Проекты государственных преобразований сперанского презентация. Презентация по истории на тему "реформы сперанского". Задание на дом

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского


  • Проект политической реформы
  • Причины отставки М.М. Сперанского

ХАРАКТЕРИСТИКА М.М. СПЕРАНСКОГО

Современники и историки о М.М. Сперанском

  • Вольтер в православно-богословской оболочке» (В.О. Ключевский)
  • Гений блага» (А.С. Пушкин)
  • В 1888 г. В.О. Ключевский говорил о Сперанском: «Со времен Ордина-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум; после Сперанского, не знаю, появится ли третий». Теперь, когда вся история русского престола уже позади, можно сказать, отдавая должное именам A.M. Горчакова и Д.А. Милютина, С.Ю.Витте и П.А. Столыпина, что третий такой сильный ум не появился.

(Н.А.Троицкий)

  • Солнце российской бюрократии (М.Корф)

ХАРАКТЕРИСТИКА М.М. СПЕРАНСКОГО

Сын священника, ставший вторым человеком в государстве.

Один из образованнейших людей России

Официально занимал должность государственного секретаря.

Наполеон, по достоинству оценив ум М.М. Сперанского, в шутку предложил Александру 1 обменять российского чиновника на одно из своих королевств.


ПРОЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ

Используя текст учебника (с.20-22), выделите цель и основные идеи политической реформы М.М. Сперанского

Цель поэтапное введение конституционной монархии и отмены крепостного права

Основные идеи

  • Разделение властей : законодательная власть – Государственная дума, исполнительная – министерства, судебная – Сенат. Как и прежде, окончательно утверждал или отклонял любой законопроект император
  • Создание Госсовета – совещательная власть
  • Общество на 3 сословия : дворянство, «среднее сословие» (купцы, мещане, государственные крестьяне), «народ рабочий» (крепостные, рабочие, прислуга)
  • Политические права у 1 и 2 сословий , третье сословие могло получить права по мере роста собственности

Реализовано только одно – создан Госсовет


ПРИЧИНЫ ОТСТАВКИ М.М. СПЕРАНСКОГО

- В марте 1812 г. М.М. Сперанский сослан в Нижний Новгород

Причины отставки:

  • Недовольство реформами среди дворян (почему?). Среди противников – историк Н.М.Карамзин, консерватор по взглядам
  • Перед войной 1812 г. необходимо сплотить общество
  • 1816 - возвращен на государственную службу в должности пензенского губернатора
  • 1819 - генерал-губернатор Сибири и инициатор реформ управления Сибирью
  • 1821 - возвращен в Петербург, назначен членом Госсовета и Сибирского комитета, управляющим Комиссией составления законов. Позже член Верховного уголовного суда над декабристами.
  • с 1826 – занимается кодификацией законов
  • в 1835-1837 – преподаватель юридических наук будущего императора Александра II

  • что необычного можно выделить в биографии М.М. Сперанского
  • назовите должность которую он занимал с 1810 по 1812 гг.

Выберите взгляды М.М.Сперанского:

  • Любое изменение в государстве есть зло
  • Крепостное право отменить немедленно
  • Все население страны разделить на 3 сословия
  • Идея разделения властей
  • Политические права только у дворян
  • Учреждение Госсовета
  • на какие сословия предлагал разделить общество М.М.Сперанский?
  • в чем суть его идеи разделения властей?
  • в чем значение его реформ, что было реализовано?

Дайте определение:

  • либерал
  • консерватор
  • госсовет

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

3 по плану

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

  • Проект политической реформы
  • Причины отставки М.М. Сперанского
  • ХАРАКТЕРИСТИКА М.М. СПЕРАНСКОГО
  • Современники и историки о М.М. Сперанском
  • Вольтер в православно-богословской оболочке» (В.О. Ключевский)
  • Гений блага» (А.С. Пушкин)
  • В 1888 г. В.О. Ключевский говорил о Сперанском: «Со времен Ордина-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум; после Сперанского, не знаю, появится ли третий». Теперь, когда вся история русского престола уже позади, можно сказать, отдавая должное именам A.M. Горчакова и Д.А. Милютина, С.Ю.Витте и П.А. Столыпина, что третий такой сильный ум не появился.
  • (Н.А.Троицкий)
  • Солнце российской бюрократии (М.Корф)
  • ХАРАКТЕРИСТИКА М.М. СПЕРАНСКОГО
  • Сын священника, ставший вторым человеком в государстве.
  • Один из образованнейших людей России
  • Официально занимал должность государственного секретаря.
  • Наполеон, по достоинству оценив ум М.М. Сперанского, в шутку предложил Александру 1 обменять российского чиновника на одно из своих королевств.
  • Автор «Введения к уложению государственных законов», т. е. плана преобразования Российской Империи
  • ПРОЕКТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ
  • Используя текст учебника (с.20-22), выделите цель и основные идеи политической реформы М.М. Сперанского
  • Цель – поэтапное введение конституционной монархии и отмены крепостного права
  • Основные идеи
  • Разделение властей: законодательная власть – Государственная дума, исполнительная – министерства, судебная – Сенат. Как и прежде, окончательно утверждал или отклонял любой законопроект император
  • Создание Госсовета – совещательная власть
  • Общество на 3 сословия: дворянство, «среднее сословие» (купцы, мещане, государственные крестьяне), «народ рабочий» (крепостные, рабочие, прислуга)
  • Политические права у 1 и 2 сословий, третье сословие могло получить права по мере роста собственности
  • Реализовано только одно – создан Госсовет
  • ПРИЧИНЫ ОТСТАВКИ М.М. СПЕРАНСКОГО
  • - В марте 1812 г. М.М. Сперанский сослан в Нижний Новгород
  • Причины отставки:
  • Недовольство реформами среди дворян (почему?). Среди противников – историк Н.М.Карамзин, консерватор по взглядам
  • Перед войной 1812 г. необходимо сплотить общество
  • 1816 - возвращен на государственную службу в должности пензенского губернатора
  • 1819 - генерал-губернатор Сибири и инициатор реформ управления Сибирью
  • 1821 - возвращен в Петербург, назначен членом Госсовета и Сибирского комитета, управляющим Комиссией составления законов. Позже член Верховного уголовного суда над декабристами.
  • с 1826 – занимается кодификацией законов
  • в 1835-1837 – преподаватель юридических наук будущего императора Александра II
  • Выберите взгляды М.М.Сперанского:
  • Любое изменение в государстве есть зло
  • Крепостное право отменить немедленно
  • Все население страны разделить на 3 сословия
  • Идея разделения властей
  • Политические права только у дворян
  • Учреждение Госсовета
  • на какие сословия предлагал разделить общество М.М.Сперанский?
  • в чем суть его идеи разделения властей?
  • в чем значение его реформ, что было реализовано?
  • что необычного можно выделить в биографии М.М. Сперанского
  • назовите должность которую он занимал с 1810 по 1812 гг.
  • Дайте определение:
  • либерал
  • консерватор
  • госсовет
  • ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
  • 3 по плану

Внешняя политика

в 1801-1812 гг.

Повторение


1) война со Швецией за побережье Балтийского моря

2) присоединение Камчатки и Приморья

3) поддержка национально-освободительной войны польского народа

4) возвращение исконно русских земель, отторгнутых в Смутное время


Указать одно из направлений внешней политики России в начале XIX века

1) участие в разделах Польши

2) возвращение смоленских земель

3) завоевание выхода в Азовское море

4) борьба с Турцией за Балканы и с Ираном за Закавказье


Какое событие привело к распаду третьей антифранцузской коалиции?

битва под Фридландом

битва под Аустерлицем

битва при Ватерлоо

битва под Лейпцигом


Против какой страны Наполеон установил континентальную блокаду?

ТУРЦИИ

ШВЕЦИИ

АНГЛИИ

ПРУССИИ


Что было результатом заключения Тильзитского мира?

1) Франция отказалась от всех завоеваний

2) была создана четвёртая антифранцузская коалиция

3) Россия вынуждена была признать все завоевания Наполеона

4) было создано герцогство Варшавское в составе Российской импери и


По условиям Тильзитского договора Россия:

1) несла большие территориальные потери

2) присоединялась к континентальной блокаде

3) приобретала Бессарабию

4) должна была непременно начать войну против Франции


В каком году Бессарабия стала частью России?

1801 г.

1807 г.

1803 г.

1812 г.

1813 г.


Найти соответствие:

РУССКО-ТУРЕЦКАЯ

ВОЙНА

ГЮЛИСТАНСКИЙ

ДОГОВОР

ФРИДРИХСГАМСКИЙ

РУССКО-ИРАНСКАЯ

ДОГОВОР

ВОЙНА

БУХАРЕСТСКИЙ

РУССКО-ШВЕ ДСКАЯ

ВОЙНА

ДОГОВОР


СПАСИБО

за усвоенный

материал!


Реформаторская

деятельность

М.М.Сперанского

8 класс


«Правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на непременном законе…»

М.М.Сперанский


ПЛАН

1. Личность М.М.Сперанского.

2. Проект политической реформы.

3. Экономические планы.

4. Отставка М.М.Сперанского.


Вспомните:

  • Почему первый период царствования Александра I Пушкин охарактеризовал как “дней александровых прекрасное начало”?
  • Для чего был создан “Негласный комитет”? Кто входил в этот комитет?
  • Перечислите первые указы Александра I. Какие из них вы считаете главными?
  • Перечислите меры,которые были приняты Александром для смягчения крепостного права. Эффективны ли были эти меры?
  • Охарактеризуйте систему центрального управления Российской империи в начале XIX века.

Личность М.М.Сперанского

  • М.М. Сперанский родился в 1772 г. в семье священника.
  • Окончив Духовную академию стал секретарем у Б.Куракина.
  • 1803-1807 г директор департамента МВД
  • 1807 г. - статс-секретарь императора Александра I
  • 1808 г. - заместитель министра юстиции.
  • 1812 г уволен с государственной службы и сослан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.
  • 1819 г. Сперанский становится генерал-губернатором Сибири.

Стр.19

М.М.Сперанский


Встреча Александра I и Наполеона в Эрфурте

в октябре 1808 года.

  • Наполеон о М.М.Сперанском: “Не угодно ли вам будет, государь, - спросил он Александра , - променять этого человека на какое-нибудь королевство?”
  • Бонапарт считал Сперанского «единственной светлой головой в России». За толковое участие в переговорах Наполеон подарил Сперанскому табакерку с бриллиантами.

«Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России» (цель: введение конституционной монархии)

1803 г.

1809 г.

Проект политической реформы

«Введение к уложению

государственных законов».

Стр.20-22


«Введение к уложению государственных

законов». (1809 г.)

I. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

Законосовещательный

орган власти

Государственный Совет

Судебная власть

Законодатель-

ная власть

Гос. Дума

Цель реформы:

ограничение абсолютизма

Исполнительная

Министерства


Установление трёх основных сословий

Политические права

Гражданские права

Избирательное право для имущих сословий

ДВОРЯНСТВО

«СРЕДНЕЕ СОСТОЯНИЕ»

«НАРОД РАБОЧИЙ»


1811 г., введён единый регламент деятельности министерств

Реализация проектов

Сперанского

Рассматривает законопроекты и отчёты министерств

1810 г., создан Государственный совет

Проект не принят

1811 г., подготовлен проект Уложения Сената


Расходы превысили доходы в 2 раза = инфляцию. План оздоровления экономики Сперанского предусматривал: прекращение выпуска ассигнаций; резкое сокращение государственных расходов; объявление ассигнаций государственным долгом и постепенный их выкуп у населения; введение налога на помещичьи имения; проведение внутренних займов у населения; введение дополнительных налогов на крестьян; введение нового таможенного тарифа. " width="640"

Участие в континентальной блокаде ухудшило экономическое положение России. = Расходы превысили доходы в 2 раза = инфляцию.

План оздоровления экономики Сперанского предусматривал:

  • прекращение выпуска ассигнаций;
  • резкое сокращение государственных расходов;
  • объявление ассигнаций государственным долгом и постепенный их выкуп у населения;
  • введение налога на помещичьи имения;
  • проведение внутренних займов у населения;
  • введение дополнительных налогов на крестьян;
  • введение нового таможенного тарифа.

Но и этот план не был осуществлён, а вина за экономические трудности пала на М.М.Сперанского.

Идеолог,

  • Деятельность Госсекретаря подверглась резкой критике дворянства. Её возглавил Н.М. Карамзин - идеолог консервативного течения.
  • Александр воспринимал эту критику на свой счёт, и после обвинения Сперанского в симпатиях к французским порядкам, вынужден был в 1812 г. отправить его в отстав-ку, сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь.

Консерватизм

Стр.24

Н.М.Карамзин

В чём причины негативного отношения к деятельности Сперанского?

Работа с док. на стр.23


В каком году был принят данный указ?

«К утверждению и распространению единообразия и порядка в государственном управлении, признали мы нужным установлению Государственного совета дать образование, свойственное пространству и величию нашей империи»

  • В 1801 г. 3) в 1807 г.
  • В 1803 г. 4) в 1810 г.

Государственный совет стал:

1) законодательным органом власти

2) исполнительным органом власти

3) законосовещательным органом власти

4) парламентским органом власти


Каково главное положение политической реформы М.М.Сперанского?

1) реализация принципа разделения властей

2) введение республиканской формы правления

3) сохранение абсолютизма


Конечная цель реформаторского проекта:

1) ликвидация монархии

2) установление республики

3) ограничение самодержавия

4) введение всеобщего избирательного права


«Когда в 1803-м году Вашему Величеству угодно было поручить мне через графа Кочубея, в начальстве коего я тогда служил, составить план образования судебных и правительственных мест в Империи, я принял сие поручение с радостию и исполнил его с усердием».

М.М.Сперанский


Сторонников идеи сохранения традиций, преемственности в жизни общества, идеализирующих прошлое и отстаивающих постепенное развитие, называют

1) либералами

2) консерваторами

3) реформаторами

4) реакционерами


В 1812 г. Сперанский:

1) получил пост канцлера

3) подвергся аресту

4) был удостоен графского титула


Указать принцип образования ряда

  • Наведение порядка в подготовке законов, рассмотрение отчётов министерств, предложения по распределению расходов
  • Дворянство, «среднее состояние», «народ рабочий»

Задачи

Государственного совета

Сословия по проекту М.Сперанского


Задание на дом

  • Вопросы и задания на стр.22-23
  • Повторить § 2

Всем спасибо

за работу на уроке!

Слайд 2

План урока

  1. Личность М.М. Сперанского;
  2. Проект политической реформы;
  3. Экономические планы;
  4. Отставка М.М. Сперанского.
  • Слайд 3

    Задание на урок

    Докажите,что реформы М.М. Сперанского действительно могли привести к ограничению абсолютизма в России?

    Слайд 4

    Личность М.М. Сперанского

    После Тильзита Александр I решил восстановить утраченный авторитет, продолжив реформы.
    В этот период при нем возвысился М.М. Сперанский. Он родился в 1772 г. в семье священника. Окончив Духовную академия, стал секретарем у Б. Куракина.
    Его деловые качества заметили в «Негласном комитете» и в 1806 г. он стал Статс-секретарем императора.

    М.М.Сперанский

    Слайд 5

    Проект политической реформы

    Получив задание составить проект реформ, Сперанский подготовил его в к. 1809 г. «Введение к уложению государственных законов предусматривало:

    • разделение властей,
    • создание Гос.Думы,
    • передача исполнительной власти министерствам,
    • создание Гос.Совета-сове- щательного органа,
    • передача судебных функ-ций Сенату,
    • многоступенчатые выборы,
    • установление 3-х основных сословий:
      • Дворянство,
      • «Среднее состояние» - купцы, мещане, гос.крестьяне.
      • «Народ рабочий» - крепостные,рабочие,слуги.
    • политические права для 1-го и 2-го сословий,
    • гражданские права для 3-го сословия,
    • избирательное право для имущих сословий.

    Цель реформы-ограничение абсолютизма.

    Ю. Хмелецкий. Романовы.Александр I.

    Слайд 6

    В 1810 г. был создан Гос.Совет,который должен был рассматривать все законопроекты и рассматривать отчеты министерств. Сперанский был назначен госсекретерем.
    В 1811 г. вводится единый регламент деятельности министерств.
    В 1811 г. был подготовлен проект Уложения Сената, он делился на Правительствующий (местное самоуправление), и Судебный. Но этот проект не был принят.

    М.М. Сперанский в 1812 г.

    Слайд 7

    Экономические планы

    Участие России в континентальной блокаде резко ухудшило экономическое положение. Расходы превысили доходы в 2 раза.Выпуск ассигнаций вызвал инфляцию.
    План оздоровления экономики Сперанского предусматривал: прекращение выпуска ассигнаций,

    Г. Мясоедов. Косцы.

    Слайд 8

    • резкое сокращение государственных расходов,
    • объявление ассигнаций гос.долгом и постепенный их выкуп у населения,
    • введение налога на помещичьи имения,
    • проведение внутренних займов у населения,
    • введение дополнительных налогов на крестьян,
    • введение нового таможенного тарифа,

    Но и этот план не был осуществлен, а вина за экономические трудности пала на Сперанского.

    А. Венецианов. На пашне. Весна

    Слайд 9

    Отставка М.М.Сперанского.

    Деятельность Госсекретаря подверглась рез-кой критике дворянства. Её возглавил Н.М. Карамзин - идеолог консервативного течения.
    Александр воспринимал эту критику на свой счет, и после обвинения Сперанского в симпатиях к французским порядкам, вынужден был в 1812 г. отправить его в отстав-ку,сначала в Н.Новгород,затем в Пермь.

    Н.М.Карамзин

    Посмотреть все слайды

    Существует мнение, что эти реформы могли бы принципиально изменить Россию, направить ее по более благоприятному историческому пути. Почему нереализованные проекты реформ заслужили столь высокую оценку? Отвечали ли предложенные реформы потребностям и состоянию тогдашней России? Почему реализовать реформы не удалось?




    Михаил Михайлович Сперанский Родился в 1772 г. в семье сельского священника. Учился во Владимирской духовной семинарии. В 1788 г. переведен в столичную Александро- Невскую семинарию. По окончании – преподаватель семинарии, затем секретарь князя А.Б. Куракина. В 1797 г. – в канцелярии генерал-прокурора Сената, титулярный советник (9-й ранг). В 1801 г. – действительный статский советник (4-й ранг). С 1803 г. – директор департамента МВД. С 1807 г. – фактически личный секретарь императора. М.М. Сперанский в 1790-х гг. Чем необычна биография М.М. Сперанского?


    Сословная структура населения России по проекту М.М. Сперанского Дворянство Среднее состояние Народ рабочий Крепостные крестьяне, прислуга, мастеровые, наемные работники Чиновники, купцы, мещане, государственные крестьяне Неприкосновенность личности, презумпция невиновности, равенство перед законом, судебная защита, право на жилище, владение и распоряжение имуществом, заключение сделок. Гражданские права? Какие права называются гражданскими? Что принципиально менялось в России с предоставлением гражданских прав всему населению?


    Сословная структура населения России по проекту М.М. Сперанского Дворянство Среднее состояние Народ рабочий Право участия в выборах, т.е. избирать и быть избранным в органы власти Политические права На основе имущественного ценза? Кому предоставлялись политические права? Какие права называются политическими?


    Система власти и управления в Российской империи (по проекту М.М. Сперанского) Державная власть государя Государственный совет Правительствующий Сенат и министерства Государственная дума Судебный Сенат Губернское управление Окружное управление Волостное управление Губернская дума Окружная дума Волостная дума Избиратели: владельцы недвижимости Губернский суд Окружной суд Волостной суд


    Какой принцип был положен в основу предложенного М.М. Сперанским проекта структуры государственных органов? Кем впервые был предложен этот принцип? В какой стране этот принцип был впервые реализован на практике? Какую цель преследует организация власти в соответствии с этим принципом? Когда попытка частично реализовать этот принцип впервые предпринималась в России? Как изменилось понимание данного принципа у российских реформаторов по сравнению с западными? ?


    Полномочия органов власти по проекту М.М. Сперанского Император Право законодательной инициативы Право утверждать законы Полнота исполнительной власти «В России вся исполнительная власть должна принадлежать власти державной» «Никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения державной власти» «Предложение закона должно предоставить исключительно правительству»




    Полномочия органов власти по проекту М.М. Сперанского Государственный Совет Назначается императором Связующее звено между монархом и государственными органами «В порядке государственных установлений Совет представляет сословие, в коем все действия части законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти и от нее изливаются»


    Алексей Андреевич Аракчеев А.А. Аракчеев – сын бедного провинциального дворянина. Карьеру сделал в гатчинских войсках наследника – Павла Петровича. При Павле I – комендант Петербурга, главный инспектор артиллерии, граф. Девиз на гербе: «Без лести предан!» С 1799 г. – в отставке. С 1803 г. – вновь инспектор артиллерии. В 1807 г. получил право издавать высочайшие повеления, приравненные к именным указам императора. С 1808 г. – военный министр. В армии нелюбим за жестокость и патологическую трусость на поле боя.


    Аракчеев и Сперанский Чем вызвано одновременное возвышение Сперанского и Аракчеева? Историк А.А. Кизеветтер: Александр I приближал к себе Аракчеева «всякий раз, когда хотел заслониться им от своих подданных». Реформатор Сперанский Администратор Аракчеев + В 1810 г. Аракчеев, недовольный предпочтением, оказываемым Сперанскому, подал в отставку


    Оппозиция курсу реформ Александр Семенович Шишков (1754–1841), адмирал, писатель, основатель литературного общества «Беседы любителей русского слова». Николай Михайлович Карамзин (1766–1826), писатель, государственный историограф Российской империи (с 1803 г.) Екатерина Павловна (1788–1819), великая княжна, четвертая дочь императора Павла I, герцогиня Ольденбургская


    Падение Сперанского Боязнь представительного правления Боязнь отмены крепостного права Недовольство введением обязательной службы для придворных и экзаменов для чиновников Цель: избавиться от Сперанского Средства: обвинения в масонстве, иллюминатстве, измене, шпионаже в пользу Наполеона, стремлении с помощью Наполеона стать королем Польши Д в о р я н с т в о Царь: боязнь ссоры с дворянством накануне войны Решение пожертвовать Сперанским. Отставка Сперанского


    Считаете ли вы, что реформы Сперанского могли бы принципиально изменить Россию, направить ее по более благоприятному историческому пути? Почему нереализованные проекты реформ заслужили столь высокую оценку? Отвечали ли предложенные реформы потребностям и состоянию тогдашней России? Почему реализовать реформы не удалось?

  • Статьи по теме: