7. Видоизменённое. Поставьте в выделенных словах ударение.

Молодая мама балует дочку. Она завязывает ей огромные банты , надевает платье из кружев . С бантами в косах малышка так нарядна. Даже завидно! Вот идёт из яслей . Малышей можно немного побаловать.

3 ГРУППА

Задания 8-14. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

М…теринство

р…стить

Неприм…римый

н…тариус

С…туация

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.

Бе…печный, бе…нравстенный

Сем…я, из…ять

Вз…грать, вз…скать

Пр…дательство, пр…зреть (сироту)

Н…век, п…советовать

4 ГРУППА

Задания 15-19.

Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Детей надо воспитывать (1)чтобы(2) когда вы состаритесь (3) они вас уважали и любили.

5 ГРУППА

Задания 20-24

«Используя такой приём, как (А) ______(«Ибо, по слову великого мудреца Серафима Саровского, «человек человеку- радость»), и такой троп, как (Б)______(«чёрные лучи его ненависти»), автор текста вовлекает читателя в обсуждение поставленных проблем. (В)______(«он должен испытывать радость от того, что я живу на белом свете»). И также синтаксическое средство (Г)- (пр.3,21)

(«3) И даже тогда, по-видимому,мы осязаем посылаемые им лучи.

21)Может быть, я нечаянно задел какую-нибудь незаживающую рану её сердца»)

1)метафора

2)ряды однородных членов

3)противопоставление

4)эпитеты

5)фразеологизм

6)вводные слова

7)экспрессивный повтор

8)восклицательные предложения

9)цитирование Ответ:9156

И выбирает каждый сам.

Кто праздники, а кто унынье,

кто метит в ад, кто в небеса,

Кто верит в силу, кто в бессилье.

И всё-таки основная работа на экзамене - написание сочинения-рассуждения, именно ему мы посвятим оставшуюся часть занятия.

Записываем тему - «Написание сочинения-рассуждения».

Какова цель?

Мы уже знаем, по каким критериям будет оцениваться ваша работа. Получить максимальное количество баллов (42 из 100) поможет вдумчивое прочтение текста и работа по плану.

Напомните пункты плана сочинения-рассуждения.

1. Вступление.

2.Формулирование основной проблемы прочитанного текста.

3. Комментарий проблемы.

5.Изложение собственной позиции.

6.Аргументация в защиту собственной позиции.

7.Вывод.

Показать ролик с песней из фильма «Долгие дороги в дюнах» (2 мин)

Чтение текста из книги А.Лиханова « Дети без родителей»

(1) Приходит из роддома вместе с ребёнком такая эффектная мамочка - на модных каблуках-шпильках, вся из себя элегантная, приносит младенца, чтобы соблюсти последние формальности, поставить подпись под отказом, сходить к нотариусу.

(2) Сходила мамочка к нотариусу, поставила точку в судьбе собственного ребёнка, стала прощаться, - не с ним, а сотрудницами,- Вера Надеждовна ей и говорит:

(3)- Покормите хоть последний раз грудью дитя-то собственное!

(4)Та не смутилась ни чуточки, воскликнула:

(5)-Что вы! (6)Я его в роддоме-то не кормила.

(7) Кивнула, прикрыла за собой дверь, и навек исчезла.

Альберт Анатольевич Лиханов (1935) 80 лет, советский, затем российский писатель. Председатель Российского детского фонда

Есть, ребята, о чём поразмышлять, высказать свою точку зрения.

Работа по тексту в группах.

Обратите внимание на то, что мы опустим такую традиционную часть любого сочинения, как вступление. Работа 2 части ЕГЭ позволяет начать сочинение сразу с формулировки проблемы. Но будет здорово, если вы будете следовать общим принципам и начнёте свою работу со вступления.

1 группа - сформулировать основную проблему текста, можно написать вступление

2 группа - написать комментарий проблемы

3 группа - определить авторскую позицию прямой оценки нет

Через оценочную лексику (мамочка-дамочка)

Фразеологизм - вся из себя

Через диалог

Имя собственное (Вера Надеждовна)

4 группа - изложить собственную позицию (не должно быть в государстве брошенных детей)

5 группа -аргументировать с помощью литературного произведения.

На доске список возможных произведений И.С.Тургенев «Бирюк»

М.Шолохов «Судьба человека»

М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

А.П.Платонов «Юшка»

В.Закруткин «Матерь человеческая»

В.Богомолов «Иван»

А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» рекомендовать

И.Дубов «Сирота»

VII .Выступление групп. Зачитывание своих частей сочинения.

Заключительное слово : Это естественно, что у каждого ребёнка должны быть отец и мать. И, решившись на такой ответственный шаг, не должно быть выбора, только один путь - быть хорошей матерью и хорошим отцом. Всё остальное - преступление, нарушение всех человеческих законов. Никогда не должна мать исчезать, тем более - навеки.

Нам выбор дан , вопрос в другом,

как нам ошибок не наделать?

чем выбрать: сердцем иль умом,

Иль выбора вообще не делать…

Возможное дом задание: оформить сочинение письменно .

38. Факультативные занятия по русскому языку.

На факультативных занятиях дети усваивают материал в процессе повторения изученного ранее.

Значение факультативных занятии. Как показано в главе о содержании образования, в учебные планы общеобразовательных школ включены факультативные занятия по предметам, которые изучаются по выбору самих учащихся. Факультативные занятия как форма обучения введены в конце 60-х - начале 70-х гг., когда проводилась одна из очередных перестроек содержания школьного образования. Свое название они получили от латинского слова facultatis, что означает возможный, необязательный, предоставляемый на выбор.

Следовательно, факультативные занятия проводятся на добровольных началах и по выбору самих учащихся параллельно с изучением обязательных предметов.

С помощью факультативных занятий школа призвана решать следующие задачи: а) удовлетворять запросы в более глубоком изучении отдельных предметов, которые интересуют учащихся, б) развивать учебно-познавательные интересы, творческие способности и дарования учащихся. В этом и состоит их важное педагогическое значение.

Содержание и организация факультативных занятии. Как уже отмечено, факультативные занятия проводятся параллельно с изучением обязательных учебных предметов с целью углубления и обогащения знаний учащихся и развития их творческих способностей и дарований. Это оказывает влияние на их содержание. Оно может включать в себя более глубокое изучение отдельных тем или разделов учебной программы по какому- либо предмету, а также содержать новые темы и проблемы, выходящие за пределы программы. Для этого в помощь учителю составляются специальные программы и создаются учебные пособия по факультативным предметам.

Что же касается организации факультативных занятий, то они могут проводиться в форме обычных уроков, экскурсий, семинаров, дискуссий и т.д. К сожалению, в школах они нередко используются не для углубления знаний и развития способностей учащихся, а для преодоления их отставания в овладении программным материалом, что, естественно, искажает их смысл и дидактическое назначение.

Формы внеклассной учебной работы ???

а) Понятие о формах внеклассной работы. Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

б) Предметные кружки и научные общества. Если учебная работа в школе поставлена хорошо, то на занятиях по каждому предмету появляются учащиеся, которые стремятся к расширению и обогащению своих знаний, к техническому творчеству, к проведению опытной работы по биологии и т.д. Это обусловливает необходимость организации работы предметных кружков и научных обществ школьников. Кружки создаются на добровольных началах отдельно из учащихся параллельных классов или же, если параллельных классов нет, из учащихся У-У1, VII-VIII и т.д. классов. Руководство работой кружков осуществляют учителя-предметники.

Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т.д.

В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний. К сожалению, во многих школах утрачена давняя традиция, когда каждый учитель считал для себя честью и обязанностью ведение кружковой и другой внеклассной работы по своему предмету. Многие учителя теперь такой работы не ведут.

в) Олимпиады, конкурсы, выставки ученического технического творчества. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики, физики, химии, русского языка и литературы, иностранного языка, а также в техническом моделировании в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского технического творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.

Тема: О словах разнообразных, одинаковых и разных.

Цели: -закреплять понятие о синонимах, антонимах, омонимах. Учить подбирать слова синонимы, антонимы.

Развивать умение находить синонимы, антонимы, омонимы в тексте, в пословицах и поговорках. Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.

Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к изучению русского языка.

Оборудование: карточки со стихотворениями, карточки с кроссвордами, мультимедийная презентация, толковые словари.

Ход урока

    Организационный момент

Улыбнемся мы друг другу,

Пожелаем: «В добрый час!»

И учиться снова будем,

Постараемся сейчас!

    Сообщение темы и целей урока. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие с героем сказки. А с кем мы будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете из какой сказки этот отрывок, и как зовут главного героя.

Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:

Сходи, Емеля, за водой.

А он им с печки:

Неохота...

Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

Ну ладно.

Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

Вот уха будет сладка!

Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

Угадали? Да, наш герой –Емеля. А путешествовать мы будем на печи. И отправимся мы к Царевне- Несмеяне. На пути нас ждут разные преграды, препятствия. Мы их преодолеем, используя наши знания. Вы готовы?

Но мы не можем отправиться в путь, т.к.не знаем по какой теме мы будем путешествовать. Чтобы узнать тему урока нам нужно разгадать кроссворды.

Работа в группах 1 группа

Подберите близкие по значению слова к данным– и прочтете в столбике ключевое слово:

Слова для справок: 1. Груст ный. 2. Счаст ливый. 3. Гигант ский. 4. Радост ный. 5. Доблест ный. 6. Извест ный. 7. Мест ный. 8. Чест ный.

2 группа

Подберите слова, противоположные по значению данным – и прочтете в столбике ключевое слово:

Слова для справок: 1. Празд ники. 2. Безжалост ный. 3. Прелест ный. 4. Бескорыст ный. 5. Ненавист ный. 6. Сочув ствие. 7. Совмест ный. 8. Ненаст ный.

Какое слово получилось у 1 группы? (Синонимы)

Что такое синонимы?

Какое слово получилось у 2 группы? (Антонимы)

Что такое антонимы?

Какие еще слова вам знакомы?(Омонимы, слова с несколькими значениями- многозначные слова)

Какая же тема нашего урока?(ответы детей)

Тема нашего урока «О словах разнообразных одинаковых и разных»

Как вы считаете, нужно ли нам изучать слова и для чего, если нужно?

Сегодня мы будем обобщать и систематизировать наши знания, будем подбирать синонимы, антонимы. Будем правильно употреблять синонимы и антонимы в пословицах.

Итак, тема известна, Емеля на печи. Пора в путь. Осталось только произнести волшебные слова: «По щучьему велению, по моему хотению, хочу, чтобы мы с ребятами благополучно добрались до Царевны- Несмеяны»

-Нахождение синонимов в стихотворении

Где это мы? Отгадайте.

Не море, не земля,

Пароходы не плавают,

И ходить нельзя. (Болото)

На пути топкое болото. Сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдете синонимы в стихотворении. Стихи на карточках, работаем в группах.

Бураны, вьюги и метели

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!-

Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лед сковал без шума.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

мерзнет в жару.

Почему вы решили, что это синонимы?(Обозначают одно и тоже, но по разному произносятся).

Какими словами являются синонимы в 1 группе? (Слова- предметы)

Какими словами являются слова во 2-й группе? (Слова- действия)

Какую еще группу слов мы знаем? (Слова- признаки)

Что сильнее- метель или буран?

Метель, буран, вьюга-все эти явления природы отличаются силой ветра. Какое еще слово можно поставить в синонимический ряд? (пурга).

Задание для самостоятельного выполнения на местах.

Месяц, когда дети идут в школу после летних каникул…

Последний месяц года …

Шестой день недели…

Дерево, которое наряжают к Новому году,-…

Орудие труда, которое служит для колки дров,-…

Здание, где учатся дети,-…

Молодцы, ребята, вы справились с заданием водяного и мы продолжаем наше путешествие.

Отгадайте загадку.

Богатырь стоит богат.

Угощает всех ребят:

Маню-земляникой,

Таню-костяникой,

Машеньку- орешком,

Петю-сыроежкой,

Катеньку- малинкой,

Ваню- хворостинкой!(Лес)

Мы в дремучем лесу. Его охраняет старичок- лесовичок. Он пропустит нас через лес, если мы найдем антонимы в первом и втором столбиках и соединим их.

Это задание- эстафета. Какой ряд лучше справится с заданием? Проверим? . помним о правилах безопасности. Выходим к доске только тогда. Когда предыдущий ученик уже занял свое место.

1 ряд

Говорить молчать

Длинный короткий

Ломать чинить

Забывать вспоминать

Горячий холодный

Кривой прямой

Терять находить

Легкий тяжелый

2 ряд

Правда ложь

Помеха помощь

Проигрыш выигрыш

Старт финиш

День ночь

Старик молодец

Шум тишина

Прядок беспорядок

Хорошо, а теперь на местах поработаем. Нужно подобрать и записать к данным словам антонимы.

Проверяем. Ответы на слайде.

Итак, мы и с этим заданием справились. Продолжаем путешествие дальше.

Физкультминутка

Отгадайте загадку.

В нее льется,

Из нее льется,

Сама по земле плетется. (Река)

Мы у реки, но нет моста. Нужно построить мостик, бревно можно положить, если выполнить задание. Прочитать. Найти омонимы и объяснить их значение.

Под кустом ореха -норка,

Проживает в норке норка.

Составить и записать такие предложения, чтобы стало понятно о какой норке идет речь. Самостоятельная работа детей.

Молодцы! Ребята, появился мостик через речку. Едем дальше!

«Охота». На доске пословицы. 1 человек от пары выходит, берет пословицу. На местах в пословице найти синонимы или антонимы, если они там есть и объяснить смысл пословиц.

Работа в парах.

Приятелей много, а друга нет.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

Делу время, потехе час.

Ученье свет, а неученье – тьма.

Без друга на сердце вьюга.

Ребята, а чем отличается товарищ от друга?

Давайте в толковых словарях посмотрим. А можем ли мы себя назвать друзьями для Емели?

На всякий случай.

На столе слова. Прочитайте их, разделите на слоги. Отрежьте от каждого слова только 1 слог и приклейте их на полоску бумаги. У вас получится новое слово. Поясните его значение.

Сокол, робот, каша-сорока.

Король, сани- коса.

У какого слова 1 одно значение?

У какого слова несколько значений? Как называются слова, которые имеют несколько значений?(многозначные)

Приведите примеры многозначных слов.

Мы благополучно добрались до Царевны-Несмеяны. Но она по- прежнему сидит в замке. Ее не пускает Царь- батюшка. Он хочет, чтобы мы сделали вывод.

Для чего нам нужно знать слова синонимы, антонимы, омонимы?(Чтобы наша речь была более выразительной, ясной, чтобы избежать повторов)

А Царевна-Несмеяна много слез наплакала, пока мы ее освобождали. На каждой слезинке буковка. Давайте соберем слова. Что получилось?

«Спасибо, ребята!»

А наше путешествие подошло к концу. Ия вам хочу сказать: «Спасибо, ребята!»

И сейчас, при помощи смайликов, которые лежат у нас на партах, мы покажем, с каким настроением мы заканчиваем урок. Если вам все удавалось, все у вас получалось- смайлик улыбается. Если что-то еще нужно повторить, тогда смайлик без улыбочки.

Благодарю за внимание.

Во внеклассной работе различаются два направления: внеклассная работа, связанная с учебным предметом, и внеклассная работа, не связанная с ним. Внеклассная работа по предмету – форма его углубленного изучения. Она предназначена для удовлетворения запросов части учащихся, для развития у всех учащихся интереса и изучению РЯ. Желательно и полезно внеклассную работу по РЯ организовать так, чтобы она была этапом подготовки учащихся к какому-либо факультативу.

Формы внеклассной работы. В зависимости от того, участвует ли во внеклассной работе достаточно фиксированная группа детей или неоформленный круг школьников, различают следующие ее формы: кружок и внеклассное мероприятие.

Кружок как форма внеклассной работы.

Учитель вместе с учащимися придумывает ему название; кружок состоит из 10-15 человек, лучше привлекать школьников одной параллели. В этом случае не возникает психологического отчуждения, которое довольно долго не проходит, мешая созданию коллектива. Работу кружка необходимо сделать целенаправленной, чтобы школьники осознавали его перспективу. Этому способствует программа, составляемая учителем на 12-14 занятий. Занятия кружка необходимо обеспечить разнообразными пособиями, словарями, справочниками, репродукциями картин и пр. К внеклассным занятиям полезно готовить небольшие инсценировки, которые будут разыгрывать учащиеся. Кружковое занятие не должно повторять полностью структуру урока, хотя отдельные его элементы могут использоваться. От урока кружок отличается тем, что здесь наблюдается нежестокая структура, большое использование беседы и самостоятельной работы, привлечение игр, наглядности, технических средств обучения. Занимательность – одно из важных условий его успешности, залог к пополнению новых знаний. Используется составление ребусов, кроссвордов, шарад и т.п. Чтение стихов, прозаических отрывков также необходимы.

Внеклассная работа по РЯ. К ним относятся:

а) выпуск в классе занимательных материалов, вокруг которых затем организуется работа;

б) проведение мероприятий, связанных с языков;

Выпуск занимательных материалов выражается в создании в классе уголков РЯ и лингвистических бюллетений. Вокруг них организуются на переменах, после уроков беседы, ответы на вопросы учащихся. Для уголков РЯ, бюллетеней можно использовать материалы кружковой работы, дополняя ее новыми сведениями. Материалы уголков и бюллетеней необходимо менять не менее 1 раза в декаду (лучше 1 раз в неделю). К внеклассным мероприятиям по языку относятся утренники и вечера РЯ, конкурсы (викторины), олимпиады, устные лингвистические журналы.



Олимпиады лучше проводить 1-2 раза в год, привлекая к этому мероприятию прежде всего кружковцев. Они должны быть праздничными, интересными. В них могут участвовать школьники всех классов, в которых изучается РЯ.

Конкурсы (викторины) желательно проводить 1 раз в четверть в качестве определенного итога работы по РЯ. Они интересны учащимся одной и той же параллели.

Утренники или вечера РЯ посвящаются тем или иным годовщинам выдающихся ученых, лингвистов, писателей.

Устные лингвистические журналы проводятся по интересным темам, которые подсказываются учащимся на уроках. В их проведении участвуют, кроме учителей РЯ, кружковцы и старшеклассники. На это мероприятие приглашаются желающие из всех классов.

Факультативные занятия по русскому языку. Являются наиболее доступным для учащихся и широко распространенным видом дифференцированного обучения. Воспитательная роль факультативов велика. Она проявляется в возможности самостоятельного выбора учащимися направления углубленной учебной работы. Они наполняют новым содержанием всю систему обучения и воспитания. Работа на факультативных занятиях должна способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым помогая лучше усвоить программный материал; совершенствовать у школьников навыки анализа различных форм языка, расширять их лингвистический кругозор, повышать уровень языкового чутья; развивать творческие возможности учеников. Осуществление этих задач ведет к выполнению основных целей, поставленных перед факультативными курсами: повышает у школьников интерес к РЯ как учебному предмету, способствует развитию у них бережного отношения к слову. При проведении факультативов возрастает значимость самостоятельной, индивидуальной, дифференцированной работы каждого учащегося. Руководитель факультатива, отбирая дидактический материал и методы работы над ним, ориентируется на сильных учащихся. В условиях работы факультатива возникает реальная возможность нагрузить каждого ученика, учитывая его способности, чаще предоставлять слово для сообщений и т.п. Таким образом, на факультативе создаются условия для развития творческой познавательной активности учащихся и решение задач дифференцированного обучения.



Виды факультативов. Факультативные курсы по РЯ выполняют разные задачи: одни из них направлены на расширение знаний о языке, другие – на формирование умений. Эти занятия связаны либо в целом с языком, либо с речью. Опыт работы факультативов показал их жизненную необходимость, вызвал большой интерес со стороны учащихся, учителей и научно-педагогической общественности. Передовой опыт учителей раскрыл огромные возможности факультативных курсов в развитии учащихся и подготовке молодого поколения к практической деятельности в общественном производстве.

Вопросы к государственному экзамену по курсу «Современный русский язык».

Основы морфологической и генеалогической классификации языков. Место РЯ в этих классификационных системах. Методы изучения и описания языка. Характеристика сравнительно-исторического метода.

Статьи по теме: