Расстрел белого дома из танков 1993. Расстрел белого дома и полный список погибших. Да будет свет

Длившееся с момента распада СССР противостояние двух ветвей российской власти - исполнительной в лице президента России Бориса Ельцина и законодательной в виде парламента (Верховного Совета (ВС) РСФСР), возглавляемого Русланом Хасбулатовым, вокруг темпов реформ и методов строительства нового государства, 3-4 октября 1993 года и окончилось танковым обстрелом резиденции парламента - Дома Советов (Белого дома).

Согласно заключению Комиссии Государственной Думы по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года, исходной причиной и тяжких последствий их явилась подготовка и издание Борисом Ельциным Указа Президента РФ от 21 сентября №1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", озвученного в его телевизионном обращении к гражданам России 21 сентября 1993 года в 20.00. В Указе, в частности, предписывалось прервать осуществление Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации законодательной, распорядительной и контрольной функций, не созывать Съезд народных депутатов, а также прекратить полномочия народных депутатов Российской Федерации.

Через 30 минут после телевизионного сообщения Ельцина по телевидению выступил председатель Верховного Совета (ВС) Руслан Хасбулатов. Он квалифицировал действия Ельцина как государственный переворот.

В тот же день в 22.00 на экстренном заседании президиума ВС было принято постановление "О немедленном прекращении полномочий Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина".

В эти же часы началось экстренное заседание Конституционного суда (КС) под председательством Валерия Зорькина. Суд вынес заключение, что данный указ нарушает Конституцию и является основанием для отрешения президента Ельцина от должности. После того, как заключение КС было доставлено в Верховный Совет, тот, продолжая свое заседание, принял постановление о возложении исполнения полномочий президента на вице-президента Александра Руцкого. Страна вступила в острый политический кризис.

23 сентября в 22.00 в здании ВС открылся внеочередной (чрезвычайный) Х съезд народных депутатов. По распоряжению правительства в здании были отключены телефонная связь и электричество. Участники съезда проголосовали за прекращение полномочий Ельцина и поручили исполнять обязанности президента вице-президенту Александру Руцкому. Съезд назначил основных "силовых министров" - Виктора Баранникова, Владислава Ачалова и Андрея Дунаева.

Для охраны здания ВС из числа добровольцев были сформированы дополнительные охранные подразделения, членам которых, по специальному разрешению, выдавалось огнестрельное оружие, принадлежавшее Департаменту охраны ВС.

27 сентября здание Верховного Совета было окружено сплошным кольцом оцепления из сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск, вокруг здания было установлено заграждение из колючей проволоки. Пропуск людей, транспортных средств (включая машины "скорой помощи"), продовольствия и медикаментов внутрь зоны оцепления был фактически прекращен.

29 сентября президент Ельцин и председатель правительства Черномырдин потребовали от Хасбулатова и Руцкого до 4 октября вывести из Белого дома людей и сдать оружие.

1 октября в Свято-Даниловом монастыре при посредничестве Патриарха Алексия II начались переговоры между представителями правительств России и Москвы и Верховного Совета. В здании Верховного Совета было включено электричество, начала поступать вода.
Ночью в мэрии был подписан протокол о поэтапном "снятии остроты противостояния" , ставший результатом переговоров.

2 октября в 13.00 на Смоленской площади Москвы начался митинг сторонников ВС. Произошли столкновения демонстрантов с милицией и ОМОНом. В ходе беспорядков на несколько часов оказалось перекрытым Садовое кольцо у здания МИД.

3 октября конфликт приобрел лавинообразный характер. Митинг оппозиции, начавшийся в 14.00 на Октябрьской площади, собрал десятки тысяч человек. Прорвав заслоны ОМОНа, участники митинга двинулись к Белому дому и разблокировали его.

Около 16.00 Александр Руцкой с балкона приз вал взять штурмом мэрию и "Останкино".

К 17.00 демонстранты штурмом взяли несколько этажей здания мэрии. При прорыве оцепления в районе мэрии города Москвы сотрудники милиции применили против демонстрантов огнестрельное оружие на поражение.

Около 19.00 начался штурм Останкинского телецентра. В 19.40 все телеканалы прервали передачи. После небольшого перерыва в эфир вышел второй канал, работавший из резервной студии. Попытка демонстрантов взять телецентр не увенчалась успехом.
В 22.00 по телевидению был передан указ Бориса Ельцина о введении в Москве чрезвычайного положения и об освобождении Руцкого от обязанностей вице-президента РФ. Начался ввод войск в Москву.

4 октября в 7.30 началась операция по зачистке Белого дома. Ведется стрельба из крупнокалиберного оружия. Около 10.00 танки начали обстрел здания ВС, вызвав там пожар.

Около 13.00 начался выход защитников ВС, из здания парламента стали выносить раненых.

Около 18.00 защитники Белого дома заявили о прекращении сопротивления. Александр Руцкой, Руслан Хасбулатов и другие руководители вооруженного сопротивления сторонников Верховного Совета были арестованы.

В 19.30 группой "Альфа" взяты под охрану и эвакуированы из здания 1700 журналистов, сотрудников аппарата ВС, жителей города и депутатов.

Согласно выводам Комиссии Госдумы, по приближенной оценке в событиях 21 сентября - 5 октября 1993 года были убиты или скончались от полученных ранений около 200 и получили ранения или иные телесные повреждения различной степени тяжести не менее 1000 человек.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Первый министр экономики России:

3 октября меня не было в Москве и я наблюдал, как CNN — чуть ли не впервые в истории — транслировал войну в прямом эфире. Популярный и всенародно избранный президент расстрелял парламент — это была трагедия.. Это наложило отпечаток на всю дальнейшую политическую историю России.

Надо понимать, что эти события возникли не спонтанно: это было двухлетнее противостояние президента и съезда Верховного Совета. Хасбулатов, совершенно не скрываясь, создавал параллельный центр, чтобы полностью захватить власть в стане. Первой попыткой стал импичмент президента, который полностью провалился. К октябрю 1993-го это противостояние было уже в той стадии обострения, когда переговоры и не имели шансов на успех.

Штурмовики первыми начали захват мэрии на Арбате, пытались захватить телебашню. Первые силовые акции были начаты со стороны Верховного совета и их вооруженных сторонников. Что, конечно, не оправдывает расстрел Белого дома. Те события — абсолютно ненормальное явление, это тяжелая рана и для конкретных людей (я думаю, что Ельцин потом нес этот крест всю свою жизнь), и для политической системы в целом. Это показало, что люди готовы скорее склониться к гражданской войне, чем к цивилизованному решению конфликта. Представьте, если бы сейчас американские конгрессмены вдруг начали штурмовать здание CNN, а президент Обама направил танки в сторону здания конгресса. Страшный сон.

Самое главное — это стратегические и политические последствия. Конституция, которая была принята по итогам этих событий, была написан с явным креном в сторону президентской власти. Роль парламента была принижена, хотя на тот момент он еще был реально многопартийным и там были какие-то дискуссии. После того, как он стал стал однопартийным, а оппозиция — очень смешной, эта приниженность играет для страны крайне негативную роль.

, публицист:

Это было противостояние двух бюрократических групп: бюрократия исполнительная и бюрократия законодательная. Обе были совершенно не готовы к компромиссам, не умели, не желали договариваться. Это было продолжение той же политики, которую обе эти группы, когда были вместе, вели против союзного центра в 91 году. Типично для любой революционной ситуации: вчерашние победители борются друг против друга по тем же правилам, что боролись против врага.

За эти два года народ сильно пообнищал. Надежды, довольно глупые, что вот сбросят коммунистов, и наступит сразу рай на земле — накрылись. Итого — глубокое разочарование, плюс очень слабая власть, плюс революционное возбуждение народа, которое еще не остыло. После 91-го года, после этого политического землетрясения, не могло все улечься сразу. Колебания почвы продолжались на всей территории бывшего Советского Союза. Чечня, война между Осетией и Ингушетией, между Абхазией и Грузией, Приднестровьем и Молдовой, гражданская война в Таджикистане. Это затухающие колебания политической почвы.

Если хотите, это была такая точка перегиба — пойдет распад дальше, повторит ли Россия судьбу Советского Союза, или нет. В случае, если бы победил Верховный Совет, во всех регионах началась бы точно такая же ссора, потому что везде был Совет, и везде он был против губернатора. На самом деле никакого Верховного Совета не было, это была группа совершенно разных людей: нацисты, демшиза, коммунисты и просто бандиты, никакому Руцкому и никакому Хасбулатову они не подчинялись. Их бы смыло. Начался бы полный провал власти в Москве и одновременно во всех регионах. Это была бы смута, настоящее, полноценное смутное время в стране, которая набита атомным оружием.

Эта смута продолжалась бы, пока страна не разделилась бы на несколько государств, или пока не пришел настоящий диктатор — не Ельцин, а настоящий диктатор, который с помощью иностранных войск навел здесь порядок. Вот такова была реальная альтернатива в октябре 93-го года. Для спасения человечества от того, чтобы атомное оружие попало в руки местных бандитов, на эту территорию должны были бы ввести войска ООН, войска НАТО. В общем, полноценная гражданская война, только без большевиков. Распад России — это было бы самое невинное из всех последствий.

Юрий Болдырев, политик:

Ельцин совершил переворот в сговоре со стратегическим противником. Это было не просто выступление против демократии, но еще и масштабное предательство, измена Родине. И до сегодняшнего дня мы испытываем последствия этого предательства: макроэкономические условия для развития конкурентного производства в России не созданы. И система государственного правления неадекватна задачам развития национальной экономики. Если бы у Набиуллиной молочные, мясные, овощные, авиационные предприятия работали прибыльно, а у Грудининой, например, были бы нерентабельны, можно было бы сказать, что кто-то не умеет работать. Но когда все ключевые отрасли экономики нерентабельны, это означает, что власть — президент, правительство и парламент — не выполняют своих базисных функций, не обеспечиваются условия развития. И корни этого в событиях двадцатилетней давности.

В те дни я не был ни на той, ни на другой стороне. Мне казалось, что они просто спорят за власть. Но спустя всего несколько месяцев, когда я оказался в Совете Федерации, я увидел, какие указы подписал Ельцин после переворота. И эти указы недвусмысленно свидетельствовали об измене. В человеческих жертвах, на мой взгляд, безусловно виноват Ельцин и его команда.

, журналист:

Когда боевики Верховного Совета захватили Останкино, телевидение вещало из резервных студий. Мы со Светланой Сорокиной всю ночь работали из студии на Пятой улице Ямского поля.

Это было двоевластие, причем реальная власть была у Верховного совета, потому что все советские законы, продолжавшие, как и советская Конституция, действовать на территории России, были на его стороне. Они исправляли законы каждый день, исправляли Конституцию, в общем, делали все, что хотели. И полномочия всенародно избранного президента, каким был Ельцин, просто сокращались на глазах, как шагреневая кожа. События 3-4 октября 1994 года вовсе не исчерпываются расстрелом Белого дома, это — финальный аккорд.

Белый дом тогда был напичкан оружием, и на первый план вышли даже не Хасбулатов и не Руцкой, а совершенно фашистские отряды баркашовцев и опьяневшие от крови боевики из Приднестровья и Абхазии. Кроме того, тогда уже были написаны и подписаны руководством Верховного совета проскрипционные списки, обещавшие казнь не только Ельцину и его окружению, но и его сторонникам. И это несмотря на то, что был проведен референдум, засвидетельствовавший доверие россиян к президенту Ельцину и недоверие к Верховному Совету, что, к сожалению, нисколько не подействовало на парламент и его пыла не охладило.

Другого варианта, кроме как выйти за пределы действовавшего тогда легитимного поля, у Ельцина не было. Я считаю, что Ельцин тогда протянул с этими жесткими мерами, их надо было применять раньше.

, социолог:

Это не была борьба старого режима и нового, это было столкновение различных фракций распадающейся советской номенклатуры. Одни хотели идти к власти, другие — удержать власть, третьи — восстановить власть. Расстрел Белого дома стал первым шагом к формированию авторитарного режима. Впоследствии команда Ельцина все больше опиралась на силовые структуры. В результате вся демократическая система оказалась заложником силовиков, что и обернулось формированием авторитарного режима, когда Ельцин ослаб и взял в союзники выходцев из КГБ, тем самым заключив сделку с дьяволом. А это заведомо проигрышный вариант, потому что с дьяволом играть трудно.

Алексей Злобин, протоиерей, бывший депутат Верховного совета:

В день расстрела Белого дома мы ждали смерти. Накануне я отслужил литургию, Алексий Второй благословил нас на открытие храма в Верховном совете. Он прислал ко мне монахов из Даниловского монастыря, облачение и все остальное, а сам в тот день взял чудотворную икону Владимирской Божьей матери из Третьяковской галереи, принес в Патриарший собор и перед этой иконой тоже начал службу. И вот мы параллельно служили две литургии: я в Белом доме, а патриарх в соборе. А вечером мы попали в ловушку: весь народ от нас ушел к Останкино, потому что мы должны были объявить по телевизору, чего мы хотим — мы же две недели сидели без связи, без телевидения, без тепла, без воды. Мы были отрезаны от мира. Но около Останкино людей начали бить, все разбежались.

Утром, часов в семь, когда я проснулся и посмотрел в окно, там от куста к кусту бегали люди, а в них стреляли! Тогда я причастился сам, перешел в другую комнату и там весь день причащал, крестил, молился. Семь раз я прочитал получасовую службу. Когда ко мне подходили, я отдельно беседовал и исповедовал. А другие депутаты сидели в темноте и слушали, как стреляют. Это было похоже на град, такими волнами — то сильнее, то слабее. А потом из танка дали. И весь дом ходуном заходил.

Спасибо, что на нас «Альфа» не пошла. Когда одного альфовца убили, они решили нас выводить. Потому что они специалисты высшего класса и определили, что это не из Белого дома стреляли, а из другого места бил снайпер. Они сами пошли на переговоры, попросили нас оставить оружие и стали нас выводить. А кто не успел выйти, тот там навсегда и остался.

, лидер группы «Машина Времени»:

91-й хорошо помню, а вот 93-й — плохо. Помню, как мамы гуляли с детьми и смотрели, как стреляют танки. В вооруженном конфликте виноваты обе стороны, но если бы победил Верховный Совет, было бы гораздо хуже.

Путч 1993 года

После распада СССР, в 1991г. появляется новое государство - Россия, Российская Федерация. В его состав вошло 89 регионов, включая 21 автономную республику.

В этот период страна находилась в экономическом и политическом кризисе, следовательно надлежало создать новые органы управления, сформировать российскую государственность.

К концу 80-х годов, государственный аппарат России состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы администраций на местах.

Суть конфликта

В условиях, когда Российская Конституция, по мнению сторонников президента России Бориса Ельцина, стала тормозом в проведении реформ, а работа над новой редакцией велась слишком медленно и неэффективно, президентом был издан указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", предписывавший Верховному Совету РФ и Съезду народных депутатов (согласно Конституции, - высшему органу государственной власти РФ) прекратить свою деятельность.

Конституционный суд РФ, собравшись на экстренное заседание, пришёл к заключению, что данный указ в двенадцати местах нарушает российскую Конституцию и, согласно Конституции, является основанием для отрешения президента Ельцина от должности. Верховный Совет отказался подчиниться неконституционному указу президента, квалифицировал его действия как государственный переворот. Было принято решение о созыве X Чрезвычайного Съезда народных депутатов. Частям милиции, подчинившимся Ельцину и Лужкову, был отдан приказ о блокаде Белого дома.

После неудачи переговоров при посредничестве патриарха Алексия в Ново-Огарёво, началась блокада Верховного Совета силами ОМОН МВД. В здании Верховного Совета были на некоторое время включены электроэнергия и водопровод, затем их снова отключили.

В 14: 00 состоялся разрешённый Моссоветом митинг в поддержку Верховного Совета на Октябрьской площади. Когда собралось несколько тысяч человек, поступила информация, что в последний момент проведение митинга на Октябрьской площади запрещено мэрией Москвы. ОМОН предпринял попытку заблокировать площадь. Появились призывы перенести митинг на другое место.

Каковы в столь конфликтогенной ситуации в России пути и средства поиска политических компромиссов и согласия? Сегодня их достижение в немалой степени зависит от позиций противоборствующих лидеров и элит. От того, способны ли они считаться с уже реально существующим социально-политическим плюрализмом, а не дихотомичностью общества, удовлетворить основные его потребности, поступиться частью власти и собственности ради смягчения и устранения основных угроз обществу, выполнять достигнутые компромиссные договоренности в немалой степени зависит судьба страны. Легитимации государственно-политических институтов и проводимой ими политики могут значительно способствовать также подлинно свободные, равные и конкурентные выборы в условиях многопартийной системы, предполагающие как минимум отсутствие монополии на СМИ, злоупотреблений финансовыми и политико-властными ресурсами и убежденность большинства избирателей в том, что политические партии, кандидаты на выборные должности, избирательные комиссии и другие участники и организаторы выборов равноправны и полностью выполняют избирательные законы и инструкции, а сами эти законы и инструкции справедливы.

В этой связи следует отметить, что на результаты выборов 1996 г. и, что самое главное, на их оценку с точки зрения справедливости и равенства, несомненно, влияет несопоставимая разница в объеме и характере ресурсов, которыми располагали претенденты на пост Президента РФ. Оставляя в стороне выявившееся несовершенство избирательного законодательства, острую критику части избирателей вызвала фактически полная монополия одного из кандидатов на самые влиятельные виды СМИ - на телевидение и радио. Раздражение некоторых избирателей вызывало и превращение ведущих членов правительства, начиная с его Председателя, в центральный штаб, а глав администраций многих регионов и их подчиненных - в фактические региональные штабы по выборам Б.Н. Ельцина. Помимо бросающейся в глаза чрезвычайной дороговизны его собственной избирательной кампании (отсутствие достоверных данных о ее стоимости - другой источник недовольства части граждан), негативную оценку некоторых избирателей получили многомиллиардные раздачи долгов и субсидий из госбюджета действующим Президентом РФ, которые проводились, по существу, в рамках его избирательной кампании .

Трагичным исходом могут обернуться регулярно предлагаемые обществу такие рецепты решений политических конфликтов и достижения стабильности как перенос или даже отмена выборов, роспуск оппозиционного парламента, запрещение политических партий, установление "демократической диктатуры", или режима личной власти во имя "порядка и борьбы с преступностью". Об этом неоспоримо свидетельствуют данные проведенного по заказу Центризбиркома в мае 1996 года исследования по представительной общероссийской выборке (авторы исследовательского проекта: В. Г.Андреенков, Е. Г.Андрющенко, Ю.А.Веденеев, В.С. Комаровский, В.В. Лапаева, В.В. Смирнов). Почти 60% россиян рассматривают выборы в качестве основного средства формирования органов власти. То, что выборы стали одной из базовых политических ценностей для большей части российского общества, подтверждается и тем, что только 16,4% респондентов одобряют использование отказа от участия в выборах как средства воздействия на власть. В то время как 67,1% не одобряют абсентеизм избирателей.

Гражданственную зрелость российского избирателя подтверждают и другие данные названного исследования. Так, основным мотивом (44,8% респондентов) его голосования за конкретного кандидата является оценка того, что он может сделать для России. Об устойчивости этой позиции свидетельствуют ответы на вопрос о мотивах участия респондентов в выборах депутатов Государственной Думы в декабре 1995 г.: 42,6% руководствовались прежде всего исполнением своего гражданского долга, а 23% не хотели, чтобы другие решали за них, кому быть у власти.

Вместе с тем, в политическом сознании соотечественников есть ряд неблагоприятных для достижения политического согласия аспектов. Прежде всего, это довольно большая доля граждан, отрицательно относящихся к деятельности федеральных органов всех трех ветвей власти:

к Совету Федерации - 21,6%
к Конституционному Суду - 22,4%
к Государственной Думе - 38.9%
к Президенту РФ - 42,5%

Это означает, что не менее, чем каждый пятый (а в случае с Президентом - почти каждый второй) россиянин является потенциальным сторонником оппозиции. Само по себе наличие недовольных органами государственной власти и управления не опасно, если граждане полагают, что своим участием в выборах они могут изменить ситуацию в стране. Однако 25,7% соотечественников в той или иной степени в это не верят.

Другим институтом демократического общества, выступающим посредником между гражданином, с одной стороны, и государственными органами, госслужащими и государственными руководителями, обеспечивающими ненасильственное разрешение конфликтов, с другой, являются политические партии. Увы, в нашей стране политические партии эту посредническо - консенсуальную роль сегодня играть не в состоянии. Только 20,4% граждан считают себя сторонниками какой-либо политической партии; принадлежность кандидата к определенной политической партии занимает лишь четвертое место среди тех обстоятельств, которые избиратель учитывает при выборе, за кого ему голосовать; за голосование только по партийным спискам выступает лишь 8,6% избирателей, а за смешанную избирательную систему, при которой часть депутатов избирается по партийным спискам, выступает еще 13,1%. Таким образом, мы можем констатировать негативно-отчужденное отношение к политическим партиям большинства россиян.

Для достижения компромиссов и согласия в обществе, наряду с использованием всего известного арсенала разрешения политических конфликтов, необходима их юридизация. Речь идет в первую очередь о разрешении конфликтов в рамках конституционно-правовых норм и посредством преимущественно судебно-правовых институтов и процедур. Это, в свою очередь, предполагает восстановление конституционного баланса исполнительной и законодательной ветвей власти. Слишком велика опасность того, что когда-нибудь тот или иной Президент РФ воспользуется беспрецедентными для демократического общества огромными конституционными полномочиями для установления в очередной для России раз авторитарного режима.

В результате проведенного расследования Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года, действия Б. Ельцина были осуждены и признаны противоречащими Конституции РСФСР, действовавшей на тот момент. По материалам следствия, проведенного Прокуратурой РФ, не было установлено, что кто-либо из погибших был убит из оружия, имевшегося в распоряжении сторонников ВС.

Заключение

Каждая из сторон конфликта намеревалась добиться отстранения от власти противоположной стороны с сохранением и упрочением своей власти

Также, Одной из причин конфликта стал вопрос об изменении действовавшей Конституции, внесения поправок в закон, т.к конституция, принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г не подходила к новому государственному строю и многие пункты конституции утратили силу за истечением времени.

Прошло время с октября 1993 года, когда конфликт ветвей власти привел к боям на московских улицах, расстрелу Белого дома и сотням жертв. Но об этом, как оказалось, уже мало кто помнит. У многих наших соотечественников расстрельный октябрь сливается в памяти с августом 1991 года и попыткой государственного переворота, осуществленной так называемым ГКЧП. Поэтому и виновных в октябрьской драме они все чаще пробуют искать в 1991 году.

Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов.

По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.

Назад в раздел

Адыгея, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

В первые годы существования Российской Федерации противостояние президента Бориса Ельцина и Верховного Совета привело к вооруженному столкновению, расстрелу Белого дома и кровопролитию. В результате была полностью ликвидирована система органов власти, существовавшая со времен СССР, и была принята новая Конституция. АиФ.ru вспоминает трагические события 3-4 октября 1993 года.

До распада Советского Союза Верховный Совет РСФСР, согласно Конституции 1978 года, был правомочен решать все вопросы, отнесенные к ведению РСФСР. После того, как СССР перестал существовать, Верховный Совет являлся органом Съезда народных депутатов РФ (высшего органа власти) и все еще обладал огромной властью и полномочиями, несмотря на поправки к Конституции о разделении властей.

Получилось так, что главный закон страны, принятый еще при Брежневе, ограничивал в правах избранного президента России Бориса Ельцина, и он стремился к скорейшему принятию новой Конституции.

В 1992-1993 годах в стране разразился конституционный кризис. Президент Борис Ельцин и его сторонники, а также Совет Министров вступили в противостояние с Верховным Советом под председательством Руслана Хасбулатова , большей частью народных депутатов Съезда и вице-президентом Александром Руцким .

Связан конфликт был с тем, что его стороны совершенно по-разному представляли дальнейшее политическое и социально-экономическое развитие страны. Особенно серьезные разногласия у них были по поводу экономических реформ, и никто не собирался идти на компромисс.

Обострение кризиса

В активную фазу кризис перешел 21 сентября 1993 года, когда Борис Ельцин в телеобращении сообщил, что издал указ о поэтапной конституционной реформе, по которому Съезд народных депутатов и Верховный Совет должны были прекратить свою деятельность. Его поддержали Совет Министров во главе с Виктором Черномырдиным и мэр Москвы Юрий Лужков .

Однако, по действовавшей Конституции 1978 года, полномочий распускать Верховный Совет и Съезд у президента не было. Его действия были расценены как неконституционные, ВС принял решение о прекращении полномочий президента Ельцина. Руслан Хасбулатов даже назвал его действия государственным переворотом.

В последующие недели конфликт только обострялся. Члены Верховного Совета и народные депутаты фактически оказались заблокированы в Белом доме, где были отключены связь и электричество и не было воды. Здание было оцеплено милицией и военнослужащими. В свою очередь, добровольцам из числа оппозиционеров выдали оружие для охраны Белого дома.

Штурм «Останкино» и расстрел Белого дома

Ситуация двоевластия не могла продолжаться слишком долго и в конечном итоге привела к массовым беспорядкам, вооруженному столкновению и расстрелу Дома Советов.

3 октября сторонники Верховного Совета собрались на митинг на Октябрьской площади, затем двинулись к Белому дому и разблокировали его. Вице-президент Александр Руцкой призвал их взять штурмом мэрию на Новом Арбате и «Останкино». Здание мэрии вооруженные демонстранты захватили, но когда они попытались попасть в телецентр, разыгралась трагедия.

Для обороны телецентра в «Останкино» прибыл отряд спецназа МВД «Витязь». В рядах бойцов произошел взрыв, от которого погиб рядовой Николай Ситников.

После этого «Витязи» начали стрелять по толпе сторонников Верховного Совета, собравшейся у телецентра. Вещание всех телеканалов из «Останкино» было прервано, в эфире остался только один канал, вещавший из другой студии. Попытка штурма телецентра не увенчалась успехом и привела к гибели ряда демонстрантов, военнослужащих, журналистов и случайных людей.

На следующий день 4 октября верные президенту Ельцину войска начали штурм Дома Советов. Белый дом обстреливали танки. В здании произошел пожар, из-за чего его фасад наполовину почернел. Кадры обстрела облетели тогда весь мир.

Посмотреть на расстрел Белого дома собрались зеваки, которые подвергли себя опасности, поскольку попали в поле зрения снайперов, расположившихся на соседних домах.

Днем защитники Верховного Совета стали массово выходить из здания, а к вечеру прекратили сопротивление. Руководители оппозиции, в том числе Хасбулатов и Руцкой, были арестованы. В 1994 году участники этих событий были амнистированы.

Трагические события конца сентября - начала октября 1993 года унесли жизни более 150 человек, порядка 400 человек получили ранения. Среди погибших оказались журналисты, освещавшие происходящее, и много простых граждан. 7 октября 1993 года было объявлено днем траура.

После октября

События октября 1993 года привели к тому, что Верховный Совет и Съезд народных депутатов перестали существовать. Система государственных органов, оставшаяся со времен СССР, была ликвидирована окончательно.

Фото: Commons.wikimedia.org

До выборов в Федеральное Собрание и принятия новой Конституции вся полнота власти оказалась в руках президента Бориса Ельцина.

12 декабря 1993 года было проведено всенародное голосование по новой Конституции и выборы в Государственную думу и Совет Федерации.



Статьи по теме: