Презентация традиции и обычаи адыгов. Презентация на тему: "Тема: « Быт и культура адыгов и казаков ». Адыги аталык – воспитатель у народов Кавказа куначество – дружба между представителями разных племен и народов.". Скачать бесплатно и без регистрации. Т

Cлайд 1

Cлайд 2

Адыгейцы или западные черкесы (адыги) (самоназвание - адыгэ) - народ в России (132 тыс. чел.), коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи.

Cлайд 3

Большая часть черкесов живёт в Турции и странах Ближнего Востока, насчитывая по разным оценкам, от 5 до 7 миллионов человек. Общая численность черкесов (адыгов) на территории Российской Федерации (адыгейцы, шапсуги, кабардинцы, черкесы) – около 750 тыс. чел., в том числе в Кабардино-Балкарии – 500 тыс.; в Адыгее - 110 тыс.; в Карачаево-Черкесии - 51 тыс.; в Краснодарском крае - 24,2 тыс. (из них около 10 тыс. человек - шапсуги, живущие в черноморских предгорьях между Геленджиком и Сочи). Собственно адыгейцы (западные черкесы) живут в РФ, в основном в Республике Адыгея (108 115 чел.) и некоторых районах Краснодарского края (15 821 чел.), где являются автохтонным населением.

Cлайд 4

Адыгский язык (адыгэбзэ) - язык адыгов. Вместе с убыхским и абхазо-абазинским языками составляет единую абхазо-адыгскую семью северо-кавказских языков. Состоит из двух основных наречий: адыгейского и кабардино-черкесского. Адыгейский язык (адыгэбзэ) ныне распространён в северных и северовосточных районах Республики Адыгея и некоторых горных долинах по берегу Чёрного моря (шапсугский диалект). В кавказское мухаджирство было вовлечено до 90 % западных адыгов, и сейчас они составляют почти 80 % турецких черкесов. Однако на исконных землях Кавказа язык сохранялся лучше, и языковая статистика выглядит следующим образом: 129 419 чел. в РФ (2002), ок. 160 тыс. в Турции и других странах диаспоры.

Cлайд 5

После территориального обособления в XIII-XIV веках кабардинцев этнические процессы среди остального населения привели к формированию других этногрупп адыгов XVI-XIX вв.: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, убыхи. Социальное развитие предков адыгов протекало неравномерно. Шапсугам, натухайцам и абадзехам (т. н. демократические племена) удавалось ограничивать права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами. Т. н. аристократические этногруппы (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями. В ноябре 1552 г., в Москву прибыло посольство от нескольких адыгских племён с прошением о защите и покровительстве. Иван Грозный направил в Черкесию своё посольство для выяснения обстановки, а по его возвращении обязался предоставить адыгским землям своё покровительство. С 1820-х царское правительство начало планомерное завоевание Черкесии. Подъём освободительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию адыгов, сопровождался внутренней самоорганизацией, складывались основы военно-государственного союза всех групп адыгов. Последние очаги сопротивления адыгов были подавлены царскими войсками в 1864. Несколько сот тысяч адыгов в 1860-е были депортированы царским правительством и рассеялись по странам Ближнего Востока,(по Турецким данным было депортировано более миллиона человек) меньшая часть (около 5%) - переселилась в равнинные районы.

Cлайд 6

27 июля 1922 была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область с центром в Краснодаре. С 24 августа 1922 по 13 августа 1928 года - Адыгейская (Черкесская) автономная область. Со 2 августа 1924 года по 28 декабря 1934 года - в составе Северо-Кавказского края, затем до 13 сентября 1937 год - Азово-Черноморского края. С образованием 13 сентября 1937 года Краснодарского края Адыгейская АО была включена в его состав, находясь там вплоть до 1990 года. 10 апреля 1936 года административный центр Адыгейской АО был перенесен в г. Майкоп, который также был включен в состав АО. 28 апреля 1962 года к АО был присоединен Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края. 5 октября 1990 года была провозглашена Адыгейская АССР, выделившись таким образом из состава Краснодарского края. 3 июля 1991 года Президент РФ подписал указ о преобразовании АССР в ССР Адыгея. С 24 марта 1992 года - Республика Адыгея.

Cлайд 7

Традиционные занятия - пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры - кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы - плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитьё. Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине - улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированые помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня.

Cлайд 8

Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин - нательная рубаха, бешмет, черкеска, ремённый пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы; у женщин - шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи. В начале XX века при преобладании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков чел.). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество. Для традиционных верований характерен разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т. д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирические, бытовые и др., танцы.

Черкесы
- народ в Российской Федерации,
проживающий в Карачаево-Черкесии, а также в
Краснодарском и Ставропольском краях, Адыгее,
Кабардино-Балкарии и других регионах.
Численность составляет около 73,2 тыс.

Одежда

Традиционный мужской
костюм -черкеска
однобортный кафтан с
открытой грудью, длиной
чуть ниже колен, с
широкими рукавами.
Молодые мужчины в
возрасте воина носили
черкески с короткими
рукавами - что бы не
стесняли движений в
бою.

Черкеска строго различалась у мужчин по
сословной принадлежности цветом:
белого цвета у князей;
красного у дворян;
серый, коричневый и чёрный у крестьян;
(синий, зелёный и другие цвета как правило
не использовали).

Бешмет по покрою напоминал черкеску но
был с закрытой грудью и стоячим воротником,
узкими рукавами, длина его была чуть выше
колена, шился как правило из светлого и
более тонкого материала, часто бешмет был
стеганый на ватной или шерстяной основе.

Штаны
с широким шагом к низу сужались.
Папаха шилась из овчины, белого, чёрного или
бурого цвета, высота варьировалась.

Башлык
шили из тонкого домашнего сукна или
покупного материала, украшался басонными
изделиями, редко вышивкой, чаще белого цвета
но бытовали и тёмных оттенков.

Бурка - длинный, войлочный плащ, черного,
редко белого цвета. Наборный пояс. Пряжка
его использовалась как кресало для высечения
огня.

Обувь - чувяки шились из сафьяна красного цвета,
как правило бытовали у высшего сословия,
крестьяне носили чувяки из сыромятной кожи или из
войлока. Ноговицы - из тонкой кожи или сафьяна,
украшенные галунами с подвязками под коленом с
серебряными пряжками.

Обязательными предметами мужского костюма были
кинжал и шашка. Кинжал - рукоять и ножны богато
украшались серебром, как правило, черненым - что
бы не демаскировать владельца, как и рукоять
шашки, но ножны шашки украшались галуном и
вышивкой золотом (этой работой занимались
молодые девушки горцев). Сейчас только некоторые
имеют полный комплект национального костюма и
появляются в нём по праздникам.

Женская
одежда была весьма разнообразна и
богата украшена. Как и мужская одежда она
различалась в сословных вариациях. В костюм
женщины входило платье, кафтан, рубаха,
штаны, многообразие головных уборов и обуви.

Язык

Черкесы
КЧР говорят на кабардиночеркесском языке абхазо-адыгской семьи
языков.

Пища

В
летнее время года в пищу употребляются
в основном молочные продукты и овощные
блюда, зимой и весной преобладают
мучные и мясные блюда. Наиболее
популярен слоёный хлеб из пресного
теста, который употребляют с калмыцким
чаем (зелёным с солью и сливками).
Выпекают также дрожжевой хлеб. Широко
употребляются кукурузная мука и крупа.

Национальное блюдо

блюдо, либжа- курица
или индюшка с соусом, заправленным
толчёным чесноком и красным перцем.
Национальное

Мясо
водоплавающих птиц употребляют
только жареным. Баранину и говядину
подают к столу варёными, обычно с
приправой из кислого молока с толчёным
чесноком и солью (бжыныху шыпс).

После варёного мяса обязательно подают
бульон, после жареного - кислое молоко. Из
просяной и кукурузной муки с мёдом к свадьбе и
по большим праздникам готовят бэхъсымэ
(национальный слабоалкогольный напиток).

праздникам делают халву (из
поджаренной пшённой или пшеничной
муки в сиропе), пекут пирожки и пироги).
По

Основные занятия

отгонное
скотоводство (овцы, козы,
лошади, крупный рогатый скот);
садоводство;
виноградарство;
особое место занимало разведение
лошадей.

Черкесы
были объединены в независимые
сельские общины, имевшие органы
самоуправления. Их члены были связаны
круговой порукой, пользовались общими
земельными и пастбищными угодьями, правом
голоса на народных собраниях.

Сохранялись патрилинейные родственные группы
(члены которых иногда образовывали особые
кварталы в селениях), обычаи кровной мести,
гостеприимство, куначество. Брак был строго
экзогамным. Брачные запреты распространялись на
всех родственников по обеим линиям, на потомков
людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали
левират и сорорат, аталычество. Браки заключались
через уплату калыма.

Жилище

имело плетёные стены на столбовом каркасе,
обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу
из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол.
Состояло из одной или нескольких комнат (по числу в
семье супружеских пар), примыкающих в ряд друг к
другу, двери каждой комнаты выходили во двор.

Кунацкой
служила одна из комнат или отдельная
постройка. У стены между дверью и окном
устраивали открытый очаг с плетёным дымарём,
внутри которого устанавливали перекладину для
подвешивания котла. Хозяйственные постройки
также делались из плетня, часто имели круглую
или овальную форму. Современные черкесы
возводят квадратные многокомнатные дома.

Культура и религия

В
древней культуре адыгов (черкесов)
центральное место занимает моральноэтический и философский кодекс «Адыгэ
Хабзэ», сформировавшийся под
воздействием древней религиозной системы
черкесов и доведенный до совершенства
многовековой историей народа.В фольклоре
центральное место занимает нартский эпос,
положительные герои которого служат
образцом соблюдения кодекса «Адыгэ Хабзэ».

Развито
искусство сказителей и исполнителей
песен. Распространены песни-плачи,
трудовые и шуточные песни. Традиционные
музыкальные инструменты - скрипка,
свирель, трещотка, различные бубны, на
которых играли руками и палочками. В конце
XVIII века получила распространение
гармоника.

Черкесы в ссср

В 1921 на Северном Кавказе
образована Горская
Автономная Советская
Социалистическая
Республика в составе РСФСР.
В январе 1922 образована
Карачаево-Черкесская
автономная область в
составе РСФСР. 26 апреля
1926 Карачаево-Черкесская
АО поделена на
Карачаевскую АО и
Черкесский национальный
округ.

Они строили обычно большие турлучные (из ветвей деревьев) дома без фундамента. Преимущество этих домов заключалось в том, что их можно было быстро восстановить или построить, а это немаловажно во времена частых войн и внутренних распрей. Прямо на полу у адыгов был открытый очаг. Женщины поддерживали постоянный огонь в очаге, на ночь засыпая горячие угольки золой, а утром разжигая их. Для гостей отводили специальную комнату, которая называлась кунацкой, или даже строили целый дом.


Живописной была одежда адыгов. Женщины носили длинные, до пят - платья и шаровары. Платье украшалось золотым или иным шитьем и затягивалось на талии красивым поясом. Женская одежда создавалась таким образом, чтобы подчеркнуть стройность и достоинство фигуры.


Еще более экзотичен был мужской костюм. Верхнюю его часть составляли штаны, бешмет (полукафтан типа рубахи), черкеска (узкий длинный кафтан, без ворота и с вырезом на груди), башлык (суконный капюшон с большими концами), бурка, папаха. На черкеске по обеим сторонам груди пришивались гнезда для патронов, которые помещались в специальных гильзах (газырях). Знатные адыги носили белые черкески, остальные – черные.




Большой популярностью у адыгов пользовались исторические, свадебные, колыбельные песни, которые сочиняли народ­ные поэты и музыканты. Для исполнения их существовал целый набор самобытных музыкальных инструментов, напо­минающих по виду и звучанию флейты, скрипки, барабаны и др. Широко использовались музыкальные инструменты и при исполнении танцев, которые были любимым развлечением адыгов. Известно, что танец отражает душу народа, и это осо­бенно чувствовалось при исполнении горских народных танцев, то спокойных и величавых, как снежные вершины кавказских гор, то стремительных и искрометных, как бурные горные реки.






Жилища (хаты-курени) казаки строили из местных природных материалов (соломы, камыша, хвороста, глины, тур лука). Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, баз для скота, криница (колодец), летняя печь (кабыца), навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша, на который казачки вывешивали кувшины и макитры для просушки. Под одну крышу - сарай, за ним подкат для арбы. В жилой комнате большое место занимала печь, в которой готовили еду и на которой спали. В углу стоял рукомойник с вышитыми утирками и рушниками.


Казаки были одеты в темно- синие черкески с шестнадцатью напатронниками и красными погонами. Под мундиром краснел архалук, голова была покрыта круглой кубанкой с красным верхом. В летнее и весеннее время казаки носят легкий бешмет, в зимнее - прибавляются бурка и башлык. В праздничное время казаки надевают атласные бешметы, оправленные серебром; опойковые со скрипом сапоги, суконные форменные штаны опоясаны ременным поясом с серебряным набором и кинжалом.


Бодня кадушка для сала Ваганыкорыто для стирки белья Глэчикглиняный кувшин Бальзанкапосуда для масла или керосина Баклага П лоский сосуд с крышкой или пробкой Дижаквашня Каганецухват для постановки чугунков и горшков в печь Рогачухват для постановки чугунков и горшков в печь




Символом полноты прав у казака была шашка. Шашка вручалась казаку стариками в 17 лет без темляка, а в 21 год при отправке на службу получал и темляк для ношения шашки. Казаки были очень набожны. В церкви, во время службы шашка обнажалась из ножен наполовину, что означало готовность казака постоять за веру. В семье она хранилась на видном месте и передавалась от деда к внуку. Если в роду не оставалось наследников, то шашка ломалась пополам и укладывалась в гроб умершему. Шашку и шапку казак мог потерять только с головой. На кругу казаки голосовали шашками, не обладающий полноправием шашку носить не смел. Наказанием для казака было решение круга о лишении права ношения оружия, а затем исключение из станицы и На постриг с одной « чуприной »



Карточка оценки результативности урока 1. Ясна ли была цель урока? 2. Что показалось наиболее интересным и запомнилось? 3. Появилось ли желание больше узнать об этих народах? 4. Что бы ты хотел изменить в ходе урока? 5. Твои предложения: как сделать данные занятия более интересными.

Беседа на тему:

«Традиции и обычаи адыгов».

Цели беседы:

  1. Рассказать о традициях и обычаях адыгейского народа.
  2. Формировать нравственные качества: уважение к старшим, скромность, вежливость и т. д.

Ход беседы:

  1. Организационный момент.
  2. Рассказ учителя «Традиции и обычаи адыгов».

У каждого народа имеются свои обычаи и традиции, которые формировались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. Много их и у адыгейского народа.

Одна из самых лучших традиций адыгов – традиция уважения к старшим. Традиция уважения старших прививается детям с самого раннего детства. В присутствии старших молодые должны вести себя скромно, всем своим видом выражать внимание, уважение, готовность исполнить любое поручение. Они не должны держать руки в карманах, стоять полусогнутыми, сидеть развалившись, поворачиваться к другим спиной, ёрзать на стуле, чесать затылок. В языке существуют специальные вежливо-скромные формы обращения к старшим для выражения им благодарности.

3. Рассказ учителя «Скала стариков».

Эта скала мрачной стеной поднимается над горной речкой Аше. Называется она так не случайно. В давние времена у обитавшего здесь племени шапсугов существовал жестокий обычай – убивать пожилых, становящихся для семьи и бесполезными для племени людей. Уповая на волю Аллаха, стариков сбрасывали со скалы собственные дети. Избранную для этого скалу называли скалой стариков.

В ту пору в одном из аулов жил шапсуг Тахир. Был он когда-то самым бесстрашным сыном племени. И был у него сын Казбек, который заботился о нём. Скоро Тахир совсем постарел и стал таким немощным, что и за собой не мог как следует ухаживать.

Пора на скалу стариков, - говорили о нём люди племени.

Но Казбек очень сильно любил своего отца.

Я спрячу тебя вон в ту пещеру, - предложил Казбек. – Буду к тебе приходить с пищей, от тебя возвращаться с советами. А в ауле пусть думают, что я сбросил тебя со скалы. Так они и сделали.

Ежегодно в ауле проходили состязания молодёжи. И благодаря своему отцу, во всех состязаниях побеждал Казбек. А когда на аул напали башибузуки, то Тахир подсказал Казбеку, как разбить врагов. И аул был спасён.

Когда на торжествах по случаю победы юного Казбека назвали спасителем племени, он смутился и ответил:

Не я ваш спаситель. Всё, что я сделал, я сделал по совету своего отца Тахира. Прожитые годы сделали его кладом опыта и мудрости.

И с тех пор стариков перестали сбрасывать со скалы в пропасть, окружали их уважением и почётом.

4. Знакомство с обычаем гостеприимства.

Обычай гостеприимства берёт своё начало в глубокой древности. Каждый народ в этот обычай внёс свою специфику. Адыгейское гостеприимство отличается своей необычной утончённостью. Оно распространяется на всех адыгов, независимо от их состояния. Гость является священным, неприкосновенным лицом, считается, что он несёт с собой счастье и благополучие. Долг каждого адыга пригласить в дом тех, кто нуждается в пище и ночлеге.

Правом гостеприимства пользуется и стар и млад, богатый и бедный, мужчина и женщина, друг и враг. Наибольшим почётом пользуется гость из дальних краёв.

Рядом с жилым домом каждая семья строит специальный дом – кунацкую. Двери кунацкой открыты в любое время дня и ночи.

Священный долг хозяина – охранять покой и защищать гостя. Наиболее почётным гостям принято дарить подарки. Покидающего дом гостя провожают до края аула, желают ему счастливого пути.

5. Чтение и обсуждение стихотворения «О гостях».

О гостях.

Говорят, что в доме у черкеса

Комната особая была.

Для неё, черкес, как и для песен

Не жалел душевного тепла.

Старики ещё, наверно, помнят:

В ней висели дивные ковры.

Только эта – лучшая из комнат –

Всё же пустовала до поры.

Но не даром в доме домочадцы

Каждый день заботились о ней, -

Могут гости даже не стучаться,

Дверь её открыта для гостей.

Заходи, знакомый, незнакомый,

Одолевший многодневный путь!

Гость адыга – это праздник дома,

Значит, можешь, путник отдохнуть!

Начинай рассказ свой о столицах,

И о сёлах начинай рассказ…

Нам бы у адыгов поучиться

Древнему обычаю сейчас.

Как бы мир тревожный изменился,

Мир с тугими жилами дорог,

Если б в каждом сердце отводился

Гостю самый лучший уголок.

Л. Сорокин.

6. «Если родился ребёнок» - обычай, связанный с рождением ребёнка.

Когда в семье рождается ребёнок, весть об этом разносится по всему аулу. В честь этого события сажают дерево. При рождении мальчика чаще сажают орех, если родилась девочка – яблоню.

Когда малыш делает первые шаги, в доме устраивают праздник.

Чтобы узнать, кем по профессии будет ребёнок, ему предлагают различные предметы и игрушки. Если малыш выберет гармошку – он будет музыкантом, если градусник – врачом, если молоток – плотником, книгу – писателем или поэтом. По обычаю в этот день гости, родственники и соседи дарят малышу подарки.

7. Чтение и обсуждение стихотворения К. Жане «У адыгов обычай такой».

У адыгов обычай такой.

Если где-то в кругу молодых

Держит речь седовласый адыг,

Ты не вздумай его перебить,

Уважай его возраст седой, -

У адыгов обычай такой.

Да, да, да! Да, да, да!

У адыгов обычай такой.

Если гость постучит у двери, -

Гостю сердце своё отвори.

И полдома на время отдай,

И четлибжем его угощай,

И пои ключевою водой, -

У адыгов обычай такой!

Да, да, да! Да, да, да!

У адыгов обычай такой!

Если строишь ты заново дом, -

Весь аул помогает трудом.

Ты один не поднимаешь бревно,

А для всех как пушинка оно.

Встанет радостным дом над рекой,

У адыгов обычай такой.

Да, да, да! Да, да, да!

У адыгов обычай такой!

Если дочь родилась или сын,

Нашей славной страны гражданин, -

Ты прижми его нежно к груди,

А в саду деревцо посади,

В честь того, кто нарушил покой, -

У адыгов обычай такой!

Баю – бай, баю – бай,

Баю – бай, мой малыш, засыпай.

А-а-а, а-а-а, у адыгов обычай такой.

8. Знакомство с этической программой «Адыгэ хабзэ».

За основу воспитания гражданина Адыгеи необходимо взять нравственные законы «Адыгэ хабзэ», впитавшие в себя лучшие качества характера адыгского народа, для которого высокие этические принципы всегда были нормой поведения. «Адыгэ хабзэ» - это устный памятник культуры, спроектировавший такую модель поведения, которой надо придерживаться любому черкесу, желающему сохранить духовную и материальную связь с предками. Эта программа может справедливо являться программой социального воспитания и жизнедеятельности всех граждан, проживающих в республике Адыгея.

Давайте познакомимся с основными принципами программы «Адыгэ хабзэ».

Почитание древности. Должно испытывать уважение к родителям, особенно в их старости. Помни, что они даровали тебе жизнь и что ты их плоть и кровь.

Институт старшинства. Предполагает заслуженное уважение к мудрости и справедливости, это древний живой закон адыгов с распределением прав и обязанностей в обществе.

Мужчина. По адыгским канонам наделялся такими качествами, как мужество, сдержанность, благородство в повседневной жизни. Мужчина ответственен за материальное благополучие семьи и детей своего рода, оставшихся сиротами. Мужчина – пример для детей.

Женщина. Создаёт домашний уют, воспитывает из сыновей мужчин и будущих отцов, из дочерей – женщин и будущих матерей.

Дети. Обязаны уважать старших, и по мере взросления становиться более самостоятельными, переводя своё внимание на помощь стареющим родителям.

Добро и зло. Человеку дан разум, чтобы различать добро и зло. Необходимо творить добро, не требуя взамен благодарности.

Военное дело. Быть воином – для адыга может стать профессией, это гарантирует мир.

Культ красоты и гармонии. Поклоняйся красоте и почитай её. Красота – это гармония. Стремись к ней во всём.

Красота от Бога – это красота женщина.

Красота, которой мы окружены – это природа.

Красота, которую мы создаём сами – это красота взаимоотношений между людьми.

Добродетель. Не хвались своими способностями. Не гонись за дурной славой. Адыг, достигший силы и уверенности в себе, не будет кичиться своими достижениями. Необходимо презирать обман и раболепство перед сильнейшим. Чистый разум, твёрдость в убеждениях всегда укажут правильный путь.

Законы «Адыгэ хабзэ» указывают человеку путь к совершенствованию добродетели, способствуют установлению между людьми гармоничных отношений.

9. Подведение итогов.


Статьи по теме: