Проект на тему мораль. Мораль презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему. Протяни ему свою ладонь

1 слайд

Мораль и нравственность (обществознание, 11 класс, профильный уровень)

2 слайд

Два мира есть у человека - Один, который нас творил. Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н.Заболоцкий.

3 слайд

«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» И. Кант

4 слайд

Притча: Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой... И над родом человеческим нависла угроза самоистребления. Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду. Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой? Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей. . .

5 слайд

6 слайд

Мораль - совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом

7 слайд

8 слайд

Не лги Не укради Не убий … Доброжелательность Справедливость Мудрость … Коллективизм / индивидуализм Эгоизм / альтруизм … Долг Совесть Смысл жизни Свобода Счастье …

9 слайд

Утверждение человеческого в человеке Формирование нравственного облика личности Безнравственность недопустима Единство и согласованность действий людей

10 слайд

11 слайд

Мир сущего Мир должного принципы реального практического поведения людей степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни Нравственность Мораль

12 слайд

П. 2 § 30: Проанализируйте моральные категории Добро и зло Долг Честь и достоинство личности Счастье Совесть Моральный идеал

13 слайд

Нравственная культура личности - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества

14 слайд

Факторы, определяющие уровень нравственной культуры: Общая культура Социальные интересы Цели жизни и деятельности Степень нравственных переживаний, сопереживания Богатство и разнообразие жизненных связей и интересов личности …

15 слайд

Этапы формирования нравственной культуры личности Совесть «Что я сам о себе подумаю?» Саморегуляция автономная Взрослые люди Стыд, честь «Что обо мне подумают?» Общественное мнение конвенциональ-ная Дети Инфантильные взрослые Страх, боязнь наказания «Что со мной сделают?» Послушание и подражание элементарная Для кого характерна Главный мотив нравственного поведения На чем основана Формируемая нравственность

16 слайд

Человек – подобие Бога, имеет высшую сакральную ценность. Духовный (нравственно-универсальный) Каждый человек обладает равными правами и свободами, обязанностями. Реализация «Золотого правила нравственности». Гуманистический (просоциальный) Равнодушие к тем, кто не принадлежит к группе Группоцентризм Стремление к собственному удобству, выгоде, престижу. Потребительское отношение к окружающим Эгоцентрический Черты поведения Уровень нравственности

17 слайд

Различать добро и зло, применять нравственные нормы в сложившейся ситуации Эмоциональная одухотворенность Формы, манеры поведения в обществе

18 слайд

Самостоятельный моральный выбор и ответственность за него перед обществом и самим собой

19 слайд

Согласны ли вы с высказыванием: «Иногда случается, что некто является хорошим гражданином, не имея вместе с тем качеств, по которым можно было бы признать его хорошим человеком: отсюда следует, что качества хорошего человека и хорошего гражданина не одни и те же». К.Тосси

20 слайд

Слайд 1

Что такое мораль?
Обществознание 9 класс П. 49.

Слайд 2

Великие моралисты
Иисус Христос Моисей Конфуций Лев Толстой Альберт Швейцер

Слайд 3

Термины
"этика", "мораль", "нравственность" близки по смыслу

Слайд 4

«золотое правило» нравственности
В Библии в Нагорной проповеди Христа
«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

Слайд 5

Нравственность, мораль
Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

Слайд 6

Слово "мораль"
– латинского происхождения. Оно образованно от латинского слова mos (мн. ч. – mores), что означало примерно то же, что и ēthos в греческом –– нрав, обычай. Цицерон со ссылкой на Аристотеля, образовал от него слова moralis – моральный и moralitas – мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.

Слайд 7

нравственность
Русское слово "нравственность" происходит от корня "нрав" и употреблялось наряду со словами "этика" и мораль" как их синонимы

Слайд 10

Функции морали
оценочная- рассмотрение поступков в координатах добра и зла(как хороших, плохих, нравственных или безнравственных); регулятивная - установление норм, принципов, правил поведения; контролирующая - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека; интегрирующая - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека; воспитательная - формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Слайд 11

Добро и зло
Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро - созидательно, то зло - это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Слайд 13

Моральный идеал
Можно выделить два «пласта» морального идеала: 1) общественный идеал – это совершенство в отношениях между людьми, или такая организация общества, которая обеспечивает это совершенство. 2) «индивидуальный» идеал (тогда, когда мы говорим о человеке) – это образец нравственной личности.

Слайд 14

И. Кант «категорический императив морали»
«... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству»

Слайд 15

Общечеловеческие духовные ценности
Любовь Гуманизм Долг Справедливость Ненасилие Свобода Мир Жизнь Труд
Этика Знание Образование Культура Равенство Братство Гармония Красота Социальный прогресс

Слайд 16

Ответь на вопросы (да, нет)
1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор.2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам. 3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством. 4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. 5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности. 6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам. 7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе. 8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением. 9. Выполнение норм морали обязательно.

Слайд 17

Ответы
1.да 2.да 3.нет 4.да 5.нет 6.да 7.да 8.да 9.нет

Обществознание Урок по теме: «МОРАЛЬ»


Эпиграф урока

«Добрый человек – не тот,

кто умеет делать добро, а

тот, кто не умеет делать зло»

В.О.Ключевский


План урока:

  • Мораль и нравственность
  • Основные ценности и нормы морали
  • Добро и зло

Мораль (от лат. moralis – моральный, moris – обычай) -

Совокупность исторически обусловленных правил, норм,

обычаев, принципов существования и поведения людей,

их отношений в процессе производства материальных и

духовных ценностей, которые определяют их обязанности

одного перед другим, к социальным группам, слоям,

классам, к обществу, выполнение которых базируется на

общественной мысли.

Кондрашов В.А. Новейший философский словарь


  • Особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости

«Золотое правило морали»

Еще в VI веке до н.э. китайским философом Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит: «Не делай другому того, чего себе не желаешь».



Пирамида морали

Мораль

мысли, идеи

как надо поступать

Нравственность

совокупность нравов, практические поступки людей

Нравы

сама жизнь, поведение и поступки людей


НРАВСТВЕННОСТЬ -

Это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, то есть выражение человеческого в человеке.


Мораль и нравственность

Нравственность

Сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни

Принципы реального практического поведения людей,

степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни

Мир должного

Мир сущего


Этапы формирования нравственной культуры личности

На чем

Главный мотив нравственного поведения

основана

Послушание и подражание

Для кого

Общественное

Страх, боязнь

наказания

Стыд, честь

характерна

Саморегуляция

« Что обо мне подумают?»

Инфантильные

«Что со мной

сделают?»

Взрослые

« Что я сам о себе подумаю?»

взрослые


ДОБРО и ЗЛО

« Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни,

зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»

А. Швейцер (1875-1965),

немецко-французский

философ, врач


Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия СергеевичаЛихачёва

  • Люби людей – и ближних,и дальних.
  • Твори добро, не видя в том заслуги.
  • Люби мир в себе, а не себя в мире.
  • Будь искренним: вводя в заблуждение

других, обманываешься сам.

  • Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
  • Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух.
  • Будь совестлив: вся мораль в совести.
  • Чти прошлое, твори настоящее. Верь в будущее.

Время эти понятия не стёрло.

Нужно только поднять верхний пласт.

И дымящейся кровью у горла

Чувства вечные хлынут из нас.

Ныне присно, во веки веков, старина,

И цена есть цена, и вина есть вина,

И всегда хорошо, если честь спасена,

Если духом надёжно прикрыта спина.

Чистоту, простоту мы у древних берём,

Саги, сказки из прошлого тащим

Потому, что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем.

В. Высоцкий.

«Баллада о времени»


Домашнее задание

  • Параграф 5,задания «В классе и дома» № 1-2 (письменно)
  • подобрать материалы из средств массовой информации или художественной литературы о моральном выборе человека или
  • написать мини-сочинение на тему «Приходилось ли тебе когда-нибудь делать выбор между добром и злом?»



Что такое мораль? Мора́ль (лат. moralis касающийся нравов) один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием,лат. справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокость/


Мораль в обществе. Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе. «Общественная мораль» мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи.


Виды морали и ее формирование Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы. Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции.


Формирование морали. Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим и альтруистические позывы. Следование морали возможно и из эгоистических побуждений в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали. В таком случае оно приводит к улучшению репутации.


Социология морали Социология морали изучает закономерности как формирования систем моральных ценностей различных социальных групп, так и взаимодействия этих социальных групп, обусловленные действием существующих моральных систем. Социология морали занимается исследованием характера причин конфликтов между индивидами и социальными группами, вызванных несовпадением их моральных ценностей, а также определением судьбоносных тенденций развития общества в условиях разрешения им моральных проблем.


Проявление морали Мораль проявляется на общественном и личном уровне. Индивид усваивает моральные нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое. Человек приобретает сведения о том, что такое порядочность, честь, совесть. При этом мораль изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность своего выбора принимающих решения о выборе целей и средств.


Мораль и право. Мораль и право тесно переплетены. С одной стороны, формализованная мораль может становиться правом. Десять заповедей это одновременно моральный и правовой закон многих культур. Нравственная оправданность норм права для создания правового государства настолько же важна как и их единство.


Мораль и нравственность. Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.



Интернет - ресурсы.

Статьи по теме: