«Размышления у парадного подъезда». Анализ стихотворения. "Размышления у парадного подъезда": анализ. Н. Некрасов, "Размышления у парадного подъезда"

Большая часть стихотворений Николая Некрасова посвящена жизни простого народа, который постоянно сталкивался с трудностями, с унижением, попадая в безысходное положение.

По какой причине автор уделяет так много внимания жизням простых крестьян? Ответ очевиден, Некрасов сам испытал на себе тяготы нищеты и бедности, когда покинул родное имение и остался без гроша за душой, без наследства. В те годы, Николай Алексеевич смог прочувствовать все ужасы крестьянского существования.

Однако больше всего беспокоила, волновала поэта беззащитность, покорность простых людей. Они совершенно не знали свои права и постоянно вынуждены были просить милостыню, терпеть прихоти своих господ. Но больше всего поэта возмущал тот факт, что унижение приходилось испытывать не перед высокопоставленными чиновниками, а перед их швейцарами.

В доме губернатора, который располагался в Санкт–Петербурге, всегда было много просящих. Конечно же, сам губернатор не встречал каждого пришедшего. Это делал его швейцар. Вот именно он, в зависимости от настроения, от своего веления, решал, кто достоин пройти дальше, а кто нет. И такое отношение считалось нормальным.

Крестьяне уходили прочь, обвиняя прислуживающих особ, однако, за ними крылась воля самих властителей. Вряд ли кто-то из высокопоставленных чиновников опекался и переживал за тех бедняг, которые были прогнаны с порога. Для таких людей самыми главными богатствами считалась власть и денежные сбережения. Они не боялись ничего вокруг себя, ведь обладали неограниченной силой.

Николай Алексеевич просто возмущен мыслью о том, что обычный, простой человек ничего и никогда не добьется без денег и знатного положения. К тому же, русский просящий мужик был очередным поводом для гнева, который испытывал барин, раздражаясь его приходу. Но, никто из тех самолюбивых правителей не задумывался над тем, что общество держится только благодаря трудолюбивым и покорным крестьянам.

И вот, Николай Некрасов мечтает, что когда-то и обычный человек получит свободу и право выбора.


Это была осень 1858 года.В один из дождливых дней из окна своей петербургской квартиры на

Литейном проспекте Некрасов увидел, как от дома напротив, где жил могущественный министр М. Н. Муравьёв, дворники и городовой прогоняли крестьян. Эта сценка возмутила поэта. Гнев и недовольство властью вспыхнули в нем с новой силой. Он быстро отошёл от окна и принялся писать. Так появилось стихотворение. "Размышления у парадного подъезда".

Произведение отличается особой социальной острой, отражает горькую крестьянскую долю, тяжёлую жизнь крепостных, обличает и корит произвол власти.

Оно призывает народ скинуть оковы безволия и раболепия, бороться за свои права, свою свободу.

Стихотворения основано на антитезе:оно делится на 4 части, которые попарно контрастируют друг с другом. Так, в первой части автор описывает подъезд в обычные, "будничные" дни. К нему приходят прожектеры, старики, вдовицы и курьеры.Кто-то выходит радостный, "иные просители плачут", но каждый из них принят, выслушан.И лишь изредка, "по торжественным дням" к дверям подъезда подъезжают важные гости.

Вторая часть посвящена крестьянам, которые, вероятно, проделали тяжелый, долгий путь, надеясь найти правду в Петербурге. На их лицах запечатлено "выражение надежды и муки", ноги стоптаны в кровь от доминой дороги.Однако швейцар остается безучастным, просители кажутся ему жалкими оборванцами. Он прогоняет мужиков, ссылаясь на то, что барин не любит "оборванную чернь", и захлопывает перед ними дверь. Крестьяне, будучи не в силах что-либо сделать, вынуждены повернуть назад, так и не добившись правосудия.

А барин, в то время как у дверей его дома разворачивается столь трагическая сцена, ещё спит. Жизнь представляется ему "вечным праздником", "аркадской идиллией" с обжорством, нескончаемым весельем и безмятежным сном. Вельможа описан с помощью высокопарных метафор. Он держит в руках земные громы, а небесные его не страшат.Образ роскошного барина, богатства, праздности резко контрастирует с образом деревенского мужика, нищеты и тяжелого труда. Но барину нет до этого дела. Судьба простого народа не волнует его:

" Что тебе эта скорбь вопиющая?

Что тебе этот бедный народ?"

Затем автор показывает нам, что такой случай не единичный. В заключительной части Некрасов переходит к широкому, обобщенному образу – образу стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Чтобы показать весть масштаб трагедии, поэт сравнивает ее с весенним разливом Волги, которая даже во время весенних разливов не так заливает поля "как великой скорбью народной переполнилась наша земля". Автор обращается к родной земле, ко всем её обитателям. Призывает крестьян "очнуться ото сна", перестать терпеть унижения, бороться за свою судьбу, правду и справедливость. Обращается он и к вельможам пытаясь воззвать их к честности, верной службе стране и всему русскому народу.

Народное горе эхом отзывается в сердце поэта, наносит ему глубокие душевные раны. С горечью и сожалением смотрит автор на современное ему общество. Но хватит ли у народа сил для пробуждения или его духовный сон будет длиться вечно? Этот вопрос Некрасов оставляет без ответа.

Обновлено: 2017-04-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Некрасов Н.А. «Размышления у парадного подъезда» . 1858. Как-то поздней осенью поэт наблюдал, как гоняют крестьян, приехавших к министру с жалобой. И они уходят, " солнцем палимы".

Стихотворение представляет собой реалистичную жанровую сценку. Она - к размышлению о судьбах общества влечет

В стихотворении три части.

1. Описание утра Приезжают гости в праздники, чтобы отметиться. Их с радостью принимают.А в обычные дни пытаются подать жалобы старики и вдовицы.Их выгоняют чаще всего.

2. Рассказ о " владельце роскошных палат". Он все время отдыхает. Близкие его ценят только за деньги. Поэт предполагает, что ждет героя в будущем.

Вывод: народ должен "проснуться ", свергнуть вельможных и стать счастливым.

Рифмовка и размер. Анапест (трехстопный и четырехстопный). Наблюдаем чередование мужских и женских рифм, изменение рифмовок: смежная, кольцевая, перекрестная.Женская и мужская рифмы чередуются...

Художественные средства: метонимия, метафора. Весь город - холоп, все шеи гнут перед чванливым вельможей. Автор называет просителей и только при описании деревенских использует эпитеты(они - некрасивы, лица их - загорелы, армяк (армячишко) худой). Назад они идут без головных уборов, сохраняя почтение к тому, кто даже не посмотрел в их сторону. " Портрет" вельможи - в высоком штиле. Он - владелец грома земного, а Бога не боится. Жизнь высокопоставленного - праздник. Его ждет небо Сицилии(, "пленительное" небо и море, море - лазурное. Словом, райская жизнь на Земле. Но его никто здесь не любит, смерти и наследства ждет даже собственная семья (используются эпитеты с ироническим оттенком).Герой Некрасова с горечью вопрошает у родной земли, когда же закончится унижение простого человека. Глагол "стонет "повторяется несколько раз,(повтор). Песня народная подобна стону (сравнение).

Некрасов смотрит и в сторону Волги и обращается к ней с просьбой о помощи.Эпитеты "весна многоводная", "стон бесконечный", "народ сердечный" передают сочувственное отношение автора к тем, кто его окружает.

Заканчивается стихотворение вопросом к народу. В нем - боль: "ты проснешься ль, исполненный сил, иль, судеб повинуясь закону, все, что мог, ты уже совершил... " Это вопрос выбора. И будущего.

«Размышления у парадного подъезда» Николай Некрасов

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти»,- говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…

А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…

Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов3 забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии4
Закатятся преклонные дни.
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя,-
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны,- как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..

Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу?-
Безопасней… Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье…
Не беда, что потерпит мужик:
Так ведущее нас провиденье
Указало… да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут… Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля,-
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Хрестоматийное стихотворение «Размышления у парадного подъезда» было написано Николаем Некрасовым в 1858 году, став одним из многочисленных произведений, которые автор посвятил простому народу. Поэт вырос в родовом имении, однако из-за жестокости собственного отца очень рано понял, что мир делится на богатых и бедных Некрасов и сам попал в число тех, кто вынужден был влачить полунищенское существование. Так как был лишен наследства и зарабатывал себе на жизнь самостоятельно с 16 лет. Понимая, каково приходится простым крестьянам в этом бездушном и несправедливом мире, поэт в своих произведениях регулярно обращался к социальной тематике. Больше всего его угнетал тот факт, что свои права крестьяне не умеют отстаивать и даже не знают, на что именно могут рассчитывать по закону. В итоге они вынуждены превращаться в просителей, судьба которых напрямую зависит даже не столько от прихоти высокопоставленной особы, сколько от настроения обычного швейцара.

В одном из домов Санкт-Петербурга просители бывают особенно часто, ведь здесь живет губернатор. Но попасть к нему – задача не из легких, так как на пути просителей, обутых « в самодельные лапти», стоит грозный швейцар. Именно он решает, кто достоин встречи с чиновником, а кого следует гнать в шею, даже несмотря на скудное подношение. Подобное отношение к просителям является нормой, хотя крестьяне, наивно веря в миф про доброго барина, винят во всем его прислужников и уходят, так и не добившись справедливости. Однако Некрасов понимает, что проблема кроется не в швейцарах, а в самих представителях власти, для которых нет ничего слаще, чем «упоение властью бесстыдною». Таких людей не страшат «громы небесные», а все земные проблемы они легко решают силой собственной власти и денег. Нужды же простых людей подобных чиновников совершенно не интересуют, и на этом пот акцентирует внимание в своем стихотворении. Автор возмущен тем, что в обществе существует подобная градация, из-за которой добиться справедливости без денег и высокого социального статуса невозможно. Более того, русский мужик является для такого чинуши постоянным источником раздражения и поводом для гнева. Никто не задумывается над тем, что именно на крестьянах и держится все современное общество, которое не в состоянии обойтись без бесплатной рабочей силы. Тот факт, что все люди по определению рождаются свободными, умышленно утаивается, и Некрасов мечтает о том, что когда-нибудь справедливость все же восторжествует.

Это очередное посвященное простому русскому народу произведение Некрасова. В нем на размышления наталкивают его наблюдения за домом губернатора.

Туда часто приезжают к барину гости. Разъезжаются же они, довольные собой. Очень верно подчеркивает автор, что в том их призвание. И нет им вовсе никакого дела до судеб простых людей. Равно, как и самому губернатору.

К нему очень часто приходят просители. Некоторые выходят, напевая веселую мелодию. А иные – плачут. Эти иные – крестьяне, простые люди, шедшие со своими прошениями к барину. Многие шли из далека, по видимому, считая его хорошим и порядочным человеком. Но, они даже не могли попасть туда. Ревностно охранял своего хозяина от таких неказистых посетителей грозный швейцар у входа. Он прекрасно знал, что тот не любит таких людей и принимать их вовсе не намерен.

Взывает Некрасов в этом стихотворении к совести зажиточного барина. Но, по видимому, она наслаждается сладкой негой сна, равно как и сам губернатор в то время, как приходит к нему с просьбами народ. Ему нет до него никакого дела. И он не один такой. Взывая к нему, автор обращается ко всему знатному сословию. Но, все это тщетно. Эти люди слишком увлечены праздной жизнью и наслаждениями и глухи они к чужим страданиям.

Далее размышления опять приводят к народу. С грустью отмечает поэт, что он безропотно покоряется своей участи, не пытаясь ее изменить. Как призыв к народному бунту звучат строки, вопрошающие крестьян о том, смогут ли их страдания вылиться в противостояние такой несправедливости. Или же, как восклицает Некрасов, народ, создав песню, подобную стону, почил навек духовно?

Анализ стихотворения Размышления у парадного подъезда Некрасова

Некрасов написал свое стихотворение "Размышления у парадного подъезда", когда сидел у окна и видел, как прогоняют крестьян, которые пришли к министру. После чего Некрасов изложил многие проблемы общества того времени в своем стихотворении, которое позже было опубликовано в журнале "Колокол", автора не указали.
В своем стихотворении автор отобразил самые больные моменты общества, показала насколько ленива знать и богатые люди. На что крестьяне повлиять никак не могут.

Данное стихотворение делится на три части:

Первая часть посвящена описанию обычных будней министра. Как он принимает более богатых лиц, как не уважает простых крестьян, которые пришли за помощью.

Вторая и третья часть описывает типичные русские проблемы, то, как страдает простой народ.

Основная мысль стихотворения такова, что низшие чины, в том числе и крестьяне, никогда не будут допущены к подъезду министров, тем более не получат помощи.

Свое стихотворение Некрасов начинает с метафоры, описывая хлопоты и подчинения людей перед лицом, которое выше чином. Вельможа живет припеваючи, его не волнуют проблемы, он в достатке. Все это можно понять по красивым эпитетам, которые вставлены во второй части стихотворения. Когда же приходит смерть к вельможе, то настроение автора меняется, его смерть описана в сарказме.

Конец стихотворения посвящен лирическому герою, который обращается к земле родной с просьбами. Так читатель может уловить песнь народа, которая схожа со стоном. После обращения к земле, следует обращение к Волге, река сравнивается с тем, как беда народа растекается по земле. Стихотворение великого поэта заканчивается не риторическим вопросом. Избавится ли народ от рабства и проснется ли? Некрасов предполагает положительный ответ, ведь по его мнению, выход и выбор можно найти всегда.

Анализ стихотворения Размышления у парадного подъезда по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Сад Ахматовой

    Произведение является одной из составных частей поэтического сборника «Вечер», представленного поэтессой в качестве дебютного.

  • Анализ стихотворения Гори, звезда моя, не падай Есенина

    Тематика любви к Родине в современный период является зачастую чем-то немного странным и непонятным. Ведь сейчас наступает эпоха массовых коммуникаций, интенсивное общение и взаимодействие между странами

  • Анализ стихотворения Крестьянские дети Некрасова 5, 6 класс

    Николай Алексеевич Некрасов всегда относился к простому люду с уважением, пониманием и состраданием. Эти уважение и заботу он передаёт во многих своих стихотворениях

  • Анализ стихотворения Детская Брюсова

    Детское сознание, особенности детской игры всегда привлекали поэтов и творческих людей. Нужно сказать, детское восприятие в целом представляет существенный интерес, так как нередко является гораздо более чистым

  • Анализ стихотворения Женщине Брюсова

    В лирике нередко встречается обожествление, обозначающее крайнюю степень восхищения, преклонение перед объектом. Наиболее часто божеством лирики становится женщина. Аналогичная ситуация и в произведении В. Я. Брюсова Женщине.

Статьи по теме: