Проект роль причастий и деепричастий в речи. Конспект урока: "Роль причастий и деепричастий в речи". Теоретическое обоснование данного тезиса






Виды исследования на уроке Наблюдение за ролью причастий и деепричастий в художественных текстах Конструирование предложений Создание минитекстов с предложенными словами и словосочетаниями Работа с фотографиями пейзажей Индивидуальная работа по карточкам Написание лирической миниатюры


Зима в стихотворениях русских поэтов Прочитайте тексты. Найдите в них примеры употребления причастий и деепричастий Береза Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром Афанасий Фет Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она… Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. Сергей Есенин Пороша Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна…


« Хрустальный звон » В. Астафьева Вышел утром на берег реки, а по ней звон, тонкий - тонкий, еле уловимый. Не сразу понял, в чем дело: река уходила в зиму высокая, прибрежные кусты затоплены, ночью ударил заморозок - вода « подсохла », - и на всех веточках, на побегах тальников и на затопленной осоке настыло по ледышке. Висели они колокольцами над водой, струями шевелило тальники, льдинки позванивали едва внятно, а когда занимался ветерок, звон густел, угрюмая, бурная, все лето недовольно гудевшая река начинала искрить из конца в конец. … Чуть слышный хрустальный звон раздавался кругом, россыпь искрящихся колокольчиков над берегами – голос грустного предзимья по всему небесному миру. Задание Найдите в тексте лирической миниатюры причастия и причастные обороты и определите их роль


Дидактические материалы Составьте предложения, используя данные слова и словосочетания: Порхающая с ветки на ветку птичка, усыпанная снегом аллея, блистающие искорки на серебристом инее, в разбушевавшейся метели, стеклянный звон, туманный лик луны, непроходимый лес, искрящийся на солнце снег, укрыв снежным одеялом. Конструирование предложений по данным схемам Ι Ι, X. X, Ι Ι,..., и …, Ι._._._._._. Ι, …. Ответьте на вопросы: Какого цвета сегодня небо? Какое солнце? Как еще можно об этом сказать? Подбор ассоциативных понятий к слову зима Какие слова вспоминаются, когда вы слышите это слово? Какие из них причастия и деепричастия?




Орфографическая и синтаксическая работа В чернеющ.. м лесу, шумящ.. м потоком, устремляющ.. гося потока, о льющ.. мся дожде, задымивш.. ся речку, закрасневш.. ся зари, у волнующ.. ся озера, колеблющ.. мся ветерком, встречающ.. ся льдинами. Блестящий снег, укрывший землю, скрипит под сапогом моим.(Синтакс. разбор) 1. К реке сбегает тропинка едва видимая во мгле. 2. Серебрится река слабо озаряемая луной. 3. Шелестит камыш чуть колеблемый ветром. 4. Чьи - то голоса слышимые издалека гулко раздаются в ночной тишине. 5. Вдали стоял почти невидимый лес. 6. Тень колеблемая ветром то укорачивалась то удлиннялась.7. Лес запорошенный снегом одиноко стоял до весны. (Графически обозначить причастные обороты).


Подведение итогов В ТЕЧЕНИЕ УРОКА БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ РАБОТ: НАБЛЮДЕНИЕ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ТЕКСТАМИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ В НИХ РОЛИ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ, РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ЛИРИЧЕСКИХ МИНИАТЮР, ПОВТОРЕНИЕ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ, СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ, КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СХЕМАМ. Домашнее задание: написать сочинение - миниатюру по данному началу. (Вот и дождались мы снега. Он выпал …)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и степень грамматической полноты предложения в немецком языке. Основные типы распространённых предложений. Особенности функционирования и эквивалентность обособленных оборотов. Различия между обособленными инфинитивными и причастными оборотами.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2015

    Типы грамматических расхождений между языками. Передача грамматических явлений английского языка, не имеющих формальных соответствий в русском языке. Особенности перевода абсолютных причастных оборотов и препозитивных атрибутивных словосочетаний.

    презентация , добавлен 22.12.2013

    Определение роли различных частей речи. Проблема универсальности их природы. Во всех ли языках выделяются части речи и одинаков ли их набор во всех языках. Критерии выделения частей речи в трудах различных ученых. Роль частей речи в русском языке.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2010

    Правила правописания причастий в русском языке. Правописание НН и Н в причастиях и отглагольных прилагательных и их производных. Написание гласных в суффиксах причастий. Правописание НЕ с причастиями. Примеры правописания Е, Ё после шипящих в суффиксах.

    презентация , добавлен 25.12.2010

    Изучение употребления устойчивых оборотов речи в русском языке. Классификация фразеологических единиц, характеризующих социальное положение человека по степени слитности. Структурно-семантический анализ отобранных из словаря фразеологических оборотов.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Теоретические основы исследования слов категории состояния как самостоятельной части речи. Основная проблематика учения о процессах переходности на уровне частей речи. Анализ категории состояния как самостоятельной части речи в современном русском языке.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2017

    Функции предложений с однородными членами в юридической речи. Параллельные синтаксические конструкции и их функции. Ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов в управлении при однородных членах. Конструкции с отглагольными существительными.

    МБОУ Миллеровская СОШ

    Предмет Русский язык (+ литература, музыка, живопись)

    Тема: Роль причастий и деепричастий в текстах

    Художественного стиля.

    Класс: 6

    Учебник: С.И. Львова Русский язык. 6 класс. В 3ч.: учебник для общеобразовательных учреждений – М.Мнемозина, 2008г

    Учитель Титаренко М.Ю.

    Эпиграф: Язык неистощим в соединении слов.

    А.С. Пушкин

    Цели:

    1. Расширить представления о номинальной коммуникативной и эмоционально-выразительной роли форм глагола в устной и письменной речи. Сформировать умение составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм; предупреждать речевые ошибки в употреблении причастий и деепричастий.
    2. Развивать речь, воображение, вызвать интерес к изучаемым языковым формам; углубить знание о сфере употребления изобразительно-выразительных средств языка, об особенностях текстов художественного стиля.
    3. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

    Общеучебные навыки : умение анализировать, обобщать; знание

    Определений; умение работать с учебником.

    Тип урока. Урок комплексного применения знаний (интегрированный);

    Урок-закрепление.

    Методы:

    практические (лабораторная работа, комментированные, учебные и письменные упражнения);

    частично-поисковые.

    Оборудование: компьютер, проектор,

    Тексты для индивидуально-групповой работы.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    II. Подготовка к активному и сознательному восприятию материала.

    СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

    Прочитайте тему урока и эпиграф к нему. (СЛАЙД 1)Как вы уже поняли, речь пойдет о причастии и деепричастии.

    Давайте вспомним, что мы знаем о них (основные теоретические положения).

    Перечитайте эпиграф. Озаряющие – что?

    Насколько слова Пушкина подтверждают нашу мысль?

    Определите цель нашего урока.

    Расширить представления о выразительной, эмоциональной роли причастия и деепричастия в нашей речи.

    III. Сообщение целей урока (СЛАЙД2).

    IV. Усвоение знаний.

    1.1 Лингвистический эксперимент. (слайд 3)

    • который.

    При помощи глагольных форм создается динамика, напряженность действия, их последовательность.

    1.2 А.С. Пушкин: «Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, мы говорим: которая скачет, – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом». (СЛАЙД 4)

    Являются подтверждением или опровержением нашего вывода слова поэта?

    2. Анализ художественного текста.

    *****************


    Ревом ревущих, рыком рычащих.





    Сколько их в кущах – столько их в чащах,


    В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
    (В.Высоцкий.)


    ******************
    Знавший ненависть и любовь,
    Все имевший, все потерявший
    И опять все нашедший вновь,
    Вкус узнавший всего земного
    И до жизни жадный опять,
    Обладающий всем и снова
    Все боящийся потерять.
    (Д.Кедрин.)

    3. Работа в паре

    • Рассмотрите картину К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» (СЛАЙД 5)
    • В чем особенность названия картины?
    • На картине передано приближение грозы. Она еще не началась, но уже все пришло в движение.
    • Передайте динамику изображенного, используя причастия
    • + музык. сопровождение «шум грозы»

    4. Упражнение 609. Устное высказывание

    Как вы понимаете выражение Григоровича «дорисовывает движение»?

    О какой форме глагола идет речь?

    Насколько прав был в своем высказывании писатель, попробуем доказать мы.

    5. Роберт Саути, «Лодорский водопад». (СЛАЙД6)

    5.1 Выразительное чтение наизусть на англ. языке(заранее подготовлен.ученик)

    5.2 Выразительное чтение перевода

    Кипя,
    Шипя,
    Журча,
    Ворча,
    Струясь,
    Крутясь,
    Сливаясь,
    Вздымаясь,
    Вздуваясь,
    Мелькая, шурша,
    Резвясь и спеша,
    Скользя, обнимаясь,
    Делясь и встречаясь,
    Ласкаясь, бунтуя, летя,
    Играя, дробясь, шелестя,
    Блистая, взлетая, шатаясь,
    Сплетаясь, звеня, клокоча,
    Морщинясь, волнуясь, катаясь,




    • Запишите стихотворение себе в тетрадь, сохраняя структуру.

    (= все несовершенного вида, обозначают постоянность действия)

    (= напряженность действия, созданная картина резко падающей воды)

    6. Где ещё возможно применить экспрессивные возможности деепричастия?

    Роль деепричастий в произведениях УНТ: пословицы и поговорки, фразеологизмы.

    Индивидуальное домашнее задание - примеры из УНТ, фразеологизмы, рисунки к фразеологизмам.

    7. Творческая лаборатория .(СЛАЙД7)
    - Конструирование предложений по принципу стихотворения Роберта Саунти «Лодорский водопад».
    - Деление класса на группы. Затем каждая группа составляет свои «водопадики из деепричастий» к данной последней строке (основанию пирамиды), содержание которой отражает наши школьные будни и проблемы:
    1 группа: мы исправим оценки по английскому языку.
    2 группа: наши мамы и папы идут на родительское собрание.

    V. Домашнее задание.

    Используя материал урока, составить мини-отчет (10 пр.) лингвистической лаборатории «Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля».

    VII. Итоги урока, оценки.

    Приложение к уроку

    «Роль причастий и деепричастий в текстах

    Художественного стиля»

    учитель Титаренко М.Ю.

    1. Лингвистический эксперимент.

    Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел в воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. (Н.В. Гоголь, «Мертвые души».)

    • Найти причастия и деепричастия, доказать, определив суффиксы, вид, действительное или страдательное.
    • Заменить деепричастия глаголами, причастные обороты – придаточной частью СПП со словом который.
    • Прочитать. Сравнить с вариантом Гоголя. Что «потерялось»?
    • Какова роль причастий и деепричастий в этом тексте?
    1. Анализ художественного текста.
    1. А утро было славное, хотя и холодное после вчерашнего дождя. Песок кое-где был смыт с утоптанных дорожек, в ямах стояли лужи мутной воды, следы ног ясно отпечатывались на мокром грунте; дувший с пруда ветерок колебал верхушки берез и тополей, блестевших теперь самой яркой зеленью. Около купальни и набережной с шумом разбивались пенившиеся волны. По небу ползли разорванными клочьями остатки рассеявшихся туч, точно грязные лоскутья серых лохмотьев, сквозь которые ярко светилось чистое голубое небо и вырывались снопы солнечных лучей. Садовник с ножницами ходил около помятых вчерашним ветром кустов сирени и отрезал сломанные ветки. (Д.Мамин-Сибиряк.)

    *****************

    1. Сколько их в кущах – столько их в чащах,
      Ревом ревущих, рыком рычащих.
      Сколько бегущих – столько лежащих
      В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
      Скопом плывущих, кишмя кишащих,
      Друг друга жрущих, тучных и тощих
      В дебрях и кущах, в чащах и рощах.
      Сколько их в кущах – столько их в чащах,
      Выстрела ждущих, в силки летящих.
      Сколько плывущих – столько парящих
      В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
      (В.Высоцкий.)


    ******************
    3. Много видевший, много знавший,
    Знавший ненависть и любовь,
    Все имевший, все потерявший
    И опять все нашедший вновь,
    Вкус узнавший всего земного
    И до жизни жадный опять,
    Обладающий всем и снова
    Все боящийся потерять.
    (Д.Кедрин.)

    • Найти причастия, обозначить суффикс, определить действительное – страдательное, синтаксическую роль.
    • Прочитать выразительно вслух все тексты.
    • Почему писатели и поэты так активно используют глагольные формы? (= не только образно описывают предмет или явление, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, изменения)
    • Почему это возможно? (= причастие соединяет в себе энергию глагола и экспрессию прилагательного)

    4. Роберт Саути, «Лодорский водопад». Выразительное чтение.

    Кипя,
    Шипя,
    Журча,
    Ворча,
    Струясь,
    Крутясь,
    Сливаясь,
    Вздымаясь,
    Вздуваясь,
    Мелькая, шурша,
    Резвясь и спеша,
    Скользя, обнимаясь,
    Делясь и встречаясь,
    Ласкаясь, бунтуя, летя,
    Играя, дробясь, шелестя,
    Блистая, взлетая, шатаясь,
    Сплетаясь, звеня, клокоча,
    Морщинясь, волнуясь, катаясь,
    Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
    Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
    Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
    Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
    Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре –
    Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

    • В чем необычность этого стихотворения?
    • Какого эффекта достигает поэт, «собирая» такое количество деепричастий?
    • Почему записано столь необычно?
    • Найти деепричастие, определить вид, обозначить суффиксы.
    • В чем особенность деепричастий?
    • А если заменить все деепричастия глаголами того же вида? Что исчезнет?
    1. Творческая лаборатория.

    Вот такие «водопадики из деепричастий» получились у нас на уроке!

    • 1 группа:
      «Стараясь,
      Учась, отвечая на пять,
      Думая, решая, о грамматике размышляя,
      Мозги развивая, Елене Николаевне помогая,
      Произношение вырабатывая и правила изучая,
      Мы исправим свои оценки по «Инглишу»!»
    • 2 группа:

    «Волнуясь,
    Боясь и надеясь,
    За нас беспокоясь, тревожась, надеясь на лучшее,
    Думая о нас, уверенно шагая, дрожа и вздыхая,
    Наши родители идут на родительское собрание.»


    1) Показать роль глагола и глагольных форм в тексте и особенности употребления в речи

    2) Совершенствовать навыки анализа и конструирования текста и умения написания сочинения на лингвистическую тему.

    3) Развивать творческие способности учащихся; воспитывать чувство взаимовыручки, единения при работе в группе.

    Ход урока

    I. Определение темы и цели урока. Актуализация темы.

    Мы продолжаем работу по подготовке к ГИА: будем писать сочинение на лингвистическую тему.

    Послушайте стихотворение и определите, о какой части речи пойдет речь на сегодняшнем уроке.

    Интересная часть речи

    В русском языке живет.

    Кто что делает, расскажет:

    Чертит, пишет, иль поет,

    Вышивает, или пашет,

    Или забивает гол,

    Варит, жарит, моет, чистит -

    Все расскажет нам ….. (глагол)

    - Как же мы сформулируем тему ? (Роль глагола в речи)

    - Давайте определим: о роли каких частей речи наряду с глаголом мы можем сказать и почему? Чтобы найти ответ на этот вопрос, запишем предложение, подчеркнем глагол и те части речи, которые образованы от глагола.

    - Назовите слова, которые образованы от глагола (существительные описание, представление, высказывание; причастие рисующие, деепричастия способствуя, внося)

    - Какие из перечисленных слов имеют глагольные признаки? (Причастие и деепричастие)

    Продолжите мою мысль: тема сегодняшнего сочинения звучит так: Роль глагола, … (причастия и деепричастия) в речи»

    Значит, сегодня мы будем говорить о роли глагола и глагольных форм в речи. Работу нашу организуем в группах. Но сначала повторим, как будем строить сочинение-рассуждение

    II. Повторение структуры сочинения-рассуждения.

    Задание: назовите, из скольких частей состоит сочинение-рассуждение. Какие компоненты обязательны?

    Тезис.

    Теоретическое обоснование данного тезиса.

    3. Аргументация (2 доказательства)

    Вывод.

    Какое количество абзацев должно быть в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему?

    Композиция сочинения

    Схема 1

    1) Тезис (высказывание).

    2) Рассуждение о смысле высказывания

    3) Аргумент, его роль.

    4) Аргумент, его роль.

    Схема 2

    1) Небольшое вступление о роли наречий в прояснении смысла сказанного.

    2) Пример роли глагола в одном предложении.

    3) Пример роли причастия и (или) деепричастия в другом предложении.

    4) Вывод (фраза).

    - Нужно ли соединять абзацы по смыслу?

    - Как это сделать?

    СКРЕПЫ между фразой и теорией или начало сочинения

    1. Смысл этого высказывания я понимаю так:

    2. Понять слова известного писателя (ученого, лингвиста…) Ф.И.О можно следующим образом:

    3. На мой взгляд, это высказывание означает следующее:

    4. Как мне кажется, смысл слов Ф.И.О состоит в том, что…

    5, Нельзя не согласиться с точкой зрения ФИО.

    6. Действительно,

    СКРЕПЫ между теоретическим обоснованием и аргументами

    1. Во-первых, - Во-вторых,

    3. Обратимся к предложению №…, в котором… - Также с помощью наречий (примеры)…

    СКРЕПЫ между аргументами и выводом

    1. Таким образом, мы доказали, что…

    2. Следовательно, рассмотрев два аргумента, мы поняли: …

    3. Размышляя над тем, какую роль играют наречия в тексте, мы пришли к выводу, что…

    4. Проанализировав аргументы, мы убедились в справедливости высказывания известного лингвиста…

    5. Я думаю, мы убедились в том, что…

    III. Выявление роли глагола и глагольных форм в речи

    Наблюдение над языковым материалом: роль глаголов и глагольных форм в тексте (запись в справочники)

    Текст 1

    Прочитайте вначале текст про себя, потом выразительно вслух.


    Ночь пролетела над миром,

    Сны на людей навевая;

    С темно-лазуревой ризы

    Сыпались звезды, сверкая.

    Радостно волны журчали,

    Образ ее отражая;

    Рожь наклонялась, сильнее

    Пахла трава луговая…

    Трепет чуть шепчущих листьев

    И соловьиные трели,

    В хоре хвалебном сливаясь,

    В воздухе тихом звенели.

    И улыбалася кротко

    Ночь, над землей пролетая;

    С темно-лазуревой ризы

    Сыпались звезды, сверкая. (А.Плещеев)


    Что вы себе представили, когда читали стихотворение?

    Найдите в тексте глаголы, причастия и деепричастия. Подчеркните их в тексте.

    Отметьте, какие глаголы поясняют деепричастия, признак какого существительного обозначает причастие?

    Какой объект действует в предложении?

    Какие части речи помогают автору описать картину ночи? Как? (Используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи. Причастие шепчущих создает образ листьев как живых существ. Глаголы –олицетворения оживляют описанную картину: ночь «пролетела», «рожь наклонялась», «улыбалася…ночь».

    Текст 2

    Ёжась от свежего ветерка,

    Чуть посинев, крепыши-маслята,

    Взявшись за руки, как ребята,

    Топают , греясь, вокруг пенька!

    Подчеркните глагол и деепричастия. Сколько деепричастий употреблено в стихотворении и зачем? (Здесь к одному глаголу дано четыре деепричастия, которые создают живописную картину “действий” маслят в дополнение к основному действию, выраженному глаголом. Следовательно, деепричастия, как и наречия, украшают глагол, дополняют его другими действиями)

    Выводы о роли глаголов, деепричастий и причастий в речи.

Статьи по теме: